Экология здоровья: Перед тем, как начать составлять свою индивидуальную программу занятий физическими упражнениями, обязательно определите свое физическое состояние и подсчитайте свою сумму баллов при помощи калькулятора. После подсчетов составьте свою программу занятий с помощью сумматора и дозатора.
Перед тем, как начать составлять свою индивидуальную программу занятий физическими упражнениями, обязательно определите свое физическое состояние и подсчитайте свою сумму баллов при помощи калькулятора (методика описана в статье Простые тесты для самоконтроля физической подготовленности).
А теперь составьте свою программу занятий с помощью сумматора и дозатора.
Сумматор предназначен для определения недельного тренировочного задания в очках в зависимости от пола, возраста и физического состояния.
Таблица 1. Сумматор
Пример использования сумматора. Для мужчины 50 лет в таблице отыскивается возрастная группа 50–59 лет. Физическому состоянию, оцененному с помощью калькулятора в 150 баллов, тренировочное задание на неделю составляет 28 очков.
Когда Вы определили свое недельное задание в очках, теперь с помощью дозатора выберите подходящие Вам упражнения, их мощность и продолжительность.
1. Тренировочное задание на неделю в очках, определенное Вами при помощи сумматора, составляйте, используя таблицы 2, 3 и 4. В таблице 2 приведен перечень упражнений, из которых Вы сами выбирайте подходящие Вам.
При выборе руководствуйтесь таблицей 3, где для каждого пола, возраста и уровня физического состояния представлен набор рекомендуемых упражнений (в таблице 3 Вы увидите их номера; расшифровку номеров ищите в таблице 2), из которых Вы можете выбрать по желанию упражнения, обеспечивающие выполнение недельного задания.
Стоимость выполнения рекомендуемых упражнений в очках в зависимости от их продолжительности Вы найдете в таблице 4.
2. Тренировочное задание на неделю должно состоять из упражнений общего и специального воздействия (список их приведен в таблице 2).
Упражнения общей направленности обеспечивают развитие общей выносливости, улучшение функционального состояния сердечно–сосудистой и дыхательной систем.
Упражнения специального характера, воздействуя на отдельные стороны энергетического обмена, улучшают кровоснабжение сердечной мышцы, повышают доставку кислорода и снижают потребность миокарда в кислороде. Значимость специальных упражнений возрастает в связи с их воздействием также и на основные двигательные качества – силу, быстроту, координацию движений, гибкость, скоростную выносливость.
Таблица 2. Средства тренировки
3. Продолжительность одного занятия для лиц с низким и ниже среднего уровнями физического состояния должна составлять не менее 40–60 минут, со средним – 30–40, с состоянием выше среднего и высоким – 20–30 минут.
4. Количество занятий физическими упражнениями для лиц с низким и ниже среднего уровнями физического состояния должно быть не менее 5 раз в неделю, со средним – 3–4, с состоянием выше среднего и высоким – 2–3 раза в неделю.
5. Максимально допустимая частота пульса при выполнении упражнений специальной направленности составляет 220 в минуту минус возраст в годах, а для лиц старше 50 лет – 200 минус возраст в годах.
6. Повторное определение физического состояния, необходимое для оценки эффективности занятий физическими упражнениями и внесения поправок в программу тренировки в соответствии с повышением физической подготовленности, следует проводить через каждые 8–10 недель занятий.
Таблица 3. Рекомендуемые средства тренировки
Таблица 4. Дозатор для определения стоимости отдельных упражнений в очках
в зависимости от их продолжительности
Персональная программа тренировок: как её составить и лучшие упражнения
Персональные тренировки недаром пользуются популярностью, ведь это один из самых эффективных способов обрести фигуру мечты. Сегодня мы поговорим о том, как правильно составить план индивидуальных занятий с инструктором.
Shutterstock
Дженнифер Энистон практикует йогу, Ева Лонгория увлекается кикбоксингом, а Джессика Альба покоряет тренажёрный зал. Эти звёзды работают над своим телом под чутким руководством личных тренеров. Персональные тренировки позволяют достигнуть того, что недоступно во время групповых уроков. Клиент получает индивидуальную спортивную программу, которая поможет понять возможности тела, ускорить обмен веществ и добиться своих фитнес-целей.
Персональные тренировки в тренажёрном зале
Тем, кто стремится нарастить мышечную массу и создать рельеф, подойдут персональные тренировки в тренажёрном зале. Руководство опытного инструктора поможет добиться превосходного результата. Давайте разберёмся, в чём преимущество персональных тренировок в тренажёрном зале.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
- Программа персональных тренировок подбирается в соответствии с вашими задачами и запросами, а также с учётом особенностей вашего организма.
- Инструктор корректирует программу персональных тренировок в тренажёрном зале в зависимости от вашего прогресса.
- Тренер поможет преодолеть плато и другие сложности во время персональных тренировок.
- Инструктор поставит правильную технику выполнения упражнений на тренажёрах, что поможет избежать травм и продуктивнее тренироваться.
- Во время персональных тренировок в тренажёрном зале инструктор мотивирует вас, даёт индивидуальные рекомендации и отвечает на любые вопросы.
- Помимо персональных тренировок тренер также консультирует вас по вопросам питания.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Персональные тренировки по фитнесу
Персональные тренировки по фитнесу включают в себя многие виды нагрузки. Это могут быть аэробные занятия, силовые упражнения с собственным весом или на тренажёрах, пилатес, йога, различные виды единоборств.
Дженнифер Энистон и другие звезды, у которых был страстный роман
Анджелина Джоли и Брэд Питт закрутили страстный роман на съемках фильма «Мистер и миссис Смит». Питт оказался в щекотливой ситуации – дома его ждала жена Дженнифер Энистон. Измена на съемочной площадке привела к краху их пятилетнего брака.
Плюс персональных тренировок по фитнесу в том, что упражнения комбинируются под ваши индивидуальные потребности. Программа персональных тренировок по фитнесу отвечает конкретной задаче: похудеть, подсушиться, набрать массу или развить силу, гибкость и выносливость.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Персональные тренировки на дому
Среди знаменитостей, чьими фигурами восхищаются миллионы поклонников, популярно приглашать тренеров на дом. Что может быть удобнее, чем персональные тренировки на дому? Вам нужно просто надеть спортивную форму, подготовить место для занятия и настроиться на эффективную персональную тренировку.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Инструкторы проводят силовые и кардиоуроки, классы по йоге и стретчингу, лечебной и восстановительной физкультуре, танцам. Во время персональных тренировок на дому всё внимание тренера достанется только вам в отличие от групповых занятий в фитнес-клубе.
