Как составить программу психологического консультирования

Главная


/

Блог


/
Алгоритм первой консультации начинающего психолога: примеры и советы от практиков

Алгоритм первой консультации начинающего психолога: примеры и советы от практиков

Время на чтение: 8 минут

|

2 июня 2021

Получайте наши статьи в мессенджерах

tg

vk

Статья создана при участии выпускников и экспертов

Шахбази Татьяны Азеровны

Практикующий психиатр, сексолог, специалист в области судебной психиатрии, стаж работы 14 лет. Кандидат медицинских наук. Доцент кафедры психиатрии, наркологии и психотерапии.

Твороговой Татьяны Сергеевны

Практикующий психолог, судебный эксперт-психолог. Специалист по психосоматической терапии и нейрографике в арт-терапевтическом направлении. Преподаватель психологии.

Первая консультация начинающего психолога — волнительное событие и для специалиста, и для клиента. Консультант должен продемонстрировать свою компетентность и уверенность, расположить к себе клиента. А тот должен почувствовать, что психолог понимает его и может помочь. В противном случае клиент откажется от второй встречи. 

Мы подготовили простой и понятный алгоритм первой сессии, который избавит вас от вопроса — а все ли я делаю правильно? Уменьшит волнение и поможет ощутить опору под ногами.

На первой консультации клиент должен почувствовать, что психолог понимает его и может помочь. В противном случае он откажется от второй встречи. Мы подготовили простой и понятный алгоритм первой сессии, который избавит вас от вопроса — а все ли я делаю правильно?

Начало консультации

Очевидное, но важное напоминание — не опаздывайте. Занесите встречу в ежедневник, поставьте уведомление в телефоне, оставьте немного времени на форс-мажоры.

Подборка инструментов планирования и онлайн-записи на консультации в нашей статье → 

Знакомство

Итак, вы на месте, клиент заходит в кабинет или выходит на связь, если это онлайн-консультация. В начале консультации психологу следует представиться и познакомиться. Спросите клиента: «Как я могу к вам обращаться?». В будущем используйте именно ту форму, которую он назовет. 

Алгоритм первой консультации психолога

Затем скажите, сколько продлиться сессия, и предложите клиенту рассказать, с чем он пришел. Задайте вопрос, который предполагает развернутый ответ. Возможные вопросы психолога на консультациях для клиентов:  

  • С чего бы вы хотели начать?
  • Что вас беспокоит?
  • Что привело вас ко мне?
  • О чем вы хотите поговорить?

Можно спросить об ожиданиях клиента, например:

«Может быть, вас интересует что-то касаемо самой консультации?»

Возможно, клиент захочет уточнить структуру встречи. Тогда вы можете ответить так:

«Сначала мы с вами познакомимся, определимся с запросами и главной темой на сегодня. Потом вы расскажите о том, что беспокоит. Я буду внимательно слушать вас, поддерживать, комментировать, задавать вопросы. В конце консультации мы подведем итоги, определимся с планом работы на будущее. Вас это устраивает? Может быть, хотите еще что-то узнать?»

Получите алгоритм первой сессии на электронную почту

Чтобы был под рукой в нужный момент

Выяснение запроса

Затем можно переходить к разбору темы консультации. Выслушайте, с чем пришел клиент. Узнайте его видение ситуации и позицию по этому вопросу. Когда он акончит рассказывать, помогите сформулировать запрос:

«Чего вам хотелось бы? Какого результата от нашей встречи вы ждете?»

В беседе помогайте клиенту раскрыться, поддерживайте его активным слушанием — кивайте.

Там, где это уместно, произносите фразы:

  • Да.
  • Понимаю.
  • Я вас слушаю.
  • Спасибо, что поделились этим.

Выслушивая клиента, разрабатывайте стратегию консультации. Определите степень контроля — если клиент отвлекается от темы, то мягко возвращайте его к главному:

«Позвольте уточнить. Вы сказали … (повторяем что-то важное из слов клиента, а потом задаем вопрос по теме)»

Если он последовательно и уверенно излагает свои мысли, то на первых минутах консультации вы можете занять пассивную позицию. Если клиенту сложно раскрыться, вам нужно быть чуть активнее.

Фразы типа «То есть вы хотите сказать …», «Хочу уточнить …», «Правильно ли я понял…» пригодятся в работе с разными людьми — не только с теми, кто отвлекается от сути. Они помогают раскрыть проблему на более глубоком уровне и прийти к взаимопониманию.

Отмечайте в блокноте все жалобы клиента. Перефразирование его ответов, небольшие паузы и вопрос «Это все или вас беспокоит что-то еще?» помогут вам собрать полную картину.

Завершающий шаг в диагностике — повтор всех жалоб, связанных с ними чувств и мыслей. Если клиент со всем согласен, можно переходить к основной части консультации.

Середина консультации

Трансформируйте жалобы и связанные с ними эмоции и чувства в темы для работы. Определите направления, в которых клиент будет двигаться для разрешения запроса. Проговорите их, получите обратную связь: согласен он с этим или нет.

Всегда запрашивайте обратную связь, обговаривайте с клиентом план, методы, условия сотрудничества — это один из этических принципов работы психолога. Формальные вопросы пропишите в терапевтическом контракте.

Читайте в нашей статье о том, как правильно составить терапевтический контракт → 

Попросите клиента назвать самое важное для него направление — то, с которого начнете работу. Сконцентрируйтесь на этом. Предложите клиенту рассказать, почему он выбрал именно эту тему, почему она так важна для него.

Алгоритм первой консультации психолога

И еще раз проясняем, что клиент хотел бы получить в конце работы. Зачастую видение конечного результата трансформируется. Особенно по мере проговаривания и осознания клиентом ситуации.

Уточняем:

  • Как давно длится эта ситуация / проблема.  
  • Что клиент предпринимал для ее разрешения.
  • Были ли подобные ситуации в прошлом.
  • Есть ли опыт положительного решения в этой ситуации.
  • Есть ли у клиента тот, кто его поддерживает.

Используйте открытые вопросы, если хотите продолжить обсуждение, и закрытые, если считаете, что его можно завершить. Для перехода от одной темы к другой примените фразу:

«Вы упомянули о … Расскажите, пожалуйста, подробнее»

Перефразируйте слова клиента, чтобы вернуться к сути разговора. Если вам кажется, что вы теряете контроль над ситуацией, то подытожьте все сказанное и продолжите обсуждение.

Без чего психологу нельзя начинать работу с клиентом? Без терапевтического контракта!

Получите шаблон и используйте в работе

Telegram

Правила общения с клиентом

О чем нужно помнить в процессе общения:

  • Обязательно выясните, был ли у клиента опыт обращения к психологу.
  • Избегайте профессиональных клише. Например, если клиент говорит, что у него депрессия, то уточните: «Кто-то из психологов сказал вам об этом?», «Вы сказали, что были в депрессии. Расскажите, пожалуйста, что конкретно вы чувствовали в этом состоянии».
  • «Переводите» сленг, жаргон и фразы, которые могут быть по-разному поняты вами и клиентом. Используйте для этого уточнение и переформулирование.
  • Выражая свои гипотезы, используйте такие формулировки, которые прольют свет на истоки проблем.
  • Если находите в словах клиента противоречие, то помогите и ему увидеть их — переформулируйте, сопоставьте, уточните утверждения. Ваша задача — подвести клиента к тому, что он сам скажет о противоречии, а не прямо говорить ему об этом.
  • Конвертируйте эмоции клиента. Это можно оформить как обратную связь: «Я вижу, что вам тяжело говорить об этом». Или как поддержку: «Мне жаль, что так получилось. Я понимаю, что вы злитесь, что вам больно и обидно вспоминать это, но не могли бы вы рассказать подробнее».

Отслеживайте время консультации, чтобы его было достаточно для ее полноценного завершения. Главное — следить за временем так, чтобы со стороны это не выглядело как желание поскорее «разделаться с этим».

Узнайте, где и как психологу найти первых клиентов →

Важный момент — следить за временем и уметь разделить его так, чтобы полноценно начать, углубиться в проблему и погрузить в нее клиента, а затем иметь достаточно времени для выхода из работы и оценки сессии.

Тайминг консультации определяется индивидуально в каждом случае — универсальной формулы здесь нет. Распределение времени зависит от двух факторов.

Первый, это личность клиента — открыт он или скрытен. Более застенчивому, недоверчивому клиенту иногда нужно больше времени на адаптацию к личности психолога, к ситуации консультирования.

