Как составить прогноз развития экономики


Прогнозирование в экономике: основные принципы

Содержание

  • 1 Планирование и прогнозирование в рыночной экономике
  • 2 Принципы прогнозирования в современной экономике
  • 3 Практический пример применения принципов прогнозирования на практике

Планирование и прогнозирование в рыночной экономике

Прогнозирование представляет собой
процесс определения перспектив развития объектов исследования на основе
предвидения, предчувствия, предугадывания экспертов. Предвидение предполагает
описание возможных аспектов, состояний, решений, проблем исследуемого объекта в
будущем; предчувствие — описание будущего на основе эрудиции, работы
подсознания исследователя; предугадывание — использование житейского опыта
экспертов и знания обстоятельств, в которых функционирует объект исследования.
Поскольку все эти процессы связаны с получением информации о будущем, то они в
полной мере вписываются в понятие «прогнозирование» (греч. «знание наперёд»).

Экономическое прогнозирование – это научно-обоснованный процесс выяснения тенденций развития социально- экономических отношений в обществе. Результаты экономического прогнозирования учитываются при выработке долгосрочной экономической политики и стратегических планов развития экономики страны, регионов, отраслей; применяются при разработке национальных и региональных программ развития объектов, явлений либо процессов. Экономическое прогнозирование по отношению к экономической теории носит вспомогательный характер, но в тоже время расширяет возможности установления устойчивых и долговременных отношений между хозяйствующими субъектами и государственными органами управления.

Социально-экономическое
прогнозирование можно определить как процесс разработки прогнозов на основе
научных методов познания экономических и социальных явлений и использования
методов, способов и средств экономического прогнозирования.

Во временном разрезе прогнозы подразделяются на:

— краткосрочные (от 1 квартала до 1
года);

— среднесрочные (от 1 года до 5
лет);

— долгосрочные (от 5 лет до 20 лет).

Прогноз — это научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта исследования в будущем, об альтернативных путях и сроках реализации его нового состояния.


[flat_ab id=»5″]

По сравнению с гипотезой прогноз представляет собой не только качественную, но и количественные характеристики будущего состояния объекта исследования. В то же время прогноз рыночной конъюнктуры как объекта исследования носит вероятностный характер; выражает предвидение будущих изменений на уровне конкретно-прикладной теории; отличается от гипотезы большей определенностью и достоверностью; служит связующим звеном между гипотезой и планом; создаёт научные предпосылки для принятия хозяйствующим субъектом управленческих решений и оценки их возможных последствий, обоснование направлений развития рыночной конъюнктуры. Необходимость прогноза конъюнктуры рынка обусловлена желанием хозяйствующих субъектов знать события будущего, исходя из статистических, вероятностных, эмпирических и философских принципов, которыми всегда эксперты руководствуются в любом научном исследовании. Точность прогноза развития рыночной конъюнктуры обусловлена объёмом исходных данных и периодом их сбора; свойствами процесса, явления либо объекта, прогнозирование которых представляет интерес для хозяйствующих на рынке субъектов; общепринятыми методиками анализа и подходами к процессу прогнозирования. Особенностями прогнозов развития рыночной конъюнктуры является то, что они представляют собой следствие фактического состояния объекта исследования, носят вероятностный характер, моделируют признаки действительности, предусматривают проведение научных исследований будущего развития действительности, являются ориентиром для планирования, удобны для анализа как повторяющийся и непрерывный процесс, не ставят конкретные задачи и исключают детализацию, требуют от разработчиков объективности и добросовестности.

Основой методологии прогнозирования и планирования экономики служат законы развития общества и экономической теории. Прогнозстические функции выполняют законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей закон взаимного перехода количественных качественных изменений, закон отрицания.

Планирование — процедура принятия решений, которые обеспечивают результативную деятельность и рост фирмы в будущем. Данные заключения могут быть соединены с постановкой целей и задач, распределением (перераспределением) ресурсов, выработкой стратегии, определением стандартов, в соответствии с которыми организация обязана функционировать в будущий период. Уровни прогнозирования и стратегического планирования РФ представлена на рисунке 1.

В современной России в силу целого ряда объективных и субъективных причин, как в теории, так и на практике, вопросам стратегического прогнозирования не уделялось должного внимания. Следует отметить, что только в 2014 г. был принят Федеральный закон о стратегическом планировании в Российской Федерации. До принятия закона на разных уровнях управления экономикой разрабатывались всякого рода стратегии, прогнозы и программы, которыми, однако, органы исполнительной власти в центре и на местах мало руководствуются, и они остаются нереализованными.

Современный этап экономического развития общества характеризуется наличием актуальности задач по эффективному прогнозированию, планированию и управлению крупными экономическими системами. Одним из перспективных направлений исследований по прогнозированию развития экономической системы является метод моделирования. При построении математических моделей систем получают модели, в которых по-разному учитывается фактор времени. Как известно, различают статические и динамические модели. Макростатика исследует состояние экономических объектов, принадлежащих к определенному моменту времени или периоду времени. Изменения характеристик состояния исследуемых объектов во времени при этом не берется во внимание. Макродинамические системы изучают модели, учитывающие не только зависимость переменных и параметров от времени, но и изменение взаимозависимостей с течением времени. Например, динамика инвестиций устанавливает динамику величин основного капитала, что, в свою очередь, является существенным фактором изменения объема выпуска.

В связи с нестабильной экономической ситуацией в стране в целом, не возможно делать прогноз социально-экономического развития в долгосрочной перспективе. Развитие российской экономики в краткосрочной перспективе будет характеризоваться высокой степью неопределенности. В основном это связано с внешними факторами, в частности, действие санкций, нестабильность геополитической среды, цена на нефть.


Принципы прогнозирования в современной экономике

В зависимости от направления, в котором ведется исследование, принятое  выделять два общих подхода к прогнозированию – генетический (в литературе для обозначения этого подхода употребляются такие термины «изыскательский», «исследовательский», «поисковый») и целевой (называется также «нормативным» и «программным». При генетическом подходе, исходя из выявленных тенденций, прогнозируют будущие результаты развития. Генетическое прогнозирование – это предвидение будущего состояния изучаемого объекта, базирующееся на современных представлениях о возможностях его развития. Будучи производным, от греческого слова genesis (происхождение) термин «генетический» подчеркивает роль изучения прошлого при прогнозировании.

К основным принципам прогнозирования относятся:

1. Выполнение функций:

— предвидение тенденций
развития под воздействием внутренних и внешних факторов;

— предвидение возможных
последствий социально-экономических решений;

— своевременная корректировка решений при радикальном изменении условий.

[flat_ab id=»5″]

2. Генетический (изыскательский) подход – предусматривает ретроспективный анализ развития объекта, выявляет устойчивые тенденции, на основе чего делаются прогнозные оценки.

3. Нормативный (телеологический) подход – отражает возможность и необходимость влиять на прогнозируемые социально-экономические процессы, чтобы реализовать важные потребности общества, выполнить поставленные цели, учитывая ресурсную базу.

4. Интегральный подход – объединяет теорию о циклах Николая Кондратьева, учение о социально-культурной динамике Питирима Сорокина, теорию ноосферы Владимира Вернадского и Никиты Моисеева, балансовый метод анализа и макроэкономического прогнозирования Василия Леонтьева.

Рассмотрим такой
принцип прогнозирования, как выполнение функции предвидения тенденций развития.
В этом направлении следует опираться на теорию о циклах Н.Д. Кондратьева.

Экономические циклы
Кондратьева получили название «длинных волн», их продолжительность 50…60 лет. Они
обусловлены заменой зданий и сооружений, дорог и других элементов
инфраструктуры. Тем самым циклы Кондратьева связаны с техническим прогрессом и
структурными изменениями в экономике.

Для периода после
промышленной революции обычно выделяются следующие кондратьевские циклы/волны
(по моментам минимумов экономических показателей мировой экономики):

1 цикл – с 1803 до 1841
– 1843 гг.;

2 цикл – с 1844 – 1851
до 1890 – 1896 гг.;

3 цикл – с 1891 – 1896
до 1945 – 1947 гг.;

4 цикл – с 1945 – 1947
до 1981 – 1983 гг.;

5 цикл – с 1981 – 1983
гг. до 2018 г. (прогноз);

6 цикл – с 2018 г. до 2060 г. (прогноз).

Рассмотрим соотношение
между кондратьевскими волнами и технологическими укладами.

Первый цикл. Для него
характерно появление и распространение текстильных фабрик. Началось
промышленное использование каменного угля.

Второй цикл связан с
добычей угля и черной металлургией. Началось железнодорожное строительство,
появился паровой двигатель. Третий цикл позиционируется распространением
тяжелого машиностроения. Появились электроэнергетика, неорганическая химия,
производство стали и электрических двигателей.

Четвертый цикл
характеризуется развитием производства автомобилей и других машин, химической
промышленности, нефтепереработки и двигателей внутреннего сгорания.
Преобладающим стало массовое производство.

Пятый цикл обусловлен
развитием электроники, робототехники, вычислительной, лазерной и
телекоммуникационной техники.

Шестой цикл
характеризуется сближением нано-, био-, информационных и интеллектуальных
(познавательных) технологий.

Ряд ученых предлагает, как можно использовать теорию предвидения и планирования Н.Д. Кондратьева в современных условиях. Они связывают отдельные элементы теории Н.Д. Кондратьева с конкретными возможностями их использования (рис. 2).

Направления возможного использования теории предвидения и планирования Н.Д. Кондратьева в современных условиях

[flat_ab id=»5″]

Н.А. Дубровский выделяет следующие принципы
прогнозирования:

1. Принцип единства политики и экономики применительно к экономическому прогнозирова­нию означает, что при рассмотрении вопросов развития националь­ной экономики, составлении прогнозов и разработке планов следует исходить из общегосударственных интересов. Хотя прогноз и явля­ется исследованием перспективного развития экономики, он не огра­ничивается принятым конкретным политическим и экономическим реше­нием и поэтому имеет предварительный вариантный характер, и его горизонты могут не совпадать с рамками планируемого периода. Од­нако прогнозная стадия является начальным процессом разработки плана.

