Как составить программу научного исследования

Написание научных статей на заказ для публикации в периодических изданиях

Программа научного исследования представляет собой логически построенный алгоритм действий, который позволяет связать все элементы работы в единое целое. 

Роль научной программы исследования

Программа научного исследования выполняет такие функции, как: 

  1. Методологическая. Она заключается в констатировании цели и задач проекта, постановке проблемы, выдвижении гипотезы и определения оптимальных методов исследования, сравнение текущей работы с себе подобными (более ранними трудами).
  2. Методическая. Она предполагает разработку логического плана: где и что описать, как показать или доказать, какие материалы использовать, какие методы и приемы позволят полноценно раскрыть тему и пр.
  3. Организационная. Обеспечивает грамотный процесс исследования: поручение конкретных действий определенным людям (участникам исследования), разделение обязанностей между членами коллектива, контроль за ходом исследования.

Реализация этой функции напрямую видна: преподаватель выдает задание студенту и контролирует ход его выполнения.  

Программа научного исследования должна иметь четкое, подробное и логически завершенное описание проекта: от начальной стадии (постановки проблемы, цели и задач) до финала (доказательств эффективности предложенных мер). 

Из чего складывается программа научного исследования?

Так как программа научного исследования представляет собой подробный план действий и находит свое отражение в вводной части любой научной работы, то она должна содержать следующие элементы: 

Проблема.  Автору необходимо не только грамотно определить симптомы и определить проблему, но и установить причины ее возникновения.

Проблема – это тот пробел, противоречие, которое мешает установлению оптимального состояния, улучшения ситуации.  

Цель. Под целью понимают конечный (желаемый) результат, к которому должен прийти исследователь. Фактически это то, ради чего организуется и реализуется исследование.

В зависимости от вида работы (теоретическая, практическая или смешанная и пр.) цель может разниться. В одном случае она будет направлена на изучение теоретических аспектов, а в другом  изучение теории и выработка конкретных навыков (анализ, определение фактов и др.) 

Следует отметить, что цель исследования должна быть согласована и полностью совпадать с темой исследования. 

Задачи. Постановка задач призвана конкретизировать, каким образом будет достигнута цель проекта.  

Обратите внимание, цель всегда одна, а задач может быть множество. Задача – это конкретное действие, которое должно упростить изучение темы, сделать его на поэтапной основе.

Лучше всего начинать формулировку «задач» с глагола: определить, изучить, проанализировать, исследовать и пр. 

Объект исследования. Объект – это нечто абстрактное, обширное, общее, напрямую затрагивающее проблему исследования. Объект научной работы является носителем проблемы.

Фактически это тот (та), на ком (на чьем примере) анализируется конкретная ситуация, проблема, проводится эксперимент.

Объектом исследования может быть предприятие, отрасль, область науки, ведомство или страна в целом.  

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Предмет научной работы.  Это отдельная часть объекта, которая ограничивает область рассмотрения темы.

Предмет исследования, как и цель, тесным образом связан непосредственно с темой, и напрямую согласовывается с объектом. 

Чаще всего под предметом понимают теоретические аспекты, в рамках выбранной темы, а под объектом – конкретного носителя проблемы. 

Гипотеза.  Разработка программы научного и следования предполагает обязательное выдвижение предположения автора, которое на протяжении всей работы будет обосновываться и доказываться.

В конце исследования автор должен будет отметить достоверность своей гипотезы или опровергнуть ее, предоставив при этом неопровержимые доказательства. 

Формулировка гипотезы должна быть только утвердительной и конкретной, то есть это что, что выдвигает автор (новая теория, концепция, правило, метод и пр.), что приведет к изменениям в лучшую (или худшую) сторону.  

Методы исследования.  В этой части предстоит выделить способы сбора и обработки информации, а также приемы, которые позволят решить поставленные задачи и приблизиться к цели.

Самыми распространенными методами исследования являются сравнение, анализ, наблюдение, эксперимент и пр. 

От степени разработанности научной программы исследования зависит успех всего проекта. Фактически данный постулат позволяет составить «скелет» исследования, разработать четкий и слаженный алгоритм действий, который приведет к определенному результату.  

