Как составить программу внеурочной деятельности по предмету

Методические рекомендации по разработке программ внеурочной
деятельности

В соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта «основная образовательная
программа начального общего образования реализуется образовательным
учреждением через учебный план и внеурочную деятельность»[1].

Внеурочная деятельность организуется
по следующим направлениям развития личности: 

– спортивно-оздоровительное,

– духовно-нравственное,

– социальное,

– общеинтеллектуальное,

– общекультурное.

Организация занятий по направлениям
внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного
процесса. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по
желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения, в том
числе: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты,
школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные
исследования, общественно полезные практики.

При организации внеурочной
деятельности обучающихся образовательным учреждением могут использоваться
возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и других
организаций. Однако при организации взаимодействия с учреждениями
дополнительного образования детей необходимо учесть, что:

– учреждения дополнительного образования детей находятся вне
федерального государственного образовательного стандарта;

– у них есть свои лицензионные нормы охвата детей и
определенное количество ставок педагогических работников;

– УДО подразделяются на различные виды («станция» может
работать только по одному направлению, «Центр» – по четырем направлениям,
«Дом творчества» – по пяти направлениям, «Дворец творчества» – по десяти
направлениям). Поэтому может сложиться ситуация, когда они не смогут
организовать внеурочную деятельность по всем направлениям;

– УДО находятся в различных ведомствах:  Детские школы
искусств, Музыкальные школы, Детские эстетические центры (Сфера культуры) или
Станция техников, туристов, ДЮСШ, Дома творчества, ДД(Ю)Т (Сфера
образования). УДО сферы культуры осуществляют свою деятельность за
определенную плату, а внеурочная деятельность в рамках ФГОС должна
предоставляться бесплатно.

        
Дополнительное образование детей предполагает реализацию дополнительных
образовательных программ по определенным направлениям деятельности
художественно-эстетическое, эколого-биологическое, естественно-научное,
научно-техническое и др. Педагог дополнительного образования разрабатывает
дополнительную образовательную программу по соответствующему направлению
деятельности.

В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут
использоваться возможности специализированных лагерей, тематических лагерных
смен, летних школ.

Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках
реализации основной образовательной программы начального общего образования
определяет образовательное учреждение.

Все направления внеурочной деятельности необходимо
рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих
программ.

Общеобразовательные учреждения предоставляют обучающимся
возможность выбора широкого спектра программ внеурочной деятельности,
направленных на развитие младших школьников.

Типы образовательных программ внеурочной
деятельности:

•  комплексные образовательные программы, предполагающие
последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к
результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности. Эти
программы могут быть сквозные, когда педагоги начинают работать по ним с
детьми с первого по четвертый класс, акцентируя внимание на  планируемых
результатах в соответствии с которыми, изменяется и содержание программы.

При разработке комплексных
образовательных программ внеурочной деятельности необходимо учитывать
следующее:

– комплексные программы могут быть двух вариантов:

 «А» – когда все содержание деятельности по программе
предполагает работу части (группы) педагогического коллектива по одному
направлению, например, художественно-эстетическому, и тогда каждый педагог разрабатывает
один – два модуля («Оригами», «Батик», «Вышивка шелковыми лентами»,
фольклорный кружок, театральная студия и др.).

Комплексные программы могут
реализовываться как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях
школьников одновозрастной группы. Количество групп, их наполняемость, время
занятий и периодичность проведения определяются локальным актом
образовательного учреждения. Данный вариант может быть реализован в
образовательных учреждениях, в которых существует подсистема дополнительного
образования детей или работающих в одну смену и имеющих квалифицированные
кадры для организации этого вида деятельности.

«Б» – когда все содержание деятельности по программе
предполагает работу части (группы) педагогического коллектива по нескольким
направлениям, например, спортивно-оздоровительному,
художественно-эстетическому, научно-познавательному, военно-патриотическому.
Данный вариант может найти применение в сельских школах, где недостаточно
специалистов, реализующих лишь одно направление.

         При
разработке комплексных программ необходимо учитывать, что к ним пишется одна
пояснительная записка, в которой отражается вся специфика работы по всем
модулям программы, все остальные разделы программы пишутся каждым педагогом,
согласно содержанию работы в рамках своего модуля.

•   тематические образовательные
программы, 
направленные на получение воспитательных результатов в
определённом проблемном поле и использующие при этом возможности различных
видов внеурочной деятельности (например,  образовательная программа
патриотического воспитания, образовательная  программа воспитания
толерантности и т. п.);

•  образовательные программы, ориентированные на
достижение результатов определённого уровня 
(образовательная
программа, обеспечивающая первый уровень результатов; образовательная
программа, обеспечивающая первый и второй уровни результатов; образовательная
программа, обеспечивающая второй и третий уровни результатов). Такие
программы могут иметь возрастную привязку,  например:

– для 1 класса – образовательная программа, ориентированная на
приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности;

– для  2-3  классов – образовательная программа,
формирующая ценностное отношение к социальной реальности;

– для 4 класса – образовательная программа, дающая  
ученику   опыт   самостоятельного  
общественного действия.

Общие правила разработки программ внеурочной
деятельности:

1.     Программы организации внеурочной деятельности могут быть
разработаны образовательными учреждениями самостоятельно или на основе
переработки ими примерных программ.

2.     Разрабатываемые программы должны быть рассчитаны на школьников
определённой возрастной группы.

3.     В определении содержания программ школа руководствуется
педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности
учащихся и их родителей.

Программы внеурочной деятельности имеют следующую структуру[2]:

1.     Титульный лист;

2.     Пояснительная записка;

3.     Учебно-тематический план;

4.     Содержание курса;

5.     Ресурсное обеспечение реализации Программы;

6.     Рекомендуемая литература.

Титульный лист должен содержать информацию:

·        
Вышестоящие органы образования (по подчиненности учреждения).
Название образовательного учреждения, в котором разработана программа. Ф.И.О.
ответственного работника, утвердившего программу с указанием даты
утверждения.

·        
Дата и № протокола педагогического совета, рекомендовавшего
программу к реализации.

·        
Название программы (по возможности краткое и отражающее суть программы).
Возраст детей, на который рассчитана программа.

·        
Срок реализации  программы (на сколько лет она рассчитана).

·        
Автор программы (Ф.И.О, занимаемая должность).

·        
Название города.

·        
Год создания программы.

Пояснительная записка.

В Пояснительной записке раскрываются
цели образовательной деятельности, обосновывается отбор содержания и
последовательность изложения материала, дается характеристика формам работы с
детьми и условиям реализации программы.

Пояснительная записка содержит:

1. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в
образовательный процесс:

•   актуальность;

•   практическая значимость;

•   связь с уже существующими по данному направлению
программами;

•   вид (модифицированная, экспериментальная,
авторская программа);

•   новизна (для претендующих на авторство).

2.  Цель и задачи программы.

Цель — предполагаемый результат
образовательного процесса, к которому надо стремиться. При характеристике
цели следует избегать общих, абстрактных формулировок типа «всестороннее
развитие личности», «создание возможностей для творческого развития детей»,
«удовлетворение образовательных потребностей и т.д. Такие формулировки не
отражают специфики конкретной программы и могут быть применены к любой
программе.

Цель должна быть связана с названием
программы, отражать ее основную  направленность. Конкретизация цели
осуществляется через определение задач, показывающих, что нужно сделать,
чтобы достичь цели.

Задачи могут быть:

• обучающие – развитие познавательного интереса к чему-либо,
включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний,
умений, развитие мотивации к определенному виду деятельности и т.д.;

• воспитательные – формирование общественной активности
личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме,
навыков здорового образа жизни и т.д.;

• развивающие – развитие личностных свойств: самостоятельности,
ответственности, активности, аккуратности и т.д.; формирование потребности в
самопознании, саморазвитии.

