Как спланировать обучение на год: чек-лист и советы экспертов
Начало года — самое время для планирования обучения. Как выбрать приоритетные навыки для развития и сделать так, чтобы учеба способствовала карьере? Как спланировать обучение на год вперед, чтобы на него всегда были время, силы и деньги — разбираем вместе с экспертами: карьерным консультантом Марией Консмановой и специалистами по личному и бизнес-планированию — Еленой Бекстер и Татьяной Беззубцевой.
В статье вы найдете практические советы, пример плана обучения и чек-лист, по которому сможете составить собственный маршрут профессионального развития на год.
Определите, какие навыки нужно развить
Планируя обучение, важно понять, какие навыки нужно развить или отточить до мастерства, чтобы справляться с работой или выйти на новый профессиональный уровень.
Например, в будущем году вам предстоит работать с управленческим учетом, а вы изучали тему еще в вузе и многое подзабыли. Однозначно стоит повторить основы и подобрать
курс для управленцев с проверкой домашних заданий.
Другое дело, если вы уже работаете с управленческим учетом, но планируете запустить собственный проект или перейти в другую компанию, где будут выше требования. В таком случае, оцените свой уровень навыков с помощью онлайн-тестов. Так вы обнаружите «узкие места» в знаниях и сможете более точно подобрать необходимые ресурсы для обучения.
Определить приоритетные навыки на год можно по вакансиям на работных сайтах и по карьерным целям.
Мария Консманова, основатель и руководитель КА HR-Prof, карьерный консультант:
Отталкиваться при построении плана обучения нужно от целей. Посмотрите, куда вы хотите прийти через год и какую позицию хотите занимать? Зайдите на hh.ru или другой job-портал, и выпишите из соответствующих вакансий требования и обязанности. Напротив каждого неповторяющегося пункта напишите, что у вас уже есть, а что еще только предстоит набрать в свой портфель компетенций. Посмотрите, как вы можете развить необходимые профнавыки — это могут быть платные курсы, ролики на youtube, блоги экспертов или практические задачи.
По soft skills — можно почитать обзоры профессий, посмотреть, какими личностными качествами обладают коллеги. Предыдущий год заставил нас всех проявить организованность, стрессоустойчивость, гибкость. Удаленная работа в следующем году никуда не пропадет. Поэтому развитие этих качеств можно также включить в план.
Поставьте SMART-цели и визуализируйте достижения
После того, как вы определили сферы и навыки, над которыми стоит поработать, задумайтесь, каких успехов хотите достичь в обучении и работе. При постановке целей эксперты советуют использовать технологию SMART. Согласно методике, цели должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, значимыми и ограниченными по времени.
Например, цель «изучить МСФО» звучит размыто. Лучше сформулировать так «Научиться работать с отчетностью по МСФО, получить диплом ДипИФР-рус и найти работу в международной компании». Когда вы понимаете, зачем нужно что-то учить, цель мотивирует и учеба дается легче.
Мария Консманова также рекомендует эту технику и считает, что мы часто не добиваемся поставленных целей, потому что слишком их завышаем.
Если мы не верим в цели, нам будет сложно даже начать что-то делать, — говорит эксперт. — Проверьте все ваши цели по технологии SMART. Одна из метрик здесь — достижимость. Посмотрите, реально ли достичь того, что вы наметили в планируемый срок? Если нет, тогда стоит увеличить срок или снизить ожидания.
Распишите цели обучения на каждый месяц. Это не обязательно должен быть новый курс ежемесячно. Может одно обучение затянется на полгода — тогда пропишите этапы (часто есть программа курса), которым вы планируете уделить внимание в январе, феврале, марте и т.д.
Пробуйте поставленные цели разбивать на более мелкие. А чтобы их не упускать из виду в течение года, используйте «помогаторы»: ежедневники, планеры или приложения для планирования: Trello, Google Keep, Any.do и др.
Как только вы определили цель в обучении на год, ее нужно согласовать с вашими долгосрочными целями на 2-3 года и больше. Как это сделать — рассказывает Елена Бекстер, консультант по планированию и личной эффективности из США:
Решите, чего вы хотите достичь в карьере за год, например, получить повышение или прибавку к зарплате. И как вы планируете достичь этого с помощью обучения.
Можно создать интеллект-карту. Это визуальный инструмент для работы с информацией, который помогает эффективно принимать решения. Есть специализированные программы для работы с интеллект-картами, например, MindMeister или Coggle.
Такую карту целей можно составить бесплатно в MindMeister: самостоятельно либо вместе с карьерным коучем
Важно, чтобы годовые цели соответствовали вашим долгосрочным карьерным планам. Например, через пару лет вы хотите заняться консалтингом по ведению финансового учета. Посмотрите, нужно ли углубить знания в учете, освоить новые инструменты и программы? Нужно ли подтянуть английский или научиться вести переговоры? Это поможет расставить приоритеты в обучении, планомерно двигаться к цели и не хвататься за все и сразу в текущем году.
Визуализировать цели можно на бумаге или просто в голове. Вот одна эффективная методика от Татьяны Беззубцевой, эксперта по планированию и организации бизнеса из Польши:
Один из самых продуктивных методов постановки цели — «заглянуть в будущее». Подумайте о вашем будущем через 5-10 лет. Какой вы там? Что у вас есть? Где находитесь? Представить нужно максимально полно, окунуться в эту картинку. Будучи там, расскажите себе сегодняшнему — как вы к этому пришли.
Из 5-летнего будущего сформируйте несколько реальных, конкретных целей на год. С приоритетами, сроками и промежуточными этапами.
Составьте годовой план обучения
Чтобы от желаний перейти к реальным действиям, важно составить план, как вы будете идти к своей цели и отслеживать результаты. Есть 2 способа планировать обучение — их можно комбинировать или использовать по отдельности.
- Ориентироваться на достижения результата, без строгой привязки к датам. Осваивая навык за навыком, вы будете понимать, насколько приблизились к цели.
- Планировать график обучения с четкими сроками. Например, вы хотите пройти обучение Power BI за 3 месяца. В таком случае, нужно рассчитывать, сколько времени при ваших нагрузках и знаниях понадобится для освоения новой программы.
В нашей академии график обучения для каждого студента составляют методисты. График очень гибкий и при необходимости его можно корректировать, а доступ к курсу приостанавливать или продлевать.
Как еще можно спланировать обучение на год и что при этом важно учесть?
План обучения на год можно строить с использованием тех же инструментов, что и прочих целей, — говорит Мария Консманова.
Методики оценки целей SMART и GROW помогают отсеять лишнее, расставить приоритеты, увидеть возможности. Крупные цели обязательно разбивать на более мелкие и простые. И ставить сроки или период их достижения.
Давайте рассмотрим план обучения на примере менеджера Евгения, который хочет за год стать руководителем отдела.
По Big Data Евгений нашел курс, который займет 2 месяца. С формами отчетности он тоже не работал, и чтобы вывести этот навык на хороший уровень, ему понадобится практика. По управлению командой в компании есть тренинги. Сначала стоит пройти их.
Таким образом, сложную задачу «получить практический навык работы» Евгений разбил на 6 более четких. Возможно, позже нашему герою еще понадобятся навыки самопрезентации и переговоров — для достижения начальной цели «стать руководителем».
Учтите загруженность и выделите ресурсы
Любая учеба требует времени и сил. Поэтому курсы и тренинги необходимо согласовать с повседневном жизнью и выделить на них ресурсы. Не исключено, что придется чем-то пожертвовать на время учебы: хобби, общение с близкими, отдых. Но прежде чем вгонять себя в жесткие рамки, попробуйте пересмотреть свои дела на предстоящий год и избавиться от всего, что отвлекает от приоритетов.
Как спланировать обучение на год с учетом вашей загрузки и возможностей, советует консультант по планированию Елена Бекстер:
При выборе форматов и длительности обучения, учитывайте рабочий график, семейные обстоятельства, сезонность и другие факторы, которые могут повлиять на выполнение учебного плана. Пусть он будет четким, но при этом гибким.
