Как составить программу для телеканала

Время на прочтение
6 мин

Количество просмотров 14K

Начнем с небольшого пролога.

Что такое серверные плейлисты и зачем они нужны? (с офсайта flussonic)

Серверные плейлисты на сегодняшний день не рекомендованы к использованию в интернете.

Эта технология растет корнями из телевизионного оборудования и ПО, позволявшего запускать видео под контролем оператора. В обновленном виде плейлисты нужны и сегодня, поскольку практика показывает, что пользователям приятнее смотреть то, что им предлагают, а не искать самим.

Вместо серверных плейлистов сегодня рекомендуется использовать клиентские плейлисты из-за следующих проблем:

невозможность таргетировать рекламу;
невозможность учитывать рекламу через adriver и другие подобные сети;
сложность сделать мультибитрейтной доставки: разные файлы могут иметь разное количество разных битрейтов;
технически неоправданно сложно делать отмотку назад, а это одно из основных преимуществ интернет-доставки по сравнению с эфирной;
пауза так же слишком сложна в реализации.

На самом деле невозможность реализации адекватной системы учета рекламы сводит на нет все желания использовать серверные плейлисты.

Но мы с учетом своих особенностей, все таки рискнем рекламой в пользу программы передач.

Прежде чем написать, как сделать программу передач, давайте приготовим файлы и расположим их на корне своего сайта.
Файлы, для трансляции обычно положим в папку /media/liv
Обязательно создаем файл плейлиста playlist.txt (кладем в папку /pls) примерно с таким содержимым:

liv/i_out.mp4
liv/ss1.mp4
liv/i_out.mp4
liv/c1g.mp4
liv/i_out.mp4
liv/vv.mp4
liv/i_out.mp4
liv/tr1be.mp4
liv/i_out.mp4
liv/sg1.mp4

Файл конфигурации flussonic.conf под нашу задачу выглядит так:

# Global settings:
http 80;
http 8080;
rtsp 554;
rtmp 1935;
loglevel error;
logrequests true;
auth http://yourchannel.ru:8080/tv/auth;
pulsedb /var/run/flussonic;
edit_auth login password;

# DVRs:

# Remote sources:

# Ingest streams:
stream playlist1 {
  url playlist://http://yourchannel.tv/pls/playlist.txt;
  auth false;
  allowed_countries ru;
  disallowed_countries us;
  domains yourchannel.tv;
  meta comment "yourchannel.tv server channel";
}
stream tunneling {
  url rtmp://yourchannel.tv:1935/static/playlist1;
  auth false;
  allowed_countries ru;
  disallowed_countries us;
  domain yourchannel.tv;
  transcoder vb=copy;
}

# Dynamic rewrites:

# Publish locations:

# Disk file caches:

# VOD locations:
file vod {
  path priv;
  auth true;
  domain yourchannel.ru;
}
file liv {
  path /home/yourchannel/data/www/yourchannel.tv/media/liv;
}

# Plugins:
plugin iptv {
  database sqlite:///opt/flussonic/priv/iptv.db;
}

# Includes:

Давайте рассмотрим, как можем сделать программу передач, используя данные медиасервера Flussonic, предоставляемые в JSON запросе в виде HTTP API — flussonic/flussonic/api/playlist/playlist1

Надо заметить, что доступ к заветной строке проходит с обязательной HTTP аутентификацией и вывести данные во внешний скрипт не удастся. Решим таким «костылем»:

Файл result.php

<?
$contents = file_get_contents('http://login:password@yourchannel.tv:8080/flussonic/api/playlist/playlist1');
print $contents;
?>

Получаем ответ вроде такого:

{"current_entry":"liv/c1g.mp4","current_type":"file","duration":null,"position":1739946.5416666667} 

, где нас интересует следующее: current_entry (текущий воспроизводимый медиафайл) и position(позиция по времени в файле).

Приступим к созданию прототипа программы передач с извлечением всех параметров и сравнением с существующими данными:

1) Создаем таблицу базу данных media:

CREATE TABLE IF NOT EXISTS `media` (
`id` int(11) NOT NULL,
  `name` varchar(255) NOT NULL,
  `media` varchar(50) NOT NULL,
  `duration` time NOT NULL,
  `next_duration` varchar(20) NOT NULL,
  `description` text NOT NULL,
  `cc` enum('yes','no') NOT NULL,
  `shedule_time` varchar(20) NOT NULL
) ENGINE=MyISAM AUTO_INCREMENT=16 DEFAULT CHARSET=utf8;

2) Создадим такой листинг программы передач:

