Как составить программу развития территории

Содержание:

  1. Понятие и формы территориального планирования. Виды документов терпланирования:
  • Генеральных планов поселений и городских округов;
  • Проектов планировки территории;
  • Проектов межевания территорий;
  • Правил землепользования и застройки.
  1. Схема территориального планирования и ее виды. Порядок разработки и утверждение документов территориального планирования
  2. Размещение документов территориального планирования.
  3. Видео-инструкция: как узнать в какой территориальной зоне находится Ваш земельный участок, где найти правила землепользования и застройки?

Заключение

  1. Понятие и формы территориального планирования.

Начнем с того, что в Градостроительном Кодексе Российской Федерации (Далее – ГрК РФ) есть целая глава, посвященная территориальному планированию.

Территориальное планирование представляет из себя планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального, регионального и местного значения. Оно направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.

ГрК РФ для Российской Федерации установлены следующие виды документов территориального планирования:

1) Схемы территориального планирования РФ в области:

  • развития федерального транспорта, путей сообщения, информации и связи;
  • обороны страны и безопасности государства;
  • развития энергетики;
  • использования и охраны лесного фонда;
  • использования и охраны водных объектов;
  • развития и размещения особо охраняемых природных территорий федерального значения;
  • защиты территорий двух и более субъектов РФ, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий;
  • развития космической деятельности;
  • естественных монополий;
  • в иных областях, предусмотренных законодательством РФ.

2) Схемы территориального планирования субъекта РФ включают: карты (схемы) планируемого развития и размещения охраняемых природных территорий регионального значения, изменения границ земель сельскохозяйственного назначения и границ сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения, в том числе:

  • объектов энергетических систем регионального значения;
  • объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;
  • линейных объектов регионального значения, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий;
  • иных объектов, размещение которых необходимо для осуществления определенных федеральными законами и законами субъектов РФ полномочий субъектов РФ.

Документами территориального планирования муниципальных образований являются:

  • схемы территориального планирования муниципальных районов;
  • генеральные планы поселений;
  • генеральные планы городских округов.

Состав документов территориального планирования муниципальных образований, а также состав планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с ГрК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Документы территориального планирования являются утверждаемыми для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

3) Схемы территориального планирования муниципальных районов включают в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, в том числе:

  • объектов электро- и газоснабжения в границах муниципального района;
  • автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами, мостов и иных транспортных инженерных сооружений вне границ населенных пунктов в границах муниципального района;
  • иных объектов, размещение которых необходимо для осуществления полномочий органов местного самоуправления муниципального района.

Документы территориального планирования муниципальных образований включают:

  • генеральные планы городских округов;
  • генеральные планы городских и сельских поселений.

Указанные документы являются обязательными для органов местного самоуправления при реализации соответствующих решений.

Давайте кратко разберем каждое понятие отдельно.

Генеральный план муниципального образования – это картина будущего города или иного муниципального образования, которая предлагает наиболее эффективные пути решения проблем, и помогает поставить цели развития с учетом реальных временных, финансовых, организационных, человеческих и других видов ресурсов города или поселка.

Согласно ст.45 ч.6 ГрК РФ любое муниципальное образование не вправе осуществлять планирование, застройку и реконструкцию территории, без согласованного и утвержденного генерального плана. Иначе говоря, при отсутствующем Генеральном плане поселения или городского округа становится невозможным выделение земель под застройку, под размещение крупных объектов инженерной и транспортной инфраструктур, производственных зон, объектов культуры и спорта и т.д.

Данное понятие мы раскрываем в статье: «Генеральный план».

Проект планировки территории (Далее – ППТ) – документ, устанавливающий на определенной территории зоны размещения и параметры существующих объектов и объектов, строительство которых может быть разрешено. Разрабатывается одновременно с проектом межевания территории (Далее – ПМТ), содержащим схему границ существующих земельных участков и земельных участков, формирование которых допустимо.

