Как составить программу для детей с умственной отсталостью

                                     Учитель: Ширяева Олеся Геннадьевна.

Тема: Методические рекомендации по составлению рабочих программ  учебных предметов в соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (СИПР).

        Методические рекомендации составлены в соответствии с:

  • Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);
  • Постановлением  Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07. 15СанПиН 2.4.2.3286-15″Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по  адаптированным основным  общеобразовательным программам для  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья” (вместе с “СанПиН 2.4.2.3286-15.Санитарно-эпидемиологические правила инормативы…”) (Зарегистрировано в Минюсте России14.08.2015 N 38528);
  • Закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации №181-ФЗ от 24 ноября 1995г ( с изменениями от 22.08.2004г.№122-ФЗ);
  • Рекомендациями по составлению рабочих программам учебных предметов, курсов в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью;
  • Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями). Одобрена

      решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию

      (протокол  от 22 декабря  2015 г. № 4/15.

Специальная индивидуальная программа развития,   (далее СИПР),   предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся со стойким нарушением познавательной деятельности, а также для детей с расстройствами аутистического спектра и выраженной задержкой психического развития.  

Программы разрабатываются с учетом актуальных задач воспитания, обучения, коррекции развития и социализации обучающихся с ОВЗ, их возрастных и типологических психофизиологических особенностей, а также условий, необходимых для развития их личностных качеств.

Полное изложение примерных программ учебных предметов, представленных в ПООП НОО, а также вариантах ПАООП для обучающихся с ОВЗ, размещено на сайте «Реестр примерных ООП» http//fgosreestr.ru/node/2068.

В соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (пункт 2.9.5.):

Программы  учебных предметов должны обеспечить достижение планируемых результатов освоения программы.

Так как ФГОС вводится в 2016 году, за образец мы возьмем написание (СИПР) в первом классе. Ребенок глубокой умственной отсталости

Содержание

Первое, что мы должны сделать, это познакомится с ребенком. Изучить бытовые условия проживания ребенка, социально – бытовых знаний, умений ребенка, коммуникативные способности. Дать психолого – педагогическую характеристику, выявить особенности познавательных процессов. Эти критерии исследования  предложены в ФГОС.

Я предлагаю оформить их в форме таблицы. Критерии таблицы можно форматировать по вашему усмотрению и запросу школы.

  1. ОБЩИЕ  СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ.

Ф.И.О

Дата рождения

Домашний адрес

Сведения о родителях:

Мать

Отец

Бытовые условия семьи, оценка отношения членов семьи к образованию ребенка;

Сформированность социально значимых знаний, навыков, умений: коммуникативные возможности, игра, самообслуживание.

Потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полная/частичная, постоянная/эпизодическая;

Характеристика поведенческих и эмоциональных реакций ребенка, наблюдаемых специалистами; характерологические особенности личности ребенка (со слов родителей);

Заключение ПМПК;

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Контакт (речевой, жестовый, мимический), особенности коммуникации (в контакт вступает легко, контакт избирательный,  коммуникативный барьер).

данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии ребенка;

Особенности поведения и эмоционально-волевой сферы

Понимание инструкции

Работоспособность

Общая и мелкая моторика

особенности проявления познавательных процессов:

Восприятие

Внимание

Память

М ышление

Речь

состояние сформированности устной речи и речемыслительных операций

предметно-практическая деятельность, интеллектуальные умения и знания(счет, письмо, чтение, представления об окружающих предметах, явлениях);  

Восприятие времени

Ориентировка в пространстве

Сенсорное развитие

Элементарные математические представления

Предметно-практическая и продуктивная  деятельность

Заключение

2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

В пояснительной записке рабочей программы необходимо четко прописать:

-все нормативные акты и документы на основании чего написана программа.

-общие цели и задачи учебного предмета.

-роль учебного предмета в достижении планируемых результатов, а так же направленность программы. Необходимо указать личностные, предметные и метапредметные  результаты в освоении  образовательной программы.

Личностные и предметные планируемые результаты освоения обучающимися АООП должны рассматриваться в качестве возможных (примерных), соответствующих индивидуальным возможностям и специфическим образовательным потребностям обучающихся.(ФГОС)

3.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

  Необходимо полно раскрыть значимость предмета с опорой на ФГОС.

Далее все примеры выделенные курсивом  рассмотрим на примере

программы «Русский язык».

В младших классах изучение всех предметов, входящих в структуру русского языка, призвано решить следующие задачи:

― Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);

― Формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков;

― Овладение различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач;

― Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;

― Формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;

― Развитие навыков устной коммуникации;

― Формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.

Материал берется в АООП для начальных классов, адаптируется  для своего ученика.

4.ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

В этом разделе мы должны указать класс, количество часов, желательно разбить общее количество часов по неделям  или четвертям обучения в табличном виде.

Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом в начальной школе.

                               Рассчитана на 63 часа, из расчета 2 часа в неделю.

Количество часов по четвертям

Количество часов /четверть

часы в неделю

1четверть

2четверть

3четверть

4четверть

5четверть

Год

1

Русский язык.

