Социологическое исследование: описание, рабочий план, пример
Содержание:
- Что такое программа социологического исследования
- Этапы исследования
-
Разработка программы социологического исследования
- Определение проблемы
- Предварительный анализ объекта
- Характеристика цели и задач
- Интерпретация понятий
- Формулирование гипотез
- Определение стратегического плана
- Составление плана выборки
- Описание методов сбора данных
- Описание схемы анализа данных
- Типичные проблемы социологического исследования
- Примеры программ социологического исследования
Что такое программа социологического исследования
Социологическое исследование — это сбор и обработка различной информации о закономерностях жизни в обществе.
Результатом этой работы будет получение достоверной информации об изучаемом процессе или явлении, часто выражаемый в виде списков, таблиц, графиков, диаграмм и др.
Проведение социологических исследований позволяет находить ответы на многие вопросы общественной жизни, недоступные для других методов получения интересующих сведений. Предварительно распланировав эту процедуру можно значительно упростить работу и сделать результат более точным.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Среди всех инструментов по изучению социальных процессов и отношений, социологическое исследование занимает приоритетную роль, позволяя получить наиболее полную и обстоятельную информацию. При этом его нельзя уподобить простому сбору необходимых фактов, это отработанная научная процедура, в рамках которой используются специальные методы и технологии, помогающие организовать необходимую выборку, систематизировать материал и пр.
Социологическое исследование проводится там, где в нем есть общественная потребность, определяемая наличием проблемы. В этом отношении важное значение имеют выявление необходимости изучения отдельных областей социума, которые в силу своей неясной природы, могут создать серьезные сложности в будущем.
Этапы исследования
Различают следующие этапы:
- Подготовительный. Он включает в себя определение социальной проблемы или вопроса, требующие изучения. Тут формулируются цели и задачи проводимой работы. Все это фиксируется в программе исследования, где излагается общая концепция проводимой процедуры. В нее входит и организационный раздел, который содержит этапы рабочего плана, указание сроков проведения мероприятия и характеристику выборки. На этом же этапе определяются методы сбора необходимых данных и используемые инструменты. Например, если выбрано интервьюирование, то составляется анкета, содержащая необходимые вопросы и определяются методы обработки полученных данных.
- Основной. Здесь проводится работа по сбору необходимой информации в соответствии с предусмотренной методикой. Например, это может быть телефонный опрос по заранее сформированной базе респондентов.
- Завершающий. Тут проводится обработка первичной информации и ее анализ. Как правило, полученные данные обобщаются и систематизируются, для представлении в качестве количественных или процентных показателей. Дальнейшая работа с полученными сведениями может представлять собой переложение их в графическую форму отображения (график, диаграмму и пр.) и окончательную интерпретацию в смысловом виде. В этом случае обработанные сведения сравниваются с другими показателями и результатами исследований. С помощью аналитических методов на основании этого определяется текущая социальная ситуация (например, число беременных, курящих чаще 1 раза в день), перспективы и тенденции ее развития.
Разработка программы социологического исследования
Важность этого документа заключается в том, что он с разных сторон рассматривает предстоящее социологическое исследование, предлагая для него различные обоснования:
- методологическое;
- методическое;
- организационно-техническое.
Правильная разработка проекта, подразумевает определенную структуру изложения и последовательность действий.
Определение проблемы
Разработка программы социологического исследования начинается с определения проблемы. Так называется ситуация, при которой возникает противоречие в рассматриваемой области между отдельными составляющими элементами. При этом не следует смешивать между собой понятия научной и социальной проблемы.
Научная проблема — это совокупность новых, диалектически возникающих сложных теоретических или практических вопросов, противоречащих существующим знаниям или прикладным методикам в данной науке, требующая решения путем научных исследований.
Социальные проблемы — вопросы и ситуации, которые прямо или косвенно влияют на человека и, с точки зрения значительного числа членов общества, являются достаточно серьёзными проблемами, требующими коллективных усилий по их преодолению.
Например, для 2020 года актуальным будет вопрос дистанционного образования, в том числе — наличия подходящих курсов и методов оценки полученных знаний.
Предварительный анализ объекта
После того, как определена конкретная проблема для исследования, происходит выбор объекта. Если рассматривать проблему с дистанционным обучением, то для изучения могут быть выбраны учебные курсы, которые присутствуют на данный момент в сфере образования для школьников 11-го класса.
Соответственно, на подготовительном этапе нужно определить:
- Насколько соответствуют программе обучения имеющиеся курсы.
- Охватывают ли они основные предметы.
Иными словами — служат ли они полноценной заменой традиционному обучению, когда учитель ведет урок в классе.
Характеристика цели и задач
Целью социологического исследования называется результат, который ожидается по завершении работы, а задачей будет круг вопросов, которые необходимо решить для его достижения. В рассматриваемой нами гипотетической ситуации с изучением проблемы дистанционного образования, целью может быть определение наиболее эффективного способа подачи учебной информации при дистанционном образовании (например, онлайн-уроки, записи лекций и пр.).
В этом случае основными задачами на начальном этапе могут быть:
- Составление опросника.
- Определение репрезентативной выборки среди учащихся 11-го класса.
- Выбор наиболее подходящего механизма опроса (личный, через электронную рассылку, по интернету и др.).
Рассматривая дистанционные учебные курсы, предметом исследования будет выступать сама система подобного образования. Она включает:
- Педагога. Он ведет занятия с помощью современных мультимедийных средств (видеокамеры, проектора и пр.).
- Учебный курс или пособие. В отдельных случаях они могут заменять учителя, выступая инструментом для самостоятельного занятия.
- Канал передачи информации. В зависимости от конкретной ситуации, он может быть одно или двухсторонним. В первом случае данные передаются только от учителя к ученику (например, при демонстрации лекции в записи или изучении учебного пособия), во втором присутствует и обратная связь (например, при прямом эфире можно задавать педагогу вопросы по голосовой связи или в чате).
- Учащегося. Он является конечным потребителем учебных программ и на него направлена учебная деятельность педагога.
Подобный системный подход важен при составлении любого курса.
Интерпретация понятий
На этом этапе проводится логическая связь между отдельными понятиями и, во избежание двусмысленности, уточняются их значения. В выбранном примере с дистанционным образованием важно определить значение термина «дистанционный курс».
Дистанционный курс — это учебный материал, предназначенный для получения знаний по конкретным предметам школьной программы при самостоятельном изучении с помощью компьютера.
При необходимости можно:
- Расширить это понятие, добавив, что в этом процессе могут использоваться и возможности сети интернет.
- Еще больше конкретизировать термин, упомянув что обучение идет без участия педагога.
Формулирование гипотез
На этом этапе формулируются предположения о возможном результате исследования, при отсутствии истинного значения.
Инструментом построения гипотез выступают:
- Теоретические концепции требующие проверки на практике.
- Результаты прежних исследований в данной области.
- Аналогии с похожими процессами.
- Интуиция исследователя.
- Наблюдение за окружающими событиями.
Не все их можно применить одновременно, но всегда есть возможность использовать какую-то часть из приведенного списка.
Определение стратегического плана
Здесь формулируется общая стратегия действий по проведению исследования. Возможные варианты такого плана:
- Разведывательный. Его применяют, когда у исследователя нет достаточной информации об объекте, поэтому изначально он затрудняется выдвинуть рабочую гипотезу и собирает информацию из сторонних источников (научных публикаций, бесед со специалистами и пр.). В зависимости от полученных сведений определяется дальнейшая стратегия действий.
- Описательный. Используется при наличии достаточных данных — составляется анкета и проводится опрос или интервьюирование респондентов, с дальнейшей обработкой результатов.
