Марина Сергеевна Баева
Эксперт по предмету «Педагогика»
Задать вопрос автору статьи
Требования, предъявляемые к процессу наблюдения
Определение 1
Наблюдение – это целенаправленный и планомерный процесс восприятия объекта, явления или действия, результаты которого фиксируются исследователем (наблюдателем).
Метод наблюдения является одним из наиболее древних методов исследования, в педагогике он направлен в первую очередь на познание учащегося, особенностей его поведения, общения, взаимодействия с другими участниками, уровня знаний, умений, навыков и развития и т.д.
В современной педагогике метод наблюдения активно применяется как самостоятельно, так и в сочетании с другими методами исследования (опрос, анкетирование, интервью, беседа, тестирование и т.д.).
Сущность педагогического наблюдения заключается в точной и полной фиксации, которые исследователь получает с помощью собственных органов чувств и жизненного опыта, а также профессиональных знаний, умений и навыков.
Замечание 1
Основная функция педагогического наблюдения – это избирательный прием сведений об исследуемом предмете, явлении или процессе в условиях прямой и обратной связи исследователя с ним.
В качестве объектов педагогического наблюдения могут выступать только лишь те стороны воспитания и обучения, которые можно зафиксировать без нарушения естественного течения педагогического процесса.
Так, объектами педагогического наблюдения могут быть:
- используемые педагогом методы, средства и приемы воспитания и обучения, совершенствования личностных качеств учащихся и т.д.;
- процесс взаимодействия и общения между участниками педагогического процесса;
- параметры, характеризующие реализуемый педагогический процесс;
- величина и характер образовательной нагрузки.
Выбор объекта педагогического наблюдения зависит от поставленной цели.
Содержание Программы педагогического наблюдения
Педагогическое наблюдение организуется на основании предварительно составленной программы, которая содержит цели, задачи, методы, средства и т.д.
«Программа педагогического наблюдения» 👇
Примерный план Программы педагогического наблюдения:
-
Тема педагогического наблюдения.
-
Цель педагогического наблюдения.
-
Задачи педагогического наблюдения, которые формулируются исходя из поставленной цели на основании следующих требований:
- задачи по изучению конкретных психологических содержательных характеристик испытуемого;
- изучение учащихся как носителей психических особенностей и сопоставление полученных результатов с известными признаками;
- исследование причин, которые лежат в основе изучаемой проблемы.
-
Определение предмета наблюдения.
-
Сформулированные конкретные критерии предмета наблюдения, которые необходимо исследовать в ходе наблюдения.
-
Ситуация педагогического наблюдения (созданная педагогом или естественная).
-
Форма регистрации фактов, получаемых в ходе наблюдения.
-
Обработка полученных результатов и их представление в законченном виде.
Примерные Программы педагогического наблюдения
Примерная программа педагогического наблюдения за процессом восприятия нового учебного материала учащимися.
-
Проведение подготовки учащихся к процессу восприятия нового ученого материала:
- выявление и актуализация имеющегося у учащихся знаний и опыта;
- осуществление активизации подсознательных процессов учащихся.
-
Создание всех необходимых условий для обеспечения учащимся точного и полного восприятия нового учебного материала:
- постановка и принятие учащимися цели и задач восприятия (установка на восприятие);
- создание благоприятного эмоционального отношения к воспринимаемому учебному материалу;
- формирование у учащихся интереса;
- привлечение внимания.
-
Осуществление педагогического управления восприятием наглядностей и пособий.
-
Формулировка направляющий и уточняющих вопросов, необходимых для лучшего восприятия учебного материала.
-
Применение эффективных методов, средств и приемов, направленных на выделение из общего материла важного и основного (интонацией, вопросами, записями на доске и т.д.).
-
Всесторонний учет индивидуальных различий восприятия учащихся.
Примерная программа педагогического наблюдения за вниманием учащихся.
-
Наблюдение за вниманием учащихся в начале урока:
- определение вида внимания;
- установление времени, необходимого для переключения внимания учащихся на учебный предмет;
- выявление отвлекаемости и установление её причин;
- использование заранее подготовленных средств по мобилизации внимания учащихся всего класса и каждого ученика в отдельности.
-
Наблюдение за вниманием учащихся во время ответов одноклассников. Выявление отвлекаемости и её причины.
-
Осуществление подготовки учащихся к восприятию нового учебного материала, сосредоточение внимания на нем:
- постановка целей и задач, фиксация ответной реакции учащихся на них;
- использование разнообразных приемов по стимулированию интереса к содержанию учебного занятия (интонация, яркость речи, жесты и т.д.);
- связь нового учебного материала с тем, который учащиеся прошли на предыдущих уроках;
- выявление случаев отвлечения внимания у учащихся и установление их причин.
-
Наблюдение за вниманием учащихся в процессе объяснения нового учебного материала и его последующем закреплении:
- использование разнообразных методов, средств и приемов по привлечению внимания учащихся, сохранению его устойчивости и концентрации;
- определение причин отвлечения внимания и их своевременное устранение;
- организация активной деятельности учащихся в процессе урока (смена видов деятельности, тем урока, использование разнообразных наглядностей и т.д.);
- создание условий, необходимых для развития у учащихся произвольного внимания.
-
Организация внимания учащихся в конце учебного занятия, своевременное сообщение им домашнего задания или выдача индивидуальных дополнительных заданий.
-
Работа над организацией внимания педагога в процессе урока:
- определение и фиксация свойств внимания учителя во время учебного занятия;
- определение внимательности учителя по отношению к каждому конкретному ученику и ко всему классу в целом. Определяется манера общения и взаимодействия с учениками, стиль и форма поведения, личностные и профессиональные характеристики учителя.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
ПЛАН НАБЛЮДЕНИЯ «ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ» (Артюхова И.С.)
