Каждому успешному публичному выступлению предшествует создание продуманного плана. Спикер разбивает информацию на смысловые блоки (задачи), прописывает структуру, убирает лишнее. Подробный план используют начинающие и опытные ораторы. Это позволяет держаться перед аудиторией уверенно и свободно, а также помогает избежать провала в случае непредвиденных обстоятельств: технического сбоя в показе слайдов, каверзных вопросов публики и пр.
Подготовительный этап
- Цель выступления.
Определение цели – ключевой момент, с которого начинается работа над планом. Целью может служить привлечение студентов в онлайн-школу, обучение повышению личной продуктивности, продажа нового продукта и пр.
- Определение целевой аудитории.
Максимальный успех имеют выступления, во время которых спикер «пребывает на одной волне с публикой», говорит на «языке публики», испытывает те же эмоции, что и публика. Поэтому каждая презентация готовится для конкретной целевой аудитории.
Например, презентация нового продукта в кругу коллег и бизнес партнеров радикально отличается от презентации этого же продукта рядовому потребителю. Здесь 2 принципиально разные ЦА. Для каждой из них готовят свою презентацию. Коллеги, партнеры, инвесторы должны увидеть выгоду от производства и реализации продукта. Потребитель – выгоды от его приобретения и использования.
- Специфика аудитории.
Определяет стиль изложения информации, поведение оратора перед публикой, количество задач, которые можно рассмотреть в ходе выступления. При подготовке изучают и учитывают психологические особенности группы людей, перед которой предстоит выступать.
Примеры.
Взрослая публика. Люди зрелого возраста с большим жизненным и профессиональным опытом хорошо реагируют на цифры и факты, но не терпят нотаций и поучений. Речь подкрепляется графиками, диаграммами, простыми таблицами, чертежами и пр.
Поведение оратора и его лексика должны полностью соответствовать нормам, принятым в данном кругу людей. Нельзя показывать свое превосходство и заискивать перед аудиторией. Такая публика вполне способна воспринять до 5 задач за 1 семинар.
Старшеклассники, студенты, выпускники. Внимание молодежи легко захватить короткими историями с яркими эпизодами, примерами из личной жизни или жизни известных публике людей. Полезная информация должна звучать уже в первом предложении, вызывать эмоции. Предложения простые. Речь подкрепляется обилием картинок, инфографикой, короткими видео.
Прямые нотации и снисходительный тон недопустимы. Оратор должен держать себя на сцене свободно, но без высокомерия, обращаться к присутствующим как к равным. Лексикон – понятный для аудитории. Оптимальное количество задач – 3.
- Заинтересованность слушателей в данном выступлении.
Необходимо оценить, насколько информация, которую собирается донести спикер, интересна и актуальна для ЦА.
- Время выступления.
Определяет сценарий выступления. Также влияет на количество вопросов, которые предстоит рассмотреть во время речи.
При малом лимите времени рекомендуется полностью раскрыть 1 вопрос. Это лучше, чем поверхностно затронуть 4-5 вопросов, оставив нераскрытые моменты.
Структура плана
План любой публичной речи подчиняется классическим законам композиции. Состоит из 3-х основных частей.
- Вступительное слово. Служит для установки контакта с аудиторией, подготовки публики к восприятию информации. Занимает не более 20% от всего выступления. Причем первые 1,5 минуты выступления – единственный шанс впечатлить и заинтересовать публику, установить с ней эмоциональную связь.
У спикера не более 90 секунд, чтобы расположить к себе аудиторию. Из них:
- 7 секунд – первое впечатление (позитивное либо негативное), которое производит оратор во время выхода на сцену, еще до того, как начнет говорить;
- 50-60 секунд – подтверждение первого впечатления либо разочарование в первом позитивном впечатлении (первое негативное впечатление практически не изменяется);
- остальное время – укрепление мнения, которое сложилось о спикере в первые 60 секунд.
- Основная часть. Собственно презентация с кульминацией. Длится не менее 60% времени выступления. Во время презентации полезно несколько раз делать смысловые паузы. Паузы заполняют подходящими краткими историями, видеороликами, уместными шутками, вопросами, включающими творческое мышление присутствующих. Прием снимает напряжение, «перезагружает» мозг, позволяет лучше усваивать информацию.
- Выводы. Заключительная часть, в которой ведущий напоминает ключевые моменты, подводит итоги. Заключение должно перекликаться со вступительным словом и оставлять яркое, позитивное впечатление о речи в целом. Требует до 20% отведенного времени.
Вступительное слово
Речь всегда начинается с приветствия. Обращения подбирают в зависимости от публики и цели выступления. Можно использовать:
- дорогие друзья;
- уважаемые коллеги;
- дамы и господа и пр.
Сразу за приветствием оратор делает публике комплимент.
Пример. «Для меня большая честь выступать сегодня перед интеллектуальной элитой нашего города». «Очень рад выступать перед студентами университета, в котором учится самое большое количество гениальных людей в нашей стране».
В третьем-четвертом предложении оратор представляется: называет свое имя, должность/ученую степень.
Пример. «Меня зовут Степан Иванов. Я креативный директор компании “Циклоида-23 век”».
После самопрезентации выполняют гармоничный переход к основной части одним из способов.
- Сторителлинг. Отлично работает короткий рассказ, тема и/или мораль которого перекликаются с темой выступления. Можно упомянуть маленькое событие, произошедшее перед выходом на сцену или личный жизненный опыт. Прием уместен во многих случаях, включая обучающие семинары, презентации перед молодой аудиторией, торжественные речи.
- Личный контакт. Это обращение к аудитории. Считается, что способ подходит для работы перед малой, хорошо известной аудиторией. Однако, человек, которого знают присутствующие, может им грамотно воспользоваться.
- Точки соприкосновения. Это все то, что объединяет оратора с публикой: эмоции, проблемы, пережитая травма, общие цели и т.д.
Пример. «Когда основал свое дело, я столкнулся с теми же проблемами, что и вы сейчас. Я не мог найти квалифицированные кадры. У меня были проблемы с арендой. Меня кидали поставщики. Я не знал, как привлечь и удержать клиентов. Я тратил огромные деньги на рекламу, которая увеличивала только мои долги. 2 года я балансировал на грани банкротства…»
- Юмор. Уместная шутка отлично располагает к себе аудиторию. Например, в одном из выступлений, Джеймс Ренди использовал обращение к публике в комбинации с юмором.
- Повод. Оратор четко озвучивает событие, которое стало причиной мероприятия (юбилей, годовщина образования компании, выход компании на мировой рынок и т.д).
Пример. «Сегодня мы отмечаем юбилей эксперта высочайшего уровня, прекрасной женщины, человека, без которого нашей компании пришлось бы очень туго, Анны Семеновны».
- Вопрос, взывающий слушателей к размышлению. Сразу включает присутствующих в работу. Эффективен на выступлениях перед подчиненными, коллегами, рабочей группой, студентами.
Пример. «Как вы считаете, какие законы квантовой механики можно использовать при создании аппарата для полетов в другие звездные системы?»