- Аналитический. Требуется в ситуации, когда цель исследования не просто фиксация фактов и закономерностей, а определение причинно-следственных связей между отдельными процессами в обществе.
- Экспериментальный. По сути это вариация аналитического плана, когда для проверки гипотезы требуется эксперимент.
Для исследования по дистанционным курсам хорошо подойдет стратегический план описательного типа.
Составление плана выборки
На этом этапе важно определить, по каким принципам будут отбираться лица для опроса. Для качественного социологического исследования большое значение имеет понятие репрезентативности, применительно к выборке это означает, что она должна как бы моделировать в миниатюре конкретную социальную группу. В этом случае показатели, полученные у небольшого числа опрошенных, можно будет распространить на большие объемы.
Репрезентативность — соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом.
Например, вот как можно сделать репрезентативную выборку для исследования по дистанционным курсам. Один критерий отбора нам известен — это должны быть учащиеся 11-го класса. Вводим еще два показателя:
- Ученики из образовательных учреждений разного уровня (средних школ, гимназий, лицеев и др.).
- Лица с разной успеваемостью.
Таким образом правильно будет отобрать несколько образовательных учреждений, в каждом из которых выделить отдельные группы школьников, имеющих разные успехи в учебе. Полученную выборку можно будет считать репрезентативной.
Наряду с выборочной методикой исследования существуют и другие приемы формирования совокупности для обследования. Самими распространенными из них являются:
- Сплошное исследование. Применяется для небольших групп, когда есть возможность опросить каждого респондента. Надежность этого способа бесспорна.
- Исследование основного массива. Здесь исследуется большая часть респондентов, но этот способ с социологии не считается надежным.
- Монографическое исследование. Опрашивается лишь часть респондентов, выбранная по определенным критериям (месту проживания, половой принадлежности, возрасту и пр.). В отдельных случаях этот способ может давать очень точные результаты, но его надежность сильно зависит от размеров выборки.
Описание методов сбора данных
В программе социологического исследования обязательно должно быть указано, каким образом будет собираться информация. Это может быть:
- Анкетный опрос. В этом случае респондент получает анкетный лист, который он должен заполнить. Анкета может быть вручена лично, отправлена по электронной почте и пр.
- Интервьюирование. Способ похож на анкету, но задает вопросы и фиксирует ответы сам исследователь (или его представитель). Это может делаться при личной встрече, по телефону и т.д.
- Наблюдение. Здесь подразумевается непосредственная регистрация событий, происходящих в определенных условиях. Наблюдения делятся на несколько категорий и могут быть полевыми или лабораторными, систематическими или случайными и др.
- Анализ документов. В этом случае для анализа используются официальная и неофициальная документация — письма, сводки, приказы, постановления и пр.
- Эксперимент. В этом случае исследователь моделирует определенную ситуацию и отслеживает, какие изменения происходят.
Для сбора информации по дистанционному образованию хорошо подходит способ интервьюирования, потому что он позволяет оперативно зафиксировать нужные данные, не надеясь на ответственность респондента.
Описание схемы анализа данных
Этот раздел не является обязательным для программы социологического исследования, но его наличие позволит определить общую перспективу проводимого мероприятия и делать выводы о его эффективности. Это может быть обработка полученных анкет или расшифровка аудиозаписей, с последующим упорядочиванием информации в компьютерной базе данных.
Подразумевается, что на выходе у исследователя получится отчет, где наряду с полученными данными и их аналитическим рассмотрением, будут присутствовать выводы, предложения и практические рекомендации. К примеру, обработав результаты интервью по дистанционному образованию, будет хорошо, если исследователь не только приведет процент учащихся, которые довольны или недовольны имеющимися курсами, но и укажет предметы, по которым в первую очередь необходимо подготовить новые пособия.
Типичные проблемы социологического исследования
Несмотря на кажущуюся простоту в решении, выбор проблемы часто является сложностью при разработке программы социологического исследования. Чаще всего тут полагаются на интуицию и здравый опыт исследователя, но это может приводить к ошибкам. Выше уже говорилось о разнице в значении понятия «проблема» в общепринятом научном смысле и социологическом рассмотрении. Важно не попадаться в эту терминологическую ловушку.
Чтобы было еще понятнее можно сказать, о двойственности проблемы исследования:
- С одной стороны она выражает объективные противоречия, вызывающие сложившуюся ситуацию (в текущем примере — есть потребность в учебных курсах, но не все они окончательно разработаны).
- С другой — указывает на противоречие между необходимостью предпринять какие-то меры, но в данный момент неясно какие (есть понимание, что имеющихся программ обучения недостаточно, но непонятно по каким направлениям и что учесть при разработке).
Таким образом, проблема социологического исследования формируется как потребность изучения определенных сторон социальной жизни отдельных групп людей, выявление противоречий в этих областях, поиск причин и разрешение сложившейся сложной ситуации. Формулируя проблему, специалист старается как можно точнее определить сложившуюся ситуацию и в то же время старается не давать слишком широких объяснений. Часто, по ходу подготовки программы исследования, существующее определение может сужаться, достигая завершенного вида к окончанию работы над этим документом.
Рекомендуется несколько раз возвращаться к текущей формулировке. Если не сузить ее до приемлемого размера, останется опасность, что в ходе сбора и обработки полученной социологической информации будет идти поиск ответа на несколько проблем вместо одной, что распылит усилия и не даст приемлемого результата. Большое число направлений будет создавать серьезные сложности, потому что:
- Усложняет инструментарий исследователя.
- Снижает качество информации, получаемой в ходе опросов или анкетирования.
- Уменьшает оперативность исследования.
Проблемы социологического исследования подразделяются по следующим критериям:
- Носителям. Это могут быть отдельные группы (национальные, возрастные, профессиональные и др.), социальные институты, конкретные предприятия и организации.
- Масштабам. Проблема может носить глобальный характер, касаться одной страны, быть региональной и местной.
- Глубине противоречий. В этом случае проблемы разделяются по сложности разрешения.
Примеры программ социологического исследования
Образец можно найти здесь.
Не любите проводить социологичесское исследование? Вы просто не умеете его готовить!
Сегодня рассмотрим вопрос, который волнует студентов, изучающих социологию, психологию, социальную работу, маркетинг и др. дисциплины – социологическое исследование и его камень преткновения – программу социологического исследования.
Программа социологического исследования пример
Итак, из чего состоит программа социологического исследования? Лучше всего один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Помогу разобраться с социологическим исследованием ОНЛАЙН ЗДЕСЬ
Давайте рассмотрим программу социологического исследования, проводимого мною по дипломной работе на тему: «Интернет-сайт как инструмент маркетинговых коммуникаций ВУЗов».
Итак, программа моего социологического исследования, пример:
Программа социологического исследования
Этапы исследования:
1. Подготовительный этап (изучение темы, разработка программы и инструментов).
2. Сбор социологической информации.
3. Обработка собранной информации.
4. Анализ собранной информации, подготовка отчета.Объект исследования:
Маркетинговые коммуникации вузов
Предмет исследования:
Интернет сайты вузов городского округа Самара
Цель исследования:
описание Интернет-сайта как инструмента маркетинговых коммуникаций ВУЗов г.о. Самары
Системный анализ:
маркетинговые коммуникации – самарские вузы в сети Интернет – Интернет сайты вузов г.о. Самара – раздел для абитуриентов на Интернет сайте вуза – структура предложений преподаваемых специальностей – представленность конкурентного преимущество вуза – статус вуза (вуз как научный и учебный центр, его готовности к саморазвитию в этом плане, сплоченности педагогического коллектива на основе современных концепций образования, педагогического потенциала организации и лиц, входящих в данный вуз, владения преподавательским составом новыми вузовскими технологиями).
