Как составить протест прокурору

Разъясняет прокурор Зеленоградского административного округа г. Москвы В.А. Родин

Статья 23. Протест прокурора

1. Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

2. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления – на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

3. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.

4. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.

Протест – это правовой акт, в форме которого прокурор предъявляет юридически обоснованное требование по поводу допущенного нарушения закона, выразившегося в издании соответствующим органом или должностным лицом незаконного правового акта, и добивается восстановления нарушенного права. Протест представляет собой документ прокурорского реагирования на противоправный акт государственного органа, органа местного самоуправления, органов контроля, управления коммерческой или некоммерческой организацией или соответствующих должностных лиц, содержащий мотивированное требование о его отмене или приведении в соответствие с законом.

«Это надзорное средство прокурорского реагирования, которое преследует две цели: 1) устранение правонарушения в незаконном правовом акте и их последствий; 2) восстановление нарушенных прав поднадзорных субъектов».

Протест прокурора как правовой документ должен соответствовать определенным требованиям не только по форме, но и по содержанию. В протесте содержится наименование опротестованного правового акта или действия, или бездействия должностного лица; кем и когда правовой акт издан или совершено действие или бездействие; содержание опротестованного правового акта (действие или бездействие); правовое обоснование незаконности или необоснованности правового акта (действия или бездействия должностного лица); нормы нарушенного закона или иного нормативного акта; предложение прокурора об отмене акта, требования о привлечении к ответственности должностного лица, виновного в нарушении закона, если в этом есть необходимость; предложение о рассмотрении протеста в установленный законом десятидневный срок с сообщением результатов рассмотрения протеста; должностное положение прокурора, принесшего протест, его классный чин, дата принесения протеста.

В содержательной части протеста прокурор отражает следующие позиции: в чем выражается несоответствие, либо противоречие акта (его части), на который направлено прокурорское воздействие; точное наименование закона, с которым вступил в противоречие (несоответствие) акт региональных законодателей; предложение устранить допущенное нарушение (необходимо изложить свое видение: в каких конкретных юридических действиях оно должно выражаться и какие правовые последствия нести); требование рассмотреть протест в оговоренные законом сроки со ссылкой на правовые нормы и указание на то, что ответ о результатах рассмотрения протеста должен быть незамедлительно отправлен прокурору в письменной форме.

Именно исходя из этих соображений прокурору предоставлено право устанавливать сокращенный срок рассмотрения протеста, когда этого требуют исключительные обстоятельства. Данное правило применяется в тех случаях, когда исполнение опротестованного акта сопряжено с наступлением или угрозой наступления опасных последствий: причинения материального ущерба в значительных размерах, нанесения вреда здоровью населения, дезорганизации производства и др. Срок, в течение которого должен быть рассмотрен протест, указывается в его тексте.

Необходимость обращения прокурора в суд с заявлением о признании противоречащего закону правового акта недействительным возникает в условиях, свидетельствующих о заведомой предумышленности нарушения закона, о неспособности принятия правильного решения органом, издавшим правовой акт, в ситуациях повышенной общественной значимости отмены незаконного акта либо требующих профессионального юридического анализа обстоятельств, обусловивших противоречие акта закону. Заявление в суд направляется в соответствии с действующими положениями процессуального законодательства о подведомственности и подсудности дел.

Принесение протеста является юридическим фактом, с которым связывается возникновение правоотношений между прокурором и органом, чей акт опротестовывается. В связи с этим у прокурора возникают следующие обязанности: контроль за своевременностью рассмотрения протеста, проверка фактического устранения нарушения законности, проверка законность вновь изданного акта взамен незаконного.

Протест формулирует юридически обоснованное требование об устранении имеющихся противоречий, отменен либо приведении акта в соответствие с действующим законодательством.

1. Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 10.02.1999 N 31-ФЗ)

2. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления – на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

3. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.

4. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.

Протест прокурора – основания принесения, правила рассмотрения

Основания для принесения протеста прокурора

Порядок рассмотрения протеста

Образец протеста на локальный правовой акт

Одним из актов прокурорского реагирования, который может быть принят по результатам прокурорской проверки, является протест.

Протест прокурора – это акт прокурорского реагирования, который приносится на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.

Основания принесения протестов и порядок их рассмотрения установлены статьей 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Основания для принесения протеста прокурора

Основанием для принесения протеста – это выявление в ходе проверки противоречащего правового акта. Таким актом может быть закон, указание, приказ, распоряжение, постановление по делу об административном правонарушении и др.

