С чего начинается любая работа? Конечно же, с определения цели и задач, а также наиболее важных моментов, требующих решения. Данное правило действует как в науке, так и любой иной отрасли, сфере деятельности.
При выполнении научно-исследовательской работы важно не просто изучить теоретические аспекты в рамках выбранной темы, но и определить проблему: что нужно решить, как это отразится на развитии науки/отрасли или объекте и пр. Именно проблема исследования подчеркивает актуальность вопроса, новизну и значимость проекта в целом.
Курсовая и дипломная работы являются среднемасштабными материалами, которые призваны закрепить пройденный курс и продемонстрировать умение пользоваться полученными знаниями и навыками. Написание кандидатской и докторской диссертации преследует иную цель: совершить открытие урегулировать значимый вопрос, решить актуальную проблему новыми, более эффективными способами. Здесь выявление и конкретизация проблемы играет немаловажную роль.
Постановка проблемы предопределяет дальнейшие действия автора: что именно он будет изучать и анализировать, какую литературу использовать, какими методами пользоваться и пр. Поэтому при написании любого научно-исследовательского проекта грамотно определить «уязвимое место», которое не нашло окончательного решения до настоящего времени.
Сегодня специалисты ОЦ Disshelp готовы помочь в грамотной постановке и формулировке данного критерия.
Противоречие и проблема исследования: одно и то же?
При выполнении научно-исследовательской работы автору предстоит колоссальная работа: поиск информации, ее изучение и анализ, обработка и систематизация пригодных для раскрытия темы данных. На протяжении всего проекта автор разбирается в определенной ситуации, поднимает конкретный вопрос и пытается его решить новыми методами с учетом эффективности.
В студенческой и научной среде принято считать, что для постановки и конкретизации и проблемы необходимо выявить противоречие. Отчасти, так оно и есть. Но далеко не каждое обозначенное противоречие может быть переквалифицировано в проблему научной работы.
Противоречие представляет собой выявление определенных нестыковок, критики, различных позиций в отношении одного и того же вопроса. К примеру, одна и та же теория может быть интерпретирована с разных ракурсов, по-разному, но при этом ее смысл должен быть в любом случае одним и тем же. Если авторы преподносят концепцию по-своему и придерживаются отличных друг от друга позиций, это должно вызвать подозрение относительно надежности материалов. Доказательства теории у разных исследователей должны разниться, но исход (результат, тенденция) совпадать (с учетом небольших погрешностей).
Изучая конкретную тему без учета различных факторов, можно выявить массу противоречий, но перерастет в проблему только одно из них или небольшая комбинация нескольких противоречий. Для постановки проблемы недостаточно выявить недостаток или нестыковку, необходимо также учесть: тему и ключевые слова, цель и задачи проекта, предмет и объект, методологию. Указанные параметры в разы сократят «поисковую зону» и позволят отметить детально наиболее сложный момент, критерий, требующий решения, оказывающий воздействие на объект и пр.
Определить проблему исследования можно только на основе действующих, современных трудов. Актуальность и нерешенность – ключевые параметры данного элемента. Проследить «деформации» проблемы, ранее предпринимавшиеся попытки по ее решению можно на основе ранних научных и иных работ. Таким образом, раскрытие и конкретизация данного элемента будет очевидна в теоретической части, а в практической – продемонстрировано реальное действие и значение, необходимость оперативных мер по ее решению.
На основе диагностированной проблемы автор должен выдвинуть собственную гипотезу (предполагаемое решение и результат), подлежащую доказательству/опровержению. Она будет проверяться на протяжении всей работы и в конечном итоге приведет к определенному результату: решение или невозможность решения противоречия.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Правила формулировки противоречия и проблемы исследования
Противоречие в научной работе подчеркивает наличие уязвимого места, а проблема – конкретизирует это «слабое звено». Для грамотной формулировки указанных параметров автору диссертационного исследования необходимо придерживаться следующего плана действий:
- Собрать максимальное количество достоверных и обоснованных материалов в рамках изучаемой темы. Важно перепроверить все ресурсы и убедиться в их качестве подлинности, уместности;
- На основе изученных первоисточников выявить существующие противоречия. Данный параметр легко выявить при ознакомлении различных обзоров и мнения критиков, сравнении материалов из разных источников, сопоставлении старых и новых правил;
- Определить границы изучаемого явления: что именно следует осветить, на каком примере показать действие проблемы и пр.;
- Конкретизировать проблему необходимо, ориентируясь на цель, предмет и объект исследования, выявленные противоречия, опираясь исключительно на проверенные первоисточники.
