ПАМЯТКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Как составлять
простой план
1. Прочитайте текст (представьте
мысленно весь материал).
2. Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.
3. Озаглавьте части; подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными.
4. Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в
плане.
5. Запишите план.
План должен полностью охватывать все содержание текста
В заголовках (пунктах
плана) не должны повторятся сходные формулировки.
Как составлять
сложный план
1. Внимательно прочитайте
изучаемый материал.
2. Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).
3. Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и тоже озаглавьте
(подпункты плана).
4. Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено
в них основное содержание изучаемого материала.
Как
анализировать текст
1. Прежде чем отвечать на вопросы
и выполнять задания, внимательно прочитайте текст.
2. Помните: прямые ответы на многие вопросы или подсказки содержатся в тексте.
3. Соотнесите предложенный текст с изученным курсом определите, с какой
содержательной линией связан данный текст («Общество», «Человек», «Познание»,
«Духовная жизнь общества», «Экономическая сфера жизни общества», «Социальные
отношения», «Политика» и «Право»).
4. Дайте ответ на вопрос: «О чем данный текст?» — и определите его основную
идею.
5. Отвечать на предложенные вопросы старайтесь по порядку, так как они чаще
всего предъявляются по принципу «от простого к сложному». Ответ на первый
вопрос может послужить основой для выполнения следующего задания.
6. Вопросы к документам читайте вдумчиво, стремясь уяснить задания полностью.
Отвечайте точно на поставленный вопрос.
7. Обратите внимание, на что именно предлагается опереться при выполнении
задания (это часто оговаривается в условии): текст, личный опыт, материал,
изученный в курсе.
8. Старайтесь давать логически связный ответ, содержащий четкие и ясные
формулировки. Не останавливайтесь на какой-либо части задания, избегайте
неполных ответов. Не прибегайте к излишним обобщениям и интерпретации
авторского текста там, где этого не требует задание.
9. Сформулировав ответ, проверьте его правильность. Для этого вернитесь к
тексту и найдите в нем ключевые слова и фразы, которые подтверждают ваши
выводы.
План текста
Рассмотрим задание №26 или С1 в ОГЭ по обществознанию. В данном задании от нас требуют составления плана текста, выделяя основные относительно завершенные смысловые фрагменты. Кроме этого необходимо озаглавить каждый из вышеуказанных фрагментов.
Общий алгоритм нашей работы над текстом:
- сначала уясняем смысл текста как целого
- выявляем наиболее значимые в содержательном плане идеи
- представляем структуру текста
- извлекаем информацию по отдельным частям
- анализируем конкретные идеи текста
Все задания в С части по обществознанию так или иначе связаны между собой, поэтому хорошее понимание первого задания в этом боке поможет успешно справиться с остальными заданиями.
Перейдем к рассмотрению теории по данному заданию.
Теория к заданию №26 (С1) ОГЭ по обществознанию
Итак, что такое план текста?
План – это четкое последовательное представление частей содержания изученного текста в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную идею соответствующего фрагмента.
Для выполнения задания необходимо внимательно прочесть текст, уяснить его содержание, понять тему, выявить основные идеи текста.
Хочу напомнить, что названия пунктов плана не должны полностью воспроизводить отдельные фразы текста.
Количество выделенных фрагментов может быть различным – главное, чтобы при построении у вас соблюдалась логика.
Личный совет от меня – автор текста сам разбивает текст на смысловые части – это абзацы. Нам необходимо просто озаглавить каждый абзац для успешного выполнения задания!
План может быть:
- простым, то есть включающим названия значимых частей текста
- сложным, включающим наряду с названиями значимых частей текста и названия их смысловых компонентов
Разбор типового варианта задания №26 ОГЭ по Обществозананию
Приведу типичный пример текста для анализа:
Язык, культура, нравственность, весь духовный капитал, которым мы живем и который составляет наше существо, берется из сложившихся жизненных отношений между людьми. Социальная, общественная жизнь не есть, следовательно, какая-то внешняя форма человеческой жизни. Она есть необходимое выражение единства людей, составляющего основу человеческой жизни во всех ее областях. Человек живет в обществе не потому, что так жить удобнее, а потому, что лишь в качестве члена общества он может состояться как человек, подобно тому, как лист может быть только листом целого дерева.