ППТ содержит основные показатели, необходимые для определения инвестиционной привлекательности территории – численность населения и возможные объемы нового строительства (жилищного, делового, социального, культурно-бытового, транспортного, инженерного), утверждается органом государственной или муниципальной власти с обязательным соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 ГрК РФ. Схема, разрабатываемая в составе ППТ, является базой для последующих видов проектных работ. ППТ – основа для формирования градостроительных планов земельных участков, необходимых для получения разрешения на строительство.

Более подробно читайте в статье «Проект планировки территории».

Разработка ПМТ осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры, установленных ППТ (в границах установленных красных линий). Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков и осуществляется, как в составе проектов планировки территорий, так и в виде отдельного документа.

Более подробно о том, что такое проект межевания территории читайте переходя по ссылке.

Правила землепользования и застройки (Далее – ПЗЗ) — документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ. В соответствии со статьей 31 ГрК РФ подготовка проекта ПЗЗ может осуществляться:

  • применительно ко всем территориям поселений, городских округов;
  • при отсутствии генерального плана поселения или генерального плана городского округа – к частям территорий поселений, городских округов. После утверждения генерального плана поселения или генерального плана городского округа в такие правила землепользования и застройки  вносятся изменения, относящихся к другим частям территорий поселений, городских округов.
  • применительно к межселенным территориям в случае, если планируется осуществлять на таких территориях вид деятельности, который требует регламентации.

О ПЗЗ боле подробно читайте здесь.

Все образцы документов Вы можете найти в разделе «Образцы», перейдя по ссылке: https://rkc56.ru/page/2182

2.Порядок разработки и утверждение документов территориального планирования

В соответствии с статьей 14 ГрК РФ схемы территориального планирования субъектов РФ содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, относящихся к следующим областям:

  • образование;
  • здравоохранение;
  • транспорт (железнодорожный, водный, воздушный транспорт), автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;
  • физическая культура и спорт;
  • предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидация их последствий;
  • иные области в соответствии с полномочиями субъектов РФ.

Деятельность по подготовке документов территориального планирования включает в себя комплекс сложных многоэтапных мероприятий. Разберем поэтапно:

Первый этап: первичный. Здесь оцениваются исходные документы, действующие документы территориального планирования. А также принимаются решения об их корректировке или разработке новых документов.

Определяется нормативно-правовая база, готовятся технические задания на разработку документов и проводится конкурс по выбору подрядной организации, которая обеспечит подготовку проектов документов территориального планирования.

Второй этап: сбор исходной информации. Осуществляется подготовка данных для дальнейшего использования в разработке необходимых проектов.

Третий этап: формирование проекта документа территориального планирования. Формируется система целей и задач, выполняется функциональное зонирование. Работы по подготовке проектов, графические и текстовые описания.

Четвертый этап: согласование проекта. Итогом согласования проекта является заключение соответствующих исполнительных органов государственной власти или местного самоуправления, которые уполномочены на согласование таких документов: органы местного самоуправления поселений муниципального района, органы местного самоуправления муниципальных районов, имеющих общую границу с муниципальным районом, в отношении которого разработана схема территориального планирования; высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, в границах которого расположен муниципальный район; федеральный орган исполнительной власти.

А теперь более подробно рассмотрим процессы разработки необходимых нам документов.

Разработка проекта внесения изменений в генеральный план поселения / городского округа.

Отметим сразу, подготовка генерального плана осуществляется применительно ко всей территории такого поселения или такого городского округа. Подготовка генерального плана и внесение в генплан изменений в части установления или изменения границы населенного пункта также могут осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа.

Генплан содержит:

  1. положение о территориальном планировании;
  2. карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения;
  3. карту планируемого размещения объектов местного значения;
  4. карту функциональных зон.

Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя:

1) сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий (далее – ЗОУИТ) в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов;

2) параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального, регионального и местного значения, за исключением линейных объектов.

Сведения о границах населенных пунктов являются обязательным приложением к генеральному плану и должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ.

Органы местного самоуправления поселения, городского округа также вправе подготовить текстовое описание местоположения границ населенных пунктов.

На карте планируемого размещения объектов отображаются:

1)  планируемые для размещения объекты местного значения относящиеся к следующим областям:

  • электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение;
  • автомобильные дороги местного значения;
  • физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа;
  • иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа;

2)  границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;

3)  границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального, регионального и местного значения.