Принесение протеста – это не право прокурора, а его обязанность. Если он в ходе проверки установил противоречащий закону правовой акт, он обязан принять меры к его опротестованию.

Полномочия прокурора позволяют внести протест только в том случае, если правовой акт противоречит требованиям закона. Если правовой акт не соответствует ведомственным приказа, оснований для принесения протеста не имеется.

Подписать протест могут только прокурор или его заместитель. Таким образом, помощник прокурора или начальник отдела в прокуратуре не могут принести протест.

Порядок рассмотрения протеста

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления – на ближайшем заседании.

При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

Таким образом, срок рассмотрения протеста составляет 10 дней. Исключение из данного правила составляют протесты на постановления по делам об административных правонарушениях, которые рассматриваются в соответствии с КоАП РФ. В этих случаях допускается переносить срок рассмотрения с целью уведомления о дне рассмотрения лицо, привлекаемое к ответственности.

Если десятый день приходится на праздничный или выходной день – срок рассмотрения переносится на следующий за ними рабочий день.

По результатам рассмотрения протеста правовой акт, на который он приносится, должен быть изменен или отменен. О принятом решении необходимо письменно уведомить прокурора и приложить документ, подтверждающий устранение нарушений закона.

Как правило, в протесте указывается, что он должен быть рассмотрен с участием представителя прокуратуры. В таком случае необходимо заблаговременно уведомить прокурора о времени и месте рассмотрения протеста. Порядок уведомления законом не установлен, поэтому это может быть как письменно, так и устно.

Образец протеста прокурора на локальный правовой акт

Руководителю Управления ФНС по Энской области Константинову М.П.

Протест

на Приказ от 06.02.2019 N 25-21

Вашим Приказом от 06.02.2019 N 25-21 “О внесении изменений в Правила служебного (трудового) распорядка для работников Управления Федеральной налоговой службы по Энской области” внесены изменения в Правила служебного (трудового) распорядка для работников Управления (далее – Правила), а именно пп. 4 п. 3.2 “Основные обязанности администрации” изложен в следующей редакции: “…выплачивать в полном объеме денежное содержание по безналичной форме на пластиковые банковские карты работников два раза в месяц”. Правила утверждены руководителем Управления и согласованы председателем Комитета профорганизаций налоговых органов Энской области.

Приказ от 06.02.2019 N 25-21 противоречит закону и подлежит отмене по следующим основаниям.

Статья 136 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) предусматривает альтернативные варианты формы выплаты заработной платы: в месте выполнения работы либо перечисление на указанный работником счет в банке.

В силу абз. 7 ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, которые установлены в соответствии с Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

При этом согласно абз. 5 ч. 1 ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

Пункт 3.2 Правил (в редакции Приказа N 25-21) незаконно исключает обязанность администрации выплачивать заработную плату наличными работникам, не согласным на получение заработной платы в безналичной форме.

Подобная редакция обязанности администрации по выплате заработной платы в Правилах не соответствует положениям ст. 8 ТК РФ. На основании названной нормы локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Таким образом, пп. 4 п. 3.2 Правил противоречит указанным нормам трудового законодательства ввиду того, что ограничивает право работников на альтернативный выбор формы получения заработной платы.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 23 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации”,

требую:

  1. Рассмотреть настоящий протест в десятидневный срок с участием представителя прокуратуры.
  2. Привести в соответствие с Трудовым кодексом Российской Федерации Приказ от 06.02.2019 N 25-21 “О внесении изменений в Правила служебного (трудового) распорядка для работников Управления Федеральной налоговой службы по Энской области”.
  3. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщить в прокуратуру Энской области в письменной форме.

Первый заместитель прокурора

старший советник юстиции                                     В.Б.Трофимов

Справочно. По результатам рассмотрения протеста нет необходимости проводить служебную проверку и привлекать должностное лицо к дисциплинарной ответственности. Протест считается рассмотренным и удовлетворенным после приведения опротестуемого правового акта в соответствие с требованиям закона.

Подготовлено “Персональные права.ру”

Дополнительная информация по теме:

Функции и полномочия прокуратуры в России

Жалоба в прокуратуру – порядок направления и рассмотрения

Представление прокурора – правила рассмотрения

1. Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

2. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления – на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

3. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.

4. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.

Не всегда нормативный или внутренний локальный правовой акт соответствует закону. Если это не так, то прокуратура вправе внести протест на него. Причем адресатом в данном случае может быть должностное лицо (компания, НКО, орган), оформившие приведенный акт, или вышестоящее ведомство или начальник данного работника. Что такое протест, каковы результаты рассмотрения протеста прокурора образец и чем грозит отказ от исполнения прокурорских требований, рассказано ниже в статье.

