Как составить программу профессиональной подготовки

Методические рекомендации по разработке
программ профессионального обучения

1. Общие положения

1.1. Методические
рекомендации по разработке программ профессионального обучения (далее –
Методические рекомендации) подготовлены с целью оказания помощи в разработке
программ профессионального обучения.

1.2.  Настоящие Методические рекомендации основаны на
следующих нормативных документах:

– Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N
197-ФЗ

– Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;

– Постановление Правительства Российской Федерации от
22.01.2013 № 23 «О Правилах разработки и утверждения профессиональных
стандартов»;

– Приказ Минтруда России от 12.04.2013 № 148н «Об
утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных
стандартов»;

– Приказ Мипросвещения России от 26.08.2020 № 438 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным программам профессионального обучения»;

– Приказ Минобрнауки России от
02.07.2013 № 513 «Об утверждении перечня профессий рабочих и должностей
служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение»;

– Методические рекомендации по разработке основных
профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных
программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов (утв. Минобрнауки
России 22.01.2015 года № ДЛ-1/05вн);

– Устав образовательной организации и иные локальные
нормативные акты.

1.3. Профессиональное обучение – вид образования,
который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и
формирование компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых,
служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности,
профессий).

1.4. Профессиональное обучение обеспечивает
приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том
числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями,
аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение
указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии
рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.

1.5. К основным программам профессионального обучения
относятся следующие программы:

– программы профессиональной подготовки по профессиям
рабочих, должностям служащих. Под профессиональным обучением по программам профессиональной
подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается
профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или
должности служащего. Программы профессиональной подготовки направлены на
получение квалификации по профессиям рабочих, должностям служащих впервые. На
обучение по этим программам зачисляются лица, не проходившие ранее обучение по
какой-либо профессии или специальности и не обладающие какой-либо
квалификацией;

– программы профессиональной переподготовки рабочих,
служащих. Под профессиональным обучением по программам переподготовки рабочих и
служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию
рабочего (профессии рабочих) или должность служащего (должности служащих).
Обучение по этим программам могут проходить лица, уже имеющие какую-либо
профессию, специальность с целью освоения новой квалификации, профессии;

– программы повышения квалификации. Под
профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и
служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию
рабочего, должность служащего, в целях последовательного совершенствования
профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или
должности служащего. Эти программы направлены на повышение квалификационных разрядов,
классов, категорий по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих.

2.
Организация и осуществление образовательной деятельности

2.1. Профессиональное обучение осуществляется в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в
учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в
форме самообразования. Учебные центры профессиональной квалификации могут
создаваться в различных организационно-правовых формах юридических лиц,
предусмотренных гражданским законодательством, или в качестве структурных
подразделений юридических лиц

2.2. Формы обучения по основным программам
профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей
образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено
законодательством Российской Федерации.

2.3. Допускается сочетание различных форм получения
образования и форм обучения.

2.4. Содержание и продолжительность профессионального
обучения по каждой профессии рабочего, должности служащего определяется
конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и
утверждаемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, на
основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных
квалификационных требований, если иное не установлено законодательством
Российской Федерации.

2.5. Сроки начала и окончания профессионального
обучения определяются в соответствии с учебным планом конкретной основной
программы профессионального обучения.

2.6. Образовательная деятельность по основным
программам профессионального обучения организуется в соответствии с
расписанием, которое определяется организацией, осуществляющей образовательную
деятельность.

2.7. Профессиональное обучение на производстве
осуществляется в пределах рабочего времени обучающегося по соответствующим
основным программам профессионального обучения.

2.8. Профессиональное обучение по индивидуальному
учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой
программы профессионального обучения осуществляется в порядке, установленном
локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную
деятельность. При прохождении профессионального обучения в соответствии с
индивидуальным учебным планом его продолжительность может быть изменена
организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом
особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

2.9. Реализация основных программ профессионального
обучения сопровождается проведением промежуточной аттестации обучающихся.
Формы, периодичность и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся
устанавливаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность,
самостоятельно.