Помогу разобраться с социологическим исследованием ОНЛАЙН ЗДЕСЬ
Эффективность интернет сайтов вузов городского округа Самара как инструмента маркетинговых коммуникаций, несомненно, очень высока.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности построения Интернет сайтов вузов г.о. Самара с точки зрения удобства использования.
2. Выявить основные виды и способы маркетинговых коммуникаций вузов на их официальных сайтах.
3. Определить особенности построения текстовых сообщений (рекламных обращений) с помощью которых учебные заведении вступают в коммуникацию с абитуриентами.
4. Исследовать основные показатели статуса, конкурентоспособности и структуры предложений образовательных услуг ВУЗа.
5. Изучить структуру продвижения образовательных услуг на образовательном рынке г. Самары.
Гипотезы исследования:
1. Интернет сайт является эффективным инструментом маркетинговых коммуникаций вузов.
2. Наиболее понятная ссылка на сайте вуза на раздел «Для абитуриентов» введет к большей коммуникации вуза с абитуриентом.
3. Доменное имя Интернет сайта (адрес) совпадает с аббревиатурой названия самого учебного заведения, что дает возможность абитуриенту быстро найти сайт интересующего его вуза в Интернете.
Помогу разобраться с социологическим исследованием ОНЛАЙН ЗДЕСЬ
4. Чем выше ТИЦ Интернет сайта вуза, тем больше его популярность среди абитуриентов.
5. Образовательная реклама имеет самую обычную структуру текстового сообщения – это название вуза, виды образовательных услуг, специальностей, основные выгоды для пользователей.
6. Статус, конкурентоспособность и структура предложений образовательных услуг вуза являются основой его рекламного обращения
7. Наиболее популярные вузы чаще ищутся в Интернете.
8. Государственные высшие учебные заведения более популярны, чем негосударственные.
Выборочная совокупность:
В г.о. Самара насчитывается всего 48 высших учебных заведений (в том числе филиалы), 33 из них государственные, 15 – негосударственные. Но не все вузы имеют официальные интернет сайты.
Объем выборочной совокупности 40% от генеральной совокупности государственных и негосударственных высших учебных заведений. Это обусловлено тем, что не у всех высших учебных заведений есть собственный сайт в Интернете. В выборку входят все высшие учебные заведения гуманитарных и экономических направленностей, у которых есть функционирующий официальный сайт и на котором содержится информация для абитуриентов.
Помогу разобраться с социологическим исследованием ОНЛАЙН ЗДЕСЬ
Выборка является стратифицированной (разделена на страты – государственные и негосударственные учебные заведения).
Анкетирование проводилось в 11 классах в Школе среднего общего образования № 54 Октябрьского района городского округа Самара. Выборка составила 100% учеников, присутствующих на момент анкетирования. В исследовании участвовали 70 учеников 11-х классов (выпускников). Из них 24% в возрасте 16 лет и 76% в возрасте 17 лет. При этом в исследовании приняло участие 44% юношей и 56% девушек.
Методы исследования:
– контент-анализ Интернет сайтов вузов г.о. Самара,
– анкетный опрос выпускников школ г.о. Самара.
Обоснование методов:
Контент-анализ (от англ.: contents — содержание, содержимое) или анализ содержания — стандартная методика исследования в области общественных наук, имеющая своим предметом анализ содержания текстовых массивов и продуктов коммуникативной корреспонденции. В отечественной исследовательской традиции контент-анализ определяется как количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей.
С помощью контент-анализа можно анализировать такие различные типы текстов, как сообщения СМИ, заявления политических деятелей, программы партий, правовые акты, рекламные и пропагандистские материалы, исторические источники, литературные произведения, интернет-сайты.
Помогу разобраться с социологическим исследованием ОНЛАЙН ЗДЕСЬ
Необходимым условием применения методики анализа содержания является наличие материального носителя информации. Во всех случаях, когда существует или может быть воссоздан такой носитель, допустимо использование методики контент-анализа.
Первый этап. Определение совокупности изучаемых источников или сообщений с помощью набора заданных критериев, которым должно отвечать каждое сообщение:
– заданный тип источника (пресса, телевидение, радио, рекламные или пропагандистские материалы)
– один тип сообщений (статьи, заметки, плакаты);
– заданные стороны, участвующие в процессе коммуникации (отправитель, получатель (реципиент);
– сопоставимый размер сообщений (минимальный объем или длина);
– частота появления сообщений;
– способ распространения сообщений;
– место распространения сообщений;
– время появления сообщений.Социологические исследования
При необходимости можно использовать и другие критерии, однако перечисленные выше встречаются чаще всего.
Второй этап. Формирование выборочной совокупности сообщений. В некоторых случаях можно изучать всю определенную на первом этапе совокупность источников, поскольку подлежащие анализу случаи (сообщения) часто ограничены по числу и хорошо доступны. Однако иногда контент-анализ должен опираться на ограниченную выборку, взятую из большего массива информации.
Помогу разобраться с социологическим исследованием ОНЛАЙН ЗДЕСЬ
Третий этап. Выявление единиц анализа. Ими могут быть слова или темы. Правильный выбор единиц анализа — важная составляющая всей работы. Простейшим элементом сообщения является слово. Тема — это другая единица, представляющая собой отдельное высказывание о каком-либо предмете. Существуют достаточно четкие требования к выбору возможной единицы анализа:
– она должна быть достаточно большой, чтобы выражать значение;
– она должна быть достаточно малой, чтобы не выражать много значений;
– она должна легко идентифицироваться;
– число единиц должно быть настолько велико, чтобы из них можно было делать выборку.
Четвертый этап. Выделение единиц счета, которые могут совпадать со смысловыми единицами или носить специфический характер. В первом случае процедура анализа сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во втором — исследователь на основе анализируемого материала и целей исследования сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть:
– физическая протяженность текстов;
– площадь текста, заполненная смысловыми единицами;
– число строк (абзацев, знаков, колонок текста);
– длительность трансляции по радио или ТВ;
– метраж пленки при аудио- и видеозаписях;
– количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и прочее.
В некоторых случаях исследователи используют и другие элементы счета. Принципиальное значение на этом этапе контент-анализа имеет строгое дефинирование его операторов.
Пятый этап. Непосредственно процедура подсчета. Она в общем виде сходна со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам. Применяется составление специальных таблиц, применение компьютерных программ, специальных формул, статистических расчетов.
Шестой этап. Интерпретация полученных результатов в соответствии с целями и задачами конкретного исследования. Обычно на этом этапе выявляются и оцениваются такие характеристики текстового материала, которые позволяют делать заключения о том, что хотел подчеркнуть или скрыть его автор. Возможно выявление процента распространенности в обществе субъективных смыслов объекта или явления.
Метод анкетирования — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и опрашиваемыми посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.
Опрос можно рассматривать как один из самых распространенных методов получения информации о субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что социологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.
Помогу разобраться с социологическим исследованием ОНЛАЙН ЗДЕСЬ
При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие решению задачи, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.
Метод контент-анализа выбран потому, что у этого метода нет взаимодействия с фоном исследования, который мог бы исказить результаты, это косвенный метод, также он дает представление об интернет-сайте вуза, не смотря на то, что исследователь непосредственно не наблюдает объект исследования.
