Как составить профессиональный портрет социального работника

  1. Профессиональный портрет социального работника.

Социальная
работа – это сложный процесс, требующий
прочных знаний в области теории
управления, экономики, психологии,
социологии, педагогики, медицины,
правоведения и т.д. Ее эффективность во
многом зависит от самого социального
работника, его умений, опыта, личностных
особенностей и качеств.

Профессиональные
качества социального работника
рассматриваются как проявление
психологических особенностей личности,
необходимых для усвоения специальных
знаний, умений и навыков, а также для
достижения существенно приемлемой
эффективности в профессиональном труде.

Для
описания социального работника можно
избрать язык способностей как проекцию
определенных черт личности, отвечающих
требованиям социальной деятельности
и определяющих ее успешность, может
быть, следующих: умение слушать других;
понимать их; самостоятельность и
творческий склад мышления; быстрая и
точная ориентировка, организаторские
способности, моральные качества и др.

Сформулирован
оптимальный набор личностных качеств,
необходимых социальному работнику,
таких как ответственность, принципиальность,
наблюдательность, коммуникабельность,
корректность (тактичность), интуиция,
личностная адекватность по самооценке
и оценке других, способность к
самообразованию, оптимистичность,
мобильность, гибкость, гуманистическая
направленность личности, сочувствие к
проблемам других людей, терпимость.

Таким
же образом выявлены психологические
«противопоказания» к социальной работе.
К ним относятся: отсутствие интереса к
другим людям (эгоизм), вспыльчивость,
резкость суждений, категоричность,
несобранность, неумение вести диалог
с оппонентом, конфликтность, агрессивность,
неумение воспринимать чужую точку
зрения на предмет.

Не
каждый человек пригоден для социальной
работы; основным определяющим фактором
здесь является система ценностей
кандидата, которая в конечном счете
определяет его профессиональную
пригодность и эффективность практической
деятельности. Представление об абсолютной
ценности каждого человеческого существа
переходит здесь из разряда философского
понятия в категорию базисного
психологического убеждения как основы
всей ценностной ориентации индивида.

Социальная
работа была и остается одной из самых
трудных профессий. Она не всегда адекватно
воспринимается общественным мнением.
Но социальная работа является одним из
самых одухотворенных и благородных
видов деятельности человека.

Стиль
поведения социального работника,
обусловленный совокупностью его
личностных качеств, его ценностными
ориентациями и интересами, оказывает
решающее воздействие на систему
отношений, которую он формирует не
только с клиентами, но и со своими
коллегами, подчиненными и начальством.

Раскрывая
личностные качества социального
работника можно поделить их на три
группы:

первая
– психологические характеристики,
являющиеся составной частью способности
к данному виду деятельности;

вторая
– психолого-педагогические качества,
ориентированные на совершенствование
социального работника, как личности;

третья
– психолого-педагогические качества,
направленные на создание эффекта личного
обаяния.

8.
Принципы
социальной работы.

Методологические
принципы, специфические принципы
(основные правила деятельности в сфере
оказания социальных услуг населению).

1)
Принцип универсальности – исключает
дискриминации при оказании помощи по
любым принципам;

2)
Принцип охраны социальных прав –
оказание помощи клиенту не может быть
обусловлено требованием к нему отказаться
от своих социальных прав или от части
из них;

3)
Принцип социального реагирования
(принцип индивидуального подхода) –
действие в соответствии с конкретными
обстоятельствами социальной ситуации
– индивидуально, не ограничиваясь
стандартным набором мероприятий,
ориентация на единичного клиента;

4)
Принцип клиентоцентризма – признание
права клиента приоритетными, во всех
случаях, кроме тех, где это противоречит
правам или интересам других людей;

5)
Принцип опоры на собственные силы
клиентом, клиент должен сам занимать
активную позицию при разрешении проблем,
роль соц. работника – консультация,
содействие в оказание помощи, содействие
в выборе стратегии поведения;

6)
Принцип максимизации социальных ресурсов
– социальный работник прилагает усилия
для привлечения дополнительных
возможностей оказания помощи клиенту
помимо гарантируемого минимума;

7)
Принцип конфиденциальности;

8)
Принцип толерантность + терпимости;

9)
Принцип гуманизма;

10)
Принцип добровольности – клиент сам
принимает решение о необходимости
обращаться за помощью к соц. раб.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

УДК 364.62

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ ПОРТРЕТ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

© Лариса Александровна РОМАНИНА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор-консультант кафедры социальной работы, ювенологии и управления в социальной сфере,

e-mail: r-irina75@mail.ru

В статье рассмотрены необходимые для социального работника профессионально-личностные качества и умения, в своей совокупности составляющие образ специалиста, готового к профессиональной деятельности.

Ключевые слова: профессионализация; социальный работник; профессионально-личностные качества и умения.

Изучение практики социальной работы в России и за рубежом показало, что к претендентам на профессиональную деятельность в области социальной работы предъявляется целая система отраженных в образовательных стандартах требований к практическому опыту, психологическим качествам личности, ее общему развитию, физическому здоровью, а также (в ряде западных стран) возрастным границам для претендентов.

В этой связи исследователи рассматривают широкий спектр необходимых для профессионала личностных качеств и умений, в своей совокупности составляющих образ

специалиста, готового к профессиональной деятельности.

Вычленяя общие основания исследований, посвященных анализу личностных и духовно-нравственных качеств социального работника, можно заключить, что в отечественной специальной литературе наиболее целостное воплощение данная проблема получила в рамках деятельностного подхода, базирующегося на работах А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, С.Л. Рубинштейна и других ученых, позволяющего осуществлять анализ разнообразных аспектов профессиональной деятельности и вузовской подготовки будущих специалистов.

