Тренер составляет индивидуальную программу занятий для своих подопечных, дает им задания, следит за ходом тренировок, при необходимости исправляет ошибки и корректирует действия каждого из учеников. Кроме того, тренер занимается отбором — выбирает учеников, наиболее способных к его виду спорта, и убеждает их заняться именно им. Зачастую он вынужден решать и ряд организационных вопросов, не имеющих прямого отношения к тренировкам (обеспечение специального питания для спортсменов, приобретение инвентаря и т. п.).
Помимо собственно подготовки к достижению спортивных результатов, тренер выполняет и очень важные педагогические функции, огромна его роль в воспитании подопечных. Ведь он становится очень важной фигурой в их глазах, обычно именно к нему идут и поделиться душевной болью, и посоветоваться по важным жизненным вопросам. Хороший тренер — это не дрессировщик и не автомат для расчета физической нагрузки, а друг для своих учеников, мудрый и опытный советчик, и даже своего рода духовный наставник. Тренеры работают в спортшколах, в сборных командах различного уровня, в спортивных клубах, в училищах и институтах физической культуры. Спортсмены высшего уровня зачастую приглашают к себе на работу личных тренеров.
У тренеров, работающих со спортсменами начального уровня, тренировки проходят по фиксированному расписанию и работа обычно не связана с поездками. Однако у тех, кто выходит на уровень спорта высших достижений, больше половины времени может проходить в разъездах (командировки на спортивные сборы, соревнования). Поскольку тренировки у спортсменов высокого уровня проводятся дважды в день, по 4-5 часов каждая, практически без выходных, рабочий день у тренера ненормирован, он фактически живет со своими спортсменами, сопровождая их на спортплощадках как на родине, так и в многочисленных разъездах по всему миру.
В спорте высших достижений тренер работает не единолично, а в тесном сотрудничестве с другими специалистами: спортивными менеджерами (сотрудниками, занимающимися решением всех организационных вопросов, связанных с тренировками и выступлениями), психологами, врачами, массажистами и т. д., поэтому ему необходимы навыки работы в команде.
Как правило, на должности тренеров приглашают работников с высшим (в редких случаях — со средним специальным) педагогическим образованием. Подготовка тренеров осуществляется в специализированных институтах физической культуры, на факультетах физической культуры педагогических институтов, в училищах олимпийского резерва. Для успеха в профессиональной деятельности тренеру необходима обстоятельная педагогическая подготовка (владение методикой тренировки, навыками профессионального общения со спортсменами), знание физиологических основ тренировочного процесса, а также особенностей соответствующего вида спорта — недаром большинство лучших тренеров получается из бывших спортсменов.
Кроме того, тренеру важно хорошее знание психологии, понимание индивидуальных особенностей поведения спортсмена, умение где-то успокоить его, а где-то, наоборот, спровоцировать на «спортивную злость». Именно от таких нюансов подчас зависит победа; не случайно Пьер дс Кубертен, основатель современного Олимпийского движения, говорил: «В борьбе равных побеждает психология». Конечно, в командах высокого уровня работают и профессиональные психологи, однако тренер чаще всего является для подопечных более значимым лицом, чем приглашенный «со стороны» специалист, поэтому спортсмены в первую очередь обращаются с личными вопросами именно к нему…
Спрос на тренеров на рынке труда относительно невелик, профессия не относится к числу массовых. Однако не так много и тех, кто может и хочет занять эти вакансии, поэтому сложностей с трудоустройством у них, как правило, не возникает. Информация о таких рабочих местах почти не попадает в средства массовой информации, поиск тренеров осуществляется, главным образом, через отзывы коллег и информацию в узкоспециальных изданиях.
Доход тренеров, не имеющих учеников, достигших выдающихся спортивных успехов, относительно небольшой, примерно 2/3 от средней зарплаты в промышленности. Однако ситуация резко меняется в лучшую сторону, как только удается выйти на уровень высших спортивных достижений (например, когда подопечные попадают в сборную России и начинают участвовать в чемпионатах мира). Существенно больше зарабатывают тренеры в популярных видах спорта, таких как футбол или теннис.
Карьерный рост тренера связан, в первую очередь, с подготовкой спортсменов высшего уровня. Так, воспитать олимпийского чемпиона почти так же почетно, как и самому стать победителем Олимпиады. Возможен переход тренера в область оздоровительной физической культуры (например, можно стать инструктором фитнес-центра) – это позволяет несколько повысить заработок, однако, по сути, «отрезает» стратегические карьерные перспективы, связанные с подготовкой высокоуровневых спортсменов. Некоторые тренеры совмещают свою деятельность с преподаванием в высших учебных заведениях, научной работой. Российские тренеры востребованы во многих странах, поэтому некоторые специалисты связывают карьерный рост с работой за рубежом.
противника. Работа тренера на ранних этапах обучения является самой важной, так как именно от плодов его работы будет зависеть успешность и эффективность занятий в будущем.
Если говорить о зрелищности боёв, то это требует отдельной тренировки бойцов, потому что правила ведения боя всё время меняются, а с ними меняется и метод подготовки. В этот момент важно умение тренера сопоставить данные спортсмена с текущими правилами и желаниями общественности. Если, например, будет поставлена задача повышения зрелищности боя за счёт увеличения времени борьбы в стойке, то соответственно необходимо изменить программу физической и технико-тактической подготовки. В момент изменения тактики ведения боя важно чётко установить грань между рациональностью ведения боя и зрелищностью, так как, погнавшись за одним, можно упустить победу. Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что, каким бы видом спорта человек не занимался, он должен поставить для себя цель и добиваться её несмотря ни на что, ведь основная суть единоборств заключается не только в самой борьбе, но и в воспитании своего духа. Так было, есть и будет.
Ключевые слова: борьба, зрелищность, спортсмены, тренер, правила.
Key words: wrestling, staginess, sportsmens, trainer, rules.
УДК 378
Н. И. Николаева
ПРОФЕССИОГРАММА КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО ТРЕНЕРА1
Московский городской педагогический университет, Москва, nnikol2005@rambler.ru
Введение. Основным критерием профессионального мастерства тренера является владение комплексом профессионально-педагогических умений, которые классифицируются в соответствии со структурой спортивно-педагогической деятельности. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением со-
1Nikolaeva N.N. Professiogram as a basis for professional standard of sport coach training.
вместно с заинтересованными участниками образовательного процесса. Такими участниками являются государство, в лице работодателя, и сам субъект образовательной деятельности, который по собственному усмотрению выстраивает индивидуальную образовательную траекторию.
Методы . На основе проведенного анализа литературных источников, касающихся подготовки спортивных тренеров, мы смоделировали профессиограмму спортивного тренера. Моделирование позволяет представить инвариантные, идеализированные, обобщенные характеристики личности, профессиональной деятельности специалиста, процесса его формирования.
Результаты. В качестве «эталонной» качественно-описательной модели специалиста выступает профессиограмма, указывает А.А. Деркач, которая закладывается в основу нормативной модели, т.е. квалификационной характеристики. Последняя, представляет собой государственный документ, определяющий требования к личности (качества личности и способности) и профессиональной компетентности [2].
Анализируя деятельность тренера нужно выделить структурные компоненты её составляющие. В современной литературе деятельность тренера, рассматривается как деятельность спортивного педагога. В соответствии с этим должны быть сформулированы способности, которыми должен обладать тренер и компетенции, которые должны быть сформированы в процессе обучения.
В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В.А. Крутецким, который и дал им соответствующие общие определения [1]. На основе теории общих педагогических способностей рядом ученых были выделены специальные педагогические способности учителей разных предметов. Наиболее важные профессиональные качества педагога представлены в работах А.К. Марковой [4]. Кроме специальных педагогических способностей в спортивно-педагогической науке определены способности, значимые для тренерской деятельности.
