Как составить программу с циклом в паскале

Циклы

Здравствуйте, дорогие читатели! Вот мы с вами и подошли к изучению циклов. Циклы в Паскаль. Что это такое? Как этим пользоваться? Для чего они нужны? Именно на эти вопросы я сегодня и отвечу.
Если вы читали этот урок, то знаете, что существует три вида алгоритмов: линейный, разветвляющийся и циклический. Мы с вами уже знаем, как реализовывать линейные и разветвляющиеся алгоритмы на Паскале. Приступим к изучению последнего типа алгоритмов.
В языке Pascal, как и в большинстве языков программирования, существует три типа циклических конструкций.

Циклы

Любой цикл состоит из тела и заголовка. Тело цикла — это набор повторяющихся операторов, а условие — это логическое выражение, в зависимости от результата которого и происходит повторное выполнение цикла.

Возьмем одну задачу, которую будем решать, используя различные виды циклов.

Задача 1. Вывести все числа от 1 до числа, введенного с клавиатуры.

Как вы, наверное, уже поняли из названия, while — это цикл, в котором условие стоит перед телом. Причем тело цикла выполняется тогда и только тогда, когда условие true; как только условие становится false, выполнение цикла прекращается.

While имеет формат:

while < условие> do <оператор 1>;  {Пока … делай ….}

Данный цикл подходит только для одного оператора, если же вы хотите использовать несколько операторов в своем коде, вам следует заключить их в операторные скобки — begin и end;.

Решение задачи.

program example_while; 

var
  i, N: integer; { объявляем переменные }

begin
  i := 1; { Присваиваем i значение 1 }
  readln(N); { Считываем последнее число }
  while i <= N do {Как только i станет больше N, цикл прекратится (можно было бы написать просто <, но пришлось бы добавлять 1 к N) }
  begin {Открываем операторные скобки}
    write(i, ' '); {Выводим i}
    Inc(i);  {увеличиваем i на один.}
  end; { закрываем скобки }
end.

Repeat, или цикл с постусловием

Repeat  — полная противоположность while. Repeat — это цикл, в котором условие стоит после тела. Причем оно выполняется тогда и только тогда, когда результат условия false; как только логическое выражение становится true, выполнение цикла прекращается.

Repeat имеет формат:

repeat { повторяй … }
<оператор 1>;
< оператор 2>;

until {до…} <условие>

Begin и end не требуются.

Решение задачи.

program example_repeat;

var
  i, N: integer;{ объявляем переменные }

begin
  i := 1; { Присваиваем i значение 1 }
  readln(N); { Считываем последнее число }
  repeat {после repeat не требуется begin и end }
    write(i, ' '); {Выводим i}
    Inc(i);  {увеличиваем i на один.}
  until i = N + 1; {Например, i = 11, а N = 10. Цикл прекратится, так условие стало true.}
end.

For, или цикл с параметром

For — это  цикл, в котором тело выполняется заданное количество раз.

Существует две формы записи этого цикла:

Первая форма

for <счетчик1> := <значение1> to <конечное_значение> do <оператор1>;

После каждой итерации значение <счетчик1> будет увеличиваться на 1.

<значение1> — это начальное значение счетчика. Это может быть переменная или число.
<конечное_значение> : как только значение <счетчик1> станет больше <конечное_значение>, выполнение цикла прекратится.

Если требуется написать несколько операторов в теле цикла, используем begin и end.

И <счетчик1>, и <конечное_значение>, и <значение1> —  переменные целого типа.

Чаще всего в качестве счетчика используется переменная i.

Вторая форма

for <счетчик2> := <значение2> downto <конечное_значение> do <оператор1>;

После каждой итерации значение <счетчик2> будет уменьшатся на 1.

<значение2> — это начальное значение счетчика.
<конечное_значение> : как только значение <счетчик2> станет меньше <конечное_значение>, выполнение цикла прекратится.

Два важных примечания:

  1. Цикл повторяется, пока значение значение счетчика лежит в отрезке [значение ; конечное_значение].
  2. Изменять значение счетчика внутри тела нельзя!  Вот что выводит компилятор:

for

Решение задачи:

 
program example_for;

var
  i, N: integer;

begin
  read(N); {предположим, что мы ввели 10}
  for i := 1 to N do write(i, ' '); {количество итераций - 10 - 1 + 1 = 10}
end.

Согласитесь,  данный код проще и лаконичнее, чем все предыдущие. И цикл for — не совсем обычный цикл, в нем нет логического условия. Поэтому цикл с параметром в программировании называют синтаксическим сахаром. Синтаксический сахар — это дополнения синтаксиса языка программирования, которые не добавляют новых возможностей, а делают использование языка более удобным для человека.

Давайте решим пару задач.

For1. Даны целые числа K и N  (N > 0). Вывести N раз число K.

Организовываем простой цикл от 1 до требуемого числа.

program for1;

var
  K, N, i: integer;

begin
  read(K, N);
  for i := 1 to N do write(K, ' '); {Пишем К через пробел }
end.

For2. Даны два целых числа A и B (A < B). Вывести в порядке возрастания все целые числа, расположенные между A и B (включая сами числа A и B), а также количество N этих чисел.

Так как A < B, то цикл должен будет выводить все числа от А до B. Чтобы сосчитать количество чисел, используем формулу: <конечное_значение> — <начальное_значение> + 1.

program for2;

var
  A, B, i, count: integer;

begin
  read(A, B);
  for i := A to B do write(i, ' '); {выписываем числа от меньшего к большему}
  count := B - A + 1; {считаем количество чисел}
  writeln;
  write( 'Количество чисел - ', count);
end.

