Как составить программу концерта авторской песни

Обучайтесь и развивайтесь всесторонне вместе с нами, делитесь знаниями и накопленным опытом, расширяйте границы знаний и ваших умений.

поделиться знаниями или
запомнить страничку

  • Все категории
  • экономические
    43,653
  • гуманитарные
    33,653
  • юридические
    17,917
  • школьный раздел
    611,901
  • разное
    16,903

Популярное на сайте:

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах. 

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте. 

Как быстро и эффективно исправить почерк?  Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью. 

                                                     Сурган В.И., педагог дополнительного образования,

                                                     руководитель клуба «Гитара и песня» ЦрТдЮ города

                                                     Пласт, Челябинской области.

                 Методическая разработка творческо-тематического вечера

«Наполним музыкой сердца».

                                                               «Лес должен быть не пройден, а прожит….»

                                                                                  (Ю.Устинов)

Цель: знакомство с жанром  бардовской песни.

Задачи:

– показать жанр бардовской песни как самостоятельное явление нашей отечественной культуры;

– показать, что жанр бардовской песни – это проявление народного творчества, один из самых массовых видов творчества;

– показать, что жанр бардовской песни обладает величайшим духовным потенциалом, способствует воспитанию и становлению личности, способной сопереживать, сочувствовать, любить, стремиться к добру и гармонии.

Рекомендации к проведению:

– вечер можно провести для любой аудитории, где это будет возможно: в школе, учреждении культуры, в учреждениях дополнительного образования и т.д., соответствующими работниками образования и культуры;

– для проведения вечера помещение желательно оформить и подготовить для атмосферы теплого, дружеского разговора по душам между ведущими, зрителями и бардами. Можно использовать мягкий свет, свечи. Перед началом вечера, пока собираются зрители, включить легкую гитарную музыку;

– вечер может вести один или несколько ведущих;

– для проведения вечера желательно пригласить местных бардов для живого исполнения песен или (и) подготовить соответствующие фонограммы песен или исполнителей;

– сценарий вечера включает в себя тексты песен, аккорды для аккомпанемента, комментарии. Исходя из условий, контингента слушателей, исполнителей, можно использовать другие бардовские песни, которые соответствовали бы содержанию текста, комментариев ( продолжительность мероприятия – примерно 1,5 часа);

– исходя из условий, продолжительность можно варьировать, сокращать или дополнять, при этом не искажая цели и задач мероприятия.

Используемый материал:

– тексты бардовских песен с аккордами для аккомпанемента на 6-струнной гитаре.

1. «Наполним музыкой сердца», муз. и сл. Юрия Визбора.

2. «Как здорово», муз. и сл. Олега Митяева.

3. «Воспоминания о школе», муз. и сл. Александра Дольского.

4. «Каждый выбирает для себя», муз Виктора Берковского, сл. Юрия Левитанского.

5. «Счастливый жребий», муз. и  сл. Булата Окуджавы.

6. «Братские могилы», муз и сл. Владимира Высоцкого.

7. «Песня о друге», муз и сл. Владимира Высоцкого.

8. « Ах, какая  пропажа», муз и сл. Юрия Визбора.

9. «Грузинская песня», муз и сл. Булата Окуджавы.

10. «Посвящение», муз и сл. Александра Дольского.

11. « Научи меня жить», из репертуара гр. «Воскресенье».

12. «Осень», муз и сл. Николая Шипилова.

13. «Город», из репертуара гр. «Аквариум».

14. «Моя звезда», муз. Александра Суханова, сл. Иннокентия Анненского.

15. «Я хотел бы подарить тебе песню», муз и сл. Александра Розенбаума.

16. «Ночная дорога», муз Виктора Берковского, Сергея Никитина, сл. Юрия Визбора 

Сценарий вечера

Ведущий:

Здравствуйте!

        Мы рады, что сегодня выпала возможность нам пообщаться, поговорить, послушать и спеть под гитару. Разговор у нас пойдет о жанре бардовской песни, еще ее называют авторской самодеятельной песней.

       Жанр бардовской песни как явление отечественной культуры появился в 50-60-х годах 20  века. Благодаря творчеству таких известных бардов, как Булат Окуджава, Юрий Визбор, Владимир Высоцкий и других, жанр получил имя и право на самостоятельное существование в нашей культуре. Булат Окуджава – профессионал в поэзии, Юрий Визбор – журналист, обаятельный, интеллигентный, энергичный человек, ну а Владимир Высоцкий приобрел поистине всенародную любовь своими песнями.

      Основное качество бардовской песни – это то, что за песней всегда стоит какое-то чувство, смысл, душа автора. Бардовская песня – живая песня, она спрашивает, советует, рассказывает, печалится и веселится.

Звучит песня Ю. Визбора «Наполним музыкой сердца»

Ведущий: Авторская самодеятельная песня – один из самых массовых и демократичных видов искусства. Об этом свидетельствуют многотысячные аудитории фестивалей бардовской песни, которые проходят круглый год в самых разных уголках нашей Родины. Самый известный среди них – это Грушинский фестиваль авторской самодеятельной песни, который традиционно проходит в первые выходные июля недалеко от города Самара. Фестиваль посвящен памяти геройски погибшего студента Валерий Грушина. У нас на Урале известен и знаменит Ильменский фестиваль, который традиционно проходит во вторые июня на берегу Ильменского озера близ города Миасс.

       Чтобы написать хорошую бардовскую песню, совсем необязательно быть профессионалом в музыке, поэзии, быть профессиональным исполнителем или гитаристом. Песне нужно отдать частичку своей души, а для этого нужно обладать гармоничной, доброй, светлой и безграничной душой.

Звучит песня О. Митяева « Как здорово»

Ведущий: Бардовская песня имеет многовековую историю и существует с момента появления человечества. Она имела разные названия, свои особенности, бытовала в разных странах и уголках нашей земли, но суть бардовской песни была и остается неизменной. Расскажу одну притчу.

          Еще задолго до Рождества Христова на земле жили люди, которые назывались кельтами. Своих мудрых учителей они называли друидами. Перед знаниями друидами законов материального и духовного мира  преклонялись многие народы, населявшие тогда Землю. Чтобы получить звание начальной степени друидов, избранные должны были 20 лет обучаться у жреца – друида. Пройдя испытания, обучение и посвящение избранник назывался – БАРД. Теперь он имел моральное право идти в народ и петь, вселяя в людей СВЕТ и ИСТИНУ своей песней, формируя словами образы, исцеляющие душу.