Второй — характер проблемы. Например, жертвам физического или длительного психологического насилия требуется больше времени, чтобы просто проговорить проблему и, конечно, много времени, чтобы погрузиться в эти тяжелые воспоминания и подавленные чувства, а затем выйти из них.

Шахбази Татьяна Азеровна

Завершение консультации

До конца сессии осталось 10-15 минут, самое время подвести итоги:

«Итак, мы выяснили…», «Подытожим все сказанное»

Спросите клиента:

«Не упустили ли мы чего-нибудь важного, есть ли еще что-то, что вам хотелось бы добавить?»

Иногда на этом этапе всплывает ценная информация, с которой можно начать следующую сессию. Если же клиент ничего не хочет добавить, то предложите ему выбрать приоритетную тему для следующей встречи.

Вам важно получить и дать обратную связь:

  • Спросите клиента: «Как вы себя чувствуете? Насколько наше общение соответствовало вашим ожиданиям, в чем именно консультация совпала с вашими представлениям?». Так вы поймете ожидания клиента и отработаете возможные разочарования — это важно для будущей работы.
  • Дайте рекомендации для самостоятельной работы над проблемой. Поделитесь полезной информацией, например, порекомендуйте книгу для психотерапевтической самопомощи. Дайте домашнее задание, например, предложите вести дневник эмоций. Необязательно делать именно это и все сразу — дайте ту обратную связь, которая нужна именно этому клиенту.
  • Спросите клиента, есть ли у него какие-то вопросы. Может быть, он хочет что-то уточнить, прояснить.
  • Поблагодарите за проделанную работу.

Избегайте фраз типа «Сегодня вы отлично поработали. Думаю, мы успешно решим вашу проблему». Это оценочное суждение и необоснованное обнадеживание. В конце консультации просто поблагодарите клиента.

Творогова Татьяна Сергеевна

Когда клиент покинет кабинет, запишите в свою рабочую тетрадь главную информацию: темы консультации и будущей встречи (в том числе все направления работы, которые вы обозначили в начале консультации), гипотезы, сложности в работе, важные факты из истории клиента, имена, даты. Это нужно, чтобы не забыть ничего важного.

Смазанное или торопливое завершение консультации — распространенная ошибка начинающих психологов. Такой финал встречи способен испортить даже самую лучшую сессию. Уделите достаточно времени завершающей части.

Почитайте нашу статью об ошибках начинающих психологов → 

Готово! Вы отлично провели консультацию. Можете похвалить себя и отдохнуть. Не забывайте посещать личного психолога, чтобы сохранять свое психологическое здоровье, и супервизора, чтобы отрабатывать сложные случаи, повышать профессиональные компетенции и защитить себя от выгорания.

И помните, что каждый востребованный психолог когда-то был начинающим. А каждый опытный специалист когда-то проводил свою первую консультацию и тоже волновался. Это естественно, но с каждой новой сессией ваша уверенность в себе как психологе будет расти, а вместе с этим отступит волнение. К тому же теперь у вас под рукой есть экспертный алгоритм первой консультации для психолога без опыта.

Статья создана при участии выпускников и экспертов

Шахбази Татьяны Азеровны

Практикующий психиатр, сексолог, специалист в области судебной психиатрии, стаж работы 14 лет. Кандидат медицинских наук. Доцент кафедры психиатрии, наркологии и психотерапии.

Твороговой Татьяны Сергеевны

Практикующий психолог, судебный эксперт-психолог. Специалист по психосоматической терапии и нейрографике в арт-терапевтическом направлении. Преподаватель психологии.

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология»

преподавательский стаж — 8 лет

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

Психологическая консультация — это особый вид деятельности, который представляет собой практическую помощь советом, рекомендацией, руководством, симпатией и ободрением.

Особенности и сущность психологической консультации

Сущность современной практики психологического консультирования заключается в попытке сделать данную помощь более эффективной. В основе этого процесса лежит составление программ психологической консультации на базе знаний о человеческом характере, его формировании и коррекции.

Сегодня произошло формирование ниши, которую займут консультанты, прошедшие подготовку и имеющие необходимые черты характера. Это связано с тем, что большое количество людей стали нуждаться в таком виде помощи, который не имеют возможности оказывать другие специалисты (например, врачи). Так, когда пациент болен физически, то ему необходим врач. Если же у него душевная болезнь или он не способен контролировать собственные поступки, то ему требуется помощь психиатра.

Логотип baranka

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе

Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Получить скидку 3 000 ₽

В случае, когда у человека личностные проблемы, которые считаются психологическими и не имеющими физическую основу, ему следует обратиться к консультирующему психологу или психотерапевту. Если нуждающийся в помощи человек молод и неопытен, то ему может понадобиться обучение и соответствующий преподаватель.

Поле деятельности консультантов находится между двумя профессиями, поэтому он использует часть методов каждого из них. Преподаватели имеют дело с «нормальными» людьми, заостряя внимание на процессе роста и развития (интеллектуальное, моральное или религиозное).

Консультирующему психологу необходимо работать главным образом над проблемами коррекции (перевоспитания) пациента, который имеет существенные сложности в приспособлении к окружающему миру. Таким пациентам необходимо специальное продолжительное лечение.

Таким образом, проведение четкой грани между потребностями пациента в «воспитании» и соответственно «перевоспитании» не представляется возможным. Проблемы корректирующего и дисциплинарного характера являются «статистически нормальной» частью профессии, при этом консультирующий психолог применяет в большей или меньшей степени позитивные методики из образования. Это производится в зависимости от потребностей конкретной ситуации.

«Программа психологической консультации» 👇

Цели и задачи программы психологической консультации

Программы психологического консультирования должны быть направлены на решение определенной психологической проблемы. В целом психологическая проблема представляет собой систему трудностей клиента (например, дисгармоничное состояние психики, которое вызвано соответствующими противоречиями в развитии). Проблемы создают психическое напряжение и причиняют страдания, от которых человек желает избавиться.

Проблемы, на решение которых может быть направлена психологическая программа, включают:

  • Конфликтные ситуации и их последствия;
  • Трудности в коммуникации;
  • Болезненные переживания душевного характера;
  • Отсутствие удовлетворенности собой или кем-то и др.

Основной метод создания психологических программ консультирования состоит в проблемном анализе. В его основе лежит предположение о том, что любая психологическая проблема пациента обладает собственным генезисисом. Он обусловлен неопределенностью, спонтанностью, непредсказуемостью или детерминантами, которые имеют соответствующие причины и закономерности.

Фактором успешного создания программы становится установка данных причин и закономерностей через поиск путей преодоления их патогенного влияния. Процесс дифференциации и четкого осознания психологами всех ступеней проблемного анализа поможет правильно идентифицировать проблему клиента и выявить самую целесообразную очередность их проработки.

Замечание 1

Цель программы психологического консультирования состоит в оказании помощи детям и взрослым, которые обращаются за решением соответствующих психологических проблем.

Среди основных задач программы необходимо выделить:

  • Предоставить пациенту психологическую информацию, которая позволит более глубоко осознать самого себя и собственное социальное окружение;
  • Поддержать положительную «Я» концепцию клиента;
  • Сформировать у пациента способность решать проблемы, которые возникают в его жизни.

Различные типы программ могут быть использованы в работе практически с любой категорией клиентов. В соответствии с возрастом и личными предпочтениями психолога могут изменяться диагностические психокоррекционные средства.

Содержание программы психологического консультирования

На первом этапе программа должна решать проблему анализа содержания жалобы клиента. На этой стадии работы специалист и клиент знакомятся и устанавливают контакт друг с другом. Программа должна содержать сведения о том, кто, на что и по какой причине жалуется, каким образом он это делает.

Программа в зависимости от сложности ситуации может включать следующие разделы: анализ содержания жалобы, анализ психологической ситуации клиента (его проблемы), формулировку задач и особенности психологической коррекции.

На втором этапе происходит анализ психологической ситуации. Здесь важно определить обстоятельства, патогенные условия и факторы, которые привели к развитию проблемы, включая оценку степени влияния каждого из них. Далее нужно выявить участников проблемной ситуации в рамках необходимой степени приближения.

Анализируя психологическую проблему на следующей стадии программы, важно определить действительное содержание проблем клиент. Для этого выдвигаются первичные психологические гипотезы в отношении содержания психологических проблем, идентифицируются трудности.

На стадии формулирования задачи консультирования производится точное описание задачи и фиксируется на этапе первичной диагностики проблемы. Этот процесс позволяет во многом предопределить успешность психологической программы консультирования.