For9. Даны два целых числа A и B (A < B). Найти сумму квадратов всех целых чисел от A до B включительно.

Организовываем такой же цикл, как и в предыдущей задаче, но одновременно суммируем квадраты всех чисел. Чтобы высчитать квадрат, используем функцию Sqr.

program for9;

var
  A, B, i, S: integer;

begin
  read(A, B);
  S := 0; {PascalABC делает это автоматически, но если у вас другой компилятор советуем обнулять переменные вручную}
  for i := A to B do S := S + Sqr(i);  {складываем все квадраты}
  writeln;
  write( 'Сумма квадратов - ', S);
end.

For13°. Дано целое число N (> 0). Найти значение выражения 1.1 – 1.2 + 1.3 – … (N слагаемых, знаки чередуются). Условный оператор не использовать.

Для того, чтобы поменять знак, каждую итерацию цикла меняем значение специальной переменной на противоположное.

program for13;

var
  N, A, i: integer;
  S: real;

begin
  Write('N = ');
  readln(N); 
  S := 1.1; 
  A := 1; {Сначала положительное}
  for i := 2 to N do {первую итерацию цикла мы уже произвели, поэтому начинаем отсчет с 2}
  begin 
   A := -A; {Теперь отрицательное}
   S := S + A * (1 + i / 10);  {Складываем}
  end;
  Writeln(S:5:1); {Отдадим под дробную часть одно знакоместо}
end.

While1°. Даны положительные числа A и B (A > B). На отрезке длины A размещено максимально возможное количество отрезков длины B (без наложений). Не используя операции умножения и деления, найти длину незанятой части отрезка A.

Каждый раз вычитаем B из А, пока А — В  >= 0.

program while1;

var
  A, B: integer;

begin
  readln(A, B);
  while (A - B) >=  0 do A := A - B; {Пока разница положительная, вычитаем. Необходимо предусмотреть вариант с кратностью А и B, поэтому >=}
  write(A);
end.

While4°. Дано целое число N (> 0). Если оно является степенью числа 3, то вывести True, если не является — вывести False.

Действуем следующим образом: пока N делится нацело на три, делим N нацело. Затем, если N = 1 — число является степенью тройки; если N <> 1, тогда число — не степень тройки. Для того чтобы решить эту задачу, требуется знать, что такое div и   mod,  и как работают логические выражения.

program while4;

var
  N: integer;

begin
  readln(N);
  while N mod 3 = 0 do N := N div 3; {Пока остаток от деления на три равен нулю, делим N нацело } 
  writeln(N = 1); {логическое выражение}
end.

На сегодня все! Не забывайте почаще заходить на наш сайт и кликать по кнопочкам, которые расположены перед комментариями.

Когда в алгоритме некоторое действие нужно выполнить несколько раз, используются циклы. В программирование цикл — это многократное повторение определенных инструкций. Циклы состоят из заголовка и тела. Заголовок содержит в себе условия, которые определяют работу цикла, а тело – повторяющиеся действия. В этом уроке рассмотрим:

  • цикл со счетчиком (с параметром);
  • цикл с предусловием;
  • цикл с постусловием.
  • вложенные циклы/a>.

Их алгоритмы выполнения различны, но есть и общее: после выполнения тела цикла, проверяется условие, и в зависимости от него работа цикла заканчивается, либо снова выполняется тело.

1 For — цикл с параметром

Цикл с параметром, известный также как цикл со счетчиком, используется при известном количестве повторений. Он имеет две формы записи. В любом случае он выполняет следующий после него оператор (как правило, это составной оператор заключенный в «операторные скобки» Begin..End), каждый раз изменяя переменную цикла с шагом 1

For <счетчик>:=< начальное значение> To <конечное значение> Do <тело цикла>;

For <счетчик>:=<начальное значение> Downto <конечное значение> Do <тело цикла>;

Счетчик – это переменная порядкового типа. Начальное и конечное значение должны быть того же типа, что и счетчик. Тело выполняется до тех пор пока условие истинно.

Условия выполнения цикла проверяются перед выполнением блока операторов. Если переменная цикла больше максимального значения (при to) или меньше минимального (downto), то цикл FOR не выполняется.

Формы записи, представленные выше, отличаются словами To и Downto. Если Вы используете цикл с To, то значение счетчика с каждым шагом будет увеличиваться на единицу, а если с Downto, то уменьшаться. Из этого следует, что в первом варианте начальное значение не должно превышать конечное, во втором — верно противоположное. В программе ниже, указанное пользователем количество раз, будут выводиться символы.

program for_primer;
uses crt;
var i, x: integer;
begin
  write('X=');
  readln(x);
  for i:=1 to x do
    write('a');
readkey;
end.

Здесь тело цикла не заключено в Begin-End, так как оператор всего один. Но если их будет больше, то операторные скобки обязательны. Стоит также отметить, что счетчик по выходу из цикла не будет иметь определенного значения, но если цикл закончиться раньше положенного, то счетчик сохранит последнее, записанное в него значение.

Другой пример — вычисление суммы чисел от A до B:

Program Summa;
Var a, b, S: Integer;
Begin
  ClrScr;
  Write('a = ');
  Readln(a);
  Write('b = ');
  Readln(b);
  S:=0;
  For I:=a To b Do
    S:=S + I;
  Writeln ('Cумма = ', S);
  ReadLn
End. 