        Бардовская песня, как никакая другая песня, способствует работе души, а следовательно, и ее исцелению. Бардовскую песню, и в этом ее особенность, можно воспринять только тогда, когда внимание слушателя ничем не отвлекается. Перед слушателем лишь проникновенная мелодия и образы, которые создает песня. Нужно полностью погрузиться в чувственно-образный мир песни, необходимо создать свои слушательские образные картины, мысли, переживания, откликнуться на песню сердцем, а для этого необходима как раз работа. Работа мысли, чувств, памяти, сердца. Работа души.

Звучит песня Александра Дольского «Воспоминания о школе»

Ведущий:  Бардовская песня – это язык сердца, души. Исполнитель бардовской песни должен донести, прежде всего, смысл песни, ее чувства. Донести красиво, изящно, доходчиво. Это песни не для развлечения, их нельзя слушать между делом, ибо не будет контакта на чувственном уровне или он будет ослаблен.

      Если эстрадная песня чаще всего для телодвижения, этому способствует ритмичная музыка, световые эффекты, простые тексты, то бардовская песня чаще всего – это песня для движения души, этому способствует мягкий аккомпанемент гитары, доверительная интонация исполнения, хороший уровень стихов, образность песни. Ни отличный вокал, ни прекрасное музыкальное сопровождение, никакие свето- и спецэффекты не сделают песню бардовской, если не будет искренности в самой песне, в ее исполнении.

      Исполнитель  бардовской песни должен показать, прежде всего, не свой прекрасный вокал, умение играть на музыкальном инструменте, хотя это и немаловажно, он должен открыть и показать духовнобогатый, чувственный мир песни, а если песня по- настоящему бардовская – она обладает этим миром. Если же исполнитель не наполнит песню энергией своих чувственно-образных картин, а просто красиво споет, то песня будет синтетическая, неживая.

           Звучит песня «Каждый выбирает для себя»  (муз Виктора Берковского, сл. Юрия Левитанского)

Ведущий: Мэтр бардовской песни Михаил Анчаров образно высказал следующую мысль: «Бардовская песня – продукт витаминный, но чтобы он принес пользу, его нужно пережевать и переварить. Это не супчик там какой-то протертый, который проглотил и довольно. Тут нужно потрудиться, но польза от этого – ощутимая».

          Возьмем, к примеру, песню Булата Окуджавы « Счастливый жребий». Если при прослушивании не представить себе мысленную картину городского сада после дождичка, просторных небес в ярких красках, не попытаться услышать мелодию, которую играет послевоенный оркестр, то песня не будет воспринята, не будет услышана. И, мало того, нужно ощутить боль песни, представить, что был до войны оркестр веселый, игривый, а теперь, после войны, музыка оркестра изливает боль. Боль за погибших на войне музыкантов, боль за поседевших слушателей, боль автора, прошедшего войну. И эта боль проливается черными ручьями в кровь слушателя. Песня, образы, создаваемые песней, способствуют тому, чтобы слушатель почувствовал эту боль, откликнулся на нее, пропустил ее через свои воспоминания, через свои потери, утраты, через свое сердце. Истинно бардовская песня заставляет человека строить свои образные картины, фантазировать, переживать, сострадать, радоваться и печалиться. Картины, где декорации и сюжет, главные действующие лица и исполнители  заимствованы из духовно – чувственного мира каждого конкретного слушателя. Чем богаче этот опыт у слушателя, чем больше накоплено и пережито в плане чувственности, тем ярче и красочнее эти картины, тем масштабнее работа души.

         Звучит песня Булата Окуджавы «Счастливый жребий»

Ведущий: Вот, что говорил Владимир Высоцкий  в свое время про бардовскую песню:     « Искусства настоящего без страдания нет. И человек, который не выстрадал, творить не может. Необязательно, чтобы его притесняли или стреляли в него, мучили или пугали тюрьмой, достаточно, чтобы в его душе, даже без внешних воздействий, человек испытывал чувство страдания за людей, близких, вообще за ситуацию… Авторская песня – тут уж без обмана, тут будет стоять перед вами весь вечер один человек с гитарой, глаза в глаза. И расчет в авторской песне только на одно- на то, что вас беспокоят точно так же, как и меня, те же проблемы, судьбы человеческие, одни и те же мысли. И точно так же вам, как и мне, рвут душу и скребут по нервам несправедливости и горе людское. Короче говоря, все рассчитано на доверии. Вот что нужно для авторской песни: ваши глаза и уши и мое желание вам что-то рассказать, а ваше желание что-то услышать».

     Звучит песня Владимира Высоцкого «Братские могилы»

Ведущий:  Существует такое понятие, как идеальная песня – это эталон, где все составляющие песни – слова, музыка, исполнение, сопровождение, смысл, чувства – находятся в гармонии, удачно дополняя друг друга, чтобы в песне разные по своему уровню развития люди нашли что-то свое. Что трогало бы их душу. Вот что говорил по этому поводу Владимир Высоцкий: « Над песней работать нужно больше, чем даже над крупным поэтическим произведением. Ее нужно оттачивать  так, чтобы она влезала в уши и в души одновременно. Не отдельно – сначала услышал, потом осознал, а сразу. Потом ее можно взять домой, найти второй план, третий, четвертый, кто как хочет, но в душу она должна сразу входить».

        Сейчас прозвучит песня Владимира Высоцкого, которая называется «Песня о друге» и которая является, на мой взгляд, идеальной песней. Тема дружбы, измены, предательства, мужества и трусости занимает важное место в бардовской песне. Предлагаю вам , слушая эту песню, не только нарисовать мысленную картину всего того, о чем поется в песне, но и попытаться представить  себе людей, которые были, есть или будут в вашей жизни в те моменты, когда решается, чего стоит человек на самом деле; друг он или враг, или просто так. Как поведут они себя в экстремальной ситуации, как поведете себя вы. Но зла на предавших и слабых не держите, а, как советует Высоцкий, просто не берите их в «горы». Песня выступает катализатором для погружения в мир чувств, эмоций, переживаний, и если вы услышите ее не только ушами, но и сердцем, вы почувствуете, увидите, как она (песня) засверкает новыми, яркими красками.

