-
Паспортная часть.
ФИО,
возраст, место жительства, дата поступления
в стационар
4.2.
Профессиональный маршрут
Представляет
собой последовательное перечисление
профессий больного на протяжении всей
его трудовой деятельности, с момента
ее начала и до поступления в стационар
либо прекращения работы в связи с уходом
на пенсию либо входом на инвалидность
(причину необходимо указать). После
краткого перечисления в хронологическом
порядке основных профессий и вредных
производственных факторов выясняется,
какую профессию больной считает основной.
Подсчитывается общий трудовой стаж,
отдельно выделяется профессиональный
стаж (время работы во вредных условиях
труда).
Качество
и достоверность записей в профессиональном
маршруте являются одним из важных
условий, обеспечивающих корректность
диагностического процесса. Неадекватный
профессиональный маршрут может привести
к расцениванию профессионального
заболевания как непрофессионального
и, наоборот. Поэтому в ходе занятия
необходимо уделить достаточное время
оформлению данного раздела истории
болезни.
Пример оформления
записей профессионального маршрута
Даты работы |
Место (предприятие, |
Профессия |
Производственные |
1979-1983 |
ОАО |
Обрубщик |
Пыль |
1983-1996 |
Там |
Плавильщик |
Пыль |
1996-наст.вр. |
Там |
Слесарь КИПиА |
Шум |
Общий Профессиональный |
4.3.
Раздел «Санитарно-гигиеническая
характеристика выполняемой работы»
истории
болезни пациента профпатологической
клиники содержит:
а) информацию,
которая может быть собрана со слов
больного:
– подробное
описание рабочего места и трудового
процесса пациента, содержащее описание
технологического процесса;
–перечень
вредных факторов производственной
среды и трудового процесса, их источников
и длительности времени их воздействия;
–характеристика
применяемого в процессе работы
инструмента, оборудования, веществ и
материалов;
– характеристика
режима труда и отдыха, включающая
длительность рабочего дня, наличие и
продолжительность регламентированных
перерывов, сверхурочных работ, обеденного
перерыва, очередных отпусков;
– характеристика
средств индивидуальной защиты, спецодежды,
спецобуви, общей и местной вентиляции;
– регулярность
проведения периодических
медицинских осмотров (состав врачебной
комиссии, лабораторные, инструментальные,
лучевые и другие исследования).
б)
сведения, полученные при изучении
санитарно-гигиенической характеристики
условий труда, подготовленной специалистами
Управления Роспотребнадзора и ФБУЗ
«Центр гигиены и эпидемиологии» в
соответствии с требованиями
приказа
Минздрава РФ от 28 мая 2001 г. № 176 «О
совершенствовании системы расследования
и учета профессиональных заболеваний
в Российской Федерации» (с изменениями
и дополнениями, внесенными приказом
Министерства здравоохранения и
социального развития РФ от 15 августа
2011 г. № 918н «О внесении изменений в
приложение №2 к приказу Министерства
здравоохранения Российской Федерации
от 28 мая 2001 г. №176»):
– состояние
производственной среды на рабочем месте
(содержание токсических веществ в
воздухе рабочей зоны, уровни загрязнения
ими кожных покровов, содержание веществ
биологической природы в воздухе рабочей
зоны, аэрозолей преимущественно
фиброгенного действия с указанием
фактических концентраций и кратности
превышения ПДК;
– характеристика
физических факторов производственной
среды (шум, вибрация локальная и общая,
инфра- и ультразвук, микроклимат,
естественное и искусственное освещение,
ионизирующие и неионизирующие излучения);
– характеристика
факторов тяжести и напряженности
трудового процесса.
В
завершение данного раздела истории
болезни, перед сбором жалоб, необходимо
указать также:
– цель
госпитализации больного в клинику,
поскольку это определяет тактику ведения
больного. Это могут быть первичное
обследование для экспертизы связи
заболевания с профессией, плановая
госпитализация для очередного лечения,
обследование для переосвидетельствования
в бюро медико-социальной экспертизы и
др.;
– установку
больного к труду. Необходимо выяснить,
намерен ли пациент продолжать работу
в своей профессии, если нет, то на какую
работу хотел бы перейти с учетом
полученного образования, навыков,
склонностей и др. Установку больного к
труду следует учитывать при составлении
экспертного заключения о профессиональной
пригодности.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Методическая разработка
«Индивидуальный профессиональный маршрут»
Автор:
Иванова Светлана Евгеньевна,
Педагог дополнительного образования
ГБУ ДО ДДТ «Юность»
Санкт-Петербург
2022
Содержание
Введение………………………………………………………….
Основная часть…………………………………………………..
Профессиональные дефициты педагога……………………….
Экспертная карта………………………………………………..
Результаты диагностики профессиональных дефицитов……..
Профессиональный маршрут педагога…………………………
Список литературы………………………………………………
Введение.
«Чтобы быть хорошим учителем надо любить то, что преподаешь и тех, кому преподаешь» В. Ключевский
Педагог, всегда на виду. Это человек с очень широким кругом общения. Для эффективного взаимоотношения с родителями о учащимися большую роль играет его образ, то как к нему относятся окружающие. Важно чтобы педагога не только любили, но и уважали, как личность, как профессионала, для которого работа, это призвание. Важно определиться что является неотъемлемой чертой педагога, определиться в нужных и необходимых личностных качествах человека данной профессии. И несмотря на то, что все педагоги разные, есть общие тенденции и профессиональные характеристики.
Если говорить о профессии в общем, то данную категорию считают благородной и значимой. Большинство людей испытывают благодарность к данной профессии, а значимых, в их жизни педагогов помнят и ценят всю жизнь. Ведь педагог, это источник знаний, проводник в мир нового, а кроме этого, еще друг и наставник. Ведь у каждого известного ученого, доктора наук или простого ремесленника, когда-то был свой учитель.
