Как составить программу по дополнительному образованию для взрослых

Департамент образования

Администрации Надымского района

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества»

УТВЕРЖДЕНО:

Директор МОУ ДО

«Центр детского творчества»

__________________ Л.В. Орлова

Приказ № 133  от 10.06.2020г.

С изменениями от 03.12.2020

приказ №312

__________________ Л.В. Орлова

С изменениями от 31.12.2020

приказ №345

__________________ Л.В. Орлова

РАССМОТРЕНО:

на заседании Педагогического совета

Протокол №7 от 30.05.2020 г.

Председатель ПС

_________________ Л.В. Орлова

КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

художественной направленности

«ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА»

(стартовый уровень)

Возраст учащихся: взрослое население

Срок реализации: 2 месяца

                                                                                Авторы программы:

                                                                                Рыжук С.Н.,

                                                                                педагог дополнительного образования

г. Надым, 2020 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка……………………………………………     3

2. Учебный план………………………………………………………       6

3. Содержание программы…………………………………………..        7

4. Методическое обеспечение программы …………………………..     8

5. Список литературы………………………………………………….     9

               6. Глоссарий……………………………………………………………     10

               7. Календарный учебный график ………………………………………   12

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Научиться правильно и со вкусом оформлять свой дом желает каждый человек. Люди всегда стремились не только построить жилище, защищающее их от внешнего мира, но и украсить его, сделать не похожим на другие. Это позволит создать уют и особую атмосферу. Стремление сделать своё жилище красивым, удобным, комфортабельным, приятным для жизни находит свое отражение не только в обеспечении функциональных удобств, необходимых для жизнедеятельности семьи, но и в эстетическом преобразовании своего быта, индивидуализации интерьера, создании неповторимой атмосферы уюта домашнего очага.

Дополнительная общеразвивающая программа «Дизайн интерьера» художественной направленности направлена на изучение и освоение основных художественно-прикладных технологий, основ декорирования различных изделий, способов их обработки, развитие умения соблюдать композиционное и стилистическое единство при изготовлении дизайн-проектов. Учащиеся познакомятся с основами художественного вязания, основами флористики и флористического дизайна, освоят современные техники «декупаж», «пейп-арт» и др.

Программа разработана в соответствии с:

  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства просвещения РФ от 09.11. 2018г. № 196 (в редакции приказа Минпросвещения России от 30.09.2020 №533);
  • Требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки от 11 декабря 2006 г. №06-1844);
  • Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28;
  • Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 № 09-3242).

На основе пособий: Браиловской Л. В. Арт-дизайн: Красивые вещи «hand-made». – Ростов-на-Дону, 2005 г. – 249 с.; Будур Н. В. Курс женских рукоделий. -М., 2000 г. -576 с.; Ивановой Л.В. Украшения для вашего дома своими руками. – Ярославль: Академия развития, 2011. – 64с.: ил. – (Сказочное рукоделие) и др.

Уровень освоения программы – стартовый.

Актуальность программы заключается в возможности реализации и удовлетворения потребностей взрослого населения в самостоятельном создании индивидуального стиля собственного интерьера. Программа дает возможность реализовать (развить) собственные творческие возможности посредством выполнения индивидуальных дизайн-проектов.

Содержание программы характеризуется разнообразием материалов и видов деятельности, используемых в работе, различных сведений из области дизайна. Полученные знания и умения могут быть использованы в практической деятельности по декорированию внутреннего пространства собственного интерьера дома.

Педагогическая целесообразность программы состоит в формировании и развитии художественно-творческих способностей учащихся, выработке индивидуального стиля при создании неповторимых арт-объектов с использованием различных средств, приёмов, современных направлений художественного декорирования, эффектов (ботл-арт, пейп-арт, декупаж, тонирование, состаривание поверхности и др.).

Особенностью программы «Дизайн интерьера» является обучение основным приемам и технологиям дизайнерского искусства, направленного развитие чувства стиля, дизайнерского видения, результатом которого является создание новых авторских изделий для декора интерьера. В программе предложено освоение основных художественно-прикладных технологий и способами их обработки. Интеграция в данном случае понимается как объединение в едином ансамбле (интерьере) всех или некоторых из предлагаемых технологий. Целостность объединения обеспечивается соблюдением композиционного и стилистического единства продукта. Учащимся предлагается выполнить дизайн-проект декоративного предмета для оформления интерьера.

        Цель программы – развитие начальных навыков работы по изготовлению и декорированию предметов домашнего интерьера.

  1. Программные (образовательные) задачи:
  • формирование понятия «интерьер», его основных качеств, знакомство с композицией и зонированием, историческими стилями в архитектуре и искусстве;
  • обучение основам декорирования различных изделий, способов их обработки;
  • развитие умения соблюдать композиционное и стилистическое единство при изготовлении дизайн – проектов;
  • формирование основ художественного вязания;
  • знакомство с основами флористики, развитие умения работать с флористическими материалами.

Личностные задачи:

•        формирование эстетического вкуса;

•        развитие образного мышления, способности принимать нестандартные, оригинальные решения.

Метапредметные задачи:

  • формирование потребности в саморазвитии и самосовершенствовании;
  • развитие навыков самоконтроля.

Планируемые результаты освоения программы

Программные (образовательные):

учащиеся знают:

  • сведения о цвете и цветовых сочетаниях;
  • композиционное единство интерьера;
  • современные тенденции в оформлении интерьера;
  • основные приемы вязания крючком и на спицах;
  • основы флористического дизайна;
  • технологии выполнения декоративно-прикладных работ;

умеют:

  • подбирать цветовую гамму интерьера;
  • грамотно составлять композицию;
  • применять индивидуальные композиционные решения при создании арт-объектов;
  • применять различные инструменты, оборудование и основные изобразительные техники и материалы;
  • выполнять образцы по заданию и по собственному замыслу;

владеют:

  • навыками работы с дополнительной литературой, наглядными пособиями;
  • приёмами и способами декорирования элементов различных стилей в техниках;
  • простейшими приёмами построения творческих дизайн-проектов.

Личностные результаты: у учащихся будет сформирован эстетический вкус, необходимый при создании дизайнерских арт-объектов; развито образное мышление и способность принимать нестандартные, оригинальные решения при оформлении внутреннего интерьера помещений.

Метапредметные результаты: в процессе обучения по программе у учащихся будет сформирована потребность и готовность к самообразованию, саморазвитию, развиты навыки самоконтроля при выполнении творческих и дизайнерских проектов.

                В ходе освоения программы у учащихся формируются следующие компетенции:

Ценностно-смысловые компетенции:  

•        мотивация к творческой деятельности;

•         развитие индивидуальности, творчества, целеустремленности, креативного мышления, инициативы.

Общекультурные компетенции:

•        познание мира дизайна через изучение истории различных стилей, их особенностей;

Учебно-познавательные компетенции:

•        формирование «художественной грамотности»: умение видеть художественную форму, использование различного художественного инструментария;

•        умения получать знания и осваивать навыки работы с пространством, композицией;

•        владение знаниями, умениями работы в разных техниках и стилях;

Информационные компетенции:

•        навыки работы с дополнительной, специальной литературой,интернет-ресурсами.

