Как составить программу курса по выбору

В 2002 году Министерством образования РФ была принятаКонцепция профильного обучения на старшей ступени общего образования” (утверж­дена приказом Министерства образования РФ 2783 от 18.07.2002). В соответствии с Концепцией перед школами открылась возможность в большей степени учитывать потребности учащихся, эффективнее готовить их к будущей профессии или продолжению обучения в вузах. Вместе с тем перед учителями школ возникла проблема разработки элективных курсов для учащихся. В данной статье рассмотрим практические аспекты разработки и оформления про­граммы для элективного курса, вопросы ее экспертизы и утверждения.

Прежде всего следует уточнить что именно понима­ется под элективным курсом. В Концепции приводится
следующее определение: “Элективные курсыобя­зательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного планаКоличество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся. По элективным кур­сам единый государственный экзамен не проводится. При этом примерное соотношение объемов базовых общеобразовательных, профильных общеобразова­тельных предметов и элективных курсов определяется пропорцией 50:30:20″.

Элективные курсы имеют сле­дующие достоинства: они позволяют ориентировать обучение на реальный интерес школьников, позволяют
поддерживать высокий уровень языковой подготовки, дают администрации школы свободу в планировании
нагрузки
(как правило, элективные курсы преподаются
во второй половине дня), дают возможность учителю повысить свою квалификацию и расширить поле ра­боты, а также позволяют ученикам сделать выбор из множества направлений для углубленного изучения. В рамках преподавания английского языка элективные курсы могут использоваться для интенсивного развития коммуникативной компетенции, для предпрофильной
подготовки, а также для углубленного изучения пред мета с целью лучше подготовиться к сдаче экзамена. Следует понимать разницу между курсами по выбору, которые входят в предпрофильную подготовку (то есть могут вводиться в 9-м классе) и могут быть кратко­срочными, и элективными курсами, которые являются частью профильного обучения и отличаются большей длительностью (до 72 часов). Итак, элективный курс преподается в 10-11 –х классах средней школы, входит в профильное обучение и его объем может составлять до 72 учебных часов. Таким образом, курс длитель­ностью 70-72 часа при отведенном на него одном учебном часе в неделю может преподаваться в 10-х и 11 –х классах, а при выделенных на него двух часах в неделю может быть пройден за один учебный год. Современные учебные пособия для элективных курсов, такие, какДеловой английский для школы” / “Busi­ness English for SchoolsиАнглийский для естествен­номатематического профиля” / “English for Science“, рассчитаны именно на 70 часов аудиторных занятий, и еще два часа могут использоваться для оценки учебных достижений школьников в рамках элективного курса. Однако наличие качественного, современного учеб­нометодического комплекта для элективного курса не снимает проблему разработки учебной программы.

Вне зависимости от того, планируется  ли преподавать данный курс как модульный или линейный, учебная программа курса должна включать следующие компоненты:

    
титульный лист;

    
пояснительную записку;

    
методические рекомендации;

    
содержание курсатематический план;

    
библиографию.

Титульный лист содержит: наименование обра­зовательного учреждения, сведения о том, где, когда и кем утверждена программа, название элективного курса, класс, на который рассчитана программа, ФИО и должность автора программы, название города (на­селенного пункта) и год разработки программы. Сле­дует отметить, что расположение элементов титульного листа часто определяется инструктивнометодическим письмом управления образования в каждом конкрет­ном
регионе.

В ряде городов и регионов, например в СанктПе­тербурге, на титульном листе рекомендуется указывать
ФИО экспертов, проводивших экспертизу программы курса.

Пояснительная записка должна включать:

1)  
аннотацию, обоснование необходимости курса;

2)  пояснение места и роли курса в учебном процессе (с пояснением того, какие умения и навыки развива­ются, какие межпредметные связи включает данный курс);

3)  цель курса;

4)  задачи курса;

5)  планируемый результат;

6)  виды
и формы контроля.

Необходимость предлагаемого курса может быть
обоснована
потребностями учащихся, выявленными в ходе анкетирования или другого исследования. Целью курса, как уже было отмечено выше, может быть раз­витие отдельных компонентов коммуникативной ком­петенции или их совокупности, углубленное изучение предмета для подготовки к экзамену или поддержка обучения профилирующему предмету. Задачи курса вытекают из его целейэто конкретные шаги, которые требуется предпринять для достижения цели курса.

Планируемый результат это перечисление того, что школьники будут уметь в результате прохождения курса.
Например, если одной из задач курса являлось
обучать писать деловые письма, то в результате прохож­дения курса школьники научатся писать деловые письма в соответствии с требованиями делового этикета.

Отметим, что в соответствии с Концепцией возмож­но использование разнообразных видов контроля, а именно самоконтроля, языкового портфолио, проекта, выполнения практического задания и т. д.

Методические рекомендации содержат описа­ние методических принципов, положенных в основу курса, а также могут перечислять основные приемы и педагогические технологии, рекомендованные для использования
в рамках данного
курса.

Содержание курса тематический планвключает перечень тем с их реферативным описанием, количес­тво часов, отводимого на каждую из тем, с указанием количества практических и теоретических часов, а также формы подведения итогов по темам, если они преду­смотрены программой и структурой курса.

В разделе Библиография перечисляются все УМК, учебные пособия, аудиоматериалы и интернетресурсы, которые будут использованы в рамках данного элективного
курса.

Приведем пример оформления титульного листа:

_____________________________________________________________________________

Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное
образовательное учреждение СОШ

УТВЕРЖДАЮ

«___»____________2007 г.

Должность

ФИО, подпись

(название)

Программа элективного курса по английскому языку

«Деловой английский для школы»

для учащихся 10-11 классов

Составитель

ФИО, должность, звание

Обниcк

2007

____________________________________________________________________________

Схематично структура пояснительной записки
может
выглядеть следующим образом:

Элективный
курс “Деловой английский для школы”

Предлагаемый курс предназначен для учащихся
10 и 11 классов
____________

профиля, а также для учащихся 10 и 11 классов, желающих
овладеть
_______________

В последние годы все большее количество
учащихся
________________              Использование
английского языка для_________________ предполагает
наличие у участников
коммуникации достаточного запаса знаний о___________________  
Рабочее владение

английским языком предполагает не только знание
профессиональной лексики, но
и такие
умения, как__________.
При
обучении в классах____________
      профиля учащимся необходимо понимать___________       , ориентироваться в ___________________________

Перечисленные выше знания и умения важны не только для__________ ,
но и для______. Однако в соответствии с требованиями федерального
стандарта
английский язык преподается
в старших классах главным образом как средство об­
щения (
General English) и как средство обучения (Academic English), что
не позволяет
в достаточной мере развить у учащихся перечисленные
выше умения и позволить
школьникам
овладеть необходимыми для этого знаниями. Противоречием между
потребностями учащихся, требованиями вероятной будущей
профессии и содержа­
нием обучения,
заложенном в федеральном стандарте, обусловлена актуальность
данного
элективного курса делового английского языка.