- Прямой переход. Применяется, когда необходимо сразу переходить к делу. Подходит для второго и последующих семинаров из цикла (публика уже знает спикера и представляет, о чем пойдет речь). Также актуален в условиях жесткого лимита времени, на выступлениях в кругу сослуживцев и пр.
Далее обозначают тему и начинают основную часть.
Основная часть
В основной части оратор поднимает актуальность темы и раскрывает ее. На этом этапе составления плана прописывается последовательность изложения информации, которая помогает сделать речь логичной и понятной.
Чтобы поддерживать интерес и внимание публики, а также обеспечить качественное усвоение информации, основную тему, дробят ее на несколько задач. Каждую задачу «упаковывают» в смысловой блок. Оптимальное количество блоков 3-5.
Некоторые специалисты увеличивают это количество до 7-9 блоков. Однако, чем больше задач, тем хуже слушатель усваивает информацию. Чем моложе публика, тем меньше задач можно поднимать в одном выступлении (1- для детской публики; 3 – для подростков и молодежи; 3-5 – для взрослой аудитории).
Если не получается ограничиться 3-5 задачами, стоит рассмотреть возможность проведения 2 или более выступлений по данной теме.
Чтобы убедиться, насколько легко запоминается материал, разбитый на маленькие блоки, достаточно посмотреть обучающие видео Чарли Хуперта. Хотя Хуперт выступает перед камерой, а не перед залом, данный пример может быть полезен при подготовке к онлайн и оффлайн выступлению.
В среднем продолжительность урока у Чарли 11-13 минут, из них:
- 40-70 секунд – актуальное вступление;
- около 8-10минут – основная часть с пошаговым изложением информации и необходимыми объяснениями;
- 60-80 секунд заключение с выводами и полезными советами.
За 1 урок Чарли поднимает только 1 тему, поэтому зрителю не составляет труда запомнить и усвоить информацию.
Смысловые блоки выстраивают по законам логики, так, что каждый следующий вытекает из предыдущего, либо наглядно связан с ним.
Во многих случаях можно использовать прием «Качели». При этом публика поочередно испытывает негативные и позитивные эмоции. Прием актуален для презентаций товара с целью его продажи. «Раскачивая качели» оратор в нужный момент добивается максимально позитивных эмоций у зрителей и делает предложение. Подогретая публика его охотно принимает.
Кроме четкой структуры в план вносят необходимую информацию: числа, даты, цитаты, афоризмы, шутки, которые будут в речи.
Заключение
В финальной части выступления оратор напоминает публике наиболее важные аспекты темы, подводит черту. Поэтому в последний раздел вносят ключевые моменты всей речи, выводы, итоги.
Анализ и редактирование плана
Готовый план внимательно перечитывают, проверяют каждый пункт, вносят коррективы. На его основе пишут речь. Текст вычитывают и проговаривают перед зеркалом либо помощником.
Если речь кажется тяжелой, скучной, нелогичной, неубедительной, долгой, и/или между смысловыми блоками нет плавных переходов, план перерабатывают. Убирают лишнее, добавляют факты со ссылками на авторитетные источники, цифры, статистику, показатели эффективности и пр.
В соответствии с планом готовят презентацию: слайды, картинки, видеоролики, располагая их в строгом порядке. Сам план выступления на сладах не пишут, со слайдов не читают.
Вся важная информация, которую сложно запомнить, также должна быть вынесена в план (формулы, фамилии, названия ресурсов с адресами, если спикер на них ссылается и пр.). Это нужно для того, чтобы быстро ответить на возможные вопросы присутствующих и успешно провести выступление, даже при проблемах с показом слайдов.
План рекомендуется держать план под рукой в распечатанном виде либо на портативном электронном устройстве. Наличие плана придает уверенность на сцене, исключает заминки и неловкие паузы, помогает выдержать атаку тех, кто приходит с целью сорвать речь и выставить спикера в негативном свете.
Для показа слайдов и плана лучше использовать разные устройства. Так технические проблемы с одним устройством не смогут полностью испортить выступление.
Author: editorEmail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Как вы поняли из предыдущего урока, чтобы приготовить хорошее выступление, важно знать, о чем говорить и как правильно донести свои мысли до аудитории. Для этого необходимо составить план своего выступления, ориентируясь на который, вы сможете произнести великолепную ораторскую речь.
Естественно, структура каждого публичного выступления индивидуальна и зависит от многих вещей, к которым относятся: количество и особенности слушателей, их заинтересованность, время выступления и многое другое. В данном уроке показаны основные правила составления плана публичной речи, которые вы сможете применить при любых обстоятельствах.
По этому поводу Артур Шопенгауэр писал: «… единицы повествуют подобно тому, как строит архитектор, который заранее составил план и продумал все до мельчайших деталей, большинство же, наоборот…». Если вы хотите быть хорошим архитектором своего выступления, позаботьтесь о его качественной и продуманной структуре. Скорее всего, после того как вы принялись собирать материал и поставили главную цель вашей речи, вы наверняка начали строить у себя в голове примерный план выступления. Если это так, значит вы на правильном пути. Старайтесь постоянно стремиться к улучшению этой структуры в рамках выбранной цели.
Схемы, которая подходила бы для всех речей, не существует, но можно выделить некоторые ключевые принципы и правила, которые можно использовать в любом случае, вне зависимости от темы выступления.
Во-первых, это логичность. В структуре речи должна быть определенная логика изложения материала, на основе которой оратор достигает поставленной цели и доносит свою позицию до аудитории.
Во-вторых, это обозримость плана речи и удержание внимания. План должен помочь сократить материал до необходимого минимума. Ведь настоящее красноречие состоит в том, чтобы сказать все самое важное, не перегружая внимание слушателя ненужными деталями и отступлениями. Нужно уметь сказать самые главные вещи в момент максимальной концентрации внимания аудитории.
И, в-третьих, введение и заключение. В структуре любой речи должны быть введение и заключение, которые обрамляют основную часть выступления.
Содержание:
- Логика речи
- Обозримость плана речи и удержание внимания
- Введение, главная часть и заключение
- Проверочный тест
Теперь обо всем подробнее.
Логика речи
Логика речи – это основа убеждающей функции любого выступления.
Логике написания текстов посвящено множество теорий и правил в риторике и филологии, здесь будет сказано лишь о некоторых, наиболее действенных из них.
Например, чтобы добиться логичности структуры выступления можно использовать декомпозицию поставленной цели, а также учитывать актуальное членение предложений и абзацев.
Декомпозиция
Декомпозиция – это метод, позволяющий заменить достижение одной общей цели решением серии меньших взаимосвязанных задач.
Например, если ваша речь имеет целью показать пользу изучения риторики на сайте 4brain.ru, то можно эту общую цель разделить на несколько вспомогательных задач: показать важность знания навыков риторики для каждого отдельного человека, рассказать о преимуществе дистанционных технологий обучения и т.д. Так декомпозиция позволяет добиться логичности структуры ораторской речи, упрощения ее понимания слушателями.
Однако не стоит злоупотреблять декомпозицией и искать слишком много второстепенных задач.
