Как составить программу дистанционного обучения

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Филиал

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«Псковский государственный университет»

в г. Великие Луки Псковской области

РАЗРАБОТКА ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА

В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ do3.pskgu.ru MOODLE 

 Методические рекомендации

Великие Луки 

 2020

Методические рекомендации предназначены для преподавателей, реализующих дистанционные курсы по дисциплинам (модулям) в системе дистанционного обучения do3.pskgu.ru MOODLE. 

Составитель: Cафонова Л.Ю., нач. УМО филиала ПсковГУ в г. Великие Луки   Псковской области

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Основные требования к дистанционному курсу

2. Методические рекомендации по содержанию структурных элементов курса

  1. Общие сведения о курсе
  2. Аннотация
  3. Рабочая программа
  4. Форма промежуточной аттестации
  1. Промежуточная аттестация по учебной дисциплине
  2. Промежуточная аттестация по профессиональному модулю
  3. Промежуточная аттестация по практике
  4. Выпускная квалификационная работа

3. Методические указания по трансляции занятий онлайн и размещении учебно-методических материалов в СДО

3.1.    Лекционный материал

  1.  Материал для практических (лабораторных) работ; курсовых работ (проектов)
  2.  Материалы для контроля знаний
  3.  Материалы по организации дипломного проектирования
  1. Основные требования к дистанционному курсу

Дистанционный курс (ДК) – это основной информационный образовательный ресурс при реализации технологии дистанционного обучения, предназначенный для изложения четко структурированного на дидактические блоки и модули учебного материала дисциплины (МДК, темы МДК), обеспечения оперативного самоконтроля и контроля обучающихся, мотивации и управления познавательной деятельностью студентов, организации активной составляющей дистанционного курса.

ДК должен полностью соответствовать требованиям ФГОС и рабочей программе соответствующей учебной дисциплины (модуля).

Состав и структура ДК конкретной дисциплины (модуля, МДК) формируются разработчиком курса (преподавателем или группой преподавателей).

В минимальный состав каждого ДК должны быть включены структурные элементы, представленные в таблице 1.

Таблица 1 − Структурные элементы ДК

п/п

Наименование структурного  элемента дистанционного курса

Содержание

 структурного элемента дистанционного курса

1

Общие сведения о курсе

Название курса;

Сведения об авторе (авторах).

2

Аннотация

Краткое описание курса

3

Рабочая программа

Рабочая программа дисциплины (модуля) (утвержденный экземпляр в pdf)

Лист изменений и дополнений к РП (при наличии)

4

Форма промежуточной аттестации

Указывается форма промежуточной аттестации, критерии оценки

5

Методические указания по учебной дисциплине (модулю)

в соответствии с перечнем тем рабочей программы:

5.1. Лекционный материал

Лекционный материал может включать:

– электронные лекции;

– презентации;

– аудиолекции;

– видеолекции;

– ссылки на Интернет-ресурсы;

– подборки статей или фрагменты учебных пособий.

5.2. Материал для практических (лабораторных) работ;

курсовых работ (проектов)

Методические указания по выполнению практических и лабораторных работ

Методические указания по выполнению курсовых работ (проектов)

5.3. Материалы для контроля знаний

Материалы для контроля знаний:

– практикоориентированные задания для подготовки к зачету (дифференцированному зачету, экзамену);

– перечень тем рефератов;

– задания для контрольных и   самостоятельных работ;

– вопросы и тесты для самопроверки;

– тесты или практико-ориентированные задания для проведения текущей аттестации;

– контрольные тесты.

6

Материалы по организации дипломного проектирования

Материалы по организации дипломного проектирования:

– методические указания по выполнению ВКР;

– задания на ВКР;

– графики выполнения ВКР.

  1. Методические рекомендации по содержанию

структурных элементов курса

2.1. Общие сведения о курсе

Название. Название электронного ресурса должно соответствовать названию дисциплины (модуля) по ФГОС.

Сведения об авторе (авторах). В сведениях об авторе (авторах) указывается фамилия, имя, отчество разработчика курса, ученая степень и ученое звание (при наличии).

  1. Аннотация

В аннотации необходимо указать, для какой аудитории предназначается курс, его цели и задачи.

Аннотация содержит общую информацию о курсе.

  1. Рабочая программа

Рабочая программа дисциплины (модуля) – определяет цели, задачи, содержание и объем дисциплины. Оформляется по общим правилам оформления рабочих программ.

В курсе размещается утвержденный вариант рабочей программы в формате pdf и листы изменений к рабочей программе (при наличии).

  1. Форма промежуточной аттестации

Указывается форма промежуточной аттестации, размещаются критерии оценки.

Критерии оценки зависят от формы промежуточной аттестации: 

  1. Промежуточная аттестация по учебной дисциплине

          – Проведение зачета/ дифференцированного зачета/ экзамена

  • в письменной форме (выполнение практико-ориентированного задания);
  • в устной форме (проведение промежуточной аттестации в формате    видео – конференции);
  • в тестовой форме;
  1. Промежуточная аттестация по профессиональному модулю:

          – Проведение квалификационного экзамена

  • в письменной форме (выполнение практико-ориентированного задания);
  • в устной форме (проведение промежуточной аттестации в формате    видео – конференции);
  • в тестовой форме;

        – Проведение экзамена по междисциплинарному курсу (МДК)

  • в письменной форме (выполнение практико-ориентированного задания);
  • в устной форме (проведение промежуточной аттестации в формате    видео – конференции);
  • в тестовой форме;
  1. Промежуточная аттестация по практике:

          – Проведение зачета/ дифференцированного зачета

  • включает представление отчета и документации по практике, защиту отчета в форме ответов на контрольные вопросы в тестовой форме или

          представление отчета и документации по практике, защиту отчета в форме ответов на контрольные вопросы в формате видео-конференции

  1. Выпускная квалификационная работа

Система оценивания ВКР проводится в соответствии с критериями

выставления оценок (соответствия уровня подготовки выпускника требованиям ФГОС) на основе выполнения и защиты им выпускной квалификационной работы

  1. Методические указания по трансляции занятий онлайн и размещении учебно-методических материалов в СДО

Все виды занятий в системе дистанционного обучения необходимо проводить согласно расписанию в форме онлайн-трансляций.