К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт. Которые содержат:

1) сведения о планах и программах комплексного социально-экономического развития МО (при их наличии), для реализации которых осуществляется создание объектов местного значения поселения, городского округа;

2) обоснование выбранного варианта размещения объектов местного значения поселения, городского округа;

3) оценку возможного влияния планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа на комплексное развитие этих территорий;

4) утвержденные документами территориального планирования РФ сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения на территориях поселения, городского округа объектов федерального, регионального и местного значения, их основные характеристики, местоположение, характеристики ЗОУИТ в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов, реквизиты указанных документов территориального планирования, а также обоснование выбранного варианта размещения данных объектов;

5) перечень и характеристику основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

6) перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования;

7) сведения об утвержденных предметах охраны и границах территорий исторических поселений федерального значения и исторических поселений регионального значения.

Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают:

  • границы поселения, городского округа, существующих населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа;;
  • местоположение существующих и строящихся объектов местного значения поселения, городского округа;
  • особые экономические зоны;
  • особо охраняемые природные территории;
  • территории объектов культурного наследия;
  • зоны с особыми условиями использования территорий;
  • территории, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • иные объекты, иные территории и (или) зоны, которые оказали влияние на установление функциональных зон и (или) планируемое размещение объектов местного значения поселения, городского округа или объектов федерального, регионального и местного значения.

В соответствии с положениями ГрК РФ внесение изменений в генеральные планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генплан изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, местной администрации городского округа. Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 ГрК РФ и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

Проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 ГрК РФ обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Отметим, что заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана.

Разработка проекта внесения изменений в генеральный план поселения / городского округа

В соответствии с положениями Градостроительного Кодекса РФ подготовка генерального плана поселения, генерального плана городского округа осуществляется применительно ко всей территории такого поселения или такого городского округа.

Подготовка генерального плана может осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа, с последующим внесением в генплан изменений, относящихся к другим частям территорий поселения, городского округа. Подготовка генерального плана и внесение в генплан изменений в части установления или изменения границы населенного пункта также могут осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа.

Более подробно мы писали об этом ранее. Переходите по ссылке.

Разработка проекта планировки территории и проекта межевания территории.

Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.

Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.

Подготовка ППТ осуществляется в соответствии с положениями ст. 42, 45 ГрК РФ. На территории Оренбургской области во исполнение положений Градостроительного кодекса принят и действует Закон Оренбургской области от 16 марта 2007 г.  N 1037/233-IV-ОЗ “О градостроительной деятельности на территории Оренбургской области”. 

Подготовка ППТ осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Подготовка ППТ осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.

Более подробно читайте в нашей статье. Переходите по Ссылке.

Разработка проекта нормативов градостроительного проектирования.

Регламентирована положениями статьи 29.1-29.4 ГрК РФ. Нормативы градостроительного проектирования подразделяются на:

1) региональные нормативы градостроительного проектирования;

2) местные нормативы градостроительного проектирования, которые включают в себя:

  • нормативы градостроительного проектирования муниципального района;
  • нормативы градостроительного проектирования поселения;
  • нормативы градостроительного проектирования городского округа.

Органы исполнительной власти субъектов РФ  обеспечивают систематизацию нормативов градостроительного проектирования по видам объектов регионального значения и объектов местного значения в порядке, установленном законами субъектов РФ.

Более подробно о том, какие нормативные акты действуют и как проходит процедура на территории Оренбургской области читайте, переходя по ссылке.

Разработка проекта межевания территории

Подготовка ПМТ осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры.

Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.

Читайте более подробно по ссылке.

3. Размещение документов территориального планирования

Осуществляется размещение документации в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования (далее – ФГИС ТП).

Размещение утвержденных нормативов градостроительного проектирования в муниципальных информационных системах, возможно в случае, если такое размещение предусмотрено нормативными правовыми актами, регламентирующими статус соответствующих систем. Размещение утвержденных нормативов градостроительного проектирования в Информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) осуществляется при наличии дополнительного раздела, предназначенного для размещения таких нормативов.

