Как составить программу вечера песни

Сценарий вечера бардовской песни «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались…»

Автор: Рябинина Елена Владимировна

Предмет: Музыка

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

Сценарий вечера бардовской песни «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались…»

Краткое описание работы: Сценарий вечера бардовской песни «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались…» будет полезен для внеклассной работы как учителям предметникам, так и классным руководителям.

Сценарий вечера бардовской песни

«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались…»

 (звучит песня «Милая моя», на экране горит костёр)

«И сама по себе не играет гитара

А дана человеку как голос души…»

Ю. Визбор

Добрый день! Здравствуйте! Мы рады приветствовать вас на вечере гитарной песни. Сегодня мы будем слушать и исполнять  любимые песни под гитару. Кто-то из великих музыкантов сказал, что любой музыкальный инструмент нарушает тишину, а гитара ее создает. Ну, а бардовской песне как раз необходима тишина – для разговора по душам

Морозным, зимнем днём сегодня

О бардах поведем рассказ,

И песни, что хоть раз слыхали,

А может, видели, читали,

Споём все вместе мы сейчас.

Песня №1

«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались…. »

Песни у костра…. тихо потрескивают дрова…

и мы  погружаемся в созерцание живого пламени свечи. (зажигается свеча)

Оно завораживает , отвлекает от повседневных мыслей.

Не грейте руки над свечой,

Не в том ее предназначенье,

Она всегда в родстве с мечтой,

Она источник вдохновенья.

Разрешите представить  наших гитаристов, которым предоставляется право зажечь свечи: Алексей Паладьев,

Кирилл Макаров

(зажигают свечи),

звучит песня №2

Макаревич

«Пока горит свеча»  или  «Свечи…»

Бардовские песни, песни под гитару, негромкие, искренние, идущие из самых сокровенных глубин человеческой души. «Бродячие» (как их еще называют) авторские песни – это те, от которых веет в зале дымом костра, запахом свежевыпавшего снега, ароматом предстоящей дороги… Что важно в песнях бардов? По-моему, доброта, человечность, честь, милосердие, любовь.

Пусть струны звонкие гитары

Для всех сегодня прозвучат,

И, может, песен этих старых

Мотивы просто как подарок

И в ваши души постучат!

Предлагаем песню, которая многим  хорошо известна. Эта песня даёт надежду, дарит мечту, а главное говорит о настоящей дружбе, без которой нет бардовской песни.

звучит песня №3

«Алые паруса»

Бардовская песня имеет многовековую историю и существует с момента появления человечества. Она имела разные названия, свои особенности, бытовала в разных странах и уголках нашей Земли, но суть бардовской песни была и остается неизменной.

Послушайте одну притчу. Еще задолго до Рождества Христова на Земле жили люди, которых назывались кельтами. Своих мудрых учителей они называли друидами. Перед знанием материального и духовного мира друидов преклонялись многие народы, населяющие тогда Землю, Чтобы получить звание начальной степени друида, Избранные должны были обучаться этому 20 лет у жреца – друида. Пройдя обучение, испытания и посвящение Избранный назывался Бардом. Теперь он имел моральное право идти в народ и петь, вселяя в людей Свет и Истину, своей песней, словами формируя образы, исцеляющие душу …

Одним из таких «целителей человеческих душ считается Юрий Визбор

Именно Юрий Визбор был и остаётся одним из самых любимых бардов? Пожалуй, потому, что он пел о своей жизни, говорил о том, что волнует его самого, рассказывал о своем понимании любви и ненависти, дружбы и предательства, трусости и мужества. Пел о своём – а люди узнавали себя. Или не узнавали, но очень хотелось узнать, потому что лирические герои Визбора – люди неординарных мыслей, поступков, чувств, переживаний.

Какая музыка была,

Какая музыка звучала!

Она совсем не поучала,

А лишь тихонечко звала.

Звала добро считать добром,

А хлеб считать благодеяньем,

Страданье вылечить страданьем,

А душу греть вином или огнём.

Лучшие авторские песни имеют свой сюжет, свою драматургию, и что очень важно – в них есть открытость, идет рассказ о самом сокровенном, личном. Юрий Визбор не дожил ни до своего первого сборника, ни до первого диска. Официальное признание к нему пришло после смерти. Официальное – после смерти, народное – давным-давно и, кажется, навсегда.

Звучит песня №4

«Перевал»

На рубеже 50 – 60 г г . в России распространилась «песенная поэзия». Полутора десятилетиями позже по соседству с ней возникла рок – поэзия. С каждого кассетника звучат песни В. Цоя.  Огромная страна движется навстречу переменам именно под песни

музыки группы “Кино”.

Звучит песня №5

В.Цой, группа “Кино”.

Бардовская песня не пишется на заказ. Эти песни, написанные в состоянии высокого эмоционального подъема, связанного с каким-либо стресс-фактором. Это могут быть эмоции восторженного созерцания природы, чувство горечи в результате предательства, чувство разочарования при развенчивании какого-либо идеала, чувство гордости, уважения, радости, любви, тоски, надежды, благодарности и многие другие стороны душевного напряжения.

Чтобы написать хорошую бардовскую песню, совсем необязательно быть профессионалом в музыке, поэзии, быть профессиональным исполнителем или гитаристом. Песне нужно отдать частичку своей души, а для этого нужно обладать гармоничной, доброй, светлой и безграничной душой.

Звучит песня №6

«Оркестр»

Исполнитель бардовской песни должен донести, прежде всего, смысл песни, ее чувства. Донести красиво, изящно, доходчиво. Это песни не для развлечения, их нельзя слушать между делом.

Основное качество бардовской песни – это то, что за песней всегда стоит какое-то чувство, смысл, душа автора. Бардовская песня – это живая песня. Она спрашивает, советует, рассказывает, печалится и веселится.

Звучит песня №7

«Кораблик  детства»

Очень много песен написано про осень. Видимо это время года, как никакое другое, поднимает человека над житейской суетой, возвышает, окрыляет и направляет на творческое самовыражение.

Увядание природы после буйного лета – это печально, уныло, светло, торжественно, величаво.

Здесь сокрыты Великая Тайна и Истина, и от соприкосновения с ней люди начинают творить кто музыку, кто книгу, кто картину, кто песню.

Звучит песня №8

«Что такое Осень?»

Завершим наш творческий вечер песней

Звучит песня №8

«Ты да я, да мы с тобой…»

Благодарим всех, кто пришел на вечер гитарной песни. Надеемся, что наша встреча вам понравилась,  и мы встретимся ещё.

                                                     Сурган В.И., педагог дополнительного образования,

                                                     руководитель клуба «Гитара и песня» ЦрТдЮ города

                                                     Пласт, Челябинской области.

                 Методическая разработка творческо-тематического вечера

«Наполним музыкой сердца».

                                                               «Лес должен быть не пройден, а прожит….»

                                                                                  (Ю.Устинов)

Цель: знакомство с жанром  бардовской песни.

Задачи:

– показать жанр бардовской песни как самостоятельное явление нашей отечественной культуры;

– показать, что жанр бардовской песни – это проявление народного творчества, один из самых массовых видов творчества;

– показать, что жанр бардовской песни обладает величайшим духовным потенциалом, способствует воспитанию и становлению личности, способной сопереживать, сочувствовать, любить, стремиться к добру и гармонии.