Персональные тренировки на дому станут отличным выходом, если у вас есть желание скорректировать фигуру, но совершенно нет времени. Это прекрасный вариант для тех, у кого плотный рабочий график.
Как составить персональную программу тренировок
Специалисты рекомендуют заниматься 2-3 раза в неделю. Перерыв между нагрузками важен, поскольку именно в это время мышцы растут и восстанавливаются. Программу персональных тренировок составляют индивидуально, учитывая поставленные задачи, пол, возраст, телосложение и особенности метаболизма. Поговорим об основах персональной тренировки и её обязательных составляющих.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Разминка
Это неотъемлемая часть персональной тренировки в зале или дома. Пренебрегать разминкой ни в коем случае нельзя, иначе велика вероятность, что вы получите травму, и тогда о физических нагрузках придётся забыть на долгое время. Правильная разминка стимулирует работу сердечно-сосудистой системы, ускоряет кровообращение, насыщает организм кислородом за счёт глубокого дыхания, разогревает мышцы, связки и суставы. Разминка перед персональной тренировкой в среднем занимает 5-10 минут.
Основы персональной тренировки
В эффективную программу персональных тренировок стоит включить проработку разных групп мышц. Несколько упражнений на пресс, бицепс и трицепс, заднюю и переднюю поверхность бедра, мышцы ягодиц составят прекрасную основу персональной тренировки. Отличный эффект дают различные виды жимов и скручиваний, тяги, прыжки, наклоны и планки.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Программа персональной тренировки на дому
- ходьба выпадами – 3 подхода по 20 раз
- отжимания – 3 подхода по 10 раз
- приседания – 3 подхода по 20 раз
- подъём гантелей в наклоне одной рукой – 3 подхода по 10 раз
- прыжки jumping jacks – 30 раз
- планка – 30 секунд
Программа персональной тренировки в тренажёрном зале
- выпады – 3 подхода по 12 раз
- приседания с гирей – 2 подхода по 15 раз
- жим гантелей лёжа на наклонной скамье – 3 подхода по 12 раз
- подъём штанги – 3 подхода по 12 раз
- тяга на канатно-рукоятном блоке – 3 подхода по 10 раз
- подъём гантелей на бицепс – 3 похода по 12 раз
- подтягивания на тренажёре – 2 подхода по 10 раз
- быстрая ходьба по беговой дорожке -5 минут
Если ваша цель — сбросить вес, обратите внимание на интервальные тренировки для похудения. Эта программа зарекомендовала себя как один из лучших методов сжигания лишнего жира и формирования подтянутой фигуры.
Загрузка статьи…
Министерство науки и высшего образования
Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского»
ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского»
Медицинский колледж
Института
«Медицинская академия им. С. И. Георгиевского»
ФГАОУ ВО «КФУ имени В.И. Вернадского»
Тема: Методика составления индивидуальных программ физкультурных занятий с оздоровительной направленностью.
Симферополь, 2021
Содержание
1.Содержание …………………………………………….2
2.Введение…………………………………………………3
3. Физическое самовоспитание………………………….4
4. Виды оздоровительной физической культуры………6
5.Разработка методики занятий физическими упражнениями…………………………………………7-12
6.Методика оценки уровня
физической подготовленности………………………12-14
7. Рекреационная направленность использования средств физической культуры…………………………………15-16
8. Восстановительная направленность использования средств физической культуры……………………….17-18
9.Вывод……………………………………………………19
Введение
Физическая культура – неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятием физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно.
Составной частью методики обучения физической культуре является система знаний по проведению занятий физическими упражнениями.
Без знания методики занятий физическими упражнениями невозможно четко и правильно выполнять их, а следовательно эффект от выполнения этих упражнений уменьшиться, если не совсем пропадет. Неправильное выполнение физкультурных занятий приводит лишь к потере лишней энергии, а следовательно и жизненной активности, что могло бы быть направлено на более полезные занятия даже теми же физическими упражнениями, но в правильном исполнении, или другими полезными делами.
Разработка методики занятий физическими упражнениями должна производиться высокопрофессиональными специалистами в области физической культуры, так как неправильная методика выполнения может привести и к более серьезным последствиям, даже к травмам.
Знание особенностей влияния на организм различных видов циклических упражнений позволяет правильно выбрать оздоровительные программы в зависимости от состояния здоровья, возраста и уровня физической подготовленности. Для более разностороннего влияния на организм, исключения монотонности занятий и адаптации к привычной физической нагрузке в течение многолетних тренировок целесообразно временное переключение с одного вида циклических упражнений на другой или же использование их в сочетании. Так, например, любители лыж в зимнее время могут полностью переключаться на данный вид спорта (включая участие в соревнованиях), а летом обязательно использовать регулярные беговые тренировки.
Физическое самовоспитание
Под «физическим самовоспитанием» принято понимать целенаправленный, планомерный и осознанный процесс работы над собой, направленный на формирование физической культуры личности.
Сущность данного процесса раскрывается в несколько этапов. Первый, начальный этап заключается в формировании отношения к своей физической форме, а также мотивации к неуклонному следованию планируемой программе занятий.
Следующий этап—преобразовательный—заключается в определении цели и формировании индивидуальной программы занятий. Так как формируемая программа является индивидуальной, то выделяется также творческий этап, который заключается в выборе упражнений и подхода к занятию ими, как форме самореализации. При этом важно следовать методике, используемой для составления индивидуальных тренировочных программ. При составлении своей программы необходимо учитывать такие ключевые факторы, как собственное здоровье. Особое внимание следует уделять наличию хронических заболеваний, которые могут дать осложнения при занятиях спортом или же вовсе привести к травмам. Перед выбором каких-либо упражнений для программы подготовки крайне желательно проконсультироваться со своим врачом и пройти обследование, чтобы выяснить, чего следует избегать.
Также важно знать уровень собственной физической подготовленности.
Виды оздоровительной физической культуры
Оздоровительная физическая культура – это специфическая среда использования средств физической культуры и спорта, оптимизирующая физическое самочувствие человека, восстановление сил затраченных на труд или обучение, создание устойчивого восприятия неблагоприятных факторов окружающей среды.
