Лекционное занятие – это не просто теоретическое занятие, где преподаватель выступает с «тематическим монологом», призывая аудиторию к беседе, дискуссии и пониманию. Данный вид обучения практикуется повсеместно, начиная со школьной скамьи и заканчивая обучением в вузе и даже в трудовой деятельности (при постижении новшеств на рабочем месте).
Лекция в образовательном процессе играет немаловажную роль. Но для ее качественного проведения важна тотальная подготовка, об особенностях которой мы расскажем в этом статье.
Принципы подготовки и проведения лекционного занятия
Проведение лекции предполагает не просто разговор на определённую тему. Данный вид занятий строго регламентирован различными образовательными стандартами и актами: ФГОСы, образовательная программа (специальность) и ступень образования, рабочая программа по предмету и пр. Но даже самому опытному педагогу с многолетним трудовым стажем приходится готовиться к его проведению.
В числе основополагающих принципов в рамках подготовительного этапа к проведению лекционных занятий можно отметить:
- Соответствие освещаемой темы с программой обучения в рамках общего направления (специализации) и с учетом ее роли в рамках дисциплины. Чем серьезнее и важнее тема для слушателя, тем больше материалов по ней будет собрано и заявлено. Второстепенные моменты на лекциях могут не освещаться и оставаться на самоизучение студенту и пр. Притом важно что бы тема развивала индивида не только в рамках общего становления, но и по профессии. То есть озвучиваемая лекция должна играть определенную роль в профессиональной нише;
- Полнота, предполагающая полноценное освещение ключевых моментов, понятий, правил, тезисов и формул, достаточных для новоиспеченного специалиста и его дальнейшего развития;
- Ясность. Лекционный материал подлежит понятной для слушателей подаче: на простом и доступном языке, с использованием научных терминов и категорий;
- Тезисность, предполагающая выделение основополагающих моментов по теме и их выделение. Чаще всего именно тезисы студенты фиксируют в рамках конспекта;
- Логичность и поэтапность, предполагающая определенную последовательность освещения по канону «от простого к сложному», притом все освещаемые моменты должны быть взаимосвязаны;
- Научность, предполагающая освещение в рамках занятия проверенных и надежных сведений, раскрытие темы с научной позиции, но с обязательной возможностью практического применения полученного багажа знаний;
- Ограниченность. Данный принцип проявляется как во временном интервале (каждая лекция ограничена парами или общим количеством часов, отведенных на предмет и пр.), а также объемом захватываемой информации. Главное – выделить на ней самое полезное, важное и достоверное, пригодное в профессиональной и повседневной жизни.
Таким образом, реализация лекционных занятий требует тщательной подготовки с акцентом на специфику осваиваемой программы и места дисциплины, темы в ней.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Специфика подготовки лекционного занятия
Проведение лекции – это не просто монолог или беседа. Лекция – это целенаправленное освещение отдельных моментов в рамках осваиваемой дисциплины с учетом ее необходимости и роли в составе образовательной программы. Уже исходя из данного определения, можно сделать вывод: рассматриваемый формат занятий должен учитывать следующие особенности.
Первая – тематическая обособленность в рамках изучаемой дисциплины и ее место в общем контексте специальности. То есть каждая тема должна относиться к определенному этапу или разделу изучаемой науки и умело вписываться в общий набор обретаемых знаний и навыков по профессии. Каждая тема будет учить студента определенным умениям, расширяя их кругозор, понимание выбранной ниши, ее особенностей.
Вторая особенность – лекция может иметь различные вариации и виды, поэтому освещение одной и той же темы у разных педагогов может проходить по-разному. В одном случае это будет монолог, во втором – деловая игра, в третьем – интерактивное занятие, в следующем – видеозанятие и пр. Более того, глубина изучения темы может зависеть от вида лекции: вводная – ознакомить с предметом в целом и определит его особенности и место в образовательной программе, академическая – выделит научные каноны и особенности, общая – отметит наиболее важные моменты для студента (с учетом ступени, курса, предмета и пр.), ситуационная – ориентирована на разбор конкретной ситуации, факта, проблемы и ее научное или классическое решение и пр.
Третья специфика лекционного занятия – планомерность, предполагающая освещение каждого момента по определенному плану, с конкретной глубиной погружения, опорой на наиболее важные и актуальные правила, моменты и пр. Притом все эти нюансы будут отражены в специальном документе – план-конспект занятия.
Четвертая особенность – определение темпа чтения лекции, который может зависеть от ряда факторов: умение педагога преобразовывать информацию в простой и понятный для целевой аудитории вид, скорость усвоения материала студентами, продолжительность занятия, количество часов, выделенных на тему, сортировка материала на первичное и вторичное и пр.
Этапы подготовки лекционного материала и занятия
Разработка лекции базируется на «трех слонах».
Первый этап – проектирование занятия. Он основывается на внимательном изучении образовательной программы и определения места дисциплины в становлении будущего специалиста, требованиями ФГОС и стандартами, учетом материально-технической базы учебного заведения, уровнем подготовки преподавательского состава и пр.
Проектирование занятия предполагает создание общей последовательности и логики его проведения.
В рамках этой стадии предусмотрены следующие основополагающие действия, нацеленные на проработку лекционного материала и определения логики занятия:
- Выделение темы, которую престо стоит осветить студентам;
- Определение ключевых слов и моментов, необходимых и обязательных к изучению;
- Выделение первичных и вторичных данных, на которых будет построен диалог.
Далее важно определиться с видом лекции, который может зависеть от темы, материально-технических факторов и фантазии педагога. В зависимости от разновидности занятия может зависеть подбираемый инструментарий и методология обучения: ситуационная, обзорная, интерактивная, игровая, дискуссия и пр. также от вида лекции будет зависеть активность каждой из сторон.
Второй этап разработки лекционного занятия предполагает утверждение плана занятия и сбор информационной базы для его проведения. В данном случае преподавателю предстоит выделить ключевые вопросы, подвергаемые освещению, обсуждению и выделению в рамках предмета и специальности, а затем подобрать наиболее подходящие материалы по ним. Важно использовать преимущественно научную литературу, достоверные и актуальные первоисточники для раскрытия сути и ключевых параметров.
Подбор информационной базы для проведения лекции предполагает не просто сбор всевозможных ресурсов (начиная от учебных и заканчивая научными фактами, последними достижениями и исследованиями), но и их обработку. Притом сортировка и переработка первоисточников будет учитывать: количество лекционных занятий по одной и той же теме, план лекции, объем информации (достаточной для обретения полноценных знаний и навыков, а также укладываемых в действующие ограничения).
В ходе обработки материалов важно не просто подготовить текст, но и визуальные способы подачи информации, упрощающие восприятие новшеств. А также ускоряющие процесс погружения в тему/дисциплину: таблицы, схемы, графики, диаграммы, рисунки, презентации и пр.
Третий этап по подготовке лекции — бюрократический, который предполагает оформление специального документа – план-конспекта, который призван структурировать ход обучения.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Классическая структура лекционного занятия
Каждое занятие (в том числе лекция) проводится согласно заранее намеченной траектории и обладает определенной структурой.
Вводная часть занятия предполагает общее очертание и описание его предназначения. В ее рамках педагог приветствует студентов, выделяет тему, подлежащую к изучению, констатирует цель и задачи пары, а также намечает план — то есть выделяет основные вопросы, подлежащие освещению и по возможности конспектированию.
Структура план-конспекта лекции |
||
Формальные разделы |
Основные разделы |
Дополнительные разделы |
Титульный лист – основная информация по предмету, тему, разработчику, целевой аудитории и месту реализации | Введение или пояснительная записка: определение общей траектории занятия с акцентом на тему цель и задачи | Раздаточный материал: памятки, схемы, графические материалы |
Оглавление – план лекции, констатирующий логику занятия и ключевые моменты | Основная часть: подробное описание и изложение вопросов по теме с выделением в тексте ключевых слов и тезисов, основы занятия (обязательная для освещения и усвоения моментов) | Интерактивное сопровождение лекции: презентация, электронная лекция, видео и пр. |
Список литературы – информационная база, положенная в основу план-конспекта | Заключение – подведение общих выводов по теме с акцентом на наиболее яркие и значимые моменты, рекомендации по закреплению материала и самоизучения отдельных вопросов | Подготовка материалов с учетом формата и вида лекции: викторина, деловая игра ситуационный кейс, вопросы для дискуссии и пр. |
Основная часть лекции, где преподаватель рассказывает, частично фиксирует на доске или представляет к обозрению визуальные материалы строго по теме. Здесь студентам предстоит узнать ответы на поставленные вопросы, изучить ключевые термины, категории правила научные каноны и иные особенности, разобрать примеры (для упрощения восприятия и использования полученных знаний, оттачивания конкретных профессиональных качеств). В конце каждого вопроса важно подвести промежуточный вывод с акцентом на ключевые слова, правила.