Рекомендации к проведению:

– вечер можно провести для любой аудитории, где это будет возможно: в школе, учреждении культуры, в учреждениях дополнительного образования и т.д., соответствующими работниками образования и культуры;

– для проведения вечера помещение желательно оформить и подготовить для атмосферы теплого, дружеского разговора по душам между ведущими, зрителями и бардами. Можно использовать мягкий свет, свечи. Перед началом вечера, пока собираются зрители, включить легкую гитарную музыку;

– вечер может вести один или несколько ведущих;

– для проведения вечера желательно пригласить местных бардов для живого исполнения песен или (и) подготовить соответствующие фонограммы песен или исполнителей;

– сценарий вечера включает в себя тексты песен, аккорды для аккомпанемента, комментарии. Исходя из условий, контингента слушателей, исполнителей, можно использовать другие бардовские песни, которые соответствовали бы содержанию текста, комментариев ( продолжительность мероприятия – примерно 1,5 часа);

– исходя из условий, продолжительность можно варьировать, сокращать или дополнять, при этом не искажая цели и задач мероприятия.

Используемый материал:

– тексты бардовских песен с аккордами для аккомпанемента на 6-струнной гитаре.

1. «Наполним музыкой сердца», муз. и сл. Юрия Визбора.

2. «Как здорово», муз. и сл. Олега Митяева.

3. «Воспоминания о школе», муз. и сл. Александра Дольского.

4. «Каждый выбирает для себя», муз Виктора Берковского, сл. Юрия Левитанского.

5. «Счастливый жребий», муз. и  сл. Булата Окуджавы.

6. «Братские могилы», муз и сл. Владимира Высоцкого.

7. «Песня о друге», муз и сл. Владимира Высоцкого.

8. « Ах, какая  пропажа», муз и сл. Юрия Визбора.

9. «Грузинская песня», муз и сл. Булата Окуджавы.

10. «Посвящение», муз и сл. Александра Дольского.

11. « Научи меня жить», из репертуара гр. «Воскресенье».

12. «Осень», муз и сл. Николая Шипилова.

13. «Город», из репертуара гр. «Аквариум».

14. «Моя звезда», муз. Александра Суханова, сл. Иннокентия Анненского.

15. «Я хотел бы подарить тебе песню», муз и сл. Александра Розенбаума.

16. «Ночная дорога», муз Виктора Берковского, Сергея Никитина, сл. Юрия Визбора 

Сценарий вечера

Ведущий:

Здравствуйте!

        Мы рады, что сегодня выпала возможность нам пообщаться, поговорить, послушать и спеть под гитару. Разговор у нас пойдет о жанре бардовской песни, еще ее называют авторской самодеятельной песней.

       Жанр бардовской песни как явление отечественной культуры появился в 50-60-х годах 20  века. Благодаря творчеству таких известных бардов, как Булат Окуджава, Юрий Визбор, Владимир Высоцкий и других, жанр получил имя и право на самостоятельное существование в нашей культуре. Булат Окуджава – профессионал в поэзии, Юрий Визбор – журналист, обаятельный, интеллигентный, энергичный человек, ну а Владимир Высоцкий приобрел поистине всенародную любовь своими песнями.

      Основное качество бардовской песни – это то, что за песней всегда стоит какое-то чувство, смысл, душа автора. Бардовская песня – живая песня, она спрашивает, советует, рассказывает, печалится и веселится.

Звучит песня Ю. Визбора «Наполним музыкой сердца»

Ведущий: Авторская самодеятельная песня – один из самых массовых и демократичных видов искусства. Об этом свидетельствуют многотысячные аудитории фестивалей бардовской песни, которые проходят круглый год в самых разных уголках нашей Родины. Самый известный среди них – это Грушинский фестиваль авторской самодеятельной песни, который традиционно проходит в первые выходные июля недалеко от города Самара. Фестиваль посвящен памяти геройски погибшего студента Валерий Грушина. У нас на Урале известен и знаменит Ильменский фестиваль, который традиционно проходит во вторые июня на берегу Ильменского озера близ города Миасс.

       Чтобы написать хорошую бардовскую песню, совсем необязательно быть профессионалом в музыке, поэзии, быть профессиональным исполнителем или гитаристом. Песне нужно отдать частичку своей души, а для этого нужно обладать гармоничной, доброй, светлой и безграничной душой.

Звучит песня О. Митяева « Как здорово»

Ведущий: Бардовская песня имеет многовековую историю и существует с момента появления человечества. Она имела разные названия, свои особенности, бытовала в разных странах и уголках нашей земли, но суть бардовской песни была и остается неизменной. Расскажу одну притчу.

          Еще задолго до Рождества Христова на земле жили люди, которые назывались кельтами. Своих мудрых учителей они называли друидами. Перед знаниями друидами законов материального и духовного мира  преклонялись многие народы, населявшие тогда Землю. Чтобы получить звание начальной степени друидов, избранные должны были 20 лет обучаться у жреца – друида. Пройдя испытания, обучение и посвящение избранник назывался – БАРД. Теперь он имел моральное право идти в народ и петь, вселяя в людей СВЕТ и ИСТИНУ своей песней, формируя словами образы, исцеляющие душу.

        Бардовская песня, как никакая другая песня, способствует работе души, а следовательно, и ее исцелению. Бардовскую песню, и в этом ее особенность, можно воспринять только тогда, когда внимание слушателя ничем не отвлекается. Перед слушателем лишь проникновенная мелодия и образы, которые создает песня. Нужно полностью погрузиться в чувственно-образный мир песни, необходимо создать свои слушательские образные картины, мысли, переживания, откликнуться на песню сердцем, а для этого необходима как раз работа. Работа мысли, чувств, памяти, сердца. Работа души.

Звучит песня Александра Дольского «Воспоминания о школе»

Ведущий:  Бардовская песня – это язык сердца, души. Исполнитель бардовской песни должен донести, прежде всего, смысл песни, ее чувства. Донести красиво, изящно, доходчиво. Это песни не для развлечения, их нельзя слушать между делом, ибо не будет контакта на чувственном уровне или он будет ослаблен.

      Если эстрадная песня чаще всего для телодвижения, этому способствует ритмичная музыка, световые эффекты, простые тексты, то бардовская песня чаще всего – это песня для движения души, этому способствует мягкий аккомпанемент гитары, доверительная интонация исполнения, хороший уровень стихов, образность песни. Ни отличный вокал, ни прекрасное музыкальное сопровождение, никакие свето- и спецэффекты не сделают песню бардовской, если не будет искренности в самой песне, в ее исполнении.

      Исполнитель  бардовской песни должен показать, прежде всего, не свой прекрасный вокал, умение играть на музыкальном инструменте, хотя это и немаловажно, он должен открыть и показать духовнобогатый, чувственный мир песни, а если песня по- настоящему бардовская – она обладает этим миром. Если же исполнитель не наполнит песню энергией своих чувственно-образных картин, а просто красиво споет, то песня будет синтетическая, неживая.

           Звучит песня «Каждый выбирает для себя»  (муз Виктора Берковского, сл. Юрия Левитанского)

Ведущий: Мэтр бардовской песни Михаил Анчаров образно высказал следующую мысль: «Бардовская песня – продукт витаминный, но чтобы он принес пользу, его нужно пережевать и переварить. Это не супчик там какой-то протертый, который проглотил и довольно. Тут нужно потрудиться, но польза от этого – ощутимая».

          Возьмем, к примеру, песню Булата Окуджавы « Счастливый жребий». Если при прослушивании не представить себе мысленную картину городского сада после дождичка, просторных небес в ярких красках, не попытаться услышать мелодию, которую играет послевоенный оркестр, то песня не будет воспринята, не будет услышана. И, мало того, нужно ощутить боль песни, представить, что был до войны оркестр веселый, игривый, а теперь, после войны, музыка оркестра изливает боль. Боль за погибших на войне музыкантов, боль за поседевших слушателей, боль автора, прошедшего войну. И эта боль проливается черными ручьями в кровь слушателя. Песня, образы, создаваемые песней, способствуют тому, чтобы слушатель почувствовал эту боль, откликнулся на нее, пропустил ее через свои воспоминания, через свои потери, утраты, через свое сердце. Истинно бардовская песня заставляет человека строить свои образные картины, фантазировать, переживать, сострадать, радоваться и печалиться. Картины, где декорации и сюжет, главные действующие лица и исполнители  заимствованы из духовно – чувственного мира каждого конкретного слушателя. Чем богаче этот опыт у слушателя, чем больше накоплено и пережито в плане чувственности, тем ярче и красочнее эти картины, тем масштабнее работа души.