Взаимодействие преподавателя и студента в филиале ПсковГУ организовано через СДО do3.pskgu.ru.

Кроме того, онлайн-трансляции поточных лекций целесообразно организовывать на платформе ZOOM с указанием ссылки на конкретную лекцию в созданном курсе СДО.

Преподавателю необходимо обеспечивать фиксацию хода образовательного процесса, включая фиксацию времени взаимодействия в рамках процесса обучения по конкретной дисциплине (модулю) и его результатов.

В СДО do3.pskgu.ru все выполненные студентами задания сохраняются в системе.

Запись онлайн-трансляции занятий необходимо вести согласно инструкциям (приложение 1, приложение 2).

В качестве дополнительных учебно-методических материалов к онлайн-трансляции, в зависимости от типа занятий, преподавателю целесообразно разместить в СДО следующие материалы в любом из представленных форматов:

3.1. Лекционный материал

Электронные лекции

В данном структурном элементе должна содержаться основная учебная информация, при этом лекция должна быть организована и наполнена так, чтобы:

– обзорно освещать материал с выделением ключевых вопросов;

– содержать всю необходимую информацию для успешного ответа на промежуточные и контрольные вопросы по теме и тестовые задания;

– минимизировать обращение студента к дополнительным источникам информации;

– включать в себя дополнительные элементы для иллюстрации изучаемого материала – звук, видео, графику, анимацию и т.д., при этом включаемые элементы не должны превалировать над основным информационным содержанием лекции, не отвлекать внимание студента (слушателя) от основного учебного процесса, а наоборот, удерживать их внимание;

– содержать обобщающие таблицы, диаграммы, схемы, графики, отражающие главные сведения или выводы. Материал, представляемый в такой форме, должен быть наглядным и содержать комментарии;

– содержать ссылки (список рекомендуемой литературы по теме) на литературные источники по теме согласно приведенной библиографии в рабочей программе курса, с указанием конкретных глав, разделов, страниц;

          – включать вопросы для самоконтроля после каждого раздела (темы) лекции;

– завершаться краткими выводами с целью ориентирования студента на определенную совокупность сведений, которые следует надежно усвоить и запомнить.

Презентации

Презентационные лекции отражают основные понятия дисциплин (терминологию) и позволяют в обобщенном виде представить содержание дисциплины.

Размещение презентаций в дистанционном курсе значительно повышает информативность и выразительность подаваемого материала, поскольку при этом одновременно задействованы как слуховой, так и зрительный каналы восприятия информации обучающимися.

Подборки статей или фрагменты учебных пособий

Целесообразно использовать в том случае, если необходимая информация недоступна, содержится в объемных изданиях или в других случаях, оправданных логикой дистанционного курса. 

3.2. Материал для практических (лабораторных) работ;

курсовых работ (проектов)

В курсе дистанционного обучения необходимо своевременно в соответствии с расписанием размещать материал для практических занятий, учебно-методические указания по выполнению практических (лабораторных) работ, курсовых работ (проектов) и задания для студентов.

          К данным размещенным материалам в обязательном порядке должны прилагаться:

  1. инструкции, включающие в себя описание алгоритма выполнения практических заданий;
  2. методические указания по выполнению практических (лабораторных) работ, курсовых работ (проектов)

          Перед размещенным материалом в обязательном порядке составляется график выполнения заданий (таблица 2).

Таблица 2

График выполнения заданий

№ п/п

Наименование

учебного материала в соответствии с расписанием

Дата размещения материала

Дата выполнения заданий студентами

1

Практическая работа

№ «      »

  1. Материалы для контроля знаний

Вопросы для подготовки к зачету (экзамену) – допускается приведение примерных вопросов.

Перечень тем рефератов – должен содержать требования к их оформлению и другую информацию, необходимую, с точки зрения преподавателя, для успешной реализации задачи. 

Задания для контрольных и самостоятельных работ – должны сопровождаться четкими указаниями по их выполнению и выбора номера варианта.

Вопросы и тесты для самопроверки – целесообразны для выполнения студентами задания по изучаемой теме для более полного ее усвоения и закрепления.

Тесты или практико-ориентированные задания для проведения текущей аттестации – должны содержать задания, аналогичные, используемым при формировании заданий самоконтроля и промежуточной аттестации.

Контрольные тесты или практико-ориентированные задания – могут содержать задания для проверки уровня знаний обучающихся как по разделу учебной дисциплины (модуля), так и по всему курсу.

3.4. Материалы по организации дипломного проектирования

В курсе дистанционного обучения необходимо своевременно в соответствии с графиком дипломного проектирования размещать материал по подготовке выпускной квалификационной работы.

К данным размещенным материалам в обязательном порядке должны прилагаться:

  • методические указания по выполнению ВКР;
  • задания на ВКР;
  • графики выполнения ВКР.

Планирование

Создание первоначального плана — банальный, но обязательный атрибут хорошего курса.
Чем более подробной будет его концепция и визуализация конечного результата и чем сильнее вы углубитесь в потребности целевой аудитории, тем безболезненнее пройдут остальные этапы.

Как понять, что вы готовы приступить к реализации своей идеи? Проверьте себя с помощью «3С» от ЛаЛаЛани: система знаний, студенты, свободное время.

1. Система знаний. Вы обладаете теми знаниями, которыми собираетесь делиться. Удивительно, но мошенники, продающие воздух и мыльные пузыри вместо знаний, тоже существуют. Продажа такого курса может быть успешной, но она скорее всего будет однократной. Экспертное мнение, наоборот, ценится, вызывает уважение и желание вернуться за новой порцией знаний.

2. Студенты. Вы отчетливо представляете себе целевую аудиторию, для которой планируете создать инфопродукт. Конкретизируйте: пусть это будут не просто «М., 18–25 лет», а характеристики, описывающие взгляды, образ жизни и занятость вашего студента. Какой он? Чем увлекается? На каком языке говорит? Сколько у него свободного времени? Для чего ему нужен предмет, который вы преподаете, — это способ получить «пятерку» и сохранить стипендию или это навык, без которого он не сможет в будущем работать по специальности?