Формулирование задач также не должно быть абстрактным, они
должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами.

3.  Отличительные особенности программы:

•   базовые теоретические идеи; ключевые понятия;

•  этапы реализации, их обоснование и взаимо­связь.

 В программе указывается количество
часов аудиторных занятий и внеаудиторных активных (подвижных) занятий. При
этом количество часов аудиторных занятий не должно превышать 50% от общего
количества занятий.

4.  Особенности возрастной группы детей, которым адресована
программа:

– возраст детей и их психологические особен­ности;

– особенности набора детей (свободный, по конкурсу и др.);

– число   обучающихся   по  
годам   обучения (обосновать);

– режим занятий: общее число часов в год; число часов и занятий в
неделю; периодичность занятий.

– прогнозируемые результаты и способы их проверки:

5.  Уровень  результатов работы по программе:

Первый уровень результатов — приобретение
школьником социальных знаний (об общественных нормах, устрой­стве общества, о
социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.),
первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов 
получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд,
культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов — получение
школьником
 опыта самостоятельного общественного действия.

6. Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей
(могут быть представлены на выставках, соревнованиях, конкурсах,
учебно-исследовательские конференциях и т.д.).

Учебно-тематический план.

Учебно-тематический план  составляется
в виде таблицы, которая отражает название и последовательность изложения
учебных тем, количество учебных часов (всего, на теоретические занятия и на
практические занятия).

Последовательность тем целесообразно
построить так, чтобы они независимо от направления деятельности учащихся
отражали логику предлагаемого образовательного маршрута. На вводном занятии
целесообразно обратить внимание на особенности использования терминов и
понятий, отражающих специфику содержания программного материала. Затем
желательно раскрыть природу возникновения, историю становления и развития
рассматриваемого явления (науки, искусства, техники, спорта и т.п.), показать
роль специалистов, мастеров, исследователей в формировании современных
представлений о том или ином явлении.

Содержание Программы.

Содержание Программы – это краткое
описание разделов и тем внутри разделов. Содержание тем раскрывается в том
порядке, в котором они представлены в учебно-тематическом плане. 
Описание темы включает:

•    название;

•    основные узловые моменты;

•    формы организации образовательного процесса
(теоретические, практические).

Изложение ведется в именительном падеже. Обычно первая тема —
введение в программу.

Особенности содержания программы.

При отборе содержания и видов
деятельности детей в том или ином объединении учитываются интересы и
потребности самих детей, пожелания родителей, рекомендации школьного
психолога, опыт внеурочной деятельности педагога.

Ресурсное обеспечение реализации Программы:

·        
Кадровое (педагоги, администрация, врачи, психологи и т.д);

·        
Материально-техническое;

·        
Финансовое;

·        
Информационно-методическое (пособия, методическая литература и
т.п., интернет).

       Краткая характеристика
средств, необходимых для реализации программы: кадровых — перечислить
педагогов, охарактеризовать их профессионализм, квалификацию, критерии
отбора; материально-технических — дать краткий перечень оборудования,
инструментов и материалов (в расчете на число обучающихся).

Список литературы.

Приводятся два списка литературы:

·        
литература, используемая педагогом для разработки программы и
организации образовательного процесса;

·        
литература, рекомендуемая для детей и родителей.

После написания программы внеурочной
деятельности организуется ее презентация на заседании методического
объединения педагогов, реализующих дополнительное образование младших
школьников.

После доработки в соответствии с
замечаниями и пожеланиями участников обсуждения программа и рецензии на нее
представляются в администрацию образовательного учреждения.

После утверждения программы директором
образовательного учреждения педагогический совет может рекомендовать
программу для апробации в том или ином объединении детей.

По мере опытной проверки содержание
программы корректируется, дополняется и обеспечивается средствами
психолого-педагогической поддержки и необходимым учебно-методическим
комплектом.

В состав учебно-методического
комплекта 
 к программе могут входить:     

– учебные и методические пособия;

– энциклопедические словари и
справочники,

– аннотированный указатель литературы
для педагога и для детей;

– видео- и аудиоматериалы;

– компьютерная поддержка программы;

– подборка схем, чертежей, выкроек,
шаблонов и т.д.;

– перечень объектов для экскурсий;

– календарь знаменательных дат;

– информация о жизни и деятельности
людей, внесших существенный вклад в искусство и науку, производство, спорт,
туризм и т.д.;

– подборка журналов, других материалов
из различных средств массовой информации по конкретному направлению
деятельности обучающихся;

– коллекции различных предметов по
направлениям творческой деятельности данного объединения (альбомы,
репродукции произведений искусства, произведения декоративно – прикладного
искусства, почтовые марки, открытки, значки, памятные медали, портреты людей,
достигших успехов в конкретном направлении творческой деятельности, натурные
объекты, модели, макеты различных устройств и т.д.);

– информация о мемориальных центрах,
музеях, картинных галереях, выставочных залах и т. п. по направлению
творческой деятельности конкретного объединения детей;

– материалы, отражающие достижения
обучающихся;

– оборудование рабочего места.

В программе описывается содержание
внеурочной деятельности   школьников, суть и направленность
планируемых школой дел и мероприятий. Из описания должно быть видно, на
достижение какого уровня результатов направлены эти дела и мероприятия. Если
программу предполагает организацию нескольких видов внеурочной деятельности
школьников, то в содержании должны быть разделы или модули, представляющие
тот или иной вид деятельности
. При необходимости тот или
иной раздел или модуль также может быть подразделён на смысловые части.

Методические рекомендации по разработке программ внеурочной деятельности

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта «основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность»[1]. 

Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности:  

– спортивно-оздоровительное,

– духовно-нравственное,

– социальное,

– общеинтеллектуальное,

– общекультурное.

Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения, в том числе: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.

При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и других организаций. Однако при организации взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей необходимо учесть, что:

– учреждения дополнительного образования детей находятся вне федерального государственного образовательного стандарта;

– у них есть свои лицензионные нормы охвата детей и определенное количество ставок педагогических работников;

– УДО подразделяются на различные виды («станция» может работать только по одному направлению, «Центр» – по четырем направлениям, «Дом творчества» – по пяти направлениям, «Дворец творчества» – по десяти направлениям). Поэтому может сложиться ситуация, когда они не смогут организовать внеурочную деятельность по всем направлениям;

– УДО находятся в различных ведомствах:  Детские школы искусств, Музыкальные школы, Детские эстетические центры (Сфера культуры) или Станция техников, туристов, ДЮСШ, Дома творчества, ДД(Ю)Т (Сфера образования). УДО сферы культуры осуществляют свою деятельность за определенную плату, а внеурочная деятельность в рамках ФГОС должна предоставляться бесплатно.

         Дополнительное образование детей предполагает реализацию дополнительных образовательных программ по определенным направлениям деятельности художественно-эстетическое, эколого-биологическое, естественно-научное, научно-техническое и др. Педагог дополнительного образования разрабатывает дополнительную образовательную программу по соответствующему направлению деятельности.

В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ.

Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.

Все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих программ.

Общеобразовательные учреждения предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра программ внеурочной деятельности, направленных на развитие младших школьников.

Типы образовательных программ внеурочной деятельности:

•  комплексные образовательные программы, предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности. Эти программы могут быть сквозные, когда педагоги начинают работать по ним с детьми с первого по четвертый класс, акцентируя внимание на  планируемых результатах в соответствии с которыми, изменяется и содержание программы.

При разработке комплексных образовательных программ внеурочной деятельности необходимо учитывать следующее:

– комплексные программы могут быть двух вариантов:

 «А» – когда все содержание деятельности по программе предполагает работу части (группы) педагогического коллектива по одному направлению, например, художественно-эстетическому, и тогда каждый педагог разрабатывает один – два модуля («Оригами», «Батик», «Вышивка шелковыми лентами», фольклорный кружок, театральная студия и др.).