Это внутреннее органическое единство может выступать в форме семьи, в форме религиозной общины и т. д., наконец, в форме общности судьбы и жизни всякого объединенного множества людей. Эта общность образует жизненное содержание самой личности. Общность – это духовное питание, которым внутренне живет личность, ее богатство, ее личное достояние.
Для поверхностного восприятия общество состоит из людей, в настоящее время населяющих землю. Но за наружным, временным восприятием жизни скрывается ее вечный фундамент и источник сил – единство настоящего с прошлым и будущим. В каждое мгновение наша жизнь определена силами и средствами, накопленными в прошлом, и вместе с тем устремлена в будущее, выступает как творчество того, чего еще нет.
В нашем примере могут быть выделены, например, следующие смысловые фрагменты:
- социальная сущность человека
- внутреннее органическое единство людей
- уровни восприятия общества
Можно составить и вопросный план.
Вопросный план записывается в форме вопросов к тексту каждому соответствует один вопрос.
- Что определяет социальную сущность человека?
- Как проявляется внутреннее органическое единство людей?
- Какие уровни восприятия общества выделены в тексте?
Составим для тренировки тезисный план.
Тезисный план состоит из тезисов глагольного строя. Тезис – это кратко сформулированное основное положение абзаца текста, лекции, доклада.
- социальная, общественная жизнь есть необходимое выражение единства людей, составляющего основу человеческой жизни
- внутреннее органическое единство образует жизненное содержание самой
личности - за наружным, временным восприятием жизни скрывается ее вечный фундамент и источник сил – единство настоящего с прошлым и будущим
ПАМЯТКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Как составлять простой план
1. Прочитайте текст (представьте мысленно весь материал).
2. Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.
3. Озаглавьте части; подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными.
4. Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.
5. Запишите план.
План должен полностью охватывать все содержание текста
В заголовках (пунктах плана) не должны повторятся сходные формулировки.
Как составлять сложный план
1. Внимательно прочитайте изучаемый материал.
2. Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).
3. Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и тоже озаглавьте (подпункты плана).
4. Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.
Как анализировать текст
1. Прежде чем отвечать на вопросы и выполнять задания, внимательно прочитайте текст.
2. Помните: прямые ответы на многие вопросы или подсказки содержатся в тексте.
3. Соотнесите предложенный текст с изученным курсом определите, с какой содержательной линией связан данный текст («Общество», «Человек», «Познание», «Духовная жизнь общества», «Экономическая сфера жизни общества», «Социальные отношения», «Политика» и «Право»).
4. Дайте ответ на вопрос: «О чем данный текст?» — и определите его основную идею.
5. Отвечать на предложенные вопросы старайтесь по порядку, так как они чаще всего предъявляются по принципу «от простого к сложному». Ответ на первый вопрос может послужить основой для выполнения следующего задания.
6. Вопросы к документам читайте вдумчиво, стремясь уяснить задания полностью. Отвечайте точно на поставленный вопрос.
7. Обратите внимание, на что именно предлагается опереться при выполнении задания (это часто оговаривается в условии): текст, личный опыт, материал, изученный в курсе.
8. Старайтесь давать логически связный ответ, содержащий четкие и ясные формулировки. Не останавливайтесь на какой-либо части задания, избегайте неполных ответов. Не прибегайте к излишним обобщениям и интерпретации авторского текста там, где этого не требует задание.
9. Сформулировав ответ, проверьте его правильность. Для этого вернитесь к тексту и найдите в нем ключевые слова и фразы, которые подтверждают ваши выводы.
Обратим внимание на особенности выполнения заданий экзамена различных типов.
Как выполнять задания на сравнение
Среди заданий единого экзамена немало таких, которые построены на логической операции сравнения, предполагающей выявление сходства и различий предметов, процессов, явлений.