Любая исследовательская работа начинается с составления программы исследования. Она представляет собой изложение общей концепции исследования в соответствии с целью, задачами и гипотезами предпринимаемой работы с указанием правил и логикой исследовательских операций. Программа включает в себя формулировку проблемы, определение объекта и предмета исследования, определение цели и задач исследования, выдвижение гипотез, уточнение и интерпретацию основных понятий. Разберем эти элементы по пунктам:

1. Проблема/актуальность – это недостаточное знание о реальной ситуации, вследствие чего невозможно использовать имеющееся знание в управлении определенными явлениями и процессами (в нашем случае). В описании актуальности проблемы очень желательно сослаться на наиболее ценные теоретические источники, которые также анализировали выбранную вами проблему, их основные достоинства и недостатки. Необходимо указать, что именно еще не исследовано, а Вы, соответственно, в своей работе исследуете.
2. Цель исследования – ориентация на конечный результат в теоретической или практической сфере. Цель исследования формулируется исходя из темы исследования (ВКР). Цель предполагает достижение конкретного, ощутимого результата вашей исследовательской деятельности. Само исследование – не цель, а лишь инструмент!
3. Задачи исследования – это совокупность процедур, необходимых для достижения поставленной в исследовании цели, они упорядочивают процесс научного поиска, являются конкретизацией цели и составляют предмет исследования. В ВКР задачи часто соотносятся по смыслу с темами параграфов. Количество задач должно быть ровно столько, сколько необходимо для выполнения поставленной в исследовании цели. Если их недостаточно или они выходят за пределы поставленной цели – это грубая ошибка.
4. После этого определяется конкретный объект исследования.
5.Предмет исследования – те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую нами проблему. Объем предмета всегда более узок, чем  объем объекта.
6. Гипотеза – важный методологический инструмент, организующий весь процесс исследования. Гипотезы в исследовании должны быть логически взаимосвязаны. Они могут быть доказаны или опровергнуты в ходе исследования. Гипотезы не должны содержать понятия, которые не имеют эмпирической интерпретации, иначе они не проверяемы. Заключение исследовательской работы (в т.ч. ВКР) строится на выводах о верности или неверности предложенных в начале исследования гипотез (может быть всего одна гипотеза). Проще говоря, гипотеза – это то, что вы проверяете в ходе исследования, а в заключении отчитываетесь о ходе этой проверки и ее результатах.
7. Методы. В ходе исследования Вам придется использовать теоретические и эмпирические методы. Теоретические при написании первой части работы, а эмпирические – при работе над практическою частью. Во введении/программе исследования необходимо описать арсенал теоретических и эмпирических методов, использованных Вами. Используемые методы должны быть соизмеримы поставленным в исследовании задачам (см. пункт 3). Другими словами, Вы вписываете в программу только те методы, которые используются при выполнении поставленных задач. Ни больше, ни меньше. Помните, что методы – это инструменты, которыми Вы добываете информацию для своего исследования, не надо описывать в программе методы, которыми поставленную Вами же задачу решить нельзя.
8. Предпоследний элемент программы – операционализация, уточнение и интерпретация основных понятий, используемых в работе. Например, если вы пишите работу про эффективность чего-либо, то Вам необходимо прямо в программе уточнить то, что Вы под этим понятием понимаете и какую трактовку используете применительно к Вашей сфере (в чем будет измеряться эта самая эффективность?), чтобы избежать в последующем подмены понятий (в разных теоретических концепциях определение понятий может разниться).
9. Если исследование прикладное, будет не лишним указать практическую значимость исследования, если же носит теоретический характер, то указываем значимость теоретическую (что нового наша работа создала для научной теории, что уточнила или опровергла).

Важно! Объем программы исследования для уровня ВКР в целом не должен превышать трех страниц текста 12 кеглем, полуторным интервалом, шрифта Times new roman. Текст программы должен быть конкретным, лаконичным, не содержать расплывчатых формулировок, все элементы программы должны быть взаимосвязаны и работать на выполнение цели, а цель, в свою очередь, определяется темой ВКР. Несоответствие темы ВКР содержанию ВКР и программе исследования – самая наигрубейшая ошибка, которую вообще возможно допустить. Что нарисовано на банке, то должно быть и в банке!

Грамотно составленная программа исследования – 70% успеха. Неграмотная программа – 100% проблем в исследовании и при защите ВКР.

Хватит соплей! Перейдем к конкретным примерам.

Тема исследования: Организация профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки муниципальных гражданских служащих» (на примере Управления образованием мэрии города Магадана)

