Как составить программу круглого стола

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по проведению круглых столов

Круглые столы – это один из самых популярных форматов проведения научных мероприятий. По сути, Круглый стол представляет собой площадку для дискуссии ограниченного количества человек (обычно не более 25 человек; по умолчанию, экспертов, уважаемых в той или иной области специалистов).

Но не стоит использовать понятие «круглый стол» как синоним понятий «дискуссия», «полемика», «диалог». Это не правильно. У каждого из них свое содержание, и оно лишь отчасти совпадает с содержанием других. «Круглый стол» – это форма организации обмена мнениями. Каким при этом будет характер обмена мнениями, данный термин не указывает. В отличие от него, понятие «дискуссия» предполагает, что в ходе, например, «круглого стола» его участники не просто выступают с докладами по какому-то вопросу, но и обмениваются репликами, уточняют позиции друг друга и пр. В рамках дискуссии происходит свободный обмен мнениями (открытое обсуждение профессиональных проблем). «Полемика» же представляет собой особый вид дискуссии, в ходе которой одни участники пытаются опровергнуть, «уничтожить» своих оппонентов. «Диалог», в свою очередь, есть вид речи, характеризующийся ситуативностью (зависимостью от обстановки разговора), контекстуальностью (обусловленностью предыдущими высказываниями), малой степенью организованности, непроизвольностью и незапланированным характером.

Цель Круглого столапредоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулировать либо общее мнение, либо четко разграничить разные позиции сторон.

Организационные особенности круглых столов:

  • относительная дешевизна проведения по сравнению с другими «открытыми» форматами мероприятий;

  • отсутствие жесткой структуры, регламента проведения. То есть, у организатора практически нет инструментов прямого влияния на программу (нельзя заставить гостей говорить то, что требуется организаторам), а есть лишь косвенные. К примеру, можно поделить все обсуждение на несколько смысловых блоков, оформив, тем самым, структуру мероприятия, но вот всё происходящее в рамках этих блоков целиком и полностью зависит от ведущего Круглого стола; • существенные ограничения в плане количества посетителей;

  • камерность мероприятия.

Модерация (ведение).

Ключевой элемент любого Круглого стола – это модерация. Термин «модерация» произошел от итальянского «moderare» и означает «смягчение», «сдерживание», «умеренность», «обуздывание». Модератором называют ведущего «круглого стола». В современном значении под модерацией понимают технику организации общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной.

Задача ведущего – не просто объявить состав участников, обозначить главные темы мероприятия и дать старт Круглому столу, а держать в своих руках все происходящее от начала до конца.

Правила для участников круглого стола:

  • участник должен быть знатоком обсуждаемой темы;

  • не стоит соглашаться на участие в Круглом столе лишь ради самого факта участия.

  • Этапы подготовки круглых столов:

    1.Выбор темы. Здесь следует учитывать общее правило: чем конкретнее сформулирована тема, тем лучше. Кроме того, тема должна представлять интерес для слушателей.

    2.Подбор ведущего (модератора) и его подготовка. Модератор должен обладать такими качествами, как коммуникабельность, артистичность, интеллигентность. Немаловажным является личное обаяние и чувство такта.

    3.Подбор участников и определение экспертов Круглого стола. Суть любого Круглого стола в том, чтобы осуществить попытку «мозговой атаки» по определенной проблеме и найти ответы на какие-то важные вопросы. Для этого необходимо собрать в одном месте людей, обладающих необходимыми знаниями по проблеме, требующей освещения. Этих людей называют экспертами или специалистами. Инициатору необходимо наметить потенциальных экспертов, которые могли бы дать квалифицированные ответы на вопросы, возникающие в рамках обсуждения заявленной темы Круглого стола.

    4.Предварительная рассылка вопросов предполагаемым участникам – осуществляется за 7-10 дней до Круглого стола;

    5.Подготовка анкеты для участников Круглого стола – цель анкетирования состоит в том, чтобы быстро и без больших затрат времени и средств получить объективное представление о мнении участников Круглого стола по обсуждаемым проблемам. Анкетирование может быть сплошным (при котором опрашиваются все участники Круглого стола) или выборочным (при котором опрашивается часть участников Круглого стола).

    6. Подготовка предварительной резолюции Круглого стола. Проект итогового документа должен включать констатирующую часть, в которой перечисляются те проблемы, которые обсуждались участниками Круглого стола. Резолюция может содержать конкретные рекомендации библиотекам, методическим центрам, органам управления разных уровней, выработанные в ходе обсуждения или решения, которые могут быть реализованы через определенные мероприятия с указанием сроков их выполнения и ответственных.

Методика проведения Круглого стола.

Круглый стол открывает ведущий. Он представляет участников дискуссии, направляет её ход, следит за регламентом, который определяется в начале обсуждения, обобщает итоги, суммирует конструктивные предложения. Обсуждение в рамках Круглого стола должно носить конструктивный характер, не должно сводиться, с одной стороны, только к отчетам о проделанной работе, а с другой, – только к критическим выступлениям. Сообщения должны быть краткими, не более 10-12 минут. Проект итогового документа оглашается в конце обсуждения (дискуссии), в него вносятся дополнения, изменения, поправки.

Варианты проведения «круглых столов»:

  • Первый вариант – участники выступают с докладами, затем проводится их обсуждение. При этом ведущий принимает в заседании относительно скромное участие – распределяет время выступлений, предоставляет слово участникам обсуждения.

  • Второй вариант – ведущий интервьюирует участников Круглого стола или выдвигает тезисы для обсуждения. В этом случае он следит за тем, чтобы высказались все участники, «держит» ход обсуждения в русле главной проблемы, ради которой организована встреча за «круглым столом». Такой способ проведения Круглого стола вызывает больший интерес у аудитории. Но он требует от ведущего большего мастерства и глубокого знания «нюансов» обсуждаемой проблемы.