3. Свободное время. У вас есть свободное время, энтузиазм и желание учиться самому. Создавать курс с нуля непросто: это требует физических и моральных сил. Могут требоваться денежные вложения и, конечно, ваше время. Если хочется сэкономить (или альтернатив даже нет), то нужно быть готовым к самостоятельному выполнению разнообразных операций: от создания лендинга и монтажа видео до регистрации ИП и написания текста для рассылок по почте. Многому из перечисленного придется научиться.

К этапу планирования можно подойти по-разному. Кому-то достаточно беглого наброска, чтобы разбить предмет на темы и модули. Кто-то, наоборот, углубится и напишет сценарий с раскадровкой, предусмотрит ракурсы для записи видео и визуал интерактивных тренажеров для отработки домашнего задания. Начать вполне можно с минимума, но чем подробнее составлен план, тем лучше для итогового результата.

На что стоит обратить внимание на этом этапе?

1. Содержание курса.
Подумайте, о чем и кому вы будете рассказывать, как структурировать ваши мысли и идеи. Выбор «упаковки» и подачи материала будет напрямую зависеть от того, что вы преподаете.

2. Организационные моменты.

  • Какой длительности будет курс (например, неделя или полгода)?
  • Сколько будет модулей, уроков, тем в курсе?
  • Что нужно сделать ученику, чтобы завершить курс? (просмотреть не меньше N занятий, выполнить 80% заданий, сдать дипломный проект)?
  • Ученик получит доступ сразу ко всем заданиям/занятиям или они будут открываться поэтапно, после прохождения прошлого урока?
  • Будут ли какие-то поощрения/награды для учеников?
  • Предусмотрены ли домашние задания к урокам?
  • Когда и как будут проверяться домашние задания (автоматически, вручную вами или кураторами)?
  • Получат ли ученики сертификаты о прохождении обучения?

3. Технические моменты.

  • Курс будет размещен на платформе-агрегаторе или на отдельном ресурсе, который вы сами будете содержать?
  • На курсе будут только тестовые, текстовые и графические материалы или будет еще и видео?
  • Имеется ли необходимое оборудование для видеосопровождения (камера, микрофон, свет, фон/локация)?
  • Видео будет в записи или в идти режиме онлайн (вебинары)?
  • В каком формате будет видео («говорящая голова», запись экрана, аудиодорожка к презентации)?

4. Денежный вопрос.

  • Курс будет платный или бесплатный?
  • Ученик оплачивает отдельные уроки, месячную подписку, годовую?
  • Будете ли вы устанавливать электронную кассу?
  • Будет ли бесплатный тестовый доступ на первый месяц/к первому уроку?
  • Могут ли оплатить курс жители других стран (актуальный вопрос для Украины и Республики Беларусь)?

Проектирование курса

Реализация задуманного будет зависеть от того, как вы ответили на предыдущие вопросы.
 
Черновик программы, модули. На первом этапе мы советуем написать черновик образовательной программы: разделите тему на несколько занятий, разбейте их на модули для удобства восприятия информации. Продумайте логику развития темы, чтобы изложение было последовательным и понятным, от простого к сложному. Оптимально начать с 3–5 модулей по 4–5 занятий в каждом.

Длительность занятия. Если вы планируете использовать в курсе видеоматериалы (проводить вебинары, онлайн-консультации или выкладывать уроки в записи), то не переусердствуйте с длительностью урока.Продолжительность занятия по гуманитарным дисциплинам — до 1,5–2 часов, для предметов физико-математического и естественнонаучного цикла — до 1 часа.
Однако учитывайте, что многие ваши будущие ученики находятся в режиме многозадачности и постоянной загруженности, из-за чего им бывает непросто выделить несколько часов на освоение дополнительного материала. Кроме того, у людей, живущих в плотном инфопотоке, снижается концентрация внимания. Поэтому многие современные онлайн-курсы предлагают серии небольших 
видео длительностью до 8–15 минут: практика показывает, что такой урок досмотрят с большей вероятностью.

Выбор платформы. Следует как можно раньше определиться с платформой для курса. Вы можете самостоятельно ее разработать (создать сайт) или обратиться к платформе-агрегатору, где собрано множество других курсов, например:

  • Moodle;
  • GetCourse;
  • eTutorium LMS;
  • iSpring Learn.

Эти платформы известны, сами вкладываются в рекламу и предлагают удобный интерфейс для студента и преподавателя. Курсы на этих площадках можно создать с помощью уже готовых модулей и шаблонов. За такие «плюшки» приходится платить, поэтому все платформы требуют комиссию (но многие предоставляют бесплатный тестовый период).

Пробный запуск и анонс. После создания черновика предлагаем вам создать посадочную страницу и сделать пробный запуск курса: стартовый вебинар, смонтированное и выложенное видео, полноценный урок из первого модуля или его «облегченная» версия. Несмотря на дополнительные хлопоты по разработке такого урока, вы сможете опробовать свою идею в деле. Так вы оцените актуальность выбранной темы, протестируете систему, оцените аудиторию вживую и определите конверсию. Пробный запуск позволит вам сэкономить средства и заранее подготовиться к возможным сложностям. Если все пройдет хорошо (в чем ЛаЛаЛань не сомневается), то вы можете анонсировать полный курс через
2–6 месяцев — срок напрямую зависит от проработанности вашего сценария, количества запланированных уроков и ваших технических умений.

Работа над материалами. После анонса пути назад нет, а значит, самое время приниматься за реализацию задуманного. Большинство обучающих онлайн-курсов содержат видеоматериалы, а также текстовые, графические материалы и различные способы проверки знаний: тесты, сочинения, тренажеры и т. п. Мы хотели бы предложить вам несколько бесплатных программ и электронных ресурсов, которые помогут в их разработке.

  • Вебинар — онлайн-мероприятие, на котором спикер выступает в режиме реального времени, а все участники могут его видеть и слышать, могут задавать ему вопросы в чате. Цель — передача информации.