Актуальность. В настоящее время образовался разрыв между качественно новыми структурами государства, изменившейся политической и экономической системой и уровнем подготовки и повышения квалификации муниципальных служащих.
Организуя процесс обучения муниципальных служащих, общество несет немалые издержки. Однако пока не сложилось единого понимания категории «качество обучения (подготовки, переподготовки, повышения квалификации) государственных и муниципальных служащих» в контексте его влияния на эффективность труда, не отработана единая система критериев и показателей оценки эффективности обучения.
В этой связи формирование эффективной кадровой политики муниципального образования и разработка системы управления кадрами муниципальной службы приобретают особую актуальность.
Вопросам организации переподготовки в современных условиях уделяется значительное внимание исследований в области менеджмента. Проблеме в целом, отдельным ее аспектам посвящено немало диссертаций, монографий, статей. Однако состояние ее разработанности пока нельзя назвать основательным или завершенным даже в отдельных элементах. Целесообразно рассмотреть научную разработанность проблемы в двух аспектах: работы, посвященные анализу переподготовки вообще, а также работы, посвященные анализу переподготовки муниципальных служащих в современных условиях. Такой подход позволяет оценить и общее состояние научной разработанности проблемы и характер исследованности отдельных важных ее составных частей. Рассмотрение вопрос переподготовки муниципальных служащих в условиях демократической модернизации в России, началось в середине девяностых годов двадцатого века. Первые работы [1, 2, 3, 4, 5 – ставим ссылки на них!], посвященные этому вопросу, были не вполне еще теоретически разработаны. Чаще всего они базировались на философских, социологических или исторических исследованиях. В то же время, такие исследователи как И.И. Пупкин[7], В.И. Чапкин[8], Г.Г. Затупкин [9,10] совершили прорыв в данной области, применив структурно-функциональных подход. Наше исследование призвано дополнить актуальные теоретические наработки в этой сфере и дополнить их в свете поставленных ниже задач, что ранее никем из исследователей сделано не было.
Цель данной работы – проанализировать развитие кадровой системы Управления (Департамента) образования мэрии города Магадана и определить пути совершенствования организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих.
Для реализации поставленной цели предполагается решение следующих задач:
– изучить основные аспекты профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих;
– дать анализ профессионального развития работников Управления (Департамента) образования мэрии города Магадана в историческом срезе;
– разработать пути оптимизации подготовки кадрового состава Управления (Департамента) образования мэрии города Магадана.
Объектом исследования выступает кадровая политика мэрии г. Магадана.
Предмет исследования – организация профессиональной подготовки и повышения квалификации работников Управления (Департамента) образования мэрии города Магадана.
Гипотеза. Основной гипотезой нашего исследования является предположение о том, что при организации профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки муниципальных гражданских служащих Управления образованием мэрии города Магадана не учитываются методы и достижения современной научной организации труда, что негативно сказывается на мотивации служащих и их профессиональных качествах.
Методы исследования. В ходе работ над теоретической и практической частями ВКР нами использованы следующие эмпирические методы: анкетирование, интервью, экспертный опрос, фокус-групповое исследование. К теоретическим методам исследования и методам обработки первичных данных, использованных нами, можно отнести: анализ документов, исторический метод, факторный анализ, анализ линейных распределений.
Операционализация понятий.
Кадровая политика — совокупность целей и принципов, которые определяют направление и содержание работы с персоналом. Через кадровую политику осуществляется реализация целей и задач управления персоналом…
Научная организация труда (НОТ) — процесс совершенствования организации труда на основе достижений науки и передового опыта.
Эффективное управление персоналом -это правила, важные требования, которым должны придерживаться руководители в процессе управленческой деятельности
Практическая значимость нашей работы заключается в возможности использования результатов исследований в деятельности Управления (Департамента) образования мэрии города Магадана по улучшению кадровой политики.

Получить классическое высшее образование очень важно, но не менее важно получить и практически полезные знания в рамках отдельного курса, специализации, а может даже и дополнительной профессии. Образование с нуля или дополнительные компетенции в области дизайна, бизнеса, управления, программирования, маркетинга, аналитики, soft skills, МВА можно и нужно получить в Интернет-университете Нетология. Пока есть время и силы, не откладывайте эту возможность, потом её может уже не быть!

Удачи на защите ВКР!

Программа исследования: структура, разработка и содержание

Каждое исследование должно начитаться с программы.

Определение 1

Программа исследования представляет собой положения, которые определяют цели и задачи проводимого исследования, а так же предмет, условия, ресурсы и ожидаемые результаты исследования.

Программа и план являются важными компонентами  исследования. План рассматривают как организующий фактор последовательного движения к цели, а программу как средство достижения цели, форму ее конкретизации.

Программа составляется исходя и цели  и проблем развития организации. Она должна отвечать на вопросы:

  1. Для чего необходимо проводить исследование?
  2. Что должно подвергаться исследованию?
  3. Какими средствами и методами должно проводиться исследование?

Так же программа исследования должна обосновывать его актуальность и важность проблемы предмета исследования, рассматривать условия для успешного и эффективного решения описанной проблемы.

Программа включает в себя следующие разделы:

  • цель исследования;
  • актуальность и  содержание проблемы;
  • рабочую гипотезу решения проблемы;
  • обеспечение исследования ресурсами;
  •  предполагаемый результат исследования;
  •  эффективность  проведенного исследования.