После того как выбрали курсы, внесите их в свое расписание. Отметьте в календаре командировки, праздники, семейные дела. Потом отметьте даты, связанные с обучением: начало и окончание учёбы, дни, когда надо присутствовать на занятиях, сроки сдачи работ и тестов. Также учитывайте дни, когда вы наиболее энергичны и эффективны.
Мария Консманова также советует еще при планировании оценивать собственные возможности и договариваться с близкими.
Решите, сколько вы готовы потратить времени на обучение. И как вам удобнее осваивать материал: каждый день понемногу или одним спринтом за выходные. Если программа обучения длительная, посмотрите на свой рабочий график — нет ли в нем сложных проектов, напряженных периодов (например, закрытия отчетности).
Есть убеждение, что в обучение нужно вкладывать много денег. Но существует масса бесплатных возможностей: экспертные блоги, youtube и telegram-каналы, вебинары, книги, статьи. На дорогостоящие курсы рекомендую откладывать фиксированную сумму ежемесячно или с каждого дохода, если вы фрилансер. Также обучение сейчас модно дарить. Попросите родных и близких к очередному празднику, подарить деньги или конкретный курс.
Еще в процессе обучения нам нужна поддержка окружения. Как моральная — поддержать словом, подбодрить. Так и организационная: от родных — взять часть обязанностей по дому, не шуметь во время вебинаров, от руководителя и коллег — отпустить в отпуск в нужное время, подхватить по рабочим задачам. Перед обучением обсудите вышеперечисленные моменты с родными и коллегами. Вам будет проще идти вперед, зная, что у вас есть договоренность и поддержка.
Не дайте ошибкам в планировании все испортить
Как сделать так, чтобы ваши учебные планы не остались на бумаге, а весь год мотивировали и приближали к цели? Эксперт по планированию Татьяна Беззубцева, рассказала про 5 главных ошибок в долгосрочном планировании и поделилась советами, как их не допустить.
-
1. Ставить завышенные цели
Например, в доходах кратно х100 за год. С точки зрения огромной горы, любые ваши действия будут едва заметны. Самый органичный рост происходит с коэффициентом в 1,3 – 4 раза за год. -
2. Ставить цели раз и навсегда
Не пересматривать, не менять, ни шагу в сторону. Будто вы диктатор сам себе и постоянно в состоянии «должен». Помните, ваш план — как живой организм, он может меняться вместе с вами. -
3. Запланировать все свое время
Так чтобы не осталось свободных пяти минут. А потом очень переживать, когда случаются форс-мажоры. -
4. Думать, что реализуешь 100% поставленных целей
Люди — не роботы. Случается разное. Здоровый показатель, когда выполняется порядка 50-80% годовых планов. -
5. Планировать только обучение и работу
Не учитывать здоровье, семью, заботу о себе и отдых. Самые действенные планы охватывают все сферы вашей жизни.
К чему приводят такие ошибки? В первую очередь, к выгоранию, к постоянному стрессу, а в итоге — обесцениванию собственных возможностей. Планирование не должно давить. Его задача — помогать вам и мотивировать, приближая вас к поставленным целям.
Проверьте свой учебный план по чек-листу
Вместе с экспертами мы составили чек-лист, по которому вы сможете определить цели в обучении и приоритетные навыки на год, найти необходимые ресурсы и подходящее время для развития.
План обучения не даст забыть о новогодних обещаниях и облегчит ваш путь к амбициозным целям. А еще он очень мотивирует. Когда вы после курсов получите новую работу или смело возьметесь за сложный проект, вам захочется ставить все новые и новые цели, и развиваться дальше.
Спланировать обучение проще, когда перед глазами программа курса. Загляните в наши курсы бесплатно, чтобы выбрать подходящую программу для развития и попробовать свои силы в онлайн-обучении.
Планирование – важнейшая составляющая человеческой жизни. Умение грамотно планировать процесс своей деятельности позволяет достигать наибольших результатов максимально быстро и без отвлечения на второстепенные вещи.
В бизнесе планирование способствует достижению стратегических целей, на работе – выполнять планы, продвигаться по карьерной лестнице и повышать уровень дохода, в личной жизни – самореализовываться, личностно расти и достигать нового уровня жизни. Не менее важно планирование и в обучении, тем более, если вы обучаетесь самостоятельно.
Содержание:
- Коротко о планировании в обучении
- Создание плана обучения: этапы и задачи
- Создание плана
- Следование плану обучения: да или нет?
- Как не уйти от плана?
- Когда можно отойти от плана?
- Гибкость в обучении: внесение изменений в план и творческий подход
- Компетенции, необходимые для самостоятельного обучения
- Проверочный тест
Коротко о планировании в обучении
Нужно иметь в виду, что планирование в обучении представляет собой не просто список дел, которые нужно выполнить. Составить план и следовать ему – значит, взять на себя ответственность за своё образование и распределять время наиболее лучшим образом. Если нет плана, всё пускается на самотёк, т.к. в делах и задачах легко запутаться, а что-либо постороннее способно, словно ветер, ворваться в процесс деятельности, навести в ней сумбур и неразбериху, и даже отбить всё желание заниматься обучением. Если же есть план, мы можем чётко распределить время на важные дела и второстепенные, на отдых и общение с близкими людьми, на целенаправленное развитие и приятное времяпрепровождение.
Руководствуясь этими размышлениями, можно выделить следующие преимущества составления плана обучения:
✔ | Вы сами выстраиваете процесс своей деятельности, отсекая неразбериху и посторонние вмешательства. |
✔ | Вы экономите время и силы, не распыляясь на выполнение нескольких дел одновременно. |
✔ | Вы конкретно знаете, когда и чем вам требуется заниматься. |
✔ | Вы имеете возможность давать оценку и характеристику общей картине процесса обучения, по причине чего можете производить корректировки в случае необходимости. |
Однако на начальных этапах любого планирования люди нередко сталкиваются с некоторыми трудностями, о которых тоже стоит упомянуть.
Для начала, это внутренний дискомфорт, который связан с потерей привычной свободы действий, т.к. если человек придерживается плана, он не может позволить себе оставить начатое невыполненным только потому, что он устал или ему надоело. Но тут важно уметь отличать реальную свободу действий от иллюзорной, за которой прячется лишь привычка удовлетворять свои вредные привычки, например, оставлять важные дела на потом, а более лёгкие и приятные делать в первую очередь. Если это осознать, справиться с внутренним дискомфортом будет намного проще.
А некоторые люди вообще избегают планирования, руководствуясь тем, что якобы у них нет времени на это и они очень заняты. Но дело в том, что здесь играет роль восприятие: любые изменения воспринимаются с трудом, а вести себя гораздо проще в соответствии со старыми моделями. В действительности же, чтобы составить простой, но неплохой план, требуется порядка 10-15 минут, что в итоге позволяет сэкономить массу энергии и времени.
Итак, мы разобрались с тем, почему важно планирование и что оно даёт (о пользе планирования вы также можете почитать здесь). Но решить заниматься собственным обучением по конкретному плану – это только часть дела, причём не самая важная. Основная же сложность заключается в том, как составляется план, ведь у этого процесса есть свои особенности. Рассмотрим этот вопрос детально.
Создание плана обучения: этапы и задачи
Скорее всего, вы знакомы с житейской истиной о том, что счастье запланировать невозможно. В большинстве случаев так оно и есть, т.к. никто не знает, что подстерегает его за «следующим поворотом». Однако когда речь заходит о самостоятельном обучении, от умения планировать зависит львиная доля успеха. Чем чётче будет ваш план, тем под большим контролем вы сможете держать весь образовательный процесс, а также будете видеть, насколько близок намеченный результат – какой объём информации усвоен, и как он усвоен.
Создание плана по самостоятельному обучению подразумевает несколько этапов:
1
Постановка цели
Задачей первого этапа является составление списка того, какими знаниями вы намереваетесь овладеть и каким навыкам научиться. Для этого нужно понять конечную цель и разделить её достижение на несколько составляющих – например, занятий. Это называется стратегическим планированием – вы детально продумываете каждое занятие и определяетесь с тем, какой результат будет в конце каждого занятия достигнут.