2 While – цикл с предусловием

Оператор While – начинает описание цикла с предусловием. Такой вид цикла нужен, в тех алгоритмах, где число повторений неизвестно заранее. В общем виде он выглядит так:

While <выражение> Do <тело цикла>;

Если выражение истинно, то тело выполняется, иначе цикл завершается. Поэтому нужно составить такой код, чтобы на какой-то из итераций выражение стало ложным, и цикл не выполнялся бесконечно.

Пример программы написанный с использованием цикла While:

program while_primer;
uses crt;
var i, x, limit: integer;
begin
  write('Предел=');
  readln(limit);
  write(' Числа Фибоначчи: ');
  i:=1; x:=1;
  while i<=limit do
  begin
    write(i,' ');
    i:=i+x;
    x:=i-x;
  end;
  readkey;
end.

В данном коде использовался составной оператор Begin-End, так как операторов в теле цикла несколько.

3 Repeat – цикл с постусловием

Главной особенностью цикла с постусловием (часто встречается название: цикл-ДО) является выполнение его тела минимум один раз. Это связано с тем, что условие записывается в конце и соответственно вначале выполнится тело, а затем провериться условие. Формально он выглядит так:

Repeat
  <тело цикла>
Until <условие>

В противоположность двум рассмотренным прежде циклам, этот прекращает свое выполнение тогда, когда условие становиться истинным, т. е. чтобы итерации продолжались условие должно быть ложно. Рассмотрим работу цикла с постусловием на примере:

program repeat_primer;
uses crt;
var i, otvet: integer;
begin
  i:=1;
  repeat
    i:=i+1;
    write(i,'+',i,'*2=');
    read(otvet);
  until otvet<>i+i*2;
  readkey;
end.

Программа продолжает работать до тех пор, пока пользователь не допустит ошибку в ответе. Думаю, Вы заметили, что в примере (непосредственно в цикле) составной оператор Begin-End, несмотря на количество операторов не поставлен. Просто его роль выполняют слова repeat и until.

Для переходных манипуляций с циклом обычно используются три оператора:

  • Goto – переходит в отмеченную область;
  • Break – производит безусловный выход из цикла;
  • Continue – осуществляет переход к новой итерации.

4 Вложенные циклы

Циклы в паскаль могут вкладываться друг в друга. Житейский пример: например, у нас есть список студентов, у каждого из которых есть оценки — если мы захотим перебрать все оценки для каждого студента то один цикл (внешний) будет перебираться студентов, а второй (вложенный) — оценки конкретного студента. Обрабатывать списки (массивы) мы научимся дальше.

Рассмотрим вложенные циклы на примере цикла с параметром:

For <счетчик 1>:=<начальное знач.> To <конечное знач.> Do <тело цикла 1>;
For <счетчик 2>:=<начальное знач.> To <конечное знач.> Do <тело цикла 2>;
…
For <счетчик n>:=<начальное знач.> To <конечное знач.> Do <тело цикла n>;

Вернувшись к терминологии, отметим, что в таких структурах одни циклы называются внешними, а другие внутренними. Так цикл 2 относительно цикла 1 является внутренним, а для цикла n он внешний.

Принцип работы вложенных циклов заключается в следующем. Сначала один раз выполняется цикл, идущий первым в программе, затем управление передается следующему циклу (№2), и если после него нет никаких других циклов, то он прокручивается до конца и снова единожды выполняется внешний цикл, иначе, если после цикла №2 стоит еще один вложенный цикл, то №2 выполняется один раз, передавая управление циклу идущему после него. Такой алгоритм продолжается до тех пор, пока самый внешний цикл не выполниться необходимое количество раз.

Предположим у нас есть вложенные циклы for:

for i:=1 to m1 do
for j:=1 to m2 do
…
for k:=1 to mn do

Количество проходов по первому циклу = m1, второму = m2*m1, n-ому = mn*mn-1*mn-2*..*m2*m1. В качестве доказательства предлагаю разобраться в следующей программе.

program counter_performance;
uses crt;
var i, j, k, g, h: integer;
s_i, s_j, s_k, s_g, s_h: integer;
begin
  s_i:=0; s_j:=0; s_k:=0; s_g:=0; s_h:=0;
  for i:=1 to 5 do
  begin
    s_i:=s_i+1;
    for j:=1 to 3 do
    begin
      s_j:=s_j+1;
      for k:=1 to 19 do
      begin
        s_k:=s_k+1;
        for g:=1 to 10 do
        begin
          s_g:=s_g+1;
          for h:=1 to 6 do
            s_h:=s_h+1;
        end;
      end;
    end;
  end;
  write('i=',s_i,' j=',s_j,' k=',s_k,' g=',s_g,' h=',s_h);
  readkey;
end.

Имеются 5 циклов со счётчиками от i до h. В каждом из них при помощи переменных подсчитывается, сколько раз выполняется каждый цикл. Запустив программу на своем компьютере, Вы должны увидеть такой результат:


Результат работы вложенных циклов

Посчитав способом, изложенным выше, получите результат соответствующий величинам, отображенным на скриншоте. Вложенные конструкции аналогично работают в циклах с предусловием и постусловием. В следующей программе с помощью оператора while фигурка выводиться на экран.

program nested_loops;
uses crt;
var i, j: integer;
begin
  i:=1; j:=1;
  while i<20 do begin
    while j<i+1 do begin
      write('');
      j:=j+1;
    end;
    j:=1;
    i:=i+1;
    writeln;
  end;
  readkey;
end.

