Как составить профиль по карте

Чаще всего высоты точек по карте определяют оценкой их положения относительно горизонталей «на глаз». Это связано с тем, что погрешность построения горизонталей на карте составляет примерно 1/3 от высоты сечения рельефа, а погрешность оценки «на глаз» положения точки значительно меньше, порядка 1/10 от величины заложения.

Точка D (хребет). На этом фрагменте имеется подписанная высота точки местности (101,5 м). Учитывая высоту сечения рельефа (2 м), соседние с точкой 101,5 м горизонтали имеют высоты 100 и 102 м (повышение рельефа в сторону точки D). Точка D находится между горизонталью 104 м и полугоризонталью 103 м, ближе к основной горизонтали. Оценкой «на глаз» НD = 104 – 0,33 = 103,67 м = 103,7 м.

Точка Е (лощина). При высоте сечения рельефа 2,5 м точка Е находится между горизонталями 175 и 172,5 м посредине между ними. Таким образом, НЕ = 175,00 – 1,25 = 173,75 м.

Точки F и G (седловина). При высоте сечения рельефа 5 м соседняя с вершиной горы горизонталь, кратная 5 м, имеет высоту 65 м.

Переместимся в точку седловины. Первые по основанию гор горизонтали, находящиеся выше точки седловины, имеют высоту 55 м. Точка F находится «на глаз» на 1,5 м выше горизонтали 55 м, т.е. НF = 56,5 м. Точка G находится «на глаз» посредине между горизонталями 40 и 45 м, значит НG = 42,5 м.

Профиль – это вертикальный разрез рельефа местности по заданному направлению.

Топографические профили местности используются для решения большого числа различных инженерных задач: при составлении предварительных проектов строительства инженерных сооружений линейного типа, при составлении геологических разрезов, при определении на местности линий видимости между выбранными точками, для составления описания рельефа по выбранному маршруту и др.

Построение профиля по направлению АВ показано на рис. 2.25.

1.Прочертить карандашом на карте линию АВ, направление которой задано тем или иным способом.

2.Оценить максимальную и минимальную высоту по линии профиля.

НМАХ ~ 88 м ; НMIN ~ 55 м.

3. Задать горизонтальный и вертикальный масштабы профиля.

Горизонтальной линией профиля является ось расстояний, вертикальной линией – ось высот. Масштабы профиля, построенного по топографической карте, по высоте и расстояниям различные. Обычно горизонтальный масштаб профиля равен масштабу топографической карты, на которой он строится, а вертикальный масштаб принимают в 10 раз крупнее горизонтального. Например, масштаб карты 1:50000. Следовательно, горизонтальный масштаб профиля равен 1:50000, а вертикальный масштаб – 1:5000. В некоторых случаях, для большей наглядности, применяют более крупные масштабы высот, либо укрупняют и горизонтальный масштаб. В любом случае для основания масштаба рекомендуется выбирать числа: 1; 2; 2,5; 5 (1:1000, 1:200, 1:50 и т.п.).

Горизонтальный масштаб 1:25000 (в 1 см 250 м)

Вертикальный масштаб 1:2500 (в 1 см 25 м). На рисунке вертикальный масштаб принят 1:500 (в 1 см 5 м).

4. Построить оси координат профиля и оцифровать их в соответствии с выбранными горизонтальным и вертикальным масштабами.

55

Указать высоту условного горизонта.

Условный горизонт (УГ) – это линия, абсолютная высота которой на графике профиля подбирается так, чтобы между нижней точкой профиля и линией условного горизонта оставалось место для нанесения другой информации, в отношении которой строится сам профиль.

Рис. 2.25. Построение профиля местности по карте

Условный горизонт УГ = 50 м.

5.Отложить на горизонтальной линии отрезки, соответствующие пересечениям горизонталей с линией профиля, а также точек пересечения линии профиля с объектами ситуации (дорогами, линиями связи, объектами гидрографии, границами лесов и т.п.).

6.Нанести отмеченные точки на чертеже в соответствии с их абсолютными высотами. Полученные точки соединить плавной линией.

В некоторых случаях на линии профиля можно определить высоты дополнительных точек. Если, например, точка находится между горизонталями, то ее высоту легко найти интерполированием заложения, как это пояснялось в разделе 18.5:

Нi = НГ ± ( h) m/а,

(2.24)

56

где НГ – высота горизонтали; а – заложение; m – расстояние от горизонтали до точки линии профиля. Т.е. определяется аналогично определению высоты точки С в предыдущем разделе.

При пересечении лощины (хребта) дополнительную точку определяют на линии водослива (водораздела) также методом интерполирования.

При пересечении седловины для точки седловины принимают, что она находится на половине высоты сечения рельефа от ближайшей к ней горизонтали.

Для точки 16, находящейся на вершине горы, определение высоты связано с построением однородного отрезка аб. В этом случае превышение точки б по отношению к вершине горы будет отрицательным:

hб = 85,0 – 87,8 = – 2,8 м.

Длина отрезка аб равна 26 мм, отрезка а16 – 10 мм. Из пропорции находим, что h16 = – 2,8 м (10мм/26 мм) = – 1,1 м. Следовательно, высота точки 16 будет равна H16 = 87,8 – 1,1 = 86,7 м.

Если высоты точек профиля определяют дополнительно, то их значения записывают в скобках.

В случаях, когда высота точки не может быть определена, точки с известными высотами соединяют на профиле линией сопряжения, характеризующей форму рельефа в данном месте.

7. В сетке профиля выделить «на глаз» однородные склоны и вычислить для них уклоны. (Об определении уклонов см. п. 18.7).