Основной целью элективного курса является             ____________

Элективный курс делового английского языка
имеет следующие развивающие
и воспитательные цели:

       Развитие________________________________________________

       Воспитание______________________________________________

Для достижения поставленных целей в рамках курса
решаются следующие задачи:

Обучить__________________________________________________

•  Совершенствовать умения учащихся в четырех видах
речевой деятельности, а
именно: в области говорения — обучать____________ ;

в
области письма
– обучать_______________________ ;

в области аудирования
совершенствовать умение
______ ;

в области чтения – совершенствовать
умение
_______

•  В учебно-познавательной области дать учащимся
знания о

_____________________________________________________________________________

Для развития_____________________ научить_________________

В результате прохождения курса старшеклассники:

      Овладеют________________________________________________

      Научатся________________________________________________

      Научатся_________________________________________________

      Научатся________________________________________________

Структура
курса и организация обучения

Курс рассчитан на 70 учебных часов и состоит из__________       тематических разделов по _________уроков каждый. При одном часе занятий в неделю
курс будет длиться 35 часов
в 10
классе и 35 часов — в 11 классе. При двух часах занятий в неделю курс может
быть
пройден за один учебный год в 10 или 11 классе.

В основе курса лежат следующие методические принципы:

·        
________________________________

·        
________________________________

·        
________________________________

·        
________________________________

Контроль результатов обучения и оценка
приобретенных школьниками уме­
ний и навыков производится____________________________________________________    

Полностью
пояснительная записка и тематическое
планирование
могут выглядеть следующим образом:

Элективный
курс «Деловой английский для школы»

Предлагаемый курс на основе УМК “Деловой английский для
школы” / “
Business English for Schools” предназначен для учащихся 10-х и 11
-х классов экономического профиля, а также для учащихся 10-х и 11-х классов,
желающих овладеть основами устного и письменного делового общения на английском
языке.

В последние годы все большее количество учащихся осознают роль
английского языка как мирового языка делового общения. Использование
английского языка для делового общения предполагает наличие у участников
коммуникации достаточного запаса знаний о культуре делового общения и
культурных особенностях различных стран. Также процесс глобализации приводит к
тому, что владение английским языком становится желательным, а иногда и
необходимым условием принятия кандидата на работу. Рабочее владение английским
языком предполагает не только знание профессиональной лексики, но и такие
умения, как умение разговаривать по телефону на профессиональные темы, вести
деловую корреспонденцию, владение различными функциональными стилями деловой
переписки. При обучении в классах экономического профиля учащимся необходимо
понимать англоязычные эконо­мические термины, ориентироваться в основных закономерностях
и тенденциях экономики, путях развития бизнеса как в своей стране, так и в
мире. Перечисленные выше знания и умения важны не только для
предпрофессиональной подготовки учащихся, но и для подготовки школьников к
дальнейшей самостоятельной жизни в обществе. Однако в соответствии с
требованиями федерального стандарта англий­ский язык преподается в старших
классах главным образом как средство общения (
General English)
и как средство обучения (
Academic English), что не позволяет в достаточной мере
развить у учащихся перечисленные выше умения и позволить школьникам овладеть
необходимыми для этого знаниями. Противоречием между потребностями учащихся,
требованиями вероятной будущей профессии и содержа­нием обучения, заложенном в
федеральном стандарте, обусловлена актуальность данного элективного курса делового
английского языка.

Основной целью элективного
курса является развитие у учащихся практичес­ких навыков использования
английского языка для профессионального общения в сфере бизнеса и экономики, а
также в качестве инструмента для получения новых знаний по выбранному профилю.

Элективный курс делового английского языка имеет также следующие развива­ющие
и воспитательные цели:

      Развитие
социокультурной компетенции, а именно умения участвовать в комму­никации в
соответствии с нормами, принятыми в деловом мире.

      Воспитание
способности к личному и профессиональному самоопределению.

      Развитие
межкультурной компетенции, а именно умения участвовать в межкуль­турной
коммуникации, учитывая особенности других культур.

      Развитие
ассертивности, а именно умения достигать поставленной цели, при необходимости
преодолевая возникающие препятствия.

      Развитие
компенсаторной компетенции.

•   Воспитание
способности к личному и профессиональному самоопределению.
Для достижения поставленных целей в рамках курса решаются следующие задачи:

      Обучить
старшеклассников лексическим единицам в соответствии с отобран­ными темами
навыкам оперирования этими единицами в коммуникативных целях.

      Совершенствовать
умения учащихся в четырех видах речевой деятельнос­ти, а именно: в области
говорения
– обучать аргументированно выра­жать свое мнение, обсуждать
проблемы и предлагать решения, проходить собеседование для приема на работу, беседовать
по телефону в соответствии с заданной ситуацией, проводить презентацию, поддерживать
разговор на общие темы вне сферы делового общения, проводить деловые встречи.

 В области письма
обучать писать деловые письма, резюме, письма о приеме на работу, сообщения
электронной почты в соответствии с требованиями дело­вого этикета.

В области аудирования
совершенствовать умение слушать аутентич­ные тексты из сферы деловой
коммуникации с пониманием общей идеи, и с извлечением информации и с детальным
пониманием.

В области чтения
совершенствовать умение читать аутентичные тексты по профильной тематике с
пониманием общей идеи, и с извлечением информации и с детальным пониманием.

      В
учебно-познавательной области дать учащимся знания о типах компаний, бизнесе в
мире подростков, электронном (Интернет) бизнесе, корпоративной культуре, способах
устройства на работу, подходах к принятию решений, методах рекламы, особенностях
электронной коммуникации и возможных направлениях развития бизнеса в будущем.

      Для
развития компенсаторной компетенции развивать умения пользоваться собс­твенным
иноязычным речевым ответом для восполнения пробелов во владении иностранным
языком, умения осуществлять перифраз, пользоваться языковой и контекстуальной
догадкой.

В
результате прохождения курса старшеклассники:

      овладеют
лексическим запасом в соответствии с темами и сферами общения экономического
профиля;

      научатся
пользоваться электронной почтой на английском языке с учетом дело­вых, стилистических
и языковых норм;

      научатся
создавать и проводить презентации на английском языке;

      научатся
проводить переговоры по телефону с деловыми целями на английском языке;

      научатся
работать в команде, вместе находить решения деловых проблем:

      научатся
планировать рекламные кампании.