Еще одна стадия программы — это психокоррекция. Терапевтические задачи могут решаться при осуществлении совместной выработки тактики коррекционных действий.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Смоленское областное государственное бюджетное учреждение «Демидовский социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних «Исток»

216240, Смоленская область, Демидовский район, д. Титовщина,

т./факс 8 (48147) 24120, 22137

   «Рассмотрено»  на заседании МС                                    «Утверждаю»

   Протокол № 3 от 21.05.2015 г.                                          Директор СОГБУ СРЦН «Исток»

   Председатель МС  Мищенкова Н.А.                               Степанова Е.В.

   ______________________________                                  ____________________________

Программа

индивидуального консультирования

                                                             Составитель: Ляхова Н.Н.

                                                      (педагог – психолог)

Демидов

2015

Пояснительная записка.

Произошедшие за последние годы открытия в различных областях привели к появлению особого вида деятельности, которое получило название консультирование. Практика помощи советом, консультацией, руководством, симпатией и ободрением (как неформально, так и профессионально), известна издревле. Суть современной практики консультирования состоит в попытке сделать эту помощь более эффективной, основываясь на знаниях о человеческом характере, его формировании и коррекции, что можно сделать только при помощи знания различных отраслей современной психологии. В настоящее время образовалась ниша, которую должны занять консультанты, прошедшие подготовку и имеющие необходимые черты характера, так как много людей нуждается в таком виде помощи, который не могут оказать врачи обычных специальностей. Если человек болен физически, ему нужен врач; если у человека душевная болезнь или он не может контролировать свои поступки, что может быть вызвано как органическими, так и психологическими причинами, такому человеку нужна помощь психиатра (врача, специализирующегося на заболеваниях нервной системы и обученного психотерапии); если же у человека личностные проблемы, которые можно считать психологическими, а не имеющими физические причины, то ему следует обратиться к консультирующему психологу или психотерапевту (не медику). Если человек молод и неопытен, ему нужно обучение, преподаватель.

Поле деятельности консультанта лежит между двух вышеописанных профессий, и он применяет часть методов каждого из них. Преподаватель имеет дело с «нормальными» индивидами и концентрируется на процессе роста и развития — интеллектуального, морального или религиозного. Консультирующий психолог работает главным образом над проблемами коррекции, или перевоспитания, индивида, имеющего серьезные трудности в приспособлении к окружающей среде и нуждающегося в продолжительном лечении. Как бы то ни было, провести четкую грань между потребностями индивида в «воспитании» и соответственно «перевоспитании» невозможно. Корректирующие и дисциплинарные проблемы являются «статистически нормальной» частью профессии учителя, а консультирующий психолог использует в большей или меньшей степени положительные образовательные методики в соответствии с потребностями конкретной ситуации.

Актуальность данной программы объясняется с одной стороны неодинаковой профессиональной подготовкой консультантов, их принадлежностью к разным психологическим школам; с другой  – тем, что в ходе проблемно – ориентированного консультирования процесс решения проблем клиентов подчинен единому алгоритму независимо от теоретической школы, к которой принадлежит психолог; позволяет использовать для психокоррекции самые разнообразные техники.

Это дает основание рассматривать программу в качестве методического ориентира при решении очень широкого круга проблем.

Концептуально проблемно-ориентированный подход строится на положении о том, что всесторонний анализ психологических проблем клиента является существенным моментом в процессе поиска путей их решения и преодоления психологических затруднений.

Психологическая проблема – это совокупность психологических трудностей клиента, дисгармоничное состояние его психики, вызванное определенными противоречиями в развитии, создающее психическое напряжение и причиняющее страдания, от которых он хотел бы избавиться. Это: конфликты и их последствия, трудности в общении, болезненные душевные переживания, неудовлетворенность собой или кем-то и многое другое.

Основным методом проблемно – ориентированного консультирования выступает проблемный анализ, базирующийся на предположении, что каждая психологическая проблема человека имеет свой генезис, обусловленный как неопределенностью, спонтанностью, непредсказуемостью, так и детерминантами, имеющими соответствующие причины и закономерности. Установление этих причин и закономерностей, поиск путей преодоления их патогенного воздействия является важным фактором успешного решения проблемы

Дифференциация и четкое осознание психологом всех ступеней проблемного анализа способствует правильной идентификации проблем клиента, определению наиболее целесообразной очередности их проработки.

Цель программы – оказание помощи детям и взрослым, обратившимся за решением своих психологических проблем.

Основные задачи:

  1. Предоставление клиенту психологической информации, позволяющей глубже осознать себя и свое социальное окружение.
  2. Поддержка положительной Я-концепции клиента.
  3. Формирование у клиента способности решать проблемы, возникающие в его жизни.

Адресат  программы

Программа может быть использована при работе практически с любой категорией клиентов. В зависимости от возраста детей и личных предпочтений психолога меняются диагностические психокоррекционные средства.

Условия проведения: консультирование проводится в отдельном кабинете, имеющем стол для психолога и стулья для всех участников консультативной встречи.

Программа основана на теоретическом материале Кузьминой Тамары Дмитриевны.

Содержание

I этап: Анализ содержания жалобы клиента

На этом этапе работы происходит знакомство и установление контакта с клиентом, определение того, кто, на что и почему жалуется, как он это делает. Тщательно исследуются все структурные элементы жалобы такие как:

1.Субъектный (на кого жалуется) и объектный (на что жалуется) локус жалобы. Задача состоит в том, чтобы понять, как клиент переживает возникшие трудности; в ком, либо в чем он видит источник своих проблем. Иногда возникает необходимость переориентировать локус жалобы клиента в сторону большей адекватности и реалистичности ожиданий.

2.Самодиагноз. Интерпретация клиентом происхождения и развития переживаемых проблем и трудностей закладывает основу для формирования предварительного психологического диагноза, но нередко она изобилует заблуждениями, не соответствует действительности и нуждается в уточнении путем сбора дополнительной информации

Тематический план

п/п

Тема

Количество часов

Всего

Аналит.

Практ.

1.

Анализ содержания жалобы клиента

0,3-0,5

0,3-0,5

2.

Анализ психологической ситуации

0,2-0,3

0,2-0,3

3.

Анализ психологической проблемы

0,3-0,5

0,3-0,5

4.

Формулирование задачи консультирования

0,3-0,5

0,3-0,5

5.

Психокоррекция

3,5-12

0,5-1

3-11

Итого

4,6-13,8

1,6-2,8

3-11

3.Психологический запрос, то есть объяснение клиентом того, чего он хочет от консультации. Запрос является первым вариантом терапевтической задачи. Это очень важный элемент жалобы, так как при отсутствии запроса или его нечеткости предоставление психологической помощи становится проблематичным. При необходимости психологический запрос уточняется или формулируется заново.

4.Подтекст жалобы или скрытое ее содержание.

Практически каждый структурный элемент жалобы клиента рассматривается с двух точек зрения: явного и скрытого в нем содержания. Кроме услышанного. не менее важное значение имеет информация, недосказанная клиентом, вытекающая из подтекста жалобы. Получить неявное содержание жалобы, часто не вполне осознаваемое человеком, помогает анализ невербальных компонентов общения. Очень информативным оказывается перевод разговора с содержательного уровня на уровень рефлексирования переживаний.

Эффективность консультирования возрастает при условии технологически верного начала консультационной беседы, налаживания тесного доверительного контакта, высокого уровня взаимопонимания.

2 этап: Анализ психологической ситуации

Важным звеном в консультировании является анализ проблемной ситуации, который осуществляется посредством решения следующих задач:

  • Определение обстоятельств, патогенных условий и факторов, которые повлекли за собой развитие проблем, оценка степени влияния каждого из них.
  • Выявление участников проблемной ситуации в необходимой степени приближения, определение круга лиц, нуждающихся в психологической помощи. Установление того, кто, какое патогенное влияние и почему оказывает на клиента. В какой степени его окружение готово к прогрессивным изменениям.

Программирование возможного развития ситуации и нежелательных

психологических последствий, попытка заглянуть в «будущее» актуальной ситуации, т. е. причинно-следственное моделирование ее развития.