Органы местного самоуправления, согласно пункту 4 Правил ведения ФГИС ТП (Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 № 289), должны определить уполномоченных лиц, на которых в установленном порядке возложены должностные обязанности по размещению информации в муниципальных информационных системах и (или) в ФГИС ТП.

Размещение информации в ФГИС ТП, согласно пункту 10 Правил ведения ФГИС ТП, осуществляется с применением усиленной квалифицированной электронной подписи. Структура и форматы информации, размещаемой в муниципальных информационных системах, ФГИС ТП, должны соответствовать требованиям, утвержденным Минрегионом России.

Доступ к информации, размещенной в муниципальных информационных системах, обладателей информации, обеспечивается путем подключения этих информационных систем к ФГИС ТП в соответствии с утвержденными Минрегионом России технико-технологическими требованиями обеспечения взаимодействия ФГИС ТП с другими информационными системами.

Заключение

Команда «Регионального кадастрового центра» имеет значительный опыт в выполнении подобных работ. Мы нацелены на достижение высокого и качественного результата. Среди наших клиентов по данному виду работ: ООО «Газпромнефть – ГЕО», Администрация Бузулукского района, ООО «Оренбив», ООО “Оренбург Водоканал” и многие другие.

Мы с радостью поможем Вам!

Подписывайся на наши каналы социальных сетей: Вконтакте, Facebook, Instagram.

Рекламный материал создан про поддержке “Центра предпринимательства Оренбургской области”.

 

Российская газета: А какое развитие, Александр Геннадьевич, можно планировать? Развитие – это деньги, а многим городам не хватает собственных доходов, чтобы покрыть текущие затраты.

Александр Высокинский: Чем больше размер системы, тем дольше должен быть горизонт планирования, потому что у любой системы есть свои сроки инерции и разворачивания. И, безусловно, без стратегических планов развитие городов сегодня невозможно. Но я не скажу, что важнее: сам план или правильно организованный процесс его разработки. С учетом того что наличие стратегии стало обязательным, появились консалтинговые фирмы, которые в состоянии сделать красивый документ. Но он будет неродным для города, а значит, весьма спорно, что станет эффективно работать, потому что в разработке должен участвовать не только экспертный совет администрации, но еще экспертные советы общественников и ученых, а также представителей бизнеса.

Мы можем планировать все, что угодно, но, когда на территории бизнесу не комфортно, не будет и денег. Если в процессе разработки стратегии предприниматели не бились за те или иные подходы, это будет не их документ. Так же и с общественностью. Она всегда будет говорить: все деньги развития – на школы и детские сады! Бизнес – настаивать: все деньги – в развитие инфраструктуры. Нужно искать и находить баланс.

Сегодня мы думаем о создании еще одного экспертного совета – средств массовой информации. Именно специалисты-медийщики должны определять, как эффективно информировать горожан, вовлекать их в процесс разработки стратегии.

Такой подход – участие в разработке стратегического плана всех заинтересованных сторон – позволяет сделать его документом общественного согласия. И это, пожалуй, главное.

Еще один важный момент. Разработка стратегии – процесс всеобщего обучения. Это не семинары и лекции. Это когда люди слышат друг друга и учатся друг у друга. В начале разработки нашего плана приезжие урбанисты говорили: “Стратегия развития тепловых систем крупных городов – индивидуальное тепло, на каждый дом – свой котел”. Отказываемся от централизованных теплоисточников: сети – это дорого и опрессовки!.. На совещании присутствовал один из руководителей Свердловэнерго, он сказал: “Слушайте, молодежь! Тепловой ресурс, который мы вам продаем, это производная от нашей генерации электричества. Электричество вы не будете на каждый дом вырабатывать, придется покупать. Так вот, сегодня мы покрываем свои затраты, продавая вам и тепло, и электричество. Если вы решите делать свое тепло, свои затраты мы все равно включим в оплату: электричество станет дороже”. Профессионал быстро объяснил, почему предложение – абсурдно. И все участники стали понимать взаимосвязи в городе чуть глубже, чем прежде.