Коммуникативные компетенции:

•        умение налаживать коммуникации друг с другом;

•        умение договариваться, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Социально-трудовые компетенции:

•        формирование представлений о грамотной организации рабочего места, технике безопасности,

формирование правильной привычки в области гигиены труда.

Компетенции личностного самосовершенствования:

•        потребность и готовность к самообразованию и саморазвитию;

•        мотивация к обучению и познанию.

Адресат программы – взрослое население.

Объем и срок освоения программы: программа является краткосрочной, срок реализации –2 месяца (группа формируется в соответствии с социальным заказом). Общее количество часов по программе – 24, в том числе: теория – 4 часа, практические занятия – 20 часов.

Форма занятий: групповая с индивидуальной практической работой.

Форма обучения: очная

Наполняемость групп – от 6 до 8 человек.

Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 3 учебных часа. Продолжительность занятия –  2 часа 20 минут с учётом 10 минутного перерыва после каждых 40 минут занятия (с учетом санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28).

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.

Уровень сформированности программных умений и навыков (УиН) и качество освоения УиН проводится в рамках текущего контроля, промежуточной аттестации и аттестации по завершении реализации программы.

Виды контроля по определению уровня сформированности программных умений и навыков (УиН) и качества освоения УиН:         

  • начальный контроль – в начале освоения программы (на первом занятии);
  • аттестация по завершении реализации программы – в конце освоения программы (на последнем занятии) проводится в форме защиты дизайн-проектов, выставки творческих работ.

        Текущий контроль проводится систематически на занятиях в процессе всего периода обучения по программе.

Контроль программных УиН осуществляется по следующим критериям: знание основных понятий по программе, владение практическими умениями и навыками, креативность выполнения практических заданий.

Оценка программных УиН осуществляется по 4 бальной системе (от 2 – 5 баллов).

Контроль УиН проводится в следующих формах:

  • практическое занятие;
  • выставка творческих работ;
  • защита проектов.

Методы контроля:

  • наблюдение;
  • творческая работа.

Критерии оценки результатов освоения программы:

•        степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над дизайн-проектом;

•        знание опорных понятий;

•        знание   особенностей разных стилей дизайна интерьера;

•        степень креативности и индивидуальности при создании дизайн-проекта.

Условия реализации программы

Учебное помещение, соответствует санитарным правилам СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28. Кабинет оборудован столами и стульями в соответствии с государственными стандартами. При организации занятий соблюдаются гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для ведения образовательного процесса. Кабинет оборудован раковиной для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды.

Материально-техническое обеспечение:

№ кабинета и наименование

Наименование оборудования

Количество

2. Кабинет технологии

Ноутбук  Acer ASPIRE ES1-512 – P2US

1

Экран настенный

1

Проектор Acer P1165

1

Доска стеклянная магнитно – маркерная

1

Набор офисной мебели “Референт-1”

1

Кресло компьютерное

1

Стол ученический 2-х местный

8

Стул ученический регулируемый по высоте

16

Материалы для создания изделий приобретаются учащимися самостоятельно.

Методическое и дидактическое обеспечение программы: наглядно-демонстрационный материал.

4.    Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования.

2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы

аттестации/

контроля

    Всего

   часов

Теорети-ческих

Практи-ческих

Раздел 1. Основы дизайна интерьера

3

1

2

Выставка

Понятие о композиции в интерьере. Стилевые решения в интерьере.

1

1

Декоративное оформление интерьера.

2

2

Раздел 2. Художественно-прикладные технологии

21

3

18

Выставка

Художественное вязание

7

1

6

Декупаж

6

1

5

Флористика

7

1

6

Защита дизайн-проектов

1

1

Защита дизайн-проекта

Итого:

24

4

20

3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Основы дизайна интерьера

Тема 1. Понятие о композиции в интерьере. Стилевые решения в интерьере.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуально-групповая работа, практическое занятие.

 Формы, методы и приемы: объяснение, словесно – иллюстрированный.

Дидактический материал: таблицы, рисунки, схемы.

Теория: Искусство композиции – основа дизайна. Функциональная организация пространства. Характерные особенности жилого дома. Современные направления в интерьере. Интерьер в нашем доме. Оборудование интерьера и бытовая техника.

Практика: Составление композиции непредметных форм (геометрические предметы).Разработка эскиза комнаты (стиль по выбору), подбор деталей интерьера в соответствии с выбранным стилем.

Метод контроля: обсуждение, опрос, наблюдение.

Формы контроля: выставка эскизов.

Тема 2. Декоративное оформление интерьера.

Формы организации учебной деятельности: индивидуально-групповая работа, практическое занятие.

Формы, методы и приемы: словесно- иллюстрированный, объяснение, закрепление,  инструктаж, самостоятельная работа.  

Дидактический материал: иллюстрации, рисунки, схемы.

Материалы и инструменты: крючки, нитки, ножницы.

Теория: Оформление интерьера эстампами, картинами, предметами декоративно – прикладного искусства. Элементы декора –  вещи, вазы, посуда.

Практика: подбор декоративного оформления интерьера “Маленькие в большом”.

Метод контроля: обсуждение, наблюдение.

Формы контроля: мини-выставка.

Раздел 2. Художественно-прикладные технологии

Тема 1. Художественное вязание.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуально-групповая работа, практическое занятие.

Формы, методы и приемы: объяснение, словесно – иллюстрированный рассказ с показом трудовых действий, индивидуальный инструктаж.

Дидактический материал: иллюстрации, рисунки, схемы.

Материалы и инструменты: крючки, нитки, ножницы.

Теория: основные техники вязания крючком. История вязания крючком. Основные приемы вязания крючком. Основные виды петель и столбиков: воздушная петля, полустолбик, столбик без накида, полустолбик с накидом, столбик с накидом, столбики с двумя, тремя и более накидами и их обозначения. Ознакомление с понятиями –  кромка, цепочка, начальный ряд, окончание работы, мотив, прибавление и убавление столбиков.

Практика: показ трудовых приемов педагогом (вязание цепочки, столбики с накидом, столбики без накидов, столбики с 2-мя, 3-мя накидами, вязание вытянутых петель – «мех»), выполнение приемов вязания, запись обозначений в тетрадь, индивидуальный инструктаж.

Метод контроля: обсуждение, опрос, наблюдение, индивидуальный контроль.

Формы контроля: выставка творческих работ.

Тема 2. Декупаж.

Формы организации учебной деятельности: практическое занятие, индивидуально-групповая работа.

Формы, методы и приемы: словесный, практический, показ образцов.

Дидактический материал: образцы работ, фото, иллюстрации.

Материалы и инструменты: цветная бумага, картон, гофрированная бумага, клей, ножницы, полимерная глина, салфетки, акриловые краски, грунтовка, лак для декупажа, дополнительная оформительская фурнитура.