Говоря о профессионализме, А.А.Деркач выделяет три стороны труда и соответственно три группы профессиональной компетентности [2]:
А.Я. Корх способности, обеспечивающие профессиональную деятельность тренера, связывает с его функциями, ближе всех, на наш взгляд, подходит к рассмотрению профессиограммы тренера. Он описывает 13 функций тренера, которые лежат в основании группы компетентностей, касающиеся профессиональной деятельности спортивного тренера [3]:
Требования к личн ости
1
качества спос обности
Эрудиция Дидактические
Целеполагание Академические
Мышлен ие Перцептивные
Интуиция Речевые
Импровизация Организаторские
Наблюдатель- Авторитарные
ность Коммуникативные
Оптимиз м Прогностические
Находчивость К распределению
Предвидение времени
±
Профессиональная компетентность 1
Профессиональная деятельность:
Специальная (виды деятельности по А.Я. Корху)
Технологическая – процесс ведения профессиональной деятельности;
Профессиональное общение:
коммуникативная; перцептивная; психологическая; диагностическая; этическая; эмпатий-
Личность профессионала:
психологическая, индивидуальная, культур-
Потребность в самопознании, самостоятельность и самокритичность, здоровый образ жизни, Культура поведения и общения
Рисунок 9. Схематичное представление профессиограммы спортивного тренера
Заключение. В качестве «эталонной» качественно-описательной модели специалиста выступает профессиограмма, которая закладывается в основу нормативной модели, т.е. квалификационной характеристики или профессионального стандарта. Эта модель должна лежать в основе проекта стандарта профессионального образования, учебного плана.
Литература:
1. Вопросы психологии способностей: сборник статей / ред. В.А. Крутецкий -Москва: Педагогика, 1973. – 216 с.
2. Деркач, А.А. Акмеология: Учебник [Текст] / Под общей редакцией А.А. Деркача. РАГС. – 2002. – 681 с.
3. Корх А. Я. Тренер: деятельность и личность. Учебное пособие. – М.: Терра-Спорт. – 2000. – 120 с.
4. Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. – М.: междуна-
родный гуманитарный фонд «Знание», 1996. – 308 с.
Ключевые слова: профессиограмма, квалификационная характеристика, способности, тренерская деятельность, функции тренера.
Key words: professiogram, qualification characteristics, ability, sport coach activities, sport coach functions.
О.Е. Пискун, В.О. Пискун
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ КАФЕДРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ НЕПРЕРЫВНОГО МОНИТОРИНГА ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО
СОТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ1
Кафедра физической культуры и адаптации Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, piskun@imop.ru
Здоровье нации – категория экономическая, политическая, определяющая социальную стабильность. От него зависит трудовой потенциал страны и ее обороноспособность. Только здоровые люди могут производить материальные блага, успешно учиться и стать работоспособными специалистами. Без них невозможен ни научно-технический прогресс, ни успехи в экономике и других отраслях хозяйствования.
Особую обеспокоенность вызывает проблема здоровья молодежи. Сохранение и укрепление здоровья учащейся молодежи являются приоритетными задачами общества и государства (А.Г. Ильин и др. 1999; Л.А. Щеплягина, 2002). На состояние здоровья молодого поколения оказывает влияние сложный комплекс разнообразных факторов, среди которых особое место принадлежит учебной нагрузке (А.Г. Ильин и др., 1999; А.П. Спицин, 2007), связанной с интенсивной умственной деятельностью, нарушением режима труда и отдыха, гиподинамией, психоэмоциональным напряжением, стрессовыми ситуациями. Отмечено, что в век глобальной интернетизации количество непрерывно возникающей новой информации грозит превысить человеческие возможности ее ус-
1O.E. Piskun, V.O. Piskun. Features of the activity of the physical culture department during constant monitoring of students psyhophysical state.
История профессии “Тренер”
Со времен древней Эллады, когда впервые зажегся олимпийский огонь, мы наблюдаем эволюцию человеческой силы. Конечно, виды спорта и дистанции, на которых испытывается человек, в наше время не совпадают с теми, что были в VIII и IX веках.
И в любом достижении спортсмена есть большая заслуга его тренера — человека, который отдает свои силы, знания, душу своему наставнику и развивает его мастерство. Поэтому успехи спортсменов стали возможны во многом благодаря большому количеству квалифицированных тренеров и внедрению в практику спорта современных научно обоснованных методов спортивной тренировки.
Сейчас тренеры работают везде: не только в специализированных организациях, но и во всех учебных заведениях, лагерях и других местах труда и отдыха людей. Неоценим вклад тренера в работу по развитию физического мастерства, культуры и поддержанию здоровья людей.
Профессиограмма “Тренер”
Наименование профессии | тренер |
Доминирующий способ мышления | приложение — регуляция |
Дополнительные способы мышления | адаптация — координация; производство — выносливость |
Область базовых знаний №1 и их уровень | педагогика и психология, уровень 3, высокий (теоретический) |
Область базовых знаний №2 и их уровень | физкультура и спорт, уровень 2, средний (практическое использование знаний) |
Профессиональная область | спорт |
Межличностное взаимодействие | частое по типу “напротив” |
Доминирующий интерес | социальный |
Дополнительный интерес | предприимчивый |
Условия работы | в помещении / вне помещения; мобильный |
Предпочтительный пол | — |
Доминирующие виды деятельности профессии “Тренер”:
- учебно-тренировочная работа в физкультурно-оздоровительных группах и спортивных секциях;
- подготовка учащихся к соревнованиям;
- принятие мер по повышению роли физической культуры в оздоровлении трудящихся и членов их семей, предупреждению заболеваемости и сохранению их здоровья;
- разработка предложений по совершенствованию режимов труда и отдыха, инструкций, рекомендаций и других методических материалов по использованию различных форм и методов физической культуры для профилактики возможных заболеваний;
- внедрение в организации физкультурно-оздоровительных мероприятий;
- организация проведения смотров, конкурсов и других спортивных мероприятий;
- проведение консультаций для людей, занимающихся физической культурой;
- осуществление профессионально-физической подготовки.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности тренера:
Способности | Личностные качества, интересы и склонности |
|
|
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
- отсутствие физической и психической выносливости;
- агрессивность;
- безответственность;
- равнодушие;
- слабоволие.
Области применения профессиональных знаний:
- средние общеобразовательные, средние специальные и высшие учебные заведения;
- спортивные центры, спорткомплексы;
- спортивные клубы;
- бассейны;
- санатории-профилактории;
- детские лагеря.
Представляю вашему вниманию мою личную работу, сделанную во время учебной практики.
Буда ждать ваших откликов и комментариев по данной работе!
Ваш тренер, Влад Марсов!
Профессиограмма учителя физической культуры
Вид реферат Язык русский Дата добавления 27.03.2014 Размер файла 44,6 K Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны. Размещено на https://allbest.ru МБОУ «Средняя школа №6» «» Сивак Татьяна Анатольевна Учитель физической культуры МБОУ «Средняя школа №6» г. Балашиха Московской области БАЛАШИХА 2012 г.
План работы Введение 1. Особенности деятельности учителя физической культуры 2. Характеристика педагогической направленности учителя физической культуры 3.
Характеристика профессионально-личностных качеств учителя физической культуры 4. Характеристика педагогических функций и компонентов деятельности учителя физической культуры Заключение Использованная литература Введение Проблема совершенствования образования, повышение его качества существует уже давно.
Профессиограмма
Тренер спортивный
Тренер спортивный
Тип и класс профессии
По предмету труда относится к типу – «Человек – Человек»; по характеру труда является профессией руководящего класса.
Презентация профессии
Содержание деятельности
Требования к знаниям и умениям специалиста Физиологию человека, спортивную психологию, иметь спортивную подготовку.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Любовь к спорту, целеустремлённость, методичность, честолюбие и терпение, справедливость, объективность в оценке собственных результатов и достижений своих учеников, готовность к самосовершенствованию.