  • Третий вариант – «методические посиделки». Организация такого круглого стола имеет свои особенности. Для обсуждения предлагаются вопросы, существенные для решения каких-то ключевых задач учебно-воспитательного процесса. Тема обсуждения заранее не объявляется. В этом случае мастерство ведущего Круглого стола заключается в том, чтобы в непринужденной обстановке вызвать слушателей на откровенный разговор по обсуждаемому вопросу и подвести их к определенным выводам. Целью таких «посиделок» является формирование правильной точки зрения по определенной педагогической проблеме; создание благоприятного психологического климата в данной группе слушателей.

  • Четвертый вариант – «методический диалог». В рамках такой формы Круглого стола слушатели заранее знакомятся с темой обсуждения, получают теоретическое домашнее задание. Методический диалог ведется по определенной проблеме между ведущим и слушателями или между группами слушателей. Движущей силой диалога является культура общения и активность слушателей. Большое значение имеет общая эмоциональная атмосфера, которая позволяет вызвать чувство внутреннего единства. В заключение делается вывод по теме, принимается решение о дальнейших совместных действиях.

Изложение материалов Круглого стола.

Наиболее часто встречающиеся варианты публикаций итогов дискуссий за «круглым столом» следующие:

  • краткое (редуцированное) изложение всех выступлений участников Круглого стола. В этом случае отбирается самое главное. Текст дается от имени участников в форме прямой речи. При этом ведущий Круглого стола должен обговорить с выступавшими, что именно будет отобрано для печати из каждого выступления. Данные правила диктуют этические требования, которые всегда необходимо соблюдать при работе с авторами текстов.

  • общее резюме, извлеченное из разных выступлений, прозвучавших в ходе обсуждения. По сути, это общие выводы по тому материалу, который прозвучал в ходе беседы или дискуссии Круглого стола.

  • полное изложение всех выступлений участников.

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 97 «Күчтәнәч»

Методические рекомендации по проведению круглых столов

Составила: Конакова Т.А.

Воспитатель группы №12

г. Нижнекамск, 2020г.

Круглые столы – это один из самых популярных форматов проведения научных мероприятий. По сути, Круглый стол представляет собой площадку для дискуссии ограниченного количества человек (обычно не более 25 человек; по умолчанию, экспертов, уважаемых в той или иной области специалистов).

Но не стоит использовать понятие «круглый стол» как синоним понятий «дискуссия», «полемика», «диалог». Это не правильно. У каждого из них свое содержание, и оно лишь отчасти совпадает с содержанием других. «Круглый стол» – это форма организации обмена мнениями. Каким при этом будет характер обмена мнениями, данный термин не указывает. В отличие от него, понятие «дискуссия» предполагает, В рамках дискуссии происходит свободный обмен мнениями (открытое обсуждение профессиональных проблем). «Полемика» же представляет собой особый вид дискуссии, в ходе которой одни участники пытаются опровергнуть, «уничтожить» своих оппонентов. «Диалог», в свою очередь, есть вид речи, характеризующийся ситуативностью (зависимостью от обстановки разговора), контекстуальностью (обусловленностью предыдущими высказываниями), малой степенью организованности, непроизвольностью и незапланированным характером.  

Цель Круглого стола – предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулировать либо общее мнение, либо четко разграничить разные позиции сторон.

Организационные особенности круглых столов:  относительная дешевизна проведения по сравнению с другими «открытыми» форматами мероприятий; отсутствие жесткой структуры, регламента проведения. То есть, у организатора практически нет инструментов прямого влияния на программу (нельзя заставить гостей говорить то, что требуется организаторам), а есть лишь косвенные. К примеру, можно поделить все обсуждение на несколько смысловых блоков, оформив, тем самым, структуру мероприятия, но вот всё происходящее в рамках этих блоков целиком и полностью зависит от ведущего Круглого стола;  существенные ограничения в плане количества посетителей; камерность мероприятия. 

Модерация (ведение). 

Ключевой элемент любого Круглого стола – это модерация. Термин «модерация» произошел от итальянского «moderare» и означает «смягчение», «сдерживание», «умеренность», «обуздывание». Модератором называют ведущего «круглого стола». В современном значении под модерацией понимают технику организации общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной.

Задача ведущего – не просто объявить состав участников, обозначить главные темы мероприятия и дать старт Круглому столу, а держать в своих руках все происходящее от начала до конца. Поэтому требования к профессиональным качествам ведущих Круглых столов высоки.

Ведущий должен уметь чётко формулировать проблему, не давать растекаться мыслью по древу, выделять основную мысль предыдущего выступающего и, с плавным логичным переходом, предоставлять слово следующему, следить за регламентом. В идеале ведущий Круглого стола должен быть беспристрастным.

Не стоит забывать, что модератор является еще и фактическим участником Круглого стола. Поэтому, он должен не только направлять дискуссию, но и частично принимать в ней участие, акцентировать внимание присутствующих на той информации, на которой требуется, или, наоборот, постараться максимально быстро перевести разговор в новое русло. Следует помнить, что ведущий обязан в минимально необходимом объеме обладать знаниями по заявленной теме.  

Ведущий Круглого стола не должен быть:

  • Растерянным и запуганным. Такие качества характерны для начинающих ведущих, связаны с волнением и отсутствием практики.
  • Авторитарным. Стремление в максимальной степени контролировать и регулировать ход обсуждения, поддерживать жесткую дисциплину, не располагает к дискуссии. •
  • Попустительствующим. Ведущий обязан сосредоточить дискуссию на обсуждаемых вопросах и сконцентрировать ее во времени. Попустительство с его стороны будет способствовать активизации альтернативных лидеров, которые постараются переключить внимание на себя. Дискуссия начнет уходить от темы, распадаться на локальные обсуждения. • Слишком активным. Задача извлечения информации требует ограничения активности ведущего.
  • Плохо слушающим. Отсутствие у ведущего умения слушать приведет к тому, что потеряется много полезного из того, что было сказано в ходе обсуждения. В этом случае наиболее тонкие комментарии, полученные в результате публичной дискуссии, представляющие основу для заглубления дискуссии, останутся без внимания. Причинами такого поведения может быть стремление ведущего Круглого стола жестко следовать вопроснику обсуждения, вследствие чего он концентрируют свое внимание на нем. Или озабоченность тем, чтобы эффективно выслушать всех участников группы, не упустив ни одного из них и предоставив всем равное время.
  • Комедиантом. Предполагает концентрированность на развлекательном аспекте обсуждения в большей степени, чем на его содержании.
  • Эксгибиционистом. Такой ведущий использует группу главным образом для целей самоутверждения, ставит личные цели выше целей исследования. Самолюбование может выражаться в вычурных позах, неестественных жестикуляциях и интонациях, нравоучениях и иных формах «работы на публику». 

