Loading…
Актуальность проекта
29 мая 2017 г. вышел указ Президента России № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства», а 3 июня 2017 г. Правительством Российской Федерации утверждена Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации. Целью этих важных документов является создание в России активной среды для творческого развития детей, для создания ЧИТАЮЩЕГО ДЕТСТВА.
Проект «Читающая школа» направлен на решение главной проблемы современного кризиса детского чтения – слабой читательской среды: ребёнок растет в окружении нечитающих взрослых и в отсутствии качественных фондов детской литературы в домашних и школьных библиотеках. Поэтому решение проблемы лежит в совокупных, совместных усилиях семьи и школы.
Культура чтения современного школьника заявлена среди ключевых образовательных результатов на всех этапах обучения. Одним из достижений ФГОС является понимание необходимости целенаправленного читательского развития всех субъектов образовательного процесса и включение в основную образовательную программу школы раздела, связанного с реализацией междисциплинарной программы «Основы смыслового чтения и работа с текстом». Однако анализ существующей педагогической практики свидетельствует о том, что отсутствие институционального статуса данной программы стало препятствием к ее системной реализации, особенно это касается основной школы (5 – 9 классы). Образовательная стратегия проекта «Читающая школа» предлагает инструментальный механизм, позволяющий активизировать ресурсы современной школы для решения общенациональной задачи – воспитание вдумчивых и увлеченных читателей.
Указом Президента России от 9 мая 2017 г. № 203 утверждена «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы». Целью данной Стратегии является создание условий для формирования в России общества знаний. Согласно Стратегии для формирования информационного пространства знаний необходимо реализовать просветительские проекты, направленные на обеспечение доступа к знаниям, достижениям современной науки и культуры; сформировать безопасную информационную среду на основе популяризации информационных ресурсов, способствующих распространению традиционных российских духовно-нравственных ценностей; усовершенствовать механизмы обмена знаниями. Важная роль в решении этих общегосударственных задач отводится системе общего образования. Именно в системе общего образования закладываются основы особого вида культуры граждан информационного общества и общества знаний — информационной культуры.
В настоящее время в России термин «информационная культура» является наиболее емким интегративным понятием в сфере информационной подготовки граждан к жизни в информационном обществе, он включает в свой состав медийно-информационную грамотность, дополняя ее такими компонентами, как информационное мировоззрение и мотивация личности, а самое главное, вписывая информационную подготовку человека в мир культуры, противодействуя конфронтации двух культур: культуры традиционной, библиотечной, книжной и культуры новой, электронной, экранной. Это особенно актуально в контексте темы «Цифровая школа».
Особое значение при формировании информационной культуры школьников отводится чтению. Именно чтение является основой работы с любым видом информации: устной и письменной, традиционной книжной и новой электронной. Чтение – это сложный интеллектуальный процесс без которого невозможно обучение в течение всей жизни. Чтение – важнейший фактор формирования и развития личности. Без серьезного чтения мощь современной компьютерной техники оборачивается для человека не столько благом, сколько угрозами и рисками, опасностью манипулирования сознанием людей.
Цель проекта: повышение уровня читательской культуры школьников и роста их читательской активности
Задачи проекта:
- Разработать пути педагогической деятельности по формированию интереса обучающихся к проблеме чтения в урочной деятельности
- Повысить уровень культуры чтения и читательской активности обучающихся через взаимодействие и социальное партнерство с учреждениями культуры
- Разработать план мероприятий по организации читательской активности учащихся школы и пропаганде семейного чтения с учетом читательских предпочтений школьников во внеурочной деятельности
- Привлечь родителей к мероприятиям для реализации школьного проекта
- Создать методическую копилку материалов по привлечению детей к чтению
Основная идея проекта будет реализовываться через организацию сетевого взаимодействия «школа-педагог-ребенок» в рамках создаваемой модели «Читающая школа – успешная школа».
Содержательное наполнение проекта будет обеспечено технологиями развития коммуникативных компетенций, интеллектуального мышления учащихся, введением в практику массовой проектно-исследовательской, творческой деятельности и межпредметной интеграции, приёмов и техник формирования смыслового чтения и работы с текстом, использования возможностей внеурочной деятельности, создание привлекательной и развивающей среды, направленной на работу с информацией различных источников.
Проблемы, на решение которых направлен проект:
- Развитие коммуникативных компетенций обучающихся требует более глубокой проработки метапредметного и междисциплинарного содержания образования для обеспечения качественно иного результата проектно-исследовательской деятельности.
- Необходимость ранней профилизации обучения, повышение престижа гуманитарных и естественнонаучных предметов.
- Использование возможностей выездных междисциплинарных практикумов, позволяющих аккумулировать деятельность педагогов различных предметов вокруг решения одной (цели) проектно-исследовательской задачи.
- Обеспечение транслируемости и повторяемости педагогического опыта учителей.
- Обеспечение привлекательности чтения художественной, научной, публицистической литературы как детьми, подростками, так и взрослыми.
- Использование ИКТ-технологий, медиасферы при работе с любой информацией.
Планируемые изменения в общеобразовательной организации –
перспективы в деятельности педагогического коллектива в рамках реализации мероприятий инновационного проекта, в том числе и государственной программы «Развитие образования и науки» до 2020 года и на плановый период до 2025 года Челябинской области:
- организация образовательной среды по продвижению детского и юношеского чтения (образовательного пространства в стенах учреждения и за его пределами),
- выбор и использование в штатном режиме всеми педагогами продуктивных педагогических методов, техник и технологий урочной и внеурочной деятельности,
- зонирование и оформление пространства урочной и внеурочной деятельности (кабинеты, зоны чтения, библиотечные центры и т.п),
- целесообразные и психологически комфортные методы,
- продуктивно-деятельные (проектные) технологии,
- стимулирующие развитие интереса приёмы (интерактивные, доступные, игровые, повышающие активность в чтении и социализацию, ориентированные на собственный опыт ребёнка, на задачи «из жизни»),
- организация способов деятельности детей, позволяющих проявить самостоятельность и творчество,
- в 2019- 2020 г. – расширение количества классов с внеурочной деятельностью по гуманитарному и естественнонаучному направлениям (5-9 классов); увеличение числа педагогов вовлеченных в реализацию модели «Читающая школа – успешная школа».
Содержание проекта
Школа располагает достаточным количеством современного оборудования, позволяющего реализовать практико-ориентированный, проектный и исследовательский подход к обучению и развитию детей и подростков на всех уровнях образования, организовать индивидуальную и групповую проектную, исследовательскую и творческую работу.
Наличие действующей библиотеки позволяет организовать дополнительное образование по развитию коммуникативных компетенций обучающихся, что позволит им взаимодействовать с другими членами общества и быть успешными в любой социальной среде; обеспечивает возможность реализации индивидуальных проектно-исследовательских маршрутов учащихся и работу временных исследовательских и творческих коллективов.