Важно отметить, что на лекции должны присутствовать не только текстовые и схематические разъяснения, но и первичное осознание применимости полученных знаний: разбор примеров и упражнений для более ясного отражения схемы или алгоритма, осознания действия конкретной формулы или закона, определения сферы применения определенных канонов и пр.
Заключительная часть лекции предполагает, что в конце лекции необходимо сделать общий вывод по всему озвученному материалу, выделив основные идеи, суть (что изучено, достигнута ли цель и пр.).
Порядок подготовки и оформления план-конспекта лекции
Обязательным и основным документом для проведения лекции выступает план-конспект, который будет учитывать классическую структуру занятия и подробно описывать каждый из ее разделов.
В составе план-конспекта лекции принято выделять следующие составные элементы:
- Титульный лист. Его миссия – отметить ключевые аспекты в рамках предмета. На нем отражаются сведения об образовательном заведении, предмете, целевой аудитории (курс, группа и пр.), год разработки/реализации.
- План лекции (оглавление), где будут перечислены вопросы, подлежащие освещению;
- Введение или пояснительная записка, в рамках которой будет утверждена тема, цель, задачи занятия, выделение тезисы, ключевые теории и фамилии их авторов, прогнозируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные характеристики и пр.);
- Основная часть, предполагающая подробное описание каждого вопроса, согласно плану лекции. Притом важно предоставлять ответ на каждый из них в научном стиле, опираясь на заранее подобранные первоисточники, отмечая их с помощью ссылок/сносок. Текст лекции должен быть обоснованным, научным, полным;
- Заключение, в рамках которой автор должен выделит ключевые аспекты занятия: термины, правила и характером обретаемых знаний/навыков. Важно, чтобы изначально намеченная цель была достигнута, все задачи реализованы;
- Список литературы. Здесь целесообразно отметить все первоисточники, положенные в основу основной части занятия. Притом не стоит забывать, что все материалы должны быть отмечены в основной части конспекта лекций с помощью цитирования, ссылок, сносок и пр. Оформление библиографического списка производится согласно действующим ГОСТ.
Конспект лекций должен быть оформлен согласно классическим канонам:
- Электронный и бумажный вид;
- Шрифт Times New Roman 12-14;
- Стиль – научный;
- Выделение по тексту допустимы жирным и курсивным шрифтом;
- Нумерация страниц сквозная арабскими цифрами: все листы, кроме титульника;
- Подача информации – текст и графические материалы, презентация или иные мультимедийные вариации;
- Четкая структура документа, объем — не ограничен.
Обратите внимание, что план-конспект занятий тесным образом пересекается с общей структурой лекционного занятия. Более того, его формирование также должно учитывать место дисциплины в образовательной программе и мест темы в рамках предмета и специальности одновременно.
Также следует отметить, что разработка лекционного материала и его оформление в виде конспектов не имеет границ и требований. Главное – полноценно, кратко и емко раскрыть темы согласно календарному и тематическому планированию, рабочей программе обучения, определить роль предмета в профессиональной учебной среде и следовать общей траектории развития квалифицированного специалиста.
План-конспект лекции будет учтен в составе календарно-тематического планирования обучения студентов, ориентирован на учебный план и рабочую программу.
Обратите внимание, что конспект лекции педагога и его речь на лекции могут и будут отличаться. Конспект лекций – формальный и обязательный документ, организующий учебный процесс и позволяющий преподавателю сориентировать: что и где говорить, как разъяснить, в каком объеме и пр. Притом наличие план-конспекта будет обязательно, а подготовка доклада или тезисного плана для проведения лекции – второстепенно и выполняется лектором по желанию.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Услуги Disshelp по подготовке и разработке лекций для педагогов
Согласитесь, что у преподавателей и без планирования занятий велика нагрузка, ведь учебный процесс никто не отменял и приостановить не может, а в рамках непрерывного образования – так и подавно. Проектировать и разрабатывать лекции в свободное от работы время – малоприятное занятие. Но даже из столь непростой ситуации всегда найдется выход. Притом его готова предложить команда Дисхелп, которая готова взять на себя миссию по подготовке и разработке лекций для педагогов.
Услуги образовательного центра Disshelp в сфере проектирования и планирования лекционных занятий включают в себя:
- Консультирование заказчиков по вопросам подготовки: какие факторы следует учитывать, на какие регламенты и нормативные акты ориентироваться, какие моменты раскрывать на занятии с учетом специфики и роли предмета в составе специальности, глубина погружения в каждую отдельную тему, особенности оформления план-конспектов и пр.;
- Проектирование лекций посредством выделения ключевых аспектов для освещения: термины, правила, примеры и пр. В данном случае специалисты Дисхелп помогают очертить общую логику занятия, базовые моменты с учетом уровня сложности, места предмета в составе специальности, ступени образования и пр.;
- Планирование лекции, которое базируется на выделение вводной основной и заключительной частей и их подробном описании в соответствующем план-конспекте. Планирование от Дисхелп предполагает емкое освещение всех моментов по теме, их грамотное и корректное (соразмерное) отражение в документе, определение вида подачи информации (текст+графики и пр.) и формата занятия с учетом материально-технических и иных факторов;
- Подбор информационной основы для лекции: сбор научной и иной литературы по предмету и конкретной теме с учетом требования ФГОС, образовательной программы, календарно-тематического плана и пр. Помимо подбора, специалисты Дисхелп готовы обработать ее и привести в краткий, емкий обоснованные и полноценный вид;
- Оформление план-конспекта лекции в рамках официального документа согласно действующим регламентам и внутренним правилам образовательного заведения, где планируется реализация занятия.
Помимо вышеописанных основных услуг по подготовке и разработке лекции от Disshelp, наша команда готова помочь в совершенствовании текущих планов:
- Обновление материалов с учетом новшеств ФГОС;
- Обновление информационной базы занятия на фоне произошедших научно-технических перемен, пожеланий заказчика;
- Вычитка, корректура и редактура предоставленных рукописей или готовых (ранее реализованных или намеченных заказчиком) план-конспектов, материалов;
- Подготовка сопутствующих документов для лекционного занятия: чертежи, раздаточный материал, презентация, интерактивные и мультимедийные материалы, видео и мультимедиа по теме занятия, разработка кейсов и задач, ситуаций для проведения деловых игр и пр.
Специалисты Дисхелп при подготовке и разработке лекций для педагогов ориентируются на массу факторов, которые мы представим в таблице ниже.
Индивидуальные правила и требования клиента по разработке лекций |
Общие или дополнительные правила подготовки лекций |
Примерный план занятия с акцентом на его продолжительность, количество академических часов по теме, старые план-конспекты | Действующие регламенты и стандарты, ФГОС |
Особенности целевой аудитории: возраст и курс обучения, общая или коррекционная программа, пожелания клиента по освещению отдельных моментов | Правила оформления план-конспекта от образовательного заведения |
Рабочая программа п дисциплине и календарно-тематический план | Материально-техническая база учреждения, уровень подготовки педагога |
Формат и вид лекции, оснащенность аудитории и пожелания к разработке дополнительных материалов, сопутствующих документов | Ступень образования и образовательная программа, в рамках которой реализуется рабочая программа и тема |
Проектирование и планирование лекций для педагогов от Дисхелп будут соответствовать общепринятым нормам и регламентам, а также требованиям и ожиданиям клиента. Более того, мы предлагаем только оригинальные план-конспекты!
Эксперты Disshelp разработают программу лекции согласно действующей траектории обучения: с учетом общего состава и места предмета в образовательной программе, календарно-тематического плана и рабочей программы по дисциплине. Наш разработчик учтет важность и роль темы в каждом из пунктов (предмет, специальность), оценку материально-технической базы учреждения и прочих факторов, гарантируя высокое качество материалов и услуг.