          Звучит песня Владимира Высоцкого «Песня о друге»

Ведущий: Бардовская песня, ее мысль. Чувства могут быть усвоены  в полной мере таким человеком, у которого ассоциации, вызванные песней, входят звеном в состав его личного опыта. Если он это уже переживал, об этом думал. Восприятие человеком любой информации, в том числе и находящейся в бардовской песне, напрямую зависит от его уровня мировоззрения. Как человек относится к окружающему нас миру, что видит в людях, природе, событиях. Как понимает свою судьбу, свое предназначение, так он и воспринимает бардовскую песню. Одна и та же песня вызывает иногда совершенно полярные мнения, чувства, ассоциации у людей, ведь люди разные, с разным багажом жизненного опыта, с разным количеством любви, сострадания, с различным взглядом на проблему добра и зла, цели, смысла и сути человеческой жизни.

        Звучит песня Юрия Визбора «Ах, какая пропажа»

Ведущий: Бард занимается песенным творчеством, как, впрочем,  и эстрада, рок, романс, народная песня и т. д., но бард должен «пахать глубже», его «творческий плуг» должен идти не по поверхностным чувственным категориям, истинам, взглядам, а гораздо глубже, и самый важный пласт тем – это разрешение вопроса, основного вопроса жизни человека, – «зачем он пришел на эту землю, куда идет и правильно ли идет?»

        Звучит песня Булата Окуджавы «Грузинская песня»

Ведущий: Чтобы соответствовать истинному предназначению барда, мне кажется, что автор, исполнитель должен быть не только хорошим поэтом, музыкантом, певцом. Он должен быть всесторонне развитым, образованным, культурным, грамотным человеком. Он должен иметь богатый жизненный опыт, богатый духовный мир. Сочиняют многие, поют многие, но бардами можно назвать единицы. Барду присуща жизненная мудрость. Его песни добры, глубоки, мудры, светлы и образны.

         Звучит песня Александра Дольского «Посвящение»

Ведущий: На мой взгляд, главный момент, принцип для того, чтобы определить, относится ли данная песня к бардовской, является не то, что человек, профессиональный музыкант, композитор, поэт или непрофессионал написал сам музыку, слова и сам же ее исполняет под собственный аккомпанемент. Или происходит какое-то частичное творчество – написание стихов или написание музыки для чьих – то стихов. Главным является то, какова сама песня. Если за песней, за исполнением чувствуется мысль, образ, если песня находит отклик в сердце, вызывая эмоциональное сопереживание, и если эти сопереживания глубокие, добрые, светлые, то это песня бардовская, независимо от того, исполняется она автором или другим исполнителем, под гитару или под оркестровое сопровождение, поет ли ее рок-группа, эстрадный певец или непрофессиональный исполнитель, – все это не так важно. Главное – это сама песня и величина резонанса в сердце слушателя. Имеет ли песня свое лицо, характер, душу, живая ли она, добрая ли она, умная ли она, светлая ли она?

        Звучит песня «Научи меня жить» из репертуара группы «Воскресенье»

Ведущий: Бардовская песня не пишется на заказ. Это песни, написанные в состоянии высокого эмоционального подъема, связанного с каким – либо стресс – фактором. Это могут быть эмоции восторженного созерцания природы, чувство горечи в результате предательства, чувство разочарования при развенчивании какого – либо идеала, чувство гордости, уважения, радости, любви, страха, тоски, досады, тревожности, надежды, нежности, раскаяния, ироничности, благодарности и многие другие стороны душевного напряжения. Очень много песен написано про осень. Видимо, это время года, как никакое другое, поднимает человека над житейской суетой, возвышает, окрыляет и направляет на творческое самовыражение.

      Увядание природы после буйного лета – это печально, уныло, светло, торжественно и величаво. Здесь сокрыта великая Тайна и Истина, и от соприкосновения с ней люди начинают творить, кто музыку, кто книгу, кто картину, кто песню.

          Звучит песня Николая Шипилова « Осень»

Ведущий: Гитара, как никакой другой инструмент, подходит для бардовской песни. Недаром сцена Грушинского фестиваля авторской самодеятельной песни сделана в форме гитары. Лиричная, задушевная, мягкая, проникновенная, искренняя, она хороша и в узком кругу друзей, и в шумных концертных залах, в туристическом походе у костра и в камерном зале любителей классической музыки. С изобретением электрогитары она стала самым массовым из музыкальных инструментов. Освоить несложный аккомпанемент для пения может фактически каждый.

      Гитара – самый интимный музыкальный инструмент.  Великий итальянский музыкант Никколо Паганини сказал: «Все музыкальные инструменты нарушают тишину, а гитара ее создает» Ну а бардовской песне как раз необходима тишина для разговора по душам.

        Звучит песня « Город» из репертуара группы «Аквариум»

Ведущий: Бардовская песня задевает чувственный мир человека и приносит пользу силою самой природы. В душе есть нечто сокровенное, духовное, слишком глубоко запрятанное, которое освобождается, будучи произнесенным, затронутым.

           Звучит песня «Моя звезда» (муз. Александра Суханова, сл. Иннокентия

                   Анненского)

Ведущий: Мне кажется, что нужны не только глубокие, философские, умные, красивые и сложные песни. Нужны также песни легкие, незатейливые, поверхностные, развлекательные, но которые вызывают добрые эмоции, чувства, создают хорошее настроение, задевают такие стороны души, как сочувствие, сопереживание. Ведь люди все разные, и то, что увидит, почувствует и услышит один, не поймет другой, и то, над чем улыбнется один, вызовет умиленную радость и слезы у другого. Каждому – свое и каждому времени и настроению – своя песня. Поэтому когда начинается борьба против шлягеров, пустых любовных песенок, хочется сказать, чтобы их оставили в покое, каждый сам решит, что ему слушать, и всякие песни рождаем мы сами – слушатели. Гораздо сложнее с песнями циничными, пошлыми, но и здесь нужно бороться не столько с песнями и с теми, кто их сочиняет и поет, а заглянуть себе в душу, ведь это мы сами, слушатели, порождаем эти песни, наше невежество и темнота. Ведь если бы все ценили, любили и слушали только хорошие песни, то не было бы и плохих.