Правила для участников круглого стола:

  • участник должен быть знатоком обсуждаемой темы;
  • не стоит соглашаться на участие в Круглом столе лишь ради самого факта участия: если вам нечего сказать, то лучше молчать. 

Этапы подготовки круглых столов:

1.Выбор темы. Осуществляется с ориентацией на направления научной работы кафедры и преподавателей. Кафедры предлагают темы «Круглых столов» с обоснованием необходимости ее обсуждения и разработки. В этом случае следует учитывать общее правило: чем конкретнее сформулирована тема, тем лучше. Кроме того, тема должна представлять интерес для слушателей.

2.Подбор ведущего (модератора) и его подготовка. Модератор должен обладать такими качествами, как коммуникабельность, артистичность, интеллигентность. Немаловажным является личное обаяние и чувство такта. Особую роль для Круглого стола играет компетентность ведущего, поэтому модератор обязан самостоятельно осуществить подготовку в рамках заданной темы Круглого стола.

3.Подбор участников и определение экспертов Круглого стола. Суть любого Круглого стола в том, чтобы осуществить попытку «мозговой атаки» по определенной проблеме и найти ответы на какие-то важные вопросы. Для этого необходимо собрать в одном месте людей, обладающих необходимыми знаниями по проблеме, требующей освещения. Этих людей называют экспертами или специалистами. Инициатору необходимо наметить потенциальных экспертов, которые могли бы дать квалифицированные ответы на вопросы, возникающие в рамках обсуждения заявленной темы Круглого стола. Если масштабы мероприятия выходят за рамки вуза, целесообразно на предварительном этапе подготовки Круглого стола разослать предполагаемым участникам информационные письма и приглашения к участию в данном мероприятии. Следует помнить, что формирование группы участников предусматривает дифференцированный подход: это должны быть не только компетентные, творчески мыслящие люди, но и должностные лица, представители исполнительной власти, от которых зависит принятие решений.

4.Предварительная рассылка вопросов предполагаемым участникам – осуществляется за 7-10 дней до Круглого стола;

5.Подготовка анкеты для участников Круглого стола – цель анкетирования состоит в том, чтобы быстро и без больших затрат времени и средств получить объективное представление о мнении участников Круглого стола по обсуждаемым проблемам. Анкетирование может быть сплошным (при котором опрашиваются все участники Круглого стола) или выборочным (при котором опрашивается часть участников Круглого стола). При составлении анкеты необходимо определить основную задачу-проблему, расчленить ее на составляющие, предположить, на основании каких сведений можно будет сделать определенные выводы. Вопросы могут быть открытыми, закрытыми, полузакрытыми. Формулировка их должна быть короткой, ясной по смыслу, простой, точной, однозначной. Начинать нужно с относительно простых вопросов, затем предлагать более сложные. Желательно сгруппировать вопросы по смыслу. Перед вопросами обычно помещают обращение к участникам опроса, инструкцию по заполнению анкеты. В конце следует поблагодарить участников.

Подготовка предварительной резолюции Круглого стола. Проект итогового документа должен включать констатирующую часть, в которой перечисляются те проблемы, которые обсуждались участниками Круглого стола. Резолюция может содержать конкретные рекомендации библиотекам, методическим центрам, органам управления разных уровней, выработанные в ходе обсуждения или решения, которые могут быть реализованы через определенные мероприятия с указанием сроков их выполнения и ответственных. 

Методика проведения Круглого стола.

Круглый стол открывает ведущий. Он представляет участников дискуссии, направляет её ход, следит за регламентом, который определяется в начале обсуждения, обобщает итоги, суммирует конструктивные предложения. Обсуждение в рамках Круглого стола должно носить конструктивный характер, не должно сводиться, с одной стороны, только к отчетам о проделанной работе, а с другой, – только к критическим выступлениям. Сообщения должны быть краткими, не более 10-12 минут. Проект итогового документа оглашается в конце обсуждения (дискуссии), в него вносятся дополнения, изменения, поправки.

     Варианты проведения «круглых столов»:

  • Первый вариант – участники выступают с докладами, затем проводится их обсуждение. При этом ведущий принимает в заседании относительно скромное участие – распределяет время выступлений, предоставляет слово участникам обсуждения.
  • Второй вариант – ведущий интервьюирует участников Круглого стола или выдвигает тезисы для обсуждения. В этом случае он следит за тем, чтобы высказались все участники, «держит» ход обсуждения в русле главной проблемы, ради которой организована встреча за «круглым столом». Такой способ проведения Круглого стола вызывает больший интерес у аудитории. Но он требует от ведущего большего мастерства и глубокого знания «нюансов» обсуждаемой проблемы.
  • Третий вариант «методические посиделки». Организация такого круглого стола имеет свои особенности. Для обсуждения предлагаются вопросы, существенные для решения каких-то ключевых задач учебно-воспитательного процесса. Тема обсуждения заранее не объявляется. В этом случае мастерство ведущего Круглого стола заключается в том, чтобы в непринужденной обстановке вызвать слушателей на откровенный разговор по обсуждаемому вопросу и подвести их к определенным выводам. Целью таких «посиделок» является формирование правильной точки зрения по определенной педагогической проблеме; создание благоприятного психологического климата в данной группе слушателей.
  • Четвертый вариант – «методический диалог». В рамках такой формы Круглого стола слушатели заранее знакомятся с темой обсуждения, получают теоретическое домашнее задание. Методический диалог ведется по определенной проблеме между ведущим и слушателями или между группами слушателей. Движущей силой диалога является культура общения и активность слушателей. Большое значение имеет общая эмоциональная атмосфера, которая позволяет вызвать чувство внутреннего единства. В заключение делается вывод по теме, принимается решение о дальнейших совместных действиях.  