Параметры наблюдения |
Отметки педагога по результатам наблюдения |
I. Общее впечатление, физические характеристики, чистота, аккуратность, внешний вид |
|
Тело |
|
Поза |
|
Лицо |
|
Мимика и пантомимика |
|
Состояние кожи |
|
Чистота тела |
|
Одежда |
|
Общая подвижность |
|
Нарушение движений |
|
II. Речь ребёнка |
|
Голос |
|
Темп речи |
|
Разговорчивость |
|
Дикция |
|
Словарь ребёнка и конструкция его вербальных построений |
|
Поддержание разговора |
|
III. Социальное поведение |
|
Установление контакта |
|
Социальные навыки и вежливость |
|
Характеристики поведения: самоуверенный, решительный, упрямый, хвастливый, подчеркивающий своё превосходство, высокомерный, насмешливый, ненастойчивый, нерешительный, застенчивый, неуверенный, назойливый, настойчивый, подчиняющийся, стремящийся угодить, получающий радость от общения, непосредственный, ласковый, доверчивый |
|
IV. Настроение |
|
Характеристики настроения: радостное, беззаботное и счастливое, уравновешенное, серьёзное, плохое, тоскливо-тревожное, депрессивное |
|
Подверженность настроения внешним влияниям |
|
V. Поведение ребёнка при выполнении учебных и внеучебных заданий |
|
Отношение к заданиям |
|
Характер мотивации |
|
Учебные навыки |
|
Темп работы |
|
Реакция на неуспех |
|
Интенсивность внимания |
|
Невротические проявления |
НАБЛЮДЕНИЕ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА МЛАДШИМ ШКОЛЬНИКОМ
I критерий – Эффективность учебной деятельности
Шкала 1. Учебная активность
0. учебная активность отсутствует (не включается в учебный процесс);
- пассивен на уроке, дает отрицательные ответы;
- учебная активность на уроке носит кратковременный характер, часто отвлекается, не слышит вопроса;
- редко поднимает руку, но отвечает правильно;
- на уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередуются;
- активно работает на уроке, часто поднимает руку, отвечает чаще всего правильно.
Шкала 2. Усвоение знаний (успеваемость)
- очень плохое усвоение учебного материала по всем предметам, грубые
ошибки и большое их количество в ответах; - частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий, много исправлений,
зачеркиваний; - плохое усвоение материала по одному из предметов, обилие ошибок;
- редкие ошибки, связанные с невнимательностью детей в процессе учебной
деятельности; - небольшие помарки, единичные ошибки;
- правильное, безошибочное выполнение школьных заданий
II критерий -Усвоение школьных норм поведения
Шкала 3. Поведение на уроке
0. не выполняет требования учителя: большую часть урока занимается посторонними делами (преобладают игровые интересы);
- выполняет требования учителя частично, отвлекается на посторонние дела,
вертится или постоянно разговаривает; - часто наблюдается скованность в движениях, позе, напряженность в ответах;
- изредка поворачивается, обменивается короткими репликами с товарищами;
- выполняет требования учителя, но иногда, на короткое время, отвлекается от урока;
5. сидит спокойно, добросовестно выполняет все требования учителя.
Шкала 4. Поведение на перемене
0. часто нарушает нормы поведения: мешает другим детям играть, нападает на них, кричит, бегает, не меняет своего поведения, когда делают замечания (не владеет собой);
- пассивный, движения скованы, избегает контактов с другими детьми;
- не может найти себе занятия, переходит от одной группы детей к другой;
- активность ребенка ограничивается занятиями, связанными с подготовкой к следующему уроку (готовит учебники, тетради, моет доску, убирает класс);
- активность выражена в малой степени: предпочитает занятия в классе с кем-нибудь из детей, чтение книг, спокойные игры;
- высокая игровая активность, охотно участвует в подвижных, коллективных играх.
Ill критерий – Успешность социальных контактов
Шкала 5. Взаимоотношения с одноклассниками
0. проявляет негативизм по отношению к детям, постоянно ссорится и обижает их (другие дети его не любят);
- замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один (другие дети равнодушны к нему);
- предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт;
- сфера общения ограничена, контактирует только с некоторыми детьми;
4. малоинициативный, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети;
5. общительный, легко контактирует с детьми.
Шкала 6. Отношение к учителю
0. общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям, обижается, плачет при малейших замечаниях;
- избегает контактов с учителем, при общении с ним легко смущается, теряется, говорит тихо, запинается;
- выполняет требования учителя формально, не заинтересован в общении с ним, старается быть незаметным;
- старательно выполняет требования учителя, но за помощью обращается чаще к одноклассникам;
- дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнить все его требования, в случае необходимости сам обращается к нему за помощью;
- проявляет дружелюбие по отношению к учителю, стремится понравиться ему, после урока часто подходит к учителю, общается с ним.
IV критерий – Эмоциональное благополучие
Шкала 7. Эмоции
- преобладание депрессивного настроения или ярко выраженная агрессия (вспышки гнева, злости, может ударить кого-либо, затеять драку, что-то сломать);
- отдельные депрессивные проявления, плач без всяких причин или агрессивные реакции, частая ссора с детьми, повышает голос;
- отрицательные эмоции: повышенная тревожность, огорчение, иногда страх, обидчивость, вспыльчивость, раздражительность;
3. эпизодически проявление сниженного настроения;
4. спокойное эмоциональное состояние;
5. хорошее настроение, часто улыбается, смеется.