Требования к учебной лекции
1.Тема лекции должна соответствовать ФГОС, программе
дисциплины ( профессионального модуля ) .
2.Содержание лекции должно отражать основные вопросы и
понятия, важнейшие положения, необходимые для полного раскрытия темы, а также
диагностики знаний студентов. Обязателен список дополнительной литературы для
самостоятельной работы и контрольные вопросы для самопроверки усвоения лекции
студентами.
3.Структура лекции раскрывает: тему и план лекции; цель и
задачи данной лекции; изложение по каждому вопросу плана; список дополнительной
рекомендуемой литературы для самостоятельной работы студентов; контрольные
вопросы для самопроверки усвоения лекции студентами.
4.Наглядные средства – демонстрации иллюстраций (их
использование позволяет повысить эффективность занятия по сравнению с обычной
лекцией на 20-50%). Объём иллюстраций зависит от научной сложности
рассматриваемой проблемы и от продолжительности лекционного времени, отводимого
на данную тему. Конспектирование иллюстрационного материала студентами,
вызывает потерю лекционного времени. Обилие иллюстрационного материала может
ослабить внимание студентов к важнейшим теоретико-методологическим аспектам лекции.
5.В ходе лекции у студентов могут возникнуть вопросы. В
случае чтения проблемной лекции можно порекомендовать им, прослушать всю лекцию
до конца, ибо в ходе её дальнейшего изложения лектор сам разъяснит ту или иную
ситуацию, по поводу которой возник вопрос. Поэтому рекомендуется оставить
определенное время для ответов на вопросы.
Кроме того, лекция должна отвечать следующим
требованиям:
·
Она
должна быть доступна для понимания; принцип изложения должен быть от простого к
сложному, от известного к неизвестному;
·
Учебный
материал должен быть построен логично;
·
Изложение
должно быть четким и ясным;
·
Должны
умело применяться наглядные пособия и современные методы активизации
деятельности обучаемых (диалог, дискуссия, проблемное изложение).
Эффективная лекция должна иметь не только богатое
содержание, но и строгую дидактическую систему построения и оптимальную
методику подачи.
Типы лекций
·
Проблемная лекция
Проблемная лекция – лекция, опирающаяся на
логику последовательно моделируемых проблемных ситуаций путем постановки
проблемных вопросов или предъявления проблемных задач. Проблемная ситуация –
это сложная противоречивая обстановка, создаваемая на занятиях путем постановки
проблемных вопросов (вводных), требующая активной познавательной деятельности
обучаемых для её правильной оценки и разрешения. Проблемный вопрос содержит в
себе диалектическое противоречие и требует для его решения не воспроизведения
известных знаний, а размышления, сравнения, поиска, приобретения и применения
новых знаний. Проблемная задача в отличие от проблемного вопроса содержит
дополнительную вводную информацию и при необходимости некоторые ориентиры
поиска её решения.
С помощью проблемной лекции
обеспечивается достижение трех основных дидактических целей:
–
усвоение студентами теоретических знаний;
–
развитие теоретического мышления;
–
формирование познавательного интереса к содержанию
учебного предмета и профессиональной мотивации будущего
специалиста.
Применение на своих занятиях проблемной лекции
приводит к значительным результатам:
1. Знания, усвоенные «активно», прочнее
запоминаются и легче актуализируются (обучающий эффект занятия), а также более
глубоки, систематизированы и обладают свойством переноса в другие ситуации
(эффект развития, творческого мышления).
2. Решение проблемных задач выступает
своеобразным тренингом в развитии интеллекта (развивающий эффект занятия).
3. Восприятие знаний подобным способом повышает
интерес к усваиваемому содержанию и улучшает профессиональную подготовленность
(эффект психологической подготовки к профессиональной деятельности).
4. Освоенные таким образом знания являются
собственным достоянием студентов, тем самым достигается воспитательный эффект
занятия.
·
Лекция-визуализация
Лекция-визуализация
учит студентов преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную
форму, систематизируя и выделяя при этом наиболее существенные элементы
содержания. Данный вид лекционных занятий реализует и дидактический принцип
доступности: возможность интегрировать зрительное и вербальное восприятие
информации.
Процесс
визуализации является свертыванием различных видов информации в наглядный
образ. Как известно, в восприятии материала трудность вызывает представление
абстрактных понятий, процессов, явлений, особенно теоретического характера.
Визуализация позволяет в значительной степени преодолеть эту трудность и
придать абстрактным понятиям наглядный, конкретный характер.
Любая форма
наглядной информации содержит элементы проблемности. Поэтому
лекция-визуализация способствует созданию проблемной ситуации, разрешение
которой, в отличие от проблемной лекции, где используются вопросы, происходит
на основе анализа, синтеза, обобщения, свертывания или развертывания
информации, то есть с включением активной мыслительной деятельности. Основная
задача преподавателя – использовать такие формы наглядности, которые не только
дополняли словесную информацию, но и сами являлись носителями информации. Чем
больше проблемности в наглядной информации, тем выше степень мыслительной
активности студента.
Методика
проведения подобной лекции предполагает предварительную подготовку визуальных
материалов в соответствии с ее содержанием. Подготовка лекции преподавателем
состоит в том, чтобы изменить, переконструировать учебную информацию (всю или
часть на его усмотрение, исходя из методической необходимости) по теме лекционного
занятия в визуальную форму для представления студентам через технические
средства обучения или вручную (схемы, рисунки, модели и т. п.). Основная
трудность в подготовке лекции-визуализации состоит в выборе системы средств
наглядности и дидактически обоснованного процесса ее чтения с учетом индивидуальных
особенностей студентов и уровня их знаний.
Читая такую
лекцию, преподаватель комментирует подготовленные наглядные материалы, стараясь
полностью раскрыть тему (или подготовленный фрагмент) данной лекции.
Представленная таким образом информация должна обеспечить систематизацию
имеющихся у студентов знаний, создание проблемных ситуаций и возможности их
разрешения, что является важным в познавательной и профессиональной деятельности.
Лучше всего использовать разные виды визуализации –
натуральные, изобразительные, символические, каждый из которых или их сочетание
выбирается в зависимости от содержания учебного материала. При переходе от
текста к зрительной форме или от одного вида наглядности к другому может
теряться некоторое количество информации. Но это является преимуществом, так
как позволяет сконцентрировать внимание на наиболее важных аспектах и
особенностях содержания лекции, способствовать его пониманию и усвоению.
В некоторых случаях к этой
работе возможно привлечение и студентов (например, поручить некоторым из них
подготовить наглядные материалы по разделам темы занятий, которые потом
совместно с преподавателем прокомментировать на лекции). В таком случае у
студентов будут формироваться соответствующие умения, развиваться высокий
уровень активности, воспитываться личностное отношение к содержанию обучения.
В лекции-визуализации важна
определенная наглядная логика и ритм подачи учебного материала. Для этого можно
использовать комплекс технических средств обучения, рисунок, в том числе с
использованием гротескных форм, а также цвет, графику, сочетание словесной и
наглядной информации. Здесь важны и дозировка использования материала, и
мастерство преподавателя, и его стиль общения со студентами.
Этот вид лекции лучше, всего
использовать на этапе введения студентов в новый раздел, тему, дисциплину.
·
Лекция вдвоем
В лекции такой формы
учебный материал проблемного содержания дается
студентам в живом диалогическом общении двух преподавателей между собой. Моделируются реальные профессиональные ситуации обсуждения теоретических вопросов с разных позиций двумя
специалистами (например, теоретиком и практиком, сторонником или противником той или иной точки зрения и т. п.). Основная задача,
стоящая перед преподавателями, чтобы диалог демонстрировал культуру совместного поиска решения обсуждаемой проблемы, с
привлечением в общение студентов, которые задают вопросы, высказывают свою
позицию, формируют свое отношение к обсуждаемому материалу лекции, показывают
свой эмоциональный отклик на происходящее.
В процессе лекции вдвоем
происходит использование имеющихся у студентов знаний, необходимых для
понимания учебной проблемы и участия в совместной работе. Такая лекция заставляет студентов активно
включаться в мыслительный процесс, сравнивать разные точки зрения и делать
выбор, присоединиться к той или иной из них или выработать свою.