И это обоснованно, т. к. сама специфика гуманистически ориентированной профессиональной деятельности предъявляет к специалисту требования, которые относятся, прежде всего, к его ценностно-смысловой сфере, личностным характеристикам, духовно-нравственным качествам, создающим ядро его личности.

Подчеркнем, что требования к духовнонравственным качествам личности социального работника нельзя считать «застывшей догмой», т. к. они определяются условиями культуры современного общества, степенью развития социальной работы как профессиональной деятельности, международными требованиями к квалификации профессионала, объективными потребностями развивающихся социальных служб, а также эффективностью многовариантного, альтернативного решения социальных проблем в условиях переходного состояния российского общества.

Большой вклад в изучение и разработку профессионально-личностных качеств социального работника внесли работы С.А. Бели-чевой, В.И. Бочаровой, С.И. Григорьева, Л.Г. Гусляковой, Л. Д. Деминой, И. А. Зимней, В.Н. Келасьева, Р.М. Куличенко, Л.В. Топчего, Т.Д. Шевеленковой, Л.Т. Ши-нелевой, Н.Б. Шмелевой и других российских исследователей.

Значимость профессионально-личностных качеств специалиста подтверждается тем, что их перечень зафиксирован в основополагающих документах, признаваемых профессиональным сообществом социальных работников всех стран: Международной Декларации этических принципов социальной работы, Международных этических стандартах социальной работы, этическом Кодексе Национальной Ассоциации социальных работников США, отечественном Кодексе этики социального работника.

В исследованиях по рассматриваемой проблеме представлены разные позиции относительно требований к профессиональным и личностным качествам социального работника.

Так, в представлениях практических социальных работников, изучавшихся В.Н. Ке-ласьевым, И.В. Яковлевой, Н.М. Полуэкто-вой, Н.В. Старковым, С.А. Васильевым, наиболее важными личностными качествами, входящими в структуру базовых, являются:

– компетентность по широкому кругу значимых проблем;

– высокий уровень общего образования и культуры;

– доброта, любовь к людям, душевность, эмпатия;

– общительность;

– умение правильно понять человека;

– способность поддержать другого и стимулировать его на развитие собственных сил;

– гибкость в принятии решений и их последующем выполнении;

– организационные способности.

Позиция практиков обобщена научным

коллективом под руководством В.Н. Келась-ева, наиболее важные личностные качества социальных работников сведены ими в следующие три группы:

1) профессиональные качества личности – это высокий профессионализм, компетентность в решении разнообразных социальных проблем, высокий уровень образования и общей культуры (в том числе духовной), владение смежными специальностями и знаниями по педагогике, психологии, юриспруденции;

2) гуманистические качества личности –

это доброта, любовь к людям, душевность, доброжелательность, чуткость, отзывчи-

вость, желание принять чужую боль на себя, милосердие, человечность, чувство сострадания, эмпатия;

3) социальные качества личности – они включают коммуникабельность, умение правильно понять человека и поставить себя на его место, гибкость и деликатность, тактичность в общении, умение слушать, способность поддерживать другого и стимулировать его на развитие собственных сил, умение вызывать к себе доверительное отношение, организационные способности.

Комплексную разработку профессионально-личностных качеств одним из первых в России провел научный коллектив под руководством С.И. Григорьева в 1991 г. [1], разработавший профессиограммы социального работника. В дальнейшем ее развивали и обогащали многие ученые, в т. ч. группа научных работников Исследовательского Центра проблем качества подготовки специалистов под руководством И.А. Зимней [2-3].

В работах научного коллектива И.А. Зимней представлен один из подходов к профессионально-личностным качествам социального работника как субъекта профессиональной деятельности. В соответствии с ним в модели данного специалиста разграничиваются три следующих структурных компонента:

1) собственно личностные характеристики социального работника (одним из определяющих критериев здесь является соответствие гуманистического потенциала личности данному роду деятельности);

2) компетентность социального работника (включает социальные знания и умения в конкретной области работы и в тех ее сферах, которые прямо или косвенно с ней связаны);

3) умение устанавливать адекватные межличностные и конвенциональные отношения в различных ситуациях общения.

Два последних основания детализируются в целом ряде умений социального взаимодействия, например, умении менять ролевые позиции и отношения, умении облегчать общение, умении формировать новые социальные роли у клиентов и др.

Опираясь на профессиональные качества личности, И.А. Зимняя разработала четырехзвенную сферу деятельностных и интерактивных характеристик социального работника. Деятельностные особенности, в свою очередь, автор разделила на социальноконвенциональные знания и умения, профессиональные знания и умения.

Социально-конвенционал ьные представляют собой знания должностных обязанностей и умение их исполнять: знания нормативно-правовой основы, организации социально-значимой деятельности среди населения, социально-правовую защиту интересов клиента и соответствующие этим знаниям умения (координации деятельности заинтересованных и включенных в данные сферы организаций и др.), умения оформления и ведения документации, контроля над принятием решений по ней.

Группа профессиональных предметных умений включает в себя выработанные на основе знаний умения: диагностирования проблем, определения характера требуемой психологической помощи на основании знаний основных закономерностей развития

личности и др., а также сформированность навыков профессиональной деятельности.

Группа деятельностно-ролевых умений предполагает сформированность умений устанавливать равноправные отношения (с клиентами, коллегами), гибко и произвольно менять ролевые и позиционные отношения, а также формировать новые социальные роли у клиентов.

В группу коммуникативных особенностей И.А. Зимняя включает коммуникативно-информационные и социально-перцептивные умения. Они предполагают: владение культурой межличностного общения; фаси-литативные умения; навыки оптимизации общения с клиентами, представителями различных социальных групп. Особенности социального взаимодействия включают умения: координировать социальные связи и отношения; координировать взаимодействия с разными клиентами на основе навыков наблюдения, отбора и анализа социальнозначимой информации.