Теория: Инструктаж по соблюдению техники безопасности при работе с колющими, режущими инструментами. Краткие познавательные беседы  о техниках «декупаж», «пейп-арт».

Практика: Совершенствование навыков работы с бумагой разного качества и различными материалами. Использование техник: «декупаж», «пейп-арт»  при создании изделий. Практическая работа по изготовлению изделий: открытки, сувениры, панно. Использование шаблонов, трафаретов, заготовок.

Метод контроля: опрос, обсуждение, наблюдение.

Форма контроля: мини выставка выполненных изделий.

Тема 3. Флористика.

Формы организации учебной деятельности: практическое занятие, индивидуально-групповая работа.

Формы, методы и приемы: словесный, показ образцов, иллюстрационный, практический.

Дидактический материал: образцы работ, фото, иллюстрации.

Материалы и инструменты: цветной картон, цветная бумага, разнообразный природный материал, клей, ножницы, бисер, бусины, дополнительная оформительская фурнитура, стейп-лента, оазис, флористическая проволока, силиконовый пистолет, разновидность упаковочного материала.

Теория: Инструктаж по соблюдению техники безопасности при работе с колющими, режущими инструментами. Интерактивная беседа: «Что такое флористика ?».

Практика: Практическая работа с флористическим материалом (топиарий, картины из природного материала, панно, фоторамки, открытки, сувениры, коллаж).

Метод контроля: опрос, обсуждение, наблюдение.

Форма контроля: выставка творческих продуктов.

Тема 4. Защита дизайн-проектов.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная.

Формы, методы и приемы: словесный, практический.

Дидактический материал: образцы работ, фото, иллюстрации.

Практика: Оценка качества выполнения проекта. Анализ результатов выполнения проекта.

Метод контроля: опрос, обсуждение, наблюдение.

Форма контроля: защита дизайн-проектов

4.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

При составлении образовательной программы в основу положены следующие принципы:

•        единства обучения, развития и воспитания;

•        последовательности: от простого к сложному;

•        систематичности;

•        активности;

•        наглядности;

•        интеграции;

•        связи теории с практикой;

Применение современных технологий способствует повышению мотивации учащихся к обучению дизайнерского оформления помещений.

Организация образовательной деятельности основана на применении таких технологий как:

•        личностно-ориентированные педагогические технологии(педагогическая поддержка, создание ситуации успеха и т.д.);        

•        технологии проблемного обучения (рассмотрение проблемных ситуаций, поиск оптимальных путей решения);

•        технологии дифференциации и индивидуализации обучения (определение маршрутов работы групп и роли каждого в группе).

Организация образовательной деятельности основана на применении разнообразных методов обучения:      

1. Репродуктивные (усвоение и воспроизведение понятий).

2. Наглядные (схемы, таблицы, иллюстрации).

3. Словесные (беседа, лекция, объяснение, дискуссия).

4. Практические (упражнения, задания).

5.Частично-поисковые, проектно-исследовательские.

6. Проектные методы (создание и защита дизайн-проектов).

Методика занятий предусматривает проведение консультаций, собеседования, практикумов, самостоятельной работы.

Основными формами организации образовательной деятельности являются: групповая, индивидуальная, индивидуально-групповая.

Основные формы организации учебного занятия – занятие-практикум, творческий отчёт, выставки и др.

5.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Интернет-источники:

  1. Декор для дома своими руками: https://www.pinterest.ru/annaabkart/%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D1%80-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%B4%D0%BE%D0%BC%D0%B0-%D0%B8-%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D1%8F-%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B8%D0%BC%D0%B8-%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B8/ 
  2. Декор своими руками: https://all4decor.ru/article/dekor-dlya-doma-svoimi-rukami/ 
  3. Декупаж в интерьере: https://prorab.guru/sovet/dekupazh-v-oformlenii-interera-novaya-zhizn.html 
  4. Декупаж: https://designcrab.ru/dekupazh-v-interere/ 
  5. Принципы флористического дизайна: https://www.inmyroom.ru/posts/4015-printsipy-floristicheskogo-dizayna-v-interiere 
  6. Вязание крючком для интерьера: https://www.dizainvfoto.ru/dekor/vyazanye-kryuchkom-veshhi-dlya-interera.html 
  7. Вязание в интерьере: https://blog.mirkrestikom.ru/vjazanye-izdelija-v-sovremennom-interere-chto-mozhno-svjazat-krjuchkom/ 

Литература, рекомендуемая учащихся по данной программе:

  1. Воронов Н.В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна: в 2 т. М.: Союз дизайнеров России, 2001.
  2. Глазычев B.JI. Дизайн как он есть. М.: Европа, 2006.
  3. Дизайн XXI века / Под ред. Шарлотты и Питера Фиелл. Изд-во: ACT, Астрель, 2008.
  4. А.В. Ефимов. Дизайн архитектурной среды. М.: Архитектура-С, 2005.
  5. Лаврентьев А.Н. История дизайна: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2007.
  6. А.Н. Лебедев. Дизайн интерьера на компьютере//М.: НТ Пресс, 2006.
  7. Грожан Д. Практикум начинающего дизайнера. – Ростов-на-Дону; Феникс,2005
  8. Журналы: «Интерьер и дизайн», «Эль декор», «Табурет», «Наш дом».

Интернет ресурсы:

Вязание:

1. Воротники и манишки http://www.stranamam.ru/post/6629418/

2.Основы вязания кокеток при вязании крючком          

    http://www.stranamam.ru/post/7806590/

3.Пинетки http://www.stranamam.ru/post/12630870/

4. Повязка кошечка http://www.stranamam.ru/post/12591210/

5.Платье http://www.stranamam.ru/post/11559492/

6.Пончо http://www.stranamam.ru/post/11731322/

7. Расчеты при вязании круглой салфетки http://www.stranamam.ru/post/10878631/

8.Рюкзачки и сумочки http://www.stranamam.ru/post/11330528/

9.Сетчатые узоры крючком http://www.stranamam.ru/post/11486629/

Декупаж:

1.Клеим без морщин http://stranamasterov.ru/node/65341

2. Обложки http://stranamasterov.ru/node/218010

3. Работа с распечатками http://stranamasterov.ru/node/208866

4. Эконом рамки для творений http://stranamasterov.ru/node/312208

Флористика:

1.Гербера из фоамирана http://stranamasterov.ru/node/821389

2.Изготовление цветов http://stranamasterov.ru/node/451201

3.Работа с крупой http://stranamasterov.ru/node/528909

4. Сладкая туфелька на танкетке http://stranamasterov.ru/node/1058857?tid=788

5.Топиарий http://stranamasterov.ru/node/331034

6. ГЛОССАРИЙ

Ажур  — тонкая кружевная ткань; вышивка, плетение, вязание в виде сквозного, сетчатого

Ажурное вязание используется как сплошная гладь, или в виде горизонтальных или

Аксессуар  — мелкий предмет,  деталь, подробность чего – либо; например, аксессуары

Ассиметрия – понятие, противоположное симметрии: нарушение равновесия и соразмерности к композиции.