Актуальное членение
В русском языке (в отличие, например, от английского) не фиксированный порядок слов в речи(то есть не субъект-предикат-объект), расположение слов в русской фразе зависит от смысла предложения, от контекста. Актуальное членение позволяет независимо от грамматического порядка слов проследить логику изложения: так сначала говорится о том, что уже известно или может быть легко понято – тема (старая, известная информация), а потом о чем-то новом – рема (новая, ранее неизвестная информация). Тема и рема помогают добиться последовательности и логики изложения, они вычленяются не только на уровне предложений, но и на уровне больших смысловых единиц – абзацев.
Например, если мы продолжаем говорить о пользе изучения риторики на сайте 4brain.ru, то можно обратить внимание, что риторику (тема) преподают далеко не в каждом городе (рема). Но зато в каждом городе (тема) есть интернет (рема). А доступ к интернету (тема) позволяет использовать для обучения такие сайты, как 4brain.ru (рема). И так далее.
Если вы не будете нарушать смысловую последовательность предложений и абзацев (тема-рема), а также будете использовать декомпозицию, то сможете построить логичный план вашего выступления. Полученная структура поможет слушателям лучше усвоить вашу речь, понять ваши мысли и убеждения.
Обозримость плана речи и удержание внимания
При наличии взаимосвязанных частей структуры выступления обеспечивается плавность перехода от одной части к другой. Однако для составления хорошего плана речи одного этого недостаточно. Разрабатывая структуру, важно подумать о возможности эффективного воздействия на слушателя, для чего необходимо сделать план обозримым, простым для восприятия, и добавить в него особые акценты.
Хайнц Леммерман в своей книге называет истинным красноречием умение сказать все, что необходимо, но сказать только то, что необходимо. Это важно, чтобы не перегрузить драгоценное внимание слушателей, растекаясь мысью по древу, злоупотребляя избыточной информацией. Более того, самые важные вещи нужно сказать в момент наибольшей концентрации внимания слушателей.
Смысловая насыщенность речи в разных частях выступления не должна быть одинаковой, для чего важно делать смысловые передышки. Нужно менять манеру речи, то насыщая ее информацией, то позволяя слушателям расслабить внимание на менее насыщенных отрезках выступления. Ни в коем случае нельзя нагружать каждое предложение.
Также в следующем уроке будут показаны некоторые приемы, помогающие добиться максимального внимания и интереса слушателей в наиболее важных частях публичной речи (кульминации). Обратите внимание на то, что уже в самом плане важно выбрать наиболее значимые места и подумать, как правильно сделать акцент на них. Разумным будет сначала поднять определенную проблему, и постепенно нагнетая напряжение и интерес слушателей, добавляя различные аспекты, в момент максимальной концентрации внимания аудитории предложить ваше оригинальное решение этой проблемы.
Таким образом, важно качественно планировать свое выступление, сознательно балансируя между лаконичностью мысли и достаточной информационной нагрузкой речи.
Введение, главная часть и заключение
В плане абсолютно любого выступления должны отчетливо вычленяться введение и заключение. Без них структура публичной речи теряет красоту и, отчасти, логику. Сложно себе представить хорошего преподавателя, который пришел на лекцию и с порога сразу стал писать на доске уравнения, комментируя записи объяснением методов решения, а закончив с уравнениями, просто замолчал и ушел. Введение и заключение призваны обрамлять речь оратора, во-первых, позволяя слушателям понять, о какой проблеме будет идти речь в выступлении, и во-вторых, осознать, к каким выводам в результате пришел автор сказанного.
Хайнц Леммерман предлагает в любой речи соблюдать правило трех частей: введение, главная часть и заключение. Рассмотрим каждую часть отдельно.
Введение
Во введении оратор должен ответить своим слушателям на такие ключевые вопросы, как «о чем и зачем я говорю?», «с какой целью сегодня ищу внимания аудитории, что хочу донести до слушателя?» .Обозначив предмет выступления и сразу поставив перед собой и слушателями цель, вы помогаете аудитории настроиться на вашу волну. Кроме того, именно хорошее начало выступления задает тон всей вашей речи и формирует первое впечатление у слушателей.
Как же начать выступление? Есть несколько типовых способов:
1. Способ подкрепления. Этот метод связан с установлением со слушателями личных отношений, благодаря которым между участниками мероприятия возникает доверие и теплый контакт. Этот способ эффективен, но подходит далеко не всегда, так как в малознакомой аудитории он может сойти за панибратство и испортить все впечатление. Лучше используйте данный прием только в тех случая, когда вы уверены в неподдельном дружественном к вам отношении аудитории.
Пример: Друзья, я когда-то, как и вы сейчас, задумался о важности изучения риторики.
2. Способ повода. Во введении вы можете сразу обозначить реальный повод вашего выступления или найти другой подходящий повод своей речи. Повод должен отчетливо и убедительно показывать важность проблематики вашего предстоящего выступления и быть напрямую связан с содержанием речи. Это может быть небольшое происшествие, важная дата, личное переживание, анекдот, актуальное в данной ситуации сравнение и многое другое.
Пример: Сегодня исполняется ровно сто лет со дня рождения одного великого оратора, именно в связи с этим событием сегодня мы намерены в очередной раз затронуть тему важности риторики.
3. Способ побуждения к размышлению. Выгодным началом выступления также может стать прием, позволяющий оратору сразу придать импульс мыслительной активности слушателей, задав им интересную задачку для размышления. Это максимально эффективно, если аудитория заинтересована и активна. Кроме того, подобное вступление уместно в том случае, если в своей речи вы планируете делать нетривиальные выводы.
Пример: Как вы думаете, сколько человек ежедневно интересуются проблемами риторики, прибегая к запросам в поисковых системах?
4. Прямой способ. И наконец, во введении можно сразу перейти к сути дела, безо всяких ухищрений. Эта техника подходит для тех случаев, когда нужно быстро произнести речь, когда слушатели ждут самой сути. Такой метод является наиболее прямолинейным, он характерен для коротких деловых сообщений.
Пример: Сегодня я планирую вам рассказать про сайт 4brain.ru, который представляет собой один из самых эффективных способов научиться ораторскому искусству в интернете. Итак…
Главная часть
Конечно, нельзя дать универсальных рекомендаций по составлению структуры основной части публичного выступления. Структура основной части зависит от вашей темы и жанра, ваших целей, выделенного времени и многих других нюансов. Часто бывает так, что если хорошо разбираетесь в теме, тогда план речи не вызывает труда. Но если у вас возникают трудности, то можете попробовать ответить на следующие наводящие вопросы:
1 |
Каково существующее положение дел (status quo)? |
2 |
В чем состоит проблема и что должно быть вместо этого? |
3 |
Как можно изменить существующее положение? |
Кроме того, обратите внимание на следующие материалы, которые помогут вам в поиске интересных концепций построения содержания выступления:
- Метамодель НЛП — поможет правильно преподносить ваши мысли без искажений
- Актуальное членение предложения и речи – сделает вашу речь логичной и последовательной
- Логичность и структура текста – урок в писательском мастерстве.
- Риторическое позиционирование: тема, цель, задачи, стиль в мастерстве писателя.
- Презентация в лифте – как коротко изложить свои бизнес-идеи.