2.10. Профессиональное обучение завершается итоговой
аттестацией в форме квалификационного экзамена

2.11. Квалификационный экзамен проводится
организацией, осуществляющей образовательную деятельность, для определения
соответствия полученных знаний, умений и навыков программе профессионального
обучения и установления на этой основе лицам, прошедшим профессиональное
обучение, квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим
профессиям рабочих, должностям служащих (при наличии таких разрядов, классов,
категорий)

2.12. Квалификационный экзамен независимо от вида
профессионального обучения включает в себя практическую квалификационную работу
и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований,
указанных в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартов
по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих. К проведению
квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их
объединений

2.13. Формы проведения квалификационного экзамена
устанавливаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

2.14. Лицо, успешно сдавшее квалификационный экзамен,
получает квалификацию по профессии рабочего, должности служащего с присвоением
(при наличии) квалификационного разряда, класса, категории по результатам
профессионального обучения, что подтверждается документом о квалификации
(свидетельством о профессии рабочего, должности служащего).

2.15. Квалификация, указываемая в свидетельстве о
профессии рабочего, должности служащего, дает его обладателю право заниматься
определенной профессиональной деятельностью или выполнять конкретные трудовые
функции, для которых в установленном законодательством Российской Федерации
порядке определены обязательные требования к наличию квалификации по результатам
профессионального обучения, если иное не установлено законодательством
Российской Федерации

2.16. Организации, осуществляющие образовательную
деятельность, самостоятельно устанавливают образцы выдаваемого свидетельства о
профессии рабочего, должности служащего, и определяют порядок их заполнения и
выдачи. При определении порядка заполнения, учета и выдачи свидетельства о
профессии рабочего, должности служащего в нем также предусматривается порядок
заполнения, учета и выдачи дубликата указанного свидетельства.

2.17. Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или
получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также
лицам, освоившим часть основной программы профессионального обучения и (или)
отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность,
выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно
устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность

3.
Формирование программ профессионального обучения

3.1. Содержание программ профессионального обучения
должно постоянно обновляться и учитывать профессиональные стандарты,
квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по
соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные
требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения
должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными
законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Продолжительность
программы профессионального обучения определяется конкретной программой профессионального
обучения, разрабатываемой и утверждаемой образовательной организацией.

3.2. При разработке программ профессионального
обучения следует помнить, что программа должна удовлетворять следующим
требованиям:

– построение программы проводится на
модульно-компетентностной основе и базируется на требованиях профессиональных
стандартов (профессиональных характеристик), запросах конкретных работодателей к
профессиональной компетентности и профессиональной мобильности рабочих,
служащих;

– в программе должен реализовываться вариативный
подход к отбору и формированию содержания обучения, учитывающий социальный и
возрастной состав обучаемых, опыт предшествующей профессиональной деятельности,
инвестиционную политику в регионе и конъюнктуру рынка труда;

– сроки обучения зависят от интенсивности
(краткосрочности) программ и должны гарантировать планируемый результат.

3.3. При разработке или актуализации программ
профессионального обучения разработчикам следует:

– предусмотреть использование оптимальных форм и
методов обучения для формирования у обучаемых знаний, умений, профессиональных
компетенций, определенных как результаты обучения;

– использовать личностно-ориентированные технологии,
обеспечивающие учет индивидуальных образовательных потребностей и особенностей
обучающихся, их направленность на профессиональную подготовку, переподготовку,
повышение квалификации;

– обеспечить возможность оперативно корректировать
содержание обучения с учетом специфики инновационных технологических процессов,
форм организации труда, связанных с содержанием новой профессии;

– проводить отбор содержания программ с учетом
инновационных технологий и процессов, внедряемых в отрасли производства.

3.4. Важным этапом при проектировании программы
является определение результатов освоения программы профессионального обучения,
на основе которых формируется ее содержание.

4.
Структура программы профессионального обучения

4.1. Образовательная программа – комплекс основных
характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты),
организационно-педагогических условий, форм аттестации и учебно-программных
документов, представленных в виде:

– учебного плана,

– календарного учебного графика,

– рабочих программ учебных дисциплин, модулей,
практик,

– оценочных материалов,

– методических материалов.