На основе изучения личностных качеств, необходимых специалисту, проведенного Т.Д. Шевеленковой, предложен один из вариантов Квалификационной характеристики социального работника [4]. Автор выделила следующие требования:

– гуманистическая направленность личности;

– личная и социальная ответственность;

– чувство собственного достоинства и уважение личности другого;

– эмпатийность;

– готовность понять другого человека и оказать ему психологическую поддержку, эмоционально-позитивная направленность;

– эмоциональная устойчивость;

– установка на психическое здоровье;

– личностная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности.

Личностные качества социального работника разделяют на три группы. К первой группе относят психофизиологические характеристики, от которых зависят способности к данному виду деятельности. Ко второй – психологические качества, характеризующие социального работника как личность. В третью группу включены психолого-

педагогические качества, от которых зависит эффект личного обаяния [5, с. 272-273].

Качества первой группы отражают психические процессы (восприятие, память, воображение, мышление), психические состояния (усталость, апатия, стресс, тревожность, депрессия), внимание как состояние сознания, эмоциональные и волевые проявления (сдержанность, индифферентность, настойчивость, последовательность, импульсивность).

Ко второй группе относят такие психологические качества, как самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, а также стрессоустойчивые качества – физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями.

В третью группу включены: коммуникабельность (умение быстро устанавливать контакт с людьми); эмпатичность (улавливание настроения людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их нуждам); аттрактивность; красноречие и др.

Последняя группа качеств трактуется учеными как психолого-педагогическая грамотность. В нее входят: педагогическая наблюдательность, проявляющаяся в умении дать характеристику объекту, выявить его сильные и слабые стороны, предположить реакцию клиента на оказываемое на него воздействие; педагогическое предвидение как умение увидеть конечный результат предпринимаемых действий; умение провести интервьюирование, создать обстановку безопасности и доверия.

По мнению Е.И. Холостовой, при определении профессионально-личностных качеств социального работника следует выделять следующие их группы:

– психофизиологические;

– психологические;

– психолого-педагогические [6].

Важнейшей составляющей готовности к

профессиональной деятельности являются профессиональные умения, которые выражаются через способы реализации знаний. Их можно охарактеризовать как инструментальную составляющую готовности к профессиональной деятельности. Среди них выделяют следующие умения [7-9]:

– вычленять проблемы клиента;

– диагностировать их;

– определять характер требуемой психологической и иной помощи;

– устанавливать равнопартнерские отношения с клиентом;

– формировать у клиента новые социальные роли.

Следует согласиться с мнением Р.М. Ку-личенко о том, что доминантная сфера применения профессиональных знаний и умений социального работника – ориентация в проблемах социальной диагностики наличной ситуации, и на ее основе – прогнозирования, проектирования и моделирования предстоящего развития и функционирования социальных систем разного уровня (индивида, малой группы, общности).

Социальная диагностика – это комплексный процесс научного выявления и изучения многоплановых причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе, характеризующих его социально-экономическое, культурно-правовое, нравственнопсихологическое, медико-биологическое и санитарно-экологическое состояние. Ее

обобщенные результаты составляют социальный диагноз, т. е. научно обоснованное заключение о состоянии социального здоровья рассматриваемого объекта или социального явления, основанное на его всестороннем и систематическом наблюдении (мониторинге) (И.Г. Зайнышев, Р.М. Куличенко).

Социальной диагностика предполагает осуществление специфической научно-

познавательной и поисково-исследовательской деятельности. Подчеркнем, что поисково-исследовательская направленность в работе специалиста по социальной работе отражена в «Квалификационных требованиях по социальной работе».

Так, в числе должностных обязанностей специалиста по социальной работе указаны в качестве обязательных для реализации следующие аспекты деятельности:

– выявлять на предприятии (объединении, организации, учреждении), в курируемом микрорайоне (округе) семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педаго-гической, материальной и иной помощи;

– устанавливать причины возникающих у них трудностей, конфликтных ситуаций, в т. ч. по месту работы и учебы;

– выявлять и оказывать содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные и учебно-воспитательные учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи;

– участвовать в работе по созданию центров социальной помощи семье, усыновления, попечительства и опеки, социальной реабилитации, а также приютов, молодежных, подростковых, детских и семейных центров.

Таким образом, целевые установки специалиста должны быть сфокусированы на поиск причин социальных аномалий, выявление закономерностей, порождающих трудные жизненные ситуации, конфликты. Следовательно, сама сущность подходов к построению системы социальной помощи (виды, формы, средства, инструментарий) требует культивирования навыков научного анализа, беспристрастного научного подхода к проблемам каждодневной практики.

Неоспорим тот факт, что профессионализм необходим социальным работникам для изучения проблемных ситуаций, социального обслуживания различных групп нуждающихся людей, причем содержание их поисково-исследовательской деятельности часто зависит от характеристики этих групп и их социального окружения.

Проблемы личностных характеристик индивида, обеспечивающих его успешность в проектно-исследовательской деятельности, активно изучаются в психологии творчества в аспекте анализа творческой личности (К.А. Абульханова-Славская, Т.Ф. Базилевич, Д.Б. Богоявленская, А.А Вербицкий, В.Н. Дружинин, А.Н. Леонтьев, Я. А. Пономарев и др.).

Необходимые для творческой исследовательской деятельности личностные характеристики условно можно сгруппировать следующим образом: мотивационные, когнитивные, креативные, эмоционально-волевые, инструментальные.

Характеризуя творческую личность, В.Н. Дружинин выделяет следующие ее признаки: наличие мотивации; личностную увлеченность; независимость как ориентацию на личностные ценности, а не на внешние оценки; убежденность.

