I этап – составление плана и программы
исследования:
-выбор места проведения исследования,
-формирование объекта исследования
(V, t, способ сбора материала),
-способ разработки материала (программа
разработки)
-срок работы по этапам,
-исполнители, финансирование и т.п.
Программа статистического исследования
включает в себя следующие компоненты:
А) программа наблюдения – это вопросник
(бланк, анкеты, карта), в которую заносятся
учетные признаки единицы наблюдения
(количество, качество, факторные).
Единица наблюдения – каждое конкретное
явление, которое подлежит описанию в
соответствии с программой наблюдения.
Объект наблюдения – статистическая
совокупность, в которую входят единицы
наблюдения, находящиеся в конкретных
границах пространства и времени. Делят
на генеральную и выборочную совокупность.
Б) программа разработки материала
включает понятия «группировка, перечень
статистических показателей, макеты
статистических таблиц».
Группировка – разбивка статист.совокупности
на однородные в качественном отношении
части.
I типологическая (по кач. признакам)
II вариационная (по кол. признакам)
Макет статистических таблиц – форма
записи сгруппированных статистических
данных. Имеет номер, заглавие, таблица,
итоги по вертикали (сказуемое) и
горизонтали (подлежащее).
1признак – простая таблица, 2 связанных
между собой признака – групповая
таблица, 3признака – комбинационная
таблица.
План исследования предусматривает
организационные элементы работы, указать
объект исследования, каким образом он
будет формироваться. По полноте охвата
различают сплошные и выборочные
наблюдения; по времени наблюдения –
единовременные и текущие, по способу
получения информации могут быть
непосредственные и анамнестические
(опрос, составление анкет), также
необходимые сведения могут быть получены
при выкопировке данных.
33.Статистическое наблюдение. Обработка материала статистического исследования.
Статистическое наблюдение – это
предварительная стадия статистического
исследования, которая представляет
собой планомерный, научно организованный
учет (сбор) первичных статистических
данных о массовых социально-экономических
явлениях и процессах.
Не всякий сбор данных можно назвать
статистическим наблюдением. Наблюдение
будет статистическим, во-первых, когда
оно сопровождается регистрацией
изучаемых фактов в соответствующих
учетных документах для дальнейшего их
обобщения, во-вторых – когда носит
массовый характер. Это обеспечивает
охват значительного числа случаев
проявления того или иного процесса,
необходимого и достаточного для того,
чтобы получить данные, которые касаются
не только отдельных единиц совокупности,
но и всей совокупности в целом.
Статистическое наблюдение должно
отвечать ряду важнейших требований:
а) проводиться непрерывно и систематически;
б) учет массовых данных должен быть
таким, чтобы не только обеспечивалась
полнота данных, но и учитывалось их
постоянное изменение;
в) данные должны быть максимально
достоверны и точны;
г) исследуемые явления должны иметь не
только научную, но и практическую
ценность.
Сбор статистических данных может
проводиться как органами государственной
статистики, научно-исследовательскими
институтами, другими государственными
структурами, так и экономическими
службами банков, бирж, предприятий,
фирм. Только в этом случае исследователи
получают достоверную и достаточно
разнообразную статистическую информацию,
позволяющую всесторонне изучать
социально-экономические явления.
На этапе подготовки статистического
наблюдения определяется цель,
устанавливаются объект и единица
наблюдения, разрабатываются инструментарий
и программа наблюдения. Общей целью
статистического наблюдения является
получение достоверной информации о
тенденциях развития явлений и процессов
для последующего принятия управленческих
решений. Она должна быть конкретной и
четкой. Нечетко поставленная цель может
привести к сбору не тех данных, которые
необходимы для решения конкретной
задачи.
На втором этапе решаются важнейшие
организационные вопросы статистического
наблюдения. Они заключаются в том, чтобы
выбрать соответствующие целям и задачам
конкретного статистического наблюдения
организационные формы наблюдения, виды
наблюдения и способы получения
статистической информации.
На третьем этапе собранный статистический
материал должен пройти контроль. Как
показывает практика, даже при четко
организованном статистическом наблюдении
встречаются погрешности и ошибки,
которые требуют исправления. Поэтому
целью этого этапа является как счетный,
так и логический контроль полученных
первичных данных. Расхождение между
расчетным и действительным значениями
исследуемой величины в статистике
называют ошибкой наблюдения. В зависимости
от причин возникновения различают
ошибки регистрации и ошибки
репрезентативности.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
I этап – составление плана и программы исследования:
-выбор места проведения исследования,
-формирование объекта исследования (V, t, способ сбора материала),
-способ разработки материала (программа разработки)
-срок работы по этапам,
-исполнители, финансирование и т.п.