 Звучит песня Александра Розенбаума «Я хотел бы подарить тебе песню»

Ведущий: Закончить наш творческо-тематический вечер нам поможет песня  «Ночная дорога», муз Виктора Берковского, Сергея Никитина, сл. Юрия Визбора. Прошу выйти на сцену всех исполнителей, которые нам сегодня пели и всем вместе со зрителями дружно спеть финальную песню. До новых встреч, счастливого пути, удачи!

      Звучит финальная песня «Ночная дорога» (муз Виктора Берковского, Сергея Никитина, сл. Юрия Визбора) 

Сценарий вечера бардовской песни «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались…»

Автор: Рябинина Елена Владимировна

Предмет: Музыка

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

Сценарий вечера бардовской песни «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались…»

Краткое описание работы: Сценарий вечера бардовской песни «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались…» будет полезен для внеклассной работы как учителям предметникам, так и классным руководителям.

Сценарий вечера бардовской песни

«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались…»

 (звучит песня «Милая моя», на экране горит костёр)

«И сама по себе не играет гитара

А дана человеку как голос души…»

Ю. Визбор

Добрый день! Здравствуйте! Мы рады приветствовать вас на вечере гитарной песни. Сегодня мы будем слушать и исполнять  любимые песни под гитару. Кто-то из великих музыкантов сказал, что любой музыкальный инструмент нарушает тишину, а гитара ее создает. Ну, а бардовской песне как раз необходима тишина – для разговора по душам

Морозным, зимнем днём сегодня

О бардах поведем рассказ,

И песни, что хоть раз слыхали,

А может, видели, читали,

Споём все вместе мы сейчас.

Песня №1

«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались…. »

Песни у костра…. тихо потрескивают дрова…

и мы  погружаемся в созерцание живого пламени свечи. (зажигается свеча)

Оно завораживает , отвлекает от повседневных мыслей.

Не грейте руки над свечой,

Не в том ее предназначенье,

Она всегда в родстве с мечтой,

Она источник вдохновенья.

Разрешите представить  наших гитаристов, которым предоставляется право зажечь свечи: Алексей Паладьев,

Кирилл Макаров

(зажигают свечи),

звучит песня №2

Макаревич

«Пока горит свеча»  или  «Свечи…»

Бардовские песни, песни под гитару, негромкие, искренние, идущие из самых сокровенных глубин человеческой души. «Бродячие» (как их еще называют) авторские песни – это те, от которых веет в зале дымом костра, запахом свежевыпавшего снега, ароматом предстоящей дороги… Что важно в песнях бардов? По-моему, доброта, человечность, честь, милосердие, любовь.

Пусть струны звонкие гитары

Для всех сегодня прозвучат,

И, может, песен этих старых

Мотивы просто как подарок

И в ваши души постучат!

Предлагаем песню, которая многим  хорошо известна. Эта песня даёт надежду, дарит мечту, а главное говорит о настоящей дружбе, без которой нет бардовской песни.

звучит песня №3

«Алые паруса»

Бардовская песня имеет многовековую историю и существует с момента появления человечества. Она имела разные названия, свои особенности, бытовала в разных странах и уголках нашей Земли, но суть бардовской песни была и остается неизменной.

Послушайте одну притчу. Еще задолго до Рождества Христова на Земле жили люди, которых назывались кельтами. Своих мудрых учителей они называли друидами. Перед знанием материального и духовного мира друидов преклонялись многие народы, населяющие тогда Землю, Чтобы получить звание начальной степени друида, Избранные должны были обучаться этому 20 лет у жреца – друида. Пройдя обучение, испытания и посвящение Избранный назывался Бардом. Теперь он имел моральное право идти в народ и петь, вселяя в людей Свет и Истину, своей песней, словами формируя образы, исцеляющие душу …

Одним из таких «целителей человеческих душ считается Юрий Визбор

Именно Юрий Визбор был и остаётся одним из самых любимых бардов? Пожалуй, потому, что он пел о своей жизни, говорил о том, что волнует его самого, рассказывал о своем понимании любви и ненависти, дружбы и предательства, трусости и мужества. Пел о своём – а люди узнавали себя. Или не узнавали, но очень хотелось узнать, потому что лирические герои Визбора – люди неординарных мыслей, поступков, чувств, переживаний.

Какая музыка была,

Какая музыка звучала!

Она совсем не поучала,

А лишь тихонечко звала.

Звала добро считать добром,

А хлеб считать благодеяньем,

Страданье вылечить страданьем,

А душу греть вином или огнём.

Лучшие авторские песни имеют свой сюжет, свою драматургию, и что очень важно – в них есть открытость, идет рассказ о самом сокровенном, личном. Юрий Визбор не дожил ни до своего первого сборника, ни до первого диска. Официальное признание к нему пришло после смерти. Официальное – после смерти, народное – давным-давно и, кажется, навсегда.

Звучит песня №4

«Перевал»

На рубеже 50 – 60 г г . в России распространилась «песенная поэзия». Полутора десятилетиями позже по соседству с ней возникла рок – поэзия. С каждого кассетника звучат песни В. Цоя.  Огромная страна движется навстречу переменам именно под песни

музыки группы “Кино”.

Звучит песня №5

В.Цой, группа “Кино”.

Бардовская песня не пишется на заказ. Эти песни, написанные в состоянии высокого эмоционального подъема, связанного с каким-либо стресс-фактором. Это могут быть эмоции восторженного созерцания природы, чувство горечи в результате предательства, чувство разочарования при развенчивании какого-либо идеала, чувство гордости, уважения, радости, любви, тоски, надежды, благодарности и многие другие стороны душевного напряжения.

Чтобы написать хорошую бардовскую песню, совсем необязательно быть профессионалом в музыке, поэзии, быть профессиональным исполнителем или гитаристом. Песне нужно отдать частичку своей души, а для этого нужно обладать гармоничной, доброй, светлой и безграничной душой.

Звучит песня №6

«Оркестр»

Исполнитель бардовской песни должен донести, прежде всего, смысл песни, ее чувства. Донести красиво, изящно, доходчиво. Это песни не для развлечения, их нельзя слушать между делом.