В основе оздоровительной физической культуры находится двигательная активность, имеющая приоритетное значение для формирования и поддержания нормальной жизнедеятельности человеческого организма, позволяющая предотвратить осложнения после заболеваний и укрепить стойкость к микроорганизмам различной природы. В зависимости от влияния на организм, оздоровительная культура включает упражнения циклического и ациклического характера
Циклические упражнения – это упражнения направленные на повторяющиеся двигательные движения в течение длительного периода времени. В результате циклических упражнений повышается аэробная мощность и выносливость, улучшение сердечной работы и кислородного обращения. К таким видам физической культуры относятся ходьба, бег, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, плавание, гребля.
Массовые виды циклических упражнений:
1.Аэробика позволяет задействовать до 2/3 мышечной массы тела с интенсивностью в пределах уровня ПАНО и временем не более 30 минут.
Аэробика – система упражнений за счет использования кислородного энергообеспечения.
2.Оздоровительная ходьба, широко заменяющая/дополняющая аэробные виды физической культуры в массовом спорте позволяет расходовать до 400 ккал в час и повысить общую выносливость организма на начальной стадии подготовки.
3.Оздоровительный бег, как наиболее доступное средство поддержания организма в тонусе и повышение уровня работоспособности.
Общее влияние бега на организм позволяет добиться функционального изменения центральной нервной системы и компенсировать энергозатраты сдвигами кровеносной системы. Тренировка в беге на выносливость является незаменимым средством разрядки и нейтрализации отрицательных эмоций, которые вызывают нервное хроническое перенапряжение. Специальный эффект беговой тренировки заключается в улучшении возможностей сердечно – сосудистой системы и аэробной производительности организма.
4.Ходьба на лыжах заменяет циклические упражнения, в северных районах мира, обладая теми же оздоровительными свойствами, что и оздоровительный бег.
Ациклическая физическая культура
Ациклические упражнения – упражнения направленные на опорно-двигательный аппарат с изменяющимися движениями на протяжении временного периода. В результате ациклических упражнений повышается мышечная сила, скорость реакции и гибкость суставов. К таким видам движения относятся прыжки, метания, спортивные игры и единоборства. Утренняя гигиеническая гимнастика позволяет привести в норму функционально важные для пробуждения органы и поддерживать работоспособность в течение всего трудового дня. Во время гимнастики активизируются кожные, мышечные рецепторы, вестибулярный аппарат и улучшается функциональность опорно-двигательной системы. Ритмическая и атлетическая гимнастика позволяют увеличить мышечную массу, силовую выносливость и мышечный кровоток. Создают благоприятные условия для формирования основных факторов риска. Хатха-Йога гимнастика как составная часть йоги распространенной в Индии, включает систему упражнений нацеленных на совершенство тела и духовное равновесие посредством дыхательных тренировок и элементов психорегуляции.
Разработка методики занятий физическими упражнениями
В соответствии с индивидуальным уровнем физической работоспособности применяются дифференцированные тренировочные программы. Если в результате регулярных занятий аэробными упражнениями достигаются новые, более высокие показатели физической работоспособности, надо переходить к другой программе тренировки, соответствующей новому уровню физической работоспособности (Купер К. Новая аэробика. М.: ФиС, 1976).
При разработке индивидуальной тренировочной программы необходимо определиться с количеством тренировочных занятий в неделю и их продолжительностью. Считается, что для поддержания уровня физической подготовленности достаточно 2-х разовых занятий в неделю, для повышения уровня физической подготовленности — 3 занятия, для достижения более высоких спортивных результатов — 4 и более.
Зависимость продолжительности занятий, обеспечивающих тренирующий эффект от ЧСС во время работы по М. Ф. Гриценко, Т. Я. Ефимовой, представлена в табл. 1.3.3.
Таблица 1.3.3
ЧСС, уд/мин |
Продолжительность занятий, мин |
110 |
180 |
120 |
90 |
130 |
45 |
140 |
20 |
150 |
10 |
Особое внимание при составлении программы занятий оздоровительной физкультурой следует обратить на начальный этап, особенно новичкам. Люди с низкой физической работоспособностью должны начинать тренировку с ходьбы, затем переходить к чередованию ее с бегом трусцой.
Первые занятия ходьбой следует проводить в течение 30–40 мин в темпе 90–120 шагов в 1 мин. При хорошем самочувствии через пару недель можно увеличить продолжительность занятий до 1 часа и повысить темп ходьбы до 120–140 шагов в 1 мин. Частота занятий — 3–5 раз в неделю. Нельзя забывать, что эффективны лишь непрерывные продолжительные занятия. Так, утренняя ходьба к месту учебы в течение 15 мин и затем такой же длительности вечером домой не равноценны по эффекту 30-минутному непрерывному занятию ходьбой (табл. 1.3.4).
Таблица 1.3.4
Программа ходьбы (до 30 лет)
Неделя |
Дистанция, км |
Время, мин |
Частота занятий в неделю, раз |
1 |
3,2 |
34 |
3 |
2 |
3,2 |
32 |
4 |
3 |
3,2 |
30 |
5 |
4 |
4,0 |
38 |
5 |
5 |
4,0 |
37 |
5 |
6 |
4,0 |
36 |
5 |
7 |
4,8 |
45 |
5 |
8 |
4,8 |
44 |
5 |
9 |
4,8 |
43 |
5 |
10 |
4,8 |
42 |
4 |
Скорость в зависимости от индивидуальных особенностей может варьироваться от 5 до 10 минут на 1 км (табл. 1.3.5). В процессе занятий необходимо в первую очередь следить за пульсом. Для начинающих пульс в среднем не должен превышать 120–130 уд/мин, со средним уровнем физической подготовленности 130–145 уд/мин, с высоким 150–165 и выше уд/мин.
Плавание. Оптимальной оздоровительной дистанцией, оказывающей тренирующее воздействие на организм, принято считать дистанцию от 600 до 800 м. Под легкой нагрузкой подразумевается такое плавание, при котором частота сердечных сокращений не превышает 120 уд / мин, под средней — до 130, под большой — свыше 140 уд /мин. Индивидуальная программа плавания для новичков по К. Куперу составляет дистанцию 350 м. С повышением уровня физической подготовленности к 8–10 тренировочным неделям дистанция увеличивается до 800–900 м (табл. 1.3.6).