Прогнозные оценки
служат исходным материалом для осуществле­ния таких этапов планирования, как
выбор целей развития нацио­нальной экономики в определенном плановом периоде,
разработка хозяйственно-политической концепции перспективного плана. Этим
подчеркивается взаимосвязь разработки прогноза с формированием плана, которые,
однако, имеют специфику. Различие между ними сос­тоит в том, что план отражает
и воплощает уже принятые к реализа­ции хозяйственно-политические решения, а
прогноз — это поиск воз­можного реалистического, экономически верного решения.
План — это итог большой и многогранной плановой и аналитической работы должен
быть качественно однозначным, направленным на достижение поставленной цели. Прогноз
же обнаруживает возможность различных вариантов развития, анализирует и
обосновывает их. В прогнозе можно рассмотреть различные принципы экономической
политики и сочетания объективных и субъективных, экономических и внешнеэконо­мических
факторов. Прогноз не ставит каких-либо конкретных зада­ний в отличие от плана,
но содержит материал, необходимый для его разработки.

2. Принцип системности прогнозиро­вания означает, что, с одной стороны, народное хозяйство рассматривается как единый объект, а с другой — как совокупность относительно самостоятельных направлений (блоков) прогнозирования.

Системный подход предполагает построение прогноза на основе системы методов и моделей, характеризующейся определенной иерар­хией и последовательностью. Под системностью методов и моделей прогнозирования экономического развития следует понимать их совокупность, позволяющую разработать согласованный и непротиворе­чивый прогноз экономического развития по каждому направлению, основывающийся на изучении складывающихся в текущем и будущем периодах экономических тенденций развития и закономерностей, на заданных целевых установках, имеющихся ресурсах, выявленных по­требностях народного хозяйства и их динамике. Системность прогно­зирования предполагает определенную очередность использования моделей для формирования комплексного прогноза экономического развития национальной экономики. Однако построить целостную сис­тему моделей экономического прогнозирования практически невозмож­но на данном этапе, поскольку это сопряжено с рядом трудностей методологического характера. Решение этой задачи может быть до­стигнуто на основе унификации блочных моделей, вычислительных способов решения, создания информационного банка данных. Специ­фика же отдельных экономических объектов может быть адекватно выражена лить при максимальном приближении к внутренним особен­ностям отдельных блоков прогнозирования. В этой связи наиболее рациональным представляется использование «блочного» принципа формирования комплексного прогноза экономического развития нацио­нальной экономики.

[flat_ab id=»5″]

3. Принцип научной обоснованности означает, что в экономических прогнозах всех уровней всесторон­ний учет требований объективных законов развития должен базиро­ваться на глубоком изучении достижений отечественного и зарубеж­ного опыта формирования прогнозов. Научная обоснованность эконо­мического прогнозирования несовместима с прожектерством и игнорированием реальных условий и опыта прогнозирования.

Экономическое
прогнозирование развития народного хозяйства должно строиться на широком использовании
методик и моделей как условия научного формирования прогнозов отдельных блоков
комп­лексной системы, их обоснованности, действенности и своевременнос­ти.
Система экономических прогнозов должна обеспечить непротиво­речивость и
взаимную корректировку прогнозов, разработанных по направлению расширенного
воспроизводства производительных сил и производственных отношений.

4. Принцип адекватности прогноза объективным закономерностям характеризует не только процесс вы­явления, но и оценку устойчивых тенденций и взаимосвязей в раз­витии народного хозяйства и создание теоретического аналога реальных экономических процессов с их полной и точной имитацией. При этом под теоретической моделью анализа и прогноза развития народного хозяйства понимается практически реализуемая модель, являющаяся формой научного отображения реальной действительности.

Реализация принципа
адекватности предполагает учет вероят­ностного, стохастического характера
реальных процессов, что означает необходимость оценки сложившихся отклонений и
таких, которые могут иметь место, господствующих тенденций, определение
возможной области их расхождения, т.е. оценку вероятности реа­лизации
выявленной тенденции.

Формирование
экономических прогнозов в данном случае пред­полагает апробацию методов и моделей
прогнозирования с точки зрения их способности имитировать уже сложившиеся
тенденции. Прежде чем стать инструментом предвидения, методы и модели, ис­пользуемые
при разработке прогнозов, должны быть инструментом познания. Поэтому для
выполнения этого требования необходимы многочисленные экспериментальные
расчеты, обеспечивающие постоян­ное соответствие используемых теоретических
положений, системы показателей, математических моделей, исходной информации,
вычис­лительных методов содержанию анализируемых процессов.

5. Принцип альтернативности прог­нозирования связан с возможностью развития народного хозяйства и его отдельных звеньев по разным траекториям, при разных взаимосвязях и структурных соотношениях. При переходе от имитации сложившихся процессов и тенденций к предвидению их будущего развития возникает необходимость построения альтерна­тив, т.е. определения возможных путей развития народного хозяй­ства. Вероятностный характер прогнозирования отражает наличие случайных процессов и отклонений при сохранении качественной однородности, устойчивости прогнозируемых тенденций. Альтерна­тивность же исходит из предположения о возможности качественно различных вариантов развития экономики.

Оценка реалистичности отдельных альтернатив развития на­родного хозяйства может быть определена методом сбалансирован­ности во всех основных направлениях с учетом реальных ограни­чений по ресурсам, структуре, показателям эффективности, в рам­ках которых должны разрабатываться сбалансированные альтернати­вы развития экономики.


Практический пример применения принципов прогнозирования на практике

Проблемами и прогнозированием  социально – экономического развития в
Прокопьевском муниципальном районе занимается заместитель главы района по
экономике и финансам. В его подчинении находятся следующие отделы: отдел
экономики, по ценам и труду; отдел торговли, бытового обслуживания,
продовольственного обеспечения и лицензирования; сектор внутреннего
муниципального финансового контроля.

Заместитель главы района по
экономике и финансам является должностным лицом, определяющим направления
социально – экономического развития района, а также формирующим и утверждающим
итоговые показатели и результаты социально – экономического развития
муниципального района.

Прогноз показателей социально – экономического района формируется по двум вариантам: консервативный и базовый (таблица 1).

Таблица 1 – Варианты прогнозирования показателей социально – экономического развития Прокопьевского муниципального района

[flat_ab id=»5″]

Базовый вариант рассматривает развитие
российской экономики в условиях сохранения консервативных тенденций изменения
внешних факторов с учетом возможного ухудшения экономических и иных условий и
характеризуется сохранением сдержанной бюджетной политики.

Вариант отражает консервативный сценарий
развития, имеет статус консервативного варианта прогноза и не предполагает
кардинального изменения модели экономического роста.

Прогноз составляется по отдельным сферам
(отраслям) характеризующим социально – экономическое развитие муниципального
района:

— население;

— промышленное производство;

— строительство;

— уровень жизни населения и другие.

После отчетного периода проводится анализ
достигнутых результатов и сравнение их с предыдущим периодом. Приведем пример
(таблица 2).

Таблица 2 – Динамика показателей социально – экономического развития Прокопьевского муниципального района, характеризующих производственную сферу за 2016-2018 гг.

[flat_ab id=»5″]

На протяжении анализируемого
периода в Прокопьевском муниципальном районе наблюдается существенный прирост
объемов отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и
услуг собственными силами. Прирост анализируемого показателя в 2017 году
относительно 2016 года составил 52,43%, а в 2018 году относительно 2017 года
объем  отгруженных товаров собственного
производства, выполненных работ и услуг собственными силами в Прокопьевском
муниципальном районе возрос на 20,75%. Основной причиной роста анализируемого
показателя явилось увеличение объемов добычи полезных ископаемых. Сегодня
Прокопьевский муниципальный район Кемеровской области является лидером по
добыче угля среди всех муниципальных районов Кузбасса. Именно этот фактор
способствовал повышению добычи полезных ископаемых в денежном выражении на
протяжении анализируемого периода. Объем добычи полезных ископаемых в 2017 году
относительно 2016 года возрос на 59521,9 млн.руб. или на 53,17%, а в 2018 году
прирост данного показателя составил еще 34218 млн.руб., или 19,96% по сравнению
с 2017 годом.

За анализируемый период объем
добычи угля в Прокопьевском муниципальном районе возрос на 5,4 млн.тонн, что
было обусловлено в первую очередь открытием новых угольных предприятий (+3
единицы) и вовлечением большего количества работников в угольную сферу. Таким
образом, еще раз можно заметить, что основу производственной сферы в
Прокопьевском муниципальном районе составляет добыча полезных ископаемых, их
удельный вес в 2018 году в общем объеме 
отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг
собственными силами составил 98,34%.

Общий
объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования,
включая оценку по малым предприятиям и предпринимательской деятельности всего
за 2018 год составил 26242 млн. руб.

Анализ
объема инвестиций по факту 2018 года в основной капитал по видам экономической
деятельности показывает, что основная доля инвестиций направлена в добычу
полезных ископаемых (76%). В 2019 году угольные предприятия планируют продолжать
вкладывать инвестиционные вложения в улучшение и развитие производства.

Прогноз на
2019 год местный бюджет направит инвестиционных вложений в сумме 251,53 млн.
руб. Динамика прогноза на 2020-2021 годы сохранится на уровне 158,7 млн. руб.,
167,9 млн. рублей соответственно.

Просмотров 14 157

В
современной науке и практике сформировалось
достаточно конкретное и однозначное
понимание сущности прогноза и
прогнозирования. В Федеральном законе
«О государственном прогнозировании и
программах социально-экономического
развития Российской Федерации»5представлено следующее определение:
Государственное прогнозирование
социально-экономического развития
Российской Федерации – система научно
обоснованных представлений о направлениях
социально-экономического развития
Российской Федерации, основанных на
законах рыночного хозяйствования.