Педагогический коллектив использует технологии расширения образовательного пространства урока (использование объектов культуры), технологии бинарного и интегрированного обучения, технологии сотрудничества, развития критического мышления, чтение и письмо, приёмы и техники по формированию смыслового чтения и работе с текстом, ИКТ-технологии в деятельности всех субъектов образовательного процесса при работе с информацией.
Комплекс мероприятий на уровне целевых групп, на которые направлен проект:
На уровне обучающихся:
- обучение смысловому чтению и работе с текстом;
- внедрение единого режима по работе с информацией;
- проведение литературной гостиной для учащихся;
- проведение Фестиваля семейных проектов;
- читательские семейные клубы;
- проведение часов тихого чтения, 20-минуток, 5-минуток жужжащего чтения;
- привлечение партнеров проекта – объектов культуры г. Магнитогорска;
- проведение конкурсов, выставок, викторин, предметных декад, проектов, конференций, диспутов, олимпиад;
- работа школьного научного общества, проведение поисковых, творческих и учебных исследований;
- организация межшкольных ассоциаций среди обучающихся школ в рамках сетевого взаимодействия по направлению поддержки детского и юношеского чтения.
На уровне педагогов:
- разработка и утверждение плана совместной деятельности участников сетевого партнерства по формированию читательской грамотности;
- проведение педагогического совета «Территория текста: смысловое чтение как ресурс повышения качества знаний»;
- организация работы постоянно – действующего семинара для педагогов «От смыслового чтения к качеству образования»;
- изучение и внедрение технологий по развитию и формированию смыслового чтения и работе с текстом;
- проведение постоянно-действующего семинара “Почитаем классику вместе”;
- проведение литературной гостиной для педагогов;
- оформление и ведение “Золотой полки учителя”;
- разработка программ в школьной библиотеке «Я открываю книгу. Я познаю мир»; летних чтений «Каникулы с библиотекой»;
- участие в федеральных, региональных и муниципальных мероприятиях, направленных на поддержку и развитие чтения;
- организация заседаний предметных методических объединений в деятельностной форме с использованием стратегий и приемов для формирования смыслового чтения;
- повышение уровня квалификации сотрудников по направлению поддержки детского и юношеского чтения;
- размещение на сайте школы актуальной информации об инновационной деятельности школы.
На уровне родительской общественности:
- проведение родительских собраний по тематике проекта «Читающая школа – успешная школа»;
- проведение обучающего семинара – практикума для родителей «В помощь родителям. Как помочь ребенку научиться читать осмысленно. Методы и приемы формирования читательской грамотности»;
- организация Клуба семейного чтения;
- проведение Фестиваля семейных проектов;
- реализация проекта “Читающая мама – читающая семья”;
- презентация детских книг для родителей «Книги моей домашней библиотеки».
Комплексный подход обусловлен активизацией 5 основных составляющих направлений организации образовательного процесса:
- Урочная система («Чтение через все предметы»)
- Разноуровневая образовательная среда («Пространство свободного чтения»)
- Внеурочная деятельность («Чтение как способ самореализации»)
- Родительская общественность («Традиции современного семейного чтения», проект «Читающая мама»)
- Методическая копилка («Время читать», «Чтение – это модно!»).
Комплекс мероприятий по основным направлениям проекта «Читающая школа»
1 направление – «Чтение через все предметы»
- Смысловое чтение и работа с текстом на уроках;
- Проведение часов тихого чтения, 20-минуток, 5-минуток жужжащего чтения;
- Педагогические разработки и использование компетентностно-ориентированных заданий (КОЗы) на уроках естественно-научного цикла;
- Проведение акций «Читаем детям о войне», «Познаем географию – читая классику», «Страницы Отечественной истории по художественным произведениям» и т.д.
2 направление – «Пространство свободного чтения»
- Создание на сайте школы Web-странички «Воспитываем читателя»;
- Дни общения в библиотеке «Я с книгой открываю мир» (в дни школьных каникул)
- Проведение конкурсов в школьной библиотеке: «Лучший семейный читательский формуляр», «Самая читающая семья». Формирование банка «Настоящих читателей».
- Посещение литературных мероприятий и выставок в детской библиотеке;
- Посещение спектаклей и литературных постановок в театре им. Пушкина;
- Создание и размещение на сайте школы и в социальных сетях ролик по проблеме отказа от чтения книг: «Наши дети повторяют все за нами»;
- Создание и размещение на сайте школы и в социальных сетях, на информационных стендах школы информационных плакатов о роли чтения книг: «Пусть всегда будет книга»;
- Комплексное использование реальных и виртуальных ресурсов (помещения школьной библиотеки, рекреаций, кабинетов, «читающие перемены», «читающая полка в классе» (буккроссинг), а также облачных технологий, форматов дополненной реальности и др.
3 направление – «Чтение как способ самореализации»
- Использование внеклассного чтения в различных видах внеурочной деятельности;
- Вариативность форм организации внеурочной деятельности (Движение «Молодая Россия читает!», клубы «Читаек», «Школа волонтеров чтения», «Всероссийская Школьная Летопись» – проект «Книга класса»)
- Проведение конкурсов: «Самый читающий класс», «Лучший читатель класса», конкурс плакатов, агитирующих в пользу чтения, тематические конкурсы чтецов, в том числе конкурс «Живая классика»
4 направление – «Традиции современного семейного чтения»
- Проведение дней семейного литературного отдыха;
- Презентация детских книг для родителей «Книги моей домашней библиотеки»;
- Проведение часов родительской грамотности «Как и что читать детям!», «Создание духовного климата семьи, способствующего формированию ребѐнка-читателя», «Читающие родители – читающий ребѐнок», материнский всеобуч «Книга в руках мамы» в рамках социально-культурного проекта по реализации Указа президента РФ;
- Мастер-класс «Читать вместе с папой это классно!»;
- Проведение конкурсов: «Лучший семейный читательский формуляр», «Самая классная книга» (конкурс компьютерных презентаций или буктрейллеров по прочитанной книге);
- Организация работы клуба семейного чтения «Книголюбы»;
- Акция «Книжка из детства в наследство (любимые книги детства учителей и родителей)»;
- Изготовление и распространение буклетов для родителей с рекомендациями «Как воспитать читателя на 100%».
5 направление – «Время читать»
- Разработка педагогами конспектов уроков с применением методики осмысленного чтения;
- Разработки внеклассных и общешкольных мероприятий по данному направлению;
- Разработка методических рекомендации для проведения родительских собраний по вопросу привлечения обучающихся к чтению;
- Разработка методических описаний модулей программы внутрифирменного обучения: «Основы смыслового чтения и работа с текстом», «Основы информационной культуры школьника». Приветствуются оригинальные программы и формы повышения квалификации, использование кейс-технологий, образовательных выездов, тематических погружений, мастер-классов, деловых игр, читательских практикумов и др.