Файл data.php

Посмотреть исходник

<link rel="stylesheet" href="//maxcdn.bootstrapcdn.com/font-awesome/4.3.0/css/font-awesome.min.css">
<!-- Latest compiled and minified CSS -->
<link rel="stylesheet" href="https://maxcdn.bootstrapcdn.com/bootstrap/3.3.4/css/bootstrap.min.css">
<!-- Optional theme -->
<link rel="stylesheet" href="https://maxcdn.bootstrapcdn.com/bootstrap/3.3.4/css/bootstrap-theme.min.css">
<!-- Latest compiled and minified JavaScript -->
<script src="https://maxcdn.bootstrapcdn.com/bootstrap/3.3.4/js/bootstrap.min.js"></script>

<?
// путь к файлу с инициализацией к БД
include ('db.php');

$userstable = "media";

$query = "SELECT * FROM $userstable ORDER by id ASC";
$result = MYSQL_QUERY($query);
$number = MYSQL_NUMROWS($result);

$i = 0;

if ($number == 0) {
print "<center><P>Данных по каналу нет..</center>";
} elseif ($number > 0) {
print "<div class="container-fluid"><div class="row"><h4>Программа передач:</h4>";

while ($i < $number)
 {
$namer = mysql_result($result,$i,"name");
$media = mysql_result($result,$i,"media");
$duration = mysql_result($result,$i,"duration");
$description = mysql_result($result,$i,"description");
$shedule_time = mysql_result($result,$i,"shedule_time");


$contents = file_get_contents('http://yourchannel.tv/result.php');
$my_file = 'infotrack.txt';
$pfile = 'playinfo.txt';
$handle = fopen($my_file, 'w') or die('Cannot open file:  '.$my_file);
$data = $contents;
fwrite($handle, $data);

$info = json_decode($contents);
$name = $info->current_entry;
$time = $info->position;

//обрезаем liv/ получаем только название файла с расширением
$fullname = substr($name, 4);

// считаем временную метку в настоящем времени
$second = $time / 1000;

sscanf($duration, "%d:%d:%d", $hour, $minutes, $seconds);

// считаем длительность файла
$ms = $seconds * 1000 + $minutes * 60 * 1000 + $hour * 30 * 60 * 1000;

$ostatok = ($ms - $second);


if ($fullname == $media) {

print "<a href="#" class="list-group-item active" title="".$description.""><h4 class="list-group-item-heading"><span class="label label-success">В эфире!</span> ".$namer."</h4>";


echo "<h4><i class="fa fa-play-circle-o"></i>";
$estimated = gmdate("H:i:s", $second);
echo $estimated;
$elapsed = gmdate("H:i:s", $ostatok-25500);

$conv_total_time = strtotime($duration);
$conv_est_time = strtotime($estimated);
$calc_time = $conv_total_time - $conv_est_time;
$calctime = gmdate("H:i", $calc_time);

$nowtime = time();
$next_time = $nowtime + $calc_time;
$res_time = date("H:i", $next_time);

echo " | <i class="fa fa fa-clock-o"></i> ".$duration." <br><i class="fa fa-cc fa-2x" title="Русские субтитры"></i></h4>";

echo "Осталось до конца: ".$calctime."<br>";
echo "Время начала следующей передачи: ".$res_time."<br>";

print "</a>
  <div class="list-group">
  <div class="progress">
  <div class="progress-bar progress-bar-success progress-bar-striped active" role="progressbar" aria-valuenow="100" aria-valuemin="0" aria-valuemax="100" style="width: 100%"></div></div></div>";
}
else
{
    $conv_duration = strtotime($duration);
    $conv_res_time = strtotime($res_time);
    $res_final_time = $conv_duration + $conv_res_time;
    $res_time2 = date("H:i",$res_final_time+3600);
    print "<div class="list-group"><a href="#" class="list-group-item" title="".$description."">
    <h4 class="list-group-item-heading"><span class="label label-default">".$res_time."</span> ".$namer."</h4>
    <p class="list-group-item-text"><h5>Длительность: ".$duration." <i class="fa fa-cc fa-2x" title="Русские субтитры"></i></h5></a></div>";

}

$i++;
}
print "</center></div></div>";
}
?>

Получаем такой вид:
image

Теперь нам надо сделать, чтобы программа передач обновлялась через определенный промежуток времени (ставим 15 секунд).

Пишем небольшой скрипт:

<link rel="stylesheet" href="//maxcdn.bootstrapcdn.com/font-awesome/4.3.0/css/font-awesome.min.css">
<script src="http://code.jquery.com/jquery-latest.js"></script>
<script>
var jq = $.noConflict();     // для предовращения возможного конфликта со стандартной библиотекой Jquery, используемой в шаблоне сайта 
jq(document).ready(function() {
var auto_refresh = setInterval(function ()
{
jq('#info').load('data.php');
}, 15000); // обновляем каждые 15 секунд
});
</script>
<div id="info">Программа передач загружается, подождите..<br><center><i class="fa fa-refresh fa-spin fa-4x"></i></center></div>  
    </body>  
    </html>  

Пока необходимого функционала хватает, программа передач радует глаза:

image

Буду рад вашему мнению и идеям по модернизации программы передач.