         Звучит песня Булата Окуджавы «Счастливый жребий»

Ведущий: Вот, что говорил Владимир Высоцкий  в свое время про бардовскую песню:     « Искусства настоящего без страдания нет. И человек, который не выстрадал, творить не может. Необязательно, чтобы его притесняли или стреляли в него, мучили или пугали тюрьмой, достаточно, чтобы в его душе, даже без внешних воздействий, человек испытывал чувство страдания за людей, близких, вообще за ситуацию… Авторская песня – тут уж без обмана, тут будет стоять перед вами весь вечер один человек с гитарой, глаза в глаза. И расчет в авторской песне только на одно- на то, что вас беспокоят точно так же, как и меня, те же проблемы, судьбы человеческие, одни и те же мысли. И точно так же вам, как и мне, рвут душу и скребут по нервам несправедливости и горе людское. Короче говоря, все рассчитано на доверии. Вот что нужно для авторской песни: ваши глаза и уши и мое желание вам что-то рассказать, а ваше желание что-то услышать».

     Звучит песня Владимира Высоцкого «Братские могилы»

Ведущий:  Существует такое понятие, как идеальная песня – это эталон, где все составляющие песни – слова, музыка, исполнение, сопровождение, смысл, чувства – находятся в гармонии, удачно дополняя друг друга, чтобы в песне разные по своему уровню развития люди нашли что-то свое. Что трогало бы их душу. Вот что говорил по этому поводу Владимир Высоцкий: « Над песней работать нужно больше, чем даже над крупным поэтическим произведением. Ее нужно оттачивать  так, чтобы она влезала в уши и в души одновременно. Не отдельно – сначала услышал, потом осознал, а сразу. Потом ее можно взять домой, найти второй план, третий, четвертый, кто как хочет, но в душу она должна сразу входить».

        Сейчас прозвучит песня Владимира Высоцкого, которая называется «Песня о друге» и которая является, на мой взгляд, идеальной песней. Тема дружбы, измены, предательства, мужества и трусости занимает важное место в бардовской песне. Предлагаю вам , слушая эту песню, не только нарисовать мысленную картину всего того, о чем поется в песне, но и попытаться представить  себе людей, которые были, есть или будут в вашей жизни в те моменты, когда решается, чего стоит человек на самом деле; друг он или враг, или просто так. Как поведут они себя в экстремальной ситуации, как поведете себя вы. Но зла на предавших и слабых не держите, а, как советует Высоцкий, просто не берите их в «горы». Песня выступает катализатором для погружения в мир чувств, эмоций, переживаний, и если вы услышите ее не только ушами, но и сердцем, вы почувствуете, увидите, как она (песня) засверкает новыми, яркими красками.

          Звучит песня Владимира Высоцкого «Песня о друге»

Ведущий: Бардовская песня, ее мысль. Чувства могут быть усвоены  в полной мере таким человеком, у которого ассоциации, вызванные песней, входят звеном в состав его личного опыта. Если он это уже переживал, об этом думал. Восприятие человеком любой информации, в том числе и находящейся в бардовской песне, напрямую зависит от его уровня мировоззрения. Как человек относится к окружающему нас миру, что видит в людях, природе, событиях. Как понимает свою судьбу, свое предназначение, так он и воспринимает бардовскую песню. Одна и та же песня вызывает иногда совершенно полярные мнения, чувства, ассоциации у людей, ведь люди разные, с разным багажом жизненного опыта, с разным количеством любви, сострадания, с различным взглядом на проблему добра и зла, цели, смысла и сути человеческой жизни.

        Звучит песня Юрия Визбора «Ах, какая пропажа»

Ведущий: Бард занимается песенным творчеством, как, впрочем,  и эстрада, рок, романс, народная песня и т. д., но бард должен «пахать глубже», его «творческий плуг» должен идти не по поверхностным чувственным категориям, истинам, взглядам, а гораздо глубже, и самый важный пласт тем – это разрешение вопроса, основного вопроса жизни человека, – «зачем он пришел на эту землю, куда идет и правильно ли идет?»

        Звучит песня Булата Окуджавы «Грузинская песня»

Ведущий: Чтобы соответствовать истинному предназначению барда, мне кажется, что автор, исполнитель должен быть не только хорошим поэтом, музыкантом, певцом. Он должен быть всесторонне развитым, образованным, культурным, грамотным человеком. Он должен иметь богатый жизненный опыт, богатый духовный мир. Сочиняют многие, поют многие, но бардами можно назвать единицы. Барду присуща жизненная мудрость. Его песни добры, глубоки, мудры, светлы и образны.

         Звучит песня Александра Дольского «Посвящение»

Ведущий: На мой взгляд, главный момент, принцип для того, чтобы определить, относится ли данная песня к бардовской, является не то, что человек, профессиональный музыкант, композитор, поэт или непрофессионал написал сам музыку, слова и сам же ее исполняет под собственный аккомпанемент. Или происходит какое-то частичное творчество – написание стихов или написание музыки для чьих – то стихов. Главным является то, какова сама песня. Если за песней, за исполнением чувствуется мысль, образ, если песня находит отклик в сердце, вызывая эмоциональное сопереживание, и если эти сопереживания глубокие, добрые, светлые, то это песня бардовская, независимо от того, исполняется она автором или другим исполнителем, под гитару или под оркестровое сопровождение, поет ли ее рок-группа, эстрадный певец или непрофессиональный исполнитель, – все это не так важно. Главное – это сама песня и величина резонанса в сердце слушателя. Имеет ли песня свое лицо, характер, душу, живая ли она, добрая ли она, умная ли она, светлая ли она?

        Звучит песня «Научи меня жить» из репертуара группы «Воскресенье»

Ведущий: Бардовская песня не пишется на заказ. Это песни, написанные в состоянии высокого эмоционального подъема, связанного с каким – либо стресс – фактором. Это могут быть эмоции восторженного созерцания природы, чувство горечи в результате предательства, чувство разочарования при развенчивании какого – либо идеала, чувство гордости, уважения, радости, любви, страха, тоски, досады, тревожности, надежды, нежности, раскаяния, ироничности, благодарности и многие другие стороны душевного напряжения. Очень много песен написано про осень. Видимо, это время года, как никакое другое, поднимает человека над житейской суетой, возвышает, окрыляет и направляет на творческое самовыражение.

      Увядание природы после буйного лета – это печально, уныло, светло, торжественно и величаво. Здесь сокрыта великая Тайна и Истина, и от соприкосновения с ней люди начинают творить, кто музыку, кто книгу, кто картину, кто песню.

          Звучит песня Николая Шипилова « Осень»

Ведущий: Гитара, как никакой другой инструмент, подходит для бардовской песни. Недаром сцена Грушинского фестиваля авторской самодеятельной песни сделана в форме гитары. Лиричная, задушевная, мягкая, проникновенная, искренняя, она хороша и в узком кругу друзей, и в шумных концертных залах, в туристическом походе у костра и в камерном зале любителей классической музыки. С изобретением электрогитары она стала самым массовым из музыкальных инструментов. Освоить несложный аккомпанемент для пения может фактически каждый.