Предполагаемые результаты проекта
1. Образовательный процесс:
- 90% обучающихся имеют положительную динамику индивидуальных образовательных достижений;
- положительная динамика результатов сдачи ВПР, НИКО, ОГЭ, ЕГЭ по русскому языку и предметам естественнонаучного направления;
- 85% обучающихся проявили индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной;
- у 90 % обучающихся разработан индивидуальный дневник чтения;
- доля учащихся, охваченных программой формирования читательской грамотности – 100%;
- доля учащихся, охваченных проектной и исследовательской деятельностью – 100%;
- увеличение доли активных читателей в сети библиотек;
- отсутствие фактов асоциального поведения детей и подростков.
- Управление и структура ОУ:
- разработана модель сетевого взаимодействия по направлению продвижения детского и юношеского чтения;
- разработана система повышения профессионального роста педагогов на основе использования потенциала «методического абонемента», потенциала сетевого взаимодействия;
- внесены коррективы в систему стимулирования педагогов;
- проводится отслеживание результативности реализации Проекта;
- совершенствование деятельности школьной библиотеки;
- расширение инфраструктуры чтения с учреждениями культуры г. Магнитогорска
2. Взаимодействие с социумом:
- увеличено количество договоров, заключённых о сотрудничестве с предприятиями и организациями (расширение сети);
- ОУ использует ресурсы учреждений для удовлетворения образовательных потребностей обучающихся;
- родительская общественность включена в процесс продвижения детского и юношеского чтения;
- доля родителей, вовлеченных в инновационный проект – 80 %;
- возрождение традиций домашнего чтения, способствующих укреплению семьи и развитию ее духовно-нравственной культуры;
3. Жизненное пространство школы:
- разработаны новые формы взаимодействия обучающихся, педагогов, родительской общественности, социальных партнёров;
- в системе дополнительного образования задействовано 90 % обучающихся;
- создание привлекательной образовательной среды в ОО;
- позитивно-преобразующее развитие культурного поля “Читающей школы” и улучшение психологического климата в детско-взрослом сообществе.
4. Профессионализм коллектива:
- доля учителей, освоивших методику преподавания по межпредметным технологиям и реализующих ее в образовательном процессе, в общей численности учителей – 90%;
- 90 % педагогов используют в образовательном процессе современные образовательные технологии деятельностного типа (технология развития критического мышления; технологии смыслового чтения и работы с текстом; парацентрическая технология, технологии сотрудничества, ИКТ технологии, кейс технологии);
- внесены коррективы в образовательные программы, продуманы формы, методы, приёмы, содержание деятельности, учитывающие индивидуальные особенности обучающихся (обновление содержания гуманитарного и естественнонаучного направления);
- проведены обучающие семинары, семинары-погружения, онлайн-вебинары для педагогов на различных образовательных площадках сайтов «Инфоурок», «РЭШ», «Видеоурок», «Экстерн» и др.
Заключение
Данный проект несет весьма большое социальное значение. Проблема отказа от чтения на сегодняшний день является весьма актуальной. Мы провели исследование в виде анкетирования среди учащихся школы и пришли к выводу, что не только у современной молодежи нет интереса на чтение художественной литературы, но и у их родителей. Основными предметами чтения является периодическая печать и блоги в интернете. Но ведь это не одно и то же, что чтение книг художественной литературы. Если продолжать в том же направлении, общество со временем деградирует. Мы перестанем красиво говорить и писать, будем по-другому мыслить и перестанем рассуждать, ведь выразить мысль нечитающий человек не сможет, его словарный запас будет ограничен и беден. Страшно даже подумать, что станет с человечеством, если оно перестанет читать книги. Необходимо привлекать внимание общественности к данной проблеме. Этому и способствует реализация нашего проекта «Читающая школа».
Анкетирование учащихся
- Любишь ли ты читать?
- Сколько времени в день ты читаешь?
- Какие источники информации ты предпочитаешь? (книги или электронные издания).
- Согласны ли вы с утверждением «Свободный доступ в Интернет сделает ненужным библиотеки?»
Анкета для родителей «Традиции семейного чтения»
- На Ваш взгляд, существует ли необходимость прививать у детей интерес к чтению, или эта тема не актуальна в наше время?
- По Вашему мнению, как можно привлечь ребенка к чтению?
- На Ваш взгляд, семейное чтение – это: (нужное отметить) – литература, интересующая всех членов семьи или ее части; – обсуждение прочитанного всей семьей или ее частью; – чтение вслух для всех членов семьи; – книги для каждого члена семьи отдельно; – когда все члены семьи заняты чтением. 4. Задает ли Ваш ребенок вопросы, если ему не понятны слова или какая- либо ситуация в произведении? Да. Нет. Иногда
- В состоянии ли Ваш ребенок связно и понятно пересказать историю, описать какой- либо фрагмент из книги? Да. Нет. Не всегда
- Обсуждаете ли Вы с ребенком прочитанные книги, просмотренные фильмы? Да Нет Иногда
- Вспомните книгу (-и) Вашего детства (возраст 9-10 лет), которая произвела на Вас сильное впечатление
- Как Вы думаете, будут ли книги Вашего детства интересны Вашему ребенку, если Вы предложите ему почитать? Да. Нет. Не знаю
- Есть ли среди книг современных авторов, которые читает Ваш ребенок, такие, которые вызывают у Вас недоумение, кажутся странными или неинтересными? Да. Нет. Название:
- Есть ли у Вас домашняя библиотека? Да. Нет. Если Вас не затруднит, назовите несколько книг, которые наиболее ценны для Вас и Вашей семьи (2–3 книги)
- Сколько поколений собирает эту библиотеку?
- Если возможно, укажите последнюю приобретенную Вами книгу. Отвечал (-а) на вопросы: мама, папа, другой член семьи. Благодарим Вас за помощь.
Ваши ответы помогут в педагогической Рекомендации по организации семейного чтения
- Вовлечение родителей в общешкольные литературные проекты («Читающая семья»)
- Участие детско-взрослых (семейных команд) в городских литературных конкурсах, конференциях
- Ознакомление с возможностями применения информационных технологий
- Обучение родителей приему «медленного чтения с остановками» при совместном чтении с детьми
- Организация работы родительского читательского клуба
- Составление буклетов, рекомендательных списков литературы для семейного чтения Выводы по реализации проекта работе по приобщению детей к чтению
Реализация совместных мини-проектов
- Семейный проект «Здравствуй, старая книга!».
- Открытый классный час «Обсуждаем книги вместе».
- Детско-взрослый проект «Реклама книги».
- Родительский читательский клуб «Академия».
- Образовательный проект «Открывая Лермонтова».
- Мини-проект «Читаем, рассуждаем, творим».