Противоречия и проблема должны подчеркивать актуальность, новизну и значимость выбранной темы диссертационной работы. Проблема научного проекта призвана отметить наличие пробела между доказанными фактами и предположениями автора, доказать необходимость его ликвидации, акцентировать внимание на ее влиянии на объект исследования в текущих условиях и спрогнозировать перемены после ее решения.
При постановке проблемы исследования важно располагать необходимыми знаниями и представлениями по теме. В частности, автору необходимо:
- учитывать «симптомы», которые подчеркнут наличие слабых мест у объекта научной работы;
- собрать доказательную базу, которая обоснует предположения автора;
- хорошо владеть русским (или иностранным) языком для грамотной формулировки мыслей, ключевых моментов исследования.
Роль проблемы при написании диссертации
Проблема в любом проекте играет первостепенную роль. Именно она задает ориентир следования автора, предопределяет область изучения: какие первоисточники пригодятся, что именно следует исследовать, какие меры и методы применять и т.д.
Ни один труд (будь то курсовая, дипломная или диссертационная работа) немыслим без конкретизации проблемы и выдвижения соответствующей гипотезы (предполагаемого решения). При отсутствии данного элемента научно-исследовательский проект превратится в банальный пересказ существующих трудов, реферат.
Решение проблемы – это поэтапный и сложный процесс, который раскрывается на протяжении всей научной работы. В теоретической части автору предстоит рассказать о существующих теориях и стандартах, способах ее ликвидации, показать снижение их эффективности и целесообразность перемен. В практической части он демонстрирует собственные навыки по диагностике проблемы, предлагает новые комбинации и алгоритмы ее решения на конкретном примере (объекте) и прогнозирует результат (доказывает или опровергает собственное предположение).
Фактически, выявление противоречия и конкретизация проблемы является центральным звеном научной работы, которое позволяет определить целесообразность новшеств и компетентность специалиста. Грамотная формулировка данного параметра – залог успеха при выполнении и защите диссертации. Конкретизация проблемы в тексте должна быть краткой и емкой.
Обратите внимание, что одна и та же проблема может подниматься в разных исследованиях, находить уникальные методы решения, приносить разные результаты. Главное, чтобы автор смог доказать, что полученные им итоги являются эффективными и достижимыми по сравнению с предшественниками. Для этого необходимо владеть достаточной доказательной базой, достоверными и обоснованными прогнозами и результатами апробации.
Команда образовательного центра Дисхелп готова помочь авторам в постановке проблемы исследования и выполнении курсовых, дипломных и диссертационных работ по всем направлениям. Нашим экспертам посильна любая задача, независимо от уровня сложности. У нас трудятся теоретики и практики, педагоги лучших ВУЗов страны, кандидаты и доктора наук, доценты и профессора.
Дисхелп гарантирует каждому клиенту высокое качество услуг, конфиденциальность данных индивидуальный подход, безупречное выполнение заявленных требований. Оформить заявку можно на нашем сайте.
Что такое противоречия в курсовой работе
Противоречие – это взаимодействие между взаимоисключаемыми, но при этом связанными в единую систему противоположностями внутри единого объекта. Научное противоречие является логической формой развития научного познания. Противоречие в курсовой работе – основа для формулирования проблемы, которую и будет решать студент в курсовой работе.
Рисунок 1. Пример формулировки противоречий в курсовой
Зачем нужны противоречия
При выполнении курсовой работы важно определить проблему: что нужно решить, как это решение будет влиять на объект, область научного исследования и науку в целом. Актуальное противоречие – это научная новизна и значимость курсового проекта. Если студент грамотно определил ключевое противоречие, то у него есть шанс предложить инновационное и практически значимое решение.
Требования к формулировке противоречий
К формулировке противоречия предъявляются следующие требования:
- актуальность и новизна: противоречие должно быть значимым для развития изучаемой области.