   Платформа:

Webinar.ru

— бесплатный тариф позволяет проводить вебинар на аудиторию до 5                         участников одновременно.

  • Видеоконференция — онлайн-мероприятие, где все участники видят и слышат друг друга одновременно. Цель — общение и взаимодействие.

   Платформы: 

Zoom

— бесплатный тариф на вебинары до 100 участников длительностью до 40 минут;

Google Hangouts

— до 100 участников, но лучше всего программа справляется
   с групповыми чатами до 10 человек;

Skype

— бесплатные собрания до 50 человек длительностью до 24 часов.

  • Запись экрана позволяет демонстрировать все происходящее на мониторе. Не забывайте, что пользователь не видит вашу клавиатуру, поэтому комментируйте клавиши, которые используете, если это необходимо для достижения результата.

Программы:
Movavi Screen Recorder;
OBS Studio;
iSpring Free Cam.

Специфика проектирования, планирования и разработки программ дистанционного обучения (для полного и частичного дистанта)

В настоящее время дистанционное образование сумело завоевать доверие учащихся на всех уровнях обучения. Эффективность нового способа обучения была выявлена резко на фоне пандемии, что позволило оперативно внедрить новый вариант получения знаний повсеместно. Теперь от школьников до абитуриентов и студентов индивиды имеют право добровольного перехода на дистанционное обучение.

Любая педагогическая деятельность тщательно планируется и регулируется всевозможными ГОСТами, нормами, внутренними правилами учебного заведения и пр. Сегодня мы расскажем об особенностях проектирования и разработки программ для дистанционного формата.

Специфика проектирования и планирования дистанционных программ (полный и частичный дистант)

Сами по себе программы для дистанционного обучения обладают рядом выделяющих их черт. Во-первых, в данном случае отсутствует прямой и живой контакт преподавателя и учащегося. Основной акцент на освоении каждой темы и в целом траектории делается на самообразовании. Педагог лишь предоставляет материалы к изучению, задания для закрепления, а также контролирует ход погружения в тему с помощью дополнительных контрольных или аттестационных рубежей.

Во-вторых, дистанционные программы предполагают погружение в предмет в определенной последовательности. То есть в учебном процессе будет сохранена логика изучения по принципу «от простого к сложному», поэтапности.

Что влияет на процесс разработки программ дистанционного обучения?

Что влияет на процесс разработки программ дистанционного обучения?

В-третьих, рассматриваемый формат свойственен далеко не всем направлениям подготовки. Например, ряд прикладных дисциплин или отдельных тем невозможно вынести в рамки нового варианта обучения, так как требуется личный контроль, тщательное разъяснение темы или нюансов, работа с конкретным специализированным оборудованием и пр.

В-четвертых, образовательный процесс, основанный на дистанционном взаимодействии преподавателя и подопечного, строго регламентирован действующими законодательными нормами и рекомендациями, затрагивающими учебный процесс в целом, а также конкретные дисциплинарные особенности и тонкости.

Проектирование и планирование (то есть непосредственная разработка) образовательных программ дистанционного вида укладывается в рамки двух основных сценариев:

  • Полный дистант, когда весь учебный процесс проходит в данном формате, то есть абсолютно все предметы переведены в дистанционный режим: студент получает задания, разъяснения, выполняет порученные ему задания и сдает их в электронном виде посредством использования современных технологий. Посещение учебного заведения в данном случае не требуется, но сроки освоения материалов и выполнения заданий при этом ограничены;
  • Частичный дистант. Данный сценарий чаще всего используется по принципу необходимости и предполагает перевод отдельных дисциплин или занятий на новый лад. В данном случае не исключается посещение учебного заведения и освоение отдельных тем или предметов в рамках дистанта с предоставлением соответствующих материалов.

Дистанционные образовательные программы проходят ряд стадий: от проектирования и планирования до внедрения, корректировки, обновления и пр. Притом каждый шаг по созданию и применению данного формата обучения базируется на классических принципах:

  • Единство, означающее использование единой системы и формы обучения, преподнесения информации в рамках всего учебного процесса. Чаще всего программы дистанта реализуются в рамках модульной системы: разбивка материала по уровням сложности, темам, справочный и практический и пр.;
  • Ограниченность, предполагающая определение четких сроков для постижения всей программы или ее части, выполнение и сдачу проверочных материалов, прохождение аттестации и пр.;
  • Логика обучения, основанная на поэтапном изучении наиболее важных моментов программы. То есть каждый учащийся будет соблюдать конкретную последовательность действий: изучение вводной информации по теме, основной разъясняющей информации (получение новых знаний), выполнение заданий по теме (закрепление темы) и прохождение контроля (контрольная работа, тестирование и пр.);
  • Разнообразие форм дистанционного обучения, предполагающее повышение мотивации и интереса к учебному процессу через способы подачи информации: электронные учебники, видео-уроки, презентации, кейсы, тесты, онлайн-лекции и пр.;
  • Посильность программы. Все темы и задания должны быть изложены на простом и понятном для учащегося языке с учетом особенностей его развития и текущего уровня подготовки, миссии дисциплины или программы в целом.

Сегодня мы остановимся подробнее на первых шагах создания соответствующих комплексов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Что учитывать при проектировании и планировании дистанционных образовательных программ?

Перейти на дистанционный формам в образовательном заведении так-то просто. Далеко не всегда представляется возможным переложить специальность или отдельный предмет на новый лад. Поэтому при проектировании и планировании дистанционных программ важно учитывать конкретные факторы.

Первое – вид дистанционного обучения: полный и/или частичный. В данном случае важно уточнить, какой объем информации необходимо перевести на новый лад, какие предметы могут быть перекроены или заменены, опущены и пр., на каких темах следует остановиться подробнее и пр.

В случае полного переноса программы обучения (как по специальности, так и в рамках определённой дисциплины) важно переоценить роль и характер погружения в каждую тему, переработать материал в рамках простого и понятного языка, изложения, сформировать четкую систему заданий и критерии оценки и пр. В случае с частичным дистантом важно грамотно сократить программы и предусмотреть иные формы взаимодействия(то есть очные встречи не будут исключены).