Календарный план реализации проекта (этапы):
№ п/п |
Мероприятие |
Сроки |
I |
Организационная работа |
|
1 |
Разработка проекта «Читающая школа», старт школьного проекта «Читающая школа» в пространстве школы |
Май 2019 |
2 |
Разработка Плана реализации проекта «Читающая школа» |
Май 2019 |
3 |
Составление Плана работы школьной библиотеки на учебный год |
Ежегодно |
4 |
Организация работы внеучебных творческих объединений детей и взрослых на базе школьной библиотеки, составление планов их работы |
Август 2019 |
5 |
Составление планов совместной работы с филиалом детской библиотеки |
Август 2019 |
6 |
Обеспечение работы постоянно действующих семинаров для педагогов «Почитаем классику вместе» и «Мировая художественная культура – учителю» |
В течение года |
7 |
Организация работы Читательского клуба для родителей |
Сентябрь 2019 |
II |
Совершенствование деятельности школьной библиотеки |
|
1 |
Пополнение фондов школьной библиотеки, обеспечение целенаправленной подписки |
Постоянно |
2 |
Аккумулирование информационных ресурсов сети Интернет, базы и банков данных, документов, создаваемых в МОУ «СОШ №36» (публикаций и работ педагогов, лучших научных работ и рефератов обучающихся и др.); |
Октябрь 2019 года, далее – постоянно |
3 |
Осуществление аналитико-синтезирующей переработки информации |
Постоянно |
4 |
Обеспечение ведения электронного каталога |
Постоянно |
5 |
Создание условий для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой деятельности; для развития навыков самообучения (участие в сетевых олимпиадах, телекоммуникационных проектах, в системе дистанционного обучения). |
Постоянно |
6 |
Содействие интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией |
Постоянно |
7 |
Поддержка деятельности пользователей (педагогов, обучающихся, родителей) в области создания информационных продуктов (документов, баз данных, web-страниц и т.п.) |
Постоянно |
8 |
Формирование политики в области информационно-библиотечного обслуживания МОУ «СОШ №36» через разработку текущих и перспективных планов развития системы информационно-библиотечного обслуживания школы |
Постоянно |
9 |
Осуществление проектов, способствующих становлению информационного мировоззрения современных педагогов и школьников |
Постоянно |
10 |
Инновации в сфере развития продуктовых и сервисных услуг: обновление программ, проектов в соответствии с задачами времени; интеграция современных и традиционных подходов к проведению выставок, фестивалей, конкурсов, театрализованных мероприятий, видеомероприятий, игр, уроков, клубов по читательским интересам. |
Постоянно |
11 |
Инновации в сфере библиотечных технологий (изменения библиотечных процессов): компьютеризация библиотечных процессов, применение компьютерных технологий в обслуживании (организация базы данных, виртуальных экскурсий, слайд-презентаций, чтения аудиокниг и т.д.) |
Постоянно |
12 |
Инновации в организационной сфере (изменения в структуре библиотеки): создание обменно-резервных фондов, обеспечение автоматизированного рабочего места библиотекаря, комфортной зоны для пользователей и др. |
Постоянно |
13 |
Социальные инновации в работе школьной библиотеки: повышение квалификации библиотекаря, обеспечение условий для профессиональных коммуникаций и сетевого взаимодействия (открытие страницы на школьном сайте, создание электронного методического кабинета, форума и т.д.) |
Постоянно |
14 |
Ориентация ежегодного плана работы библиотеки на взаимодействие со следующими целевыми аудиториями: обучающиеся ОУ; учителя и другие работники ОУ; родители обучающихся ОУ. |
Постоянно |
15 |
Преобразование школьной библиотеки в Медиа-центр «Азъ.Буки.Веди» |
2020 |
III |
Совершенствование читательской культуры педагогов |
|
1 |
Обеспечение работы постоянного семинара для педагогов «Почитаем классику вместе…» (онлайн-вебинар) |
1 раз в четверть |
2 |
Обеспечение работы постоянного семинара для педагогов «Мировая художественная культура – учителю» (онлайн-вебинар) |
1 раз в четверть |
3 |
Информационная учительская планерка «Новинки школьной библиотеки» |
1 раз в месяц |
4 |
Мастер-классы учителей-филологов «Открытие книги» |
1 раз в четверть |
5 |
Проведение цикла семинаров для педагогов «Книга на уроке» |
1 раз в четверть |
6 |
Фестиваль методических идей: «Информационные ресурсы школьной библиотеки на уроках» |
Декабрь 2019 |
7 |
Буккроссинг «Домашняя библиотека учителя», оборудование полки художественной литературы учителя-предметника в кабинете |
Январь 2020 |
8 |
Ведение на сайте страницы «Читающий учитель» |
Постоянно с сентября 2019 |
IV |
Совершенствование читательской культуры обучающихся |
|
1 |
Организация выставок в соответствии с ежегодным планом работы библиотеки |
В течение года |
2 |
Реализация проекта «Наша классная библиотека» |
Сентябрь – апрель 2019-2020 |
3 |
Реализация проекта «Рекреационный читальный зал», видео-презентации книжных новинок для обучающихся на 1 этаже школы |
Ноябрь 2019 |
4 |
Проведение клубной программы «Книга в жизни моей семьи» на базе внеурочных занятий кружка «СМИ» |
Декабрь 2019 |
5 |
Обеспечение системной работы поэтического клуба на базе внеурочных занятий кружка «СМИ» |
В течение года |
6 |
Ведение информационного стенда «Литературное творчество учеников» |
В течение года |
7 |
Организация участия обучающихся в конкурсах «Самый читающий класс» и «Читатель года» |
по графику проекта |
8 |
Ведение в школьной газете рубрики «Хорошая книга» (статьи учащихся о прочитанной книге) |
В каждом номере |
9 |
Публикации детских литературных произведений в школьной газете |
1 раз в полугодие |
10 |
Проведение читательских конференций |
1 раз в год |
11 |
Организация исследовательской деятельности обучающихся по темам: «Читательская культура наших школьников», «Наша школьная библиотека», «Перспективы развития нашей школьной библиотеки», «Культура чтения наших предков и культура чтения современного человека» и др. |
Ежегодно |
12 |
Проведение праздников:
|
В течение года по графику проекта |
13 |
Выставки рисунков и произведений декоративно-прикладного творчества по любимым книгам |
В течение года |
14 |
Оформление рекреационного зала на 2 этаже начальной школы «Придуманные города и страны: по страницам любимых детских книг» |
В течение реализации проекта |
15 |
Пресс-клуб: «Букридер – информационно-образовательное будущее школьника?» «Электронная книга или бумажная книга? Или – керамическая? Из истории книг и библиотек»; «Чтение или информирование? Культура или знание?»; «Гуманитарное и естественнонаучное знание: диалог или противостояние?» |
По плану |
16 |
Реализация проекта «Умные взрослые – умным детям» по теме «Умная книга в моей судьбе» на классных часах |
В течение года |
17 |
Киноальманах: «Экранизация литературных произведений» с последующим обсуждением качества соответствия экранизации замыслу авторов литературных текстов (создание буктрейлеров) |
В течение года |
18 |
Посещение литературных мероприятий и спектаклей в учреждениях культуры г. Магнитогорска |
В течении года |
V |
Совершенствование читательской культуры родительского сообщества |
|
1 |
Праздник «День семьи: книга в жизни нашей семьи» |
Апрель 2020 |