Дополнительная информация:
Серверные плейлисты
Подготовка файла к вещанию
Публикация видео на сервер

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 июля 2022 года; проверки требует 1 правка.

Программирование эфира — это составление и упорядочивание дневного, недельного, месячного, квартального или сезонного графика-сетки трансляции контента в медиаресурсах (Интернет, телевидение, радио и так далее).

Вещатели регулярно меняют программную сетку, чтобы сформировать аудиторию для нового контента, удерживать эту аудиторию и конкурировать с контентом других вещателей.

Задача программирования эфира — обеспечить контенту возможность по максимуму привлечь аудиторию и удержать её. Стратегии программирования нацелены на то, чтобы доставить контент аудитории в то время, когда она, скорее всего, захочет его увидеть. И, в свою очередь, обеспечить рекламодателям наиболее эффективный контакт с этой аудиторией.[1]

На микроуровне программирование подразумевает поминутное планирование эфира с целью адекватного или максимального использования эфирного времени.

История программирования[править | править код]

Первоначально, со стартом телевещания в 1936 году в Великобритании, программирование относилось только к вечернему эфиру — то, что сейчас называется прайм-тайм. Но с каждым годом объемы вещания росли — за счет дневного времени, поздней ночи, выходных, — и увеличивался спрос на новый контент. Важную роль в эфире в прайм-тайм стали играть развлекательные программы.

Тайм-слот[править | править код]

Важное значение для успеха или неудачи программы имеет тайм-слот или место программы в сетке вещания. Оно может влиять и на актерский состав программы — так, ABC заменила персонажа Роберта Лэнсинга в сериале «Вертикальный взлёт», когда показ перенесли с 22.00 на 19.30.[2] Новые перспективные сериалы ставятся в сетку перед хитами, чтобы собрать аудиторию. Неудачные шоу перемещаются в менее благоприятные тайм-слоты, например, в мертвый слот вечера пятницы.

Стратегии программирования[править | править код]

Группировка или блоковое программирование[править | править код]

Группировкой или блоковым программированием называется подход, когда канал ставит несколько похожих программ или программ одного жанра в сетке одну за другой (блоком). Такое программирование позволяет на время сохранить аудиторию за счет поддержания интереса.

Соединение[править | править код]

В прайм-тайм окончание одних программ и начало других на многих каналах происходит в одно и то же время. В точке разрыва, когда одна программа уже закончилась, а другая еще не началась, велик риск того, что зрители переключатся на другой канал.[3] Чтобы избежать этого, вещатели используют стратегию соединения — сдвигают окончание предыдущей программы на несколько минут позже, рассчитывая, что зритель уже не уйдет смотреть шоу на другом канале не с начала. Или размещают анонс следующей программы во время титров той, которая заканчивается (анонс в титрах).

Кросспрограммирование[править | править код]

Кросспрограммирование подразумевает использование взаимосвязи между двумя программами — кроссовера — когда персонажи и сюжетные линии из одного фильма или шоу включаются в содержание другого.

Контрпрограммирование[править | править код]

Контрпрограммированием называется прием, когда два конкурирующих канала ставят в сетке на одно и то же время две аналогичные рейтинговые программы. В этом случае одна из программ может перетянуть часть аудитории второй.[4] Другой вариант контрпрограммирования подразумевает, что два конкурирующих канала одновременно предлагают абсолютно разный контент — в разных жанрах или с расчетом на разные сегменты аудитории.

Деление дня[править | править код]

Практика деления дня подразумевает, что всё время вещания в течение суток разбивается на несколько частей. Эфир каждой части заполняется разными видами программ, которые соответствуют тому времени дня, когда они выходят. Например, дневное вещание ориентировано на аудиторию с определенными демографическими характеристиками. И дневные программы, как правило, отвечают активностям этой целевой аудитории.

Подвешивание[править | править код]

К новым или менее популярным программам каналы часто применяют стратегию подвешивания. В этом случае программа размещается в сетке между двумя известными популярными программами с расчетом поймать уже сформированный интерес аудитории. Общественное телевидение использует такой подход, чтобы донести до зрителя серьезный, но общественно значимый контент.

Бесшовный переход[править | править код]

Чтобы снизить риск утекания аудитории между двумя программами, используется практика бесшовного перехода. Следующая программа начинается сразу после окончания предыдущей без ухода на рекламу и межпрограммных заставок. У зрителя не возникает еще одного повода переключить канал, и, таким образом, он остается перед экраном.