Развернутая
формулировка содержится в проекте
Федерального закона «О государственном
прогнозировании, индикативном планировании
и программах социально-экономического
развития Российской Федерации».6Прогноз социально-экономического
развития Российской Федерации – система
научно обоснованных представлений о
направлениях социально-экономического
развития Российской Федерации на
перспективу, основанных на законах
рыночного хозяйствования и анализе
сложившихся тенденций, факторов и
условий функционирования экономики и
общества. Государственное прогнозирование
социально-экономического развития
Российской Федерации – деятельность
органов государственной власти Российской
Федерации по разработке, утверждению,
исполнению, корректировке указанных
прогнозов и их использованию в управлении
развитием экономики, ее территориальных
и отраслевых подсистем, предприятий и
организаций.

Достаточно
близкими к приведенным выше формулировкам
являются следующие определения:

«Экономическое
прогнозирование следует рассматривать
как систему научных исследований
количественного и качественного
характера, направленных на выяснение
тенденций развития экономических
отношений и поиск оптимальных решений
по достижению целей этого развития».7

«Прогноз
– это научно обоснованное суждение о
возможных состояниях объектов в будущем
и (или) об альтернативных путях и сроках
их осуществления. Процесс разработки
прогнозов называется прогнозированием».8

«Прогноз
представляет собой предвидение,
предсказание, основанное на определенных
данных».9

«Большое
значение для составления стратегического
плана имеют инструменты планирования.
Наиболее значимыми из них являются
прогнозирование и составление перечня
операций, подлежащих выполнению.
Прогнозирование – это способ выявления
тех процессов и событий, которые могут
произойти в будущем в среде организации
и оказать влияние на ее действия».10

«Прогноз
– научно обоснованная гипотеза о
вероятном будущем состоянии экономической
системы и экономических объектов и
характеризующих это состояние показателей.
Разборку, составление прогнозов называют
прогнозированием».11

Сопоставляя
приведенные определения, можно выделить
следующие общие положения. Во-первых,
прогноз является научным представлением,
гипотезой, способом предвидения будущего.
Во-вторых, содержанием прогноза является
информация о направлениях и тенденциях
развития и о способах достижения
поставленных целей.

Эти
положения определяют сущность прогноза,
но они недостаточны при оценке роли
прогноза в процессе планирования.
Необходимо акцентировать внимание на
том, что прогноз, во-первых, формирует
поле объективно достижимых целевых
показателей развития экономической
системы, за пределы которых не должны
выходить показатели плана; во-вторых,
прогноз ценен тем, что определяет
возможные сценарии будущего развития,
сравнительный анализ которых позволяет
выбрать оптимальный вариант для
планирования, в котором наилучшим
образом сочетаются следующие критерии:
соответствие целям, ресурсная
обеспеченность, эффективность и
минимизация рисков.

Из
такого понимания связи плана и прогноза
вытекает ряд требований к прогнозу.

1. Прогноз
должен быть многовариантным.

2. В
основе определения вариантов прогноза
должны лежать:

♦ гипотезы
об альтернативных моделях поведения
субъектов экономических отношений;

♦ гипотезы
о возможных изменениях внешнеполитических
и внешнеэкономических условий;

♦ оценки
возможных социально-экономических
последствий реализации каждого варианта
прогноза;

♦ оценки
вероятности рисков и масштабов последствий
наступления рисковых ситуаций для
каждого варианта прогноза.

3. Оценка
уровня достоверности прогноза
(достоверный, относительно достоверный,
возможный).

4. Взаимосогласование
прогноза и будущего плана по временному
и пространственному горизонту, по
объекту планирования и прогнозирования.

5. В
основе прогноза должна лежать научно
обоснованная информация трех видов:

♦ о
стартовых условиях будущего развития
экономической системы;

♦ о
возможных вариантах интенсивности
экономических процессов в будущем;

♦ о
возможных сочетаниях действия внешних
и внутренних факторов в будущем.

6. Прогнозирование
целесообразно организовать как
непрерывный процесс, в ходе которого
прогнозные параметры корректируются
с учетом результатов развития за истекший
период.

Следует
отметить многофункциональность
прогнозов. Государственные прогнозы
содержат информацию, на которую органы
законодательной и исполнительной власти
опираются при формировании
социально-экономической политики
государства, при разработке концепции
социально-экономического развития. Они
также используются в качестве
информационной базы для принятия
конкретных решений в области экономической
и социальной жизни общества.

Различия
между планом и прогнозом определяются
тем, что план имеет нормативный характер,
а прогноз является вероятностной моделью
будущего. Планирование представляет
процесс создания модели состояния
объекта в будущем с позиций:

1) достижения
определенной цели;

2) долженствования,
т. е. обязательности исполнения;

3) установления
методов и способов достижения этого
состояния.

Прогноз
определяет ожидаемые перспективы
развития объекта с учетом:

а) эффекта
саморазвития объекта;

б) результата
воздействия среды;

в) возможных
альтернативных вариантов развития.

Стандартная
схема взаимосвязи плана и прогноза
предполагает предварительное составление
прогноза. Далее на его основе разрабатываются
планы экономического развития. Но этим
не ограничивается роль прогноза в
процессе планирования. По мере прохождения
планового периода необходимо разрабатывать
сценарии прогнозов на оставшийся период
(или также на более отдаленную перспективу)
с учетом состоявшейся реализации
потенциальных возможностей развития.
Кроме того, на основе уже составленного
плана целесообразно разработать прогноз
возможных вариантов последствий
реализации данного плана.

В
зависимости от условий функционирования
экономических систем и целей их развития
в будущем определяется конкретный вид
прогноза. Предварительно дадим краткий
обзор возможных видов прогнозов, которые
классифицируются по нескольким признакам:

1) по
горизонту времени различают краткосрочные
(1–2 года), среднесрочные (3–5 лет) и
долгосрочные (10 и более лет) прогнозы;

2) по
уровню государственного управления
прогнозы могут быть федеральными,
региональными и местными;

3) по
предметному содержанию различают ряд
частных прогнозов: демографический,
экологический, научно-технический,
социальный, природных ресурсов,
внешнеэкономический, отраслевой и
т. д.; отдельно разрабатывается прогноз
развития государственного сектора
экономики;

4) в
зависимости от направленности и
интенсивности экономических процессов
в будущем формируют несколько вариантов
прогнозов:

а) высокий
(оптимистический), ориентированный на
наиболее благоприятный ход событий;

б) средний,
соответствующий наиболее вероятным
перспективам развития;

в) низкий
(пессимистический), который возможен
при наиболее неблагоприятных условиях
развития экономической системы.

В
связи с большой значимостью экономических
прогнозов как инструмента государственного
управления, и государственного
планирования в том числе, необходимо
на государственном уровне создавать
предпосылки эффективности прогнозирования.
Важнейшей из таких предпосылок является
обеспечение соответствующей
нормативно-правовой базы экономического
прогнозирования, хотя на практике
ситуация иная. Ныне действующий
Федеральный закон «О государственном
прогнозировании и программах
социально-экономического развития
Российской Федерации» был принят в
1995 г. Проект Федерального закона «О
государственном прогнозировании,
индикативном планировании и программах
социально-экономического развития
Российской Федерации», подготовленный
и представленный в апреле 2000 г. в
Государственную Думу, на основании
решения Президента Российской Федерации
в феврале 2004 г. был снят с дальнейшего
рассмотрения Государственной Думой.
Отсутствуют какие-либо иные
нормативно-правовые акты, регулирующие
экономическое прогнозирование, что
затрудняет создание единой методологии
и организационной системы научно
обоснованного государственного
прогнозирования.

Оценивая,
в какой мере рассматриваемый Федеральный
закон «О государственном прогнозировании
и программах социально-экономического
развития Российской Федерации» (далее
– Закон) выполняет функцию правового
обеспечения государственного
прогнозирования, можно отметить
следующее. В преамбуле Закона сказано,
что он определяет цели, содержание и
общий порядок разработки системы
государственных прогнозов
социально-экономического развития
Российской Федерации.

О
целях социально-экономических прогнозов
в законе имеются следующие указания.

1. Их
результаты используются при принятии
органами законодательной и исполнительной
власти конкретных решений в области
социально-экономической политики
государства.

2. На
основе прогнозов на долгосрочную
перспективу разрабатываются:

а) концепция
социально-экономического развития
Российской Федерации на долгосрочную
перспективу;

б) прогноз
социально-экономического развития
Российской Федерации на среднесрочную
перспективу;

в) среднесрочная
программа социально-экономического
развития Российской Федерации.

3. Социально-экономический
прогноз на предстоящий год вместе с
другими документами представляется в
Государственную Думу как обоснование
проекта федерального бюджета.

По
поводу содержания государственных
прогнозов в п. 5 ст. 2 Закона указано:
«Прогнозы социально-экономического
развития включают количественные
показатели и качественные характеристики
развития макроэкономической ситуации,
экономической структуры, научно-технического
развития, внешнеэкономической
деятельности, динамики производства и
потребления, уровня и качества жизни,
экологической обстановки, социальной
структуры, а также систем образования,
здравоохранения и социального обеспечения
населения».

О
порядке разработки прогнозов
социально-экономического развития в
Законе указано, что они разрабатываются
на долгосрочную (10 лет), среднесрочную
(3–5 лет) и краткосрочную (1 год) перспективу.
Прогнозы разрабатываются по сферам
деятельности (отраслевые, социальные,
научно-технические, внешнеэкономические
и др.), по территориальному горизонту
(федеральные и региональные). В зависимости
от влияния внешних и внутренних факторов
формируется несколько вариантов
прогноза. Более конкретно порядок
разработки государственных прогнозов
должен определяться Правительством
Российской Федерации, однако среди
известных нам опубликованных
правительственных нормативно-правовых
актов подобный документ не представлен.