При работе с массивами очень часто применяются вложенные циклы, а когда дело доходит до матриц (двумерных массивов), то даже их заполнение, как правило, делается через рассмотренные нами в этой статье конструкции.

Циклы с предусловием (while), с постусловием (repeat), циклы со счетчиком (for)

Содержание:

  • Использование функции Assert для проверки корректности ввода
  • Цикл с предусловием (while) в Pascal abc.net
    • Оператор break в цикле while
  • Цикл с постусловием (repeat) в Pascal abc.net
  • Оператор цикла со счетчиком (for) в Pascal abc.net
  • Упрощенный цикл LOOP
    • Обработка цифр числа
  • Произвольный шаг в цикле for
  • Вложенные циклы

Использование функции Assert для проверки корректности ввода

Пользовательский ввод практически всегда должен проверяться на корректность. Чтобы избежать в программе ошибки, необходимо использовать функцию assert(), в качестве параметра которой указывается условие, которое должно возвращать значение true.

Пример:

Выполнить: Даны координаты точки (x,y) на координатной плоскости ( ≠ 0, ≠ 0). Вывести номер четверти:

✍ Решение:

    var (x,y) := ReadInteger2;
    var quarter: integer;
    Assert((x<>0) and (y<>0), 'некорректный ввод'); //  True
    if x>0 then
      if y>0 then
        quarter := 1
      else 
        quarter := 4
    else
      if y>0 then
         quarter := 2
      else 
         quarter := 3;

    Синтаксис цикла while:

    while <условие> do   // заголовок цикла
      <оператор>          // тело цикла

    <условие>::= <логическое выражение>

    Цикл while на блок-схеме

    Цикл с предусловием (while) в Pascal abc.net

  • Итерация — однократное повторение тела цикла.
  • В цикле while тело может не выполниться ни разу.

Пример: Вычислить сумму четных чисел от 2 до 20.

✍ Решение:
 

    sum := 0; 
    x := 2;
    while x <= 20 do
    begin
      sum += x;
      x += 2;
    end;

Задание 1: Определите наименьшее натуральное число, квадрат которого больше заданного целого числа. Стандартную функцию извлечения квадратного корня не использовать.

Пример вывода:

Введите положительное число:
>> 10
ответ: 4

Пример: Даны положительные числа A и B (A ≥ B). На отрезке длины A размещено максимально возможное количество отрезков длины B (без наложений). Не используя операции умножения и деления, найти количество отрезков B, размещенных на отрезке A.

✍ Решение:
 

    Begin 
      var (a,b):=readInteger2;
      assert(a>=b);
      var k:=0;
      var s:=0;
      while s<=a do begin
        inc(k);
        s+=b
      end;
      writeln(k-1)
    End.

    Оператор break в цикле while

    Оператор break предназначен для экстренного выхода из цикла. Обычно используется в условном операторе: при выполнении условия — выход из цикла.

    Как работать с последовательностями чисел?

    Например, в случае, когда последовательность чисел должна заканчиваться нулем, то примерный код обработки последовательности может быть таким:

    begin
      // ... 
      while True do // бесконечный цикл
      begin
        // ввод очередного элемента последовательности 
        var b := ReadInteger; // или ReadReal
        if b = 0 then
          break; // выход из цикла при вводе элемента, равного нулю
         // обработка очередного элемента последовательности
      end;
      // вывод результатов
    end.

    Задание 2: Дана последовательность целых чисел, признак завершения которой — число 0 (оно не считается элементом последовательности). Вывести номера чётных чисел последовательности (числа нумеровать с 1). Если последовательность не содержит чётных элементов, выводить ничего не нужно.

    Пример вывода:

    Введите последовательность:
    >> 10  8  7  9  0
    ответ: 1 2
    

    Цикл с постусловием (repeat) в Pascal abc.net

      Синтаксис цикла repeat:

      repeat          // заголовок цикла
        <операторы>   // тело цикла
      until <условие>

      Цикл repeat на блок-схеме

      Цикл с постусловием (repeat) в Pascal abc.net

    • В цикле repeat тело выполнится хотя бы один раз.

    Пример: Вычислить сумму четных чисел от 2 до 20.

    ✍ Решение:
     

      sum := 0; 
      x := 2;
      repeat
        sum += x;
        x += 2;
      until x = 22;

    Оператор цикла со счетчиком (for) в Pascal abc.net

      Синтаксис цикла for:

      <заголовок цикла>
        <тело цикла>
      
      <заголовок цикла> выглядит так:
      for <переменная>:=<выражение1> <направление> <выражение2> do
      
      <тело цикла> выглядит так:
      <оператор> 
      
      <направление> выглядит так:
      to | downto
      
    • переменная-счетчик должна иметь порядковый тип (целый, символьный или перечислимый);
    • переменная-счетчик цикла for не должна меняться внутри цикла for;
    • Новое в Pascal abc.net:

    • описание переменной цикла в его заголовке:
    • for [var] i: integer := 1 to 5 do
        <оператор>
    • автоопределение типа при описании:
    • for var i := 1 to 5 do
        <оператор>

      Значение переменной цикла после завершения цикла будет не определено (локальная).