Так было на каждом совещании: кто-то из экспертов на пальцах объяснял те вещи, которые делать нельзя. Многие люди, которые участвовали в том процессе – тогда им было по 25-30 лет, сегодня работают в администрации как руководители другого уровня. Но сформировались они тогда: они писали этот план, спорили, набирались знаний. Опыт Екатеринбурга говорит: стратегия работает только тогда, когда ее разработали сами.

РГ: Можно ли при разработке стратегии сделать партнерами субъекты Федерации?

АВ: Безусловно. Более того, исключение из процесса представителей госструктур приведет к тому, что ваш план будет как бублик в космосе: бублик есть, а вокруг – ничего. Сегодня главный финансовый источник развития муниципалитетов – все-таки средства госбюджета. Если брать структуру затрат любого муниципалитета, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, где все совсем по-другому, процентов 85-90 бюджета – текущие затраты: зарплата, коммуналка, ремонты… То есть поддержание жизнедеятельности, это не имеет отношения к развитию. А, например, строительство конгресс-центра или больниц, множества школ и детсадов и тем более когда на территории города реализуются крупные федеральные мероприятия: проведение встреч лидеров стран, международные соревнования – все это не осуществить без участия госбюджета. Но, с другой стороны, и без города их быть не может.

Инициатива должна исходить от города, но, когда вы приходите за финансированием к региональной и к федеральной власти, вы должны понимать, чего хотите и почему совместный проект может быть интересен коллегам: он должен быть встроен в их цели и задачи.

Стратегический план, как таблица Менделеева: там есть клетки, на которые пока денег может и не быть, но мы точно знаем: элемент есть, им нужно заниматься. И результат придет. В 2003 году мало кто верил, что в Екатеринбурге пройдут саммиты ШОС и БРИКС, что здесь будет лучший региональный аэропорт. Когда мы убеждали, что нужно строить миллион квадратных метров жилья в год, неопытные строители говорили: “Мы строим 300 тысяч. Советский рекорд был 830 тысяч метров. Какой миллион?!” Но в прошлом году построили миллион триста, а на миллион вышли еще в 2007-м. И это было итогом решений, которые принимались в 90-е годы.

Тогда город ответил на главный для себя вопрос: либо оставаться промышленным городом, либо становиться многофункциональным центром. Аркадий Михайлович Чернецкий (глава Екатеринбурга с 1992 по 2010 годы. – Прим. ред.) говорил о том, что промышленность остается основой экономики города, но необходимы оптово-розничная торговля, логистика, коммуникации, стройка, финансы, связь, конгрессные мероприятия. Нужно вырастить еще несколько отраслей экономики. И они выращены. Сегодня город базируется на многих отраслях. Это и есть эффект от реализации стратегии. Если ее нет, мы теряем цель, начинаем расходовать ресурсы зря.

РГ: Насколько мы поняли, сейчас в Екатеринбурге стратегическое планирование доводится до уровня района. Это зачем?

АВ: Сегодня все госуправление работает по отраслевому принципу. Бюджет от федерального до городского планируется по отраслям: образование, культура, физкультура, здравоохранение, транспорт… Но проблема в том, что люди живут не в отраслях, а на территориях. Человеку, конечно, любопытно послушать про триллионы, которые выделяются, предположим, на онкологию. Но больше его интересует, как работает поликлиника за углом, насколько доступна медицинская помощь в его районе. Точно так же с образованием, культурой, дорожной сетью…

Каждая из семи административных единиц Екатеринбурга – это третий по численности город Свердловской области. У нас районы от 150 до 300 тысяч человек. На территории районов есть свои центры, сложились свои системы образования, здравоохранения. Когда ты разработал стратегию отрасли, а потом путем реализации проектов не вышел на территорию – это ошибка. Стратегия развития района – это способ преодолеть недостатки отраслевого подхода, мыслить комплексным развитием территории. О нем сегодня громко еще не говорят, но Екатеринбург эту работу начал. И это очень важно. Вы можете, например, прекрасно благоустроить центральную часть города, но человек-то не должен ехать в центр на машине или общественном транспорте, чтобы просто погулять. Он должен выйти из дома и иметь такую возможность у себя под боком.