2

16

14

11

7

15

63

5. ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

        В рабочую программу необходимо включать четко прописанные формулировки результатов из ПАООП. Необходимо отразить личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета. Результаты должны отражать образовательные потребности в деятельностной форме, для дальнейшей разработке контрольных материалов.

        В данном разделе указываются условия формирования УУД(универсальные учебные действия).а в написании СИПР  УУД (Базовые Учебные Действия).

Личностные результаты изучения письма и развития речи :

– начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.

– мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);

– навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные результаты изучения письма и развития речи:

-формировать у ребенка обще речевые навыки,

-развитие  слухового и зрительного восприятия.

– совершенствование произношения и пространственной ориентировки,

– развитие  мелких мышц рук.

– использовать речь для регуляции своего действия.

Предметные результаты:

-знать звуки и некоторые буквы.

-знать категории слов, «слово». –

-выделять звуки а, у, м в начале слов.

составлять предложения по картинкам.

УУД (Базовые Учебные Действия).

Познавательные БУД:

– ориентироваться в учебниках (система обозначений, содержание);

– сравнивать предметы, объекты:

-находить общее и различие;

-понимать информацию, представленную в виде рисунков, схем.

Коммуникативные БУД:

-формировать связную устную речь.

-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

– предлагать помощь и сотрудничество;

– проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; 

Регулятивные БУД: 

-организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

-убирать за собой свое рабочее место.

6.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

В данном разделе необходимо обозначить разделы учебной программы, описать основное е содержание.Предлагаю посмотреть на примере одного раздела.

Раздел темы.

Характеристика основных содержательных линий

РУССКИЙ ЯЗЫК

Подготовка к усвоению грамоты

Подготовка к усвоению первоначальных навыков чтения. Развитие слухового внимания, фонематического слуха. ……

Обучение грамоте

Формирование элементарных навыков чтения.

Звуки речи. Выделение звуки на фоне полного слова. Отчетливое произнесение. ……

Практические грамматические упражнения и развитие речи

Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме….

Графика. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, и, ю, я. Слог. Переносслов.Алфавит……

В Адаптированной образовательной программе нет распределения на классы, как например в программе В.В.Воронковой. Для составления индивидуальной рабочей программы педагог выбирает именно то, что предположительно может освоить ребенок, тема может повторятся несколько раз, пока ребенок не освоит ее.

7.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

        Тематическое планирование включает в себя основные разделы программы, темы входящие в данный раздел. Можно дать краткую характеристику основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).Необходимо сделать разбивку тем по часам. Для обучающихся по СИПР тематическое планирование разрабатывается на один учебный год.

Раздел темы.

Кол-во часов

РУССКИЙ ЯЗЫК

Подготовка к усвоению грамоты

38

Обучение грамоте

19

Практические грамматические упражнения и развитие речи

6

8.ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

        В данном разделе необходимо указать все материально технические средства,которые педагого предполагает использовать в своей работе.

Для удобства рекомендую разделить пособия на группы:

  • Печатные пособия (учебники, специальная литература);
  • Средства ИКТ;
  • Учебно–практические, демонстрационные пособия

           (карточки, предметные и сюжетные картинки, раздаточный материал и т.д.);

  • Цифровые и электронные образовательные ресурсы.

Печатные пособия

1.В.В.Воронкова. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный,1-4 классы » .М.:«Просвещение»,2010г.

2.Учебник  «Букварь»  В.В. Воронкова, И.В.Колмыткина- Москва-«просвещение».2012год.

Средства ИКТ.

Презентации….

Карточки с сюжетными картинками.

Карточки Алфавит….

Тетрадь с прописями. Пишем по контуру. «Омега».

Цифровые и электронные образовательные ресурсы.

-my@1september.ru. Журнал «Начальная школа»,

– Pro.Школу. ru.интернет- портал

Оценка:

В первом классе четырехлетней начальной школы исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и пр.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Кроме этого, нельзя при неправильном ответе ученика говорить «не думал», «не старался», «неверно», лучше обходиться репликами «ты так думаешь», «это твое мнение», «давай послушаем других» и т. д. Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы». 

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат №11 Технология составления рабочей программы по учебным предметам обязательной части АООП согласно требованиям стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Учебный план. Шишканова С. Е. Учитель начальных классов

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные

общеобразовательные программы «Школа-интернат №11

Технология составления рабочей программы по учебным предметам обязательной части АООП согласно требованиям стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Учебный план.

Шишканова С. Е.

Учитель начальных классов

Адаптированная основная образовательная программа обучающихся  с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) это программа, которая учитывает особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Адаптированная основная образовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

это программа, которая учитывает особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Определение варианта адаптированной основной образовательной программы для обучающегося осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного обследования.

Определение варианта адаптированной основной образовательной программы для обучающегося осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного обследования.