- Майевтика и некоторые другие идеи Сократа – расскажет вам о том, как вести беседу в форме диалога, наталкивая слушателей делать выводы как бы самостоятельно.
- Как написать текст на любую тему – если вам попалась абсолютно непонятная вам тема, можете поискать полезные советы в данной статье.
И, наконец, последний элемент.
Заключение
Заключение, как всем хорошо известно, запоминается слушателями лучше всего («эффект края»), поэтому важно уделить должное внимание этому элементу плана вашего выступления. Как вступление, так и заключение следует разрабатывать очень тщательно. В идеале заключение должно содержать краткое повторение ваших тезисов и ваш ответ на последний вопрос главной части речи:
Как же можно изменить существующее положение дел для решения обозначенных проблем?
Важно, чтобы в заключении не появлялось новой информации и нового материала. Его задача состоит в том, чтобы просто подводить итоги. Заключение состоит из нескольких этапов: сначала необходимо резюмировать и обобщить промежуточные выводы, к которым вы пришли в ваших главах, на основе этого обобщения сделать общий вывод, который обязательно должен соответствовать изначально поставленной проблеме, затем от этого вывода перейти к некоторому более широкому контексту и очертить дальнейшие возможные перспективы размышления. Иногда, в заключении полезно задать какой-то риторический вопрос, который направит мысли слушателей в нужном вам русле.
Подготовкой заключительной части вашего выступления ни в коем случае не стоит пренебрегать, иначе текст будет казаться неоконченным, а ваша позиция не будет до конца ясна. Кроме того, многие ораторы, когда не ограничены во времени, часто просто не могут остановиться из-за того, что не подготовили завершающую часть своей речи. Наверняка вы такое не раз замечали и даже, может быть, за собой.
Также хочется обратить ваше внимание на то, что в заключении важно не только повторение, в концовке выступления должна усиливается и концентрироваться основная мысль вашей речи. Для этого хорошо подойдут метафоры и другие художественные элементы. Чтобы максимально тщательно приготовить заключение, важно использовать специальные риторические средства, о некоторых из них будет сказано в следующем уроке.
Теперь вы знаете несколько приемов и техник, которые помогут вам составить план публичного выступления. Но нужно быть готовым к тому, что многое вам придется делать самостоятельно, а типовых рекомендаций не может существовать. А в следующем уроке вы узнаете полезные приемы оформления содержания вашей речи для максимально эффективного воздействия на слушателей.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Далее самое время познакомиться с ораторскими приемами.
← 1 Подготовка3 Ораторские приемы →
#статьи
- 2 фев 2023
-
0
Как подготовиться к публичному выступлению
Советы от спикера TED — для всех, кто читает лекции, проводит вебинары и записывает видео для курсов.
Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media
Онлайн-журнал для тех, кто работает или хочет работать в сфере образования. Рассказываем о трендах, теории и полезных практиках.
Эксперт по дизайну звуковой среды и коммуникации Джулиан Трежер утверждает, что звуковой ландшафт, окружающий нас в повседневной жизни, значительно влияет на наше настроение и работоспособность. Свою книгу «Выступление в стиле TED. Говорю. Слушаю. Слышу» он посвятил звуку в целом и речи в частности.
Автор даёт рекомендации, как выстроить комфортную звуковую среду, даже если вы работаете в переполненном офисе, как научиться слышать собеседника и самому доносить свои идеи до других людей.
Книга «Выступление в стиле TED. Говорю. Слушаю. Слышу» на русском языке вышла в издательстве «Питер» и доступна в цифровом и печатном виде. А онлайн-сервис саммари полезных книг Smart Reading подготовил пересказ ключевых идей автора. Полную версию саммари можно прочитать или послушать в сервисе, а мы, с разрешения Smart Reading, публикуем его фрагмент. Он посвящён подготовке к публичному выступлению — разминке голоса, жестикуляции, планированию речи и техническим нюансам.
Голос — это очень просто: всего лишь дыхание, которое проходит через голосовые связки. Вместе с тем голос — мощный и тонкий инструмент, с помощью которого можно убеждать, вдохновлять, вызывать огромный спектр разнообразных эмоций и побуждать к действию.
В процессе коммуникации манера говорить так же важна, как содержание речи. Лучшая мысль может померкнуть из-за бездарной презентации, но хороший оратор, который проповедует самые простые вещи, мгновенно устанавливает контакт со слушателями. Третий компонент успешной речи — ваша уникальная личность, обаяние и ценности, которые привели вас к этому выступлению.
Чтобы улучшить владение голосом, автор предлагает:
- научиться глубоко дышать;
- взять несколько уроков вокала;
- записывать свою речь на плёнку, анализировать и сознательно прорабатывать слабые места;
- поработать над тембром (послушать свой голос в разных регистрах и постараться привыкнуть говорить не «из горла», а «из груди»);
- послушать, как звучит ваш голос в разных позах (встаньте прямо и, вытянув шею вперёд, произнесите своё имя; затем опустите подбородок к груди и снова произнесите имя; заметьте, что самый красивый и органичный тембр возникает, когда подбородок расположен параллельно земле);
- потренировать смысловые ударения, произнося простые фразы с упором на разные слова: «я иду на работу» (сначала главное слово в этой фразе «я», затем — «иду» и так далее) — и с разным настроением (весело, печально, воодушевлённо, подавленно);
- выработать привычку к идеальной позе оратора: спина выпрямлена, макушка тянется вверх, как будто привязана к небу невидимой нитью, подбородок параллельно полу, мышцы тела в тонусе, плечи расслаблены и опущены, ноги крепко упираются в пол (можно вообразить себе корни, прорастающие из подошв).
Готовясь к выступлению:
- Подумайте над самопрезентацией: кто вы, каковы ваши ценности, ради чего вы делаете то, что делаете? Несколько фраз на эту тему помогут аудитории настроиться на вашу волну, а вам — хорошо выступить.
- Дайте себе установку на щедрость — ваше выступление проходит ради аудитории, а не ради оратора. Хорошие ораторы стремятся не просто высказаться, а научить свою аудиторию чему-то ценному для неё.
- Ответьте на три вопроса: чего вы хотите достичь вашим выступлением? Чего ждёте от аудитории? Чего аудитория ждёт от вас?
- Обозначьте главную идею выступления. Необходимо уметь говорить только нужное и важное, отбросив всё несущественное. Выберите один тезис для выступления, но преподнесите его со всей возможной глубиной.
- Формулируйте чётко и ясно. Избегайте штампов.
- Запланируйте сообщения для всех четырёх типов слушателей: коннекторов (любят устанавливать связи между людьми и явлениями и интересуются причинами поступков), логиков (любят факты, статистику, мнения экспертов), практиков (интересуются практическими деталями внедрения) и экспериментаторов (ищут скрытые возможности и неожиданные применения любой идеи).
- Составьте план выступления. Сначала выпишите все тезисы на отдельные листочки, затем проанализируйте, отбросьте лишнее и несущественное, а остальное сгруппируйте в логичном порядке. Сфотографируйте получившийся план, чтобы не потерять результат работы. Или воспользуйтесь одним из сервисов по созданию интеллект-карт.