Высокая активность
преподавателей на лекции вдвоем вызывает отклик студентов, что
является одним из характерных признаков активного
обучения: уровень вовлеченности в познавательную деятельность
студентов сопоставим с активностью преподавателей. Помимо всего
этого, студенты получают наглядное представление о культуре дискуссии, способах ведения диалога, совместного поиска и принятия решений.
Специальной задачей этого
вида лекции является демонстрация отношений преподавателей к
объекту высказываний. Эта лекция, как никакая другая, ярче
и глубже показывает личностные качества преподавателя
как педагога-профессионала в своей предметной области.
Подготовка и чтение лекции
вдвоем предъявляет повышенные требования к
преподавателям, использующим такую форму работы. Они должны быть интеллектуально
и личностно совместимы, обладать развитыми коммуникативными
умениями, способностями к импровизации, показывать высокий
уровень владения всем предметным материалом. Если эти требования при
проведении лекции вдвоем будут соблюдены, у студентов
сформируется доверительное отношение к такой форме работы.
Для студентов лекции вдвоем
вызывают определенные затруднения: две позиции, предлагаемые лекторами, иногда
вызывают отторжение самой формы обучения, так как от студентов требуется
принятие самостоятельного решения, какой точки зрения придерживаться. Однако применение лекции вдвоем эффективно для
формирования теоретического
мышления, воспитания убеждений студентов.
·
Лекция с заранее запланированными ошибками
Эта форма проведения лекции
позволяет развивать у студентов умения оперативно анализировать
профессиональные ситуации, выступать в роли экспертов,
оппонентов, рецензентов, вычленять неверную или неточную информацию.
Подготовка преподавателя к
лекции состоит в том, чтобы заложить в ее содержание определенное количество
ошибок содержательного, методического или поведенческого характера. Список таких ошибок преподаватель приносит на лекцию и знакомит с ними студентов только в конце лекции. Подбираются наиболее часто допускаемые ошибки, которые делают как студенты, так и преподаватели в
ходе чтения лекции. Количество запланированных ошибок
зависит от специфики учебного материала, дидактических
и воспитательных целей лекции, уровня подготовленности студентов.
Сложность подготовки к такой
лекции для преподавателя состоит в необходимости
специальной работы над содержанием лекции, высокого уровня
владения
материалом и лекторского мастерства, т.к. он
проводит изложение лекции таким образом,
чтобы ошибки были тщательно скрыты, и их не так легко можно было заметить студентам.
Задача студентов заключается
в том, чтобы по ходу отмечать в конспекте замеченные ошибки и назвать их в
конце лекции. На разбор ошибок отводится 10-15 минут, в ходе
которого преподавателем, студентами или совместно
даются правильные ответы на вопросы.
Студенты могут находить как задуманные ошибки (преподавателем проводится сверка со списком таких ошибок), так ошибки,
которые были невольно допущены преподавателем, особенно
речевые и поведенческие. Создание на занятиях атмосферы
доверия между преподавателем и студентами, личностное
включение обеих сторон в процесс обучения, активизация познавательной
деятельности студентов – вот главный результат проведения данного типа лекций.
Лекция с запланированными
ошибками выполняет не только стимулирующую функцию, но и
контрольную. Преподаватель может оценить уровень
подготовки студентов по предмету, а те в свою очередь – проверить
степень своей ориентации в материале. С помощью системы ошибок
преподаватель определяет недочеты, анализирует их в
ходе обсуждения со студентами, получает представление о структуре
учебного материала и трудностях овладения им.
Подобные лекции вызывают у
обучающихся высокую интеллектуальную и эмоциональную активность, так как
студенты на практике используют полученные ранее знания, осуществляя совместную
с преподавателем учебную работу. Помимо этого, заключительный анализ ошибок развивает у студентов теоретическое мышление.
Данный вид лекции лучше
всего проводить в завершение темы или раздела учебной
дисциплины, когда у студентов сформированы основные понятия
и представления.
·
Лекция – пресс-конференция
Форма проведения такой лекций напоминает
классическую (традиционную) пресс-конференцию,
но имеет некоторые отличительные черты.
В начале занятия преподаватель называет тему лекции и просит студентов письменно задавать ему вопросы по данной теме. Каждый студент должен в течение 2-3 минут
сформулировать наиболее интересующие его вопросы по теме лекции, написать их
на листке бумаги и передать записку преподавателю. Преподаватель в течение 3-5
минут сортирует вопросы по их смысловому содержанию
и начинает читать лекцию. Изложение материала преподносится в виде связного раскрытия темы, а не как ответ на каждый заданный вопрос, но в процессе лекции формулируются соответствующие ответы. В завершение лекции преподаватель проводит итоговую оценку вопросов, выявляя знания и интересы студентов.
Отличительная
черта этой
формы лекции состоит в активизации работы
студентов на занятии за счет адресованного информирования каждого студента лично: необходимость сформулировать вопрос и грамотно его задать инициирует мыслительную деятельность, а ожидание ответа на
свой вопрос концентрирует внимание
студента. Необходимо ориентировать (обучать) студентов формулировать вопросы,
которые носят проблемный характер и являются началом творческих процессов мышления.
Личностное, профессиональное
и социальное отношение преподавателя к поставленным
вопросам и ответам на них оказывает воспитательное
влияние на студентов. Участвуя в лекции пресс-конференции, студенты отрабатывают умение задавать вопросы и отвечать на них, выходить из трудных коммуникативных ситуаций, формировать навыки доказательства и
опровержения.
Лекцию пресс-конференцию
можно проводить в начале изучения темы или раздела, в середине и в конце.
В начале изучения темы
основная цель лекции – выявление круга интересов и потребностей студентов, степени их подготовленности к работе, отношения к предмету. С помощью лекции пресс-конференции преподаватель может составить представление об аудитории слушателей – ее ожиданий,
возможностей. Это важно при первой встрече
преподавателя со студентами-первокурсниками, или в начале чтения курса лекций, новых дисциплин и
т. п.
Лекция-пресс-конференция в
середине темы или курса ставит задачу привлечения внимания
студентов к главным моментам содержания учебного предмета; уточнения представлений преподавателя о степени усвоения материала;
систематизации знаний студентов,
корректировки выбранной системы
лекционной и семинарской работы по курсу.
Основная цель лекции
пресс-конференции в конце темы или раздела – подведение итогов лекционной
работы, определение уровня усвоения студентами
содержания разделов/тем дисциплины.
Лекцию такого
рода можно провести и по окончании всего курса с целью обсуждения перспектив
применения теоретических знаний на практике.
·
Лекция-беседа
Лекция-беседа, или диалог с
аудиторией является наиболее распространенной и
сравнительно простой формой активного вовлечения студентов
в учебный процесс. Она предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией.
С целью привлечения к
участию в беседе студентов в лекции-беседе можно использовать вопросы к аудитории. Вопросы, которые задает
преподаватель в начале лекции и по ходу ее могут быть информационного
или проблемного характера. И предназначены они для выяснения
мнений и уровня осведомленности студентов по
рассматриваемой теме, степени их готовности к усвоению
последующего материала, а не
для контроля. Вопросы можно адресовать как всей аудитории,
так и кому-то конкретно. Они могут быть как простые,
способные сосредоточить внимание на отдельных нюансах темы,
так и проблемные. Студенты, продумывая
ответ на заданный вопрос, получают возможность самостоятельно прийти к тем
выводам и обобщениям, которые преподаватель должен
был сообщить им в качестве новых знаний, либо понять глубину
и важность обсуждаемой проблемы, что повышает интерес и
степень восприятия материала.
Основным методом изложения
учебного материала здесь является беседа, как наиболее
простой способ обучения, в ходе которой преподаватель
вовлекает студентов в диалог. Наряду с беседой могут применяться такие методы, как рассказ, объяснение с показом иллюстраций. При этом важно дозировать учебный материал, чтобы после организовать беседу. Студенты отвечают с мест, а свои дальнейшие рассуждения преподаватель строит с учетом ответов обучающихся, при
этом имея возможность наиболее доказательно
изложить очередной тезис лекционного материала.
Преимущество такой лекции
состоит в том, что она позволяет привлекать внимание обучаемых к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей аудитории. Недостаток же
заключается в снижении эффективности этого метода в
условиях группового обучения вследствие невозможности каждого студента вовлечь
в обмен мнениями. И связано это обычно с недостатком времени, даже если группа малочисленна. Лекция-беседа позволяет расширить круг мнений сторон,
привлечь коллективные знания и опыт, что имеет большое значение в активизации
мышления студентов.