Вариант 1 может быть реализован  в разных формах: в отдельных классах группах совместно с другими обучающимися в отдельных организациях Образовательная организация должна обеспечить требуемые для данного варианта и категории обучающихся условия обучения и воспитания. Одним из важнейших условий включения ребенка с умственной отсталостью в среду других обучающихся является готовность к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию.

Вариант 1 может быть реализован в разных формах:

в отдельных классах

группах

совместно с другими обучающимися

в отдельных организациях

Образовательная организация должна обеспечить требуемые для данного варианта и категории обучающихся условия обучения и воспитания. Одним из важнейших условий включения ребенка с умственной отсталостью в среду других обучающихся является готовность к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по варианту программы.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами:

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.

Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по варианту программы.

Структура программы учебного предмета пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели общего образования с учетом специфики учебного предмета (курса); общую характеристику учебного предмета, коррекционного курса с учетом особенностей его освоения обучающимися; описание места учебного предмета (курса) в учебном плане; личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся ; содержание учебного предмета, коррекционного курса; описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

Структура программы учебного предмета

пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели общего образования с учетом специфики учебного предмета (курса);

общую характеристику учебного предмета, коррекционного курса с учетом особенностей его освоения обучающимися;

описание места учебного предмета (курса) в учебном плане;

личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса;

тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся ;

содержание учебного предмета, коррекционного курса;

описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

Изменения в ФГОС в части требований к рабочим программам учебных предметов Планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности

Изменения в ФГОС в части требований к рабочим программам учебных предметов

Планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности

Программы курсов внеурочной деятельности должны содержать: Личностные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности

Программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:

Личностные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности

Разработка рабочих программ на основе программы В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида  для подготовительных, 1-4 классов».

Разработка рабочих программ на основе программы В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений

VIII вида для подготовительных, 1-4 классов».

На основе  программы  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, для учащихся  0 - 4   классов , под редакцией И.М. Бгажноковой . 

На основе  программы  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, для учащихся  04   классов , под редакцией И.М. Бгажноковой

Реализация адаптированных основных образовательных программ в части трудового обучения осуществляется исходя из региональных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, и с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов учащихся с ограниченными возможностями здоровья и их родителей (законных представителей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку учащегося для индивидуальной трудовой деятельности

Реализация адаптированных основных образовательных программ в части трудового обучения

осуществляется исходя из региональных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, и с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов учащихся с ограниченными возможностями здоровья и их родителей (законных представителей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку учащегося для индивидуальной трудовой деятельности

Нормативно-правовую основу разработки учебного плана составляют:   Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»; Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от «19» декабря 2014г. №1599 ; Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010.; Устав школы.

Нормативно-правовую основу разработки учебного плана составляют:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от «19» декабря 2014г. №1599 ;
  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010.;
  • Устав школы.

Учебный план Внеурочная деятельность Обязательная часть

Учебный план

Внеурочная деятельность

Обязательная часть

 Учебный план для учащихся фиксирует:  общий объём нагрузки максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся состав и структуру обязательных предметных областей распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. внеурочную деятельность

Учебный план для учащихся фиксирует:

  • общий объём нагрузки
  • максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся
  • состав и структуру обязательных предметных областей
  • распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
  • внеурочную деятельность

Примерный годовой учебный план общего образования Предметные обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными области  Классы нарушениями): Учебные предметы Обязательная часть I-IV классы Количество часов в год 1. Язык и речевая практика 1 1.1. Русский язык 2 2. Математика 1.2. Чтение 99 3. Естествознание 2.1.Математика 3 1.3.Речевая практика 99 102 4. Искусство 3.1.Мир природы и человека Всего 4 99 Музыка Изобразительное искусство 5. Физическая культура 136 102 66 66 136 102 6. Технологии 5.1. Физическая культура 136 34 33 136 68 6.1. Ручной труд 405 136 34 99 68  Итого 33 34 136 102 34 66 507 68 Часть, формируемая участниками образовательных отношений 34 34 168 102 Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) 34 34 34 693 Коррекционно-развивающая 34 168 102 34 680 - Внеурочная деятельность область (коррекционные занятия и 135 34 405 693 102 680 168 ритмика): 102  Всего к финансированию 680 782 198 2733 132 204 102 782 782 204 306 136 1023 3039 136 204 1122 136 810 1112 540 1122 5412

Примерный годовой учебный план общего образования

Предметные

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными

области

Классы

нарушениями):

Учебные предметы

Обязательная часть

I-IV классы

Количество часов в год

1. Язык и речевая практика

1

1.1. Русский язык

2

2. Математика

1.2. Чтение

99

3. Естествознание

2.1.Математика

3

1.3.Речевая практика

99

102

4. Искусство

3.1.Мир природы и человека

Всего

4

99

  • Музыка
  • Изобразительное искусство

5. Физическая культура

136

102

66

66

136

102

6. Технологии

5.1. Физическая культура

136

34

33

136

68

6.1. Ручной труд

405

136

34

99

68

Итого

33

34

136

102

34

66

507

68

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

34

34

168

102

Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)