Условия труда
У тренеров, работающих со спортсменами начального уровня, тренировки проходят по фиксированному расписанию и работа обычно не связана с поездками. Однако у тех, кто выходит на уровень спорта высших достижений, больше половины времени может проходить в разъездах (командировки на спортивные сборы, соревнования). Поскольку тренировки у спортсменов высокого уровня проводятся дважды в день, по 4-5 часов каждая, практически без выходных, рабочий день у тренера не нормирован, он фактически живет со своими спортсменами, сопровождая их на спортплощадках как на родине, так и в многочисленных разъездах по всему миру.
Пути получения профессии
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. Сайт: https://www.kgafk.ru Сочинский государственный университет туризма и курортного дела. Сайт: https://www.sutr.ru Филиал Карачаево-Черкесского государственного университета имени У.Д. Алиева в г. Кропоткине. Сайт: https://www.kf-kchgu.ru Филиал Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма в г. Ейске. Сайт: https://www.kgafk.ru Филиал Адыгейского государственного университета в г. Сочи. Сайт: https://www.adygnet.ru/struktura/filialy
Области применения профессии
Учебные заведения любого профиля, ДЮСШ и институты физической культуры, учреждения лечебного и санаторного типа, фитнес-центы, спортивные клубы, секции, профессиональные спортивные организации.
Перспективы карьерного роста
Профессиональный праздник
День физкультурника – праздничная дата, которая отмечается в России во вторую субботу августа. День физкультурника отмечается с 1939 года.
Источник
Профессиограмма «Тренер»
Доминирующий способ мышления Область базовых знаний № 1 и их уровень: Область базовых знаний № 2 Профессиональная область Межличностное взаимодействие Доминирующий интерес Дополнительный интерес Условия работы тренер педагогика и психология, уровень 3, высокий (теоретический) физкультура и спорт, уровень 2, средний (практическое использование знаний) частое по типу «рядом» социальный реалистический в помещении, мобильный проведение консультаций для людей, занимающихся физической культурой; осуществление профессионально-физической подготовки. Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности: СпОСОбнОСТИ: физическая сила, оптимальная « способность к волевому само- для данного вида спорта; регулированию; физическая выносливость; « высокая психическая и эмоцио- быстрота реакции; нальная устойчивость; хорошая координация движе- ¦ высокий уровень развития мо- ний; торной памяти (двигательной).
Будь в курсе требований профстандартов!
Избегайте штрафов и увольнений
Обучение тренера-преподавателя в Академии осуществляется посредством курсов профессиональной переподготовки.
Программа смоделирована с учетом требований к работе тренеров-преподавателей с применением технологий дистанционного обучения.
Освоение программы дополнительного профессионального обучения позволит слушателю получить знания в области технологий физической культуры и спорта, планирования тренировочного процесса, физической и психологической подготовки спортсменов.
Продолжительность обучения составляет 6 месяцев без отрыва от производства, что в настоящее время является оптимальным решением для работающего человека, желающего сменить направление профессиональной деятельности.
Актуальность программы тренер-преподаватель
В современном обществе спорт является неотъемлемой частью жизни многих людей. Родители отправляют детей в спортивные секции, ДЮСШ, ДЮСШОР и другие спортивные организации по как по индивидуальным, так и по командным видам спорта, мужчины и женщины, устав от сидячего образа жизни дома и на работе, стремятся заниматься спортом –посещают тренажерные залы, спортивные секции для взрослых, выступают инициаторами проведения спортивных мероприятий среди любителей. Однако, при занятии любым видом спорта важно соблюдать правильность техники выполнения физических упражнений, знать правила и закономерности различных этаповспортивной подготовки, в противном случае велик риск травмирования различной степени тяжести.
Тренер-преподаватель является ключевым элементом правильной и безопасной подготовки, как профессиональных спортсменов, так и любителей. Роль тренера невозможно переоценить. Благодаря его опыту и знаниям спортсмены способны достигать максимального уровня производительности и выносливости, что невозможно было бы сделать самостоятельно. Тренер-преподаватель должен создавать для подопечныхспортсменов комфортные условия обучения и мотивировать их на постоянное совершенствование своих умений в том или ином виде спорта. Роль тренера в процессе подготовки не ограничивается только консультированием спортсменов по подготовке и освоению вида спорта, со временем, помимо всего прочего, тренер выступает в ролинаставника, мотиватора, друга, оказывающего так же и моральную поддержку.
Тренеру-преподавателю необходимо уметь правильно и безопасно спланировать процесс тренировки, продемонстрировать элементы упражнений, анализировать прогресс и регресс обучающегося, постоянно давать обратную связь и поддерживать хорошие отношения с учеником.Все вышеперечисленные аспекты работы тренера-преподавателя учтены в программе профессиональной переподготовки Академии. Важно, что программа разработана с учетом требований профессионального стандарта «Тренер» в редакции, утвержденной в 2022г.
Квалификационные требования к тренеру-преподавателю
В 2022 г. Министерством труда и социального развития утверждена новая редакция профессионального стандарта «Тренер». Указанный документ устанавливает требования к образованию тренера-преподавателя, а также регламентирует основные направления его профессиональной деятельности.
Уровень образования тренера должен быть не ниже среднего профессионального по подготовке специалиста в области физической культуры и спорта. К работе тренером-преподавателем так же допускается физическое лицо с непрофильным средним профессиональным образованием, прошедшее программу профессиональной переподготовки в соответствующей сфере профессиональной деятельности, это может быть общая программа подготовки тренера-преподавателя или подготовка с учетом особенностей конкретного вида спорта.
Квалифицированный тренер должен осуществлять сопровождение спортсмена или спортивной команды на всех этапах спортивных занятий: начиная от общей физической подготовки, заканчивая совершенствованием спортивного мастерства и сопровождением подготовленного спортсмена на соревнованиях различных территориальных уровней.
Как составить резюме фитнес-тренера?
Составляя резюме на вакансию фитнес-тренера необходимо отметить все сильные стороны соискателя, поэтому надо достоверно и подробно рассказать о своем профессиональном опыте. В первую очередь желательно указать профессиональный уровень, отметив получение профильного образования, которое обеспечивает знание физиологии человека и знание момента осуществления нагрузки на него.
Если специалист занимался на курсах или посещал семинары, это свидетельствует о стремлении соискателя к развитию и изучению передовых достижений в сфере фитнеса.
Положительным будет, если соискатель прикрепит к резюме свою фотографию, демонстрирующую его физическую форму и внешность.
Нельзя не отметить личный характер соискателя, свидетельствующий о его активности, позитивного настроя, жизнерадостности.
При составлении резюме рекомендуется ориентироваться на следующие советы:
- Объем документа не должен превышать 1-2 страниц. Как говориться, лучшее резюме – краткое резюме.
- Заполнение документа необходимо выполнять шрифтом Arial или Times New Roman, 12-го размера. При этом, желательно, чтобы весь текст был одинакового размера.
- Заголовки разделов рекомендуется выделять жирным шрифтом.
- Для лучшей презентабельности – списки рекомендуется составлять – структурированными.
- Текст должен быть грамотным, без исправлений и зачеркиваний.
- Использовать общепринятую структуру документа. Для этого рекомендуется или пример резюме в конце данной статьи и на этой основе составить свое, заменив данные на свои.
Исходя из вышеизложенного, можно приступить к заполнению разделов резюме, в том числе, первого раздела, отображающего:
- Ф.И.О. соискателя.
- Года рождения.
- Места проживания/регистрации.
- Контактных данных.
Цель
Здесь нужно четко отметить название должности, на которую рассчитывает соискатель, например, «Замещение вакансии фитнес-тренера».
Тут же можно отметить график работы: посменный или в вечерние часы, а также размер гонорара, на который рассчитывает претендент.
Образование
Как отмечалось выше, в этом разделе нужно будет отобразить полученное образование, с указанием:
- Периода обучения.