Изложение материалов Круглого стола.  

Наиболее часто встречающиеся варианты публикаций итогов дискуссий за «круглым столом» следующие:

  • краткое (редуцированное) изложение всех выступлений участников Круглого стола. В этом случае отбирается самое главное. Текст дается от имени участников в форме прямой речи. При этом ведущий Круглого стола должен обговорить с выступавшими, что именно будет отобрано для печати из каждого выступления. Данные правила диктуют этические требования, которые всегда необходимо соблюдать при работе с авторами текстов.
  • общее резюме, извлеченное из разных выступлений, прозвучавших в ходе обсуждения. По сути, это общие выводы по тому материалу, который прозвучал в ходе беседы или дискуссии Круглого стола.
  • полное изложение всех выступлений участников. 

 Круглый стол «Морально-этические ценности современного человека»,      Методика проведения.  «Круглый стол»  как форма организации  ораторского выступления.   Самукова И.  2019 г.

Круглый стол «Морально-этические ценности современного человека»,

Методика проведения. «Круглый стол» как форма организации ораторского выступления.

Самукова И.

2019 г.

Определение  Круглый стол современная форма публичного обсуждения или освещения каких- либо вопросов, когда участники, имеющие равные права, высказываются по очереди или в определенном порядке;  форма работы с аудиторией, как правило, имеющей опыт практической деятельности в области обсуждаемого вопроса .

Определение

Круглый стол

  • современная форма публичного обсуждения или освещения каких- либо вопросов, когда участники, имеющие равные права, высказываются по очереди или в определенном порядке;
  • форма работы с аудиторией, как правило, имеющей опыт практической деятельности в области обсуждаемого вопроса .

Характеристика Проводятся в форме обсуждения одного или нескольких определенных вопросов или проблем ; обсуждаемый вопрос допускает разные мнения и толкования, а также взаимные возражения участников; в результате обсуждения должны быть выявлены точки зрения всех участников на данный вопрос; участники имеют равные права и высказывания в определенном порядке.

Характеристика

  • Проводятся в форме обсуждения одного или нескольких определенных вопросов или проблем ;
  • обсуждаемый вопрос допускает разные мнения и толкования, а также взаимные возражения участников;
  • в результате обсуждения должны быть выявлены точки зрения всех участников на данный вопрос;
  • участники имеют равные права и высказывания в определенном порядке.

 Цель круглого стола Выявить спектр мнений по поставленной проблеме; обсудить с позиции разных точек зрения неясные или спорные моменты, связанные с обозначенной проблематикой.

Цель круглого стола

  • Выявить спектр мнений по поставленной проблеме;
  • обсудить с позиции разных точек зрения неясные или спорные моменты, связанные с обозначенной проблематикой.

Регламентация деятельности   Время проведения «круглого стола» не должно превышать 2 часов; количество участников не должно быть очень большим; следует предусмотреть, чтобы в распоряжении участников были необходимые канцелярские принадлежности, общение было удобным, выступающие имели возможность наглядно продемонстрировать различный материал; время выступления и порядок необходимо обговорить с участниками заранее; ведущему необходимо быть очень внимательным, чтобы дать высказаться всем участникам и соблюсти регламент; вопросы, предлагаемые для обсуждения, должны быть заранее подготовлены и известны участникам.

Регламентация деятельности

  • Время проведения «круглого стола» не должно превышать 2 часов;
  • количество участников не должно быть очень большим;
  • следует предусмотреть, чтобы в распоряжении участников были необходимые канцелярские принадлежности, общение было удобным, выступающие имели возможность наглядно продемонстрировать различный материал;
  • время выступления и порядок необходимо обговорить с участниками заранее;
  • ведущему необходимо быть очень внимательным, чтобы дать высказаться всем участникам и соблюсти регламент;
  • вопросы, предлагаемые для обсуждения, должны быть заранее подготовлены и известны участникам.

 Роль ведущего (модератора)  Специалист, владеющий теорией и практикой рассматриваемого вопроса;  организующий и направляющий обсуждение;   дающий комментарии и пояснения.

Роль ведущего (модератора)

  • Специалист, владеющий

теорией

и практикой

рассматриваемого вопроса;

  • организующий и направляющий обсуждение;
  • дающий комментарии и пояснения.

  План действий ведущего (модератора) Совместно с рабочей группой по подготовке «круглого стола» Выработать, описать, обосновать выбор темы для обсуждения; подобрать теоретический и справочный материал как пособие при подготовке (каждый участник КС должен получить ориентировочный план обсуждения или заявленные заранее темы + обозначение ролей: оппонент, пропонент, аналитик, «третейский судья» и т.д.)

План действий ведущего (модератора)

Совместно с рабочей группой

по подготовке «круглого стола»

  • Выработать, описать, обосновать выбор темы для обсуждения;
  • подобрать теоретический и справочный материал как пособие при подготовке (каждый участник КС должен получить ориентировочный план обсуждения или заявленные заранее темы + обозначение ролей: оппонент, пропонент, аналитик, «третейский судья» и т.д.)

Виды «круглых столов» Учебные круглые столы;  проблемные;  системные .

Виды «круглых столов»

  • Учебные круглые столы;
  • проблемные;
  • системные .

Формы круглого стола:  активная; пассивная .

Формы круглого стола:

  • активная;
  • пассивная .

 Формы проведения КС Коллективная беседа; регламентированная дискуссия;  диспут;  учебная конференция;  учебная встреча.

Формы проведения КС

  • Коллективная беседа;
  • регламентированная дискуссия;
  • диспут;
  • учебная конференция;
  • учебная встреча.

Структура КС Постановка цели; слово для приветствия; определение существующих трудностей; поиск возможностей; анализ аргументов; подведение итогов; выработка рекомендаций.    

Структура КС

  • Постановка цели;
  • слово для приветствия;
  • определение существующих трудностей;
  • поиск возможностей;
  • анализ аргументов;
  • подведение итогов;
  • выработка рекомендаций.

Средства ведения дискуссии: постановка вопроса; повторение; обобщение.