При такой форме занятия
главная задача преподавателя – позаботиться о том, чтобы его вопросы не
оставались без ответов, иначе они будут носить только риторический
характер, не обеспечивая достаточной активизации мышления обучаемых.
·
Лекция-дискуссия
Дискуссия – это
взаимодействие преподавателя и студентов, свободный обмен мнениями, идеями и
взглядами по исследуемому вопросу.
В отличие от лекции-беседы в данной
технологии при изложении лекционного материала преподаватель использует ответы студентов на поставленные им вопросы, организует свободный обмен мнениями по разделам излагаемого материала.
Выбор вопросов для
активизации студентов и темы для обсуждения составляется самим преподавателем
в зависимости от конкретных дидактических задач,
которые он ставит перед собой для данной аудитории.
Можно предложить студентам
проанализировать и обсудить конкретные ситуации,
документы или другой информационный материал. По ходу лекции-дискуссии преподаватель
приводит отдельные примеры в виде ситуаций или кратко сформулированных
проблем и предлагает студентам коротко обсудить
их, затем делает краткий анализ, выводы и – лекция продолжается.
Позитивным
моментом в такой лекции является то, что студенты в
ходе дискуссии могут согласиться с точкой зрения преподавателя с большей
охотой, нежели во время беседы, когда преподаватель
выделяет устоявшуюся точку зрения (одну или несколько) по обсуждаемому вопросу,
в том числе и свою. Данный
метод позволяет педагогу видеть, насколько эффективно студенты используют полученные знания в ходе дискуссии.
Негативным является то обстоятельство, что студенты могут неправильно определять для себя область изучения или не уметь успешно обсуждать
возникающие проблемы. Поэтому в целом занятие может оказаться запутанным. Студенты в этом случае могут укрепиться в собственном мнении
(возможно, ошибочном), а не попытаться понять или изменить его.
Дискуссия оживляет учебный
процесс, активизирует познавательную деятельность аудитории и
позволяет преподавателю управлять коллективным мнением группы, использовать его в целях убеждения, преодоления негативных установок и ошибочных мнений некоторых студентов.
Для достижения эффекта от
такой лекции необходимо правильно подобрать вопросы
для дискуссии и умелой, целенаправленной ее организации, что определяется
компетентностью и степенью профессионального мастерства преподавателя.
·
Лекция с разбором конкретных ситуаций
Это еще один способ
активизации учебно-познавательной деятельности
студентов. По форме – это лекция-дискуссия, но на обсуждение преподаватель выносит не вопросы, а конкретную ситуацию. Как правило, ситуация представляется устно или в очень короткой видеозаписи, кадре диафильма, поэтому ее изложение должно быть кратким,
но содержащим достаточную информацию для его последующего обсуждения.
Это, так называемые,
микроситуации. Чтобы сосредоточить внимание, ситуации
подбираются достаточно характерные и, как правило, острые.
Студенты анализируют и обсуждают их всей аудиторией. Роль
преподавателя здесь – стремиться активизировать участие в
обсуждении вопросами, обращенными к отдельным студентам,
выяснить оценку их суждений, предложить сопоставить
с собственной практикой, возможно, столкнуть между собой различные мнения и тем самым развить дискуссию, направив ее в нужное русло.
В итоге, опираясь на правильные высказывания и анализируя
неправильные выводы, преподаватель не навязчиво, но убедительно
подводит студентов к коллективному выводу или обобщению.
Недостатком такого вида занятий может быть
возникновение такой ситуации, когда студенты, обсуждая предложенную проблему,
используя примеры подобных обстоятельств из
собственного опыта, могут
увести дискуссию в сторону других проблем.
Преподавателю необходимо помнить, что основным содержанием занятия является
лекционный материал, поэтому подбор и изложение таких ситуаций должны осуществляться с учетом
конкретных рассматриваемых вопросов.
Обсуждение микроситуации
может иногда использоваться в качестве своеобразного пролога к
последующей части лекции. Это бывает необходимо для того,
чтобы заинтересовать аудиторию, заострить внимание
на отдельных проблемах и подготовить студентов к творческому восприятию
изучаемого материала.
·
Лекция с применением технологии обратной
связи
Обратная связь в виде реакции аудитории на
слова и действия преподавателя существовала всегда. Это помогает преподавателям
умело оценить эту обратную связь и внести соответствующие
коррективы в методику занятий.
В настоящее время все шире используются специально оборудованные классы для программированного обучения, где руководитель занятия имеет возможность с помощью технических
устройств получить сведения о реакции всей аудитории на поставленный им вопрос.
Вопросы задаются и в начале, и в конце изложения каждого логического раздела лекции. Первый – для того, чтобы
узнать, насколько студенты осведомлены по излагаемой проблеме. Второй – для
контроля качества усвоения материала.
Если аудитория в целом правильно отвечает на
вводный вопрос, преподаватель излагает материал тезисно и переходит к следующему разделу лекции. Если же
число правильных ответов ниже
желаемого уровня, преподаватель читает подготовленную лекцию, в конце
смыслового раздела задает новый (контрольный) вопрос. При неудовлетворительных результатах контрольного опроса преподаватель возвращается к
уже прочитанному разделу, изменив при этом методику подачи материала.
Здесь важным
является использование методического принципа обратной связи: вводный вопрос –
изложение – конкретный вопрос и т. д.
Таким образом, в лекции с
применением техники обратной связи процесс усвоения лекционного материала
становится управляемым и максимально приближенным к уровню подготовленности и восприятия студентами данной конкретной темы
занятия. А это обеспечивает в какой-то степени реализацию
принципа индивидуализации учебного процесса в условиях группового обучения.
Следует сказать, что лекция с применением
техники обратной связи возможна не только при наличии соответствующих технических средств. При их отсутствии обратную
связь можно обеспечить более простыми способами.
Например, посредством устного опроса (в небольшой, разумеется, группе) или с применением простейших текстов программированного контроля и т. п.
Классификация лекций показывает, что лекция – это очень динамичная
гибкая форма организации учебной деятельности и обладает большими
возможностями. Для современной лекции характерно разумное сочетание нескольких методов проведения.
Во введении к числу основных
действий преподавателя можно отнести:
1. Объявление темы и плана лекции,
указание основной и дополнительной литературы.
2. Разъяснение целей занятия и
способов их достижения.
3. Обозначение места лекции в
программе и ее связь с другими дисциплинами.
4. Создание рабочей обстановки в
аудитории, вызвать у слушателей интерес к изучаемой теме.
В основной части лекции
преподавателю можно рекомендовать следующие методические приемы:
1. Установление контакта с
аудиторией.
2. Убежденное и эмоциональное изложение
материала.
3. Установление четких временных
рамок на изложение материала по намеченному плану.
4. Использование материала лекции как
опорного для лучшего усвоения изучаемой дисциплины.
5. Контроль за грамотностью своей
речи (слогообразование, ударение и т.д) и поведением.
6. Наблюдение за аудиторией и
поддержание с ней контакта на протяжении всего занятия.
В заключительной части лекции
преподавателю рекомендуется:
1. Подвести итоги сказанного в
основной части и сделать выводы по теме.
2. Ответить на вопросы слушателей.
3. Напомнить слушателям о
методических указаниях по организации самостоятельной работы.
4. Объявить в аудитории очередную
тему занятий и порекомендовать присутствующим ознакомиться с ее основным
содержанием.
Желательно спокойно
положить перед собой записи и сделать небольшую паузу в пределах секунд. Эта
начальная пауза имеет большое психологическое значение. Во время начальной
паузы преподаватель стремиться установить зрительный контакт с аудиторией.
Однако во всех случаях следует добиваться ощущения устойчивого равновесия,
подвижности и естественности.
Многие преподаватели стоят
неподвижно, навытяжку, другие топчутся на месте, третьи не знают, куда девать
руки и т. Подобная неловкость снижает престиж преподавателя. Особенна, неудачна
поза, когда преподаватель со слабым зрением сгибается в три погибели над
столом, чтобы разглядеть свои записи.
“Считай
несчастным тот день и тот час, в которые не усвоил ничего нового и не прибавил
к своему образованию”.