Таблица 1.3.5
Программа бега (до 30 лет)
Неделя |
Дистанция, км |
Время, мин |
Частота занятий в неделю, раз |
1 (ходьба) |
3,2 |
32 |
3 |
2 (ходьба) |
4,8 |
48 |
3 |
3 (ходьба + бег) |
3,2 |
26 |
4 |
4 (ходьба + бег) |
3,2 |
24 |
4 |
5 |
3,2 |
22 |
4 |
6 |
3,2 |
20 |
4 |
7 |
4,0 |
25 |
4 |
8 |
4,0 |
23 |
4 |
9 |
4,8 |
30 |
4 |
10 |
4,8 |
27 |
4 |
Таблица 1.3.6
Программа плавания (до 30 лет)
Неделя |
Дистанция, м |
Время, мин |
Частота занятий в неделю, раз |
1 |
350 |
15 |
4 |
2 |
350 |
13 |
4 |
3 |
450 |
15. |
4 |
4 |
450 |
13 |
4 |
5 |
550 |
18 |
4 |
6 |
550 |
16 |
4 |
7 |
650 |
19 |
4 |
8 |
725 |
21 |
4 |
9 |
800 |
23 |
4 |
10 |
900 |
25 |
4 |
Ходьба на лыжах. Рекомендуется начать с 3–5 км, увеличивая постепенно дистанцию до 8–10 км. Скорость при этом возрастает до 5–6 км в час. Продолжительность первых занятий — 30–60 мин, в дальнейшем — до 1,5–2 часов (табл. 1.3.7).
Способ дозирования нагрузки по ЧСС основан на учете внутреннего напряжения функций организма во время выполнения мышечной работы. Чем интенсивнее работа, тем больше функциональная активность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, ответственных за доставку кислорода работающим мышцам. Оптимальный диапазон нагрузки находится в пределах ЧСС от 120 до 170 уд/мин. В этих же границах существует линейная зависимость между мощностью работы, потреблением кислорода, легочной вентиляцией и минутным объемом сердца.
Таблица 1.3.7
Программа ходьбы на лыжах (до 30 лет)
Неделя |
Дистанция, км |
Время, мин |
Частота занятий в неделю, раз |
1 |
3,2 |
32 |
3 |
2 |
3,2 |
31 |
3 |
3 |
3,2 |
30 |
3 |
4 |
4,0 |
38 |
3 |
5 |
4,0 |
36 |
3 |
6 |
4,0 |
34 |
3 |
7 |
4,8 |
42 |
3 |
8 |
4,8 |
40 |
3 |
9 |
4,8 |
38 |
3 |
10 |
4,8 |
36 |
3 |
Если интенсивность работы ниже уровня, рассматриваемого как порог интенсивности, то для достижения тренирующего эффекта необходима очень длительная работа. Безопасный уровень частоты сердечных сокращений при выполнении непрерывных аэробных упражнений можно вычислить по формуле «190 – возраст» или определить по графику изображенному на рис. 1.3.1.
Рис. 1.3.1. ЧСС, рекомендуемая для занятий физическими упражнениями
в зависимости от возраста
На вертикальной шкале указана частота сердечных сокращений в 1 мин, на горизонтальной — возраст. Верхняя сплошная линия показывает максимальную ЧСС для лиц определенного возраста. Чтобы определить безопасный для занятий сердечный ритм, надо найти свой возраст на горизонтальной шкале и отсчитать на нижней сплошной линии показатель ЧСС, соответствующий возрасту занимающихся. Это и будет показатель, необходимый для выполнения упражнений в соответствии с возрастом. Его следует придерживаться (±10–15 уд/мин) во время занятий, чтобы добиться наибольшего эффекта.
Методика оценки уровня физической подготовленности
В спортивной практике при оценке уровня физической подготовленности и в последующем — в процессе учебно-тренировочных занятий — часто используют методику К. Купера. К. Купер (1976 г.) предложил характеризовать физическую (аэробную) работоспособность с помощью 12-минутного теста. Выполнить его очень легко. Надо преодолеть возможно большее расстояние за 12 мин ходьбы, бега, плавания или любого другого аэробного упражнения. Применять 12-минутный тест Купер рекомендует после предварительной подготовки — двухнедельных занятий. Перед тестом надо провести небольшую разминку. При любых неприятных ощущениях (чрезмерная одышка, боли в области сердца и др.) тестирование следует прекратить.
По результатам этого теста можно определить степень своей физической подготовленности
Двенадцатиминутный тест для возрастной группы 20–29 лет
Оценка физической работоспособности |
Дистанции (км) бегом, шагом, преодоленные за 12 мин |
Дистанция плавания (м), преодоленная за 12 мин |
||
Мужчины |
Женщины |
Мужчины |
Женщины |
|
Очень плохо |
менее 1,95 |
менее 1,55 |
менее 350 |
менее 275 |
Плохо |
1,95–2,1 |
1,55–1,8 |
350–450 |
275–350 |
Удовлетворительно |
2,1–2,4 |
1,8–1,9 |
450–550 |
350–450 |
Хорошо |
2,4–2,6 |
1,9–2,1 |
550–650 |
450–550 |
Отлично |
2,6–2,8 |
2,15–2,3 |
более 650 |
более 550 |
Превосходно |
более 2,8 |
более 2,3 |
– |
– |
В спортивной практике в последнее время для определения уровня спортивной подготовленности используют модифицированный тест Купера, где после окончания 12-минутного теста определяется ЧСС в течение первых 30 сек на 2, 3, 4-й минутах восстановления. Индекс модифицированного теста Купера выражается в виде уравнения
Индекс =___Z · 100___
2(f1+f2+f3)
где Z — результат 12-минутного теста (м), f1, f2, f3 — ЧСС за первые 30 сек на 2, 3, 4-й минутах восстановления.
С учетом этого индекса выработаны стандарты модифицированного теста Купера для молодых мужчин и женщин (табл. 1.3.2).