Превалирующая позиция мотивационного аспекта в творческой деятельности далеко не случайна. Как показывают многочисленные исследования (ДБ. Богоявленская, Л.И. Божович, В.Н. Дружинин, Е.И. Ильин, Г.У. Олпорт и др.), побуждающие эту деятельность мотивы выполняют системообразующую роль. Мотивационный фактор обеспечивает превращение знаний, умений и навыков в средство личностного и профессионального роста, тем самым способствуя профессионально-личностному становлению специалиста. Мы разделяем мнение Х. Гутмана о том, что для полного понимания творческой деятельности необходимо принять во внимание не только включенные в нее мыслительные процессы, но также и динамические силы, которые приводят эти процессы в действие и направляют их к тому, чтобы произвести что-то новое.

Мотив в современной социологической и психолого-педагогической литературе трактуется в нескольких планах:

– побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность;

– побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности, предмет, ради которого она осуществляется;

– осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков.

В качестве основных мотивов, актуализирующих профессиональную деятельность, в особенности ее поисково-исследовательский компонент, называют: творчество из любви к истине; творчество из любви к творчеству; жажда познания; углубление представлений о действительности; желание добиться общественного признания; желание добиться славы; желание содействовать развитию общества; желание открыть новое для человечества; осознание необходимости приносить пользу людям; определенные общественные установки [10].

Перечисленные мотивы объединяют в две группы: мотивы роста (связаны с познавательным и самоактуализационным компонентом) и мотивацию достижения (обусловлены внешними факторами) [11-13]. При этом особо подчеркивается необходимость перехода внешней мотивации исследователя

во внутренний план. Только при этом условии процесс получения, добывания нового знания будет восприниматься им как обязательный, т. е. как личностно значимая деятельность.

В социальной работе наличие мотивов участия работника в творческой деятельности проходит красной нитью через этические требования к профессии, отражая личностную, внутреннюю включенность социального работника в решение исследовательских задач, лежащих в проблемном поле данной профессии.

Таким образом, мы определяем мотивационную сферу будущего социального работника как системообразующий компонент вузовской подготовки, необходимый для формирования готовности к профессиональной деятельности, т. к. именно ее сформиро-ванность обеспечивает развитие духовнонравственных качеств, включающих умственную, волевую и эмоциональную стороны личности студентов, влияя, в свою очередь, на все стороны последующей профессиональной деятельности.

Развивая идеи Т.П. Дьячек, Н.П. Клуши-ной и В.И. Хоменко и используя деятельностный подход, сгруппируем необходимые социальному работнику умения в три группы: аналитические, конструктивные, исполнительские.

Аналитические – это умения анализировать и давать целостную оценку социальной ситуации; вычленять в ней социальную проблему как поисково-исследовательскую; объяснять ее; выявлять ведущие факторы, влияющие на социальное самочувствие клиента; осуществлять ретроспективный анализ форм, методов, средств решения проблемы; намечать пути и способы решений исследовательской проблемы; оценивать последствия исследовательской акции посредством экстраполяции достигнутого состояния на перспективу (прогнозирование развития

личности в социальном окружении и всего социума в целом).

Конструктивные – это умения синтезировать результаты анализа социальной проблемы, определять объект и предмет исследования, формулировать замысел исследовательских действий, его цель и задачи; выдвигать гипотезу; разрабатывать методику, составлять программу исследования; осущест-

влять мысленный эксперимент; прогнозировать последствия принимаемых решений; моделировать ситуации, обеспечивающие саморазвитие личности клиента и окружающего ее социума.

Исполнительские – умения осуществлять проектно-исследовательскую деятельность в целях проверки гипотезы; выполнять теоретическое обобщение экспериментального материала; разрабатывать научно-обоснованные социальные проекты; внедрять их в практику, вовлекая в эту деятельность коллег; информировать о результатах исследования профессиональную и научную общественность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Знания и умения определяют исследовательскую грамотность социального работника. Исследовательская грамотность – это способность понимать, критически оценивать и избирательно использовать научные знания в процессе профессиональной деятельности.

Социально-экономические изменения,

происходящие в обществе, определенным образом влияют на систему подготовки социального работника, порождая необходимость формирования информационной культуры специалистов.

По мнению И.В. Бестужева-Лады, для современного этапа развития общества характерно изменение «статуса» информации. На наш взгляд, это связано с рядом обстоятельств:

– в условиях повышения степени свободы индивидуумов, регионов, социальных групп информационные потребности людей возрастают;

– возникает рынок информационных продуктов и услуг, расширяются инвестиции с целью получения новой информации, инициирующей процессы создания инноваций, что приводит к увеличению прибыли и ее воздействия на поведение людей;

– устойчивое во времени информационное преимущество отдельных социальных групп или индивидуумов постепенно трансформируется в экономическое, социальное или политическое преимущество. Таким образом, информационное неравенство способствует усилению социального неравенства;

– возрастают технологические возможности обработки информационных процессов, что обусловлено быстрым развитием

информационно-коммуникационных технологий.

Мы разделяем позицию А. И. Арнольдова в том, что развернутая во времени, во всем многообразии своих проявлений информация направлена на то, чтобы помочь человеку стать личностью, полностью осуществиться и самореализоваться. Но и от человека требуются острота духовного зрения, аналитический подход, преодоление слепой веры во все услышанное, увиденное, прочитанное.