Второе – особенности осваиваемой специальности. В данном случае необходимо учесть такие аспекты, как характер профессии, ее принадлежность к определенной научной области (чтобы понять, на каких науках и дисциплинах делать акцент, какие навыки и как отрабатывать, развивать). Согласитесь, экономистам ни к чему погружаться в химические дисциплины. Для них важны математические, экономические, управленческие, юридические и социальные предметы.

Ключевые параметры при разработке программ для дистанционного обучения

Ключевые параметры при разработке программ для дистанционного обучения

Третье – ступень образования, на базе которой планируется реализация программы или предмета. От данного фактора зависит глубина погружения в предмет и отдельные темы, серьезность и уровень сложности заданий. Погружение в каждый предмет происходит поэтапно. При всем желании невозможно сразу постичь высшую математику без знания азов. Поэтому важно сформировать корректную последовательность освоения программы.

Четвертое – продолжительность обучения и примерный календарный план специальности (что и в каком количестве должны изучать студенты). Чаще всего в дистанционный формат перекладывают уже действующие (очно и заочно) программы. Поэтому можно проанализировать их особенности и перенести соответствующие дисциплины на новый лад. Главное – пересмотреть график обучения, общую нагрузку на студентов (объем материалов по темам, модулям, объем заданий для освоения и закрепления навыков и пр.).

Пятое – способ взаимодействия студентов и педагогов. Полный дистант предполагает самоизучение предметов на основе предложенных материалов и рекомендаций. В этом случае посещение вуза не требуется, а все инструменты для обучения предоставляет вуз, отмечая: как и когда должны быть сданы проверочные работы, пройдены аттестации (сессии) и пр. Чаще всего взаимодействие педагогов и студентов происходит либо на отдельной специальной образовательной платформе, где материалы будут выложены в виде онлайн-курса или в рамках личного кабинета студента (на сайте вуза).

Обратите внимание, что обратная связь должна присутствовать в обязательном порядке. Она необходима для преодоления трудностей, возникающих на пути студентов – получение разъяснений или консультаций, сдачи материалов, общения с педагогом (консультации по выполнению НИР, тестирования и пр.).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Шестое – способ подачи информации. Данный фактор в большей степени от предыдущего пункта, а также особенностей, характера и глубины погружения в предмет и отдельные темы, творческих и иных возможностей педагога. Лекции чаще всего предстают в виде электронных конспектов, видеоуроков (если тема носит более прикладной характер), допускается онлайн-лекция с помощью чата или видеосвязи. Письменные работы предстают в виде списка тем и методических рекомендаций к их выполнению. Практическая часть занятий сводится к решению задач, кейсов. Притом теория и практика преподаются параллельно (одновременно), то есть студент получает полный пакет заданий и информации по теме/модулю/предмету. Притом подача информации предполагает прохождение ряда стадий: вводный – постановка цели и задач (что будут изучать и для чего, какие навыки развивать и пр.), информационный блок – описание или разъяснение темы, практическая часть – задания для развития определенных качеств и навыков, контрольный блок – для проверки степени усвоенного материала и пр.

В зависимости от принадлежности к блоку информация может разниться: задания могут быть нацелены на развитие новых навыков или закрепление ранее пройденных модулей, «напоминание», контроль знаний. Информация же может носить обзорный характер (для повторения) или глубокий (постижение конкретных научных моментов и постулатов, навыков). Притом глубина погружения напрямую зависит от роли предмета в составе образовательной программы, направления подготовки.

Седьмое – учет общих требований к составу программы. В отношении каждого направления подготовки или предмета (с учетом его соотношения с направлением подготовки и пр.). Минобрнауки утверждает определенные границы по изучению предметов: количество академических часов, список тем или обязательные темы и модули, перечень примерных заданий и пр. Если план обучения не соответствует заявленным требованиям, то он не способен развить необходимые знания и качества, а сама программа не будет соответствовать действующим нормам и требованиям и не сможет быть аккредитованной.

Таким образом, проектирование и планирование дистанционной программы обучения учитывает массу требований и факторов. Притом обратите внимание, что проектирование предполагает постановку общего ракурса обучения, а планирование – конкретизация изучаемых предметов, модулей, тем и пр. По мере прохождения данных стадий дистанционная программа подлежит внедрению, после чего при необходимости корректируется, периодически обновляется и пр.

Классические требования и элементы программы дистанционного обучения

Классические требования и элементы программы дистанционного обучения

Проектированием образовательной программы занимается административный или методический персонал вузов, а конкретизацией учебных дисциплин и их планированием – педагоги.

Классическая схема проектирования и планирования программ или предметов в рамки дистанта предполагает реализацию следующей последовательности действий:

  • Определение роли и места дисциплины в общем направлении подготовки;
  • Определение возможности по переносу модулей или предмета в целом в рамках интернет-обучения;
  • Переработка учебного плана с учетом новых возможностей: определение способа взаимодействия с учащимися, способа подачи информации, разработка заданий для практического воспитания и методических рекомендаций по их выполнению, разработка критериев оценки и пр.;
  • Определение сроков обучения в рамках дистанта с конкретизацией сроков сдачи письменных работ и заданий, прохождения аттестации и пр.;
  • Порядок итоговой аттестации выпускников: способ проведения ГОСов, требования к дипломной работе, порядок ее онлайн- или очной защиты и пр.
  • Констатация требований к материально-технической базе дистанта: программы, ПК, регистрация на сайте и пр.

После формирования детальной программы дистанционного обучения происходит ее внедрение и апробация по результатам которой возможны корректировки (в целях устранения проблем, сложностей, нестыковок и пр.).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Особенности проектирования и планирования для полного дистанта

Полное дистанционное обучение предполагает самообразование в рамках заранее намеченной траектории и утвержденного плана с учетом особенностей выбранной профессии (направления подготовки).

В данном случае важно грамотно перевести традиционную программу обучения в дистанционный режим, перекроив формат занятий, пересмотрев способ подачи информации и характер заданий, варианты взаимодействия и пр.