Программа исследования –  научно – обоснованный документ, представляющий собой модель исследования. 
Любая программа исследования должна быть теоретически и методологически обоснованной, содержать все структурные элементы,  так же быть логически обоснованной, отличаться гибкостью и вариативностью, предоставляя исследователю проявить свои творческие способности.

Планирование исследования систем управления

Составление плана исследования необходимо для расчета и формулировки организационных характеристик его проведения (формирование групп, распределение функций и обязанностей, установление ответственных лиц и т.д.). Так же планирование необходимо для  распределения ресурсов в организационном и временном пространстве, расчета времени, определения этапов исследования, установление особенностей контроля.

Определение 2

План исследования представляет собой систему показателей, которые отражают связь и последовательность основных мероприятий, необходимых для реализации программы исследования.

План конкретизирует программу исследования, соединяет проблему исследования с организационными возможностями и вариантами ее решения. Не каждая исследовательская проблема может успешно решаться.
В процессе ее решения могут возникнуть различные непредвиденные ситуации и обстоятельства, которые повлияют на выполнение плана. Поэтому для сложных проблем исследования разрабатывают алгоритм исследования, позволяющий  предусматривать возможные возвратные операции при неудачных решениях.

Определение 3

Алгоритм – это технология решения проблемы, которая предусматривает последовательность и параллельность операций, возможности и неудачи, поиск новых путей решения проблемы в рамках данной программы, корректировку содержательного взаимодействия проблем.

В этом случае рекомендуется составлять гибкий план исследований, отражающий сложность проблемы. В таком плане указываются не точный, а нормативный срок выполнения этапов плана, есть дополнительные пункты для согласования.
На практике исследование не всегда сопровождается составление программы, алгоритма и плана исследования, хотя это является необходимым условием эффективности исследования.

Принципы планирования исследований

Важнейшие принципы планирования исследования представлены на рисунке.

Принципы планирования исследований

Рассмотрим данные принципы подробней:

  1. Принцип конкретности формулирования заданий. Означает, что план должен содержать четко сформулированные и конкретные задания. Желательно, чтобы задания были без уточнений и дополнений.
  2. Принцип организационной значимости. Исследовательский план должен отражать организацию  деятельности исследовательских групп.
  3. Принцип соизмеренной и рассчитанной трудоемкости.  Работа исследователя может быть успешной только когда задания  соответствуют трудоемкости их выполнения.
  4. Принцип интеграции деятельности. Исследовательский план должен соответствовать на уровне взаимодействие различных его исполнителей и подразделений для избежания конфликтной ситуации.
  5. Принцип контролируемости. Все пункты плана должны подвергаться контролю исполнения, а сама контролирующая система должна быть заложена в исследовательский план.
  6. Принцип ответственности. План должен содержать список ответственных за его выполнение. Все задания должны исполняться кем-то, кто сможет ответить в случае возникновения вопросов.
  7. Принцип реальности. Не рекомендуется включать в план задания, исполнение которые невозможно. Реальность выполнения исследовательского плана должна быть обоснована имеющимися ресурсами, расчетом времени и квалификацией исследователей, наличием соответствующего оборудования и т.д.
  8. Принцип временной определенности. Этот принцип необходим для разработки и дальнейшей реализации плана. Здесь нужен правильный расчет времени исследования, экономия времени на различных этапах исследования.

Таким образом,  разработка исследовательского плана является одним из главных  факторов успеха, требующего внимания и необходимых знаний. Управление довольно непростая сфера исследования, т.к. здесь действуют факторы круговой поруки, дозирования информация, амбициозности и т.д.

Анатолий Мурашов

Доцент кафедры менеджмента. Уральский государственный экономический университет

Основные
понятия:

программа
социологического исследования,
методологическая функция программы,
методическая функция программы,
организационная функция программы,
методологическая часть программы,
методическая часть программы, проблемная
ситуация, проблемы познавательного
характера, проблемы предметного
характера, теоретическая интерпретация,
эмпирическая интерпретация, операциональная
интерпретация, гипотезы-основания,
гипотезы-следствия, основные гипотезы,
неосновные гипотезы, первичные гипотезы,
вторичные гипотезы, описательные
(классификационные, структурные,
функциональные) гипотезы, объяснительные
гипотезы, прогнозные гипотезы, генеральная
совокупность, выборочная совокупность,
репрезентативная выборка, целенаправленная
выборка, квотная выборка, стихийная
выборка, простая случайная выборка,
систематическая случайная выборка,
серийная случайная выборка (гнездовая
выборка), многоступенчатая выборка,
комбинированная выборка, общий
(разведывательный, аналитический,
экспериментальный) план исследования,
рабочий план исследования.

1.7.1. Программа исследования

Разработка
программы – необходимый элемент
социологического исследования. Она
помогает избежать ошибок в процессе
проведения исследования и при анализе
его результатов.