- Названия ВУЗа, с указанием факультета.
- Специальности, полученной в результате защиты диплома
- Уровня аккредитации (бакалавр или магистр).
Дополнительное образование
В этом разделе нужно будет описать курсы и семинары, в которых участвовал претендент на вакансию, с указанием:
- Даты обучения на курсах или участия в семинаре.
- Названия мероприятия.
- Специализации.
- Сертификата (если таковой получен).
Опыт работы
В разделе требуется отобразить компании, в которых трудился соискатель. При этом, отображать нужно те места трудовой деятельности, которые хотя-бы косвенно относятся к данной профессии.
Заполнять сведения о трудовом стаже соискателя нужно в обратной хронологической последовательности, начиная с последнего места работы, с указанием:
- Даты трудоустройства и увольнения.
- Названия компании.
- Занимаемой должности.
- Перечисления функциональных обязанностей.
Здесь же можно отметить достижения, которых он добился (если таковые есть).
Профессиональные навыки
Здесь можно отобразить свои знания и навыки, которые он приобрел за период своей трудовой деятельности и на курсах, и семинарах.
Выглядеть данный раздел резюме будет следующим образом:
Личные качества
Характерные черты тренера также играют немаловажную роль. Здесь требуется отобразить свои качества исходя из объективной самооценки. При этом, нельзя допускать самовосхваления.
Раздел будет иметь следующий вид:
Дополнительные сведения
В данном разделе можно отобразить информацию, упущенную в предыдущих разделах. Он заполняется по желанию соискателя, так как является не обязательным.
Здесь можно отметить:
- Семейное положение.
- Наличие/отсутствие детей.
- Рассказать об увлечениях.
- Готовность к переезду и прочую информацию, которой по мнению соискателя заинтересуется потенциальный работодатель.
Тренер-преподаватель: особенности работы, должностная инструкция
Должностная инструкция тренера-преподавателя разработана на основе Трудового кодекса Российской Федерации. В ней даны основные методические рекомендации в области труда, спорта и физической культуры.
Основные положения
Главное предназначение тренера-преподавателя – правильно организовать спортивную подготовку.
При этом под спортивной подготовкой подразумевается особый тренировочный заранее спланированный процесс, обязательно включающий в себя участие воспитанников во всевозможных спортивных конкурсах и соревнованиях. При этом все действия, проводимые в такой школе, должны выполняться в соответствии с особой программой.
Тренер-преподаватель обязан придерживаться всех требований, назначенных государственными стандартами.
Правильная организация тренировочного процесса
Каждая тренировка, проводимая в группе, должна быть осуществлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей всех воспитанников. При этом тренер-преподаватель должен уметь проводить соревнования, и сам принимать в них активное участие, организовывать тренировочные сборы и лагеря, а также иметь опыт в судейской и инструкторской практике.
Тренер-преподаватель спортивной школы обязан следить за здоровьем своих воспитанников и прохождением ими специального медицинского контроля.
Тренер-преподаватель осуществляет календарно-тематическое планирование занятий и соревнований в соответствии с видом и целями спортивной школы. При этом он должен осуществлять постоянный медицинский контроль за своими учениками. Очень важно знать о противопоказаниях к занятиям или к тем или иным видам упражнений.
Тренер-преподаватель консультирует воспитанников и их родителей о протекании учебного процесса. По необходимости дает нужные рекомендации.
Тренер-преподаватель по спорту обучает своих учеников всем основам двигательной активности, в зависимости от спортивной дисциплины.
С этой целью делаются различные комплексы специальных упражнений, развивающие нужные спортивные показатели. При этом должна быть задействована не только практика, но и теоретическая подготовка.
Постоянные рассказы, беседы и лекции поспособствуют всестороннему развитию.
Инструкция тренера-преподавателя сообщает также, что каждый сотрудник спортивной школы обязан уметь правильно составлять рабочий план и придерживаться его. Также анализировать результаты своей работы и отбирать лучших учеников для участия в важных спортивных соревнованиях.
Каждый тренер спортивной школы должен обладать такими знаниями для работы со своими учениками:
- общие правила своей дисциплины;
- правила проведения соревнований;
- основные требования к спортивному снаряжению и экипировке;
- определение объемов тренировок для определенных типов соревновательных подготовок;
- психологические, физические и возрастные особенности своих воспитанников;
- возрастную педагогику и психологию;
- комплексы упражнений, формирующих учеников как гармонично развитых личностей.
Необходимые умения
Работа тренером-преподавателем подразумевает наличие таких умений:
- способность выявлять цели и мотивы учеников, пришедших в спортивную школу, а также на каждом этапе проведения спортивных соревнований;
- умение следить за общей дисциплиной;
- умение составлять учебный и соревновательный план и пользоваться ими;
- заинтересовывать учащихся не только физическими упражнениями, но и рассказами и лекциями о данном виде спорте;
- каждый тренер-преподаватель должен просто и понятно уметь объяснять суть всех упражнений;
- умение использовать спортивный инвентарь и тренажеры, если в этом есть необходимость;
- замечать все неисправности имеющегося оборудования и следить за безопасностью условий, в которых тренируются воспитанники;
- умение правильно и осознанно отбирать спортсменов для проведения соревнований;
- участвовать в судейском процессе, а также определять его справедливость;
- умение повышать мотивацию учеников и развивать волю к победе;
- умение соблюдать правила техники безопасности, а также просто и доходчиво объяснять это ученикам.
Ответственность, подразумеваемая данной должностью
Стоит учитывать, что деятельность преподавателя-тренера подразумевает некоторую ответственность. Поэтому очень важно обратить внимание на некоторые аспекты профессии. Преподаватель спортивной школы всегда несет ответственность за:
- здоровье и жизнь всех занимающихся;
- нарушение всех видов дисциплины;
- неправильное выполнение государственных стандартов по тому или иному виду спорта;
- невыполнение нужного объема годовых работ: проведение соревнований, аттестация учеников;
- неуважительное отношение к правам воспитанников;
- применение неправильных методов воспитания (особенно связанных с любыми видами насилия над личностью ученика);
- подозрение в коррупции;
- сбор средств на нужды спортивной школы без согласия директора и других руководителей;
- пропаганда любых религий, насилия, жестокости и расизма;
- любые другие поступки, несовместимые с законами Российской Федерации.
Квалификационные требования
Специальная квалификация тренеров-преподавателей – это одно из основных условий для проведения правильной спортивной и воспитательной работы с учащимися.
В зависимости от вида спортивной деятельности и подготовки, тренер должен иметь среднее или высшее образование. Также для совершенствования этой деятельности необходим тренерский опыт не менее трех лет.
Если преподаватель не имеет соответствующего опыта, но имеет присвоенный разряд от кандидата спорта и выше, в этом случае он может вести тренерскую деятельность.
Аттестация тренеров-преподавателей – это важная и нужная процедура, проводимая каждые три года для определения уровня знаний и умений сотрудников спортивной школы, а также для повышения его квалификации.
Распределение рабочего времени
Данный вид деятельности предполагает сокращенную рабочую неделю. Максимальное количество рабочего времени составляет тридцать шесть часов в неделю. При этом учебный график составляется в соответствии с требованиями определенного учебного заведения самой администрацией. Очень важно учесть возрастные и психологические особенности учеников.
Права
Каждый тренер-преподаватель имеет право на:
- предоставление ему работы с подписанием трудового договора;
- получение рабочего места, отвечающего всем государственным и правовым нормам;
- получение своевременной и правильной оплаты труда;
- получение оплачиваемого отпуска, а также больничных.
Каждый человек, связанный с тренерско-преподавательской деятельностью, при устройстве на работу имеет право получить полную достоверную информацию, касающуюся условий труда. При этом могут быть использованы собственные тренерские методы обучения учащихся. Также разрешено переаттестовываться и получать более высокий разряд.