Содержание

  1. Что представляет из себя протест прокуратуры
  2. Чем отличается от представления
  3. Результаты рассмотрения протеста прокурора
  4. Как правильно отвечать на протесты прокуратуры
  5. Образец оформления документа
  6. В какие сроки нужно отреагировать
  7. Меры, которые влекут за собой неисполнение протеста

Что представляет из себя протест прокуратуры

По закону, протест — это акт прокурорского реагирования. Его вправе принести зам или сам прокурор. Протест вносится на НПА или локальный акт (ст. 22, 23, 27 ФЗ № 2202-1 от 17 января 1992 г., ст. 245, 251 ГПК РФ):

  1. Органа (инстанции).
  2. Должностного лица.
  3. Коммерческой компании, НКО.
  4. Начальника сотрудника, оформившего незаконный документ.
  5. Вышестоящего ведомства.

Также, надзорное ведомство вправе обратиться в суд, если требуется защита гражданских прав и госинтересов и охраняемых законодательством РФ интересов общества.

По закону, протест может быть предъявлен администрации коммерческих компаний и НКО, а также должностному лицу из:

  • Правительства России;
  • Следственного комитета РФ;
  • регионального Заксобрания и Правительства;
  • областной думы;
  • исполнительной и законодательной власти муниципалитета (например, Городского собрания);
  • Генштаба России;
  • Минобороны РФ;
  • ОНК;
  • контролирующих органов.

Читайте также: Порядок рассмотрения представления прокуратуры

Чтобы протест был принят к рассмотрению адресатом, он должен быть правильно оформлен. В нем прописывается:

  • название и юридический адрес органа или Ф. И. О. должностного лица — от кого требуется устранить допущенные правонарушения;
  • день оформления;
  • название;
  • какой конкретно НПА или локальный документ противоречит закону — общая информация, номер и дата принятия;
  • какой пункт неправомерного документа ведомства или отдельного сотрудника противоречит Конституции РФ и законодательству РФ — с указанием соответствующей статьи Конституции РФ и федеральных законов;
  • заключение — предложение привести неправомерный НПА или внутренний акт в соответствии с Конституцией России и законодательством РФ;
  • сроки исполнения;
  • обязанность направить письменный ответ — с итогами рассмотрения и принятыми необходимыми мерами;
  • личная подпись составителя.

Читайте также: В каких случаях прокурор выносит предостережение — нужно ли отвечать

Также, при составлении протеста сотрудник прокуратуры обязан указывать в нем правовую сущность, последствия, причины и условия выявленных правонарушений (п. 16 Приказа Генпрокуратуры РФ № 195 от 7 декабря 2007 г.). Причем при оформлении такого документа, как правило, поднимается вопрос об ответственности виновных должностных лиц (работников администрации) и устранении нарушений закона. Кроме того, уполномоченный прокурорский работник вправе принять участие в рассмотрении приведенного акта.

Протест прокурора может быть досрочно отозван до получения его на руки уполномоченным сотрудником или ведомством. Причем это может сделать только прокурорский работник, внесший этот документ.

Чем отличается от представления

Представление и протест прокурора — это разные документы. Первый из них оформляется прокурорским работником (его замом) в отношении органа, компании, НКО или отдельного сотрудника, уполномоченных устранить допущенные правонарушения, а второй — приносится не на нарушения закона, а на отдельный правовой акт, нарушающий конституционные и гражданские права (ст. 23, 24, 28 Закона РФ № 2202-1-ФЗ).

Важно! Кроме того, представление оформляется замом или самим прокурорским работником только в отношении отдельного ведомства, компании, НКО или сотрудника. Протест же может приноситься и начальнику этого сотрудника или в вышестоящую инстанцию.

Таким образом, протест оформляется только на НПА или локальный акт, нарушающий российское законодательство. Представление же вносится на определенные нарушения закона, а не на сам НПА.

Результаты рассмотрения протеста прокурора

Протест рассматривается уполномоченным сотрудником (органом) в порядке, введенном ст. 23 Закона РФ № 2202-1-ФЗ. Так, после получения его на руки сотрудник, работник администрации или ведомство обязаны выполнить требования прокурора и принять необходимые меры. После рассмотрения приведенного документа об этом сразу же сообщается надзорному ведомству (в виде письменного уведомления).

На заметку! Если же протест направлен коллегиальному органу, то он должен уведомить прокурора о дате ближайшего заседания.