Стандарты модифицированного теста Купера для молодых мужчин и женщин
Оценка физической работоспособности |
Индекс модифицированного теста Купера |
|
Женщины |
Мужчины |
|
Очень плохо |
менее 430 |
менее 580 |
Плохо |
430–510 |
580–680 |
Удовлетворительно |
510–590 |
680–780 |
Хорошо |
590 – 670 |
780–880 |
Отлично |
Более 670 |
более 880 |
Рекреационная направленность использования средств физической культуры
Рекреационная направленность физических упражнений предполагает использование средств физической культуры с целью более эффективного отдыха, восстановления сил, израсходованных в процессе труда. В выходные дни и отпускное (каникулярное) время все шире используется средства физической культуры как факторы после рабочего (учебного) восстановления, укрепления здоровья и организации здорового отдыха. Рекреационные формы организации досуга, целиком или в значительной мере основанные на применении средств физической культуры, весьма разнообразны. Это туристические походы в выходные дни и отпускное время (пешие, водные, велосипедные и др.); экскурсии, связанные с двигательной активностью; физкультурно-массовые мероприятия, включающие подвижные игры и спортивные развлечения; пешие и лыжные прогулки, купания, пляжный волейбол, городки, бадминтон, рыбная ловля, охота.
При организации активного отдыха следует ориентироваться не только на интерес к тому или иному виду спорта, но и на черты характера. Так, если человек легко отвлекается от работы и быстро в нее включается, общителен с окружающими, эмоционален в спорах, то ему лучше всего остановить свой выбор на игровых видах спорта или заняться одним из видов единоборств; если же он усидчив, сосредоточен в работе и склонен к однородной деятельности без постоянного переключения внимания, способен длительное время выполнять физически тяжелую работу, значит, ему подойдут занятия бегом, лыжами, плаванием, велоспортом. Естественно, что эффективность использования любой рекреационной формы физической культуры в организации своего досуга во многом определяется правильным не противоречащим элементарным методическим и гигиеническим требованиям нормирования нагрузок и продуманной подготовки. Например, в туризме — это выбор соответствующего (доступного для уровня физической и технической подготовленности) маршрута.
Интервалы отдыха между занятиями зависят от величины тренировочной нагрузки. Они должны обеспечивать полное восстановление работоспособности до исходного уровня или же до фазы супер компенсации (сверх восстановления). Тренировка в фазе недо восстановления недопустима для занимающихся оздоровительной физической культурой, так как адаптационные возможности людей среднего возраста ограничены. Чем больше величина тренировочной нагрузки, тем более продолжительными должны быть интервалы отдыха. При 3-разовой тренировке с использованием средних по величине нагрузок (30–60 мин) продолжительность отдыха 48 ч обеспечивает полное восстановление функций. При малых нагрузках (15-30 мин) восстановление работоспособности завершается в течение нескольких часов, поэтому тренировки могут проводиться 5–6 раз в неделю. Однако, например, ежедневный бег с использованием малых нагрузок менее эффективен, поскольку вызывает значительно меньшие функциональные сдвиги в организме.
Восстановительная направленность использования средств физической культуры
Восстановительная направленность физических упражнений предусматривает использование средств физической культуры для восстановления функциональных и приспособительных возможностей организма после длительных периодов напряженных тренировочных и соревновательных нагрузок, особенно при перетренировке и ликвидации последствий спортивных травм, а также устранения нарушений физических функций организма, вызванных хроническими стрессами или заболеваниями.
В качестве таких средств обычно рекомендуются дозированная ходьба, ходьба на лыжах, плавание и лечебная гимнастика (отличающаяся замедленным темпом выполнения упражнений, плавностью движений), элементы аутотренинга, способствующие саморегуляции психического состояния и мышечного тонуса. Обязательно определяются двигательные режимы: щадящий, тонизирующий и тренировочный.
Лечебное действие физических упражнений основано на способности стимулировать физиологические процессы в организме. Так, гимнастические упражнения оказывают воздействие не только на различные системы организма, но и на отдельные мышечные группы, суставы, связки, сухожилия, позволяя при этом восстановить, сохранить и развить ряд двигательных качеств (силу, гибкость, быстроту, координацию и т.п.).
Все физические упражнения делятся на общеразвивающие и специальные.
Общеразвивающие (общеукрепляющие) упражнения направлены на оздоровление и укрепление всего организма.
Специальные упражнения избирательно воздействуют на ту или иную часть организма или опорно-двигательного аппарата. Например, упражнения для туловища по своему физиологическому воздействию на организм являются общеукрепляющими для здорового человека, для больного же со сколиозом, остеохондрозом и др. эти упражнения — специальные, т.к. они способствуют решению непосредственно лечебной задачи — увеличению подвижности позвоночника и укреплению мышц, окружающих его, коррекции позвоночника.
Таким образом, одни и те же средства физической культуры могут быть как тренировочными (оздоровительными), так и специальными, с восстановительной, лечебной направленностью. Ходьба, бег, плавание, ходьба на лыжах используются как средства общеразвивающие, тренирующие организм человека, и как средства реабилитации, восстанавливающие функции, нарушенные болезнью. В последнем случае очень важное значение имеет дозирование физической нагрузки (установление суммарной величины ее), соответствующей физическим возможностям и состоянию здоровья или диагнозу заболевания человека. Дозировка нагрузок, как уже говорилось, определяется в основном расстоянием, продолжительностью и темпом ходьбы, плавания и т.п. и также соотношением продолжительности нагрузки и отдыха.
Вывод.
В заключение хотелось бы отметить, что индивидуальная программа физического воспитания вряд ли сравнится по эффективности с занятиями в зале, под присмотром и с помощью профессионального тренера, тем не менее, она остается отличной альтернативой для поддержания тонуса и хорошего самочувствия для многих людей.
1
- Авторы
- Резюме
- Файлы
- Ключевые слова
- Литература
Нуцалов Н.М.
1
Пеняева С.М.