- конкретность выявленных противоположностей: должны быть четко обозначены те аспекты объекта, которые взаимодействуя друг с другом, затрудняют развитие объекта.
- уникальность: автор курсовой работы должен обозначить противоречие таким образом, чтобы показать уникальность своей работы. Нужно доказать, что в этом аспекте тема и проблема еще не изучалась и не решалась.
Как обозначить противоречия в курсовой работе
Обозначение противоречия это формулировка выявленных определенных нестыковок, различных позиций в отношении одного и того же вопроса. При изучении источников по теме можно увидеть различия во взглядах ученых на одну и ту же проблему. Это может стать отправной точкой для поиска и формулирования противоречия.
Для правильного формулирования противоречия нужно учитывать ряд факторов: тему, цель курсовой, предмет, методологию исследования. Одной нестыковки в теориях будет недостаточно.
На первом этапе нужно изучить источники и выявить нестыковки в теориях, интерпретациях, взглядах на один и тот же объект.
На втором этапе проводится выявление причин обозначенных трудностей и их конкретизация. Далее необходимо определить актуальность выявленных противоречий. Анализ фактов позволит определить масштаб выявленных противоречий и сформулировать поисковую проблему для курсовой работы.
Как оформить противоречия в курсовой работе
Противоречия должны быть сформулированы в введении, непосредственно перед формулированием проблемы. Оформляются они аналогично требованиям к оформлению основного текста работы. Специальных выделений в тексте не требуется. Тип шрифта. кегль и форматирование стандартное.
Где обозначаются противоречия
Противоречия должны быть сформулированы во введении, перед формулировкой проблемы и более подробно и обоснованно раскрыты в теоретической главе. Причем важно проследить взаимосвязь: в теоретической главе обозначено реальное значение противоречия, его содержание, а в практической главе описаны практические меры по его разрешению.
Объем и количество противоречий
Для курсовой работы и постановки проблемы достаточно выявить одно фундаментальное противоречие. Достаточно, если оно будет сформулировано в 2-3 предложениях.
Типичные ошибки при описании противоречий
Выявление противоречий – важный этап постановки проблемы, которую студент будет решать в курсовой работе. Если противоречие сформулировано с ошибками, то проблему будет сложно диагностировать и решить.
К типичным ошибкам относят:
- Противоречие более не актуально для современных реалий развития темы.
- Противоречие уже решено в рамках другого исследования.
- Противоречие является «надуманным», в реальной жизни фактами не подтверждается.
Примеры противоречий в курсовой работе
На рисунках представлены варианты противоречий для курсовых работ различной тематики.
Рисунок 2. Пример противоречия в курсовой по педагогике
Рисунок 3. Пример противоречия в курсовой по педагогике и методике преподавания
Рисунок 4. Пример противоречия в курсовой по психологии
Ответы на вопросы
Сколько должно быть выявлено противоречий для темы курсовой работы?
Достаточно одного актуального противоречия, чтобы плодотворно раскрыть тему курсовой работы.
С чего начать поиск противоречия для курсовой работы?
Лучше всего начать с анализа тематической литературы и актуальных научных статей: нужно сравнить взгляды авторов на тему, изучить обозначенные ими проблемы и постараться выявить нерешенные вопросы.
Допустимо ли решать в курсовой работе несколько небольших проблем, основанных на нескольких противоречиях?
Вероятнее всего, большое количество противоречий запутает работу, сделает ее не структурированной и такую работу не примут к защите. При большом количестве противоречий стоит построить их иерархию с точки зрения причинно-следственных связей. Тогда можно будет выявить главное противоречие, оно и станет основой для решаемой в курсовой проблемы.
Одним из этапов в написании дипломной работы будет выявить актуальность темы и противоречия. Вы уже определились с названием своей ВКР и вопрос выбора темы уже не стоит для вас. Если тема утверждена научным руководителем, значит пора переходить к непосредственному написанию всей работы. Однако перед этим необходимо проделать небольшое предварительное исследование. В частности, нужно описать актуальность темы диплома.
При определении актуальности проведите небольшой поиск самой необходимой информации. Изучите свой вопрос досконально. Это этап накопления и поиска книг, статей в научных журналах и интернете. Наверняка вы и сами понимаете, что изучаемая проблема актуальна, так опишите свои измышления простыми словами — для себя и руководителя, как рабочий вариант.