2 |
Организация участия семей обучающихся в конкурсе «Самая читающая семья» |
Сентябрь 2019-Апрель 2020 |
3 |
Организация работы Читательского клуба для родителей |
Октябрь 2019 |
4 |
Организация работы онлайн-семинара для родителей «Семейное чтение» (через школьный сайт) |
Ноябрь 2019 |
5 |
Участие в школьных праздниках, посвященных совершенствованию читательской культуры детей и взрослых |
В течение года |
6 |
Презентация «Книга года» на классных часах: читательский опыт родителей |
В течение года |
7 |
Открытие на сайте школы страницы «Домашнее чтение» и ее системное ведение. |
Сентябрь 2019 |
VI |
Совершенствование читательской культуры жителей г. Магнитогорска |
|
1 |
Обеспечение доступности информационных ресурсов школьной библиотеки |
В течение года |
2 |
Обеспечение доступа к обсуждению проблем воспитания читательской культуры общества на школьном сайте (форум) |
В течение года |
3 |
Приглашение к участию в мероприятиях, способствующих воспитанию культуры чтения |
В течение года |
VII |
Издательская деятельность |
|
1 |
Обеспечение публикаций в школьной газете по темам: «Вечная книга», «Моя любимая книга», «Как я научился (научилась) читать: умные и добрые книги» |
В течение года |
2 |
Организация издания дайджестов «Мой читательский дневник» |
В течение года |
3 |
Публикации детских литературных произведений в школьной газете |
В течение года |
Темы часов общения
Период |
Начальная школа |
Основная школа |
Средняя школа |
1 четверть |
Что значит быть читателем? |
Сказки: до какого возраста их не стыдно читать… |
Что модно сейчас читать? (путеводитель для старшеклассников) |
2 четверть |
Лучший подарок – это книга |
День любимой книги |
Кто он, современный герой литературы и жизни? |
3 четверть |
Как научиться быстро читать много интересных книг |
Справочная литература: Интернет или энциклопедия? |
Современна ли классика? (диспут) |
4 четверть |
Презентация читательского дневника «Мой друг» |
Роль книги в информационном мире |
Человек читающий – лидер в современном обществе?!.. |
Темы родительских собраний
Начальная школа |
Основная школа |
Средняя школа |
Секреты для взрослых, или как стать родителем читающего ребенка? |
Компьютер и книга. Устарело ли чтение? |
Развитие литературного вкуса |
Чтение без увлечения, или почему ребенок не любит читать? |
Что читают наши дети? |
Книга или компьютер: гармонизация отношений |
Как привить любовь к чтению? |
Подросток и взрослый: трудный диалог по поводу книги |
Через чтение к убеждениям |
«Самиздат» на дому |
Условие успешной учебы – начитанность |
Начитанность – путь к достижению успеха |
Семейная книга – это здорово! |
День любимой книги – семейная традиция |
|
Общение с книгой – источник развития интеллекта |
Формирование читательской культуры школьника |
|
Как создать домашнюю библиотеку |
Каждому возрасту – своя литература |
|
Грамотность – дело всей семьи |
Дневник читателя: беседа о прочитанном |
|
Читательский дневник: как правильно его вести |
||
Читающий родитель – читающий ребенок |
Утверждаю
Директор КГУ «Общеобразовательная школа
села Свободное отдела образования
по Есильскому району управления
образования Акмолинской области”
_________ Н. Меркер
«____» ___________________
Коммунальное государственное учреждение «Общеобразовательная школа села Свободное
отдела образования по Есильскому району управления образования Акмолинской области”
2021 – 2022 учебный год
Пояснительная записка.
«Интерес к чтению, к познанию окружающего мира через книги должны формироваться у детей со школьной скамьи. А библиотека должна быть местом средоточия этого интереса, проводником в увлекательный мир книг»
К. Токаев.
В целях реализации поручения Главы государства К.Токаева, озвученного на ІV заседании национального совета общественного доверия, который прошел 22.10.2020 года, стартовал проект «Читающая школа». Целью данного проекта является создание в Казахстане активной среды для творческого развития детей и повышения интереса к чтению. Чтение – это средство получения качественного образования. Проект «Читающая школа» направлен на решение главной проблемы современного кризиса детского чтения – слабой читательской среды: ребёнок растет в окружении нечитающих взрослых и в отсутствии качественных фондов детской литературы в домашних и школьных библиотеках. Поэтому решение проблемы лежит в совокупных, совместных усилиях семьи и школы.
Актуальность проекта:
– Чтение как средство получения качественного образования:
– Грамотность как один из индексов развития человеческого рода (ООН).
– Снижение уровня грамотности и распространения функциональной неграмотности.
– Чтение утрачивает статус, как национальной культуры.
Цель проекта:
– Повышение статуса чтения, читательской активности и улучшение качества чтения. – Повышение образовательного и культурного уровня школьников.
– Повышение интереса к чтению.
– Формирование духовно-нравственных ориентиров и исторического мышления школьников.
– Формирование единой читательской общности – Школа, Библиотека, Семья.
Задачи проекта:
– Формирование читательских компетентностей, основ информационной культуры личности и информационной безопасности.
– Повысить уровень культуры чтения и читательской активности обучающихся.
– Разработать план мероприятий по организации читательской активности учащихся школы и пропаганде семейного чтения.
– Привлечь родителей к мероприятиям для реализации школьного проекта.
– Создать методическую базу материалов и идей по привлечению детей к чтению.
Проблемы, на решение которых направлен проект:
– Школьники с трудом понимают смысл прочитанного.
– Уменьшение словарного запаса.
– Трудности в работе с текстом.
– Ученики не рассматривают учебник как источник информации.
– Понижение интереса к чтению.
– Понижение учебной мотивации.
Участники проекта: участники образовательного процесса (учащиеся, родители, учителя, библиотекарь).
Место в образовательном процессе: организация занятий через внеклассное, дополнительное чтение и мероприятия воспитательной работы в школе и в классе. Вид проекта: коллективный. Отличительная особенность проекта – учащиеся читают и записывают в читательский дневник помимо произведений, входящих в список плана на год, те, которые они читают дома в семье.
Срок реализации: 1 учебный год. Организация работы: в течение года, учащиеся участвуют в мероприятиях, в соответствии с планом проекта.
Этапы работы над проектом: I. Этап (подготовительный). II. Этап (основной).
III. Этап (заключительный).
Ожидаемые результаты:
Данный проект направлен на решение поставленных актуальных задач современного культурного процесса: создание привлекательного имиджа читающего сверстника в глазах учащихся, поддержку и развитие детского чтения; увеличение численности пользователей информационными ресурсами школьных библиотек; формирование у детей устойчивых навыков систематического, творческого, развивающего чтения. С этой целью в проекте предполагается использование разнообразных форм и методов работы, как традиционных, так и инновационных: мероприятия по организации и поддержке семейного чтения; конкурсы; викторины; литературные игры; презентации и др.