Спойлинг[править | править код]

Когда у конкурирующих каналов есть похожий контент, который собирает примерно одинаковую аудиторию, может использоваться спойлинг. Вещатель ставит свою программу в сетку раньше, чем конкурент — на несколько часов или дней. И можно ожидать, что аудитория предпочтет ту программу, которая стартовала первой.[5]

Стэкинг[править | править код]

Стэкингом называется способ формирования потока аудитории, когда несколько шоу, нацеленных на одну аудиторию, группируются таким образом, чтобы обеспечить прирост числа зрителей от программы к программе.[6]

Стриппинг[править | править код]

Стриппинг используется, как правило, при повторном показе телепрограмм в синдикации. Такой подход подразумевает, что программа, премьерные выпуски которой в эфире национальной телесети выходили раз в неделю, при повторном показе ставится в сетку каждый день.[7] Региональной станции выгодно заполнить эфир сразу на 20 недель и больше, поэтому для синдикации выбираются проекты, преодолевшие порог в 100 эпизодов.

Подпирание[править | править код]

В случае, если вещатель не располагает большим количеством рейтинговых программ, может быть использована стратегия подпирания. Центральное место в сетке занимает популярная программа, а до и после нее ставятся программы менее популярные, c расчетом, что сильный контент привлечет внимание аудитории и к двум другим шоу.

Тематизация[править | править код]

Подобная уловка подразумевает особые тематические дни, например, во время праздников, или тематические недели.

Примечания[править | править код]

  1. Eastman, S. T., and Ferguson, D. A. Media Programming: Strategies and Practices. — 9th ed. — Boston: Wadsworth Publishing, 2012. — 496 с. — ISBN 978-1111344474.
  2. Jerry D. Lewis. “The General Died at Dusk / Robert Lansing was fine on 10 o’clock missions, but…”. TV Guide (21 мая 1965). Дата обращения: 5 января 2017. Архивировано 13 августа 2016 года.
  3. Ellis J. Seeing Things: Television in an Age of Uncertainty. — London: I.B.Tauris, 2000. — 192 с. — ISBN 978-1860641251.
  4. Uribe, R., Buzeta, C. and Hurtado, D. “Looking for the audiences: The effect of using partial counterprogramming and a friendlier style of news presentation” (англ.) // Innovar : журнал. — 2011. — August (no. 21 (42)). — P. 151—159.
  5. Plunkett, John. “The Voice v Britain’s Got Talent: scheduling wars recommence” (англ.) // The Guardian : газета. — 2013. — 3 April. Архивировано 17 февраля 2017 года.
  6. Vane, E., and Gross, L. Programming TV, Radio, and Cable. — 1st ed. — Boston: Focal Press, 1994. — 400 с. — ISBN 978-0240801285.
  7. Зубок А. Почему по телевизору “нечего смотреть”? // Бюллетень кинопрокатчика : журнал. — 2015. — Декабрь (№ 12 (113)). — С. 82—85.

Литература[править | править код]

Цифровая «культура»: Как сделать телепередачу

Вряд ли вы, сидя у телевизора, задумываетесь, как создаются передачи, которые мы смотрим, – будь то новости, авторские программы или телевизионные игры. Разве что количество фамилий в титрах иногда удивляет.

Item 1 of 11

1 / 11


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Между тем, любая телепередача — результат работы целого коллектива профессионалов, ведь донести до зрителя авторскую мысль, гармонично сочетая звук и образы, не так просто, как кажется на первый взгляд.

В качестве примера вкратце опишем процесс создания авторской телепрограммы. Он начинается задолго до съемок — с формирования сетки вещания телеканала, которая, по сути, представляет собой план создания телепрограмм. Обычно составляются годовые и квартальные планы, в которых определяются тематика программ, их длительность (хронометраж) и сроки выхода в эфир. Когда сетка вещания утверждена, можно приступать к написанию сценария. Как только он готов и одобрен редакцией, начинается подбор видео и аудиоматериалов: заказ архивных записей, компьютерной графики, съемок разной степени сложности (обычных или студийных), аудиосопровождения и т. п. Собранные и подготовленные материалы монтируются в соответствии с режиссерским замыслом, а затем озвучиваются (для этого могут быть дополнительно приглашены актеры). Готовая программа записывается на так называемую мастер-кассету, с которой может быть выдана в эфир. Это всё общие сведения — конкретная же реализация технологического процесса на каждом телеканале своя и зависит от множества факторов.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мы побывали на ГТРК «Культура». Сотрудники телеканала рассказали нам о новейших стандартах и технологиях, с которыми они сегодня работают, подробно остановившись на некоторых самых интересных этапах — видеомонтаже и организации видеоархива.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Цифровое производство

Сегодняшние искушенные телезрители ожидают, что выбранный канал предоставит им самое качественное изображение, самые оперативные новости и самые интересные программы. Для телепроизводства получить на выходе «самое-самое» означает, что надо обеспечивать сложнейший монтаж с многократной перезаписью, которая не должна ухудшать качество материала. Оказывается, сейчас этим требованиям полностью отвечает цифровое производство, базирующееся на открытом промышленном стандарте сжатия MPEG-2. А ГТРК «Культура» стал первым в России каналом, который полностью перешел на цифровое производство в формате MPEG IMX на основе MPEG-2 — от съемок и монтажа до подготовки к эфиру.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для начала разберемся в аббревиатурах — что такое MPEG-2, MPEG IMX и почему именно MPEG IMX был выбран в качестве стандарта цифрового производства на телеканале «Культура».