Структура
курса и организация обучения

Курс рассчитан на 70 учебных часов и состоит из 14 тематических
разделов по 5 уроков каждый. При одном часе занятий в неделю курс будет длиться
35 часов в 10-м классе и 35 часов – в 11-м классе. При двух часах занятий в
неделю курс может быть пройден за один учебный год в 10-м или 11-м классе.

В
основе курса лежат следующие методические принципы:

      Интеграция
основных речевых умений и навыков.

      Последовательное
развитие основных речевых умений и навыков.

      Коммуникативная
направленность заданий.

      Контекстуальное
введение лексики.

      Применение
полученных умений и навыков на практике в симулированных ситуациях, максимально
приближенных к реальным условиям мира бизнеса.

      Темы
и материалы курса соответствуют возрасту, интересам и уровню языковой
подготовки учащихся.

Контроль результатов обучения и
оценка приобретенных школьниками умений и навыков производится при выполнении
учащимися финальных про­дуктивных коммуникативных заданий каждого тематического
раздела с помощью
Teacher evaluation card, а также самими учащимися путем самооценки и самоконтроля
посредством
Student evaluation card.

После того как программа для элективного курса была разработана, ее необходимо утвердить. Проце­дура утверждения программ для элективных курсов не определена нормативно на федеральном уров­не. В соответствии с законом РФОб образовании“, статья 32, пункт 7, к компетенции образовательного учреждения относится разработка и утверждение
рабочих программ учебных курсов и дисциплин. Таким образом, само образовательное учреждение имеет право утвердить разработанную программу для
применения
в учебном процессе. Вместе с тем для утверждения программы элективного курса необходима
ее экспертиза. Экспертиза может проводиться на трех уровнях: на уровне методического объединения самого образовательного учреждения, на уровне районного или городского методического объединения, и на уровне регионального экспертного совета. Как правило, процедура экспертизы регламентируется отдельными распоряжениями
на уровне регионов.

В соответствии с Концепцией профильного обучения для экспертизы программ элективных курсов исполь­зуются
следующие критерии:

1.     степень
новизны для
учащихся;

2.   мотивирующий
потенциал программы;

3.    
развивающий потенциал
программы;

4.  
реализация принципа учета возрастных особеннос­тей
и индивидуальных возможностей
учащихся;

5.   наличие
здоровьесберегающих характеристик;

6.   полнота
содержания;

7.   связанность
и систематичность изложенного
ма­териала;

8.  
адекватность методов
обучения типу
курсов;

9.   степень
контролируемости;

10.  реалистичность
с точки зрения
используемых ресурсов;

11.  наличие
в структуре программы
необходимых разделов.

Все эти критерии раскрываются
в соответствующих разделах пояснительной
записки и тематического
пла­нирования в
программе элективного
курса.

Как видим, при
составлении программ
элективных курсов необходимо
строго соблюдать
структуру про­граммы.
Разработанная программа
утверждается об­разовательным учреждением на основании результатов внутренней
или внешней экспертизы
в соответствии с
инструкцией
регионального управления
образования. Критерии
экспертизы программы
основаны на целях
и задачах профильного
обучения, описанных
в Концеп­ции профильного
обучения. Практика
показывает, что в
различных регионах
могут сосуществовать
закреп­ленные на
местном уровне
процедуры экспертизы
и утверждения программ
элективных курсов
в рамках федерального и
регионального законодательства.
Для успешной разработки,
утверждения и
внедрения в образовательный
процесс новых
элективных курсов учительпрофессионал должен ориентироваться в нор­мах
и инструкциях органов
управления образованием,
иметь доступ
к образцам программ
элективных курсов,
внедренных в различных
регионах. Для
этого особенно полезным может оказаться профессиональное сообще­ство
в сети интернет.

Рекомендуем вашему
вниманию следующие
ин­тернетресурсы,
содержащие различные
программы для элективных
курсов, а также
статьи и нормативные
документы
, посвященные проблеме
разработки элек­тивных
курсов и профильному
обучению:

1.     Портал
Российское образование
www.edu.ru
программы элективных
курсов, нормативные документы,
разнообразные ресурсы
для школы.

2.     Сайт специализированного учебнонаучного центра Московского
государственного университета
им. М. В. Ломоносова; Школа
им. А. Н. Колмогорова http://www.pms.ru/programmyi /1 5.html
программы элективных
курсов по ряду
предметов, включая
английский язык

3.   Белгородский
региональный институт
повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
http://ipkps.bsu.edu.ru/5ource/ predprof/prof_soder.asp
примерные требования к
программам элективных
курсов

4.   Требования
к элективным курсам
на персональ­ном сайте
учителя информатики
и математики И. А.
Зайцевой http://www.zaitsevairina.ru/html/ f1093455595.html

5.   Программа
элективного курса
Американские писатели об
американском образе
жизнина
сайте Book Lovers http://uswriters.iatp.ru/progr.html

6.   Сайт
издательского дома
“1
сентябряhttp:// festival.1september.ru/2005_2006/index.php? numb_artic=31
2202
программа элективного курса
Английский в мире
науки и техники

7.   Нормативные документы по профильному обучению на сайте
РГПУ имени А. И.
Герцена http://edu.of.ru/ profil/default.asp?ob_no=12603

8.   Нормативные
документы на сайте
центра образовательного законодательства
http://www.
Iexed.ru/

9.   Вопросы
профильного обучения
в старшей школе, нормативные
документы, статьи
на сайте Профильное
обучение в старшей
школеhttp:// www.profileedu.ru/

10.
Учебные
пособия на сайте
информационной системыЕдиное
окно доступа к образовательным
ресурсам
http://window.edu.ru/window/library7p_ rubr=2.2.73.3

Рабочая
программа.

После ознакомления
с федеральными и региональными документами, учитель готовит рабочую программу
курса (для каждой параллели).

Рабочая программа
имеет следующую структуру:

1. Титульный лист.

2. Пояснительная
записка, в которой обосновывается введение учебного курса, даётся ссылка на
стандарт, согласно которому разработана программа.

Примерное
содержание пояснительной записки:

Рабочая программа
по (название предмета, класс) разработана на основе:

·        
Федерального
стандарта

·        
Примерной
программы МО РФ по (название предмета, год, Ф.И.О. автора),

·        
учебника
(название предмета, Ф.И.О. авторов) с учётом требований Регионального
образовательного стандарта Читинской области (для учителей Читинской области).

