Как составить программу мероприятия в библиотеке
14.02.2023
5 простых правил, как составить интересную программу мероприятий в библиотеке.
Научные и вузовские библиотеки в первую очередь обеспечивают студентов, аспирантов и научных работников информацией для их образовательной и научно-исследовательской деятельности. Именно поэтому они считаются главными информационными центрами вуза. Вместе с тем для университетской библиотеки тоже актуален вопрос: чем привлекать читателей, помимо фондов и электронных ресурсов? Какие мероприятия будут им интересны?
На эти вопросы может возникнуть контраргумент: а зачем библиотеке вообще организовывать у себя площадки для активностей, проводить различные акции?
Убедительный ответ на этот вопрос сформулировала Боронина Н. В. в своей статье «Система культурно-досуговой деятельности научных библиотек в эпоху цифровизации: что предложить читателю» в журнале «Научные и технические библиотеки» за 2020 г.: «Библиотекам приходится признавать, что они перестали быть монополистами на информацию. Теперь библиотеки — полноправные участники рынка услуг, который динамично развивается, предлагая потребителю все больше и больше видов деятельности. Хотят они того или нет, но библиотекам придется участвовать в конкурентной борьбе за своего читателя — потребителя услуг библиотеки, современного человека, активного участника цифровой экономики».
Подтверждением того, что в мировой практике библиотеки уже придерживаются этого принципа, служат учреждения, где новые цифровые технологии используют в качестве дополнительных услуг. К примеру, библиотеки предлагают своим читателям виртуальные путешествия с использованием VR-очков и познавательных платформ вроде Google Искусство и культура. Этот сервис позволяет пользователям изучать мировые музейные коллекции, совершать виртуальные поездки в разные уголки планеты.
Библиотеки начали организовывать на своих площадях кинотеатры, где показывают художественные и документальные фильмы. После просмотра зрители могут обсудить прошедший киносеанс.
Программа мероприятий может меняться с учетом новых технологий, но принципы ее составления остаются во многом теми же.
Как составить программу мероприятий, чтобы достичь поставленных библиотекой целей
- Продумать заранее, какую атмосферу ожидаете создать на мероприятии, что полезного, интересного участники вынесут для себя после его окончания — новый опыт, знания, знакомства.
- Как сделать так, чтобы на мероприятии все участники были активны, как увлечь каждого, чтобы он проявил свои знания и способности? При подготовке программы этот вопрос нужно решить обязательно, а для этого изучить свою аудиторию, ее интересы, предпочтения, уровень знаний, возрастные особенности.
- Рассчитывайте время проведения так, чтобы мероприятие не затянулось и не было перегружено заданиями, иначе участникам станет скучно.
- При подготовке интеллектуальных заданий — квизов, квестов, викторин — важно учитывать, что интереснее всего участникам будет решить трудную, но выполнимую задачу. Это значит, что вопросы не должны быть слишком простыми, но и не настолько сложными, что никто не сможет на них ответить.
- Предстоящее мероприятие необходимо заранее проанонсировать: опубликовать новости в соцсетях, дать объявление на сайте, оформить афиши.
Библиотека как социальный институт выполняет не только информационную, но и культурно-просветительскую функцию. Досуговая деятельность уже давно выделена в самостоятельное направление работы, что потребовало от библиотечных специалистов развития соответствующих компетенций.
Культурно-просветительская работа отвечает актуальной концепции библиотеки как «третьего места» — социально значимого пространства для просвещения, интеллектуальной и культурной коммуникации, творчества, саморазвития и обучения.
Для создания и развития такой территории рекомендуется проводить массовую библиотечную работу с учетом следующих аспектов.
- Планируемое событие должно быть актуальным, своевременным;
- организаторам необходимо точно понимать, на какую аудиторию рассчитана программа;
- мероприятия по степени сложности подготовки делятся на три типа: 1) не требующие много времени и затрат (обзор литературы, викторина), 2) требующие значительной предварительной подготовки (квест, конкурс), 3) требующие дополнительной индивидуальной работы с участниками (литературный вечер, читательские конференции). Необходимо рассчитывать свои ресурсы прежде, чем планировать программу.
Что важно учитывать при составлении программы мероприятия?
- Какова цель мероприятия? Какое настроение, атмосферу мы хотим создать для его участников, что полезного они смогут узнать? На эти вопросы важно ответить в первую очередь перед составлением программы.
- План проведения должен учитывать интересы как можно более широкого круга участников, чтобы каждый мог проявить активность, продемонстрировать свои знания, способности.
- Рассчитывайте оптимальную продолжительность мероприятия, чтобы оно завершилось раньше, чем участники устанут и потеряют к нему интерес.
- При подготовке заданий к играм, квестам, викторинам рекомендуется придерживаться золотой середины: они не должны быть слишком простыми, но и не настолько сложными, что никто не сможет их решить. Участникам должно быть интересно разобраться с трудной задачей, используя свои знания, эрудицию, опыт.
- Чтобы на мероприятие пришло достаточное количество участников, его нужно анонсировать по разным каналам: опубликовать новости в соцсетях, дать объявление на сайте, оформить пригласительные билеты, афиши.
В завершение отметим, что в библиотечной среде по-прежнему существуют опасения, что расширение культурно-досуговой деятельности может затмить информационную функцию библиотеки, поэтому важно соблюдать баланс в реализации двух этих важных направлений работы.
Рекомендуем также к прочтению:
Массовая работа библиотекаря: традиции и новые тенденции;
Идеи библиотечных мероприятий.
2022-12-22 14:51
Библиотекам
План работы на год – основной и
обязательный документ библиотеки. Составляя план, важно чтобы документ
соответствовал следующим критериям:
∙ задачи и цели должны быть конкретными, достижимыми и измеряемыми;
∙ мероприятия, предусматривающие сотрудничество с другими организациями,
должны быть согласованы;
∙ за каждым пунктом плана должен быть закреплен исполнитель;
∙ сроки выполнения должны быть конкретными;
∙ структура плана должна включить в себя все направления деятельности,
актуальные для библиотеки
Существует определенный алгоритм работы по составлению годового плана,
состоящий из нескольких этапов. На первом этапе подготовки проверяется ход
реализации плана текущего года, выясняются его достоинства и недостатки,
выявляются изменения в деятельности библиотеки в истекшем году.
Затем каждое библиотека составляет свой годовой план работы и представляет
его в методический отдел. На основе планов структурных подразделений
составляется общий годовой план работы библиотек системы.
План составляется чётко по структуре.
- 2023 ГОД – ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ
В современных условиях библиотеки должны развиваться по трем основным
направлениям:
- как культурно-просветительский центр, коммуникационная площадка интеллектуального
развития и культурного досуга; - как активный информационный агент в виртуальном пространстве,
обеспечивающий доступ к информационным ресурсам, дающий пользователю
профессиональную консультацию в навигации и выборе источников информации; - как хранительница культурного наследия, в том числе исторического и
литературного краеведения.
При составлении плана обратите также внимание на такие современные
направления деятельности, как:
- Социальное партнерство библиотек в формировании библиотечных услуг для
людей с ограниченными возможностями здоровья. - Доступность к информации – основная социальная функция информационного
обслуживания населения. - Расширение пространства библиотеки виртуальными средствами.
- Продвижение книги и чтения библиотеками в социальных медиа.
- Фестивали, сетевые акции – важный аспект позиционирования и
взаимодействия библиотек. - Роль библиотек в формировании информационной культуры пользователя.
- Инновационные формы работы.
СТРУКТУРА ГОДОВОГО ПЛАНА
- ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БИБЛИОТЕКИ
В этом разделе плана работы формулируются те задачи, над выполнением
которых библиотека будет работать в текущем году, и не более того. Выбранная по
определенному направлению деятельности задача должна быть краткой и четкой, не
надо формулировать объемные и длинные фразы задач, заведомо невыполнимых в
течение года.
Работа библиотеки должна
быть направлена на:
- безусловное выполнение основных
контрольных показателей работы и привлечение новых читателей в библиотеку
и к чтению; - повышение комфортности
библиотечной среды, формирование положительного имиджа библиотеки,
развитие рекламы; - распространение краеведческих
знаний и воспитание у юных читателей интереса к истории своей малой
родины, формирование патриотических чувств; - воспитание бережного отношения
к окружающему миру, формирование активной гуманной позиции по отношению к
природе, создание условий для чтения естественнонаучной литературы; - приобщение пользователей к
чтению правовой и нравственной литературы, содействие повышению уровня
этической грамотности, воспитание культуры общения; - приобщение пользователей к
лучшим образцам классической отечественной и зарубежной литературы,
создание условий для чтения и различных литературных занятий и т.д.
- КОНТРОЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Второй раздел плана связан с планированием основных контрольных показателей
деятельности. Необходимо сверить свои контрольные показатели с методическим
отделом.
- ОСНОВНЫЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ
ПОКАЗАТЕЛИ
Основные количественные показатели | План 2022 |
Выполн. в 2022 г. |
План на 2023 год | |
Всего | 1 кв. | 2 кв. | 3 кв. | 4 кв. |
Пользователи (чел.) | ||||
Выдача документов (экз.) | ||||
Посещения (кол-во пос.) |
Количество жителей,
проживающих в зоне обслуживания на 2022 г. – (в т.ч. молодежи — , детей
— )
- ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ ГОДА
- Инновации. Работа в рамках темы года.
Планированные мероприятия в рамках районных, областных, Всероссийских
мероприятий (недели, декады, месячники и др.) и конкурсов.
В этом разделе плана намечаются мероприятия по
основным действующим долгосрочным целевым программам с учетом
знаменательных и памятных дат на 2023 год, объявленных международными
организациями, Президентом и Правительством Российской Федерации, а также – федеральных
и региональных программ.
Для того, чтобы успешно и творчески организовать работу библиотеки,
советуем внимательно отнестись к планированию основных мероприятий года,
посвященных различным событиям календаря. Согласитесь, ведь невозможно охватить
все знаменательные даты в плане работы одной библиотеки? Поэтому постарайтесь выбрать из всего многообразия дат, на ваш
взгляд, самые важные…
Главные события 2023 года:
Среди них:
Федеральные программы:
- Федеральная целевая программа «Доступная среда» на 2021-2025 годы
- Федеральная целевая программа «Увековечение памяти погибших при защите
Отечества на 2019−2024 годы» - Федеральная целевая программа «Информационное общество» на 2019-2024 годы
- Федеральная целевая программа «Научно-технологическое развитие Российской
Федерации» на 2019 -2024 годы - Федеральная целевая программа «Культура» на 2019 — 2024 годы
- Федеральная целевая программа «Охрана окружающей среды» на 2016-2031 годы
- Федеральная целевая программа «Региональное развитие» на 2016-2025 годы
Среди знаковых событий
и памятных дат 2023 года:
- ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА.
Приурочен к 200-летию со дня рождения одного из основателей российской
педагогики Константина Дмитриевича Ушинского.
Методические материалы
в помощь планированию: 2023 год – Год педагога и наставника
Можно запланировать
мероприятия:
Выставка-персоналия
«Доброта – волшебное лекарство»; литературно-игровое занятие «Родное
слово» и «Детский мир» (рассказы, сказки, игры, загадки);
литературный час «Сказочные уроки Константина Дмитриевича Ушинского»;
информационный час «Учитель русских учителей».
О школах и учителях: Выставки и мероприятия:
«Учитель творит Человека»; «О тех, кто нас выводит в
люди»; «Учителя и ученики в
изобразительном искусстве»; «Учитель стал писателем»; «Интересно учить,
интересно учиться!»; «Учитель на страницах книг»; «Сказочные
школы»; «Школы в разных эпохах»; «Как учились на Руси».
Календарь знаменательных и памятных дат русского языка
23 января – День ручного письма (День почерка). Праздник учрежден в
1977 году с целью напомнить всем нам об уникальности ручного письма, о
необходимости практиковаться в нем, о неповторимости почерка каждого человека.
Инициатор — Ассоциация производителей пишущих принадлежностей, которая и
провозгласила датой «рукописного» праздника 23 января.
1 февраля (дата для 2023 года) – Всемирный день чтения вслух. Отмечается
с 2010 года по инициативе
некоммерческой организации «Lit World». Проводится в первую среду
февраля. Цель праздника – показать чтение как способ взаимодействия
с окружающим миром и как возможность
передачи своих эмоций другому человеку вместе со звучащим словом. Читать
интересно! А читать вслух – интересно вдвойне! Ведь при чтении вслух мы делимся
своими эмоциями с окружающими, передаем им свое настроение и ощущения от
прочитанного.
3 февраля – Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой. Борьба с ненормативной
лексикой ведётся во всём мире: созываются комитеты, привлекаются активисты,
изучаются возможные пути решения проблемы.
В России по юридическим законам сквернословие рассматривается как нарушение
общественного порядка, оскорбление личности. В российском
законодательстве предусмотрены меры наказания за нецензурную брань в общественных
местах.
Академик Д.С. Лихачёв писал: «В основе любых циничных выражений и ругани
лежит слабость. По-настоящему сильный человек не будет ругаться. Ведь он
уверен, что его слово и так весомо».
21 февраля – Международный день родного языка. Провозглашен
Генеральной конференцией ЮНЕСКО 17 ноября 1999 года. Отмечается с 2000 года
ежегодно 21 февраля, с целью содействия языковому и культурному разнообразию.
Дата была выбрана в знак памяти событий, произошедших в Дакке (ныне – столица
Бангладеш) 21 февраля 1952 года, когда от пуль полицейских погибли студенты,
вышедшие на демонстрацию в защиту своего родного языка бенгали, который они
требовали признать одним из государственных языков страны.
21 марта – Всемирный день поэзии. Учреждён в 1999 году на 30-й сессии
генеральной ассамблеи ЮНЕСКО. В этот день устраивают поэтические концерты, на
которых выступают современные поэты – известные и начинающие. Проводятся
фестивали, конкурсы, форумы, марафоны, где все желающие могут прочитать стихи
известных поэтов. Часто к этой дате приурочивают презентации поэтических
сборников.
24 мая – День славянской письменности и культуры. Праздник, приуроченный
ко дню памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей
Словенских. Отмечается как в России, так и в некоторых других славянских
странах.
24 мая – День филолога. В Россию слово «филология» пришло в XIX веке. До
того момента отечественные ученые занимались «словесными науками». Отмечать
День филолога начали в конце 80-х — начале 90-х. Сам праздник — международный,
а вот в нашу страну он попал благодаря филфаку МГУ — именно здесь эту дату
отпраздновали впервые в России.
6 июня – День русского языка. Пушкинский день. Установлен
указом президента РФ 6 июня 2011 года. В 2010 году этот праздник был учрежден
Организацией Объединенных Наций.
1 сентября – День знаний. Это праздник человеческой мудрости,
научных ценностей, грамотности и образования. 1 сентября не только открываются
двери всех учебных заведений, но и отдаётся дань силе человеческого ума,
который призван служить добру.
8 сентября – Международный день грамотности. Был учреждён ЮНЕСКО в
1966 году по рекомендации Всемирной конференции министров образования по
ликвидации неграмотности (Тегеран, сентябрь 1965 года) – с целью напомнить о
важности грамотности в жизни людей и общества и о необходимости укрепления
усилий по её распространению. Дата празднования (8 сентября) – день открытия
этой конференции.
22 ноября – День словаря. День словарей и энциклопедий в России
отмечается 22 ноября, потому что это день рождения Владимира Ивановича Даля
(1801-1872), создателя «Толкового словаря живого великорусского языка». Словарь
– это не просто книга: он подводит итог развитию языка и прокладывает ему пути
в будущее.
29 ноября – День рождения буквы Ё. 29 ноября 1783 года «родилась» буква Ё.
Произошло это во время одного из заседаний Санкт-Петербургской Академии наук,
во времена правления императрицы Екатерины II. «Матерью» новой буквы можно по
праву считать директора академии – княгиню Екатерину Романовну Дашкову, которая
обратила внимание ученых на то, что в русской речи давно появился звук, который
на письме разными людьми передается по-разному: iолка, иолка – ёлка; матьорый,
матïорый – матёрый. Идею княгини Дашковой поддержали ведущие деятели культуры
того времени. Одним из первых новую букву начал использовать Гавриил Романович
Державин. В печати же она появилась в 1795 году в книге поэта Ивана Ивановича
Дмитриева. Известной буква Ё стала благодаря Николаю Михайловичу Карамзину, в
связи с чем он до недавнего времени считался её автором.
- ГОД МУЗЫКИ.
Объявлен
в честь 150-летнего юбилея Сергея Васильевича Рахманинова.
Можно запланировать в
рамках программы мероприятия:
вечер-портрет
«Композитор, пианист, дирижер», информационный час «Верю в полную победу» (Рахманинов
и ВОВ), литературно-музыкальная встреча «Сирень – образ Родины и любви» (сирень
в творчестве Рахманинова, привлечение рассказа Ю. Нагибина «Сирень», стихов,
творчества русских художников)
- 2022-2031 – ДЕСЯТИЛЕТИЕ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Указ Президента
Российской Федерации от 25.04.2022 № 231 «Об объявлении в Российской Федерации
Десятилетия науки и технологий».
Методические рекомендации
по проведению Года науки и технологий в библиотеке.
Можно
запланировать:
Выставка-квест «Планета
Наука», выставка-викторина «Тайны изобретений», информационные обзоры «Как все
работает», «Погружайся в науку!» Мастер-классы «Читаем! Думаем! Изобретаем!
Творим!», информационные часы «Из жизни ученых» «Изобретения, которые потрясли
мир», «Что и требовалось доказать!», брейн–ринги «Хочу всё знать» «Объясни
маленькому», цикл вечеров занимательной науки «Науки разные нужны», викторина
«Мальчик из чемодана, или как быть человеком?» (по книгам об Электронике Е.
Велтистова), дни информации «Лишних знаний не бывает» «Наука – это жизнь»,
интеллектуальные квизы: «Во всех науках мы сильны» «День Незнаек и Почемучек»
«От Земли и до Луны — всё ребята знать должны», научный стендап, научная
лаборатория, научный календарь (онлайн).
- 2018–2027 – ДЕСЯТИЛЕТИЕ ДЕТСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Указом
№ 240 от 29 мая 2017 года Президентом Российской Федерации 2018– 2027 годы
объявлены в России Десятилетием детства. Распоряжением Правительства РФ 3 июня
2017 года принята Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения.
При планировании работы с детьми обратите внимание на содержание программы
«Десятилетие детства в РФ» (2018-2027 годы) и развивайте концепцию библиотеки,
дружественной к детям.
Примеры активных форм и методов работы с этой категорией, которые заставляют
читателя мыслить, рассуждать, спорить, отстаивать свою точку зрения:
- встречи с интересной книгой (автором, лучшим читателем)
- вечера размышления
- вечера вопросов и ответов
- дискуссии
- игры (литературные, ролевые, интеллектуальные,
профориентационные) - игры – путешествия
- игры–квесты
- конкурсы творческие
- конкурсы литературные
- конкурсы на самого усидчивого читателя периодики
- круизы литературно — экологические, историко – краеведческие
- репортажи и интервью экологические
- фантазии литературные, поэтические, музыкальные
- часы вопросов и ответов
- часы библиотечных вопросов и ответов, практических рекомендаций
- часы спора о…, откровенного разговора о…, полезного совета и другие
диалоговые формы работы.
Разрабатываем литературные программы, проекты:
- «Будь всегда на связи с хорошими книгами!»
- «Книги помогают взлететь!»
- «Цвет настроения – книжный»
- «Страна не прочитанной литературы»
- «Найди свою книгу!»
- «Культурная прививка»
Примерная тематика литературных мероприятий:
- «Жил однажды прекрасный поэт…»
- «Каждой книге — ее читателя»
- «С днем рождения, книжка!»
- «Книгопортация»
- «Классное внеклассное чтение»
- «Твои друзья — писатели и книги»
- «Город открытых книг»
- «Читай, или проиграешь!»
- «Забытые книги желают познакомиться»
- «Мир через культуру»
- «Живёт на свете красота»
- «Золотая россыпь русского фольклора»
- «Живописные сказки»
- «Мудрость и знания в книгах!»
- «Кто знает Аз да Буки, тому и книгу в руки!»
- «Один день из жизни писателя» и т.д.
Рекомендуем запланировать:
«Книга-мастерилка» (создание книги своими руками)
«Почитай им сказку» (дети читают вслух книгу игрушкам)
«Дети читают для детей» акция (хорошо читающие ребята читают для младших
или сверстников)
«Читай с классиками» акция (фразы классиков дарят прохожим)
«Книжный лабиринт» напольная игра (на полу – игровое поле, бросается кубик,
игроки совершают ход и выполняют задание)
«Ожившие сказки» выставка книг и игрушек
«Вам знакомы эти строки?» экспресс-викторина
«Собрание библиотечных раритетов» ретро-выставка
«Книжки на прогулке» день отдыха с книгой
«Вкусное чтение» акция-челлендж
«Стихоклип» (новая форма презентации. Читатели прочли стихи и посвятили их
своим близким участникам Великой Отечественной войны. Каждый стихоклип
сопровождается музыкой)
«Битва читающих» интеллектуальная игра
«Поэтическая минутка» (новый формат – чтение стихов с телефона, планшета,
компьютера и т.д.)
«Библиомания» фотопати (фотосессия в библиотеке)
SMS-ка герою книги конкурс Акция «Бегущая книга»
- 100-ЛЕТИЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Р.Г. ГАМЗАТОВА
1 июля 2021 года Президент РФ
Владимир Путин подписал Указ «О праздновании
100-летия со дня рождения Р.Г. Гамзатова».
Методические материалы по проведению
мероприятий,
посвященные жизни и творчеству Р.Г.
Гамзатова
- Горец, верный Дагестану:
Методико-библиографический материал, посвящённый 90-летию Расула Гамзатова
[Электронный ресурс] / Сост.: С.Н. Гилёва, ред. и доп. И.А. Кузьмина. –
Махачкала: Редакционно-издательский отдел «Китапхана Дагестана», 2013. – 50 с.,
ил. – Режим доступа:http://www.lib05.ru/sites/default/files/201810/«Горец%2C%20верный%20Дагестану»%20%28Методикобиблиографический%20материал%2C%20посвящённый%2090летию%20Расула%20Гамзатова%29.docx. - Литературно-музыкальный
вечер, посвященный жизни и творчеству Расула Гамзатова «Мы живем, чтобы
оставить след…» (посвященный 90-летию со дня рождения Расула Гамзатова)
[Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/66145-literaturno-muzykalnyj-vecher-posvjaschennyj- - Читательская
конференция, посвящённая творчеству народного поэта Дагестана Расула Гамзатова
/ МКОУ «Кищинская СОШ им.Г.Сулейманова» — [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://infourok.ru/chitatelskaya-konferenciya-po-tvorchestvu-rasula-gamzatova
3001421.html
- 150-ЛЕТИЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ СЕРГЕЯ РАХМАНИНОВА
В 2023 году вся культурная общественность отметит 150-летие со дня рождения
Сергея Васильевича Рахманинова (1 апреля 1853 г.). Указ о праздновании юбилея
русского композитора был подписан Президентом РФ Владимиром Путиным в 2020
году.
Материалы, для подготовки мероприятий,
посвященных 150-летию со дня рождения С.В. Рахманинова
«Культура.рф» — «Сергей Рахманинов»
Официальный сайт: https://rahmaninov.ru/
Сайт «Сенар»: https://senar.ru/
Библиографические и
рекомендательные списки литературы:
- Гений русской музыки. К
150-летию со дня рождения великого русского композитора : библиографический
список литературы / составитель Н. А. Андросова ; редактор Г. И. Михеева. –
Воронеж : ВОУНБ им. И. С. Никитина, 2022. – 12 с. – Режим доступа: https://clck.ru/gexuF - «Музыкальная история
русской эмиграции»: к 150-летию со дня рождения С. В. Рахманинова [Электронный
ресурс] – Режим доступа: https://clck.ru/geyPp
Методические материалы
по проведению мероприятий, посвященные жизни и творчеству С.В. Рахманинова:
- Игра «За семью печатями»
(С.В. Рахманинов) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://clck.ru/gf38i (дата обращения 12.07.2022). - Сценарий концерта —
лекции из серии «Школьная филармония представляет» «С.В.
Рахманинов — певец русской души [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://clck.ru/gf2hr (дата обращения 12.07.2022). - Сценарий мероприятия,
посвященного 145-летию со дня рождения Сергея Васильевича Рахманинова
[Электронный ресурс] – Режим доступа: https://clck.ru/gf2wk - Творческий вечер «С
любовью к Родине. Сергей Васильевич Рахманинов» [Электронный ресурс] – Режим
доступа: https://clck.ru/gf2se - Ф.И. Шаляпин и С.В.
Рахманинов — вершины музыкального творчества XX века: Материалы конференции. —
Тамбов: ООО «Тамбовская Типография», 2003. — 80 с. [Электронный ресурс] – Режим
доступа: https://clck.ru/8bzHy
В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ в этом разделе кроме
основных юбилейных дат должны быть запланированы мероприятия, посвященные
следующим датам:
- Неделя детской и юношеской книги (март);
- Международный день детской книги (2 апреля);
- Библионочь или Библиосумерки
- День славянской письменности и культуры (24 мая). В 2023 году пройдут
Детско-юношеские Кирилло-Мефодиевские чтения в рамках Дня славянской
письменности «История родного слова. От Кирилла и Мефодия до наших дней». Запланировать
мероприятия в рамках Кирилло-Мефодиевских чтений. - Общероссийский день библиотек (27 мая);
- Пушкинский день России,
День русского языка (6 июня); - ОТДЕЛЬНО ЗАПЛАНИРОВАТЬ
МЕРОПРИЯТИЯ в рамках программы
летних чтений (июнь) - ПРОЕКТНАЯ И ПРОГРАММНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕКИ
В этом разделе плана намечаются проекты (программы) по наиболее значимым
темам, приоритетным направлениям работы библиотеки предстоящего года.
При планировании проектной и программной деятельность библиотеки необходимо
понимать, что проект / программа является документом, на основании которого
решаются конкретные задачи в деятельности библиотеки, поэтому она должна иметь
паспорт, утвержденный директором.
Программа обязательно должна иметь конкретное назначение и обоснование,
максимально приближенное к специфике каждой библиотеки, анализ ситуации в
конкретной сфере деятельности и перспективы ее развития.
В программе должна быть отражена модель взаимодействия всех ее
соисполнителей: библиотеки и её партнёров — учреждений образования,
общественных организаций, спонсоров и т.д.
Приоритетным направлением деятельности библиотек по-прежнему остается
работа по продвижению книги и чтения, лучших литературных произведений.
2023 год отмечен большим числом юбилейных дат писателей и поэтов.
Мероприятия, посвященные их творчеству, включаем в этот подраздел.
Литературные юбилеи:
К 100-летию со дня рождения Расула Гамзатова – час поэзии «Мы живем,
чтобы оставить след…»;
К 150-летию Михаила Михайловича Пришвина — викторина «Очарованный
странник»; литературное путешествие «Добро пожаловать в мир Пришвина»; книжно-
иллюстративная выставка-игра “Кладовая природы Михаила Пришвина”;
К 200-летию Ивана Сергеевича Аксакова – литературный час «И расцвел
цветочек аленький»; литературный экспресс «На машине времени: «Детские годы
Багрова-внука»; игра «Сундучок старинных слов»; выставки «Мир Аксакова»,
«Художник родной природы».
Мероприятия: читай-час «Ученики сказочника»; выставка-квест «Книжный аукцион»; часы
творчества «Мастерская чтения»; цикл «Золотой ключик в Страну читающих детей»;
час сказок и рассказов «Расскажу-ка вам, друзья, что читал сегодня я!».
Выставки: «Писатели-юбиляры. Празднуем вместе!», «Любишь хорошие детские книги? Они
здесь!», «В академии волшебных книг», «Книги, которые помогут полюбить чтение»,
«Герои книг тоже ходят в библиотеку!», «Любимые детские авторы со всего света».
- «Я – гражданин России» (гражданско-правовое
воспитание)
При планировании работы по правовому воспитанию можно обратиться к
следующим знаменательным датам:
— Всемирный день защиты прав
потребителя (15 март);
— Международный день интеллектуальной
собственности (26 апреля);
— Международный день борьбы за права
инвалидов (5 мая);
— Международный день Организации
Объединенных Наций (24 октября);
— Международный день защиты информации
(30 ноября);
— Международный день прав человека (10
декабря);
— День Конституции Российской
Федерации (12 декабря).
Традиционно в ноябре проходит месячник правовой информации, который
включает День правовой помощи детям (приурочен к Всемирному дню ребенка 20
ноября).
Выставки, мероприятия: «Твои права на безоблачное детство»; «Удивительное
путешествие в Правограде»; «Уроки права – уроки жизни»; «Я имею право знать»; «Планеты
правильных правил».
«Во славу Отечества» (историко-патриотическое
воспитание)
Патриотическое воспитание одно из основных направлений работы, с которым
необходимо работать всем библиотекам.При планировании работы необходимо
обратить особое внимание на следующие юбилейные даты:
— 1035 лет Крещению Руси (988);
— 210
лет со дня подписания Александром I манифеста об окончании
Отечественной войны (1813);
— 140 лет со дня рождения
военачальника, государственного деятеля Семена Михайловича Буденного (1883-
1973);
— 60
лет первому полету женщины-космонавта Валентины Владимировны Терешковой в
космос (1963);
— 80
лет со дня разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в
Сталинградской битве (1943 год);
— 80
лет со дня разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской
битве (1943 год);
— 30
лет Государственному гербу РФ и Российскому флагу (1993).
Планируйте
мероприятия, посвящённые государственным праздникам и памятным датам:
— День защитника Отечества (23
февраля);
— День космонавтики (12 апреля);
— День Победы (9 мая);
— День России (12 июня);
— День памяти и скорби (22 июня);
— День Государственного флага РФ (22
августа);
— День народного единства (4 ноября);
— День героев Отечества (9 декабря);
— Дни воинской славы России.
Юбилейные даты (события) связанные с ВОВ можно объединить в исторический
цикл «Правда о великой войне», организовав такие мероприятия: литературно-исторический
час «И превратились в белых журавлей» (рассказ о ржевском мемориале с
исполнением стихов/песни «Журавли» и изготовлением бумажного журавлика (в 2023
году отмечается со дня рождения поэта Р. Гамзатова), познавательная викторина
«Помнит сердце, не забудет никогда» марафон военных строк «Нам дороги эти
позабыть нельзя», чтение-впечатление «Полевая почта: письма из прошлого»;
«Через все прошли и победили!», конкурс чтецов «Это русское раздолье, это
Родина моя» исторический цикл «Слава России сквозь призму веков» викторина
«Россия в вопросах и ответах», цикл бесед-портретов «Русской истории славные
лица» беседа «Символика, рожденная историей», тематический час «Народы едины
под солнцем России»; книжные выставки «Бессмертный книжный полк»;
«Строка к строке о той войне»; «Читать, чтобы помнить»; «И памяти войны верна
Россия»; «Моя весна! Моя Победа!», выставка-вернисаж, беседа «Множество культур
– одна страна» .
- «Здоровью – зеленый
свет!» (здоровый образ жизни, спорт)
Здоровый образ жизни. Работа библиотеки в этом направлении предусматривает
мероприятия, которые активно пропагандируют здоровый образ жизни, содействуют
организации досуга, привлекают к чтению, знакомят с интересными людьми и их
увлечениями.
Ориентировать подростков и молодежь на выработку системы нравственных
ценностей и навыков культуры здорового образа жизни, физической активности,
прививать стойкий иммунитет к негативным влияниям среды – одна из важнейших
задач библиотеки.
При организации и проведении профилактических мероприятий необходимо
придерживаться следующих основных принципов: — информация должна быть, в целом,
позитивной и не нести оттенки безысходности; — резюме любого мероприятия должно
содержать четкую, всем понятную рекомендацию по профилактике опасных социальных
явлений. Работа по ЗОЖ должна быть включена в годовой план ежеквартально.
Темы выставок и
мероприятий которые можно запланировать по здоровому образу жизни: «Азбука здоровья», «Без
привычек вредных жить на свете здорово!», «Библиотека + стадион: территория
здоровья», «Больше знаешь – меньше риск», «Будь спортивным и здоровым», «Быть
здоровым — значит быть счастливым», «Быть здоровым я хочу — пусть меня научат»,
«В будущее без риска», «В гостях у Витаминки», «В гостях у доктора градусника»,
«В здоровом теле – здоровый дух», «В путь-дорогу собирайся, за здоровьем
отправляйся!», «Ваше здоровье в ваших руках», «Вся правда о вредных привычках»,
«Выбираем жизнь без табачного дыма», «Выбирай спорт! Выбирай здоровье!», «Добро
пожаловать в страну Здоровячков!», «Добро пожаловать в Чистюлькино!», «Добрые
советы для вашего здоровья», «Друзья здоровья», «Быть здоровым — значит быть счастливым»;
«В путь-дорогу собирайся, за здоровьем отправляйся!»; «Говорим здоровью –
«да»!»; «Здоровому всё здорово»; «Здоровье не купишь — его разум дарит».
- «Земля на ладошке» (Экологическое воспитание)
Приобщать детей к миру природы, к пониманию ее ценности в
жизни каждого человека, причастности к сохранению и защите братьев наших
меньших – такова цель всех экологических мероприятий, проводимых библиотеками.
Используя различные формы и методы библиотечной деятельности необходимо
стараться подвести читателей к размышлению над экологическими проблемами,
пробудить в них неравнодушное отношение к окружающей природе, привлечь их к
чтению литературы по экологической тематике.
Библиотечные акции становятся традицией для
библиотек, где от традиционных библиотечных методов переходят к активным
действиям. Экологические акции вносят реальный вклад в улучшение экологической
обстановки.
Это могут быть как акции самих библиотек (Акция
«Цветущий двор», акция «Чистый двор», акция «Помоги птицам зимой», природоохранительная акция «Птичья столовая»).
В продолжение акции инициировать
экологические десанты, рейды и экологические патрули: («Чистая улица», «Чистый двор», «Лучшая
защита — это забота», «Чистая земля — чистый двор», «Чистое село» и др.). Акции и рейды
будут тем более успешными, чем больше социальных партнеров подключится к ним.
Экологические мероприятия можно сделать
циклическими и проводить в течении года (цикл мероприятий «Времена
года»).
Важную роль в системе
экологического просвещения в России играют
Дни защиты окружающей среды от экологической опасности, которые ежегодно
проходят в России с 15 апреля по 5 июня. Эта ежегодная общероссийская акция
завершается 5 июня Всемирным днем охраны окружающей среды. Начало мероприятий
можно обозначить проведением дискуссии или круглого стола.
- «Библиотека в
поддержку семьи. Помощь в организации семейного чтения и семейного досуга» (работа с семьей)
Для планирования работы в этом направлении можно воспользоваться «Семейным календарём».
Семейный календарь
2018 — 2027 гг. — Десятилетие детства в
России. Указ
Президента от 29.05.2017
Январь
19 — День супруга
Февраль
17 — День
спонтанного проявления доброты (Помогать родителям и просто окружающим)
Март
- — Международный женский
день (В 1910 г. на Международной конференции социалисток в Копенгагене
К. Цеткин предложила ежегодно проводить День солидарности трудящихся женщин
всего мира. В России отмечается с 1913 г.)
20— Международный
день счастья (с 2013 г.)
Апрель
1 — Именины домового
- – День братьев и сестер
Май
15 — Международный день
семьи (Отмечается по решению ООН с 1994 г.)
Июнь
1 — Международный
день защиты детей (Учреждён в 1949 г. на Московской сессии совета
Международной демократической федерации женщин)
- Всемирный день родителей (Учрежден
резолюцией 66/292 Генеральной Ассамблеи ООН от 17.09.2012) - — Международный день отца
Июль
6 — Всемирный день поцелуя
8 — Всероссийский день семьи,
любви и верности (Отмечается по инициативе депутатов Государственной
думы с 2008 г.)
Август
Последнее воскресенье
августа— Праздник семейного пирога.
Сентябрь
- — День бабушек и дедушек (США)
- — День почитания старших.
День уважения возраста (Япония)
Октябрь
1 — Международный день
пожилых людей (Отмечается по решению Генеральной
Ассамблеи ООН ежегодно c 1991 г.)
26 — Международный день тёщи (отмечается в 4-е
воскресенье октября.)
28 — День бабушек и дедушек
(Россия)
Ноябрь
20 — Всемирный день
ребенка (Отмечается по решению ООН с 1954 года. 20 ноября — день принятия
в 1989 г. Конвенции о правах ребёнка)
22 — День сыновей
24 — День матери (Учреждён
Указом Президента РФ в 1998 г. Отмечается в последнее воскресенье ноября)
При проведении этих праздников можно использовать следующие названия и
формы:
∙ Дни семейного информирования: «Читали мамы, папы – теперь читаем мы!»,
«Вместе читаем, играем, создаем», «За здоровьем всей семьей»;
∙ Семейная программа «Дочки-матери»;
∙ Семейный вечер «Весна пришла сегодня к нам…», «При солнышке тепло – при
мамочке добро!»;
∙ Вечера отдыха «Самая прекрасная из женщин», «Книга наш семейный друг»,
«Мама, папа, я – спортивная семья», «Ты одна такая – любимая и родная»,
«Женские истории», «Нам года не беда…»;
∙ Спортивно-игровая программа «Мы спортивная семья»;
∙ Выставка-просмотр «Библиотека – дом семьи», «Читаешь ты, читаю я,
читает вся моя семья!», «Библиотека и семья: время доброго общения», «Мама,
папа, я – гармоничная семья!», «Мама, папа, книга, я – это дружная семья!»;
книжные выставки «Любовь торжествует над временем», «Любви и верности пример»;
выставка-рекомендация «Для чтения перед сном»;
∙ Дни информации «Библиотека – дом семьи», «Читаешь ты, читаю я, читает
вся моя семья!», «Семейное чтение», «Библиотека и семья: время доброго
общения», «Мама, папа, книга, я – это дружная семья!»;
∙ Праздничный вечер «Библиотека
– дом для всей семьи»;
∙ Семейный праздник «Семейные
забавы», «В кругу семьи»;
∙ День семьи «Наш
семейный очаг»;
∙ Конкурсная программа «Семья
моя – теплая пристань»;
∙ Семейная игра «Каково
на дому, таково и самому»;
∙ Литературный вечер «Святые
дочери России», «Наш семейный очаг»;
∙ Поэтический вечер «Мы
будем вечно прославлять, ту женщину, чье имя мать!»;
∙ Литературный утренник «Мама
– мамочка моя!»;
∙ Игровая программа «Доброе слово – мама!», «Маленькая хозяйка большого
дома», «Моя семья»;
∙ Конкурсы детских
рисунков «Милая, нежная, славная…», «Народов дружная семья», «Папа, папочка,
папуля!», «Я в семье – семья во мне», «Вот какая мама» ;
∙ Праздник пап и сыновей
«Рыцарский турнир»;
∙ Литературно-познавательная
игра с папами «Я отчизны славной – маленькая часть»;
∙ Семейные посиделки «Святая
Троица земли — Ребенок. Мать. Отец!»;
∙ Семейная гостиная «Счастливая
семья»;
∙ Вечер за самоваром «Ладушки,
ладушки – дедушки и бабушки!»
∙ Поэтический звездопад «Тебе,
родная, посвящаю…»
∙ Вечер веселых затей «У
семейного очага»
∙ Литературный праздник «Любимой
маме посвящается»
∙ Фотоконкурс «Музыка
любви»
∙ Час поэзии «У меня
такая мама!»
∙ Ярмарка умений «Папины
затеи»
∙ Семейный вечер «Самая
дружная семья»
∙ Семейная игра «Сказки
из бабушкина сундука»
∙ Молодежная акция «Что
важней всего на свете – мир, любовь, семья и дети»
∙ Семейные развлечения «Ты
и Я плюс наши дети – лучшая семья на свете!»
5.1. Клубы и любительские
объединения
В этом разделе должны быть отражены мероприятия, направленные на
стимулирование интереса пользователей.
Клуб в библиотеке– это творческое объединение читателей, имеющих
общие или близкие познавательные, эстетические интересы, основным средством
удовлетворения которых служит книга, чтение. По тематике клубы могут быть
самыми разнообразными. Практика показывает, что в последние годы интерес у
читателей вызывают следующие творческие объединения:
— естественнонаучные (экологические, краеведческие, любителей астрономии,
путешествий, цветоводов, собаководов и т.д.)
— художественной и эстетической направленности (любители литературы, поэзии,
музыки, кино);
СОВЕТЫ:
• Прежде всего, грамотно планируйте работу клубов, учитывайте интересы и
пожелания их членов;
• Намечая направления клубной работы составляйте перспективный план на 3 –
5 лет, но в начале спланируйте работу на 1 год;
• Годовой план работы клуба (кружка) представляет собой тематический план
занятий, их названия, содержание, форма проведения и домашнее задание.
Примеры названий клуба, объединения или
кружка:
Молодежные клубы: «Юность».
Подростковые клубы: «Подросток», «Эрудит», «Ориентир»,
«Ровесник». Детские клубы: «Почемучки», «Пятнашки»,
«Юный эрудит», «Клуб юных знатоков», «Чебурашка», «Забавушка»,
«Колобок», «Аленький цветочек». Клубы любителей здорового
образа жизни: «Здоровье», «ЗОЖ», «Познай себя» (клуб здорового
образа жизни), «Нам не всё равно» (молодёжно-волонтёрский клуб), Клуб
интеллектуальных игр Настольные игры: «Диксит», «Экивоки», «Мафия», «Билет на
поезд по Европе», «Пандемия», «Эволюция. Естественный отбор», «Монополия»,
«Каркассон», «Колонизаторы», «Дженна» и др., «Юный полиглот» детский клуб, клуб
юных художников «Акварель»: арт-мастерская для детей и подростков, «33 идеи»
(клуб детского творчества), Театр детской книги «Непоседы», Творческая студия
«Клуб, ОК», Клуб «Креативчики», Клуб «Чародеи»и тд.
YI. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
В этом разделе планируется работа с читателями по формированию медийной и цифровой
грамотности, в том числе безопасность детей в сети Интернет.
Библиотеки являются площадками, обеспечивающими информационную безопасность
молодому поколению. Многие библиотеки – участники Недели безопасного Рунета,
Всероссийских уроков безопасного Интернета, активно формируют и продвигают
безопасный, качественный, интересный контент для детей и молодежи.
При планировании работы с ресурсами Интернет можно обратиться к следующим
датам:
30 лет российскому Интернету (1988);
День Интернета в России (30 сентября);
Международный день Интернета (4 апреля)
День рождения электронной почты (2 октября);
Всемирный день информации (26 ноября).
Ежегодно, начиная с последних чисел января, все библиотеки, обслуживающие
детей и юношество, принимают участие в Неделе безопасного Рунета,
посвященной позитивному использованию цифровых технологий. Мероприятия являются
официальной российской частью всемирных мероприятий, приуроченных к
Международному Дню безопасного Интернета.
- «Интернет:
за и против» - «Мой Интернет. Моя безопасность»
- «Нужен детям с ранних лет безопасный Интернет»
- «С Интернетом на «Ты»
- «Чтобы компьютер был безопасным»
Диалоговые формы в реальном и виртуальном режимах всегда интересны читателям– подросткам.
Обсуждение вопросов и проблем позволяют выстраивать собственную
интернет-безопасность, ответственно и безопасно вести себя в Сети.
Дискуссии,
диспуты:
- «Как не
заблудиться в сети?», - «Чем
интернет может быть опасен?», - «Виртуальные
миры: все за и против», - «Электронный
век культуры», - «Чем
опасен Интернет: проблема интернет-зависимости», - «Формирование этичной культуры использования
Интернет» online-диалог «Сёрфинг в Сети: как ловушки обойти».
Познавательные часы:
- информационно-игровой
час «Безопасность в Интернете» - «Интернет:
безопасный, интересный, познавательный» - «Один в
онлайн» - родительский
час «Путешествие в Компьютерландию»
Уроки
online-безопасности:
- «Он-ландия
безопасная Веб-страна» - урок Интернет-этикета «Интернет: интересно,
полезно, безопасно» урок медиабезопасности «В контакте без риска» - урок-навигация
«Поиск в Сети» - урок online-безопасности «Дети. Право. Интернет»
урок-познание «Безопасная дорога в Интернет» урок «Полезный и безопасный
Интернет»
Беседы, обзоры:
- «Безопасно.ru»
- «Безопасность
при работе в Интернете»
- «Дружелюбный
Интернет» - «Законодательные
инициативы в области интернет-безопасности» - «Интернет,
Интернет, ты нам нужен или нет?» - «Интернет.
Территория безопасности» - «Информационная
безопасность Сетевой технологии работы» - «Как
защититься от всего, что «живет» в Интернете и может представлять
опасность» - «Как не
заблудиться в Сети» - «Любимые
сайты моей семьи» - «О
личной безопасности в Интернете» - «Особенности
современного компьютерного сленга» - «Палитра
социальных угроз в сети: поводы бояться и поводы действовать» - «Преступления
и контент в Интернете: цифры и факты» - «Родители
и дети гуляют в Интернете» - «Семейная
программно-техническая защита: надежность, пробелы, будущее» - «Сетевой
этикет» - «Форумы
и чаты в Интернете» - «Хороший
Интернет –безопасный Интернет» - «Этикет
сетевого общения» - «Я иду
в Сеть за информацией» - «Я имею
право на безопасный Интернет» - «Я ищу
в Сети добро» - «Я не
путаюсь в Паутине»
Круглые столы:
- «Библиотечные
электронные ресурсы –безопасная среда для детей» - «Библиотечные
электронные ресурсы как фактор безопасной среды для детей»
Конкурсы, викторины, игровые программы:
- «Знатоки
Глобальной Сети» - «Интернет
без риска» - «Что я
знаю о безопасности» - интернет-игра
«Прогулка через Дикий Интернет-лес» - «По
Интернет-царству, мудрому государству» - «Мы
умные пользователи интернета» - викторина
«Всем полезен –спору нет, безопасный Интернет» - Электронные
игры, презентации: - виртуальные
экскурсии «В библиотеку через Сеть» - интерактивная мультимедийная презентация «Прямо
по курсу –Интернет» информ-минутки «Правила пользования Интернетом» - мультимедиа-просмотр «Интернет легко и просто»
обзор сайтов «Лучшие Интернет ресурсы для детей» онлайн игра «Прогулка
через Интернетлес» презентация «Что умеет компьютер» - пресс-клиппинг «Интернет. Дети. Безопасность»
советы для безопасного поиска «Защити себя сам!» советы для безопасного
поиска «Поиск в сети»
Другие формы мероприятий:
- дискуссионные качели «Не ходите дети в Интернет
гулять!» флэшмоб «Детки в Сетке» - флэш-плакат «Ты и Интернете» библиотечная дуэль
«Интернет: за и против» - ролевая
игра «Дети в Паутине» - путешествие
по безопасным сайтам «Ваш виртуальный мир», - слайд-путешествие «Хочешь – верь, а хочешь – нет:
есть безопасный Интернет!» онлайн-экспедиция «Я ищу в Сети добро». - тренинг
безопасности в Сети «Всем полезен – спору нет, безопасный Интернет».
С информацией о лучших позитивных ресурсах Интернета для детей рекомендуем
выпустить библиографические пособия:
- буклет для родителей «На темной стороне
Интернета» - информационная закладка «Знаешь ли ты правила
поведения в Интернете?» - памятки «Цифровое поколение советует», «Когда
компьютер твой друг», «Безопасный интернет», содержащие правила
пользования Интернетом, рекомендуемые адреса сайтов. - интерактивно-познавательный плакат «Территория
безопасного Интернета»
Библиотечные уроки – основной вид
деятельности библиотекаря по формированию информационной культуры личности,
подготовке к продуктивной самостоятельной работе с источниками информации. При
проведении библиотечных уроков для школьников обязательно должен соблюдаться
принцип системного подхода. Иначе, несмотря даже на большой объем сведений,
предоставляемый на этих занятиях, практический результат не будет
удовлетворительным, знания будут носить хаотичный и разрозненный характер. Как
и по другим направлениям деятельности, проведение отдельных мероприятий по
формированию библиотечно-библиографической грамотности и информационной
культуре можно приурочить к определенным датам календаря, таким как День
словарей и энциклопедий, Всемирный день информации и др.
7.6. Издательская деятельность
Издательская составляющая в деятельности
библиотек – дело креативное, требующее изобретательности.
Чтобы завоевать внимание пользователей, библиотеки
должны быть заинтересованы в выпуске качественных издательских продуктов
и придерживаться в своей работе требований стандартов
по издательскому делу и библиографической деятельности.
Работа с библиографической продукцией (информационные
листы, рекомендательные списки, закладки, дайджесты):
— использовать во всех направлениях деятельности библиотеки (книжные
выставки и стендовая информация, мероприятия различных форм, индивидуальная
работа);
— проводить презентации на вновь созданную или приобретенную
библиографическую продукцию.
Работа клуба по интересам:
Название клуба и направление:
Количество участников, возраст:
Цели и задачи:
План работы клуба
Тема | Форма проведения | Сроки проведения |
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ:
- Методические
рекомендации в помощи составлению плана мероприятий на 2023 год. — Текст:
электронный // Методическая служба Псковской областной универсальной научной
библиотеки: [сайт]. — URL: https://vk.com/doc7934378_640791242?hash=21agql7jzrJZ6XwZlDpn4n3kNLol8Tlhs3LMYY5oKOH - «Планирование — установка на успех. Работа библиотеки в 2018 году»:
методические рекомендации в помощь планированию работы библиотек — Текст:
электронный // Таврическое: МУК «Таврическая центральная межпоселенческая
библиотека имени Рябинина К.А: : [сайт].
— URL: http://tavrlib.ru/wp-content/uploads/2017/11/%D0%A0%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8-%D0%B2
%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BD-2018-%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0.pdf
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РАБОТНИКОВ БИБЛИОТЕК
Данные методические рекомендации адресованы работникам библиотек для освоения методики проектной деятельности в библиотеке и более эффективного подхода к планированию и использованию ресурсов библиотек.
ВВЕДЕНИЕ
Происходящие в нашей стране экономические, политические, социальные реформы существенно меняют роль и место библиотек в обществе. Перед нами выдвигаются новые цели и задачи. Сегодняшняя библиотека – это один из самых доступных для широких масс центров культуры, общения с книгой. Библиотеки могут влиять на общественное сознание, культуру, представление людей о жизни, о самих себе, оказывая существенное влияние на формирование и развитие культурно-информационной среды.
Сложность поставленных задач вызывает необходимость совершенствования информационно-библиотечного обслуживания. Появляются новые направления и формы библиотечной работы, нацеленные на удовлетворение потребностей пользователей. Библиотека становится активным субъектом рыночной экономики, эффективность ее работы оценивается по реальным делам, которые невозможно осуществить, не используя методику проектирования.
Проектная деятельность библиотек сегодня – это возможность более эффективного подхода к планированию и использованию ресурсов библиотек.
Проектная деятельность сплачивает, организует и дисциплинирует коллектив. Это взаимопонимание единых целей и задач, взаимопомощь при реализации. Это видимые результаты труда коллектива единомышленников. В творческий процесс без принуждения вовлекаются не только сотрудники библиотеки, но и читатели, жители района.
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ БИБЛИОТЕЧНОГО ПРОЕКТА
Сегодня существует множество определений понятия «проект». В переводе с латинского “проект” означает “брошенный вперед”, т. е. устремленный вперед взгляд на какую-либо деятельность. В современной трактовке проект – это поэтапная эффективная реализация задуманной идеи в конкретные сроки с привлечением оптимальных средств и ресурсов.
В библиотечном деле проект нацелен на эффективное использование новых информационно-библиотечных технологий и имеющихся библиотечных ресурсов. Для современной библиотеки — это средство управления, планирования и определения основных направлений использования ресурсов.
Характерными чертами проекта являются:
• направленность на достижение конкретных целей, определенных результатов (проект есть разовое явление, включающее в себя последовательность взаимосвязанных действий, предпринимаемых в ограниченный период времени и нацеленных на достижение конкретного результата);
• неповторимость, уникальность;
• сопряженность с изменениями;
• координированное выполнение множество взаимосвязанных действий;
• ограниченная протяженность во времени (запланированные начало и конец);
• результативность и эффективность проекта (в библиотечном деле — социальная значимость).
Существуют различные классификации проектов, например:
■ по содержанию:
- научные;
- производственные;
- технологические;
- организационные;
- управленческие;
■ по срокам решения проблемы и достижения желаемой цели:
- краткосрочные (проекты продолжительностью до 1 года);
- среднесрочные (программы от 1 года до 5 лет);
- долгосрочные (концепции от 5 до 10 лет и более);
■ по масштабам:
- монопроекты (для одного учреждения культуры);
- мультипроекты (для нескольких учреждений культуры);
- мегапроекты (для учреждений культуры какого-либо региона).
Мегапроект представляет собой целевую программу развития культуры на различных уровнях управления, включающую в свой состав ряд моно – и мультипроектов. Они, как правило, содержат несколько взаимосвязанных проектов развития всей культурной среды, то есть библиотечной сферы, музеев, театров, центров досуга. Эти проекты интегрированы в мегапроекте общей целью, выделенными ресурсами и сроками реализации. В библиотеках России мегапроекты для библиотек разрабатываются на верхних уровнях управления: государственном (межгосударственном), республиканском, краевом, областном. В отличие от других проектов мегапроекты обладают:
- высокой стоимостью;
- трудоемкостью;
- длительностью реализации;
- отдаленностью районов реализации, а следовательно, дополнительными затратами на инфраструктуру;
- влиянием на социальную и культурную среду региона и даже страны в целом.
К мулътипроектам относятся комплексные программы стратегического развития библиотек, учитывающие возможные изменения внешней среды. Такой тип программированного управления библиотечной сферой применяется на уровне малого города.
Третий класс проектов составляют моно-
проекты.
Монопроекты в библиотечной сфере создаются и осуществляются на уровне одной библиотеки, в них четко обозначены круг задач и направления развития конкретной библиотеки. Они просты, ограничены ресурсами и временными рамками. Значительная часть их проектируется и реализуется в связи с теми или иными знаменательными событиями в конкретном регионе. Как правило, такие проекты не требуют дополнительных ресурсов, сроки их выполнения — от одного месяца до года. Монопроекты в библиотечной сфере отличаются большим разнообразием и, не требуют для достижения своих целей формирования других проектов. Малые проекты допускают ряд упрощений в процессе проектирования, реализации и формирования команды проекта. В период их выполнения возможно кратковременное перераспределение всех ресурсов: интеллектуальных, финансовых, информационных, материальных и др. Гибкая организация в управлении, тщательное определение конечных целей, четкое распределение задач, взаимозаменяемость членов команды, эффективность — вот основные особенности малого проекта.
Многообразие библиотечных проектов зависит от их содержания: целей, задач, факторов, влияющих на разработку и реализацию. Новыми типами проектов, разрабатываемых в библиотеках, являются:
- пилотные;
- инвестиционные;
- информационные;
- инновационные;
- маркетинговые;
- стратегические;
- экономические;
- социальные;
- образовательные;
- культурно-досуговые.
Пилотный проект — пробный проект. Примером такого проекта — пилотный проект для мегапроекта «Пушкинская библиотека: книги для российских библиотек», с помощью которого удалось проверить, как функционирует каждое звено и вся схема реализации проекта, комплектование фондов библиотек.
Инвестиционные проекты.
В инвестиционных проектах важным параметром является ресурсный потенциал. Использование бюджетных и собственных средств, получение кредитов и льгот, долевое участие различных инвесторов, короткие сроки реализации — вот основные признаки инвестиционных проектов.
Информационные проекты.
Быстрый рост объемов информации и развитие информационных технологий значительно влияют на способы получения доступа к информации, что сказывается на библиотеках и их услугах. Проблема создания и кооперации информационных ресурсов является очень важной для российских библиотек. Внедрение новых технологий, автоматизация процессов привели к появлению информационных проектов для библиотек.
Инновационные проекты.
К ним относят «проекты, где главная цель — разработка и применение новых технологий и других нововведений, обеспечивающих развитие систем. Инновационная деятельность в библиотечной сфере сегодня разнопланова, включает освоение новых информационных технологий, создание новых услуг, модернизацию всех направлений библиотечной деятельности: комплектования, обслуживания, хранения.
Особенностью инновационных проектов является то, что процесс планирования и корректировки в них идет одновременно. Инновационные проекты в библиотеках могут быть небольшими и крупными. Небольшие инновационные проекты обычно реализуются при создании новых библиотечно-информационных услуг и, как правило, не требуют больших затрат. Крупные инновационные проекты требуют достаточного финансирования, имеют большую степень риска, но в случае их выполнения библиотеки оказываются на новой ступени развития.
Маркетинговые проекты.
Цель маркетинговых проектов — разработка стратегии развития библиотеки, методики приоритетных направлений библиотечной деятельности. При реализации данного типа проектов разрабатывается нормативная, научная,
регламентирующая документация; анализируются данные социологических и маркетинговых исследований, анкетирования и т. д. для выработки дальнейшей стратегии развития библиотеки. Такие виды проектов характерны для федеральных, республиканских, краевых и областных библиотек, одним из видов деятельности которых является организация и проведение научно-исследовательской работы. Реже маркетинговые проекты реализуются в муниципальных библиотеках, поскольку средства на их осуществление обычно бывают очень ограниченными.
Организационные проекты направлены на реорганизацию библиотек, изменение их структуры, создание новых библиотек, филиалов, проведение крупных международных конференций, выставок и т. д. Цели здесь четко определены, однако количественные и качественные результаты труднее предвидеть, поскольку они зависят от организационных изменений в системе. Сроки и продолжительность проекта установлены, ресурсы, как правило, предоставляются по мере возможности. Расходы на организационный проект требуют экономического обоснования, а также корректировки по мере его реализации.
Организационные проекты тесно связаны с экономическими, так как формируются главным образом за счет бюджетных ресурсов.
Образовательные проекты реализуются в рамках образовательной функции библиотек и направлены на обеспечение доступа к электронным источникам знаний и информации, предоставление учебных, образовательных баз данных, в том числе на электронных носителях информации.
Социальные проекты выполняют важную миссию с точки зрения социальной необходимости, полезности и привлекательности. Они создают условия для адаптации населения к новой социально-экономической обстановке в регионе.
Кулътурно-досуговые проекты связаны с поиском новой роли библиотек в условиях социально-культурной среды. Они нацелены на организацию досуга в библиотеке, которая становится культурно-досуговым центром, местом проведения встреч, вечеров, дискуссий, организации клубов по интересам. Смысл такого рода проектов состоит не в том только, чтобы организовать свободное время в культурной обстановке, но в том, чтобы консолидировать местную интеллигенцию, привлечь внимание руководителей, органов местного самоуправления к деятельности библиотеки.
Казалось бы, классификация проектов имеет чисто теоретическое значение. Однако здесь присутствует и важный практический аспект. Именно классификационные характеристики дают возможность самой библиотеке выстроить приоритеты в выборе того или иного вида проектирования.
Рассмотрим элементы проектной деятельности. Проектная работа традиционно состоит из четырех последовательных этапов или стадий.
- Подготовка к проектированию.
- Разработка проекта.
- Реализация проекта.
- Завершение проекта.
I. Подготовка к проектированию
Проектная работа начинается с рождения интересной идеи в процессе изучения региональной социокультурной ситуации и творческого мышления библиотекарей. Идея должна быть реальной и конкретной, четкой и логичной, представлять интерес для населения, подкрепляться нормативно-правовой базой и соотноситься с миссией учреждения культуры. Больше шансов на реализацию имеют те идеи, в основу которых заложены инновации.
Проектная деятельность всегда направлена на разрешение какой-либо конкретной ситуации, поэтому следующим шагом является проведение предпроектного исследования, которое может быть осуществлено посредством наблюдения, эксперимента, опроса, анкетирования и т. п. Прогноз, полученный в ходе комплексного анализа, станет базой для разработки проекта, обоснования его целей и задач.
II. Вторая стадия — разработка проекта
Эта стадия включает в себя два этапа:
1. Планирование проекта
- Создание проектной группы;
- Определение обязанностей и распределение их в проектной группе;
- Составление детального плана работы;
- Составление рабочего графика по реализации всех пунктов плана.
2. Оформление проектной документации. Проект состоит из трех частей: титульного листа; содержания и приложения.
На титульном листе необходимо представить всю основную информацию о проекте: название, авторов, адрес организации-заявителя, срок выполнения, сумму проекта, сведения о полученных ранее грантах и т. п.
В содержание проекта могут входить следующие разделы:
Краткое описание проекта — суть, изложенная в сжатой форме: не (более 5 предложений).
Введение — своего рода презентация проекта: история, миссия, достижения организации-соискателя; отличительные особенности, которые делают ее уникальной в областях деятельности, непосредственно связанных с проектом.
Постановка проблемы — описание проблемы, для решения которой создан проект; четкое и убедительное изложение доказательств по поводу необходимости осуществления проекта с указанием обстоятельств, побудивших авторов написать его, т. е. обоснование актуальности. Для достижения желаемого результата позволительно слегка преувеличить значимость темы проекта
Цель — результат решения проблемы. Раздел, в котором указывается цель, подразумевает описание работ, направленных на развитие, изменение, улучшение ситуации, помощь, поддержку чего-либо.
На основе поставленной цели следует определить задачи проекта, т. е. конкретные частные результаты, которые будут достигнуты в ходе его реализации. В проектах часто подлежат решению несколько групп задач. Обычно приоритетной задачей является создание новых продуктов и услуг, а дополнительной — их продвижение потребителям. При формулировании задач уместны глагольные формы: «создать», «объединить», «изменить», «улучшить» и т. п.
Нужно четко отделять цели проекта от задач, а задачи — от метода осуществления. То, чего необходимо добиться является целью: то, что для этого нужно сделать, — задачами, а то, как это будет сделано, — методами.
Методы — мероприятия, которые представляются необходимыми для решения поставленных задач. Для удобства восприятия сведения этого раздела желательно представить в виде плана-графика или таблицы с обязательным указанием дат проведения мероприятий и лиц, которые несут за них ответственность.