  1. этап: Анализ психологической проблемы

Определение действительного  содержания  проблем клиента, осуществляется в процессе целого ряда действий, таких как:

  • Выдвижение первичных психологических гипотез относительно содержания психологических проблем клиента
  • Идентификация психологических проблем и трудностей клиента (в том числе и неосознаваемых им), построение психологически выверенной и обоснованной картины дисгармоний.
  • Выдвижение психологических гипотез относительно характера и причин трудностей клиента.
  • Сбор дополнительных данных анамнеза и осуществление углубленной психодиагностики для проверки психологических гипотез.
  • Корректировка психологических гипотез.
  • Формулирование психологического диагноза.
  • Формулирование психологического заключения, которое фактически является результатом решения диагностической задачи. Свое видение проблемы консультант доносит до клиента в форме психологической интерпретации (объяснения, комментария, обобщения, вывода, аналогии и др.). Удачно сделанная интерпретация может послужить толчком к внутренней работе клиента над своими проблемами, началом конструктивного коррекционного взаимодействия.
  • В случае необходимости клиент направляется на консультацию к другим специалистам.
  1. этап: Формулирование задачи консультирования

Четкое формулирование задачи, зафиксированное на этапе первичной диагностики проблемы, во многом определяет успешность ее решения. Оно осуществляется совместно с клиентом. Мало того, задача считается сформулированной лишь тогда, когда она принята клиентом.

Поэтому консультативная постановка терапевтической задачи включает:

  • Обсуждение вместе с клиентом предварительного варианта терапевтической задачи.
  • Оценку психологического прогноза относительно результативности психологической помощи, эффективности и устойчивости ее последствий.
  • Оценку реальных условий и возможностей решения консультативной задачи.
  • Корректировку терапевтической задачи
  • Выводы о необходимости дополнительных консультаций у других специалистов (дефектолога, логопеда, психиатра, невропатолога и т. д.)
  1. этап: Психокоррекция

Терапевтическая задача решается в процессе осуществления следующих действий:

  • Совместная с клиентом выработка тактики коррекционных действий.
  • Выбор целесообразных в данных условиях способов и средств психологической помощи из арсенала самых разнообразных средств и методов (от недирективной беседы до различных методик и техник психокоррекции и психотерапии).
  • Подведение клиента к необходимости самостоятельного решения своих психологических проблем, принятию ответственности за результат на себя.
  • Анализ результативности психологической помощи.

Наблюдение отдаленных последствий и сбор данных катамнеза, осуществляющийся по необходимости или при наличии длительного контакта

  • консультанта с клиентом.

Анализ результативности

Для анализа эффективности работы используются:

  • психодиагностические методы;
  • наблюдение;
  • анкетирование;
  • устные отчеты и самоотчеты детей и родителей.

Литература

1.Алешина, Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование [Текст] / Ю. Е. Алешина. – М.: Класс, 2004.

2.Блазер, А. Проблемно-ориентированная психотерапия. Инрегративный подход. М.;Класс 1998г.

3.ВаськовскаяС.В. Горностай П.П. «Психологическое консультирование» Киев; Вища школа,1996г.

4.Каган В.Е. «Практическая психология для психологов»  М.; Смысл,1999г.

5. «Семья в психологической консультации: опыт и проблемы психологического консультирования» под редакцией А.А. Бодалева, В.В. Сталина-М.; Педагогика, 1989г.

План консультации

  1. Возможная
    цель консультации

  2. Задачи

  3. Целевая
    группа

  4. Возможная
    форма проведения консультации
    (индивидуальная или групповая; обучающая
    беседа, сократическая беседа, доверительная
    беседа).

  5. Время.

  6. План
    консультации.

  7. Ход
    консультации (подробное описание этапов
    консультирования, применяемых приемов
    и средств, вербального и невербального
    поведения).

Примечание.
В ходе консультации должна быть
предусмотрена вариативность.

Приложение
5

Психологический анализ урока

Вариант
1.
Схема
психологического анализа урока

1.
Место урока в системе проблемного,
развивающего и ориентиро­ванного на
личность обучения, его цель и задачи.

2.
Учет психических особенностей учеников
при подготовке к уро­ку (взаимоотношения
учащихся в классе, уровень его
организо­ванности, подготовленность
учащихся, их отношение к учению, к данному
предмету).

3.
Психологические аспекты формирования
направленности лично­сти, ее социализации
и социальной зрелости (воспитательные
зада­чи урока, связанные с развитием
терпимости, стойкости, смирения, свободы,
противостоянием неудачам, способностью
«не потерять свое лицо», одолением
эмоционального и интеллектуального
шан­тажа и др.); пути выполнения
намеченного; использование на уроке
психологических знании (о возрастных
и индивидуально-типиче­ских особенностях
учащихся, социально-психологической
струк­туре класса), чтобы достичь
поставленных целей.

4.
Активизация
познавательной
деятельности
учащихся:

1)
постановка на уроке проблемы;

2)
задействование решении проблемы
субъективного опыта учащихся;
преобразование его; стимуляция учащихся
к самостоятельному выбору и использованию
наиболее значимых для них способов
переработки учебного материала;

3)
обеспечение контроля и оценки
не только
результата,
но и процесса учения;

4)
выявление личностно значимого отношения
к учебному
тексту
(доказательства, аргументация, аксиома);

5)
включение в дидактический материал
текстовых пояснений, указаний, примечаний,
комментария, смысловых таблиц, системы
учебных заданий;

6)
организация ориентированного на личность
обучения благодаря усилению мотивации
учебной деятельности (самоконтролю,
самооценке, вовлечению школьников в
процесс оценивания, работе с первоисточниками
(летописями, мемуарами, различными
справочными
материалами);

7)
предоставление ученику свободы выбрать
способы выполнения учебных заданий
(чтобы снять эмоциональное напряжение,
вызванное боязнью ошибиться в своих
действиях)

8)
внимание педагога к анализу и оценке
индивидуальных способов учебной работы
школьника,
ее организации и оценке более
продуктивных;

9)
возможность
реализации индивидуальных познавательных
программ обучения;

10)
выявление личностных особенностей,
чтобы спрогнозировать интеллектуальный
рост, имеющий отношение к разному
учебному материалу (определение
познавательного профиля);

11)
организация сотрудничества с учащимися,
для чего определяется генератор идей,
инициаторы, функциональные
лидеры; использование
неправильных ответов в дискуссии;

12)
определение приемов развития внимания
(устойчивости, переключения, объема,
распределения), памяти (произвольного
и непроизвольного запоминания и
воспроизведения, прочного и осмысленного
запоминания), мышления (гибкости, глубины,
широты, творческого и репродуктивного,
различных мыслительных операций и
форм), воображения (связи слова и
наглядности, элементов творческого
воображения,
мечты и пр.)

5.
Деятельность и личность учащихся на
уроке:

1)
интерес учащихся разного уровня
подготовленности к предмету;

2)
степень
эрудированности;

3)
легкость
усвоения
материала;

4)
активность, самостоятельность,
сосредоточенность на разных видах
работы;

5)
деятельность учеников как единого
коллектива; сплоченность, организованность;
аккуратность; отношение к неуспевающим
и нарушителям дисциплины; особенности
участия отдельных учеников в учебной
деятельности (использование своего
субъ­ективного опыта, возможность
рассказа об имеющихся в уче­нии и
жизни трудностях, постановка вопросов
для обсуждения, положительное влияние
на своих одноклассников, обращение за
помощью и готовность ее предоставить
и получить);

6)
дисциплинированность; .

7)
умение правильно воспринимать критику
и готовность под­держать действия
учителя;

8)
отношение учащихся к учителю и друг к
другу (послушание, боязнь, доброжелательность,
уважение, взаимная помощь, под­сказка);

9)
приемы и способы умственной деятельности
(применение пра­вил, предписании,
изложение знаний, организация восприятия
учебного материала, наблюдение,
запоминание, создание образов, инициатива
в
их
использовании).

6.
Характеристика
личности и деятельности
учителя:

1)
знание предмета, эрудиция, разносторонность
интересов;

2)
умение доступно объяснить материал;

3)
умение заинтересовать изучаемой темой;

4)
требовательность;

5)
такт, вежливость в общении;

6)
умение показать практическую значимость
изучаемого мате­риала;

7)
поддержание
дисциплины на
уроке;

8)
вовлечение учащихся в активную работу
на уроке;

9)
справедливость, честность;

10)
скромность, простота;

11)
умение отмечать достоинства учеников;

12) создание
благоприятной психологической атмосферы
общения на уроке с помощью коммуникативных
средств (побуждение, совет, порицание,
одобрение и др.);

13)
учет психического состояния отдельных
учащихся,

14)
коммуникативные умения учителя (находить
выход из трудных ситуаций, самообладание,
раскованность, снятие неблагоприятных
эмоциональных состоянии, умение
предвидеть поведение отдельных учеников,
распознавание побуждений по выражению
лица учащихся, экспрессивная речь, ее
окраска, техника владения экспрессивным
проявлением — приглашающие, дающие,
восторженные интонации и др.);

15)
главные достоинства личности и
деятельности педагога, преодоления
отдельных недостатков личности и
коммуникативной техники.