3. Тематическое
планирование, с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы,
а также форма проведения занятий (теоретическая, практическая, самостоятельная
работа) и контрольная. Обычно оформляется в виде таблицы.

урока

Тема

Форма контроля

Кол-во

часов

Семья

4.   Краткое
содержание каждой темы (поурочное планирование, в т. ч. – содержание
лабораторных работ). 

5. График
контрольных мероприятий, т.е. даты проведения контрольных работ, зачетов,
практикумов и т.д. с точностью до недели. График может быть объединен с календарным
тематическим планированием.

6.   Задания для самостоятельной
работы учащихся (темы для рефератов, проектные задания и т.д.).

7.   Критерии
оценки знаний учащихся.

8. Список основной
и дополнительной литературы.

*   Если вы
пользуетесь одной из рекомендованных Федеральным экспертом советом программ,
полностью сохраняя ее содержание и количество часов на отдельные темпы, то
пишите лишь название программы с указанием источника, где она опубликована. 

*   Если вы
вносите какие-либо изменения в содержание программы или в отведённые нормы
учебного времени, то необходимо написать объяснительную записку. В ней
указываете, какие изменения вы вносите и даёте обоснование своих действий.

*   Если вы
создаёте авторскую программу, то она должна пройти соответствующую экспертизу и
получить разрешение к использованию в экспериментальном режиме городскими или
районными методическими службами.

Программа
хранится, в кабинете учителя, а ее копия обычно сдается заместителю директора
по учебной работе.

Мониторинг

Модернизация образования, в частности
введение профильного обучения на старшей
ступени общеобразовательной школы, открывает
принципиально новые возможности в осуществлении
инновационной и проектно-исследовательской
деятельности в современной школе.

В условиях профильного обучения на
данном этапе, помимо профильных
общеобразовательных предметов, вводятся новые
компоненты обучения – элективные курсы,
проектная и исследовательская деятельность,
которые определяют необходимость включения в
проектную и учебно-исследовательскую работу как
самих учителей физической культуры, так и
учащихся. Эти новые компоненты, с одной стороны,
как раз и призваны учесть интересы и склонности
учащихся, а с другой – они определяют
возросшие требования к профессионализму
учителей.

Однако в силу разных причин
(загруженность внеклассной спортивной работой,
участие в различных соревнованиях, нехватка
времени, а порой и просто неумение или нежелание
выполнять инновационную и проектную работу)
многие учителя физической культуры остаются в
стороне от решения этой задачи. Вместе с тем
стремление немалой части педагогов к
инновационной и научно-экспериментальной работе
совершенно недостаточно подкреплено
соответствующим методическим обеспечением,
зачастую допускаются ошибки в ее планировании и
проведении.

В современных условиях развития
образования повсеместное введение в школах ЕГЭ,
компьютерной технологии тестирования знаний
учащихся, а также системы профильного обучения
повышает спрос на мультимедийные технологии в
обучении, требует разработки нормативных
программных документов, создания новых
педагогических технологий для реализации
профильного содержания физической культуры в
старших классах.

Инновационные процессы, охватившие все
образовательное пространство, не могут избежать
такого важного аспекта, как мониторинг. Поэтому
чрезвычайно актуальным в современной школе
является создание внутришкольного
педагогического мониторинга.

Педагогический мониторинг – это
система сбора, обработки, педагогической
интерпретации и хранения информации о процессах
обучения и развития личности, обеспечивающая
непрерывное отслеживание ее состояния,
своевременную корректировку и прогнозирование
развития.

Составной частью педагогического
мониторинга в системе физического воспитания
школьников является методика оценки физического
развития и физической подготовленности
учащихся, основу которой составляет
тестирование. При этом тесты должны быть
разносторонними и системными, что будет
способствовать поддержанию и повышению интереса
учащихся к оценке собственного здоровья и
отслеживание динамики его показателей.

По результатам фактических измерений в
соответствии с методикой исследования
выполняется расчет индивидуальных показателей
физического развития, физической
подготовленности и функциональной
подготовленности каждого учащегося, что может
составить индивидуальную карту физического
здоровья школьника.

Результаты мониторинговых исследований
позволяют отслеживать динамику показателей
физического развития и физической
подготовленности учащихся и тем самым могут быть
использованы как эффективное средство
осуществления индивидуального подхода к
физическому воспитанию, поиска путей
оптимизации учебного процесса по физической
культуре и сохранения индивидуального здоровья
каждого школьника.

Еще одним научно обоснованным методом
контроля учебного процесса является мониторинг
уровня знаний учащихся. Для контроля и оценки
уровня теоретико-методических знаний учащихся
выпускных классов по предмету «физическая
культура» мы предлагаем тестовые задания
закрытой формы. Для этого с помощью конструктора
тестов в программе Adobe Flash создан накопитель
тестовых заданий (НТЗ), который представляет
собой базу данных специальной структуры,
используемой для хранения информации о форме и
содержании тестовых заданий, параметрах
генерации тестов и способах оценивания
результатов тестирования.

Результаты проведенных исследований
показали, что применение компьютерных
технологий в процессе обучения и физического
воспитания в школе позволит не только объективно
оценить уровень теоретических знаний учащихся,
но и выявить проблемы в усвоении программы по
физической культуре. Педагогический анализ и
своевременное решение этих задач будут
способствовать, в свою очередь, повышению
качества преподавания предмета, качественному
усвоению учебного материала по физической
культуре и более эффективному контролю знаний и
уровня физической подготовленности школьников.

Проектирование

Инновационная педагогическая
деятельность основывается на теоретических
положениях проектирования. В современных
условиях развития образования учитель
физической культуры должен не только хорошо
знать свой учебный предмет, но и владеть
педагогическими технологиями проектирования
рабочих программ по физической культуре и
различных элективных курсов для учащихся
старших классов.

В последнее время переработка и
модификация примерных программ по физической
культуре стали привычной деятельностью
педагогов. Каждый учитель знает, что даже самая
лучшая примерная программа по физической
культуре, рекомендованная или допущенная
Министерством образования и науки РФ, требует
адаптации к условиям конкретного
образовательного учреждения с учетом
климатических особенностей региона, состояния
учебно-материальной базы и традиций школы, а
также профессиональных предпочтений педагогов.

Эта работа чаще всего включает в себя
извлечение (замену) отдельных разделов и
дидактических единиц из примерных программ,
составление программного материала на основе
объединения содержания различных программ,
изменение последовательности изучения разделов
и тем и соответственно перераспределение
академических часов, включение собственных
разделов и дидактических единиц в общую
структуру программы.