Времена меняются, образ педагога тоже. Вспоминая учителей советского периода, преклоняешься перед их выдержкой, знаниями предмета, а главное их достоинству и утонченности. Учитель, это образец для подражания. Это человек, который не должен ошибаться. А если мы говорим о педагогах дополнительного образования, которые погружают ребенка в мир искусства и творчества, мы также должны говорить о человеке высокой мере нравственно эстетической образованности. Знание и любовь педагога к своему предмету, именно через это передается тонкости знаний и умений подрастающему поколению. Учить общаться, дружить в коллективе, создавать творческую обстановку все это помогает педагогу раскрыть в детях все самое лучшее и воплотить это в творчестве. Умение создавать творческую атмосферу, вдохновлять и помогать рождаться новым образам, это неотъемлемая часть педагога художественного эстетического направления.
Мир искусства и современные тенденции не стоят на месте, в изобразительном искусстве, появляются новые направления новые техники, современные интерпретации. Педагогу необходимо все время развиваться, быть в курсе происходящего. Методика преподавания тоже все время пополняется, совершенствуется, к нам пришли тенденции западного художественного образования. Сегодня очень популярным стало медитативное рисование, объединяют психологию и изобразительное искусство, ассоциативное и лечебное рисование. Данную дисциплину рассматривают и как науку, важную, которая составляет основу во многих сферах деятельности человека. А также, как экологическую природную дисциплину, знания которой человеку даны по природе, чувство цвета, гармонии, умение видеть и воплощать. Занимаясь рисованием, человек погружается в себя, в свой внутренний мир, он начинает видеть красоту, наблюдать за явлениями природы, и образами, которые его окружают. И чем больше он нарабатывает знаний умений и навыков, тем больше ему открывается природа красоты. И главная задача педагога по изобразительному искусству, это через баланс знаний, теорий и творческую интуитивность раскрыть перед ребенком двери в мир красоты, в мир изобразительного искусства, дать ему ключи и вдохновить на дальнейшее развитие в этой сфере деятельности.
Сейчас много говорят о компетентности педагога, о его профессионализме, индивидуальном стиле работы, об имидже педагога.
Вообще, «образ педагога» обсуждался во все времена, но эта тема стала еще более актуальной сегодня, когда и государство и общество предъявляют к образованию большие требования. Каков же он сегодня педагог? Каким его видят разные категории людей.
Говоря о качествах современного педагога, были названы такие черты: как компетентный, понимающий, современный, добрый, с чувством
юмора. Это человек который все время совершенствуется, умеет формулировать собственную позицию, опирается на свой жизненный опыт и науку, а также отстаивает свою точку зрения; от педагога ждут адекватности к сложившимся ситуациям, надежности и моральных устоев, интеллектуальной активности, целеустремленности, трудолюбия, скромности, наблюдательности, готовности педагога к пониманию психических состояний детей и взрослых, а также к сопереживанию и в социального взаимодействия. Педагог, как личность, как носитель определенных ценностей и идеалов, которым должны стремится подражать дети. Педагог воспринимается окружающими, как эрудированная личность, с неограниченным запасом знаний, с хорошей интуицией необходимой педагогу для предвидения разных ситуаций и молниеносного принятия решений в экстренных случаях. Педагог создает культуру последующих поколений, его образ и поступки должны вдохновлять и быть примером для подражания.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Профессиональные дефициты педагога
Анализ собственной работы и своих профессиональных качеств, поможет педагогу дополнить и скорректировать свою деятельность. Использование различных методов выявления дефицитов, выявление пробелов и определение каких наработок не хватает для еще большей эффективности решений профессиональных задач.
Требования профи стандарта:
- Содержательные дефициты педагога по изобразительному искусству
Освоение предмета. Знание основ изобразительного искусства. Знание основ академического рисунка, законов композиции. Цвето-ведения и колористки. Умения изображать и создавать художественные образы, иллюстрировать сюжеты. Рисовать с натуры, по памяти и по представлению. Умения выполнять изображения в разных художественных техниках и разными художественными материалами. Владение художественными навыками и техническими приемами. Основы графики, дизайна и шрифта. Знания по декоративно-прикладному искусству.
- Методические дефициты
– технологии коллективного обучения
-классно-урочная технология
-технология проблемного обучения
-игровая технология
Технологии личностного обучения: -технология метода проектов –технология методов обучения в сотрудничестве – технология модульного обучения
-меж предметные интеграции
-информационно коммуникативная технология
- Психо-педагогические дефициты
-учитывать психологические возрастные особенности детей.
-способность передавать обучающим учебный материал, делая его доступным, вызывать интерес к предмету, вызывать активную самостоятельность
– способность проникать во внутренний мир обучающегося, вести психологическое наблюдение, связанное с пониманием личности
-ставить перед детьми исследовательские задачи, в понятной для них форме
-увлечь темой, дать возможность ее раскрыть
-организовывать взаимодействие в исследовательской деятельности
-быть терпеливым к ошибкам учащихся и их самостоятельным идеям и мнению
-создавать условия для обмена мнениями
-поощрять и развивать критическое мышление
-мотивировать и стимулировать выдвижение новых оригинальных идей , творческий поиск
-учитывать интересы учащихся и следить за их динамикой
-быть гибким в выборе темпа работы
-способность педагога к соответствию общих наук, способность преподавателя знать предмет не только в объеме кружка, а значительно глубже и шире, свободное владение материалом.