7.
Организация пространства в классе как
способ влияния на учебную деятельность
школьников: работа детей у доски, за
партой, в группах, свободное передвижение
по классу в случае необходимости, выбор
пособий, наглядного материала.

8. Общая оценка
урока, касающаяся достижения обучающих
целей. Место урока в обучении,
ориентированном на личность.

Вариант
2.

Психологический анализ урока с целью
изучения организации внимания учащегося

В
выполнении задания можно придерживаться
следующих позиций наблюдения.

1. Как
влиял учитель на внимание учащихся в
начале урока? Например, начал урок только
тогда, когда учащиеся успокоились, или
приступил к работе при наличии шума?

2. Огласил
ли цели урока, может быть, каким-то
образом приобщал учащихся к формулированию
целей?

3. Всегда
ли темп урока был оптимальным для
поддержания внимания школьников?

4. Можно
ли сказать, что речь педагога была
достаточно последовательной и
выразительной для поддержания внимания?

5. Как
было организовано внимание учащихся
при использовании средств

наглядности?

6. Реализовал
ли учитель какие-нибудь приемы поддержания
и развития внимания учащихся (интригующее
вступление, использование занимательного
материала, обращение к личному опыту
ученика, подчеркивание практической
значимости вопроса, сначала – формулирование
вопроса для всех и лишь затем – называние
имени отвечающего учащегося и др.)?

7. Чередовались
ли формы учебной работы или урок в этом
отношении получился однообразным?

8. Имели
ли место на уроке формы организации
учебной деятельности школьников,
вызвавшее особое внимание с их стороны?
Почему это произошло?

9. Правомерно
ли говорить о дисциплинирующих
воздействиях в отношении отвлекавшихся
учащихся (пауза, пристальный взгляд,
опрашивание не только тех, кто поднимал
руку, замечания, предупреждения и др.)?

10. Представления
о каких свойствах внимания (объем,
концентрация, устойчивость, переключение,
распределение) актуализирует данный
урок, в каких эпизодах?

11. Какие
суждения можно высказать о соотношении
непроизвольного и произвольного внимания
учащихся в различных фрагментах урока?

12. Можно
ли определенно указать на факторы,
снижавшие внимание учащихся?

Завершается
анализ урока заключением, в котором
подводятся итоги анализа.

Вариант
3.

Психологический анализ урока с целью
изучения организации мышления учащегося

1. Можно
ли утверждать, что организация мышления
учащихся путем постановки познавательных
задач была одной из целей урока? Насколько
эффективно педагог контролирует
понимание задач школьниками?

2. Как
часто учитель стимулирует учеников к
осмыслению пройденного и объясняемого
материала? (Добивается лучшего
осознания
связей между понятиями и закономерностями,
просит уточнить решение, в случае если
учащийся осуществил его интуитивно, и
др.)

3. Реализуются
ли в ходе объяснения какие-либо логические
приемы (аналогия, сравнение, анализ,
синтез, абстрагирование и др.) и побуждаются
ли учащиеся к использованию этих приемов?

4. Пытается
ли педагог разобраться в логике решения,
предложенного учеником (Например, задает
уточняющие вопросы, просит ученика
представить всю последовательность
рассуждений, которые привели к итоговому
ответу, и

др.)

5. Развивает
ли он у школьников умение выводить
следствия из общей

закономерности?
Использует ли для этого схемы, пиктограммы,
модели, таблицы, организует ли их
применение учащимися:

6. Обращает
ли педагог внимание ученика на содержащиеся
в его ответе или решении противоречия?

7. Можно
ли утверждать, что учитель вызывает у
учеников интерес к изучаемому материалу
и процессу работы с ним? (Демонстрирует
учащимся взаимосвязь изучаемого
материала с их познавательным опытом,
предоставляет инициативу в выборе
обсуждаемых проблем и выдвижении
гипотез, поощряет формулирование
нестандартных решений и т.д.)

8. Можно
ли утверждать, что педагог предлагает
учащимся задания, вызывающие
интеллектуальное затруднение? Как
управляет познавательной активностью
учеников в проблемной ситуации (задает
наводящие вопросы, предлагает проверить
гипотезу экспериментально, реализует
серию подсказок и др.)?

9. Насколько
продуктивно использованы индивидуализированные
формы организации мыслительной
деятельности?

10.При
объяснении нового материала и решении
задач учитель ориентируется только на
учащихся, которые быстро усваивают
материал, или обращает внимание и на
учеников, нуждающихся в дополнительном
времени для обдумывания?

Вышеуказанные
позиции наблюдения следует соотносить
с типом и структурой анализируемого
урока (комбинированного
объяснительно-иллюстративного,
проблемного, урока-конференции,
урока-диспута и др.).

Вариант
4.

Психологический анализ урока в целом

1.
Целеполагание.

Представляется
очень желательной беседа с учителем
перед посещением его урока.
Во
всяком случае, это сделает более
интересным последующий анализ. Предметом
обсуждения тут могут
быть приблизительно
такие позиции:

1.1. В
чем заключаются цели урока? Каковы они
с точки зрения встроенности в логику
изучения других тем?

1.2. Какова
по замыслу структура урока? Можно ли
сказать, что она логически соответствует
его целям? Как определяется состав
знаний, умственных действий, способов
мышления, умений, навыков и т.д., над
которым предстоит работать с учащимися?

1.3.Как
предполагается учитывать наличный
уровень подготовленности учащихся?

1.4. Есть
ли в составе целей урока замыслы,
относящиеся к построению (развитию)
отношений с учащимися, к педагогическому
общению?

2. Психология
организации познавательной активности
учащихся. Выделим и здесь несколько
позиций анализа:

2.1. Как
и насколько успешно учитель влиял на
внимание учащихся, может быть, он
использовал какие-либо специальные
способы организации внимания?

2.2.Если
имело место объяснительно-иллюстративное
обучение, то какова работа педагога по
дифференциации понятий: насколько богат
фактический материал, варьировался ли
он в целях обобщения, приводились ли
особые факты, а также факты, чем-то
близкие данному понятию, но к нему не
относящиеся?

2.3. Если
учащиеся выполняли упражнения, решали
задачи, то можно сказать о степени
новизны каждого задания по отношению
к предыдущему? Культивировались ли при
этом какие-нибудь общие способы решения
класса задач, приемы умственной
деятельности.

2.4. Какие
логические формы мышления (индукция,
дедукция и др.), мыслительные операции
(анализ, синтез, сравнение, абстрагирование,
обобщение), эвристические (творческие)
процессы инициировались деятельностью
учителя?

2.5. Если
имело место проблемное обучение, то
какова степень обобщенности знания,
«помещенного» на место неизвестного в
проблемной ситуации, насколько удачным
оказался процесс ее создания? Какой
оценки заслуживает комплекс вопросов,
подсказок и других средств, использованных
учителем в управлении умственной
активностью школьников?

2.6. Использовались
ли какие-нибудь формы совместной учебной
деятельности школьников? Как комплектовались
малые группы, как работали учащиеся в
группах с точки зрения психологии
сотрудничества и общения?

2.7. Имели
ли место какие-нибудь способы дифференциации
или индивидуализации работы учащихся
на уроке, насколько они эффективны?

2.8. Можно
ли говорить в целом о каких-то «микровкладах»
урока в умственное развитие учащихся,
в становление умения учиться, в воспитание
каких-то свойств личности?

3. Мотивация
учебной деятельности школьников

Суть
данного аспекта анализа урока заключается
в том, чтобы установить, на какие мотивы
учения школьников ориентируется учитель,
какие из них он вызывает и культивирует
(«прививает») своими действиями. Так
позиции 3.5 характеризуют активизацию
познавательных мотивов учения, остальные
позиции – социальных.

3.1. Подчеркивал
ли учитель важность, необходимость
данной темы (раздела, вопроса и т.д.) в
составе учебного предмета или в жизни?

3.2. Опирался
ли он на жизненный опыт учащихся, их
ранее усвоенные знания, интересы?
Использовал ли занимательный материал?

3.3. Ставил
ли вопросы, вовлекающие школьников в
процесс изучения материала, «открытия»
новых знаний, способов действия, решения
задач?

3.4. Приобщал
ли учащихся к формированию (формулированию)
целей, частных
задач урока?

3.5. Использовал
ли учитель разнообразные способы
организации познавательной деятельности
школьников?

3.6. Может
быть, педагог удачно активизировал
гражданские чувства детей, их
ответственность перед обществом за
результаты учения?

3.7. «Включал»
ли педагог мотивы соревнования,
самоутверждения?