Письменное уведомление можно отправить в прокуратуру, принесшей данный акт реагирования:

  1. По почте — на почтовый адрес прокуратуры.
  2. По факсу надзорного ведомства.
  3. Через ящик для обращений, расположенный в прокуратуре.
  4. На личном приеме у уполномоченного прокурора.

Чтобы письменный ответ был принят прокурорским работником, он должен быть правильно составлен. Данное уведомление направляется в соответствующую районную (городскую) прокуратуру (ст. 23 Закона РФ № 2202-1-ФЗ).

Как правильно отвечать на протесты прокуратуры

Чтобы письменное уведомление на протест было принят прокуратурой, оно должно быть правильно составлено. Законодательством РФ не установлено унифицированной формы такого уведомления. Однако, в нем должны быть соблюдены все основные требования к составлению актов, то есть, здесь должны быть:

  • должность и инициалы районного (городского) прокурора — кому дается ответ;
  • наименование и юридический адрес органа или Ф. И. О. должностного лица (работника администрации) — от кого направляется уведомление;
  • обращение — Уважаемый (имя и фамилия прокурора);
  • номер, дата и название протеста;
  • результаты рассмотрения — пример: в отдельные пункты Положения о режиме занятий обучающихся МОБУ … внесены такие-то изменения. Здесь же необходимо привести пункт Положения в отредактированной версии и сведения о том, что измененный внутренний документ выложен на сайт организации;
  • приложения — например, копия распоряжения от 25.03.2013г No8;
  • Ф. И. О. сотрудника, или работника администрации, или руководителя органа.

Читайте также: Как правильно написать ответ на требование в прокуратуру

Образец оформления документа

Прокурор или его зам. вносит протест на акт (НПА), противоречащий российскому законодательству. После рассмотрения на него своевременно должен быть дан ответ.

Как правильно отвечать на протесты прокуратуры

Образец письменного уведомления о рассмотрении протеста прокурора

В какие сроки нужно отреагировать

По закону, прокурорский протест должен быть рассмотрен на протяжении 10 дней с даты получения на руки (п. 2 ст. 23 ФЗ № 2202-1). Если он внесен на решение регионального Заксобрания или Городского собрания, то он подлежит первоочередному рассмотрению на первом же заседании. В случаях же, требующих незамедлительного устранения правонарушения, приведенный десятидневный срок может быть сокращен.

Меры, которые влекут за собой неисполнение протеста

Бывает так, что орган или должностное лицо не направляют письменного уведомления с ответом на протест в прокуратуру. Тогда прокурор вправе отреагировать должным образом (п. 16 Приказа № 195). Так, за умышленный отказ от исполнение прокурорских требований, виновное лицо привлекается к ответственности по КоАП РФ в виде (ст. 17.7 КоАП РФ, ст. 6 ФЗ № 2202-1):

  • штрафа на 2 000 – 3 000 р.;
  • дисквалификацию на 6–12 мес.

Положения ст. 17.7 КоАП РФ не распространяются на урегулированные УПК РФ отношения, связанные с прокурорским надзором за работой дознавателей и следователей из органов предварительного следствия.

Кроме того, за уклонение от рассмотрения данного акта реагирования может грозить и уголовная ответственность. Например, вмешательство в работу прокурора в виде воспрепятствования расследованию дела, осуществленные должностным лицом с применением служебного положения, наказываются (ст. 294 УК РФ):

  1. Штрафом на 100 000 – 300 000 р. или в размере з/п или другого дохода виновного лица за 1-2 года.
  2. Направлением на принудительные оплачиваемые работы на протяжении 4 лет как максимум — с лишением законного права быть на отдельных должностях или заниматься конкретной трудовой (служебной) деятельностью на протяжении 3 лет как максимум или без такового.
  3. Тюремным заключением на 4 года как максимум — с лишением возможности работать на госслужбе (в администрации компании, НКО) или быть на отдельных должностях на протяжении 3 лет как максимум или без такового.

Таким образом, при исполнении своих служебных обязанностей зам или сам прокурор вправе приносить протест на неправомерный правовой акт. Он направляется в ведомство или уполномоченному сотруднику (работнику администрации компании, НКО), оформившие неправомерный документ, или в вышестоящую инстанцию или начальнику этого работника.

При ответе на протест должно быть направлено соответствующее уведомление. В противном случае, виновное лицо привлекается к ответственности по КоАП РФ, УК РФ.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:8 (800) 301-93-70 (ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ)Это быстро и бесплатно!

Добавить комментарий