Закон
устанавливает периоды, на которые
составляются государственные прогнозы
социально-экономического развития, и
определяет взаимосвязь таких экономических
категорий, как: «прогноз социально-экономического
развития» (прогноз); «концепция
социально-экономического развития»
(концепция развития); «программа
социально-экономического развития»
(программа); «федеральные целевые
программы» (целевые программы);
«планирование социально-экономического
развития» (планирование).

В
Законе установлена последовательность
формирования основных документов по
прогнозированию и социально-экономическим
программам. Вместе с тем сохраняется
некоторая неопределенность и неконкретность
в определении понятий, содержания,
взаимосвязи рассматриваемых экономических
категорий. Так, в ст. 1 Закона представлена
только часть основных понятий, отсутствуют
такие, как «федеральные целевые программы»
(п. 3 ст. 5 Закона), «планирование
социально-экономического развития РФ»
(ст. 5 Закона).

Как
показано на рис. 1, в Законе нет четких
указаний на связь среднесрочных и
краткосрочных прогнозов. Не определены
соотношения между краткосрочным
прогнозом и федеральными целевыми
программами. Статья 5 «Государственное
прогнозирование и планирование
социально-экономического развития
Российской Федерации на краткосрочную
перспективу» содержит понятие
«планирование», хотя в тексте статьи
оно не представлено. Таким образом, по
существу утрачена связь между
государственным прогнозированием и
государственным планированием.

Рис. 1.
Интерпретация механизмов связи
экономического прогнозирования,
формирования концепций и программ
социально-экономического развития по
Федеральному закону «О государственном
прогнозировании и программах
социально-экономического развития
Российской Федерации».

Сведенная
воедино в табл. 2 информация о хронологических
периодах, по которым формируются
прогнозы, концепции и программы,
обнаруживает незавершенность разработки
в Законе взаимосогласованных положений
о перечисленных экономических категориях.
В Законе вопрос о программах
социально-экономического развития
рассмотрен только в среднесрочной
перспективе. Остается неясным, должны
ли разрабатываться долгосрочные и
краткосрочные программы. Федеральные
целевые программы в Законе представлены
как краткосрочные, хотя, как известно,
такие программы разрабатываются и на
более длительные периоды.

Таблица
2. Хронологические периоды государственных
прогнозов, концепций и программ по
Федеральному закону «О государственном
прогнозировании и программах
социально-экономического развития
Российской Федерации».

В
сфере государственного прогнозирования,
как и планирования, не существует
полноценного комплекса подзаконных
актов, что является существенным пробелом
в правовом регулировании, а также
приводит к отсутствию единой системы
государственного прогнозирования и
планирования. Эти акты должны раскрывать
и конкретизировать основные положения
Закона, а также регламентировать порядок
его действия. В этих условиях прогнозы,
разрабатываемые министерствами и
регионами, оказываются несопоставимыми,
их материалы нельзя агрегировать. В
Законе также нет указания о регламенте
прогнозирования, т. е. о степени
обязательности, о сроках, о перечне
частных прогнозов и др.

В
рассмотренном Законе отсутствуют
какие-либо упоминания о методологических
основах государственного прогнозирования.
В научной литературе содержится ряд
положений по этому вопросу. Прежде всего
раскрываются возможные методы формирования
прогноза, интерпретируемые как перечень
моделей и приемов получения прогнозной
информации. Обычно к таким методам
относят интерполяцию, экспертные оценки,
метод аналогии, методы математического
моделирования. Специального решения
требуют вопросы об определении системы
прогнозируемых показателей и об оценке
масштабов их возможного изменения.
Предлагаются также способы систематизации
методов. Например, можно выделить простые
и комплексные, фактографические и
экспертные, поисковые (исследовательские
и нормативные) методы.12

Целостное
описание процесса составления прогноза
и роли методологии в этом процессе может
быть представлено в форме типовой схемы
(рис. 2). В схеме показаны последовательные
этапы работ, выполняемых при прогнозировании,
кратко определено содержание отдельных
этапов и отмечены зоны, требующие
методологического обеспечения. Общий
принцип построения данной схемы
заключается в воспроизведении в
интегрированном виде взаимосвязи между
этапами работ, которые намечены в Законе.
Другим общим принципом является
обеспечение ее соответствия сложившейся
практике выполнения работ по составлению
экономических прогнозов.

Существенную
роль в формировании методологической
основы государственного экономического
прогнозирования играет решение вопросов
о способах повышения научной обоснованности
прогнозов и их точности, о необходимости
более тесной увязки показателей
долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных
прогнозов, о более строгом согласовании
отдельных блоков прогнозируемых
показателей между собой. При этом
необходимо ориентироваться на логическую
последовательность и взаимосвязь всех
основных процедур, составляющих процесс
прогнозирования.

Изложенные
в Федеральном законе РФ «О государственном
прогнозировании и программах
социально-экономического развития
Российской Федерации» основные положения
о порядке разработки государственных
прогнозов, а также материалы научных
разработок в данной области находят
непосредственное применение в практике
определения перспектив развития
экономики. Такую деятельность осуществляют
федеральные и региональные органы
исполнительной власти, а также местные
органы власти. Наибольший интерес
представляет долгосрочный прогноз
роста экономики на период до 2015 г.,
содержащийся в подготовленном
Минэкономразвития проекте Программы
социально-экономического развития
Российской Федерации на среднесрочную
перспективу (2005–2008 гг.).13

Рис. 2.
Типовая схема составления прогноза
развития экономических систем.

Разработка
этого прогноза проводилась с целью
определить, в какой мере российской
экономике удастся решить к 2015 г.
следующие системные задачи:

1) удвоение
ВВП за десятилетие;

2) преодоление
бедности;

3) обеспечение
населения доступным жильем;

4) создание
достаточных экономических условий
безопасности страны;

5) модернизация
армии.

Были
разработаны два сценария экономического
роста:

1) базовый
сценарий (инерционной динамики развития),
характеризующийся снижением
конкурентоспособности российской
экономики, отсутствием позитивных
сдвигов в инвестиционном климате, не
предусматривающий реализацию новых
масштабных проектов или стратегий;

2) инновационно-активный
сценарий (инновационный путь развития),
в котором предусматривается реализовать
пакет институциональных преобразований
и важнейших стратегий развития секторов
экономики с использованием механизма
частно-государственного партнерства.

Как
видно из данных, приведенных в табл. 3,
к 2015 г., по сравнению с 2004 г., рост
ВВП ожидается по первому сценарию на
61 %, а по второму – на 102 %. По обоим
сценариям темпы роста производства
промышленной продукции будут несколько
ниже, чем темпы роста ВВП. Следовательно,
более быстрыми темпами, чем промышленность,
будут расти непромышленные отрасли и
сфера услуг. Приоритетной целью
экономического развития является рост
инвестиций в основной капитал,
соответственно по этому показателю
ожидаются наиболее высокие темпы роста.
Увеличение реальных располагаемых
денежных доходов населения будет
опережать рост ВВП. Объем розничной
торговли будет расти более интенсивно,
чем объем ВВП. Импорт товаров будет
расти по обоим сценариям более интенсивно,
чем экспорт, разрыв между этими
показателями очень велик: по второму
сценарию за период 2004–2015 гг. темп
роста импорта составит 335 %, а экспорта
– 170 %.

Таблица
3. Основные социально-экономические
показатели (темп роста, %).

14

Группа
социальных показателей по второму
сценарию содержит, в частности, следующую
информацию: доля лиц с денежными доходами
ниже прожиточного минимума сократится
с 17,8 % в 2004 г. до 4 % в 2015 г.
Ожидается, что к 2010 г. будут созданы
необходимые предпосылки для формирования
в России широкого среднего класса, к
которому предлагается относить лиц со
среднедушевым доходом выше 6 прожиточных
минимумов.

Соседние файлы в папке литература

  • #
  • #
  • #

    05.06.201531.44 Mб85Абдикеев Реинжининринг бизнес-процессов.pdf

  • #

    05.06.20159.35 Mб541Бизнес-процессы- регламентация и управление_Елиферов В. Г., Репин В.doc

  • #
  • #
  • #

Проблемы экономики и менеджмента

УДК 338.27

О.Г. Пенькова

канд. экон. наук, доцент, кафедра экономической теории, Уманский государственный университет садоводства (Украина)

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ НА ДОЛГОСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ

Аннотация. В статье анализируются особенности долгосрочного прогнозирования развития экономики, определяются методы, приемлемые для использования в процессе долгосрочного прогнозирования. Предложена авторская методология прогнозирования основных макроэкономических показателей на долгосрочный период и по ней выполнен экспериментальный прогноз динамики ВВП Украины до 2030 года.

Ключевые слова: развитие экономики, долгосрочный прогноз, методы прогнозирования, методология прогнозирования.

O.G. Penkova, Uman National University of Horticulture

PREDICTION OF THE ECONOMY ON THE LONG TERM

Abstract. The paper analyzes the features of long-term forecasting of economic development, defines the methods that are acceptable for use in long-range forecasting. The author’s forecasting methodology of the main macroeconomic indicators for the long term and it made an experimental forecast GDP growth of Ukraine until 2030.

Keywords: long-term prognosis, prediction methods, forecasting methodology.

Необходимость прогнозирования основных макроэкономических показателей обусловлена потребностью государства в определении путей развития общества на текущий период и перспективу, обосновании основных направлений экономической и социальной политики, предвидении последствий принимаемых решений и разработки конкретных мероприятий для достижения установленных целей и приоритетов, обосновании требуемых для их достижения экономических ресурсов, выявлении наиболее вероятных и экономически эффективных вариантов развития на перспективу.