3.8. Если
имели место групповые формы учебной
деятельности, то в какой мере они
способствовали появлению у школьников
заинтересованности в успехе одноклассника?

3.9. Можно
ли сказать, что учащиеся в основном с
желанием, пристрастно работали на уроке?
Может быть, урок дал информацию об
учащихся как о субъектах учения?

4. Стиль
педагогического общения Провести
анализ стиля
общения
можно по следующим позициям:

4.1. Каков
эмоциональный тонус работы педагога:
он приветлив, бодр, доброжелателен или
озабочен, угрюм, или даже проявляет
раздражительность?

4.2. Имеет
ли место акцентирование мыслей и чувств
школьников: учитель внимателен к их
высказываниям, соглашается с идеями и
предложениями учащихся, комментирует
их, дополняет, разрабатывает, тактично
опровергает? А может быть, он ограничивается
однозначными оценочными репликами
«так», «правильно», «не годится» и т.д.?

4.3. Склонен
ли педагог одобрять, хвалить или как-то
иначе эмоционально поощрять школьников
за удачную мысль или хорошо выполненную
работу? Как именно он это делает? Тактичен
ли учитель в реагировании на неудачные
ответы? Как выражает неудовольствие
ходом дела? Чувствуют ли учащиеся
эмоциональную поддержку со стороны
педагога в трудных ситуациях?

4.4. Имели
ли место дисциплинирующие воздействия
на уроке? Можно ли сказать, что они
осуществлялись с сохранением уважения
к личности школьника, что они
индивидуализированы? А может быть,
учитель был при этом бестактен, легко
переходил на угрозы и другие отчуждающие
от учащихся формы поведения?

4.5. Каково
общее впечатление о стиле педагогического
общения. Понимает ли учитель интеллектуально
и эмоционально учащихся или все видит
только со «своей колокольни» и слышит
только себя? Можно ли сказать, что
средствами данного урока учитель
содействовал формированию положительной
самооценки школьников, воспитывал у
них уверенность в себе?

Нетрудно
видеть, что наши позиции анализа –
несколько редуцированный вариант
позиций, представленных в задании 2
второго раздела.

5. Профессиональная
рефлексия

Мнение
педагога о собственном уроке, его
самоанализ дают ценнейшую информацию
о его творческих возможностях,
профессиональной и общей самооценке,
о его характере. Ведь речь идет о
рефлексии, об «исследовательском акте,
направленном человеком на себя. Особое
значение тут можно придать следующим
позициям:

5.1.
Насколько развернутым, обстоятельным
окажется этот самоанализ?

5.2.
Считает ли учитель, что цели урока
достигнуты, что урок прошел в
соответствии
с его замыслами? Если это так, то с чем
он это связывает: с активностью школьников,
собственным мастерством, обстоятельствами
или еще с какими-нибудь факторами?

5.3.
Если урок в чем-то не удался, то чем
педагог это объясняет, открыт ли
он
в анализе собственных просчетов?

5.4.
Намечает
ли
он конструктивные пути преодоления
собственных недостатков? Насколько они
психологически обоснованы?

Вариант
5.

Схема системного анализа урока

По
каждому параметру можно поставить балл
– от 0 до 4 – в соответствии с качеством
выполнения данного параметра. Качество
проведенного занятия
оценивается
по общей сумме баллов: 85 баллов и выше
оценивается на «отлично»; 65-84 – на
«хорошо»; 45-64 – на «удовлетворительно».
Один урок могут смотреть несколько
студентов, каждый выставляет свои
оценки, затем коллективное обсуждение
и определение средних баллов.

  1. Деятельность
    учителя.

    1. Знание
      учителем учебного предмета и его общая
      эрудиция.

    2. Уровень
      педагогического и методического
      мастерства учителя.

    3. Качество
      речи учителя: темп, дикция, интенсивность,
      образность, эмоциональность, общая и
      специфическая грамотность.

    4. Позиция
      учителя по отношению к учащимся
      (заинтересованная или равнодушная) и
      оптимальность выбранного им стиля
      руководства, степень его тактичности
      и демократичности в общении с учащимися.

    5. Внешний
      вид учителя, мимика, жесты и культура
      поведения.

  2. Деятельность
    учащихся.

    1. Степень
      познавательной активности учащихся
      в ходе занятия, их творчества и
      самостоятельности.

    2. Уровень
      общеучебных и специальных умений и
      навыков (как развиты и как совершенствовались
      на занятии).

    3. Наличие
      и навык коллективной работы (парной,
      групповой).

    4. Степень
      организованности, дисциплинированности
      и заинтересованности учащихся.

  3. Содержание
    деятельности учителя

    1. Анализ
      и оценка эффективности степени
      реализации основных принципов обучения:
      научности, доступности и посильности
      предлагаемой для усвоения информации.

    2. Актуальность
      и связь обучения и воспитания с жизнью
      (теории с практикой).

    3. Степень
      новизны, проблемности и привлекательности
      учебного материала для учащихся.

    4. Оптимальность
      объема предлагаемой для усвоения за
      одно занятие информации (объема
      изучаемого нового материала).

  4. Способы
    деятельности учителя и учащихся.

    1. Рациональность
      и эффективность использования времени
      занятия, оптимальность темпа и
      чередования основных видов деятельности
      преподавателя и учащихся в ходе занятия.

    2. Наличие,
      целесообразность и эффективность
      использования наглядности и ТСО.

    3. Рациональность
      использования приемов (методов) и форм
      работы, их соответствие возрасту и
      развитию учащихся.

    4. Наличие
      и эффективность обратной связи со
      всеми учащимися, степень оптимальности
      сочетания индивидуального
      дифференцированного и фронтального
      подходов к учащимся.

    5. Эффективность
      контроля за степенью обученности
      учащихся и уровень требований, на
      котором производится ее проверка и
      оценка.

    6. Степень
      эстетического воздействия занятия.

    7. Степень
      соблюдения правил охраны труда и
      техники безопасности учителем в ходе
      занятия.

  5. Главная
    дидактическая цель урока и ее соотношение
    с результатом.

    1. Степень
      четкости, лаконичности и конкретности
      формулировки цели урока.

    2. Реальность,
      целесообразность, сложность и
      достижимость дидактической цели.

    3. Степень
      обучающего воздействия урока на
      учащихся (чему и в какой степени
      научились).

    4. Степень
      воспитательного воздействия урока на
      учащихся (что способствовало воспитанию
      в ходе урока).

    5. Степень
      воздействия урока на развитие учащихся
      (что и в какой степени способствовало
      их развитию).

Вариант
6.
Психологический
анализ занятия в дошкольном образовательном
учреждении

По
каждому параметру можно поставить балл
– от 0 до 4 – в соответствии с качеством
выполнения данного параметра. Качество
проведенного занятия оценивается: 85
баллов и выше оценивается на «отлично»;
65-84 – на «хорошо»; 45-64 – на «удовлетворительно».

Дата.
Группа. Тема.

1. Деятельность
воспитателя.

1.1. Знание
воспитателем содержания занятия и его
общая эрудиция.

1.2. Уровень
педагогического и методического
мастерства воспитателя.

1.3. Качество
его речи: темп, дикция, интенсивность,
образность эмоциональность, а также
общая и специфическая грамотность.

1.4. Позиция
воспитателя по отношению к детям
(заинтересованная или равнодушная) и
оптимальность выбранного им стиля
руководства.

1.5. Внешний
вид воспитателя: мимика, жесты и культура
поведения.

2. Деятельность
детей.

2.1. Степень
познавательной активности детей в ходе
занятий, степень их

творчества
и самостоятельности (все это и позволяет
говорить о них, как об активных субъектах
деятельности);

2.2. Уровень
умений и навыков детей (как развиты и
как совершенствовались на занятии).

2.3. Наличие
и навык коллективной работы (парной,
групповой и т.п.).

2.4. Степень
организованности, дисциплинированности
и заинтересованности детей.

3. Содержание
деятельности воспитателя и детей.

3.1. Анализ
и оценка эффективности степени реализации
основных принципов обучения: научности,
доступности и посильности предлагаемой
для усвоения информации.

3.2. Актуальность
и связь обучения и воспитания с жизнью
(теории с практикой).

3.3. Степень
новизны, проблемности и привлекательности
содержания материала для детей.

3.4. Оптимальность
объема предлагаемой для усвоения за
одно занятие информации (объема изучаемого
нового материала).

4. Способы
деятельности воспитателя и детей.

4.1. Рациональность
и эффективность использования времени
занятий, а также оптимальность темпа и
чередования основных видов деятельности
детей в ходе
этих
занятий.

4.2. Наличие,
целесообразность и эффективность
использования наглядности.