Алгоритм создания рабочей программы
учителя физической культуры следующий:

1. Выбрать примерную программу по
физической культуре.
2. Сопоставить содержание примерной программы с
федеральным компонентом Государственного
стандарта общего образования по физической
культуре.
3. При разработке рабочей программы на профильном
уровне следует ориентироваться на содержание
профильного уровня стандарта.
4. Внести дополнения в соответствии с
требованиями регионального стандарта и
школьного компонента.
5. Составить структуру рабочей программы
(титульный лист, пояснительная записка,
требования к уровню подготовки учащихся,
учебно-тематический план, содержание разделов и
тем учебного предмета, контрольно-измерительные
материалы, а также список литературы и
используемого оборудования).
6. Требования к уровню подготовки учащихся взять
из примерной программы и распределить их по
классам согласно авторской структуре рабочей
программы.
7. Выбрать из примерной программы или разработать
свои контрольно-измерительные материалы для
контроля и оценки качества образования.
8. Разработать учебно-тематическое планирование
исходя из конкретных условий и требований школы,
реальных педагогических возможностей.

Авторский элективный курс

Каждая школа в соответствии с профилем
обучения создает свои программы элективных
курсов. Программы элективных курсов, которые
разрабатывает учитель физической культуры,
должны соответствовать определенным
требованиям. Матрица программы элективного
курса должна содержать:

1) название элективного курса; фамилию
автора (составителя) программы; указание, для
какого класса предназначена программа;
количество учебных часов;
2) пояснительную записку (цели и задачи курса,
место и роль в процессе изучения того или иного
учебного предмета, актуальность);
3) поурочно-тематический план (название тем и
количество часов, выделяемое на их изучение);
4) содержание программы (включает в себя краткую
аннотацию каждой темы);
5) основные требования к знаниям и умениям
учащихся (контрольно-измерительные материалы);
6) рекомендуемую литературу.

Индивидуальная образовательная
траектория

Профильное обучение существенно
расширяет также возможности ученика выстраивать
индивидуальную образовательную траекторию.
Обучение строится на основе гибких форм
организации образовательного процесса,
способствующих формированию интеллекта, навыков
исследовательского труда, ориентированных на
индивидуальные способности учащихся и их
развитие через различные виды деятельности,
допускающие право выбора самими учениками.

В условиях профильного обучения и
предпрофильной подготовки в оценке учебных
достижений школьников и построении
образовательного рейтинга учащегося особое
место занимает формирование портфолио каждого
ученика. Результаты учебных достижений,
индивидуальная карта физического здоровья,
результаты выступлений в спортивных
соревнованиях, а также олимпиадах школьников по
физической культуре, интересные самостоятельные
проекты и работы могут составить портфолио
ученика.

Это тем более оправданно, что в
настоящее время на основании Федерального
закона «Об образовании» победы на предметных
олимпиадах международного и всероссийского
уровней являются достаточным основанием для
зачисления в высшее учебное заведение без
экзаменов.

Исследовательская и проектная
деятельность учащихся

Таким образом, в условиях качественного
расширения содержания образования, внедрения
информационных технологий необходимо
определение новых приоритетных направлений
работы с учащимися. Важнейшим из них является
формирование у школьников основных умений и
навыков исследовательской и проектной
деятельности.

Приобщение школьников к
исследовательской деятельности позволяет с
успехом решать многие образовательные
проблемы – например, связанные с
индивидуальным подходом, уровневой
дифференциацией, созданием положительной
учебной мотивации, углубленным усвоением
программы профильного обучения,
профессиональной ориентацией.
Исследовательская работа учащихся позволяет
выявить их задатки и склонности, развить и
сформировать способности.

Именно поэтому в профильных классах,
ориентированных на физкультурно-педагогическую
деятельность, целесообразно вводить элективный
курс «Введение в научное исследование в
физическом воспитании», рассчитанный на 34
учебных часа.

Учащиеся старших классов, обученные
таким навыкам исследовательской работы, как
умение составлять планы, тезисы, конспекты, а
также писать рефераты, аннотации, отзывы,
рецензии, курсовые работы, выступать с докладом,
отражающим результаты исследования, знание
этапов работы в процессе исследования, – став
студентами, будут более осознанно продолжать ее
в вузе. Им не придется терять много времени на
постижение ее азов. Некоторые из них, уже
обучаясь в вузе, на новом, более высоком научном
уровне, продолжив школьное исследование, могут
выполнить курсовую или дипломную работу.

Цель данного элективного курса –
познакомить учащихся старших классов с
основными методами организации и проведения
научного исследования в физическом воспитании,
привить им умения и навыки исследовательской
работы в сфере физической культуры и спорта.

Основными задачами элективного курса
являются:

1. Развитие способности аналитически
мыслить, сравнивать, обобщать, классифицировать
изучаемый материал.
2. Знакомство с методами научного исследования и
выработка умения выбирать конкретные методы,
необходимые в собственном исследовании.
3. Развитие способности формулировать проблему и
гипотезу исследования.
4. Обучение формам представления основных
результатов исследовательской работы.

Элективный курс «Введение в научное
исследование в физическом воспитании»
предполагает подачу материала в форме лекций и
обсуждение рассматриваемых проблем с учащимися
на практических занятиях, а также отводит важную
роль самостоятельной работе школьников в
библиотеках и в компьютерном классе.

Ниже представлен примерный
учебно-тематический план элективного курса для
учащихся 11-го класса
физкультурно-педагогического профиля.

Основными требованиями к уровню
подготовленности учащихся являются:
мотивационный выбор темы исследования; интерес к
научному познанию, к экспериментальной работе;
выполнение реферата (составление плана
исследования, составление картотеки по
обработке научной литературы и т.д.).