Программа статистического исследования включает в себя следующие компоненты:
А) программа наблюдения – это вопросник (бланк, анкеты, карта), в которую заносятся учетные признаки единицы наблюдения (количество, качество, факторные).
Единица наблюдения – каждое конкретное явление, которое подлежит описанию в соответствии с программой наблюдения.
Объект наблюдения – статистическая совокупность, в которую входят единицы наблюдения, находящиеся в конкретных границах пространства и времени. Делят на генеральную и выборочную совокупность.
Б) программа разработки материала включает понятия «группировка, перечень статистических показателей, макеты статистических таблиц».
Группировка – разбивка статист.совокупности на однородные в качественном отношении части.
I типологическая (по кач. признакам)
II вариационная (по кол. признакам)
Макет статистических таблиц – форма записи сгруппированных статистических данных. Имеет номер, заглавие, таблица, итоги по вертикали (сказуемое) и горизонтали (подлежащее).
1признак – простая таблица, 2 связанных между собой признака – групповая таблица, 3признака – комбинационная таблица.
План исследования предусматривает организационные элементы работы, указать объект исследования, каким образом он будет формироваться. По полноте охвата различают сплошные и выборочные наблюдения; по времени наблюдения – единовременные и текущие, по способу получения информации могут быть непосредственные и анамнестические (опрос, составление анкет), также необходимые сведения могут быть получены при выкопировке данных.
Возможно заинтересует:
- Вариационный ряд и методы вычисления средних величин
- Понятие о генеральной и выборочных статистических совокупностях
- Динамические ряды и их анализ
- Статистический анализ как завершающий этап статистического исследования
- Относительные величины и их значение для оценки изучаемых явлений
Похожие материалы:
- Методика статистического исследования и его этапы
- Статистика как общественная наука. Ее роль в медицине и здравоохранении. Предмет и определение санитарной статистики, методологические основы.
Исследование с применением медико-статистического метода требует от врача соответствующей теоретической подготовки, ибо только в этом случае он проведет его квалифицированно и получит достоверные данные.
Таблицы к занятию:
№ 1. Схема изучения здоровья населения и факторов его определяющих
№ 2. Группировка факторов риска
№ 3 Статистическая совокупность
№ 4. Планирование статистического исследования
№ 5. Этапы статистического исследования
№ 6. Основные виды ошибок статистического анализа
№ 7. Статистическая совокупность
№ 8. Примеры таблиц
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
- Определения здоровья.
- Для чего нужны данные о здоровье?
- На каких уровнях изучается здоровье?
- Определение общественного здоровья.
- Факторы, формирующие здоровье.
- Факторы риска.
- Показатели здоровья населения.
- Назовите этапы статистического исследования.
- Перечислите основные элементы первого этапа статистического исследования.
- Что такое единица наблюдения?
- Дайте определение статистической совокупности.
- Что такое генеральная статистическая совокупность?
- Что такое выборочная статистическая совокупность?
- Какие требования предъявляются к выборочной статистической совокупности?
- Дайте определение текущего и единовременного исследования.
- Каким требованиям должна соответствовать программа сбора данных?
- Что представляет собой программа анализа полученных данных?
- Назовите виды статистических таблиц. Правила их построения.
- Чем определяется вид таблиц?
- Какие требования предъявляются к заголовку таблицы?
- Дайте определение второго этапа статистического исследования.
- Что включает в себя третий этап исследования?
- Дайте определение группировки и сводки материала.
- Что такое статистический анализ?
ЭТАПЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
I этап– составление плана и программы исследования.
II этап – сбор материала.
III этап – обработка материала (шифровка, группировка, сводка, вычисление относительных величин, средних величин, графическое их изображение).
IV этап – статистический анализ и оформление результатов исследования, выводы, предложения с указанием путей их внедрения в практику.
V этап– внедрение результатов исследования в практику и оценка эффективности.
Эти этапы – строгая методическая последовательность выполнения исследования.
I этап. Содержание плана статистического исследования
Всякая работа требует плановости, а тем более исследовательская деятельность. Поэтому начинать ее надо с составления плана. В плане предусматривается последовательность выполнения отдельных элементов работы в отдельные, определенные временные интервалы.