1
1 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
В данной статье рассмотрено понятие индивидуальных оздоровительных программ, разница между общим и личным планами занятий, общими и специальными комплексами упражнений, рекомендации по чередованию определенных групп упражнений и важность правильного дыхания. Описаны особенности составления индивидуальных программ, а именно: необходимость обязательного учета уровня физической подготовленности и подробной оценки физического здоровья студента. Их взаимосвязь с основными этапами физического самовоспитания. Дано объяснение понятия и важности частоты сердечных сокращений (ЧСС) и зависимость нагрузки от ударов в минуту. Затронуты суть и нюансы рекреационной направленности физической культуры, ее цели, задачи и варианты организации. Представлено понятие лечебной физической культуры и особенности построения ее методик, критерии дозировок занятий, а также общие стандарты оценки физической подготовленности по К. Куперу. Без соответствующих знаний будет невозможно верно составить график, комплексы упражнений, правильно их выполнять, а следовательно, вероятность риска уменьшения эффективности или даже ее полного отсутствия становится выше, что приводит к пустой трате времени и энергии в лучшем случае и получению физических травм и вред здоровью в худшем. Данная работа посвящена описанию правильных подходов и подготовке для формирования оздоровительной программы, которые помогут избежать возможных негативных последствий.
физические занятия
направленность
программы
личный план
индивидуальный
подготовленность
1. Методика составления индивидуальных программ физического самовоспитания и занятий с оздоровительной, рекреационной и восстановительной направленностью (медленный бег, плаванье, прогулка на лыжах и др.) [Электронный ресурс]. URL: https://studfiles.net/preview/4313009 (дата обращения: 09.09.2018).
2. Физическое самовоспитание и совершенствование [Электронный ресурс]. URL: http://inseopro.ru/samorazvitie/fizicheskoe-samovospitanie-i-samosovershenstvovanie.html (дата обращения: 09.09.2018).
3. Методика составления индивидуальных программ физического самовоспитания и занятий оздоровительной, рекреационной и восстановительной направленности [Электронный ресурс]. URL: https://m.studme.org/188004134117/meditsina/metodika_sostavleniya_individualnyh_programm_fizicheskogo_samovospitaniya_zanyatiy_ozdorovitelnoy (дата обращения: 09.09.2018).
4. Рекреационная направленность использования средств физической культуры [Электронный ресурс]. URL: https://studwood.ru/1023245/turizm/rekreatsionnaya_napravlennost_ispolzovaniya_sredstv_fizicheskoy_kultury (дата обращения: 09.09.2018).
5. Требования к составлению индивидуальных программ занятий физическими упражнениями [Электронный ресурс]. URL: https://revolution.allbest.ru/sport/00716426_0.html (дата обращения: 09.09.2018).
Нет необходимости говорить о пользе регулярных занятий спортом, об этом твердят с малых лет: выполнение физических упражнений повышает выносливость, стойкость, неутомимость и работоспособность организма, поэтому занятия физической культурой поэтапно выстраиваются во всех учебных заведениях.
Актуальность и важность составления специальных программ обусловлена индивидуальностью состояния организма каждого человека. Для их создания существует определенная система знаний по проведению занятий, некоторые из которых будут затронуты в данной работе, в частности тест К. Купера и методика оздоровительной физической культуры. Без соответствующих знаний будет невозможно верно составить график, комплексы упражнений, правильно их выполнять, а следовательно, вероятность риска уменьшения эффективности или даже ее полного отсутствия становится выше, что приводит к пустой трате времени и энергии в лучшем случае и получению физических травм и вреда здоровью в худшем.
Отдельное внимание уделяется психологической подготовленности человека, предварительной работе с ним и организации занятий, а также оздоровительной направленности и положениям лечебной физкультуры.
Что такое физическое самовоспитание?
Самовоспитание – это осознанное стремление личности реализовать собственный потенциал, обычно сопровождающееся четко поставленной целью [1–3]. Понятие физическое самовоспитание по сути ничем не отличается от основного, отличительной чертой является более узкая направленность, а именно формирование физической культуры человека.
Процесс развития самодисциплины включает несколько этапов, которые определяют позицию личности касательно своего здоровья, психофизического состояния, а также физического совершенствования.
Физическое образование и воспитание сами по себе не дадут длительных положительных результатов при отсутствии дисциплины студента, что есть проявление силы духа и силы воли, которая играет значительную роль в самостоятельной организации собственной деятельности студентом. Но стоит отметить, что данный психологический фактор крайне зависим от мотивации, внутреннего стремления к прогрессу, которое построено на наличии определенной цели или идеализированного в сознании человека образа.
В идеале, развитие самовоспитания и позволяет расширить и увеличить практические умения и навыки.
Желание и готовность познать собственные психические и физические возможности, понимание и восприятие здоровой красоты человеческого тела, осознание уникальности своего внутреннего мира ведет к развитию творческого мышления, восприятия, индивидуальности, что, конечно же, распространяется практически на все сферы деятельности – работу, социальное взаимодействие, досуг, организацию отдыха.
В итоге мы имеем развитие постоянного стремления и потребности в саморазвитии, весомый объем знаний и двигательных умений, склонность к творческому неординарному образу жизни.
Развитие физического самовоспитания состоит из трех этапов:
I этап заключается в самопознании. Развитие критического отношения человека к самому себе: своему телу, здоровью, позициям, выявление положительных и отрицательных сторон. К упражнениям первого этапа относят самонаблюдение, самоанализ и самооценку.
Это оценочные методы, адекватность которых зависит от умения субъекта видеть, систематически наблюдать за своими качествами на основе конкретных критериев. В конечном итоге данный этап позволяет понять свои психофизические возможности и сформировать волевой настрой.
II этап – «преобразовательный».
Ставится цель и составляется индивидуальная программа занятий, то есть личный план, почти полностью основанный на первом этапе.
Целью программы является корректировка здоровья и повышение физической подготовленности до требуемого уровня, а также формирование образовательных компетенций. Для реализации поставленной цели подбираются средства и упражнения с обязательным учетом особенностей, возможностей и интересов студента.
На данном этапе чаще рекомендуют заниматься на тренажерах, плаваньем, ходьбой на лыжах, спортивной ходьбой, бильярдом (подробнее об этом в работе Н.П. Сухарева, Н.М. Нуцалова) «Бильярд в системе средств физической культуры» или другими видами спорта.
III этап – заключительный. Он направлен на осуществление построенной программы, то есть иначе его можно назвать практическим.
Этап основывается на использовании способов психологического воздействия на самого себя. Это может быть поиск мотивации или мотиватора, самоприказ, самовнушение и любые другие методы, направленные на самосовершенствование.
Оценка уровня физической подготовленности
Оценка физических способностей важна для правильного составления индивидуальной программы, которая может существенно отличаться от плана, предназначенного для общей группы [4]. По результатам оценки подбираются специальные комплексы упражнений, ориентированных на укрепление или реабилитацию отдельных групп мышц или разработки суставов, на основе исходящих данных определяется объем и интенсивность занятий, продолжительность их выполнения.