Стандарты

MPEG-2 — это стандарт, разработанный международной организацией MPEG (Motion Picture Expert Group), которая стандартизирует различные способы передачи движущихся изображений. Стандарт MPEG-2 предназначен специально для кодирования телевизионного сигнала и обеспечивает сжатие и восстановление цифрового сигнала с вещательным качеством (в отличие, например, от MPEG-1, который стандартизирует кодирование видеоданных для мультимедии и записи на CD-ROM, соответственно, с более низким по сравнению с MPEG-2 качеством).

Сейчас уже очевидно, что будущее за цифровым телевидением, а это значит, что цифровой сигнал будет использоваться не только в студийно-аппаратных комплексах, но и доставляться непосредственно к нам домой. Причем и обработка, и доставка будут производиться в MPEG-2 (а пользователям спутникового ТВ уже сейчас сигнал приходит в MPEG-2). Поэтому MPEG-2 и совместимые с ним форматы — самые перспективные в сегодняшнем телепроизводстве.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Теперь расскажем о MPEG IMX. Для этого придется немного углубиться в теорию, но это не так страшно, как кажется.

Для компрессии (сжатия) сигнала при MPEG-кодировании, в частности, используется сходство следующих друг за другом изображений. Дело в том, что соседние кадры в видеопоследовательности очень часто практически идентичны, а значит, если передавать только различия между кадрами, можно обеспечить заметное сжатие потока. Как это реализуется? В потоке данных MPEG различают три вида кадров — I, P и Bкадры (Intraframe, Predicted frame, Bidirectional frame). Все кадры объединены в группы (GOP — Group of Pictures), причем группа начинается с I-кадра и заканчивается перед появлением следующего Iкадра. Iкадры называются опорными кадрами и содержат максимально полное кодированное изображение. С ними сравниваются все последующие P и Bкадры, то есть Pкадры и Bкадры содержат только отличия от Iкадра, появившиеся к моменту съемки P или Bкадра. Чем меньше длина GOP, тем выше качество, но тем больше и поток данных. Соответственно, обычно при распределении и доставке сигнала (где критична пропускная способность канала) используются длинные GOP, а при его обработке — короткие.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но, как мы уже говорили, основа качественного телепроизводства — точный покадровый монтаж. Осуществлять его при наличии P и B-кадров очень сложно, так как требуется быстро и качественно восстанавливать изображение по опорному кадру (ведь прямого доступа к P и B-кадрам нет). Решая эту проблему, фирма Sony на базе стандарта MPEG-2 разработала формат цифрового производства MPEG IMX, в котором как раз предусмотрены только I-кадры с внутрикадровым сжатием. Таким образом, реализуется возможность покадрового монтажа, хотя, конечно, многократно возрастают потоки видеоданных. MPEG IMX полностью совместим с MPEG-2, и на его основе разработана уже целая линейка аппаратных средств — от камкодеров до видеомагнитофонов.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Преимущества нового стандарта будут еще более очевидны, если мы напомним, как осуществляется работа, например, с одним из самых распространенных в телевидении цифровых форматов Digital Betacam, у которого свои собственные стандарты записи и сжатия. Несмотря на то, что информация вроде бы хранится в «цифре», для передачи данных приходится использовать специальные транспортные протоколы. При этом данные можно передавать только между устройствами с интерфейсами для передачи цифрового видеосигнала.

А вот оборудование стандарта MPEG IMX может иметь IP-адреса и работать в сети 1000-Base T Gigabit Ethernet. То есть, не составляет труда объединить в сеть видеомагнитофоны стандарта MPEG IMX и, например, цифровые монтажные станции и эфирные видеосерверы.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Архивы

Организация архива телекомпании — дело весьма непростое. Архивации подлежат практически все материалы, вышедшие в эфир, а также, частично, отснятые, но еще не использованные видеофрагменты, поэтому видеоархив — едва ли не самое ценное, что есть у телекомпаний. Очевидно, что эффективность использования архива зависит от того, насколько просто режиссеру найти в нем нужный сюжет. Так что возможность быстрого и качественного поиска — важнейшая задача, которую решают при создании и ведении архива.

Работа в архиве построена следующим образом. Специальные люди — архивисты отсматривают поступающие кассеты, сортируют материалы по темам и «сгоняют» на пронумерованные архивные кассеты, обычно большие по объему, чем обычные, которые используются в камкодерах при съемках. Для каждого сюжета создается текстовое описание, оно заносится в базу данных вместе с дополнительной информацией (номер кассеты, временной код начала сюжета, дата съемок, место действия, персонажи, ключевые слова и т. п.).