Об актуальности усовершенствования методологии долгосрочного прогнозирования развития экономики государства свидетельствует множество публикаций, посвященных этой проблеме. В этом аспекте стоит отметить труды таких украинских ученых, как В. Геец, А. Емельянов, В. Беседин, И. Крючкова, И. Манцуров, М. Скрип-ниченко, Ю. Архангельский и многих других. Однако усиление открытости национальных экономик, их взаимозависимости расширяет число факторов, влияющих на результирующий показатель. Любая погрешность или неточность в прогнозе вызывает экономические потери. Обозначенные обстоятельства обуславливают необходимость дальнейшей разработки модельного аппарата прогнозирования, особенно на долгосрочную перспективу.

Главной функцией прогнозирования является научное предвидение экономического и социального состояния экономики государства в будущем. Научное прогнозирование анализирует совокупность тенденций социально-экономического развития

48

№ 1 (17) – 2013

Проблемы экономики и менеджмента

общества и оценивает сложившееся состояние экономики. Как научное предвидение прогнозирование позволяет, во-первых, определить спрос на продукцию государства и, во-вторых, обосновать пути его удовлетворения за счет внутреннего и внешнего предложения.

Главным отличием долгосрочного прогнозирования от краткосрочного и среднесрочного является то обстоятельство, что корреляционные и экономикоматематические модели во многих случаях не дают необходимой точности при их использовании на длительную перспективу. Если эти модели дают приемлемые результаты на краткосрочную перспективу, а экономико-математические при наличии стойкой динамики и на среднесрочный период, то при их использовании на долгосрочный период результаты прогнозирования, как правило, бывают некорректными.

По функциональному признаку долгосрочные прогнозы можно разделить на три типа: прогноз по тенденциям, целевой и комплексный прогнозы.

Прогноз по тенденциям основан на условной пролонгации в будущее сложившихся тенденций развития исследуемого объекта и не учитывает факторы, способные изменить эти тенденции. Его задача – выяснить, как будет развиваться исследуемый объект при сохранении существующих тенденций.

Целевой прогноз, в отличие от прогноза по тенденциям, разрабатывается на основе заранее определенных целей. Его задача – определить пути и сроки достижения целевых возможных состояний объекта прогнозирования в будущем. В то время как прогноз по тенденциям при определении будущего состояния объекта отталкивается от его прошлого и настоящего, целевой прогноз осуществляется в обратном порядке: от заданного состояния в будущем к существующим тенденциям и их изменениям в свете поставленной цели.

Комплексный прогноз объединяет прогнозы по тенденциям и целевой прогноз. Сначала осуществляется прогноз по тенденциям, а дальше на его основе выполняется целевой, путем разработки и оценки мероприятий экономической политики и добавления их влияния к результатам прогноза по тенденциям. Ограничениями количества мероприятий выступают имеющиеся и привлеченные трудовые, финансовые и другие ресурсы.

В теории и практике прогнозирования разработан ряд методов, которые постоянно совершенствуются, поскольку непрерывно повышаются требования к точности и обоснованности расчетов планируемых показателей, к степени их сбалансированности и оптимальности.

Под методами экономического прогнозирования понимается совокупность мероприятий и способов мышления, позволяющих на основе анализа ретроспективных данных, экзогенных и эндогенных связей объекта прогнозирования, а также их измерений в рамках рассматриваемого явления или процесса сделать с определенной вероятностью вывод относительно будущего развития объекта [1, с. 4].

В научных источниках представлены различные классификации методов про-

№ 1 (17) – 2013

49

Проблемы экономики и менеджмента

гнозирования. Одним из наиболее важных классификационных признаков является степень формализации. Вторым классификационным признаком можно назвать общий принцип действия методов прогнозирования, третьим – способ получения прогнозной информации.

В зависимости от поставленных целей прогнозирование может осуществляться различными методами. Для долгосрочного прогнозирования можно назвать следующие группы методов:

– методы экономического анализа;

– методы прогнозирования временных рядов;

– расчетно-аналитические методы (балансовый, нормативный, программноцелевой);

– методы факторного прогнозирования (однофакторные и многофакторные модели);

– экономико-математические методы;

– методы исторических аналогий;

– методы экспертных оценок (интервью, коллективной генерации идей, «Дельфи» и другие).

Перечисленные группы составляют лишь часть экономико-математического арсенала, которым обладает наука, но они наиболее часто используются в практической работе.

В то же время методы прогнозирования необходимо совершенствовать не только в результате освоения новых, но в результате существенного улучшения традиционных методов, прежде всего, повышая точность отчетно-статистических методов, расширяя сферы применения нормативных методов, увеличивая возможности балансового метода и т. д.

Решение о выборе метода прогнозирования макропоказателей зависит от многих факторов, в том числе от количества ретроспективных данных. Если эти данные отсутствуют или же их получение связано с огромными затратами, то такие методы прогнозирования могут быть сразу отвергнуты. Другим релевантным фактором является временной горизонт. Одни методы более пригодны для составления краткосрочных прогнозов, другие – для долгосрочных.

Более детальный анализ методов прогнозирования развития экономики на долгосрочный период представлен в работе [2]. Проведенный нами анализ предоставил возможность для долгосрочного прогнозирования рекомендовать следующие методы:

– метод аналогии с мировым развитием – для предварительной оценки возможных результатов развития;

– методы факторного прогнозирования – при наличии количественной оценки факторов производства;

– методы прогнозирования временных рядов – в случае их уточнения за счет определения, оценки и учета влияния внешних и внутренних факторов;

50

№ 1 (17) – 2013

Проблемы экономики и менеджмента

– другие методы – при последующей обработке результатов прогнозирования мультимодельным методом [3, с. 68].

Мультимодельный метод служит для обработки результатов нескольких прогнозов, полученных по разным моделям. Реализуется он путем определения средней (или средневзвешенной) величины множества прогнозных результатов при очистке их от случайных значений. В случае разного доверия к отдельным прогнозам им придаются соответствующие коэффициенты весомости [4, с. 35].

Полученный результат является усредненным и наиболее полно учитывает динамику прогнозируемого показателя. Его можно считать более реальным при прогнозировании на долгосрочную перспективу. Мультимодельный метод прогнозирования предоставляет макроэкономическим прогнозам формальный инструмент определения базового варианта развития экономики.

Детальный анализ методологических подходов к прогнозированию основных макроэкономических показателей на долгосрочную перспективу показывает, что с практической точки зрения можно рекомендовать комбинированное моделирование, охватывающее формализованные и неформализованные процедуры.

Вариант развития по тенденциям не предусматривает значительных изменений в динамике развития в долгосрочной перспективе. Но в долгосрочном периоде всегда будут изменения, как во внешней, так и во внутренней среде. Отсюда возникает необходимость определения и оценки влияния новых внешних и внутренних факторов, которые могут возникнуть в перспективе (тенденций, шоков, предпосылок, в Украине они названы «прыпущеннями», а здесь будем называть их – «предпосылками»), разрабатывается базовый вариант развития, на основе которого с учетом оценок ресурсного потенциала и влияния мероприятий экономической политики разрабатываются альтернативные сценарии и определяются варианты развития.

То есть, прогнозирование в этом случае осуществляется в следующем порядке. В качестве прогнозируемого показателя принимается, как правило, наиболее агрегированный показатель, например, ВВП. Он прогнозируется по многим моделям, а результаты обрабатываются мультимодельным методом. В итоге получается вариант развития по тенденциям.

Разработка базового варианта развития осуществляется путем добавления (сложения или вычитания) результатов воздействия внешних и внутренних «предпосылок» к варианту развития по тенденциям.

Другие макроэкономические показатели прогнозируются методом структурного моделирования. Сущность структурного метода состоит в предварительном прогнозировании структуры обобщающего показателя по динамике ретроспективы, а потом по полученной структуре осуществляется распределение значений агрегатного (базового) показателя на его структурные составляющие.

Методологическая схема прогнозирования основных макроэкономических показателей (ОМЭП) на долгосрочную перспективу показана на рис. 1.

№ 1 (17) – 2013

51

Проблемы экономики и менеджмента

Входная информация

А — a it, fl2f >…i Obi, … г &у>

^ Л А А

Определение методов и моделей долгосрочного прогнозирован![Я

к_П_1 LJ————————Б

Рисунок 1 – Методологическая схема прогнозирования ОМЭП на долгосрочную перспективу

Предложенный методологический подход дает возможность формализовать процесс прогнозирования и способствует его переводу на более объективную основу. В методологии задействованы новые методы и подходы: мультимодельный и струк-

52

№ 1 (17) – 2013

Проблемы экономики и менеджмента

турный методы, метод учета внешних и внутренних «предпосылок» на прогнозный период, сценарный и вариантный подходы.

Согласно разработанной методологии в НИЭИ Минэкономразвития Украины с участием автора был выполнен экспериментальный прогноз динамики ВВП на перспективу до 2030 года по 25-ю моделям с последующей обработкой их мультимодельным методом. Путем добавления к полученному варианту влияния внешних и внутренних «предпосылок» рассчитан базовый вариант развития, который и предлагается взять за основу для определения экономической политики и учета ее мероприятий в прогнозе динамики макроэкономических показателей.

Динамика роста ВВП при базовом варианте развития в ценах 2010 года показана на рис. 2. Согласно диапазону разброса «предпосылок» выделены оптимистический и пессимистический варианты.

Рисунок 2 – Экспериментальный прогноз динамики ВВП при базовом варианте развития, млрд. грн. в ценах 2010 года

Анализ результатов экспериментального прогноза свидетельствует о значительном росте ВВП Украины в перспективе до 2030 года. Но даже такая ситуация не предоставит стране возможность решить накопившиеся проблемы, особенно в части повышения стандартов жизни населения и модернизации экономики.

