1. Программа (греч. programma – объявление, предписание) – 1) план деятельности; 2) изложение основных целей и задач; 3) последовательное описание операций для компьютера; 4) краткое систематическое изложение содержания обучения; 5) перечень радио- и телепередач; 6) порядок концертных, цирковых номеров, выступлений.
Конкурс (лат. concursus – стечение, столкновение) – соревнование, имеющее целью выявить лучших из числа его участников.
Конкурсная программа – здесь: форма досугового мероприятия, основанная на последовательности конкурсов. (Этим термином называют и программу какого-либо конкурса: «Конкурсная программа Каннского кинофестиваля».)
В числе досуговых мероприятий наряду с конкурсной можно выделить, в частности, концертную, танцевальную, экскурсионную, шоу-программу и их комбинации. Объединяющий признак – многоэлементность.
Отличительная черта конкурсной программы как формы организации досуга (в отличие от просто конкурса) – смещение целей. Ее главной целью является не столько выявление победителей, как в конкурсе, сколько с помощью соревнования – развлечение, развитие, рекреация, удовлетворение других потребностей участников и зрителей. Таким образом, наибольшую ценность представляет не результат, а процесс.
2. Конкурсные программы различаются:
- по типу подвергаемых испытаниям способностям человека – интеллектуальные, творческие (в том числе танцевальные, музыкальные и т.п.), спортивные, психологические (например, «Интуиция»), а также комбинированные;
- по жанру – комические, драматические, мелодрамы, триллеры и т.п.;
- по наличию темы – тематические и нетематические;
нетематическими являются, в частности, многие интеллектуальные КП («Своя игра»),
- по наличию театрализации – театрализованные и нет;
театрализация подразумевает наличие сюжетных связок конкурсами, которые отыгрывают актеры, изображающие персонажей;
- по месту проведения – сценические, на открытой площадке и т.п.;
- по составу участников – командные, индивидуальные и индивидуально-командные;
индивидуально-командные – основанные на сочетании индивидуальных и командных конкурсов;
- по ведущему виду деятельности – игровые, познавательные, развлекательные и т.п.;
- по форме проведения – зальные, игры по станциям;
- по форме организации – разовые и цикловые.
Упражнение 1. Определить, к каким категориям относится конкурсная программа «Интуиция» (ТНТ).
Отступление 1. О копировании готовых конкурсных программ, особенно телевизионных, – плюсы и минусы.
3. Алгоритм составления конкурсной программы
- Придумайте тему вашей игры или конкурсной программы: кому или чему она будет посвящена?
- Придумайте сюжетную линию, на которую будут «нанизаны» отдельные конкурсы:
- зарабатывание максимального количества очков, например, условных денег в экономической игре;
- путешествие с приключениями;
- формирование коллектива на основе конкурсного отбора (съемочной группы, экипажа для полета в космос и т.д.);
- ведение следствия или раскрытие тайны;
- спасение попавших в беду;
- другое.
- Решите, кто будет участником вашей игры:
- команды;
- отдельные игроки;
- команды, но на каждом этапе действует не вся команда, а только один-два игрока.
- Определитесь, как будут выявляться победители:
- по количеству заработанных очков;
- по чистому времени (прохождения дистанции, например);
- и по очкам, и по времени;
- победителей не будет: главное – участие.
- Определитесь, каков будет принцип проведения вашей конкурсной программы:
- игра в зале;
- игра с передвижением по «станциям»;
- длительная ролевая игра, моделирующая действительность.
- Определитесь, каким будет принцип набора участников:
- команды формируются заранее;
- команды формируются или участники отбираются непосредственно в процессе игры:
- случайно (например, при входе все получают билетики разного цвета; обладатели билетов одного цвета становятся командой);
- с помощью отборочных конкурсов или контрольных вопросов в начале игры;
- все присутствующие участвуют в многоуровневых конкурсах (каждый конкурс состоит, например, из трех частей: в первой части отбираются до десяти претендентов (например, по внешним признакам), во второй в результате проведенного между ними мини-конкурса остаются трое, в третьей из троих отбирается один, который получает приз или выходит в финал всей конкурсной программы);
- участвуют все поголовно (если игра ролевая)
- Определитесь, кто будет выявлять победителей в конкурсах:
- жюри (в этом случае надо продумать критерии оценки действий участников);
- победители выявляются автоматически по времени, их победу фиксирует ведущий (в этом случае нужны технические работники, которые будут следить за временем и считать очки);
- победителя определит случай (лотерея);
- другое.