Общероссийские спортивные организации рекомендуют регулярно проводить переаттестацию тренеров-преподавателей для присвоения специальной категории.
Категория тренера-преподавателя определяется самой федерацией конкретного вида спорта. При этом учитываются требования международной организации. Данная аттестация является добровольной.
Основная же цель государственных аттестаций заключается в стимулировании тренеров-преподавателей к лучшей профессиональной деятельности.
Каждый экзамен помогает работникам спортивных учреждений повысить свой уровень, а также узнать о новых современных методиках и технологиях, которые разрабатываются в наше время.
При прохождении аттестации тренеру-преподавателю может быть присвоен определенный национальный уровень: первая, вторая либо высшая категория, а также категория «Олимп».
Подготовка к аттестации
Категория тренера-преподавателя присваивается при прохождении специальной национальной аттестации, которая проводится в сроки, определенные спортивной федерацией с учетом международных требований.
При этом каждый экзамен на присвоение определенного уровня проводится один раз в четыре года. Перед прохождением каждой аттестации работник спортивной организации должен подать заявление в специальную комиссию. Каждое заявление подается через работодателя.
Комиссия может отклонить заявление в таких случаях:
- в документах указаны неправильные сведения;
- тренер-преподаватель имеет санкции за нарушение антидопинговых правил;
- работодатель может не принять заявление при наличии у подающего лица неснятого дисциплинарного высказывания.
Аттестационная комиссия
Для проведения правильной аттестации тренеров-преподавателей рекомендуется создавать специальные аттестационные комиссии, основной деятельностью которых являются заседания. Каждая из них должна состоять из председателя, заместителя, секретаря и членов комиссии. При этом председатель сам имеет право определять порядок проведения аттестации.
Комплекс требований к личности тренера
Профессия тренера-преподавателя имеет некоторые личностные требования.
Физические качества: тренер должен иметь хорошее здоровье и быть выносливым, а также иметь громкий звучный голос.
Нервно-психические качества: умение правильно распределять свое внимание, сохраняя при этом его концентрацию; устойчивость к внешним раздражителям и терпеливость; хорошее логическое мышление, память и воображение.
Волевые качества: умение ставить перед собой цель и добиваться ее, терпение, умение нести ответственность, способность владеть собой в любой ситуации, а также иметь талант влиять на других.
Тренер-преподаватель высокого уровня способен выгодно отличаться своими спортивными, педагогическими и личностными качествами, а также желанием делиться своими умениями и любовью к детям. У таких людей присутствует постоянное стремление учиться и самосовершенствоваться.
Один из самых важных критериев преподавателя – умение вносить творчество в свою работу. Это поможет заинтересовать воспитанников и разнообразить тренировочный процесс.
Выводы
Тренер-преподаватель – это очень важная, сложная и ответственная профессия. Для того чтобы стать успешным и квалифицированным работником спортивного заведения, нужно быть сильной, хорошо развитой личностью. При этом у человека, выбравшего данную профессию, должно присутствовать желание постоянно совершенствоваться, а также учить и любить детей.
Тренер должен постоянно достигать новых высот не только в профессиональной сфере, но и в духовной, и передавать свои качества воспитанникам.
Высококвалифицированный тренер-преподаватель – это не только работник спортивного учреждения, но и умный ответственный учитель, наставник, врач и друг для своих воспитанников.
Совмещая все качества преподавателя и хорошего человека, можно стать настоящим профессионалом своего дела.
Наградой за это будут не только медали учеников за спортивные достижения, но и формирование успешных, умных, здоровых и гармонично развитых личностей.
При правильном подходе к делу, а также при неимоверном желании учить и учиться тренер-преподаватель может достичь небывалых высот в своей работе.
Источник: https://FB.ru/article/299855/trener-prepodavatel-osobennosti-rabotyi-doljnostnaya-instruktsiya
министерства труда и социального развития Краснодарского края
Все профессиограмы. Тренер составляет индивидуальную программу занятий для своих подопечных, дает им задания, следит за ходом тренировок, при необходимости исправляет ошибки и корректирует действия каждого из учеников. Кроме того, тренер занимается отбором — выбирает учеников, наиболее способных к его виду спорта, и убеждает их заняться именно им. Зачастую он вынужден решать и ряд организационных вопросов, не имеющих прямого отношения к тренировкам обеспечение специального питания для спортсменов, приобретение инвентаря и т.
Все профессиограмы. Таким словом с подачи западных популяризаторов оздоровительного бизнеса стали называть практически всю современную физкультуру — специальные системы упражнений, занятия в тренажерном зале, всевозможные оздоровительные мероприятия, включая даже диеты, массаж, косметологию. Работа инструктора фитнес-центра состоит из подготовки и проведения занятий с клиентами.
Тренер составляет индивидуальную программу занятий для своих подопечных, дает им задания, следит за ходом тренировок, при необходимости исправляет ошибки и корректирует действия каждого из учеников. Кроме того, тренер занимается отбором — выбирает учеников, наиболее способных к его виду спорта, и убеждает их заняться именно им. Зачастую он вынужден решать и ряд организационных вопросов, не имеющих прямого отношения к тренировкам обеспечение специального питания для спортсменов, приобретение инвентаря и т. Помимо собственно подготовки к достижению спортивных результатов, тренер выполняет и очень важные педагогические функции, огромна его роль в воспитании подопечных.
Знаменитые представительницы
Данную профессию сложно назвать чисто мужской или женской. Примерами достижения высоких результатов служат следующие великие представительницы слабого пола.
Елена Чайковская
Тренер по фигурному катанию. Она родилась в актерской семье. Детство Елены было тяжелым: это были послевоенные голодные годы. Первым ее способности заметил Т. А. Толмачев. Под его руководством она стала чемпионкой СССР в 1957 году.
Но школа отечественного одиночного фигурного катания в те годы была несовершенна, что не позволяло конкурировать со спортсменами из других стран. Это стало причиной поступления на факультет балетмейстеров в ГИТИС. В профессиональный спорт она вернулась позже, но уже в качестве тренера. Полученное образование и профессиональные навыки позволили ей выработать собственную систему постановки ледовых выступлений и шоу. Их отличала образность, лаконичность, высокий уровень хореографии и продуманная жанровая композиция.
Ученики Елены Чайковской 15 раз поднимались на высшую ступень пьедестала в мировых первенствах. Среди ее воспитанников Мария Бутырская, Татьяна Тарасова, Александр Горшков, Людмила Пахомова, Геннадий Карпоносов и многие другие.
Секрет успеха заключался в невероятной любви к фигурному катанию. Ей не удалось завоевать мировое признание в качестве спортсменки, поэтому она отдала много сил, чтобы воплотить эти мечты в своих учениках.
Тихана Немчич
Первая женщина, ставшая тренером по футболу мужской сборной. В ней сочетается несочетаемое: она выбрала для себя исконно мужской вид спорта, при этом участвовала в конкурсах красоты и была фотомоделью. Полученная травма колена не позволила ей остаться в спорте высших достижений. Тренерской работой она занялась в 2012 году. Руководство клуба «Виктория Ваковац» пригласило ее в качестве тренера мужской команды, которым она остается и по сей день.
Ольга Слуцкер
Отец девочки по ошибке записал ее в секцию фехтования, но этот вид спорта увлек Ольгу. Она стала много времени уделять тренировкам. Стать знаменитой спортсменкой она не успела – раннее замужество поставило крест на ее карьере. Спорт вернулся в жизнь Слуцкер в начале 90-х. Тогда она решила открыть фитнес-клуб.
Таких проектов в России еще не было, а сама идея была привезена ею из поездки по Испании. Очень скоро клуб стал популярным: уже в 1995 году она отдала долг мужу (деньги, которые он давал на запуск проекта) и выкупила права на бренд World Class.
Вскоре Ольга открыла целую сеть фитнес-центров по всей стране. Позволить себе занятия в них мог не каждый. Поэтому позже она запускает в работу клубы с демократичными ценами. Происходит это при поддержке Михаила Фридмана.