34

34

34

693

Коррекционно-развивающая

34

168

102

34

680

Внеурочная деятельность

область (коррекционные занятия и

135

34

405

693

102

680

168

ритмика):

102

Всего к финансированию

680

782

198

2733

132

204

102

782

782

204

306

136

1023

3039

136

204

1122

136

810

1112

540

1122

5412

Примерный недельный учебный план общего образования Предметные обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными области  Классы нарушениями): Обязательная часть Учебные предметы Количество часов в год 1. Язык и речевая практика 1 1.1. Русский язык 2. Математика 2 1.2. Чтение 2.1.Математика 3 3. Естествознание 3 3.1.Мир природы и человека 4. Искусство 3 3 Всего 4 1.3.Речевая практика 3 4 5. Физическая культура 3 Музыка Изобразительное искусство 2 2 4 6. Технологии 5.1. Физическая культура 3 4 1 2 4 2 12 4 6.1. Ручной труд 1 2 1 4 3  Итого 1 15 1 1 Часть, формируемая участниками образовательных отношений 2 1 15 2 3 1 Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) 1 5 3 8 1 21 3 5 1 1 Коррекционно-развивающая - 20 область (коррекционные занятия и 12 1 Внеурочная деятельность 4 3 21 20 5  Всего к финансированию 6 ритмика): 23 20 3 4 81 23 3 6 4 23 6 9 31 6 90 4 33 24 4 33 16 33 130

Примерный недельный учебный план общего образования

Предметные

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными

области

Классы

нарушениями):

Обязательная часть

Учебные предметы

Количество часов в год

1. Язык и речевая практика

1

1.1. Русский язык

2. Математика

2

1.2. Чтение

2.1.Математика

3

3. Естествознание

3

3.1.Мир природы и человека

4. Искусство

3

3

Всего

4

1.3.Речевая практика

3

4

5. Физическая культура

3

  • Музыка
  • Изобразительное искусство

2

2

4

6. Технологии

5.1. Физическая культура

3

4

1

2

4

2

12

4

6.1. Ручной труд

1

2

1

4

3

Итого

1

15

1

1

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

2

1

15

2

3

1

Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)

1

5

3

8

1

21

3

5

1

1

Коррекционно-развивающая

20

область (коррекционные занятия и

12

1

Внеурочная деятельность

4

3

21

20

5

Всего к финансированию

6

ритмика):

23

20

3

4

81

23

3

6

4

23

6

9

31

6

90

4

33

24

4

33

16

33

130

 В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает:  учебные занятия для факультативного изучения отдельных учебных предметов (например: элементарная компьютерная грамотность, деловое и творческое письмо);  учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает:

учебные занятия для факультативного изучения отдельных учебных предметов (например: элементарная компьютерная грамотность, деловое и творческое письмо);

учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.

 Продолжительность учебной недели  Продолжительность учебных занятий не превышает 40 минут.  - 5 дней.  Обучение проходит в одну смену.  Продолжительность учебных занятий в подготовительном классе составляет 35 минут.  в 1 -м классе используется «ступенчатый» режим обучения: в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май - по 4 урока по 40 минут каждый); в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый

Продолжительность учебной недели

Продолжительность учебных занятий не превышает 40 минут.

– 5 дней.

Обучение проходит в одну смену.

Продолжительность учебных занятий в подготовительном классе составляет

35 минут.

в 1 -м классе используется «ступенчатый» режим обучения:

в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май – по 4 урока по 40 минут каждый);

в первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый

Недельный учебный план общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

Недельный учебный план общего образования

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными

нарушениями):

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Белорыбцева Алёна Владимировна, 
заместитель директора по учебной работе
 ГОКУ специальная (коррекционная школа) 
г. Братска
Методические рекомендации по составлению рабочих программ учебных предметов,
курсов в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Настоящие   рекомендации   разработаны   в   соответствии   с   федеральным
государственным   образовательным   стандартом   образования   обучающихся   с   умственной
отсталостью   (интеллектуальными   нарушениями)   (приказ   Министерства   образования   и
науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599).  В
с
федеральными   государственными   образовательными   стандартами   образовательная
организация    разрабатывает   адаптированные  основные   общеобразовательные  программы
(далее   –  АООП)  на   основе   примерных   адаптированных   основных   образовательных
программ (далее – ПрАООП). ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными   нарушениями)   предусматривает   разработку   АООП   образования
обучающихся   с   легкой   умственной   отсталостью  (вариант   1)  и   АООП   образования
обучающихся   с   умеренной,   тяжелой,   глубокой   умственной   отсталостью   и   тяжелыми
множественными нарушениями развития (вариант 2). 
соответствии
 