Я.А. Коменский
Использованные
источники
1. http://vuzirossii.ru/publ/15-1-0-975
2. http://tbmc.tomsk.ru/sites/default/files/podgotovka_i_provedenie_lekcionnyh_zanyatiy.pdf
3. http://www.sgau.ru/files/pages/620/13745578180.pdf
4. https://xn--80ae7bem.xn--d1alsn.xn--b1aew.xn--p1ai/folder/6951682
5. https://studfiles.net/preview/3924617/page:2/
Как составить план лекции
Чтобы лекция прошла на высоком уровне, необходимо иметь план. Поскольку, прежде чем начать что–то говорить слушателям, надо четко представлять себе, что говорить, в какой последовательности и т.д. В решении этого вопроса может помочь план–конспект или план-тезисы. В нем должна быть отражена мысль лектора, его желание донести до аудитории новые знания, активизировать деятельность слушателей, помочь усвоить материал.
Инструкция
Первое, что вам надлежит сделать, – это четко сформулировать тему. Она должна быть ясной и конкретной. Отталкиваясь от темы, продумайте структуру построения плана лекции. Каждый лектор определяет структуру по-разному. Это зависит от его личности, заинтересованности, его желания работать и от подготовленности слушателей. Разной аудитории одну и ту же тему не всегда следует преподносить одинаково. Вы можете составить план-конспект или план-тезисы. Каждый лектор сам должен определиться, что ему подходит больше. Далеко не каждый может грамотно провести лекцию, основываясь лишь на тезисах. С другой стороны, иному лектору вовсе не нужен подробный план-конспект.
Следующее, на что стоит обратить внимание, – это цель, которая должна быть достигнута благодаря вашей лекции. Цели делятся на: образовательные, воспитательные, развивающие и т.д.
Следующий пункт плана лекции – это ход самой лекции. Здесь должны быть расписаны все действия преподавателя, методы, применяемые им, предположения, как в том или ином случае должен себя повести себя слушатель.
Собственно лекция должна состоять из трех частей: вступительной, изложения и заключения.
Вступление должно заинтересовать слушателя, поэтому следует обратить внимание на “цепляющие” фразы, а также некую недосказанность, заставляющую аудиторию находиться на протяжении всей лекции в состоянии внимания и внутреннего напряжения, ожидая разгадки, раскрытия, квинтэссенции темы и ответов на все вопросы. В то же время вступление должно быть кратким.
Основная часть лекции – это ее изложение, в ней должна быть раскрыта тема и достигнута цель.
Заключение – подведение итогов, краткое повторение темы, закрепление ее основных пунктов.
Обратите внимание
Составив план лекции, вы не упустите самые мельчайшие вопросы темы и предполагаемого хода вашего выступления перед аудиторией.
Полезный совет
При составлении плана необходимо помнить, что во время лекции должно быть раскрыто не более четырех вопросов.
В плане вы можете даже набросать вопросы, которые, по вашему мнению, могут задать вам слушатели, и подготовиться к ним. Тогда на лекции вы не попадете впросак.
В плане лекции обязательно должно быть упомянуто оборудование, наглядные пособия, которые помогут слушателям лучше и эффективнее воспринять тему.
Войти на сайт
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Download Article
Download Article
Most people are required to deliver a lecture at some point in their life, whether it be for school, work, or other activities. Delivering a strong lecture will demonstrate intelligence, expertise, and leadership to your audience. However, many struggle to organize their information and may suffer from public speaking anxiety. By learning how to research, develop your content, and deliver the speech, you can impress and educate your audience.
-
1
Consider your purpose. The general purpose of your lecture is most likely to inform your audience about something they don’t know. However, you can consider this purpose more deeply. Are you trying to prepare them for an exam on the material? Are you leading them toward developing their own unique thoughts on the subject? Throughout the research and development of your lecture content, ask how you’re serving your overall purpose.
-
2
Read diverse sources. Don’t develop your lecture material from a single source. Try to get a diverse perspective from professional texts, academic papers, news sources, and even less formal sources like blog posts. Diverse sourcing will give you a more comprehensive understanding of the subject matter and reflect a more authoritative ethos to your audience.
- It’s good to present scholarly perspectives that conflict with each other. This will demonstrate that you are aware of critical perspectives, present a more comprehensive view of the topic, and give your audience something to think about.
Advertisement
-
3
Keep track of your sources. Make sure you are properly citing any sources you plan on using in the lecture and know precisely where each piece of information comes from. Keep written bibliography on the side in case someone requests this information.
- Verbal citations for a lecture don’t have to be as complete as written citations for a paper. You can say some like “According to the U.S. Department of Labor’s 2008 study…” before presenting the relevant information. Still, you should have a complete citation that includes the author, date, author’s qualifications, title, publication, relevant page numbers, and instructions for finding the source on the internet or in print in case someone wants to see your sources firsthand.
-
4
Listen to similar lectures. Use your preferred internet search engine to find other lectures on similar subjects. This can help you both in developing information for your content and giving you a template for how the lecture can be organized and delivered.[1]
YouTube and onlineuniversities.com are good places to find lecture videos.- As with any other source, make sure you cite the lecture if you are using specific information you gathered from it.
Advertisement
-
1
Start with an outline. Divide your content into major points and use them to set up an outline and develop subpoints underneath the major points. Starting with an outline will help you organize your thoughts and help you get starting in writing the actual wording of the lecture.[2]
- Try to organize for consistency and include a relatively equal amount of information, subpoints, reflective questions, and sources for each larger unit of your outline.
-
2
Include an introduction and conclusion. Introductions and conclusions are even more important for verbal lecture than written content because, unlike a written paper, the audience likely won’t be able to go back if they missed something. The introduction should prepare the audience for the most important parts of the lecture and the conclusion should restate those essential parts. [3]
- The statement of purpose should clearly outline the functional value of the lecture. For example, say “By the end of this lecture, you should be able to apply the Pythagorean theorem to calculate the length of sides of a triangle.”
- Directly state the purpose of the lecture in both the introduction and conclusion.
-
3
Work in audience participation. Try to work in elements of your speech that are directly engaging the audience. The best way to do this is to include open questions in your lecture and offer an opportunity to for listeners to answer or give their thoughts. Interactive elements will keep your audience involved and give them an opportunity to apply the information or skills they’re learning.
- You can also organize activities for break out sections. You can break your audience into groups and have them and have them debate a subject against other groups or have them review separate case studies. This works specifically for a classroom lecture.
- Ask an open-ended question that requires your audience to reason their answer like “Why do you think that Britain declined to recognize the Confederacy during the American Civil War?”
-
4
Tailor the length to the amount of time that you have to speak. Consider ahead of time what you can cover in your allotted time. Generally, it takes 2 minutes to recite 1 double-spaced page, although this can vary from person to person. Assign a certain amount of time to each part of your lecture and time yourself as you practice.[4]
- If you don’t have much time, hit only the important points. Try not to go off topic or spend time discussing things that aren’t relevant to your main point.
- It is usually better go slightly shorter with your lecture than to go over the time limit.
-
5
Anticipate questions and confusion. Try to anticipate parts of your lecture that might be confusing and specific questions that the audience may ask. Where you do anticipate confusion, do your best to clarify each part of the information and make time to respond to questions or concerns. You should also try to demonstrate the concept in a practical way. For example, if you’re explaining a difficult math formula, do work out several problems while clearly explaining how the formula applies.[5]
- If you’re having trouble determining this on your own, ask a friend or colleague to review it and determine areas of confusion.
Advertisement
-
1
Provide an outline. If you’re concerned about the audience’s ability to follow along with your lecture, print out copies of your outline and hand them out to the audience. If you have a projector available, you could just project a copy of the outline instead. PowerPoint is an excellent tool for presenting an outline along with your spoken lecture.
- It isn’t a good idea to read your lecture verbatim from a script so try to limit your outline to the key conceptual aspects of the lecture.
- With a PowerPoint or projected outline, don’t over rely on it to keep you on track. Think of it as a note-taking guide for the audience and a way to incorporate visual material like images or video that support your lecture content.[6]
-
2
Practice on your own. Practice will not only improve your technique but lessen any speech anxiety you may be experiencing.[7]
Go over your speech as many times as possible to perfect your delivery.- Consider recording yourself delivering the lecture. This will give you direct insight into how your audience will see you.
- Time yourself when you practice using your phone or a clock. This will help you realize if your lecture is too long or too short.