После проведенного наблюдения и фиксации типичных форм
поведения ребенка находится сумма баллов по всем шкалам и сравнивается с нормой:
22 – 35 баллов — зона комфортного пребывания в школе
15 – 21 балл — зона неполного комфорта
0-14 баллов — зона дезадаптации
Диагностика темперамента младших школьников.
Изучение темперамента школьника методом наблюдения
Цель: определение особенностей темперамента младшего школьника.
План наблюдений
1. Как ведет себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать:
а) легко включается в работу;
б) действует со страстью;
в) действует спокойно, без лишних слов;
г) действует робко, неуверенно.
2. Как реагирует на замечания учителя:
а) говорит, что так делать больше не будет, но через некоторое время опять делает то же самое;
б) возмущается тем, что ему делают замечания;
в) выслушивает и реагирует спокойно;
г) молчит, но обижен.
3. Как говорит с товарищами при обсуждении вопросов, которые его очень волнуют:
а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других;
б) быстро, со страстью, но других не слушает;
в) медленно, спокойно, но уверенно;
г) с большим волнением и сомнением.
4. Как ведет себя в ситуации, когда надо сдавать контрольную работу, а она не закончена; или контрольная сдана, но выясняется, что допущена ошибка:
а) легко реагирует на создавшуюся ситуацию;
б) торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибок;
в) решает спокойно, пока учитель не возьмет его работу, по поводу ошибок говорит мало;
г) сдает работу без разговоров, но выражает неуверенность, сомнение в правильности решения.
5. Как ведет себя при решении трудной задачи, если она не получается сразу:
а) бросает, потом опять продолжает работу;
б) решает упорно и настойчиво, но время от времени резко выражает возмущение;
в) проявляет неуверенность, растерянность.
6. Как ведет себя в ситуации, когда он спешит домой, а педагог или актив класса предлагают ему остаться в школе для выполнения какого-либо задания:
а) быстро соглашается;
б) возмущается;
в) остается, не говорит ни слова;
г) проявляет неуверенность.
7. Как ведет себя в незнакомой обстановке:
а) проявляет максимум активности, легко и быстро получает необходимые сведения для ориентировки, быстро принимает решения;
б) проявляет активность в каком-то одном направлении, из-за этого достаточных сведений не получает, но решения принимает быстро;
в) спокойно присматривается к происходящему вокруг, с решениями не спешит;
г) робко знакомится с обстановкой, решения принимает неуверенно.
Схема наблюдения за темпераментом школьника
Вариант |
Пункты плана наблюдений |
||||||
реакции |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
а |
|||||||
б |
|||||||
в |
|||||||
г |
Реакциям каждого пункта плана соответствуют темпераменты:
- а) сангвинический;
- б) холерический;
- в) флегматический;
- г) меланхолический.
Обработка данных. Подсчитывается количество знаков “+” в строках, соответствующих пунктам. Наибольшее число знаков “+” в одном из пунктов укажет примерный темперамент испытуемого. Поскольку “чистых” темпераментов не существует, по этой схеме можно установить и те черты других темпераментов, которые в определенной степени присущи испытуемым.
|
Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
Проверил
_______/______________/
“____”_____________20__г.
Программа педагогического наблюдения
Выполнила:
студентка Ш-22 группы
Прокопенко Анастасия
Преподаватель:
Голоскок Г.Н.
Ейск, 2019 г.
Программа педагогического наблюдения
Цель: выявить причину возникновения конфликтных ситуаций между ребенком и родителем.
Задачи:
-
Правильно подобрать дидактический материал;
-
Продумать и организовать дидактическую процедуру;
-
Сделать выводы на основе результатов наблюдения и разработать рекомендации;
Объект наблюдения: Виктория Сергеевна Иванова, ученица 2 “А” класса, испытывающая трудности в общении с матерью.
План:
-
Проведение диагностики на тему: “Дом, в котором я живу”
-
Беседа с ребенком с целью выявления отношений с матерью
-
Анкета для родителей “Мой ребенок”
-
Беседа с родителями на тему: “Взаимоотношения членов семьи”
-
Посещение дома, в котором проживает ребенок с целью выявления условий проживания
Результат:
-
Результаты анкет диагностики
-
Протоколы запланированных мероприятий
Анкетирование для родителей “Мой ребенок”
Цель: выявить представления родителей о своем ребенке, некоторые особенности семейного воспитания.
Методика проведения: в индивидуальной беседе родителям предлагается ответить на вопросы об особенностях ребенка.
Вопросы:
-
Каков Ваш ребенок?
-
Считаете ли Вы ребенка самостоятельным? Почему?
-
Замыкается ли Ваш ребенок после замечаний?
-
Насколько общителен с окружающими?
-
Что в Вашем ребенке Вас раздражает? Как вы с этим справляетесь?
-
Что Вам особенно нравится в Вашем ребенке?
-
Как Вы обычно общаетесь с ребенком? Отвечаете ли на все его вопросы?
-
Даете ли Вы ребенку возможность высказаться, даже если рассуждения кажутся Вам глупыми?
-
Наказываете ли Вы ребенка, и как ребенок реагирует на это?
-
Считаете ли Вы важным помогать ребенку в случаях затруднений?
-
Решаете ли Вы с ним его проблемы?
Результаты позволяют увидеть, каким представляется школьник его близким, какие методы наиболее типичны для воспитания ребенка в данной семье.
_________________
(дата)
____________________________
(ФИО классного руководителя)
____________________________
(подпись)
Диагностическая методика “Дом, в котором я живу”
Учащимся класса предлагается нарисовать на листе бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники, и друзья, и родители, и родственники. Такая диагностика поможет изучить привязанность учащихся друг к другу, к родным и близким людям, к товарищам.