Далее пройдитесь по основным документам, принятым на уровне государства. Какие законы, указы, новые поправки говорят о необходимости проводить исследования, подобные вашим? Это будет прямым указанием на то, что тема исследования своевременна. Вообще актуальность темы означает, что поставленные в работе задачи необходимо решать немедленно, уже сейчас. Не исключено, что тема вашей ВКР будет решать проблемы, потенциально возможные в будущем.
Приведем несколько примеров для различных областей науки.
- Науки о человеке (педагогика и психология). Здесь нужно указать на архиважные на сегодняшний день потребности человека и общества (сегодня нам нужны люди толерантные, патриоты, коммуникабельные и т.п.)
- Технические науки. Обоснуйте, что данная техническая задача или технологическая проблема должна решаться именно сейчас. Свяжите это с энергозатратами, экономикой, наличием сырья, ресурсов, экологией и т.п.
- Экономика. Свяжите актуальность с законами и проектами законов, политической и экономической обстановкой в стране и мире.
- Гуманитарные науки. Ваша разработка актуальна, потому что направлена на изучение явлений, несущих вклад в развитие культурной сферы человека и общества в целом.
Далее в ходе изложения укажите конкретно, почему изучение вашей темы важно. Здесь появляются противоречия, то есть факторы, которые не способствуют достижению идеальных результатов.
К примеру, закон гласит о том, чтобы снижалось количество вредных выбросов при производстве чугуна. Однако существующая технология не позволяет добиваться таких результатов без экономических и ресурсных затрат. Поэтому мы и собираемся разрабатывать новый технологический процесс.
Как правило противоречие описывается словами:
«В результате анализа данной проблемы было выявлено противоречие между потребностью/требованием/необходимостью чего-то там в чем-то и недостаточным уровнем/отсутствием готовности того-то удовлетворять эти потребности/требования»
или
«… между одним процессом и другим процессом».
Усвоили? Противоречие всегда должно иметь сравнение, сопоставление, даже противопоставление первого и второго.
В завершении предлагаю взять на заметку план описания актуальности темы и противоречия:
1. Начните немного из далека. Опишите актуальность объекта исследования, т.е. в широком плане. Ссылайтесь на фамилии известных ученых и исследователей (одного абзаца достаточно).
2. Перейдите к уточнению, конкретизируйте объект (к примеру, от навыков в декоративном творчестве к навыкам в лепке).
3. Приведите доводы в пользу своей точки зрения, сославшись на ученых.
4. Перейдите к обширному описанию противоречия («Однако сегодня мы наблюдаем, что данная проблема сложна в решении…»)
5. Напишите, каким образом этот вопрос может быть разрешен и почему он предпочтителен. Тоже со ссылкой на авторитетные мнения.
6. Сформулируйте противоречие, как в примере («Таким образом, противоречие исследования состоит между… и…»)
Конечно, не стоит принимать все описанное, как жесткую схему описания актуальности, вы можете что-то менять, переставлять местами, но общий принцип написания является таковым. Старайтесь привязать в описании важности исследования все стороны своей темы, то есть если в названии присутствуют школьники 6-х классов, значит и здесь о них пойдет речь (ответьте на вопрос: почему именно они?).
Всегда советуйтесь со своим руководителем. От правильной актуализации темы во многом зависит успешность всей работы!
Появились вопросы? Задавайте их в комментариях, «Все могу — Всё знаю» будут рады помочь! Ждите продолжения!!
Читайте также на эту тему:
Friend me:
Актуальность [< лат. actualis
– деятельный] важность, современность,
злободневность; значительность чего-либо
для настоящего момента, требующее своего
разрешения.
Любая научная работа начинается с
обоснования актуальности заявленной
темы. Логика обоснования должна быть
примерно такой: эту тему следует
исследовать потому, что, во-первых…,
во-вторых…, в-третьих…. Причины следует
подавать классифицировано теоретические
(психологические, педагогические,
философские) и практические (потребность
школьной системы образования, вузовской,
системы повышения квалификации),
социальные, идеологические. Помимо
этого обосновывать можно и другими
способами, главное, чтобы был выдвинут
ряд тезисов, которые вследствие
последовательной системы доказательств
неминуемо приводят читателя к формулировке
заявленной темы.