Информация в значительной степени определяется нравственными законами и не может существовать без моральной основы. Усвоение и ранжирование человеком информационных ценностей – это социальнодейственный процесс, направленный на активизацию личности, на воспитание способности и умения применять полученную «информацию-знание» в своей жизни. Оно – в интересах самого человека – должно быть активным, избирательным, оценочным,

обеспечивающим его интеллектуальное развитие; оно зависит от многих социальных и культурных факторов, индивидуальных особенностей личности, ее ценностных ориентаций. Все это выдвигает особенно острую сегодня необходимость формирования культуры восприятия информации.

Это, в свою очередь, вызывает необходимость более глубокого исследования выбранной проблемы с учетом существующего противоречия: между объективной необходимостью заинтересованности социальных работников в умении выполнять профессиональную деятельность на основе средств информационно-коммуникационных технологий, способности ориентироваться в постоянно изменяющемся обществе, с одной стороны, и отсутствием модели формирования их информационной культуры – с другой.

1. Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г., Демина Л.Д. Опыт разработки профессиограммы социального работника // Социальные службы / под ред. Л.Г. Гусляковой, Л.М. Полотовой. Барнаул, 1991. С. 22-23.

2. Зимняя И.А. Подготовка социального работника как многоуровневый процесс // Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в России / отв. ред. И.А. Зимняя. М., 1992. С. 85-91.

3. Зимняя И.А. Профессиональные роли и функции социального работника (Общие проблемы подготовки специалистов) // Российский журнал социальной работы. 1995. № 1. С. 79-82.

4. Шевеленкова Т.Д. Личностные качества социального работника как проблема его профессиональной (квалификационной) характеристики // Социальная работа / отв. ред. И.А. Зимняя. М., 1992. Вып. 2. С. 8-15.

5. Теория социальной работы / под ред. Е.И. Холостовой. М., 1998.

6. Холостова Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. М., 1993.

7. Куличенко Р.М. Профессиональное становление и развитие института социальных педагогов в России: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 1998.

8. Куличенко Р.М. Социальная работа и подготовка социальных работников в современной России. Тамбов, 1997.

9. Сидоров В.Н. Деятельность социального работника: роли, функции и умения. М., 2000.

10. Дьячек Т.П. Подготовка социальных работников к исследовательской деятельности: теория и практика. Тамбов, 2002.

11. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991.

12. Климов Е.А. Психологический профессионализм. Москва; Воронеж, 1996.

13. Лотова И. П. Психологические условия эффективности профессиональной деятельности работников социальных служб. М., 1999.

Поступила в редакцию 19.11.2011 г.

UDC 364.62

PROFESSIONAL PERSONAL PORTRAIT OF SOCIAL WORKER

Larisa Aleksandrovna ROMANINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor Education, Professor-Consultant of Social Work, Juvenology and Management in social sphere Department, e-mail: r-irina75@mail.ru

The article considers necessary for the social worker’s professional and personal qualities and skills that together constitute an image specialist, is ready for occupation.

Key words: professionalization; social worker; professional and personal qualities and skills.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ
И ДУХОВНЫЕ КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

         Социальная
работа — новая в нашей стране, активно развивающаяся отрасль профессиональной
деятельности. В самом общем виде социальная работа рассматривается как
национальная система помощи. Такое понимание задает пространство смысловых
значений профессии социального работника; ему предписывается необходимость
оказания поддержки нуждающимся гражданам в рамках государственной системы,
призванной защищать национальные интересы своего народа. Эта задача под силу
специалисту, компетентному в вопросах развития личности и общества, обладающему
фундаментальными знаниями взаимодействии человека с другими людьми и с
окружающим миром.

         Уникальность
профессионала в области социальной работы состоит в том, что он выступает
посредником между государством и его гражданами, оказавшимися в силу тех или
иных причин в объективной и субъективной трудной (проблемной, кризисной или
экстремальной) ситуации. Специалист как посредник должен: уметь координировать
социальные связи и отношения; управлять своим собственным поведением и эмоциями
в межличностном взаимодействии с нуждающимися в помощи гражданами (клиентами).
Постановка проблемы о негативных эмоциональных состояниях социального работника
в трудных ситуациях взаимодействия с клиентами актуальна для новой отрасли в
целом и для каждого специалиста в частности.

         Специфика
современной социальной работы требует высокого уровня профессионализма, который
формируется посредством профессиональной подготовки специалистов в данной
области практической деятельности. Профессионализм конкретного работника
является результатом его самореализации в ходе длительного процесса
профессионального становления, для которого характерны индивидуальное
своеобразие и уникальность условий протекания.

         Профессиональное
становление специалиста по социальной работе – это целостный и непрерывный
процесс развития практической, образовательной и исследовательской деятельности
личности в области социальной работы, ориентированный на формирование у
человека профессиональных знаний, умений, навыков и личностных качеств,
адекватных квалификационным и этическим стандартам профессии. В основу данного
процесса может быть положен интегральный методологический подход в русле теории
социальных изменений. Профессиональное становление специалиста является
составной частью профессионализации – длительного макропроцесса, посредством
которого общество и человек формируют представление о конкретном виде занятий
как о профессии.

1.     Профессиональный портрет социального работника

Социальный педагог
– организатор работы с детьми и взрослым населением в микросоциуме. Он
осуществляет педагогическую, методическую, исследовательскую деятельность,
которая направлена на защиту прав детей в обществе, содействие им в период
социального и профессионального становления, а также на взаимодействие со
взрослым населением, нуждающимся в социально-педагогической помощи.