___________________
(дата)
__________________________________
(ФИО классного руководителя)
__________________________________
(подпись)
Протокол наблюдения за учащейся во время
индивидуальной беседы
Цель: выяснить во время индивидуальной беседы о том, что является причиной сложных взаимоотношений между ребенком и матерью
Объект: Виктория Сергеевна Иванова, ученица 2 “А” класса, испытывающая трудности в общении с родителями
Во время беседы ребенок был замкнут и отвечал на вопросы неохотно. На вопрос: ”Нравится ли тебе проводить время с мамой?”, девочка ответила:” Я не верю, что с мамой могут быть дружеские отношения. У меня самые нелюбимые дни – это суббота и воскресенье. Мама в эти дни меня ругает. Если бы она со мной вместо того, чтобы кричать, говорила по-человечески, я бы ее лучше поняла… Мне тяжело находится дома.”
_____________________
(дата)
_____________________________________
(ФИО классного руководителя)
_____________________________________
(подпись)
Протокол индивидуальной беседы с родителями
учащейся на тему: ”Взаимоотношения членов семьи”
Цель: выяснить во время индивидуальной беседы о том, что является причиной сложных взаимоотношений между ребенком и матерью
Объект: родители учащейся 2 “А” класса, Виктории Сергеевны Ивановой, испытывающая трудности в общении с матерью.
Во время беседы родители были спокойны и отвечали на все поставленные вопросы. На вопрос: ”Как Вы думаете, что вызывает конфликтные ситуации в Вашей семье?”, мать девочки ответила: “Я возлагаю на нее большие возможности, но порой она не соответствует моим ожиданиям. Я хочу чтобы мой ребенок был лучшим во всем. Вика должна стараться лучше.”
Из разговора выясняется, что мать девочки страдает от высоких амбиций, что проводит к конфликтным ситуациям между Викторией и ее матерью.
__________________
(дата)
_________________________________
(ФИО классного руководителя)
_________________________________
(подпись)
Протокол о посещении дома учащейся
Цель: выявить, в каких условиях проживает ребенок
Объект: Виктория Сергеевна Иванова, ученица 2 “А” класса, испытывающая трудности в общении со своей матерью
Во время посещения дома учащейся, было выявлено, что жилищные условия соответствует требованиям. Но также было выявлено, что в дома лидерство занимает мама девочки, Мария Анатольевна Иванова.
______________
(дата)
______________________________
(ФИО классного руководителя
______________________________
(подпись)
|
Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образование учреждение Краснодарского края “ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ” |
Проверил
________/_______________/
“____”______________20__г.
Программа педагогического наблюдения
Выполнила:
студентка Ш-22 группы
Прокопенко Анастасия
Преподаватель:
Голоскок Г.Н.
Ейск, 2019 г.
Программа педагогического наблюдения
Объект наблюдения: ученик 4 “Б” класса, Голубь Никита Сергеевич, испытывающий трудности в общении из-за вспыльчивости и агрессивности по отношению к другим ученикам.
Цель: исследовать и выявить причину трудностей в общении между одноклассниками.
Задачи:
-
Правильно подобрать дидактический материал;
-
Продумать и организовать дидактическую процедуру;
-
Сделать выводы на основе результатов наблюдения и разработать рекомендации;
План:
-
Анкетирование “Мой класс”
-
Рисунок “Я и мои школьные друзья”
-
Беседа с родителями “Поведение ребенка дома”
-
Индивидуальная беседа с ребенком
-
Классный час “Давайте уважать друг друга”
Результаты:
-
Результаты анкет диагностики
-
Протоколы запланированных мероприятий
Протокол анкетирования “Мой класс”
Объект: ученик 4 “Б” класса, Голубь Никита Сергеевич, 06.03.2013г.
Цель: узнать, что мешает учащемуся построить взаимоотношения со сверстниками
Во время анкетирования мальчику не хватало усидчивости. Некоторые вопросы вызывали затруднение. Ребенок вел себя нетерпеливо, но недовольства не высказывал.
Анкетирование показало, что у ребенка высокий уровень самооценки. Именно это и является одной из причин сложных взаимоотношений с одноклассниками.
___________________
(дата)
_______________________________
(ФИО классного руководителя)
_______________________________
(подпись)
Протокол рисунка учащегося “Я и мои школьные друзья”
Объект: ученик 4 “Б” класса, Голубь Никита Сергеевич, 06.03.2013г.
Цель: узнать, что мешает учащемуся построить взаимоотношения со сверстниками
На рисунке ребенок изобразил себя в кругу своих школьных друзей. Мальчик был заинтересован в процессе выполнения своей работы, но вовремя соей деятельности часто отвлекался.
Задание не вызвало у Никиты затруднения, и он без проблем выполнил свою работу.
Мальчик изобразил себя ярче всех и расположил в центре, что говорит о его уверенности в себе.
___________________
(дата)
_______________________________
(ФИО классного руководителя)
_______________________________
(подпись)
Протокол беседы с родителями “Поведение ребенка дома”
Объект: ученик 4 “Б” класса, Голубь Никита Сергеевич, 06.03.2013г.
Цель: узнать, что мешает учащемуся построить взаимоотношения со сверстниками
Во время беседы было видно, что отец мальчика не был заинтересован в школьной жизни своего сына. На вопросы активно отвечала мать мальчика, Наталья Голубь. При разговоре был задан вопрос: ” Спокойно ли Ваш ребенок реагирует на замечания?”, отец Никиты ответил: “Наталья не позволяет делать замечание Никите. Я не считаю это правильным. Меня воспитывали по-другому, и я хотел бы дать такое же воспитание своему сыну. Но моя жена решила все сама”.