4.2. Структура образовательной программы определяется
локальным актом образовательной организации.

4.3. В структуре программы должны присутствовать:

– профессиональный цикл, состоящий из профессиональных
модулей, содержащих междисциплинарные курсы, учебную и производственную
практики;

– общепрофессиональный цикл (при необходимости), объединяющий
общепрофессиональные дисциплины.

4.4. Учебный план – документ, который определяет
перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения
профессиональных модулей, учебных дисциплин (при наличии), практики, формы
промежуточной, итоговой аттестации обучающихся.

При формировании учебного плана следует учитывать срок
обучения по конкретной программе.

При осуществлении профессиональной переподготовки
сроки обучения могут быть сокращены по сравнению со сроками профессиональной
подготовки для того же уровня квалификации по профессии в зависимости от уже имеющегося
образования и квалификации обучаемых. Не следует сокращать

объем
практического обучения, так как при реализации программы должно быть обеспечено
приобретение умений, необходимых для рабочих данной квалификации, в полном
объеме.

Срок реализации программ повышения квалификации
рабочих (с одного разряда на другой) может быть меньше, чем срок
профессиональной переподготовки, и устанавливается образовательной организацией
в зависимости от того набора знаний и умений, который необходимо освоить
рабочему для получения более высокой квалификации.

4.5. Календарный учебный график – документ, который
определяет общий план учебного процесса (по неделям или дням). Функция этого
документа – раскрыть последовательность освоения элементов учебного плана
программы профессионального обучения.

4.6. Рабочая программа учебной дисциплины, модуля –
документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения учебной дисциплины,
модуля, требования к результатам освоения программы.

4.6.1. Программа профессионального модуля – часть
программы профессионального обучения, предусматривающая подготовку обучающихся
к осуществлению одной или нескольких трудовых функций. Иногда программа
профессионального обучения может представлять собой только один
профессиональный модуль, либо, в случае значительного объема и
продолжительности программы, несколько модулей.

Результатами освоения профессионального модуля
являются профессиональные компетенции, отраженные в образовательной программе и
сформулированные разработчиками программы.

Программа профессионального модуля содержит
теоретическую и практическую части. Практическая часть представлена учебной и производственной
практиками. Теоретическая часть – междисциплинарными курсами.

Если объема практических занятий достаточно для
формирования умений, определенных как результаты обучения, то в составе модуля
учебной практики может не быть.

Учебная и производственная практики в составе модуля
представляются видами
работ, соответствующими
квалификации рабочего, служащего, которую обучающийся должен приобрести в результате
освоения программы профессионального обучения.

4.6.2. Программа учебной дисциплины – самостоятельный
элемент программы, не входящий в состав профессиональных модулей. При
формировании содержания учебного материала необходимо опираться на знания и
умения, которыми должен обладать обучающийся в результате освоения программы и
которые определены как результаты обучения. Для формирования умений в программе
планируются практические занятия. Формулировка тем занятий должна
соответствовать формируемым умениям.

4.6.3. Практика – вид учебной деятельности,
направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и
компетенций в процессе
выполнения
определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

Программы практик необходимо разрабатывать отдельно. В
программах практик распределение тем занятий и часов, отводимых на них
освоение, осуществляется в соответствии с видами работ. При разработке программ
практик следует помнить, что целью учебной практики является формирование умений,
необходимых для выполнения профессиональной деятельности. Цель производственной
практики – приобретение практического опыта профессиональной деятельности.

5.
Методика разработки программ профессионального обучения

При разработке программ профессионального обучения
рекомендуется поэтапный алгоритм:

5.1. 1 этап. Выбор профессии, должности служащего для
разработки программы профессионального обучения

Для разработки программ профессионального обучения
очень важно определиться с перечнем профессий, востребованных на рынке труда с
учетом его сегодняшнего состояния и в среднесрочной перспективе.

Выбор профессии рабочего, должности служащего
производится из Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым
осуществляется профессиональное обучение (утв. приказом Минобрнауки России от
02.07.2013 № 513).

5.2. 2 Этап. Выбор профессиональной квалификации, в
соответствии с которой будет разрабатываться образовательная программа.