Вот пример одного из таких заданий.
Задание. Какая из перечисленных особенностей свойственна человеку и отсутствует у животного
1) действие механизмов наследственности
2) работа органов чувств
3) обменные процессы
4) творческая активность
Ответ: 4.
Комментарий. В этом задании сопоставляются человек и животное. В других случаях сравниваются труд и общение, игра и труд, познавательная деятельность и трудовая, абсолютная и относительная истина, рациональное и чувственное познание, государство и партия, тоталитарный режим и демократический, элитарная культура и массовая, правовые и моральные нормы, проступок и преступление и др.
С точки зрения характера предъявляемого требования, задания данного типа можно разделить на две группы. В первой (таких заданий большинство) требуется выделить отличительный (присущий только одному из сравниваемых объектов) признак, во второй – указать общую черту.
При выполнении заданий на сравнение важно, прежде всего, установить, к какому общему целому относятся сопоставляемые предметы или явления. В приведенном примере эту общность можно определить как «живые существа»: к ним относится и человек, и представители животного мира. В тех заданиях, где требуется выявить общий признак сравниваемых объектов, установление исходного общего понятия вплотную приближает нас к искомому ответу.
Как выполнять задания с выбором ответа на анализ двух суждений?
Задания на анализ двух суждений требуют умения оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук и определять, является ли каждое из них верным. В каждом таком задании предъявляется пара суждений относительно одного социального объекта. Эти задания относятся к заданиям повышенного уровня сложности. Обратимся к примерам заданий данной модели.
Верны ли следующие суждения о роли потребителя в рыночной экономике?
А. Потребитель в рыночной экономике участвует в формировании цены товара.
Б. Потребитель в рыночной экономике участвует в определении затрат производителей.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Комментарий
Смысловой анализ суждений и их соотнесения с определенной областью обществоведческих знаний приводит к выводу, что оба суждения сформулированы относительно роли потребителя в рыночной экономике.
Необходимо при выполнении задания сфокусировать внимание на определенных видах экономической деятельности. В первом случае (суждение А) на обмене, поскольку речь идет о формировании цены товара, во втором случае (суждение Б) – на производстве, так как суждение касается определения затрат производителей. Сопоставляя свои знания с содержанием каждого суждения, делаем вывод, что верным является суждение А, так как потребитель в рыночной экономике участвует в формировании спроса, а спрос, в свою очередь, влияет на цену товара. На определение затрат производителей потребитель влияния не оказывает.
Памятка по решению обществоведческих задач
- Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопрос. В случае необходимости уточните значение непонятных терминов с помощью словарей, справочников и учебника (в условиях экзамена придется рассчитывать только на свои знания)
- Соотнесите вопросы, сформулированные в задаче с ее условием:
– определите, какая полезная для решения задачи информация содержится в ее условии;
– подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи (именно противоречия данных может подсказать путь решения).
- Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для решения задачи, к каким источникам, нормативно-правовым актам следует обратиться.
- Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием.
- Продумайте аргументы, подкрепляющие ваше решение.
- Убедитесь в правильности вашего ответа:
– соответствует ли ваш ответ существу вопроса;
– если в задаче дано несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый из них;
– нет ли противоречий между вашими аргументами;
– нет ли в условии задачи данных, противоречащих вашему решению;
– можно ли считать предложенный путь решения единственно возможным;
– не следуют ли из условия задачи какие-либо другие выводы помимо обозначенных вами.
Несмотря на популярность, ЕГЭ по обществознанию считается одним из самых сложных. Чтобы сдать его на высокий балл, необходимо владеть огромным количеством знаний в абсолютно разных областях. При этом наибольшее количество ошибок приходится на вторую часть, а конкретно 28 задание ЕГЭ: обществознание как предмет включает пять больших блоков, все знания в рамках которых необходимо показать в плане.
Что из себя представляет 28 задание?