 вертикальных полос, или как произвольные мотивы. Ажурное вязание особенно часто

Воздушная петля — это самая первая петля, которая берется с нитки, натянут

Вязальный крючок – инструмент для вязания изделий из ниток.

Вязание — процесс изготовления изделий (обычно элементов одежды) из непрерывных

Вязание вкруговую – техника вязания изделия по кругу.

Вязание крючком — процесс ручного изготовления полотна или кружева из ниток с

Главные цвета – желтый – красный – синий – зеленый. Главные цвета состоят из трех основных и одного смешанного цвета (зеленого).

Двойная петля – петля, состоящая из двух рядов, расположенных параллельно, каждый из которых закреплен отдельно путем закручивания. Из двойных петель можно делать серии петель.

Декоративные элементы – любые виды материала, которые приносят в композицию дополнительные эффекты и оттенки.

Декорирование – дополнительное украшение изделия.

Декорировать– украшать, оформлять.

Деталь– часть изделия, изготовленная из однородного материала без применения сборочных операций.

Дизайн — художественное конструирование предметов, проектирование эстетического облика промышленных изделий. Задача дизайна состоит в том, чтобы сделать окружающие нас предметы красивыми и удобными в обращении, технически целесообразными.

Дополнительные цвета – цвета, лежащие в цветовом круге друг против друга. Например, красный и зеленый (противоположные цвета).

Изделие– предмет или совокупность предметов производства, подлежащих изготовлению (могут быть одно детальные и много детальные и т.д.).

Инструмент– орудие для работы (может быть ручным, механическим).

 используется в детских изделиях.

Клеевой пистолет – инструмент, который позволяет прочно соединять любые поверхности расплавленным полиэтиленом, при этом склейка будет точечной.

 ковриков и других плоских вещей.

Композиция – Важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и целостность; соотношение и взаимное расположение частей целого.

Кромка  это первая и последняя петля в вязании прямого полотна.

Кромочная петля – первая и последняя петля в ряду вязания.

Круговое вязание – петли этого вязания расположены в замкнутом круге, вязка идет по кругу и имеет лицевую и изнаночную сторону. Этой вязкой вяжут шапочки, чулки, носки и другие изделия, имеющие круглую или цилиндрическую форму.

Кружево — полоска или кусок текстиля, получаемого путем шитья, вязания или плетения.

Крючок – крючки бывают короткие и длинные. В зависимости от материала, из которого они сделаны, крючки подразделяются на железные, деревянные, пластмассовые, костяные, медные и т.д. При их выборе следует помнить, что деревянные пригодны только для очень толстого материала, а в более тонких работах они ломаются. Костяные крючки легки и эластичны, но быстро стачиваются о пряжу, и если их вовремя не менять, вязка будет искажаться. Медные крючки удобны для вязки из шерсти, но они гнутся и оставляют на пальцах следы зеленой окиси, пачкающей ткань. Поэтому лучшими крючками являются стальные крючки. По толщине, крючки бывают толстые и тонкие – от №1 до №6. Номер крючка, определяется толщиной его рабочей части – головки. Если толщина головки 3мм, то это крючок № 3, если 2 – то №2. Тонкими металлическими крючками (№ 0,5 — 1,5) вяжут ажурные изделия – кружева, салфетки. Изделия из шерстяной пряжи, обычно вяжут толстыми крючками (№ 2—6). Крючки различаются также и по длине. Различают крючки короткие (12—15 см) и длинные (35—45 см). Длинными крючками с припаянной леской (наподобие круговых спиц) пользуются для тунисского вязания.

Материал (нерастительный) – основной и вспомогательный материалы нерастительного характера, например проволока, лента, бусины, сосуд и т.д.

Мотив – это определенная комбинация из воздушных петель и столбиков, которая ритмично повторяется в данном узоре.

Накид это нитка, поддетая на крючок после того, как на нем уже имеется ведущая петля или петля перехода. Количество накидов на крючке бывает от одного и более (в зависимости от того, какой высоты надо сделать столбик). Каждый накид образует дополнительную петлю на крючке. Протягивание нитей через накид и дает удлинение столбика.

 нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную (вязальный крючок, спицы) или на специальной машине (механическое вязание). В египетской гробнице найдена вязаная детская обувь, возраст которой более четырех тысяч лет.

Нитки – крученые изделия, вырабатываемые из хлопчатобумажной, льняной, шерстяной пряжи, натурального шелка, химических волокон и нитей.

Оазис – флористическая губка. Применяется в цветочных композициях.

Окружность – замкнутая кривая линия. Все точки, которые равно удалены от ее центра.

Пейп-арт – это техника декорирования бумажными салфетками, но не имеет ничего общего с техникой декупаж.

Первая петля (начальная петля) – петля, с которой начинается вязание.

Петли – различные виды вязания трикотажного полотна прямыми и обратными рядами разными столбиками.

Петля поворота – это петля, которая остается на крючке после того, как провязан первый

Плоское вязание – это вязание, в котором нет лицевой или изнаночной стороны, т.к. каждый новый ряд петель или столбиков после петли поворота вяжется в другую сторону,

полный ряд петель. Она обеспечивает поворот вязания или переход с ряда на ряд.

помощь вязального крючка.

Прибавка– вывязывание новых, дополнительных петель, расширяющих изделие.

 противоположную предыдущей. Этот вид вязки применяют при вывязывании шарфов,

прядильном производстве. Из пряжи изготовляют ткани, трикотаж, нитки и т. п.    

Пряжа – нить, состоящая из текстильных волокон, соединенных скручиванием. Получают в

Прямое полотно – вязание лицевой и изнаночной стороны.

Рабочая нить – конец нити, на который непосредственно нижут бисер, в зависимости от способа низания может быть одна или несколько рабочих нитей.

 разнообразна по назначению, конструкции и внешнему виду. К фурнитуре относятся различные замки, зажимы, заколки, кольца разных размеров и т.д.

Раппорт – повторение узора вязки.

 рисунка.

Свит-дизайн (от англ. sweet — сладкий, сласти и design — дизайн, композиция) — это составление композиций из кондитерских изделий, в частности из конфет.

Свойства материала – характер материала с точки зрения его фактуры и структуры. Например, стекло прозрачно, а керамика непрозрачна.

Синтипон – синтетический материал для набивки игрушки.

Соединительный столбик – соединение конца и начала ряда.

Стеклярус – трубочки из цветного стекла, используемые для украшения одежды и интерьеров..

Схема узора – изображение узора при помощи условных знаков.

 туалета – предметы, дополняющие костюм.

Убавка – сокращение количества петель для того, чтобы уменьшить длину или ширину изделия.

Узор – декоративная вязка на основном полотне.

 указательным пальцем левой руки.