Средства ведения дискуссии:

  • постановка вопроса;
  • повторение;
  • обобщение.

Нюансы организации

Нюансы организации “круглого стола” на уроке

  • В какой последовательности давать слово участникам?
  • Важно, чтобы принял участие каждый ученик. Слово дают поочередно всем желающим, указав, что повторов не должно быть.
  • Другой вариант: в микрогруппах….!!!!!!
  • Как оценивать учащихся?
  • Ведущему (учителю/модератору) сложно будет запомнить степень участия каждого ученика. Поэтому можно выбрать один из вариантов:
  • Средняя оценка, которая складывается из трех /нескольких: самооценки, оценки товарищей, сидящих слева и справа (по необходимости)
  • Оценки микрогруппы/группы экспертов (жюри), которые в ходе урока будут фиксировать выступления каждого участника.
  • Как вариант!!! В созданных микрогруппах выбрать одного «человека», который также будет фиксировать степень участия каждого ученика и оценивать по заранее обговоренным критериям .

Преимущества КС  Урок в форме «Круглого стола» обладает рядом несомненных достоинств: помогает обобщить изученный материал; помогает осмыслить тему через призму собственного жизненного опыта; формирует умение вести спор, излагать свою точку зрения, приводя аргументы и доказательства; помогает развивать навыки связной монологической и диалогической речи; формирует навыки самостоятельной работы, а также умения работать в команде, сообща.

Преимущества КС

Урок в форме «Круглого стола» обладает рядом несомненных достоинств:

  • помогает обобщить изученный материал;
  • помогает осмыслить тему через призму собственного жизненного опыта;
  • формирует умение вести спор, излагать свою точку зрения, приводя аргументы и доказательства;
  • помогает развивать навыки связной монологической и диалогической речи;
  • формирует навыки самостоятельной работы, а также умения работать в команде, сообща.

Недостатки КС Длительный и сложный этап подготовки, который требует объемной и тщательной работы не только учителя, но и учеников. Сложность организации эффективной дискуссии, ведь важно, чтобы каждый принял участие, высказал свое мнение. При этом нужно еще подвести беседу «к общему знаменателю». Урок возможен в классе с высоким уровнем подготовки. Хотя отдельные элементы «круглого стола» можно вводить в систему уроков постепенно. Авторитарный стиль.

Недостатки КС

  • Длительный и сложный этап подготовки, который требует объемной и тщательной работы не только учителя, но и учеников.
  • Сложность организации эффективной дискуссии, ведь важно, чтобы каждый принял участие, высказал свое мнение. При этом нужно еще подвести беседу «к общему знаменателю».
  • Урок возможен в классе с высоким уровнем подготовки. Хотя отдельные элементы «круглого стола» можно вводить в систему уроков постепенно.
  • Авторитарный стиль.

Согласно древней легенде, мудрый король Артур
впервые усадил своих соратников за круглый стол
с целью сделать их равными и равноправными.
Благодаря возможности всем участникам дискуссии
чувствовать себя равными в правах, круглый стол
дошёл до сегодняшних дней как символ
плодотворной дискуссии и принятия компромиссных
решений.

Компетентностный подход выдвигает на первое
место не информированность и теоретическую
подкованность педагога, а его умение видеть суть
проблемы и находить пути её решения на основе
практического применения имеющихся знаний. Как
одна из организационных активных форм
взаимодействия, позволяющих углубить и укрепить
объективную позицию педагога, круглый стол имеет
большие возможности для обсуждения острых,
сложных и актуальных на текущий момент вопросов
в профессиональной сфере, обмена опытом и
творческих инициатив. Идея круглых столов
заключается во встрече единомышленников,
стремящихся найти общее решение по конкретному
вопросу в формате заданной тематики, а также в
возможности для всех желающих вступить в
дискуссию или полемику по интересующим вопросам.
Обсуждение проблемы, обмен мнениями, ценным
опытом, налаживание тесных контактов, поиск
дополнительных возможностей и дискуссия при
обсуждении особых, «горячих» вопросов придаёт
круглому столу динамичность и эксцентричность.

Цель круглого стола – раскрыть
широкий спектр мнений по выбранной для
обсуждения проблеме с разных точек зрения,
обсудить неясные и спорные моменты, связанные с
данной проблемой, и достичь консенсуса.

Задачей круглого стола является
мобилизация и активизация участников на решение
конкретных актуальных проблем, поэтому круглый
стол имеет специфические особенности:

1. Персофиницированность информации (участники
во время дискуссии высказывают не общую, а
личностную точку зрения. Она может возникнуть
спонтанно и не до конца точно быть
сформулирована. К подобной информации
необходимо относиться особенно вдумчиво,
выбирая крупицы ценного и реалистического,
сопоставляя их с мнениями других участников
(дискутантов)).
2. Полифоничность круглого стола (в процессе
круглого стола может царить деловой шум,
многоголосье, что соответствует атмосфере
эмоциональной заинтересованности и
интеллектуального творчества. Но именно это и
затрудняет работу ведущего (модератора) и
участников. Среди этого многоголосья ведущему
необходимо «уцепиться» за главное, дать
возможность высказаться всем желающим и
продолжать поддерживать этот фон, так как именно
он является особенностью круглого стола).

Круглый стол предполагает:

  • готовность участников к обсуждению проблемы с
    целью определения возможных путей её решения;
  • наличие определённой позиции, теоретических
    знаний и практического опыта.

Возможна организация такого круглого стола,
когда в основу обсуждения преднамеренно
заложены несколько точек зрения на один и тот же
вопрос, обсуждение которых подводит к приемлемым
для всех участников позициям и решениям.

Таким образом, неотъемлемые составляющие
круглого стола:

  • неразрешённый вопрос;
  • равноправное участие представителей всех
    заинтересованных сторон;
  • выработка приемлемых для всех участников
    решений по обсуждаемому вопросу.