 
Рабочие   программы  учебных   предметов,   курсов   разрабатываются   педагогами   в
соответствии с примерными программами учебных предметов, курсов, представленных в
содержательном   разделе   каждого   варианта   ПрАООП,в   соответствии   со   ст.   28
Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273­ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации». Педагог, принятый на работу в течение учебного года, обязан продолжить
обучение обучающихся по программе, утвержденной на соответствующий учебный год. 
Рабочая программа, является локальным документом, определяющим объем, порядок,
содержание изучения учебного предмета, коррекционного курса, требования к результатам
освоения адаптированной основной образовательной программы.
Рабочая   программа  реализуется   в   полном   объеме   в   течение   учебного   года   согласно
расписанию, при котором считается выполнение программного материала.
Рабочая программа является обязательным документом для административного контроля
степени   освоения   содержания   учебного   предмета   обучающимися   и   достижения   ими
планируемых результатов образования.
Рабочая   программа  учебного   предмета,   курса   для   обучающихся,   обучение   которых
осуществляется по первому варианту АООП, разрабатывается на основе:
1)примерной программы учебного предмета, курса, включенной в содержательный раздел
первого варианта ПрАООП.
2)программы   учебного   предмета   к   учебнику,   используемому   в   образовательной
организации,   включенному   в   Федеральный   перечень   учебников,   рекомендуемых   к
использованию Министерством образования и науки РФ.
1 Рабочая   программа  учебного   предмета,   курса   для   обучающихся,   обучение   которых
осуществляется по второму варианту АООП, предусматривающему разработку на каждый
год специальной индивидуальной программы развития (СИПР), составляется на основе
примерной программы учебного предмета, курса, включенной в содержательный раздел
второго варианта ПрАООП. Для обучающихся  по СИПР,  содержание и объем рабочих
программ   учебных   предметов,   курсов   отбирается   индивидуально   для   каждого
обучающегося, в т.ч. может быть дополнен или сокращен с учетом особых образовательных
потребностей этих детей. 
Рабочая программа  оформляется   в 2­х экземплярах: один экземпляр в электронном и
печатном виде  сдается заместителю директора по УР, второй, в бумажном виде, остается
у педагога. 
Полный перечень рабочих программ, используемых в образовательной организации в
учебном году, утверждается ежегодно до 1 сентября приказом директора образовательной
организации. 
Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в рабочую программу в течение
учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора по УР и утверждены на
заседании педагогического совета школы (на титульном листе делается соответствующая
запись   о   дате   внесения   изменений).   Основанием   для   внесения   изменений   и   (или)
дополнений может быть: 
• невыполнение программного материала; 
• непредвиденные пропуски уроков, занятий. 
Утвержденные рабочие программы предметов учебного плана являются составной
частью   АООП,   входят   в   обязательную   нормативную   локальную   документацию
образовательной организации. 
Рабочие программы размещаются на официальном сайте ОУ. 
Администрация   образовательной   организации   осуществляет   контроль   реализации
рабочих программ в соответствии с планом ВШК.
Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать: 
1 Титульный лист;
На титульном листе указывается:
• гриф «УТВЕРЖДЕНА» шрифтом TimesNewRoman, 12,межстрочный интервал 1.
• название программы (предмет, курс и т.п.); 
• класс или ступень обучения, возраст обучающихся, название ОУ; 
• сведения об авторе­составителе (ФИО, должность, категория); шрифтом 
TimesNewRoman, 14,межстрочный интервал 1.
• город, год действия программы шрифтом TimesNewRoman, 18, межстрочный интервал 
1,5.
2.Пояснительную записку, в которой
­ указываются нормативные документы, на основе которых разработана программа;
­ конкретизируются общие цели соответствующего уровня общего образования с учетом
специфики учебного предмета, курса; 
2 ­ дана общая характеристика учебного предмета, курса; 
­ описание места учебного предмета, курса в учебном плане; 
­ описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
­ содержание учебного предмета, курса (включает: 
– наименование разделов  программы и характеристику основных содержательных линий; 
– перечень планируемых видов деятельности, экскурсий; 
– использование резерва учебного времени). 
3)  Личностные   и   предметные   результаты   освоения   конкретного   учебного   предмета,
коррекционного курса.
В данном разделе отражаются личностные и предметные результаты освоения учебного
предмета,   курса.   Необходимо   описывать   не   общие   формулировки,   а   формулировки
результатов из ПрАООП. 
4)Тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся (на
уровне учебных действий) включает: 
–   разделы   программы   (должны   совпадать   с   наименованиями   разделов,   указанными   в
предыдущем компоненте рабочей программы «Содержание учебного предмета»); 
– темы, входящие в данный раздел; 
– основное содержание по темам; 
– характеристику основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий). 
 Перечень   компонентов   учебно­методического   комплекса, 
5)
обеспечивающего
реализацию   программы (базовый учебник с издательскими реквизитами, дополнительная
литература   для   учителя   и   обучающихся,   перечень   Интернет­   ресурсов   и   других
  перечень   обучающих,
электронных,
  справочно­
  информационных   источников,
информационных   компьютерных   программ,
  используемых   в   образовательной
деятельности).
6) Требования к уровню подготовки обучающихся, успешно освоивших  программу. 
7) Характеристика контрольно­измерительных материалов, используемых при оценивании
уровня подготовки обучающихся (необходимо указать формы контроля или приложить
тексты контрольно­измерительных и дидактических материалов).
Порядок согласования и утверждения рабочей программы
Рабочая   программа   рассматривается   на   заседании   методического   объединения
учителей   на   предмет   ее   соответствия   требованиям   ФГОС   образования   обучающихся   с
умственной   отсталостью   (интеллектуальными   нарушениями).   Решение   методического
объединения учителей «рекомендовать рабочую программу к утверждению» отражается в
протоколе заседания, а на последней странице рабочей программы (внизу слева) ставится
гриф согласования: 
СОГЛАСОВАНА
Протокол заседания МО учителей 
от _________№__ 
________________
подпись руководителя МО школы
3 _________________________
 расшифровка подписи.
Рабочая   программа   анализируется   заместителем   директора   по   учебной   работе   на
предмет   соответствия   программы   учебному   плану   образовательной   организации   и
требованиям ФГОС, а также проверяется наличие в школьной библиотеке и в федеральном
перечне   на   данный   учебный   год   учебника,   предполагаемого   для   использования.
Заместитель   директора   школы   готовит   информационно­аналитическую   справку   на
основании   результатов   проведенной  экспертизы   в  рамках  своей  деятельности,  которую
представляет   на   заседании   Педагогического   совета.   При   несоответствии   программы
установленным требованиям выносит резолюцию о необходимости доработки с указанием
конкретного срока исполнения. 
При   соответствии   программы   установленным   требованиям   на   последней   странице
рабочей программы (внизу справа) ставится гриф согласования:
СОГЛАСОВАНА
Заместитель директора по УР
________________
подпись, расшифровка подписи
_________________________
«    » ________  год
Рабочую программу утверждает педагогический совет, председатель педагогического
совета (директор школы) ставит гриф утверждения на титульном листе:
УТВЕРЖДЕНА
Председатель педагогического совета
_______________________
подпись,  расшифровка подписи
_________________________
«    » ________  год
Технические требования к оформлению программы
Текст   набирается   в   редакторе   Word   for   Windows   шрифтом   Times   New   Roman,   12,
межстрочный   интервал   одинарный,   переносы   в   тексте   не   ставятся,   выравнивание   по
ширине, абзац 1,25 см, центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи
средств Word, листы формата А­4, ориентация страниц альбомная. Таблицы вставляются
непосредственно в текст. Титульный лист считается первым, но не нумеруется.
Рекомендации по составлению календарно­тематического планирования
  В   соответствии   с   требованиями   ФГОС   образования   обучающихся   с   умственной
отсталостью   (интеллектуальными   нарушениями)   программы   отдельных   учебных
предметов,   курсов   должны   содержать   тематическое   планирование   с   определением
основных   видов   учебной   деятельности   обучающихся.   В   связи   с   этим   считается
целесообразным   календарно­тематическое   планирование   (далее   –  КТП)   не   включать   в
состав   рабочей   программы   и   не   делать   приложением   к   ней,   составлять   отдельным
документом.  КТП  составляется на один учебный год. Классный журнал заполняется в
соответствии с КТП. 
4 Структура КТП 
дата проведения урока (по плану/по факту)
­ раздел учебной программы по предмету; 
­ тема урока; 
­ количество часов, отведенных на освоение программного материала; 
­Основные виды деятельности на уроке;
­ Планируемые результаты;
­Формируемые базовые учебные действия (далее – БУД), 
­ оборудование 
­вид контроля (измерители)
5