Элективный курс «Введение в научное
исследование в физическом воспитании»

Наименование темы

Лекции

Практические занятия

Всего

1. Понятие науки и научного знания.
Структура науки. Типология науки. История науки.
Наука в сфере физической культуры и спорта

2

2

2. Научная деятельность.
Фундаментальные и прикладные исследования.
Отличительные черты научного исследования в
физическом воспитании. Соотношение науки и
истины

2

2

3. Структура научного исследования:
первичный материал, литературные данные,
аргументация, выводы

2

2

4. Выбор темы. Целесообразность выбора.
Эффективность научной темы

1

1

2

5. Постановка проблемы. Формирование
цели и гипотезы исследования. Предмет, объект
исследования

1

1

2

6. Поиск, накопление и обработка
научной информации. Научные документы и издания.
Государственная система научной информации.
Организация работы с научной литературой

1

3

4

7. Применение информационных
технологий в исследовании в физическом
воспитании

2

2

8. Методы научного исследования в
физическом воспитании

2

2

9. Основные методы получения
первичного материала: наблюдения, эксперименты,
сбор свидетельств

1

1

2

10. Экспериментальные исследования.
Классификация, типы и задачи эксперимента.
Особенности эксперимента по сравнению с
наблюдением. Опрос как разновидность
эксперимента. Организация педагогического
эксперимента

2

2

4

11. Оформление результатов научной
работы. Аннотация, энциклопедическая справка

1

1

2

12. Реферат. Составление и оформление
работы

1

1

2

13. Рецензия, статья, подготовка
доклада

1

1

2

14. Защита реферата

4

4

В с е г о

17

17

34

Ильдар Латыпов ,
к.п.н., доцент Педагогического института физической культуры, Москва

Слайд 1

Правила разработки элективного курса

Слайд 2

Элективный курс по физике 9 класс Методы решения физических задач

Слайд 3

Алгоритмы решения задач по механике I . Содержание 1.1 Пояснительная записка 1.2 Тематическое планирование II . Требования к элективному курсу III . Литература

Слайд 4

Требования к элективному курсу по физике На каком содержательном материале Алгоритмы решения задач по механике Чем содержание курса будет качественно отличаться от базового курса… Мало времени уделяется для решения задач, поэтому программа позволит глубже рассмотреть физические закономерности, научить разбираться в них и применять их к анализу физических явлений, к практическим вопросам. Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен Дидактический материал В.И. Гутман, В.Н. Мощанский «Алгоритмы решения задач по механике в средней школе», Г.Н. Степанова «Сборник задач по физике»

Слайд 5

Какие виды деятельности возможны… Возможны: Собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения Восприятие новых знаний и умений Познание закономерностей и законов понимание причинно-следственных связей Практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем Самоконтроль, самодиагностика достижений

Слайд 6

Какие виды работ могут выполнить учащиеся Написание контрольных работ Создание презентации с алгоритмами решения задач Создание банка задач Какова доля самостоятельности ученика Учащиеся могут выбрать Вид отчетных работ из предложенного перечня, Литературу, по которой они будут готовить собственные работы. Каковы критерии успешности (конкретные требования к оформлению см. дополнительно) Ученик получает зачет (оценка не ниже «4») при условии: Выполнения не менее 3 обязательных работ, представленных в установленный в предложенной учителем форме с соблюдением стандартных требований к их оформлению. Дополнительные баллы выставляются (за любое из названных дополнительных условий :Инициативно качественно выполнение задание помимо обязательных; Использование Интернет-технологии Инициативную публичную презентацию своей работы в школе или за ее пределами (конкурс, смотр, публикации и т.п.)

Слайд 7

Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса Анкетирование на первом и последнем занятии. Собеседование в процессе работы после выполнения каждого вида обязательных работ (т.е. не менее 3 раза за цикл обучения) Какова форма итоговой отчетности Итоговый тренинг. Итоговая конференция с сопутствующей выставкой работ учащихся.

Слайд 8

Цели курса Создание условий для формирования и развития у обучающихся: Умения решать задачи Умения самостоятельно приобретать и применять знания Развитие творческих способностей В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения: Анализировать Правильно выбрать алгоритм решения задач Критически оценивать возможность предложенного варианта решения задач и своих действий. Правильно оформлять задачу. Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний: Теоретического материала базовой программы Математического аппарата (уравнения в векторном виде, тригонометрические функции, работа со степенями и т.д.) умения действовать по образцу (алгоритмическая грамотность); общеучебных умений (правильно читать текст, находить ответ на вопрос, составлять план, находить ключевую мысль, оформлять структуру содержания в виде модели /выделять компоненты и связи/, составлять таблицы, работать со схематической, графической и символической наглядностью и др.}; Дополнительного материала предложенного учителем. информационной грамотности;

Слайд 9

В процессе изучения курса учащиеся знакомятся с видами задач : Задачи можно классифицировать по различным признакам: По содержанию: абстрактные и конкретные, с производственным и историческим содержанием, занимательные. По дидактической цели: тренировочные, контрольные, творческие. По способу задания условия: текстовые, графические, задачи – рисунки, задачи-опыты. По степени трудности: простые (содержат одно – два действия), сложные, комбинированные. По характеру и методу исследования: количественные, качественные, экспериментальные.

Слайд 10

Виды задач Качественные количественные аналитические графические оценочные Экспериментальные задачи с неполными данными

Слайд 11

Охарактеризуем некоторые виды задач Качественные задачи не требуют математических расчетов и по типу условия делятся на словесные, графические и экспериментальные. Основная цель качественных задач — научить: различать физические явления и процессы в природе и технике; объяснять физические явления и процессы на основе имеющихся теоретических знаний. Использование таких задач способствует развитию речи учащихся, формированию у них умения ясно, логически и точно излагать мысли, оживляет изложение материала, активизирует внимание учащихся. Количественные задачи для решения требуют проведения математических расчетов. По типу решения их принято подразделять на: аналитические (решаются посредством использования од­ного или нескольких необходимых уравнений); графические (решаются посредством построения графика); позволяют наглядно наиболее ярко и доходчиво выражать функциональные зависимости между величинами, характеризующими процессы, протекающие в окружающей нас природе и технике. оценочные (для их решения необходимо сформулировать простую физическую модель рассматриваемого явления, подо­брать разумные значения необходимых физических величин и получить примерный числовой результат, например: «Оценить, с какой скоростью может бежать по Луне космонавт в легком, удобном скафандре»)’, экспериментальные – задачи, данные для решения которых получают из опыта при демонстрации, или же при выполнении самостоятельного эксперимента. При решении этих задач учащиеся проявляют особую активность и самостоятельность. Преимущество экспериментальных задач перед текстовыми заключается в том, что первые не могут быть решены формально, без достаточного осмысления физического процесса. Задачи с неполными данными чаще всего встречаются в жизни, когда недостающие сведения приходится добывать из таблиц, справочников, либо путем измерений. Решение задач этого типа способствует формированию навыков самостоятельной работы учащихся со справочной литературой.

Слайд 12

Методика обучения учащихся решению физических задач. При решении задач используют различные методы: Аналитический , который заключается в расчленении сложной задачи на ряд простых (анализ), при этом решение начинается с отыскания закономерности, которая дает непосредственный ответ на вопрос задачи. Окончательная расчетная форма получается путем синтеза ряда частных закономерностей. Синтетический , когда решение задачи начинается не с искомой величины, а с величин, которые могут быть найдены непосредственно из условия задачи. Решение развертывается постепенно, пока в последнюю формулу не войдет искомая величина. При таком подходе решение задачи опять же надо начинать с анализа явления.