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако текстовое описание — вещь субъективная, и порой на поиск затрачивается немало времени и сил. Решить эту проблему помогли цифровые технологии. Ведь сегодня ничто не мешает хранить в базе данных собственно видеоматериалы. Причем для поиска и просмотра сюжетов вполне достаточно хранить оцифрованные с низким разрешением копии: они занимают во много раз меньше места, чем оригиналы с эфирным качеством, да и сетевые потоки при обращении к копиям значительно меньше. Именно такая технология ведения архива сейчас внедряется на канале «Культура».

Архивистам, конечно, придется выполнить ряд действий — оцифровать исходные материалы и привязать оцифрованные фрагменты к текстовым данным. Зато режиссер, имея доступ к базе видеоданных, сможет искать и просматривать материалы прямо со своего компьютера, вместо того чтобы идти сначала в архив за кассетами, а потом к видеомагнитофону. К тому же, в современных базах данных нет проблем совместного доступа, в то время как в обычном архиве кассета может оказаться у кого-то на руках!


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Монтаж

Смонтировать программу — значит, расположить видеофрагменты в определенном порядке (возможно, некоторым образом обработав их) и добавить звук.

Монтаж обычной видеопленки всегда линейный. Вы должны создавать фильм с начала, постепенно продвигаясь к концу, дописывая поочередно нужные фрагменты. Если вы что-то упустили, вам придется переписать фильм заново — по крайней мере, с того места, в котором вы что-то хотите изменить. Подобные перезаписывания существенно ухудшают качество видеоматериала.

Вот в кино дело всегда обстояло по-другому, киномонтаж — процесс нелинейный. Монтировать было очень просто при помощи клея и ножниц: в одном месте разрезать и вклеить кусок, в другом — наоборот, вырезать и склеить.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда же появилось цифровое видео, стало возможным склеивать нужные куски в произвольном порядке на компьютере. Первые такие компьютеры, или так называемые станции нелинейного монтажа (например, Quantel), имитировали именно процесс работы с кинопленкой. Они сочетали аппаратные и программные средства, были очень дорогостоящими и, к тому же, использовали свои собственные форматы данных, что усложняло обмен видеоинформацией. Однако выбора не было. Ведь десять лет назад мощности обычных компьютеров было недостаточно даже просто для качественной оцифровки видео.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сегодня же станцией нелинейного монтажа легко может стать компьютер с несколькими мощными процессорами и высокоскоростными жесткими дисками большого объема — стоит лишь установить на нем специальное программное обеспечение.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Современные программы для нелинейного монтажа позволяют формировать до ста и более слоев видео (и звука), которые могут произвольным образом обрабатываться и пересекаться. Можно регулировать прозрачность слоев, создавать плавные переходы, шторки, эффекты типа «картинка в картинке», накладывать титры, вырезать изображение из одного фона и накладывать его на другой, применять корректирующие фильтры для редактирования изображений и фильтры эффектов, количество и вычурность которых увеличиваются буквально с каждым днем.

Интерфейс таких программ стандартен: все фрагменты, а точнее — ссылки на них, размещаются нужным образом на временной шкале (timeline), образуя монтажную последовательность, которая записывается в файл инструкций. Таким образом, сам монтаж осуществляется в реальном времени. В некоторых программах (например, Adobe After Effects) после завершения монтажа необходимо осуществить просчет (rendering), чтобы представить готовый материал в виде самостоятельного медиафайла, а не просто набора ссылок на исходные видеофрагменты. При работе с большинством профессиональных монтажных станций создание отдельного медиафайла не требуется и необходимость просчета определяется только количеством слоев и сложностью применяемых спецэффектов. На канале «Культура» используются распространенные «монтажки» Avid Media Composer и Avid X-press.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кстати, и ваш домашний компьютер вполне может стать станцией нелинейного монтажа. Купите современный процессор, побольше памяти, жесткий диск, например, от 120 ГБ и установите Adobe After Effects.

Сети

Цифровое видео представляет собой обычные данные. И с ними можно оперировать как с любыми другими — копировать, архивировать, удалять, пересылать по сети (в том числе, по интернету) или записывать на любой компьютерный носитель. Это позволяет организовать единую сетевую инфраструктуру, которая будет обслуживать все необходимые приложения телевизионного комплекса — начиная от бухгалтерских программ и заканчивая монтажными станциями.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Правда, нельзя забывать про огромные размеры видеофайлов. Например, MPEG IMX устанавливает скорость цифрового потока 50 Мб/с, и одна минута такого видео будет занимать порядка 400 МБ.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для быстрой передачи таких больших объемов данных на телеканале «Культура» построена современная сеть 1000-Base T Gigabit Ethernet.