Комплексные программы могут реализовываться как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников одновозрастной группы. Количество групп, их наполняемость, время занятий и периодичность проведения определяются локальным актом образовательного учреждения. Данный вариант может быть реализован в образовательных учреждениях, в которых существует подсистема дополнительного образования детей или работающих в одну смену и имеющих квалифицированные кадры для организации этого вида деятельности.

«Б» – когда все содержание деятельности по программе предполагает работу части (группы) педагогического коллектива по нескольким направлениям, например, спортивно-оздоровительному, художественно-эстетическому, научно-познавательному, военно-патриотическому. Данный вариант может найти применение в сельских школах, где недостаточно специалистов, реализующих лишь одно направление.

         При разработке комплексных программ необходимо учитывать, что к ним пишется одна пояснительная записка, в которой отражается вся специфика работы по всем модулям программы, все остальные разделы программы пишутся каждым педагогом, согласно содержанию работы в рамках своего модуля.

•   тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определённом проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например,  образовательная программа патриотического воспитания, образовательная  программа воспитания толерантности и т. п.);

•  образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определённого уровня (образовательная программа, обеспечивающая первый уровень результатов; образовательная программа, обеспечивающая первый и второй уровни результатов; образовательная программа, обеспечивающая второй и третий уровни результатов). Такие программы могут иметь возрастную привязку,  например:

– для 1 класса – образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности;

– для  2-3  классов – образовательная программа, формирующая ценностное отношение к социальной реальности;

– для 4 класса – образовательная программа, дающая   ученику   опыт   самостоятельного   общественного действия.

Общие правила разработки программ внеурочной деятельности:

1.     Программы организации внеурочной деятельности могут быть разработаны образовательными учреждениями самостоятельно или на основе переработки ими примерных программ.

2.     Разрабатываемые программы должны быть рассчитаны на школьников определённой возрастной группы.

3.     В определении содержания программ школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей.

Программы внеурочной деятельности имеют следующую структуру[2]:

1.     Титульный лист;

2.     Пояснительная записка;

3.     Учебно-тематический план;

4.     Содержание курса;

5.     Ресурсное обеспечение реализации Программы;

6.     Рекомендуемая литература.

Титульный лист должен содержать информацию:

  1. Вышестоящие органы образования (по подчиненности учреждения). Название образовательного учреждения, в котором разработана программа. Ф.И.О. ответственного работника, утвердившего программу с указанием даты утверждения.
  2. Дата и № протокола педагогического совета, рекомендовавшего программу к реализации.
  3. Название программы (по возможности краткое и отражающее суть программы). Возраст детей, на который рассчитана программа.
  4. Срок реализации  программы (на сколько лет она рассчитана).
  5. Автор программы (Ф.И.О, занимаемая должность).
  6. Название города.
  7. Год создания программы.

Пояснительная записка.

В Пояснительной записке раскрываются цели образовательной деятельности, обосновывается отбор содержания и последовательность изложения материала, дается характеристика формам работы с детьми и условиям реализации программы.

Пояснительная записка содержит:

1. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс:

•   актуальность;

•   практическая значимость;

•   связь с уже существующими по данному направлению программами;

•   вид (модифицированная, экспериментальная, авторская программа);

•   новизна (для претендующих на авторство).

2.  Цель и задачи программы.

Цель — предполагаемый результат образовательного процесса, к которому надо стремиться. При характеристике цели следует избегать общих, абстрактных формулировок типа «всестороннее развитие личности», «создание возможностей для творческого развития детей», «удовлетворение образовательных потребностей и т.д. Такие формулировки не отражают специфики конкретной программы и могут быть применены к любой программе.

Цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную  направленность. Конкретизация цели осуществляется через определение задач, показывающих, что нужно сделать, чтобы достичь цели.

Задачи могут быть:

• обучающие – развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, развитие мотивации к определенному виду деятельности и т.д.;

• воспитательные – формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.д.;

• развивающие – развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.; формирование потребности в самопознании, саморазвитии.

Формулирование задач также не должно быть абстрактным, они должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами.

3.  Отличительные особенности программы:

•   базовые теоретические идеи; ключевые понятия;

•  этапы реализации, их обоснование и взаимосвязь.

 В программе указывается количество часов аудиторных занятий и внеаудиторных активных (подвижных) занятий. При этом количество часов аудиторных занятий не должно превышать 50% от общего количества занятий.

4.  Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа:

– возраст детей и их психологические особенности;

– особенности набора детей (свободный, по конкурсу и др.);

– число   обучающихся   по   годам   обучения (обосновать);

– режим занятий: общее число часов в год; число часов и занятий в неделю; периодичность занятий.

– прогнозируемые результаты и способы их проверки:

5.  Уровень  результатов работы по программе:

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

6. Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей (могут быть представлены на выставках, соревнованиях, конкурсах, учебно-исследовательские конференциях и т.д.).

Учебно-тематический план.

Учебно-тематический план  составляется в виде таблицы, которая отражает название и последовательность изложения учебных тем, количество учебных часов (всего, на теоретические занятия и на практические занятия).

Последовательность тем целесообразно построить так, чтобы они независимо от направления деятельности учащихся отражали логику предлагаемого образовательного маршрута. На вводном занятии целесообразно обратить внимание на особенности использования терминов и понятий, отражающих специфику содержания программного материала. Затем желательно раскрыть природу возникновения, историю становления и развития рассматриваемого явления (науки, искусства, техники, спорта и т.п.), показать роль специалистов, мастеров, исследователей в формировании современных представлений о том или ином явлении.

Содержание Программы.

Содержание Программы – это краткое описание разделов и тем внутри разделов. Содержание тем раскрывается в том порядке, в котором они представлены в учебно-тематическом плане. Описание темы включает:

•    название;

•    основные узловые моменты;

•    формы организации образовательного процесса (теоретические, практические).

Изложение ведется в именительном падеже. Обычно первая тема — введение в программу.

Особенности содержания программы.

При отборе содержания и видов деятельности детей в том или ином объединении учитываются интересы и потребности самих детей, пожелания родителей, рекомендации школьного психолога, опыт внеурочной деятельности педагога.

Ресурсное обеспечение реализации Программы:

  1. Кадровое (педагоги, администрация, врачи, психологи и т.д);
  2. Материально-техническое;
  3. Финансовое;
  4. Информационно-методическое (пособия, методическая литература и т.п., интернет).

       Краткая характеристика средств, необходимых для реализации программы: кадровых — перечислить педагогов, охарактеризовать их профессионализм, квалификацию, критерии отбора; материально-технических — дать краткий перечень оборудования, инструментов и материалов (в расчете на число обучающихся).

Список литературы.

Приводятся два списка литературы:

  1. литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса;
  2. литература, рекомендуемая для детей и родителей.

После написания программы внеурочной деятельности организуется ее презентация на заседании методического объединения педагогов, реализующих дополнительное образование младших школьников.

После доработки в соответствии с замечаниями и пожеланиями участников обсуждения программа и рецензии на нее представляются в администрацию образовательного учреждения.

После утверждения программы директором образовательного учреждения педагогический совет может рекомендовать программу для апробации в том или ином объединении детей.

По мере опытной проверки содержание программы корректируется, дополняется и обеспечивается средствами психолого-педагогической поддержки и необходимым учебно-методическим комплектом.