    Пример: Даны целые числа A и B (A < B). Вывести в порядке возрастания все целые числа, расположенные между A и B (не включая сами числа A и B), а также количество N этих чисел.

    ✍ Решение:
     

      begin
        var (a, b) := readinteger2('Введите два целых числа. Первое должно быть меньше второго:');
        assert(a < b); // проверка действительно ли a < b
        for var i := (a + 1) to (b - 1) do
          println(i);
        println(b - a - 1); // количество чисел
      end.

    Задание 3: Даны два целых числа A и B. Выведите квадраты всех целых чисел, расположенных между A и B, в порядке возрастания чисел и включая сами эти числа.

    Пример вывода:

    Введите два числа (A меньше B):
    >> 2 5
    4 9 16 25
    
    Введите два числа (A меньше B):
    >> 5 2
    assert: неверный ввод
    

    Задание 4: Дано вещественное число — цена 1 кг конфет. Вывести стоимость 1.1, 1.2, …, 2 кг конфет.

    Пример вывода:

    Введите стоимость:
    >>3
    цена за 1кг = 3 
    цена за 1.1кг = 3.3 
    цена за 1.2кг = 3.6 
    цена за 1.3кг = 3.9 
    цена за 1.4кг = 4.2 
    цена за 1.5кг = 4.5 
    цена за 1.6кг = 4.8 
    цена за 1.7кг = 5.1 
    цена за 1.8кг = 5.4 
    цена за 1.9кг = 5.7 
    

    Пример: Используя один цикл, вычислить значение суммы, заданной следующей формулой (N > 0):

    ✍ Решение:
     

      Begin 
        var n:=readInteger('N = ');
        assert(n>0);
        var x:=readReal('X = ');
        var sum:=0.0;
        var f:=-1.0;
        var num:=1.0;
        for var i:=1 to n do begin
          num*=x;
          sum+=(x+f*num)/i;
          f*=-1.0;
        end;
        writeln(sum)
      End.

    Задание 5: Используя один цикл, вычислить значение суммы, заданной следующей формулой (N > 0):

    Не забудьте, что использование функции возведения в степень запрещено.

    Пример вывода:

    Введите n:
    >>5
    Введите х:
    >>2
    слагаемое: 0.666666666666667 
    слагаемое: 0.666666666666667 
    слагаемое: 0.727272727272727 
    слагаемое: 0.8 
    слагаемое: 0.864864864864865 
    y = 3.72547092547093 
    

    Как работать с последовательностью чисел?

    Например, если необходимо как-то обработать последовательность чисел с заданным количеством элементов, то примерный код может быть таким:

    begin
      // предварительные действия
      N := ReadInteger;        // или Read(N);
      for var i := 1 to N do
      begin
        // ввод очередного элемента 
        var b := ReadInteger;  //или ReadReal, или Read(b);
        // обработка очередного элемента 
      end;
      // вывод результатов обработки
    end.

    Задание 6: Дано целое число N (N ≥ 0) и последовательность из N целых чисел. Найти количество отрицательных чисел в этой последовательности.

    Пример вывода:

    Введите n:
    >>5
    Введите последовательность:
    >>2 -3  4  6  -2
    ответ: 2
    

    Упрощенный цикл LOOP

    Для того, чтобы реализовать цикл с конкретным числом итераций, не используя счетчик цикла, возможен упрощенный вариант:

    Пример:

    // Выводить 5 раз слово "Привет!"
    loop 5 do 
      begin
        println('Привет!');
      end;
    // ...

    Обработка цифр числа

    О том, как выделять из числа отдельные его разряды Вы ознакомились в предыдущем уроке.
    Теперь рассмотрим более сложный вариант с обработкой цифр числа.

    Пример: Дано натуральное число N — количество цифр и последовательность из N цифр. Сформировать положительное число, состоящее из этих цифр, начиная со старшего разряда.

    Пример:

    кол-во; цифры     => результат
    N = 3;  3,7,0     => M = 370
    N = 1;  0         => M = 0
    N = 5;  0,7,0,1,6 => M = 7016
    N = 1;  2         => M = 2
    N = 2;  0,2       => M = 2
    

    Замечание: В решении должен использоваться один цикл, запрещено использовать математические функции наподобие power или ln.

    ✍ Решение:
     

      begin
        var n := readinteger('Введите количество цифр N:');
        var num := 0;
        assert(n > 0);
        println('Введите цифры:');
        loop n do 
        begin
          var a := readinteger;
          num += a;
          num := num * 10;
        end;
        println(num div 10);
      end.

    Задание 7: Дано целое число. Найти количество его цифр и их сумму.

    Пример:

    N = 1205 => Count = 4, Sum = 8
    N = -111 => Count = 3, Sum = 3
    N =  0   => Count = 1, Sum = 0

    Замечание: В решении должен использоваться только один цикл, запрещено использовать математические функции наподобие power или ln.

    Пример: Задается целое число. Получить новое число, первый (старший) разряд которого равен последнему (младшему) разряду исходного числа, второй разряд равен предпоследнему разряду исходного числа и т.п.

    Пример:

    N = 1205 => M = 5021
    N = -950 => M = -59
    N =    0 => M = 0
    N =   -4 => M = -4
    

    ✍ Решение:
     

      begin
        println('Введите целое число:');
        var n := readinteger;
        var (newnum, sign) := (0, sign(n));
        n := abs(n);
        while n > 0 do
        begin
          newnum += (n mod 10);
          newnum *= 10;
          n := n div 10;
        end;
        println(sign * (newnum div 10));
      end.