- Составьте последовательность конкурсов.
- Определитесь, надо ли готовить участникам какое-то домашнее задание.
- Составьте правила игры и продумайте, как вы ознакомите с ними жюри и участников:
- заранее;
- в начале игры.
- Разработайте сюжетную линию в соответствии с темой. Составьте сценарий или сценарный план. Учтите законы композиции.
- Составьте список необходимого реквизита.
- Определитесь, кто и как будет вести игру.
- Определите, как и чем следует поощрить победителей игры.
- Продумайте приемы активизации.
- Определите, нужны ли в вашей игре передышки, например, «музыкальные паузы».
- Спроектируйте зрелищность мероприятия, использование выразительных средств.
Отступление 2. О материальном поощрении победителей конкурсной программы: за и против.
Как написать сценарий
Мы не специалисты, но хотим вам дать пару советов по тому, как написать сценарий мероприятия в лагере!
В общих чертах все сценарии одинаковы. Самое главное — выбрать правильный сюжет.
Предложенная схема в общем виде подходит к написанию любых сценариев
1. Идея. Вы должны четко понимать, о чем будет ваш сценарий. Фантазия автора не ограничена, но нужно привязаться к смене, определенной теме дня или тематики мероприятия (например, Минуту славы могут вести инопланетяне, но все же они будут уместнее в космической теме). Подбирайте тему совместно с напарником, коллегами и детьми, чем больше вариантов, тем интереснее тема.
2. Выбор «формы». Ответьте себе на вопрос: «Каким будет мой праздник?» Это концерт или игровая программа, посиделки за столом или активный флэш-моб, конкурс или спортивное соревнование, просмотр кино, вылазка на природу, формат теле-шоу, перенесенный в аудиторию – это все возможные формы, в которых можно создавать что-то свое.
3. Максимально краткое изложение идеи. Сформулированное в одном-двух предложениях описание сценария, поможет в дальнейшем наполнить его необычными поворотами, исходя из предложенных «номеров» от отряда. Он должен содержать описание героев, их действий и некоего результата.
Например: Маша и Саша каждый год с родителями ездят на море, но в этот раз они решают, что лучше поедут в лагерь. В автобусе они знакомятся с Никитой. Что же ждет ребят в лагере?
4. Выберите историю или доработайте свою идею, до готовой, на основе которой будет ваш сценарий. Адаптируйте его для постановки на сцене. Сначала очертите основной круг действующих лиц. Это могут быть не обязательно все герои рассказа, кого-то вы можете убрать, кого-то оставить, в зависимости от задачи. Затем составьте небольшой сценарный план, оформите текст в виде пьесы, из него должно быть понятно, кто и что делает в определенный момент времени. Что говорит каждый из персонажей.
Например: «ДЕД МОРОЗ: Ну что же, пора и нам отправляться на Новогодний бал в лес!
5. Подберите актеров для исполнения ролей. Для этого пригласите всех детей, желающих участвовать в постановке, раздайте каждому по отрывку из подготовленного вами сценария и попросите прочесть. Тот, кто на ваш взгляд лучше справится с этим заданием – получит роль.
6. Все вместе придумайте костюмы для каждого из персонажей, декорации, которые понадобятся для сценки и начинайте репетиции.
Совет. Подготовьте для себя 2-3 игры с залом, которые не включены с общий ход праздника, и используйте их при возникновении форс-мажорных ситуаций (не успели подготовиться, барахлит аппаратура).
Совет. Более массовые, эффектные выступления, розыгрыши призов, награждение грамотами приберегите на финал. Не забывайте раскрывать и поддерживать свой сюжет на протяжении всего сценария. Учитывайте время на переодевание участников, если они задействованы в нескольких номерах.
Существует такая разновидность сценария, как сценарный план. Это сокращенный вид, без слов ведущих – только перечень номеров. Он хорошо подойдет для звукооператора, чтобы тот не отвлекался, вчитываясь в текст, но видел, что за чем идет. Удобно вывесить такой план в помещении с артистами, которые смогут сами следить за ходом торжества.
Способы создания конкурса
Далее рассмотрим способы создания
конкурсов. Начнем с понятия конкурса.
Конкурс предметный – это такое
взаимодействие человека с предметом,
в основе
которого обязательно лежит идея
состязания по времени (кто быстрее,
дольше), по качеству
(кто – лучше, дальше, выше) по количеству
(кто больше).
Конкурс творческий – действие
человека с образами (подражание, создание
чего-то нового). Критерии соответствия
заданию, качество, количество. Придумать
творческий конкурс помогут глаголы:
спародируй, спой (как?), станцуй (как?) и
т. д.
Где взять конкурсы?
1. Использовать известный.
2. «Замещение»: в известном конкурсе
заменить предмет (в «кенгуру» мяч
заменить на шарик).
3. «+/-предмет»: добавить новый предмет
или убрать один из используемых (в
«кенгуру» еще и взять мяч в руки).
4. Необычное использование предмета
(писать шоколадкой).
5. Изменение предмета в известном конкурсе
(Писать карандашом, высота которого
один метр).
6. «+/-ограничение»: добавить или убрать
ограничение (в «кенгуру» запрещается
при прыжках размахивать руками).
7. Использовать культурологические,
исторические, бытовые ассоциации, в том
числе поговорки, известные афоризмы(«Одна
голова хорошо, а две – лучше» – конкурс
для пар: кто
быстрее повяжет платок на две головы).
8. «Ассоциативное соединение»: .
Предмет |
Предметы (5-8) |
ассоциативное соединение (взаимодействие) |
Яблоко |
Ведро Зонт Веревка Стол |
Достать яблоко, не используя рук, из |
В первый столбик напишите слово,
обозначающее предмет. Во второй – 5-8
слов, обозначающих разные предметы, не
связанные между собой, ни с предметом
из первого столбика. Проассоциируйте,
как бы могли взаимодействовать предмет
из первого столбика и
из второго. Попробуйте составить
различные комбинации.
9. Объявить конкурс на лучший конкурс.
При создании конкурса не забывайте о
соревновательных оценках.
Практическая работа. Группы 2-3 человека.
Придумать конкурсы, используя любые
способы, с предметами: маска, зонт,
веревка, шоколад, шарик, мяч, стул, одежда,
свечи, трости (палки и т.п.), веревки
(нитки и т.п.), цепочки, ленты, обувь, шляпы
и т. п. деньги, очки, конфеты, бананы,
осенние листья, спичечные коробки.
Практическая работа. Группы по 3-5 человек.
Разработать конкурсную программу.
Педагогический отряд «Юность»
Описывать программу рекомендуется по
следующему плану:
-
Название
-
Цель
-
Участники (количество, возраст, роли
/если есть/. индивидуальные или командные
и т. д.) -
Место проведения (улица или помещение).
-
Реквизит (что необходимо для проведения.
В каком количестве) -
Оформление (звуковое, световое ит.д.)
-
Правила и форма подведения итогов
-
Игровая задача / если есть/
-
Состав жюри / если есть/
-
Ход программы (при описании конкурсов,
туров и т. п. необходимо указать
соревновательные оценки).
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Методика подготовки и проведения конкурсной программы
Конкурсными программами называются специально организованные соревнования в каком-либо виде деятельности.
Цель такого соревнования – сравнение уровней мастерства участников. Конкурсные программы являются стимулом к развитию человека, к совершенствованию его навыков.
Конкурсная программа позволяет сформировать адекватную самооценку, развить волевые качества, воспитать эстетический вкус, самоопределиться в мире увлечений и профессий и т.д.