Характерными точками рельефа и ситуации являются точки перегибов рельефа, линии водоразделов и водосливов (тальвеги), седловины, вершины гор (холмов), дна котловин (ям), пересечения с объектами линейного типа, гидрографией, а также и другие точки, представляющие интерес для исполнителя.

18.7. Построение линии заданного уклона

Обычно решают задачу построения линии предельного (возможного максимального) уклона (угла наклона).

Углом наклона ν является угол в вертикальной плоскости между плоскостью горизонта и направлением на данную точку, либо направлением ли-

нии ската или заложения в выбранном месте рельефа.

Тангенс угла наклона называется уклоном i

tg ν = i

(2.25)

Величина заложения а связана с углом наклона соотношением

а = h ctg ν ,

(2.26)

где h – высота сечения рельефа.

Вправом нижнем углу карты приводят график заложений, построенный

сиспользованием формулы (2.26) для установленной для данной карты высоты сечения рельефа.

57

Для однородной линии тангенс угла наклона равен отношению превышения h крайних точек отрезка к горизонтальному проложению d между ними, т.е

В частном случае, для определения уклона местности между соседними сплошными горизонталями по заложению между ними можно записать, что

ν = arctg( h / а )

(2.28)

Значения уклонов задаются в разных формах.

Простым значением

тангенса угла наклона (0,0124, 0,005 и т.п.). Для сокращения записи значения уклона часто записывают его увеличенными на 1000 (0,002 → 2; 0,0236 → 23,6 и т.п.), при этом при произношении величины уклона обязательно добавляют слово «тысячных». Часто величину уклона указывают в про-центах.

Пример 2.16. Определение уклона линии (рис. 2.25).

Решение.

Для первого отрезка однородной линии профиля А-2 горизонтальное проложение равно 500 м, превышение точки 2 относительно точки А положительное (в строке «уклоны» это отмечено соответствующим наклоном) 70,0 – 62,5 = +7,5 м. Уклон линии равен +7,5/500 = +0,015 = 15 тысячных. Например, для однородного отрезка 6-8, имеющего горизонтальное проложение 325 м, превышение отрицательное, -10 м. Уклон будет равен -10/325 = – 0,031 = -31 тысячная.

Как следует из формулы (2.26), увеличение угла наклона или уклона соответствует уменьшению величины заложения. И наоборот.

Значению предельного уклона iпред соответствует и предельное значение угла наклона νпред, а значит и предельная величина заложения апред. Таким образом, при построении линии заданного уклона следует выбирать те направления на местности, по которым величина уклона не будет больше предельного, либо величина заложения не будет меньше предельного его значения.

Порядок построения линии с заданным значением предельного уклона следующий (рис. 2.26).

Предположим, что необходимо построить на карте линию АВ со значением предельного уклона i = 0,026 (ν = 1,5о), соответствующего предельному значению заложения, показанного на рисунке. От точки А до точки 1 движение выполняется по линии АВ. Далее руч. Гремячий пересекается под прямым углом к линии водотока до точки 2. От точки 2 перемещение к точке В может выполняться по двум вариантам (1 и 2). Здесь очевидно, что вариант 1 является оптимальным, исходя из длины общей линии АВ. Однако следует иметь в виду, что при оценке экономической целесообразности оптимальным может оказаться и второй вариант. Например, при изысканиях линейных сооружений (дорог, линий связи и т.п.) более выголным может оказаться путь в обход лесного массива.

58

Рис. 2.27. Построение водосборного бассейна и зоны затопления

Рис. 2.26. Построение на карте линии заданного уклона

Возможны и другие варианты, например, вариант 3. Однако при постановке задачи проектирования кратчайшего расстояния этот вариант отпадает.

18.8. Построение границы водосборного бассейна и зоны затопления

Определение границы водосборного бассейна. Водосборный бассейн представляет собой ту часть земной поверхности, с которой вода, поступающая из атмосферы, стекает по склонам неровностей и собирается затем в одной точке водотока (лощины, оврага, реки и т.п.). При этом примем, что поступающая из атмосферы вода не будет поглощаться грунтом, а будет эвакуироваться по поверхности земли.

Границей водосборного бассейна являются линии водоразделов.

Для построения границы водосборного бассейна необходимо от заданной точки водотока А (рис. 2.27) подняться по линиям, перпендикулярным к горизонталям, до ближайшей водораздельной линии. Далее граница продолжается непосредственно по линиям водоразделов до их замыкания.

Используют границы водосборных бассейнов для последующего определения площади бассейна, необходимой при расчетах возможных притоков воды к отверстиям водопропускных систем под дорогами, при проектировании аэродромов и в других случаях.

Водораздельные линии строят также перпендикулярно к горизонталям по хребтам через вершины гор и точки седловин.

Построение зоны затопления

выполняют при проектировании

59

Профиль рельефа местности – сколько страха вызывает это понятие у сдающих ЕГЭ по географии… Но сегодня мы с Вами подружимся с 22 заданием, поймем, как его выполнять и, конечно, закрепим все это на практике!

Для начала обратимся к спецификатору ЕГЭ, в котором сказано, что в 22 задании мы с Вами встретим блок «Географические модели. Географическая карта, план местности».

Иными словами, в данном задании нам предстоит построить профиль рельефа местности по заданному условию.

Как это сделать? С чего начать? Как не потерять баллы?

Да, вопросов много, друзья, предлагаю начать искать на них ответы!

Задание номер 22 представляет собой задание высокого уровня сложности, за которое можно получить 3 первичных балла, а это порядка 12 вторичных баллов. Отсюда мы уже понимаем, что это одно из самых «дорогих» заданий на ЕГЭ, поэтому мы должны не потерять ни одного балла за него!