Одно
из широко используемых определений
программы социологического исследования
дано В.И. Ядовым: “Программа исследования
– это изложение его теоретико-методологических
предпосылок (общей концепции) в
соответствии с основными целями
предпринимаемой работы и гипотез
исследования с указанием правил
процедуры, а также логической
последовательности операций для их
проверки” (42, с.42).

Программа,
исходя из своего назначения, выполняет
методологическую, методическую и
организационную функции. Методологическая
функция заключается в том, что программа
дает возможность сформулировать научную
проблему, ради которой проводится данное
исследование, и определить отношение
этого исследования к ранее выполненным.
Формулируется цель и необходимые для
ее достижения задачи. Определяется
объект и предмет исследования, а также
гипотезы. Методическая функция содержит
логический план исследования, благодаря
которому можно осуществить переход от
теоретических положений к эмпирическим
фактам, а от этих фактов к новым
теоретическим обобщениям и практическим
рекомендациям. Организационная функция
позволяет распределять и закреплять
за конкретными участниками исследования
конкретные участки работы, т.е. рационально
разделять труд, заранее планировать,
определять последовательность и
проводить контроль поэтапного хода
исследования.

С
учетом этого программа социологического
исследования должна включать в себя
четкое, подробное и завершенное изложение
двух частей (разделов): методологической
и методической.

Методологическая
часть

1.
Описание
проблемной ситуации
.

2.
Указание
цели и задач
.

3.
Определение
объекта и предмета исследования
.

4.
Интерпретация
основных понятий
.

5.
Формулировка
гипотез
.

Методическая
часть

6.
Определение
объема выборки.

7.
Описание
используемых методов сбора первичной
социологической информации.

8.
Логическая структура используемого
инструментария
.

9.
Методика
обработки информации
.

Программу
обязательно дополняет рабочий
план
, в котором
упорядочиваются этапы работы, сроки
выполнения исследования, оцениваются
необходимые финансовые ресурсы и т.д.

Столь
обширная структура программы – это не
чисто теоретические измышления ученых,
а наиболее целесообразная структура,
выверенная на практике посредством
проведения многолетних исследований.
Если исследователь, приступая к полевому
исследованию, имеет готовую программу,
то в этом случае его действия и контроль
за этими действиями будут
логичными, последовательными, и он
сможет избежать ошибок как в процессе
проведения самого исследования, так и
при анализе его результатов.

В
программе исследования отражается
определенная последовательность,
поэтапность исследования. Каждый этап
– это относительно самостоятельная
часть познавательного процесса. Для
каждого этапа характерны свои специфические
задачи, решение которых связано с общей
целью исследования. Необходимость
строгой поэтапности исследования
выдвигает особые требования к структуре
и содержанию программы.

Часто
программу называют стратегическим
документом исследования, ознакомившись
с которым можно сразу понять концепцию
всего исследования, понять, какие вопросы
особо заинтересовали организаторов и
побудили их предпринять попытку
осуществить научный анализ.

Разработка
программы является весьма ответственным
делом и требует высокой квалификации.
Не стоит начинать проводить исследование
до тех пор, пока программа не будет
достаточно хорошо разработана. Если по
каким-то причинам нет возможности
разработать полноценную программу
исследования, то разрабатывают ее макет,
упрощенный вариант, в котором обязательно
содержатся все необходимые компоненты,
но без подробной детализации. Ведь
эффективность исследования, теоретическая
и практическая польза от него в
значительной степени зависят от его
теоретико-методологического обоснования,
научного уровня разработки программы,
удачного выбора гипотезы.

В
противном случае исследование не
приведет к ожидаемым теоретическим
выводам, к эффективным практическим
рекомендациям и не оправдает потраченных
на него материальных средств.

Теперь
рассмотрим более детально основные
части программы.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

ТЕМА: Разработка программы исследования
В данном вопросе буду рассмотрено четыре подвопроса
Рис. 28.Основныеподвопросы вопроса 3
1. Программа исследования: содержание и общие требования
Вопрос 15: Что представляет собой программа научного исследования?
Вопрос 16: Какие основные разделы программы исследования существуют?
Программа является основой исследования, это стратегический документ, который содержит в себе общую концепцию, логику и план всех этапов научного поиска.
 