Участие в разработке плана всех заинтересованных сторон позволяет сделать его документом общественного согласия

РГ: Что недооценивают или переоценивают города, когда вырабатывают стратегии?

АВ: Стратегия – это цель. У цели должны быть четко сформулированы три характеристики. Первое – это достижимость. Мы должны быть честными перед собой: достижима цель, которую мы перед собой ставим, или нет? Второе – цель должна быть измерима. Надо понимать, что мы хотим получить через пять лет, десять, пятнадцать. Измерения – это разработка показателей социально-экономического развития. И третий параметр – измеримость во времени, чтобы понимать не только то, какой показатель по объему вы хотите достичь, но и когда. Так вот, встречаются управленцы, которые по тем или иным причинам делают вид, что не знают об этих трех параметрах и, следовательно, недооценивают их. Однозначно недооценивают ресурс взаимодействия с федеральной и областной властью. А переоценивают, как правило, факторы, которые реально могут повлиять на экономику. Я понимаю, что многие решения, которые принимаются сегодня, не будут работать через 5-7 лет. Но какие? Как это понять? Кто-то должен сидеть рядом и спрашивать: как будем измерять и в какие сроки?

РГ: Какие идеи ассоциация отстаивает сегодня?

АВ: Первое, над чем мы работаем, – появление государственной методологии “Отрасль – территория”. Город – это всегда территория. Мы должны иметь комплексный подход к развитию территории. Второе – понимание, что такое агломерации и как они должны выстраиваться. И, безусловно, главная проблема – финансовая обеспеченность муниципалитетов. Есть показатель бюджетной обеспеченности, когда бюджет территории делится на количество населения. В Екатеринбурге это немногим более 30 тысяч – он не самый бедный из городов-миллионников: у каких-то – 20 тысяч. В Москве около двухсот. Структура затрат в любом городе одинаковая. И если Екатеринбург, например, в шесть раз меньше тратит на благоустройство, то во столько же раз оно будет хуже.

Ассоциация предлагает ввести минимальный показатель бюджетной обеспеченности, который гарантирует государство. Это поможет городам самостоятельно решать многие проблемы. Например, если в Екатеринбурге бюджетная обеспеченность будет в размере 50 тысяч рублей на человека, мы сами построим вторую ветку метро, школы.

Досье

Александр Высокинский, глава Екатеринбурга.

1973

родился в городе Свердловске.

1992-1996

учеба в Уральской академии государственной службы по специальности “государственное и муниципальное управление”. Кандидат экономических наук (1999).

1993-2000

работа на разных должностях в Центре содействия предпринимательству администрации Свердловской области.

2000-2008

работа на разных должностях в администрации Екатеринбурга – от начальника отдела до председателя комитета по экономике.

2008

заместитель главы Екатеринбурга, заместитель главы администрации города Екатеринбурга.

2016

заместитель губернатора Свердловской области.

2018

глава Екатеринбурга.

Стандарт комплексного развития территорий

Стандарт был разработан Минстроем России и ДОМ.РФ вместе с КБ Стрелка
по поручению Председателя Правительства РФ. Руководство ляжет в основу
усовершенствования нормативно-правовой базы в области градорегулирования
и архитектурного проектирования.

Скачать книгу стандарта

Скачать все книги стандарта

О проекте

Стандарт комплексного развития территорий — методическое руководство
по развитию застроенных территорий и освоению новых. Рекомендации
по формированию облика города и сохранению его исторической застройки при
экономически выгодном использовании в современной жизни.

Документ станет инструментом повышения качества среды и перехода российских городов
к современным моделям развития. Поможет градостроителям повысить качество
и эффективность процессов благоустройства, восстановления и застройки
территорий и ляжет в основу усовершенствования нормативно-правовой базы
в области градорегулирования и архитектурного проектирования.

Цель документа — разработка и внедрение новых подходов к созданию
городской среды, отвечающей современным социальным и экономическим условиям,
интересам жителей, бизнеса и городских властей.