Немного формальности… Данное задание представляет собой, как было уже сказано выше, построение профиля рельефа местности на бланке ответов №2. Данное построение выполняется при помощи фрагмента топографической карты, которая уже есть в самом задании, а также линейки (+ простого непрограммируемого калькулятора, при необходимости вычислений). Сегодня и у нас будет такая топографическая карта для примера.

“Построение профиля рельефа местности” (задание 22), изображение №1

Давайте познакомимся с типичной формулировкой 22 задания: «Постройте профиль рельефа местности по линии А – В. Для построения профиля на бланке ответов №2 начертите основу, используя горизонтальный масштаб в 1 см 50 м и вертикальный масштаб в 1 см 5 м. Укажите на профиле знаком «Х» положение точки С.»

Для того, чтобы верно выполнить данное задание, предлагаю следовать алгоритму действий.

ПУНКТ 1. Внимательно читаем задание, осознаем, что мы должны сделать в нем

В данном пункте можно обратить внимание на ключевые слова в самом задании. Этот прием работает абсолютно во всех заданиях и даже на всех предметах!) Нам нужно выделить основную мысль задания, ключевые моменты, чтобы потом точно не запутаться: «Постройте профиль рельефа местности по линии А – В. Для построения профиля на бланке ответов №2 начертите основу, используя горизонтальный масштаб в 1 см 50 м и вертикальный масштаб в 1 см 5 м. Укажите на профиле знаком «Х» положение точки С.»

Выделив основные моменты, мы с Вами точно не запутаемся, что нам нужно сделать, как отметить и какой масштаб нам предстоит использовать.

ПУНКТ 2. Проверяем масштаб: соответствует ли 1 см линейного масштаба 1 см линейки

Это очень важный этап подготовки к выполнению данного задания, от которого зависит конечный результат. Мы берём и прикладываем линейку к обозначению линейного масштаба топографической карты, как показано на рисунке. Если 1 см линейного масштаба и 1 см нашей линейки совпадают, то смело двигаемся дальше.

“Построение профиля рельефа местности” (задание 22), изображение №2

Но что делать, если показания не совпали?

Бывают случаи, когда нам может встретиться так называемый «битый масштаб». Чаще всего, это происходит из-за типографической ошибки, то есть тогда, когда вам печатают само задание с картой. Хотя бывали случаи, когда в сборниках для подготовки к ЕГЭ тоже встречали подобные ошибки…

Как же работать с ним? Что делать?

Мы понимаем, что с таким масштабам далеко не уедешь и верного ответа сразу не получишь… Поэтому нам потребуется формула для приведения «битого масштаба» к нормальному.

“Построение профиля рельефа местности” (задание 22), изображение №3

ПУНКТ 3. Соединяем точки по прямой, по которым будем строить профиль рельефа местности

“Построение профиля рельефа местности” (задание 22), изображение №4

Данное действие мы делаем для того, чтобы наглядно увидеть линию нашего будущего профиля на карте.

ПУНКТ 4. Строим основу для профиля

Для того, чтобы построить основу (заготовку) для профиля, необходимо выполнить ряд подпунктов:

4.1. Измеряем расстояние по прямой между точками и переводим его в нужный масштаб → проводим горизонтальную линию основы

Стоит обратить внимание, как соотносятся наши масштабы! Масштаб карты «в 1 см 100 м», а вот горизонтальный масштаб нашего профиля (по условию задания) «в 1 см 50 м». Это значит, что масштаб нашего профиля в 2 раза крупнее, чем масштаб карты, поэтому все значения расстояний, которые мы будем брать с карты, мы должны умножить на 2, а только потом переносить на сам профиль.

“Построение профиля рельефа местности” (задание 22), изображение №5

Измерив расстояние по карте, мы получили 4 см, которые при переводе в масштаб профиля составят 8 см – это и будет наша нижняя (горизонтальная) часть основы.

“Построение профиля рельефа местности” (задание 22), изображение №6

4.2 Считаем перепад высот

Для начала стоит понять, на каких высотах мы работаем. Можно аккуратно подписать все горизонтали на карте, чтобы найти самую высокую и самую низкую точку нашего профиля. Лайфхак: обозначения высот горизонталей своей основой всегда направлены вниз по склону.

“Построение профиля рельефа местности” (задание 22), изображение №7

  • максимум 182 метра,
  • минимум 149 метров,

Перепад высот = 33 метра (примерно 7 см) + добавим «воздуха», чтобы не зажимать наш профиль → вертикальные основы равны примерно 8 см.

Выполнив 4 пункт, получаем основу для профиля, на которой мы также должны отметить положения точек А и В и отметки высот с двух сторон, чтобы нам потом было удобнее строить сам профиль.

“Построение профиля рельефа местности” (задание 22), изображение №8

ПУНКТ 5. Измеряем расстояние от первой точки до точек пересечения проведенной линии и горизонталей

Совет: при измерении расстояний записывайте полученные показания аккуратно в столбик. Также будьте точны в вычислениях, ведь точность и аккуратность – это наш залог успеха в данном задании!

“Построение профиля рельефа местности” (задание 22), изображение №9

ПУНКТ 6. Переводим получившиеся значения в необходимый масштаб

Как раз вторым столбиком мы можем записать переведенные значения, которые мы уже будем откладывать на нашем профиле. Напомню, что масштаб профиля в 2 раза крупнее, чем масштаб топографической карты, поэтому все значения мы умножаем на 2. Отдельно записываем точку С, чтобы ее не принять за отдельную точку профиля; точку С мы укажем уже на линии профиля в конце.

“Построение профиля рельефа местности” (задание 22), изображение №10

ПУНКТ 7. Переносим точки на основу для профиля

Далее мы должны точки, значения которых мы взяли с карты и перевели в масштаб профиля (из пункта 6), отметить на основе для профиля, соблюдая их высоту! Для определения высоты обращаем внимание на горизонтали, которые мы подписывали, когда считали перепад высот. Все расстояния откладываем от вертикальной линии основы с обозначением точки А, опять же соблюдая высоту точек.