– речевые ясно выражать свои мысли и чувства, открыто показывать свою гражданскую позицию
-организаторские, способность организовать детский коллектив, сплотить, воодушевить на решение важных задач. А также способность организовать свою собственную работу
-грамотное воздействие на учащегося с целью достижения определенных педагогических задач
-умение осознавать перспективы своего профессионального развития, укреплять сильные стороны, используя природные данные
-умение оценивать состояние воспитательного процесса, видеть личность ребенка в целом(корректировать) создавать условия для развития личности
- «Мягкие навыки» дефициты
-креативность
-командная работа
-критическое мышление
Базовые компетенции педагога
-личностные качества
-мотивация к развитию и обучению
-учебно-методический комплекс и педагогический выбор
-организация деятельности педагога, распределение времени и приоритетов
-информационная база
-целеполагание и задачи деятельности
Профессиональные компетенции учителя
Предметная- знания в области преподаваемого предмета, методология и методика преподавания
Общепедагогическая – теоретические знания в области психологии и психофизиологии познавательных процессов личности
Профессионально коммуникативная – практическое владение приемами эффективного общения
Управленческая – умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты
Инновационная –Умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент
Рефлексивная- умение обобщить свою работу
Информационно коммуникативная – уровень владения ПК-технологиями для обслуживания потребностей образовательного процесса
Пути развития профессиональных компетенций
-инновационная деятельность педагога
-работа в методическом объединении или творческой группы
-обобщение и распространение собственного опыта (статьи, публикации)
-участие в педагогических конкурсах, фестивалях, форумах, профессиональных мастер-классах
-создание портфолио профессиональной деятельности педагога
ЭКСПЕРТНАЯ КАРТА
По уровню компетентности педагогической деятельности учителя
От 1-5……..Н, низкий уровень компетенции
От 6-10……..С, средний уровень компетенции
От 11-15…….В, высокий уровень компетенции
|
|||||
Соцоорефлексия |
|||||
1 |
Все обучающиеся безбоязненно обращаются к учителю за помощью, столкнувшись с трудностями в решении того или иного вопроса |
15 |
в |
67:5=13,4 |
в |
2 |
Умеет смотреть на ситуацию с точки зрения других и достигать взаимопонимания |
14 |
в |
||
3 |
Умеет поддержать обучающихся и коллег по работе |
13 |
в |
||
4 |
В отношениях с родителями проявляет понимание и участие |
14 |
в |
||
5 |
Умеет анализировать причины поступков и поведения обучающихся |
11 |
в |
||
Самоорганизация |
|||||
6 |
Умеет организовывать свою деятельность и деятельность обучающихся для достижения намеченных целей урока |
9 |
с |
49:5=9,8 |
с |
7 |
Рабочее пространство учителя хорошо организованно |
11 |
в |
||
8 |
Конструктивно реагирует на ошибки и трудности, возникающие в процессе реализации педагогической деятельности |
10 |
с |
||
9 |
Учитель своевременно вносит коррективы в намеченный план урока, в зависимости от сложившейся ситуации |
11 |
в |
||
10 |
Учитель сохраняет самообладание даже в ситуациях с высокой эмоциональной нагрузкой |
8 |
с |
||
Общая культура |
|||||
11 |
Обладает широким кругозором, легко поддерживает разговоры на различные темы |
10 |
с |
64:5=12,8 |
в |
12 |
Поведение и внешний вид учителя соответствует этическим нормам |
15 |
в |
||
13 |
Учитель осведомлен об основных событиях и изменениях в современной социальной жизни |
12 |
в |
||
14 |
Учитель обладает педагогическим тактом, деликатен в общении |
13 |
в |
||
15 |
У учителя хорошо поставлена речь, его высказывания понятны и доступны |
14 |
в |
||
|
|||||
Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся |
|||||
16 |
Учитель умеет обоснованно ставить цели обучения по предмету |
10 |
с |
60:5=12 |
в |
17 |
Учитель умеет ставить цели урока в соответствии с возрастными особенностями обучающихся |
12 |
в |
||
18 |
Корректирует цели и задачи деятельности на уроке, в зависимости от готовности обучающихся к освоению материала урока |
12 |
в |
||
19 |
Учитель умеет ставить цели урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся |
15 |
в |
||
20 |
Учитель знает и учитывает уровень знаний и развития обучающихся при постановке целей и задач урока |
11 |
в |
||
Умение перевести тему урока в педагогическую задачу |
|||||
21 |
Учитель умеет формулировать цели и задачи на основе целей темы урока |
9 |
с |
50:5=10 |
с |
22 |
Учитель умеет конкретизировать цель урока до комплекса взаимосвязанных задач |
9 |
с |
||
23 |
Учитель может сформулировать критерии достижения целей урока |
10 |
с |
||
24 |
Учитель умеет добиться понимания обучающимися целей и задач урока |
12 |
в |
||
25 |
Учитель соотносит результаты обучения с поставленными целями и производит корректировку обучения |
10 |
с |
||
Умение вовлечь учащихся в процесс формулирования целей и задач |
|||||
26 |
Учитель умеет вовлечь обучающихся в постановку целей и задач на основе темы урока |
10 |
с |
60:5=12 |
в |
27 |
Учитель предлагает обучающимся назвать результат деятельности на уроке и способы его достижения |
12 |
в |
||
28 |
Учитель предлагает обучающимся самостоятельно сформулировать цель урока в соответствии с обучаемой темой |
10 |
с |
||
29 |
Учитель мониторит, как обучающийся поняли цели и задачи урока |
15 |
в |
||
30 |
Обучающиеся принимают участие в формулировке целей и задач урока |
13 |
в |
||
|
|||||
Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности |
|||||
31 |
Умеет вызвать интерес у учащихся к своему предмету |
14 |
в |
73:5=14,6 |
в |
32 |
Отмечает даже самый малый интерес у учащихся |
15 |
в |
||
33 |
Демонстрирует успех учащихся родителям |
15 |
в |
||
34 |
Демонстрирует успехи учащихся одноклассникам |
15 |
в |
||
35 |
Учитель умеет соотнести результаты обучения с поставленными целями |
14 |
в |
||
Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся |
|||||
36 |
Выстраивает деятельность на уроке с учетом уровня развития учебной мотивации |
13 |
в |
64:5=12,8 |
в |
37 |
Владеет большим спектром материалов и заданий, способных вызвать интерес обучающихся к различным темам преподаваемого предмета |
12 |
в |
||
38 |
Использует знания об интересах и потребностях обучающихся в педагогической деятельности |
11 |
в |
||
39 |
Умеет создать доброжелательную атмосферу на уроке |
15 |
в |
||
40 |
Обучающиеся довольны образовательной деятельностью, выстраиваемой учителем: содержание, методы, результаты и т д |