Применение метода анкетирования в совокупности с методом контент-анализа позволяет получить независимую и полную картину по предмету исследования, собранную информацию легко систематизировать и анализировать, легко собрать большое количество информации при общей простоте проведения.
Стратегия исследования:
описательная.
Интерпретация ключевых понятий:
Абитуриент (от позднелат. Abituriens — собирающийся уходить), в большинстве стран лицо, оканчивающее среднее учебное заведение. В СССР с конца 50-х гг. термин «Абитуриент» приобрел другое смысловое значение — поступающий в учебное заведение.
Интернет сайт (от англ. site — место, синонимы: веб-сайт, ресурс) — это место в интернете, которое определяется своим адресом, имеет своего владельца и состоит из веб-страниц, которые воспринимаются как единое целое. Строгого определения сайта не существует — например, некоторые разделы больших сайтов вполне могут восприниматься и даже определяться их владельцами как отдельные сайты.
И т.д.Таким образом, программа социологического исследования должна состоять из следующих элементов:
1. Этапы исследования;
2. Объект исследования;
3. Предмет исследования;
4. Цель исследования;
5. Системный анализ;
6. Задачи исследования;
7. Гипотезы исследования;
8. Выборочная совокупность;
9. Методы исследования;
10. Обоснование методов;
11. Стратегия исследования;
12. Интерпретация ключевых понятий.Итак, это была практика – теорию Вы легко можете найти в учебниках. Я думаю, что приведенная программа не требует каких-либо комментариев, так как по аналогии Вы легко можете изменить ее под свое социологическое исследование, особенно это касается студентов СамГУ, так как программа построена с учетом требований именно этого ВУЗа.
Помогу разобраться с социологическим исследованием ОНЛАЙН ЗДЕСЬ
Удачи в исследовательской работе!
3.1. Понятие выборки (применительно к исследованию в психологии)
3.2. Не любите проводить социологическое исследование? Вы просто не умеете его готовить!
3.3. Корреляционный анализ по методу Спирмена (ранги Спирмена)
3.4. Дискуссия: Объект и Предмет исследования или наоборот?
3.5. Решение задач по праву. Как решить задачу по Юриспруденции?
3.6. Как рассчитать темп роста и прироста?
3.7. Как выбрать тему дипломной работы?
3.8. Методы исследования в дипломе, пример
Пример программы социологического исследования
Министерство образования и науки
Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего
профессионального образования
«СИБИРСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра
рекламы, социальной работы, психологии
и педагогики
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ В СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ
СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА
Выполнил:
студент
группы ЭСР- 06
Иванова
М. Б.
Проверил:
к.с.н. доцент
Кирсанова Н.В.
Новокузнецк
2011
Содержание
1.
Программа социологического исследования
роли
благотворительных
организаций в системе профилактики
социального
сиротства
2.
Рабочий план
3.
Выводы
4.
Рекомендации
Список
использованных источников
Приложения
1.
Программа социологического исследования
роли благотворительных
организаций в системе профилактики
социального сиротства.
Актуальность.
Анализ
ситуации детства в России показывает,
что положение детей, их защищенность в
последние годы продолжает ухудшаться.
С
середины XX
века социальное сиротство стало
приобретать угрожающие масштабы, причем
рост «отказничества» наблюдается во
многих странах мира. В Российской
Федерации социальные сироты составляют
абсолютное большинство детей, оставшихся
без попечения родителей.
В последние годы
в России все громче заявляет о себе
«скрытое» социальное сиротство. Падение
уровня жизни, увеличение числа
неблагополучных семей, падение
нравственных устоев привело к тому, что
дерти зачастую «вытесняются» на улицу,
следствием чего является невиданный с
последнего времени рост беспризорности.
К сожалению, несовершенство системы
учета, высокой динамики роста числа
детей, утрачивающих попечение родителей,
точное количество детей – сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей в
нашей стране назвать вряд ли возможно.
Профилактика этих
явлений в детской и подростковой среде,
в современных условиях должна
рассматриваться как приоритетная задача
не только государственных и муниципальных
органов власти и социальных служб, но
и не государственных, некоммерческих
организаций.
Степень
разработанности проблемы исследования.
Формирование
социологического подхода к проблемам
детства относятся к концу XIX
началу XX
века. Э Дюркгейм разрабатывает концепцию
двойственной природы человека с
соответствующей системой воспитания,
выделяя общество в состояние аномии. В
начале XX
века в работах отечественных и зарубежных
исследователей все большее место
занимают проблемы неблагополучия семьи,
трудных подростков, осмысление таких
категорий как «безнадзорные»,
«беспризорные», «дети – сироты» и,
наконец «дети, оставшиеся без попечения
родителей». Говоря о современниках,
можно привести работы таких ученых как
Бреева Е. Б., Дроздов А. Ю., Кабанов С. Н.,
Кузнецова Т. Ю., Устинов В. С., Федотова
Ю. В., Черняк Е.М., Шереги Ф.Э. и др.
Непосредственная
деятельность служб по защите прав детей,
оставшихся без попечения родителей
освещаются в трудах Алексеевой Л.С,
Антонова В.Н., Дементьевой И.Ф., Иващенко
Г.М., Кудрявцева Г.А., Павленка П.Д.,
Романова Е.Г., Суханова О. В., Ширгалина
Б.Ш. и многих других.
Вопросы,
касающиеся форм устройства детей,
рассматриваются Горячевым М.Д., Догляд
В., Кузякиным А. П., Кречет Л.С, Михеевой
Л.Ю. и так далее.
Проблемой
развития некоммерческого сектора в
России и его деятельностью в сфере
социальной работы с детьми-сиротами и
детьми, оставшимися без попечения
родителей, занимаются Шинелева Л.Т.,
Хухлина В.В., Холостова Е.И. и др.
Однако деятельность
благотворительных организаций, в
профилактике социального сиротства,
до сих пор не определена, в связи с этим
возникает вопрос какова роль таких
организаций в проводимой профилактической
работе с безнадзорными и беспризорными
несовершеннолетними. Выяснению этой
проблемы и посвящено данное исследование.
Объект:
профилактическая работа по предупреждению
детской безнадзорности и беспризорности.
Предмет:
профилактическая работа по предупреждению
детской безнадзорности и беспризорности
благотворительными организациями.
Цель:
определить роль благотворительных
организаций в проводимой профилактической
работе по предупреждению социального
сиротства среди несовершеннолетних и
выявить наиболее эффективные пути
развития данного направления.
Задачи:
–
определить нуждаются
ли службы социальной защиты в оказании
помощи благотворительными организациями
при проведении профилактических
мероприятий;
–
выяснить
оказывается помощь благотворительными
организациями социальным службам;
–
оценить качество проводимых профилактических
мероприятий благотворительными
организациями.
Операционализация
понятий:
1)
Теоретическая интерпретация.
Безнадзорный –
несовершеннолетний, контроль, за
поведением которого отсутствует
вследствие неисполнения или ненадлежащего
исполнения обязанностей по его воспитанию,
обучению и (или) содержанию со стороны
родителей или законных представителей
либо законных представителей.
Беспризорный –
безнадзорный не имеющий место жительства
и (или) места пребывания.
Благотворительная
организация – неправительственная
(негосударственная и немуниципальная)
некоммерческая организация, созданная
для реализации предусмотренных
Федеральным законом «О благотворительной
деятельности и благотворительных
организациях» от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ, целей
путем осуществления благотворительной
деятельности в интересах общества в
целом или отдельных категории лиц.
Группа социального
риска – любое социальное общество,
способствующее возникновению, развитию
реализации антиобщественного поведения
несовершеннолетних.