“Построение профиля рельефа местности” (задание 22), изображение №11

ПУНКТ 8. Соединяем точки

Тут тоже есть свои тонкости: чаще всего, мы соединяем точки прямо по линейке. Хотя, если нам нужно показать вершину холма или русло реки, котловину озера, то мы будем использовать плавные линии, ведь в природе нет острых углов и резких граней. Но в нашем с Вами случае все точки будем соединять по прямой.

“Построение профиля рельефа местности” (задание 22), изображение №12

ПУНКТ 9. Отмечаем точку С

В данном задании не обязательно, что попросят отметить именно точку С… Это может быть любой объект, которые пересекается нашим профилем (полевая дорога, ручей, дом лесника и т.д.). Важно не забыть отметить объект, который указан в задании, чтобы не потерять драгоценные баллы!

“Построение профиля рельефа местности” (задание 22), изображение №13

ПУНКТ 10. Проверяем готовый профиль

Проверка обязательно нужна, так как из-за спешки, например, можно допустить вычислительную ошибку, или отметить не ту высоту точки. Поэтому нужно внимательно перепроверить каждый шаг построения, проверить вычисления и логику самого профиля (чтобы не получилась «яма» там, где должен быть «холм»).

“Построение профиля рельефа местности” (задание 22), изображение №14

ПОДВЕДЕМ ИТОГ! Для того, чтобы построить профиль рельефа местности нам необходимо следовать алгоритму, который мы сегодня с Вами рассмотрели на примере конкретного задания из ЕГЭ.

Для типичного 22 задания с нормальным масштабом будем пользоваться данным алгоритмом.

“Построение профиля рельефа местности” (задание 22), изображение №15

Если же вдруг нам попался «битый масштаб», то применим немного измененный алгоритм:

“Построение профиля рельефа местности” (задание 22), изображение №16

Ну что ж, мы познакомились с 22 заданием и научились его решать! Согласись, теперь оно не кажется таким страшным и непонятным, верно?) Закрепив на практике, это задание точно принесет тебе в копилку 3 первичных балла! До встречи на вебинарах!

Содержание

  1. 18.6. Построение профиля
  2. 18.7. Построение линии заданного уклона
  3. Разговоры о важном
  4. Дистанционные курсы Повышения квалификации и профессиональной переподготовки
  5. Разговоры о важном
  6. Построение профиля рельефа местности
  7. Игровые приемы и методы обучения в школьном курсе физической географии
  8. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет «География»)
  9. Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС
  10. Понятие инновация и ее место в педагогической деятельности
  11. Описание презентации по отдельным слайдам:
  12. Краткое описание документа:
  13. Опытные онлайн-репетиторы
  14. Разговоры о важном
  15. Дистанционные курсы для педагогов
  16. Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
  17. Материал подходит для УМК
  18. Другие материалы
  19. Вам будут интересны эти курсы:
  20. Оставьте свой комментарий
  21. Автор материала
  22. Дистанционные курсы для педагогов
  23. Онлайн-занятия с репетиторами
  24. Подарочные сертификаты

18.6. Построение профиля

Профиль – это вертикальный разрез рельефа местности по заданному направлению.

Топографические профили местности используются для решения большого числа различных инженерных задач: при составлении предварительных проектов строительства инженерных сооружений линейного типа, при составлении геологических разрезов, при определении на местности линий видимости между выбранными точками, для составления описания рельефа по выбранному маршруту и др.

Построение профиля по направлению АВ показано на рис. 2.25.

1. Прочертить карандашом на карте линию АВ, направление которой задано тем или иным способом.

2. Оценить максимальную и минимальную высоту по линии профиля.

3. Задать горизонтальный и вертикальный масштабы профиля.

Горизонтальной линией профиля является ось расстояний, вертикальной линией – ось высот. Масштабы профиля, построенного по топографической карте, по высоте и расстояниям различные. Обычно горизонтальный масштаб профиля равен масштабу топографической карты, на которой он строится, а вертикальный масштаб принимают в 10 раз крупнее горизонтального. Например, масштаб карты 1:50000. Следовательно, горизонтальный масштаб профиля равен 1:50000, а вертикальный масштаб – 1:5000. В некоторых случаях, для большей наглядности, применяют более крупные масштабы высот, либо укрупняют и горизонтальный масштаб. В любом случае для основания масштаба рекомендуется выбирать числа: 1; 2; 2,5; 5 (1:1000, 1:200, 1:50 и т.п.).

Горизонтальный масштаб 1:25000 (в 1 см 250 м)

Вертикальный масштаб 1:2500 (в 1 см 25 м). На рисунке вертикальный масштаб принят 1:500 (в 1 см 5 м).

4. Построить оси координат профиля и оцифровать их в соответствии с выбранными горизонтальным и вертикальным масштабами.

Указать высоту условного горизонта.

Условный горизонт ( УГ ) – это линия, абсолютная высота которой на графике профиля подбирается так, чтобы между нижней точкой профиля и линией условного горизонта оставалось место для нанесения другой информации, в отношении которой строится сам профиль.

Рис. 2.25. Построение профиля местности по карте

Условный горизонт УГ = 50 м .

5. Отложить на горизонтальной линии отрезки, соответствующие пересечениям горизонталей с линией профиля, а также точек пересечения линии профиля с объектами ситуации (дорогами, линиями связи, объектами гидрографии, границами лесов и т.п.).

6. Нанести отмеченные точки на чертеже в соответствии с их абсолютными высотами. Полученные точки соединить плавной линией.