-
3
Maintain eye contact. Eye contact will demonstrate confidence and help keep your audience engaged. Try to pick out 3 or 4 targets for eye contact amongst the audience ahead of time and rotate between them.
-
4
Moderate your tone and pace. Consider how quickly you’re delivering the lecture and variations in your tone. Going too quickly will cause you to lose some members in your audience, as will speaking with a monotone.
- Public speaking anxiety can cause you to speed up without noticing it. If you find yourself doing this, break up sentences with some sort of marking reminding you to pause. This make you more conscious of your pace.
- You can also mark certain words to put emphasis on. This will provide variation in your delivery tone.
Advertisement
Add New Question
-
Question
How do you deliver a lecture?
Christopher Taylor is an Adjunct Assistant Professor of English at Austin Community College in Texas. He received his PhD in English Literature and Medieval Studies from the University of Texas at Austin in 2014.
English Professor
Expert Answer
To effectively deliver a lecture, provide your audience with a clear outline of your lecture, rehearse your talking points, remain in control of your delivery, use eye contact strategically, and maintain energy throughout.
-
Question
How long should a lecture be?
Christopher Taylor is an Adjunct Assistant Professor of English at Austin Community College in Texas. He received his PhD in English Literature and Medieval Studies from the University of Texas at Austin in 2014.
English Professor
Expert Answer
The length of a lecture totally depends on the circumstances surrounding your talk. Make sure to clarify these circumstances before writing and delivering your lecture.
-
Question
How do you become a lecturer?
Christopher Taylor is an Adjunct Assistant Professor of English at Austin Community College in Texas. He received his PhD in English Literature and Medieval Studies from the University of Texas at Austin in 2014.
English Professor
Expert Answer
If you are interested in becoming a lecturer, make sure you are an expert in your field and have some public speaking experience. Proposing a lecture at your local library might be a good way to begin.
See more answers
Ask a Question
200 characters left
Include your email address to get a message when this question is answered.
Submit
Advertisement
References
About This Article
Article SummaryX
To prepare a lecture, start by putting the information you want to convey into an outline, so you can organize the points you want to make. Then, make sure you have an introduction that states the most important points of your lecture, as well as a conclusion that restates those points. Additionally, include open questions and opportunities for group discussion if you can, since that can keep your audience engaged. Finally, practice your lecture in advance so you can make any necessary adjustments to stay within your allotted time. For tips from our English reviewer on how to research your lecture by listening to other lectures on similar subjects, read on!
Did this summary help you?
Thanks to all authors for creating a page that has been read 76,888 times.
Reader Success Stories
-
“Very helpful for beginners. Thanks a lot!”
Did this article help you?
Приступая к
педагогическому проектированию
дисциплины и ее
теоретической лекционной части, т. е.
курса лекций, преподаватель
прежде всего отбирает из соответствующей
науки (физики,
математики, гуманитарных, отраслевых
наук) ту необходимую
и достаточную информацию, без которой
чтение курса
невозможно, –
так называемый базис дисциплины.
Затем пишет
тематический план лекций в логической
последовательности. Далее составляется
рабочая программа в соответствии с
требуемыми профессиональными умениями
и навыками, которые необходимо
сформировать у студентов в процессе
изучения дисциплины, в ней планируются
и практическая часть курса (формы,
содержание) и формы контроля. Курс
разбивается на модули. Каждый модуль
может содержать 1–2 лекции и 2–3
практических занятия.
Число
лекций и практических занятий может
быть произвольным и зависит от специфики
предмета, но каждый
модуль заканчивается одной из форм
контроля. В основу методологии
проектирования лекционного курса в
виде текста лекций
положены принципы системности,
информативности, наглядности
и понятности.
Учебный
текст строится на основе реферативно
переработанных научных текстов,
системно изложенных.
Лекция
представляет
собой звено единой замкнутой системы,
состоящей из модулей.
Целое и его части связаны между собой
так, что не могут существовать друг
без друга – система распадется,
перестанет быть
таковой. Системные связи суть
структурно-логические связи
элементов системы в их взаимодействии
и взаимообусловленности.
При проектировании
текста лекции можно использовать
дедуктивный либо индуктивный методы
изложения. Практика показывает, что
чаще преподаватели используют
дедуктивный метод (от общего к частному).
Индуктивный метод может применяться в
проблемной
лекции. Дедуктивно излагаемый описательный
текст, строится по типовой схеме:
-
описание параметров
и функций объекта; -
расчленение
объекта на существенные части-блоки; -
описание их
функционирования; -
описание деталей
блока и их назначения.
Особое внимание
следует уделять выводам в конце раздела
и итоговым выводам в конце лекции. В
текст следует включить контрольные
вопросы к узловым моментам лекции,
дидактическим блокам и единицам,
предлагаемым студентам для активного
усвоения.
Вопросы могут иметь проблемный характер,
могут иметь вид
теста, предполагающего выбор правильного
ответа, или
ответы типа «да – нет».
Принцип наглядности
реализуется в процессе чтения лекции,
однако лектор при проектировании текста
должен запланировать все средства
визуализации информации, будь то ТСО
(слайды, «Лектор»), схемы, плакаты,
планшеты, раздаточный иллюстративный
материал или вербальные средства
(примеры, аналогии, сравнения и т. п.),
их форму, количество, очередность
демонстрации.
Лингвистические
параметры лекции можно свести к
следующим главным требованиям: текст
лекции должен быть предельно насыщен
смыслом, не допускать разночтений. Все
незнакомые слова и термины нужно
объяснять аудитории. Не следует
перенасыщать его терминологией и
иностранными словами, «наукообразность»
языка затрудняет смысл сказанного,
вынуждает слушателей вначале
расшифровывать информацию, чтобы понять
ее. Текст лекции должен быть логичен,
ясен и прост и вербальными средствами
реализовывать дидактические принципы
системности, информативности,
иллюстративности, понятности. Следует
помнить о том, что учебная лекция – это
канва, опорный материал, с которым
обучаемый может творчески работать.
Лекционный курс представляет тот минимум
спрессованной и систематизированной
информации, которая пополняется
практическими занятиями и самостоятельной
работой студентов.
Написанный и
отредактированный текст лекции
желательно отпечатать в компьютерном
варианте и хранить в специальных
папках типа альбомов для фотоснимков,
где каждый лист заключен в двойную
пленку, предотвращающую его преждевременный
износ и утрату. Такой конспект может
служить примером для подражания и
воспитывать у студентов дизайнерскую
культуру.
От того, как лектор
«начитает» текст своей лекции, зависит
достижение им дидактических целей.
Существуют психологические особенности
восприятия устной речи. Лектор должен
так излагать материал, чтобы слушатели:
1) понимали
информацию;
2) она вызывала бы
у них интерес;
3) чтобы они успевали
законспектировать воспринятую на слух
или визуально информацию – и не
механически, а осмысленно;
4) чтобы имели
возможность кратковременной разрядки
во время «пиков внимания».
Лекция может быть
хорошо написана и плохо прочитана,
будучи организованной в письменный
текст, научно-учебная информация должна
быть трансформирована в устную речь
так, чтобы она в полном объеме была
воспринята и усвоена аудиторией.
И здесь на первый план выступают
речевая культура, ораторское и
педагогическое мастерство лектора.
Лекторское
мастерство предполагает умение
пользоваться текстом лекции. Знание
текста и сценария лекции необходимо
для ее успешной интерпретации и
одновременного управления работой
студентов. Текст регламентирует речевую
деятельность преподавателя, не позволяет
ему увлекаться, забыв о лимите времени.
Необходимо воспитывать в себе умение
не только аннотирования, реферирования
и конспектирования, но «свертывания»
устного изложения без ущерба его
информативности, если этого требуют
обстоятельства.
Устная речь
несколько отличается от письменного
текста элементами разговорного стиля,
эмоциональностью, импровизацией,
«лирическими отступлениями» во время
пиков внимания. Лектору необходимо
умение управлять процессом конспектирования.
Студенты, особенно младших курсов, не
умеют писать конспект. Они зачастую
просят лектора диктовать им. Их следует
учить умению извлекать информацию из
устной речи и перерабатывать ее в
конспект: вычленять главное, опускать
второстепенное, применять аббревиатуры,
сокращения, схемы, графически выделять
формулировки, законы, понятия, определения
и т. п. (цветные фломастеры, абзацы,
подчеркивания).