Вопросы образования детей с особыми образовательными потребностями являются актуальными в педагогике и в системе профессионального образования. С 1 сентября 2016 года введены федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 

Обучающийся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АООП (вариант 1), либо он испытывает существенные трудности в ее освоении, получает образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования, на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося с умственной отсталостью. 

Актуальность предлагаемого исследования определяется  тем, что введение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью имеет большое значение для реализации права на образование детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, во-первых, в связи с тем, что такие дети до недавнего времени считались «необучаемыми» и находились вне образовательного пространства. Во-вторых, в начале и в конце прошлого столетия, а особенно интенсивно последние 20 лет, происходило накопление опыта педагогической работы с такими детьми в разных регионах России, но этот опыт не был систематизирован и не получил достаточного распространения, чтобы охватить всех нуждающихся детей в РФ. В-третьих, несмотря на то, что имеются общие представления о целях обучения детей данной категории и распространяются эффективные практики оказания им психолого-педагогической помощи, все-таки отсутствуют единые требования к содержанию и примерным результатам образования, соблюдение которых позволило бы ребенку получать непрерывное доступное образование независимо от места жительства. В-четвертых, внедрение ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью будет способствовать решению вопросов кадрового и материально-технического обеспечения образования таких детей.

Цель исследования заключается в изучении принципов и подходов формирования специальной ин­ди­ви­ду­аль­ной программы развития для обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи исследования:

  • изучить ФГОС обучающихся с ОВЗ и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
  • изучить методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
  • обобщить опыт по актуальным вопросам создания организационно-методических условий реализации специальной индивидуальной программы развития (СИПР).

