Как составить программу развития музея

Программа развития

структурного подразделения МБОУ «Средняя школа №35»

«Музей народного быта Нижегородского края»

Руководитель музея:

Охапкина Надежда Николаевна,

 учитель изобразительного искусства

МБОУ «Средняя школа №35»

г. Дзержинск, 2015г.

Пояснительная записка

          Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка. Разработка и реализация Программа развития музея является актуальной, т.к. она способствует духовно-нравственному развитию учащихся в соответствии с задачами, выдвигаемыми ФГОС.

В настоящее время стала очевидной необходимость духовного оздоровления русского человека. Какое поколение будет жить в России? Сумеет ли оно взять с собой духовно-нравственное богатство предков? Что может сделать школа, чтобы не прервалась «времен связующая нить»?

На решение этих вопросов направлена сложившаяся в нашей школе система воспитательной работы с учащимися, задачами которой являются:

-развитие и воспитание гражданина России;

-возрождение и воссоздание духовности в школе, предоставление возможности детям глубже почувствовать свои национальные корни;

-знакомство с традициями и обрядами русского народа и вовлечение детей в организацию праздников и досуга.

        Более двадцати лет назад в нашей школе начали создавать экспозицию предметов народного быта Нижегородского края. Сейчас эта экспозиция переросла в музей, где  сделан макет части интерьера крестьянской избы с русской печкой, размещены сундуки, прялки, предметы быта, народная   одежда. Все краеведческие материалы обработаны, систематизированы и соответственно оформлены. Они составили следующие разделы:

-интерьер русской избы

-народная одежда

-вышивка, ткачество, кружевоплетение

-предметы труда и быта.

        В  2012 году музей получил свидетельство о регистрации.

Музей играет значительную роль в воспитательной работе школы. Это не застывшая экспозиция предметов народного быта, у музея есть своя душа, согретая заботой детей и взрослых. Ремонт помещения, розыск экспонатов, оформление экспозиций, подготовка к праздникам – это общее коллективное дело, которое объединило школьников, их родителей и педагогов.

Работа школьного музея возглавляется советом, который руководит разнообразной деятельностью краеведов, связанной с пополнением музейного фонда новыми экспонатами, изучением имеющихся краеведческих материалов, подготовкой новых тематических экспозиций.

         На базе музея проводятся уроки, семинары для учителей,  мастер-классы, экскурсии, народные праздники, посиделки, конкурсы, ведется научно-исследовательская работа. Наш музей работает в тесной связи с городским краеведческим музеем и Дворцом детского творчества, осуществляющим координацию деятельности по развитию и организации работы школьных музеев города.

Экскурсоводы школы принимают участие в городских конкурсах, научно-практических конференциях. Актив музея награжден грамотами управления образования города Дзержинска.

        В 2011-2012 учебном году школьный музей занял первое место в конкурсе школьных музеев города Дзержинска. В 2011- 2012 учебном  году  – первое место в городском конкурсе экскурсоводов.

        В 2012 – 2013 – второе место в городском конкурсе исследовательских работ «Лики прекрасного», второе место в городском конкурсе музеев, первое место в городском конкурсе экскурсионных проектов. В 2012 году актив музея в лице учениц 11 класса Малышевой Анастасии и Федяковой Карины стали победителями городской викторины и по приглашению депутата Законодательного Собрания Рыбина приняли участие в областном семинаре- тренинге.

          С 2011 по 2014 год  школа становится победителем областного проекта «Голос ребенка».

          В 2014  году учащиеся школы приняли участие в областном фотопроекте «Поколение Победы». Школьный музей  народного быта Нижегородского края занял I место в городском смотре-конкурсе школьных музеев. В городском конкурсе  исследовательских работ «Дети войны – дети великой Победы» Строганова Татьяна, Русакова Елизавета (ученицы 10А класса), Крохина Ксения, Сыроваткина Анна (ученицы 8А класса) заняли I место.

          В 2015 году Гладких Александра, ученица 9А класса получила диплом за III место во Всероссийском конкурсе исследовательских работ «Красота родного края».  Гладких Александра и Шарова Екатерина приняли участие в городской научно-практической конференции «Старт в науку» и «Путь к успеху».

В школе действует Программа дополнительного образования «Народное искусство Нижегородского края». В реализации Программы задействованы учащиеся и педагоги школы. Условия кружковых занятий дают оптимальные варианты решений задач обучения в процессе, объединяющем его части: воспитание – обучение- творчество.

         В 2013-2014 учебном году кружковцы становились победителями городских и областных конкурсов. В VI городском конкурсе декоративно-прикладного творчества «Растяпинские умельцы» и в областном конкурсе «Творчество: традиция и современность»  Смирнова Вероника, Мертвищева Екатерина, Русакова Елизавета, Ледрова Екатерина, Строганова Татьяна заняли I место. Дети гордятся тем, что в музее остаются предметы, созданные их руками на занятиях кружка: крестьянские традиционные куклы, глиняные игрушки, народные росписи. Так ребята понимают, что прошлое, настоящее и будущее неразрывны, мы – часть единого древа жизни.

Традиционно проводятся игровые занятия «Русская изба», а также календарные праздники: «Кузьминки», «Зимние Святки», «Широкая Масленица», «Светлый праздник Пасхи», «Троица».  Главным в этих мероприятиях является не получение формальных знаний, а воспитание, формирование определенных нравственных принципов и поведенческих навыков у детей. В подготовке праздников принимает участие актив Музея. Ведущие должны много знать, хорошо разбираться в теме, уметь доходчиво преподнести информацию, иметь артистические данные. Часто на праздниках бабушки, родители детей, учителя становятся не только гостями, но и участниками. Праздники раскрывают сердце каждого – и малого и большого человека.

        В 2009 – 2010 учебном году при музее был открыт Зал воинской славы, в который вошли следующие разделы: «Герои Советского Союза – Дзержинцы», «История дзержинского аэроклуба им. Н.П.Каманина», «Ветераны живут рядом». Открытие Зала воинской славы дало новое направление в работе по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Актив музея проводит исследовательскую, поисковую работу, организует встречи с ветеранами ВОВ и тружениками тыла. В школе реализуются проекты «Ветераны живут рядом», «Знамя Победы».

Деятельность школьного музея и Зала воинской славы неоднократно освещалась на страницах городских и областных СМИ и на Дзержинском телевидении.

      Воспитывая любовь к родному краю, давая проявить себя в творчестве, мы оберегаем ребенка. Поднимаем своего рода иммунитет к таким социальным болезням, как лень, равнодушие. Очень хотелось бы, чтобы знания о родной культуре дети пронесли через всю жизнь.

Все вышеприведенные факты указывают на наличие опыта работы школы и возможности создания сетевого проекта, направленного на сохранение исторического наследия и   воспитания нравственной личности – Гражданина.

        Концепция развития школьного музея определяет ценностно-смысловые, целевые, содержательные и результативные приоритеты развития музея школы, задает основные направления развития, способы и механизмы изменений, адресована сообществу школьного музея, включающему работников школы, учащихся, их родителей (законных представителей), общественные и ветеранские организации, принимающие участие в решении проблем гражданского и патриотического воспитания в школе.

Предполагаемый срок реализации Программы 2011-2016 гг.

Программа развития школьного музея обсуждена и принята на заседании Педагогического совета школы 28 декабря 2011 года.