- Предусмотрите развитие сюжета: сначала разверните перед слушателями большую картину, затем изложите детали и подведите итоги.
- Рассказывайте истории: они имеют огромную власть над людьми, которые около 100 тысяч лет своей истории не имели письменности и передавали всё, что знают и умеют, в устной форме. Чтобы ваши примеры запомнились, они должны иметь хотя бы самый простой сюжет.
Существует шесть классических сюжетных арок: «из грязи в князи» (возвышение героя), «из князей в грязи» (падение героя), «яма» (падение, затем подъём), «икар» (взлёт, потом падение), «золушка» (подъём, падение, новый подъём) и «эдип» (падение, подъём и окончательное падение). Согласно исследованиям проекта Gutenberg, сюжет примерно 20% всех художественных текстов строится по арке «из грязи в князи». Но наибольшим успехом у читателей пользуются арки «эдип», «яма» и «золушка».
- Репетируйте. Повторяйте ваше выступление полностью, со всеми деталями, пока не будете уверенно владеть им от начала до конца.
- Следите за темпом речи: оптимальная частота — от 100 до 200 слов в минуту.
- Разбейте своё выступление на смысловые блоки примерно одинаковой длительности. Придумайте отбивку для каждой части. Это поможет вам адаптировать выступление для разных мероприятий, где в вашем распоряжении будет разное время.
- Если вы хотите запомнить ваше выступление, воспользуйтесь одной из мнемонических техник — например, представьте речь в виде маршрута, который проходит через комнаты с какими-то предметами. Но выступать по памяти необязательно! Большинство ораторов не полагаются только на память.
- Из всего множества вспомогательных инструментов автор советует применять презентации, карточки, на которых крупно и чётко написаны основные тезисы выступления, или телесуфлёр, расположенный за спинами зрителей (если это технически возможно на выбранной площадке).
Если вы собьётесь с мысли, ничего страшного: многолетний опыт ораторов TED показывает, что аудитория реагирует на такие сбои ободряющими аплодисментами и спокойно ждёт, пока выступающий вновь найдёт нить своего рассказа.
Если вы используете презентацию для публичного выступления, убедитесь, что в вашем распоряжении есть вспомогательный экран. Нет ничего хуже, чем читать собственные слайды, повернувшись к слушателям спиной. Идеальный вариант — вы видите слайды на небольшом экране и рассказываете, зрители смотрят на тот же слайд на большом экране.
Избегайте слайдов с большим количеством текста и любыми списками. На хорошем слайде должно быть всего 1–3 слова и выразительная картинка. Остальное вы расскажете сами.
Используйте один стиль, одну гарнитуру (шрифт, размеры его могут быть разными) и единую цветовую гамму для ваших слайдов.
Жестикуляция, которой пользуются американские актёры, обученные по системе Михаила Чехова (от Энтони Хопкинса до Джонни Деппа), состоит из пяти основных жестов: толкание, вытягивание, подъём, бросание и разрывание. Каждое из них можно выполнить в шести направлениях — вверх, вниз, влево, вправо, вперёд или назад — и бесконечно варьировать по интенсивности. Этот набор позволяет выразить шесть мотивов, которые движут персонажем: «я хочу — я отвергаю»; «я даю — я беру»; «я придерживаюсь своей позиции — я уступаю».
Плюс к этому вы наверняка захотите использовать другие широко распространённые жесты: указание пальцем («я обвиняю»), две руки, поднятые вверх с открытыми ладонями («я сдаюсь, успокойся»), одна рука у подбородка, вторая на груди («я обдумываю/вычисляю»), энергичные и беспорядочные жесты («отвлечёмся, сменим тему»), широкие открытые жесты или удар по невидимому столу («я люблю / я ненавижу»).
Если вы выступаете с ручным микрофоном, держите его на расстоянии четырёх пальцев у подбородка и сохраняйте это положение, когда поворачиваетесь и жестикулируете.
Запишите на видео свою репетицию и отметьте, что именно можно улучшить в жестикуляции.
Автор не советует выступать, стоя за кафедрой. Гораздо лучше неспешно двигаться примерно в середине глубины сцены: выход на передний план оставьте для самых эмоциональных моментов.
Используйте особенности человеческой визуализации времени, чтобы усилить эффект от выступления. Большинство людей, которые читают слева направо, представляют прошлое слева, а будущее справа. В арабских странах и Израиле, где читают справа налево, — наоборот. Для китайцев прошлое находится вверху, а будущее — внизу. Используйте это, чтобы показать своим движением переход от прошлого к будущему, от проблемы к решению и так далее. И не забывайте, что зрители смотрят на вас из зала: их «справа» — это ваше «слева».
Выбирая площадку для своего мероприятия или оценивая место, где вас пригласили выступить, постарайтесь позаботиться обо всех мелочах, которые создают атмосферу: удобном доступе и навигации, парковке для гостей, адекватной рассадке, разумном расписании с перерывами для отдыха и перекуса, комфортном температурном режиме. Узнайте о дресс-коде мероприятия. Если у вас есть персональный райдер, отправьте его заранее на площадку, чтобы он убедился, что ваши требования поняты и приняты.
Обсудите с организаторами все требования к проекционному и аудиооборудованию, убедитесь, что версии ПО соответствуют друг другу. Старайтесь общаться напрямую с техническими специалистами, которые работают на площадке.
Протестируйте звук, свет и проекции на экран до начала мероприятия.
Если вы возите с собой какое-то оборудование или реквизит для выступлений, возьмите за правило дублировать всё то, без чего нельзя обойтись, и придумайте запасной вариант, если что-то из привычных вещей потерялось или вышло из строя.
Возите с собой батарейки, нужные провода и зарядные устройства. Храните копию презентации на флешке и в облаке на случай, если ваш ноутбук вас подведёт. Обсудите время начала и окончания выступления. Используйте таймер с обратным отсчётом, чтобы придерживаться тайминга.
Лекторы TED видят проекцию таких часов прямо на сцене, что очень удобно. Используйте таймер, который встроен в программу Mac Presenter View, создайте сами или скачайте из интернета таймер обратного отсчёта для PowerPoint.
Узнайте у организаторов, предусмотрены ли вопросы после выступления или вам нужно сразу покинуть сцену.
Уделите несколько минут своей подготовке к выступлению. Постарайтесь остаться наедине с собой в тихой комнате, где вас никто не побеспокоит.
Хорошенько потянитесь в разные стороны. Потрясите ногами и руками. Несколько раз поверните голову вправо и влево до упора. Сделайте губами звук «бр-р-р». Потяните звук «а-а-а» от самого низкого к самому высокому регистру и наоборот. Произнесите пару скороговорок, чтобы размять язык. Подышите глубоко. Поднимите обе руки вверх так, как это делают победители. Улыбнитесь.
Вы готовы! Будьте внимательны к своему выступлению и вашей аудитории. И пусть вас услышат.
Научитесь: Искусство коммуникации
Узнать больше
Как фокуснику составить программу выступления: 16 пунктов
Практические рекомендации, которые помогут в создании программы выступления для фокусника.