    Задание 8: Задаются два числа целого типа одинаковой разрядности. Получить из них новое положительное число, разряды которого — есть наибольшее из соответствующих разрядов исходных чисел.

    Пример:

    N1 =  29, N2 = -31 => M = 39
    N1 = 111, N2 = 103 => M = 113
    N1 = -50, N2 =  20 => M = 50
    

    Произвольный шаг в цикле for

    Пример:

    Выполнить: Выведите все двухзначные нечетные числа от 11 до 21.

    Примерный результат:

    11  13  15  17  19  21

    ✍ Алгоритм:

    • Решение 1. С циклом loop
    • Решение 2. С циклом for loop

    Задание 9 (step):
    Выполнить: Выведите последовательность 3 5 7 9 … 21 (от 3 до 21 с шагом = 2). Выполнить дважды: с циклом loop и циклом for.

    Фрагмент программы:

    begin
    println('результат с циклом loop');
    var ...;
    loop ...;
      ...
    println('результат с циклом FOR');
    for var ...
      ...
    end.

    [Файл: task-01step.pas]

    Задание 10:
    Выполнить: Вывести последовательность: 20 18 16 … 2 (от 20 до 2 с шагом = 2). Выполнить дважды: с циклом loop и циклом for.

    [Файл: task-02step.pas]

    Функция z(x)

    Пример 2:

    Выполнить: Посчитать значение функции z(x) = x3 для всех x на промежутке [1, 7] с шагом = 2. Выполнить дважды: с циклом loop и циклом for.

    Примерный результат:

    1*1*1 = 1   3*3*3 = 27   5*5*5 = 125   7*7*7 = 343
    

    ✍ Алгоритм:

    • Решение с циклом for:

    Задание 11:
    Выполнить: Посчитать значение функции z(x) = x2 для всех x на промежутке [3, 12] с шагом = 3. Выполнить дважды: с циклом loop и циклом for.

    >Примерный результат:

    3*3 = 9   6*6 = 36   9*9 = 81   12*12 = 144
    

    [Файл: task-03func.pas]

    Задание 12:
    Выполнить: Посчитать значение функции z(x) = √x для всех x на промежутке [5, 25] с шагом = 5. Выполнить дважды: с циклом loop и циклом for.

    Примерный результат:

    sqrt(5) = 2.23606797749979   sqrt(10) = 3.16227766016838    
    sqrt(15) = 3.87298334620742   sqrt(20) = 4.47213595499958  sqrt(25) = 5
    

    [Файл: task-04func.pas]

    Пример 3:
    Выполнить: Вывести последовательность: 1.0    1.1   1.2    1.3   1.4    1.5   1.6    1.7  1.8    1.9   2.0.

    ✍ Алгоритм:

    • Решение 1. С циклом loop
    • Решение 2. С циклом for

    Задание 13:
    Выполнить: Вывести последовательность 0.1   0.3  0.5   0.7  0.9   1.1. Выполнить дважды: с циклом loop и циклом for.

    Примерный результат:

    0.1   0.3   0.5   0.7   0.9   1.1
    

    [Файл: task-05step.pas]

    Вложенные циклы

    Пример: Дано целое число K > 0, а также K наборов ненулевых целых чисел. Признак завершения каждого набора — число 0. Для каждого набора вывести количество его элементов. Вывести также общее количество элементов во всех наборах.

    Пример:

    Введите число: 3   
    7 8 6 0 
    4 5 4 3 1 0 
    4 5 6 9 0   
    Кол-во элементов для каждого: 3 5 4  
    Всего элементов: 12 
    

    ✍ Решение:
     

      begin
        var k:=ReadInteger('Введите число');
        assert(k>0);
        var st:='';
        assert(k>0);
        var c:=0;
        for var i:=1 to k do
        begin
          var count:=0;
          var x:=ReadInteger;
          while x<>0 do
          begin
            count+=1;
            read(x);
          end;
          st+=count.ToString+' ';
          c+=count;
        end;
        Println('Кол-во элементов для каждого =',st);
        println('Всего элементов',c);
      end.

    Задание 15: Даны целые числа K > 0, N ≥ 0, а также K наборов целых чисел по N элементов в каждом наборе. Найти количество наборов, содержащих число 2. Если таких наборов нет, то вывести 0.

    Пример:

    K = 3, N = 5;
    набор 1:  6 4 2 -3  2
    набор 2: -1 5 6  3 49
    набор 3: 31 7 7 -8 12
    ...
    Правильный ответ: 1 набор.
    

    Табулирование функции двух переменных

    Пример: На интервале xn≤x≤xk с шагом Δх, для каждого у из интервала уn≤y≤yk с шагом Δу вычислить значение функции f=x2+ln|y|.

    Например:

    если 
    xn = 2; xk = 3
    уn = -1; yk = 1
    шаг Δх = 1, шаг Δy = 0.5
    
    то f1 = 22+ln|-1| = 4
    f2 = 22+ln|-0.5|= 3.30685281944005
    ...