План должен начинаться с названия темы исследования, ее цели и задач. Цель и тема исследования должны быть четко сформулированы. Например, если мы решили изучить травматизм, то надо установить, какой травматизм – бытовой, производственный, спортивный.
Далее необходимо определить объект (город, район, завод, школа, цех, дети, рабочие) и время исследования.
Наименование темы, например, может быть таким – «Производственный травматизм у работающих на Н-ском заводе за 2003 год».
После этого необходимо выработать рабочую гипотезу, которая должна помочь в составлении программы исследования. Например, мы предполагаем, что уровень травматизма может быть неодинаков у мужчин и у женщин, у разных возрастных групп. Возможно имеется зависимость частоты травм от локализации и вида травмы, от времени суток, месяца, года, места, где произошла травма.
Требуется выбрать метод исследования: сплошной или выборочный.
При сплошном методе изучают генеральную совокупность – все возможные для данного исследования единицы наблюдения (т.е. элементы данной совокупности, случаи того явления, которое мы изучаем), например, каждый случай производственного травматизма работающих на Н-ском заводе за 2003 год.
При выборочном методе изучают выборочную совокупность, которая должна быть репрезентативной, т.е. представительной (в отобранной части должны быть представлены все элементы и в том же соотношении, как в генеральной совокупности.Например, если мужчин на заводе 60%, а женщин 40%, то в выборочной совокупности их доли нужно сохранить теми же).
Выборочная совокупность должна соответствовать следующим требованиям:
а) она должна быть достаточной по количеству единиц наблюдения, существуют специальные формулы для расчета такого минимально необходимого числа наблюдений;
б) она должна быть максимально типичной (репрезентативной) для всей генеральной совокупности.
Самый простой способ получить типичную выборку – применить механический отбор единиц наблюдения – взять, например, для изучения каждый пятый, десятый, двадцатый случай. Существуют и более точные способы получения выборки.
Вид исследования выбирают по времени наблюдения: текущее – за интервал времени (на протяжении года или другого времени) или единовременное – на какой-то момент времени (перепись населения) или дату (медосмотр).
Планируют время исследования, например, 3 года или 1 месяц.
Выбирают единицу наблюдения (каждый отдельный элемент изучаемой совокупности – т.е. рабочий, ребенок и т.д. или каждый случай травмы, заболевания и т.д.).
Включают в план: какие средства потребуются, источники финансирования, ответственных за проведение этапов (видов работ) исследования.
Программа исследования включает в себя:
1) программу сбора материала;
2) программу разработки материала;
3) программу анализа.
Рассмотрим подробнее:
1) программа сбора материала – представляет собой бланк, на котором указана единица наблюдения и перечислены вопросы, по которым нужно получить сведения об этой единице наблюдения. Каждый такой вопрос называется учетным признаком. Например, форма истории болезни является документом на каждого больного. На карточке истории болезни перечислены учетные признаки, по которым каждый врач стационара должен собрать сведения. Это: ФИО, пол, возраст, семейное положение, диагноз заболевания и др. Врачи сами не составляют программы сбора материала, а пользуются утвержденными формами (бланками). Делается это для получения унифицированных данных.
Требования к программе сбора данных: а) не упустить ни одного существенного признака (возраст, исход травмы); б) не загромождать программу ненужными признаками (партийность); в) каждый учетный признак (вопрос) должен быть четко, ясно, кратно сформулирован, рационально расположен и пронумерован; г) необходимо предложить варианты ответов на каждый вопрос, которые при заполнении будут лишь подчеркнуты.Например, учетный признак «семейное положение: женат, брак зарегистрирован; женат, брак не зарегистрирован; холост (никогда не был женат, вдовец, разведен)».
2) программа разработки материала заключается в разработке макетов статистических таблиц, в соответствии с которыми затем будет выполняться следующий (третий) этап исследования.
3) программа анализа материала включает в себя осмысление исследователем следующего: какой результат он предполагает получить, какие показатели он будет рассчитывать, каким будет литературное оформление результатов; формулировка выводов, внедрение результатов исследования в практику.
II этап. Сбор материала
Сбор материала – заполнение составленных и размноженных программ исследования. Используют методы интервьюирования, самозаполнения анкет, выкопировки данных из медицинской и другой документации, непосредственного наблюдения (измерение роста, артериального давления и т.д.).