В некоторых случаях на линии профиля можно определить высоты дополнительных точек. Если, например, точка находится между горизонталями, то ее высоту легко найти интерполированием заложения, как это пояснялось в разделе 18.5:

Н i = Н Г ± ( h) m/а ,

где Н Г – высота горизонтали; а – заложение; m – расстояние от горизонтали до точки линии профиля. Т.е. определяется аналогично определению высоты точки С в предыдущем разделе.

При пересечении лощины (хребта) дополнительную точку определяют на линии водослива (водораздела) также методом интерполирования.

При пересечении седловины для точки седловины принимают, что она находится на половине высоты сечения рельефа от ближайшей к ней горизонтали.

Для точки 16, находящейся на вершине горы, определение высоты связано с построением однородного отрезка аб . В этом случае превышение точки б по отношению к вершине горы будет отрицательным:

h б = 85,0 – 87,8 = — 2,8 м.

Длина отрезка аб равна 26 мм, отрезка а 16 – 10 мм. Из пропорции находим, что h 16 = — 2,8 м (10мм/26 мм) = — 1,1 м. Следовательно, высота точки 16 будет равна H 16 = 87,8 – 1,1 = 86,7 м.

Если высоты точек профиля определяют дополнительно, то их значения записывают в скобках.

В случаях, когда высота точки не может быть определена, точки с известными высотами соединяют на профиле линией сопряжения, характеризующей форму рельефа в данном месте.

7. В сетке профиля выделить «на глаз» однородные склоны и вычислить для них уклоны. (Об определении уклонов см. п. 18.7).

Характерными точками рельефа и ситуации являются точки перегибов рельефа, линии водоразделов и водосливов (тальвеги), седловины, вершины гор (холмов), дна котловин (ям), пересечения с объектами линейного типа, гидрографией, а также и другие точки, представляющие интерес для исполнителя.

18.7. Построение линии заданного уклона

Обычно решают задачу построения линии предельного (возможного максимального) уклона ( угла наклона ).

Углом наклона ν является угол в вертикальной плоскости между плоскостью горизонта и направлением на данную точку, либо направлением ли-

нии ската или заложения в выбранном месте рельефа.

Тангенс угла наклона называется уклоном i

Величина заложения а связана с углом наклона соотношением

где h – высота сечения рельефа.

В правом нижнем углу карты приводят график заложений, построенный

с использованием формулы (2.26) для установленной для данной карты высоты сечения рельефа.

Для однородной линии тангенс угла наклона равен отношению превышения h крайних точек отрезка к горизонтальному проложению d между ними, т.е

В частном случае, для определения уклона местности между соседними сплошными горизонталями по заложению между ними можно записать, что

Значения уклонов задаются в разных формах.

тангенса угла наклона (0,0124, 0,005 и т.п.). Для сокращения записи значения уклона часто записывают его увеличенными на 1000 (0,002 → 2; 0,0236 → 23,6 и т.п.), при этом при произношении величины уклона обязательно добавляют слово «тысячных». Часто величину уклона указывают в про-центах.

Пример 2.16. Определение уклона линии (рис. 2.25).

Для первого отрезка однородной линии профиля А-2 горизонтальное проложение равно 500 м, превышение точки 2 относительно точки А положительное (в строке «уклоны» это отмечено соответствующим наклоном) 70,0 – 62,5 = +7,5 м. Уклон линии равен +7,5/500 = +0,015 = 15 тысячных. Например, для однородного отрезка 6-8, имеющего горизонтальное проложение 325 м, превышение отрицательное, -10 м. Уклон будет равен -10/325 = — 0,031 = -31 тысячная.

Как следует из формулы (2.26), увеличение угла наклона или уклона соответствует уменьшению величины заложения. И наоборот.

Значению предельного уклона i пред соответствует и предельное значение угла наклона ν пред , а значит и предельная величина заложения а пред . Таким образом, при построении линии заданного уклона следует выбирать те направления на местности, по которым величина уклона не будет больше предельного, либо величина заложения не будет меньше предельного его значения.

Порядок построения линии с заданным значением предельного уклона следующий (рис. 2.26).

Предположим, что необходимо построить на карте линию АВ со значением предельного уклона i = 0,026 ( ν = 1,5 о ), соответствующего предельному значению заложения, показанного на рисунке. От точки А до точки 1 движение выполняется по линии АВ . Далее руч. Гремячий пересекается под прямым углом к линии водотока до точки 2 . От точки 2 перемещение к точке В может выполняться по двум вариантам (1 и 2). Здесь очевидно, что вариант 1 является оптимальным, исходя из длины общей линии АВ . Однако следует иметь в виду, что при оценке экономической целесообразности оптимальным может оказаться и второй вариант. Например, при изысканиях линейных сооружений (дорог, линий связи и т.п.) более выголным может оказаться путь в обход лесного массива.

Рис. 2.26. Построение на карте линии заданного уклона

Возможны и другие варианты, например, вариант 3. Однако при постановке задачи проектирования кратчайшего расстояния этот вариант отпадает.

18.8. Построение границы водосборного бассейна и зоны затопления

Определение границы водосборного бассейна. Водосборный бассейн представляет собой ту часть земной поверхности, с которой вода, поступающая из атмосферы, стекает по склонам неровностей и собирается затем в одной точке водотока (лощины, оврага, реки и т.п.). При этом примем, что поступающая из атмосферы вода не будет поглощаться грунтом, а будет эвакуироваться по поверхности земли.

Границей водосборного бассейна являются линии водоразделов.

Для построения границы водосборного бассейна необходимо от заданной точки водотока А (рис. 2.27) подняться по линиям, перпендикулярным к горизонталям, до ближайшей водораздельной линии. Далее граница продолжается непосредственно по линиям водоразделов до их замыкания.