Для оценки уровня физической подготовленности, чтобы построить последующую программу занятий, используют методику К. Купера, который предложил тест, по итогам которого возможно оценить уровень работоспособности. Выполнить его очень легко: следует преодолеть наибольшее расстояние за 12 мин, выполняя любое аэробное упражнение. Проходить этот тест рекомендуется после предварительной подготовки – занятий в течение двух недель. Перед тестом обязательно провести разминку. При любых неприятных ощущениях тестирование следует прекратить.
По истечении времени определяется частота сердечных сокращений в течение первых 30 с, на первой, второй, третьей и четвертой минутах восстановления.
По результатам этого теста можно определить степень своей физической подготовленности.
Критерии для возрастной группы 20–29 лет:
? Бег/шаг в км –
– для женщин: очень плохо – меньше 1,55 км; превосходно – более 2,3 км;
– для мужчин: очень плохо – 1,95 км; превосходно – более 2,8 км.
? Плавание в м –
– Для женщин: очень плохо – менее 275 м; превосходно – более 550 м;
– Для мужчин: очень плохо – менее 350 м; превосходно – более 650 м.
Общие стандарты для молодых мужчин и женщин
Индекс модифицированного теста Купера:
? для женщин:
– очень плохо – менее 430;
– отлично – более 670;
? для мужчин:
– очень плохо – менее 580;
– хорошо – более 880.
Составление индивидуальных тренировочных программ
Учитывая индивидуальный уровень физической подготовки и работоспособности, применяются разные тренировочные программы [4]. При составлении личного плана необходимо определиться с количеством тренировок в неделю и их продолжительностью, о чем говорилось ранее.
Если в результате регулярных занятий аэробными упражнениями студент начинает достигать лучших результатов, то нужно переходить к другой программе, соответствующей новому уровню физической работоспособности. Для поддержания уровня физической подготовленности считается достаточным заниматься два раза в неделю, для повышения уровня – 3 занятия в неделю, для достижения более высоких спортивных результатов – 4 и более.
Продолжительность занятий зависит от частоты сердечных сокращений во время работы. В таблице ниже представлена зависимость продолжительности времени занятий.
Зависимость продолжительности времени занятий от частоты сердечных сокращений
ЧСС, ударов в минуту |
Продолжительность занятий, мин |
110 |
180 |
120 |
90 |
130 |
45 |
140 |
20 |
150 |
10 |
График количества занятий и время и чередование их выполнения зависят от силы внутреннего напряжения организма во время выполнения мышечной работы. Чем энергичнее и интенсивнее работа, тем большая активность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, которые отвечают за доставку кислорода. Нормальный диапазон нагрузки находится в пределах ЧСС от 120 до 170 уд/мин. Если интенсивность работы ниже минимального уровня, то для достижения тренирующего эффекта необходима очень длительная работа.
К начальному этапу занятий оздоровительной физкультурой нужно отнестись с особой осторожностью, особенно новичкам. План для людей с низкой физической работоспособностью должен строиться поэтапно, с возрастающей нагрузкой.
Бег
Помните, что эффективны лишь непрерывные продолжительные занятия. Так, утренняя ходьба к месту учебы или работы в течение 15 мин и затем такой же длительности вечером домой не равноценны по эффекту 30-минутному непрерывному занятию ходьбой.
Скорость оздоровительного бега может изменяться от 5 до 10 мин на 1 км. В процессе занятий необходимо следить за пульсом, нормы которого должен знать либо сам студент, либо курирующий его.
Плавание
Лучшей дистанцией, оказывающей тренирующее воздействие на организм, считается расстояние от 600 до 800 м.
По К. Куперу, программа плавания для новичков составляет дистанцию 350 м. С повышением уровня физической подготовленности к 8–10 неделям тренировок дистанция может увеличиваться до 800–900 м.
Ходьба на лыжах
Рекомендуется начинать с 3–5 км, постепенно увеличивая расстояние. Скорость при этом возрастает до 5–6 км/ч. Время первых занятий должно составлять от 30 до 60 мин, в дальнейшем – до 1,5–2 ч.
Рекреационная направленность занятий физической культурой
Данная направленность предполагает занятия спортом для восстановления возможностей организма после длительных периодов тренировочных и соревновательных нагрузок и ликвидации последствий спортивных травм, устранения нарушений физических функций организма, а также с целью проведения более эффективного отдыха, восстановления сил, израсходованных в течение рабочего дня.
Обязательно определяются двигательные режимы: щадящий, тонизирующий и тренировочный. Восстановление организма происходит благодаря способности физических упражнений стимулировать его физиологические процессы.
Важно знать, что все физические упражнения делятся на общеразвивающие и специальные. Общеразвивающие упражнения направлены на оздоровление и укрепление всего организма, а специальные избирательно воздействуют на ту или иную часть организма или опорно-двигательного аппарата.
В выходные и период отпуска/каникул спорт приобретает характер средства восстановления, укрепления здоровья, повышения тонуса и организации здорового отдыха.
Варианты организации отдыха весьма разнообразны. Это могут быть длительные пешие или лыжные прогулки, физкультурно-массовые мероприятия, экскурсии, связанные с двигательной активностью, велопрогулки; купание, пляжный волейбол, бадминтон, охота.
Составление индивидуального комплекса упражнений лечебной физкультуры
Лечебная физическая культура – дисциплина, которая состоит из специально составленных индивидуальных программ упражнений, направленных на реабилитацию больных и инвалидов, а также профилактику заболеваний [5]. Курс такой дисциплины состроит из трех этапов: вводного (3–5 дней), основного и заключительного (3–5 дней).
Построение частных методик ЛФК
В основе построения частных методик лежат следующие положения:
1) интегральная оценка состояния;
2) обязательный учет патогенетической и клинической характеристики заболевания;
3) возраст и тренированность больного;
4) определение терапевтических задач;
5) составление программы специальных упражнений, оказывающих направленное воздействие на восстановление функций пораженной системы;
6) грамотное сочетание специальных видов физических упражнений с общеукрепляющими.
Основные критерии дозировки при проведении лечебной гимнастики:
? подбор физических упражнений;
? количество повторений;
? плотность нагрузки на протяжении процедуры;
? продолжительность процедуры.