Из беседы с родителями было выявлено, что родители мальчика не могут пройти к общему мнению о воспитании мальчика.
Но также была выявлена проблемы во взаимоотношении Никиты и его младшей сестры Екатерины, которые также влияют на его отношения со сверстниками.
___________________
(дата)
_______________________________
(ФИО классного руководителя)
_______________________________
(подпись)
Протокол индивидуальной беседы с ребенком
Объект: ученик 4 “Б” класса, Голубь Никита Сергеевич, 06.03.2013г.
Цель: узнать, что мешает учащемуся построить взаимоотношения со сверстниками
Во время индивидуальной беседы ребенок говорил уверенно, но без особого интереса. На вопросы учителя о его взаимоотношениях с одноклассниками мальчик показывал недовольство и раздражение. “Я дружу с Димой и Пашей, потому что мне так говорит мама.”-сказал Никита.
___________________
(дата)
_______________________________
(ФИО классного руководителя)
_______________________________
(подпись)
Протокол наблюдения за учащимся во время проведения
классного часа на тему: “Давайте уважать друг друга”
Объект: ученик 4 “Б” класса, Голубь Никита Сергеевич, 06.03.2013г.
Цель: узнать, что мешает учащемуся построить взаимоотношения со сверстниками
Во время проведения классного часа ребенок вел себя спокойно и выполнял все требования учителя. Также Никита активно участвовал в играх с одноклассниками и проявлял лидерские качества. Учитель задал мальчику вопрос: “Никита, понравилось ли тебе общаться с одноклассниками?”, на него мальчик ответил: “Да, мне все понравилось. И мне хотелось бы повторить это.”
___________________
(дата)
_______________________________
(ФИО классного руководителя)
_______________________________
(подпись)
-
Целеполагание в
деятельности учителя и в деятельности
учащихся. -
Как
учитель подводит учащихся к осознанию
цели предстоящей работы при изучении
темы в целом и на данном уроке конкретно?
Не отожествляйте
тему с задачами урока ! -
Какими способами
учитель добивается положительной
мотивации учения школьников, желания
изучать данную тему, данный вопрос
(введение игрового элемента на уроке,
предъявление нестандартных заданий,
форм проверки знаний, стимулирование
поисковой деятельности и др.). Обеспечение
эмоционального фона урока (выразительная
подача текста). -
Организация
действий учащихся с учебным материалом
как преобразовательных и творческих
( задания на преобразование слов, фраз,
грамматических форм, на сопоставление,
самостоятельное выведение правила,
создание связного текста и др.). -
Разноуровневое
обучение учащихся на уроке. Предъявление
учащимся дифференцированных заданий. -
Оценивающая
деятельность учителя (устных ответов,
изложений, сочинений). Стимулирование
взаимооценок и самооценок. -
Работа по развитию
речи учащихся на уроке (предъявление
учащимся связных текстов с грамматическим
заданием и др.). -
Межпредметные
связи на уроке (русский язык и математика,
русский язык и литература). -
Техника работы
учителя с доской. Распределение материала
на доске. -
Стиль
общения учителя с учащимися, их
сотрудничество на уроке.
11.Общая оценка
урока с точки зрения решения на нем
задач формирования знаний (понятий,
правил); умений и навыков; опыта творческой
деятельности; системы ценностных
отношений к миру.
II.4. Программа наблюдения с позиции «учащийся – субъект учебной деятельности»
-
Участвуют
ли ученики в выдвижении ( или обсуждении)
ближайших (или перспективных) целей
своей деятельности в обучении? В чем
это проявляется?
Действует ли ученик
в учебном процессе преимущественно:
-
по инструкции,
данной учителем; -
на основе
самостоятельно принятого решения?
Что доминирует в
учебном процессе – диалог со школьниками
или монолог учителя?
Перед кем
преимущественно отчитываются школьники
за результаты учебно-познавательной
деятельности:
-
перед учителем;
-
друг перед другом;
-
перед классом;
-
перед собой?
Обращается ли в
учебном процессе специальное внимание
на обучение школьников умению учиться?
В чем состоит работа учителя по
формированию у учащихся:
-
общелогических
умений (анализ, синтез, сравнение,
обобщение, классификация и т.п.); -
умений, связанных
с рациональной организацией своей
учебной деятельности (умение ставить
задачи, планировать свою деятельность,
умение создавать положительный настрой
на работу, умение работать с книгой,
внимательно слушать, осуществлять
самоконтроль и т.п.).
Обращает ли учитель
внимание на формирование умения учиться
на обобщенном уровне? Какие педагогические
усилия для этого предпринимаются?
Какие формы
организации учебного процесса используются
преимущественно (фронтальные,
индивидуальные, групповые, коллективные)?
Чем определяется целесообразность их
использования?
Какова доля
самостоятельной работы школьников на
уроке? Насколько это целесообразно и
педагогически оправдано?
Превратилась ли
деятельность школьников в саморегулируемую
учебную деятельность?
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Педагогическое наблюдение как метод, позволяющий увидеть каждого учащегося
Одним из основных методов научного исследования в педагогике является наблюдение. В настоящее время ему уделяется все большее внимание и в других общественных науках (психологии, социологии). Опыт психологов и социологов в использовании этого метода очень важен и для педагогики.