1. Длительность программы выступления
Не стоит размазывать показ фокусов, чтобы сделать программу дольше (здесь можно провести аналогию: не задерживайся на предварительных ласках, приступай к делу).
Лучше сделать ёмкую и насыщенную программу, чем долгую и вялую (помни об аналогии).
2. Осторожно с визуальными фокусами
Делая акцент на визуальных фокусах, нужно быть уверенным в их эффекте на зрителей. Красивые англоязычные шоу могут дать тебе уверенность, что карточные сменки, например, вызовут восторг твоих зрителей.
Это очень ситуативный момент. Зависит как и от качества твоей техники, так и от самого фокуса.
3. Помни, что фокусы для зрителей
Фокусники порой забываются, что категория «фокусы для фокусников» может быть не такой удивительной для обычного зрителя. А иногда и совсем не впечатлять.
Зрители удивляются фокусам, эффект который им прежде всего понятен.
То, как ты нестандартно сконтролировал карту их может не поразить.
4. Не занимайся демонстрацией реквизита или техники
Выступления фокусников под лозунгом «смотри как могу» имеют очень спорный характер.
Да, записи англоязычных фокусников часто выглядят именно так (ты знаешь о ком я говорю).
Но выступление вживую будет работать совсем по-другому. Увлекай, заинтересовывай и развлекай своего зрителя не только показом купленного реквизита или наработанной технике.
5. Разнообразие фокусов и эффектов
Сосредотачиваться на своем любимом направлении фокусов или любимом эффекте во время живого показа может быть неинтересно зрителям. Они привыкают к реквизиту или эффекту.
Пусть сначала что-то пропадет, потом появится, а в конце превратиться.
Это не даст заскучать зрителям. И они не смогут предположить что же ты покажешь дальше.
6. Не бомби эффектами
Собрать в кучу все эффекты, которые ты знаешь и выпустить «залп магии» на зрителей – идея так себе.
От большого количества фокусов зрители устанут. Они не фокусники, чтобы часами смотреть на фокусы.
Лучше показывать самые яркие для зрителя фокусы, а не все, которые ты знаешь.
7. Помни об интерактиве
Если показываешь фокусы в живую, то пользуйся преимуществом интерактива.
Общайся и взаимодействуй со зрителями. Сделай их полноценными участниками твоей программы.
Тогда их реакция не заставит себя ждать.
8. Показывай только отработанное
Уверенность в своих силах не равняется качеству исполнения фокусов.
Прежде чем показывать новый фокус зрителям – отработай его. Изучи каждый момент досконально: технику, угол обзора, подачу.
9. Учитывай особенности площадки для выступления
Это касается и углов обзора, и освещения, и количества зрителей, возможностей работы со светом, звуком и т.п.
10. Не гонись за большой аудиторией
Удерживать внимание большого количества зрителей гораздо сложнее, чем небольшой по численности аудитории.
Постоянно практикуясь и постепенно увеличивая количество твоих зрителей, сможешь прийти к большому залу.
11. Миксуй эмоции зрителей
Меняй эмоции и впечатления, которые доносишь до зрителей. Сначала удивить, потом посмешить, напугать.
И это можно делать не только на протяжении всей программы. Но и в течении каждого конкретного фокуса.
12. Работай с хеклерами
Однозначно тебе будут попадаться трудные зрители. Которые по разным причинам и по-разному будут тебе мешать.
В одних случаях можно не обращать на них внимание. В другие стоит ответить на их выпад в твою сторону. Ответом может быть шутка или вопрос.
13. Помни об импровизации
Это один из самых рабочих твоих инструментов. Всегда может что-то пойти не так, как ты задумал.
Зритель может повести себя не так, как тебе нужно. Такие случаи позволяют в живом режиме отрабатывать любые отступления от твоего сценария.
14. Имей в запасе фокусы
Напрямую связан с предыдущим пунктом об импровизации. Иметь в запасе несколько фокусов крайне полезно.
Если что-то не сработало (от техники до реквизита), то можно переключить внимание зрителей на другой фокус. И коллапс отменен.
15. Используй историю
Интересная история поможет увлечь твоих зрителей во время твоего показа фокусов. Она даже может помочь скрыть определенные шероховатости твоего показа. И вызвать больше удивления у зрителей.
16. Строй программу логично
Зрителям должно быть понятно почему один фокус переходит в другой.
Это поможет зрителям следить за твоим выступлением, не растерять внимание и получить удовольствие.
Если конечно отсутствие логики задумано фокусником заранее и оправдано.
Источник: https://www.the-magic.com.ua/2020/10/12/kak-fokusniku-sostavit-programmu-vystupleniya-16-punktov/
Больше материалов: http://the-magic.com.ua
Telegram: http://t-do.ru/themagiccomua
Facebook: http://facebook.com/themagiccomua
Instagram: http://instagram.com/themagiccomua
Twitter: http://twitter.com/themagiccomua
Вконтакте: http://vk.com/themagiccomua
Умение держаться перед публикой с античных времен считается важнейшим социальным навыком. Ораторское искусство востребовано в самых разных сферах, начиная от банального ответа у школьной доски, заканчивая презентацией проекта. В то же время публичное выступление — это стресс. Оказаться один на один перед аудиторией, донести до нее свои идеи, убедить слушателей в своей компетенции сложно даже опытному оратору. Уровень стресса снижается, когда все хорошо подготовлено: есть глубокое понимание темы, составлен план публичного выступления, речь подготовлена и отрепетирована.
В этой статье мы поговорим о том, как правильно подготовить публичное выступление.
Содержание
- Цель оратора
- Чек-лист подготовки к публичному выступлению
- Анализ целевой аудитории
- Цель выступления
- Выбор темы
- Подготовка конспекта
- Презентация для публичного выступления
- Подготовка к реакции зала
- Постановка устной речи
- Контакт с аудиторией
- Лирические отступления
- Эмоциональность
- Работа над волнением
- Тайминг
- Репетиции
- Перед выходом на сцену
- Опыт — сын ошибок трудных
- Принципы составления плана публичного выступления
- Вступление
- Основная часть
- Финал
- Заключение
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Цель оратора
Выступление перед публикой — это самопрезентация. Спикер не просто доносит до аудитории информацию, он транслирует свои идеи, его цель — убедить и вдохновить. Если оратор мямлит что-то невнятное, читает по бумажке, а его речь не имеет четкой структуры и ясной цели, то выступление будет провалено.
Перед тем, как подготовить публичное выступление, нужно оценить уровень своей компетентности, объем подготовительных работ, и только после этого заниматься композицией речи, отрабатывать ораторские навыки, искать интересные приемы подачи материала.
Чек-лист подготовки к публичному выступлению
Мы составили чек-лист, где по пунктам разобрали, как готовиться к публичному выступлению и ничего не забыть.
Анализ целевой аудитории
Для успешного выступления важно выяснить состав, социальный статус, средний возраст и уровень подготовленности аудитории.
От статуса слушателей зависят цель, выбор тезисов, форма подачи материала. «Чайникам» нужны простые образы, минимум профессионального жаргона, разжевывание сложных моментов. Перед продвинутой аудиторией стиль, тон и подбор лексики будут совершенно иными.