План работы по реализации проекта «Читающая школа»
№ п/п |
Наименование |
Форма проведения |
Срок исполнения |
Ответственные организаторы и исполнители |
Аудитория |
1 |
Формирование библиотечно-библиографических знаний у учащихся |
Библиотечный урок |
В течение года |
Библиотекарь |
Учащиеся 1-11 классов |
2 |
«Бросай всё – начни читать!» |
Онлайн-чтение, «Час чтения вслух» и т.д. |
В течение года |
Классные руководители, Учителя- предметники |
Учащиеся 1-11 классов |
3 |
Книга моей домашней библиотеки |
Презентация любимой книги |
Январь |
Классные руководители, учителя литературы, библиотекарь. |
Учащиеся 5-11 классов |
4 |
Наглядная пропаганда книги |
Виртуальные и традиционные выставки |
В течение года |
Библиотекарь |
Учащиеся 1-11 классов |
5 |
Подари книгу библиотеке |
Акция |
В течение года |
Заместитель директора по ВР |
Учащиеся 1-11 классов |
6 |
Лучший читатель года |
Конкурс |
Май |
Библиотекарь |
Учащиеся 1-11 классов |
7 |
«Рекомендую прочитать …» |
Рубрика на школьных сайтах, в социальных сетях, СМИ, онлай-рекомендации |
В течение года |
Библиотекарь, учителя литературы |
Учащиеся 1-11 классов |
8 |
«Прочитал – передай другому» |
Буккроссинг |
Ежемесячно |
Заместитель директора по ВР, библиотекарь |
Учащиеся 5-11 классов |
9 |
«С книгой по жизни!» |
Челлендж, традиционные и виртуальные выставки, литературные гостиные, буктрейлеры, презентации библиотек организаций образования и т.д. |
В течение года |
Заместитель директора по ВР, библиотекарь |
Учащиеся 1-11 классов |
10 |
«Юбилейный литературный календарь» (писатели – юбиляры, книги – юбиляры) |
Тематические выставки писателей и поэтов, согласно календарю знаменательных дат РК |
В течение года |
Библиотекарь, |
Учащиеся 1-11 классов |
11 |
Читаем всей семьей! |
Конкурсы, викторины, читательские соревнования и т.д. |
В течение года |
Классные руководители, библиотекарь, родители |
Учащиеся 1-5 классов |
12 |
«Мой любимый автор» |
Литературный конкурс (Рисунки, презентации и т.д.) |
Декабрь |
Библиотекарь |
Учащиеся 1-10 классов |
13 |
«Давайте беречь учебник…» |
Буклеты, закладки, рейды |
В течение года |
Классные руководители, библиотекарь, учителя художественного труда |
Учащиеся 1-11 классов |
Согласовано
Зам. директора по ВР: Мутафиди Г.М.
Исполнитель: библиотекарь Копылова Г.В.
Школьный проект “Читающая школа”
18.11.2019
Актуальность проекта
29 мая 2017 г. вышел указ Президента России № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства», а 3 июня 2017 г. Правительством Российской Федерации утверждена Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации. Целью этих важных документов является создание в России активной среды для творческого развития детей, для создания ЧИТАЮЩЕГО ДЕТСТВА.
Проект «Читающая школа» направлен на решение главной проблемы современного кризиса детского чтения – слабой читательской среды: ребёнок растет в окружении нечитающих взрослых и в отсутствии качественных фондов детской литературы в домашних и школьных библиотеках. Поэтому решение проблемы лежит в совокупных, совместных усилиях семьи и школы.
Культура чтения современного школьника заявлена среди ключевых образовательных результатов на всех этапах обучения. Одним из достижений ФГОС является понимание необходимости целенаправленного читательского развития всех субъектов образовательного процесса и включение в основную образовательную программу школы раздела, связанного с реализацией междисциплинарной программы «Основы смыслового чтения и работа с текстом». Однако анализ существующей педагогической практики свидетельствует о том, что отсутствие институционального статуса данной программы стало препятствием к ее системной реализации, особенно это касается основной школы (5 – 9 классы). Образовательная стратегия проекта «Читающая школа» предлагает инструментальный механизм, позволяющий активизировать ресурсы современной школы для решения общенациональной задачи – воспитание вдумчивых и увлеченных читателей.
Указом Президента России от 9 мая 2017 г. № 203 утверждена «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы». Целью данной Стратегии является создание условий для формирования в России общества знаний. Согласно Стратегии для формирования информационного пространства знаний необходимо реализовать просветительские проекты, направленные на обеспечение доступа к знаниям, достижениям современной науки и культуры; сформировать безопасную информационную среду на основе популяризации информационных ресурсов, способствующих распространению традиционных российских духовно-нравственных ценностей; усовершенствовать механизмы обмена знаниями. Важная роль в решении этих общегосударственных задач отводится системе общего образования. Именно в системе общего образования закладываются основы особого вида культуры граждан информационного общества и общества знаний — информационной культуры.
В настоящее время в России термин «информационная культура» является наиболее емким интегративным понятием в сфере информационной подготовки граждан к жизни в информационном обществе, он включает в свой состав медийно-информационную грамотность, дополняя ее такими компонентами, как информационное мировоззрение и мотивация личности, а самое главное, вписывая информационную подготовку человека в мир культуры, противодействуя конфронтации двух культур: культуры традиционной, библиотечной, книжной и культуры новой, электронной, экранной. Это особенно актуально в контексте темы «Цифровая школа».
Особое значение при формировании информационной культуры школьников отводится чтению. Именно чтение является основой работы с любым видом информации: устной и письменной, традиционной книжной и новой электронной. Чтение – это сложный интеллектуальный процесс без которого невозможно обучение в течение всей жизни. Чтение – важнейший фактор формирования и развития личности. Без серьезного чтения мощь современной компьютерной техники оборачивается для человека не столько благом, сколько угрозами и рисками, опасностью манипулирования сознанием людей.
Цель проекта: повышение уровня читательской культуры школьников и роста их читательской активности
Задачи проекта:
- Разработать пути педагогической деятельности по формированию интереса обучающихся к проблеме чтения в урочной деятельности
- Повысить уровень культуры чтения и читательской активности обучающихся через взаимодействие и социальное партнерство с учреждениями культуры
- Разработать план мероприятий по организации читательской активности учащихся школы и пропаганде семейного чтения с учетом читательских предпочтений школьников во внеурочной деятельности
- Привлечь родителей к мероприятиям для реализации школьного проекта
- Создать методическую копилку материалов по привлечению детей к чтению
Основная идея проекта будет реализовываться через организацию сетевого взаимодействия «школа-педагог-ребенок» в рамках создаваемой модели «Читающая школа – успешная школа».