Светлана Андреева
Женщина, доказывающая собственным примером, что разделение на мужские и женские виды спорта весьма условно. В детстве занималась тхэквондо, кикбоксингом (мастер спорта международного класса). Позже перешла в женский бокс, который пришелся ей по душе. Главным спортивным достижением считает победу в 2007 году на чемпионате мира по кикбоксингу. В настоящее время является тренером по кикбоксингу. Среди ее учениц Зульфия Кутдюсова, Светлана Рогозина и другие девушки, представляющие Россию на мировых аренах.
Профессия тренер
Спортивный тренер — одна из самых уважаемых профессий в мире.
Попасть в нее может быть довольно сложно, но в случае больших успехов на таком поприще, материальное вознаграждение будет полностью соответствовать затраченным усилиям. Стоит вспомнить гонорары известных тренеров футбольных команд и боксеров, чтобы понять, насколько высоко может «взлететь» тренер. Хотя, в любом случае, не выше тех, кого он тренирует. Но и тут все относительно. является комплексной в полном смысле этого слова.
Часто приходится усердно работать не только над совершенствованием физиологических показателей спортсмена, но и формировать личность, понятия об ответственности, командном духе, спортивной этике и так далее.
Рекомендуем прочесть: Могут ли приставы списать деньги с кредитного счета за нарушение пдд
Спортивный тренер
Тренером является специалист по воспитанию спортсменов и подготовке их к соревнованиям.
Содержание:
История профессии
Профессия тренер возникла практически одновременно с появлением человечества. Одни люди умели хорошо охотиться, другие ― обладали умением собирать лечебные травы и съестные коренья.
Свои знания они передавали собратьям и совершенствовали их умения на практике. Спустя века эта специальность потерпела изменения. Появление отдельных государств побудило потребность в наличии регулярной армии. Новобранцы постигали искусство военного дела под руководством опытных воинов, за плечами которых было немало сражений.
Во время проведения Олимпийских игр тренер лично отбирал наиболее подходящих претендентов и занимался их активной подготовкой к предстоящим соревнованиям. Представители данной профессии пользовались уважением со стороны общественности. Уровень мастерства учеников оказывал непосредственное влияние на репутацию тренера.
Особенности профессии
Работа тренером считается комплексной. Зачастую требуется прилагать усилия не только с целью улучшения физиологических показателей спортсмена, но и оказывать воздействие на развитие личности, развивать командный дух, знакомить со спортивной этикой и пр.
Специалисту необходимо стать примером для воспитанников. Невзирая на то, что в наши дни профессия тренер не пользуется повышенным спросом, ее представителям отводится немаловажная роль в обществе.
Данная профессия наделена такими преимуществами:
Что касается недостатков, то тренер должен быть готов к ненормированному рабочему дню и плотному графику, в частности ―накануне соревнований. Также предусмотрены частые командировки, и необходимость сопровождать своих подопечных на сборах.
Повышенная ответственность и эмоциональные нагрузки сопровождают тренера на протяжении всей карьеры.
Обязанности
В должностные обязанности тренера входит не только проведение тренировок. Новичкам он прививает основные умения и навыки, необходимые для дальнейшего развития.
Ключевая задача – максимально раскрыть сильные стороны спортсмена, научить его правильно задействовать ресурсы организма для достижения отличных результатов.
Он должен грамотно составить режим тренировок и подобрать наиболее эффективные упражнения. Теоретическая и психологическая подготовка всех учеников также ложится на плечи тренера.
Тренер привлекает к помощи врача, который подбирает спортсменам правильную диету, помогает справиться с несерьезными травмами. Также он в обязательном порядке сопровождает подопечных на соревнованиях и сборах.
Важные качества
Необходимые качества, которыми должен обладать спортивные тренер:
Навыки и знания
Работа тренером предусматривает знание основ человеческой физиологии и психологии.
Необходимо уметь оказывать первую медицинскую помощь по необходимости, а также ― в совершенстве владеть эффективными тренировочными методиками. При этом необходимо постоянно следить за новостями в мире спорта для последующего покорения новых вершин.
Чтобы вести деятельность за рубежом в указанном направлении, необходимо знание иностранного языка.
Перспективы и карьера
В услугах тренера нуждаются спортивные секции и клубы, фитнес-центры, санатории. Дополнительно, можно вести преподавательскую деятельность.
Карьерный рост напрямую зависит от результатов, которые показывают воспитанники. Отличные показатели позволят рассчитывать на множество предложений о трудоустройстве с высокой зарплатой.
Нередко профессиональные спортсмены с высшим образованием по окончании карьеры переквалифицируются в тренеры.
Коммуникабельность
Очень много людей покупают клубные карты клиентов, чтобы не только развить значительную физическую форму, но также пообщаться с людьми, а возможно, даже и с тренером. А это значит, что инструктор должен обладать некоторыми качествами:
- коммуникабельность;
- неконфликтность;
- он должен оказывать все услуги своим подопечным с удовольствием.
А также тренер должен уметь находить общий язык с разными типами людей. Если у человека, который хочет стать тренером, нет таких черт, то не стоит даже и задумываться о том, чтобы идти работать в фитнес-центр. Очень часто инструктору приходится выступать в роли некоего психолога и постоянно выслушивать проблемные истории клиентов. Это может показаться невыносимым для многих людей. В том случае, если вы очень любите спортивные занятия, но являетесь интровертом, то лучше не начинать ломать себя. Возможно, стоит выбрать какую-то иную профессию.
Физическая активность, а также коммуникабельность обычно обуславливаются особенностями генетики и воспитания. Именно поэтому очень сложно добиться корректировки в этом направлении.
Профессиональные навыки
Как стать тренером по футболу или баскетболу? Любая специализация в спорте требует не только теоретических знаний, но и практических навыков. На овладение сложных техник могут уйти годы. Именно поэтому данную профессию выбирают те, кто отдал не один год жизни занятиям определенным видом спорта.
Кроме того, профессиональный стандарт №193 от 07.04.2014, утвержденный министерством труда и социальной защиты РФ, гласит, что, в зависимости от квалификации, тренер должен обладать определенными навыками и умениями.
Так, для 5 уровня квалификации необходимо уметь подготавливать спортсменов и планировать их результаты на начальных этапах. Это те, кто приводят и знакомят ребят с новым для них видом спорта. Девятый уровень квалификации подразумевает руководство и подготовку к соревнованиям команды сборной Российской Федерации.
Перечислять функции и необходимые умения для всех уровней и категорий не имеет смысла. Все они есть в официальном документе, указанном выше.
Рассматривая профессию тренера, немногие задумываются, с кем же им придется непосредственно работать. Вам регулярно придется контактировать и взаимодействовать со следующими категориями:
- спортсмены (ваши непосредственные ученики);
- родители воспитанников (они играют важную роль, если вы специализируетесь на детском и юношеском спорте);
- судьи (без них не обходится ни одно спортивное состязание);
- медицинские работники (именно они оценивают состояние спортсмена перед серьезными соревнованиями);
- СМИ (в том случае, если ваши подопечные будут показывать высокие результаты на уровне страны и мира);
- другие тренеры (вы будете работать в коллективе и взаимоотношения с коллегами имеют большое значение);
- руководство (при любом виде собственности не обойтись без руководящего звена).
Среди основных функций спортивного тренера выделяют следующие.
- Осуществление набора обучающихся.
- Знакомство с теоретическими основами выбранного вида спорта.
- Обучение специализированным физическим упражнениям (различаются в зависимости от вида спорта).
- Планирование, учет и анализ результатов.
- Подготовка к соревнованиям различного уровня.
- Формирование и совершенствование физической подготовки спортсмена.
Важно
Чем выше становится квалификация, тем более сложные и почетные функции ему доверяют выполнять.