Дети, находящиеся
в трудной жизненной ситуации – дети,
оставшиеся без попечения родителей;
дети-инвалиды; дети, имеющие недостаток
в психическом и (или) физическом развитии;
дети – жертвы вооруженных и межнациональных
конфликтов, экологических и техногенных
катастроф, стихийных бедствии; дети из
семьи беженцев и вынужденных переселенцев;
дети, оказавшиеся в экстремальных
условиях; дети – жертвы насилия; дети,
отбывающие наказание в виде лишения
свободы в воспитательных колониях;
дети, находящиеся в специальных
учебно-воспитательных учреждениях;
дети, проживающие в малоимущих семьях;
дети с отклонением в поведении; дети,
жизнедеятельность которых объективно
нарушена в результате сложившихся
обстоятельств и которые не могут
преодолеть данные обстоятельства
самостоятельно или при помощи семьи.
Дети, оставшиеся
без попечения родителей – лица в возрасте
до 18 лет, которые остались без попечения
единственного или обоих родителей в
связи с отсутствием родителей или
лишением их родительских прав, ограничением
их в родительских правах, признанием
родителей безвестно отсутствующими,
недееспособными (ограничено дееспособными),
находящимися в лечебных учреждениях,
объявлением их умершими, отбыванием
ими наказания в учреждениях, исполняющих
наказание в виде лишения свободы,
нахождением в местах содержания под
стражей подозреваемых и обвиняемых в
совершении преступлении; уклонением
родителей от воспитания детей или от
защиты их прав и интересов, отказом
родителей взять своих детей из
воспитательных, лечебных учреждений
социальной защиты населения других
аналогичных учреждении и в иных случаях
признания ребенка оставшимся без
попечения родителей в установленном
законом порядке.
Дети-сироты – лица
в возрасте до 18 лет, у которых умерли
оба или единственный родитель.
Несовершеннолетний
– лицо, не достигшее возраста 18 лет.
Несовершеннолетний,
находящийся в социально опасном положении
– лицо, в возрасте до 18 лет, которое
вследствие безнадзорности и беспризорности
находится в обстановке, представляющей
опасность для его жизни или здоровью
либо не отвечающий требованиям к его
воспитанию или содержанию, либо совершает
правонарушение или антиобщественное
действие.
Профилактика
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних – система социальных,
правовых, педагогических и иных мер,
направленных на выявление и устранение
причин и условий, способствующих
безнадзорности, беспризорности,
правонарушениям и антиобщественным
действиям несовершеннолетних,
осуществляемых в совокупности с
индивидуальной профилактической работой
с несовершеннолетними и семьями,
находящимися в социально опасном
положении.
Социальные сироты
— дети, родители которых лишены
родительских прав, дети, изъятые из
семьи в связи с не обеспечением родителями
заботы, ухода и воспитания своих детей,
угрозой их здоровью, психическому
состоянию и благополучному развитию;
Социальная служба
– предприятия и учреждения независимо
от форм собственности, предоставляющие
социальные услуги, а также граждане,
занимающиеся предпринимательской
деятельностью по социальному обслуживанию
населения без образования юридического
лица.
Учреждения для
детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей – образовательное
учреждение, в которых содержаться
(обучаются и/или воспитываются) дети-сироты
и дети, оставшиеся без попечения
родителей; учреждения социального
обслуживания населения; учреждения
системы здравоохранения и другие
учреждения, создаваемые в установленном
законом порядке.
2) Эмпирическая и
операциональная интерпретация.
-
участие
благотворительных организаций в
профилактике социального сиротства;
– постоянно
сотрудничают с органами социальных
служб;
– помощь имеет
разовый характер;
– затрудняюсь
ответить;
– только при
обращении, личной инициативы не проявляют;
– не участвуют.
-
отношение
социальных служб к профилактическим
мероприятиям, проводимым благотворительными
организациями;
безразлично
отрицательно требует серьезной
приемлемо хорошее отличное
доработки
0
1 2
3 4 5
-
необходимость
разработки новых методов профилактики
социального сиротства.
Нет
Не знаю Да
-1 0
1
В
качестве гипотезы
исследования
выступило предположение, что:
– помощь, оказываемая
благотворительными организациями в
профилактике беспризорности и
безнадзорности несовершеннолетних,
имеет разовый характер;
– результативность
профилактики социального сиротства
улучшится при наличии постоянного
сотрудничества между органами социальных
служб и благотворительными организациями;
– эффективность
профилактики возрастет, если будут
разработаны и внедрены новые методики
работы на основе межведомственного
взаимодействия.
Методы сбора
информации:
1.
Теоретические методы:
анализ
и синтез литературных источников, метод
индукции и дедукции,
системный
и дифференциальный
анализ,
статистический анализ.
2.
Эмпирической базой исследования
послужили:
– данные вторичного
анализа статистических материалов,
документов социальных служб и
благотворительных организаций;
–
материалы анкетного опроса работников
социальных служб города Новокузнецка.
Тип выборки –
стихийный отбор (n
= 400);
–
данные экспертного опроса методом
интервью. Тип выборки «снежный ком»
(n=10);
–
материалы
контент-анализа периодического издания
«Кузнецкий рабочий», «Франт»
и телепередач города Новокузнецка,
проведенного исследователем за период
2007-2008 гг.;
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Программа социологического исследования на примере исследования на тему: «Возможность оптимального сочетания спортивной и учебной деятельности в жизни студента»
1. 1. Формулировка и обоснование проблемы исследования (ПРИМЕР) Формулировка проблемы: поиск возможностей оптимального сочетания спортивной и учебной деятельности в жизни студентов университета Х.
1. 2. Формулировка целей и задач (ПРИМЕР) Цель исследования : Выявление факторов, определяющих оптималь-ное распределение времени на спортивную и учебную деятельность студентов. Задачи: 1. Выяснить соотношение времени, затрачива-емого на учебную и спортивную деятельность. 2. Определить уровень успеваемости студентов.
1. 3. Определение объекта и предмета исследования (ПРИМЕР) Тема: «Возможность оптимального сочетания спортивной и учебной деятельности в жизни студента» Объект исследования : Студенты 1 -го курса университета Х дневной формы обучения. Предмет исследования – это рациональность сочетания спортивной и учебной деятельности студентов.
1. 4. Интерпретация основных понятий (ПРИМЕР) Спортивная деятельность – занятия различными видами спорта в специальных учреждениях, а также самостоятельные занятия индивида спортом, физическими упражнениями. Учебная деятельность – один из видов деятельности, заключающийся в усвоении определённого круга знаний, в приобретении умений и навыков самостоятельно учиться и применять полученные знания на практике. Рациональное распределение времени – это эффективность использования времени, в зависимости от умения выполнять ту или иную задачу. Успеваемость – степень овладения полноты, глубины, сознательности и прочности знаний, умений и навыков, усвоенных учащимися в соответствии с требованиями
1. 4. Интерпретация основных понятий (ПРИМЕР) Учебное время – время, затрачиваемое на занятия в университете и домашняя подготовка к ним. Свободное время – время свободное от учебной деятельности. Самоподготовка – самостоятельное обучение, заключающееся в подготовке к учебным занятиям, либо повышение образовательного уровня в интересующих индивида областях. Состояние здоровья индивида – уровень физического, душевного и социального благополучия, состоящее в способности вести
. 5. Формулировка гипотез исследования (ПРИМЕР) Пример формулировки гипотез: К задаче 1: Гипотеза 1: Студенты тратят меньше времени на спортивные занятия, чем на самоподготовку. Гипотеза 2: В период интенсивной учебной деятельности (например, в сессию) у большинства студентов не остается времени на спортивные занятия. К задаче 2: Гипотеза 1: Уровень успеваемости студентов напрямую связан с их физической подготовкой: лучшая успеваемость у тех студентов, кто регулярно занимается спортом и физическими упражнениями. Гипотеза 2: Уровень успеваемости будет выше у тех студентов, которые умеют рационально распределять
. 5. Формулировка гипотез исследования (ПРИМЕР) К задаче 3: Гипотеза 1: Большинство студентов, независимо от состояния здоровья, посещают медицинские учреждения раз в год или реже. Гипотеза 2: Студенты с «хорошим» состоянием здоровья чаще занимаются спортом и имеют лучшую успеваемость, чем студенты, у которых случаются проблемы со здоровьем более-менее часто. К задаче 4: Гипотеза 1: Более обеспеченные студенты чаще занимаются в спортивных секциях, менее обеспеченные предпочитают заниматься физическими упражнениями дома. Гипотеза 2: Для большинства учащихся занятия спортом
РАБОЧИЙ ПЛАН проведения социологического исследования «Возможность оптимального сочетания спортивной и учебной деятельности в жизни студента»
Цель исследования:
Главной целью моего исследования является изучение отношения молодежи к получению образования.