      Гитара – самый интимный музыкальный инструмент.  Великий итальянский музыкант Никколо Паганини сказал: «Все музыкальные инструменты нарушают тишину, а гитара ее создает» Ну а бардовской песне как раз необходима тишина для разговора по душам.

        Звучит песня « Город» из репертуара группы «Аквариум»

Ведущий: Бардовская песня задевает чувственный мир человека и приносит пользу силою самой природы. В душе есть нечто сокровенное, духовное, слишком глубоко запрятанное, которое освобождается, будучи произнесенным, затронутым.

           Звучит песня «Моя звезда» (муз. Александра Суханова, сл. Иннокентия

                   Анненского)

Ведущий: Мне кажется, что нужны не только глубокие, философские, умные, красивые и сложные песни. Нужны также песни легкие, незатейливые, поверхностные, развлекательные, но которые вызывают добрые эмоции, чувства, создают хорошее настроение, задевают такие стороны души, как сочувствие, сопереживание. Ведь люди все разные, и то, что увидит, почувствует и услышит один, не поймет другой, и то, над чем улыбнется один, вызовет умиленную радость и слезы у другого. Каждому – свое и каждому времени и настроению – своя песня. Поэтому когда начинается борьба против шлягеров, пустых любовных песенок, хочется сказать, чтобы их оставили в покое, каждый сам решит, что ему слушать, и всякие песни рождаем мы сами – слушатели. Гораздо сложнее с песнями циничными, пошлыми, но и здесь нужно бороться не столько с песнями и с теми, кто их сочиняет и поет, а заглянуть себе в душу, ведь это мы сами, слушатели, порождаем эти песни, наше невежество и темнота. Ведь если бы все ценили, любили и слушали только хорошие песни, то не было бы и плохих.

 Звучит песня Александра Розенбаума «Я хотел бы подарить тебе песню»

Ведущий: Закончить наш творческо-тематический вечер нам поможет песня  «Ночная дорога», муз Виктора Берковского, Сергея Никитина, сл. Юрия Визбора. Прошу выйти на сцену всех исполнителей, которые нам сегодня пели и всем вместе со зрителями дружно спеть финальную песню. До новых встреч, счастливого пути, удачи!

      Звучит финальная песня «Ночная дорога» (муз Виктора Берковского, Сергея Никитина, сл. Юрия Визбора) 

13.06.2019

Сценарий Вечера русской народной и лирической песни

Пагиева Фатима Савельевна

Педагог дополнительного образования

Сценарий Вечер русской народной и лирической песни. Нет наверно на земле человека который не любил бы русскую народную песню. Необходимо подобрать исполнителей, которые могут передать всю красоту земли русской в песне. Необходимо подобрать видеофоны на каждый номер. Поставить выгородки: плетень, лавочку, дерево.

Оценить




8779

Содержимое разработки

Сценарий

Вечер русской народной и лирической песни

(На ЗТМ проектор и звучит акапельно русская народная песня на фоне видеоряда о Русской земле и Российских просторах на финале звучат стихи)

Ведущий: О русские песни любимые,

В народе веками хранимые,

Ну  чем же вы так хороши?

И в горе вы с нами и в радости,

Вы с нами с рожденья до старости

Звучите в глубинах души! ЗАНАВЕС

Казбек подходит к правому плетню и тихо зовет Залину.

Прячет за спиной букет полевых цветов, кладет возле скамейки корзину яблок.

(Ведущая выходит оглядываясь.)

Ведущие выходят на первый план.

Ведущий: Здравствуй милая (Протягивает ей букет и корзину с яблоками.) Вот яблочки тебе нарвал в саду.

Ведущая: Здравствуй! Спасибо! Где ты пропадал?

Ведущий: Стихи тебе писал!

Ведущая: Не верю!

Ведущий: Не веришь?

Ведущая: Читай!

Ведущий: Вот сама читай! (Передает ей свернутый лист.)

Ведущая: разворачивает лист и читает громко имя исполнительницы…..

Эх, каким ты был таким и остался! (Бросает лист и уходит. Ведущий идет за ней следом, поднимает лист.) Ой, я перепутал листы, это же сценарий к сегодняшнему концерту, (бежит за ней,) ты неверно все поняла, это объявка к выходу следующей певицы и не Каким ты был таким ты и остался а«Вдоль по питерской» и уходит за ведущей следом.

«Хас-булат»

«Однажды морем»

Ведущий: Добрый вечер дорогие гости!

Залина: Добрый вечер, дорогие друзья! Мы рады вас видеть в этом зале! Наш концерт посвящён русской народной песне – сокровищнице русской музыки, из которой народ черпал силы в тяжёлое лихолетье, которой доверял свои мысли и чувства, вместе с которой горевал и праздновал.

Ведущий: Праздник без песни-не праздник, работа-не в радость, и горе горевать-песня помогает. У нас с вами есть уникальная возможность сегодня вечером, дать песне русской- волю. Скажем же ей вместе-в добрый час!

Исполняется песня «Снова слышу голос твой»

Ведущая: Ты откуда, русская,

Зародилась, музыка?

То ли в чистом поле,

То ли в лесе мглистом?

В радости ли? В боли?

Или в птичьем свисте?

Ты скажи, откуда

Грусть в тебе и удаль?

В чьем ты сердце билась

С самого начала?

Как же ты явилась?

Как ты зазвучала?

Пролетали утки –

Уронили дудки.

Пролетали гуси –

Уронили гусли.

Их порою вешней

Нашли, не удивились.

Ну а песня? С песней

На Руси родились.

Песни «Ивушки» «Ухарь купец»

Ведущий: выходит вместе с Эдуардом :

Эх, растяни гармошку, запевай-ка друг,

Выйдем за околицу, на зеленый луг,

Как в былые времена гуляет весь народ,

А девицы-красавицы водят хоровод.

Исполняются песни «Выйду на улицу» «Ямщик»

Ведущий: (ГОЛОС ЗА КУЛИСАМИ) Женский голос, как ветер несётся,

Легким кажется, влажным, ночным,

И чего на лету он коснётся,

Всё становится сразу иным.

Заливает алмазным сияньем,

Где-то что-то на миг серебрит

И загадочным одеяньем

Небывалых шелков шелестит.

Исполняются песни «Два берега» «Вишня»

Ведущая: (ГОЛОС ЗА КУЛИСАМИ) Что музыка? Она одна

Нас утешает бесконечно,

Так сладостна, так гармонична

В ней наша видится судьба.

Исполняется песня

Ведущий: Вершиной русского песенного творчества и наверное всей мелодической культуры является протяжная песня. В ней воспеваются красота и величие русской природы – её широкие поля, могучие реки какие песни вы знаете где звучит название реки( обращается к зрителям. по дону, волга матушка, )

Ведущая: Очень часто в протяжных песнях поётся о нелёгкой крестьянской доле, о тяжёлом рабском труде бурлаков. Вспоминаются строчки Некрасова:

«Выдь на Волгу – чей стон раздаётся

Над великою русской рекой?

Этот стон у нас песней зовётся-

То бурлаки идут бечевой»

Очень часто в протяжных песнях звучали истории о непростых женских судьбах, об одной из которых мы сейчас услышим песню «Сладка ягода»

Ведущий: Дорогие зрители, мы соведущей для вас приготовили сюрприз. Вы можете попробовать себя в качестве певцов на нашем концерте.

Ведущая: Мы начинаем строчку из известной русской народной песни, а вы продолжаете, договорились?

Ведущий: Любо братцы , любо, любо братцы жить….

Ведущая: Виновата ли я………

Ведущий: Что стоишь качаясь……

Ведущая: Во поле березка стояла….

Ведущий: Ой мороз, мороз…….