4.3. Рациональность
использования приемов (методов) и форм
работы, их соответствие возрасту и
развитию детей.

4.4. Наличие
и эффективность обратной связи со всеми
детьми и в свете этого степень оптимальности
сочетания индивидуального,
дифференцированного и фронтального
подходов к детям.

4.5. Эффективность
контроля за степенью усвоения знаний
и уровень требований воспитателя.

4.6. Степень
эстетического воздействия занятия на
детей.

4.7. Степень
соблюдения правил охраны труда и техники
безопасности на занятии.

5. Главная
дидактическая цель в соотношении с
результатом.

5.1. Степень
четкости, лаконичности и конкретности
формулировки цели занятия.

5.2. Реальность,
целесообразность, сложность и
достижимость дидактической цели
в одно
и тоже время.

5.3. Степень
обучающего воздействия занятия на детей
(чему и в какой степени научились).

5.4.
Степень воспитательного воздействия
(что
способствовало воспитанию).

Приложение
6

Содержание спрятать Пример консультации психолога — как это может быть у вас Пример консультаций психолога: диалог с клиентом Начало консультации Основная часть Подведение итогов Стенограмма психологической консультации Анализ психологической консультации: пример Пример консультации психолога — как это может быть у вас Волноваться перед встречей с консультантом нормально. Вам предстоит не только познакомиться с новым человеком,

  • Пример консультации психолога — как это может быть у вас

  • Пример консультаций психолога: диалог с клиентом

    • Начало консультации

    • Основная часть

    • Подведение итогов

    • Стенограмма психологической консультации

  • Анализ психологической консультации: пример

Пример консультации психолога — как это может быть у вас

Волноваться перед встречей с консультантом нормально. Вам предстоит не только познакомиться с новым человеком, но и поделиться с ним личным, сокровенным и наболевшим. Это стресс. Однако не стоит переживать — консультант понимает ваше состояние и обладает знаниями и навыками, чтобы поддержать вас и повести беседу в нужное русло. А мы сегодня расскажем, как обычно проходит первая встреча.

Пример консультаций психолога: диалог с клиентом

Первая сессия проходит в 3 этапа:

  • знакомство;
  • основная часть;
  • завершение.

Каждая из них имеет свои цели и задачи, алгоритм развития событий. Разберем подробнее пример консультации психолога

Начало консультации

Вы заходите в кабинет эксперта или связываетесь с ним онлайн. Затем он здоровается с вами, представляется и спрашивает, как ему обращаться к вам. В будущем специалист будет использовать именно ту форму обращения, которую вы назовете. Затем эксперт предложит вам рассказать о том, что беспокоит. Пример диалога (история выдумана, любые совпадения имен или запросов из реальной практики случайны):

— Здравствуйте! Меня зовут Алексей. Как мне к вам обращаться?

— Здравствуйте! Меня зовут Марина.

— Приятно познакомиться, Марина. Наша встреча продлится 60 минут, за это время я постараюсь понять вашу проблему, и мы вместе наметим план ее решения. Расскажите, пожалуйста, что привело вас ко мне.

— Даже не знаю, с чего начать.

— Понимаю, вам тяжело говорить об этом. Поделитесь тем, что беспокоит прямо сейчас. О чем вы хотите поговорить? Все что вы расскажете, останется в этом кабинете.

— Я плохо сплю. Что-то тревожит меня, но я и сама не знаю, что.

— Это неприятно. Давайте попробуем понять, в чем дело.

Прочитайте нашу статью о том, как перестать стесняться психотерапевта и научиться говорить о личном →

Некоторые эксперты начинают разговор издалека:

    • «Как добрались? Легко ли нашли кабинет?»
    • «Вам удобно?»
  • «Позвольте, я расскажу вам о том, как пройдет наша встреча».

Это помогает снять напряжение и ослабить тревогу клиента. После этого специалист все равно спрашивает: «Что привело вас ко мне?», «Что вас беспокоит?». Затем консультант собирает дополнительную информацию, чтобы точнее понять ситуацию. Для этого он использует такие формулировки:

  • «Позвольте уточнить»;
  • «То есть, вы имеете в виду, что …»;
  • «Я правильно вас понял …?».

В конце первой части сессии специалист спрашивает: «Какого результата от нашей встречи вы ждете?». Это помогает точно сформулировать запрос и определить направления терапии. Скорее всего, эксперт спросит, обращались ли вы к психологу раньше (с этим же или другим запросом). Это поможет ему еще лучше понять ваши ожидания относительно терапии. Согласно исследованию, опубликованному в журнале «Мировая психиатрия», люди, которые уже несколько раз пытались разобраться в своей ситуации у других экспертов, меньше настроены на терапию с новым специалистом и выдвигают пессимистичные ожидания относительно нее. Если до этого вы не нашли своего эксперта, это не означает, что вам нельзя помочь, — верьте в себя и терапию. В Alter вы можете получить психологическую помощь, подобрав психолога с помощью анкеты. Ответьте на несколько вопросов, и алгоритм подберет психологов, которые лучше всего справятся с вашим запросом. Прежде чем перейти к основной части общения, специалист повторит ваши жалобы, связанные с ними мысли и чувства. Если вы со всем согласны, то консультант переходит к основной части встречи. После того как вы вместе со специалистом определитесь с планом терапии и методами, эксперт предложит заключить терапевтический контракт (информированное согласие).

Основная часть

девушка у психолога
пример диалога психолога и клиента на консультации

Если вас беспокоят несколько вещей — специалист предложит выбрать то, над чем вы будете работать в первую очередь. Он может спросить, почему вы выбрали именно эту тему. И уточнит еще кое-что:

  • «Как давно это беспокоит?»
  • «Вы уже предпринимали что-то для решения ситуации? Если да, то что именно?»
  • «Случалось ли подобное раньше?»
  • «Удавалось ли вам справляться с этими трудностями?»
  • «У вас есть тот, кто поддерживает вас?».

Продолжение истории Марины про плохой сон и тревожность:

— Марина, когда начались проблемы со сном?

— Примерно месяц назад.

— Месяц назад у вас происходили какие-то серьезные изменения?

— Мы с мужем готовимся к рождению малыша. Точнее, мы уже давно к этому готовы, прошли обследования, сейчас перешли в «активное наступление». Я не считаю, что это серьезные перемены, ведь я еще даже не беременна. Но кроме этого ничего не менялось.

— Я понял вас. В таком случае, скажите, пожалуйста, за этот месяц тревога часто посещала вас?

— Это случается не каждую ночь. Иногда я очень крепко сплю и без труда засыпаю, высыпаюсь. В другие ночи у меня не получается заснуть — что-то тревожит.

— С чем это связано, на ваш взгляд? Что отличает дни, в которые вы плохо спите, от других?

— Затрудняюсь ответить.

— Вы упомянули, что вместе с супругом готовились к беременности. У вас или вашего партнера есть какие-то ограничения или трудности в этой сфере?

— Нет. Просто мы оба считаем, что зачатие должно быть осознанным. Мы здоровы. Это было обычное медицинское обследование. Еще мы оба перешли на ЗОЖ: правильное питание, спорт. Ничего особенного.

— Какие эмоции вы испытываете, думая о беременности?

— Радость и небольшой страх.

— Я понимаю вас. Рождение ребенка — это стресс. Перемены всегда пугают. Как вы считаете, ваш страх состоит только из этого или есть что-то еще?

— Иногда мне кажется, что я не справлюсь. Это такая ответственность. Но я тут же успокаиваю себя, напоминаю о том, что я читаю книги о материнстве, что рядом со мной крепкое плечо и так далее. Не думаю, что плохой сон как-то связан с этим.

Продолжение диалога ниже — в завершающей части встречи. Специалист спрашивает только о том, что важно для решения запроса. Он распутывает вашу ситуацию, как клубок ниток, и позволяет увидеть главное. Доверьтесь эксперту. Рассказывайте все честно. Помните, что консультант действует в ваших интересах и руководствуется принципом «не навреди». По возможности будьте активны. Психотерапия — это двусторонний процесс. Согласно исследованию от Американской психологической ассоциации, успех терапии зависит от характера отношений клиента и эксперта. Стремитесь к сотрудничеству, партнерству, созданию терапевтического альянса.