Проектирование полного дистанта предполагает прохождение следующих этапов:

  • Анализ требований в рамках специальности: навыки, знания, состав обязательных предметов, ГОСТы и пр.;
  • Продолжительность обучения для планомерного и поэтапного распределения предметов, построения логики обучения, определения примерного объема заданий и пр.;
  • Технические требования и возможности обучения: работа посредством внутренних ресурсов вуза, разработка специального дистанционного курса на сторонней площадке, использование специального приложения и пр.;
  • Переработка каждой темы: постановка цели и задач занятия, простое и понятное разъяснение темы с акцентом на ключевые моменты (понятия, правила, методы и пр.), подборка заданий (для понимания и усвоения, закрепления, проверки и пр.). В данном случае важно ориентироваться на «среднестатистического студента» с соответствующей скоростью и уровнем подготовки, чтобы понимать: сколько времени в среднем уходит на изучение темы и выполнение заданий и пр. Данный момент важен для полноценного проектирования посильной дистанционной программы;
  • Оформление темы/дисциплины/курса или программы: текстовая информация (электронная), видеоматериалы, инструкции, кейсы, тесты, письменные работы (НИР, контрольные работы), проверочные задания;
  • Аттестация по мере прохождения модуля/темы или в строго очерченные сроки: сдача письменного проекта, прохождение онлайн-тестирования, решение кейсов и пр. В данном случае важно проработать не только сами упражнения, но и критерии их оценки.

Программа полного дистанта предполагает полное самоизучение намеченной траектории и предоставленных материалов с обязательным прохождением промежуточной и итоговой аттестации.

Полный дистант

Частичный дистант

Предметный состав  

Полный

Акцент на наиболее важных моментах, посильных для самоизучения
Сроки обучения  

Утверждены в отношении всей программы, по модулям

Действуют на период внедрения программы, чаще всего краткосрочны
Способ взаимодействия  

Интернет-технологии без посещения вуза и живого контакта

Не исключено очное обучение в вузе, применение онлайн-технологий частично
НИР

присутствуют

Сессия, аттестация, проверка знаний

присутствует

Обучение в рамках полного дистанта будет содержать подробное описание каждого модуля/предмета/темы, методические рекомендации и инструкции по выполнению практических заданий и письменных проектов, возможности получения онлайн-консультирования у научного руководителя и педагога-предметника.

Проектирование и планирование обучения в рамках полного дистанционного формата будет учитывать ряд особенностей:

  • Возраст учащихся и их текущий уровень подготовки;
  • Направление подготовки и его предназначение, общие требования к обретаемым знаниям и навыкам, исходя из этого будет очерчен круг обязательных и вспомогательных предметов;
  • Материально-техническая база вуза и учащихся: какие программы и приложения понадобятся для обучения, способ взаимодействия и подачи материала с учетом доступности и ясности материала и пр.

Полный дистант должен развивать все основные компетенции дипломанта, специалиста, предоставлять полную и качественную подготовку учащегося.

Специфика проектирования и планирования программ частичного дистанта

Программы частичного дистанта предполагают не полное самоизучение в рамках заявленной специальности или предмета, а лишь частичный переход на самообразование. Данный вариант применяется преимущественно по инициативе учащегося или на фоне внешней обстановки и необходимости в данном вар анте подготовки. Его очевидной отличительной чертой выступает то, что лишь часть программы переходит на дистанционное обучение, потребность в очном/заочном освоении (то есть посещение вуза) также будет присутствовать.

Чем отличаются традиционные и дистанционные программы обучения?

Чем отличаются традиционные и дистанционные программы обучения?

Проектирование и планирование частичного дистанта предполагает проведение следующих операций:

  • Анализ текущих программ по специальностям или предметам и определение обязательных моментов, уровень сложности и пр.;
  • Возможности по выносу тем или предмета на самоизучение, дистанционный формат с подготовкой соответствующих материалов разъяснительного, методического, практического плана;
  • Определение возможности по дистанционному освещению предмета или модуля. Если тема носит более глубокий характер, требует тщательного разъяснения, отработки конкретных навыков, то лучше всего оставить ее для очного/заочного освоения. Также перенести обучение на частичный дистант невозможно, если для работы требуется специфическое оборудование, технологии и пр.;
  • Переработка традиционной программы с частичным переходом на дистант, при этом важно сохранить точность и глубину погружения в основные модули, снизить нагрузку на общеразвивающие или вспомогательные предметы и задания, отказаться от малозначительных предметов или тем и пр.
  • Продолжительность частичного дистанта с акцентом на выделение определенного объема времени и задания для каждого модуля/темы или предмета;
  • Проработка способов оценки пройденного материала на базе частичного дистанта и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Рекомендации по проектированию и планированию дистанционных программ

Заниматься проектированием, планированием образовательной программы или ее части должна целая команда, состоящая из квалифицированных экспертов: преподавателей, методистов программистов, администрации вуза и пр. При этом на каждого из участников будут возлагаться определенные права и обязанности.

Программа полного дистанта предполагает не просто перенос традиционных форматов подготовки на новый лад с использованием современных приемов, техники и методов, но и предварительную проверку индивида – предварительное тестирование для определения уровня его текущих знаний и навыков, оценки программы на предмет посильности для него и определение возможностей группового или индивидуального обучения.

Программа частичного дистанта призвана перенести часть занятий в интернет-формат с акцентом на самообразование студентов или учащихся. В данном случае важно учесть возможности по переходу на дистант (возможно ли трансформировать программу, тему, предмет и пр.), сохранив при этом качество подготовки на уровне не ниже прежнего или не ниже действующих минимальных требований ГОСТ.

Дистанционное обучение. Все, что вам нужно знать, для создания успешных программ дистанционного обучения.

Каждая программа дистанционного обучения отличается друг от друга.

Хотя многие учебные заведения заимствовали и использовали схожие идеи друг от друга, каждое учебное заведение проводит дистанционное обучение по-своему.