13 |
в |
||
Умения создавать условия для само мотивирования обучающихся |
|||||
41 |
Умеет активизировать творческие возможности обучающихся |
12 |
в |
60:5=12 |
в |
42 |
Демонстрирует практическое применение изучаемого материала |
12 |
в |
||
43 |
Поощряет любознательность обучающихся, выход за рамки требований программы при подготовки занятий |
13 |
в |
||
44 |
Дает возможность обучающимся самостоятельно ставить и решать задачи с высокой степени свободы и ответственности |
13 |
в |
||
45 |
Создает условия для вовлечения обучающихся в дополнительные формы познания по предмету: олимпиады, конкурсы, фестивали, выставки, проекты и т д |
10 |
с |
||
|
|||||
Компетентность в методах преподавания |
|||||
46 |
Своевременно вносит коррективы в методы преподавания в зависимости от сложившейся ситуации |
11 |
в |
54:5=10,8 |
с |
47 |
Применяемые учителем методы соответствуют целям и задачам обучения, содержанию обучаемой темы. |
12 |
в |
||
48 |
Применяемые учителем методы соответствуют имеющимся условиям и времени, отведенному на изучение темы |
12 |
в |
||
49 |
Владеет современными методами образования |
10 |
с |
||
50 |
Обоснованно использует на уроке современное информационное коммуникативные технологии |
9 |
с |
||
Компетентность в предмете преподавания |
|||||
51 |
Учитель хорошо знает преподаваемы предмет |
11 |
в |
59:5=11,8 |
в |
52 |
Рабочая программа по предмету построена с учетом меж предметных связей |
12 |
в |
||
53 |
При подготовке к урокам, по мимо основного материала, использует дополнительный материал по предмету (книги для самообразования, медиа-пособия, современные цифровые образовательные ресурсы и тд) |
10 |
с |
||
54 |
Излагает материал в доступной форме в соответствии с дидактическими принципами |
13 |
в |
||
55 |
Процесс формирования новых знаний опирается на знания обучающихся, полученные ими ранее при изучении др предметов |
13 |
в |
||
Компетентность в субъективных условиях деятельности |
|||||
56 |
Ориентируется в социальной ситуации класса, знает и учитывает взаимоотношения обучающихся |
14 |
в |
52:5=10,4 |
с |
57 |
Имеет систему работы со слабо успевающими обучающимися |
8 |
с |
||
58 |
Систематически анализирует уровень усвоения учебного материала и развития обучающихся на основе устных и письменных ответов, достигнутых результатов и др диагностических показателей |
7 |
с |
||
59 |
Имеет банк различных учебных заданий, ориентированных на обучающихся с различными индивидуальными особенностями |
10 |
с |
||
60 |
Подготовленные, учителем характеристики учащихся отличаются хорошем знанием индивидуальных особенностей, обособленностью суждений |
13 |
в |
||
|
|||||
Умение создавать и реализовывать образовательную программу |
|||||
61 |
Знает основные нормативные документы, отражающие требования к содержанию и результатам учебной деятельности по предмету, учебники и учебно методический комплекс по преподаваемому предмету, допущенные или рекомендованные Минообразования в России |
8 |
с |
48:5=9,6 |
с |
62 |
Может провести сравнительный анализ сравнительных программ, УМК, методических и дидактических материалов по преподаваемому предмету, выявить их достоинства и недостатки |
7 |
с |
||
63 |
Обоснованно выбирает учебники и учебно-методический комплекс по преподаваемому предмету |
10 |
с |
||
64 |
Рабочая программа учителя предполагает решение воспитательных задач |
12 |
в |
||
65 |
Рабочая программа учителя составлена с учетом нормативных требований, темпа усвоения материала, преемственности и др моментов, повышающих ее обоснованность. |
11 |
в |
||
Умение разрабатывать собственные программные , методические и дидактические материалы |
|||||
66 |
Вносит изменения в дидактические материалы с целью достижения высоких результатов |
8 |
с |
32:5=6,4 |
с |
67 |
Самостоятельно разработаны учителем программные, методические и дидактические материалы по предмету, отличает высокое качество |
9 |
с |
||
68 |
Продуктивно работает в составе рабочих групп, разрабатывающих и реализующих образовательные проекты, программы, методические и дидактические материалы |
5 |
н |
||
69 |
Выступает перед коллегами с информацией о новых программных, методических, дидактических материалах, участвует в конкурсах профессионального мастерства |
4 |
н |
||
70 |
Проводит обоснование эффективности реализуемой рабочей программы, новых методических и дидактических материалов |
6 |
с |
||
Умение принимать решения в педагогических ситуациях |
|||||
71 |
Поощряет высказывание и выслушивает мнение обучающихся, даже если они расходятся с его точкой зрения |
13 |
в |
66:5=13,2 |
в |
72 |
Коллеги по работе используют предложения учителя по разрешению актуальных вопросов жизни коллектива учащихся |
12 |
в |
||
73 |
Умеет аргументировать предлагаемые им решения |
13 |
в |
||
74 |
Умеет пересмотреть свое решение под влиянием ситуации или новых фактов |
11 |
в |
||
75 |
Учитывает мнение родителей, коллег, учащихся при принятии решений |
14 |
в |
||
6 Компетентность в области организации учебной деятельности |
|||||
Умение устанавливать субъект-субъективные отношения |
|||||
76 |
Умеет устанавливать отношения сотрудничества с обучающимися, вести с ними диалог |
13 |
в |
70:5=14 |
в |
77 |
Умеет разрешать конфликты оптимальным способом |
14 |
в |
||
78 |
Умение насыщать общение с обучающимися положительными эмоциями и чувствами |
15 |
в |
||
79 |
Умеет выстраивать отношения сотрудничества с коллегами, проявляет себя как член команды при разработке и реализации различных мероприятий, проектов, программ и др |
14 |
в |
||
80 |
Умеет создать рабочую атмосферу на занятии, поддержать дисциплину |
14 |
в |
||
Умение организовывать учебную деятельность обучающихся |
|||||
81 |
Использует методы, побуждающие обучающихся самостоятельно рассуждать, поощряет творческую самостоятельность |
10 |
в |
54:5=10,8 |
с |
82 |
Формирует у обучающихся навыки учебной деятельности |
12 |
в |
||
83 |
Излагает материал в доступной форме в соответствии с дидактическими принципами |
11 |
в |
||
84 |
Умеет включать новый материал в систему уже освоенных знаний обучающихся |
13 |
в |
||
85 |
Умеет организовывать обучающихся для поиска дополнительной информации, необходимой при решении учебной задачи (книги, компьютерные и медиа-пособия, цифровые образовательные ресурсы и др) |
8 |
с |
||
Умение реализовывать педагогическое оценивание |
|||||
86 |
Учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при оценивании |
13 |
в |
61:5=12,2 |
в |
87 |
Аргументирует замечания и оценку проделанной работе, показывает обучающимся их достижения и недоработки |