Как уже говорилось ранее, общая физическая нагрузка подразделяется на 3 степени:
1. Щадящая – допускает применение элементарных гимнастических упражнений в сочетании с дыхательными.
2. Тонизирующая – подразумевает исключение бега, прыжков и сложных гимнастических упражнений.
3. Тренировочная – без ограничений.
В ЛФК существует практика проведения воспитательных задач. Поэтому большое значение придается таким чертам, как сознательность, активность, наглядность, доступность, систематичность и последовательность.
Критерии дозировок занятий:
? Прогулки по ровному месту:
? расстояние;
? продолжительность;
? темп ходьбы.
? Маршруты туризма определяются:
? продолжительностью;
? рельефом местности;
? темпом ходьбы;
? чередованием ходьбы и отдыха на привалах.
? Нагрузка при купании и плавании зависит:
? от температуры воды и воздуха;
? интенсивности занятий;
? продолжительности процедуры.
Выполнение дыхательных упражнений не менее важно. Они используются с целью:
1) обучения больного правильному дыханию;
2) уменьшения физической нагрузки;
3) направленного воздействия на дыхательный аппарат;
Единственным правильным типом дыхания считают полный, когда в акте участвует весь дыхательный аппарат.
? Одним из условий применения дыхательных упражнений является их соотношение с гимнастическими упражнениями. Применять упражнения в глубоком дыхании следует после выраженных физических нагрузок. Например, оздоровительный бег предусматривает чередование сразу нескольких заданий:
? бега;
? ходьбы;
? дыхательных упражнений с учетом постепенного увеличения продолжительности.
Заключение
В представленной работе рассмотрено понятие индивидуальных оздоровительных программ, а также условия их составления, а именно: необходимость обязательного учета уровня физической подготовленности и подробной оценки физического здоровья студента. Их взаимосвязь с основными этапами физического самовоспитания. Затронуты суть и нюансы рекреационной направленности физической культуры, представлено понятие лечебной физической кльтуры и особенности построения ее методик, критерии дозировок занятий.
Помните, что работа должна проводиться со специалистами, так как занятия с неверно составленным графиком и подобранными упражнениями могут нанести больший вред и лишь усугубить ситуацию!
Библиографическая ссылка
Нуцалов Н.М., Пеняева С.М. ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ С ЦЕЛЬЮ ОЗДОРОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2018. – № 6.
– С. 31-35;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1784 (дата обращения: 21.05.2023).
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)
11
физического
самовоспитания и занятий
с оздоровительной,
рекреационной
и
восстановительной направленностью
(медленный
бег, плавание, прогулка на
лыжах и др.)
1.3.1. Понятие
«физическое самовоспитание»
Физическое
самовоспитание
понимается как процесс целенаправленной,
сознательной, планомерной работы над
собой и ориентированный на формирование
физической культуры личности.
Он включает совокупность приемов и
видов деятельности, определяющих и
регулирующих эмоционально окрашенную,
действенную позицию личности в отношении
своего здоровья, психофизического
состояния, физического совершенствования
и образования.
Физическое
воспитание и образование не дадут
долговременных положительных результатов,
если они не активизируют стремление
студента к самовоспитанию и
самосовершенствованию. Самовоспитание
интенсифицирует процесс физического
воспитания, закрепляет, расширяет и
совершенствует практические умения
и навыки, приобретаемые в физическом
воспитании.
Стремление к
самопознанию психофизических возможностей,
пониманию красоты человеческого тела
и спортивных движений, а также к пониманию
автономии своего внутреннего мира ведет
к формированию творческой индивидуальности
человека высокого уровня физической
культуры. Обычно такие люди не
довольствуются достигнутыми результатами,
а постоянно стремятся к созиданию
нового. Причем их творческий настрой
не ограничивается лишь физическим
самосовершенствованием и охватывает
другие сферы жизни — труд, быт, общение,
организацию отдыха.
Как правило,
результатом подобных усилий становится
сформированная потребность в саморазвитии,
достаточно большой объем усвоенных
знаний, двигательных умений и навыков,
развитое аналитическое и интуитивное
мышление, способность и стремление к
жизнетворчеству.
Конечно,
здесь важна мотивация, которая стимулирует
и мобилизует личность на проявление
двигательной активности. Какими могут
быть мотивы? Это потребность в движениях
и физических нагрузках, общение, дружеская
солидарность, соперничество, подражание,
эмоциональная разрядка, самоутверждение,
веяния моды, способ развлечения, активный
отдых и т. п. В большинстве случаев у
юношей сильно выражено стремление через
занятия добиться самоутверждения,
социального признания, хорошего развития
физических качеств. У девушек, как
правило, преобладают желание иметь
красивое телосложение. В целом мотивы,
побуждающие к физическому самовоспитанию
вообще и выбору вида физические упражнений
в частности, могут быть различными.
Процесс физического
самовоспитания включает три основных
этапа.
Начальный этап
связан с формированием ценностно-смысловогоотношения человека к своей физической
форме. Сюда входят и знание теоретических
основ физического развития и коррекции
здоровья, и знание своих психофизических
возможностей, и формирование положительного
эмоционально-волевого настроя на
физическое самовоспитание.
Следующий
этап — преобразовательный.
Здесь, исходя из самохарактеристики,
определяется цель и индивидуальная
программа физического самовоспитания.
Цель может носить обобщенный характер
и ставится, как правило, на большой
отрезок времени — годы. Например, цель
индивидуальной программы физического
самовоспитания с оздоровительной
направленностью — коррекция здоровья
и повышение физической подготовленности
в соответствии с требованиями будущей
профессиональной деятельности. В этом
случае, для реализации цели подбираются
средства и методы физического
самовоспитания с учетом своих интересов,
возможностей, условий. (Это может быть
плавание, ходьба на лыжах, спортивные
игры, занятия на тренажерах и любой
другой вид физических упражнений).
В
целях правильного дозирования физической
нагрузки по интенсивности, объему,
продолжительности занятий необходимо
оценить свое физическое развитие,
определить уровень подготовленности
и, сравнивая их с рекомендуемыми
стандартами, разработать индивидуальную
двигательную программу.
Последний этап —
творческий.Это этапсамореализациистудентов и выпускников вузов в сфере
физической культуры.