Если вы учебное заведение или преподаватель, пытаетесь выяснить, как наладить успешные дистанционные курсы, у вас может возникнуть вопрос: «Как должна выглядеть моя программа дистанционного обучения? Какие функции, технологии или педагогические методы следует использовать для гарантировать, что все курсы дистанционного обучения так же эффективны, как в традиционном классе? “

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ОТ КОМПАНИИ 8 ОМ

Вот наш небольшой обзор того, какими должны быть идеальные программы и курсы дистанционного обучения, в том числе:

  • Типы предлагаемых курсов
  • Советы по повышению привлекательности курсов
  • Технологии для использования
  • Как поддержать удаленных студентов вне класса

12 обязательных вещей для любой программы дистанционного обучения

Тип предлагаемых курсов: гибкость – это ключ

Некоторые онлайн-курсы являются самостоятельными и предлагают уникальные методы работы. Другие следуют традиционной программе. Когда речь идет о внедрении онлайн-программы, что вы должны выбрать?

Так же, как нет двух учеников, которые учатся одинаково обычном школьном классе, то же самое верно и для дистанционных учеников. При разработке курса или программы дистанционного обучения гибкость является ключевым фактором. Попробуйте предложить сочетание типов обучения или курсов, в том числе: 

1. Самостоятельный темп дистанционного обучения

Многие онлайн-студенты предпочитают самостоятельные курсы, которые они могут пройти на своих условиях. Убедитесь, что эти курсы по-прежнему содержат интерактивные элементы, такие как вопросы, викторины и проекты, которые студент может выполнить самостоятельно.

2. Дистанционное обучние – модульность

Разбивка на модули – способ организации класса. Разделив классы на модули или «сегменты», учащиеся могут работать с контентом, основанным разделом, оценивать этот материал и затем переходить к следующему разделу. Эти методы часто включаются в традиционные классные комнаты, поэтому обязательно включите их в онлайн-обучение.

3. Календарное расписание

Курсы онлайн обучения могут эффективно работать лишь для некоторых студентов. Для других студентов нужна структура традиционного семестра и календаря, чтобы поддерживать их мотивацию. Это может быть особенно актуально, когда студенты соединяют онлайн курсовую работу с личной курсовой работой. Таким студентам не просто придерживаться темпа. Вместо этого предложите видеоконференции или гибридные классы, где студенты могут следовать по семестровому графику, выполняя работу на расстоянии.

При дистанционном обучении, ученики не должны чувствовать себя отстающими: обеспечьте интерактивность, для каждого класса.

Независимо от того, как организован класс, лучшие онлайн-курсы привлекают и заставляют задуматься. Лучший способ создать интересный курс дистанционного обучения – добавить интерактивность в онлайн-класс. Примеры того, как вы можете добавить интерактивность, приведены ниже:

4. Групповая работа при дистанционном обучении

Студенты могут использовать программное обеспечение для видеоконференций, для создания групповых проектов на расстоянии. Не бойтесь включать групповую работу в онлайн-курсы.

5. Дистанционное обучение – тесты и задания

Хотя это может звучать как данность, знания учащихся необходимо проверять с помощью традиционных тестов и заданий. Преподаватели должны сделать их такими же сложными, как в обычно классе.

6. Обсуждения

Вовлечение может быть поощрено через обсуждения в классе в письменной форме или посредством видео. Многие преподаватели публикуют вопросы для обсуждения на досках объявлений, чтобы студенты могли общаться. Лучший способ создания дискуссий – объединить камеру для видеоконференций и программное обеспечение для видеоконференций, чтобы учащиеся могли легко и напрямую взаимодействовать друг с другом, не мешая технологиям.

Какие технологии дистанционного обучения вам нужно использовать? Комбинированный подход

Ясно одно: программы дистанционного обучения столь же эффективны, как и технологии, используемые повсеместно. Убедитесь, что вы используете лучшую технологию, разработанную для удаленного обучения, чтобы создать наиболее эффективные программы дистанционного обучения.

Оборудование для дистанционного обучения

7. Видеоконференция. (Видеоконференцсвязь)

Программное обеспечение для видеоконференций является ключом к возможности синхронного дистанционного обучения. Без этого онлайн-программы ограничиваются программами с самостоятельным обучением без взаимодействия с инструктором. Важно сделать все технологически правильно. Опять же, здесь могут помочь видеоконференции и правильная камера.

8. Программное обеспечение для управления обучением

Используйте он-лайн программы, чтобы ученики могли легко получить доступ ко всем материалам класса в одном месте. Многие типы программ также имеют интерактивные функции, такие как доски объявлений, для повышения эффективности ваших занятий.

9. Планирование платформы

Студентам нужен доступ к своим инструкторам и консультантам, как традиционным ученикам. Инвестируйте в платформу планирования, чтобы студенты могли планировать время с преподавателями и сотрудниками в зависимости от их доступности.

10. Репетиторы по математике и письму

Некоторые школы уже давно задумались о дистанционном обучении и внедрили специальные программы репетиторов по математике и письму только для онлайн-обучения. Используя системы видеоконференций и чатов, такая задача по плечу компании 8 Ом, мы можем реализовать схожие проекты в вашем собственном учреждении.

11. Служба трудоустройства

Студентам онлайн нужен доступ к поиску практики, профориентации и собеседованиям, как и обычным студентам. Убедитесь, что удаленные студенты могут легко планировать встречи, задавать вопросы и обращаться за помощью.

12. Библиотечные ресурсы

Многие программы дистанционного обучения, начинались с того, чтобы дать глобальный доступ к обширным библиотечным ресурсам высшего образовательного заведения. Убедитесь, что дистанционные студенты имеют те же возможности для исследования и поиска материалов, что и традиционные студенты.

Хотите узнать больше о внедрении технологий в вашем классе дистанционного обучения?

Компания 8 Ом предлагает услуги по оснащению и проектированию классов для дистанционного обучения.

Блог » E-learning » 7 советов по созданию индивидуальных учебных программ в электронном обучении

На чтение 5 мин. Просмотров 2k. Опубликовано 04/11/2020

Независимо от особенностей или происхождения вашей целевой аудитории, обучение должно быть личным делом. Но как предложить своим онлайн-учащимся основные знания и выполнить цели и задачи обучения, при этом удовлетворяя их индивидуальные потребности и желания, особенно если у вас большая аудитория?