Профессиограмма тренера – ведущего психологических тренингов. Статья М…
Статьи
- 2019-06-20В психологии, еще в 20 веке, впервые сформулировали концепции о…
- 2019-06-05Научная психодиагностика по историческим меркам сравнительно молодая наука, у истоков…
- 2019-06-22Поколение Z – первое поколение, которое родилось в цифровом мире….
Это интересно Рекомендуем // Автор — Марина Смирнова Если в интернет-поисковике набрать слово «психологический тренинг», он моментально выдаст около полумиллиона самых различных ссылок, от тренингов развития личности до мотивационных, от психодраматических до телесно-ориентированных (и это я еще не упоминаю странно звучащие и трудно представляемые названия!).
Важные качества
Психологический подход
Что делать, если клиент пришел в зал весь на взводе после трудного дня? В этом состоянии он способен на подвиги и рвётся к штанге, чтобы одним махом поднять большой вес. Но опытный инструктор этого не допустит: он лучше отправит рассерженного подопечного на беговую дорожку – привести эмоции в порядок и заодно разогреться для дальнейшей тренировки.
Люди хотят видеть перед собой оптимистично настроенного тренера, готового заниматься даже с самым неспортивным обитателем офиса. Опытный тренер умеет найти баланс между доброжелательностью и строгостью, без этого невозможны эффективные тренировки. Он всегда полон энергии и заряжает ею своих подопечных. Хороший тренер ориентирован на общение с людьми, он умеет внимательно слушать, понимать чужие эмоции и, если нужно, направлять их в нужное русло.
Внешний вид
Все знают о том, что в большинстве случаев людей встречают по одёжке. Это можно сказать и про спортивного тренера
Но здесь внимание будет обращаться не на одежду, а она физические параметры инструктора. Необязательно иметь огромные мышцы, достаточно просто быть обладателем подтянутой фигуры, а также иметь развитую рельефность тела
В этом случае клиент с большим доверием будет относиться к такому человеку, причём тренер станет для него идеальным мотиватором. Сложно представить, что кто-то серьёзно воспримет тренера, который будет имеет лишний вес и при этом советовать людям, как выполнять ту или иную методику для похудения.
Перспективы профессии
Сейчас эта профессия является достаточно востребованной, поскольку в моде здоровый образ жизни. Дети активно занимаются спортом и нуждаются в профессиональных инструкторах. Сфера применения профессии значительно расширилась в последнее время. Теперь тренером можно быть не только в ДЮСШ или секциях, но и в многочисленных частных спортзалах, фитнес-клубах, санаториях и оздоровительных центрах.
Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия тренер подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид. Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>
Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки
Учиться на тренера по фитнесу можно в средних специальных и высших учебных заведениях. Как таковое фитнес-образование в перечне специальностей – большая редкость, но есть ряд направлений, которые станут хорошей основой для приобретения профессии тренера по фитнесу:»Физическая культура», «Физкультурно-оздоровительные технологии», «Фитнес-технологии», «Система спортивной подготовки».
Предлагаем ознакомиться Размер больничных в зависимости от стажа. Как может страховой стаж повлиять на размер компенсации по бл
Также можно обучиться одной из медицинских специальностей, после чего повысить свою квалификацию на курсах. Учёба в медицинском училище или вузе дает углубленные знания об анатомии и физиологии человека, необходимые для работы тренером.
Чтобы быстро получить базовые знания и стать фитнес-тренером, можно поступить в училище, техникум или колледж, например:
- Московский городской открытый колледж;
- Екатеринбургский колледж физической культуры Екатеринбургского института физической культуры (филиала) УралГУФК;
- Колледж Башкирского государственного университета им. М. Акмуллы;
- Ставропольское училище олимпийского резерва (колледж);
- Западно-Сибирский государственный колледж (г. Тюмень).
Более высокий уровень знаний можно получить в вузах. Это, например:
- Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского. В институте физической культуры и спорта можно получить знания по оздоровительным технологиям, двигательной рекреации, теории и методике преподавания;
- Российский государственный профессионально-педагогический университет (г. Екатеринбург). Здесь можно обучаться по специальности «физкультурно-оздоровительный сервис»;
- Сибирский государственный университет физической культуры и спорта (г. Омск) выпускает бакалавров со специализацией «Физическая культура» по разным видам спорта;
- Волгоградская государственная академия физической культуры среди направлений подготовки тренеров имеет специализацию по фитнес-аэробике.
Образование фитнес-тренера наряду с его коммуникабельностью нередко становится решающим фактором для клиента. Каждому человеку дорого его здоровье, поэтому он хочет доверить заботу о нем профессионалу.
Если с учебой в техникуме или университете не сложилось, но есть большое желание тренировать, стоит пойти на краткосрочные курсы, выбор которых довольно широк. Можно вспомнить Колледж фитнеса и бодибилдинга имени Бена Вейдера, Московскую высшую школу фитнеса, Федерацию фитнес-аэробики России, Образовательный и др.
Что ожидает в работе
Плюсы и минусы работы тренером основаны на специфике данной профессии. Понять, с чем придется столкнуться, можно еще до начала трудовой деятельности.
Преимущества
- Возможность заниматься любимым делом, с которым знаком с детства. Эту работу выбирают в основном люди, профессионально занимающиеся тем или иным видом спорта.
- Эмоциональная отдача. Радость от победы на соревнованиях, выполнения нормативов подопечными — это результат слаженной работы тренера и спортсмена.
- Возможность поддерживать собственную физическую форму.
- Ощутимые результаты труда. Многие офисные работники лишены этого. Вы ставите конкретные цели, выстраиваете план тренировок и получаете результат.
- График работы будет зависеть от расписания тренировок. Нет необходимости находиться на рабочем месте весь день.
- Признание, уважение и высокий уровень дохода при достижении спортсменами высоких результатов.
Недостатки
- Необходимость вкладывать большие личностные ресурсы. При этом никто не гарантирует вам получение уважения и признания.
- Зависимость от результатов воспитанников. В любой момент спортсмен может решить бросить все.
- Необходимость передачи ведущих спортсменов. Это происходит при переходе в сборную страны или на местном уровне, когда вашей квалификации становится недостаточно, чтобы обеспечить рост результатов.
- Коллеги являются конкурентами, которые могут воспользоваться трудами вашей деятельности: переманить к себе перспективного воспитанника или использовать ваши профессиональные наработки.
- Большое количество факторов, которые вы не в силах контролировать, и влияющие на результат (мнение родителей, здоровье ученика и его личные предпочтения).
- Колоссальные эмоциональные нагрузки. Они присутствуют не только во время соревнований, но и на этапе тренировочного процесса.
- Своих чемпионов придется растить самому. На это может уйти 8–10 лет. Никто при этом не гарантирует вам положительного исхода.
- Постоянные командировки. Для семейных женщин это становится одной из основных проблем.
Путь боевых искусств
Аннотация В любительском спорте судейство не является профессиональной деятельностью.
Тем не менее, его следует рассматривать как специальность, которой следует обучаться и в которой необходимо совершенствоваться. В статье предложено определение профессиограммы спортивного судьи. Показано, что профессиональная деятельность спортивного судьи характеризуется совокупностью качеств человека, отражающих его психологические, физиологические, медицинские, профессиональные и другие особенности, которые в совокупности формируют представл ение о субъекте деятельности на разных стадиях его профессионального становления и реализации.
Анализ качества укомплектованности судейского корпуса по различным видам спорта подтверждает неудовлетворительное положение дел.
Рекомендуем прочесть: Закон от 15 12 2014 835 м образец заполнения
Проблемы с судейством соревнований внутри приводят к некачественному отбору в составы сборных команд и отрицательно сказываются на успешности выступлений атлетов страны за рубежом.