В состав учебно-методического комплекта  к программе могут входить:     

– учебные и методические пособия;

– энциклопедические словари и справочники,

– аннотированный указатель литературы для педагога и для детей;

– видео- и аудиоматериалы;

– компьютерная поддержка программы;

– подборка схем, чертежей, выкроек, шаблонов и т.д.;

– перечень объектов для экскурсий;

– календарь знаменательных дат;

– информация о жизни и деятельности людей, внесших существенный вклад в искусство и науку, производство, спорт, туризм и т.д.;

– подборка журналов, других материалов из различных средств массовой информации по конкретному направлению деятельности обучающихся;

– коллекции различных предметов по направлениям творческой деятельности данного объединения (альбомы, репродукции произведений искусства, произведения декоративно – прикладного искусства, почтовые марки, открытки, значки, памятные медали, портреты людей, достигших успехов в конкретном направлении творческой деятельности, натурные объекты, модели, макеты различных устройств и т.д.);

– информация о мемориальных центрах, музеях, картинных галереях, выставочных залах и т. п. по направлению творческой деятельности конкретного объединения детей;

– материалы, отражающие достижения обучающихся;

– оборудование рабочего места.

В программе описывается содержание внеурочной деятельности   школьников, суть и направленность планируемых школой дел и мероприятий. Из описания должно быть видно, на достижение какого уровня результатов направлены эти дела и мероприятия. Если программу предполагает организацию нескольких видов внеурочной деятельности школьников, то в содержании должны быть разделы или модули, представляющие тот или иной вид деятельности. При необходимости тот или иной раздел или модуль также может быть подразделён на смысловые части.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования Московской области

«Академия социального управления»

Кафедра воспитательных систем

Итоговая практико-значимая работа

Тема: Как в соответствии с требованиями ФГОС ООО разработать программу внеурочной деятельности?

Слушатель курсов

«Развитие воспитательной деятельности

образовательной организации в новых условиях»

Ф.И.О.: Каленкова Анна Валерьевна

МБОУ «Нахабинская гимназия №4» Красногорского муниципального района Московской области

Москва – 2016

Пояснительная записка

Воспитательный процесс в школе – это не специально придуманные мероприятия, он должен идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, а должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельности.

Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, пространство и время в образовательном процессе.

Внеурочная деятельность организуется в целях формирования единого образовательного пространства школы для повышения качества образования и реализации процесса становления личности школьника в разнообразных развивающих средах. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. 

Каждый педагог, работающий в системе ФГОС ООО, сталкивается с проблемой написания программы той самой внеурочной деятельности.

Так как же быть?

Требований к разработке программ внеурочной деятельности в тексте Стандарта ООО нет. Нет их и в тексте Стандарта НОО. Требования к программам курсов внеурочной деятельности появляются лишь в Стандарте среднего (полного) общего образования. Вот они:

«Программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:

  1. Пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели среднего (полного) общего образования с учетом специфики курса внеурочной деятельности;

  2. Общую характеристику курса внеурочной деятельности;

  3. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;

  4. Содержание курса внеурочной деятельности;

  5. Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся;

  6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности.

Опираясь на требования Стандарта, можно предложить педагогам следующий вариант структуры внеурочной деятельности.

Структура программы внеурочной деятельности (на примере программы «Познай себя» для учащихся 6 классов МБОУ

«Нахабинская гимназия №4»)

1.Титульный лист

На титульном листе программы должна найти отражение следующая информация:

  • Название программы;

  • Направление развития личности школьника, в рамках которого будет реализовываться программа;

  • Возраст обучающихся, на которых ориентирована программа;

  • Разработчик программы.

Например:

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

«Познай себя»

Направление: духовно-нравственное.

Возраст учащихся: 12-13 лет, 6 классы

Разработчики: коллектив авторов под руководством И.В. Дубровиной

2.Пояснительная записка

Смысл пояснительной записки в самом её названии – объяснить, какая программа предлагается к реализации, зачем она нужна, что она даёт детям. В пояснительной записке важно, во-первых, обосновать актуальность программы (то есть доказать, что она действительно необходима современным детям), а во-вторых, указать её цели (конкретизируя, как сказано в тексте Стандарта, общие цели образования)

Например:

Пояснительная записка

Введение внеурочной деятельности по психологии в средних общеобразовательных учреждениях представляется актуальной и важной задачей образования, получившего социальный заказ на подготовку подрастающего поколения к жизни в правовом демократическом государстве. Именно личностные, психологические факторы выступают на первый план в работе над этой важной задачей. Психологическая культура, толерантность, позитивное самоотношение, чувство собственного достоинства, способность к рефлексии и самосовершенствованию, понимание интересов, мотивов, чувств и потребностей окружающих людей, умение строить свои отношения с окружающими, уважая их права, и отстаивать свои права конструктивным способом — все это относится к необходимым компонентам личности гражданина

Обучение психологии общения дает возможность к саморазвитию как непрерывного процесса, в рамках которого ученик приобретает способность управлять текущими событиями, формировать хорошие и открытые отношения с другими людьми, последовательно защищать свои взгляды, излагать свою точку зрения и вести дискуссию. В ходе занятий по программе «Познай себя » обучающиеся смогут раскрыть и развить навыки самоанализа; научиться пониманию чувств и мотивов поведения других людей; овладеть формами конструктивного повседневного и делового общения; обучиться приемам саморегуляции в стрессовых ситуациях.

3.Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Здесь важно в общих чертах описать особенности того курса внеурочной деятельности, который предлагается школьникам: особенности содержания, особенности формы работы с детьми, особые требования (если таковые имеются), которые предъявляются педагогом к комплектованию групп для проведения внеурочных занятий и т.п.

Например:

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Программа предмета «Познай себя» учитывает, что у школьников 6 класса все более активную роль в развитии личности начинает играть ведущая в этом возрасте деятельность общения со сверстниками. Вопросы общения весьма актуальны, интересны подросткам. Их волнуют проблемы дружбы, приятельских и товарищеских отношений, влюбленности, проблемы отношений людей друг к другу. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные показатели в других сферах их жизни и деятельности.

Переход от детства к взрослости составляет главный смысл и специфическое различие этого этапа. Подростковый период считается «кризисным», такая оценка обусловлена многими качественными сдвигами в развитии подростка. Меняется внутренняя позиция по отношению к школе и учению. Подросток, не игнорируя учебы, придает особое значение общению. Рефлексия на себя, на других, на общество. Происходит открытие мира психического, внимание подростка впервые обращается на другие лица. С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. Разделяется мир внутренних переживаний и объективная действительность.

Объектом учебной деятельности при изучении курса «Познай себя» в гимназии является психологическая реальность. Предметом учебной деятельности является овладение различными способами действия с психологической реальностью: размышления, анализ, сравнение и обобщение, овладение психологическими понятиями; решение психологических задач; способы изучения, осмысления, изменения, создания, конструирования психологической реальности; генерирование образа этой реальности и своих представлений о ней.

Методы обучения

словесные методы;

-анкетирование

игровые методы (дидактические и творческие игры), 

метод творческого самовыражения (литературное, художественное и др. виды творчества), 

методы психической саморегуляции и тренировки психических функций (аутогенная тренировка, психофизическая гимнастика, приемы эмоциональной разгрузки).

4.Тематическое планирование

Оформляется оно обычно в форме таблицы, где указывается

  • Название модулей, разделов и тем внеурочной деятельности

  • Соответствующее им общее количество часов, а также количество часов аудиторных и внеаудиторных (активных, подвижных и т.д.) занятий.

Например:

урока

Название темы.

Кол-во часов

Введение

Я и другой человек. Что такое общение. Из чего состоит общение. Общение и отношения между людьми.

1 ч

Раздел 1.

Как складывается впечатление о другом человеке

4 ч

2

«Что такое внешний вид человека. Лицо человека»

1

3

«О чем говорят жесты. Что можно узнать по походке и осанке»

1

4

«Речь говорит сама за себя»

1

5

«Одежда и прическа»

1

Раздел 2.