Ведущая: Ой цветет калина …..

Ведущий: На речке, на речке…..

Ведущая: Каким ты был……..

Ведущий: А песню «Каким ты был» для вас исполнит …………..

Ведущая: Когда звезда вдали забрезжит

И позовёт к теплу костер,

Вдруг из-за острова на стрежень

Выходит песня на простор.

Полны то удалью, то грустью

Её высокие слова…

Как много бед прошло над Русью,

А песня русская – жива!

Исполняются пени «А луна по прежнему светит» , «Зорька алая»

Ведущий: Если мы сегодня не скажем о частушке, то мы не все скажем о русской народной песне.

Ведущая: Частушки благополучно дожили до наших дней. Этот жанр весьма популярен и сейчас. На любой злободневный момент народ готов откликнуться короткой и остроумной песенкой.

Ведущая: Если взять цветной бумаги,
Ручку, ножницы и клей
И еще чуть-чуть отваги — 
Можно сделать сто рублей.

Ведущий: Где б нам с милкой подзанять
Миллионов двадцать пять?
Ух ты! Ах ты!
Да на покупку яхты!

Ведущая: Предлагаем своеобразную минуту славы.

Ведущий: Мы идем в зал и даем возможность желающим исполнить частушку для всех, только прошу приличные.

Ведущие спускаются в зал с корзиной яблок и раздают исполнителям.

Ведущий: О эти звуки,

Эти песни!

О, как нам снова повезло!

Каким вы чудом здесь воскресли?

Каким вас ветром занесло?

Случайно ль это совпаденье,

Иль неслучайно, наконец?

Или всё это подтвержденье

Родства великого сердец?

Исполняются песни «По дону гуляет» «За что люблю Ивана»

Ведущая: Песня сопровождала человека всю жизнь: она была рядом в труде, и в борьбе с жизненными трудностями. Русские песни поражают своей мелодичностью, задушевностью, глубиной чувств, игривостью…А песни из любимых кинофильмов стали истинно народными потому что исполняет их народ! У меня есть просьба, я хочу чтобы ты ее выполнил!

Ведущий: Какая?

Ведущая: Я очень хочу, чтобы ты для нас исполнил одну песню!

Ведущий: Какую?

Ведущая: Ее очень любила моя бабушка! И мне она по душе. Она звучит примерно так …….(напевает мелодию). Я слышала, ты ее исполняешь. Очень тебя прошу, наверняка зрители с удовольствием ее послушают, а может и подпоют.

Ведущий: С удовольствием!

Ведущая:песни из кинофильма «Весна на заречной улице»

Ведущая: Лирические песни – яркий образец художественного творчества народа. Они внесли в национальную культуру особый художественный язык и образцы высокой поэзии, отразили душевную красоту, идеалы и чаяния народа, нравственные устои крестьянской жизни.

Исполняется песня «Соловьи»

Ведущая: Эх, оркестр народный,

Раздольно – хороводный!

Грянь-ка плясовую –

Я со всеми затанцую!

Танец в исполнении детского хореографического ансамбля

(Все участники концерта выходят и исполняют по одной строчке песню, припев вместе)

Ночью звёзды вдаль плывут по синим рекам.
Утром звёзды гаснут без следа.
Только песня остаётся с человеком.
Песня — верный друг твой навсегда.

Все вместе
Через годы, через расстоянья,
На любой дороге, в стороне любой
Песне ты не скажешь до свиданья,
Песня не прощается с тобой.

Наши песни носим в сердце с колыбели.
С песней всюду вместе мы идём.
Сколько песен мы любимым нашим спели…
Сколько мы ещё с тобой споём…

Все вместе
Через годы, через расстоянья,
На любой дороге, в стороне любой
Песне ты не скажешь до свиданья,
Песня не прощается с тобой.

В лютый, холод песня нас с тобой согреет,

В жаркий полдень будет как вода,

Тот кто песни петь и слушать не умеет,
Тот не будет счастлив никогда.

Все вместе
Через годы, через расстоянья,
На любой дороге, в стороне любой
Песне ты не скажешь до свиданья,
Песня не прощается с тобой

Ведущий: Вот и закончился наш концерт. Но добро, которое мы несем от сердца к сердцу и дарим друг другу, будет жить вечно.

Ведущая: Мы прощаемся с Вами и желаем здоровья, радости и вечного желания петь.

Вместе: до новых встреч!

7

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/363998-scenarij-vechera-russkoj-narodnoj-i-lirichesk

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Вечер бардовской песни

“Как здорово, что все мы здесь сегодня

собрались!”

(звучит песня «Ты да я, да мы с тобой, на экране горит костёр)

«И сама по себе не играет гитара

А дана человеку как голос души…»

Ю. Визбор

«Я вытяну дожди в шесть разноцветных струн

И пальцами ветров возьму аккорд зари…»

Бардовские песни, песни под гитару, негромкие, искренние, идущие из самых сокровенных глубин человеческой души. «Бродячие» (как их еще называют) авторские песни – это те, от которых веет в зале дымом костра, запахом свежевыпавшего снега, ароматом предстоящей дороги… Что важно в песнях бардов? По-моему, доброта, человечность, честь, милосердие, любовь. Настоящий бард – это всегда личность.

«Пусть наш круг не будет тесен,

В мире нет другого средства –

С душ соскабливайте плесень,

Выметайте пыль из сердца.

На планете миллиарды

Ждущих факела в ночи,

Доставай гитары, барды,

Души музыкой лечи…».

Когда же появились эти врачеватели человеческих душ?

Бардовская песня имеет многовековую историю и существует с момента появления человечества. Она имела разные названия, свои особенности, бытовала в разных странах и уголках нашей Земли, но суть бардовской песни была и остается неизменной.

Расскажу одну притчу. Еще задолго до Рождества Христова на Земле жили люди, которых назывались кельтами. Своих мудрых учителей они называли друидами. Перед знанием материального и духовного мира друидов преклонялись многие народы, населяющие тогда Землю, Чтобы получить звание начальной степени друида, Избранные должны были обучаться этому 20 лет у жреца – друида. Пройдя обучение, испытания и посвящение Избранный назывался Бардом. Теперь он имел моральное право идти в народ и петь, вселяя в людей Свет и Истину, своей песней, словами формируя образы, исцеляющие душу …

Бардовская песня, как никакая другая песня, способствует работе души, а следовательно, и ее исцелению. Бардовскую песню, и в этом ее особенность, можно воспринять только тогда, когда внимание слушателя ничем не отвлекается. Перед слушателем лишь проникновенная мелодия и образы, которые создает песня. Нужно полностью погрузиться в чувственно – образный мир песни, необходимо создать свои образные картины, мысли, переживания, откликнуться на песню сердцем, а для этого необходима как раз работа. Работа мысли, чувств, памяти, сердца, работа души.

Жанр бардовской песни как явление отечественной культуры нашего времени появился в 50-60 годах XX века. В это время такие песни называли студенческими и туристическими, потому что сочинялись и распевались они в институтских общежитиях и туристических походах. На фоне бодряческой трескотни и барабанного боя молодежь заметила и подхватила первые авторские песни.

Объединение в одном лице поэта, музыканта и исполнителя привело к тому, что родился новый вид искусства, где творчество перестало быть разделено между несколькими творцами. Самодеятельные авторы являлись талантливыми и  оригинальными людьми, но их мало интересовала реклама своих песен. Их творчество пришлось по душе людям разных возрастов и профессий. 