28 задание ЕГЭ (обществознание) — это задание на составление плана, в котором нужно будет по пунктам разносторонне и глубоко раскрыть предложенную тему. В отличие от эссе, здесь не получится проиллюстрировать свои мысли и тем самым убедить эксперта.
В плане все зависит от владения теорией. Она подается поэтапно, логично и структурировано в виде пронумерованного списка. Так, ответ на 28 задание ЕГЭ (обществознание) должен состоять минимум из трех конкретных пунктов плана с подпунктами (три и более, если понятие позволяет). При этом они должны быть корректно сформулированы.
Критерии оценки ответа на задание 28
Для эксперта разделены критерии, по которым проверяется 28 задание ЕГЭ: обществознание, то есть теория, проверяется отдельно, корректность формулировок — отдельно. За детализацию и раскрытие темы можно получить максимум три балла, за корректность — один, при этом он не может быть поставлен, если содержание оценено на ноль.
Чтобы получить три балла за содержание нужно:
- написать три пункта плана, из которых минимум два попадают в ключи;
- расписать минимум два пункта (приводится от трех подпунктов в каждом, если это возможно).
Если в ключи попадают два пункта, но детализирован (приведено три и более подпунктов) только один из них, то можно рассчитывать на два балла. Если в плане представлен только один из ключевых пунктов (при этом, он должен быть детализирован), то выпускник получает один балл. В любом другом случае план обнуляется.
Чтобы получить балл за корректность достаточно изъясняться точно, понятно и правильно с обществоведческой точки зрения (верно использовать терминологию, названия и пр.), соблюдать структуру плана.
Как составить план для 28 задания ЕГЭ по обществознанию правильно
При написании ответа нужно помнить несколько простых правил:
- Части плана должны выглядеть как пункты нумерованного списка, то есть не стоит записывать подпункты в одну строчку, они должны быть расположены столбиком с маркерами (например, буквами, цифрами, черточками, точками и др.).
- Подпунктов должно три и больше, если это не противоречит сущности понятия (так, например, элементов социального контроля существует всего два, поэтому в таком пункте плана больше двух подпунктов привести не получится).
- При этом, нужно помнить, что абстрактные пункты, вроде «понятие», «введение», «заключение» и т.п., засчитаны в ответе на 28 задание ЕГЭ (обществознание) не будут, а третий и последующий пункты плана не обязаны попадать в ключи, но должны раскрывать тему.
- Если в пункте может быть приведено пять и более подпунктов, то указываются первые три из них, а потом ставится «и др.». Если же предусмотрено только два-четыре подпункта, то их нужно приводить все.
Примеры планов
План лучше всего строить с помощью детализированных пунктов.
Так выглядит пункт, для которого предусмотрены только два-четыре элемента:
- Критерии стратификации:
- Престиж.
- Доход.
- Образование.
- Власть.
А так должны быть записаны пункты, в которых предполагается большее количество элементов:
- Социальная мобильность:
- Вертикальная и горизонтальная.
- Диктуемая и добровольная.
- Межпоколенная и внутрипоколенная и др.
В целом, идеальный ответ на 28 задание ЕГЭ (обществознание) должен быть составлен из 5-6 таких детализированных пунктов. Образцы планов, написанных на максимальный балл, можно найти здесь.
Как решать 28 задание ЕГЭ по обществознанию
При написании плана можно руководствоваться логикой представления доклада:
- в первую очередь доклад начинают с определения понятия, это можно не прописывать, но для себя назвать стоит,
- исходя из определения задать себе два главных вопроса (чаще всего это критерии или причины и механизм работы (например, исторические типы)),
- привести еще пункты, которые помогут раскрыть тему.
Таким образом, несмотря на строгость критериев, написать 28 задание ЕГЭ (обществознание) на максимальный балл более чем возможно. Для этого необходимо иметь обширные знания теории в рамках всех пяти блоков обществознания, а также понимать критерии оценивания и логику построения ответа.
Статистика по данному заданию не утешительная: лишь около 30% учеников справляются с ним, и не более 20% учеников справляются с ним на высший балл.