 В зависимости от
профиля, специализации местом работы социального педагога могут быть:

·         
дома и микрорайоны;

·         
социально-педагогические службы
образовательных учреждений (дошкольных, внешкольных, общеобразовательных и
профессиональных школ, колледжей, лицеев, школ-интернатов, детских домов,
средних специальных учебных заведений, вузов);

·         
социальные службы специализированных
учреждений (пансионатов для пожилых, домов престарелых, семейных детских домов,
центров реабилитации, социальных приютов, спецшкол для детей с отклонениями в
умственном и физическом развитии, центров занятости, бирж труда, тюрем и др.);

·         
социальные службы предприятий, организаций
и учреждений, общежитий, коммерческих структур, творческих, общественных
организаций, различных фондов, банков, благотворительных организаций;

·         
службы муниципальных органов
(социально-педагогических, культурно-спортивных комплексов, центров социальной
педагогики и социальной работы, отделов по социальной защите населения,
отделений социальной помощи на дому);

·         
службы досуга и культурной анимации
(подростковые клубы, дома культуры, сельские клубы, школы народных ремесел,
семейные клубы, семейные гостиные, парки, игровые площадки и др.);

·         
медицинские службы (профилактории,
реабилитационные залы и комплексы, центры народных средств оздоровления и
лечения при больницах, медпунктах, на дому);ъ

·         
частная практика.

 Социальный педагог
призван способствовать развитию (саморазвитию) личности, созданию благоприятных
условий, психологического комфорта, обеспечивать консолидацию всех сил и
возможностей общества применительно к конкретному ребенку (взрослому), развивая
его активность как субъекта воспитательного процесса.

Поскольку
социальная работа имеет интегральный ха­рактер, ее представители должны
обладать качествами пе­дагога, психолога, медицинского работника, юриста,
социолога, а также государственного служащего. Этих качеств достаточно для тех
из них, кого называют специалистами широкого профиля. Если социальные работники
трудятся в организациях, специализирующихся на оказании помо­щи нуждающимся в
определенных областях общественной жизни, то они должны быть также досконально
знакомы с их особенностями. Важнейшими из этих областей, кото­рые называют
сферами распространения социальной рабо­ты, являются образование,
здравоохранение и занятость.

         Социальная
работа как профессия направлена на человека в среде. Представляя собой личностную
службу помощи людям, социальная работа нацелена на решение всей совокупности
проблем в контексте «личность и окружающая среда». Человек, его проблемы – в
центре внимания социальных работников.

         Практическая
деятельность социальных работников, должна осуществляться профессионально.

         Социальные
работники выполняют следующие функции:

·       
предлагают помощь, организуют ее, устанавливая
необходимые для этого связи и контакты;

·       
осуществляют сопровождение людей на протяжении
определенного жизненного периода, проявляют личное участие, организуют контроль
за ситуацией в целях защиты клиента;

·       
представляют интересы нуждающихся в помощи, если
они не в состоянии этого сделать;

·       
оказывают воздействие на органы власти и управления
с целью повышения качества обслуживания и социальной защиты;

·       
информируют инстанции на всех уровнях о факторах,
которые негативно сказываются на условиях жизни определенных групп населения.

2.      
Должностные обязанности социального
работника

Социальная работа
является универсальным видом деятель­ности. Она требует от специалиста знаний в
различных областях и умений их применять на практике. Не случайно, поэтому в
ква­лификационном справочнике социальному работнику предписан весьма широкий
перечень должностных обязанностей. Социальный работник обязан:

•  выявлять семьи
и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической,
психолого-педагогической, материальной и иной помощи, в охране нравственного,
физического и психичес­кого здоровья;

•  устанавливать
причины возникающих у них трудностей, кон­фликтных ситуаций (по месту работы,
учебы, в семье и т. д.), ока­зывать содействие в разрешении этих трудностей и
конфликтов и социальную защиту;

•  содействовать в
совместной деятельности различных общест­венных и государственных организаций и
учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи нуждающимся
группам населения;

•  оказывать
помощь в семейном воспитании, заключении тру­довых договоров о работе на дому
женщинам, имеющим несовер­шеннолетних детей, инвалидам, пенсионерам;

•  проводить
психолого-педагогические и юридические кон­сультации по вопросам семьи и брака,
воспитательную работу с несовершеннолетними детьми с асоциальным поведением;

– выявлять и
оказывать содействие детям и взрослым, нуж­дающимся в опеке и попечительстве,
устройстве в лечебные и учебно-воспитательные учреждения, получении
материальной, социально-бытовой и иной помощи;

•  организовывать
общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, выступать (в
необходимых случаях) в качестве их общественного защитника в суде;

•  участвовать в
работе по созданию центров социальной помощи семье (усыновления, попечительства
и опеки; социальной реаби­литации; приютов,; молодежных, подростковых, детских
и семей­ных центров; клубов и ассоциаций, объединений по интересам и т. д.);

• организовывать и
координировать работу по социальной адаптации и реабилитации лиц, вернувшихся с
мест лишения свободы и специальных учебно-воспитательных учреждений.

3.      
Основные функции социального работника

Квалификационный
справочник определяет обязанности и тре­бования к социальному работнику в самом
общем плане без учета функций, специализаций, уровня подготовки социального
работ­ника.

Реализация диагностической
функции
предполагает изучение социальным работником особенностей
группы, слоя, отдельного человека, степени и направленности на них микросреды и
поста­новку «социального диагноза».

Прогностическая
функция
реализуется путем программирования и
прогнозирования влияния на объекты социальной работы всех социальных институтов
общества, выработки определенной модели социального поведения этих объектов.

Предупредительно-профилактическая
(или социально-терапевти­ческая) функция позволяет предусмотреть и привести в
действие социально-правовые, юридические, психологические,
социально-медицинские, педагогические и другие механизмы предупрежде­ния и
преодоления негативных явлений, организовать оказание социотерапевтической,
социально-бытовой, психолого-педагоги­ческой, медицинской, юридической и иной
помощи нуждающимся, обеспечить защиту прав семьи, женщин, подростков, детей,
моло­дежи. Предупредительно-профилактическая функция, таким об­разом,
направлена не только на оказание всевозможной помощи поддержки уже
оступившимся, слабо защищенным слоям, но и на предупреждение всевозможных
негативных последствий в по­ложении, поведении, деятельности слоев, групп
людей, отдельных личностей. Данная функция ассоциируется с пониманием соци­альной
работы, как в узком, так и в широком смысле слова.