Содержательное наполнение проекта будет обеспечено технологиями развития коммуникативных компетенций, интеллектуального мышления учащихся, введением в практику массовой проектно-исследовательской, творческой деятельности и межпредметной интеграции, приёмов и техник формирования смыслового чтения и работы с текстом, использования возможностей внеурочной деятельности, создание привлекательной и развивающей среды, направленной на работу с информацией различных источников.
Проблемы, на решение которых направлен проект:
- Развитие коммуникативных компетенций обучающихся требует более глубокой проработки метапредметного и междисциплинарного содержания образования для обеспечения качественно иного результата проектно-исследовательской деятельности.
- Необходимость ранней профилизации обучения, повышение престижа гуманитарных и естественнонаучных предметов.
- Использование возможностей выездных междисциплинарных практикумов, позволяющих аккумулировать деятельность педагогов различных предметов вокруг решения одной (цели) проектно-исследовательской задачи.
- Обеспечение транслируемости и повторяемости педагогического опыта учителей.
- Обеспечение привлекательности чтения художественной, научной, публицистической литературы как детьми, подростками, так и взрослыми.
- Использование ИКТ-технологий, медиасферы при работе с любой информацией.
Планируемые изменения в общеобразовательной организации –
перспективы в деятельности педагогического коллектива в рамках реализации мероприятий инновационного проекта, в том числе и государственной программы «Развитие образования и науки» до 2020 года и на плановый период до 2025 года Челябинской области:
- организация образовательной среды по продвижению детского и юношеского чтения (образовательного пространства в стенах учреждения и за его пределами),
- выбор и использование в штатном режиме всеми педагогами продуктивных педагогических методов, техник и технологий урочной и внеурочной деятельности,
- зонирование и оформление пространства урочной и внеурочной деятельности (кабинеты, зоны чтения, библиотечные центры и т.п),
- целесообразные и психологически комфортные методы,
- продуктивно-деятельные (проектные) технологии,
- стимулирующие развитие интереса приёмы (интерактивные, доступные, игровые, повышающие активность в чтении и социализацию, ориентированные на собственный опыт ребёнка, на задачи «из жизни»),
- организация способов деятельности детей, позволяющих проявить самостоятельность и творчество,
- в 2019- 2020 г. – расширение количества классов с внеурочной деятельностью по гуманитарному и естественнонаучному направлениям (5-9 классов); увеличение числа педагогов вовлеченных в реализацию модели «Читающая школа – успешная школа».
Содержание проекта
Школа располагает достаточным количеством современного оборудования, позволяющего реализовать практико-ориентированный, проектный и исследовательский подход к обучению и развитию детей и подростков на всех уровнях образования, организовать индивидуальную и групповую проектную, исследовательскую и творческую работу.
Наличие действующей библиотеки позволяет организовать дополнительное образование по развитию коммуникативных компетенций обучающихся, что позволит им взаимодействовать с другими членами общества и быть успешными в любой социальной среде; обеспечивает возможность реализации индивидуальных проектно-исследовательских маршрутов учащихся и работу временных исследовательских и творческих коллективов.
Педагогический коллектив использует технологии расширения образовательного пространства урока (использование объектов культуры), технологии бинарного и интегрированного обучения, технологии сотрудничества, развития критического мышления, чтение и письмо, приёмы и техники по формированию смыслового чтения и работе с текстом, ИКТ-технологии в деятельности всех субъектов образовательного процесса при работе с информацией.
Комплекс мероприятий на уровне целевых групп, на которые направлен проект:
На уровне обучающихся:
- обучение смысловому чтению и работе с текстом;
- внедрение единого режима по работе с информацией;
- проведение литературной гостиной для учащихся;
- проведение Фестиваля семейных проектов;
- читательские семейные клубы;
- проведение часов тихого чтения, 20-минуток, 5-минуток жужжащего чтения;
- привлечение партнеров проекта – объектов культуры г. Магнитогорска;
- проведение конкурсов, выставок, викторин, предметных декад, проектов, конференций, диспутов, олимпиад;
- работа школьного научного общества, проведение поисковых, творческих и учебных исследований;
- организация межшкольных ассоциаций среди обучающихся школ в рамках сетевого взаимодействия по направлению поддержки детского и юношеского чтения.
На уровне педагогов:
- разработка и утверждение плана совместной деятельности участников сетевого партнерства по формированию читательской грамотности;
- проведение педагогического совета «Территория текста: смысловое чтение как ресурс повышения качества знаний»;
- организация работы постоянно – действующего семинара для педагогов «От смыслового чтения к качеству образования»;
- изучение и внедрение технологий по развитию и формированию смыслового чтения и работе с текстом;
- проведение постоянно-действующего семинара “Почитаем классику вместе”;
- проведение литературной гостиной для педагогов;
- оформление и ведение “Золотой полки учителя”;
- разработка программ в школьной библиотеке «Я открываю книгу. Я познаю мир»; летних чтений «Каникулы с библиотекой»;
- участие в федеральных, региональных и муниципальных мероприятиях, направленных на поддержку и развитие чтения;
- организация заседаний предметных методических объединений в деятельностной форме с использованием стратегий и приемов для формирования смыслового чтения;
- повышение уровня квалификации сотрудников по направлению поддержки детского и юношеского чтения;
- размещение на сайте школы актуальной информации об инновационной деятельности школы.
На уровне родительской общественности:
- проведение родительских собраний по тематике проекта «Читающая школа – успешная школа»;
- проведение обучающего семинара – практикума для родителей «В помощь родителям. Как помочь ребенку научиться читать осмысленно. Методы и приемы формирования читательской грамотности»;
- организация Клуба семейного чтения;
- проведение Фестиваля семейных проектов;
- реализация проекта “Читающая мама – читающая семья”;
- презентация детских книг для родителей «Книги моей домашней библиотеки».
Комплексный подход обусловлен активизацией 5 основных составляющих направлений организации образовательного процесса:
- Урочная система («Чтение через все предметы»)
- Разноуровневая образовательная среда («Пространство свободного чтения»)
- Внеурочная деятельность («Чтение как способ самореализации»)
- Родительская общественность («Традиции современного семейного чтения», проект «Читающая мама»)
- Методическая копилка («Время читать», «Чтение – это модно!»).
Комплекс мероприятий по основным направлениям проекта «Читающая школа»
1 направление – «Чтение через все предметы»
- Смысловое чтение и работа с текстом на уроках;
- Проведение часов тихого чтения, 20-минуток, 5-минуток жужжащего чтения;
- Педагогические разработки и использование компетентностно-ориентированных заданий (КОЗы) на уроках естественно-научного цикла;
- Проведение акций «Читаем детям о войне», «Познаем географию – читая классику», «Страницы Отечественной истории по художественным произведениям» и т.д.