Новизна нашего исследования заключается в том, что подобный подход к стандартизации применяется впервые в истории Российского образования и понадобится время для его осмысленного внедрения и анализа результатов применения. 

Практическая значимость  состоит в описании алгоритма составления СИПР, обращается внимание на наиболее значимые звенья цепочки шагов по разработке и применению индивидуальной программы. Данная работа будет полезной для специалистов, работающих с особыми детьми.    

Подготовительная работа к разработке СИПР

Подготовка к разработке СИПР начинается с приёма обучающегося в образовательную организацию и оценки его развития.

При поступлении ребенка в образовательную организацию специалисты знакомятся с ним и его семьей (законными представителями), проводят психолого-педагогическое обследование с целью последующей разработки СИПР и определения оптимальных условий ее реализации.

В процессе психолого-педагогического обследования ребенка участвуют все специалисты, которые составляют и реализуют СИПР, например: учитель класса, учитель музыки, физкультуры, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог и др. Члены семьи ребенка также могут участвовать в проведении обследования, если их присутствие не влияет на поведение ребенка. Психолого-педагогическое обследование ребенка включает:

1) беседу с родителями;

2) наблюдение за ребенком;

3) анализ результатов обследования.

Итоги обследования отражаются в протоколах и обсуждаются командой специалистов при участии родителей (законных представителей) ребенка. 

Проведенный экспертной группой образовательной организации анализ результатов психолого-педагогического обследования ребенка позволяет дать оценку состояния развития обучающегося и обозначить для него приоритетные образовательные области. Оценка представлена в описательной форме в виде характеристики, с учетом данных которой разрабатывается специальная индивидуальная программа развития.

Структура СИПР

В соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (п. 2.9.1 приложения ФГОС) структура СИПР включает компоненты, содержание которых будет раскрыто далее.

Общие сведения 

Общие сведения содержат персональные данные о ребенке и его родителях. Кроме того, важно отразить условия обучения и воспитания ребенка в семье, отношение к его образованию близких родственников, а также формулировку заключения ПМПК.

Характеристика ребенка

Характеристика ребенка составляется на основе результатов психолого-педагогического обследования ребенка, проводимого специалистами образовательной организации, с целью оценки актуального состояния развития обучающегося и определения зоны его ближайшего развития. При составлении характеристики важно избегать общих фраз, отмечая особенности ребенка. В структуру характеристики включаются:

1) сведения о семье (социально-бытовые условия, взаимоотношения в семье, отношение к ребенку);

2) заключение ПМПК;

3) данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии ребенка;

4) характеристика поведенческих и эмоциональных реакций ребенка, наблюдаемых специалистами; характерологические особенности личности ребенка (со слов родителей);

5) особенности проявления познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления;

6) сформированность импрессивной и экспрессивной речи;

7) сформированность социально значимых навыков, умений; 

8) потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полная/частичная, постоянная/эпизодическая;

9) выводы по итогам оценки: приоритетные образовательные области, учебные предметы, коррекционные занятия для обучения и воспитания в образовательной организации, в условиях надомного обучения.

Индивидуальный учебный план

Индивидуальный учебный план отражает доступные для обучающегося учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающегося. ИУП включает индивидуальный набор учебных предметов и коррекционных курсов, выбранных из общего учебного плана АООП, с учетом индивидуальных образовательных потребностей, возможностей и особенностей развития конкретного обучающегося с указанием объема учебной нагрузки.

Некоторые дети, испытывающие трудности адаптации к условиям обучения в группе, могут находиться в организации ограниченное время, объем их нагрузки также устанавливается ИУП и отражается в расписании занятий.

Содержание образования

Содержание образования на основе СИПР включает перечень конкретных образовательных задач, возможных результатов образования обучающегося, которые отобраны из содержательного раздела АООП: программ учебных предметов, коррекционных курсов и других программ (формирования базовых учебных действий; нравственного воспитания; формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся; внеурочной деятельности), с учетом актуальности образовательных задач для данного конкретного обучающегося.
Задачи образования формулируются в СИПР на один учебный год, затем пересматриваются с учетом оценки результатов освоения СИПР обучающимся. По результатам текущей и промежуточной аттестации экспертной группой вносятся изменения в СИПР.

Одинаковые или близкие образовательные задачи по учебным предметам, включенные в СИПР отдельных обучающихся класса, позволяют объединять детей в группы для занятий по предметам и становятся основой для составления календарно-тематического плана на группу обучающихся по предмету.

Условия реализации потребности в уходе

При необходимости, когда формирование у обучающихся навыков самообслуживания, передвижения, контроля своего поведения оказывается невозможно или ограничено, в образовательной организации создаются условия реализации потребности в уходе и присмотре.
Планирование и осуществление ухода и присмотра отражается в индивидуальном графике с указанием времени, деятельности и лица, осуществляющего уход и/или присмотр, а также перечня необходимых специальных материалов и средств (варианты графиков ухода и присмотра можно увидеть в примерах СИПР на прилагаемом диске).