Врачи заполняют утвержденные программы сбора сведений о больных – истории болезни, амбулаторные карты, статистические талоны, больничные листы.
Таким образом, ежедневная работа врача есть выполнение второго этапа исследования.
III этап. Обработка материала
После заполнения программ сбора материала следует произвести шифровку материала.
Шифровка – это технический прием, который заключается в установленном обозначении регистрируемых признаков, чаще арабскими цифрами.
Например: образование 1-среднее, 2 – средне-специальное, 3 – высшее.
Группировка –расположение статистических данных путем их объединения в качественно однородные группы. Например, по полу: 1 – мужчины, 2- женщины; по возрасту: 1 – 15-19 лет; 2 – 20-24 г.; 3 – 25-29 лет; образованию; стажу работы; диагнозам; исходу заболеваний и т.д.
Для группировки заболеваний используется международная статистическая классификация болезней, травм и причин смерти.
При группировке признаков наблюдения нужно стремиться,
во-первых, использовать виды группировок, применяемые при подобных исследованиях другими авторами, чтобы иметь возможность сравнивать полученные данные.
Во-вторых, следует помнить о том, что закономерности или типичные черты явления, а также влияния и взаимосвязи факторов выявляются только при достаточном количестве наблюдений.
Большое дробное количество группировок может привести к нежелательному размежеванию материала и не даст возможности уловить закономерность.
После того, как все признаки, записанные в программе исследования, будут зашифрованы, приступают к разработке и сводке материала. Например, истории болезни сначала раскладываются на группы в соответствии с диагнозом, а затем уже каждая такая группа разбивается по полу, возрасту. Подсчитанные количества единиц наблюдения в каждой группе вносятся в макеты таблиц, рассчитываются относительные величины и др. В процессе сводки должны быть сопоставлены и скомбинированы отдельные группы признаков или выявлены связи между явлениями.
Результаты статистической сводки систематизируются в таблицах, в которых цифровой материал становится более наглядным, облегчается сопоставление показателей и их анализ.
ВИДЫ ТАБЛИЦ
Таблицы распределяются на простые и сложные.
Сложные делятся на групповые и комбинационные.
Требования к таблицам:
1. Таблица должна иметь четкое и краткое заглавие, в котором слово «таблица» не пишется.
2. Заголовок должен полностью отражать содержание таблицы, включая наименование единиц, в которых представлен цифровой материал.
3. В заголовке сначала упоминается подлежащее, а затем сказуемое таблицы.
4. Должны быть итоговые строки и графы.
Статистическое подлежащее (то, о чем говорится) – это основной признак изучаемого явления, оно располагается по горизонтальным строкам таблицы.
Статистическое сказуемое (то, что объясняет подлежащее) – признаки, характеризующие подлежащее, располагаются в вертикальных графах таблицы.
Простые таблицы
Простой называется таблица, в которой представлена итоговая сводка данных лишь по одному признаку (чего сколько было).
Пример простой таблицы:
Групповой называется таблица, в которой представлены данные с группировкой их, как минимум, по двум признакам, причем один из них находится в подлежащем, другой – в сказуемом таблицы. Если сказуемых несколько, они располагаются вертикально по очереди. Подлежащее через цифру связано с каждым сказуемым отдельно, а сказуемые между собой не связаны, поэтому информативность этих таблиц ограничена.
Пример групповой таблицы:
Цифра «10» говорит о том, что десять детей в возрасте 5-6 лет (сказуемое) болели гриппом (подлежащее), а какого пола были эти дети, сказать нельзя.
Комбинационной называется таблица, в которой представлены сводные данные с непременным сочетанием трех и более взаимосвязанных признаков. Подлежащее через цифру связано со всеми сказуемыми, а сказуемые связаны между собой.
Пример комбинационной таблицы:
IV этап. Статистический анализ
Элементы статистического анализа:
1. Интерпретация полученных различных статистических величин и их графических изображений на основе сравнения с нормативами, со средними уровнями аналогичных величин, со стандартами, с данными по другим учреждениям и территориям, литературным данным, в динамике.
2. Литературное оформление работы.
3. Выводы.
4. Предложения для внедрения в практику.
Полезный ресурс:
САЙТ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО МЕДИЦИНСКОГО ЦЕНТРА ИНФАМЕД.
На сайте представлен набор скриптов, иллюстрирующих некоторые методы статистической обработки результатов медицинских исследований. Также здесь можно найти ссылки на медицинские журналы, статьи и научные работы по мед. статистике.