Квалификация– уровень знаний, умений, навыков и
компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида
профессиональной деятельности. Оценку квалификаций могут вести только те
организации, которые наделены данными полномочиями.

Для правильного выбора профессиональной квалификации
необходимо обратиться к Реестру сведений о проведении независимой оценки
квалификации (информационный ресурс содержащий все необходимые сведения для
прохождения независимой оценки квалификации, а также сведения о соискателях,
прошедших независимую оценку квалификации), указать регистрационный номер
профессионального стандарта или наименования соответствующего совета по профессиональным
квалификациям.

Реестр позволяет уточнить (выбрать) наименование
квалификации с учетом ее уровня и указанием соответствующего профессионального
стандарта.

5.3. 3 Этап. Выбор профессионального стандарта, на
основании которого будет разрабатываться программа.

Профессиональные стандарты содержат характеристику
квалификации, необходимой для осуществления определенного вида профессиональной
деятельности. При поиске профессионального стандарта для разработки программы
необходимо учитывать, что специальности или профессии профессионального
образования или профессионального обучения может соответствовать:

– один профессиональный стандарт, имеющий одинаковое с
программой или синонимичное название;

– часть профессионального стандарта (например, одна из
описанных в нем обобщенных трудовых функций);

– несколько профессиональных стандартов, каждый из
которых отражает, например, специфику деятельности в той или иной отрасли или
описывает одну из квалификаций, осваиваемых при изучении программы.

Существует несколько вариантов поиска
профессионального стандарта. Оптимальным является поиск на сайте Минтруда
России, где размещен Национальный реестр профессиональных стандартов, включающий
реестр профессиональных стандартов, реестр областей и видов профессиональной
деятельности, реестр трудовых функций. Трудовые функции в реестре сгруппированы
по уровням квалификации, поэтому сначала надо определить, к деятельности какого
уровня квалификации готовит разрабатываемая программа (модуль, часть
программы), а затем просмотреть трудовые функции выбранного уровня квалификации
и смежных с ним. Это позволит исключить ошибки, связанные с неточным
определением уровня квалификации.

Если поиски не дали результата, необходимо установить,
разработан ли в настоящее время искомый профессиональный стандарт. При его
отсутствии можно использовать другие квалификационные характеристики, имеющие
юридическую силу.

Связь образовательной программы с профессиональными
стандартами может быть отражена в разделе «Общая характеристика образовательной
программы» или иных документах, входящих в ее состав, – паспорте
образовательной программы, пояснительной записке и т.п.

5.4. 4 этап. Выбор обобщённой трудовой функции.

Для работы над программой профессионального обучения
на основе профессионального стандарта необходимо сопоставить термины, которые
используются в профессиональном стандарте и профессиональном
обучении/профессиональном образовании. Соответствие терминов приведено в
таблице.

Термины, используемые в профессиональном стандарте

Термины, используемые в профессиональном образовании
и обучении

Обобщенная
трудовая функция

Вид
деятельности

Трудовая
функция

Профессиональная
компетенция

Трудовое
действие

Практический
опыт

Умение

Умение

Знание

Знание

При выборе обобщённой трудовой функции для разработки
программы профессионального обучения необходимо учитывать:

– какому уровню квалификации соответствует данная
обобщённая трудовая функция;

– какие требования предъявляются к образованию
рабочего или служащего (в профессиональных стандартах по каждой обобщённой
трудовой функции указано, какое образование должно быть у рабочего, служащего,
выполняющего данную обобщённую трудовую функцию или соответствующую ей трудовую
функцию). Для принимаемых на обучение по программам профессионального обучения
требования к образованию не предъявляются;

– какие требования предъявляются к практическому опыту
(по ряду обобщённых трудовых функций, соответствующих третьему и выше уровню квалификации,
в требованиях указывается длительность выполнения трудовых функций предыдущего
уровня).

5.5. 5 этап. Выбор трудовых функций.

Каждой обобщённой трудовой функции в профессиональном
стандарте соответствует набор трудовых функций. Нужно знать, что одной
профессиональной квалификации может соответствовать:

– одна трудовая функция;

– несколько трудовых функций.