В разработку Стандарта были вовлечены более двухсот экспертов из 14 стран,
из российских и международных исследовательских университетов, технологических
и инжиниринговых компаний, проектных бюро и архитектурных студий.

Зачем нужны изменения?

Сейчас большинство новостроек в России воспроизводят панельные микрорайоны
советского образца. Застройщики используют устаревшие градостроительные подходы
и систему нормативно-правового регулирования, которая не отвечает современным
запросам горожани не учитывает изменений в социальной, политической,
экономической, культурной и информационной сферах.

Согласно Указу Президента Российской Федерации
«О национальных целях развития Российской Федерации на период
до 2030 года» — к 2030 году необходимо обеспечить ежегодный ввод 120 млн кв.м
жилья. От того, каким будет это жилье, зависит облик российских городов
в будущем.

Направления применения Стандарта:

  • Освоение свободных территорий под жилищное строительство
  • Развитие территорий жилой и многофункциональной застройки
  • Благоустройство открытых общественных пространств

Принципы стандарта

block-with-icon icon

Функциональное разнообразие

Создание районов с развитым стрит-ритейлом, совмещающих жилые, офисные
и сервисные функции

block-with-icon icon

Безопасность и здоровье

Уменьшение трафика, высокое качество воздуха и возможность проводить
досуг в общественных пространствах круглый год

block-with-icon icon

Компактная и плотная застройка

Учитывает человеческий масштаб в зданиях средней этажности
и открытых пространствах

block-with-icon icon

Комфорт перемещений

Разнообразие маршрутов и баланс всех видов перемещений, эффективность
общественного транспорта

block-with-icon icon

Гибкость и автономность

Вариативность использования зданий и земельных участков за счет
конструктивных планировочных решений

block-with-icon icon

Комфортное жилье

Разнообразные планировки и типы жилой среды, качественные места общего
пользования как стимул для жильцов совместно управлять домом
и территорией

Целевые модели городской среды

Готовый набор решений

Стандарт состоит из 6 книг и 4 каталогов, которые образуют комплексную базу
инструментов по формированию и преобразованию территорий жилой
и многофункциональной застройки.

Книга 1. Свод принципов комплексного развития городских территорий

Определяет ключевые направления и меры по формированию качественной жилой
и многофункциональной застройки в городах России. В книге —
основные приоритеты и принципы Стандарта, а также целевые модели городской
среды.

Свод принципов комплексного развития городских территорий pdf, 37 МБ

Книга 2. Стандарт развития застроенных территорий

Определяет направления по развитию территорий сложившейся жилой
и многофункциональной застройки.

Стандарт развития застроенных территорий pdf, 20.4 МБ

Каталог 1. Элементы и узлы открытых пространств

Содержит конструктивные и функциональные составляющие открытых городских
пространств, определяющие их вид и характер использования.

Элементы и узлы открытых пространств pdf, 26.5 МБ

Каталог 2. Принципиальные архитектурно-планировочные решения (жилые дома)

Содержит типы жилых домов, описание составных элементов многоквартирного дома
и помещений квартиры. Для каждого элемента и помещения приведены
решения, которые позволят сделать дома и квартиры наиболее комфортными для
жизни.

Принципиальные архитектурно-планировочные решения (жилые дома) pdf, 18 МБ

Каталог 3. Принципиальные архитектурно-планировочные решения (благоустройство)

Содержит рекомендации по благоустройству открытых городских пространств:
из предлагаемого перечня типовых решений предлагается выбрать те, которые
наиболее соответствуют функциональному назначению пространства и оптимально
подходятдля применения в конкретных ситуациях.

Принципиальные архитектурно-планировочные решения (благоустройство) pdf, 70 МБ

Каталог 4. Принципиальные архитектурно-планировочные решения (застройка
кварталов)

Содержит варианты взаимного расположения в квартале различных типов жилых
домов и нежилых зданий разного функционального назначения, предприятий
торговли и услуг, детских садов и школ, автостоянок и озеленения.