Полезно в ходе
лекции подавать реплики типа: «Это
следует записать буквально»; «Сейчас
можно просто послушать». Повторами
и более медленным темпом можно выделять
дидактические единицы, следить за
их фиксацией. Полезно время от времени
пройти по аудитории и проследить, все
ли студенты пишут конспекты, успевают
ли за темпом речи лектора.
На лекционном
занятии происходит двойная трансформация
информации: текст лекции – речь лектора
– текст студенческих конспектов. В этой
связи полезно проверить выборочно
несколько конспектов, сравнив их друг
с другом, с авторским текстом лекции,
установив степень адекватности учебной
информации.
Если ключевая
информация, содержащаяся в авторском
и студенческом вариантах текста
совпадает, значит, педагогическая
цель лекции достигнута.
Психологические
особенности деятельности преподавателя
при подготовке и чтении лекции. Как
вид деятельности преподавателя лекция
с психологической стороны характеризуется
целями, мотивами, способами, функционированием
познавательных процессов, напряжением
сил и т. д.
Большинство
преподавателей считают целесообразным
писать полные тексты лекций,
отрабатывать последовательность и
стиль изложения, его логику, доказательства,
факты и выводы. К каждой лекции,
даже имея полный ее текст и уже прочитав
ее, нужно готовиться снова, мысленно ее
исполнить, обновить, улучшить, привлечь
новый материал.
Если преподаватель
из года в год накапливает факты по
своему курсу, систематически
разрабатывает его проблематику,
подготовка очередной лекции становится
творческим процессом, доставляющим
удовлетворение.
Преподаватель
обдумывает и вырабатывает установки,
способы, как, делая вступление,
заинтересовать, настроить аудиторию
на слушание лекции, как доказательно и
глубоко изложить основную ее часть и
логически завершить лекцию, сделать
заключение. Мысленно готовясь к
лекции и настраивая себя на творческое
ее чтение, преподаватель представляет
себе аудиторию, ее возможное поведение
и отношение. Как бы ни был опытен
преподаватель, ему нельзя быть беспечным,
несамокритичным, он должен всегда
помнить об условиях коллективного
внимания слушателей.
Внимание студентов
в процессе восприятия лекции является
преимущественно интеллектуальным.
Отличительная особенность
интеллектуального внимания – его
познавательная направленность,
основу которой составляет единство
мышления и сосредоточения.
Большое значение
придается выработке у студентов
устойчивой привычки входить в
состояние коллективного сосредоточения
на предмете лекции обязательно с первого
же учебного занятия.
Всякая неадекватная
форма речи, неоправданно затянутые
паузы – все это влечет за собой ослабление
интеллектуальной готовности студентов
к началу работы на лекции.
Практика преподавания
свидетельствует, что лучше отработать
текст лекции, завершить ее подготовку
за несколько дней до выступления. В это
время мышление на осознанном и
неосознанном уровне продолжит работу,
усилится самокритичность, возникнут
уточнения, добавления к тексту.
При чтении лекции
преподаватель создает проблемные
ситуации, пробуждает у обучаемых
познавательный интерес и желание найти
способы для их разрешения. Ведущими
здесь являются мотивы интеллектуального
поиска, нахождения решения той или иной
возникшей задачи.
Многообразие в
построении и методике чтения лекций
определяется не только особенностями
научной дисциплины, но и профилем вуза,
факультета, кафедры. Лекции по гуманитарным
наукам всегда будут отличаться от лекций
по естественно-математическим наукам,
несмотря на то, что в тех и других
соблюдаются одни и те же дидактические
принципы. На одном и том же факультете,
по одной и той же научной дисциплине
лекции методически различаются в
зависимости от того, читаются ли они
для студентов младших или старших
курсов, для студентов дневного или
заочного отделения. Во всех этих случаях
приходится учитывать особенности
студенческой аудитории.
Лекцию надо
записывать, а это очень трудное дело
для первокурсников. В средней школе
они записывали сравнительно мало и
очень часто под диктовку учителя. Не
имея опыта, студенты первых курсов
пытаются записывать дословно все,
допуская массу пропусков и искажений.
Однако главная беда первокурсников
состоит в неумении выделить в лекции
главное, отличить второстепенное.
Не отступая в
принципе от существа вузовского
преподавания, в методике чтения
лекций необходимо учитывать особенности
первого курса. Здесь при чтении лекций
нельзя игнорировать те навыки, которые
приобретены учащимися в средней школе.
Путем ряда приемов лектор может облегчить
первокурсникам восприятие и усвоение
лекционного материала:
1. Для раскрытия
сложных теоретических положений следует
приводить наиболее интересные факты,
простые и яркие примеры.
2. При любой
возможности необходимо показывать
связь излагаемого научного материала
с практикой, значение приобретаемых
знаний в будущей практической деятельности
по избранной специальности.
3. Максимально
использовать в процессе чтения лекций
наглядные пособия и технические
средства обучения.
4. Темп лекции
должен быть несколько замедленным;
важнейшие положения необходимо
повторить, специальные термины
объяснить и правильно записать. В то же
время лектор не может снижать темп
изложения до диктовки.
5. Очень важно
увязать содержание лекции с последующими
за ней лабораторными и практическими
занятиями.
6. В процессе чтения
лекции рекомендуется ориентировать
студентов относительно литературы
и качества учебников и учебных
пособий, тем самым направляя на
самостоятельную работу.
7. Весьма эффективной
является комбинация монологического
и эвристического методов изложения
лекционного материала.
Учитывая особенности
студенческой аудитории на первом курсе,
лектор не имеет права поддаться искушению
упростить свой предмет настолько, чтобы
подойти к грани, за которой начинается
«вульгаризаторство». Требование
научности остается незыблемым для всех
лекций независимо от того, на каком
курсе они читаются.
Иное дело – чтение
лекций на старших курсах, начиная с
третьего. Студенты этих курсов уже
приобрели достаточный опыт восприятия
и конспектирования лекций. Они прослушали
ряд общих курсов у разных по характеру
лекторов, изучили немало литературы и
выработали отношение к ней. Естественно,
что студенты старших курсов предъявляют
к лекциям более высокие требования,
и это надо обязательно учитывать.
Лекция на старших
курсах отличается большей широтой и
глубиной охвата научных проблем.
Лекционное изложение здесь носит
проблемный характер, исключающий
упрощение и популяризаторский подход
в освещении научных вопросов.
Чтение лекций для
студентов-заочников имеет свою специфику
и требует от лектора высокой квалификации
и достаточного педагогического
опыта. Лекционный курс на заочном
отделении в объеме сокращен, но он
не может в силу этого механически
уменьшаться или облегчаться. Он должен
носить установочный или обзорный
характер по своему содержанию и иметь
свою методику.
Профессор или
доцент, читающий лекции студентам-заочникам,
должен ставить перед собой следующие
цели:
1. Дать общее
представление о проблематике научной
дисциплины.
2.
Концентрировать главное внимание не
на фактологии, а на методологии
изучаемого предмета.
3.
На основе анализа узловых проблем дать
цельное представление
о закономерностях развития науки в
области изучаемой
дисциплины.
4.
Дать указания по основной методологической
и специальной
литературе, учебникам и учебным пособиям.
5.
Направить самостоятельную работу
студентов-заочников путем
методических советов и рекомендаций.
Читать лекции
заочникам сложно и трудно. Поэтому было
бы ошибкой
поручать чтение лекций начинающим и
малоопытным преподавателям.
Вопросы для
самоконтроля и обсуждения
на
семинарских занятиях
1. Научные знания
как основа учебного курса.
2. Проблема
формирования научных понятий.
3. Технология
разработки учебного курса. Проектирование
содержания лекционных курсов.
4. Структурирование
текста лекции.
5. Внутрипредметные
и междисциплинарные связи.
6. Взаимосвязь
лекционных и практических занятий.
Темы рефератов
1. Внутрипредметные
и междисциплинарные связи.
2. Печатные и
электронные источники знаний.
3. Самостоятельная
работа студентов как развитие и
самоорганизация личности обучаемых.
Литература
1. Гагарин
А. В. Психология и педагогика высшей
школы. – М., 2005.
2. Сердюк С. Ф. Основы
педагогики высшей школы: Учебное
пособие. – Воронеж, 2004.
3. Педагогика и
психология высшей школы. Учебное
пособие / под ред. А. А. Деркача,
М., 2005.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #