Мастер-класс – прекрасная возможность поделиться своими экспертными знаниями и навыками и ближе узнать клиентов или подписчиков. В этом материале поговорим о том, как провести мастер-класс, и рассмотрим этапы его подготовки.
Что такое мастер-класс
Мастер-класс (МК) представляет собой интерактивную форму обучения и обмена опытом, название которой происходит от английских слов: «master», что означает «лучший в какой-либо области», и «class» – переводится как «занятие, урок». МК является одним из самых эффективных способов передачи своего мастерства тем, кто желает быстро им овладеть.
В отличие от некоторых других форматов обучения, в мастер-классах важна наглядность, и информация должна подкрепляться практическими навыками. Такие занятия проводятся профессионалами, которые глубоко погружены в определенную сферу и являются в ней экспертами. Специалист демонстрирует свой опыт, помогая участникам мастер-класса быстро освоить навыки, связанные с тематикой данного занятия.
Поскольку вся теоретическая информация подкреплена практическими действиями, она хорошо запоминается и легко усваивается. Специфика МК заключается в тесном контакте эксперта, выступающего в роли ведущего, и участников, в возможности личного общения с каждым пришедшим на обучение. Поэтому в офлайн-формате мастер-классы, как правило, проводят в составе малых групп (до 15 человек).
Чтобы сделать занятия особенными, у ведущего должна быть личная концепция работы, мастер должен иметь собственные приемы, отличные от методов других экспертов.
Комьюнити теперь в Телеграм
Подпишитесь и будьте в курсе последних IT-новостей
Подписаться
Организация мастер-классов
Чтобы сделать полезный мастер-класс, необходимо уделить достаточно внимания его подготовке. На этом этапе следует:
- Выбрать тему МК и обозначить идею, через которую будет раскрыта данная тема. Для этого нужно детально определить главную цель проведения мастер-класса, а затем разделить ее на несколько конкретных задач, которые требуется донести до участников.
- Следующий шаг – определение целевой аудитории с учетом возраста, профессии, интересов, а также уровень ее осведомленности в тематике мастер-класса. Чем более точный портрет ЦА вы составите, тем проще будет заинтересовать пришедших на занятие.
- Выберите формат проведения МК, который поможет передать участникам ваши знания, а также получить позитивную обратную связь от учащихся. Формы проведения мастер-классов мы разберем ниже.
- Необходимо разработать проблему, которая сможет заинтересовать учащихся и мотивирует их к работе на мастер-классе.
- Затем следует подготовить план практического занятия с четко прописанными алгоритмами временных рамок, которые вы отводите на занятие.
- Если вы собираетесь проводить мастер-класс не в онлайн-формате, найдите место для занятия, подходящее под количество участников и другие требования.
После подготовительных действий следует активный этап проведения мастер-классов.
Перед началом МК проверьте, все ли необходимое на месте, протестируйте работу всего технического оснащения: колонок, микрофона, проектора. Для мастер-классов, проводимых онлайн, настройте работу сервиса для проведения видеоконференций на своем компьютере и возможность подключения участников.
В начале занятия не забудьте поприветствовать участников, немного рассказать им о себе и дать краткое описание мастер-класса. Старайтесь говорить внятно, меняйте интонацию, излагайте информацию понятно и четко. Ведите себя естественно, и не стоит забывать о жестикуляции и мимике.
Для создания доверительной атмосферы хорошо бы запомнить имена всех учащихся, чтобы вы могли обращаться к каждому лично. Старайтесь уделять внимание каждому участнику МК. Помните о времени: вовремя решайте все задачи, поставленные в ходе мастер-класса.
Заключительный этап проведения МК – подведение итогов как для учеников, так и для ведущего. При этом промежуточные итоги могут подводиться и по ходу занятия. В конце также важно получить от участников обратную связь.
Обращайте внимание на обсуждаемые аудиторией проблемы. К примеру, вы посвятили мастер-класс контенту для социальных сетей, но обнаружили, что многим участникам интересно создание роликов для YouTube. Тогда, если ваша специализация – работа с контентом, на следующем мастер-классе вы можете рассказать ученикам о сильном сценарии.
Читайте также
План проведения мастер-класса
Как правило, структура мастер-класса включает в себя:
- Вступительную часть, в которой ведущий дает необходимые целевые установки, раскрывает цели мастер-класса в целом, а также содержание его отдельных составных частей.
- Далее следует основная демонстрационная часть.
- Третья часть мастер-класса состоит из комментирования наиболее значимых моментов. Ведущему необходимо пояснить те элементы своей работы, которые, по его мнению, наиболее важны.
- Заключительная часть МК состоит из обсуждения занятия самими учащимися и подведения итогов ведущим мастер-класса.
Формы проведения МК
Мастер-класс может представлять собой практическое занятие, на котором участники повторяют за ведущим его действия. Обычно в начале такого занятия эксперт проводит небольшую лекцию на тему МК. После окончания мастер-класса этого типа учащиеся приобретают умение выполнять определенные действия, также результатом могут быть конкретные вещи, например, созданный своими руками букет на мастер-классе по флористике или приготовленное блюдо на занятии по кулинарии.
На имитационном мастер-классе ведущий имитирует выполнение определенных действий, к примеру, проведение какого-либо упражнения из бизнес-тренинга. После занятия преподаватель проводит разбор техник и действий с участниками.
Мастер-класс также может представлять собой лекцию с демонстрацией видеозаписи процесса выполнения работы. Позаботьтесь о том, чтобы видео было хорошего качества, дабы участники четко видели все действия, детали и нюансы процесса. Во время показа видео эксперту необходимо комментировать происходящее на экране, останавливать воспроизведение, возвращать назад и повторять сложные моменты выполнения работы.
Особенности мастер-классов, проводимых онлайн
Технологии не стоят на месте, и сегодня множество мастер-классов проводится онлайн. Рассмотрим плюсы и минусы этого формата обучения.
К достоинствам онлайн-занятий можно отнести неограниченное число участников, так как вы не будете зависеть от площади помещения, к тому же избавитесь от затрат на аренду. В интернете существует множество онлайн-площадок с доступной стоимостью использования, где можно проводить мастер-классы.
Онлайн-занятия отлично подходят для занятых людей. Даже если участник опоздает на урок или ему придется ненадолго отвлечься, пропущенную часть, как правило, он сможет увидеть в записи.
Кроме того, мастер-классы, проводимые онлайн, доступны всем, у кого под рукой имеется компьютер или планшет с выходом в интернет. Не важно – находится ли человек дома, в путешествии, проживает в крупном городе или в маленьком поселке.
Однако широкая география участников может считаться и недостатком из-за разницы во времени. Бывает сложно выбрать время занятия, если учащиеся находятся в разных часовых поясах. Поэтому перед определением времени мастер-класса желательно провести опрос среди участников, а тем, кто не сможет присутствовать на занятии, предоставить видеозапись.
Минусом онлайн-формата можно считать и слабую обратную связь. У ведущего не получится отследить прогресс каждого ученика, помочь конкретному участнику советом и указать на упущения, что отрицательно сказывается на эффективности обучения.
Заключение
В заключение перечислим ряд важных характеристик ведущего мастер-класса, на которые стоит обратить внимание.
Эксперт, проводящий занятие, должен обладать харизмой, хорошей дикцией, грамотной речью, иметь четко выстроенную логику объяснения. Пригодятся навыки общения, умение импровизировать, управлять незапланированными ситуациями, отсутствие скованности и лидерские качества. Важна также способность придерживаться заранее разработанной структуры занятия и умение раскрывать таланты других.
Примерный план проведения мастер-класса:
№ п/п |
Этапы проведения мастер-класса |
Содержание |
1 |
Вступительная часть |
Руководитель мастер-класса даёт необходимые целевые установки, раскрывает содержание занятия в целом и его отдельных составных частей |
2 |
Основная часть |
Демонстрационная. |
3 |
Комментирующая часть |
Руководитель мастер-класса поясняет те элементы своей работы, которые, с его точки зрения, наиболее важны и носят оригинальный характер |
4 |
Обсуждение занятия |
Участвуют участники мастер-класса |
5 |
Итог занятия |
Подводится руководителем мастер-класса |
Оформление плана проведения мастер-класса.
Тема мастер-класса.
Формулируется как:
- обзор актуальных проблем и технологий;
- различные аспекты и приемы использования технологий:
- авторские методы применения технологий на практике и др.
Цель мастер-класса: Представить реализацию авторской методики при организации занятий.
Задачи мастер-класса:
- Познакомить педагогов с особенностями, назначением авторского метода на занятиях, а также возможными вариантами применения в учебном процессе.
- Показать практическую значимость авторского метода в организации работы на уроках.
- Подготовить педагогов к методически грамотному применению авторского метода в учебно-воспитательном процессе.
Прогнозируемый результат мастер – класса:
- Расширение знаний о возможностях использования метода в учебном процессе.
- Получение педагогами практических навыков использования названного метода в образовательном процессе.
Целевая аудитория мастер-класса: педагогические работники.
Организационные параметры мастер-класса:
Время
Количество участников
Требования к помещению и материальному обеспечению мастер-класса
Методическое сопровождение: презентация выступления, материалы для работы и др.
Ход мастер-класса:
Организационный момент: Представление авторской методики. Описание слайдов презентации. Руководитель мастер-класса даёт необходимые целевые установки, раскрывает содержание занятия в целом и его отдельных составных частей.
Основная часть: (демонстрационная, практическая) Руководитель мастер-класса показывает, как применять на практике авторский метод, поясняет те элементы своей работы, которые, с его точки зрения, наиболее важны и носят оригинальный характер.
Рефлексия: Обобщение и конкретизация результатов работы, обсуждение участниками мастер-класса.
Итог: Подводится руководителем мастер-класса
Список использованной литературы и информационных ресурсов
На днях мой канал нашли в Яндексе по запросу «Как составить план проведения мастер-класса». Человек попал на другую статью про формы обучения и я честно говоря не знаю смогла ли быть ему полезна. Тем не менее если такой запрос есть, то статья тоже должна быть.
Что такое мастер-класс?
Мастер-класс — это такой формат, который подразумевает передачу в первую очередь опыта. Обратите внимание, участникам рассказывают не теорию, а передают именно опыт. «Мастер» показывает «класс». Это может быть мастер класс по какому-то рукоделию или ремеслу. Например, мастер класс по гончарному делу.
Концепция проведения мастер-класса
Любой мастер-класс проходит по схеме работы наставника:
Расскажи-Покажи-Сделай
Иными словами, сначала ведущий должен рассказать, что и как будет происходить, дальше он должен показать на своем примере как это правильно делается и уже после этого ученики повторяют самостоятельно за мастером.
Справедливости ради обращу внимание на то, что в мастер-классе чаще всего участники делают что-то сложное, поэтому правильнее весь процесс поэтапно разбить на маленькие итерации и подавать материал участникам порционно.
План проведения мастер-класса
- Знакомство с участниками. Здесь важно создать уютную и располагающую к работе атмосферы. Настроиться на дальнейшую работу.
- Собрать ожидания участников. Чтобы все участники остались довольными, я рекомендовала бы понять, а что хотят люди, которые пришли на мастер-класс. Потому что кто-то пришел чему-то научиться и отработать свою технику, а кто-то пришел приятно провести время. И ведущему очень важно это учитывать.
- Вводная информация. Прежде чем приступить непосредственно к работе важно дать людям необходимую вводную информацию. Тут мы поговорим и про тайминг, и про то, где туалет, а где чайкофе, обязательно озвучим технику безопасности. Полезным будет также рассказать участникам какие-то исторические факты или просто какую-то интересную информацию о том, что сейчас все будут делать.
- Расскажи-покажи-сделай. Дальше процесс разбивается на части и выполняется участниками поэтапно, предварительно разбирая как это должно происходить в идеале.
- Финальная информация. Здесь вы подводите итог мероприятия. Если еще не рассказали какую-то важную информацию самое время поведать ее аудитории. Дальше даете обратную связь участникам по их работе, помня с каким запросом они пришли.
- Обратная связь. Здесь попросите участников поделиться с вами обратной связью. Что понравилось, а чего, возможно не хватило. Это позволит вам в следующий раз быть еще лучше.
- Завершение. Поблагодарите участников за участие и в завершение расскажите, какие еще мероприятия они могут у вас посетить.
Да, конечно каждый конкретный мастер-класс может немного отличаться, но структура все равно будет именно такая. Похоже на те МК, которые посещали вы?
Ставьте лайк и подписывайтесь на меня, если это было полезно. Это поможет большему количеству людей увидеть мои статьи. И да, я буду рада, если комментариях вы напишете, какие темы интересны, чтобы я осветила это в следующих статьях
Департамент образования города Севастополя ГБОУ ДПО «Севастопольский центр развития образования» ГБОУ города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 25» МАСТЕР-КЛАСС для учителей изобразительного искусства и технологии «Виды художественных техник и материалов, их использование в условиях современного урока. Техника валяния из шерсти» г. Севастополь 15.11.2016 г. |
План мастер-класса
Время |
Тема выступления |
Ответственные |
|
14.30 -15.00 |
Встреча участников мастер-класса. Регистрация. |
Дежурный администратор |
|
15.00 -15.15 |
Визитная карточка ГБОУ СОШ № 25 |
Кравец И.И., директор ГБОУ СОШ № 25 |
|
15.15 -15.35 |
Виды художественных техник и материалов, их использование в условиях современного урока |
Перова Е.А., Семенова О.Е., методисты ГБОУ ДПО СЦРО |
|
15.40 -16.00 |
Теоретическая часть мастер-класса: «Виды техники валяния из шерсти и материалы, их использование в условиях современного урока. Техника – мокрое валяние шерсти» |
Баранник И.В., учитель изобразительного искусства и технологии ГБОУ СОШ № 25 |
|
16.00-17.00 |
Практическая часть мастер-класса: «Создание броши, в виде цветка розы, в технике мокрого валяния» |
Баранник И.В., учитель изобразительного искусства и технологии ГБОУ СОШ № 25 |
|
17.00 -17.30 |
Круглый стол. Подведение итогов мастер-класса |
Участники мастер- класса |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6 г. Пятигорска
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ №6
__________Т.В.Склярова
«______»_____________2016г.
План
работы мастер-класса.
Тема: «Проектная деятельность на уроках технологии в условиях реализации ФГОС ООП».
Автор: Ягодзинская Ирина Сергеевна,
учитель технологии.
План работы мастер-класса
«Проектная деятельность на уроках технологии в условиях реализации ФГОС ООП»
на 2016-2017 учебный год.
№ |
Мероприятие |
Дата |
Место проведения |
Участники |
1. |
Мастер-класс: «Игрушка Заяц в технике Тильда своими руками». |
29.09.2016 г. в 9.00 |
Кабинет технологии МБОУ СОШ №6 (каб.26) |
Учителя технологии г.Пятигорска, ученицы 7 «А» класса(Тихоненко Анастасия,Исакова Регина) |
2. |
Мастер-класс: «Необычный урок кулинарии». |
27.10.2016г.-в 9.00 |
Кабинет технологии МБОУ СОШ №6 (каб.26) |
Учителя технологии г.Пятигорска |
Цель мастер класса: трансляция и передача учителем своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий и технологических приемов .
Задачи мастер-класса:
- знакомство с авторскими наработками учителя.
- рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
- оказание помощи участникам мастер-класса в технологических приемах.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Наиболее востребованные на уроках технологии современные образовательные технологии. Метод проектов, Личностно- ориентированного обучения, Развивающего обучения, Проблемного обучения, Саморазвития личности, Игровые технологии, Технологии групповой деятельности.
Целью является воспитание личности ученика как субъекта жизнедеятельности.
Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:
- ставить цели;
- решать задачи;
- отвечать за результаты.
В современных условиях, когда объем научной информации огромен, а время обучения ограничено, одним из самых актуальных требований становится нахождение оптимального (в первую очередь с точки зрения затрат времени) изложения содержания и выбора методов обучения. Это требование относится к каждому уроку.
Рациональную структуру урока обеспечивают:
- комплексное планирование задач обучения, воспитания и развития;
- выделение в содержании урока и темы главного, существенного;
- определение целесообразной последовательности и дозировки материала и времени повторения, изучения нового, закрепления, домашнего задания;
- выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения;
- дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам;
- создание необходимых учебно-материальных условий обучения.
Как подготовить современный урок.
В современных условиях, когда объем научной информации огромен, а время обучения ограничено, одним из самых актуальных требований становится нахождение оптимального (в первую очередь с точки зрения затрат времени) изложения содержания и выбора методов обучения. Это требование относится к каждому уроку.
Рациональную структуру урока обеспечивают:
- комплексное планирование задач обучения, воспитания и развития;
- выделение в содержании урока и темы главного, существенного;
- определение целесообразной последовательности и дозировки материала и времени повторения, изучения нового, закрепления, домашнего задания;
- выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения;
- дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам;
- создание необходимых учебно-материальных условий обучения.
Большая часть времени (20—30 минут) должна быть посвящена изучению нового материала («учить на уроке»). Чтобы новое прочно усвоилось, надо определить его в зону ближайшего развития, привязать к старому, знакомому, которое вспоминается (актуализируется) перед объяснением. Отсюда название первой части — актуализация опорных знаний, умений и навыков, а не узкое «опрос». Контрольная функция в уроке вообще не должна являться самоцелью; она превращается в постоянную обратную связь «ученик — учитель». Затем проводится закрепление в формах повторения и применения знаний. Все это, вместе взятое, и образует оптимальную систему урока комбинированного, наиболее коротким путем ведущую учащихся к цели.
1. Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».
2. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
3. Урок строится в рамках системно-деятельностного подхода:
- необходимо развивать у учащихся способности самостоятельно ставить учебную задачу;
- проектировать пути их реализации;
- контролировать и оценивать свои достижения.
Известно, что часто внедрение нового вызывает у человека настороженность и даже протест. Не удивительно, что учителя, которые многие годы (а большинство учителей в наших школах – это люди старше 35 лет) работали по традиционной методике, сегодня не могут сразу перейти на новые образовательные технологии. Учителю необходимо время и условия, чтобы научиться работать так, как этого требует новый образовательный стандарт.
1. Мастер-класс: «Приготовление салатов-искусство карвинга»
Участники: учителя технологии
Регламент: 40мин..
Форма проведения: семинар-практикум с использованием групповой формы организации деятельности.
Дидактическое обеспечение:
Компьютер, проектор, экран.
Презентация, буклет, фотографии.
Овощи, фрукты, ножи для карвинга.
Современные образовательные технологии: ИКТ, личностно-ориентированные технологии, межпредметная интеграция, компетентностный подход.
Цель мастер-класса: Трансляция и передача учителем своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий и приемов карвинга.
Задачи мастер-класса:
знакомство с авторскими наработками учителя.
рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
оказание помощи участникам мастер-класса в приемах карвинга.
Структура проведения «Мастер-класса»:
1. Презентация педагогического опыта педагога
Обоснование основных идей процессов карвинга учителя;
Знакомство с техническими условиями и навыками выполнения фигурной нарезки
Характеристика творческой лаборатории учителя (описание достижений в опыте работы, источников, откуда педагог черпал свои разработки);
2. Представление и показ работ карвинга
3. Практическое занятие с участниками мастер-класса с элементами карвинга
4. Моделирование
Самостоятельная работа участников мастер-класса по навыкам выполнения фигурной нарезки.
Обсуждение авторских работ.
5. Рефлексия
Дискуссия по результатам совместной деятельности учителя и участников;
Заключительное слово педагога по всем замечаниям и предложениям.
Цели:
Создать условия для освоения техники карвинг, как искусства украшения из овощей и фруктов
Познакомить с техническими условиями и навыками выполнения фигурной нарезки
Развить эстетический вкус и воображения
Дальнейшее применение этих умений в украшения стола
Ход мастер-класса
Вопросы правильного питания и здорового образа жизни становятся все более актуальным в жизни современного человека. Изучение основ здорового образа жизни и рационального питания в школе способствует воспитанию физически и нравственно здорового поколения, развитию у учащихся чувства гармонии и красоты, способности воспринимать мир как единое целое.
Овощные блюда разнообразны, вкусны полезны легко приготавливаются. Исходя из этого при изучении кулинарии большое место я отважу обучению различных блюд из овощей.
Для организма человека овощи основной источник органических кислот, углеводов, витаминов. В них также есть вещества возбуждающие аппетит и улучшающие пищеварение.
Современный человек постоянно подвергается различным видам интоксикации в частности за счет поступления в организм токсических веществ из внешней среды по причине загрязнения воздуха и воды. Использование в питании овощей снижает развитие токсических процессов.
Мы все с вами знаем с детства пословицы поговорки об овощах и фруктах. Я предлагаю вам вместе со мной игру продолжи фразу
Каждому овощу……………………….свое время
Всякий день с овощами да не всякий день………………со щами
Капуста любит воду…………………………за хорошую погоду
Лук от семи…………………..недуг
Щи да каша…………..кормилицы наши
Морковь прибавляет…………………………….кровь
Лук надежный ……………………………………друг
Лук да баня—————————– все поправят
Лук с чесноком –———————- родные братья
Редька хвалилась:———————— «Я с медом хороша!»
Не вырастишь овощей – не сваришь и———————–щей
Фрукты и овощи не только полезны, из них можно создать красоту украсить стол методом карвинга.
Из истории карвинга
Карвинг это не просто удивительно красиво карвинг это душа тайского повара положенная на кружева узора.
Это древнее искусство пришло к нам с востока. Слово карвинг в переводе с английского означает «резная работа», «вырезание».
Страной где впервые изящно нарезанные овощи и фрукты были употреблены в качестве украшения считается Таиланд. Именно в Тайланде была создана первая школа, в которой обучение проходили женщины украшавшие блюда королевского стола.
Изящное искусство художественной резьбы из овощей и фруктов называемое карвинг, носит скорее творческий чем кулинарный характер. Фрукты и овощи превращаются в цветы и экзотические растения. Рукотворные композиции украшающие блюда так прекрасны но не долговечны.
Для выполнения карвинга необходимы специальные инструменты:
тайский нож
овальные ножи
нож волнорез
спиральный нож
точилка
При выполнения карвинга необходимо соблюдать правила по технике безопасности.
При работе с ножом соблюдать осторожность,чтобы не порезаться
Не торопиться чтобы нож не соскользнул с детали
Принцип работы от простого к сложному придает уверенность и мотивирует на самостоятельную работу.
Предлагаю вам вместе со мной вырезать и оформить композицию из овощей и фруктов применяя метод карвинга.
Попробуем яблоко превратить в лебедя. Для этого яблоко разрезаем пополам и кладем половину разрезом вниз. Оставляем полоску в 1см в середине и прорезаем слева и справа от нее.2. снизу прорезаем навстречу верхнему разрезу- получается уголок.3. подобным образом повторяем надрезы на этом уголке. Чем больше нарежем уголков тем изящнее будет лебедь. Повторяем эту работу с другой половинкой. Из средней полоски вырезаем уголок имитирующий шею и голову лебедя. Ранее вырезанные уголки сдвигаем для получения красивой формы. Оформляем шею лебедя и вставляем ее в разрез.
Лебеди получились удачно.
Теперь попробуем получить из помидор розы
1. начиная с основания помидор, срезаем по спирали его кожицу одной полоской до черешка.
2. полученную полоску собираем в розочку, используя широкое начало полоски как основание
Получается красивая роза.
Итак, посмотрите – карвинг это талант делать из обыкновенных продуктов произведения искусства
Главное в этом искусстве – фантазия и твёрдая рука.
Я желаю и вам творческих удач и всего хорошего, здоровья, благополучия.
2.Мастер-класс: «Необычный урок кулинарии.
История блюда “Венские Вафли” »
Цель урока: Ознакомить учителей с составом теста и способами его приготовления; с инструментами и приспособлениями, необходимыми для приготовления мучных изделий; с продуктами, применяемыми для приготовления теста; научить готовить вафли.
Оборудование: электрическая вафельница, миксер.
Посуда и инвентарь: сито, кастрюля, ложка, приспособления.
Продукты: мука, яйца, сахарный песок, масло сливочное.
Ход урока
Организационный момент:
Познавательные сведения: рассказ с использованием презентации.
История возникновения блюда
Вафли – кондитерские изделия на основе мучного теста, состоящие из вафельных листов и начинки. В зависимости от сорта, могут содержать в себе различные вкусовые добавки. Выпускаются неглазированными и глазированными.
Своё название вафли получили от немецкого слова «wafla», что означает «ячейка, соты», это сухое печенье с рельефным рисунком на поверхности и разнообразными начинками. Первые вафли были известны еще в Древней Греции, правда, на своих современных собратьев были мало похожи. Это были своеобразные оладушки из сыра и трав, выпекаемые на горячих камнях. Некоторые историки полагают, что вафли появились на берегах Рейна в XIII веке. Распространились вафли и во Франции, и в Бельгии, и в Чехии.
Например, бельгийские (или льежские) вафли были изобретены кондитером принца Льежского в 18 веке. В это же время в Чехии получили широкое распространение известные и в наши дни «Курортные» вафли (так называемые Карловарские, в состав теста которых входит знаменитая курортная минеральная вода и миндаль).
Развитие промышленности в 19 веке закономерно вывело производство вафель на более высокий уровень (этому поспособствовало развитие промышленного изготовления сахара и усовершенствование хлебопекарного оборудования). В этот период наиболее знаменитыми вафельными производствами стали пекарня Райтенбергера и вафельная фабрика «Карл Байер» (Чехия). Чешские кулинары стали основными поставщиками вафель во многие страны Европы.
Прообразом современных вафель считаются средневековые кондитерские изделия, которые представляли собой очень тонкое хрустящее печенье, изготовленное в вафельнице, состоящей из двух металлических вогнутых поверхностей, соединённых петлёй. Каждая из них крепилась на длинной деревянной ручке. Вафельницу ставили на огонь и переворачивали, чтобы пропечь корж с обеих сторон. Примечательно, что в отличие от современных вафель, для изготовления которых в основном используется пшеничная мука, их средневековые приготавливались из овса или ячменя.
В XIV веке в Европе вафли признавались настоящим деликатесом, достойным королей. Их подавали по особым датам, готовили долго, тщательно замешивая жидкое тесто, готовя изысканные начинки. Таким образом совершенствовались и появлялись новые рецепты хрусткого лакомства. Много позже в Европе стали продавать горячие вафли прямо на улицах, зазывая клиентов громкими высказываниями: «Кому горячие вафли!». Каждый желающий мог увидеть, как чудесным образом из налитого теста получаются настоящие кулинарные шедевры.
История вафель содержит немало курьёзных страниц. Так, например, в средневековой Европе по праздникам разрешалось продавать вафли у входа в церковь. Со временем конкуренция за место у религиозных сооружений стала настолько яростной и жестокой, что французский король Карл IX издал указ, обязывающий продавцов располагаться друг от друга не ближе чем за 6 футов (около 2 м).
Австрийские (венские) вафли мягкие и пористые, потому что начиняются они кремом и имеют вид вафельных пирогов. Американские вафли, наоборот, плотные, вафельные листы в них толстые, а тесто готовится с использованием разрыхлителей. Вафли в США могут даже быть мучным дополнением к мясным блюдам.
Практическая часть урока
Вводный инструктаж: рассказ с использованием презентации.
Для приготовления вафель используется электроприбор – вафельница. А значит необходимо знать «Безопасные условия при работе с электроприборами»
Перед включением проверить исправность шнура питания.
Устанавливать прибор на огнеупорную подставку.
При включении прибора штепсельную вилку вводите в гнездо розетки до отказа.
Не допускайте включения вилки, держась за шнур.
Соблюдайте максимальную осторожность работая с нагретой поверхностью прибора
Приготовление жидкого теста:
Ингредиенты:
яйца – 5 шт.
сахар – 1 стакан,
масло – 200 гр.
мука – 1 стакан
Последовательность приготовления:
Яйца взбить с сахаром.
Масло растопить.
Смешать яичную смесь, маргарин и муку.
Должно получиться тесто консистенцией сметаны.
Все взбивать миксером на небольшой скорости до однородности.
Последовательность приготовления вафель:
Вафельницу хорошо нагреть, смазать растительным маслом.
На нижнюю полуформу налить 3-4 столовых ложки теста.
Закрыть вафельницу и за ручки сжать крышки (при этом начнется интенсивное выделение пара – будьте осторожны, чтобы не обжечься.
Через 1-3 минуты открыть вафельницу, аккуратно снять вафлю и сразу же свернуть ее трубочкой (сворачивать нужно, пока она еще горячая, т.к. когда вафля остынет ее не удастся свернуть – будет очень ломкой).
Готовые вафли выложить на блюдо и посыпать сахарной пудрой.
Текущий инструктаж:
Требования, предъявляемые к готовому блюду
Вафли должны быть тонкие хрустящие, поэтому к рецептам вафель, точнее к рецепту теста должно быть особое внимание. Кулинары считают, что для хрустящего вафельного теста надо брать муку и крахмал в соотношении 50 на 50. Вафельницу перед выпечкой вафель надо подготовить: прогреть минут 10 и смазать маслом.
Дегустация готового блюда
Подведение итогов
Оценка качества блюда. подача их к столу.
Рефлексия:
Вопросы:
Какие продукты необходимы для приготовления вафель?
(мука, масло, сахар, яйца)
С какой начинкой можно подавать вафли?
(вареная сгущенка, взбитые сливки, крем)
Домашнее задание:
Составить технологическую карту приготовления вафель по следующей таблице:
Наименование продукта |
Количество продукта |
Последовательность приготовления |
Посуда, инвентарь |
3. Мастер-класс: «Игрушка Заяц в технике Тильда своими руками».
Цель занятия:
научиться изготавливать куклу Тильда.
Задачи занятия:
– расширить представление о кукле Тильда.
– воспитывать любовь к творчеству;
– воспитывать трудолюбие и аккуратность
Работа предназначена для детей от 11 лет и старше, педагогов и родителей.
Назначение: украшение интерьера, подарок для родных и близких.
Зайка,заинька -дружок!
Посиди со мной часок.-
Ни минуты не могу-
В гости к ежику бегу.
Он вчера меня встречал
Есть морошку приглашал.
Для этого нам понадобится:
-швейная машина.
-ткань хлопок, любая ткань для одежды.
-наполнитель
-нитки, ножницы
-шаблон выкройки зайца
-стразы, пуговицы, нитки мулине. (по желанию)
-кофе, корица(для покрытия игрушки)
Ход мастер-класса:
1.Выкройка
2.Для начало берем выкройку ,наносим на ткань, прошиваем на машинке.
3.Выворачиваем и наполняем наполнителем. Далее покрываем нашего зайчика кофе и корицей. Сушим. (можно в духовке).
4.Соединяем детали при помощи иголки с ниткой, плюс я использую пуговицы ,для того что бы у нашего зайчика двигались ручки и ножки.
5.Пришиваем ушки, для ушек можно комбинировать ткань.
6.Нитками мулине вышиваем глазки, носик, ротик, румянами наносим щечки.
7.Вот наш зайчик и готов. По желанию можно ему сшить одежду ,приклеить реснички, стразы. Вашим зайчиком можно украсить новогоднюю елку. Желаю Вам творческих успехов!
4.Мастер-класс: «Мыловарение».
Цель моей работы –изучение процесса мыловарения.
Задачи:
1. Познакомится с историей мыловарения
2. Узнать состав мыла
3. Научится изготавливать мыло своими руками.
История мыловарения
1.История мыла насчитывает около 6 тысяч лет, но даже до его появления люди пытались очищать свое тело с помощью различных средств. Например, древние греки времен Гомера обтирали тело мелким песком, привезенным с берегов Нила, а древние египтяне умывались растворенным в воде пчелиным воском. Дикие галльские племена делали из золы букового дерева и сала специальную мазь, а скифы растирали в порошок древесину кипариса и кедра, добавляя к нему воду и ладан, натирая этой смесью тело и соскребая ее вместе с грязью.
Кроме того, для стирки вещей использовались такие необычные средства, как бычья желчь, мозговые кости, свежий помет и, чаще всего, разложившаяся моча животных, которая отлично пенилась в воде из-за содержания аммиака. Также для мытья использовались различные растительные компоненты (растение мыльнянка, кора деревьев, древесная зола), которые в сочетании с животным жиром и положили начало процессу мыловарения.О том же, где появилось первое мыло и какой народ стал родоначальником мыловарения, ученые спорят до сих пор, склоняясь к совершенно разным и одинаково правдоподобным версиям.
Мнения всех, так или иначе, сходятся в одном: местами зарождения производства мыла стали древнейшие культурные центры.
Так, согласно одному из подходов, мыловарение было изобретено в Шумере, первой цивилизации на Земле, существовавшей в IV-III тысячелетиях до нашей эры. Шумерам приписывается множество изобретений, таких как колесо, письменность, ирригационная система, сельскохозяйственные орудия, гончарный круг, и даже пивоварение.
В ходе археологических раскопок учеными были обнаружены таблички, датируемые 2500 годом до н.э., на которых была описана процедура, напоминающая процесс приготовления мыла: вода смешивалась с древесной золой, полученная смесь кипятилась и в последствии в ней растапливался жир. Однако этот раствор не имел определенного названия, свидетельств о способе его применения не сохранилось, и то, что сейчас принято считать мылом из него не производилось.
В Античном мире существовало три сорта мыла: твердое, мягкое и жидкое, его производили из козьего или бычьего жира с примесью золы бука. Широко известна легенда происхождения слова «мыло»/ «soap» от названия древнеримской горы Сапо/Sapo, на которой совершались жертвоприношения богам. Животный жир сжигаемых жертв скапливался и смешивался с древесной золой костра. Полученная масса смывалась дождями вниз, в глинистый грунт бега реки Тибр. Женщины, стиравшие белье в этих местах, стали обращать внимание на то, что благодаря этой смеси одежда отстирывается намного лучше. Постепенно этот «дар богов» стали использовать не только для стирки, но и для мытья тела. А само слово «sapo» со временем перешло и в другие языки: из него образовались английское «soap», французское «savon» и итальянское «sapone».
Именно в Риме мыловарение приобрело широкое распространение и выделилось в отдельную ремесленную отрасль. Так при раскопках Помпеи археологами была найдена настоящая мыловарня с готовыми кусками мыла.
Хотя мыло уже было изобретено, многие народы античного мира еще долго продолжали пользоваться щелоком, бобовой мукой, клеем, пемзой, ячменной закваской и глиной. Известно, что скифские женщины делали моющие порошки из древесины кипариса и кедра, затем смешивали его с водой и ладаном. Полученной нежной мазью, имевшей тонкий аромат, они натирали все тело. После удаления раствора скребками кожа становилась чистой, гладкой и благоухающей.
Чистота стала модной только после того, как средневековые европейские рыцари побывали в арабских странах во время крестовых походов. В качестве сувениров рыцари привозили из походов знаменитые мыльные шарики из Дамаска, которые дарили возлюбленным.
В XII-XIII века в Западной Европе начинает расцветать мыловарение. К мыловарению стали относиться настолько серьезно, что в 1399 году английский король Генрих IV основал орден, особенной привилегией которого являлось мытье в бане с мылом. Также очень долго под страхом смерти члену гильдии мыловаров категорически запрещалось ночевать под одной крышей с мастерами других ремесел, чтобы не дай Бог не выдать тайну.
Любитель роскоши Людовик XIV собственной персоной интересовался производством туалетного мыла, вследствие чего Гольберт, его министр финансов, «выписал» из Генуи ко двору короля специалистов по мыловарению.
Постепенно мыловарение стало перерастать в промышленную отрасль, которой стал опекаться и защищать французский государь. Правительство разрешало пользоваться только душистыми маслами из Прованса.
Сердцем производства мыла очень скоро стал Марсель, рядом с которым находилось много территорий сырьевых источников, то есть оливкового масла и соды.Только с конца XIV века марсельское мыло уступило свою первую позицию венецианскому мылу. Именно в это время мыловарение начало активно развиваться в Италии, Греции и Испании.
Только в XV веке в Италии, Савоне, начали промышленное производство твердого мыла. При этом жиры соединяли не с золой, а природной кальцинированной содой. Это очень сильно удешевляло мыло, то есть переводило мыловарение из разряда ремесленного производства в мануфактурное.
Мыло долго было предметом роскоши и ценилось наряду с дорогими лекарствами и зельями.
В России мыловарение основывалось на секретах мыловарения Византии, но, несмотря на это развивалось оно самобытным путем. «Поташным делом», именно так тогда называли мыловарение, занимались целые деревни, самыми популярными были костромские и валдайские мастера. Процесс мыловарения в те времена заключался в следующем: деревья рубили, жгли в котлах, золу заваривали, делали щелок, после выпаривали его до получения поташа. Поташ стал одним из основных продуктов экспорта, что привело к массовой вырубке лесов.
Промышленное производство мыла в России наладил Петр Первый, который даже приказал засадить поля растениями, используемыми в составе мыла. Но до середины XIX века мылом могла позволить себе пользоваться только знать. Крестьяне продолжали использовать для стирки и мытья щелок — смесью, которую они получали из древесной золы, залитой кипятком и распаренной в печи.
Свидетельства о русских мастерах-мыловарах можно найти только от XV века.Первые мыловаренные фабрики появились в XVIII веке. В Москве тогда были известны две: в Новинской и Пресненской частях. К 1853 году Московская губерния могла похвастаться уже восьмью мыловарнями. Потреблять мыло стали многочисленные суконные, ситценабивные и красильные фабрики.
Оборудование фабрик поначалу состояло из котлов, дровяной печи и каменной ступки. Только Брокар сумел стать признанным «королем парфюмерии», так как ему удалось выпустить дешевое мыло для всех слое населения. Также Брокар один из первых, кто обратил внимание на важность привлекательного внешнего вида продукции. Так, огуречное мыло производилось в форме огурца, поэтому его часто покупали просто из любопытства.Сегодня мыло занимает прочные позиции в повседневной жизни, которую без него просто невозможно представить. Только сейчас мыло это не обычное средство гигиены и не только средство гигиены. Мыло выполняет разные задачи: лечение акне, ароматерапевтическое воздействие, использование для чувствительной кожи, снятие напряжения, борьба со старением кожи.
2.В качестве сырья для получения основного компонента мыла могут использоваться животные и растительные жиры, жирозаменители (синтетические жирные кислоты, канифоль, нафтеновые кислоты, талловое масло).
3.Создавая мыло своими руками, мы заранее знаем, что будет входить в его состав.
С помощью ароматических и эфирных масел мы имеем возможность разнообразить мыло и получить необходимый результат. Мыло может быть тонизирующим или успокаивающим, увлажняющим или подсушивающим.Большинство эфирных масел обладают противовоспалительными, противовирусными и антимикробными свойствами.Многие масла оказывают успокаивающее действие, снимают стресс и благоприятно влияют на работу сердечно-сосудистой системы.
Иммуномодулирующие и антиоксидантные свойства эфирных масел заслуживают особого внимания. Вещества, содержащиеся в растениях, естественны для человека, и способны так же естественно укреплять иммунитет и замедлять старение, воздействуя на состояние внутренних органов и работу систем организма.
Нам понадобится:
Основное оборудование:
• посуда для водяной бани (или микроволновка)
• миски для смешивания ингредиентов
• нож, ложки
• разделочная доска
• форма для заливки мыла
Общий рецепт для создания мыла:
• мыльная основа прозрачная или матовая (в состав матовой входит двуокись титана)
• пищевой краситель
• ароматизатор
• разные добавки (кофе в зернах или молотый, люфа, отруби, блестки)
• эфирные масла
Важные советы:
1. никогда не допускайте закипания основы
2. красителей должно быть в меру, иначе пена будет окрашиваться.
3.никогда не смешивайте эфирные масла с искусственнымиароматизаторами.
Приступим к изготовлению:
1. Мыльную основу порежьте на мелкие кусочки и растопите на водяной бане или в микроволновой печи (около 1 минуты). Количество основы выбирайте в зависимости от размера формы и размера желаемого мыла.
2. В расплавленную основу добавляем эфирное масло или ароматизатор, краситель и подготовленные добавки.
Совет: не стоит увлекаться добавками, все хорошо в меру, иначе ваше мыло не будет пениться.
3. Тщательно перемешиваем.
4. Заливаем в подготовленную форму.
5. Даем застыть. Примерное время от 15 до 40 минут.
6. Аккуратно достаем мыло из формы
Да здравствует мыло душистое!