Благодаря творчеству таких известных бардов, как булат Окуджава, Юрий Визбор, Владимир Высоцкий, Татьяна Визбор, Вероника Долина, Александр Дольский, Юлий Ким, Александр Городницкий, Олег Митяев, Сергей Никитин, Александр Розенбаум, Александр Суханов, Ариадна Якушева, жанр получил имя и право на самостоятельное существование в нашей культуре. Булат Окуджава – профессионал в поэзии, Олег Митяев – артист, Юрий Визбор – журналист, обаятельный, энергичный человек, Юлий Ким – один из основоположников жанра авторской песни, Вероника Долина – поэтесса, Татьяна Визбор – журналист.

Основное качество бардовской песни – это то, что за песней всегда стоит какое-то чувство, смысл, душа автора. Бардовская песня – это живая песня. Она спрашивает, советует, рассказывает, печалится и веселится.

Авторская самодеятельная песня – один из самых массовых и демократических видов искусства. Об этом свидетельствуют многотысячные аудитории фестивалей бардовской песни, которые проходят круглый год в самых разных уголках нашей Родины. Самый известный из них – это Грушинский фестиваль авторской самодеятельной песни, который традиционно проходит в первые выходные июля в г. Самара. Фестиваль посвящен памяти Валерия Грушина, студента из г. Куйбышева, туриста и автора песен, геройски погибшего в горной реке при спасении тонущих детей.

ВЕДУЩИЙ:

Сегодня в школьном нашем зале

О бардах поведем рассказ,

И песни, что хоть раз слыхали,

А может, видели, читали,

Споем все вместе мы сейчас.

ВЕДУЩИЙ:

И кто участвовал в походах,

Сидел когда-то у костра,

Как космонавт без кислорода,

Без песни жить не сможет сроду.

Гитара – верная сестра!

ВЕДУЩИЙ:

Пусть струны звонкие гитары

Для всех сегодня прозвучат,

И, может, песен этих старых

Мотивы просто как подарок

И в ваши души постучат!

Бардовская песня не пишется на заказ. Эти песни, написанные в состоянии высокого эмоционального подъема, связанного с каким-либо стресс-фактором. Это могут быть эмоции восторженного созерцания природы, чувство горечи в результате предательства, чувство разочарования при развенчивании какого-либо идеала, чувство гордости, уважения, радости, любви, тоски, надежды, благодарности и многие другие стороны душевного напряжения.

Есть среди таких песен одна из самых любимых. Она, наверное, известна каждому из вас. Это песня ЮРИЯ ВИЗБОРА «МИЛАЯ МОЯ».

  1. Она прозвучит в исполнении учащихся 8Б класса. Желающие могут присоединиться.

Чтобы написать хорошую бардовскую песню, совсем необязательно быть профессионалом в музыке, поэзии, быть профессиональным исполнителем или гитаристом. Песне нужно отдать частичку своей души, а для этого нужно обладать гармоничной, доброй, светлой и безграничной душой.

Исполнитель бардовской песни должен донести, прежде всего, смысл песни, ее чувства. Донести красиво, изящно, доходчиво. Это песни не для развлечения, их нельзя слушать между делом.

  1. ____________________

Гитара, как никакой другой инструмент подходит для бардовской песни. Недаром сцена Грушинского фестиваля авторской, самодеятельной песни сделана в форме гитары. Лиричная, задушевная, мягкая, проникновенная, искренняя, она хороша и в узком кругу друзей, и в камерном зале любителей классической музыки.

Гитара – самый интимный музыкальный инструмент. Кто-то из великих музыкантов сказал, что любой другой инструмент нарушает тишину, а гитара ее создает. Ну, а бардовской песне как раз необходима тишина – для разговора по душам

  1. Видео фрагмент «Донбасский вальс»

Бардовская песня задевает чувственный мир человека и приносит пользу силою самой природы. В душе каждого человека есть нечто сокровенное, духовное, слишком глубоко запрятанное, которое освобождается, будучи произнесенным, затронутым.

Мне кажется, что нужны не только глубокие, философские, красивые и сложные песни. Нужны также песни легкие, незатейливые, но которые вызывают добрые эмоции. Каждому – свое, и каждому времени и настроению – своя песня.

  1. Приглашается 9А класс с песней «Перевал»

Наверное, у каждого человека, знакомого с песенным творчеством Владимира Высоцкого, есть, так сказать, «свой собственный Высоцкий», есть песни, которые нравятся больше других. Нравятся потому, что они чем-то роднее, ближе, убедительнее.

Песни Высоцкого о войне – это, прежде всего, песни очень настоящих людей. Людей из плоти и крови. Сильных, усталых, мужественных, добрых. Таким людям можно доверить и собственную жизнь, и Родину. Такие не подведут.

Лучшие песни Владимира Высоцкого – для жизни. Они – друзья людей. В песнях этих есть то, что может поддержать тебя в трудную минуту, есть неистощимая сила, непоказная нежность и размах души.

  1. Песню Владимира Высоцкого нам исполнит 10 класс «Песня о друге»

Духовные песни рассказывают нам о том, что трудно выразить словами. Песни о душе – это песни – состояния. Главное в них ощущение себя как духовной личности, которая то взмывает вверх, то вынуждена страдать. Что такое душа. Это и свет, и любовь, и молитва, и счастье. Поэтому песни о душе – это песни о счастье и свете, молитве и любви.

Ведущий: И чем больше существует песен о душе, тем больше у людей появляется шансов почувствовать в себе душу.

Ведущий: Песни души, словно встреча близких друзей, потому что настоящая дружба может быть только тогда, когда у них близкие души. Отдавать людям песни души – это особенный дар, дающийся каждому, кто способен открыть свою душу.

  1. «Изгиб гитары жёлтой», песня которую знает каждый. Её мы споём вместе с 9Б классом

Ведущий: Песни души светят людям, как маленькие звездочки с небес, как небесные искорки, согревающие сердца.

Как ангелы, звуки садятся на руки,

На плечи, на слезы, на боль и на муки,

На радость, страданье, на счастье без меры,

На поиски смысла и проблески веры;

На миг, на секунду, надолго, на время,

На сны и на мысли, на доброе семя,

На все, что не выразить взглядом, словами.

Так ангелы звуки сплетаются с нами

Я приглашаю сюда 11 класс с песней, которая каждому из вас тоже очень хорошо известна. Эта песня даёт надежду, дарит мечту, а главное говорит о настоящей дружбе, без которой не бардовской песни

  1. «Алые паруса»

ВЕДУЩИЙ: В 1968 году на Сахалине была написана Валерием Канером песня «А все кончается, кончается, кончается…». Она сразу стала любимой не только у молодых, но и людей разного возраста.

Я предлагаю именно этой песней закончить нашу с вами встречу. Наш вечер бардовской песни подошёл к финалу, но наша любовь к этой песне не заканчивается. Она будет жить в наших сердцах, она будет нас окрылять, вселять веру, надежду, а главное лечить наши души.

Видео «А всё кончается» и все поддерживают исполнение этой песни.

Автор разработки учитель

русского языка и литературы О. И. Самойлова

А всё кончается, кончается, кончается!

Едва качаются перрон и фонари,

Глаза прощаются, надолго изучаются –

И так всё ясно, слов не говори…

А голова моя полна бессонницей,

Полна тревоги голова моя –

И как расти не может дерево без солнца,

Так не могу я быть без вас, мои друзья!

Спасибо вам, – не подвели, не дрогнули,

И каждый был открыт – таким, как был.

Ах, дни короткие за сердце тронули,

Спасибо вам прощайте – до Курил…

А всё кончается, кончается, кончается!

Едва качаются перрон и фонари,

Глаза прощаются, надолго изучаются –

И так всё ясно, слов не говори.

Мы по любимым разбредёмся и по улицам,

Наденем фраки и закружимся в судьбе,

А если сердце заболит, простудится –

Искать лекарства станем не в себе.