При проведении круглого стола для достижения
положительного результата и создания деловой
атмосферы необходимо:

  • Предусмотреть оптимальное количество
    участников (если круг специалистов большой,
    необходим не один ведущий, а два).
  • Обеспечить работу технических средств для
    аудио- и видеозаписи.
  • Установить регламент выступлений.
  • Обеспечить соответствующее оформление
    аудитории (желательно, чтобы «круглый стол» был
    действительно круглым и коммуникации
    осуществлялись «лицом к лицу», что способствует
    групповому общению и максимальной вовлеченности
    в дискуссию.)

Методика организации и проведения
«круглого стола»

Обычно выделяют три этапа в организации и
проведении круглого стола: подготовительный,
дискуссионный и завершающий (постдискуссионный).

I Подготовительный этап включает:

  • выбор проблемы (проблема должна быть острой,
    актуальной, имеющей различные пути решения).
    Выбранная для обсуждения проблема может носить
    междисциплинарный характер, она должна
    представлять практический интерес для аудитории
    с точки зрения развития профессиональных
    компетенций;
  • подбор модератора (модератор руководит круглым
    столом, поэтому должен на высоком уровне владеть
    искусством создания доверительной атмосферы и
    поддержания дискуссии, а также методом
    наращивания информации);
  • подбор дискутантов. Состав участников круглого
    стола может быть расширен путём привлечения
    представителей органов исполнительной власти,
    профессиональных сообществ и других
    организационных структур;
  • подготовка сценария (проведение круглого стола
    по заранее спланированному сценарию позволяет
    избежать спонтанности и хаотичности в работе
    круглого стола).

Сценарий предполагает:

  • определение понятийного аппарата (тезауруса);
  • краткую содержательную вступительную речь
    модератора, в которой объявляется тема и спектр
    затрагиваемых в ее рамках проблем, контекст
    желаемого обсуждения;
  • перечень вопросов дискуссионного характера (до
    15 формулировок);
  • разработку «домашних заготовок» ответов,
    подчас противоречивых неординарных с
    использованием репрезентативной выборки
    информации;
  • заключительную речь модератора.
  • оснащение помещения стандартным оборудованием
    (аудио- видеотехникой), а также
    мультимедийными средствами с целью поддержания
    деловой и творческой атмосферы;
  • консультирование участников (позволяет
    выработать у большинства участников
    определенные убеждения, которые в дальнейшем
    будут ими отстаиваться);
  • подготовка необходимых материалов (на бумажном
    или электронном носителях): это могут быть
    статистические данные, материалы
    экспресс-опроса, проведённого анализа имеющейся
    информации с целью обеспечения участников и
    слушателей круглого стола.

II Дискуссионный этап состоит из:
выступления модератора, в котором даётся
определение проблем и понятийного аппарата
(тезауруса), устанавливается регламент, правила
общей технологии занятия в форме круглого стола
и информирование об общих правилах коммуникации.

К общим правилам коммуникации относятся
рекомендации:

  • избегай общих фраз;
  • ориентируйся на цель (задачу);
  • умей слушать;
  • будь активен в беседе;
  • будь краток;
  • осуществляй конструктивную критику;
  • не допускай оскорбительных замечаний в адрес
    собеседника.

Ведущий должен действовать директивно, жёстко
ограничивая во времени участников круглого
стола.

  • проведения «информационной атаки»: участники
    высказываются в определённом порядке, оперируя
    убедительными фактами, иллюстрирующими
    современное состояние проблемы.
  • выступления дискутантов и выявления
    существующих мнений на поставленные вопросы,
    акцентирования внимания на оригинальные идеи. С
    целью поддержания остроты дискуссии
    рекомендуется формулировать дополнительные
    вопросы;
  • ответов на дискуссионные вопросы;
  • подведения модератором мини-итогов по
    выступлениям и дискуссии: формулирование
    основных выводов о причинах и характере
    разногласий по исследуемой проблеме, способах их
    преодоления, о системе мер решения данной
    проблемы.

III Завершающий (постдискуссионный) этап
включает:

  • подведение заключительных итогов ведущим;
  • выработку рекомендаций или решений;
  • установление общих результатов проводимого
    мероприятия.

Организация и проведение круглого стола с
применением позиционной технологии работы с
текстом.
Позиционная технология работы с
текстом основана на позиционной модели обучения
доктора психологических наук, профессор
МГППУ, заведующего кафедрой социальной
психологии развития факультета социальной
психологии Н.Е. Веракса.

I. Подготовительный этап

  • Выбор темы, проблемы – «Сквернословие –
    культурная катастрофа»
  • Подбор модератора – это может быть заместитель
    директора по воспитательной работе.
  • Подбор дискутантов: администрация школы,
    педагогический коллектив, представители
    Управляющего совета школы, Совета
    старшеклассников.
  • Подготовка сценария.
  • Оснащение помещения стандартным оборудованием
    (аудио- видеотехникой), а также
    мультимедийными средствами с целью поддержания
    деловой и творческой атмосферы.
  • Консультирование участников.
  • Подготовка необходимых материалов на бумажном
    или электронном носителях.

II. Дискуссионный этап

Предлагаемый нами круглый стол по теме
«Сквернословие – культурная катастрофа»
проходит 5 «тактов»:

  • Получение и осмысление информации
  • Самоопределение
  • Анализ ситуации. Игра на осмысление и
    эмоциональное проживание позиций – включение
    позиционной технологии работы с текстом.
  • Проектирование
  • Рефлексия

Получение и осмысление информации
предлагается через игру «Согласен, не согласен,
может быть
»

Задача этого этапа работы – пробудить интерес
участников круглого стола к теме, настроить на
размышление и конструктивное групповое
взаимодействие. Для этого проводится игра
«Согласен, не согласен, может быть». В разных
комнатах помещения, в котором проходит круглый
стол, прикреплены таблички с надписями: «Да или
Согласен», «нет или не согласен», «Не знаю».

Модератор предлагает участникам круглого
стола выразить своё отношение к той фразе,
которую он сейчас произнесёт, следующим образом:
«Если участник согласен с произнесённым
утверждением, он встаёт радом с табличкой «Да»,
если он лично не согласен с данным утверждением,
то ему нужно переместиться к табличке «Нет». В
случае затруднения с ответом – к табличке «Не
знаю».