Тем не менее, и в этом задании можно пошагово разобраться и увидеть некую структуру.
Начнём. Возьму для примера задание №24 из демоверсии ЕГЭ по обществознанию 2022 года:
Классически, подчеркиваем в тексте задания главное:
В принципе, задание не сложное, если:
1. Знать шаблон написания;
2. Знать теорию обществознания по этой теме.
Начнём с шаблона. Чаще всего он выглядит так:
I. Понятие чего-либо (раскрывать само определение понятия не нужно), так же как и нельзя заменять слово «Понятие» на слово «Определение».
II. Виды чего-либо:
–
–
–
III. Функции чего-либо:
–
–
–
IV. Роль чего-либо в чем-либо (не раскрывается на подпункты);
V. Тенденции развития чего-либо (не раскрывается на подпункты).
*Пункты IV и V не несут смысловой нагрузки и пишутся, как правило, для “закругления” темы, чтобы план не выглядел недописанным.
Бывает, что тема требует боле полного раскрытия смысла. Тогда шаблон плана может выглядеть вот так:
I. Понятие чего-либо.
II. Признаки чего-либо:
–
–
–
III. Черты чего-либо как социального института:
–
–
–
IV. Виды чего-либо:
–
–
–
V. Функции чего-либо:
–
–
–
VI. Роль чего-либо в чем-либо (не раскрывается на подпункты);
VII. Тенденции развития чего-либо (не раскрывается на подпункты).
Попробуем раскрыть эту тему сначала по первому, а затем по второму шаблону.
Итак, первый шаблон:
I. Понятие политической партии.
II. Виды политических партий:
– либеральные, консервативные, социалистические и т.п.;
– кадровые, массовые;
– правящие, оппозиционные;
– легальные, нелегальные.
III. Функции политических партий:
– представительство интересов различных социальных групп;
– участие в выборах;
– политическая социализация граждан.
IV. Роль политических партий в современном демократическом обществе;
V. Тенденции развития политических партий в современном мире.
В принципе, этого достаточно, задание выполнено.
Тогда в каких случаях нам может понадобиться второй шаблон?
В том случае, если задание звучит не просто как план по теме «Политические партии», а как «Политические партии как социальный институт».
Тогда план может выглядеть вот так:
I. Понятие политической партии.
II. Признаки политической партии как общественной организации:
– наличие устава;
– наличие программы;
– наличие структурированной организации.
III. Черты политической партии как социального института:
– иерархичность;
– нормативность;
– система статусов и ролей.
IV. Виды политических партий:
– либеральные, консервативные, социалистические и т.п.;
– кадровые, массовые;
– правящие, оппозиционные;
– легальные, нелегальные.
V. Функции чего-либо:
– представительство интересов различных социальных групп;
– участие в выборах;
– политическая социализация граждан.
VI. Роль политических партий в современном демократическом обществе;
VII. Тенденции развития политических партий в современном мире.
*Именно пункт про черты социального института является самым провальным, про него просто всегда забывают. Но, если его нет, то тема не раскрыта до конца, и максимальный балл уже не получить.
* В задании из демоверсии этого не требовалось.
Ну что ж, настало время свериться с ответами составителя:
Ответ составителя кажется максимально полным. Но так и должно быть.
Важная для нас информация находится под ответом:
Не все пункты плана обязательные, достаточно минимум 2-х основных пунктов. А вот какие пункты особенно важны для раскрытия данной темы, Вам уже должна подсказать смекалка и чутьё.
Запомнить:
– нельзя делать подпункты в подпунктах (если что-то в подпункте нужно конкретизировать, используем для этого скобочки, как это сделал составитель);
– приводить в первом пункте «Понятие» определение этого понятия не нужно;
– не стремимся написать мини-план, в котором только 3 пункта из которых 2 детализированы, это минимальное требование. Есть темы, где в 3 пункта не уложиться, тема будет не раскрыта, и вы потеряете баллы.
Продолжение статьи