14 |
в |
||
88 |
Применяет различные методы оценивания , поощрения обучаемых |
12 |
в |
||
89 |
Умеет сочетать методы педагогического оценивания, взаимо оценки и самооценки обучающихся |
11 |
в |
||
90 |
Способствует формированию навыков самооценки учебной деятельности |
11 |
в |
Самооценка педагогической компетентности предполагает оценку педагогом своих компетенций (оценка в баллах)
Критерии оценки моих дефицитов
- Компетенция в области личностных качеств (36)
Социорефлексия – 13,4
Самоорганизация- 9,8
Общая культура- 12,8
- Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности (34)
Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся -12
Умение перевести тему урока в педагогическую задачу – 10
Умение вовлечь учащихся в процесс формулирования целей и задач-12
3 . Компетенция в области мотивации учебной деятельности (39,4)
Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности – 14,6
Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся
– 12,8
Умения создавать условия для само мотивирования обучающихся -12
- Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности (33)
Компетентность в методах преподавания – 10,8
Компетентность в предмете преподавания – 11,8
Компетентность в субъективных условиях деятельности – 10,4
5. Компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений (29,2)
Умение создавать и реализовывать образовательную программу – 9,6
Умение разрабатывать собственные программные , методические и дидактические материалы – 6,4
Умение принимать решения в педагогических ситуациях – 13,2
- Компетентность в области организации учебной деятельности (37)
Умение устанавливать субъект-субъективные отношения – 14
Умение организовывать учебную деятельность обучающихся – 10,8
Умение реализовывать педагогическое оценивание – 12,2
Мои педагогические дефициты:
Проанализировав свою работу и свои педагогические компетенции, я выявила следующие педагогические дефициты.
Нехватка знаний и возможностей в области разработки учебных программ. Умений систематизировать и прогнозировать свою работу.
Дефицит в области информационных технологий, дефицит знаний по предмету и по методике преподавания.
Чтобы повысить свой уровень профессионализма необходимо составить свой индивидуальный профессиональный маршрут ПДО, выстраивая приоритеты с учетом тех профессиональных дефицитов, которые выявила экспертная карта
Индивидуальный профессиональный маршрут ПДО
N |
Направление деятельности |
Содержание деятельности |
Сроки |
Ожидаемые результаты |
Форма предъявления результатов |
Самообразование |
Мониторинг современных тенденций в образовательной деятельности. Применение методических инноваций в своей педагогической деятельности Посещение методических совещаний, конкурсов, чтение методической литературы |
На протяжении всей педагогической деятельности |
Более эффективное преподавание, удовлетворённость от работы. Развитие в профессии |
Награды, благодарности, победители среди учащихся |
|
Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса |
Пополнение учебно-методического комплекса. Разработка новых инновационных технологий преподавания |
Каждое полугодие |
Более высокий уровень подготовки детей |
Победы в конкурсах. Участие в фестивалях и выставках |
|
Освоение педагогических технологий. Отбор содержания, методов форм и средств обучения. Обобщения лично накопленного опыта преподавания, структурирование |
Формулирование и написание новых, более успешных образовательных программ. Изменения и дополнения старых программ |
Несколько месяцев |
Более четкая и спланированная педагогическая деятельность. |
Наличие новой написанной программы |
|
Представление, презентация своей работы, обобщение педагогической деятельности (статьи, публикации, доклады, мастер классы) |
Открытые занятия «День открытых дверей», презентация своей работы мастер-класс Публикация статьи |
Апрель-май 2022года |
Уверенность в своей педагогической деятельности. Фиксация проделанной работы и своего педагогического мастерства |
Публикация Набор детей на новый учебный год, через презентацию. Своей работы |
|
Освоение технической информационной базы и современных технологий инновационных методов работы |
Более эффективное использование в работе современных технологий на примере дистанционного образования, проводить занятия в программе «сферум» |
На протяжении следующего учебного года 2022-2023 |
Сплоченность коллектива не только в стенах учреждения но и в дистанционном формате |
Фиксация и запись занятий и творческие результаты по прохождению курса |
|
Участие в программе развития образовательного учреждения, участие в педагогических конкурсах |
Участие в педагогическом конкурсе «Сердце отдаю детям» |
На протяжении нескольких лет |
Сбор материала, презентация, участие |
Диплом или наградной лист |
|
Обучение на курсах повышения квалификации |
Посещение научных лекций ,систематизация знаний по педагогике . Участие в методических семинарах. Общение и обмен опыта с коллегами |
3-6 месядцев |
Пополнение методических профессиональных знаний. Корректировка новых образовательных задач |
Диплом об окончании курсов |
ЛИТЕРАТУРА
- Крысько В. Г. Основы общей педагогики и психологии. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 472 с
- Куцебо Г. И., Пономарева Н. С. Общая и профессиональная педагогика. Учебное пособие для СПО. М.: Юрайт, 2019. 128 с.
- «Мышление и речь» Из книги: (Выготский Л.С. = Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.)
- Капранова, В. А. Краткий курс лекций по педагогике / В. А. Капранова ; Минский гос. лингвист. ун-т ; рец. Л. А. Тригубова. – Минск : МГЛУ, 2020. – 148 с.
Профессиональная консультация «Твой профессиональный маршрут»
(для учащихся 9-11 классов)
Итак, сегодняшний школьник решил продолжить свое образование после школы. Что для этого нужно сделать?
Для начала неплохо бы иметь представление:
1)об имеющихся профессиях;
2)о собственных склонностях и возможностях;
3)о востребованности профессий на рынке труда города или района, где учащийся собирается строить свою карьеру.
Однако, задача профессионального выбора только на первый взгляд кажется легкой. Во-первых, дело это очень и очень ответственное. К.Маркс писал: «…Выбор этот является таким действием, которое может уничтожить всю жизнь человека, расстроить все его планы и сделать его несчастным. Серьезно взвесить этот выбор – такова, следовательно, первая обязанность юноши, начинающего свой жизненный путь и не желающего предоставить случаю самые важные свои дела».