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность в структуре СИПР представлена планом мероприятий внеурочной деятельности. Его реализация осуществляется в ходе проведения внеурочных мероприятий, таких, как игры, экскурсии, занятия по интересам, творческие фестивали, конкурсы, выставки, соревнования («веселые старты», олимпиады), праздники, лагеря, походы, реализация доступных проектов и др.

Внеурочная деятельность происходит преимущественно в групповой форме и призвана способствовать общему развитию и социальной интеграции обучающихся. 

Задачи и мероприятия, реализуемые на внеурочной деятельности, включаются в специальную индивидуальную образовательную программу.
Внеурочная деятельность не является дополнительным образованием обучающихся и может происходить не только во второй половине учебного дня, но и в другое время, включая каникулярные, выходные и праздничные дни. Например, экскурсионные поездки в другие города, лагеря, походы и др.

Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР

Психолого-педагогическая работа с ребенком проводится разными специалистами. Согласно требованиям к кадрам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями в реализации АООП участвует междисциплинарный состав специалистов (педагогические, медицинские и социальные работники). В списке специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР, обычно учитель класса и/или предмета, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог и др.

Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося

Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося включает перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося. При разработке данного раздела СИПР учитывается отношение родителей к ребенку в целом и к его образованию в частности. При приеме ребенка в образовательную организацию с родителями подписывается договор об образовании, в котором устанавливается ответственность и обязательства основных участников образовательного процесса.

В целях психологической поддержки, по желанию родителей организуются психокоррекционные группы, в которых родители обсуждают специально отобранные психологом темы. В рамках данного направления проводятся индивидуальные консультации родителей и членов семьи с психологом.  

По мере решения психологических проблем, развития общения с другими, более опытными, родителями, создаются благоприятные условия для расширения сотрудничества со специалистами образовательной организации по вопросам обучения и воспитания детей. Психолого-педагогическая помощь включает мероприятия, проводимые образовательной организацией с родителями (законными представителями), например:

консультации по всем вопросам оказания психолого-педагогической помощи ребенку;

участие родителей (законных представителей) в разработке СИПР;

согласование требований к ребенку и выбор единых подходов к его воспитанию и обучению в условиях образовательной организации и семьи;

помощь в создании для ребенка предметно-развивающей среды дома;

выполнение заданий, составленных специалистами образовательной организации для занятий с ребёнком в домашних условиях;

участие родителей в работе психолого-медико-педагогических консилиумов по актуальным вопросам помощи их ребенку;

регулярные контакты родителей и специалистов (телефон, интернет, дневник и др.) в течение всего учебного года и др.

Согласованные с родителями (законными представителями) мероприятия, направленные на поддержку и сопровождение семьи, заносятся в программу сотрудничества семьи и образовательной организации, которая становится составной частью СИПР.

Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальных средств реабилитации, необходимых для реализации СИПР.

Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Мониторинг результатов обучения проводится один раз в полугодие. В ходе мониторинга реализации СИПР участники экспертной группы оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, определенных индивидуальной программой. Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в форме характеристики за учебный год. На основе характеристики по итогам года и внесенных в нее изменений, произошедших в летний период, составляется СИПР на следующий учебный период.
В конце первого полугодия по итогам мониторинга экспертной группой, в случае необходимости, могут быть внесены изменения в СИПР. В конце учебного года на основе анализа данных на каждого учащегося составляется характеристика, делаются выводы и ставятся задачи для СИПР на следующий учебный год.

Разработанные экспертной группой СИПР, а также внесенные в нее изменения, принимаются педагогическим советом образовательной организации и утверждается приказом руководителя. (С примерами СИПР можно познакомиться на прилагаемом диске).

Вследствие системных нарушений развития обучающихся, им показан индивидуальный уровень итогового результата общего образования. Благодаря обозначенному во ФГОС варианту образования на основе СИПР все обучающиеся, вне зависимости от тяжести состояния их развития, могут быть включены в образовательное пространство. При этом принципы организации предметно-развивающей среды, оборудование, технические средства, программы учебных предметов, коррекционных курсов, а также содержание и методы обучения и воспитания определяются индивидуальными возможностями и особыми образовательными потребностями ребенка.

Литература

    • Головчиц Л.А. Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ОВЗ как условие доступности образования для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития / Л.А. Головчиц, А.М. Царёв // Дефектология. — 2014. — № 1. — С. 3–13.

    • Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет». – М., 2015г. – 126с.
    • Рудакова Е.А. Разработка индивидуальной программы обучения ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития / Е.А. Рудакова, О.Ю.Сухарева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2014. — № 3. — С. 20–22.
    • Рязанова А.В. Основные принципы организации развивающей среды для ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития / А.В Рязанова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2014. — № 3. — С. 38–43.
    • Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Министерства образования и науки Российской Федерации. — М., 2014. — 61 с.
    • Царёв А.М. Требования к структуре образовательных программ для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития и к возможным результатам их освоения в контексте разработки ФГОС для обучающихся с ОВЗ / А.М. Царёв, Л.А. Головчиц // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2014. — № 3. — С. 12–19.

Добавить комментарий