Используют границы водосборных бассейнов для последующего определения площади бассейна, необходимой при расчетах возможных притоков воды к отверстиям водопропускных систем под дорогами, при проектировании аэродромов и в других случаях.

Водораздельные линии строят также перпендикулярно к горизонталям по хребтам через вершины гор и точки седловин.

Источник

Разговоры о важном

Общероссийский конкурс для учеников 1-11 классов

Подача заявок до 2 марта

Дистанционные курсы Повышения квалификации и профессиональной переподготовки

900 курсов от 770 рублей

Разговоры о важном

Рекомендуем всем учителям 1-11 классов

Войти с помощью:

Построение профиля рельефа местности

Курс повышения квалификации

Игровые приемы и методы обучения в школьном курсе физической географии

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет «География»)

Курс повышения квалификации

Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 213 человек из 63 регионов

Понятие инновация и ее место в педагогической деятельности

Описание презентации по отдельным слайдам:

Построение профиля рельефа местности

Постройте профиль рельефа местности по линии А – В. Для этого перенесите основу для построения профиля на бланк ответов № 2, используя горизонтальный масштаб – в 1 см 50 м и вертикальный масштаб – в 1 см 5 м. Укажите на профиле знаком «Х» положение колодца с ветряным двигателем.

Построение профиля следует начинать с построения осей координат. Согласно условиям задачи, горизонтальный масштаб профиля в 1 см 50 м – в два раза крупнее масштаба карты. Это означает, что любые расстояния при переносе из с карты на профиль будут удваиваться.

Измеряем по карте расстояние между точками А и В. Расстояние на карте между точками А и В равно 4 см, то есть длина горизонтальной оси профиля составит 8 см.
4 см

8 см
Построение профиля следует начинать с построения осей координат.
4 см

Далее строятся вертикальные оси в соответствии с масштабом указанным в условии
140
160
155
150
145
160
155
150
145
140

140
160
155
150
145
160
155
150
145
140
Определяем положение начальной и конечной точек профиля
Точка А расположена между горизонталями 140 и 145 м (поскольку горизонтали проведены через 5 метров). Ближе к горизонтали 140 м, таким образом ее высота примерно 142 м. Отметим положение точки А на левой вертикальной оси.

140
160
155
150
145
160
155
150
145
140
Определяем положение начальной и конечной точек профиля
Отметим положение точки А на левой вертикальной оси.
А

140
160
155
150
145
160
155
150
145
140
Определяем положение начальной и конечной точек профиля
Точка В располагается на горизонтали 150 м. Отмечаем точку В на правой вертикальной оси.
А
В

140
160
155
150
145
160
155
150
145
140
Определяем координаты следующей точки по линии профиля
Ближайшая к точке А горизонталь по линии профиля имеет высоту 145 м. Расстояние до нее 3 мм. Таким образом становятся известны координаты следующей точки линии профиля. Она имеет высоту 145 м и находится на расстоянии 6 мм от левой вертикальной оси.
А
В
3 мм

140
160
155
150
145
160
155
150
145
140
Определяем координаты следующей точки по линии профиля
Следующая точка линии профиля имеет высоту 145 м и находится на расстоянии 6 мм от левой вертикальной оси.
А
В
3 мм
6 мм

140
160
155
150
145
160
155
150
145
140
Определяем координаты следующей точки по линии профиля
Следующая горизонталь по линии профиля имеет высоту 150 м и находится на расстоянии 6 мм от точки А по карте. Таким образом, становятся известны координаты следующей точки линии профиля. Она имеет высоту 150 м и находится на расстоянии 12 мм от левой вертикальной оси.
А
В
6 мм
12 мм

140
160
155
150
145
160
155
150
145
140
Определяем координаты следующей точки по линии профиля
Следующая горизонталь по линии профиля имеет высоту 155 м и находится на расстоянии 24 мм от точки А по карте. Таким образом, становятся известны координаты следующей точки линии профиля. Она имеет высоту 155 м и находится на расстоянии 48 мм от левой вертикальной оси.
А
В
24 мм
48 мм

140
160
155
150
145
160
155
150
145
140
Определяем координаты колодца с ветряным двигателем
Колодец располагается на высоте приблизительно 156,5 м (в непосредственной близости от него мы видим абсолютную отметку г. Голая 156,9. Колодец находится на расстоянии 31 мм от точки А по карте. Таким образом, становятся известны координаты колодца. Он расположен на высоте 156,5 м и находится на расстоянии 62 мм от левой вертикальной оси.
А
В
31 мм
62 мм
Х

140
160
155
150
145
160
155
150
145
140
А
В
Х
При построении профиля следует помнить, что чем больше расстояние между горизонталями, тем меньше уклон поверхности и менее крутыми становятся склоны.

140
160
155
150
145
160
155
150
145
140
А
В
Х
Чем меньше расстояние между горизонталями, тем больше уклон поверхности и более крутыми становятся склоны.

Краткое описание документа:

Подготовка к ЕГЭ по географии на тему «Построение профиля рельефа местности»

Постройте профиль рельефа местности по линии А – В. Для этого перенесите основу для построения профиля на бланк ответов № 2, используя горизонтальный масштаб – в 1 см 50 м и вертикальный масштаб – в 1 см 5 м. Укажите на профиле знаком «Х» положение колодца с ветряным двигателем.

Лучшее для учеников, педагогов и родителей

Опытные
онлайн-репетиторы

  • По любым предметам 1-11 классов
  • Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 2 700+ видеолекции для каждого

Разговоры о важном

Рекомендуем всем учителям 1-11 классов

Подача заявок до 2 марта

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 125 900 материалов в базе

Материал подходит для УМК

«География (изд. «Русское слово»)», Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. и др.