Организация конкурсной программы – процесс многоэтапный, готовящийся по определенному алгоритму.
Предварительная деятельность :
1.принятие решения о проведении конкурса.
2.создание инициативной группы.
3.определение тематической направленности конкурсной программы.
4.придумывание названия. Название должно быть коротким и емким, соответствовать тематике конкурсной программы.
5.разработка положения о конкурсной программе. (Структура положения о конкурсной программе: название конкурса, цель и задачи конкурса, сроки проведения конкурса,
сроки подачи заявок на участие в конкурсе, участники конкурса, программа конкурса, требования конкурса, подведение итогов конкурса и награждение, состав жюри конкурса,
организаторы конкурса, контактный телефон)
6.формулирование конкурсных заданий. Количество конкурсных заданий зависит от вида конкретной деятельности. Конкурсные задания должны соответствовать идее конкурсной программы и возрасту участников
Практическая деятельность:
1.организация рекламно-разъяснительной кампании. Важно продумать афишу, пригласительные билеты, программу конкурса.
2.продумывание материального обеспечения конкурса.
3.приглашение компетентного жюри.
Рекомендуемое количество членов жюри – от 3 до 7 человек. Судейство не должно стать причиной возможных конфликтов и обид.
Для жюри рекомендуется подготовить пакет организационных документов:
программу проведения конкурса,
ведомость оценки каждого конкурсного испытания. (В ведомости прописать критерии оценивания каждого задания)
сводную ведомость
итоговый протокол конкурсной программы.
Заключительная деятельность :
1.приглашение ведущего.
Требования к ведущему:
-понимать и владеть предлагаемым материалом ;
– уметь использовать сценическое пространство;
– импровизировать;
– уметь вовлечь в процесс зрительскую аудиторию;
– создать атмосферу праздника;
– соответствие имиджа ведущего содержанию конкурсной программы.
2.оформление помещения.
Оформление зала играет огромную роль. Важно, чтобы украшения не забивали друг друга, соответствовали замыслу конкурсной программе, отличались художественным вкусом , оригинальностью и высоким качеством выполнения. Проявляйте фантазию, выдумку при минимальной затрате времени, сил и денег.
3.продумывание посадки членов жюри, участников конкурса.
Важно, чтобы членам жюри было видно все происходящее.
4.продумывание музыкального сопровождения.
Музыка настраивает на восприятие происходящего. Музыкальное оформление конкурсной программы: это музыкальные сигналы в начале конкурса(фанфары), фоновая музыка (во время выполнения заданий участниками), оркестровая «отбивка» (выход команд на сцену), торжественная музыка (туш) во время награждения.
5.написание окончательного варианта сценария.
При написании сценария важно, чтобы действие воспринималось как единое целое. Не перегружайте сценарий шумовыми и музыкальными эффектами.
Правильно организованная работа позволит в конечном итоге сделать более результативным и эффективным конкурсную программу.
Литература:
1.Битмаева Л. Школьные праздники. //Воспитание школьников, 2002, № 5, с.30-33
2.Головинова Г. Настольная книга старшего вожатого.- М.: УЦ. Перспектива, 2001.- с.41 – 43
3.Исаенко В. Как подготовить праздник для детей //Воспитание школьников,2004, № 8,
с.24-26.
4.Каргина З. Практическое пособие для педагога дополнительного образования.- М.: Школьная Пресса, 2008.-с.59-61.
Авторы: Сергеева С.Н., Веретенникова Е.Б.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/86907-metodika-podgotovki-i-provedenija-konkursnoj-
Вы занимаетесь организацией конкурса профессионального мастерства или только задумались над этой идеей? Задача непростая, но результат того стоит. Для реализации планов вам предстоит освоить большой объём информации. Нужно узнать, как разрабатываются правила мероприятия, верно выбрать жюри, провести грамотную раскрутку конкурса. Разобраться в этих и многих других моментах вы сможете, прочитав эту статью.