Программа исследования – это изложение его общей концепции (методологический раздел), а также описание основных процедур, логической последовательности операций и действий, направленных на достижение поставленной цели, проверку выдвинутых гипотез (процедурный раздел).
Программа исследования призвана выполнять три функции: методологическую, методическую и организационную:
Рис. 29.Функции программы исследования
Программа социологических исследований как научный документ должна отвечать ряду следующих требований:
• отражена определенная последовательность и этапность проведения социологического исследования;
• каждый этап представляет собой относительно самостоятельную часть познавательного процесса;
• для каждого этапа установлены достижимые задачи, решение которых необходимо для достижения общей цели;
• все составляющие части программы логически взаимосвязаны и взаимоувязаны между собой.
На основе принципа строгой этапности процесса исследования, выдвигаются требования непосредственно к содержанию и структуре программы.
Таким образом, в структуре программы выделяется два раздела: методологический и процедурный.
Таблица 3. Структура программы исследования
Методологический раздел
Процедурный раздел
Анализ проблемной ситуации, формулировка проблемы исследования
Разработка стратегического плана исследования
Определение объекта и предмета исследования.
Определение выборочной совокупности
Постановка цели и задач исследования.
Выбор методов и составление инструментария
Уточнение и интерпретация основных понятий.
Обработка и интерпретация полученных данных
Операционализация понятий
Подготовка научного отчета
Системный анализ объекта и предмета исследования
Разработка стратегического плана исследования
Выдвижение основных гипотез
Программа социологического исследования должна ответить на два основных вопроса:
• каким образом от теоретических положений перейти непосредственно к исследовательской деятельности, каким образом теоретические знания и положения преобразовать в средства, используемые в процессе исследования и методах обработки и анализа различного рода материалов;
• как от полученных фактов и эмпирического материала снова вернуться к теоретическим обобщениям, концепция, чтобы исследование предоставило не только практические рекомендации, но и заложило основу для дальнейшего развития теоретического знания.
2.Формулировка проблемы, объекта, предмета, цели и задач проведения исследований
Вопрос 17: Что представляет собой проблема, объект, предмет и задачи исследования?
Разработка программы исследования начинается с описания проблемной ситуации. Необходимо как можно более детально представить структуру проблемной ситуации, вычленить наиболее существенные ее элементы и факторы, выявить основные противоречия, прежде всего, те, которые не обеспечены информацией.
Описывая проблемную ситуацию, необходимо сфокусировать внимание на обосновании актуальности, значимости данной проблемы, необходимости ее исследования именно в рамках социологического поля. При описании проблемной ситуации следует учитывать ряд положений:
• В основе проблемной ситуации лежит социальное противоречие, нерешенные вопросы. Прежде всего, требуется научное обоснование (статистические данные, анализ документов, результаты других социологических исследований, анализ социально-экономического и политического контекста проблемы) существования определенного противоречия, проблемной ситуации, которая носит массовый характер, затрагивает интересы больших социальных групп или социальных институтов. В рамках анализа должны быть выявлены реальные проблемы, апелляция к таким аргументам, как «это интересно узнать…», «важно понять…», не является научно-обоснованной. Исследователь должен четко ответить на вопросы: кому конкретно (потенциальный заказчик, например, органы государственной или муниципальной власти) будет интересна полученная информация и зачем она нужна, в каких практических целях ее можно использовать;
• Обоснование недостаточности информации по проблеме исследования. Основная задача данного этапа – избежать «мнимых» проблем. Многие темы хорошо изучены в литературе, проведено значительное количество исследований по данному направлению. Требуется вычленение именно той части социального противоречия, которая не обеспечена необходимой информацией, не имеет готовых решений. На данном этапе нужно определиться, стоит ли проводить опрос, если в литературе данная проблема уже достаточно разработана.
• Обоснование необходимости исследования проблемы именно социологическими методами. Ряд тем входит в компетенцию экономической теории, права, и, соответственно, существующие противоречия могут быть разрешены введением новых законодательных актов, увеличением государственного финансирования. Очевидность данных решений не требует проведение масштабных и достаточно затратных социологических исследований. В ходе анализа необходимо выявить именно ту часть проблемы, которая доступна для исследования социологическими методами.
Анализ проблемной ситуации завершается четкой и лаконично сформулированной проблемой исследования, выраженной в виде противоречия.
 
Проблема исследования – это противоречие между реальным, как правило, нежелательным состоянием объекта или явления (например, чрезмерно высокий уровень текучести кадров) и желательным положением дел (стабильный, хорошо работающий коллектив).
Например, проблема может быть сформулирована как противоречие между потребностями населения в эффективных механизмах медицинского страхования и ограниченными условиями их реализации в современных российских условиях.
Проблема может быть сформулирована как «гносеологическое» противоречие, связанное с недостатком знаний о состоянии или тенденциях изменения социальных процессов, тогда как «предметная» проблема требует организации целенаправленных действий, исследований с целью разработки рекомендаций, направленных на решение проблемы. Пример гносеологического аспекта проблемы: социальные последствия реформы об отмене льгот поставили перед органами власти проблему поиска механизмов перевода отрицательного общественного мнения в отношении данного закона в более нейтрально окрашенное, определения необходимых корректировок управленческих действий и законодательных изменений для снятия негативных последствий.
Определяя проблему исследования, необходимо соизмерять ее масштабы с имеющимися финансовыми и организационными ресурсами. После оценки ресурсных возможностей и характера поставленных проблем, требуется детальное обоснование масштабов исследования: общенациональный, региональный или локальный (в рамках конкретного муниципального образования или организации).
Определение объекта и предмета исследования.
 