Вместе с тем, общество и сама логика существования государства требуют переориентация экономической политики на новую модель развития, которая могла бы обеспечить более высокие темпы роста даже в условиях ограниченных ресурсов. В определенной степени это возможно через разработку, оценку и воплощение в жизнь мероприятий экономической политики, которые должны стать инструментом государственного регулирования экономического развития.

№ 1 (17) – 2013

53

Проблемы экономики и менеджмента

Поэтому следующим этапом разработки стратегии развития должен быть этап формирования и оценки мероприятий экономической политики. Таких мероприятий может быть большое количество, а рассматривать их следует используя проектный метод, когда оценка каждого мероприятия осуществляется исходя из затрат на его реализацию и результатов, которые будут получены по периодам долгосрочной перспективы.

Но это уже относится к вопросам разработки стратегии развития страны, в основе которой должен быть прогноз развития экономики на долгосрочную перспективу. И, как показали экспериментальные расчеты, для этих целей может быть использована предлагаемая методология прогнозирования основных показателей развития экономики на долгосрочную перспективу.

Список литературы:

1. Емельянов А.С. Прогнозирование показателей с помощью моделей / А.С. Емельянов, В.Ф. Беседин, И.К. Бондарь. – К.: Наукова думка, 1984. – 316 с.

2. Беседш В.Ф. Методи аналiзу розвитку економши на макрорiвнi // Економша Украши: проблеми та перспективи шновацшного розвитку / вщп. ред. В.Ф. Беседш,

А.С. Музиченко. – К., 2011. – С. 193.

3. Пенькова О.Г. Прогнозування розвитку економши у складi стратеги економiчного i сощального розвитку Украши на довгострокову перспективу // Економша Украши: стратепчне планування / за ред. В.Ф. Беседша, А.С. Музиченка. -К., 2008. – С. 60-69.

4. Беседш В.Ф. Мультимодельне сценарне прогнозування макроекономiчних показниюв розвитку екномши // Економша Украши: проблеми економiчного розвитку / за ред. В.Ф. Беседша, А.С. Музиченка. – К., 2007. – С. 34-38.

List of references:

1. Emelyanov A.S. Forecasting of using model / A.S. Emelyanov, V.F. Besedin, I.K. Bondar. – Kiev: Naukova Dumka, 1984. – 316 p.

2. Besedin V.F. Methodological analizu rozvitku ekonomiki on makrorivni // Ekonomika of Ukraine: problems that prospect innovatsiynogo rozvitku / vidp. Ed. V.F. Besedin, A.S. Muzichenko. – K., 2011. – P. 193.

3. Penkova O.G. Prognozuvannya rozvitku ekonomiki have skladi strategii’ ekonomichnogo i sotsialnogo rozvitku Ukrainy on dovgostrokovu perspective // Ekonomika Ukrainy: strategichne planuvannya / For Ed. V.F. Besedina, A.S. Muzichenka. – K., 2008. – Р. 60-69.

4. Besedin V.F. Multi-Model Scenario prognozuvannya makroekonomichnih pokaznikiv rozvitku eknomiki // Ekonomika of Ukraine: problems ekonomichnogo rozvitku / In the red. V.F. Besedina, A.S. Muzichenka. – K., 2007. – Р. 34-38.

54

№ 1 (17) – 2013

Экономические процессы, связанные с бюджетным планированием, характерны для многих видов хозяйственной деятельности. Бюджетное планирование необходимо для домохозяйств, бюджетных учреждений, государства в целом.

Что из себя представляет бюджет

Бюджет — это план, в котором фиксируются показатели различных экономических активностей. Здесь в численном выражении обозначаются планы на определённый период (например, на год или на несколько лет).

Бюджет требует не формального, а предметного подхода. Здесь не обойтись без бюджетного планирования.

Как происходит бюджетное планирование: основные этапы

Бюджетное планирование можно разделить на пять общих этапов:

  1. финансовые органы разных уровней составляют проекты бюджетов;
  2. проекты бюджетов рассматривают исполнительные органы власти;
  3. проекты бюджетов рассматриваются и утверждаются в законодательных и представительных органах госвласти разных уровней и в органах местного самоуправления;
  4. финансовые органы поквартально распределяют государственные, региональные и муниципальные уровни доходов и расходов;
  5. составляются сводные бюджетные росписи.

Как построить прогноз

Для построения бюджета необходим прогноз. На основании реальных расчётов нужно обосновать предположение о направлениях развития бюджета, какими путями и в какие сроки будут достигнуты в будущем возможные состояния доходов и расходов. Вариантов бюджетной политики и концепций развития бюджета может быть несколько. Из них нужно выбрать оптимальный.

Чтобы построить прогноз, нужно:

  • изучить информацию о состоянии бюджета на текущий момент;
  • на основании выявленных закономерностей определить различные варианты достижения планируемых бюджетных показателей;
  • аналитически определить наилучший вариант развития бюджетных отношений.

В прогнозах необходимо рассматривать разные концепции развития бюджета. Учесть различные ситуации и факторы, действующие на федеральном, региональном и местном уровнях, различные варианты федеральной бюджетной политики, различные социальные и экономические задачи. По мере формирования свежих данных бюджетные показатели систематически уточняются.

Какие методы бюджетного планирования и прогнозирования существуют

Можно выделить девять наиболее известных методов (таблица 1).

Таблица 1. Девять методов бюджетного планирования и прогнозирования

Метод

Особенности

1. Нормативный метод

Определяет целевые расходы бюджета в рамках пределов прогнозированных доходов. Как правило, используется при планировании средств на финансирование бюджетных мероприятий и составлении смет бюджетных учреждений.

Метод строится на применении установленных норм и нормативов (законодательных или подзаконных актов).

Например:

  • нормы индивидуальных выплат (размеры пособий, ставки заработной платы);
  • денежные выражения натуральных показателей удовлетворения соцпотребностей;
  • нормы, основанные на средних статистических величинах расходов за определённые периоды и т.д.

2. Метод экспертного прогнозирования

Основан на совмещении уже имеющихся статистических данных с оценками, сделанными и обоснованными специалистами-экспертами в различных областях экономики, финансов, налогообложения, финансов, бюджетов, социальной сферы и т. д.

Метод можно использовать при отсутствии возможности достаточно достоверно определить, как развиваются социально-экономические условия извне, нет возможности выработать формализованную прогностическую модель

Экспертные оценки могут быть индивидуальными и коллективными. Чем больше экспертов, тем точнее результат.

3. Индексный метод

Метод основан на использовании различных индексов, отражающих динамику цен, уровня жизни, реальных доходов населения.

Индексы, полученные путём сравнения статистических данных, позволяют использовать их для прогнозного расчёта несоизмеримых показателей. Количественно несравнимые величины приводятся к некоторому общему единству, которое позволяет их сравнить, соизмерить.

Например, с помощью индексов, характеризующих изменение каких-либо условий в будущем по сравнению с настоящими условиям, можно спрогнозировать число получателей бюджетных услуг, приведя количество таких получателей в настоящем времени к моменту времени в будущем.

4. Балансовый метод

При помощи такого метода составляется баланс доходов и расходов бюджета. Он применяется при разработке планов, программ и прогнозов.

Метод позволяет:

  • увязать финансовые ресурсы органов госвласти с потребностями в них, вытекающими из прогноза социально-экономического развития;
  • увязать расходы бюджетов с их доходами;
  • установить пропорции распределения средств между бюджетами разных уровней;
  • распределить доходы и расходы по кварталам.

В основе метода лежит принцип сбалансированности и пропорциональности. Он предполагает разработку балансов, которые представляют собой систему показателей, где одна часть (характеризующая ресурсы по источникам поступления) равна другой (показывающей распределение по всем направлениям расходования).

Результаты балансовых расчётов служат основой при формировании структурной, финансовой, социальной политики, политики внешнеэкономической деятельности, позволяют выявить диспропорции в текущем периоде, вскрыть неиспользованные резервы и обосновать новые пропорции.

5. Метод бюджетирования, ориентированного на результат

Планирование расходов тесно связано с достигаемыми результатами.

Метод представляет собой механизм планирования бюджетных расходов и подготовки проекта бюджета, при котором:

  • формулируются цели расходования бюджетных средств;
  • определяется система показателей для мониторинга степени достижения поставленных целей;
  • получатели и распорядители бюджетных средств обладают большими свободами в принятии решений по наиболее эффективной структуре расходов;
  • внедряется система мониторинга и оценки эффективности деятельности распорядителей, которая позволяет отслеживать степень выполнения принятых обязательств, за счёт этого распорядители бюджетных средств несут повышенную ответственность за достижение поставленных целей;
  • труд работников бюджетной сферы оплачивается по результатам деятельности и степени личного вклада в достижение результатов.

6. Метод экономического анализа

Метод является одним из основных элементов логики прогнозирования и планирования. Он должен осуществляться на макро-, мезо- и микроуровнях.

Метод предполагает применение системного подхода и комплексного анализа, т.е., необходимо рассматривать как экономику в целом, так и её структурные части: отрасли, сферы, регионы, предприятия.

Экономический процесс нужно разделить на части и выявить взаимосвязь и влияние этих частей друг на друга и на развитие всего процесса, раскрыть его сущность, определить закономерности изменения в плановом периоде и оценить возможные пути достижения поставленных целей.

При проведении экономического анализа можно придерживаться следующего алгоритма:

  • установите проблемы, определите цели и критерии для их оценки;
  • подготовьте информацию для анализа;
  • изучите и проанализируйте данные;
  • разработайте рекомендации о возможных вариантах решения проблемы и достижения целей;
  • оформите результаты анализа.

7. Метод экстраполяции

Метод предполагает внедрение тенденции развития прошлых и текущего этапов в планирование последующих.

Необходимо изучить сложившиеся в настоящем и прошлом устойчивые факторы развития объекта прогноза и перенести их на будущий период.