Очень важно, что при телепроизводстве передача больших потоков видеоинформации должна обеспечиваться очень высоким уровнем качества. Кому же захочется работать с дергающимся изображением, в котором не хватает кадров! Поэтому в сети поддерживается качество обслуживания QoS (Quality of Service) — это система правил, которая позволяет маркировать пакеты от разных приложений, присваивая им разные классы обслуживания, выбирающиеся таким образом, чтобы видеоинформация доставлялась до места назначения со скоростью не ниже заданной (то есть максимально быстро).


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Технологии в действии

Вам кажется, что цифровое производство — это слишком сложно? Это впечатление обманчиво. Наоборот, с новыми технологиями все упростилось. Во-первых, отпала необходимость в организации специальных интерфейсов и транспортных протоколов для обмена видео и аудиоданными между устройствами. Во-вторых, больше не нужны перекодирующие устройства. В-третьих, все данные телекомпании теперь объединены единой сетью. При этом качество эфирной продукции возросло.

Мало того, у компании теперь есть задел на будущее: не надо бояться появления новых стандартов сжатия и новых форматов видео, ведь в любом случае данные так и останутся данными.

О том, что происходит дальше с готовой программой и какое сложное дело — эфир государственного телеканала, мы расскажем в следующем номере.

Технология создания телевизионной программы

Савостьянов Александр Иванович проф. Института массмедиа, факультета журналистики, кафедры телевизионных, радио- и интернет-технологий ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет», д-р пед. наук, проф., заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный работник высшей школы РФ Россия, 125993, ГСП-3, Москва, Миусская площадь, д. 6, E-mail: kotova20082009@yandex.ru

Ключевые слова:
идея, сбор материала, сценарный план, литературный сценарий, методы съемки, виды монтажа

В статье раскрывается процесс создания телевизионной программы на отечественном телевидении. Рассмотрены этапы подготовки к процессу создания телепрограммы, специфика и особенности воплощения ее идеи. Материал статьи может быть использован в рамках направления подготовки «Тележурналистика».

Литература:

1. Савостьянов А.И. Специфика телевизионной режиссуры: основные составляющие профессии телевизионного режиссера // Средства массовой коммуникации в многополярном мире: проблемы и перспективы: по материалам Х Всероссийской научно-практической конференции. — М.: РГГУ, 2019. — С.131–140.

2. Савостьянов А.И. Медиаграмотность школьников как фактор эффективности образования: к вопросу о композиционном построении кадра в профессии телережиссера // Медиаграмотность-2019: по материалам научно-практической конференции ЧУВО «Российский исламский институт». — Казань, 2020. — С.115–118.

3. Савостьянов А.И. Медиаграмотность студентов как фактор эффективности образования: к вопросу о композиционном построении кадра в профессии телережиссера // Ученый совет. — 2019. — № 1. — С. 56–59.

1. Savost’yanov A.I. Spetsifika televizionnoy rezhissury: osnovnyye sostavlyayushchiye professii televizionnogo rezhissera // Sredstva massovoy kommunikatsii v mnogopolyarnom mire: problemy i perspektivy: po materialam KH Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. — M.: RGGU, 2019. — S.131–140.

2. Savost’yanov A.I. Mediagramotnost’ shkol’nikov kak faktor effektivnosti obrazovaniya: k voprosu o kompozitsionnom postroyenii kadra v professii telerezhissera // Mediagramotnost’-2019: po materialam nauchno-prakticheskoy konferentsii CHUVO «Rossiyskiy islamskiy institut». — Kazan’, 2020. — S.115–118.

3. Savost’yanov A.I. Mediagramotnost’ studentov kak faktor effektivnosti obrazovaniya: k voprosu o kompozitsionnom postroyenii kadra v professii telerezhissera // Uchenyy sovet. — 2019. — № 1. — S. 56–59.

Cоздание телепрограммы — творческий процесс, где весьма проблематично следовать определенному плану и алгоритму. Ведь все программы по-своему уникальны и невозможно разработать шаблон успешного среди зрителей проекта. Однако существуют основные этапы создания телевизионных программ, без которых даже самые творческие и непредсказуемые специалисты не смогут обойтись. Можно выделить шесть основных этапов создания телепередачи:

1. Разработка идеи и концепции.

2. Сбор материала.

3. Написание сценария.

4. Съемки.

5. Монтаж.

6. Подготовка материала к выходу в эфир.

Первое, о чем должны задуматься авторы проекта, — это актуальность выбранной темы, так как именно это и побуждает зрителя остановить свой выбор на той или иной программе. Тема телевизионной передачи должна быть понятна зрителю с первой минуты просмотра. Поэтому при разработке идеи передачи необходимо разбираться в последних мировых тенденциях и обладать широким, разносторонним мышлением. Обусловлено это тем, что программа создается для широкой массы людей, она должна быть интересна и понятна большинству аудитории. Однако распыляться не стоит. Нужно четко понимать требования телеканала и разбираться в предпочтениях целевой аудитории, ведь только она сможет принести высокие рейтинги и успех будущей передаче.