Объект – это носитель проблемной ситуации. В качестве объекта может выступать социальный процесс, явление, сфера деятельности, на изучение которых направлено социологическое исследование, но, чаще всего, это определенные социальные группы – «носители» проблемной ситуации.
Например, студенты, молодые семьи, муниципальные служащие, пенсионеры и т.д. Определяя объект исследования, важно сразу ограничить его рамками, в которых проявляется обозначенная проблема. Если исследование направлено на анализ проблем выбора профессии, то объектом будет не молодежь вообще, а скорее учащаяся молодежь старших классов.
 
Предмет исследования – наиболее значимые свойства, характеристики объекта, изучение которых представляется наиболее важным для решения поставленной проблемы.
Именно предмет выражает центральную часть исследования. Определяя предмет, явно или неявно выдвигается основная гипотеза – предположение о причинах возникновения проблемы. Предположим, проблема заключается в недостаточной эффективности управленческой деятельности по развитию муниципального образования. Определяя предмет, мы сразу ограничиваем поиск причин низкой эффективности управленческой деятельности. Так в одном случае предметом может быть качество кадровых ресурсов должностных и выборных лиц органов местного самоуправления. В другом случае исследователь может фокусировать свое внимание на деструктивном характере взаимодействия региональных и местных органов власти, считая, что именно в этом заключается причина низкой эффективности управленческой деятельности. В этом случае предмет исследования – взаимодействие региональных и местных органов власти в целях развития муниципального образования.
Определение цели и постановка задач исследования. Цель – желаемый результат, который может быть достигнут посредством проведения исследования.
Цель определяет объем работы и затраты времени на проведение исследования, служит гарантом конструктивного диалога заказчика и исследователя после окончания работ.
Задачи формулируются в строгом соответствии с поставленной целью, разбивая ее на множество локальных, достижение которых определяет конечную результативность исследования.
Условно задачи можно разбить на: теоретические, аналитические и организационно-методические.
Рис. 30.Структура исследований
3. Анализ основных понятий, выдвижение гипотез
Вопрос 18: Что представляет собой операционализация в исследовании?
Вопрос 19: Что понимается под гипотезой исследования и каковы требования к ее формулировке?
Уточнение и интерпретация основных понятий. Интерпретация позволяет с помощью базовых понятий сопоставить теоретические положения с эмпирической информацией и составить целостное представление об исследуемом объекте.
Важность интерпретации для исследователя заключается в уяснении для себя направлений, по которым будет осуществляться сбор социологической информации и обработка полученного материала.
Операционализация позволяет осуществить переход от концептуальной формы представления знаний к способу их разложения на отдельные семантические единицы (термины), которые детализируют базовые понятия, представленные в концепции.
К примеру, термин «мотивация» на теоретической стадии изучения содержит различные свойства и признаки. Практический этап социологического исследования позволяет наделить данный термин общезначимым трактованием, в процессе которого исследователь выбирает индикаторы (относительно простые структурные показатели, которые представляют определенные свойства и характеристики исследуемого явления). Учет индикаторов позволяет исследователю отслеживать тенденции в развитии исследуемых феноменов. Так для понятия «мотивация» индикаторами могут выступать: производительность труда, эффективность труда, сложность труда, отношение к труду. Благодаря операционализации происходит не только структурирование исследуемого явления, но и выявляются причины и факторы, определяющие текущее состояние и динамику этого явления.
Системный анализ позволяет рассмотреть целостный образ исследуемой проблемы. Системный анализ можно изобразить в виде блок-схемы, моделирующей взаимоотношения между базовыми понятиями, представляющими объект исследования. К примеру, пытаясь исследовать факторы, влияющие на отношение к труду, до того как сформулировать рабочие гипотезы исследователь разрабатывает теоретическую схему, иллюстрирующую картину причинно-следственных связей в структуре воображаемого механизма. В соответствии со схемой исследователь может предположить, что отношение к труду определяется такими показателями, как объективные факторы (общие и специфические), субъективные (функциональные характеристики: пол, возраст, семейное положение, уровень образования и личностные: интересы и потребности, установки). Само же отношение к труду выражается в таких показателях, как субъективные аспекты отношения (степень удовлетворенности работой и профессией, иерархия мотивов трудовой деятельности) и объективные аспекты (производительность и качество труда, инициативность и другое). Графическая схема в системном анализе очень удобный способ наглядного отображения элементов, подсистем и связей.
Рис. 32. Пример факторной операционализации
Формулирование гипотез.
 