Основное качество бардовской песни – это то, что за песней всегда стоит какое-то чувство, смысл, душа автора. Бардовская песня – это живая песня. Она спрашивает, советует, рассказывает, печалится и веселится.

Звучит песня №7

«Кораблик  детства»

Очень много песен написано про осень. Видимо это время года, как никакое другое, поднимает человека над житейской суетой, возвышает, окрыляет и направляет на творческое самовыражение.

Увядание природы после буйного лета – это печально, уныло, светло, торжественно, величаво.

Здесь сокрыты Великая Тайна и Истина, и от соприкосновения с ней люди начинают творить кто музыку, кто книгу, кто картину, кто песню.

Звучит песня №8

«Что такое Осень?»

Завершим наш творческий вечер песней

Звучит песня №8

«Ты да я, да мы с тобой…»

Благодарим всех, кто пришел на вечер гитарной песни. Надеемся, что наша встреча вам понравилась,  и мы встретимся ещё.

Наполним музыкой сердца

Сценарий литературно-музыкального вечера авторской песни

Большой зал библиотеки. На рояле – портреты В.Высоцкого, Ю.Визбора, Б. Окуджавы, А.Галича и других  авторов  – исполнителей; видеозапись  Грушинского  фестиваля; отрывки из кинофильмов «Вертикаль», «Хозяин тайги», «Покровские ворота», «Белое солнце пустыни»; на авансцене – гитара.

Звучит песня Ю.Визбора «Наполним музыкой сердца».

 Выходят ведущие.

Ведущий 1          Никогда ни о чем не жалейте вдогонку,

                              Если то, что случилось нельзя изменить

Как записку из прошлого, грусть свою скомкав

С этим прошлым порвите непрочную нить…

Никогда не жалейте о том, что случилось,

                              Иль о том, что случиться не может уже

                              Лишь бы озеро вашей души не мутилось

                              Да надежды, как птицы, парили в душе

                               Не жалейте своей доброты и участья,

                               Если даже за все вам усмешка в ответ

                               Кто-то в гении выбился, кто-то в начальство.

                              Не жалейте, что вам не досталось их бед.

                              Никогда, никогда ни о чем не жалейте –

                              Поздно начали вы или рано ушли

Кто-то пусть гениально играет на флейте –

                              Но ведь песни берет он из вашей души

                              Никогда, никогда ни о чем не жалейте

Ни потерянных дней, ни сгоревшей любви

Пусть другой гениально играет на флейте,

                              Но еще гениальнее слушали вы.

Ведущий 2

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня нам выпала возможность пообщаться, чем-то поделиться, послушать песни и спеть под гитару. Потому что разговор у нас пойдет о жанре бардовской песни; еще ее называют авторской, самодеятельной песней.

Во второй половине 50-х – начале 60-х годов у русской поэзии появилось новое, параллельное русло. Его создавали «поющие поэты» – авторы стихов и музыки своих песен, являвшиеся одновременно их исполнителями (как правило, под аккомпанемент гитары).

Песни такого рода поначалу исполнялись в дружеских компаниях, в туристических походах, геологических экспедициях, зачастую они предназначались для узкого круга, и прямой контакт исполнителя и слушателей создавал теплую, неформальную и доверительную атмосферу.

Ведущий 1   

Со временем некоторые из авторов песен начали выступать с публичными концертами, еще больше расширили их аудиторию магнитофонные записи. Поющих поэтов стали слушать (и петь) тысячи незнакомых им людей по всей стране.

Когда появились поющие поэты, то посвященная им передача радиостанции «Юность» получила полушутливое название «Барды» (народные певцы древних кельтских племен, которые впоследствии стали профессиональными поэтами – бродячими или живущими при княжеских дворах (главным образом Ирландии, Уэльса и Шотландии)). Слово «бард» укоренилось в обиходе и им до сих пор продолжают называть тех, кто сочиняет песни и сам исполняет их, аккомпанируя себе на гитаре.

Звучат песни Ю.Кукина «За туманом, В. Канера «А все кончается»

Ведущий 2

Однако самым общепринятым стало выражение «авторская песня», впервые употребленное журналисткой Аллой Гербер на страницах журнала «Юность». Это выражение подхватили многие. Его согласились применить к своей работе такие лидеры и авторитеты, как Окуджава, Галич, Высоцкий. Поэтому это понятие «авторская песня» дожило до нашего времени. Сегодня эти песни звучат и по радио и по телевидению, в кинофильмах и спектаклях.

Вот уже несколько поколений тянутся к тому светлому и живому, что есть в самодеятельных  песнях. Все авторы этих песен абсолютно индивидуальны, одного не спутаешь с другим…

Мажорный, солнечный, всегда с юморком, Юлий Ким поет  совсем иначе, чем нервный, звучащий подчас трагически  Евгений Клячкин. Юрий Визбор – это  вольные ветра, простор  равнин, вечность гор, Ада Якушева – сама женственность, Александр  Городницкий – сама  мужественность, Виктор Берковский – темперамент и экспрессия, Сергей Никитин – мелодичность, задушевность и затаенность.

 И тем очевидней проступает то общее, что объединяет всех их: стремление к истине, неприятие лжи и фальши.

Ведущий 1

Особенность бардовской песни – это то, что за песней всегда стоит какое-то чувство, смысл, душа автора. Бардовская песня не пишется на заказ. Эти песни, написанные в состоянии высокого эмоционального подъема. Это могут быть эмоции восторженного созерцания природы, чувство горечи в результате предательства, чувство разочарования при развенчивании какого-либо идеала, чувство гордости, уважения, радости, любви, тоски, надежды, благодарности и многие другие стороны душевного напряжения.

Бардовская песня – это живая песня. Она спрашивает, советует, рассказывает, печалится и веселится. Она не служит для развлечения, ее нельзя слушать между делом.