Теперь переходите к тактическому планированию. Суть его заключается в том, что вы самым тщательнейшим образом продумываете те действия, которые будете выполнять во время каждого занятия. Сюда следует включить поиск и обработку информации, о чём мы говорили в предыдущем уроке, её изучение, выполнение проверочных заданий и практических упражнений, если таковые имеются.
2
Определение времени
Задачей второго этапа является распределение времени, которое вы планируете выделять на самостоятельное обучение. Изначально нужно определить общее количество времени, которое уйдёт на всё обучение, например, полгода. Затем руководствуйтесь теми пунктами плана, которые вы наметили на предыдущем этапе.
К примеру, если вы уверены, что освоите необходимый материал за 360 часов, то получится, что вам нужно заниматься по 3 часа в день 5 дней в неделю: 3 часа * 5 дней 15 часов * 4 недели 60 часов * 6 месяцев 360 часов. Аналогичным же образом можно провести и обратные расчёты, но тут нужно точно знать, за какое время вы освоите материал и каким количеством времени вы вообще располагаете. Например, если знаете, что у вас есть полгода, а материал вы на 100% освоите за 360 часов, то получится: 360 часов/6 месяцев 60 часов в месяц/4 недели 15 часов в неделю/5 дней (ведь 2 дня нужно отдохнуть) 3 часа в день вам нужно заниматься.
Кроме того, очень важно учитывать, что от того количества времени, которое вы отведёте на изучение материала, будет зависеть и объём полученной информации.
3
Определение методов
Третий этап не менее важен, чем два предыдущих. Его задачей является определить способы и методы, которые вы будете использовать в обучении, а также установить, какие для этого будут использоваться источники информации (Интернет, книги, учебники, пособия, обучающие видео-или аудиоматериалы), устройства и инструменты (ПК, ноутбук, смартфон, тетради, ручки, маркеры, карандаши). Но если с источниками информации и инструментами всё просто, то о методах стоит сказать подробнее.
Традиционно, методы обучения разделяются на три группы:
Организационные методы. Они, в свою очередь, могут отличаться:
- По источникам знаний: практические, наглядные и словесные (в случае самостоятельного обучения используются практические и наглядные)
- По характеру получения знаний: проблемные, исследовательские, поисковые, объяснительно-иллюстративные и репродуктивные (в случае самостоятельного обучения используются поисковые, исследовательские, проблемные и репродуктивные)
- По характеру изложения и восприятия материала: дедуктивные и индуктивные (в случае самостоятельного обучения используются дедуктивные)
Контролирующие методы. Здесь имеется в виду та форма, в которой вы будете осуществлять контроль своего обучения. При самостоятельном обучении рекомендуется устраивать самопроверки.
Стимулирующие методы. Предполагают применение комплекса мер по самомотивации к обучению. Можно использовать различного рода поощрения, к примеру, после продуктивной недели занятий можно позволить себе два полноценных выходных, встречу с друзьями, поход в кино или парк отдыха и т.д.
В дополнение к этим методам, считающимся основополагающими, существуют и вспомогательные. К ним относятся:
1 | Пассивный метод. Как правило, он подразумевает пассивное восприятие информации, когда, например, преподаватель объясняет ученикам материал, управляет процессом урока и проверяет степень усвояемости информации учениками. Но в нашем случае данный метод не подходит, т.к. речь идёт о самостоятельном обучении. Единственным вариантом применения такого метода может служить использование аудио- и видеоматериалов, когда вы являетесь пассивными слушателями или зрителями. |
2 | Активный метод. Обычно под активным методом обучения понимается активное взаимодействие учащихся с преподавателем. В ситуации же с самостоятельным обучением активный метод находит своё выражение в самостоятельном и независимом поиске и обработке данных, составлении конспектов, использовании ментальных карт, блок-схем и т.п. Сюда же относится самопроверка и контроль следования намеченному плану. Проще говоря, этот как раз наш случай. |
3 | Интерактивный метод. |
Определившись с методами, переходим к следующему этапу составления плана.
Создание плана
Убедившись в том, что вы успешно прошли три предыдущих этапа, можно начинать составлять сам план.
Для составления плана можно использовать специальные методики (во всех подробностях процесс составления плана изложен на этой странице) или же можно составить простой план, для чего не требуются особые знания.
Отличным примером простого плана является таблица, в графы которой внесены все необходимые данные: сроки, названия занятий и их краткая характеристика, список задач, которые нужно выполнить, пункт проверки и результат. Данная таблица может выглядеть так:
ПЛАН ОБУЧЕНИЯ НА СЕНТЯБРЬ 2015 ГОДА
СРОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
ДАТА НАЧАЛА |
НАЗВАНИЕ (ХАРАКТЕРИСТИКА) |
ЗАДАЧИ |
ДАТА ПРОВЕРКИ |
РЕЗУЛЬТАТ |
01.09.2015-07.09.2015 (1 неделя) |
01.09.2015 |
Подготовка материала (исследовать материал) |
|
05.09.2015 |
ГОТОВО |
08.09.2015 – 15.09.2015 (2 неделя) |
08.09.2015 |
Первое занятие (изучить процесс планирования) |
|
13.09.2015 |
В РАБОТЕ |
Имейте в виду, что это лишь пример. Вы можете составить таблицу или просто список задач, внести любые пункты и подпункты. Самое главное, чтобы при обращении к своему плану, даже отвлёкшись от обучения на несколько дней, вы сразу же могли увидеть и понять, на каком этапе работы вы находитесь, и что следует делать дальше.
План обучения лучше всего составлять на весь период изучения необходимого предмета. В том случае, если обучение будет долгосрочным (продолжаться несколько лет), нужно составить общий план обучения, а затем разбить его на каждый учебный год. Кроме того, если у вас есть желание построить процесс своего самостоятельного обучения максимально приближенно к государственным стандартам или к стандарту обучения какого-то образовательного учреждения, вы можете изучить Федеральные государственные образовательные стандарты либо найти учебную программу интересующего вас учебного заведения и составить свой план на основе этих документов.
После того как ваш учебный план будет составлен, и вы почувствуете, что готовы приступать к обучению, начнётся основной этап – выполнение плана. Нужно просто пошагово выполнять все его пункты. Но в процессе вы будете получать много новой информации и что-то варьировать. Возможно, у вас появятся интересные мысли по поводу своего обучения и плана, которым вы руководствуетесь. Так или иначе, вы можете столкнуться с небольшим затруднением, а именно: стоит ли безукоризненно следовать своему плану или же можно в нём что-то менять?
Следование плану обучения: да или нет?
Давайте немного поразмышляем на тему следования плану.
Учась в школе или институте, вы не могли не заметить, что по мере изучения какого-либо предмета открываются всё новые его грани, о которых вы изначально и понятия не имели. Сначала предмет рассматривается в общих чертах, затем появляются какие-то новые темы, на которые разделяется весь материал касательно данного предмета. В новых темах тоже есть отдельные пункты и подпункты, о которых обязательно нужно знать, и т.д. и т.п.
Но тем и отличается обучение в образовательном учреждении от самостоятельного обучения, что в первом случае имеется чёткая программа, отработанная годами, проверенная опытом и освоенная огромным количеством учащихся, а во втором случае такой программы нет, а значит, обучающийся самостоятельно человек может столкнуться с множеством «подводных камней».
Учитывая эту особенность, вы должны иметь в виду, что разработанный вами план обучения всегда можно корректировать. Но и здесь нужно мыслить правильно, и понимать, когда от плана отходить не стоит, а когда можно немного уйти в сторону. В связи с этим, рассмотрим два момента.
Как не уйти от плана?
Вопрос о том, как не уйти от плана, можно разделить на две составляющих.
Первая составляющая касается новой информации, которую вы получаете. Нередко, в процессе изучения предмета внимание может «зацепиться» за что-то, что может показаться более интересным. Это могут быть какие-то научные факты, информация о смежном направлении и т.д. Например, планирование идёт рука об руку с достижением целей, и, изучая тонкости планирования, можно невольно переключиться на новую тему, которая вроде бы и касается основного предмета, но прямо к нему не относится.