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Добавить в избранное

  • 09.05.2020 12639
  • PPTX 578.5 кбайт
  • 260 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Солонцова Любовь Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

  • На сайте: 6 лет и 8 месяцев
  • Подписчики: 1
  • Всего просмотров: 56642
  • Всего материалов: 24

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 490 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Онлайн-занятия с репетиторами

о которых мечтает каждая женщина

Привязанность ребенка к взрослому как необходимое условие для развития и социализации ребенка.

Разбор архитектурных тем, допустимых дошкольникам

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Инфоурок


География

ПрезентацииПостроение профиля рельефа местности

Построение профиля рельефа местности

Скачать материал

без ожидания

Построение профиля рельефа местности

Скачать материал

без ожидания

  • Сейчас обучается 51 человек из 34 регионов

  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Построение профиля рельефа местности

    1 слайд

    Построение профиля рельефа местности

  • Постройте профиль рельефа местности по линии А – В. Для этого перенесите осно...

    2 слайд

    Постройте профиль рельефа местности по линии А – В. Для этого перенесите основу для построения профиля на бланк ответов № 2, используя горизонтальный масштаб – в 1 см 50 м и вертикальный масштаб – в 1 см 5 м. Укажите на профиле знаком «Х» положение колодца с ветряным двигателем.

  • Построение профиля следует начинать с построения осей координат. Согласно усл...

    3 слайд

    Построение профиля следует начинать с построения осей координат. Согласно условиям задачи, горизонтальный масштаб профиля в 1 см 50 м – в два раза крупнее масштаба карты. Это означает, что любые расстояния при переносе из с карты на профиль будут удваиваться.

  • Измеряем по карте расстояние между точками А и В. Расстояние на карте между т...

    4 слайд

    Измеряем по карте расстояние между точками А и В. Расстояние на карте между точками А и В равно 4 см, то есть длина горизонтальной оси профиля составит 8 см.
    4 см

  • 8 смПостроение профиля следует начинать с построения осей координат.4 см

    5 слайд

    8 см
    Построение профиля следует начинать с построения осей координат.
    4 см

  • Далее строятся вертикальные оси в соответствии с масштабом указанным в услови...

    6 слайд

    Далее строятся вертикальные оси в соответствии с масштабом указанным в условии
    140
    160
    155
    150
    145
    160
    155
    150
    145
    140

  • 140160155150145160155150145140Определяем положение начальной и конечной точек...

    7 слайд

    140
    160
    155
    150
    145
    160
    155
    150
    145
    140
    Определяем положение начальной и конечной точек профиля
    Точка А расположена между горизонталями 140 и 145 м (поскольку горизонтали проведены через 5 метров). Ближе к горизонтали 140 м, таким образом ее высота примерно 142 м. Отметим положение точки А на левой вертикальной оси.

  • 140160155150145160155150145140Определяем положение начальной и конечной точек...

    8 слайд

    140
    160
    155
    150
    145
    160
    155
    150
    145
    140
    Определяем положение начальной и конечной точек профиля
    Отметим положение точки А на левой вертикальной оси.
    А

  • 140160155150145160155150145140Определяем положение начальной и конечной точек...

    9 слайд

    140
    160
    155
    150
    145
    160
    155
    150
    145
    140
    Определяем положение начальной и конечной точек профиля
    Точка В располагается на горизонтали 150 м. Отмечаем точку В на правой вертикальной оси.
    А
    В

  • 140160155150145160155150145140Определяем координаты следующей точки по линии...

    10 слайд

    140
    160
    155
    150
    145
    160
    155
    150
    145
    140
    Определяем координаты следующей точки по линии профиля
    Ближайшая к точке А горизонталь по линии профиля имеет высоту 145 м. Расстояние до нее 3 мм. Таким образом становятся известны координаты следующей точки линии профиля. Она имеет высоту 145 м и находится на расстоянии 6 мм от левой вертикальной оси.
    А
    В
    3 мм

  • 140160155150145160155150145140Определяем координаты следующей точки по линии...

    11 слайд

    140
    160
    155
    150
    145
    160
    155
    150
    145
    140
    Определяем координаты следующей точки по линии профиля
    Следующая точка линии профиля имеет высоту 145 м и находится на расстоянии 6 мм от левой вертикальной оси.
    А
    В
    3 мм
    6 мм

  • 140160155150145160155150145140Определяем координаты следующей точки по линии...

    12 слайд

    140
    160
    155
    150
    145
    160
    155
    150
    145
    140
    Определяем координаты следующей точки по линии профиля
    Следующая горизонталь по линии профиля имеет высоту 150 м и находится на расстоянии 6 мм от точки А по карте. Таким образом, становятся известны координаты следующей точки линии профиля. Она имеет высоту 150 м и находится на расстоянии 12 мм от левой вертикальной оси.
    А
    В
    6 мм
    12 мм

  • 140160155150145160155150145140Определяем координаты следующей точки по линии...

    13 слайд

    140
    160
    155
    150
    145
    160
    155
    150
    145
    140
    Определяем координаты следующей точки по линии профиля
    Следующая горизонталь по линии профиля имеет высоту 155 м и находится на расстоянии 24 мм от точки А по карте. Таким образом, становятся известны координаты следующей точки линии профиля. Она имеет высоту 155 м и находится на расстоянии 48 мм от левой вертикальной оси.
    А
    В
    24 мм
    48 мм

  • 140160155150145160155150145140Определяем координаты колодца с ветряным двигат...