Далее участникам предлагаются высказывания,
пословицы и поговорки, отражающие тематику
круглого стола. Каждый раз им необходимо
выслушать утверждение и выразить совё отношение
вышеуказанным способом. Модератор может задать
представителям любой из групп уточняющие
вопросы. В зависимости от активности участников
круглого стола может быть предложено от 3 до 6
утверждений, например:

  • Говорящий плохое – всегда в убытке. (Григорий
    Богослов)
  • Злой язык – признак злого сердца. (Публий Сир)
  • Каков человек, такова его и речь. (Сенека)
  • Речь – это показатель ума. (Сенека)
  • Злоречивый язык выдаёт безрассудство. (Плутарх)
  • Берегите чистоту языка, как святыню! (И.С.
    Тургенев)

Самоопределение

Модератор обращает внимание участников на тему
круглого стола. Самой своей формулировкой тема
побуждает задуматься о своём отношении к работе
по решению данной проблемы в школе и в
обществе, как с позиции педагога, так и с позиции
члена общества. Далее всем участникам круглого
стола предлагается заполнить анкету
 «Сквернословие в моей жизни» (Приложение
1
).

Анализ ситуации по теме круглого стола.
Игра на осмысление и эмоциональное проживание
позиций – включение позиционной технологии
работы с текстом

Позиционное работа с текстом начинается с
чтения  текста Виноградов С. «Сквернословие» (Приложение 2).
Участники круглого стола делятся на группы (от
2 до 5 человек), выбирают одну из позиционных
ролей, предложенных модератором: «тезис»,
«понятие», «схема», «оппозиция», «апологет»,
«метод», «ассоциация», «символ». Для творческой
интерпретации обсуждаемого текста возможно
добавить позиции «поэзия», «театр».
Задачи групп следующие:

  • «тезис» — выделить и обосновать основные
    тезисы текста;
  • «понятие» — определить основные понятия
    данного текста;
  • «схема» — представить текст в виде схемы,
    отразить смысловые связи;
  • «оппозиция» — высказать возражение к
    основным положениям текста;
  • «апологет» — показать позитивное значение
    текста, поддержать идеи автора;
  • «метод» — ответить на вопрос: «Каким
    методом пользовался автор, донося свою
    мысль до читателя?»
  • «ассоциация» — предъявить те ассоциации,
    которые вызывает текст (зрительные образы,
    детские воспоминания и т.д.);
  • «символ» — выразить идею текста с помощью
    визуального образа, представить символ текста;
  • «поэзия» — донести содержание текста в
    стихотворной форме;
  • «театр» — донести содержание средствами
    театра (драма, оперетта, триллер, пантомима).

Участникам круглого стола отводится
определённое время для чтения текста в
группах (время чтения определяется объёмом
текста), выработки предложенной позиции и её
презентации. Группам «схема» и «символ»
предоставляется возможность оформить свою
позицию на доске,  листе ватмана или в
слайдовой презентации.
Как показывает практика, 20 минут —
достаточное время для чтения и подготовки
позиции по тексту 5–7 страниц.
Презентация позиции имеет свою ритуальность:
каждая группа в полном составе выходит перед
аудиторией и обосновывает, иллюстрирует,
защищает свою позицию. На этапе «защиты позиции»
большое значение приобретает роль модератора 
в организации и управлении групповой
дискуссией.

Проектирование, принятие решений

Это очень важный этап. Он предполагает анализ
тех ресурсов, которые есть сегодня у школы  и
других учреждений для решения обсуждаемой на
круглом столе проблемы и проектирования новых
возможностей.

Участникам круглого стола – уже сработавшимся
группам предлагается:

  • составить перечень тех подходов, методов, форм
    работы, тех профессиональных ситуаций,
    существующих в практике школы, других
    учреждений, в которых уже сегодня возможно
    решение проблемы, обсуждаемой на круглом столе;
  • оценить по 5 балльной системе, насколько эти
    подходы, методы, формы работы сегодня реально
    работают на решение этой проблемы;
  • предложить шаги по расширению или углублению
    создаваемых школой и другими учреждениями
    возможностей для решения этой проблемы.

Таким образом, работа в группах осуществляется
в три этапа. Итоговые предложения групп являются
реальной основой для дальнейшего проектирования
системы работы по решению проблемы
сквернословия в школе. Возможно обсуждение
предложенных шагов по решению проблемы с
выделением «+» и «–», но обязательно начинать с
«+».

Рефлексия

Завершается работа участников круглого
стола выявлением отношений к произошедшему на
данном дискуссионном мероприятии. Модератор
возвращается к теме круглого стола. Как теперь
она звучит для участников? Важно дать
возможность всем участникам высказаться,
обозначить свои пожелания и опасения, возникшие
в процессе обсуждения.
Организовать рефлексивный этап круглого
стола можно через игру «Согласен, не согласен,
может быть», которая проводилась на первом этапе.
Модератор предлагает участникам круглого стола
выразить своё отношение к тем предложенным шагам
по решению обсуждаемой на круглом столе проблемы
сквернословия, следующим образом: «Если участник
согласен с предложенными решениями, он встаёт
радом с табличкой «Да», если он лично не согласен
с данными шагами по решению проблемы, то ему
нужно переместиться к табличке «Нет». В случае
затруднения с ответом – к табличке «Не знаю».
Модератор может задать любому участнику
круглого стола уточняющие вопросы.

III. Завершающий (постдискуссионный) этап

  • Модератор подводит заключительные итоги
    круглого стола.
  • Модератор произносит заключительные
    рекомендаций или решения.
  • Модератор устанавливает общие результаты
    проводимого круглого стола.

Название статьи:

организация и проведение круглого стола | Тертерьянц Елена Серафимовна

Дата публикации:

13.06.2022

Описание:

Автор: Тертерьянц Елена Серафимовна
Настоящая статья посвящена методу круглого стола в преподавании иностранных языков. Термин «круглый стол» принадлежит нормандскому поэту XII века Роберту Васу. Идея «круглого стола» восходит к легендам о короле Артуре, где круглый стол являлся местом политических дебатов, и его форма подчеркивала равенство всех участников. Эта форма общения стала одним из главных способов демократического взаимодействия участников дискуссии и поиска решения тех или иных проблемных ситуаций. Это одна из форм взаимодействия, которая позволяет студентам активно включиться в процесс обучения, предоставляет им возможности для проявления творческой инициативы, работе в команде, стимулирует их к самостоятельной исследовательской работе. Последнее время метод круглого стола активно используется и интегрируется в учебные программы иностранных языков.. Организация круглого стола подразумевает три этапа.