5.6. 6 Этап. Формирование перечня результатов обучения
на основе профессионального стандарта

Результатом освоения программы профессионального обучения
может быть как один вид деятельности и составляющие его компетенции, так и
несколько.

При определении видов деятельности необходимо учитывать
следующие моменты:

– каждый вид деятельности (если их несколько) может
быть освоен отдельно с получением соответствующего документа;

– готовность выпускника к реализации вида (видов) деятельности
равноценна необходимому для работодателя уровню квалификации рабочего,
служащего;

– профессиональные компетенции по каждому виду деятельности
определяются путем его декомпозиции (дробления); каждый вид деятельности может быть
декомпозирован на несколько профессиональных компетенций.

Нельзя допускать повтор профессиональных компетенций в
разных видах деятельности.

В профессиональном стандарте каждой трудовой функции
соответствуют знания, умения, трудовые действия (практический опыт). Эти
результаты обучения могут быть указаны в программе обучения без изменения.

5.7. 7 Этап. Разработка программ общепрофессиональных
дисциплин, профессиональных модулей, учебной и производственной практик

При разработке программ общепрофессиональных дисциплин,
профессиональных модулей следует помнить, что темы теоретических занятий должны
соответствовать знаниям, определённым как результаты обучения, а темы
практических занятий – умениям.

Практика в программе модуля представлена видами работ.
При выделении видов работ следует помнить, что виды работ учебной практики
должны соответствовать умениям, т.к. умения являются основными результатами
обучения учебной практики, а виды работ производственной практики –
практическому опыту, как результату обучения.

Разработка программ профессионального обучения на основе профессиональных стандартов

       Такое понятие, как «профессиональный стандарт» появилось в Трудовом кодексе ещё в 2012 году. После этого принимались профессиональные стандарты для различных профессий и должностей. Их полный перечень можно посмотреть на сайте Минтруда России. Планируется, что, в будущем, профстандарты заменят различные квалификационные справочники, поскольку многие из них попросту устарели и не отражают современной ситуации на рынке труда.

      Профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности (ст. 195.1 ТК РФ).

      Предполагается, что профессиональные стандарты станут применяться с 1 июля 2016 г. – именно с этой даты должен вступить в силу Закон    “О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” .

    Этот Закон закрепляет порядок применения профстандартов работодателями и устанавливает прямую связь между профессиональными и образовательными стандартами. В частности, Закон определяет, что требования к профессиональным компетенциям, которые содержатся во ФГОС, а также конкретные программы профессионального обучения необходимо формировать на основе профстандартов. На работу по обновлению уже принятых ФГОС и приведение их в соответствие с профстандартами отводится один год с момента вступления в силу данного Закона.

        Рассмотрим алгоритм разработки основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования, программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов.

Разработка программ происходит в несколько этапов:

ШАГ 1. Создание рабочей группы

     Для повышения качества разработки образовательной программы с учетом требований профессиональных стандартов в группу разработчиков наряду с педагогическими работниками и руководителями организации рекомендуется включить представителей работодателей и (или)объединений работодателей.

ШАГ 2. Выбор профессиональных стандартов, с учетом которых будет

разработана профессиональная образовательная программа

      При поиске профессионального стандарта для разработки программы необходимо учитывать, что специальности или профессии профессионального образования может соответствовать:

– один профессиональный стандарт, имеющий одинаковое с программой название;

– часть профессионального стандарта (например, одна из описанных в нем обобщенных трудовых функций);

– несколько профессиональных стандартов, каждый из которых отражает, например, специфику деятельности в той или иной отрасли или описывает одну из квалификаций, осваиваемых при изучении программы.

     Существует несколько вариантов поиска профессионального стандарта. Оптимальным является поиск на сайте Минтруда России (http ://profstandart.rosmintrud.ru/), где размещен национальный реестр профессиональных стандартов, включающий реестр профессиональных стандартов, реестр областей и видов профессиональной деятельности, реестр трудовых функции.