Факторы, влияющие на концентрацию внимания слушателей:
- Чем меньше численность аудитории, тем выше внимание.
- Чем ниже комфорт слушателей, тем лучше воспринимается устная речь. Наиболее внимательна стоящая публика, а сидящая в удобных мягких креслах — самая рассеянная.
- Концентрация внимания не стабильна и снижается волнами, каждые 10–15 минут. На спаде желательно как-то взбодрить публику. На 45 минуте концентрация рассеивается максимально, нужно сделать перерыв или паузу.
Итак, идеальные условия — это выступление на 10–15 минут перед небольшой группой в помещении без сидячих мест. Но в жизни все далеко от идеала, поэтому используйте приемы для подчинения внимания аудитории:
- речь в форме диалога с самим собой;
- вопросы к залу, подразумевающие ответы типа «да/нет»;
- провокационный вопрос или дискуссия;
- адресные вопросы конкретным слушателям типа «вам не дует?»;
- интонационные акценты в ключевых местах речи;
- лирические отступления;
- уместные шутки;
- вторая половина речи должна быть интереснее и легче для восприятия, чем первая.
Если состав аудитории заранее узнать невозможно, подготовьте краткие справки по самым сложным понятиям и по ходу пьесы спрашивайте зал, нужно ли объяснить что-то подробнее.
Цель выступления
Перед тем, как подготовиться к публичному выступлению, определите, с какой целью вы вообще собираетесь что-то вещать людям. Обычно о целях как-то забывают, а ведь именно они должны стать путеводной звездой для оратора.
Как правильно определить цель? Предельно честно ответьте себе на 3 вопроса:
- Зачем мне это выступление?
- Какой реакции я жду от аудитории?
- На какой результат я рассчитываю?
А теперь нужно придумать, как подружить интересы вашей аудитории со своими целями, и подготовить такую речь, которая удовлетворит обе стороны.
Выбор темы
Чем глубже знания, тем меньше страх публичного провала. Выбирайте темы, в которых вы хорошо ориентируетесь. Если есть пробелы, изучайте профильные публикации, сохраняя данные об источниках, беседуйте со специалистами, выписывайте цитаты на карточки, собирайте цифровые материалы в отдельную папку — они пригодятся для электронной презентации.
Тема должна быть актуальна и для вас, и для аудитории. Хотите продать продукт — говорите о его преимуществах, как он меняет жизнь к лучшему, хотите показать, какое крутое у вас производство — говорите о достоинствах оборудования и организации труда, хотите увлечь первокурсников старославянским языком — ищите то, что зацепит их за живое.
Подготовка конспекта
Портрет аудитории, цель выступления и актуальная тема — это три кита, на которых выстраивается текст речи. Есть несколько видов конспектов.
- План — опытные ораторы используют краткий или развернутый план, в котором отмечают последовательность тезисов, чтобы не углубиться случайно в отвлеченные дебри.
Примерный план публичного выступления нужен всем без исключения. С этого начинается работа над текстом. План задает вектор вашей речи. - Краткий конспект составляется на основе готового плана. Каждый пункт дополняется тезисами, цифрами, цитатами, опорными фразами, которые помогут вспомнить нужную информацию.
Конспект — оптимальный формат «шпаргалки». По нему невозможно читать всю речь целиком, навевая скуку на публику, но при этом здесь записана вся базовая информация на случай провалов в памяти. - Полный текст — формат для новичков. Если вы боитесь аудитории, полностью подготовьте устное публичное выступление в письменном виде. Это поможет избежать ошибок, логических и стилистических ляпов, хорошо структурирует речь и придаст вам уверенности.
Совет: пишите текст речи от руки, выделяйте тезисы разноцветными ручками, подчеркивайте опорные фразы яркими маркерами. Так вы задействуете разные виды памяти, а записанный текст сможете использовать как тезисный конспект.
Некоторые спикеры заучивают свою речь наизусть. Если это снимет излишнюю тревожность, учите, но помните, что зазубренная речь сильно мешает спонтанности оратора.
Презентация для публичного выступления
Если есть техническая возможность, обязательно делайте презентацию. Это хорошее решение со всех сторон:
- для оратора это опора, которая вывезет из любой внештатной ситуации;
- для аудитории это центр притяжения внимания и наглядное пособие.
Хорошая презентация не копирует речь оратора, а дополняет и иллюстрирует его слова. На слайдах не должно быть простыни текста, используйте вместо слов инфографику, иллюстрации, таблицы — все то, что помогает визуальному восприятию информации.
Подготовка к реакции зала
Аудитория не всегда настроена лояльно к выступающему или к теме его доклада. Психологи выделяют три сценария противостояния слушателей оратору:
- Избегание — публика находит любой повод, чтобы отвлечься и не вникать в суть. Здесь нужны приемы захвата внимания:
- яркое начало и концовка;
- наращивание драматизма повествования;
- контролируемая эмоциональность;
- диалогизация речи;
- налаживание контакта с залом.
- Подрыв авторитета — аудитория сомневается в авторитетности самого оратора и его источников информации.
- Если вы ошиблись, признайте и исправьте ошибку.
- Будьте готовы рассказать о своих источниках, привести дополнительные аргументы.
- Продумайте, какие коварные вопросы могут задать из зала, подготовьтесь к краткому аргументированному ответу. Не дайте себя сбить: любому вопросу уделяйте не более 1,5 минут.
- Непонимание — аудитория, не желая вникать в суть чуждых ей идей, классифицирует их как непонятные.
- При работе над планом при подготовке публичного выступления придумайте несколько ясных формулировок главной мысли и раскидайте их по тексту.
- Используйте легкий, разговорный стиль, говорите проще.
- Применяйте средства художественной выразительности: сравнения, метафоры, аллегории, гиперболы — это добавляет образность речи и облегчает восприятие сложных абстрактных понятий.
Подготовьте адекватную реакцию на помехи со стороны зала:
- правильные реакции на агрессию провокаторов и неуместный юмор: игнорирование, ирония, шутка, методы «бумеранга» и «отложенного ответа» («Я вас услышал, давайте вернемся к этому вопросу в конце»);
- аплодисменты переждите и продолжите речь, когда они стихнут.
Постановка устной речи
Публика не прощает:
- слишком тихого голоса;
- монотонной речи;
- слишком высокого темпа речи;
- фатальных проблем с дикцией.
Готовясь к выступлению, отрабатывайте качество устной речи. Дыхательные упражнения, гимнастика для артикуляционного аппарата, скороговорки, тренировки на расширение голосового диапазона — все это улучшит ваше звучание.
Контакт с аудиторией
Ловите реакцию аудитории. Приготовьтесь наладить зрительный контакт с залом: мысленно разделите его на секторы и во время речи перемещайте взгляд. Если слушателей мало, поочередно смотрите на каждого.
Совет: если страх сцены слишком велик, смотрите слегка поверх голов зала, найдите несколько доброжелательных слушателей и обращайтесь к ним.
Отработайте позу и жесты — они влияют на впечатление о вас. Не прячьтесь за кафедру или стол, выберите естественную открытую позу. Большая ошибка — вперить взгляд в экран с презентацией и полностью игнорировать зал. Заранее продумайте, как вовлечь уставшую публику: провести опрос, затеять дискуссию.