        Основанием для разработки Программы послужили следующие

нормативно-правовые документы:

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

ФЗ «О музейном фонде РФ и музеях РФ» от 10.01.2003 N 15-ФЗ

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации от 04.02.2010  № Пр-271

План действий по модернизации общего образования на 2011–2015 гг., утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1507-р

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.», принятая постановлением Правительства РФ от 05.10.2010 № 795,

Закон РФ «Об общественных объединениях» (от 19 мая 1995 года №82-ФЗ; в редакции федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ);

Приоритетные направления развития российского образования, одобренные на заседании Правительства Российской Федерации 09.12.2004, протокол № 47, раздел I;

Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации (до 2016 г.), принятая распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г.                  № 1760-р;

Закон РФ «О дополнительном образовании» от 12.07. 2001 г.;

Муниципальная  программа  «Патриотическое воспитание жителей города Дзержинска»  на 2014 – 2016 годы

Устав школы

Положение о школьном музее

Цель программы:

  • Воспитание у учащихся стремления к овладению глубокими знаниями, высоконравственными качествами в процессе изучения истории, культуры родного края.

Задачи:

  • Создать оптимальные условия для учителей и обучающихся в использовании краеведческого материала при обучении и воспитании;
  • Формировать у обучающихся исследовательские навыки, научное мышление, учить собирать краеведческий материал, анализировать и выделять главное;
  • Учить работать в группе, выступать на публике, оценивать результаты своей работы.

Прогнозируемые результаты

       Школьный музей народного быта Нижегородского края  – важнейшая составляющая развивающей образовательной среды школы, в которой интегрируются интересы всех участников педагогического процесса: школьников, их родителей (законных представителей) и педагогов, где возможно решение многих образовательных, социальных и профессионально-педагогических проблем.

        Деятельность музея обеспечивает интеграцию содержания общего и дополнительного образования школьников, расширяя, углубляя и систематизируя знания по общеобразовательным предметам и фундаментальным наукам; обеспечивает межпредметную интеграцию знаний, формирующую мировоззрение обучающегося и адекватное миропонимание; обеспечивает формирование предметных, межпредметных и ключевых компетенций обучающихся, позволяющих применять теоретические знания в практической деятельности, умение анализировать, ставить цель, продуцировать идеи, планировать, проектировать, продуктивно действовать, принимать решения и т.д.

         Музей обеспечивает свободный выбор видов деятельности, в процессе которых формируются и развиваются коммуникативные способности; ориентацию на личностные интересы, потребности, способности, позволяющей организовать досуг школьников в свободное от учебных занятий время; создает возможности для выращивания уникальности, неповторимости каждой личности, развития ее творческого, духовно-нравственного и гражданского потенциала.

          Реализация Программы развития музея позволит достичь эффективности деятельности школы, отраженных в индикаторах:

1.  образовательной результативности – степени успешности функционирования педагогической системы школы в достижении цели создания развивающей образовательной среды музея как средства формирования личности социально активного россиянина, выраженной результатами педагогической деятельности, отраженной в критериях и показателях на уровне музея, учащихся, педагогов и школы.

2. социально-педагогической результативности – степени успешности функционирования школьного музея в достижении социальной значимости деятельности школы, отраженной в критериях и показателях на уровнях родителей и школы.


Критерии образовательной результативности:

  • на уровне музея: динамика увеличения фондов, количество образовательных мероприятий; количество работ, представленных на краеведческих конференциях, конкурсах;
  • на уровне учащихся: количество школьников, вовлеченных в деятельность музея; количество школьников, вовлеченных в краеведческую исследовательскую деятельность; качество знаний, сформированность предметных, межпредметных и ключевых компетенций;
  • на уровне педагогов: мотивация на участие в деятельности музея, обогащение опытом практической деятельности по музейной педагогике; участие в научно-исследовательской работе; степень удовлетворенности участием в музейной деятельности;
  • на уровне школы: количество школьников-участников краеведческих конкурсов, конференций, олимпиад; количество педагогов, включенных в деятельность музея; владение педагогами методиками организации поисково-исследовательской работы; количество проведенных в музее образовательных мероприятий.

Критерии социально-педагогической результативности:

  • на уровне родителей: приобретение психолого-педагогических знаний о своем ребенке, улучшение взаимоотношений с ним, мотивация на участие в разнообразных формах общего и дополнительного образования школы;
  • на уровне школы: престиж школы в среде родителей, количество школьников и родителей, вовлеченных в деятельность музея; количество выпускников, поступивших в профильные вузы; профессиональные достижения педагогов; количество проведенных на базе музея окружных, городских и региональных мероприятий.

Содержание Программы

        Школьный музей народного быта Нижегородского края, как форма образовательной и воспитательной работы, создался по инициативе выпускников, родителей, учащихся и педагогов школы. Он возник как ответ на социальный заказ, который поступил образовательному учреждению от представителей ученической, родительской и педагогической общественности и как результат собственной поисково-собирательной и исследовательской деятельности.

        В музее школы учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры родного края, различных предметов и документов. Являясь неформальным учебным подразделением общеобразовательной школы, музей выступает как своеобразная часть музейной сети страны. Собранные им экспонаты входят в состав музейного и архивного фонда России.

        Цель создания и деятельности школьного музея является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений.

         Практика музейного дела предполагает соблюдение следующих принципов:

  • систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом;
  • проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея;
  • использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приёмов и форм учебной и внеурочной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.;
  • самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором создания и жизни музея;
  • помощь руководителю музея, Совету музея со стороны учительского коллектива, ветеранов педагогического труда.
  • связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда;
  • обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиций, проведении экскурсий, во всей деятельности музея;
  • строгий учёт, правильное хранение и экспонирование собранных материалов.

           Музей является не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства. Программа развития музея включает в себя формирование чувства ответственности за сохранение художественной культуры края, гордости за своё Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины. Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.

                               Образовательное пространство

Содержание деятельности

Поисковая деятельность:

  • пополнение фонда.
  • работа с архивными документами. Работа с периодической печатью, сбор газетных, журнальных статей об интересных людях и событиях города.
  • встречи с участниками и очевидцами исторических событий, запись их воспоминаний, фотографирование. Переписка с земляками, проживающими за пределами города, района, области, родного карая.
  • посещение района исследования, изучение данного вопроса на месте, фотографирование зданий и других исторических объектов.
  • поиск и сбор предметов материальной и духовной культуры.
  • консультации с работниками библиотек, архивов, музеев и Интернет-ресурсами.

Исследовательская деятельность:

  • научные исследования в сфере культурно-образовательной деятельности школьного музея. Организация научно-исследовательской работы в школьном музее и фиксирование ее результатов.

Оформительская работа:

  • составление альбомов, дневников, докладов-отчётов, рефератов;
  • оформление выставок, плакатов, планшетов, стенгазет;
  • оформление экспозиций, витрин для школьного музея; – выпуск музейного фотоальбома;
  • создание презентаций по экспозициям  музея;
  • организация выпуска музейной стенгазеты.

Экскурсионно-просветительская деятельность:

  • проведение встреч, праздников, экскурсий и т.д.
  • организация краеведческих конференций по опубликованным  исследовательским работам учащихся школы;
  • участие в городских, областных конкурсах экскурсоводов, краеведческих чтениях, презентациях школьных музеев и т.п.;
  • сотрудничество с городской газетой, телевидением;
  • выступления на ШМО, педагогических советах, городских семинарах, областных педагогических чтениях руководителя краеведческой работы;

Информационно-рекламная деятельность:

  • продвижение имиджа музея в информационном образовательном пространстве через ресурсы Интернет.
  • СМИ (газеты, журналы, телевидение) – средство привлечения интереса разных слоев музейной аудитории.
  • получение музеем обратной связи по вопросам восприятия

           посетителем экспозиции, коммуникации посетителя с экскурсоводом.

  • «Открытость» среды для осуществления рекламной деятельности музея.
  •  персональные приглашения на музейную выставку,

           праздник через почтовые ящики, обращения к классу и т.д. как один из

           способов информационно-рекламной деятельности.