Специалисты насчитывают только в нашей стране около 7000 профессий, причем постоянно возникают новые профессии и отмирают устаревшие. А в международный стандарт классификации профессий еще в 1988 г. было занесено 9333. За последнее десятилетие появилось множество новых профессий.
Как среди этого многообразия молодому человеку выбрать одну-единственную? Во многом помощь школьникам оказывают педагоги, а также специалисты- профконсультанты городских или районных центров занятости. В центре занятости населения школьник может получить полную информацию о мире профессий, требованиях профессии к личности.
После того, как учащийся получил представление о профессиях ему необходимо оценить себя. Кто поможет школьнику оценить свои способности? Свои способности оценить всегда трудно, как правило мы их завышаем или занижаем. Вообще-то, способности человека определяются и наследственностью, и воспитанием, и состоянием здоровья, и средой обитания, и многими другими факторами. Более того, способности не остаются неизменными, их можно развивать, но, к сожалению, можно и утратить.
Здесь Вам на помощь опять придет профконсультант центра занятости. Профконсультант после беседы предложит индивидуальную программу исследования личности, куда входят компьютерные и бланочные тесты, анкетирование и т.п.
Сегодняшний школьник – это завтрашний участник рынка труда. Рынок труда – это действующий в рамках определенного экономического пространства механизм взаимоотношений между работодателями и наемными работниками. Важнейшими элементами рынка труда являются:
спрос на рабочую силу со стороны работодателей,
предложение рабочей силы,
цена рабочей силы,
конкуренция.
Одной из ключевых проблем, существующих на рынке труда Чувашской Республики, является несоответствие между спросом на рабочую силу в разрезе профессий и ее предложением.
Анализ свободных рабочих мест, поступающих в республиканский альбом вакансий, показывает, что есть профессии, число вакансий по которым значительно меньше количества людей, ищущих работу по этим специальностям. Рынок труда перенасыщен специалистами с самыми «модными» профессиями, таких как:
из профессий рабочих: оператор ПЭВМ (15,2 чел. на 1 вакансию, данные на 1.01. 2008 г.), упаковщик (16 чел.);
из профессий специалистов: агроном (10 чел.), библиотекарь (24 человека), бухгалтер (12 чел.), преподаватель (11,7 чел.), секретарь-делопроизводитель (23,6), товаровед (29 чел.), экономист (42,8 чел.), юрист (6,9 чел.).
В то же время в республике имеется устойчивый спрос на таких специалистов, как:
профессии рабочих: газоэлектросварщик, бетонщик, каменщик, машинист, монтажник, крановщик, слесарь, водитель, официант – бармен, обрубщик, слесарь – сантехник и др.,
профессии специалистов: врач, фармацевт, фельдшер, геодезист, прораб, программист и некоторые другие.
87% поступивших вакансий – потребность в рабочих профессиях.
Стабилизация экономики, развитие производственной сферы позволяют говорить о повышении спроса на специалистов, имеющих инженерные профессии: конструкторов, технологов, программистов, а также менеджеров.
В течение 2007 года в центры занятости населения за содействием в трудоустройстве обратилось более 2,5 тысяч выпускников учреждений профессионального образования. В сравнении с 2006 годом это количество уменьшилось на 15%. Из общего количества выпускников, получивших статус безработного:
– выпускников ВУЗов – 891 человек;
– выпускников техникумов и колледжей – 830 человек;
– выпускников училищ – 610 человек.
Среди безработных из числа выпускников учреждений высшего профессионального образования 44,4% составляют специалисты экономического профиля: бухгалтеры, экономисты, финансисты, менеджеры; 21,8% – преподаватели различных дисциплин; 13,7% – инженеры различной специализации, 6,3% – юристы.
Более 50% выпускников ВУЗов, имеющих статус безработного, прошли обучение в ЧГУ имени И.Н. Ульянова (64 человека), ЧГСХА (36 человек), Чувашском филиале Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета – Институте туризма и сервиса (35 человек), ЧГПУ им. И.Я. Яковлева (31 человек).
Более трети всех безработных из числа выпускников техникумов и колледжей, составляют бухгалтеры (выпускники Чебоксарского экономико-технологического колледжа, Алатырского сельхозтехникума, Чебоксарского химико-механического техникума, Чебоксарского кооперативного техникума и др.). По-прежнему высока доля специалистов по государственному и муниципальному управлению (Петровский колледж), техников и технологов различных производств, учителей начальных классов, финансистов и юристов.
Невостребованной на рынке труда оказалась часть выпускников учреждений НПО, получивших профессии: оператор ПЭВМ, повар, кондитер, портной, швея и некоторые другие.
Это все реалии дня сегодняшнего, а что ожидается на рынке труда в обозримом будущем?