Правозащитная
функция
в социальной работе предусматривает
использование всего комплекса законов и правовых норм, направ­ленных на
оказание помощи и поддержки, защиту населения. Это касается как населения,
проживающего в стране, так и той его части, которая по тем или иным причинам
оказалась за ее пределами.

В соответствии с социально-педагогической
функцией
социальный работник призван выявлять интересы и потребности
людей в раз­личных видах деятельности (культурно-досуговой,
спортивно-оздоровительной, технического и художественного творчества, туризма)
и привлекать к работе с ними различные учреждения, организации, общественные,
творческие и другие союзы, специалистов, тренеров, организаторов
культурно-досуговой деятель­ности и т. д.

Психологическая
функция
предполагает различные виды консуль­тирования
и коррекции межличностных отношений, помощь в со­циальной реабилитации всем
нуждающимся, призвана способст­вовать социальной адаптации личности.

При реализации социально-медицинской
функции
социальный работник обязан организовать работу по профилактике
здоровья, помогать овладевать основами оказания первой медицинской по­мощи,
культурой питания, санитарно-гигиеническими нормами, организовать работу по
планированию семьи, формировать ответственное отношение к репродуктивному и
сексуальному поведению, содействовать подготовке молодежи к семейной жизни,
развивать трудотерапию, способствовать формированию здорового образа жизни.

В деятельности
социального работника важна реализация соци­ально-бытовой функции,
а именно: социальный работник обязан способствовать в оказании необходимой
помощи и поддержки различным категориям населения (особенно инвалидам, людям
пожилого возраста, молодым семьям и др.) в улучшении их жи­лищных условий,
организации нормального быта.

Коммуникативная
функция
призвана устанавливать контакты с
нуждающимися в той или иной помощи и поддержке, органи­зовывать обмен
информацией, способствовать включению различ­ных институтов общества в
деятельность социальных служб, по­могать восприятию и пониманию другого
человека, больных и здоровых, нуждающихся и не нуждающихся в помощи и
поддержке.

Рекламно-пропагандистская
функция
социальной
работы про­является в организации рекламы социальных услуг, в пропаганде идей
социальной защиты человека.

Нравственно-гуманистическая
функция
(как своеобразная кон­центрация
определенных свойств, черт всех других функций) при­дает социальной работе
высокие гуманистические цели, создает условия для достойного функционирования
человека, групп и слоев в обществе.

Реализация организационной
функции
состоит в том, чтобы спо­собствовать организации социальных
служб на предприятиях и и учреждениях, а также по месту жительства, привлекать
к их работе общественность, направлять деятельность социальных служб на
оказание различных видов помощи и социальных услуг населению, в первую очередь
слабо защищенным слоям и группам, отдельным личностям.

4.      
Основные требования к специалисту в области
социальной работы

Социальный
работник может выполнять названные обязаннос­ти и реализовывать указанные
функции только в том случае, если он владеет большим кругом соответствующих
знании и умении Требования, предъявляемые к знаниям и умениям специалиста в
области социальной работы, изложены в Государственном образо­вательном
стандарте высшего и профессионального образования.

Согласно
Государственному стандарту по циклу общепрофессиональных дисциплин
направления (социальной работы) специалист должен:

•  знать специфику
работы в различной социальной среде;

•  знать и уметь
использовать передовой отечественный и зару­бежный опыт социально-культурной
деятельности;

•  уметь
обеспечивать посредничество, с одной стороны, между личностью и семьей, а с
другой — между различными обществен­ными и государственными структурами;

•  уметь
обеспечивать связи между личностью и микросредой, детьми и взрослыми, семьей и
обществом;

•  уметь оказывать
влияние на отношения между людьми и си­туацию в малой группе, стимулировать
клиента к выполнению социально-значимой деятельности;

•  уметь работать
в условиях неформального общения, способ­ствуя проявлению инициативы и активной
жизненной позиции клиента;

•  знать основные
психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и
социальных факторов в ста­новлении психики, понимать значение воли и эмоции,
потребнос­тей и мотивов, а также бессознательных механизмов в поведении человека,

•  уметь дать
психологическую характеристику личности (ее темперамента, способностей и т.
п.), интерпретацию собственного психического состояния, владеть приемами
психодиагностики и психической саморегуляции;

•  знать основы
общей педагогики и ее специальных разделов;

•  знать формы,
средства и методы педагогической деятельности;

•  владеть
элементарными навыками анализа учебно-воспита­тельных ситуаций, определения и
решения педагогических задач;

•  знать и уметь
использовать формы и методы воспитательной работы и просвещения;

•  знать
национальные особенности быта и семейного воспи­тания, народные традиции
регионов и уметь использовать их в социальной работе;

•  знать нормы
семейного, трудового, жилищного законодатель­ства, регулирующие охрану
материнства и детства, прав несовер­шеннолетних, пенсионеров, инвалидов и
обеспечивающие их со­циальную защиту;

•  знать основы
уголовного и гражданского права;

•  знать
организацию медико-социальной работы, санитарного просвещения и пропаганды
здорового образа жизни;

– уметь вести
организационно-управленческую, исследовательско-аналитическую,
научно-педагогическую и практическую деятель­ность на различных объектах
профессиональной деятельности, определенной Государственным стандартом;

•  уметь оказывать
первую медицинскую помощь.