В итоге можно углубиться в «дебри» другого знания, а главную задачу из вида упустить. Чтобы этого избежать, очень важно всегда помнить о том, что именно вы изучаете и для чего.
В качестве «напоминателя» вы можете использовать записки или стикеры – их можно развесить по дому или прикрепить к компьютеру. Главное, чтобы они были перед глазами и выполняли свою функцию – напоминали вам о главном. Также можно использовать и сам план – всегда держите его рядом и время от времени заглядывайте в него – так фокус всегда будет сохраняться на основной задаче.
Вторая составляющая касается, в большей степени, самодисциплины. Ясное дело, что всем нужно отдыхать и время от времени переключать внимание на другую деятельность. Но это может быть чревато тем, что вы, лишь на время отвлёкшись от своего плана, рискуете вернуться к нему очень нескоро. Следование плану – это самоконтроль. Если же, как говорится, «отпустить вожжи», можно весь день прозаниматься чем-нибудь более приятным, отложить начало работы на «понедельник» и т.п. Этого нужно всеми силами избегать.
Чтобы не попасть в ловушку мнимой усталости, «нехватки времени» или прокрастинации, необходимо уметь мотивировать себя на следование плану. Мотиваторами могут служить цели, которых вы желаете достичь, результаты, к которым вы стремитесь, навыки, которыми желаете овладеть. Нужно постоянно вспоминать о том, к чему вы стремитесь.
Для этого подойдут как те инструменты, о которых мы уже сказали (записки, стикеры), так и всевозможные средства, которые будет напоминать вам о ваших целях, к примеру, фотографии людей, обладающих теми качествами, знаниями и умениями, которыми хотите обладать вы, тематические картинки, фоны рабочего стола на компьютере, будильник на телефоне и т.п. Но самым главным мотиватором (и это важно запомнить) является, конечно же, ежедневная погружённость в деятельность – следование своему плану.
Когда можно отойти от плана?
Уйти от плана немного в сторону можно только в том случае, если по ходу изучения материала у вас возникают вопросы, ответы на которые вы не знаете, но без ответов на которые продолжать эффективное обучение вы не сможете. Подумайте только: если вы изучаете ораторское искусство, вы, непременно, столкнётесь с вопросом поведения на сцене, который непосредственно связан с актёрским мастерством.
А это значит, что для становления профессиональным оратором вам обязательно потребуется овладеть навыком сценического движения. Исходя из этого, от своего плана, который первоначально не подразумевал изучение актёрского мастерства, вы можете немного отойти, уделив, к примеру, одну неделю на изучение основ движения на сцене.
И подобных ситуаций может быть сколько угодно. Главное здесь – понять суть: отходить от намеченного плана можно только тогда, когда требуется изучить дополнительный материал, необходимый для полноценного усвоения основного и не снижающий эффективность самостоятельного обучения.
Важно заметить также, что отход от плана предполагает разовое действие, которое не будет повторяться систематически. Если же на практике вы столкнулись с тем, что ваш план неполноценен или освоение материала невозможно без чего-то, что вы ранее не учли, план следует адаптировать под новые потребности. На деле это несложно, но сказать об этом не будет лишним.
Гибкость в обучении: внесение изменений в план и творческий подход
Процесс обучения, тем более самостоятельного, не следует понимать как нечто перманентное и не допускающее изменений. Осуществляться он всегда должен интуитивно, ведь никто лучше вас не может знать его тонкостей и деталей. Соответственно, если вы столкнулись с тем, что стартовый вариант плана в чём-то неполноценен, а единичные попытки улучшить его не приносят нужного результата, план можно и нужно адаптировать.
Адаптация учебного плана, собственно, и есть применение гибкого подхода к обучению. Адаптировать план означает внести в него такие изменения, посредством которых он станет наиболее эффективным и позволит овладеть изучаемым материалом в полной мере.
Если, например, вы решили изучить тайм-менеджмент, скорее всего, при составлении плана вы могли не учесть, что эта технология организации и управления временем, помимо того, что состоит из специфических систем и обязывает к применению особых инструментов, включает в себя также такие процессы как целеполагание и планирование, и без их изучения овладеть тайм-менеджментом в полной мере никак не получится.
Выход один: адаптировать план – расширить его, включить дополнительные пункты и выделить время на изучение целеполагания и планирования. Так, у вас появятся новые источники информации, новые занятия, новые задания и новые этапы самопроверки, иначе говоря, ваш план будет адаптирован под специфику изучаемого предмета.
Но есть и ещё один нюанс адаптации плана. Заключается он не просто в гибком, а ещё и творческом подходе к обучению. Это значит, что если ещё на этапе составления плана вы не видели, так скажем, общей картины, то по мере занятий вы станете замечать, что для более полного и быстрого освоения материала вам могут потребоваться какие-либо инструменты, о которых вы прежде не задумывались.
К примеру, наиболее важную информацию можно изобразить в виде схемы на магнитно-маркерной доске, чтобы она всегда была перед вашими глазами. Если вы хотите удостовериться в чём-то на практике, то можете собрать дома друзей и провести собственный эксперимент. Не совсем понимая, как тот или иной принцип действует на деле, вы можете отправиться в школу, где учились, найти знакомого преподавателя и попросить его разъяснить непонятные моменты.
Если вам мешают заниматься ваши домашние, вы можете придумать для себя «официальный» урок – пойти в читальный зал библиотеки и провести отведённое на занятие время там, или же вообще организовать себе кабинет для занятий, обозначив пространство подвешенными одеялами или даже листами гипсокартона.
Творческий подход – это применение к процессу обучения нестандартного мышления и креативности: встав лицом к лицу с той или иной проблемой, «включайте мозг» и придумывайте, как её можно решить, если стандартные методы не годятся.
И в заключение урока стоит коснуться тех знаний, умений и навыков, т.е. компетенций, которые могут повысить эффективность самостоятельного обучения и усвоения материала.
Компетенции, необходимые для самостоятельного обучения
Ниже мы представим небольшой список тех компетенций, которыми желательно овладеть перед тем (можно и в процессе), как приступать к самостоятельному обучению, а также укажем ссылки на те страницы нашего интеллектуального клуба, на которых вы можете найти всю необходимую информацию:
- Выполнять важные дела без промедлений – полезный навык, который поможет вам научиться выполнять задуманное, невзирая на сложность, в намеченные сроки. Рекомендуем вам узнать, что такое прокрастинация и познакомиться с эффективными способами борьбы с промедлением. Также вы можете изучить интересный материал на тему того, куда уходит наше время.
- Самодисциплина – способность человека управлять собой и своим поведением, выполнять важную работу безо всяких отговорок и следовать тому, что определил для себя как образ жизни. Советуем познакомиться с материалом по развитию самодисциплины.
- Самомотивация – умение самому влиять на себя таким образом, чтобы выполнять даже самые неприятные дела без внутреннего сопротивления, а также способность поддерживать в себе желание непрестанно добиваться целей. Можете почитать о нескольких полезных советах по самомотивации и уделить время изучению способов самомотивации (для тех, кто желает быстрее перейти к практике, предлагаем 10 практических способов самомотивации на каждый день).
- Полезные привычки – привычки, которые позволяют действовать максимально продуктивно. Для начала можете почитать о непродуктивных привычках и узнать о том, как избавиться от вредных привычек (можно воспользоваться некоторыми приёмами борьбы с плохими привычками), а затем перейти к развитию полезных привычек.
- Тайм-менеджмент – эффективная технология управления и использования времени, снискавшая популярность среди людей по всему миру. Этой технологии посвящён целый курс. Используйте время с максимальной пользой для себя – изучите его.
- Память – способность человека накапливать, сохранять и воспроизводить информацию. Чем лучше будет ваша память, тем больше вы сможете запомнить и применить в жизни. Выделите несколько дней на улучшение своей памяти.