Как люди воспринимают друг друга

4 ч

6

«Первое впечатление о человеке. Реакция на новизну»

1

7

« Расстояние и восприятие. Время и восприятие»

1

8

« Отношение к человеку и восприятие. Что такое установка»

1

9

«Прошлый опыт и восприятие другого человека»

1

Раздел 3.

Особенности восприятия человека детьми и взрослыми

3 ч

10

«Как воспринимают человека дошкольники. Каким видят человека школьники»

1

11

«Восприятие человека взрослыми людьми. Влияние профессии человека на восприятие им других людей»

1

12

«Как люди воспринимают меня самого»

1

Раздел 4.

Как общаются разные люди

5 ч

13

«Что такое потребность в общении»

1

14

«Психологические особенности человека и общение»

1

15

«Навыки, манера и стиль общения»

1

16

«Слушать и слышать»

1

Раздел 5

Виды общения

3 ч

17

«Непосредственное общение»

1

18

«Особые виды общения»

1

19

«Что значит уметь общаться»

1

Раздел 6.

Общение и отношения

5 ч

20

«Что такое межличностные отношения»

1

21

«Личные и деловые отношения»

1

22

«Как возникает симпатия»

1

23

«Товарищество и дружба»

1

24

«Любовь»

1

Раздел 7.

Общение и понимание людьми друг друга

4 ч

25

«Психические процессы и понимание людьми друг друга»

1

26

«Стереотипы понимания другого человека»

1

27

« Эталоны понимания другого человека»

1

28

« Понимание чувств другого человека»

1

Раздел 8.

Особенности понимания человека детьми и взрослыми

2 ч

29

«Понимание человека детьми и взрослыми»

1

30

«Влияние профессии на понимание человека человеком»

1

Раздел 9.

Я живу среди людей

3 ч

31

«Что значит быть культурным человеком»

1

32

«Мы – пассажиры. Мы – зрители. Мы – путешественники»

1

33

«Как мы выглядим»

1

Заключение

Поведение итогов пройденного

1 ч

Итого

34 ч

5.Примерное содержание занятий

Этот раздел, пожалуй, самый сложный, если учесть, что из описания примерного содержания занятий должно быть видно, на достижение каких результатов они направлены. Конечно. Сделать это применительно ко всем внеурочным занятиям будет просто невозможно. Но применительно к тем из них, которые действительно несут в себе большой личностно развивающий потенциал, следует постараться это сделать. Итак, применительно к каждой теме внеурочных занятий важно указать, что именно на них будет происходить: о чем будет вестись разговор, что будут делать педагог и дети, какие формы работы будут при этом использованы.

Например:

Примерное содержание занятий

Раздел 6. Общение и отношение (5 ч)

Что такое межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Как возникает симпатия. Товарищество и дружба. Любовь.

Раздел 7. Общение и понимание людьми друг друга (4 ч)

Психические процессы и понимание. Стереотипы понимания. Эталоны понимания. Понимание чувств другого человека.

Раздел 8. Особенности понимания человека детьми и взрослыми

(2 ч)

Понимание человека детьми и подростками. Понимание человека школьниками. Понимание человека взрослыми людьми. Влияние профессии на понимание им детей и взрослых.

6.Предполагаемые результаты освоения школьниками курса внеурочной деятельности

Во –первых, это личностные результаты. Следовательно, в данном разделе необходимо перечислить:

  • Те социально значимые знания, которые планируется передать детям;

  • Те социально значимые отношения, которые планируется у них развивать;

  • Тот опыт социально значимого действия, приобретение которого школьниками планируется организовать.

Во-вторых, это метапредметные результаты. Следовательно, здесь важно перечислить те универсальные учебные действия, которые могут формироваться у школьников в процессе освоения данной программы внеурочной деятельности.

Кроме того, в этом разделе могут найти отражение и учебные результаты, которые, могут быть связаны с профилем данного курса внеурочной деятельности.

Например:

Предполагаемые результаты реализации программы

Личностные результаты обучения

  1. Формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

  2. Осваивать социальные нормы, правила поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.

  3. Развивать моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формировать нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам.

4.Формировать коммуникативную компетентность в общении и  сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

– осознавать свои личные качества, способности и возможности

– осознавать свои эмоциональные состояния и учиться саморегуляции

– овладевать навыками саморегуляции в общении со сверстниками и учителями

Познавательные УУД:

– адекватно воспринимать оценки учителей

– уметь распознавать чувства других людей

– обогатить представления о собственных ценностях и их роли в жизни

– уметь формулировать собственные проблемы

Коммуникативные УУД:

– учиться строить взаимоотношения с окружающими

– учиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации

– учиться правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других

– учиться самостоятельно решать проблемы в общении с друзьями

– формулировать свое собственное мнение и позицию

– учиться толерантному отношению к другому человеку

При проведении занятий по курсу «Познай себя»  необходимо использовать следующие  технологии:

  1. Личностно-ориентированные технологии.

  2. Технологию разноуровневого (дифференцированного) обучения.

  3. Диалогические технологии.

  4. КСО

  5. Технологии проблемного обучения  (исследовательский метод).

  6. Коммуникативно-информационные технологии.

  7. Технология учебно-игровой деятельности.

  8. Технология проектной деятельности.

7.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности

В этом разделе описываются те материально-технические условия, которые необходимы для продуктивной реализации программы внеурочной деятельности, а также указываются или прилагаются необходимые учебно-методические материалы (ими могут быть всевозможные методические рекомендации, алгоритмы действий, схемы, таблицы, иллюстрации, раздаточный материал и т.п.). В каждой образовательной организации, у каждого педагога это обеспечение будет своим, особенным, подбираемым под собственные профессиональные интересы и способности.

Заключение

Проблема  использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность подростков должна быть направлена на их всесторонне развитие. 

Каждый учитель мечтает о хороших учениках, но в каждом классе есть разные дети. Неоднородность всякого общества как бы изначально предполагает, что ребёнок подрастёт, займёт асоциальную позицию и взрослые должны  помочь ему в этом.

Ну а закончить мне хотелось бы словами величайшего педагога, философа В.А.Сухомлинского «Только та школа становится очагом духовной жизни, где помимо интересных уроков имеются и успешно применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков».

Список источников

1.Андреева Г.М. Социальная психология: Пособие для студентов /  Г.М.Андреева. – М., 2001.

2.Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. / Э.Берн. – М.: Современный литератор, 2006.

3. Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. №4 2014 год.

4.nsportal.ru

5.Сайт ИД «Первое сентября»

6.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования./М-во образования и науки РФ.-М.:Просвещение, 2013.

7.Авторская разработка педагогического совета на тему «Как в соответствии с требованиями ФГОС ООО разработать программу внеурочной деятельности?», заместитель директора по воспитательной работе Каленкова Анна Валерьевна, МБОУ «Нахабинская гимназия №4»

Организация внеурочной деятельности в контексте реализации Федеральных государственных образовательных стандартов вызывает много вопросов и главный из них — разработка рабочих программ курсов внеурочной деятельности. В настоящее время эта тема является актуальной и в ее успешном решении заинтересованы не только педагоги и администрация образовательных организаций, но и сами учащиеся и их родители. В статье даны методические рекомендации по разработке этих программ.

Ключевые слова:внеурочная деятельность, рабочая программа, рабочая программа курса внеурочной деятельности, нормативно-правовые основания разработки образовательной программы, технология разработки программы.

Федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС) ввели «новое» понятие — внеурочная деятельность, которая, по замыслу разработчиков стандарта, позиционировалась как образовательная инновация, но оказалась проблемой, которую никто не ждал.

Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (МР МО РФ от 12.05.2011 № 03–296) [5], что позволяет реализовать требования ФГОС начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования в полной мере. Внеурочная деятельность является неотъемлемой, обязательной частью образовательного процесса в школе; это — органичное продолжение учебных занятий.