Принципиальные архитектурно-планировочные решения (застройка
кварталов) pdf, 70 МБ

Ключевые элементы городской среды, которые затрагивает Стандарт

block-with-icon icon

Квартиры

2,8 м — минимальная высота потолка

block-with-icon icon

Жилые дома

9 этажей — максимальная высота рядовой застройки,
3,5–5,2 м — высота первого этажа

block-with-icon icon

Дворы в жилой застройке

0,6 га — ориентировочный размер двора

block-with-icon icon

Парковка автомобилей в жилом квартале

Более 50% от расчетного количества машиномест расположены вдоль улиц

block-with-icon icon

Школы в жилом районе

Занимают отдельный квартал

block-with-icon icon

Улицы в жилом районе

15 км/км2 — плотность улично-дорожной сети. Пешеходные
переходы рядом — не дальше 100 м.

block-with-icon icon

Общественные пространства в жилом районе

Площадки для игр, спорта и отдыха для группы жилых домов расположены
в общественных скверах, которые находятся в 5 мин ходьбы
от каждого жилого дома

block-with-icon icon

Парковка автомобилей в жилом квартале

5 га — максимальный размер квартала. Доля объектов торговли,
услуг, досуга — 20–30% от общей площади застройки

Скопировать код для вставки

Согласие на обработку персональных данных

Настоящим я, в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 152 – ФЗ «О персональных данных», продолжая работу на сайте https://дом.рф (далее – Сайт), выражаю согласие АО «ДОМ.РФ» (ИНН 7729355614, ОГРН 1027700262270, г. Москва, ул. Воздвиженка, д. 10) (далее – Оператор), на автоматизированную обработку, а именно: сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение (далее – Обработка), моих персональных данных в следующем составе: технические данные, которые автоматически передаются устройством, с помощью которого используется Сайт, в том числе: технические характеристики устройства, IP-адрес, информация, сохраненная в файлах «cookies», информация о браузере, дате и времени доступа к Сайту, длительность пребывания на Сайте, сведения о поведении и активности на Сайте в целях улучшения работы Сайта, совершенствования продуктов и услуг Оператора, а также определения предпочтений пользователей, в том числе с использованием метрической программы Яндекс.Метрика.

Я подтверждаю, что Оператор вправе давать поручения на обработку моих персональных данных ООО «ДОМ.РФ Центр сопровождения» (ИНН 3666240353, ОГРН 1193668037870, Воронежская обл., г. Воронеж, просп. Революции, д. 38, пом. 10), АО «Банк ДОМ.РФ» (ИНН 7725038124, ОГРН 1037739527077, г. Москва, ул. Воздвиженка, д. 10) в целях, указанных в настоящем согласии.

В случае отказа от обработки персональных данных метрическими программами я проинформирован(а) о необходимости прекратить использование Сайта или отключить файлы «cookies» в настройках браузера.

Настоящее согласие действует в течение 1 года с момента его предоставления.

Я уведомлен(а), что могу отозвать настоящее согласие путем подачи письменного заявления в адрес Оператора посредством почтовой связи.

Параметры кредита для расчета ставки:

при первоначальном взносе 30%, срок — 15 лет.

Обязательное страхование недвижимости, личное — по желанию (при отсутствии ставка повышается).
Доход подтверждается справкой 2-НДФЛ.

161 Федеральный закон

Федеральный закон от 24.07.2008 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» регулирует отношения между Единым институтом развития в жилищной сфере, органами государственной власти и местного управления и физическими и юридическими лицами.

Закон направлен на формирование рынка доступного жилья, развитие жилищного строительства, объектов инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры, инфраструктурной связи. Содействует развитию производства строительных материалов, конструкций для жилищного строительства, а также созданию парков, технопарков, бизнес-инкубаторов для создания безопасной и благоприятной среды для жизнедеятельности людей.

161-ФЗ устанавливает для ДОМ.РФ полномочия агента Российской Федерации по вовлечению в оборот и распоряжению земельными участками и объектами недвижимого имущества, которые находятся в федеральной собственности и не используются.

Получить расчет на e-mail

Расчет отправлен

Проверьте почту, которую указали

Готово

На сайте используются файлы cookie

Оставаясь на сайте, вы выражаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с политикой АО «ДОМ.РФ»

Добавить комментарий