Прогноз развития рынка труда к 2020 году
Изменение экономической обстановки в России и в мире качественно изменит рынок труда через 15 лет. К такому выводу пришли эксперты аналитического бюро The Economist Intelligence Unit, опросившие 1650 генеральных директоров крупных международных компаний. В 2020 году компании будут, как никогда, ценить в работниках интеллект, способность творить и уживаться в коллективе, пишет газета “Ведомости”. В докладе “Тенденции в экономике, индустрии и корпоративной жизни. Прогноз на 2020 год” описано пять экономических тенденций, которые, по мнению мирового топ-менеджмента, будет определять работу компаний, а значит, и влиять на спрос на трудовые ресурсы. Итак, до 2020 года на экономику будут влиять следующие факторы: Первое – глобализация и перераспределение экономической мощи в сторону азиатских стран, прежде всего Индии и Китая. Второе – демографические сдвиги всего мирового населения и качественное изменение трудовых ресурсов. Средний возраст работников станет больше, а женщины смогут играть в экономической жизни большую роль. Третье – рост и атомизация подразделений компаний. В условиях, когда подразделения в рамках одной компании приобретают больше независимости, для налаживания эффективного взаимодействия необходимы будут умение договариваться, готовность к компромиссам. Четвертое – товары и услуги станут более персонализированными. Значит, при работе с клиентами и разработке новых товаров компании должны будут проявлять известную гибкость и готовность постоянно совершенствоваться. Пятое – наибольшая добавленная стоимость будет достигаться за счет интеллектуальной, а не материальной составляющей. Значит, любая работа потребует больших затрат творческих сил. Креативность станет более важной, чем умение следовать установленным правилам. В соответствии с этими тенденциями и будут в ближайшие 15 лет преобразовываться компании. Как прогнозируют эксперты, выжить в конкурентной борьбе смогут только те компании, персонал которых будет адаптирован к новым условиям. Самыми ценными для работодателей будут люди, которые смогут сочетать личное обаяние, креативность, гибкость, коммуникабельность и умение быстро разрешать проблемы. Чтобы быть успешными, компании должны будут больше инвестировать в человеческие ресурсы и новые технологии, полагают исследователи. В менеджерах будет цениться умение выстраивать отношения с людьми и организациями. Российские эксперты готовы согласиться с мировыми оценками. По мнению специалистов, для российских компаний, которые в девяностые году прошли этап завоевания рынков и активной экспансии. В этот период у менеджеров ценились агрессивность, амбициозность и инициатива. Сейчас же компании стремятся упорядочить свою структуру, повысить эффективность работы, поэтому от менеджеров требуется умение ставить цели и постепенно идти к их достижению. Однако, как говорят специалисты, достаточно скоро между компаниями начнутся войны за ценные кадры. Поэтому управленцы, которые смогут создавать команду и удерживать важных сотрудников, будут высоко цениться. На самом деле психологический портрет кандидата уже сегодня для многих компаний не менее важен, чем профессиональные навыки кандидата. Естественно, что особенно это важно для сферы обслуживания, где от умения проявлять гибкость и быстро находить компромисс зависит успех работы. И, как считают специалисты, вопросам психологической совместимости сотрудников в России уделяется даже больше внимания, чем на Западе. Не менее важным в будущем будет образовательный и интеллектуальный уровень работников. Понятно, что и сейчас компании стараются набирать как можно более способных сотрудников, но в будущем, когда доля нематериальных активов у компаний и доля интеллектуальных затрат в производстве будет расти, это требование будет приобретать все большее значение. Причем распространяться оно будет на все большее число работников. Если сейчас сотрудники на низовых должностях или производстве не обязаны понимать процессы, протекающие в компании, то, по мнению экспертов, в будущем это будет обязательным условием. Если составить сводный психологический портрет менеджера будущего, то идеальный кандидат будет выглядеть так. Хорошо образованный, интеллектуальный, креативный, но имеющий навыки аналитического мышления, коммуникабельный, понимающий других людей, готовый к компромиссам и не резкий в своих суждениях человек. Следует добавить, что, если руководствоваться прогнозами, то это будет немолодая женщина, работающая в транснациональной компании, базирующейся в Азии.Источник: 3DNews
Ребята, Вы уже выбрали профессию. Чтобы убедиться в правильности Вашего выбора, определим, к какому типу профессий Вы склонны. Для этого проведем тест ДДО Климова. Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А.Климова. Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид. Время обследования не ограничивается. Хотя, испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 10 –20 мин.
Инструкция к тесту:«Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнить любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?»
Тестовый материал
1а. Ухаживать за животными |
1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать) |
2а. Помогать больным |
2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин |
За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок |
3б. Следить за состоянием, развитием растений |
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) |
4б. Доводить Товары до потребителя, рекламировать, продавать |
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи |
5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты) |
6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) |
6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных) |
7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) |
7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др. |
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) |
8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов) |
9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище |
9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках |
10а. Лечить животных |
10б. Выполнять вычисления, расчеты |
11а. Выводить новые сорта растений |
11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.) |
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять |
12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок) |
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности |
13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов |
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты |
14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п. |
156. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые) |
15а. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. |
16а. Делать лабораторные анализы в больнице |
16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение |
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий |
17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов |
18а. Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п. |
18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах |
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания |
19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты |
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада |
20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.) |
Ключ к тесту
Типы профессий |
Номера вопросов |
Человек-природа |
1а, 3б, 6а, 10а, 11а, 13б, 16а, 20а |
Человек-техника |
1б, 4а, 7б, 9а, 11б, 14а, 17б, 19а |
Человек-человек |
2а, 4б, 6б, 8а, 12а, 14б, 16б, 18а |
Человек-знаковая система |
2б, 5а, 9б, 10б, 12б,15а, 19б, 20б |
Человек-художественный образ |
3а, 5б, 7а, 8б, 13а, 15б, 17а, 18б |
За каждое совпадение с ключом начисляется один балл.
Интерпретация результатов теста
Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков баллов. Название типов профессий:
«человек–природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;
«человек–техника» –все технические профессии;
«человек–человек» –все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;
«человек–знак» -все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;
«человек–художественный образ» –все творческие специальности.
Допустим, максимальное количество баллов по результатам тестирования набрал тип профессий «Человек – Человек». Ваша мечта – стать врачом, следовательно, Ваш выбор сделан правильно.
Рассмотрим, какие факторы обусловливают выбор человеком той или иной профессии? На практике оказывается, что склонности учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние. 8 факторов выбора профессии /по Е.А. Климову/:
1. Позиция старших членов семьи. Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.
2. Позиция товарищей, подруг. Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.
3. Позиция учителей, школьных педагогов. Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.
4. Личные профессиональные планы. Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.
5. Способности. О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.
6. Уровень притязаний на общественное признание. Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.
7. Информированность. Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.
8. Склонности. Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это – интересы, подкрепленные определенными способностями.
Рассмотрим типичные ошибки при выборе профессии:
1.Отношение к выбору профессии как к неизменному. В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.
Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются все новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Не бойтесь того, что выбор професcии сейчас, в 11 классе, фатальным образом определит всю Вашу судьбу. Изменение выбора, освоение новой специальности сделает Вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия, даже если Вы затем передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях. Например, первое образование искусствоведа поможет юристу по своему второму образованию разобраться в сложных вопросах наследования антикварных ценностей…
2. Бытующие мнения о престижности профессии. В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными (например: мусорщик).