Перед слушателем лишь проникновенная мелодия и образы, которые создает песня. Нужно полностью погрузиться в ее мир, попробовать создать свои образные картины, мысли, переживания, откликнуться на песню сердцем, а для этого необходима как раз работа. Работа мысли, чувств, памяти, сердца, работа души…

 Ю.Визбор «Домбайский вальс», «Ты у меня одна»

Ведущий 2

Одно из направлений авторской песни, присущее многим авторам – философская лирика, т.е. размышления на темы жизни и смерти, добра и зла, времени и судьбе, победе и поражении. Ярким представителем этого направления, как и многих других в авторской песни, является Владимир Высоцкий.

          Поэзия Высоцкого философична насквозь. Он не просто высказывает мысль, он переживает ее с полной душевной отдачей.

Лучшие песни Владимира Высоцкого – для жизни. В песнях этих есть то, что может поддержать тебя в трудную минуту, есть неистощимая сила, непоказная нежность и размах души. А еще в них есть память. Память пройденных дорог и промчавшихся лет. Наша с вами память … 

   А еще беспощадное сомнение в себе, нравственный максимализм самооценки, – все, что помогло Высоцкому, Галичу реализоваться как творческим личностям.    Адекватное восприятие их философских произведений невозможно, если слушатель не примет те же беспощадные критерии к самому себе и к своей жизни.

В.Высоцкий  «Он начал робко с ноты до»

 А.Галич «Когда я вернусь»

Ведущий 1

Авторская песня явилась одной из форм противостояния мыслящей части общества тоталитаризму и возникла она как альтернатива «советской массовой песни» – жанру тоталитарного искусства, создававшемуся композиторами, певцами и поэтами.

            Всех творцов авторской песни объединяют уважение к человеческой индивидуальности, мечта о таком обществе, где права личности признаются не на словах, а на деле, где свобода мысли считается нормой, а не аномалией.

Время сеет ветры, мечет молнии,

Создает советы и комиссии,

Чего ни день – безмолвие

Славит многодумное безмыслие.

Здесь подслушивают и пишут заносы:

Я сижу, гитарой тренькаю –

Хохот, грохот, гогот, звон…

И сосед-стукач за стенкою

Прячет в стол магнитофон.

Я выбираю Свободу, –

Но не из боя, а в бой,

Я выбираю Свободу

Быть просто самим собой.

            В этих строках – правда о недавней истории России: одни выбрали ложь и сытость, другие – внутреннюю свободу – и судьбу узников и изгнанников.

Ведущий 2   

Недаром с конца 60-х годов авторская песня вынуждена была перейти на полулегальное положение: ее вытесняли из радиоэфира, почти не допускали на телеэкран. Концерты бардов организовывались с неизменным риском и тщательно контролировались «личностями в штатском». Критике  в официальной прессе подвергались не только Высоцкий и Галич, но и Окуджава.

Настоящих людей так немного!

Все вы врете, что век их

Посчитайте и честно и строго,

Сколько будет на каждый квартал.

Настоящих людей очень мало

На планету – совсем ерунда,

На Россию – одна моя мама,

Только что ж она может одна?

                      (Б. Окуджава)

Булат Окуджава… Его песни были адресованы не столько всем вместе, сколько каждому в отдельности, причем с каждым устанавливался как бы двусторонний душевный контакт. Шла беседа, длился разговор, переходя из песни в песню. Причем, это относится не только к текстам его песен, но и к их мелодиям, и его удивительно искреннему и проникновенному исполнению, к его столь богатому тембровыми оттенками голосу, гибкому и выразительному.

«Грузинская песня» Б. Окуджавы,

Ведущий 1

А сейчас давайте поговорим о той тематической группе песен, которую условно, можно назвать сатирической. «Шуточная песня» – так характеризуют свои выступления многие исполнители авторской песни. Но это отнюдь не исключает их глубины и серьезности. Авторы в них «борются» с пьяницами и бездельниками, они наглядно демонстрируют, как социальная система помогает развитию в людях не лучших, а худших качеств.

           И Гоголь, и Зощенко, и вслед за ними Высоцкий ждали от читателей и слушателей не только умения понимать шутки, но и способности критически посмотреть на самих себя со стороны.

И все-таки сатирические песни не создают ощущения безысходности. При всей беспощадности взгляда, авторы песен в каждом, даже самом опустившемся, самом озлобленном человеке пытаются раскопать что-то человеческое и живое.

Звучат песни В.Высоцкого «Диалог у телевизора», «Два письма».

Ведущий 2

Предлагаем всем нам сделать отклонение в сторону «негромких» интонаций, в сторону «тихой лирики». Каждый поэт – это явление не только литературное, но и музыкальное. Если бы Булат Окуджава, Александр Дольский, Вероника Долина и другие не сочиняли музыку и не пели своих стихов под гитару, в них все равно бы чувствовалось незримое звучание гитарных струн.

Ведь гитара, как никакой другой инструмент подходит для бардовской песни. Лиричная, задушевная, мягкая, проникновенная, искренняя, она хороша и в узком кругу друзей, и в камерном зале любителей классической музыки.

Гитара – самый интимный музыкальный инструмент. Кто-то из великих музыкантов сказал, что любой другой инструмент нарушает тишину, а гитара ее создает. Ну, а бардовской песне как раз необходима тишина – для разговора по душам.

Но внутри каждого музыкального инструмента, даже такого как гитара, есть некая тайная оркестровность. Поэзия наши поющих бардов – это «надежды маленький оркестрик под управлением любви».

В тебе есть что-то неземное

Ты не из нашей суеты,

И что случается со мною

Когда ко мне приходишь ты?

В тебе есть что-то неземное

Ты словно ангел меж людьми

И я души твоей не смою

Не смою я твоей любви.

В тебе есть что-то неземное

Возьми меня в свою страну

Перед тобою и собою

Я искуплю свою вину.

Звучит фонограмма В.Долиной «Песня о маленькой любви»

Ведущий 1

Картина авторской песни нашего времени была бы неполной без упоминания наиболее популярного направления авторской песни. Условно мы назвали его походные песни, рожденные именно в дороге или по впечатлениям от походов, экспедиций, или в мечтах о синих горах, зеленых озерах, далеких странах.

 Туристские песни – это далеко не всегда песни о палатках, дорогах, кострах. Говоря об этих песнях, надо, прежде всего, говорить о людях, ведущих активный образ жизни, стремящихся отдыхать содержательно, интересуясь  миром во  всем его  многообразии не только через экран телевизора. Многие из этих песен стали просто народными и живут уже не одно поколение. Их пели наши родители и сегодня поем их мы.