Уникальность — инновационный характер проекта. Соответственно этот раздел имеет место лишь при наличии такового.
Субъекты проектной деятельности.
Субъектами проектной деятельности библиотеки являются основные участники проекта и команда проекта, которые, в соответствии со своими задачами и границами полномочий, взаимодействуют в процессе его осуществления. Необходимая сторона субъекта проектирования — его социальная активность, непосредственное участие в процессе проектирования. Основные участники проекта это:
- финансирующие организации (спонсоры, благотворители, жертвователи и др.);
- управляющие организации (библиотеки, имеющие юридическое лицо, некоммерческие организации, созданные для реализации такого рода проектов);
- исполнители (сотрудники библиотеки, организации и физические лица, нанятые управляющей организацией для выполнения той или иной договорной работы);
- соисполнители (организации, выполняющие свою часть работы за счет средств, поступивших от финансирующей организации).
Команда проекта состоит из:
- руководителя проекта;
- исполнителей — членов проектной группы.
Часто фонды интересуются не столько биографическими сведениями, сколько профессиональными навыками участников проекта, поэтому в списке исполнителей можно указать следующие сведения о них:
- базовое образование;
- информацию об учебе на курсах повышения квалификации, тренингах, семинарах и т. п.;
- занимаемую должность и опыт работы;
- знание иностранных языков;
- личностные качества.
Важно показать, что профессиональная квалификация организаторов и участников проекта достаточна для его успешной реализации.
Бюджет проекта (смета расходов) — возможно, самая главная часть заявки, в которой необходимо учесть все статьи расходов и основные факторы, влияющие на их величину. Этот раздел имеет очень большое значение, потому что довольно часто из-за неумения работать в условиях проектного финансирования, были провалены многие проекты.
В отсутствие каких-либо особых инструкций бюджет проекта обычно состоит из трех частей: прямые расходы, непрямые расходы; оплата труда.
Прямые расходы включают аренду помещения; аренду и покупку оборудования; эксплутационные расходы; расходные материалы (канцелярские товары и т. д.); командировочные и транспортные расходы; прочие расходы (оплату семинаров, размножение печатных материалов и т. д.).
Непрямые расходы — это расходы, не связанные с проектной деятельностью, но необходимые для полноценного функционирования организации и успешного выполнения ею задач: стоимость износа основных фондов, амортизация капитального оборудования, оплата труда административных работников и т. п.
Оплата труда — это раздел, где указывается сумма, минимальная по отношению к общему финансированию, и перечисляются все занятые в проекте работники. Обычно подобные сведения оформляются в виде таблицы, отображающей следующие позиции: количество персонала; месячный оклад; время действия гранта; требуемая сумма; дотированная сумма. При этом нужно, чтобы размер оклада был сравним с окладами, применяемыми на практике; бюджет проекта соответствовал его описательной части; бюджетные статьи расходов, как и запрашиваемые у грантодателя суммы, были обоснованными, соответствовали реальным ценам и расценкам, учитывали уровень инфляции.
Нельзя упускать из виду, что каждый проект подразумевает собственный вклад организации-разработчика: труд добровольцев, оцененный в денежном эквиваленте; использование имеющейся в наличии оргтехники (в данном случае собственным вкладом будут считаться расходы по ее амортизации); расходы на покупку программного обеспечения, которое уже установлено; расходы на аренду помещения; коммунальные платежи и связь.
Ожидаемые результаты. В этом разделе нужно доказать, что работа по реализации проекта будет выполнена рационально и в срок; определить и перечислить ожидаемые результаты, которые будут достигнуты в рамках реализации проекта.
Факторы успеха подразумевают указание сильных сторон деятельности учреждения культуры, способствующих успешной реализации проекта:
- начало фактической деятельности по теме проекта;
- многолетний опыт организаторов;
- высокая квалификация персонала;
- креативный потенциал коллектива, инновационные способности;
- широкое социальное партнерство;
- согласование с региональными программами развития и т. п.
- ключевой фактор успеха — создание команды профессионалов-единомышленников, нацеленных на успешную реализацию проекта.
Риски проекта — негативные факторы, «подводные камни» в реализации проекта. Чем полнее и глубже проработан этот раздел, тем выше будет доверие потенциальных партнеров и грантовых фондов. Можно выделить следующие причины возникновения рисков:
- политические (связанные с политической ситуацией в стране и деятельностью государства);
- экономические (связанные с экономической нестабильностью в стране, недостаточным финансированием);
- производственные (связанные с убытком от остановки производства вследствие воздействия различных факторов);
- организационные (недостаточный опыт организаторов);
- профессиональные (низкий уровень квалификации персонала, нехватка компетентных кадров, способных осуществить проект);
- психологические (неприятие новых правил работы и новых процессов).
Будущее проекта. В этой части проекта необходимо коротко объяснить, с чьей помощью и за счет каких ресурсов авторы рассчитывают сохранять и развивать результаты, полученные в рамках проекта.
На этом оформление проектной документации закончено.
Теперь можно приступать к следующему этапу проектной деятельности — реализации разработанного проекта.
Процессы реализации проекта:
- Инициация
- Планирование
- Исполнение
- Контроль
- Анализ
- Завершение.
1. Инициация — после регистрации проекта и проведения презентации принимается решение о начале и сроках выполнения проекта. Для презентации и визуального фиксирования проекта можно использовать схемы, модели или карту проекта. Структура карты проекта похожа на дерево и выглядит, как разрастание его ствола путем ветвления. В такой структуре используется принцип «от общего к частному». Схематично «дерево проекта» состоит из шести частей:
- корни дерева — постановка проблемы (истоки проблемной ситуации);
- от корней поднимается вверх ствол — идея;
- крупные ветви расходятся на более мелкие — задачи;
- на ветви нанизываются листья — мероприятия по достижению поставленных задач;
- среди листьев вырастают плоды — ожидаемые результаты проекта.
Представлять цели, задачи или проект в виде карты, модели, схемы не обязательно, но желательно, т. к. это имеет ряд преимуществ: четко видна главная цель; наглядно расположены смысловые связи (цели — задачи — методы); проект становится более наглядным и лучше запоминается.
В настоящее время имеются различные компьютерные программы, посвященные созданию карты проекта. Используя их в работе, можно с легкостью составить эту карту. Желательно, чтобы в ее структуре было не более трех разных «геометрических форм», иначе ее восприятие значительно усложняется.
2. Планирование проекта — разработка стратегии их достижения.
Планирование осуществляется в течение всего срока реализации проекта. Важно определить работы, из которых состоит проект, а затем рассчитать срок и стоимость его выполнения. В результате планирования выстраивается организационная структура проекта, составляется календарный график этапов.
3. Исполнение — координация всех ресурсов для реализации составленного плана.
4. Контроль — сбор фактических данных о выполнении работ и сравнение их с плановыми задачами. К сожалению, отклонения между плановыми и фактическими показателями случаются всегда, поэтому могут быть приняты решения об ускорении выполнения определенных критических задач за счет выделения для этого большего объема ресурсов.
5. Анализ — определение соответствия плана и исполнения проекта поставленным целям и задачам, принятие решений о необходимости применения корректирующих воздействий. В ходе анализа исполнения оцениваются состояние и прогноз успешности исполнения проекта согласно критериям, определенным на стадии планирования.
6. Завершение — период достижения конечных целей.
Основное содержание работ этой фазы состоит в следующем:
- организация рекламной компании, проведение презентации;
- разработка методических материалов;
- оценка результатов проекта и подведение итогов;
- подготовка финансовых отчетов.
Главной задачей завершения проекта является консолидация всех знаний и навыков, полученных в ходе его реализации. Важным в заключительной стадии жизненного цикла проекта становится анализ достижений и ошибок, выявление новых управленческих приемов.
Каждый проект, независимо от того, успешен он или нет, позволяет команде, работающей над его реализацией, получить уникальный опыт. Успех проекта состоит в приобретении командой и организацией определенных знаний, умений, навыков, которые в следующий раз можно будет применить для повторения успеха или во избежание ошибок.
Алгоритм оформления проектной документации
- Титульный лист (название проекта, авторы, организация — заявитель)
- Введение.
- Краткое описание проекта. Суть, изложенная в краткой форме — не более 5 предложений.
- Постановка проблемы. Описание проблемы, для решения которой создан проект; четкое и убедительное изложение доказательств по поводу необходимости осуществления проекта с указанием обстоятельств, побудивших авторов написать его, т. е. обоснование актуальности. Для достижения желаемого результата позволительно слегка преувеличить значимость темы проекта.
- Цель проекта. Чего вы хотите добиться?
- Задачи проекта. Что вы будете делать?
- Участники проекта.
- Руководители проекта.
- Исполнители проекта.
- Партнёры.
- Содержание проекта. Мероприятия, которые представляются необходимыми для решения поставленных задач. Для удобства восприятия сведения этого раздела желательно представить в виде плана-графика или таблицы с обязательным указанием дат проведения мероприятий и лиц, которые несут за них ответственность.
- Бюджет проекта — смета расходов.
- Ожидаемые результаты.
- Перспективы развития.
Просмотров: 8726
Сегодня: 5