Разработка правил конкурса
В первую очередь, нужно чётко понимать, что требуется от участников. То есть что они должны сделать, и каким должен быть результат их работы. Это необходимо для воплощения каких-либо идей, поиска интересных специалистов, а также пиара в профессиональной среде. Лишь только тогда можно начинать работу над созданием правил в целом.
В них обязательно должна быть указана следующая информация:
- сроки проведения (этапы, если нужно);
- описание условий (кому можно участвовать, количество призовых мест и так далее);
- требования к представленной работе (максимально подробно);
- порядок определения победителей.
При необходимости могут быть добавлены и другие пункты.
Выбор жюри
«А судьи кто?» – такой справедливый вопрос зададут участники. Если вы давно вращаетесь в профессиональной сфере и ваше имя имеет вес, то члены жюри могут согласиться поработать бесплатно или за символическое вознаграждение, взамен получая пиар.
Иногда конкурс организуется крупной компанией. Тогда судейством могут заниматься её собственные сотрудники. Главное, чтобы председателем жюри стало авторитетное лицо с весомыми заслугами (директор, руководитель направления). Также можно предложить занять должности судей работникам из другой организации (при условии дружественных отношений между предприятиями).
Необходимо, чтобы жюри справлялось со своими обязанностями. Что делать, если с этим возникнут проблемы? Подумайте, кто может быть «на подхвате». Затем составьте резервный список и договоритесь с потенциальными членами жюри. Эти люди смогут выручить, если один из судей по тем или иным причинам откажется от участия.
Выбор призов
Приз – это, как правило, главная причина принять участие в конкурсе. Что может выступить в качестве подарка победителю?
- Деньги.
- Материальные ценности.
- Сертификат.
- Размещение информации в тематическом ТОПе, престижном рейтинге и так далее.
Фактически вознаграждение может быть любым. Всё, на что хватит фантазии и финансов. Главное, чтобы оно мотивировало участников.
Если в качестве приза вы выбираете материальные ценности, определитесь, откуда вы их возьмёте. Будет достаточно собственных ресурсов или придётся привлекать спонсоров в обмен на рекламу?
Продвижение
Чтобы конкурс был успешным, о нём должны знать. Иначе кто будет в нём участвовать? Раскрутка мероприятия очень важна! Методы продвижения могут быть разными. Они подбираются в зависимости от типа события, характера деятельности заказчика и других факторов. В частности, возможна реклама на таких площадках, как:
- тематические издания;
- выставки, семинары;
- профессиональные форумы.
Если конкурс действительно стоящий, а призы заслуживают внимания, то будьте уверены, что эффект «сарафанного радио» не заставит себя долго ждать.
Определение победителей
Чтобы конкурс был честным, нужно определиться со следующим:
- критерии оценки;
- их равнозначность или неравнозначность;
- голоса жюри будут равноценны или какие-то из них более важны.
Что дальше?
Когда победители известны, сообщаются результаты. Объявление должно произойти в заранее указанный день (не раньше и не позже) тем способом, который прописан в правилах. После организаторы связываются с призёрами и выдают обещанные призы. Те, в свою очередь, по желанию оставляют письменный отзыв о мероприятии или снимают видеоблагодарность.
Альтернативный вариант организации
Как видите, организация конкурса – задача довольно сложная. Она требует не только финансовых вложений, но и немало времени и сил. Координация всех процессов потребует полной занятости как минимум одного специалиста. Если вы не можете ни поручить это какому-либо сотруднику из своей компании, ни заняться мероприятием самостоятельно, а нанимать персонал по договору подряда не хочется – обращайтесь к нам.
На платформе STAROFDESIGN проводятся конкурсы для архитекторов, дизайнеров и декораторов. Работа с проектом – отличный шанс для компаний провести мероприятие, затратив минимум усилий. Организация и проведение конкурса профессионального мастерства на http://starofdesign.ru/organizers/ позволят избежать головной боли от продвижения события, подбора жюри, разработки условий. Оставьте заявку и начните свой путь к проведению увлекательнейшего события!