Филейное вязание – имитация кружевного филе, в котором на ткани в сетку вышивают узоры. При филейном вязании клетки узора вяжутся сразу, вместе с сеткой. Эффект филейного вязания заключается в чередовании света и тени в пустых и заполненных клетках.

функции изделия: прикрепление, соединение частей, заделку концов и т.д. фурнитура

Фурнитура – декоративный вспомогательный материал, обеспечивающий утилитарные

Цвет– свойство света вызывать определенное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или испускаемого излучения.

Цветовая гармония – цветовую гармонию создают разные цвета, близко или далеко отстоящие друг от друга в цветовом круге и взятые в определенных количественных отношениях.

Цветоведение– систематизированное представление о цвете. Например, цветовой круг, цветовая звезда, гармония цвета.

Цветовой круг – систематизированное представление цветов в форме круга. Исходными являются три основных или четыре главных цвета.

Шаблон – образец, по которому изготавливают одинаковые детали.

Шило – инструмент для прокалывания мелких дырок

Эскиз – изображение предметов, предназначенное для разового использования (выполняется от руки, дает полное представление о форме детали, ее размерах, необходимо для изготовления и контроля)

  1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

к краткосрочной дополнительной общеразвивающей программе

«Дизайн интерьера»

Календарный учебный график к дополнительной общеразвивающей программе «Дизайн интерьера» разрабатывается для учебной группы и является приложением к программе.

7.Формы организации деятельности детей. Формы подведения итогов.

В образовательном процессе используются различные формы организации деятельности детей, как традиционно принятые в системе основного общего образования (учебное занятие, лекция, семинар, дискуссия, учебная игра, конференция), так и те, которые в школе считаются внеучебными формами: экскурсия, экспедиция, турпоход, презентация, защита проекта, тематический стол, день добрых сюрпризов (упражнения в умении оказывать знаки внимания, делать добрые дела), выпускной ринг отчет выпускников детских объединений с анализом прошлого, планированием будущего и даже чаепитие. В дополнительном образовании эти формы также несут учебную нагрузку и могут использоваться как активные способы освоения детьми образовательных программ.

В качестве форм подведения итогов обучения в дополнительном образовании детей используются:
собеседование, заслушивание лучшего ответа, обсуждение готовой работы, заполнение карточек ответов, зачет, реферат, защита выпускной работы или творческого проекта, тестирование, выполнение спортивных нормативов, контрольное упражнение, участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, выступление на концертах, участие в выставках.

8.Современные педагогические технологии в сфере дополнительного образования детей

Дополнительное образование располагает собственными

педагогическими технологиями по развитию творческой активности ребенка, по саморазвитию и самореализации.

Дополнительное образования детей строится на таких принципах, как:

  • дифференциация, индивидуализация, вариативность образования;

  • развитие творческих способностей детей, выражающееся в том, что в организуемой образовательной деятельности доминируют творческие начала и творчество рассматривается как уникальный критерий оценки личности и отношений в коллективе;

  • учет реальных возможностей и условий обеспечения образовательных программ материальными, технологическими, кадровыми и финансовыми ресурсами;

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся при включении их в различные виды деятельности;

  • ориентация на потребности общества и личности обучающегося;

  • возможная корректировка учебной программы с учетом изменяющихся условий и требований к уровню образованности личности, возможности адаптации обучающихся к – современной социокультурной среде.

В своей практике следует придерживаться следующих «путеводных положений», наиболее отвечающие специфике дополнительного образования детей:

  • Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.

  • Взаимное превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше – это «что-то» нужно искать.

  • Неизбежность перемен: ни одно суждение о ребенке не может считаться окончательным.

  • Успех рождает успех. Основная задача – создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.

  • Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала.

Определяя главную цель воспитания и обучения как развитие личности, мы исходим из того, что каждое учебное занятие, каждое воспитательное мероприятие в рамках дополнительного образования детей должно обеспечивать интеллектуальное и социальное

Поэтому большой интерес для нас представляют:

  • личностно -ориентированные технологии обучения и воспитания в центре внимания которых – неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей и способная на ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

Отсутствие в рамках дополнительного образования детей жесткой регламентации деятельности, гуманистические взаимоотношения участников добровольных объединений детей и взрослых, комфортность условий для творческого и индивидуального развития детей, адаптация их интересов к любой сфере человеческой жизни создают благоприятные условия для внедрения личностно-ориентированных технологий в практику их деятельности.

Технология личностно-ориентированного развивающего обучения

Технология личностно-ориентированного развивающего обучения (И.С. Якиманская) сочетает обучение (нормативно-сообразная деятельность общества) и учение (индивидуальная деятельность ребенка).

Цель технологии личностно-ориентированного обучения максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.

В технологии личностно-ориентированного обучения центр всей образовательной системы – индивидуальность детской личности, следовательно, методическую основу этой технологии составляют дифференциация и индивидуализация обучения.

Технология дифференцированного обучения предполагает несколько этапов:

  1. Ориентационный этап (договорной). Педагог договаривается в детьми, том, как они будут работать, к чему стремиться, чего достигнут. Каждый отвечает за результаты своего труда и имеет возможность работать на разных уровнях, который выбирает самостоятельно.

  2. Подготовительный этап. Дидактическая задача – обеспечить мотивацию, актуализировать опорные знания и умения. Нужно объяснить, почему это нужно научиться делать, где это пригодиться и почему без этого нельзя (т.е. «завести мотор»). Вводный контроль (тест, упражнение). Дидактическая задача – восстановить в памяти все то, на чем строиться занятие.

3) Основной этап – усвоение знаний и умений. Учебная информация
излагается кратко, четко, ясно, с опорой на образцы. После чего дети должны
перейти на самостоятельную работу и взаимопроверку. Главное – каждый
добывает знания сам.

  1. Итоговый этап – оценивание лучших работ, ответов, обобщение пройденного на занятии.

Технологии индивидуального обучения (адаптивная) – такая технология обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.

Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным способностям каждого ученика, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию.

Это позволяет ученику работать экономно, контролировать свои затраты, что гарантирует успех в обучении.

  • Групповые технологии, предполагающие организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.

Разновидности групповых технологий:

  • групповой опрос;

  • общественный смотр знаний;

  • учебная встреча;

  • дискуссия;

  • диспут;

  • конференция;

  • путешествие.

Уровни коллективной деятельности в группе:

  • одновременная работа со всей группой;

  • работа в парах;

  • групповая работа на принципах дифференциации.

Во время групповой работы педагог выполняет различные функции: контролирует, отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь.

  • Педагогика сотрудничества

В дополнительном образовании широко используется педагогика сотрудничества (С.Т. Шацкий, В.А. Схомлинский, Л.В. Занков и др.), которая является воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей.

В «Концепции среднего образования Российской Федерации» сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

Два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным (но обладающим преимуществами молодости); ни один из них не должен стоять над другим.