Проблеме методов объективного наблюдения был посвящен ряд работ таких педагогов, как Л.В. Занков, М.А. Данилов, Н.И. Болдырев, М.Н. Скаткин, Ю.К. Бабанский, В.Шмидт, Р.Ничковиц. Термин «наблюдение» имеет несколько значений: житейское понимание наблюдения, учебное наблюдение, педагогическое наблюдение, инспекторское наблюдение.
Наблюдение как научный метод – это целенаправленное, планомерное и систематическое восприятие педагогических явлений, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. Основная функция наблюдения состоит в избирательном отборе сведений об изучаемом процессе в условиях прямой и обратной связи исследователя с объектом наблюдения. Наблюдение направлено на вскрытие существенных взаимосвязей и отношений в наблюдаемой действительности. Результаты наблюдения зависят от умения исследователя целостно воспринимать наблюдаемую ситуацию, замечать не только относительно ясные внешние приметы деятельности, но и фиксировать малозаметные черты поведения наблюдаемых.
Наблюдение позволяет широко и многомерно охватить события, описать взаимодействие всех его участников. Важнейшее достоинство метода наблюдения заключается в том, что оно осуществляется одновременно с развитием изучаемых явлений, процессов. Открывается возможность непосредственно воспринимать поведение людей в конкретных условиях и в реальном времени. Тщательно подготовленная процедура наблюдений обеспечивает фиксацию всех значимых элементов ситуации. Тем самым создаются предпосылки для ее объективного изучения.
Педагогическое наблюдение – это непосредственное восприятие, познание педагогического процесса в естественных условиях.
К педагогическому наблюдению как методу сбора информации можно обращаться в различных ситуациях. Во-первых, для получения предварительного материала для уточнения направлений планируемого исследования. Осуществляемое в подобных целях наблюдение расширяет видение изучаемого явления, способствует выделению значимых ситуаций. Во-вторых, наблюдение может использоваться в качестве основного приема получения первичной информации.
Особенности объективного наблюдения как научного метода можно выразить следующим образом:
– наблюдение определяется какой-либо идеей и направлено к ясно сформулированной цели;
– планомерность и систематичность;
– объективность;
– наблюдение взаимодействует с естественным ходом педагогических процессов.
Объективное наблюдение требует, чтобы наблюдатель точно определил, что он хочет наблюдать, как будут регистрироваться наблюдаемые процессы и явления, как полученные данные будут анализироваться и оцениваться.
Планомерность и систематичность создают условия для объективного наблюдения, помогают преодолеть элементы случайности, присущие обычному (ненаучному) наблюдению.
Целью наблюдения как научного метода является, следовательно, не только описание, фотографирование действительности, регистрация фактов. Наблюдение должно привести к формулированию гипотез, к их проверке последующим наблюдением, к их уточнению и, наконец, к переходу в теорию, которая объясняет явления.
Предметом педагогического наблюдения является деятельность воспитателя и воспитуемых, педагогов и учащихся. При этом необходимо, чтобы описание деятельности содержало в себе педагогическое объяснение. Речь идет не о внешних действиях, а об их педагогическом содержании.
В педагогических исследованиях применяются различные виды объективного наблюдения. Классификацию наблюдений по видам можно провести по следующим основаниям:
- по степени участия наблюдателя в исследуемой ситуации;
- по способу наблюдения;
- по длительности наблюдения;
- по уровню новизны.
По степени участия наблюдателя в исследуемой ситуации различают наблюдение непосредственное и опосредованное.
Непосредственное наблюдение, как правило, проводит сам исследователь, непосредственно наблюдая за изучаемым явлением и процессом. Это наблюдение, при котором между объектом и его исследователем имеются прямые отношения, связи устанавливаются без промежуточных показателей, переходов, индикаторов. При этом важен характер отношения наблюдателя к наблюдаемым явлениям – наблюдение может быть явным (открытым) или скрытым, причастным (включенным) или непричастным.
Наряду с открытым, непосредственным наблюдением существует форма скрытого, опосредованного наблюдения. Это наблюдение, выполняемое не самим исследователем, а через уполномоченные лица, работающие по программе и заданию исследователя.
Такой метод дает возможность обеспечить ход учебно-воспитательного процесса без нарушения естественной ситуации, ее нормального течения присутствием наблюдателей.
Самонаблюдение — вид опосредованного наблюдения, при котором учащийся по заданию исследователя наблюдает за собой. Например, учащийся фиксирует очередность выполнения домашнего задания по учебным предметам, а также время, затраченное на подготовку каждого задания. Таким образом, по результатам самонаблюдений исследователь сможет сделать выводы об эффективности самостоятельной работы учащегося и разработать рациональную методику выполнения домашнего задания и распределения времени.
Общие рекомендации по организации самонаблюдения учащихся:
- необходимо помнить о том, что самонаблюдение доступно старшеклассникам и некоторым подросткам;
- учащимся необходимо дать рекомендации по методике самонаблюдения и фиксирования его результатов;
- при обработке данных необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности испытуемых.
Еще одним видом опосредованного наблюдения является наблюдение посредством продуктов деятельности учащихся. Например, изучение конспектов учащихся позволяет сделать выводы об их деятельности на уроке.
По способу наблюдения различают открытое и скрытое педагогическое наблюдение.
Открытое наблюдение – наблюдение, которое протекает в условиях осознанного учителем и учащимися факта присутствия посторонних наблюдателей. В присутствии посторонних людей необходим этап привыкания. Результаты опросов показывают, что учителя небезразличны к присутствию посторонних людей на уроке. Недостатком данного вида наблюдения является и то, что если наблюдаемые знают о том, что стали объектом изучения, то они могут искусственно менять характер своих действий, подстраиваясь под то, что, по их мнению, хотелось бы видеть наблюдателю.