Материалы стандарта целенаправленно подводят педагога и руководителя образовательного учреждения к формированию устойчивых представлений о внеурочной деятельности как:

части основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида деятельности; формировании учебной мотивации;

деятельности, способствующей расширению образовательного пространства, создающей дополнительные условия для развития учащихся;

необходимом условии взросления, в рамках которого происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.

Внеурочная деятельность организуется на основе специально разработанных образовательных программ по направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и спортивно-оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное); в таких формах, как кружки, краеведческая работа, художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, юношеские организации, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и другие формы, отличные от урочной, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности разрабатываются:

в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» [7];

в целях реализации ФГОС НОО (утв. приказом МОиН РФ от 6 октября 2009 г. № 373, с изменениями от 26 ноября 2010 г. № 1241) [2], ФГОС ООО (утв. приказом МОиН РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897) [3] и ФГОС СОО (утв. приказом МОиН РФ от 7 июня 2012 г. № 24480) [4].

с учетом положений Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» [6] и иных нормативных правовых документов.

Согласно нормам Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 273-ФЗ) [7] рабочая программа учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) (далее — рабочая программа) является неотъемлемой частью основной образовательной программы организации, осуществляющей образовательную деятельность, а понятие «образовательная программа» определяется как «комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов [7, ст.2, п.9]. Исходя из этого, по статусу рабочая программа относится к комплексу организационно-педагогических условий, обеспечивающих достижение планируемых результатов основной образовательной программы, и является документом образовательной организации, определяющим объем, содержание и последовательность изучения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в рамках основной образовательной программы.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности выполняет следующие функции:

нормативную (определяет обязательность реализации содержания программы в полном объеме);

информационно-методическую (дает представление о целях, содержании, последовательности изучения материала и путях достижения результатов освоения образовательной программы учащимися средствами данного курса);

организационную (выделяет этапы обучения, структурирует учебный материал, определяет его количественные и качественные характеристики на каждом этапе).

Рабочая программа курса внеурочной деятельности, наравне с иными программами, входящими в содержательный раздел основной образовательной программы, является частной по отношению к ней, конкретизируя общие цели с учетом специфики реализуемого содержания. Целью рабочей программы курса внеурочной деятельности является обеспечение достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования [2, п. 19.5], основной образовательной программы основного общего образования [3, п. 18.2.2] или основной образовательной программы среднего общего образования [4, п. 18.2.2].

Рабочая программа курса внеурочной деятельности разрабатывается на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и программы формирования универсальных учебных действий [2, п.19.5] или с учётом основных направлений программ, включённых в структуру основной образовательной программы [3, п. 18.2.2; 4, п. 18.2.2].

Рабочая программа курса внеурочной деятельности является нормативным документом:

регламентирующим организацию и фиксирующим содержание обучения по конкретной дисциплине (то есть определяющим содержание изучаемого курса, вырабатываемые компетенции, составные части учебного процесса, учебно-методические приемы, используемые при преподавании, формы и методы контроля знаний учащихся, а главное — взаимосвязь данного курса и других дисциплин учебного плана);

содержащим максимально полную информацию о предлагаемом учащимся содержании образования, в рамках основной образовательной программы: образовательные цель и задачи, а также фиксируемые, диагностируемые и оцениваемые образовательные результаты.

Реализация принципа преемственности ФГОС по уровням общего образования позволяет выделить единство подхода к структуре рабочих программ, но при этом образовательная организация, помимо обязательных требований ФГОС к структуре рабочей программы, может включать также иные сведения, необходимые и достаточные по ее усмотрению.

Исходя из данных выше характеристик, обобщим требования к рабочей программе курса внеурочной деятельности:

учет основных концептуальных идей и положений основной образовательной программы образовательной организации;

системность, целостность, конкретность, логичность и однозначность содержания;

последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса;

учет логических связей с основными предметами учебного плана;

фиксируемые, диагностируемые и оцениваемые планируемые образовательные результаты;

наличие признаков нормативного документа, использование официально-делового стиля изложения и современной педагогической терминологии;

оптимальный объем, не перегруженный излишней информацией.

Требования к структуре рабочей программы содержат ФГОС всех уровней, но структура рабочей программы курса внеурочной деятельности определяется только в Федеральном государственном образовательном стандарте [4, п. 18.2.2] и должна содержать:

1)        пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели среднего общего образования с учетом специфики курса внеурочной деятельности;

2)        общую характеристику курса внеурочной деятельности;

3)        личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;

4)        содержание курса внеурочной деятельности;

5)        тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся;

6)        описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности.

Рассмотрим содержание всех структурных элементов рабочей программы курса внеурочной деятельности.

Необходимый атрибут любой образовательной программы — титульный лист (лат. Titulus — «надпись, заглавие»), который предваряет текст этого документа и служит источником библиографической информации, необходимой для идентификации документа (наименование образовательной организации, гриф утверждения программы (реквизиты решений органов управления образовательной организации, участвующих в рассмотрении (принятии) и утверждении программы с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа), название программы, адресат программы, срок ее реализации, ФИО, должность разработчика(ов) программы, город и год ее разработки).

Раздел «Пояснительная записка» содержит:

указание на направление развития личности, в рамках которого разработана программа;

ссылку на нормативно-правовые и учебно-методические документы, на основании которых разработана программа;

цель программы, которая должна быть конкретизирована с учетом специфики курса внеурочной деятельности (цель — это обобщенный планируемый результат, на который направлено обучение по программе);

задачи программы — это конкретные результаты реализации программы (научить, привить, развить, сформировать, воспитать);

формы организации образовательного процесса (индивидуальные, групповые и т. д.) и виды занятий по программе, которые определяются содержанием и методикой реализации программы.

Раздел «Общая характеристика курса внеурочной деятельности» содержит:

актуальность программы — роль и значимость курса внеурочной деятельности с точки зрения целей общего образования соответствующего уровня (с опорой на концепцию ФГОС); соответствие программы современным достижениям в сфере науки, техники, искусства и культуры; соответствие запросам родителей и детей (обоснование актуальности должно базироваться на фактах — цитатах из нормативных документов, результатах научных исследований, социологических опросов, подтверждающих необходимость и полезность предлагаемой программы);

описание места курса внеурочной деятельности в основной образовательной программе образовательной организации;

адресат программы — примерный портрет учащегося, для которого будет актуальным обучение по данной программе (возраст, уровень развития, круг интересов, личностные характеристики, потенциальные роли в программе);

объем программы — общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы;

срок освоения программы — определяется содержанием программы и должен обеспечить возможность достижения планируемых результатов, заявленных в программе; характеризуют продолжительность программы — количество недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения;

режим занятий — периодичность и продолжительность занятий.

Раздел «Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности» содержит:

перечень личностных и метапредметных результатов освоения курса внеурочной деятельности, согласующиеся с его целью и задачами (определение основных знаний, умений, навыков, а также компетенций, приобретаемых учащимися в процессе изучения программы);

формы аттестации/контроля — разрабатываются и обосновываются для определения результативности усвоения программы (зачет, контрольная работа, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль художественно-прикладного творчества, отчетные выставки, отчетные концерты, открытые уроки, вернисажи и т. д.).

оценочные материалы — пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов — контрольно-измерительных материалов для оценки степени достижения запланированных личностных и метапредметных результатов [7, ст.2, п.9; ст. 47, п.5];

Раздел «Содержание курса внеурочной деятельности» содержит:

реферативное описание разделов и тем программы, перечень основных единиц содержания (понятий, фактов, законов, закономерностей и пр.);

перечень теоретических и практических занятий, направлений проектной и (или) исследовательской деятельности учащихся в соответствии с последовательностью, заданной тематическим планированием.