Экстраполяция может нескольких видов:

  • формальная — базируется на предположении о сохранении в будущем прошлых и настоящих тенденций развития объекта прогноза;
  • прогнозная — фактическое развитие увязывается с гипотезами о динамике исследуемого процесса с учётом изменений влияния различных факторов в перспективе.

8. Программно-целевой метод

Метод, как правило, используют для обеспечения ресурсами государственных целевых программ. Он способствует

соблюдению единого подхода к рациональному использованию денежных средств для решения наиболее значимых задач и служит инструментом стабилизации экономического положения отдельных территорий.

Метод предполагает разработку плана, начиная с оценки конечных потребностей в зависимости от целей развития экономики, и последующий поиск эффективных способов и средств достижения и обеспечения ресурсами.

Необходимо отобрать основные цели развития: экономического, социального и научно-технического. Разработать взаимоувязанные мероприятия по их достижению в планируемые сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами и с учётом их эффективного использования.

9. Метод моделирования

Метод предполагает конструирование модели. Объект или процесс предварительно изучаются, выделяются их существенные признаки и характеристики.

В модель закладываются разные условия развития социально-экономических процессов. Если выбранный вариант прогноза ошибочный, метод позволяет быстро исправить допущенные отклонения.

Модели можно классифицировать по нескольким направлениям:

  • в зависимости от уровня управления экономическими и социальными процессами (макроэкономические, межотраслевые, межрайонные, отраслевые, региональные модели и модели микроуровня).
  • по аспектам развития экономики (модели прогнозирования воспроизводства основных фондов, трудовых ресурсов, цен и т.п.).

Есть и другие признаки классификации моделей: факторный, производственный, временной, транспортный.

Бюджетное планирование осуществляется ежегодно на федеральном, региональном и местных уровнях.

S: 2 742

Прогнозирование в управлении – почему это важно в современных экономических условиях. Способность к прогнозированию существенно повышает управляемость процессами или людьми, так как предоставляет спектр возможных изменений и условий достижения поставленных целей. Поэтому прогнозирование играет важную роль для повышения качества управления.

Данная статья для тех, кто хочет узнать о сущности и значении прогнозов, особенно в современной экономике. Кто хочет познакомиться с основными законами и закономерностями, лежащими в основе научных методов прогнозирования и предвидения будущего.

Прогнозирование это информация о будущем

Прогнозирование — это опережающая информация о будущем, позволяющая принимать обоснованные более правильные управленческие решения. Толково-экономический словарь Бернара И., Колли Ж.-К. даёт следующее определение прогноза: «прогноз — попытка составить представление о будущем. В широком смысле — результат такой попытки… прогнозирование прибегает к самым различным техническим приёмам — от классического изучения рынка до теории игр и анализа выборов в неопределённом будущем.

По словам Р. Эйреса прогнозирование является попыткой определить ход событий в будущем исходя из того, что случилось в прошлом, а Хикман и Сильва дают ещё более вольную трактовку прогноза. Они указывают, что прогнозирование представляет собой мысленное путешествие от известного к неизвестному, создание будущего путём монтажа известных фактов, надежд, мечтаний, опасностей и возможностей.

Планирование и прогнозирование

Прогноз, на наш взгляд, принципиально отличается от плана. Прогноз в большей степени носит информационный и познавательный характер, не содержит обязательных показателей, никому не адресуется для исполнения, не предполагает принятия обязательных решений, действий или ответственности за их осуществление.

План же имеет сугубо определённый, детерминированный характер, ему предшествует обоснование целей, анализ выделяемых ресурсов, разработка исходных нормативов и точных норм, установление обязательных заданий и ответственности за их исполнение. Кроме того, прогноз гораздо менее детален и конкретен, чем план. Предоставляет обобщённую опережающую информацию с учётом накопленных знаний о закономерностях развития тех или иных объектов.

Прогнозирование в управлении

Как показывает практика развитых стран, прогнозирование создаёт информационно — аналитическую базу не только для планирования, но и для любого иного управленческого решения: организационного, мотивационного, контролирующего и т.д. В этом смысле можно выделить две формы прогнозирования — предсказание и предуказание.

Предсказание — это поисковая составляющая прогноза, связанная с предвидением возможных перспектив и сценариев развития того или иного процесса.

Предуказание — нормативная составляющая прогноза, связанная с пожеланиями и ожиданиями конкретных субъектов. Предуказание реализуется в дальнейшем в форме целеполагания (предположения об идеальном результате деятельности), планирования, программирования (преобразования информации о будущем в конкретные программы), проектирования (описания ещё не существующего объекта будущей системы), организации и контроля.

Прогнозирование ситуаций, предвидение

Это очень странное заявление, не правда ли? Сегодня, когда пандемия короновируса и начало экономического кризиса планетарного масштаба. Когда нарастает хаос и снижается управляемость как на уровне отдельной личности, так и на уровне организаций, и даже стран.

Однако данный парадокс вполне объясним. Управлять можно только будущим, прошлое уже ушло и не повторится. Предвидеть — значит управлять (писал Б. Паскаль). А будущим невозможно управлять, если мы не умеем его предвидеть, хотя бы в общих чертах. Хотя бы на основе известных тенденций и закономерностей.

Оценка прогнозирования

Конечно, на результаты прогнозирования огромное влияние оказывает личность человека или групп людей, осуществляющих прогноз. В особенности этот эффект является характерным при применении экспертных методов прогнозирования. Однако субъективизм тоже имеет под собой определённую основу.

Так, результаты развития того или иного предприятия, находящегося в рыночной среде, определяются не только сложившимися тенденциями и объективными факторами, но и характером ожиданий всех участников экономического процесса (собственников и персонала предприятия, поставщиков, партнёров, клиентов и конкурентов предприятия), спецификой их целевых установок и финансовых интересов.

В частности, предприятие стремится оправдать ожидания покупателей, которые, по сути, есть прогнозные оценки ассортимента и качества товаров. Руководитель фирмы ориентирован на получение максимально-возможной прибыли, предполагаемый уровень которой являлся базовым стимулом организации бизнеса. Само понятие успеха в бизнесе является необъективным понятием, ибо определяется соответствием получаемых результатов определённым ожидаемым ценностям.

Кроме того, в социально-экономических системах, как показала практика, может происходить удивительное явление, получившее название самоосуществления (саморазрушения) прогноза. Другими словами, сами экономические ожидания, сформулированные и высказанные прогнозы и утверждения, могут оказывать обратное влияние на условия их реализации.

 Так, американский футуролог О. Теффлер открыл феномен «шока от столкновения с будущим», в результате которого изменяется поведение людей, а, значит, и само будущее. Об аналогичном процессе писал Дж. Сорос в своей книге «Алхимия финансов». Автор сам был участником фондового рынка и объяснял личные сверхдоходы не только своими способностями предвидеть изменение курсов многочисленных акций, но и своими действиями по активному изменению будущего, формированию системы предпочтений действующих участников фондового рынка на основе целевой прогнозной информации.

 Таким образом, субъективный фактор сопровождает весь процесс прогнозирования. От конкретных субъектов зависит качество и точность тех или иных экономических прогнозов, равно как и реализация того или иного прогнозного пути. В то же время прогноз есть научно-обоснованное предвидение будущего, так как базируется на имеющихся знаниях и закономерностях. Это противоречие в действительности является естественным и позволяет нам понять феномен растущей роли прогнозирования в настоящее время.

Виды прогнозирования

Попытки прогнозирования событий в природе и обществе сопутствовали цивилизации на всех этапах её развития. Ещё в глубокой древности возник специальный термин «прогностика», отражающий специальную область познания путём прогнозирования. Известна книга великого древнегреческого врача и исследователя Гиппократа под названием «Прогностика», написанная более двух тысяч лет назад. В ней прогнозирование понималось как искусство предвидения будущего, которое базируется как на приметах и наблюдениях за действительностью, так и на интуиции, непосредственных способностях самого прорицателя, осуществляющего прогноз.

В Древней Греции долгое время функционировал Дельфийский оракул, который предсказывал на основе астрологии и ясновидения. Процесс предсказания включал несколько стадий. У истоков прогноза стоял сам оракул, который на вопрос клиента высказывал ответ в форме слов-иносказаний. Далее жрецы расшифровывали иносказания и в письменной подробной форме излагали своё толкование. Затем вариант предсказания направлялся в Совет старейшин, который давал свою оценку и детализировал далее полученный прогноз.

Арабские историки Древнего мира аль-Бируни и Ибн Халдун выдвинули и развили теорию циклических круговоротов в истории и на этой основе сделали вывод о возможностях достоверного предсказания будущего.

Первичная техника пророчеств, предсказаний, прогнозов нашла дальнейшее развитие в Шумерском государстве. Для прогнозирования использовались, главным образом, эвристические методы, метафоры и символы, наблюдения за звёздами и природными явлениями. Особенное место уделялось провоцированию и толкованию знамений. Составление пророчеств постепенно превратилось в особую профессию. Появилось большое количество терминов, обозначающих людей, профессионально занимающихся прогнозами: пророки, прорицатели, футурологи, предсказатели, оракулы, астрологи, ясновидящие, возвещающие, прозорливцы, прогностики и т.п. В определённые периоды истории прогностики составляли целый класс, приближенный к правителям мира сего. Прогнозы считались достижениями высшего знания, а прогностиков называли царскими советниками, проводниками божественной мысли.

Концепция прогнозирования

В средние века Августином Блаженным (345-430 гг.) была разработана последовательная концепция провиденциализма (протекания исторического процесса по воле провидения, с определёнными закономерностями). Но наибольшую известность в этот период приобрели предсказания М. Нострадамуса. Он составил набор универсальных сценариев на многие случаи исторических драм. Его книга пророчеств (более 900 предсказаний) прилагается к разным эпохам и получает нередко подтверждение конкретными событиями. Следует отметить, что и современная наука не отрицает способности субъективного видения будущего как некоего природного дара.