- Логическое мышление – особый мыслительный процесс, во время которого человек оперирует логическими понятиями и конструкциями, и становится способным делать правильные выводы на основе получаемых данных. Для развития логического мышления вы можете пройти обучающий курс.
- Творческое мышление и креативность – способность человека к выполнению различного рода задач при помощи нестандартных способов, и умение находить необычные выходы из любых ситуаций. Для освоения таких навыков специально для вас составлен прекрасный обучающий материал на тему развития креативности.
- Скорочтение и устный счёт – ещё две наиполезнейших компетенции, помогающих человеку в жизни. Развив способность считать в уме, вы научитесь производить сложные математические операции без использования бумаги и ручки или калькулятора. А научившись быстро читать, вы сможете изучать и обрабатывать огромные массивы текстовых данных в рекордные сроки.
- Целеполагание и планирование – два навыка, уже не раз упомянутые нами в данном уроке. Названия говорят сами за себя: освоив мастерство ставить цели, вы сможете добиваться в жизни самых высоких результатов, чего бы это ни касалось. А умение планировать станет для вас прекрасным подспорьем, как в достижении целей, так и в любой другой деятельности.
Плюс к этому, вы можете воспользоваться и ещё несколькими рекомендациями по самостоятельному обучению.
Мы искренне надеемся на то, что информация, которую вы узнали из третьего урока, сослужит вам хорошую службу в вашем рвении самостоятельно обучаться новому и познавать тонкости любого знания.
В следующем уроке мы более подробно поговорим о том, что такое мотивация в обучении, как и какие нужно ставить цели, чтобы обучение было эффективным, а также затронем вопросы управления временем и расскажем о важности развивать усидчивость и быть открытым новой информации.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Далее побеседуем о самоорганизации.
← 2 Поиск информации4 Самоорганизация →
#Руководства
- 4 фев 2022
-
0
Как составить индивидуальный учебный план: основные принципы, советы и примеры
Рассказываем про опыт Лицея НИУ ВШЭ, который помогает ученикам выстраивать собственную образовательную траекторию.
Фото: Ratiger / Getty Images
Онлайн-журнал для тех, кто работает или хочет работать в сфере образования. Рассказываем о трендах, теории и полезных практиках.
Из этой статьи вы узнаете:
- допускают ли действующие ФГОСы персонализацию обучения;
- как Лицей НИУ ВШЭ подходит к формированию вариативных учебных планов;
- как составить учебный план с одним или несколькими блоками предметов на выбор, с разными уровнями изучения предмета и форматами;
- почему понятие класса в этих условиях исчезает и что приходит ему на замену;
- каким образом ученики могут корректировать выбранную образовательную траекторию.
Один из главных трендов в образовании — переход от общих, стандартных программ и форматов к индивидуальным траекториям, отвечающим на запросы конкретного ученика. Это явление ещё не стало массовым, и не факт, что станет, однако отдельные школы уже реализуют подобный подход.
Как конструировать индивидуальный учебный план (ИУП) для учеников 9–11 классов с учётом требований ФГОС основного и среднего общего образования, рассказала заместитель директора Лицея НИУ ВШЭ Наталия Копытова. Вебинар, организованный Центром по взаимодействию с регионами НИУ ВШЭ, на котором эксперт поделилась своим опытом, доступен на YouTube.
Заместитель директора Лицея НИУ ВШЭ, кандидат педагогических наук, магистр прикладной математики и информатики.
Фото: НИУ ВШЭ
Персонализацию образовательной траектории ученика во многом определяет разнообразие учебных возможностей, которые перед ним открывает школа. И при создании этих возможностей необходимо определить ценностные ориентиры, которые разделяют и школа, и дети, и родители. В Лицее ВШЭ приняты следующие важные установки:
- Развитие самостоятельности и ответственности. То есть стремление и умение ученика осознанно влиять на собственную жизнь, в частности — на учебную траекторию.
- Принятие разнообразия как нормы. В такой атмосфере учащиеся воспитывают в себе культуру осознанного выбора.
- Обучение на протяжении всей жизни. Это понимание учащимся изменчивости технологий и моделей социальных отношений, а также умение адаптироваться к этим изменениям.
Разумеется, сразу возникает вопрос, в какой степени федеральные государственные образовательные стандарты позволяют индивидуализировать школьное обучение.
На самом деле нормативные документы буквально подталкивают к индивидуализации учебного плана. Так, ФГОСы задают не чёткое количество аудиторных часов по конкретным предметам, а интервалы: от 5058 до 5549 академических часов для средней школы и от 2170 до 2590 часов для старшей. То есть школа сама решает, как распределять учебные часы на те или иные предметы.
Объём обязательной части программы составляет 70% в основном общем образовании (ООО) и 60% в среднем общем образовании (СОО), оставшаяся часть формируется участниками образовательных отношений — то есть предполагается вариативность.
Новый ФГОС ООО, утверждённый 31 мая 2021 года, позволяет в некоторой степени дифференцировать и содержание образования. Он задаёт понятия учебного предмета, учебного курса и учебного модуля, что также можно использовать для включения вариативности. И уже на уровне основной школы у ученика может появиться выбор уровня обучения — базовый или углублённый — по пяти предметам: математике, информатике, физике, химии и биологии.
Итак, нормативная база даёт пространство для построения персональных образовательных траекторий. На примере индивидуальных учебных планов лицеистов ВШЭ рассмотрим, как это можно реализовать на практике.
Учебный план каждого профиля в лицее утверждается на определённый период (как правило, на набор учащихся), и к нему предъявляется ряд требований:
- учебный план должен допускать вариативность;
- содержательные блоки каждого профиля должны соответствовать определённым требованиям;
- учебный план должен обеспечивать преемственность между уровнями образования.
Так как мы рассматриваем персонализацию образовательных траекторий, то сфокусируемся именно на первом аспекте.
В лицее для каждого набора учащихся разрабатывается 12 учебных планов: десять профилей для старшей школы и две специализации для девятого класса. Учебные планы делятся на две категории — монопрофильные, которые нацелены на небольшое количество детей (от 25 до 50) и готовят к поступлению на конкретные образовательные программы вузов, и полипрофильные, которые обладают высокой степенью вариативности, работают на широкий спектр вузовских программ и включают большое количество учеников (от 50 до 350).
Лицей предлагает учащимся выбор:
- учебных предметов и курсов;
- уровня изучения предмета — базовый или углублённый;
- продолжительности обучения предмету. Например, одна группа изучает предмет 68 академических часов в год, а другая — 136 часов. Или одна группа проходит предмет в течение двух полугодий, а другая — в течение четырёх;
- формата обучения;
- языка обучения;
- содержания обучения.
Подробнее остановимся на трёх базовых аспектах, которые уже хорошо отработаны в лицее, — это выбор предметов, базового или углублённого уровня, а также формата обучения.
Самый простой вариант — предложить учащимся перечень предметов, из которого они смогут выбрать один для изучения. Чуть сложнее, если дать возможность выбрать два или один либо два предмета. Количество уникальных индивидуальных учебных планов (ИУП) напрямую зависит от количества учебных курсов и числа выбираемых курсов. Например, если в блоке выбора шесть курсов и выбрать предлагается один, то мы получим шесть уникальных учебных планов. Если ученики выбирают два курса из шести, то появляется 15 уникальных ИУП. И в ситуации, когда учащиеся могут выбрать один или два предмета из предложенных, количество уникальных ИУП увеличивается до 21.
Такой учебный план с выбором предметов в одном блоке в Лицее НИУ ВШЭ реализуется для девятиклассников. Ученикам предлагается блок из 24 элективных курсов, из которых они выбирают один или два. В девятом классе учится около 400 человек, и если подсчитать число возможных вариантов учебных планов, оно превысит количество учащихся.
Следующий шаг к усложнению — увеличение числа выборных блоков. Например, если у нас два блока, в одном два курса на выбор, а в другом — три, и ученик выбирает по одному курсу из каждого блока, то получается шесть вариантов ИУП. Если же предлагаем выбрать из первого блока один предмет, а из второго — один или два, то появляется 12 индивидуальных учебных планов.