характеристику основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий), универсальные учебные действия, осваиваемые в рамках изучения темы.

Раздел «Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся» оформляется в виде таблицы (таблица 1), составляется на каждый год обучения и содержит:

наименование разделов и тем, входящих в каждый раздел,

общее количество часов на их изучение (с указанием теоретических и практических видов занятий, а также форм контроля.

Таблица 1

Примерная структура тематического планирования рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)

Дата

Наименование раздела, темы

Количество часов

Основные виды деятельности учащихся (УУД)

Особенности реализации (сетевая форма реализации, использование ДОТ)

Формы аттестации (контроля)

Всего

Теория

Практика

Раздел 1.

Тема 1.

Тема 2…

Раздел 2.

Тема 1.

Тема 2…

Раздел «Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности» содержит:

указание учебных пособий, методических и дидактических материалов, используемых при реализации программы;

перечень учебного оборудования, технических средств обучения, цифровых и электронных образовательных ресурсов, демонстрационных пособий и пр.;

описание материально-технической базы, необходимой для реализации программы (информационно-образовательная среда, кабинеты, мастерские и др.).

В заключение программы обязательно приводится «Список литературы» — включает перечень основной и дополнительной литературы; может быть составлен для разных участников образовательного процесса — педагогов, учащихся; оформляется в соответствии с требованиями к библиографическим ссылкам.

Разработка и утверждение рабочей программы курса внеурочной деятельности является исключительным правом образовательной организации [7, ст.12], включая определение порядка/регламента этих процессов. При этом организация самостоятельно определяет, как оформить этот порядок/регламент — отдельным локальным нормативным актом или в составе положения о разработке и утверждении основной образовательной программы [7, ст. 28].

Процедура разработки и утверждения рабочей программы курса внеурочной деятельности включает:

разработку проекта программы;

проведение экспертизы проекта программы на предмет соответствия требованиям ФГОС и основной образовательной программе образовательной организации;

рассмотрение и принятие проекта программы органом коллегиального управления образовательной организации, в компетенцию которого входит решение вопроса, связанного с определением содержания образования и организацией образовательной деятельности;

утверждение рабочей программы в комплекте с другими документами, составляющими основную образовательную программу, руководителем организации.

Кадровое обеспечение разработки рабочей программы внеурочной деятельности осуществляется в порядке, установленном образовательной организацией: педагогические работники привлекаются к разработке этих программ на основании их академических прав и должностных обязанностей, закрепленных ФЗ «Об образовании в РФ» [7, ст.47, п.3,5], Профессиональным стандартом педагога [1] и другими нормативными правовыми актами, регламентирующими трудовые отношения. Особо подчеркнем, что в Профессиональном стандарте содержится трудовая функция по проектированию и реализации образовательного процесса, которая включает: разработку и реализацию программ учебных предметов, курсов дисциплин (модулей) в рамках основной общеобразовательной программы; проектирование и реализацию воспитательных программ; разработку (совместно с другими специалистами) и реализацию совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка.

Лицензирование внеурочной деятельности осуществляется в рамках лицензирования образовательной деятельности образовательного учреждения по программам общего образования. Программы внеурочной деятельности дополнительно не лицензируются.

ФГОС в рамках основной общеобразовательной программы допускает использование во внеурочной деятельности дополнительных общеразвивающих программ, которые относятся к образовательным программам другого вида [2, п.17; 3, п.16; 4, п. 21]. Но при этом важно понимать, что у дополнительного образования детей есть собственные цели, задачи и функции, которые находятся за рамками стандарта.

В заключение считаем необходимым подчеркнуть, что внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС, которые закрепили обязательность ее организации, приобретает новую актуальность и позволяет учащемуся определить область интересов, осуществить «пробы» в различных видах деятельности, сделать выбор (самоопределиться) и развить свои способности. А правильное и продуманное использование этого ресурса позволит школе достичь нового качества образования.

Литература:

1.         Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] — URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129 (Дата обращения 06.07.2015)

2.         Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». [Электронный ресурс] — URL: минобрнауки.рф/документы/922/файл/748/ФГОС_НОО.pdf (Дата обращения 03.08.2015)

3.         Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». [Электронный ресурс] — URL: минобрнауки.рф/документы/543 (Дата обращения 03.08.2015)

4.         Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования». [Электронный ресурс] — URL: минобрнауки.рф/документы/543 (Дата обращения 03.08.2015)

5.         Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03–296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования». [Электронный ресурс] — URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071318/ (Дата обращения 03.03.2015)

6.         Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». [Электронный ресурс] — URL: http://dogm.mos.ru/legislation/lawacts/962912/ (Дата обращения 03.08.2015)

7.         Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ. [Электронный ресурс] — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173649/ (Дата обращения 03.03.2015)

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, основная образовательная программа, рабочая программа курса, общее образование, программа, рабочая программа, образовательная организация, образовательный процесс, РФ, тематическое планирование.

О чем речь? Внеурочная деятельность по новым ФГОС в 2023 году имеет свои особенности, точно так же, как и стандарты начального и основного общего образования, которых коснулись последние изменения.

Когда вступают в силу? Модернизированные ФГОС начали действовать уже с 1 сентября 2022 года. И чтобы эффективно работать по новым правилам, нужно хорошо изучить их и правильно применять.

Оглавление:

  1. Необходимость разработки ФГОС
  2. 3 поколения стандартов образования для школ
  3. Основные изменения в стандартах
  4. Внеурочная деятельность по новым ФГОС в 2023 году

Необходимость разработки ФГОС

ФГОС — это федеральные государственные образовательные стандарты. Они объединяют требования к программам образования.

разработки ФГОС

ФГОС берут за основу при составлении учебных и методических пособий, при отведении часов на изучение того или иного предмета, выборе способов проведения аттестации и заданий для ЕГЭ. ФГОС является базой всего образовательного процесса.

ФГОС были созданы с целью организации единого образовательного пространства по всей России, которое упростит учащимся переход из одной в школы в другую или перевод на семейное обучение.

Кроме того, ФГОС обеспечивает преемственность образовательных программ. На каждой ступени обучения учащиеся приобретают тот объем знаний, которого им достаточно для комфортного продолжения обучения на следующем этапе. Соответственно, если не пройти программу 4 класса, перейти в 5 не получится.

Что такое профессиональная квалификация учителя, и как ее повысить

ФГОС позволяет организовать всю образовательную систему, устранить хаос, который мог бы возникнуть при существовании отдельных стандартов. Каждый из них нужно было бы закреплять в разных законодательных актах, в том числе в каждом регионе в отдельности.

Все образовательные учреждения РФ – от детских садов до курсов повышения квалификации – обязаны соблюдать ФГОС. Это касается не только государственных учебных заведений, но и частных, так как все они подчиняются закону «Об образовании в Российской Федерации».

ФГОС общего образования:

  • ФГОС начального общего образования (1–4-й классы);
  • ФГОС основного общего образования (5–9-й классы);
  • ФГОС среднего общего образования (10–11-й классы);
  • Стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

В новом учебном году первые два стандарта претерпели некоторые изменения, и дети, которые пойдут в первый и пятый класс в 2023 году, будут учиться по новым стандартам.

3 поколения стандартов образования для школ

Рассмотрим эволюцию ФГОС отечественного образования.

ФГОС первого поколения

Были разработаны и приняты в 2004 году, имели название «Государственные образовательные стандарты». В основе создания Стандарта образца 2004 года был не личностный, а предметный результат. Упор делался на набор информации, которую обязаны были получить и усвоить учащиеся. В документе были подробно описаны темы и дидактические единицы каждого этапа обучения. Стандарту не хватало детализированности, что привело к его обновлению.