ШАГ 3. Сопоставление федеральных государственных образовательных

стандартов и профессиональных стандартов (выполняется при разработке или

обновлении основных профессиональных образовательных программ и

дополнительных профессиональных программ – программ профессиональной

переподготовки)

            В процессе сопоставления требований ФГОС СПО и профессиональных стандартов необходимо учитывать различия их терминологии, связанные с предметом описания, так:

–  в профессиональных стандартах описывается деятельность; для этого используются термины «вид профессиональной деятельности», «обобщенные трудовые функции», «трудовые функции», «трудовые действия»;

– а в образовательных стандартах приводятся характеристики выпускника, владеющего деятельностью, в качестве ключевого используется термин «компетенция».

      Для анализа из профессиональных стандартов нужно выбрать те обобщенные трудовые функции (ОТФ) и трудовые функции (ТФ), которые соответствуют направленности (профилю) программы и относятся к выбранному на предыдущем шаге данного алгоритма уровню квалификации. Формулировки требований ФГОС СПО и профессиональных стандартов могут формально не совпадать, при сопоставлении необходимо обращать внимание на их смысл, чтобы определить объективную дельту изменений.

     На основании сравнения можно сделать следующие выводы:

-о необходимости углубленного или ознакомительного изучения того или иного профессионального модуля (освоения вида деятельности);

-о необходимости конкретизации, расширения и (или) углубления знаний и умений, предусмотренных ФГОС;

-о необходимости введения в программу СПО дополнительного по отношению к предусмотренным ФГОС вида деятельности (профессионального модуля) и  соответствующих профессиональных компетенций и так далее.

       Сделанные выводы рекомендуется согласовать с работодателями.

ШАГ 4. Формирование результатов освоения программы с учетом

профессионального стандарта

      Сопоставление, проведенное на предыдущем шаге, позволяет составить перечень результатов освоения образовательной программы:

– В профессиональном обучении это профессиональные компетенции (ПК), в том числе необходимые для работы с конкретным оборудованием, технологиями.

– В среднем профессиональном образовании это общие компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК), сгруппированные по видам деятельности.

– В дополнительном профессиональном образовании для программ профессиональной переподготовки это новая квалификация и связанные с ней виды профессиональной деятельности, трудовые функции или компетенции, подлежащие совершенствованию, и  новые компетенции;

– для программ повышения квалификации это профессиональные компетенции в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате

обучения.

ШАГ 5. Разработка процедур и средств оценки результатов обучения по

программе

      Основным результатом освоения образовательных программ, разработанных с учетом профессиональных стандартов, является профессиональная квалификация.

      Профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний.

      К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений

     При освоении программ СПО оценка профессиональной квалификации

проводится на экзаменах по каждому из осваиваемых профессиональных модулей (промежуточная аттестация) и при защите выпускной квалификационной работы (итоговая аттестация).

     При освоении дополнительных профессиональных программ в  соответствии с законом Об образовании  форма квалификационного экзамена  определяется организацией самостоятельно.

ШАГ 6. Формирование структуры и содержания программы

    Определение структуры программы зависит от ее вида. Так, структура программ СПО в целом определяется соответствующими ФГОС. ФГОС СПО фиксируют структуру программы подробно, с детализацией до модулей, дисциплин, междисциплинарных курсов. Вариативная составляющая программ СПО составляет около 20% общего объема времени для программ подготовки квалифицированных рабочих и около 30% для программ подготовки специалистов среднего звена.

     Для программ СПО определена модульная структура профессионального цикла: каждый вид деятельности, освоение которого предусмотрено программой, изучается в рамках профессионального модуля, интегрирующего теоретическое и практическое обучение.

     При определении содержания программы важно исходить из результатов обучения, определенных на основе ФГОС и с учетом профессионального стандарта.

      Для этого сначала необходимо разработать программу учебной и производственной практики, обеспечивающую формирование всех компетенций. Содержание практики формируется (дополняется, корректируется) так, чтобы оно обеспечивало формирование всех компетенций.

     При необходимости содержание практики может быть разделено на производственную и учебную практики.

     Содержание стажировки определяется организацией с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку.

      Сроки стажировки определяются организацией самостоятельно исходя из целей обучения. Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации, где она проводится.