Проблема исследования:
– Возможна ли самореализация личности с помощью образования
Проблема заключается в том что выпускники высших учебных заведений не находят работу по своей специальности. Существенной социальной проблемой в последние 10 лет является молодежная безработица. Статисти¬ческие данные свидетельствуют о том, что доля молодых людей в составе безработных остается высокой. В 1994 г. она составляла 35,5%, в 1995 г. — 41%, в 1997 г. — 35% (всего безработных на начало 1997 г. насчитывалось около 7 млн человек). В 2000 г. уро¬вень безработицы стабилизировался. Однако проблема молодежной безработицы остается актуальной в жизни молодых людей по¬следних лет получило широкое распространение «чувство тревоги стать безработным». Исследования показали, что боятся стать без¬работными в будущем более 70 % опрошенных.
Вторая проблема — падает социальная ценность тру¬да, престиж ряда важных для общества профессий. Последние ис¬следования свидетельствуют, что молодежь отдает предпочтение не столько интересным по содержанию профессиям, сколько ма¬териально выгодным. «Высокая зарплата» — вот что оказалось ре¬шающим при выборе места работы для 59,9% из числа 17-летних, 65,3% — из числа 24-летних и 64,4% — 31-летних.
Таким образом, социологи и социальные психологи обнаруживают обострение проблем, связанных с существованием и развитием такой социальной группы как молодежь. Поэтому я считаю, что прикладное исследование по проблеме самореализации молодежи с помощью образования является актуальным.
Предмет исследования:
Не только наши, но и результаты международных исследова¬ний подтверждают, что молодые люди становятся все более наце¬ленными на материальный успех. Так происходит в США, Анг¬лии, Швеции, России и других странах. В последние годы наблю¬дается обесценивание подлинных ценностей в работе, таких как стремление к самовыражению или необходимость творчества, ре¬ализация способностей или желаний.
Сегодняшняя молодежь не стремится в космонавты или физи¬ки. Она предпочитает другую работу. В 1996 г. более 2 млн 600 тыс. человек являлись «челноками»; 483 тыс. бывших спортсменов, в том числе 20-летних, молодых и перспективных, трудились ох-ранниками в коммерческих структурах; 400 тыс. — в игорном и лотерейном бизнесе.
На шкале профессионального престижа, по данным ученых Института молодежи, первые 10 мест занимают: юрист (8,0), вла¬делец коммерческого банка (7,9), врач (7,1), профессор в вузе (7,0), менеджер (6,9), журналист (6,6), бухгалтер (6,6), владелец магазина (6,4), телохранитель (5,9), криминальный «авторитет» и школьный учитель (5,2). Последние три места занимают: рабочий на предприятии (3,9), тракторист (3,6), инженер (4,5). Крими¬нальный «авторитет» ценится выше профессии милиционера, а профессия телохранителя — выше офицера ВС, депутата, послед¬ние — выше инженера, научного работника, рабочего и тракто¬риста. По данным опроса МГУ, в иерархии качеств, которым от¬дается предпочтение, «быть образованным, духовно богатым че¬ловеком» занимает в сознании 17-летних 10-е место (из 15), а у 24-летних — 12-е.
Студентов высшего образования в астраханской области около 30 тыс. данные являются примерными т.к. нет статистических данных по количеству студентов в городе.
В моем социологическом исследовании мы рассматриваем студентов высших учебных заведений г. Астрахани учащихся на 3-5 курсах.
Операция с понятиями:
Система образования
Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; * сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; * органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций. Лит.: Закон Российской Федерации “Об образовании”, статья 8.
Образовательное учреждение
Учреждение – организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Учреждение считается образовательным при условии осуществления им образовательного процесса, т.е. реализации одной или нескольких образовательных программ и (или) обеспечения содержания и воспитания обучающихся.
Система высшего образования
Система высшего и послевузовского профессионального образования представляет собой совокупность: государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования и образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования; имеющих лицензии высших учебных заведений и образовательных учреждений соответствующего
Институт
Институт – высшее учебное заведение, которое: реализует образовательные программы высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности; ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования. Лит.: Федеральный закон от 22 августа 1996 г.
Университет
Университет – высшее учебное заведение, которое: реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей); осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук; является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности. Лит.
Социология образования
– дисциплинарная область социологии, объединяющая теории, концепции и исследования социального института образования и его связи с другими социальными институтами. Основа социологии образования была заложена в функционалисткой традиции Э.Дюркгеймом и Т.Парсонсом. Образование для Э.Дюркгейма является способом, с помощью которого общество воспроизводит условия своего существования. Р.Н.Абрамов
Самореализация – осуществление возможностей развития “Я”. Такое определение соответствует доктрине, согласно которой высшим конечным результатом развития является самореализация или самоосуществление. Наиболее близкими к понятию “самореализация” являются понятия “самоактуализация” и “самоосуществление”. Понятие “самоактуализация”, как правило, описывается в психологической литературе со ссылкой на работы А. Маслоу. В зарубежных психологических и философских словарях термин “самоосуществление” (self-fulfillment) чаще трактуется как свершившийся, конечный результат самореализации, полная реализация возможностей личности.
Л.А.Коростылева предлагает следующее определение: самореализация – это осуществление возможностей развития “Я” посредством собственных усилий, сотворчества, содеятельности с другими людьми (ближним и дальним окружением), социумом и миром в целом.
Средний класс – класс, занимающий промежуточное положение между основными классами в системе социальной стратификации. Средний класс характеризуется неоднородностью положения, противоречивостью интересов, сознания и политического поведения. Различают старый средний класс и новый средний класс.
Новый средний класс – не владеющие средствами производства и живущие за счет продажи своего труда служащие, управляющие, инженеры, профессиональные работники умственного труда и др.
Базой для формирования специфического стиля жизни выходцев из среднего класса служит студенческая жизнь. И не случайно, что подавляющее большинство обеспеченной молодежи с 18 до -22 лет (когда рабочая молодежь уже трудится или служит в армии) учится в вузе. Как правило, она живет в студенческих общежитиях и предоставлена сама себе. Академические свободы приводят к самостоятельному и критическому взгляду на жизнь. Отсюда следует, что в политических протестах студенческая молодежь участвует чаще рабочей. У нее сильнее выражены мотивация к достижению и ориентация на карьеру, выше уровень притязаний и амбиций. Эта молодежь больше оторвана от жизни, более романтична реалистична. Недаром большинство проектов революционного переустройства общества возникало именно в студенческой среде.