Работа с музейным фондом

  • комплектование фондов музея;
  • сверка фондовых коллекций с учетной документацией;
  • составление списков наличия, коллекционных описей, карточек.
  • шифрование экспонатов;
  • сбор и обработка материалов для экспозиции;
  • создание электронной базы учетно – хранительской документации

Механизм и условия реализации Программы

Основные

направления

2011- 2013 уч. год

2014-2016 уч. год

Работа

 с музейным фондом

1. Поиск и пополнение музейного фонда.

2. Систематизация материалов рекомендательного характера по направлениям деятельности музея.

3. Поиск и сбор материалов о дзержинцах – Героях Советского Союза.

4. Поиск и сбор материалов о дзержинцах – тружениках тыла.

5. Продолжение картотеки музейных предметов.

6. Систематизация музейных предметов по разделам и темам.

1. Поиск и пополнение музейного фонда.

2. Продолжение картотеки поступающих музейных предметов.

3. Поиск и сбор материалов о директорах и выпускниках школы № 35.

4. Создание картотеки музея в электронном виде.

Поисковая,

 научно- исследовательская

 работа

1.Поиск адресов выпускников школы для организации переписки с ними.

2. Поиск адресов бывших учителей школы для организации переписки с ними.

3. Исследовательская работа «Первые учителя. Первые ученики.

4. Презентация проекта « Первые ученики школы».

«Первые учителя школы».

3. Создание виртуальной экскурсии по проекту «Первые учителя. Первые ученики».

3. Исследовательская работа «Дзержинцы – Герои Советского Союза».

Участие в городском конкурсе исследовательских работ «Лики прекрасного».

Презентация проекта «Формирование нравственных ценностей на основе изучения истории родного края» по теме «Преумножать далеких предков славу».

1.Исследование темы «Моя родословная».

 2.Исследование темы «Художественно – прикладные элементы в одежде и предметах быта Нижегородского края» (на базе фондов школьного музея).

3. Исследование темы «Народные праздники и обряды».

4.Исследование темы «Старинная открытка»

( использование экспонатов школьного музея).

5. Участие в научно-практической конференции по презентации исследуемой темы.

6. Исследование темы « Дети войны – дети Великой Победы».

7. Презентация исследуемой темы «Детям Смоленщины посвящается».

Экскурсионно-

просветительская

работа. Создание постоянных и передвижных выставок

1. Оборудование школьного музея витринами для размещения музейных экспонатов.

2. Создание временных экспозиций « День Великой Победы».

3. Создание экспозиции « Рождественская и пасхальная открытка» (из фондов школьного музея).

4. Создание временной экспозиции «Художественные промыслы Нижегородского края» (использование фондов школьного музея).

5. Организация экскурсии в  Городец, Гороховец, Нижний Новгород.  

1.Создание «Музейного чемоданчика», организация обзорных и тематических экскурсий для учащихся школ города.

2. Организация выставки Народная кукла».

3. Организация выставок творческих работ обучающихся, их родителей, учителей.

4. Создание серии мультимедийных презентаций (тематических виртуальных экскурсии).

5. Создание сайта школьного музея.

6. Организация экскурсии в Гороховец, Н. Новгород, Казань.

7. Проведение игровых занятий по экспозициям музея.

8. Проведение календарных и народных праздников.

9. Участие в городском конкурсе декоративно-прикладного искусства «От Золушки к Принцессе» «Пасхальный перезвон»

«Растяпинские умельцы»

«День славянской письменности и культуры»

Развитие сетевого взаимодействия

1.Продолжение сотрудничества с городским краеведческим музеем.

2. Участие в работе Школы экскурсоводов при ДДТ.

3. Продолжение сотрудничества с музеями школ города.

4. Участие в городской  «Неделе «Музей и дети».

5. Переговоры о сотрудничестве с музеем завода «Свердлова».

1.Продолжение сотрудничества с городским краеведческим музеем. 2.Участие в работе Школы экскурсоводов при ДДТ.

3. Продолжение сотрудничества с музеями школ города.

4. Участие в городской неделе «Музей и дети».

5. Заключить соглашение о сотрудничестве с музеем завода им. Свердлова, завода «Корунд».

6. Организовать взаимодействие с городским архивом.

7. Продолжить взаимодействие с Центром ремесел.

Дополнительное образование

1. Реализация программы «Народное искусство Нижегородского края».

1.Работа по программе «Народное искусство Нижегородского края».

Ресурсное обеспечение

          кадровое

Материально-

техническое

Информационно-методическое

1. Руководитель музея Охапкина Н.Н.

2. Совет музея – учащиеся 5А, 7А,  9А, 11А классов.

3. Педагоги дополнительного образования.

4. Учителя-предметники.

5. Родители учащихся.

1.Кабинет – музей.

2.Кабинет информационных технологий.

3. Мультимедийный проектор

4. Музыкальный центр

5. Ноутбук.

6. Мультимедийная доска

7.МФУ

1. Программа школьного музея «Народное искусство Нижегородского края».

2. Программа объединений дополнительного образования.

3. Агентство школьных новостей «Будь в курсе»

4. Локальные акты школы.

5. Банк методических находок (сценарии праздников и экскурсий).

План  реализации программы по основным направлениям деятельности на 2014 -2015 учебный год (музей народного быта)

Мероприятия

Сроки

Участники

Ответственные

Поисково-исследовательская работа

1.

Сбор информации по разделу «Художественные народные промыслы Нижегородской области»

Сентябрь

Октябрь

Актив музея

Охапкина Н.Н.

2

Создание презентаций:  «Древние образы в народных игрушках»

«Внутренний мир русской избы»

«Декор русской избы»

«Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивке»

«Народный праздничный костюм»

«Конструкция , декор предметов народного быта и труда»

Ноябрь

Актив музея

Охапкина Н.Н.

3

Документирование истории, культуры и природы родного края, России путём сбора, изучения и хранения музейных предметов.  

Постоянно

Актив музея

Охапкина Н.Н.

Учётно-хранительская деятельность

1.

Постановка на учёт вновь поступивших экспонатов, восстановление их, экспонирование в течение определённого времени, соответствующее хранение в запаснике.         

постоянно        

Постоянно

Актив музея

Охапкина Н.Н.

Экспозиционная деятельность и экскурсионно-массовая

1

Выставки:

 «История открытки»,

«Нижегородские художественные промыслы»,

«Старый патефон»

«Бабушкин сундук»

Январь Апрель

Март

Май

Март

Актив музея

Охапкина Н.Н.

Учебно-образовательная деятельность

1

Показ презентаций:  «Древние образы в народных игрушках»

«Внутренний мир русской избы»

«Декор русской избы»

«Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивке»

«Народный праздничный костюм»

«Конструкция, декор предметов народного быта и труда»

II полугодие

Актив музея

Охапкина Н.Н.

Обзорные экскурсии по экспозициям музея:

«Народный костюм»

«Вышивка, ткачество, кружевоплетение»,

«Предметы труда и быта»,

«Интерьер крестьянской избы»

В течение года

Актив музея

Охапкина Н.Н.

Игровые занятия:

«В гостях у хозяйки русской избы»,

«Загадки, поговорки русского народа»,

«Народные игры»

В течение года

Актив музея

Охапкина Н.Н.

Народные календарные праздники:

«Кузьминки»

«Октябрь рябинник»

«Зимние святки»

«Широкая масленица»

«Пасха красная»

«Троица»

Сентябрь

Октябрь

Январь

Март

Апрель

Июнь

Актив музея

Охапкина Н.Н.

Художественно-эстетическая деятельность

1

Участие в городском конкурсе «Пасха Красная»

Март, Апрель

Обучающиеся школы

Охапкина Н.Н.