      После и с учетом результатов разработки программы практики, а для основных образовательных программ также на основе ФГОС и с учетом примерных программ определяется структура «теоретической части» программы.

      В структуру теоретической части программы будут входить дисциплины, модули, курсы прикладного характера (ориентированные на овладение умениями и знаниями, применяемыми непосредственно в профессиональной деятельности) и фундаментального (создающие основу для понимания закономерностей профессиональной деятельности, развития общей культуры и т.п.).

ШАГ 7. Разработка учебного плана и календарного графика

     На этом шаге по результатам проведенной работы составляется учебный план и календарный график, проводится корректировка часов по всем элементам образовательной программы, определяется их последовательность.

ШАГ 8. Экспертиза образовательной программы

       Данный шаг позволяет обеспечить качество образовательной программы за счет ее оценки всеми участниками образовательного процесса. К экспертизе целесообразно привлечь:

– представителей работодателей и объединений работодателей;

– представителей обучающихся

– педагогов, принимающих участие в реализации образовательной программы, поскольку именно они могут оценить ее дидактическую целесообразность.

Алгоритм формирования основной программы профессионального обучения

30.03.2020

Профессиональное обучение – вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий) [1, статья 2, п.13].

К основным программам профессионального обучения относятся – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих [1, статья 12; 2].

Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение [3], с указанием присваиваемой по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих квалификации утверждается федеральным органом исполнительной власти.

В пределах освоения программы среднего профессионального образования профессиональное обучение предоставляется бесплатно [1, статья 73, п.5].

Свидетельство о квалификации по профессии рабочего (должности служащего) обучающиеся, осваивающие образовательную программу СПО, могут получить в образовательной организации СПО при условии:

  • наличия у образовательной организации лицензии на реализацию программ профессионального обучения;
  • наличия разработанной образовательной программы профессионального обучения;
  • наличия в образовательной программе СПО профессионального модуля, предполагающего при проведении экзамена по модулю оценку освоенной целиком квалификации по профессии рабочего, должности служащего;
  • соответствия содержания рабочей программы профессионального модуля в образовательной программе СПО содержанию программы профессионального обучения;
  • проведения экзамена по профессиональному модулю (квалификационного экзамена) в соответствии с требованиями нормативных документов к итоговой аттестации (квалификационному экзамену) по программе профессионального обучения [1, статья 74; 2].

На основе анализа нормативных документов можно сформулировать следующие требования к основной программе профессионального обучения (далее – ПО):

  • отсутствуют типовые программы ПО, за исключением типовых программ ПО в области международных автомобильных перевозок, если иное не установлено законодательством Российской Федерации [1, статья 73, п 9];
  • образовательные организации должны самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательную программу, содержание которой обеспечивает получение обучающимися квалификации (уровня знаний, умений, навыков и компетенций), соответствующей требованиям профессиональных стандартов [1, статья 12,73; 2];
  • содержание и продолжительность профессионального обучения по каждой профессии рабочего, должности служащего определяются конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований, если иное не установлено законодательством Российской Федерации [1, статья 73; 2];
  • образовательная программа ПО должна определять объем, содержание и планируемые результаты обучения, формы промежуточной и итоговой аттестации, организационно-педагогические условия и включать в себя учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочные и методические материалы[1, статья 2];
  • результаты обучения по программе ПО – знания, умения, навыки и компетенции [1, статья 2 (13), статья 74 (2)];
  • учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся [1, статья 2].

Содержание профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации [1, статья 12].

Квалификация – уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности  [1, статья 2].

Согласно трудового кодекса Российской Федерации, статья 195.1, именно профессиональный стандарт является характеристикой квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

В настоящее время отсутствуют макеты программы профессионального обучения и фондов оценочных средств, утвержденные Министерством просвещения России. В приложении к данной публикации автором публикации предлагается макет программы профессионального обучения, включающий фонды оценочных средств.

Предлагаемый алгоритм разработки программы ПО учитывает методические рекомендации Минобрнауки России от 22.01.2015 г. № ДЛ-1/05вн [4].

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Алгоритм формирования основной программы профессионального обучения

Приложение

Назад к списку

Добавить комментарий