Слайд 13

Структура процесса решения задачи: Ознакомление с условием задачи. Составление плана решения задачи. Осуществление решения. Проверка правильности решения задачи

Слайд 14

Исходя из приведенного выше, можно выделить следующие этапы формирования у учащихся умения решать задачи по физике: 1.Анализ. Условие задачи представляет собой код. На первом этапе происходит перекодирование информации — краткая запись условия задачи, рисунки, чертежи. 2.Выявление структуры процесса решения задачи. Основное внимание следует уделить овладению учащимися общими операциями по решению физической задачи любого типа. Перечислим указанные операции: выбор рациональных способов решения задачи; выполнение приближенных вычислений; выполнение действий с именованными величинами; преобразования единиц величин; применение различных способов проверки; анализ результатов. Операции отрабатываются в процессе решения конкретных задач.

Слайд 15

3.Усвоение общей структуры решения класса задач по конкретной теме, на применение конкретных физических законов. Усвоенные ранее операции выстраиваются в стройную систему, которую можно рассматривать как предписание алгоритмического типа для решения задач по определенным темам. 4.Предписание алгоритмического типа для решения задач определенного вида (качественные, количественные, экспериментальные и др.) по конкретным темам и на конкретные законы обобщаются в общие предписания алгоритмического типа для решения задач этою вида. 5.Происходит дальнейшее обобщение предписаний алгоритмического типа, при этом вырабатывается общее предписание алгоритмического типа для решения любой физической задачи.

Слайд 16

Учащимся можно предложить памятку по решению физических задач : 1. Этап Изучите условия, сделайте краткую запись данных при помощи принятых обозначений. Изучить условие – значит постараться представить себе явление или процесс, который описан в содержании задачи. 2. Этап Подробно всесторонне рассмотрите физические явления и процессы, о которых идет речь в задаче. Выявите и рассмотрите начальное и конечное состояние процесса и параметры, их характеризующие. Это поможет вам уточнить условие, поставить соответствующие индексы к буквенным обозначениям. 3. Этап Найти (извлечь из памяти) ту закономерность – закон, формулу, правило – которая описывает данное явление или процесс. этап 4. Сделайте проверку, соответствует ли число полученных уравнений числу неизвестных; все ли величины, входящие в расчетную формулу, определены. Проверьте соответствие размерности искомой величины по расчетной формуле. 5. Этап Вычислите значение искомой величины, дайте анализ полученною ответа.

Слайд 17

Содержание программы элективного курса 1. Введение – 1 час -Физические задачи и их роль в преподавании физики -Виды физических задач 2. Об использовании алгоритмического подхода к решению физических задач – 1 час 3. Алгоритм решения задач по кинематике материальной точки – 5 часа 4. Тренинг. Тест №1. 5. Алгоритм решения задач по динамике материальной точки – 5 часа 6. Тренинг. Тест № 2. 7. Алгоритм решения задач по статике – 5 часа 8. Тренинг. Тест № 3. 9. Алгоритм решения задач на закон сохранения импульса – 5 часа 10. Тренинг. Тест № 4. 11. Алгоритм решения задач на закон сохранения механической энергии – 5 часа 12. Тренинг. Тест №5. 13. Конференция – 2 часа

Слайд 18

Урок № 2.1 Тема: Алгоритм решения задач по кинематике материальной точки № Этапы урока Приемы и методы Время (мин) Дидактические задачи Показатели реального результата решения задачи 1. Организация начала урока 2 Подготовка уч-ся к работе на занятии Полная готовность и быстрое включение в деловой ритм 2. Усвоение новых знаний Изложение нового материала в процессе объяснения 30 Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения Активные действия учащихся с содержанием обучения

Слайд 19

3. Подведение итогов занятий Краткое повторение нового материала 8. Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы Получение уч-ся информации о реальных результатах учения

Слайд 20

Для овладения методом решения кинематических задач учащиеся должны усвоить следующие вопросы : понятия — система отсчета, скорость, ускорение; уравнения, определяющие зависимость координат и скорости от времени в равномерном и равноускоренном движениях, закон сложения скоростей Галилея, идею о том, что всякое движение можно разложить на два (в общем случае — на три) простых движения вдоль осей координат; идею о том, что любое тело, какую бы скорость оно ни имело, будет двигаться под действием притяжения к Земле с ускорением, равным g , направленным вертикально вниз (при отсутствии сопротивления среды).

Слайд 21

Задача 1. Два автомобиля движутся прямолинейно в одну сторону с постоянными скоростями v 1 и v 2 (причем v 1> v 2), и в некоторый момент времени расстояние между ними равно s . Через сколько времени и в каком месте первый автомобиль догонит второй? Решение: Используя общий план решения любой физической задачи, после изучения и записи условия, выполнения чертежа (рис. 1), выбираем систему отсчета, т. е. тело отсчета (Земля), начало системы координат (точка А), положительное направление оси (направление движения) и момент времени, принимаемый за начальный (момент, когда автомобили находились на расстоянии s ). Анализируем описанные в тексте физические процессы.

Слайд 22

Обе материальные точки движутся равномерно и прямолинейно, следовательно, их движения описываются уравнениями х1 = х01 + v 1х t , х2 = х02 + v 2х t , Чтобы решить вопрос о последующем состоянии точек, надо знать их начальные состояния, начальные условия, т. е. координаты и скорости в момент времени, принимаемый за начальный. Начальная скорость обычно обозначается v 0. Так как автомобили движутся равномерно, то их начальная скорость совпадает со скоростями в любые последующие моменты и потому: х01 = 0, v 01х = v 1; х02 = s , v 02х = v 2. С учетом этого уравнения примут вид: х1 = v 1 t , х2 = s + v 2 t . 4. Эти уравнения справедливы для любого момента времени, для любой точки траектории (здесь t — переменная величина, ко­торая может принимать любые значения). Следовательно, они справедливы и для интересующего нас момента, когда первый автомобиль догонит второй в точке С. Обозначим этот момент времени . Тот факт, что один автомобиль догнал другой, означает, что в момент t 1 = t они находились в одной и той же точке пространства, т. е. х1= x 2 = хс. Тем самым мы выявили в тексте задачи дополнительные условия, выразили их на математическом языке, и теперь можно написать уравнения для данного момента времени, т. е. для движения в точке С: хс = v 1 t , хс = s + v2 t Отсюда t= s/ (v1 – v2) , хс = v 1 s / (v1 – v2) . После решения данной задачи выделяются основные этапы, «шаги» решения, затем решается другая задача по тем же этапам.