Концептуальные положения педагогики сотрудничества:

  • Превращение педагогики знания в педагогику развития личности;

  • В центре образовательной системы – личность ребёнка

  • Гуманистическая ориентация образования;

  • Развитие творческих способностей и индивидуальности ребёнка

Основные принципы педагогики сотрудничества:

  • Учение без принуждения;

  • Право на свою точку зрения

  • Право на ошибку

  • Успешность

  • Мажорность

  • Сочетание индивидуального и коллективного воспитания

Педагогика сотрудничества предполагает гуманное отношение к детям:

  • педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;

  • оптимистическую веру в ребенка;

• сотрудничество, мастерство общения;

• отсутствие прямого принуждения;

  • приоритет положительного стимулирования;

  • терпимость к детским недостаткам. Демократизация отношений утверждает:

  • уравнивание ученика и учителя в правах;

  • право ребенка на свободный выбор;

  • право на ошибку;

  • право на собственную точку зрения;

  • соблюдение Конвенции о правах ребенка;

стиль отношений учителя и учеников: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

  • Технология коллективной творческой деятельности

Существуют технологии, в которых достижение творческого уровня является приритетной целью. Наиболее плодотворно в системе дополнительного образования применяется технология коллективного творческого дела (И.П. Иванов)

Принципы КТД:

социально-полезная направленность деятельности детей и взрослых

сотрудничество детей и взрослых;

романтизм и творчество

Цели технологии:

  • Выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к творческой деятельности;

  • Воспитать общественно-активную творческую личность и способствовать организации социального творчества.

Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самосовершенствованию. Широко используется игра, состязательность, соревнование.

Оценивание результатов – похвала за инициативу, публикация работы, выставка, присвоение звания и т.д..

Возрастные этапы технологии творчества

Младшие школьники:

  • игровые формы творческой деятельности;

  • освоение элементов творчества в практической деятельности;

  • обнаружение в себе способностей создать какие-то творческие продукты.

Средние школьники:

  • творчество по широкому кругу прикладных отраслей

  • участие в в массовых литературных, музыкальных, театральных, спортивных мероприятиях.

Старшие школьники:

  • выполнение творческих проектов;

  • исследовательские работы;

  • сочинения.

Черты технологии творчества:

  • свободные группы, в которых ребёнок чувствует себя раскованно;

  • педагогика сотрудничества, сотворчества;

  • применение методик коллективной работы;

  • стремление к творчеству, самовыражению, самореализации.

  • Игровые технологии

    По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

    В практике игровая деятельность выполняет такие функции:

  • развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);

  •  коммуникативную: освоение диалектики общения;

  • самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

  • игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

  • диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

  • функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

  • межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

  • социализации: включение в систему общественных отношений, усвоениенорм человеческого общежития.

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):

  • свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

  • творческий, в значительной мере импровизационный, очень

  • эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоцио­нальное напряжение»);

  • наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры,
    логическую и временную последовательность ее развития.

Классификационные параметры игровых технологий: 

  • По уровню применения: все уровни.

  • По философской основе: приспосабливающаяся.

  • По основному фактору развития: психогенные.

  • По организационным формам: все формы.

  • По подходу к ребенку: свободное воспитание.

  • По преобладающему методу: развивающие, поисковые, творческие.

  • По направлению модернизации: активизация.

  • По категории обучаемых: массовая, все категории.

  • По видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические)

  • По игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые)

  • По игровой среде (с предметом и без, настольные. Комнатные. Уличные, компьютерные)

    Спектр целевых ориентаций

  • Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; при­менение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных уме­ний и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучеб­ных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование опре­деленных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, комму­никативности.

  • Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений срав­нивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; раз­витие мотивации учебной деятельности.

• Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адапта­ция к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Игровая технология применяется педагогом в работе с учащимися различного возраста. От самых маленьких до старшеклассников и используются при организации занятий по всем направлениям деятельности, что помогает детям ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни.

Новые информационные технологии обучения

Современное образование с каждым днём всё настойчивее требует активного использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в управленческой, воспитательно-образовательной, финансовой деятельности школы.

Этот процесс получил название «информатизация образования». Процесс информатизации образования в настоящее время затронул практи­чески все сферы деятельности школы. Информационные технологии применяются на уроках, в в дополнительном образовании, для организации досуга, в открытом образовании, для созда­ния обучающих программ и учебных пособий, а также для формирования еди­ного информационного образовательного пространства школы.

Поэтому этот процесс можно представить как сочетание двух взаимопроникающих и взаимодополняющих структурных элементов: создание информационного пространства школы и формирование информационной компетентности учащихся.

Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик. Г.К.Селевко, например, предлагает девять вариантов использования компьютерных средств на уроках и во внеурочной деятельности:

  • Полная замена учителя компьютером или электронным учебным пособием по предмету.

  • Частичная замена деятельности учителя компьютерными обучающими программами (по отдельным вопросам, темам, разделам предмета).

  • Фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала, аудио-и видеонаглядности из электронных хрестоматий, энциклопедий, музеев и других дополнительных материалов предметного учебно-методического комплекса.

  • Использование тренинговых программ для закрепления материала и для выработки умений и навыков.

  • Использование диагностических и контролирующих материалов, имеющихся на электронных носителях или разработанных учителем.

Выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий учащимися с последующей демонстрацией их результатов на уроках и во внеклассной работе.

  • Использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы.

  • Использование компьютера для вычислений, построения графиков.

  • Использование игровых и занимательных программ для закрепления материала, повышения мотивации, психологической разрядки

Информатизация обучения требует от учителей и учащихся компьютерной грамотности, которую можно рассматривать, как особую часть содержания компьютерной технологии. В структуру содержания компьютерной технологии входят:

  • знание современных программных оболочек и операционных
    средств общего назначения (Norton Commander, Windows, их расширения) и
    владение их функциями;

  • владение хотя бы одним текстовым редактором;

  • первоначальные представления об алгоритмах, языках и пакетах программирования;

  • первоначальный опыт использования прикладных программ утилитарного назначения

Совершенно уникальные возможности для диалога ребенка с наукой и культурой представляет Всемирная компьютерная сеть – Internet:

  • переписка-разговор со сверстниками из всех частей мира;

  • привлечение научной и культурной информации из всех банков, музеев, хранилищ мира;

  • интерактивное общение, слежение за событиями через международные серверы.

9. Определение образовательных результатов в дополнительном

образовании детей.

В отличие от основного общего образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности учащихся достаточно четко отработан и осуществляется, как правило, путем выставления отметок по пятибалльной шкале, в дополнительном образовании детей такой способ подведения итогов неприемлем.

Поэтому педагоги разрабатывают программы, содержащие фиксированные образовательные результаты. Обязательная аттестация в дополнительном образовании в принципе отсутствует. А важнейшим средством управления образовательным процессом является объективный и систематический контроль работы детей.

Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям, навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся, постольку о ее результатах можно говорить, используя, как минимум, две группы показателей: учебные и личностные.