По циклу специальных
дисциплин направления
(социальной ра­боты) специалист должен:

•  владеть
методикой и технологией социального прогнозиро­вания и проектирования, уметь
использовать полученные знания в реальных проектах;

•  владеть
процедурой и методами социальных инноваций, твор­чески использовать инновации в
практике социальной работы;

•  знать
особенности социальной экологии, методы оценки со­стояния окружающей среды,
владеть экологической культурой;

•  знать и уметь
разрешать актуальные проблемы геронтологии, уметь организовать
медико-социальное обслуживание людей пожилого и старческого возраста, знать
специфику социальной ра­боты с этим контингентом;

•  применять
полученные знания в решении современных про­блем занятости населения, уметь
вести социальную работу среди безработных, оказывать им моральную и
материальную поддержку, помощь в трудоустройстве;

•  уметь
использовать углубленные знания специальных разде­лов психологии и педагогики
социальной работы;

•  знать и уметь
применять методы социальной статистики, использовать статистические измерения в
социальной работе;

•  уметь вести
социальную работу с учетом современной этно­графической и демографической
ситуации;

•  знать конкретный
опыт деятельности территориальных органов и центров социальной защиты населения
и уметь использовать его в практической деятельности;

•  владеть
методикой исследовательской работы при анализе конкретных явлений и процессов в
социальной сфере, уметь ис­пользовать и внедрять полученные результаты
исследований;

•  знать и
использовать в практической деятельности особен­ности специализированной 
подготовки:  организаций  помощи населению, социальной работы в трудовых
коллективах, медико-социальной помощи населению, социальной работы с молодежью,
семьями м детьми, социальной реабилитации и трудотерапии, геронтологии и работы
с пожилыми людьми и инвалидами, ор­ганизации пенсионного обеспечения населения,
экономики и менеджмента в социальной сфере.

5.                
Духовно-нравственные качества социального
работника

Для выполнения предписанных им функций социальным работ­никам
необходимо не только соответствующее профессиональное образование, но и
личностная готовность соблюдать определенные профессионально-этические нормы и
принципы.

Влиять на своих клиентов, решать профессиональные задачи можно только
обладая знаниями и опытом социального работника, его узаконенными полномочиями
(должностью), статусом (правами) и репутацией (мнением о достоинствах и
недостатках человека), харизматическими данными (исключительными качествами,
талан­том) и личной привлекательностью.

Особенно важны такие личностные качества социального ра­ботника, как
его интеллектуальный, общекультурный и нравствен­ный потенциал.

Наличие
(формирование и закрепление) таких качеств позво­ляет социальному работнику
более эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность. В частности,
это дает ему воз­можность быть информированным о различных социальных груп­пах
населения и их особенностях; предвидеть последствия своих действий; уметь
контактировать с разными категориями людей («трудными» подростками,
детьми-сиротами, инвалидами, преста­релыми и т.д.); быть профессионально
тактичным (вызывать симпатию у клиентов, их доверие, соблюдать профессиональную
тайну, проявлять деликатность в интимных вопросах жизни кли­ента и т. д );
обладать эмоциональной устойчивостью при всех кол­лизиях, неудачах, сложностях
работы, добросовестно исполнять свой долг, проявляя спокойствие,
доброжелательность и вниматель­ность к клиентам. В специальной литературе чаще
всего отмечают такие качества, как гуманистическая направленность личности,
личная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и
справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого
человека, терпимость, вежливость, порядоч­ность, эмпатичность (сопереживание),
готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость,
личная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной
адаптированности.

Личностные качества социальных работников подразделяются на три группы.

К первой группе относят требования, предъявляемые профес­сиональной
деятельностью к психическим процессам (восприятию, памяти, воображению,
мышлению), психическим состояниям (усталости, апатии, стрессу, тревожности,
депрессии), вниманию как состоянию сознания, эмоциональным (сдержанность, индиф­ферентность)
и волевым (настойчивость, последовательность, импульсивность) характеристикам.

Ко второй группе относят самоконтроль, самокритичность, самооценку
своих поступков, а также стрессоустойчивые качества — физическую
тренированность, самовнушаемость, умение переклю­чаться и управлять своими
эмоциями.

К третьей группе относят коммуникативность (умение быстро устанавливать
контакт с людьми), эмпатичность (улавливание на­строения людей, выявление их
установок и ожиданий, сопережи­вание их нуждам); внешние данные (внешняя
привлекательность личности); красноречивость (умение внушать и убеждать словом)
и т.д.

         Востребованность
профессии социального работника на рынке труда сегодня высокая. В наше время
экономической нестабильности все больше людей нуждаются в помощи. Эту
специальность можно скорее назвать призванием, а не профессией. Особенность
профессии социального работника состоит в том, что только гуманные люди,
умеющие сострадать, готовы помочь детям-сиротам, инвалидам, многодетным
матерям, престарелым, могут ею заниматься. Эти слабозащищенные слои населения
могут рассчитывать на консультацию социальных специалистов по вопросам льгот и
различных преимуществ. Без их внимания не останутся и люди, страдающие такими
заболеваниями, как алкоголизм и наркомания. Работники этой сферы также
занимаются оформлением необходимых документов.

         Социальные
работники проводят исследования для выявления нуждающихся в материально-бытовой
помощи. Они всячески пытаются задействовать в своей работе государственные и
общественные структуры, добиваясь от них принятия необходимых решений.
Социальные работники также отвечают за программу по реализации реабилитационных
мероприятий.

         Представители
этой профессии оказывают психологическую и морально-правовую поддержку людям,
которым тяжело справиться с проблемами, вызванными объективными и субъективными
факторами. Речь идет о лицах, пострадавших в военных действиях, экологических
катастрофах, международных конфликтах, в семейных ссорах, в пожарах и т.д.

Добавить комментарий