Например, в старших классах лицея есть направление «Востоковедение». Учащиеся на этом профиле выбирают предметы в трёх блоках: один курс из естественных наук (физику, биологию или химию), один из общественных (географию или обществознание), а также один из дополнительных (историю и культуру Востока, общественно-политическое развитие Востока или литературу Востока). На этом направлении обучаются 50 человек, а учебный план профиля предполагает более 80 вариантов ИУП.
Это ещё один подход к созданию вариативного учебного плана, который выглядит достаточно просто, однако может представлять трудности на этапе комплектации групп, включения соответствующих содержательных блоков и составления расписания.
Здесь в Лицее применяют к блокам учебных курсов новый параметр — уровень изучения. Кстати, по такому же принципу к конкретным предметам на выбор можно предлагать количество часов или формат обучения.
Например, добавляется один обязательный предмет с возможностью его изучения на базовом или углублённом уровне и даётся два блока элективных курсов, в одном из которых два предмета, а в другом — три. Если предложить ученикам выбрать по одному курсу из каждого блока, то с учётом выбора уровня изучения обязательного предмета получится 12 ИУП. Если же учащиеся выбирают один предмет из первого блока и один-два из второго, то количество ИУП возрастает до 24.
Такой учебный план реализуется в Лицее на профиле «Экономика и социальные науки». Здесь учатся 125 человек, а ИУП может быть более 200. Математика преподаётся на базовом или углублённом уровне на выбор ученика. А историю все ребята изучают на углублённом уровне, однако для неё можно выбрать количество часов — четыре или шесть в неделю. Также есть три блока с выбором предметов и выбор количества часов в 11-м классе на курсе «История экономики и экономической мысли».
Ещё один важный аспект для персонализации образовательной траектории — многообразие форматов. В Лицее НИУ ВШЭ применяются следующие подходы к реализации обучения:
- Дистанционный формат. Представлен в виде онлайн-курсов на LMS-платформе НИУ ВШЭ. В этом формате преподаётся, например, астрономия одиннадцатиклассникам.
- Смешанный формат, где лекции даются опять же в виде онлайн-курсов, а на уроках учитель применяет практико-ориентированный подход.
- Свободный формат, когда ученик может выбирать расписание и учителя. В таком формате преподаются учебные курсы с работой над проектами и персонализацией содержания.
- Практический формат, в котором уроки проходят в виде тренингов. Например, так выглядит курс ОБЖ в 11-м классе.
Пример вариативного учебного плана, включающего разные форматы обучения — учебный план направления «Гуманитарные науки». Так, история здесь преподаётся только на углублённом уровне, но ученик может выбрать четыре или шесть часов занятий в неделю, как и на профиле «Экономика и социальные науки». Кроме того, в 11‑м классе добавляется смешанный формат обучения, то есть уроки становятся более практико-ориентированными.
Видеолекции, которые учащиеся смотрят онлайн, не учитываются в аудиторной нагрузке, однако их необходимо отразить в рабочей программе. А в пояснительной записке к учебному плану указать, каким образом реализовано обучение в дистанционном или смешанном формате: в каком объёме, каким именно курсом.
После того как настроена вариативность учебного плана, остаётся вопрос, как реализовать этот подход в реальном учебном процессе. В идеале у каждого ученика, который обучается по уникальному УИП, должна быть возможность полностью или частично формировать индивидуальное расписание, включая в него как уроки, так и внеурочную деятельность. Однако это сложно, и Лицей НИУ ВШЭ только частично, когда лицеист сам выбирает расписание, обеспечивает такую возможность.
Если комплектовать учебные группы в условиях вариативного учебного плана, понятие класса практически исчезает и появляются группы по учебным предметам. При этом класс как сообщество детей, объединённых по некоему принципу, всё же остаётся, и за такой группой закрепляется наставник-куратор. Сопровождение учащегося по индивидуальному учебному плану — это тоже очень важная роль, так как большинству учеников нужен взрослый, который сможет помочь и подсказать.
В лицее формируют и разновозрастные учебные группы, и это тоже позволяет вносить вариативность в учебные планы. Например, в ИУП десятиклассников по ряду профилей не помещается блок естественных наук по объёму аудиторных часов в неделю. Тогда ученикам предлагается пройти эти предметы в 11-м классе, а при комплектовании групп по биологии, физике и химии в них включаются и 10-е, и 11-е классы. Это возможно сделать, так как они проходят одну программу по естественным наукам, только на разных профилях.
Иногда группы формируют по уровню результатов лицеистов, однако в Лицее НИУ ВШЭ стараются этим не злоупотреблять, так как считают, что для наибольшей эффективности обучения состав группы должен быть разнородным. По уровням ученики объединяются в языковых группах или для достижения конкретных результатов, скажем, при подготовке детей к заключительному этапу Всероссийской олимпиады школьников. В целом же соблюдается соотношение в ⅔ «сильных» и ⅓ «слабых» учеников. Например, так в лицее комплектуются девятые классы, которые учатся в основном по классно-урочной системе и смешиваются только в рамках элективных курсов.
Что касается численности групп, лицей руководствуется требованиями СанПиН. При этом старается делать так, чтобы на всех курсах углублённого уровня число учеников в группах не превышало 20 человек.
Конечно, влияние ученика на свою образовательную траекторию не заканчивается на формировании индивидуального учебного плана. У ребёнка должна быть возможность его корректировать или даже полностью менять. В Лицее предусмотрен такой механизм.
Девятиклассникам даётся один такой шанс — в конце октября они могут поменять набор элективных курсов. В старшей школе возможности для изменений ИУП шире — четыре раза в течение двух лет. Эти точки изменений в лицее называют «юрьевыми днями», и они позволяют ученику внести любые коррективы в учебный план: от самых простых (выбрать другой элективный курс, изменить уровень изучения или количество часов) до масштабных (поменять профиль).
У лицеистов «юрьевы дни» очень востребованы. Например, в 2020 году обучение окончили 725 выпускников, и 61% из них в течение двух лет менял свой ИУП. Другое направление выбрали 13%. Ещё 48% изменили перечень учебных предметов, уровень изучения или количество часов по предмету внутри профиля. Ребёнок может шаг за шагом выстраивать свою образовательную траекторию и время от времени корректировать цель, к которой идёт. Поэтому возможность внести изменения или выбрать совершенно другое направление необходимо учитывать, когда вы начинаете применять индивидуальные учебные планы.
Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать больше
Настоящие рекомендации по разработке и
оформлению рабочих программ учебных курсов,
предметов, дисциплин (модулей) разработаны в
соответствии с:
- приказом “Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования” от
06.10.2009 № 373 (зарегистрирован в Минюсте России
22.12.2009 г.); - письмом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 19.04.2011 № 03-255 “О введении
федеральных государственных образовательных
стандартов общего образования”; - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
“Об образовании в Российской Федерации” - “СТАНДАРТА ПРАВОСЛАВНОГО КОМПОНЕНТА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО
(ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УЧЕБНЫХ
ЗАВЕДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”“27” июля 2011 г. - Примерной программы по предмету, изд.Москва
2012г., утвержденной Председателем Отдела
религиозного образования и катехизации Русской
Православной Церкви.
- примерная (типовая) учебная программа –
документ, рекомендуемый Минобрнауки России,
который детально раскрывает обязательные
(федеральные) компоненты содержания обучения и
требования к качеству усвоения учебного
материала по конкретному предмету базисного
учебного плана; - авторская учебная программа – документ,
созданный на основе государственного
образовательного стандарта и примерной (типовой)
учебной программы и имеющий авторскую концепцию
построения содержания учебного курса, предмета,
дисциплины (модуля). Авторская программа
разрабатывается одним автором или группой. Для
авторской программы характерны оригинальные
концепции и построение содержания. Внедрению
авторской программы в практику работы ОУ
предшествует ее экспертиза и апробация;
авторские программы учебных предметов,
разработанные на основе примерных программ,
могут рассматриваться как рабочие программы.
Поэтому к авторским программам не обязательно
составление рабочих программ (по решению
методического объединения), но обязательно
составление календарно-тематического
планирования на каждый учебный год.