Соответственно этому, в качестве предмета оценивания могут быть:

а) набор основных знаний, умений, практических навыков по изучаемому виду деятельности, а также общеучебных навыков, которые должен приобрести ребенок в результате освоения конкретной образовательной программы;

б) перечень важнейших личностных свойств, которые желательно сформировать у ребенка за период его обучения по данной программе и время общения с педагогом и сверстниками.

в) совокупности то и другое обозначается в образовательной программе понятием «ожидаемые результаты».

При этом необходимо определить возможные уровни выраженности (от минимального до максимального) каждого измеряемого показателя у разных детей. Сведенные воедино, они и показывают, в какой мере тот или иной ребенок сумел освоить предложенную ему образовательную программу.

Результаты контроля учебной работы обучающихся служат основанием для внесения корректив в содержание и организацию процесса обучения, а также для поощрения успешной работы лучших воспитанников, развития их творческих способностей, самостоятельности и инициативы в овладении знаниями, умениями и навыками.

Результаты контроля отражаются в журнале учета работы учебных групп.

Контроль проводится в следующих формах: собеседование, заслушивание лучшего ответа, обсуждение готовой работы, заполнение карточек ответов, зачет, реферат, защита выпускной работы или творческого проекта, тестирование, выполнение спортивных нормативов,

контрольное упражнение, участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, выступление на концертах, участие в выставках, ярмарках и т.п.

Несколько раз в год проводятся смотры знаний учащихся в форме КВН-нов, викторин, олимпиад, конкурсов, концертов, открытых занятий, что является формой оценки реализуемых образовательных программ. Такие формы работы с детьми повышают их интерес к обучению. А педагоги имеют возможность увидеть результаты своего труда. Технология полного усвоения позволяет достичь хороших результатов всем учащимся, так как:

-задает единый для всех детей уровень знаний, умений и навыков, но делает переменными для каждого обучающегося время, методы, формы, условия труда, то есть создаются дифференцированные условия усвоения учебного материала;

-успехи каждого ученика сравниваются с установленным эталоном;

-каждый ученик получает необходимую помощь;

-диагностические тесты позволяют скорректировать работу детей.

Разработка программ дополнительного образования на заказ

Программы дополнительного образования — это фундамент, который позволяет организовать грамотный процесс обучения слушателей, студентов. Разработкой плана, программы, сопутствующей документации могут заниматься сами педагоги, преподаватели. Однако это существенная дополнительная нагрузка, на которую согласится не каждый специалист. Также для качественной работы, создания полноценной грамотной программы требуется широкий пласт методических знаний. Без них составить хорошую, непротиворечивую и одновременно эффективную основу для обучения слушателей не выйдет.

Мы предлагаем широкий комплекс услуг по разработке программ дополнительного образования на заказ. Работаем с самыми разными направлениями профессионального обучения взрослых, а также дополнительным образованием детей.

Готовы взять на себя все заботы по составлению методических комплексов под ключ: от разработки перечня компетенций, самой образовательной программы до создания необходимых приложений, сопутствующей документации, составления календарного учебного плана, в том числе поурочного, а также графика.

Что такое программа дополнительного образования, и зачем она нужна

Программа дополнительного образования — это документ, в котором отражают особенности процесса обучения слушателей, студентов по тому или иному направлению. Стандартная программа включает в себя от 4 до 7 частей. Наиболее часто в структуру документа вносят такие разделы:

  • Базовые положения. О характере образовательной программы, наименовании и прочих формальных характеристиках.
  • Описание учебной программы. В числе характеристик — цели и задачи, квалификация или умения, которые приобретет выпускник.
  • Описание характера профессиональной деятельности, если речь идет о программах переподготовки взрослого населения.
  • Результаты освоения программы. Знания, а также умения и навыки, которые слушатель получит по окончании полного курса.
  • Структура и содержание программы дополнительного образования. Дисциплины, а также их роль.
  • Условия реализации готовой методической базы.

Программа дополнительного образования обязательно включает в себя приложения. Одно из важнейших — календарный план-график с указанием момента начала обучения, его завершения, скорости освоения дисциплин, их трудозатратности в академических часах.

Формализованные, подробно описанные программные документы нужны, чтобы решить задачи обучения:

  • Упорядочить образовательный процесс. Благодаря четким, понятным планам, с указанием часов, продолжительности учебы и прочему.
  • Предоставить конкретику потенциальным слушателям. Сколько предстоит учиться, каким именно знания можно получить в результате, каковы перспективы учебы. Программа предоставляет слушателям эти и другие важные сведения.
  • Добиться четкости учебного плана, систематического характера образования. Зная характер компетенций, знаний и навыков, которые прививаются слушателям, ученикам, преподаватель получает возможность разработать четкие поурочные планы, подготовить наглядные и лекционные материалы. Добиться четкого, ступенчатого изложения материала.

Также программа доп. образования помогает упростить работу преподавателям. Поскольку заранее понятно, какая нагрузка предстоит. Если учителей несколько, появляется возможность распределить учебные занятия максимально комфортным для всех образом.

С кем мы работаем

Мы помогаем центрам дополнительного образования разного уровня и статуса. В числе наших заказчиков:

  • Центры дополнительного образования взрослых: курсы подготовки, переподготовки и повышения квалификации действующих сотрудников.
  • Детские организации дополнительного образования. Как общего характера, так и профильные, специализированные учреждения (коррекционные, творческие и прочие).
  • Центры, ориентированные на профессиональную подготовку, обучение рабочим профессиям и должностям служащих.
  • Иные учебные центры, которые желают реализовать программы дополнительного образования.

Работаем под ключ или же выполняем оговоренный заранее объем работ по потребностям заказчика.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Виды образовательных программ

Программы дополнительного образования очень разнородны. Они преследуют разные цели, имеют различный объем, характер и степень проработанности, детализации. Отличаются и потенциальные слушатели, их потребности. Поэтому подходить к разработке методических комплексов, документации, нужно индивидуально с учетом всех важных, весомых факторов.

В глобальном отношении подобные документы можно разделить на две группы: программы образования детей и взрослых.

Программы дополнительного образования детей

Реализуются в частных центрах, на курсах, в общеобразовательных и специализированных школах на коммерческой основе. Все методические комплексы как при разработке, так и на этапе готовности, так или иначе опираются на типовые программы. Документы и стандарты, утвержденные государственным органом, ответственным за организацию учебного процесса.

Учитывая специфику работы частных центров и коммерческих подразделений муниципальных школ, типовые программы выступают скорее ориентиром, чем догмой. Жестко следовать прописанным положениям создатели документов не обязаны.

Адаптированные

Адаптированные или модифицированные программы опираются на типовые документы, разработанные федеральными органами образования. Или же на программы других авторов, которые можно взять за основу. При создании методических комплексов мы учитываем специфику обучения, необходимые результаты.

Адаптивные программы могут быть изменены чисто формально или же детализированно и существенно. Как правило, модифицировать готовые документы нужно при обучении:

  • Детей с ограниченными возможностями здоровья. Из-за их физических или психических, психологических особенностей, нюансов развития.
  • Авторском подходе к образовательному процессу. В этому случае может меняться как перечень предметов, так и длительность самого обучения.
  • Нестандартных результатах воспитания и/или обучения.