Определённые лица в государстве обязаны быть «пророками» по должности: руководители правительственных органов, директора крупных фирм, политические деятели и др. Президенты, парламентарии, их советники должны предвидеть ситуации, используя любые методы, иначе потеряют доверие. Прогнозы становятся частью политической борьбы, каждый политик предсказывает торжество своей линии, объявляет её единственно возможной и спасительной. Пророчества политических лидеров могут сбываться как независимо от их деятельности, так и в результате предпринимаемых ими активных действий. Так, сбылись пророчества:

  • И.Н. Дурново – о том, что участие России в Первой мировой войне завершится падением самодержавия и приходом к власти социалистов,
  • Г.В. Плеханова – о том, что победа линии В.И. Ленина в РСДРП приведёт к диктатуре,
  • А.Д. Сахарова — о конвергенции капитализма и социализма и т.д.

Чтобы обеспечить сбываемость прогнозов, политические лидеры направляют своих сторонников по пути наиболее вероятного развития событий, достижения ожидаемых и желаемых целей. Всякий раз, когда прогнозы сбываются, это приводит к повышению авторитета лидера.

Прогнозирование в экономике

Прогнозирование в экономике, науки и техники выросло из общего направления прогностики и особенно актуализировалось к концу Х1Х-началу ХХ века. Так, известный французский мыслитель Мерсье составил прогнозы развития экономики Парижа на 700 лет вперёд, из которых 33% оправдались, а 28% реализовались близко к прогнозным линиям. Прогнозы футуролога Дж. Сазерлэнда (1901 г., книга «Изобретения ХХ века») оказались достоверными на 64%. Прогностик В. Кэмпферт опубликовал в 1915 г. 25 прогнозов, из которых только 3 оказались ошибочными.

Искусство и технология прогнозирования к двадцатому столетию приобретают достаточно совершенные формы, позволяющие, с одной стороны, расширять сферу прогнозных исследований, а, с другой стороны, повышать эффективность и достоверность получаемых знаний о будущем. Современные прогнозы представляют собой многовариантное предвидение возможных изменений при тех или иных предположениях и допусках. Постоянное видение перспективы позволяет своевременно обнаруживать риски и принимать меры для избегания отрицательных результатов. Надёжные прогнозы позволяют делать правильный управленческий выбор. Прогноз вскрывает неопределённости в системе, обосновывает факторы, при которых достигаются поставленные цели.

Более того, в условиях рыночной неопределённости и нестабильности политических процессов, увеличения числа и разнообразия хозяйствующих субъектов, прогнозирование значительно расширяет своё пространство за счёт «сжатия» традиционной сферы планирования, где было ранее возможно одновариантное и чёткое предопределение событий.

Экономическое прогнозирование

Основные законы и закономерности составляют научную базу экономического прогнозирования.

Мы свели эту базу с нижеследующую таблицу:

Наименование закона (закономерности)

Основное содержание закона (закономерности)

Закон циклического развития

  • Промышленное производство в рыночных условиях имеет определённые циклы развития «подъем –стабилизация -кризис-депрессия» (8-10 лет)
  • Так называемые «Большие Циклы Кондратьева»- колебания деловой активности экономики –предполагают длинные волны со средней продолжительностью 50-60 лет
  • Любая фирма имеет типичные стадии развития, начиная с зарождения, расцвета и заканчивая спадом и ликвидацией
  • Существуют конъюнктурные колебания спроса длиною 3-5 лет и очень короткие сезонные колебания
  • Традиционно определяются жизненные циклы развития продукции, технологии, капитала. Все параметры бизнеса имеют, по существу, колебательные тенденции развития

Закон взаимосвязи циклов в смежных сферах экономики

«Кризисы, перевороты, подъёмы в смежных областях обычно дополняют, усиливают друг друга» (Ю.В. Яковец)

Закон больших чисел

Частота финансовых и иных потерь определённого вида может быть предсказана с высокой точностью тогда, когда есть большое количество потерь аналогичных видов

Закон денежного обращения

Количество денег, необходимых для обращения, зависит от количества продаваемых на рынке товаров и услуг, уровня цен на них и скорости обращения денег.

Закон Грэшама

Закон денежного обращения, в соответствии с которым «плохие деньги», которые менее ценятся на денежном рынке, вытесняют из оборота «хорошие»- высоко ценимые деньги, при этом «хорошие» деньги уходят в сбережения

Закон спроса

Рост цен приводит к снижению величины спроса на товары при прочих равных условиях

Закон предложения

С ростом цен на товары увеличивается объем предложения этого товара при прочих равных условиях

Закон убывающей отдачи

Другое название — Закон предельной эффективности. Существует предел роста результативности данного поколения техники, технологии, экономической организации и т.п.

Закон возрастания потребностей

Потребности населения возрастают, в принципе, до бесконечности. При этом имеется в виду как количественный аспект потребностей, так и качественный (возвышение потребностей, возрастание требований к качеству и ассортименту продукции)

Первый закон Госсена или Закон насыщения

Степень удовлетворённости одним и тем же продуктом, если мы продолжаем им пользоваться, постепенно уменьшается, так, что наконец наступает насыщение

Второй закон Госсена или Закон компенсации

В домашнем хозяйстве происходит наиболее благоприятное распределение всей суммы расходов по видам потребления

Закон Энгеля

По мере роста доходов человека, семьи общее потребление ими всех благ возрастает, но в разных пропорциях, в различных структурных соотношениях

Кривая опыта

Время, необходимое на выполнение единичной операции, по мере накопления опыта уменьшается

Закон риска и доходности

«Чем больший доход захотят получать инвесторы, тем выше окажется степень риска, но и обратное тоже верно –чем выше риск, связанный с инвестициями, тем более крупный доход можно ожидать» (Стоун, с. 20)

Закон конкуренции

Закон, в соответствии с которым происходит объективный процесс повышения качества продукции и снижения её удельной цены. Некачественные, а также неадекватно- дорогие товары не выдерживают «испытания рынком»

Закон развития технических систем

«Развитие фундаментальных и технических наук, накопление производственного опыта подготовили дальнейшие изменения в технологии производства, заключающиеся в отказе от старой системы операций и переходе многих операций в одну, совершенно новую. По мере развития и совершенствования это новое решение может привести к появлению целостной малооперационной технологической системы» (Мучник В.С.)

Закон единства и борьбы противоположностей

Источник развития — противоречие, в основе любого изменения лежит борьба противоположностей

Основные тенденции мирового развития (Римский клуб)

Выделяются пять основных тенденций мирового развития:

  • ускоряющаяся индустриализация,
  • быстрый рост населения,
  • нарастающая необеспеченность продуктами питания,
  • истощение невозобновимых ресурсов Земли,
  • ухудшение состояния окружающей среды

Законы управления сложными системами (Кибернетика)

«Главная заслуга кибернетики, дающая ей право называться цельной наукой — это наличие фундаментальных принципов управления, приложимых ко всем большим системам, в том числе к экономике фирмы» (С. Бир)

Теорема Лапласа

В любых случайных массовых явлениях имеются свои закономерности

Принцип Парето

С точки зрения характеристик системы существенны лишь некоторые из множества факторов, а именно: в большинстве систем 20% факторов определяют 80% свойств, а остальные 80% факторов определяют лишь 20% свойств

Закон Глушкова 
(роста информации)

Любое увеличение выпуска продукции вдвое увеличивает объем информации, связанной с ним, в 4 раза

Гипотеза дискретности Г.Менша

Базисные инновации распределены во времени не равномерно, а образуют дискретные пучки или «кластеры». За базисными инновациями с необходимостью следуют улучшающие инновации (чередование революционных и эволюционных изменений)

Принцип необходимого разнообразия (Р.Эшби)

Для успешного функционирования система управления должна иметь в своём арсенале не меньшее разнообразие реакций, чем возможное количество и сложность изменений, происходящих в среде

Постулат кумуляты

Любые изменения имеют свойство накапливаться в системе. Постепенность переходит в дискретность и наоборот.

Закон эквифинальности

Каждая производственная система обладает предельными возможностями, ограничивающими её дальнейшее развитие в первоначальном виде определённым периодом времени

Принцип резерва в управлении

Лучше рассмотреть несколько лишних вариантов, чем обойти оптимальное решение

Цели прогнозирования

Прогнозирование как наиболее общий процесс опережающего отражения действительности, имеет не только исторические и теоретические, но и общефилософские предпосылки. К основным из них можно отнести следующие утверждения:

  • будущее любого объекта не представляет собой некое застывшее образование, а есть процесс,
  • прошлое, настоящее и будущее находятся в теснейшей взаимосвязи,
  • будущее развивается по определённым закономерностям, но является одновременно и неопределённым, вариантным и многоликим,
  • факторы развития объекта прогнозирования в своём действии объективны, но сила их влияния меняется под воздействием субъективных условий.

Кроме общефилософских условий, целесообразно сформулировать, на наш взгляд, и дополнительные соображения применительно к какой-либо экономической системе. Экономическое прогнозирование предполагает:

  • наличие актуальной потребности в знаниях о будущем, готовность системы нести дополнительные затраты на расширение своего информационного поля,
  • возможность сбора необходимой информации о предполагаемом прогнозном объекте и прогнозном фоне,
  • наличие субъектов прогнозирования, способных к высоко — интеллектуальному труду по составлению прогнозов,
  • обеспечение субъектов прогнозирования современными средствами связи и информационными технологиями, компьютерной техникой и методологией прогнозирования.
  • наличие достаточно развитой теории, позволяющей определить базовые законы и тенденции развития экономики, которые могут быть положены в основу научного подхода к экономическому прогнозированию,

Если вы задумались, как нарастить свой прогностический потенциал и вам нужен индивидуальный подход,
вы можете записаться к нам – авторам этого сайта, на консультацию или коучинговое сопровождение.

Метки: прогнозирование, прогноз, управление, управляемость, знания, умения, навыки

Добавить комментарий