Подведение итогов

психолог и пациент
пример завершения психологической консультации

Консультант повторяет главные мысли: «Сегодня мы с вами выяснили …». Затем он запрашивает обратную связь: «Что вы вынесли для себя из сегодняшней встречи?», «Как вы себя чувствуете?», «Насколько наша встреча оправдала ваши ожидания?». И предлагает продолжить на следующей сессии. Перед тем как попрощаться с вами, консультант даст рекомендацию или инструмент для самопомощи. Например, порекомендует вести дневник эмоций и расскажет, как правильно его заполнять. Или познакомит с упражнением, снижающим тревожность и помогающим расслабиться. Консультант подберет практический материал индивидуально, конкретно под ваш случай.

Вариант завершения сессии Марины:

— Понял вас. Что ж, время нашей встречи подходит к концу. Давайте подведем итоги. Нам с вами необходимо понять, почему вы плохо спите, в какие моменты переживания становятся особенно сильными, что ослабляет и усиливает тревогу. Вы согласны с этим, Марина?

— Да.

— Для этого я предлагаю вам вести дневник наблюдений. Тезисно расписывайте каждый день, отмечайте важное и интересное, описывайте свои эмоции, особенно состояние перед отбоем. Обязательно отмечайте дни с проблемным сном — у них точно есть что-то общее. На следующей встрече мы с вами вместе проанализируем эти записи. У вас остались ко мне вопросы?

— Нет.

— Тогда скажите, пожалуйста, как вы себя чувствуете? Что-то изменилось в ваших мыслях или эмоциях по сравнению с тем состоянием, которое было до сессии? Насколько встреча соответствовала вашим ожиданиям, какие ощущения от нее остались?

— Я чувствую себя лучше. Появилась надежда и даже уверенность, что получится избавиться от тревоги. И хотя еще непонятно, чем конкретно она вызвана, но появились ориентиры. Я осознаю, в каком направлении двигаться. Когда я шла на консультацию, то надеялась, что мне помогут, выслушают. Так что, ожидания совпали с реальностью.

— Я понял вас. Что ж, спасибо за откровенность! Увидимся на следующей встречи.

— До свидания.

— До свидания.

Прочитайте нашу статью о том, как подготовиться к психотерапии и чего от нее ждать →

Стенограмма психологической консультации

на приеме у психолога
Психолог составляет стенограмму консультации

В психологическом консультировании стенограмма — это запись в тетради / набор на клавиатуре главных слов, реакций и действий участников на каждом из этапов сессии (аудио- или видеозапись сеанса разрешена только в том случае, если клиент дал письменное согласие на это). Что-то специалист записывает прямо в процессе беседы, а что-то — после. Чаще эксперты фиксируют главные мысли в виде таблицы, например, так:

Этап беседы

Цель и действия консультанта

Реакции клиента(эмоции, слова)

Комментарий / гипотеза

Начало Установление контакта / спросил, как мне к нему обращаться Тревожно ответил: «Как угодно, только не по имени и отчеству». Возможно, запрос затрагивает трудовую сферу, раз официальное обращение вызывает негативные эмоции
Основная часть 1 Выявление запроса / спросил, почему ему не нравится официальное обращение «Это ассоциируется с офисом. Всем постоянно что-то нужно от меня. Если кто-то обращается ко мне по имени и отчеству или полной формой имени, меня охватывает ужас — кажется, что сейчас снова придется выполнять чужую работу или лезть вон из кожи. Я устал» Полагаю, Ваня столкнулся с эмоциональным выгоранием
Основная часть 2 Уточнение запроса/ «Вас это беспокоит? Вы обратились ко мне из-за того, что устали от офиса?» Стал спокойнее. Ответил: «Нет. Вообще-то меня беспокоит другое. У меня ни на что нет сил. Пропал интерес к жизни, она потеряла смысл. Помогите мне снова почувствовать вкус к ней» Возможно, профессиональное выгорание привело к апатии в целом
Основная часть 3 Уточнение запроса / «Я заметил, что тема работы вам неприятна. На ваш взгляд общий упадок сил как-то связан с профессиональной усталостью? Когда вы впервые заметили это? Вам нравится то, чем вы занимаетесь?» Снова стал раздражительным, но на контакт идет охотно: «Возможно, связано. Я часто отказываюсь от выходных и беру задачи на дом. Мне нравится то, чем я занимаюсь, но мне сложно работать в коллективе. Это было всегда: вечно приходится что-то за кем-то переделывать» Вероятно, выгорание связано с гиперответственностью, недоверием к людям.
Завершение Подведение итогов, закрепление положительного результата / спросил, как изменилось самочувствие Вани с начала встречи Позитивно настроен, спокойный, но грустный. Ответил: «Теперь я вижу, с чем связана усталость. Я много работаю и беру на себя чужие обязанности. Думаю, то упражнение, которое вы порекомендовали, поможет мне разграничить зоны ответственности» Ваня готов к сотрудничеству и осознает, в каком направлении нужно двигаться

Количество записей в каждом блоке не ограничено. Например, в основной части этой таблицы их явно будет больше, если продолжить развитие темы и сделать полное описание сессии. По объему записей, количеству и названиям столбцов единого шаблона тоже нет. Формат может быть другим: не таблица, а просто запись диалога с пометками о важных деталях (как протокол). Эксперт делает пометки для себя, чтобы не забыть и не упустить ничего важного, сделать терапию максимально эффективной. Как и другие материалы терапии, эти записи хранятся в строгой конфиденциальности.

Анализ психологической консультации: пример

человек делает записи у психолога
анализ психологической консультации

Сразу после встречи эксперт анализирует консультацию. По сути, это самоанализ с целью профессионального развития и повышения эффективности терапии. Исследователи считают, что осознанный подход к консультированию сильно влияет на эффективность терапии. Они отмечают, что эксперты, достигшие высокого уровня эффективности, отводили на профессиональную рефлексию в 2,5 больше часов, чем их коллеги, достигшие среднего уровня. Осознанная практика — главный фактор эффективности консультанта. Элементы анализа:

  1. Основная информация об обратившемся. Имя, возраст, запрос и другие важные детали.
  2. Стенограмма сеанса психотерапии.
  3. Постановка гипотез и подбор техник для их проверки.
  4. Непосредственный анализ встречи: какие методы использовал консультант, что удалось, а что не получилось и почему.
  5. Выводы и практические рекомендации для самопомощи обратившегося.

С последним эксперт познакомит вас, остальная информация остается в его блокноте. Пример анализа психологической консультации, дополняющий стенограмму, которую мы уже разобрали (любые совпадения имен и запросов случайны, история выдуманная):

  1. Исходные данные: Ваня, мужчина, 30 лет, руководитель отдела продаж.
  2. Запрос: бессилие и апатия, потеря смысла жизни. Хочет вернуть интерес и вкус к ней.
  3. Гипотеза: Ваня столкнулся с профессиональным эмоциональным выгоранием, которое отразилось на его жизни в целом. Выгорание связано с гиперответственностью и попытками контролировать все вокруг себя.
  4. Проверка гипотезы: я кое-что уточнил у Вани, и моя гипотеза пока подтверждается. Ваня активно идет на контакт, на следующей встрече мы разберемся в причинах его гиперответственности. Я собираюсь задать несколько вопросов о его детстве и семейной истории.
  5. Выводы: я доволен тем, как прошла встреча. Я порекомендовал Ване чаще прислушиваться к своим потребностям, искать скрытые выгоды — спрашивать себя «Зачем я снова выполняю чужую работу / перерабатываю?» и выполнять упражнение «Зона ответственности».

Как и запись главных мыслей, весь анализ бывает подробным или кратким. Форма изложения тоже свободная. Теперь вы представляете, как проходит встреча с консультантом. Как правило, первая сессия уходит на знакомство, выявление запроса, разработку плана терапии, обсуждение правил сотрудничества и выбор методов терапии. То, что мы описали — примерный вариант. Каждая сессия уникальна, а алгоритм встречи отличается в зависимости от запроса и подхода в психотерапии. Но этические принципы, на которые опирается консультант, неизменны. Он не будет оценивать вас, критиковать или навязывать свое мнение. Он постарается увидеть ситуацию вашими глазами, понять вас. Идите на сессию с мыслью, что эксперт безусловно примет и поддержит вас — это уменьшит волнение. это был

Консультация психолога онлайн — гарантии и забота от Alter

Найти своего психотерапевта непросто: не каждый специалист работает с вашим запросом, а в вашем городе такого может вовсе оказаться. Alter предлагает услуги психолога онлайн и возможность проходить терапию из любой точки мира. В нашей базе более 900 проверенных психологов, которые прошли строгий отбор. Найти среди них своего специалиста легко и удобно, поиск по запросу доступен бесплатно, круглосуточно и без регистрации, а чат с поддержкой работает 7 дней в неделю. С Alter вы можете рассчитывать на безопасную и анонимную терапию.

Добавить комментарий