Гипотеза представляет собой научное предположение для объяснения каких – либо явлений, процессов общественной жизни, которое требует проверки в ходе эмпирического исследования, может быть подтверждено или опровергнуто полученными результатами.
Это научно-обоснованное предположение о параметрах социальных явлений, объектов, процессов, характеристиках причинно-следственных связей, возможных направлениях решения поставленных проблем.
4. Процедурный раздел программы
Вопрос 20:Какие этапы входят в процедурный раздел программы социологического исследования?
В процедурном разделе программы конкретизируются действия и процедуры, с помощью которых предполагается реализовать проведение самого исследования.
В процедурный раздел программы входит:
• Разработка стратегического плана исследования
• Определение выборочной совокупности
• Выбор методов и составление инструментария
• Обработка и интерпретация полученных данных
• Подготовка научного отчета
Разработка стратегического (принципиального) плана исследования. Основополагающими требования при разработке рабочего плана проведения социологического исследования является продуманность и полнота плана, в котором должны быть заключены все задачи и методы проводимого исследования.
Рабочий план исследования выполняет организационную функцию по отношению ко всем этапам проведения научной деятельности, распределяет все операции между участниками исследования. Разделы плана должны располагаться в строгой взаимоувязанной последовательности, объединяясь в некий алгоритм действий по решению поставленной задачи.
В рабочем плане также предварительно рассчитываются необходимые затраты для проведения исследования, в том числе объем организационных и материальных ресурсов. Вместе с тем задачей плана является сохранение определенной гибкости, ведь нередко в процессе самого исследования приходится корректировать запланированные действия из-за возникновения внештатных непредвиденных ситуаций.
Рабочий план предусматривает ряд типовых разделов:
• формулировку целей и задач исследования,
• методологический инструментарий и обоснование выборки,
• требования к представленному исследованию,
• рабочий график и смету расходов.
Определение выборочной совокупности. Выделение и обоснование выборочной совокупности предполагает расчет минимальной численности респондентов, чье мнение необходимо для получения первичной информации, значимой с точки зрения целей исследования. При проведении социологического исследования особое внимание должно уделяться выборке. Главной функцией выборки является обеспечение репрезентативности исследования. Репрезентативность выборки означает, что по выделенным параметрам состав обследуемой совокупности должен максимально приближаться к соответствующим пропорциям в генеральной совокупности.
Выбор методов и составление инструментария. К основным способам получения эмпирической информации относятся наблюдение, анализ документов и опрос.
Объект опроса – социальная общность, группа, коллектив, индивид.
Предмет – субъективно-оценочная информация, выраженная в мнениях респондентов и характеризующая их поведение, ценностную ориентацию.
По типам опросы различают:
• письменные (анкетирование) и устные (интервью);
• очные и заочные (почтовые, телефонные, прессовые);
• экспертные и массовые;
• выборочные и сплошные.
Обработка и интерпретация полученных данных.При обработке эмпирических данных чаще всего используют статистический анализ, суть которого сводится к обобщению полученных данных, их группировке и типологизации.
В исследовании применяются следующие виды группировок:
• простое суммирование однородных признаков;
• ранжирование – группировка изучаемых единиц совокупности в зависимости от возрастания или убывания изучаемого признака;
• шкалирование – группировка на основе логически выделенных признаков при помощи заранее разработанной порядковой или интервальной шкалы, каждый интервал которой выражает уровень или степень проявления изучаемого признака;
На стадии интерпретации эмпирическая информация преобразуется в показатели. Полученные числовые величины (проценты, среднее арифметическое и т.п.) приобретают определенное смысловое содержание. Их необходимо соотнести с первоначальными замыслами исследователя, целью и задачами исследования, т.е. перевести в индикаторы. Социологические данные становятся показателями только в том случае, если исследователь «вносит» в них содержательный смысл, т.е. соотносит их с изучаемой проблемой. Отклонение от этих требований ведет к формированию показателей, ошибочно трактующих полученные результаты. На основании интерпретации социологических данных сказывается обоснованность выдвинутых ранее гипотез исследования.
Рис. 34.Пример эмпирической интерпретации результатов исследования
Подготовка научного отчета. Результаты исследований представляются в итоговом документе. Отчет должен содержать ряд обязательных разделов:
• титульный лист и список исполнителей,
• реферат,
• содержание,
• перечень условных обозначений и символов,
• введение,
• основная часть,
• заключение,
• список использованной литературы,
• приложения.

Добавить комментарий