Навыки продавца
Основная часть зарплаты тренера зависит обычно от проданных индивидуальных занятий. Некоторую часть обеспечит клубная карта, которую покупает клиент, но главным кусочком станет то, что инструктор сможет заработать самостоятельно. Здесь как раз и потребуются навыки продаж. Но, к сожалению, многие тренеры-новички не хотят заниматься этими моментами и считают, что работа и так их хорошо обеспечит. Именно поэтому многие впоследствии уходят из этой индустрии. Они зарабатывают мало денег, и их это не устраивает. Некоторым людям очень сложно навязывать себя, и таким будет весьма сложно добиться больших высот в тренерском деле. Если хотя бы чуть-чуть потрудиться, то можно понять простоту и банальность техник продаж. Но это доступно только для самых трудолюбивых людей, которые готовы работать над собой.
Физическая выносливость
Такой критерий будет особенно актуален, если человек нацелился на долгий профессиональный путь. Тренер, который занимается разными групповыми программами, должен выполнять множество физических упражнений на протяжении долгого промежутка времени. Инструктор тренажерного зала уставать будет меньше, но он очень много времени станет проводить, общаясь с подопечными, а потому могут появиться различные психологические утомления.
Важно как в первом, так и во втором варианте быть очень позитивным и не обращать внимания на своё настроение и самочувствие. Такая нагрузка и работа должны быть всегда в радость
Но сможет ли неподготовленный человек подходить к занимающемуся с улыбкой в течение многих лет подобной работы? Нужно честно оценить своё здоровье и психическое состояние и только после этого ответить на подобный вопрос. Особенно это актуально для тех, кому уже больше двадцати пяти лет или были какие-то серьёзные травмы, связанные со спортом.
Необходимые знания
Что нужно, чтобы стать тренером? Очевидно, что для этого необходимы знания. Сферы, в которых должен неплохо разбираться профессионал, представлены ниже.
- Психология и педагогика. Это поможет выстроить правильные отношения, избегать конфликтных ситуаций и контролировать тренировочный процесс.
- Физиология. Рассчитать оптимальные нагрузки и подобрать комплекс упражнений, который приведет к желаемому результату, возможно, только зная строение и особенности человеческого организма.
- Основы спортивной медицины. Тренер должен уметь оказать первую помощь и оценить степень тяжести общего состояния при травмах.
- Комплексы упражнений по выбранной специализации. Профессионал должен не только знать все на теории, но и демонстрировать технику на собственном примере.
- Конфликтология и управления психическим состоянием. Это поможет избежать ссор и недопонимания как внутри коллектива, так и с подопечными.
Высшее образование
Иногда для получения работы достаточно закончить специальные курсы фитнес-тренера, которые имеют какую-то определённую государственную аккредитацию. Но если имеется профильное образование по тренерскому делу, то это может стать основным условиям приёма на работу. Фитнес-тренеров не обучают ни в одном вузе России. А поэтому для работы необходимы специальные знания, не те, что даются в университетах, которые имеют спортивную направленность.
То есть всё равно необходимо узнать после получения высшего образования ещё какую-то информацию, которую можно приобрести только на специальных курсах, правда, их сейчас очень много
Это говорит о том, что высшее образование не так уж и важно, но многие руководители клубов всё равно на это смотрят
Где учиться на тренера
Для работы с детьми и подростками в системе дополнительного образования необходимо педагогическое или физкультурное образование. Его можно получить в высшем учебном или среднем профессиональных учреждениях.
Среди престижных высших учебных учреждений России можно выделить:
- РГУФКСМиТ. Стоимость обучения на платном отделении от 70 т. р. в год.
- УГУФК. Стоимость от 35 т. р. в год.
- СГУФКиС. Стоимость от 44 т. р. в год.
- МГФСиФК. Годовое обучение от 55 до 120 т. р.
- СПбГУФК им.Лесгафта. Минимальная сумма за обучение в год — от 100 т. р. в год.
Если же вы выбрали профессию фитнес-тренера (это может быть аэробика, степ, аквааэробика, пилатес), то достаточно будет пройти специальные курсы или программу переквалификации.
Индивидуальный подход к клиентам
Были случаи, когда должность инструктора получали любые накаченные парни, которые смогли нарастить мускулатуру себе и помочь с этим нескольким друзьям. Но современные реалии таковы, что фитнес-центры смотрят не только на большие бицепсы и трицепсы. Необходимо показать свои навыки общения. К тому же нужно быть не столько горой мышц, сколько обладателем красивой фигуры, на которую будут в первую очередь смотреть работодатели. Всё это должен представлять из себя инструктор, в ином случае он просто не будет востребован.
Стоит понимать, что имеется разный контингент людей в зале. Это могут быть молоденькие девушки, которые пришли придать рельеф своему животу, и офисные клерки, которые хотят превратить своё худощавое тело в гору мышц. Днём в клуб могут ходить пожилые клиенты или подростки.
А в некоторых фитнес-клубах также есть в продаже детские карты. Спектр клиентов может быть очень широк, и к каждому нужно подходить индивидуально. Тем, кто хочет устроиться тренером в такой клуб, нужно прекрасно это понимать. Те, кто не в состоянии найти нужный подход к клиенту, никогда не смогут построить успешную карьеру в хорошем фитнес-центре.
Зарплата и чаевые
Обычно индивидуальные занятия, да и тренировки в группе, стоят довольно недешево. Именно поэтому на чаевые рассчитывать сильно не стоит. Клиенты могут подарить лишь небольшие презенты в случае, если будут довольны полученными результатами. Что касается зарплаты, то хороший персональный тренер может зарабатывать примерно 200 тыс. рублей в месяц. Доход будет зависеть от уровня полученного развития его клиентов, а также от тех навыков, которые уже были описаны выше.
Чтобы получить чаевые, стоит выполнять следующие условия:
попасть в дорогой зал инструктором (в обычных залах не принято дополнительно тратить деньги ещё и на чаевые); абсолютно всегда быть любезным и улыбчивым; отвечать на все вопросы и всячески помогать; уделять большое внимание своим подопечным.
История профессии
Слово фитнес происходит от английского глагола «to fit», что означает «пребывать в хорошей форме». Это направление физического развития появилось в XX веке, а сейчас переживает период своего бурного развития. Хотя если заглянуть в историю, то можно увидеть, что индивидуальные занятия с отпрысками аристократических родов были привычным явлением еще с древности. Для мальчиков нанимали инструктора, в обязанности которого входило обучение подопечного верховой езде, фехтованию, стрельбе и физкультурные занятия с ним.
Начиная с XIX века к занятиям физической культурой стали привлекаться и женщины, причем касалось это не только простых гимнастических упражнений, но и спорта высоких достижений. Сейчас же женщины являются основными двигателями развития фитнеса, именно для них разрабатываются все новые и новые виды занятий.
Профессиональная подготовка и инновационное мышление тренеров по художественной гимнастике
Рубрика
: Физическая культура и спорт
Дата публикации
: 15.03.2020 2020-03-15
Статья просмотрена:
384 раза
Библиографическое описание:
Валяева, И. С. Профессиональная подготовка и инновационное мышление тренеров по художественной гимнастике / И. С. Валяева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 11 (301). — С. 203-206. — URL: https://moluch.ru/archive/301/68086/ (дата обращения: 15.03.2021).
Особенности работы фитнес-инструктора
Для специалиста в любой сфере деятельности необходимы сильная мотивация, желание и стремление.
Фитнес не исключение. Тем более, что на данный момент получить необходимое специальное образование — не проблема.
На базе крупных фитнес-центров существуют школы инструкторов, где можно пройти базовый курс для начинающего тренера. В программу обучения обычно входят: · Составление и разучивание хореографических комбинаций · Методы повышения интенсивности в аэробике · Способы управления группой · Аэробика и различные заболевания · Общепринятая европейским стандартом терминология Для дальнейшего роста, повышения профессионализма проводится огромное количество различных семинаров, конференций, конвенций, тренингов, как в Украине, так и за рубежом.
По окончании обучения выдаются сертификаты, свидетельства и дипломы.