Гипотеза
Исходя из анализа литературы – результатов прикладных исследований и монографий – можно определить исследовательскую гипотезу следующим образом: при формирование целей получения образования молодежь выбирает не самореализацию (развитие своих творческих способностей, формирование навыков исследовательской работы и т.п.), а рассматривает получение диплома о высшем образование как базу для получения высокооплачиваемой работы, и, как следствие, будущее материальное благополучие.
Методика исследования
Основным методом моей социологической работы является метод «анкетирования» и при написание теоретической части был использован метод «анализ документов»
Анкетирование
Анкетирование — самый распространенный в социологии ме¬тод. Анкета — размноженный на машинке, компьютере или ти¬пографским способом документ, содержащий в среднем от 30 до 40 вопросов, адресованных выбранному множеству респондентов. Они рассматриваются в качестве объекта исследования.
Анкетой нельзя назвать любой перечень вопросов. Так, вопро¬сы журналиста не считаются анкетой, хотя в них налицо своя логика и последовательность. Анкетой называется лишь то, что
обращено к множеству людей, которых опрашивают стандартным образом. Именно потому к ним применим аппарат статистики. Кроме того, опрашиваемый обязан самостоятельно заполнить анкету по правилам, изложенным в инструкции к ней.
Логика построения вопросов в анкете соответствует целям ис¬следования и служит получению только такой информации, ко¬торая проверяет гипотезы.
Вопросы в анкете формулируются максимально конкретно и точно. Нельзя допускать неясностей и двусмысленности.
Выборочное обследование
Такое обследование является более экономичным и не менее надежным методом, хотя требует более изощренной методики и техники. Его основа — выборочная совокупность. Что она собой представляет? Это — уменьшенная копия генеральной совокуп¬ности.
Генеральной совокупностью считают все население или ту его часть, которую социолог намерен изучить. Выборочной совокупно¬стью называют множество людей, которых социолог опрашивает.
Кого относить к генеральной совокупности, определяют цели исследования, а кого включать в выборочную совокупность, ре¬шают математические методы.
Социолог не имеет права опрашивать специально подобран¬ных, первых встречных или наиболее доступных респондентов. Право имеют вероятностный механизм отбора, специальные ма¬тематические процедуры, обеспечивающие наибольшую объек¬тивность. Считается, что случайный метод — наилучший способ отобрать типичных представителей генеральной совокупности.
Свойство выборки отражать характеристики изучаемой (гене¬ральной) совокупности называется репрезентативностью. Расхож¬дение между ними, отклонение одной от другой называется ошибкой репрезентативности.
Ошибка репрезентативности намеренно допускается очень редко. Чаще она возникает из-за того, что социологу неизвестна струк¬тура генеральной совокупности: распределение людей по возрас¬ту, профессии, доходам и т.д.
Список литературы
1. Закон Российской Федерации “Об образовании”, статья 8.
2. Р.Н.Абрамов. Социология. М. 1998 г.
3. Кравченко. Основы социологии и политологии.
4. http://management.edu.ru/
Анкета
Уважаемый участник опроса!
Здравствуйте, я студент 4 – го курса, специальности «Менеджмент организации» Бабарыкин Андрей. Я провожу социологическое исследование по предмету «Прикладная социология» на тему: «Цели образования и самореализация с помощью образования».
Меня, интересует, как изменения в обществе отражаются в Вашей жизни. Как влияет изменение общественных условий на развитие личности? Что изменилось в облике молодого поколения. Исследование поможет дать ответы на эти и другие актуальные вопросы.
Результаты исследования послужат исключительно научным целям. Полученные от Вас сведения останутся анонимными. Участие в опросе добровольное, но чем больше человек будет опрошено, тем надежнее окажутся результаты исследования.
Пожалуйста, внимательно прочтите поставленные вопросы и выскажите свое мнение. Нам важны любые мнения! Мы заинтересованы в Вашей искренности.
Заранее благодарим за участие!
1. Почему вы решили поступить в университет?
• Хотел (а) бы работать по выбранной специальности
• Хотел (а) бы получить знания по выбранной специальности
• Мне посоветовали родители, знакомые
• Проще поступить по сравнению с другими вузами;
• Просто нужен диплом о высшем образовании;
• Было все равно куда поступать;
• Не смог (ла) поступить в другой вуз;
• Другое___________________________________________________________________
2. Как вы думаете, сейчас выбрали тот же вариант ответа на первый вопрос
• Да
• Если «нет» то укажите то какой _________________________________________________
3. Оправдались ли Ваши ожидания в выборе университета, если «Да», то в какой мере?
• Полностью • Частично • Не оправдались • Трудно сказать
4. Работаете или работали вы по специальности во время обучения?
• Да • Нет
5. Какой деятельностью вы в будущем хотите заниматься?
• Работа по найму, по специальности указанной в дипломе
• Предпринимательской деятельностью
• Научной
• Преподавание
6. Где и кем работаете в настоящее время?
________________________________________________________________________
• Не работаю
7. Кем бы вы хотели бы работать в будущем?
_______________________________________________________________________________________
8. Если бы вы снова поступали в Вуз, то выбрали бы туже самую специальность?
• Да • Нет • Не знаю
9. Учиться в моем Вузе очень интересно?
• Да • Нет • Не знаю
10. Высшее образование дает вам широкие возможности для саморазвития?
• Да • Нет • Неуверен • Затрудняюсь ответить
11. Некоторые студенты считают, что Обучение в вузе очень скучное и однообразное
• Согласен • Не согласен • Неуверен • Затрудняюсь ответить
12. Некоторые студенты считают, что Учиться в университете трудно, вы с этим согласны
• Согласен • Не согласен • Неуверен • Затрудняюсь ответить
13. Вы согласны с высказыванием «Мои профессиональные перспективы по специальности я оцениваю как хорошие»
• Согласен • Не согласен • Неуверен • Затрудняюсь ответить
14. Что было для Вас особенно важным при выборе специальности?
• Получение профессиональной квалификации
• Возможность трудоустройства
• Высокие доходы в будущем
• Хорошие возможности для дальнейшего профессионального роста
• Творческая и интересная деятельность
• Изучение нового, расширение своего кругозора
• Советы родителей, учителей и знакомых
• Наличие знакомых, уже обучающихся по этой специальности
• Мне было все равно, где учиться
• Возможность насладиться студенческой жизнью
• Просто необходимость высшего образования
• Престиж вуза, в который я поступил
15. Достаточно ли у Вас сейчас свободного времени, чтобы реализовать свои интересы?
• Да • Нет
16. Если у Вас мало свободного времени, то с чем это связано?
• Учеба отнимает много времени
• Приходится подрабатывать, работать
• Другое. Что именно?________________________________________________________________
17. Если у Вас есть свободное время, то где Вы проводите его чаще, дома или вне дома?
• Обычно дома
• Обычно вне дома
• Трудно сказать
18. Как Вы проводите свое свободное время дома?
• Читаю книги по специальности
• Ничего не делаю
• Приглашаю в гости друзей и знакомых
• Слушаю музыку
• Читаю газеты и журналы
• Смотрю телевизор, видео
• Выполняю различную работу по дому, помогаю родителям
• Занимаюсь своей внешностью
• Отсыпаюсь
• Играю в компьютерные игры
• Читаю художественную литературу
• Занимаюсь домашними животными
• Пью пиво
• Другое ______________________________________________
19. Укажите свой курс _________________
Аналитическая часть
Мною была разработана анкета, в анкетирование принимали участие студенты астраханского филиала московского государственного университета экономики статистики и информатики. Всего респондентов в количестве 50 человек, различных специальностей:
– менеджмент организации;
– прикладная информатика в экономике;
– финансы и кредит;
– бухгалтерский учет;
В анкетирование принимали студенту 3 курса, 4 курса и 5 курса.