Скрытое наблюдение – наблюдение, при котором испытуемые не осознают подконтрольность. Скрытое наблюдение может быть организовано с помощью камер видеонаблюдения. В Германии есть опыт использования полупрозрачных стен в кабинетах школ.
По длительности наблюдения различают наблюдение долговременное и кратковременное.
Кратковременное (дискретное) наблюдение можно использовать в разных вариантах. Например, исследователь ведет наблюдение по какой-то проблеме, повторяя его через короткие промежутки времени (наблюдает деятельность отдельного лица или определенного коллектива в определенное время дня, в течение одного часа, нескольких минут).
Долговременное наблюдение обычно применяется при изучении развития социальных отношений, складывающихся в группе учащихся, в классе в течение нескольких лет.
К этому типу наблюдения относится также каузальное наблюдение. Оно заключается в наблюдении отдельных случаев, которые представляют какой-то интерес, отклоняются от нормы и т. д. Цель такого наблюдения – обнаружить причины явления с тем, чтобы его объяснить и прогнозировать.
В педагогике используется также форма так называемого экспериментального наблюдения. Оно заключается в том, что исследователь вносит в обычный процесс обучения, в соответствии со своей гипотезой, некоторые новые элементы экспериментального характера. Далее новый процесс наблюдается в естественных условиях занятий и фиксируется.
Наблюдение часто сопровождается и другими исследовательскими методами, например, педагогическим экспериментом, предшествуя ему и сопровождая при проведении.
Очень важно, чтобы педагог хорошо сознавал, на каком этапе своего исследования следует применить метод наблюдения и какую функцию будет выполнять этот метод.
Как каждый метод, наблюдение имеет свои положительные и отрицательные стороны.
Важным плюсом данного метода является то, что оно:
– непосредственно отражает действительность;
– максимально приближает исследователя к естественному ходу педагогических процессов;
– дает возможность наблюдать явления в моменты их появления и развития;
– стимулирует педагога на поиск, на более глубокое и творческое мышление.
С использованием метода педагогического наблюдения связан и ряд трудностей. Во-первых, педагогу приходится сочетать пристальное внимание к тем сторонам и деталям действительности, которые соответствуют целям исследования, с теми, которые образуют фон. Во-вторых, наблюдателю доступны лишь внешние проявления педагогического процесса. Наблюдать можно лишь то, что поддается восприятию наших органов чувств. С помощью наблюдения нельзя обнаружить мотив деятельности, установить эмоциональное состояние, ход мыслей учащихся. В-третьих, организация педагогического наблюдения может быть связана с трудностями субъективного плана. На качество первичной информации может оказать влияние несхожесть у педагога и обучающегося интересов, ценностных ориентаций, стереотипов поведения. Наличие у наблюдателя определенного ожидания в отношении поведения наблюдаемых может сформировать конкретную точку зрения на происходящее. И наоборот, негативные ожидания способны привести к преувеличенно отрицательному видению действительности.
Еще одна особенность метода педагогического наблюдения – сложность, а часто и просто невозможность, повторения наблюдений. Педагогические процессы необратимы, их нельзя заново «проиграть», чтобы педагог мог зафиксировать необходимые ему черты, элементы уже состоявшегося события.
Ограниченность наблюдения заключается в следующем:
– оно не обеспечивает возможность предвидеть, когда в исследуемом явлении проявится нечто важное, существенное с точки зрения исследуемой проблемы;
– некоторые явления и ситуации недоступны наблюдению;
– прямому наблюдению доступно сравнительно небольшое число объектов;
– полученный материал часто с трудом поддается статистической обработке;
– излишняя идентификация наблюдателя со средой (например, если наблюдатель участвует в деятельности наблюдаемых) может привести к одностороннему, субъективному взгляду на реальность.
Некоторые конкретные недостатки метода наблюдения нельзя в принципе исключить. В первую очередь, все ошибки, допущенные наблюдателем. Искажение восприятия событий тем больше, чем сильнее наблюдатель стремится подтвердить свою гипотезу. Он устает, адаптируется к ситуации и перестает замечать важные изменения, делает ошибки при записях.
А.А. Ершов выделяет следующие типичные ошибки наблюдения:
- Галло-эффект. Обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.
- Эффект снисхождения. Тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.
- Ошибка центральной тенденции. Наблюдатель стремится давать усердную оценку наблюдаемому поведению.
- Ошибка корреляции. Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).
- Ошибка контраста. Склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.
- Ошибка первого впечатления. Первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.
Однако наблюдение является незаменимым методом, если необходимо:
– исследовать естественное поведение без вмешательства в ситуацию;
– когда нужно получить целостную картину происходящего;
– отразить поведение обучающихся во всей полноте.
Наблюдение – сложный метод педагогических исследований. Он требует особой подготовки наблюдателей.
Требования к организации и использованию метода наблюдения для изучения личности школьника
Для того чтобы наблюдение было научным и психолого-педагогическим, оно должно быть:
- Целенаправленным: проводится не за учеником вообще, а за проявлением его конкретных интеллектуальных и личностных свойств, способностей, состояний в различных ситуациях и в разных видах деятельности (в игре, учебе, труде, общении). Вырабатывать умение по внешним проявлениям (речи, действиям, движениям, мимике, поведению, поступку) правильно истолковывать психологическое значение данных фактов, понять, что оно означает.
- Запланированным: должны быть определены задачи (что наблюдать), продуман план, показатели (что фиксировать), определены особенности обучающегося, за которыми ведется наблюдение.