Звучат походные песни

Ведущий 2

Да, нелегкая эпоха, нелегкие судьбы вошли в авторские песни, но, что бы там ни было, они полны твердой, безмятежной уверенности в превосходстве и конечной победе добра.

Закончить наш творческий вечер нам поможет песня Юрия Визбора «Ночная дорога». Прошу раздать тексты песен, выйти всех исполнителей, которые нам сегодня пели, на нашу импровизированную сцену, всех зрителей и всем вместе, дружно спеть финальную песню.

До новых встреч, счастливого пути!

Ю. Визбор «Ночная дорога»

Сценарий подготовили: Н.А. Солонина, Л.Э. Волкова

Центр культурных программ

Сценарий
вечера бардовской песни

20
декабря 2010

«У
меня было много удач.

Но,
пожалуй,

самая
главная пришла в тот день,

когда
я в первый раз придумал

мелодию
к своему стихотворению»

Б.Окуджава

Ведущий
1.
Здравствуйте! Мы рады, что сегодня нам выпала
возможность пообщаться, поговорить, послушать и спеть под гитару.

Ведущий
2.
Разговор у нас пойдет о жанре бардовской песни (Звучит
мелодия Окуджавы)

Ведущий
1.
Жанр бардовской песни как явление отечественной культуры
нашего времени появился в 50-60 годах
XX
века. Благодаря творчеству таких известных бардов, как Булат Окуджава, Юрий
Визбор, Владимир Высоцкий, Татьяна Визбор, Вероника Долина, Александр Дольский,
Юлий Ким, Александр Городницкий, Олег Митяев, Сергей Никитин, Александр
Розенбаум.

Ведущий
2.
Барды… Это слово пришло к нам из далеких средних
веков с территории современной Ирландии и Шотландии. В ту пору было там немало
бродячих и придворных музыкантов, которые сами сочиняли стихи и распевали под
струны древнего инструмента крота. Этих музыкантов и стали называть словом 
бард из обихода кельтов, которые там жили в ту пору. Означает слово бард – поэт
– певец. С большой любовью они сочиняли и распевали героические песни, баллады.
Много времени прошло с тех пор и всегда были, есть и будут талантливые и
увлекающиеся люди не только любящие поэзию, но и сами описывающие в стихах то,
что их особенно волнует. А когда в руки берут они гитару – инструмент, так
сказать походный и начинают распевать свои сочинения под ее аккомпанемент – вот
тогда – то и рождаются порой настоящие песенные шедевры. Сила их в том, что они
не оставляют слушателей равнодушными.

Ведущий
1. (Звучит песня Ю.Визбора «Милая моя»)
 
Чтобы написать хорошую бардовскую песню, совсем необязательно быть
профессионалом в музыке, поэзии, быть профессиональным исполнителем или
гитаристом. Песне нужно отдать частичку своей души, а для этого нужно обладать
гармоничной, доброй, светлой и безграничной душой.

Ведущий
2.
«Разрешите вам напомнить о себе…» Это
строка из песни отражает добрую иронию, которую излучал Юрий Визбор. Нам
живущим в эпоху саморекламы, трудно представить деликатного кумира. Характерный
мягкий выговор, неповторимый тембр и спокойствие, сразу расставляющее все на
свои места в этом суетном мире.

Ведущий
1.
Сам о себе он писал так: наполовину литовец,
наполовину украинец. Вспоминал, как любили  у них дома петь, особенно русские
народные песни. Отсюда, пожалуй,  любовь к песне. Первое свое стихотворение
Визбор сочинил в возрасте 14 лет, когда летом работал в пионерском лагере
помощником пионервожатого. Было оно о первой неудавшейся любви. Окончил
факультет русского языка и литературы в лучшем в ту пору пединституте имени
Ленина в Москве.  Будучи от природы человеком одаренным и увлекающимся он часто
бывал в походах, увлекался лыжным спортом. Работал учителем, журналистом,  драматургом,
сценаристом, радистом, снимался в кино и стал в последние годы особенно
известен в стране и за рубежом как исполнитель роли Бормана в кинофильме
«Семнадцать мгновений весны».  Однако все эти годы,  где бы он ни был и чтобы
он не переживал –  все находило отражение в его песнях.

Ведущий
2.
И сегодняшний наш вечер мы хотели начать с композиции
Юрий Визбора «Перевал». Эту песню представит нам 11 «А» класс.

(Выступление)
11 А

Ведущий 1. Еще
одно имя, которое хочется упомянуть в этот вечер – Булат Шалвович Окуджава. 
Такие же барды, как  и он,  называют его  знаменем бардовской песни. Судьба
Окуджавы  не была простой, хотя родился он семье партийных работников в 1924
году,  в Москве.  Его родителей арестовали, когда он был еще ребенком, поэтому
школу он оставил и с 14 лет начал трудиться. В 1941 году 19 летним юношей
уходит добровольцем на фронт,  был ранен, все  впечатления военных лет навсегда
стали одной из главных тем его творчества.   А сочинять стихи он очень любил и
делал это с самого детства. Печатать его стихи начали в 1945 году, а первую
песню его заметили и оценили еще в военные годы.

Ведущий 2.
Многие стихи рождаются у Булата Шалвовича вместе с музыкой, так появляются его
необыкновенно глубокие  песни о чем – то очень важном в жизни  –  дружбе, 
любви и вообще о ее смысле. Взяв в руки гитару,  он своим небольшим голосом
смог завоевать признательность слушателей и в России и за рубежом .

Ведущий 1.
И наш вечер продолжает песня Булата Окуджавы «Винная косточка» в исполнении 10
«А» класса.

(Выступление) 10 А

Ведущий
1.
Бардовская песня не пишется на заказ. Эти песни,
написанные в состоянии высокого эмоционального подъема, связанного с каким-либо
стресс-фактором. Это могут быть эмоции восторженного созерцания природы,
чувство горечи в результате предательства, чувство разочарования при
развенчивании какого-либо идеала, чувство гордости, уважения, радости, любви,
тоски, надежды, благодарности и многие другие стороны душевного напряжения.