ФГОС второго поколения

Стандарты второго поколения вводили поэтапно. Для НОО — в 2009 году, для ООО — в 2010 году, а для СОО — в 2012 году. Они были ориентированы не только на результат, но и на развитие универсальных учебных действий (умений). Перед педагогами ставилась задача не просто научить ребенка чему-то, но сделать это так, чтобы он смог применить полученные знания.

Во втором ФГОС большое внимание уделялось проектной и внеурочной деятельности, а также патриотическому воспитанию, развитию личности учащегося, в котором взращивалось уважение к закону, толерантность и стремление к здоровому образу жизни.

ФГОС второго поколения

ФГОС третьего поколения

В третьей редакции ФГОС нет принципиальных изменений, но есть обновления. Что-то стало необязательным для исполнения, описание некоторых моментов стало более развернутым и конкретным. Отдельные элементы стандарта обсуждались в профессиональном и родительском сообществе, а потом проходили тестирование в некоторых школах. Существенных нововведений в ФГОС третьего поколения нет. Обновленные требования ФГОС для школы вступили в силу с 1 сентября 2022 года.

Основные изменения в стандартах

  • Расширение возможностей образовательных учреждений

Школы получили возможность разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы и программы, предусматривающие углубленное изучение отдельных учебных предметов.

  • Детализация

Результаты, которые должны быть получены по итогам образовательной деятельности школы, в документе обозначены точнее. Становится яснее, какие знания должны быть усвоены учеником. Например, изучая Информатику, школьник должен понять назначение языков программирования Python, C++, Паскаль, Java и С#.

Патриотическое воспитание, о котором шла речь и в предыдущем варианте ФГОС, стало описываться конкретнее.

  • Возникновение понятия «функциональная грамотность»

Функциональная грамотность вошла в состав государственных гарантий качества основного общего образования. В новом ФГОС функциональная грамотность определяется как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности.

Проще говоря, полученные знания должны не просто ложиться в сознании мертвым грузом, а помогать учащимся в жизни, в том числе в поиске профессии и места в социуме. В идеале вопросы учеников в духе «А зачем мне это знать, ведь в жизни это не пригодиться?» должны исчезнуть.

Функциональная грамотность

Введение отдельных уроков не предполагается, однако в образовательный процесс должны органично встраиваться формирование и оценка различных видов функциональной грамотности.

  • Объединение обучения и воспитания

В обновленном стандарте образования ключевым моментом становится важность единства учебной и воспитательной деятельности.

Вопросы воспитания описываются более развернуто, делается акцент на гражданско-патриотическом, духовно-нравственном, эстетическом, физическом, экологическом воспитании, во главу угла ставятся ценности научного познания. Каждый элемент описывается подробно.

Например, гражданско-патриотическое воспитание предполагает формирование толерантного отношения к окружающим и неприятия любых форм экстремизма, дискриминации. Ученик должен быть готов к участию в гуманитарной деятельности и иметь представление о роли различных социальных институтов в жизни человека.

  • Исключение второго иностранного языка из числа обязательных предметов

Второй иностранный язык отныне не является обязательным. Он включается в программу по решению школы с учетом ее возможностей и мнения родителей.

Ранее многие учебные заведения вынуждены были преподавать второй иностранный язык по остаточному принципу (как правило, два урока в неделю), так как не имели возможности обеспечить большее количество уроков.

Согласно новому стандарту, достигать определенных результатов в образовательной деятельности можно не только на уроках. Внеурочная деятельность по новым ФГОС 2023 также является важным рабочим инструментом.

Содержание внеурочной деятельности

Она должна включать мероприятия, направленные на социальное, интеллектуальное, творческое, гражданско-патриотическое, общекультурное, физическое развитие учеников. Школе необходимо создать условия, в которых они смогут проявить себя, а также оказать детям помощь в случае возникновения у них трудностей в обучении и социализации.  

Внеурочная деятельность по новым ФГОС

Программы внеурочной деятельности по новым ФГОС обязательно должны иметь воспитательную направленность. Крайне важно, чтобы они были связаны с рабочей программой воспитания образовательной организации.

Чтобы создать единое образовательное пространство на всех уровнях образования внеурочную деятельность лучше всего осуществлять с использованием одной из моделей, в каждой из которых преобладает определенный вид деятельности:

  • учебно-познавательная деятельность, в рамках которой упор делается на работу по учебным предметам и формирование функциональной грамотности;
  • деятельность, в которой во главу угла ставится помощь и поддержка учащегося со стороны педагога, а также организация комфорта и благополучия учеников в пространстве школы;
  • деятельность ученических сообществ и организация воспитательных мероприятий.

Планирование внеурочной деятельности

План внеурочной деятельности по новым ФГОС должен составляться таким образом, чтобы обеспечить преемственность содержания школьных образовательных программ и образования на всех его уровнях. Следует включить в план занятия, общие для всех обучающихся. Рассмотрим подробнее.

  • 1 час в неделю – «Разговоры о важном». Это информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности (понедельник, первый урок).
  • 1 час в неделю – занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся (в том числе финансовой грамотности).
  • 1 час в неделю – профориентационные занятия, включающие среди прочего освещение основ предпринимательской деятельности.

Планирование внеурочной деятельности

Помимо этого, вариативная часть плана внеурочной деятельности может включать:

  • 3 часа в неделю – занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся (в том числе углубленное изучение отдельных учебных предметов, проектно-исследовательская деятельность, историческое просвещение).
  • 2 часа в неделю – занятия, связанные с социальными интересами и потребностями учащихся (в том числе в рамках Российского движения школьников, Юнармии, реализации проекта «Россия — страна возможностей»).
  • 2 часа в неделю – спортивные и творческие занятия (школьные театральные студии, музеи, спортивные клубы, деятельность в рамках реализации программы развития социальной активности учащихся начальных классов «Орлята России»).

Особенности организации внеурочной деятельности

В основе реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, в том числе в рамках внеурочной деятельности, лежит комплекс организационно-управленческих мероприятий.

Особенности организации внеурочной деятельности

Под такими мероприятиями подразумевается внесение изменений в локальные акты общеобразовательной организации, планирование и реализация мероприятий по обеспечению условий для организации внеурочной деятельности (кадровых, материально-технических, финансовых, информационных и т.п.), а также организация работы методических служб на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации.

Формы обучения в педагогике: от урока до конференции

Внеурочная деятельность учебного учреждения может быть организована при участии заместителя директора, учителей, педагогов дополнительного образования, советников директора по воспитанию, воспитателей, педагогов-организаторов, педагогов-психологов, учителей-логопедов, педагогов-библиотекарей и т.д.

Занятия в рамках цикла «Разговоры о важном» должны проводиться классными руководителями, учителями истории, обществознания, руководителями школьных музеев и т.д. Именно они смогут грамотно организовать информационно-просветительскую работу патриотической, нравственной и экологической направленности.

Прежде чем внедрять новый ФГОС, имеет смысл провести самодиагностику готовности образовательной организации к реализации внеурочной деятельности.

Методическая поддержка организации внеурочной деятельности

В прошлом году уже имеющиеся методические ресурсы пополнились материалами для организации цикла еженедельных занятий «Разговоры о важном». Это сценарий занятия, методические рекомендации по его проведению, интерактивный визуальный контент для обучающихся. Материалы можно найти на сайте «Единое содержание общего образования» в разделе «Внеурочная деятельность», кроме того, они направлены во все субъекты Российской Федерации.

Следует отметить, что внеурочная деятельность призвана реализовать интересы учащегося, а не стать дополнительной частью работы, обязательной для выполнения. Это прежде всего творчество, что очень нравится детям, стремящимся к самовыражению.

Большое значение имеет и тот факт, что внеурочная деятельность способствует поднятию самооценки ребятам, которые не имеют больших достижений в учебе. Они могут проявить свои таланты и реализоваться в творчестве или спорте.

Добавить комментарий