Мы будем гнуться, но наверно не загнёмся, –

Не заржавеют в ножнах скрытые клинки!

И мы когда-нибудь куда-нибудь вернёмся

И станем снова с вами просто мужики!

А всё кончается, кончается, кончается!

Едва качаются перрон и фонари,

Глаза прощаются, надолго изучаются –

И так всё ясно, слов не говори…

Вечер бардовской песни

Цель:

1.    
Знакомство с творчеством
поэтов-бардов (классиков и современников): В.Высоцкого, В.Цоя, А.Розенбаума и
др.

2.    
Воспитание интереса к
творчеству поэтов-бардов, любви к музыке, желание стать исполнителем
собственных песен.

Методы и приемы:

– беседа;

– рассказ;

– исполнение песен;

– просмотр фотографий, презентаций.

Наглядность и ТСО:

– компьютер;

– проектор;

– музыкальный центр;

– инструментальные установки.

Форма: музыкальная гостиная.

Эти песни не горят,

Они в воздухе парят,

Чем им делают больней –

Тем они сильнее…

Звучит музыка до начала мероприятия.

ВЕДУЩИЙ1:                               

Добрый вечер. Мы рады видеть вас сегодня на нашем
вечере, посвящённом   бардовской песне.

ВЕДУЩИЙ2:

А много ли мы знаем о бардовской песне? Что такое
бардовская песня?

ВЕДУЩИЙ1:

 Бардовская песня – древнейший жанр, более древний,
чем инструментальная     музыка и писаные стихи. Своё начало этот жанр берёт в
музыкальной культуре Древней Руси – слагатели былин (баяны), певцы-дружинники.
Само слово «бард» (поэт-певец у древних кельтов) пришло из древности.

ВЕДУЩИЙ2:

Традиция исполнять стихи, сопровождая их музыкой, была
у всех народов.      Содержание стихов при этом может быть различным, но всегда
они – важный компонент бардовской песни. В этом существенное отличие от текстов
           эстрадных песен, где не предполагается даже, что все слова будут
расслышаны.

ВЕДУЩИЙ 1

Основное качество Бардовской песни – это то, что за песней всегда стоит        
 какое-то чувство, смысл, душа автора. Это живая песня: она спрашивает,          советует,
рассказывает, печалится, веселится.

ВЕДУЩИЙ2:

В жизни наступает момент, когда поэтические строчки
начинают звучать внутри нас. Душа словно просыпается и поет. Тогда рождаются
песни,  отражающие внутренний мир человека и рассказывающие обо всех самых светлых
моментах в жизни.

ВЕДУЩИЙ 1:

В конце 60-х годов авторская песня приобрела такую популярность, что   по
всей нашей великой  стране  устраивались «слеты» – загородные фестивали
авторской песни. Самый крупный из них – памяти Валерия Грушина – студента,
погибшего в туристическом походе, – до сих пор проводится под Самарой, на
Волге, так как бардовскую песню многие считают туристической. Давайте послушаем
одну из таких песен.

                             Звучит песня «Ты да я, да
мы с тобой»

ВЕДУЩИЙ 2:

Первыми бардами были                  (презентация слайдов):

Булат Шалвович Окуджава,

Юрий Иосифович Визбор,

ВЕДУЩИЙ 1:

          Александр Моисеевич Городецкий,

Александр Аркадьевич Галич;

Юлий Черсанович Ким и многие другие.

ВЕДУЩИЙ 2:

Кто
был первым бардом, поющим поэтом нашего времени? Кто первый взял    гитару и,
подойдя к микрофону, стал не читать стихи, а петь их? Многие         считают:
Окуджава. Еще чаще говорят: Высоцкий. И у людей есть основания думать так. Но
рядом с пронзительной элегичностью Окуджавы, рядом с         гневным, яростным
напором Высоцкого не потерялась искрящаяся улыбка Юрия Визбора.

ВЕДУЩИЙ 1:

Он
был действительно, прирожденно артистичен, это певец костров. Тогда       шутили:
у Визбора даже гитара смеется. В его голосе искрилось ликование, у   него
улыбалось каждое слово, каждый звук; эта радость окрашивала у него     любую
песню, даже грустную.

ВЕДУЩИЙ 2:

Среди бардов были
и семейные дуэты, пример, Никитины. Во время учебы, в 1967 году, студентка
Татьяна начала петь в квинтете физиков, которым               руководил Сергей
Никитин, ее будущий муж. В 1974 года Татьяна и Сергей     Никитины начали петь
дуэтом, и долгое время они совмещали музыкальную    деятельность с научной работой:
оба – кандидаты физико-математических наук. Вместе с Сергеем Никитиным она
исполняла его песни и песни друзей-бардов. “Резиновый ежик”,
“Когда мы были молодые”, “Александра”, “Переведи меня
через майдан”, их голос звучали в кинофильмах, в том числе в легендарной    картине
“Москва слезам не верит”.

Звучит
песня «Александра»

ВЕДУЩИЙ 1:

Судьба многих бардов сложилась трагически. Так, Александр Галич был          исключен
из Союза писателей, эмигрировал и погиб в Париже, всем известна судьба
Владимира Высоцкого, Виктора Цоя, Игоря Талькова.

ВЕДУЩИЙ 2:

в 70-80 годах  по соседству с авторской бардовской песней  возникла
рок-поэзия. Между ними не столь уж просто провести границу-принадлежность к
року    определяется не словами и не музыкой, а общим отношением к жизни. Как     считают
многие, в самой основе рок-поэзии лежит убеждение: мир по своей природе жесток
и бесчеловечен. Характерные для рок-музыки визжащие,     скрежещущие и воющие
звуки      оправданы тем, что это – крик человека,   вброшенного в лишенный
Бога мир.

ВЕДУЩИЙ 1:

В конце 80-х годов по стране разлетелись записи новых ленинградских
групп: «Зоопарка» – лидер Михаил Науменко, он же Майк. «Алиса» – лидер Константин
Кинчев, «Кино» – лидер Виктор Цой

ВЕДУЩИЙ 2:

«Наутилус Помпилиус» – лидер Вячеслав Бутусов, «Аквариума» – лидер
Борис Гребенщиков, он же Гребень, он же Боб, он же БГ и др. Их песни разительно
отличались от того, что слушали и пели в то время в России.

Звучит
песня «Под небом голубым»

ВЕДУЩИЙ1

А теперь нам хотелось бы остановиться на некоторых бардах подробнее.

ВЕДУЩИЙ 2:

И
начнем с творчества барда-классика Владимира Высоцкого.

(Презентация  )

ВЕДУЩИЙ 2:

Это
один из самых известных поэтов-бардов. Его голос невозможно спутать ни с чьим
другим.

Может, кто и ныне
снова хрипоте его не рад.
Может, кто намеревается подлить в стихи елея…
А ведь песни не горят, они в воздухе парят.
Чем им делают больнее, тем они сильнее.

ВЕДУЩИЙ 1:

Почему мы начинаем именно с творчества В.Высоцкого, потому что этот год
знаменателен.

ВЕДУЩИЙ 2:

Этот год – юбилейный год со дня рождения поэта-исполнителя. Сегодня ,
25 января 2013 года ему исполнилось бы   75 лет.

ВЕДУЩИЙ 1:

Владимир Высоцкий… Это имя и при жизни было легендой.
А после смерти этим именем называют горные вершины, театры, корабли. В 1985
году астрономы Крымской обсерватории назвали открытую ими планету именем Владимира
Высоцкого. Она значится под номером 2374 в Международном каталоге планет. Жизнь
его, короткая, но стремительная, пересекла небосклон человеческих судеб сияющим
метеоритом.