    Результат:

    x= 2 y= -1 f= 4
    x= 2 y= -0.5 f= 3.30685281944005
    x= 2 y= 0 f= -∞
    x= 2 y= 0.5 f= 3.30685281944005
    x= 2 y= 1 f= 4
    x= 3 y= -1 f= 9
    x= 3 y= -0.5 f= 8.30685281944005
    x= 3 y= 0 f= -∞
    x= 3 y= 0.5 f= 8.30685281944005
    x= 3 y= 1 f= 9

    ✍ Решение:
     

      begin
        var (xn, xk) := readreal2('отрезок для x от ... и до ...');
        var(yn, yk) := readreal2('отрезок для y от ... и до ...');
        var hx := readreal('шаг для x');
        var hy := readreal('шаг для y');
        var x := xn;
        var y := yn;
        while x <= xk do
        begin
          while y <= yk do
          begin
            var f := sqr(x) + ln(abs(y));
            print($'x = {x} y = {y} f = {f}');
            y := y + hy;
          end;
          x := x + hx;
          y := yn;
        end
      end.

    Задача:
    Вычислить значение функции:

    z(x, у) = sin x + cos y

    при всех х, изменяющихся на интервале [-1, 1] с шагом Δх = 0.2, и у, изменяющихся на интервале [0, 1] с шагом Δу = 0.1.
    Результат:

     x=-1.00 y=0.00 z=0.16
     x=-1.00 y=0.10 z=0.15
     x=-1.00 y=0.20 z=0.14
     x=-1.00 y=0.30 z=0.11
     x=-1.00 y=0.40 z=0.08
     x=-1.00 y=0.50 z=0.04
     x=-1.00 y=0.60 z=-0.02
     x=-1.00 y=0.70 z=-0.08
     x=-1.00 y=0.80 z=-0.14
     x=-1.00 y=0.90 z=-0.22
     x=-1.00 y=1.00 z=-0.30
    
     x=-0.80 y=0.00 z=0.28
    ...

    [Название файла: task11.pas]

    Жизнь есть цикл
    Жизнь есть цикл

    Добрый день, товарищи.

    Циклы. Вот мы и добрались до этой обширной, я бы даже сказал – гигантской, темы. Циклы окружают нас не только в программировании, но везде вокруг. Один из примеров – картинка выше. Смена времен года, смена дня и ночи, да даже человеческая жизнь – зачастую цикл, повторяющийся по одной и той же схеме. Дом – работа – дом, или дом – учеба – дом. Жизнь цикличная штука. Но не о философии родимой сейчас. Сейчас у нас циклы на языке Паскаль.

    1. Виды циклов

    В нашем с вами языке программирования существуют три вида циклов:

    Прочитайте. Забудьте. Сейчас объясню по человечески.
    Прочитайте. Забудьте. Сейчас объясню по человечески.

    Итак. Отсеем лишнюю информацию. Три цикла – С постусловием, с предусловием, с параметром. Эти названия можете не запоминать, в программировании они не нужны, серьезно.

    Названия циклов –

    • While (Пока)
    • Repeat … until (Повторять … до)
    • For (Для)

    Цикла три, да. Цикл Repeat можете из своего программистского лексикона сразу вычеркнуть. Обычно не существует таких задач, которые не решались бы двумя основными циклами Фор и Вайл. Более того, в остальных языках программирования, бывает, даже нет эквивалента циклу Репит, забавно.

    От Вайла Репит отличается только тем, что выполнится как минимум один раз (Вайл не выполнится ни разу если условие не верное).

    Сегодня мы познакомимся с циклом For и его синтаксисом в виде коротенького примера.

    2. Как работает цикл For

    2.1 Переменные

    Как только вы зададите условие цикла и запустите программу она выполнит код, находящийся до цикла. Ну а потом начнет мотать его столько раз, сколько вы задали. С этим стоит быть осторожным, потому что можно создать бесконечный цикл, который будет работать до того момента, пока не съест всю оперативную память вашего компьютера. Благо, программу можно в любую секунду отключить, не критично, одним словом.

    Объявляем переменные
    Объявляем переменные

    Зададим две переменные. Переменная i служит для цикла Фор, чуть позже увидите каким образом. Переменная sum – для подсчета витков цикла.

    При объявлении переменные по умолчанию пусты, но если код большой, то перед циклом, на всякий случай, их рекомендуется обнулять. да и если маленький – тоже. Паскаль за это, конечно, не наказывает, но на то он и учебный язык, как никак. А вод другие языки вполне могут, неинициализированная память называется. Не забивайте голову, пока что.

    2.2 Конструкция For

    Конструкция цикла
    Конструкция цикла

    Вот здесь мы и используем переменную i. Конечно, не обязательно использовать именно такое название переменной, но в среде программистов, обычно, именно переменная i зарезервирована для циклов. Ну и еще j. Но это уж дальше разберемся. Просто привыкните к этому нестрогому правилу, легче потом будет.

    Теперь разберем синтаксис:

    i берет себе значение по очереди, начиная от 1 до 100 в этом цикле. Значения и диапазоны, разумеется, могут быть различны. Важное правился именно в цикле Фор – шаг цикла (один проход от begin до end внутри цикла) равен единице. Тоесть в нашем случае у цикла будет 100 шагов.

    На счет begin и end – все так же как и в конструкции If– если действий внутри цикла несколько – ставить их обязательно, иначе программа будет работать не так, как вы хотите.

    В нашем же цикле мы просто присваиваем переменной Sum каждый раз значение, большее на 1. Тоесть например в 5-м проходе цикла Sum будет равна 5, значит код будет выглядеть так: Sum := 5 + 1. Ну и потом, для наглядности, печатаем эту переменную.