В этой статье поговорим о том, как создавать индивидуальные пути обучения, и о 7 советах, которые помогут вам интегрировать индивидуальные учебные маршруты в дизайн вашего электронного курса.

Как создать индивидуальную учебную программу

Индивидуальный путь обучения – это подход к электронному обучению, ориентированный на учащегося, при котором особое внимание уделяется целям и задачам, а также предпочтениям ученика. Это также относится к пути, который ученик выбирает самостоятельно, например, какие действия и упражнения электронного обучения он выбирает для участия в учебном процессе.

Каждое электронное занятие дает им лучшее понимание темы и дает специалистам по электронному обучению возможность точно определить стиль обучения и потребности конкретного человека.

Индивидуальные программы обучения дают учащимся возможность управлять своим собственным опытом электронного обучения, чтобы они могли более эффективно приобретать и сохранять знания и навыки, которые помогут им в реальном мире.

7 советов по созданию индивидуальных учебных программ в электронном обучении

  1. Не забываем про общие цели обучения

Даже при создании индивидуальных путей обучения для каждого отдельного учащегося цели и задачи курса электронного обучения все равно должны быть неотъемлемой частью. 

Ключом к созданию успешной стратегии индивидуального обучения является разработка плана, который органично сочетает основы электронного обучения с потребностями и желаниями каждого учащегося. В дополнение к индивидуальным целям и задачам, которые они ставят перед собой, они также должны следовать  общим целям электронного обучения по ключевой теме.

  1. Расширение прав и возможностей – ключ к успеху

Чтобы личный путь обучения был действительно успешным, онлайн-учащиеся должны чувствовать, что они контролируют свое электронное обучение.

Этого можно достичь, позволив им выбрать, какие действия электронного обучения они будут выполнять дальше, как они будут получать учебный контент и даже какие экзамены они будут проходить. 

Например, вы можете предложить им возможность проверить свои знания с помощью онлайн-сценариев или тестов с несколькими вариантами ответов. Главное – дать им почувствовать, что они имеют прямое право голоса в процессе обучения, а не говорить им, как, что и когда они будут изучать.

  1. Создавайте периодические контрольные точки

Периодические контрольные точки дают учащимся возможность проверить свой прогресс в процессе обучения и убедиться, что они находятся на правильном пути. Отличная идея сделать еженедельные контрольные чек-листы, которым ваши онлайн-учащиеся могут следовать, чтобы оставаться успешными в обучении. 

Если вы хотите дать своим ученикам больше контроля, просто создайте один список обязательных онлайн-заданий, упражнений и тестов, а затем другой, содержащий необязательные задачи. Для облегчения себе задачи используйте онлайн-платформу для электронного обучения «АнтиТренинги», где все это можно без проблем реализовать благодаря широкому функционалу.

  1. Подчеркните важность онлайн-самооценки

В дополнение к обязательным точкам контроля и оценкам электронного обучения, которые учащиеся должны проходить на протяжении всего онлайн-курса, также важно предлагать им возможность онлайн-самооценки, которые они могут пройти самостоятельно.

Предложите им один или два теста или моделирования, которые позволят им проверить свой прогресс и понимание полученных знаний. Включите раздел самооценки или лист для ответов, который дает им возможность исправить свои ошибки и получить нужную информацию. Кроме того, не забудьте сообщить ученикам о том, что вы готовы предложить им поддержку, если она им понадобится.

  1. Используйте разные стили обучения

Не все ваши онлайн-ученики имеют одинаковые личные предпочтения или стили обучения. Вот почему важно интегрировать широкий спектр онлайн-занятий и упражнений в ваш курс электронного обучения, чтобы ваши учащиеся имели возможность выбирать, что им лучше всего подходит.

Аудиальные ученики могут слушать виртуальные лекции или подкасты, в то время как визуальные учащиеся могут смотреть электронные обучающие видео и просматривать богатый изображениями контент. Те, кто предпочитает читать курс электронного обучения, могут выбрать текстовые модули.

Разнообразие дает каждому учащемуся возможность извлечь пользу из курса электронного обучения и создать путь обучения, который идеально соответствует его потребностям.

  1. Предложите конструктивную обратную связь

Несмотря на то, что индивидуальный путь обучения носит личный характер, учащиеся все же нуждаются в некоторой форме руководства и обратной связи.

Если они пройдут онлайн-тестирование, вы должны сообщить им, что им нужно исправить как можно скорее, чтобы они не запомнили неверную информацию и не подобрали неблагоприятное поведение при обучении.

Главное – дать им конструктивную обратную связь, в которой они нуждаются, но при этом позволить им учиться на своих ошибках. Точно также вы должны запросить обратную связь от учеников, чтобы вы могли точно настроить свою стратегию электронного обучения и убедиться, что каждый ученик получает личную поддержку, в которой нуждается.

  1. Индивидуальные программы обучения предоставляют бесценные данные

Индивидуальный учебный план в электронном обучении предлагает онлайн-учащимся широкий спектр преимуществ. Однако профессионалы электронного обучения также могут использовать их, чтобы больше узнать о своей аудитории и дизайне онлайн-курсов.

Например, если вы внимательно изучите данные обучения отдельного ученика, вы сможете узнать, какие онлайн-занятия он предпочитает, как он прогрессирует, как ему нравится получать информацию и успешны ли отдельные упражнения электронного обучения. 

Благодаря аналитическим и отслеживающим возможностям современных систем управления обучением вы можете просмотреть все это одним нажатием кнопки. Во многих отношениях личные учебные маршруты в электронном обучении дают нам редкую возможность увидеть учебное поведение из первых рук, чтобы мы могли улучшить нашу стратегию электронного обучения в будущем.

Позволяя вашим ученикам встать на свой собственный личный путь обучения, вы можете сделать ваш курс электронного обучения еще более значимым и действенным. 

Используйте эти 7 советов, чтобы успешно интегрировать персонализированные пути в ваши будущие курсы электронного обучения и дать вашей аудитории возможность взять процесс обучения под свой контроль.

Добавить комментарий