Лирические отступления
Лирическое отступление — это как бы невзначай вспомнившаяся история, случай из практики или анекдот. Такой прием оживляет речь и взбадривает заскучавших слушателей.
Человек, который тщательно готовится к публичному выступлению обязательно делает несколько подобных «домашних заготовок». Зрителям кажется, что это экспромт, но на деле лирические отступления надо готовить заранее, чтобы они были уместными, краткими и не уводили оратора от темы.
Эмоциональность
Выступление без эмоций не вызовет отклика у аудитории, но и слишком эмоциональная речь больше напоминает истерику или юмористический номер. Ищите баланс. Яркие образы, доля юмора, вопросы к залу, продуманная драматургия повествования — все это работает на правильный эмоциональный окрас речи.
Работа над волнением
Природа страха публичных выступлений социальная — мы боимся провала, неодобрения других людей. С точки зрения биохимии, страх — это выброс адреналина, поэтому справиться с волнением помогают упражнения, снижающие его уровень: легкая физическая разминка, махи руками, дыхательная гимнастика.
О других способах работы над волнением читайте в нашей статье: Страх публичных выступлений: как побороть фобию.
Тайминг
Хороший тон — начинать и заканчивать выступление вовремя. Это уважение ко всем участникам. Спикеров, которые умеют заканчивать доклад чуть раньше, публика готова носить на руках. Старайтесь следовать правилу: уходите прежде, чем аудитория от вас устанет.
Чем короче речь, тем труднее ее готовить. Придется резать по живому: отжимать воду, наполнять смыслом каждое слово, отбирать только то, что действительно отражает суть, биться над формулировками. В длинном выступлении больше свободы и места для экспромта.
Репетиции
Чтобы подготовиться к докладу и успешно выступить, нужны репетиции, как перед живыми людьми (друзьями, родственниками, коллегами), так и перед зеркалом или камерой своего телефона. Репетиции обнажают проблемные места: нелогичные связки, топорные формулировки, неуместные образы. Но главное, они помогают отработать силу голоса, интонации, скорость речи, проверить, укладываетесь ли вы в регламент, подобрать естественную позу, почувствовать уверенность.
Если есть возможность, порепетируйте в месте проведения мероприятия. Так вы привыкните к помещению, освоитесь на сцене.
Перед выходом на сцену
Выход на сцену — это сильный стресс, и каждый оратор вырабатывает свои ритуалы, помогающие настроиться. Общие рекомендации:
- перекусите за час до выступления;
- прогуляйтесь пешком;
- если есть возможность, придите заранее в зал, осмотритесь, проверьте аппаратуру;
- не употребляйте кофе и алкоголь перед выходом на сцену;
- за 15 минут сделайте легкую разминку;
- глубоко дышите.
Опыт — сын ошибок трудных
Ораторское искусство требует постоянной практики. Чем больше реальных выступлений, тем уверенней вы будете себя чувствовать.
Смотрите видео речей признанных ораторов, читайте книги по риторике, запишитесь на курсы, где учат, как готовиться к публичным выступлениям и держать внимание зала. Все это добавит вам уверенности в себе и снимет страх перед аудиторией.
Принципы составления плана публичного выступления
Подготовка речи для публичного выступления всегда начинается с составления развернутого плана. Исходя из вашей цели и интересов аудитории, нужно сформулировать тезисы, подобрать к ним убедительные аргументы и наглядные примеры, а потом выстроить материал в логической последовательности. Не забудьте придумать яркое, интригующее название встречи, такое, чтобы люди не только поняли, о чем пойдет речь, но и захотели прийти вас послушать.
Устное выступление — особый жанр и у него есть строгие требования к структуре.
Вступление
Вступление должно быть ярким, эмоциональным, интригующим. Его цель — наладить контакт с аудиторией, разжечь интерес и обозначить проблематику доклада. Вступление состоит из приветствия и завязки.
- Приветствие.
У оратора есть всего полторы минуты, чтобы публика составила о нем первое впечатление. Продумайте ваше приветствие досконально: несколько слов о себе и о своей компетентности, почему, собственно, вам можно доверять. - Завязка.
Завязка должна ясно обозначить тему и заинтересовать публику. Здесь уместны неожиданный, интригующий вопрос, короткая история, притча. Старайтесь придумать неформальную, яркую завязку, ведь от нее зависит, будут ли вас слушать дальше.
Совет: вступление — важнейшая часть, новичкам его лучше записать и выучить целиком.
Основная часть
В основной части раскрывается заявленная тема. Это не просто рассказ о своем опыте или изложение информации. Содержание выступления должно учитывать интересы слушателей и решать их проблему.
Повествование складывается из логической последовательности тезисов, каждый из которых дополняет и раскрывает предыдущие.
Все, что вы утверждаете, не должно быть голословным. Каждый тезис нуждается в убедительной аргументации. Доказательства должны быть правдивыми, подтвержденными авторитетными источниками и лаконичными. Для того, чтобы аудитория поверила в правомерность высказанного тезиса, достаточно 3-х аргументов.
Кроме классических тезисов и аргументов включайте в основную часть риторические приемы, оживляющие вашу речь и удерживающие внимание.
Составляя речь по законам драматургии, увеличивайте градус интереса и подводите публику к кульминации. Кульминация — ваш козырь, самый сильный аргумент, который должен убедить даже непробиваемых скептиков. После высшей точки выступления следует развязка.
Финал
Смазанная концовка убивает впечатление обо всем публичном выступлении в целом, поэтому обязательно включайте краткий итоговый анализ сказанного и выводы в свой план. Хорошая концовка:
- лаконично обобщает идеи выступления;
- четко формулирует основную мысль;
- снимает напряжение и формирует положительный эмоциональный отклик аудитории.
Никогда не заканчивайте на минорной ноте. Даже если ваш доклад не располагает к безудержной радости, оставьте людям надежду.
Перед уходом со сцены поблагодарите всех за внимание. В финале уместна самореклама, призыв обращаться к вам с вопросами, слайд с контактными данными.
План необходим оратору для самоконтроля. Хорошая, логичная структура выступления последовательно раскрывает проблему от общего к частному, держит аудиторию в тонусе, не дает спикеру уходить от основной нити повествования. Если в такой композиции поменять местами элементы, то логика развалится, поэтому даже опытные спикеры пишут план.
Заключение
Сначала подготовка к публичным выступлениям будет отнимать очень много времени, даже если вы великолепно владеете темой. С опытом приходит собственный алгоритм действий, время на сбор и компоновку материала сокращается, а выступления становятся качественней и по смысловому наполнению, и по воплощению.
Подготовка дает ощущение уверенности, чем она тщательнее, тем больше шансов на успех. Максимально подготовленного спикера невозможно выбить из седла коварным вопросом или язвительной шуточкой. Развернутый план, репетиции, электронная презентация, «домашние заготовки» с лирическими отступлениями, дружелюбный настрой помогут донести до аудитории суть проблемы и пути ее решения.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подписывайтесь на Телеграм-канал и прокачайте свою речь за 10 минут в день!
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________