- Фиксированным: обязательно должен вестись дневник наблюдения. Запись может быть сплошной или выборочной (например, в определенной ситуации на уроке, на перемене, в игре, в общении со сверстниками, педагогами, родителями и др.)
- Систематическим: наблюдение должно вестись не от случая к случаю, а в соответствии с планом, систематически или через запланированные промежутки времени.
- Естественным: наблюдение проводится в естественных условиях для учащихся (например, в ситуации урока), без вмешательства и корректировки происходящих событий наблюдателем, чтобы ученик ничего не подозревал.
- Объективным: в ходе наблюдения необходимо фиксировать объективные факты, действия, поведение, речевые и невербальные особенности проявления, характеризующие суждения и состояния, переживаемые учеником, и на этом основании следует делать анализ и логические выводы.
Этапы подготовки к организации педагогического наблюдения
1 этап. Выбор объекта наблюдения.
Например, объектом педагогического наблюдения может стать познавательная активность учащихся.
2 этап. Формулировка цели педагогического наблюдения.
Например, установить, зависит ли уровень познавательной активности учащихся от использования электронных средств обучения.
3 этап. Определение условий проведения педагогического наблюдения: непосредственное или опосредованное наблюдение, открытое или скрытое наблюдение, непрерывное или дискретное.
4 этап. Составление плана для проведения педагогического наблюдения. План может включать следующие структурные элементы: количество человек, участвующих в исследовании; место нахождения наблюдаемой ситуации; наблюдаемая ситуация; частота и продолжительность наблюдаемой ситуации; основная задача исследователя.
5 этап. Уточнение критериев оценки наблюдаемых явлений. Например, критериями оценки познавательной активности учащихся могут стать количество задаваемых учащимися вопросов, количество пояснений и уточнений заданий, эмоциональное отношение учащихся к предложенным заданиям, проявление творческого подхода при выполнении заданий.
6 этап. Выбор методики и техники накопления и фиксирования фактов. Разработка протокола для занесения результатов педагогического наблюдения. Техника фиксирования результатов наблюдений может также заключаться в заполнении дневника.
7 этап. Проведение педагогического наблюдения в соответствии с составленным планом и заполнение протокола.
8 этап. Анализ результатов и формулировка выводов. Результаты педагогического наблюдения могут быть обработаны с помощью статистических методов.
Фиксацию процесса наблюдения удобно вести и оформлять записи в виде различных схем (карту наблюдений)
Первая колонка: предмет наблюдения. Здесь дается перечень тех компонентов личностного роста ребенка, которые педагог собирается наблюдать, ситуация, в которой проводится наблюдение.
Вторая колонка: на что важно обратить внимание. В ней приводится примерный перечень вопросов, которые можно задавать самим себе в процессе наблюдения. Эти вопросы — своеобразный ориентир, который поможет вести осмысленное наблюдение за обучающимися, осмысленный анализ их высказываний, жестов, поступков.
Третья колонка: необходимые текущие заметки. Она заполняется постепенно, по мере необходимости, и предназначена для текущих заметок, кратких дневниковых записей, фиксации собственных мыслей относительно наблюдаемого поведения воспитанников. Она может содержать описание фактов учебной и интеллектуальной деятельности обучающегося:
– особенности проявления свойств и видов внимания;
– качество выполнения заданий;
– особенности восприятия, запоминания и воспроизведения учебного материала;
– активизация мыслительной деятельности, творческого воображения;
– факты поведения ученика, его действий, общения, отношений с учителем, одноклассниками, и др.
Полученные фактические данные обязательно записываются или в ходе наблюдения, или сразу после него.
Четвертая колонка: выводы, направленные на решение учебно-воспитательных и коррекционно-развивающих задач. Колонка, заполняется по
итогам.
Рекомендации по организации наблюдения
- Наблюдатель должен занять удобную для наблюдения позицию.
- Необходимо фиксировать все внешние проявления: движения, позы, речь, мимику. По данным проявлениям можно судить о внимании обучающегося. Например, если ребенок занят каким-либо видом деятельности, то следует отметить время начала и окончания этой деятельности, а также в пределах этой деятельности фиксировать отвлечение, переключение, распределение внимания.
- На основании полученного материала делаются выводы о личностных особенностях, характеризующих обучающегося (чертах характера, интеллектуальных свойствах, способностях, отношении к учению и др.).
- Результаты наблюдения сравниваются с показателями и данными об ученике, полученными с помощью других методов и психодиагностических методик, и делаются обоснованные, аргументированные выводы, характеризующие личность ребенка.
Современное образование ставит во главу угла личность ребенка, его интересы, склонности, познавательные возможности и потребности. Создавая соответствующую такому подходу образовательную технологию, необходимо уточнить, на кого именно ориентируется педагог, и моделировать образовательный процесс так, чтобы он был приближен к конкретному ученику.
Список источников
- Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. М.: Знание, 1992 – 80 с.
- Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. Якиманской И.С., М.: Педагогика, 1989.- 221 с.
- Миронов Л. Как лучше узнать ученика// Методическая работа в школе, 2010, №4
- Попова Г.В. Изучение и диагностика индивидуальных особенностей личности учащихся – важнейшее условие оптимизации обучения и воспитания. [Электронный ресурс] Режим доступа https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B/243-002-573
- Практикум по возрастной и педагогической психологии. / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1999.
- Психология человека от рождения и до смерти. / Под ред. А.А. Реана. – Спб. – М., 2002.
- Сапогова, Е.Е. Психология развития человека / E.E. Сапогова. – М., 2001.
- Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. – М., 1999.
- Цукерман Г. А., Поливанова Н. К. «Введение в школьную жизнь». – Томск, 1992, вып. 10
- Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 1992, вып. 2.