Экономист или психолог ничуть не более полезен для общества, чем химик или слесарь. Престижность профессии должна учитываться – но после учета Ваших интересов и способностей. Иначе будете владеть (если будете) “модной”, но не приносящей удовольствия специальностью. Или, чего доброго, окажетесь непригодны к выполнению основных рабочих функций…
3. Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать). Профессию мы выбираем по своему “вкусу” и “размеру” так же, как одежду и обувь. Чувство группы, ориентация на сверстников – очень позитивные особенности ребят твоего возраста. Они нужны для освоения норм поведения в обществе, формирования образа “Я” и самооценки. Поэтому оглядывайся на других, СРАВНИВАЯ (себя с друзьями), а не слепо повторяя. Старайся увидеть, чем ты отличаешься от товарищей – и в чем вы сходны. Это поможет понять, что если Вася идет на пожарника (а он – рискованный человек), тебе эта профессия может не понравиться (ты ведь очень осторожный и рассудительный).
4. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию. При выборе профессии надо учитывать прежде всего особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности.
Особенно опасно очарование преподавателем (если тебя восхищает душевность физика – это не значит, что тебе нравится физика сама по себе, вне “комплекта”). Кроме того, часто ребята совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира – спортсмена, политика, журналиста, артиста.
5. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии. За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд. А журналисты не всегда выступают в телепередачах – чаще они перелопачивают массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей – прежде, чем подготовят 10-минутное сообщение, которое, к тому же, озвучит другой (диктор на телевидении).
6. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий. Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много – переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят. Для этого лучше всего не просто изучить профессиограммы или словари профессий. Стоит проанализировать газеты с вакансиями на бирже труда (там обычно указывается, какое образование требуется для конкретной вакансии). Например, человек с лингвистическим образованием (“русский язык и литература”, “иностранный язык” в школе) может работать и преподавателем, и переводчиком, и редактором, и секретарем-референтом. Тем более имей ввиду, что профессий существует больше, чем школьных предметов. Можно стать юристом, маркетологом, аппаратчиком. Профессии обычно могут быть ассоциированы с несколькими школьными предметами (обычно соответствуют вступительным экзаменам в ВУЗ при поступлении на эту специальность). Скажем, будущему экономисту в школе может нравиться одновременно и математика, и география.
7. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства. Во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда. (А компьютер внедряется абсолютно все сферы деятельности – вплоть до животноводства).
8. Неумение (нежелание) разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях). Разобраться в себе тебе помогут профконсультанты, родители, учителя, товарищи. Полезными также могут оказаться психологические тесты, а также статьи и публикации на тему популярной психологии. Однако имей ввиду, что среди них много непрофессиональных, так что относить критически как к результатам тестов, так и к тому, что пишут в психологических книжках. Задача популярных тестов – активизация деятельности по самопознанию (самонаблюдению, самоанализу), а не выдача тебе готового ответа на вопрос о том, кем быть или наклеивание ярлыка о том, какой ты.
9. Незнание (недооценка) своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии. Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, т.к. они могут ухудшить твоё состояние здоровья. Таких профессий немного и к ним относятся, в основном, те, в которых требуется длительное напряжение тех или иных физиологических систем. Компьютерщики сильно напрягают глаза, а летчики – сердце…
10. Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии. Когда ты решаешь задачу по математике, то выполняешь определенные действия в определенной последовательности. Было бы разумно поступить также и при выборе профессии.
И в заключение хочется привести «джентльменский набор», необходимый для того, чтобы уверенно чувствовать себя на рынке труда:
Диплом о профессиональном образовании. Причем, чем выше полученные во время учебы оценки, тем более привлекательно в глазах работодателя выглядит обладатель диплома.
Владение компьютером. Знание компьютера не подразумевает достижения каких-то заоблачных высот программирования – достаточно просто уметь самостоятельно включить машину, найти там нужную программу, поработать в ней и, сохранив все на диске, выйти из системы. «Нужными программами» обычно являются MicrosoftWord, MicrosoftExcel.
Знание иностранных языков.
Здоровый образ жизни, хорошая физическая форма. Сегодня в моде не субтильные кашляющие очкарики, а крепкие и энергичные парни и девушки.
Общая эрудиция, кругозор, начитанность.
Презентабельный внешний вид.
Ораторские способности, коммуникабельность, обаяние, сообразительность.
Наличие второй специальности; дополнительные профессиональные навыки. Если инженер-технолог умеет, как простой монтер, поменять проводку – карьера его будет развиваться стремительнее. Лишних знаний и навыков не бывает.
Если сегодняшний школьник обладает хотя бы 70% вышеперечисленных достоинств, его ожидает блестящая профессиональная карьера!
Цель создания индивидуального профессионального маршрута учителя:
Создание целостной системы взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и совершенствование профессионального мастерства и компетентности учителя.
Основные направления деятельности по развитию профессиональной компетентности педагога в соответствии с уровневой моделью методического процесса ОУ:
1.Самообразование педагога.
2.Деятельность педагога в профессиональном сообществе.
3.Участие педагога в методической работе ОУ.
Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный профессиональный маршрут педагога»
Учимся строить свой профессиональный маршрут
Жизнь человека и его деятельность – это уникальные процессы, обладающие множеством особенностей. Человек рождается, уже имея определенные предрасположенности, склонности, способности. Но для того, чтобы его взаимодействие с окружающим миром и обществом могло быть более эффективным и продуктивным, человеку нужно «улучшать», «прокачивать» себя и свою личность.
Проектная игра — это увлекательный, безопасный и результативный способ посмотреть на себя и свою жизнь со стороны, увидеть свои ограничения и потенциальные преимущества, понять причины своих успехов и неудач, найти новые ресурсы и возможности для разрешения проблемных ситуаций.
В марте 2023 года педагогом-психологом Килиной Ириной Юрьевной была проведена проектная игра «Это наш дом». В ходе игры воспитанники киселевского детского дома «Радуга» размышляли о значимости бесконфликтного общения, развивали навыки сотрудничества, формировали ресурсы к поддержанию положительного микроклимата в коллективе.
Ребята пришли к выводу, что отношения в коллективе строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности, одобрения и поддержки. Эти важные качества личности пригодятся воспитанникам для построения дальнейшего профессионального маршрута.