Помимо этого, одной из основных деталей создания идеи является проблематика. Как правило, авторы проектов пытаются затронуть либо популярные темы, либо проблемы, которые общество не затрагивает. Здесь основной задачей авторов является доказать зрителям, что, если эти проблемы не найдут своего решения, общество сильно пострадает. Здесь же могут возникнуть пути решения проблем, что затронет зрительскую аудиторию на бытовом уровне.

На этапе создания идеи необходимо задуматься о том, какие визуальные средства художественной выразительности могут быть применены. Ведь телевизионные программы создаются для визуального восприятия, и даже самая интересная идея покажется скучной без подобающего видеоряда.

Для Цитирования:

Савостьянов Александр Иванович, Технология создания телевизионной программы. Ученый совет. 2021;2.

Полная версия статьи доступна подписчикам журнала

Программирование
эфира

составление расписания телеэфира (сеток
вещания) и наполнение его конкретными
программами.

Конечная
цель программирования

–максимизировать аудиторию телеканала,
сформировав и наполнив программную
сетку вещания в соответствии с запросами
аудитории и с учетом возможностей
телеканала.

Существуют
различия в организации программной
политики на государственном, общественном
и коммерческом ТВ:

1)
Государственное
ТВ
– инструмент для  идеологического
обеспечения проводимой властью политики=<
особое внимание уделяет перспективному
и жесткому календарному планированию.

2)
Общественное
ТВ

свободнее от денежной зависимости и от
необходимости вести идеологическую
пропаганду.

3)
У коммерческого
ТВ

основная цель- получение прибылей от
рекламы=<программирование
нацелено на определение
и удовлетворение массового спроса на
контент.

Сетка
вещания

– результат выстроенной программной
политики, опирающейся на собственное
понимание каналом своей миссии и на
изучение спроса аудитории.

Программирование
сетки

начинается с прайм-тайма
в будние дни с понедельника по четверг:
по объему потраченных на контент средств,
временной промежуток с 19:00 до 23:00 в
несколько раз превышает стоимость
программ, размещаемых в оставшееся
время.

Следующими
программируются выходные дни и вечер
пятницы. Далее происходит построение
дневного эфира выходных, а затем –
формируется сетка будних дней: утро,
день и ночь.

Изменение
общей картины телесмотрения может
происходить из-за важных событий,
праздников, сезонности
.
(Летом – старые программы (тк все в
отпуске), сентябрь-май – новые).

2
подхода к программированию:

1)
Активное
прог-е

– без учета размещения программ на
конкурентных каналах. Направлено на
формирование новых предпочтений
аудитории. (телеканалы-новаторы,
обладающие значительными ресурсами и
позицией на рынке).

2)
Пассивное-Ориентация
на существующие особенности телесмотрения
и на устоявшийся формат. (новые телеканалы,
либо ориентир-е на узкую аудиторию).

Варианты
размещения программ
:
вертикальное
программирование

(программа ставится в сетку программ 1
раз в неделю), горизонтальное
(ежедневно
в одно и то же время за исключ-м выходных),
программирование
по блокам

(одни и те же программы повторяются в
эфире телеканала несколько раз в течение
дня – форми-ся бБлоки по 4-5 часов).

Приемы
к
размещению программ в эфире:

1)
Группировка:
несколько сильных программ одного типа
последовательно ставятся друг за другом
в сетке для удержания единой для них
аудитории; 2) Подвешивание(гамак):
между
двумя

успешными программами помещается новая,
мало известная или менее популярная
программа;

3)
Подпирание(палатка):
одна сильная программа окружается
слабыми. 4) Контрпрограммирование:
если у конкурир канала идет рейтинговая
программа, в этот же слот ставится аналог
программы-конкурента. (Первый и Россия
1) 5) Притупление:
част случай контрпрограммирования
(используется более слабый аналог
программы-конкурента, который способен
привлечь лишь малую часть аудитории(Девчата
и Прожектор);

6)
Бесшовный
переход:

между следующими друг за другом
программами не помещают межпрограммных
вставок (рекламные блоки, межпрограммные
заставки, собственную рекламу телеканала.

7)
Перетекание:
плавный переход от одной программы к
другой – например, ставить после
мультипликационного фильма аналитическую
программу нельзя, поскольку аудитория
этих программ кардинально разная; если
такой переход неизбежен, необходимо
использовать межпрограммные заставки;

8)
Естественное
течение аудитории
:
считается, что большая часть аудитории
остается после предыдущей программы,
а не переходит с других каналов, поэтому
важным является момент удержания
аудитории на своем телеканале; для
увеличения объема вечерней аудитории
в прайм-тайм, необходимо привлечь как
можно больше зрителей, включающих
телевизор в период с 17.00 до 19.00.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Добавить комментарий