Организация и проведение круглого стола

по предмету Иностранный язык.

Е.С.Тертерьянц, преподаватель дисциплины

ОГСЭ.03 Иностранный язык

ГБПОУ Армавирский медицинский колледж.

Настоящая статья посвящена методу круглого стола в преподавании иностранных языков. Термин «круглый стол» принадлежит нормандскому поэту XII века Роберту Васу. Идея «круглого стола» восходит к легендам о короле Артуре, где круглый стол являлся местом политических дебатов, и его форма подчеркивала равенство всех участников. Эта форма общения стала одним из главных способов демократического взаимодействия участников дискуссии и поиска решения тех или иных проблемных ситуаций. Это одна из форм взаимодействия, которая позволяет студентам активно включиться в процесс обучения, предоставляет им возможности для проявления творческой инициативы, работе в команде, стимулирует их к самостоятельной исследовательской работе. Последнее время метод круглого стола активно используется и интегрируется в учебные программы иностранных языков.. Организация круглого стола подразумевает три этапа: подготовительный, основной или дискуссионный и этап подведения итогов. Подготовительный этап предполагает выбор темы, подбор материала, определение состава участников, выбор ведущего. Преподаватель на этом этапе оказывает помощь и консультирует студентов по всем возникающим вопросам. Основной этап состоит из выступлений ведущего и участников, вопросов и обсуждения в группе. Для эффективной работы на этом этапе, необходимо соблюдение общих правил, которые помогут сделать работу более продуктивной. Предполагается, что все выступающие будут придерживаться следующих критериев: 1. Время выступления – 6-7 минут 2. Выступление сопровождается презентацией, которая соответствует теме выступления. 3. Презентация содержит только ключевые факты цифры, но не сплошной текст, который читает выступающий. 4. Выступление логично структурировано. 5. Выступающий соблюдает речевой этикет, ясно и корректно отвечает на вопросы. Этап подведения итогов предполагает как рефлексию самих выступающих, так и оценку преподавателя. Следует заметить, что наличие заранее определенных критериев облегчает этот процесс, делает его более прозрачным и облегчает работу преподавателя. Так как преподаватель выступает в этом случае в роли организатора, то критериальное оценивание представляется в этом случае наиболее адекватным. Оценка снижается если: 1. Выступающий читает текст презентации. 2. Презентация содержит менее 10 слайдов (не включается слайд с темой и слайд с благодарностью за внимание). 3. Тест или изображения на слайде нечетки, изображение на слайде не связано с тем, что говорит докладчик. 4. Выступающий допускает лексические и грамматические ошибки, искажающие смысл высказывания. 5. Электронная презентация заменяет выступление. Целью круглого стола является развитие коммуникативной компетенции студентов, что является одной из основных задач преподавателя и соответствует требованиям ФГОС нового поколения. Круглый стол – это, как правило, не спонтанное действие и не то событие, в котором принимает участие, только ограниченное количество студентов, выступая с докладами по отдельным проблемам. Это подготовленное мероприятие, посвященное заранее определенной теме. Круглый стол дает практически неограниченные возможности для рассмотрения актуальных и социально значимых вопросов, позволяет студентам научиться выступать публично, работать с источниками и критически оценивать информацию, что представляется наиболее значимым для студентов гуманитарных специальностей. Из опыта проведения круглого стола на базе кружка English Speaking Clubмогу в качестве примера предложить образец сценария круглого стола.

Тема круглого стола : «Художники – портретисты Великобритании».

Дисциплина: ОГСЭ.03 Иностранный язык.

Количество часов: 90 минут.

Место проведения: Кабинет иностранного языка 224.

Цели:

Образовательные (учебные):

расширение знаний о культуре и традициях англоговорящих стран.

развитие способности студентов

использовать английский язык в межличностном и межкультурном общении,

содейств

овать формированию у студентов

стремления к самостоятельн

ому изучению культуры

страны изучаемого языка

и определению своей роли в предложенном мероприятии;

Воспитательные:

формирование коммуникативной компетенции;

формирование опыта конструктивного, учебного диалога (на этапе работы в группе);

воспитание активности и заинтересованности студентов.

Развивающие:

развивать память, внимание, логическое мышление, умение анализировать, систематизировать и делать выводы;

формировать умение четко и ясно излагать свои мысли;

Способствовать развитию уважительного отношения к культуре страны изучаемого языка и умения выделить нравственный аспект поведения и ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.

Задачи:

формирование и развитие у студентов профессиональных и общих компетенций, соответствующих виду их профессиональной деятельности;

приобщение учащихся к проектной деятельности по поиску, переработке, оформлению и представлению информации в интерактивном виде.

раскрытие,

поддержка и поощрение творческого потенциала студенческой молодежи.

Оснащение: сценарий, мультимедийные презентации, ТСО.

Этапы подготовки круглого стола.

План проведения круглого стола.

1. Вступительное слово руководителя кружка. 

2. Выступления студентов, представляющих презентации:

а) UK Artists;

б) Joshua Reynolds;

в) Francis Bacon;

г) Thomas Gainsborough;

д) English artist William Hogarth;

e) Thomas Lawrence.

3. Обсуждение презентаций.

7. Подведение итогов Круглого стола.

Список использованной литературы:

1. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. / Н.С.Водина, А.Ю.Иванова, В.С.Клюев и др.; – М.: Флинта: Наука, 2017. – 86с.

2. Сластенин В.А. Субъектно-деятельностный подход в общем и профессиональном образовании. // Сластенин.- 2000, М.

3. Чубарова Е. В. Метод Dogme: обучение без учебника // Научнометодический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 3. – С. 253

Скачать работу

Добавить комментарий