- рабочая программа учебного курса, предмета,
дисциплины (модуля) (далее – рабочая программа) –
учебная программа, разработанная педагогом на
основе примерной (типовой) и (или) авторской
учебной программы и определенного класса
(группы), имеющая изменения и дополнения в
содержании, последовательности изучения тем,
количестве часов, использовании организационных
форм обучения и т. п. Рабочая программа
конкретизирует соответствующий образовательный
стандарт, а также описывает
национально-региональный уровень; учитывает
возможности методического, информационного,
технического обеспечения учебного процесса,
уровень подготовки учащихся, отражает специфику
обучения в данном ОУ.
Являясь составной частью образовательной
программы ОУ, рабочая программа призвана
обеспечить гарантии в получении учащимися
обязательного минимума образования в
соответствии с государственным образовательным
стандартом и спецификой местных условий. В
рабочей программе должны быть отражены:
- требования федеральных компонентов
государственных образовательных стандартов; - обязательный минимум содержания учебных
программ; - максимальный объем учебного материала для
учащихся; - требования к уровню подготовки выпускников;
- объем часов учебной нагрузки, определенный
учебным планом ОУ для реализации учебных
предметов, модулей, спецкурсов, практикумов,
исследовательской и проектной деятельности в
каждом классе; - познавательные интересы учащихся;
- цели и задачи образовательной программы школы;
- необходимый комплект учебно-методического
обеспечения.
Рабочие программы по отдельным предметам для
ФКГОС
Рабочие программы разрабатываются на основе:
Журнал “Справочник заместителя директора
школы” № 6, 2011 года
Рабочая программа составляется на один учебный
год или на ступень обучения (начальное общее,
основное общее, среднее (полное) общее
образование).
Структура рабочей программы:
- включает в себя: титульный лист; пояснительную
записку; требования к уровню подготовки
учащихся; - учебно-тематический план;
календарно-тематическое планирование;
учебно-методические средства обучения.
Рассмотрим структурные элементы подробнее.
1. Титульный лист
Титульный лист рабочей программы содержит:
- наименование ОУ;
- грифы рассмотрения, согласования и утверждения
программы (с указанием даты и номера приказа
руководителя ОУ); - название учебного курса, предмета, дисциплины
(модуля); - Ф. И. О. педагога, разработавшего и реализующего
учебный курс, предмет, дисциплину (модуль); - класс (параллель), учащиеся которого изучают
учебный курс, предмет, дисциплину (модуль); - год составления программы и др. (образец
титульного листа в Приложении №1)
2. Пояснительная записка
В тексте пояснительной записки указываются:
- название, автор и год издания примерной
(типовой), авторской учебной программы, на основе
которой (ых) разработана рабочая программа; - цели и задачи данной программы обучения в
области формирования системы знаний, умений
(задачи формулируются в соответствии с
государственным образовательным стандартом – и
с учетом специфики данного ОУ); - изменения, внесенные в примерную (типовую) или
авторскую учебную программу, их обоснование; - учебно-методический комплект (учебник, рабочая
тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас,
контурная карта и др. согласно перечню учебников,
утвержденных приказом Минобрнауки России),
используемый для достижения поставленной цели в
соответствии с образовательной программой ОУ
(указываются:Ф. И. О. автора пособия, название,
класс, издательство, год издания); - количество учебных часов, на которое рассчитана
рабочая программа, в т. ч. количество часов для
проведения контрольных работ, лабораторных,
практических работ, экскурсий, проектов
исследований;
Пояснительная записка должна быть лаконичной.
3. Требования к уровню подготовки учащихся
Элемент структуры рабочей программы
“Требования к уровню подготовки
учащихся”представляет собой описание
целей-результатов обучения, выраженных в
действиях учащихся (операциональных) и реально
опознаваемых с помощью какого-либо инструмента
(диагностичных). Данный перечень
целей-результатов обучения включает в себя
специальные предметные и общие учебные умения и
способы деятельности. Основанием для выделения
требований к уровню подготовки учащихся
выступает государственный образовательный
стандарт общего образования и учебная программа
(примерная (типовая) и (или) авторская), на базе
которой(ых) разрабатывается рабочая программа.
Поэтому требования к уровню подготовки учащихся,
прописанные в рабочей программе, должны быть не
ниже требований, сформулированных в федеральном
компоненте государственного стандарта общего
образования и учебной программе, принятой за
основу.
При разработке требований к уровню подготовки
учащихся необходимо учитывать особенности их
формулирования. А именно, требования должны:
- быть описаны через действия учащихся;
- обозначать определенный уровень достижений;
- быть достижимыми и подлежащими оценке;
- быть понятными для учащихся.
Сформулировать требования к уровню подготовки
учащихся через операционально выраженные
диагностичные цели-результаты обучения можно
при помощи таксономии целей обучения,
разработанной Б.С. Блумом. Ниже приведен перечень
общих целей обучения, глаголов для формулировки
конкретных учебных результатов и ключевых
вопросов для заданий, составленный на основе
таксономии Блума.
4. Учебно-тематический план
Учебно-тематический план отражает
последовательность изучения разделов и тем
программы, показывает распределение учебных
часов, определяет проведение зачетов,
контрольных, практических и других видов работ.
Составляется учебно-тематический план на весь
срок обучения (обычно на учебный год).
Учебно-тематический план оформляется в виде
таблицы.
№ урока | Тема занятия | Содержание | Форма | Результат |
5. Календарно-тематическое планирование
Запись информации оформляется в виде таблицы:
№ урока | Тема занятия | Дата | Коррекция |
6. Учебно-методические средства обучения
Учебно-методические средства обучения
включают в себя: основную и дополнительную
учебную литературу (учебники, учебные пособия,
сборники упражнений и задач, контрольных
заданий, тестов, практических работ и
лабораторных практикумов, хрестоматии);
справочные пособия (словари, справочники);
наглядный материал (альбомы, атласы, карты,
таблицы); программы информационно-компьютерной
поддержки учебного процесса (мультимедийные
учебные пособия, электронные издания
энциклопедий; учебно-развивающие программные
среды); оборудование и приборы, необходимые для
реализации рабочей программы. Используемые
учебно-методические средства обучения можно
распределить по четырем группам:
- “Литература (основная и дополнительная)”;
- “Дидактические материалы”;
- “Информационно-компьютерная поддержка
учебного процесса”; - “Оборудование и приборы”.
Данная структура рабочей программы носит
рекомендательный характер. Законом РФ “Об
образовании” не определены требования к
рабочей программе. Она может быть составлена в
соответствии с требованиями к примерной
(типовой) учебной программе. Учитель может внести
коррективы во все структурные элементы
программы с учетом особенностей своего ОУ и
особенностей учащихся конкретного класса.
Например, определить новый порядок изучения
материала, изменить количество часов, внести
изменения в содержание изучаемой темы, дополнить
требования к уровню подготовки учащихся.
Разрабатывать рабочую программу необходимо
поэтапно.
Рассмотрение и утверждение рабочей программы
Вначале программа рассматривается на
заседании методического объединения учителей на
предмет ее соответствия требованиям
федерального государственного образовательного
стандарта. Решение методического объединения
учителей “рекомендовать рабочую программу к
утверждению” отражается в протоколе заседания,
а на титульном листе рабочей программы (сверху
слева) ставится гриф согласования: РАССМОТРЕНО.
Протокол заседания методического объединения
учителей от ________ №__, подпись руководителя МО
школы, расшифровка подписи.
Затем, при условии ее соответствия
установленным требованиям, согласуется с
заместителем директора по УВР на предмет
соответствия программы учебному плану
общеобразовательного учреждения и требованиям
федерального государственного образовательного
стандарта, а также проверяется наличие в
федеральном перечне на данный учебный год
учебника, предполагаемого для использования. На
титульном листе рабочей программы (посредине)
ставится гриф согласования: СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР (подпись)
Расшифровка подписи. Дата.
Рабочая программа утверждается: УТВЕРЖДЕНО
ежегодно до 1 сентября приказом директора
образовательного учреждения, после чего
программа становится нормативным документом
данного ОУ.
Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в
рабочую программу в течение учебного года,
должны быть согласованы с администрацией
образовательного учреждения.
Рабочие программы по отдельным предметам в 1-4
классах
Рабочие программы разрабатываются на основе:
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ от 6 октября 2009 г. № 373
Программы отдельных учебных предметов, курсов
должны содержать:
1) титульный лист оформляется для всех
предметов одного преподавателя в одном образце,
заверенный рассмотрением, согласованием и
утверждением;
2) пояснительную записку, в которой
конкретизируются общие цели начального общего
образования с учетом специфики учебного
предмета, курса;
3) общую характеристику учебного предмета,
курса;
4) описание места учебного предмета, курса в
учебном плане;
5) описание ценностных ориентиров содержания
учебного предмета;
6) личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения конкретного учебного
предмета, курса;
7) содержание учебного предмета, курса;
8) тематическое планирование;
№ урока | Тема занятия | Содержание | Форма | Результат |
9) описание материально-технического
обеспечения образовательного процесса;
10) календарно-тематическое планирование по
предмету.
Запись информации оформляется в виде таблицы:
№ урока | Тема занятия | Дата | Коррекция |
Учебные программы по предметам православного
компонента
(Авторские учебные программы)
разрабатываются на основе
- “СТАНДАРТА ПРАВОСЛАВНОГО КОМПОНЕНТА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО
(ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УЧЕБНЫХ
ЗАВЕДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”“27” июля 2011 г. - Примерной программы по предмету, изд.Москва
2012г., утвержденной Председателем Отдела
религиозного образования и катехизации Русской
Православной Церкви.
Для авторской программы характерны
оригинальные концепции и построение содержания.
Авторские программы учебных предметов, могут
рассматриваться как рабочие программы.
Поэтому к авторским программам не обязательно
составление рабочих программ (по решению
методического объединения), но обязательно
составление календарно-тематического
планирования на каждый учебный год.
Учебная программа
Может включать в себя сведения об одном
предмете или состоять из различных модулей,
последний вариант программы будет иметь
особенности построения.
Учебная программа включает разделы:
- “Титульный лист”, где указываются данные об
учредителе, полное наименование школы, грифы:
согласования с зам.директора по УВР, принятия на
педсовете, утверждение приказом директора ОУ;
название программы, возраст обучающихся, может
указываться класс, авторы-разработчики, год
издания. - “Пояснительная записка”, где охарактеризован
вклад предмета в достижение целей основного
общего образования; сформулированы цели, дается
общая характеристика курса и основные
результаты освоения предмета на нескольких
уровнях — личностном, метапредметном и
предметном. - “Содержание курса”, где представлено
изучаемое содержание, объединенное в
содержательные блоки. - “Тематическое планирование”, в котором дан
перечень тем курса и число учебных часов,
отводимых на изучение каждой темы, основных
видов деятельности ученика (на уровне учебных
действий).
№ | Тема | Количество часов | Виды учебных действий |
- “Оснащение учебного процесса”, которые
содержат характеристику необходимых средств
обучения и учебного оборудования,
обеспечивающих результативность преподавания
предмета в современной школе. - Может содержать “Контрольно – измерительные
материалы” по предмету. - Календарно-тематическое планирование (КТП)
составляется по форме:
№ урока | Тема занятия | Дата | Коррекция |
Согласование и утверждение КТП проводится
ежегодно до 1 сентября соответственно
зам.директора по УВР и директором школы.
Студенческая жизнь — это не только учёба в вузе, но и множество разных мероприятий и активностей: от концерта ко дню факультета до международных научных конференций. Чтоб успеть поучаствовать во всём, что ему интересно, студент должен хорошо уметь планировать своё время. В нашем материале мы расскажем, как делать это грамотно.
Нужна помощь?
Доверь свою работу кандидату наук!
Больше лайфхаков доступного подписчикам нашего образовательного телеграм-канала. А присоединившись к специальной группе, вы всегда будете в курсе свежих акций и выгодных предложений.
Как планировать учёбу и зачем это нужно
Планирование учёбы необходимо для того, чтобы успевать совмещать её с другими делами, которыми вам хочется заниматься: встречами с друзьями и близкими, просмотром фильмов, подработкой, общественной жизнью и пр. Цель грамотного планирования — тратить на учёбу меньше времени и освободить несколько часов для другой деятельности.
Как составить план учёбы
План учёбы — это индивидуальная программа, в которой написано, какие задания и в какие сроки должен выполнить студент в ближайшее время.
Его нет смысла составлять слишком надолго: вы не всегда знаете, какие задания нужно будет делать через несколько недель. Оптимальный временной промежуток для плана — от недели до месяца.
Чем меньше промежуток планирования, тем более детальным оно должно быть. Например:
- Через месяц — защита курсовой. Дописать работу и подготовить презентацию.
- Через неделю в 14.00 пройдёт защита курсовой. Подписать нормоконтроль, распечатать и сшить работу, согласовать с руководителем окончательный вариант презентации.
В план нужно включать не только обучение, но и другие дела: как повседневные (погулять с собакой, посмотреть сериал), так и редкие (поздравить родственницу с юбилеем, забрать из ремонта технику).
После того, как список дел на ближайшие дни составлен, их следует распределить в порядке приоритетности и выполнять именно в такой последовательности. Тогда у вас появится шанс сделать большинство запланированных задач.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Планирование учебного времени: крутые лайфхаки
Чтобы облегчить планирование учёбы студента, мы приготовили несколько полезных советов.
Выключайте внутреннего перфекциониста
Помните, что мало кому удаётся выполнить всё, запланированное на день. Чаще всего некоторые дела переходят с нами на следующие сутки, а иногда и неделю.
Определить вред от подобного срыва дедлайнов поможет специальный инструмент тайм-менеджмента — матрица Эйзенхауэра. Она делит текущие задачи на 4 вида. Мы расположили их в порядке приоритетности:
- срочные и важные;
- важные и несрочные;
- срочные и неважные;
- несрочные и важные.
Если вы периодически не выполняете дела из 4-ой категории: ничего страшного не произойдёт, позвольте внутреннему перфекционисту расслабиться. Главное — сделать в срок важные и срочные задачи.
Держите вещи в порядке
Очень много времени уходит впустую, когда рабочее пространство организовано неправильно. Минуты и часы, которые можно потратить на что-то полезное или приятное, идут на поиски нужного конспекта или другой важной вещи. Чтобы этого не происходило, старайтесь вовремя «расхламляться»: избавляйтесь от лишних и ненужных предметов, а те, что действительно нужны, складывайте туда, откуда их легко достать.
Начинайте с посильных заданий
Принцип «съешь лягушку» (начинать процесс с самого сложного и неприятного дела) работает далеко не всегда: часто мозг сопротивляется тому, что его хотят заставить выполнять неинтересные ему задачи. Советуем для раскачки взять дело попроще (например, выполнить домашнее задание по интересному вам предмету), а уже после его выполнения, на волне энтузиазма, переходить к «лягушкам».
Следите за тем, чтобы быть в ресурсе
Выполнить всё запланированное удастся только в том случае, если организм способен нормально функционировать. Для этого надо не забывать об отдыхе (высыпаться, гулять на свежем воздухе) и правильно питаться (у голодного человека не будет энергии для выполнения дел).
Используйте планировщики и приложения
Редко кому удаётся запомнить все дела на ближайшие дни: какие-то мелочи обязательно сотрутся из памяти. Чтобы ничего не забыть, используйте ежедневники или тематические приложения для смартфона, которые позволяют планировать текущие дела и отмечать выполненные задачи. Это могут быть простые «Заметки» или что-то более продвинутое:
- Trello;
- MyStudyLife;
- iStudiez;
- AnyDo;
- Todoist.
Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!
Надеемся, наши советы помогут вам спланировать своё учебное время правильно. А если вы всё же не успели вовремя выполнить реферат, контрольную или курсовую, всегда можно обратиться в сервис помощи студентам. Его эксперты справятся с любой учебной работой.