Слайд 23

Задача 2 . Два автомобиля движутся навстречу друг другу с постоянными скоростями v 1 и v 2. Первый автомобиль проходит пункт А на промежуток времени ∆t раньше, чем второй проходит пункт В. Определить, когда и где произойдет их встреча, если расстояние между А и В равно s . Решение 1. Выберем систему отсчета (рис. 2). Систему координат свяжем с Землей, начало отсчета вы­берем в точке А за положительное направление оси Ох примем направление от А к В, за началь­ный момент времени t = 0 примем момент, когда первый автомобиль проходил точку А. 2. Из условия ясно, что оба автомобиля двигались равномерно, следовательно, можно написать для каждого кинематические уравнения равномерного движения х1 = х01 + v 1х t 1 , х2 = х02 + v 2х t 2.

Слайд 24

3. Для определения того, где будет находиться материальная точка в последующие моменты времени, надо знать начальные условия (а если движение равноускоренное, то и ускорение точки). Определим начальные условия: х01 = 0, v 01х = v 1 = const ; х02 = s , v 02х = – v 2 = const . С учетом этого уравнения приобретут вид: х1 = v 1 t1 , х2 = s – v2 ( t1 – t2)

Слайд 25

4. Эти уравнения справедливы для любого момента времени, для любой точки траектории, следовательно, они справедливы и для интересующего нас момента — момента встречи. В условии задачи явно заданы четыре величины ( s , v 1, v 2, ∆ t ), но, кроме этого, в тексте содержится дополнительное условие, состоящее в том, что автомо­били встретились в некоторый момент времени в некоторой точке траектории. Эти дополнительные условия надо выразить на матема­тическом языке и ввести в уравнения движения. Обозначим время, прошедшее до момента встречи, через т, а координату точки встречи (точки С) — xc . Слова условия о том, что автомобили встретились, означают, что в момент t 1 = координаты автомобилей одинаковы, т. е. для точки С имеем: t 1 = , х1 = х2 = хс . Напишем уравнения движения для момента , для точки С: х1 = v 1 , х2 = s – v 2 ( t – ∆ t ). Решение этой системы уравнений дает: = s + v 2∆t/ ( v 1 + v 2), хс = [ s + v 2∆t / ( v 1 + v 2)]* v 1.

Слайд 26

алгоритм решения кинематических задач: Сравнение решения обеих задач позволяет выявить общность в последовательности действий и сформулировать следующий алгоритм решения кинематических задач: выбрать систему отсчета (это предполагает выбор тела отсчета, начала системы координат, положительного направления осей, момента времени, принимаемого за начальный); определить вид движения вдоль каждой из осей и написать кинематические уравнения движения вдоль каждой оси — уравнения для координаты и для скорости (если тел несколько, уравнения пишутся для каждого тела); определить начальные условия (координаты и проекции скорости в начальный момент времени), а также проекции ускорения на оси и подставить эти величины в уравнения движения; определить дополнительные условия, т. е. координаты или скорости для каких-либо моментов времени (для каких-либо точек траектории), и написать кинематические уравнения движения для выбранных моментов времени (т. е. подставить эти значения коор­динат и скорости в уравнения движения); полученную систему уравнений решить относительно искомых величин.

Слайд 27

Формулируя этот алгоритм, надо объяснить учащимся, что в задачах 1 и 2, на решение которых опиралось его обоснование, материальные точки двигались равномерно вдоль одной оси; однако в дальнейшем будут изучаться другие виды движения, описываемые другими кинематическими уравнениями, и чтобы знать, какое уравнение использовать, надо прежде всего установить, каков вид движения материальной точки вдоль оси. При этом иногда придется рассматривать движение вдоль не одной, а двух осей, и надо будет выяснять вид движения вдоль каждой оси.

Предложите, как улучшить StudyLib

(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте

другую форму
)

Ваш е-мэйл

Заполните, если хотите получить ответ

Оцените наш проект

1

2

3

4

5

Как написать элективный курс

При составлении базовой учебной программы за пределами учебного процесса остается много интересной и полезной информации. Это связано, прежде всего, с нехваткой времени. Решить эту проблему призваны разнообразные элективные курсы.

Как написать элективный курс

Вам понадобится

  • – программа основного курса;
  • – методические разработки.

Инструкция

Элективные курсы – это обязательны элемент учебного плана, дополняющий и значительно расширяющий информативную базу основного курса. Элективные курсы могут посещаться по личной инициативе учащихся, а могут быть обязательными. Данный образовательный элемент встречается как в системе среднего, так и в системе высшего образования. Прежде чем приступить к написанию элективного курса, определите его общие цели и желаемый результат.

Вы можете ориентировать программу элективного курса на дополнение основного курса. Тогда вам нужно будет еще раз перечитать программу базового курса, выявить в нем наиболее слабо разработанные вопросы и именно их включить в свой элективный курс. Написание любого образовательного документа требует четкого соблюдения порядка изложения информации, поэтому написание элективного курса потребует от вас знания правил оформления документов.

После оформления титульного листа и содержания напишите пояснительную записку, где и обоснуете необходимость выбора данного круга тем. Далее подробно изложите цели курса, и задачи, которые будете поэтапно решать для достижения этих целей. Обязательно укажите методы работы, посредством которых вы и собираетесь реализовывать данную программу. Исходя из того, что на элективный курс выделяется гораздо меньше времени, вы должны использовать методы, позволяющие быстро воспринимать и запоминать информацию. К таким методам относятся активный и интерактивный методы с использованием большого количества наглядных пособий и технических средств обучения.

Изложив выбранные методы и указав необходимость их применения, перечислите оборудование, которое будет использоваться в ходе учебного процесса. Вам может понадобиться интерактивная доска, медиапроектор, плакаты, таблицы, графики. В программе элективного курса вы должны отразить всю материальную базу учебного процесса.

Теперь вы можете приступать к подробному поурочному планированию каждого занятия курса. Все занятия так же должны содержать свои промежуточные цели, задачи и методы, необходимые для их реализации. Это поможет вам максимально эффективно использовать все выделенное на элективный курс время и донести до учащихся необходимый объем информации.

Полезный совет

Составляйте план курса так, чтобы иметь “в запасе” одно занятие. В случае непредвиденных обстоятельств (одно занятие пропало) у вас будет возможность компенсировать его за счет резервного времени.

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Добавить комментарий