2 направление – «Пространство свободного чтения»
- Создание на сайте школы Web-странички «Воспитываем читателя»;
- Дни общения в библиотеке «Я с книгой открываю мир» (в дни школьных каникул)
- Проведение конкурсов в школьной библиотеке: «Лучший семейный читательский формуляр», «Самая читающая семья». Формирование банка «Настоящих читателей».
- Посещение литературных мероприятий и выставок в детской библиотеке;
- Посещение спектаклей и литературных постановок в театре им. Пушкина;
- Создание и размещение на сайте школы и в социальных сетях ролик по проблеме отказа от чтения книг: «Наши дети повторяют все за нами»;
- Создание и размещение на сайте школы и в социальных сетях, на информационных стендах школы информационных плакатов о роли чтения книг: «Пусть всегда будет книга»;
- Комплексное использование реальных и виртуальных ресурсов (помещения школьной библиотеки, рекреаций, кабинетов, «читающие перемены», «читающая полка в классе» (буккроссинг), а также облачных технологий, форматов дополненной реальности и др.
3 направление – «Чтение как способ самореализации»
- Использование внеклассного чтения в различных видах внеурочной деятельности;
- Вариативность форм организации внеурочной деятельности (Движение «Молодая Россия читает!», клубы «Читаек», «Школа волонтеров чтения», «Всероссийская Школьная Летопись» – проект «Книга класса»)
- Проведение конкурсов: «Самый читающий класс», «Лучший читатель класса», конкурс плакатов, агитирующих в пользу чтения, тематические конкурсы чтецов, в том числе конкурс «Живая классика»
4 направление – «Традиции современного семейного чтения»
- Проведение дней семейного литературного отдыха;
- Презентация детских книг для родителей «Книги моей домашней библиотеки»;
- Проведение часов родительской грамотности «Как и что читать детям!», «Создание духовного климата семьи, способствующего формированию ребѐнка-читателя», «Читающие родители – читающий ребѐнок», материнский всеобуч «Книга в руках мамы» в рамках социально-культурного проекта по реализации Указа президента РФ;
- Мастер-класс «Читать вместе с папой это классно!»;
- Проведение конкурсов: «Лучший семейный читательский формуляр», «Самая классная книга» (конкурс компьютерных презентаций или буктрейллеров по прочитанной книге);
- Организация работы клуба семейного чтения «Книголюбы»;
- Акция «Книжка из детства в наследство (любимые книги детства учителей и родителей)»;
- Изготовление и распространение буклетов для родителей с рекомендациями «Как воспитать читателя на 100%».
5 направление – «Время читать»
- Разработка педагогами конспектов уроков с применением методики осмысленного чтения;
- Разработки внеклассных и общешкольных мероприятий по данному направлению;
- Разработка методических рекомендации для проведения родительских собраний по вопросу привлечения обучающихся к чтению;
- Разработка методических описаний модулей программы внутрифирменного обучения: «Основы смыслового чтения и работа с текстом», «Основы информационной культуры школьника». Приветствуются оригинальные программы и формы повышения квалификации, использование кейс-технологий, образовательных выездов, тематических погружений, мастер-классов, деловых игр, читательских практикумов и др.
Предполагаемые результаты проекта
1. Образовательный процесс:
- 90% обучающихся имеют положительную динамику индивидуальных образовательных достижений;
- положительная динамика результатов сдачи ВПР, НИКО, ОГЭ, ЕГЭ по русскому языку и предметам естественнонаучного направления;
- 85% обучающихся проявили индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной;
- у 90 % обучающихся разработан индивидуальный дневник чтения;
- доля учащихся, охваченных программой формирования читательской грамотности – 100%;
- доля учащихся, охваченных проектной и исследовательской деятельностью – 100%;
- увеличение доли активных читателей в сети библиотек;
- отсутствие фактов асоциального поведения детей и подростков.
- Управление и структура ОУ:
- разработана модель сетевого взаимодействия по направлению продвижения детского и юношеского чтения;
- разработана система повышения профессионального роста педагогов на основе использования потенциала «методического абонемента», потенциала сетевого взаимодействия;
- внесены коррективы в систему стимулирования педагогов;
- проводится отслеживание результативности реализации Проекта;
- совершенствование деятельности школьной библиотеки;
- расширение инфраструктуры чтения с учреждениями культуры г. Магнитогорска
2. Взаимодействие с социумом:
- увеличено количество договоров, заключённых о сотрудничестве с предприятиями и организациями (расширение сети);
- ОУ использует ресурсы учреждений для удовлетворения образовательных потребностей обучающихся;
- родительская общественность включена в процесс продвижения детского и юношеского чтения;
- доля родителей, вовлеченных в инновационный проект – 80 %;
- возрождение традиций домашнего чтения, способствующих укреплению семьи и развитию ее духовно-нравственной культуры;
3. Жизненное пространство школы:
- разработаны новые формы взаимодействия обучающихся, педагогов, родительской общественности, социальных партнёров;
- в системе дополнительного образования задействовано 90 % обучающихся;
- создание привлекательной образовательной среды в ОО;
- позитивно-преобразующее развитие культурного поля “Читающей школы” и улучшение психологического климата в детско-взрослом сообществе.
4. Профессионализм коллектива:
- доля учителей, освоивших методику преподавания по межпредметным технологиям и реализующих ее в образовательном процессе, в общей численности учителей – 90%;
- 90 % педагогов используют в образовательном процессе современные образовательные технологии деятельностного типа (технология развития критического мышления; технологии смыслового чтения и работы с текстом; парацентрическая технология, технологии сотрудничества, ИКТ технологии, кейс технологии);
- внесены коррективы в образовательные программы, продуманы формы, методы, приёмы, содержание деятельности, учитывающие индивидуальные особенности обучающихся (обновление содержания гуманитарного и естественнонаучного направления);
- проведены обучающие семинары, семинары-погружения, онлайн-вебинары для педагогов на различных образовательных площадках сайтов «Инфоурок», «РЭШ», «Видеоурок», «Экстерн» и др.
Заключение
Данный проект несет весьма большое социальное значение. Проблема отказа от чтения на сегодняшний день является весьма актуальной. Мы провели исследование в виде анкетирования среди учащихся школы и пришли к выводу, что не только у современной молодежи нет интереса на чтение художественной литературы, но и у их родителей. Основными предметами чтения является периодическая печать и блоги в интернете. Но ведь это не одно и то же, что чтение книг художественной литературы. Если продолжать в том же направлении, общество со временем деградирует. Мы перестанем красиво говорить и писать, будем по-другому мыслить и перестанем рассуждать, ведь выразить мысль нечитающий человек не сможет, его словарный запас будет ограничен и беден. Страшно даже подумать, что станет с человечеством, если оно перестанет читать книги. Необходимо привлекать внимание общественности к данной проблеме. Этому и способствует реализация нашего проекта «Читающая школа».
Просмотров всего: ,
сегодня:
Дата создания: 20.10.2020
Дата обновления: 30.10.2020
Дата публикации: 18.11.2019
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Независимая оценка качества