2

3

4

5

Участие в городском конкурсе «Я рисую мир»

Участие в областном проекте «Голос ребенка»

Игровое занятие «Посиделки в русской избе» с городским активом школьных музеев

Участие в городских конкурсах декоративно-прикладного творчества: «Растяпинские умельцы», «От Золушки к принцессе», «Творим, выдумываем, пробуем», «Пасхальный перезвон»

Участие в городских и областных конкурсах рисунков: «Я рисую мир»,  «Нижегородский края – моя Родина», «И на Марсе будут яблони цвести», «Пасхальный перезвон», «Дивен Бог», «День славянской письменности и культуры»

Февраль

Март

Апрель

май

Обучающиеся школы

Охапкина Н.Н.

План  реализации программы по основным направлениям деятельности на 2014 -2015 учебный год (Зал воинской славы)

Вид деятельности        

Мероприятия

Ответственные        

1

Просветительская деятельность        

Обзорные экскурсии

для учащихся школы – 1-10 классы

Актив Музея

Учеба актива музея в ДДТ        

Актив Музея

Экскурсии для учащихся школ города        

Актив Музея

Участие в городском конкурсе программ деятельности музеев

Руководитель Зала Охапкина Н.Н.

Проведение городского семинара и мастер-класса для учителей ИЗО школ города

Руководитель Зала Охапкина Н.Н.

Встреча с членом Городского Совета ветеранов Строкиным Л.Н.

Руководитель Зала Охапкина Н.Н.

Встреча с ветеранами – тружениками тыла: Ивановой М.В, Царевой О.А., Шепелевой З.Э.

Руководитель Зала Охапкина Н.Н.

Создание презентаций для сайта школы по итогам участия в городских и областных конкурсах и мероприятиях

Актив Музея

Руководитель Зала Охапкина Н.Н.

Помощь в проведении уроков мужества и тематических классных часов

Актив Музея

Руководитель Зала Охапкина Н.Н.

2

Работа  с ветеранами        

Встречи с Городским Советом ветеранов.

Организация встреч с ветеранами тыла и ВОВ

Актив Музея

Руководитель Зала Охапкина Н.Н.

Поздравления ветеранов района с Днем пожилого человека, с Днем Защитника Отечества, 8 Марта, Днем Победы

Актив Музея

Руководитель Зала Охапкина Н.Н.

Представители активов классов

3

Исследовательская работа        

Сбор информации по истории Дзержинского аэроклуба им. Каманина Н.П.

Актив Музея

Руководитель Зала Охапкина Н.Н.

Встречи с родственниками курсантов Дзержинского аэроклуба им. Каманина Н.П.

Актив Музея

Руководитель Зала Охапкина Н.Н.

сбор и обработка сведений о ветеранах,

составление биографий; выполнение презентаций о боевом пути ветеранов

Актив Музея

Руководитель Зала Охапкина Н.Н.

Сбор и обработка материалов для оформления стенда «Ветераны живут рядом»

Актив Музея

Руководитель Зала Охапкина Н.Н.

Сбор и обработка материалов для оформления стенда «Вечная память тебе, солдат той далекой войны»

Актив Музея

Руководитель Зала Охапкина Н.Н.

Участие в областном фотопроекте «Поколение Победы»

Участие во Всероссийском краеведческом конкурсе «Красота родного края»  

Руководитель музея Охапкина

Участие в городской научно-практической конференции «Старт в науку»: «Нижегородский народный костюм вчера и сегодня»

Участие в городской научно-практической конференции «Путь к успеху»

Руководитель музея Охапкина

Дистанционный конкурс исследовательских работ «Дети войны – дети Великой Победы»

Руководитель Зала Охапкина Н.Н.

4.        

Художественно-эстетическая деятельность        

Конкурс стенгазет

Обучающиеся школы

Конкурс рисунков к празднику День Победы

Обучающиеся школы

Участие в областном проекте «Голос ребенка»

В течение года

Участие в массовых мероприятиях

Городская неделя «Музей и дети»

Руководитель Зала Охапкина Н.Н.

План обучения актива на 2014-2015 г.г.

п/п

Темы

1

Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения

2

Что такое музей? Роль музея в жизни человека.

3

Музейный предмет, как первоисточник

4

Основные виды музеев в РФ

5

Фондовая работа музеев. Комплектование и учет музейных фондов

6

Музеи  как современные научные и поисково – исследовательские центры.

7

Архивы. Деятельность и принципы работы.

9

Музейная экспозиция.

10

Особенности выставочной деятельности музеев

11

Культурно-образовательная деятельность музея.

12

Зачет. Защита индивидуальных  проектов (краеведение, этнография)

13

Итоговое занятие. Рефлексия

Список литературы

1. Богуславский С.Р., Школьный литературный музей – клуб, М., 1989. Б.Н. Годунов.

 2. Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность / авт.-сост. Т. А. Орешкина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 122 с.

3. Голиков А. Г., Круглова Т. А. Источниковедение отечественной истории. — М., 2001.

4. Голышева Л. Б. Музейная педагогика/ Преподавание истории в школе № 2, 2003 г. 5.Детские музеи в России и за рубежом / Н. Г. Макарова — Таман, Е. Б. Медведева, М. Ю. Юхневич. — М., 2001.

6. Мазный Н. В. Музейная выставка: история, проблемы, перспективы. — М., 1997.

7. Методика историко – краеведческой работы в школе, под ред. Н.С. Борисова. М., 1982. 8. Музей в современном мире: традиции и новаторство. – М., 1999. – Вып. 104. – 199 с.

9. Музей образовательного учреждения. Проблемы, опыт, перспективы. Сборник нормативно – правовых и методических материалов. Новосибирск, НИПК и ПРО, 2004. 10.Решетников Н. И. Музееведение: Курс лекций. — М., 2000.

11. Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории школы/ Преподавание истории в школе № 2, 2003 г.

12. Столяров Б. А., Соколова Н. Д., Алексеева Н. А. Основы экскурсионного дела: Учеб. пособие. — СПБ., 2002.

13. Туманов Е.Е., Школьный музей, М, 2002.

14. Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (ФЗ РФ от 23.02.2011 года № 19–ФЗ)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Жаворонковская средняя общеобразовательная школа

«Согласовано» «Утверждаю»

Заместитель директора по ВР Директор МБОУ Жаворонковской СОШ

МБОУ Жаворонковской СОШ Тараскина Г.Н._____________________

Рогова Н.В._________________ 5 сентября 2013 г.

5 сентября 2013 г.

Программа

развития школьного историко-краеведческого

музея ПОСЕЛЕНИЯ ЖАВОРОНКИ

МБОУ ЖАВОРОНКОВСКОЙ СОШ

НА 2013-2017 гг.

2013 г.

Пояснительная записка

Создание данной программы вытекает из необходимости включить деятельность школьного историко-краеведческого Музея поселения Жаворонки в систему воспитательной работы школы. События последнего времени подтвердили, что социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной службы.

В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. Деятельности школьного музея в создании системы патриотического воспитания принадлежит важная роль. Она предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, науки и культуры еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций.

Музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного обучения.

Школьный краеведческий музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

По своему профилю школьный Музей поселения Жаворонки МБОУ Жаворонковской СОШ является историко-краеведческим. Он возник как результат совместной работы педагогов, родителей, самих обучающихся, а также жителей села. Атмосфера музея, его среда, каждый экспонат обладают значительными возможностями по нравственно-эмоциональному воздействию на школьников. Поэтому деятельность музея является системообразующим компонентом Концепции воспитательной работы школы.

Программа развития музея рассчитана на три года. Возраст обучающихся, занятых в музее от 10 до 17 лет.

Ведущей идеей функционирования школьного краеведческого музея является воспитание исторического сознания, ядром которого является система ценностных ориентаций, в основе которых лежит, идея гуманизма и сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего Отечества. Музей оказывается включенным в происходящие в обществе процессы выработки новых ценностей, накопления смыслового потенциала. Процесс социализации ребенка связан с освоением норм и ценностей, принятых в данном обществе, роль музея в процессе социализации состоит в приобщении ребенка к существующим нормам и ценностям. Исходя из выше сказанного, определяются цели и задачи деятельности музея.

Целями деятельности школьного музея являются:

всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музей должен стать не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства.

– совершенствование организации и содержания обучения и воспитания подрастающего поколения средствами музейной педагогики и краеведения.

Задачи программы:

– воспитание музейной культуры, обучение музейному языку, музейной терминологии;

– активизация работы музея образовательного учреждения, расширение сферы и методов использования его воспитательного потенциала;

– поддержка воспитательных и образовательных программ, направленных на формирование патриота и гражданина;

– углубленное изучение и использование во всех формах работы музея современных информационных технологий;

– организация творческого досуга обучающихся, привлечение к участию в культурных программах городского, регионального, всероссийского и международного уровней;

-выявление и дальнейшее развитие творческих способностей юных исследователей, экспозиционеров, экскурсоводов;

-повышение статуса педагога дополнительного образования, работающего в школьных музеях, распространение передового опыта и повышение их профессионального мастерства;

-укрепление связей с другими образовательными учреждениями, учреждениями культуры, общественными организациями для решения задач воспитания у детей и учащейся молодёжи чувства гражданственности и патриотизма, уважения и бережного отношения к национальной и русской культуре, воспитания толерантности по отношению к иным культурам и традициям, народам, введения в состав основополагающих понятий молодёжи термина «культура мира».

Принципы образовательной деятельности:

– дифференцированность, вариативность, разноуровневость образовательных результатов, право ребенка на свободу выбора деятельности, уровня сложности форм и темпов освоения знаний,  разноплановость творческой деятельности;

– систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом, проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея;

– использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приёмов и форм учебной и внеучебной работы: музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.;

– самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором жизни музея;

– помощь руководителю музея, Совету музея со стороны учительского коллектива, ветеранов педагогического труда;

– связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда;

– обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиции, проведении экскурсий, во всей деятельности музея;

– строгий учёт, правильное хранение и экспонирование собранных материалов.

Нормативная база

– Федеральный закон «О музейном фонде Российской федерации и музеях в Российской Федерации»;

– Письмо Министерства образования Российской Федерации М 28-51-181/16 от 12 марта 2003 г. «О деятельности музеев образовательных учреждений»;

– Закон «О музеях Московской области» (2007);

– Положение о музее образовательного учреждения Московской области (школьном музее) (2005);

– Закон Российской Федерации «Об оружии» от 13.12.1996 (с изменениями);

– Федеральный Закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» от 26 марта 1998 № 41-ФЗ;

– Указ Президента «О государственных наградах Российской Федерации» от 2 марта 1994 г. № 442;

– Циркулярное письмо Министерства культуры РФ № 01-131/16-25 от 6 июля 2001 г. «О порядке приема государственных наград и документов к ним на постоянное хранение в государственные музеи РФ»;

– Положение (устав) о музее образовательного учреждения (школьного музея);

– Программа развития музея на 3 года;

– План работы музея на год;

– Книга учета основного фонда;

– Книга учета научно-вспомогательного фонда;

– Журнал посещений;

– Книга учета проводимых мероприятий;

– Книга отзывов;

– Список совета и актива музея;

– Программа объединения, работающего на базе музея.

Основные направления работы музея «История поселения Жаворонки»

1.История школы: сбор информации, оформление выставок, презентаций, экскурсий;

2.История посёлка, города, Москвы и Московской области: сбор информации, оформление выставок, презентаций, экскурсий;

3.«Герои рядом с нами»: сбор информации о боевом прошлом ветеранов Великой Отечественной войны, армии и флота, воинах интернационалистах, проживающих и проживавших в поселке Жаворонки; оформление выставок, презентаций, экскурсий о них; сбор информации о тружениках тыла, героях трудового фронта в военное и мирное время, оформление выставок, презентаций, экскурсий о них;

4. экскурсионная, просветительская работа членов актива музея: проведение тематических экскурсий, встреч, мероприятий по материалам поисковой работы и на основе созданных выставок, презентаций.

Программа рассчитана на учеников 5-11 классов и состоит из трех разделов.

Раздел 1. Культурно-просветительская деятельность

Цель: способствование интеграции работы музея и кружковцев в учебно-воспитательный процесс, его интенсификация путем проведения музейных экскурсий, консультаций, уроков-экскурсий, выставок и широкого использования материалов музея педагогическим коллективом.

Раздел 2. Научно-исследовательская деятельность

Цель: способствование развитию у детей гибкого, креативного интереса и любви к истории родного края, способствование профориентации учеников, определение структуры и направлений поисково-исследовательской работы согласно тематики музея.

Раздел 3. Участие в формировании, сохранении и рациональном использовании Музейного фонда РФ

Цель: учет, сохранение и пополнение основного и научно-вспомогательного фонда историко-краеведческого музея; анализ собранного материала; исследование информационного материала; написание ученических научно-исследовательских работ.

Формы работы в школьном музее:

– практическая работа на местности, участие в работе кружка, экскурсии, походы;

– учебные экскурсии вне музея; туристические поездки;

– уроки в музее; – встречи с интересными людьми, читательские конференции;

– экскурсии в музее;

– продолжение фиксации фото, -видео, -аудио хроники краеведческих исследований и деятельности музея в процессе подготовки, проведения и участия школьников в различных образовательных формах на базе музея: уроки, классные часы, выставки, экскурсии, походы, краеведческие исследовательские, проектные и творческие работы и другие формы;

– организация тематических выставок;

– работа с литературными, информационными, научными источниками, с архивами и с информантами (местные жители, родственники, специалисты и др. люди) с целью определения и описания экспонатов, написания краеведческих исследовательских работ и проведения различных образовательных форм в музее;

– сбор экспонатов в ходе поисковых выездов на местность (походы, экскурсии, экспедиции), совместной работы с педагогами, родителями учащихся школы и с местным населением и др. людьми;

– систематизация, хранение и демонстрация экспонатов (экспозиции, выставки), их

использование в урочной и внеурочной деятельности.

Ожидаемые результаты реализации программы

Результат реализации программы определяется личностным ростом школьников. Программа призвана помочь каждому школьнику осмыслить его место в жизни, приобщиться к целому ряду ценностных понятий, помочь сформировать собственный взгляд на жизнь и в тоже время знать и уважать прошлое и настоящее своего народа, своего края, своей семьи.

Внешний результат можно увидеть и зафиксировать. Это:

– достижения обучающихся на районных научно-практических конференциях;

– работа поисковых отрядов по заданиям Совета музея;

– постоянное развитие музея, увеличение количества его экспонатов, появления новых разделов;

– интерес учащихся к проведению различного рода экскурсий, познавательных игр, праздников – участие в них;

Внутренний результат выражается в положительных изменениях, происходящих с личностью обучающихся, в их духовном росте.

Диагностика реализации программы осуществляется с помощью разнообразных методов:

– собеседование с учащимися;

– методики сочинений;

– наблюдения;

– тестирования;

– анкетирования.

Критерии оценки личностного роста обучающихся:

– сформированность положительной мотивации на развитие у учащихся патриотических чувств;

– сформированность познавательной активности учащихся;

– сформированность основных ценностных отношений;

– сформированность потребности вести поисковую, исследовательскую работу;

– сформированность готовности защищать Отечество;

– сформированность чувств сострадания и сопереживания;

– сформированность отношения к окружающей действительности. Конец формы

Сроки реализации программы

Реализация программы развития музея МБОУ Жаворонковской СОШ рассчитана на 2013- 2017 гг. Возможны изменения в программе, так как исторические события, происходящие в стране, вносят свои коррективы.

Блок реализации программы

1.Этап разработки (2013 гг.) – проектирование Программы развития историко-краеведческого Музея поселения Жаворонки.

Цели:

1.выявление позитивного опыта школьного музея и ресурсов для расширения поля дальнейшей деятельности;

2.определение приоритетных направлениях развития музея как центра патриотического воспитания школы;

3.выявление возможностей общественно-экономической среды социума;

4. разработка программы развития музея «История поселения Жаворонки».

Организационная работа

Методическая работа

Культурно-методическая

работа

1.Инвентаризация оборудования музея.

2 Проверка комплектации и сохранности основного и научно – вспомогательного музейных фондов.

3.Подготовка материалов и оформление тематических папок и альбомов.

4.Оформление документации музея.

5.Сбор экспонатов для музея.

6.Проведение оценки фондов музея.

7.Организация учета и хранения фондов музея.

8.Создание групп экскурсоводов, группы поисковиков, группы оформителей и хранителей фондов музея.

9.Создание Совета и актива музея.

1.Оформление документации музея, разработка Программы развития музея на2013-2016 гг., разработка плана работы музея на 2013-2014 учебный год, разработка плана работы школьного детского объединения, действующего на базе музея.

2.Использование материалов музея на уроках, проведение учебных экскурсий.

3.Организация профориентационной работы с обучающимися.

4.Организация общественно-полезной работы.

5.Организация исследовательской и поисковой работы.

6.Охрана памятников истории и культуры.

7.Подбор материалов и проведение лекций, бесед и иных мероприятий на базе музея.

8. Участие школьного музея в районных мероприятиях по приглашению УМЦ и ОЦЭВ.

9.Методическое сопровождение краеведческой, поисковой и исследовательской работы.

10.Методическое сопровождение экспозиционной работы.

1.Проведение экскурсий по разделам музея для учащихся и гостей.

2.Организация и проведение встреч с интересными людьми, ветеранами ВОВ, жителями села Жаворонки.

3.Проведение лекций, бесед и иных мероприятий соответственно тематике музея.

4.Проведение уроков на базе музея.

5. Участие школьного музея в районных мероприятиях по приглашению УМЦ и ОЦЭВ.

6.Посещение кружковцами музеев Одинцовского района.

2.Этап внедрения (2013 – 2016 гг.) – реализация функций Музея поселения Жаворонки.

Цели:

1.разработать программы совместной деятельности музея с субъектами городской среды 2.создание условий с целью обеспечения возможностей для реализации планов и программ.

3.реализация программ совместной деятельности.

4.внесение корректив в концептуальные положения

Организационная работа

Методическая работа

Культурно-методическая

работа

1.Инвентаризация оборудования музея.

2 Проверка комплектации и сохранности основного и научно – вспомогательного музейных фондов.

3.Подготовка материалов и оформление тематических папок и альбомов.

4.Сбор экспонатов для музея.

5.Организация учета и хранения фондов музея.

6.Комлектация группы экскурсоводов, группы оформителей, группы поисковиков и хранителей фондов музея.

7.Организация сотрудничества с поисковым отрядом «Китеж».

1.Оформление документации музея, разработка плана работы музея на 2014-2015 и на 2015-2016 учебные года, разработка плана работы школьного детского объединения, действующего на базе музея.

2.Анализ реализации этапа проектирования Программы развития музея и внесение необходимых корректив.

3.Определение направлений краеведческой и поисково-исследовательской работы. 4.Организация краеведческой работы по направлениям: «Русский быт», «Родная улица моя», «Русский народ и его истоки», «Выдающиеся люди Одинцовского района», «Русские ремесла», «История Звенигородского уезда», «Известные выпускники Жаворонковской школы», «История Одинцовского района», «Наш край в годы Великой Отечественной войны». Оформление результатов работы. 5.Использование материалов музея на уроках, проведение учебных экскурсий.

6.Продолжение профориентационной работы с обучающимися.

7.Организация общественно-полезной работы.

8.Организация исследовательской работы?

9.Охрана памятников истории и культуры.

10.Подбор материалов и проведение лекций, бесед и иных мероприятий на базе музея.

8. Участие школьного музея в районных мероприятиях по приглашению УМЦ и ОЦЭВ.

9.Участие в семинарах по обмену опытом и распространению опыта работы.

1.Проведение экскурсий по разделам музея для учащихся и гостей.

2.Организация и проведение встреч с интересными людьми, ветеранами ВОВ, жителями села Жаворонки.

3.Проведение лекций, бесед и иных мероприятий соответственно тематике музея.

4.Проведение уроков на базе музея.

5. Участие школьного музея в районных мероприятиях по приглашению УМЦ и ОЦЭВ.

6.Посещение кружковцами музеев Одинцовского района.

3.Обобщающий этап (2017 г.) – обобщение и анализ полученных результатов реализации Программы развития историко-краеведческого Музея поселения Жаворонки, постановка задач на новый период, модернизация программы и внесение изменений в ее реализацию; трансляция наработанного опыта.

Цели:

1.обобщение позитивного опыта реализации концепции развития школьного музея;

2.обработка и интерпретация данных за три года;

3.определение соотношения результатов программы с поставленными целями и задачами;

4.определение перспектив и путей дальнейшего развития историко-краеведческого Музея поселения Жаворонки.

Организационная работа

Методическая работа

Культурно-методическая

работа

1.Инвентаризация оборудования музея.

2 Проверка комплектации и сохранности основного и научно – вспомогательного музейных фондов.

3.Подготовка материалов и оформление тематических папок и альбомов.

4.Сбор экспонатов для музея.

5.Организация учета и хранения фондов музея.

6.Комлектация группы экскурсоводов, группы оформителей, группы поисковиков и хранителей фондов музея.

7.Организация сотрудничества с поисковым отрядом «Китеж».

1.Оформление документации музея, разработка плана работы музея на 2015-2016 учебный год, разработка плана работы школьного детского объединения, действующего на базе музея.

2.Анализ реализации этапа внедрения Программы развития музея и внесение необходимых корректив.

3.Обобщение позитивного опыта реализации концепции развития школьного музея;

4.Обработка и интерпретация данных за три года;

5.Определение соотношения результатов программы с поставленными целями и задачами;

6.Определение перспектив и путей дальнейшего развития музея поселения Жаворонки

7.Организация краеведческая работы по направлениям: «Русский быт», «Родная улица моя», «Русский народ и его истоки», «Выдающиеся люди Одинцовского района», «Русские ремесла», «История Звенигородского уезда», «Известные выпускники Жаворонковской школы», «История Одинцовского района», «Наш край в годы Великой Отечественной войны». Оформление результатов работы. 8.Использование материалов музея на уроках, проведение учебных экскурсий.

6.Продолжение профориентационной работы с обучающимися.

9.Организация общественно-полезной работы.

10.Организация исследовательской работы?

11.Охрана памятников истории и культуры.

12.Подбор материалов и проведение лекций, бесед и иных мероприятий на базе музея.

83 Участие школьного музея в районных мероприятиях по приглашению УМЦ и ОЦЭВ. 14.Участие в семинарах по обмену опытом и распространению опыта работы.

1.Проведение обзорных и тематических экскурсий по разделам музея для учащихся и гостей.

2.Организация и проведение встреч с интересными людьми, ветеранами ВОВ, жителями села Жаворонки.

3.Проведение лекций, бесед и иных мероприятий соответственно тематике музея.

4.Проведение уроков на базе музея.

5. Участие школьного музея в районных мероприятиях по приглашению УМЦ и ОЦЭВ.

6.Приобщение кружковцев к историко-культурным ценностям Подмосковья: поездки и экскурсии по историческим местам, посещение музеев.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение МАОУ «СОШ

Программа развития музея

1. Актуальность.

Мировое сообщество, войдя в новый постиндустриальный или информационный этап своего развития, испытывает многочисленные проблемы, и по-разному на них откликается. Напрямую это касается и музеев, которые возникли в основном на индустриальном этапе развития и явились во многом его прямым отражением.

Сегодня, изменившиеся условия существования и тем более, повсеместная информатизация, заставляет музейщиков постепенно переосмысливать свое место в современном мире и пытаться или приспосабливаться и выживать в данных условиях, или искать пути и выстраивать полые модели своего развития.

Не остается в стороне от этих проблем и МАОУ «СОШ д. Трегубово», имеющая значительную историю своего существования, с 1975юда. Музеи во все периоды существования общества служат ему источником, пополняющим духовные силы, сохраняющим коллективную память. обогащающим и развивающим интеллект нации.. Проект развития школьного музея исходит из того, что современный музей – это, прежде всего, тщательно отобранная, научно и профессионально разработанная Музейная педагогика, полностью поставленная на службу обучающихся и педагогов в понятных комфортных для него формах музейной коммуникации.

Изменения, произошедшие за последние десять лет в структуре российского общества, в общественном менталитете и менталитете рядового российского человека, создали принципиально новые условия и новые возможности взаимодействия музея со школьниками.

Играет важную роль также то, что за последние годы существенно продвинулось как зарубежное, так и отечественное музееведение. Появились новые технические возможности храпения и экспонирования музейных предметов, новые технологии создания экспозиций, современные формы взаимодействия музея с посетителем.

Музей, являясь по своей сути частью социальной структуры общества, вынужден реагировать на все изменения, происходящие в обществе. Эти изменения привносят и закрепляют новые конкретные виды социального взаимодействия музея с обществом, социальными группами, отдельными его членами. Появляются новые функции и полномочия музея как социального института.

Цель создания школьного музеи:

  1. Организовать поисковую работу учащихся по всем направлениям работы музея под руководством совета Музея, классных руководителей, учителей – предметников.

  2. Результаты поисковой работы оформить в накопительные папки, летописи славных дел, хранить их и музее школы.

  3. Воспитывать чувство патриотизма, показать величие трудового и боевого подвига людей своей малой родины.

  4. Воспитывать чувство причастному к этому великом) деянию.

Программа развития Музея основывается на том, что современный музей представляет собой сложную саморазвивающуюся систему, осуществляющую широкий спектр социальных функций (образовательная, воспитательная, просветительская, досуговая, документирования и хранения), и адекватно реагирующую на конкретные запросы общества.

Программа выстраивается на принципах комплексного, междисциплинарного и прогностического подходов к созданию системы устойчивого функционирования современного музейного организма, “Программа” выводит деятельность музея за пределы профильных барьеров, что. несомненно, обеспечит углубление его интеграции в современное российское общество.

Программа развития музея исходит также из того, что на сегодняшний
день школьный музей должен сочетать в себе качества музейного,
культурно-просветительного, общественно-политического, информационного и досугового центра.

Культурно-исторический музейный центр признан объединить в единую систему культурно – досуговые и развлекательные программы. Такой центр, будет способствовать освоению интеллектуального и историко-культурного наследия не только деревни, города, района, но и России, помогать обществу в решении проблемы досуга и свободного времени, наконец, расширить и закрепить относительно постоянный круг посетителей и друзей музея,

Под информационным центром подразумеваем открытую для всех желающих систему пользования всем массивом имеющейся в музее информации (базой данных в экспозиционных и выставочных пространствах, методической литературой, разработками и пособиями:). Используя возможности создаваемых центром, музей будет оказывать реальную помощь посетителям в социальной адаптации к современным условии ч общественного бытия.

Программа является результатом многолетней целенаправленной деятельности коллектива по осмыслению роля и места музея в реальном мире. Она предопределяет создание устойчивой системы взглядов и действий коллектива, направленных на всестороннее развитие всех сторон деятельности такого важного направления, как музейная педагогика. Но своему профилю музей является центром музейной педагогики. Он воссоздает страницы истории школы, детских общественных организаций истории Великой Отечественной войны 1941-45 г, отражаем историю и культуру района.

Эпиграфом деятельности музея являются слова В. Астафьева; ” Память – это посох, на который опирается человек в своем жизненном пути”.

Музей – центр воспитательной работы в школе.

Д.С, Лихачев говорил, ч го каждый человек должен знать историю своей

Родины, своего города, своей школы, своей семьи.

С 1966 гида на базе Больше-On о Айвазовской школы начал работать школьный музей боевой славы, а с 1975 года он был перенесён в новое здание Трегубовской средней школы. К сегодняшнему времени он имеет 12 стендовых экспозиций основного фонда:

  1. Боевой путь Володи Клементьева.

  2. Два тарана за вылет (о подвиге Героя Советского Союза лейтенант Лисконоженко).

  1. Подвиг Ивана Барсукова,

  2. Новгородско-Лужская операция.

  3. Вторая Ударная Армия.

  4. Подвиг Ивана Бурмистрова.

  5. Стенд о 59-ой Армии.

  1. Подвиг комиссара Дмитриева В.П.

  2. Стенд о 377 Валгинской Краснознамённой стрелковой дивизии.

  3. Стенд о 378 Новгородской стрелковой дивизии.

  4. Материал о Лоскове В.П. – командире отделения 1258 СП 378 НКСД.

  5. Материал о НаташеОлексовской(18 арт. полк РГК).

Оружие, личные вещи и другое имущество, найденное поисковиками школы в ходе поисковых работ.

Вспомогательный фонд:

  1. 8 папок оформленных по материалам периодической печати «Месте
    службы и подвига – Афганистан».

  2. Листы—планшеты о выпускниках школы воевавших в Афганистане – 5 штук.

  1. Материал о выпускниках школы воевавших в Чечне -3 шт.

  1. Раскладные экспозиции музея «История дивизии в фотографиях?) (377 и 378 СД): «42 ОПАБ», «44 Краснознаменная Чудовская стрелковая
    дивизия», «Вторая Ударная Армия». «Наши встречи» и т.д.

  1. Экспозиции о работе поисковой группы школы.

  2. Фотоальбомы – 18 штук.

  1. Видеофильм о музее и видеофильм «История поискового движения и
    Трегубовской средней школе».

  1. Альбомы с письмами с 1966 года по настоящее время.

К 35 – летию школы собран материал об учителях — ветеранах, о выпускниках школы, об истории создания школы. В музее проводятся экскурсии, уроки, творческие вечера, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами – итернационалистами.

Любое развитие, а мы будем говорить именно о варианте развития музея, а не выживания – должно определяться набором различных факторов. Условия, которые предопределяют развитие.

  • Среда (или пространство), в пределах которой развивается объект.

  • Необходимые механизмы, которые берут на себя роль движителей развития.

  • Пути или направления, по которым прокладывается развитие.

  • Этапы, которые проходи г объект во временном процессе развития.

Именно набор этих факторов, их осознание и понимание, а также выстраивание их в стройную систему и может определить в дальнейшем успех музея по своему развитию в современном информационном мире.

1. Условия развития музея.

Они складываются как из внешних, так и внутренних факторов, по как нам

представляется, обязательно должны нести в себе следующее;

– четкая и ясная цель развития музея, и развернутая программа по ее

достижению;

– переход музея на новые формы и методы работы* которые задаются внешними факторами;

– стремление музея к открытости и постоянному взаимодействию с партнерами в различных направлениях своей деятельности;

– широкое и глубокое использование в деятельности музея информационных технологий;

– обязательное освоение нового информационного пространства и перевил музейных ресурсов в информационные ресурсы, для их дальнейшего сохранения и продвижения.

Набор условий развития музея, скорее всего, значительно шире и глубже, однако, мы исходим из этих, наиболее но нашему мнению значимых, для определения основного вектора своего развит ия в современном информационном мире.

2. Среди развития музея.

За последнее время она значительно изменилась. Если при возникновении музеев, как институции, среда определялась лишь пространством самого музея, то во второй половине XX века, она вышла за его пределы – на улицы и площади городов, и многие музеи стали активно ее использонать, проводя там различные акции, проекты, фестивали, откликаясь на неяние времени, Еще более изменилась среда развития мучея в конце XX пека с появлением информационного пространства, когда перед любым музеем открылись практически безграничные проеторы Интернета.

Поэтому, сешдня можно смело назвать три пространства, п которых идет развитие музеев в современных условиях:

■ музейное пространство;

впемузейное просгранство;

■ информационное пространство.

3. Механизмы развития музея.

Они также начали меняться в свята с возникновением новых сред и пространств музея. Если раньше, в музейном пространстве, ириори гсты склонялись в сторону фондов, архива, экспозиции, выставок, то ее временем, при появлении внемузейно!-о проспранства. приоритеты сместились в сторону образовательной, вое пита тел ышй и массовой работы, Появление же информационного проспранства ставит перед музеем совершенно новые проблемы и открывает новые возможности.

4. Пути развития музея,

Можно с уверенноетью сказать, что cei одня в школьном музее уже сформированы или начинают формироваться несколько новых путей и

направлении развития:

  • партнерский путь;

  • коммуникационный путь;

  • ресурсный путь;

  • путь внутреннего взаимодействия:

  • образовательный путь;

  • управленческий путь,

В целом, псе эти пути очень тесно связаны между собой и отражают

цонольно динамичную картину и этапы развития мзея,

5, Этапы распития музея.

Мы можем выделить в своем развитии, по крайней мере, четыре лапа:

  • концептуальный этап:

  • организационный этап;

  • информационный этап:

  • у пра плен чес кий этап,

И если первые два этапа практически пройдены, а сейчас мы находимся на информационном эгапе, то управленческий лам развития нам еще предстоит пройти.

При этом, как показывает наш опыт, эти этапы во многом приходится проходить не только последовательно, но и параллельно, так как новые модели и пути развития музея, у нас развиваются одновременно. В итоге, все перечисленные выше позиции, составляют единую и целостную систему развития музея в современном информационном мире. Насколько хороша эта система, покажет время, однако, уже пройденный нами не малый путь, позволяет надеяться на успешный результат.

II. Содержание проблемы патриотического носиилшии и обоснование необходимости ее решения средствами школьного музея

Собы i ия последнего времени подч вердили, что социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных ipynn населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала более замет ной i юстепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического ^ознания. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм. немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государств и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной службы.

В утих условиях очевидна неотложное гь решения на государешсптюм уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма и сохранении народных традиций.

Деятелвности школьного музея в создании системы нагриотического воспитания и уважения к историческим корням при над лежит важная роль. Она предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей- Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, пауки и культуры еще сохранили качеегна нравственных идеалов, что создает предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций.

111. Цели и задачи школьного музея

Музей причвам способствовап. формированию у учащичея гражданско-пафиошческих качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими наныками поисковой, исследователвской деятельности, служить целям совершенствования образовательно!ху процесса средствами пополнительного обучения,

IV- Совершенствование программы деятельности музея.

Организация деятельности музея во многом опирается ыа законодательные акты, включающие вопросы патриотическою воспитания граждан Российской Федерации:

Муниципальной долгосрочной пеленой программы “Пафиотичеекое восстание населения Чудове кого муниципальное района на 2011-2015 еды11, утверждённой постановлением Администрации Чудонскиги муниципального района от 20 января 201 ] года № 66

Федеральный закон Р1О днях воинской славы (победных днях) России” эт 10 февраля 1995 г;

Положение о статусе школьного музея, утвержденного директором МОУ «СОШ» д. Трегубово от 10.10.1975 года.

Основная работа школьного музея – пропаганда боевых и трудовых традиций народа. Они помогают расширяв i знания школьников об историческом прошлом и настоящем нашей Родины, воспитывать патриотизм и чувства уважения к ее истории.

1 [редполагается дальнейшая работа по развитию познавательных способностей детей. Учащиеся работают с литературой, справочниками, документами, знакомятся с архивными материалами, обращаются ^а помощью в сборе материалов к родственникам, ветеранам войны, учатся наблюдать, анализировать, обмениваются опы гом, передают свои знания

другим, приобретают навыки исследовательской деятельности, защищают £йои проекты в рамках деятельности школьного научного общества. В числе важнейших мер предусматривается использование школьного музея в учебно-воспитательной работе с учащимися. 1 лавная задача педагогического коллектива школы состоит в том, чтобы максимально испольчовать музей вучебно-военигательной процессе. Опыт мыо1 их школ подтверждает целесообразность проведения уроков в самом музее с учетом его профиля или использования отдельных экспозиций в различных классах при изучении определенных тем учебной программы по истории. Документальные материалы, используемые на уроках, оживляют учебный процесс, наполняют его более конкретным содержанием, способствуют прочному овладению знаниями, оказывают большое эмоциональное воздействие на учащихся. Подлинные материалы музея школы помо1 аю г;

учителям истории – в освещении важнейших периодов Великой Отечественной войны, истории родного края, i орода, школы;

уч in елям ИЗО-материал о творчестве художниках фронтовиках;

учителям русского языка -материал формирования патриотизма, толерантности;

каждому классному руководителю и учителям начальных классов -материал краеведческой и исторической направленности при организации внеклассной работы;

Для повышения эффективности урока, его воспитательно! о и гачения предлагается учителям в перспективном планировании на учебный год или полугодие предусматривать работу учащихся имущее и использовать чузейпые материалы в соответствии с учебной программой и работой над исследовательскими проектами по истории и боевой летописи армий, частей.

Музей только тогда себя оправдывает, когда он станови гея организатором коекно-патриотической работы и краеведческой работы. Поэтому предполагается усилить инициативу музея в органи *аиии обшественно-полечн ы х дел* Для этого планируется проведение комплекса мероприятий; экскурсии и походы по сбору краеведческого материала, широкое проведение дней и месячников защитника Отечества, вефечи с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами педагогического труда, проведение “Вахта памяти” и поисковые мероприятия, конкурсы творческих работ, военно-спортивные игры, организацию «Музея одногс дня» и г.д,

V. Механизм реализации программы развития vi ten. Руководство работой му№я

Музей организует свою работу на основе самоуправления. Работу музея направляет Солст музея. Привлекая актив учащихся, совет;

направляет собирательскую работу для пополнения и дальнейшего развития музея.

организует учет и хранение существующих фондов, проводит экскурсии по экспозициям музея.

разрабатывает план работы.

Осуществление целенаправленного систематического педагогического руководства – важнейшее условие повышения действенности музея & учебно-воспитательном процессе. Координацию деятельности совета осуществляет руководитель школьного музея. Предполагается акты инее привлекать ветеранские и творческие организации и союзы к работе в школьном музее, полнее использовать их oi 1ыт и духовный потенциал в целях сохранения и преемственности славных боевых и прудовых традиций.

Но главную координацию деятельности по развитию и организации работы музея осуществляет руководство школы. Они обеспечивают контроль над тем, чтобы материалы школьного музея использовались в учебной, внеклассной, внешкольной работе, чтобы все докумет ы. особенно подлинники, бережно хранились.

VI, Оценка эффективности реализации программы развития музея.

В результате осуществления программы развития музея ожидается:

обеспечение духов! ю- нравственно it воспитания подрастающего поколения.

возрождения истинных духовных ценностей российского народа, сохранение и развитие его славных боевых и трудовых традиций, онтимизания работы по военно-патриоч ическому воспитанию школьников в современных условиях.

Добавить комментарий