Ведущий
2.
Творчество группы «Белая Гвардия» и ее
исполнителя Зои Ященко особенно близко студенческим душам, бродягам,
одиночкам, юным философам, тем, кто летает во сне и смотрит закаты на крышах
высоток…  Белая Гвардия” – группа, представляющая собой
инструментализированную поэзию, играющая в стиле “Сенти-Ментальный
рок”. Этимология этого словосочетания следующая: ментальный – значит
умственный, сентиментальный – чувственный. А РОК – понимать можно по-разному:
или как направление в музыке, или как судьбу, предначертанное, неминуемое.
Сенти-Ментальный рок – узкая тропинка между логикой и чувством, попытка
объединить женское и мужское начало, инь и ян…

Ведущий
1.
Композицию группы «Белая гвардия представляет учащаяся
11 «Б» класса Болганова Дарья  

(Выступление)
Болганова Дарья

Ведущий
1.
Гитара, как никакой другой инструмент подходит для
бардовской песни. Недаром сцена Грушинского фестиваля авторской, самодеятельной
песни сделана в форме гитары. Лиричная, задушевная, мягкая, проникновенная,
искренняя, она хороша и в узком кругу друзей, и в камерном зале любителей
классической музыки. Гитара – самый интимный музыкальный инструмент. Кто-то из
великих музыкантов сказал, что любой другой инструмент нарушает тишину, а
гитара ее создает. Ну, а бардовской песне как раз необходима тишина – для
разговора по душам.

Ведущий
2.
Всем нам также известно творчество Юрия Шевчука и
группы «ДДТ».
Свои ранние песни Шевчук писал под влиянием отечественных
бардов, в первую очередь Владимира Высоцкого, Булата Окуджавы и Александра
Галича, а также русских поэтов Серебряного века — Осипа Мандельштама, Сергея
Есенина и других. Шевчук продолжал развивать тематику песен Высоцкого, за что
его до сих пор нередко сравнивают с великим бардом. Основной тематикой
творчества Шевчука является гражданственно-патриотическая лирика, а также
социальная сатира и протест. В этом году группа празднует свой 30-летний юбилей.

Ведущий
1
. И сейчас мы послушаем композицию группы «ДДД» в
исполнении 10 «Б» класса.

(Выступление)
10 Б

Ведущий
1.
Исполнитель бардовской песни должен донести, прежде
всего, смысл песни, ее чувства. Донести красиво, изящно, доходчиво. Это песни
не для развлечения, их нельзя слушать между делом. Бардовская песня задевает
чувственный мир человека и приносит пользу силою самой природы. В душе каждого
человека есть нечто сокровенное, духовное, слишком глубоко запрятанное, которое
освобождается, будучи произнесенным, затронутым.

Ведущий
2.
Мы хотим представить вам также творчество известного
барда  Юрия Кукина.   С 1948 года начал писать песни и исполнять их,
аккомпанируя себе на семиструнной гитаре. Многие из этих песен получили широкую
популярность в среде туристов, геологов. Со временем Кукин стал лауреатом
различных конкурсов, фестивалей, таких, как Конкурсы туристской песни в Москве,
в Ленинграде.  В июне 1964 года в Ленинграде, с успехом прошел фестиваль «Белые
ночи». На котором прозвучали две песни в исполнении Юрия Кукина «За туманом» и
«Париж». И сегодня вашему вниманию предлагаем послушать композицию «За туманом»
в исполнении 11 «В» класса.

(Выступление)
 11 В

Ведущий 1.  Авторская
песня стала своего рода протестом против поверхностного искусства, имитации
чувств. Она противостоит развлекательной эстрадной песне, для которой важны
главным образом ритм, пестрота, световые эффекты, доходчивые слова…
Развлекательная песня- явление музыкальное, авторская песня – прежде всего
литературное. Она пишется думающими людьми для думающих людей…

Ведущий 2.
Именно этим занимается наш с вами земляк – Виктор Каменский.  Окончил
 Волгоградский  гидромелиоративный  техникум и Волгоградское училище искусств.
По профессии — педагог. Играет на 6-струнной гитаре, баяне, фортепиано. Пишет
песни на свои стихи. Член группы “Альманах”. Лауреат Грушинского
Фестиваля.  Увлекается альпинизмом. Автор четырех мюзиклов, трех детских
музыкальных сказок. И сейчас мы предлагаем вам послушать одну из его собственных
композиций  «Анна играет фугу» в исполнении  учащейся  11 «Б» класса Смирновой
Светланы. (Выступление) Смирнова Светлана

Ведущий 1. Ну
и, конечно, никак нельзя обойтись сегодня без имени  Владимира Высоцкого
Наверное,
у каждого человека, знакомого с
его песенным
творчеством, есть, так сказать, «свой собственный Высоцкий», есть песни,
которые нравятся больше других. Нравятся потому, что они чем-то роднее, ближе,
убедительнее.
  К его песням можно относиться
по-разному.  Их можно любить или не любить. Можно принимать или отвергать. И
долго спорить о них тоже можно. Но мимо песен Владимира Высоцкого нельзя
пройти. И нельзя сделать вид, что их просто-напросто не существует. Сами песни
не дадут этого сделать. Ибо они всегда заметны, всегда слышимы.  Лучшие песни
В.Высоцкого – для жизни. Они  – друзья людей. В песнях этих есть удивительная
сила. Сила, которая помогает выстоять слабым  и обрести уверенность 
растерявшимся. На его песни можно опереться, как на плечо, потому что в них
звучит надежность и правда.

Ведущий
2.
 Но нам  кажется,
что нужны не только глубокие, философские, красивые и сложные песни. Нужны
также песни легкие, незатейливые, но которые вызывают добрые эмоции. Каждому –
свое, и каждому времени и настроению – своя песня.

И мы предлагаем вам послушать шутливую песню Владимира Высоцкого «Утренняя
гимнастика» в исполнении 10 «В» класса.

(Выступление)
10 В

Ведущий
1.
Но вот наш теплый вечер подошел к своему концу. А
поможет нам его завершить песня популярного барда Олега Митяева «Как
здорово, что все мы здесь сегодня собрались».  Мы предлагаем спеть ее всем
вместе. Кто забыл слова, смотрите на экран. Всего доброго и всем участникам 
большое спасибо!

Добавить комментарий