    3. Демонстрация цикла

    Много, страшно, но все по порядку
    Много, страшно, но все по порядку

    В этом примере просто выводится каждая новая цифра. Кстати здесь можно даже обойтись без переменной Sum, достаточно просто командой write выводить саму переменную i. Sum в примере для демонстрации работы с переменными внутри цикла.

    Вот вам еще пару примеров:

    Да, программу можно сократить о как!
    Да, программу можно сократить о как!

    Здесь, например, показано как программа будет работать без второй переменной

    Тут уже без двух переменных никуда
    Тут уже без двух переменных никуда

    Ну а здесь одной i уже не отделаешься. Именно поэтому так нужна вспомогательная переменная.

    Вот так как то. Первичное знакомство с циклом Фор получилось не очень сложным. Но у нас еще много работы, ведь циклы это большая, сложная, и, самое главное, важная тема.

    Всегда
    Всегда

    Данный человек всегда открыт для обсуждения контента и общения с подписчиками, если найдутся какие либо вопросы то я обязательно постараюсь ответить на них.

    По возможности я попросил бы подписаться. Сейчас это критически важно для развития канала. Так то!

    Доброго вам всем здоровьица в эти трудные времена!

    Когда в алгоритме некоторое действие нужно выполнить несколько раз, используются циклы. В программирование цикл — это многократное повторение определенных инструкций. Циклы состоят из заголовка и тела. Заголовок содержит в себе условия, которые определяют работу цикла, а тело – повторяющиеся действия. В ЯП Pascal есть три вида циклов:

    цикл с параметром;

    цикл с предусловием;

    цикл с постусловием.

    Их алгоритмы выполнения различны, но есть и общее: после выполнения тела цикла, проверяется условие, и в зависимости от него работа цикла заканчивается, либо снова выполняется тело.

    For — цикл с параметром

    Цикл с параметром, известный также как цикл со счетчиком, используется при известном количестве повторений. Он имеет две формы записи:

    1. For <счетчик>:=< начальное значение> To <конечное значение> Do <тело цикла>;
    2. For <счетчик>:=<начальное значение> Downto <конечное значение> Do <тело цикла>;

    Счетчик – это переменная порядкового типа. Начальное и конечное значение должны быть того же типа, что и счетчик. Тело выполняется до тех пор пока условие истинно.

    Формы записи, представленные выше, отличаются словами To и Downto. Если Вы используете цикл с To, то значение счетчика с каждым шагом будет увеличиваться на единицу, а если с Downto, то уменьшаться. Из этого следует, что в первом варианте начальное значение не должно превышать конечное, во втором — верно противоположное. В программе ниже, указанное пользователем количество раз, будут выводиться символы.

    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10

    program for_primer;
    uses crt;
    var i, x: integer;
    begin
    write(‘X=’);
    readln(x);
    for i:=1 to x do
    write(#3, #6);
    readkey;
    end.

    Здесь тело цикла не заключено в Begin-End, так как оператор всего один. Но если их будет больше, то операторные скобки обязательны. Стоит также отметить, что счетчик по выходу из цикла не будет иметь определенного значения, но если цикл закончиться раньше положенного, то счетчик сохранит последнее, записанное в него значение.

    While – цикл с предусловием

    Оператор While – начинает описание цикла с предусловием. Такой вид цикла нужен, в тех алгоритмах, где число повторений неизвестно заранее. В общем виде он выглядит так:

    While <выражение> Do <тело цикла>;

    Если выражение истинно, то тело выполняется, иначе цикл завершается. Поэтому нужно составить такой код, чтобы на какой-то из итераций выражение стало ложным, и цикл не выполнялся бесконечно.

    Пример программы написанный с использованием цикла While:

    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16

    program while_primer;
    uses crt;
    var i, x, limit: integer;
    begin
    write(‘Предел=’);
    readln(limit);
    write(‘ Числа Фибоначчи: ‘);
    i:=1; x:=1;
    while i<=limit do
    begin
    write(i,‘ ‘);
    i:=i+x;
    x:=ix;
    end;
    readkey;
    end.

    В данном коде использовался составной оператор Begin-End, так как операторов в теле цикла несколько.

    Repeat – цикл с постусловием

    Главной особенностью цикла с постусловием (часто встречается название: цикл-ДО) является выполнение его тела минимум один раз. Это связано с тем, что условие записывается в конце и соответственно вначале выполнится тело, а затем провериться условие. Формально он выглядит так:

    Repeat

    <тело цикла>

    Until <условие>

    В противоположность двум рассмотренным прежде циклам, этот прекращает свое выполнение тогда, когда условие становиться истинным, т. е. чтобы итерации продолжались условие должно быть ложно. Рассмотрим работу цикла с постусловием на примере:

    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12

    program repeat_primer;
    uses crt;
    var i, otvet: integer;
    begin
    i:=1;
    repeat
    i:=i+1;
    write(i,‘+’,i,‘*2=’);
    read(otvet);
    until otvet<>i+i*2;
    readkey;
    end.

    Программа продолжает работать до тех пор, пока пользователь не допустит ошибку в ответе. Думаю, Вы заметили, что в примере (непосредственно в цикле) составной оператор Begin-End, несмотря на количество операторов не поставлен. Просто его роль выполняют слова repeat и until.

    Для переходных манипуляций с циклом обычно используются три оператора:

    Goto – переходит в отмеченную область;

    Break – производит безусловный выход из цикла;

    Continue – осуществляет переход к новой итерации.

    Добавить комментарий