Чтобы формализовать и упростить процесс без ущерба качеству образования, в обязательном порядке готовится раздел, где описываются критерии оценки результатов учебы, формальные способы отчетности (концерты, выступления, соревнования и проч.).

Экспериментальные

Экспериментальная программа — это более специализированная версия стандартной адаптивной. Разработка экспериментальных программ требуется в нескольких случаях:

  • Если имеются сложности в обучении подопечных конкретным навыкам и пр.
  • Когда есть иные проблемы, которые были выявлены в ходе образовательного процесса.

Экспериментальная программа разрабатывается после накопление определенного теоретического и практического опыта при реализации уже имеющейся программы. Не обязательно своей, которая принята или планируется в образовательном центре. Она нужна для решения конкретной задачи или группы вопросов.

Экспериментальность методических материалов может касаться особенностей педагогических технологий, содержания плана, набора дисциплин для обучения подопечных и прочих факторов.

Мы готовы помочь в составлении документации. Чтобы работа была эффективной, мы тщательно знакомимся с задачами, берем за основу авторские рекомендации и материалы. Помогаем переработать их в готовый методический комплекс.

Авторские

Авторские программы, как и следует из названия, принадлежат перу конкретного преподавателя, учителя. Чтобы претендовать на такой статус, методический комплекс должен иметь несколько важных характеристик:

  • Актуальностью. То есть соответствовать тому перечню знаний, навыков, которые должен получить слушатель по окончании курса.
  • Новизной. Принципиально новыми подходами к преподаванию и прочим аспектам образовательного процесса.
  • Оригинальностью. Программа, скопированная у стороннего создателя и переработанная на свой лад авторской считаться не может.

Как правило, авторские разработки используются для обучения новым предметам или же для помощи ученикам в освоении традиционных дисциплин, направлений.

При создании авторской образовательной программы используются собственные наработки. Методические материалы, разработанные на основании личного опыта, считаются объектом интеллектуальной собственности. Мы гарантируем сохранность информации. Она не попадет в чужие руки.

Для разработки документации и оформления программы нам потребуются сведения о подходах, методах образования, авторские наработки.

Профильные

Комплексные программы дополнительного образования при обучении детей различным узкоспециализированным формам деятельности. Например, творческим, таким как музыка, изобразительное, художественной искусство. Также спорт.

Профильная программа включает в себя широкий перечень образовательных подходов, технологий, а также тщательно организованный учебный план с указанием способов проверки результатов учебы, форм отчетности, стадий образовательного процесса.

Разработка профильной программы — задача не из простых. Особенно, если цель — систематическая подготовка подопечных, на протяжении нескольких лет в рамках постепенного, поэтапного освоения разных знаний, навыков и компетенций. Предпочтительный формат организации плана зависит от продолжительности образования, планируемых результатов.

Мы занимаемся разработкой методических материалов, планов для спортивных, художественных, спортивных организаций и не только.

Междисциплинарные или комплексные

Программы, которые позволяют привить знания, развить полезные навыки, отработать компетенции по целому спектру направлений. Комплексные программы, как правило, требуются образовательным центрам, которые желают развить группу умений у своих учеников. Например, при творческом обучении подопечных, театральные кружки, частные студии нередко стремятся привить слушателям базовые музыкальные навыки, понимание психологии общения, театральной этики, умение создавать простейшие декорации. Сюда же относится хореография, искусство движения.

При комплексном характере обучения, группе разнородных умений, требуется междисциплинарный подход. Как раз он и реализуется в разукрупненных программах дополнительного образования детей.

Такой же подход может применяться при обучении взрослых слушателей, студентов различных курсов.

Модульные

Модульные программы считаются наиболее гибкими. При их разработке весь образовательный процесс в центре, на курсах делится на группу тематических блоков. затем каждый блок подробно прорабатывается, с учетом необходимых знаний, компетенций и навыков слушателей.

Разработанный комплекс блоков, как правило, гораздо больше, чем может получить слушатель в рамках одного курса. С готовым материалом словно с конструктором работают преподаватели. Создают схему, компонуют блоки тем образом, какой необходим для достижения академических результатов.

Модульные программы дополнительного образования особенно удобны еще и тем, что позволяют самим слушателям или их родителям выбирать, каким путем двигаться и какие дисциплины изучать. Такая гибкость может стать дополнительным конкурентным преимуществом и серьезно улучшить качество знаний, общий уровень выпускников.

Программы дополнительного образования взрослых

При обучении взрослых применяются примерно те же принципы. Мы разрабатываем модульные, профильные или комплексные, авторские и прочие образовательные программы. Когда речь заходит о слушателях, клиентах старшей возрастной группы (18+), они реализуются в виде двух крупных категорий методических материалов.

Подготовка и переподготовка

Часто подготовка и переподготовка идут рука об руку. Оба варианта дают возможность получить дополнительную специальность, которая позволит трудоустроиться. Программы подготовки и переподготовки в рамках дополнительного образования требуют соблюдения нескольких формальных требований:

  • Необходимый минимум знаний. Информация дается в том количестве, в каком ее объем требуется для эффективной профессиональной деятельности.
  • Упор на практику. Как можно меньше ненужной теории, которая только тормозит образовательный процесс.
  • Сокращенные сроки учебы. Переподготовка занимает в среднем 250 академических часов. Ее задача — как можно скорее вывести человека на рынок труда, позволить ему освоить новую профессию. Однако бывают исключения, когда слушатели учатся по полтора года.

Мы разрабатываем программы переподготовки по всем возможным направлениям: гуманитарным, техническим, вне зависимости от сложности стоящей задачи.

Повышение квалификации

В отличие от переподготовки, на курсы повышения квалификации приходят люди, у которых есть профессия. Дополнительное образование в таком формате позволяет получить дополнительные знания, навыки, расширить и повысить свой уровень.

Обучение проводится в соответствии со специальными разработанными программами по каждому направлению. Продолжительность прохождения курсов минимальная — от 16 часов. Методические материалы составляют с прицелом на решение конкретных задач, привитие определенных, конкретных навыков в рамках специальности.

Сколько времени требуется на разработку программы

Разработка программы дополнительного образования и сопутствующей документации требует немало усилий. Продолжительность создания методического комплекса зависит от сложности стоящей задачи, направления подготовки, целей и задач, которые стоят перед учебным центром, курсами, объемом предстоящей работы. Вопрос решается в индивидуальном порядке.

Стоимость работы по созданию программы

То же самое можно сказать и про стоимость работы. Цены на разработку программ дополнительного образования зависят от особенностей задачи, объемов программы, сложности решения вопроса. Чтобы получить больше информации, вы можете позвонить по телефону или же обратиться в компанию через мессенджеры. Наши специалисты подробно проконсультируют вас по всем интересующим моментам.

Добавить комментарий