    14 слайд

    140
    160
    155
    150
    145
    160
    155
    150
    145
    140
    Определяем координаты колодца с ветряным двигателем
    Колодец располагается на высоте приблизительно 156,5 м (в непосредственной близости от него мы видим абсолютную отметку г. Голая 156,9. Колодец находится на расстоянии 31 мм от точки А по карте. Таким образом, становятся известны координаты колодца. Он расположен на высоте 156,5 м и находится на расстоянии 62 мм от левой вертикальной оси.
    А
    В
    31 мм
    62 мм
    Х

  • 140160155150145160155150145140Соединяем полученные точкиАВХ

    15 слайд

    140
    160
    155
    150
    145
    160
    155
    150
    145
    140
    Соединяем полученные точки
    А
    В
    Х

  • 140160155150145160155150145140АВХПри построении профиля следует помнить, что...

    16 слайд

    140
    160
    155
    150
    145
    160
    155
    150
    145
    140
    А
    В
    Х
    При построении профиля следует помнить, что чем больше расстояние между горизонталями, тем меньше уклон поверхности и менее крутыми становятся склоны.

  • 140160155150145160155150145140АВХЧем меньше расстояние между горизонталями, т...

    17 слайд

    140
    160
    155
    150
    145
    160
    155
    150
    145
    140
    А
    В
    Х
    Чем меньше расстояние между горизонталями, тем больше уклон поверхности и более крутыми становятся склоны.

  • 140160155150145160155150145140АВХ

    18 слайд

    140
    160
    155
    150
    145
    160
    155
    150
    145
    140
    А
    В
    Х

  • 140160155150145160155150145140АВХ

    19 слайд

    140
    160
    155
    150
    145
    160
    155
    150
    145
    140
    А
    В
    Х

Краткое описание документа:

Подготовка к ЕГЭ по географии на тему “Построение профиля рельефа местности”

Постройте профиль рельефа местности по линии А – В. Для этого перенесите основу для построения профиля на бланк ответов № 2, используя горизонтальный масштаб – в 1 см 50 м и вертикальный масштаб – в 1 см 5 м. Укажите на профиле знаком «Х» положение колодца с ветряным двигателем.


Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 250 317 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «География (изд.

Другие материалы

«География (базовый уровень) (в 2 частях)», Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И.

Практические работы 8 класс

  • Учебник: «География (изд. “Русское слово”)», Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И.
  • Тема: Кавказ
  • 09.05.2020
  • 1348
  • 36

«География (изд.

Практическая работа “Анализ дневника погоды ”

  • Учебник: «География», Климанова О.А., Климанов В.В., Ким Э.В. и др. / Под ред. Климановой О.А.
  • Тема: § 28. Урок – практикум. Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой
  • 09.05.2020
  • 915
  • 21

«География», Климанова О.А., Климанов В.В., Ким Э.В. и др. / Под ред. Климановой О.А.

  • 09.05.2020
  • 2794
  • 169

«География», Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др.

«География», Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др.

«География (изд.

«География (изд.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Содержание и технологии школьного географического образования в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты реализации элективного курса «Основы геополитики» профильного обучения в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»

  • Курс повышения квалификации «Правовое регулирование рекламной и PR-деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления с учетом ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения географии в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация процесса страхования (перестрахования)»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»

  • Скачать материал (медленно)

    Настоящий материал опубликован пользователем Солонцова Любовь Николаевна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Солонцова Любовь Николаевна

    • На сайте: 6 лет и 10 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 58340
    • Всего материалов:

      24

  • Материки и океаны
  • Где я?


Построение профиля рельефа


Двадцать восьмое задание ЕГЭ по географии предполагает работу с картами и планами местности. В нем необходимо строить профиль рельефа местности по прямой АВ; на профиле также нужно обозначать условным знаком какой-либо объект, изображенный на карте.


Инструкция по построению профиля


Для того чтобы построить профиль, нужно начертить профильную линию, соединяющую точки А и В, и приложить к ней край листа бумаги, на котором необходимо отметить горизонтали, через которые проходит линия АВ. Отметки горизонталей нужно подписать (на карте указано, с каким интервалом они проведены, также дается значение одной горизонтали, поэтому подписать их совсем не трудно). Этот край листа нужно приложить к горизонтальной линии на бланке, где строится профиль. Нужно перенести сделанные отметки на него вот таким образом, проведя перпендикуляры к вертикальной линии в аналогичных значениях:

Задание №28 ЕГЭ по географии инструкция

После этого получившиеся точки нужно соединить плавной кривой линией. Это и будет профиль рельефа. В данном задании важно учитывать масштаб: если, например, по масштабу карты в 1 см 100 м, а в нашем рисунке в 1 см должно быть 50 м, то расстояние между двумя соседними вертикалями мы будем отмечать в два раза больше. Часто просят отметить на профиле родник; как правило, он располагается между двумя соседними высотами – в таком случае их нужно соединить не прямой линией, а вогнутой.


Разбор типовых вариантов задания №28 ЕГЭ по географии


Первый вариант задания

Постройте профиль рельефа местности по линии АВ. Перенесите основу для его построения на бланк ответов 2, применяя горизонтальный масштаб 1 см = 50 м и вертикальный масштаб 1 см = 5 м. Знаком «Х» отметьте положение родника.

Задание №28 ЕГЭ по географии пример 1

Готовый профиль для данного условия выглядит примерно так:

Задание №28 ЕГЭ по географии пример 1-1

Длина горизонтальной линии – примерно 80 мм, расстояние от вертикали до родника – примерно 29 мм. Склон на участке 1 должен быть круче, чем на участке 2. Если все эти условия соблюдены и форма профиля схожа с эталоном – ученик получает 2 балла за это задание. Если же профиль схож с эталоном, но расстояние и крутизна склонов не совпадают с указанными параметрами – ставится 1 балл. В других случаях баллы за задание 28 не ставятся.

Даниил Романович | Просмотров: 8.1k

Добавить комментарий