Он много раз умирал, но вновь воскресал. Не умея жить
и чувствовать вполсилы, он работал на износ. «Поющий нерв эпохи»,- так назвал
Высоцкого поэт Евгений Евтушенко.

ВЕДУЩИЙ 2:

    Злой рок русской поэзии: за редким исключением, всё сколько- нибудь
                   значительное погибает, едва успев расцвести. Этой
трагической участи не        избежал и Владимир Высоцкий- артист, поэт,
композитор редкостного и       неповторимого дарования. Но и недоиграв,
недопев, недописав, он оставил так много, что о нём ещё долго невозможно будет
сказать «был». Он-«есть».            Во всяком случае, до конца нашего поколения.

ВЕДУЩИЙ 1:

Что же будет с Россией? Что?

Кто мне ответит?

Никто!

Вот моя последняя записка:

« Я вчера много работал.

Прошу не будить!

Никогда. Засыпаю насовсем.

Люди! Я любил вас! Будьте

Снисходительны!..

ВЕДУЩИЙ2.

25 июля 1980 года поэта не стало. Поклониться
Высоцкому пришли не только артисты, друзья и родственники. Незнакомые люди,
которые любили его песни, стихи, пришли отдать дань памяти своему кумиру –
тысячи людей,                   людское море, растянувшееся на километры.
Внезапно над толпой поднялся              голос Высоцкого – сотни людей взяли с
собой магнитофоны с записями своих любимых песен.

 ВЕДУЩИЙ 1:

Я- снова я, и вы теперь мне верьте,- я

Немного прошу взамен бессмертья-

Широкий тракт, друга да коня;

Прошу покорно, голову склоняя,

Побойтесь Бога, если не меня,-

Не плачьте вслед, во имя

Милосердия!

Давайте прослушаем еще одну из его песен

Звучит песня
«Друг»

ВЕДУЩИЙ 2:

Сейчас мы вспомним еще одного барда, чья судьба  трагически               оборвалась.
Имя Игоря Талькова мало кого оставляет равнодушным.                       Трагическая
гибель певца только подогрела интерес к его личности, его                      творчеству,
его судьбе. Игорь Владимирович Тальков
родился 4 ноября                                 1956 года в бедной семье
города Щекино Тульской области, что в 7
километрах от Ясной поляны.

Презентация  – песня «Памяти В.Цоя».

ВЕДУЩИЙ 1:

Это стихотворение, посвященное памяти Виктора Цоя,
было написано на смерть певца. Как вы видите, оно оказалось пророческим. В 1991
году жизнь Игоря Талькова так глупо оборвалась. Игорь Тальков был убит 6 октября
1991 года в концертном зале  “Юбилейный”.
Ходили разные слухи о причине его              гибели. Наиболее
известной является версия, когда певец поссорился за                         кулисами
во время концерта с охранником знаменитой певицы Азизы. В порыве перепалки
охранник выстрелил в певца почти в упор. Смерть наступила сразу, он был уже
мертв, когда приехала скорая помощь.

ВЕДУЩИЙ 2:

Вся страна была в шоке и ужасе. Разразился страшный скандал. Очень
долгое время Азиза не появлялась на экранах российского телевидения. Но певца
было не вернуть.

ВЕДУЩИЙ 1:

Остывает под сердцем свинец.

Гаснут красными вздохами слезы.

Ты уходишь, прозревший певец,

В небо русское, в стоны березы.

ВЕДУЩИЙ 2:

Сейчас прозвучит  песня «Чистые пруды».

Звучит песня «Чистые пруды»

ВЕДУЩИЙ 1:   

Барды, о которых
дальше пойдет речь – наши современники. В частности              Александр
Розенбаум.

Презетация

ВЕДУЩИЙ 2:

Родился
он 13 сентября, в семье студентов Медицинского института.                                В
пятилетнем возрасте начал ходить в музыкальную школу. В 12 лет он был принят в секцию
по боксу. Соседом Сашиной бабушки по квартире был                            известный
гитарист Михаил Минин, у которого Саша и научился первым                         
 гитарным приемам, а в дальнейшем игре на гитаре обучался самостоятельно.                 В
15-16 лет появились его первые стихи. Он начал слушать и повторять                           запрещенные
тогда песни Галича, Высоцкого и Окуджавы. Затем дальнейшую судьбу он решает
связать с профессией своих родителей – медициной. Почти пять лет работает
врачом скорой помощи. В тоже время, ощутив тягу                               к
 написанию и исполнению своих песен Розенбаум поступает в вечернее                    джазовое
училище при дворце имени Кирова. С того времени, будучи врачом он выступал с
песнями  в эстрадных коллективах.

ВЕДУЩИЙ 1:

Известный
во всей стране поющий врач не оставил равнодушным никого. Поет он обо всем: и о
войне, и о любви, и о истории нашей. На своих концертах                   Розенбаум
собирает тысячи поклонников. Почему? Чем он заставил любить                 себя?
           

ВЕДУЩИЙ 2:

Наверное,
потому, что мало осталось у нас поэтов-бардов, настолько близких к классическому
исполнению песен под гитару.

Давайте же прослушаем его песню  

Звучит песня

ВЕДУЩИЙ 1:

Бард, о котором мы
будем говорить сейчас, очень известен. Его любят слушать и ребята нашего
школьного ансамбля. Это певец по имени Трофим.

Сергей Трофимов
(Трофим) – композитор, поэт, музыкант, исполнитель своих песен. родился 4
ноября 1966г. в г. Москве.
в 1973г.   стал солистом Московской Государственной хоровой капеллы мальчиков
при институте им. Гнессиных. Учился в Московском Государственном Институте
Культуры и в Московской Государственной Консерватории (кафедра теории и композиции)
в 1985г.: дипломант XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в г. Москве.
ВЕДУЩИЙ 2:

с 1991 по 1993гг.:
служил в церкви (певчий регент подьячий).
в 1994г.: начало гастрольной деятельности под псевдонимом «Трофим».
в 1996г.: выпустил сольный альбом

В 2000г.: состоялась
поездка в Чечню, был заместителем председателя попечительского совета ГУИН
России
в 2001г.: становится членом союза писателей России

Работал с певцами: Вахтангом Кикабидзе, Лаймой Вайкуле, Ладой Дэнc, Александром
Маршалом, Николаем Носковым, Еленой Пануровой и др.

ВЕДУЩИЙ 1:

Ну а теперь давайте послушаем его   песню  «Голуби»

Звучит песня «Голуби»

ВЕДУЩИЙ 2:

На этом наш вечер заканчивается. Конечно, рассказать за столь короткое
время обо всех бардах невозможно. Однако мы постарались сделать выполнимой хоть
маленькую часть. Спасибо вам, друзья, что вы пришли в нашу музыкальную гостиную.

ВЕДУЩИЙ 1:

Спасибо, музыка, за
то,
Что ты меня не оставляешь,
Что ты лица не закрываешь.
Себя не прячешь ни за что.

Спасибо, музыка, за
то,
Что ты единственное чудо.
Что ты душа, а не причуда,
Что для кого-то ты ничто.

ВЕДУЩИЙ 2:

Спасибо, музыка,
за то,

Чего умным не
подделать,
За то спасибо, что никто.
Не знает, что с тобой поделать..

ВЕДУЩИЙ 1:

Закончим свой вечер мы очень известной нестареющей песней Олега Митяева.
Подпевайте все

«Изгиб гитары желтой»

ВЕДУЩИЙ 2:

Надеемся, что вы узнали что-то новое и хорошо провели время.

Мы будем рады вас видеть всегда на наших вечерах. Приходите!

ВЕДУЩИЙ 1:

Хочется сказать вам всем спасибо.  До свидания! До встречи!

Звучит музыка.

Добавить комментарий