В процентном соотношении курсы были представлены так:
3 курс – 30%
4 курс – 30%
5 курс – 40%
Респондентам было представлено 19 вопросов.
По результатам анкетирования на вопрос:«Почему вы решили поступить в университет?», респонденты выбрали такие ответы:
Хотел (а) бы работать по выбранной специальности 48%
Хотел (а) бы получить знания по выбранной специальности 36%
Мне посоветовали родители, знакомые 20%
Проще поступить по сравнению с другими вузами 8%
Просто нужен диплом о высшем образовании 10%
Было все равно куда поступать 4%
Не смог (ла) поступить в другой вуз 2%
Другое 2%
По этим данным видно, что одним из главных факторов при поступлении в Вуз, практически у половины респондентов является дальнейшее трудоустройство по выбранной специальности (48%), а 36% порошенных респондентов ответили, что хотели бы получить знания по выбранной специальности. Мотивация внешнего характера – по совету родителей и знакомых представлена у 20% опрошенных. Таким образом, первичная мотивация, связанная с осознанным выбором поступления на факультет ради приобретения профессии и получения знаний по специальности, выражена более чем у половины опрошенных.
После этого последовал вопрос: «выбрали тот же вариант ответа на первый вопрос если бы поступали в данный момент». Подавляющее число респондентов выбрали положительный вариант ответа (98%), это показывает, что студенты не разочаровались в специальности, вузе, и т.п. и только 2% опрошенных ответили, что они разочаровались в выбранной специальности.
На вопрос «Оправдались ли Ваши ожидания в выборе университета», респонденты отреагировали положительно: полностью оправдали ожидания у 34% опрошенных, частично у 58 % опрошенных и только 6% опрошенных ответили, что не оправдались. Для более чем половины опрошенных ожидания реализованы частично, что свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования учебного процесса и работы со студентами.
На вопрос «Работаете или работали вы по специальности во время обучения?», 32% опрошенных ответили, что работали и 68% ответили, что не работали. Это показывает, что третья часть студентов имеет практический опыт работы по специальности, а больше половины студентов вообще не работали.
Дальнейший анализ показал, что интерес к будущей работе для студентов связан, прежде всего, работай по найму, по специальности (58%) и предпринимательской деятельностью (58%). Научной деятельностью – 2 процента, преподавание – 8 процентов опрошенных.
А на вопрос «Где и кем вы работаете?», 74% опрошенных ответили, что в данный момент они не работают, а работающими себя назвали 36% студентов, среди профессий, которые представлены в списке, чаще всего встречаются экономисты 6%), бухгалтера, преподавателями и кредитные эксперты (4%), по 2% работают предпринимателями, дизайнерами, риэлтерами, администраторами и операторами сотовой связи.
В то же время более 20 % опрошенных студентов не знают, кем будут работать после окончания университета, 22% желали бы работать менеджерами в экономической сфере, а не которые хотели бы попробовать себя в предпринимательской деятельности 20% опрошенных и 14% хотели бы быть банкирами.
На следующем этапе оценивалась отношение к вузу и специальности в целом.
На вопрос «Если вы снова поступали в Вуз, то выбрали вы ту же специальность» , 64 процента опрошенных ответили да, 22% что нет, и не знают 6% респондентов, это показывает, что студентов в целом устраивает выбранная специальностью.
На вопрос «Учится в моем вузе интересно», 68% считают что интересно, 26% не знают, и только 6 % сказали что не интересно, это говорит о том что моральная атмосфера очень положительна. И это подтвердили ответы на следующий вопрос «Некоторые студенты считают, что Обучение в вузе очень скучное и однообразное», 72 % не согласны с этим с высказыванием, 14% согласны, 8% не уверены и 4% затрудняются ответить.
А вот на вопрос «Считают ли студенты обучение в вузе трудным» 60% респондентов ответили что не считают обучение трудным, согласились с этим 22% респондентов, 7% не уверены и 4% затрудняются ответить.
На вопрос «мои профессиональные перспективы по специальности я оцениваю как хорошие», половина респондентов согласились с этим (52%), не согласились с этим всего лишь 6% опрошенных, 22% не уверены и 20% затруднились, ответь. Это показывает, что 52% респондентов в дальнейшем смогут свои знания, полученные в вузе применить на практике, но практически половина или не уверены, или затрудняются ответить это говорит о том, что знания не помогут им в будущем.
На вопрос «что было для особо важным при выборе специальности», 60% ответили, что выбрали специальность для получения профессиональной квалификации, так же 60% респондентов ответили, что из за «возможные доходы в будущем», на втором месте 44% хорошие возможности для дальнейшего профессионального роста, на третьем месте 42% изучение нового, расширение своего кругозора, на четвертом месте 40% возможность трудоустройства по специальности, на пятом месте творческая и интересная деятельность (34%), на шестом месте возможность насладится студенческой жизнью (16%), седьмое место поделили три ответа, наличие знакомых, уже обучающихся по этой специальности, просто необходимо высшее образование, престиж вуза, в который я поступил по 10%, на восьмом месте советы, родителей, учителей, знакомых 4%, и на девятом месте мне было все равно где учится 2%. Из этого следует, что больше половины студентов выбирают специальность из за высоких доходов в будущем по этой специальности получение профессиональной квалификации.
На вопрос «достаточно у вас свободного времени, что бы реализовать свои интересы», 68% респондентов ответили, то у них достаточно времени для реализации своих интересов, и только 32% ответили, что недостаточно времени.
В то же время нехватка времени из за того, что учеба отнимает много времени ответили 32% опрошенных, 30% респондентов ответили, что из за работы, и другое ответили 10% опрошенных.
Вопрос «Высшее образование дает вам широкие возможности для саморазвития»
68% считает что «да», 16% не уверены, 14% затрудняются ответить и только 2 % считают что «нет
Свободное время респонденты проводят вне дома 50% опрошенных, 30% респондентов свободное время проводят дома, и трудно сказать ответили 20% респондентов. Из это следует у респондентов очень много свободного времени для самореализации, но они им не пользуются.
На вопрос, как вы проводите свободное время 58% респондентов ответили, что они слушают музыку, 52% смотрят телевизор и видео, 50% выполняют различную работу по дому, 32% читают газеты и книги, 30% отдыхают с друзьями, 26% отсыпаются и играют в компьютерные игры, 22% занимаются своей внешностью и читают художественную литературу и читают книги по специальности, 14% пьют пиво, 6% ничего не делают, занимаются домашними животными. Из этих ответов респонденты мало времени уделяют для саморазвития т.к. в свободное время большинство респондентов смотрят телевизор, слушают музыку, отдыхают с друзьями и занимаются своей внешностью и всего лишь 22% респондентов читаю книги по специальности.
Вывод
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что студенты при поступлении в вуз и выборе специальности ориентируются на ее престижность, дальнейшее трудоустройство по специальности, и мало уделяют времени для самореализации, из этого следует, что гипотеза подтвердилась.
В результате исследования обнаружена закономерность. На вопрос «Высшее образование дает вам широкие возможности для саморазвития» 68% ответили что «да», но в результате дальнейшего исследования, при наличии большого свободного времени студенты не используют его для саморазвития, а слушаю музыку и т.п., и только 22% респондентов занимаются по специальности в свободное время.