Обоснование актуальности темы исследования
заключается в том, что кратко отражается
уровень стоящих задач перед практикой
образования и психолого-педагогической
наукой в аспекте выбранного направления
в современных условиях. Что сделано в
этой области предыдущими учеными и что
осталось нераскрытым, что предстоит
сделать.
§ 2. Противоречие
При формулировке противоречия необходимо
обратить внимание на наличие тождества,
различия, противоположностей внутри
единого объекта, которое может иметь
место в практике обучения (воспитания),
в теории педагогики, методике преподавания.
Ход рассуждения должен идти по такой
схеме: с одной стороны, имеется то-то,
но с другой стороны, то-то. Таким образом
можно выделить ряд противоречий, а,
согласно логическому закону противоречия,
два отрицающих друг друга предложения
не могут быть одновременно истинными.
Во всем этом необходимо разобраться
исследователю, особо необходимо обратить
внимание при этом на отсутствие нарушения
логики изложения.
Под противоречием понимается взаимодействие
между взаимоисключающими, но при этом
взаимообуславливающими и взаимопроникающими
друг в друга противоположностями внутри
единого объекта и его состояний.
Диалектическое противоречие является
отражением закона единства и борьбы
противоположностей. Противоречия могут
быть основными и неосновными, существенными
и несущественными, внутренними и
внешними. В практике многие противоречия
разрешаются не научно-теоретическими,
а организационными, материальными
средствами, кадровой политикой
администрации. Таким образом, противоречий
может быть выделено много, но не каждое
из них разрешается средствами науки.
Выявленные научные противоречия всегда
перекликаются с научным любопытством
исследователя, внутренней потребностью
преодоления традиций, классических
представлений, консерватизма. Все это
вызывает у познающего субъекта состояние
неопределенности и приводит к потребности,
требующей удовлетворения, то есть
разрешения противоречия.
Противоречие заключается в двух
высказываниях, взаимоотрицающих друг
друга, причем взаимоотрицание касается
одного и того же предмета, взятого в
одно и то же время и рассматриваемого
в одном и том же отношении. Например:
«Ученик – объект обучения» и «Ученик
не является объектом обучения».
Раздвоенность высказывания есть основной
признак противоречия. Типичными
противоречиями для психолого-педагогического
исследования являются противоречия
между актуальным и потенциальным;
необходимым и реально существующим
уровнем знания; между достигнутым
уровнем знания и новыми задачами в
науке; между процессами функционирования
и развития систем; между старыми и новыми
знаниями.
В качестве примера корректной формулировки
можно привести противоречия, выделенные
в диссертационном исследовании
Е.В. Мещеровой: «…Противоречие между
потребностью общества в высоком уровне
развития творческой активности учащихся
и недостаточной разработанностью
теоретических основ достижения этого
уровня» [Обучение приемам
экспериментально-исследовательской
деятельности как средство развития
творческой активности старшеклассников:
Дис. … канд. пед. наук. – Челябинск,
1998].
Начинающему исследователю при
формулировании противоречия лучше
опираться на парные философские
категории: акт и потенция, сущность и
явление, причина и следствие, абстрактное
и конкретное, цель и средство и др.
Синтаксической формой может быть
примерно следующая: «С одной стороны
…, с другой стороны …»; «когда …, тогда
…», «несмотря на то, что …, однако …»,
«хотя …, но …».
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
После того, как представленное обоснование актуальности исследования не вызывает сомнения, можно переходить к следующей части введения. К слову, эта часть не является обязательной, как обоснование актуальности, но она существенно улучшает вид введения, делает его более обстоятельным, более аргументированным и более серьезным.
Противоречие – это взаимодействие между взаимоисключающими, но при этом взаимообуславливающими и взаимопроникающими друг в друга противоположностями внутри единого объекта и его состояний.
Как известно научное противоречие является важнейшей логической формой развития научного познания. имеено благодаря выявлению, раскрытию и разрешению научных противоречий, найденных в теории и практике, осуществляется развитие научных теорий и науки в целом.
Например, при теме исследования «Формирование мотивации к здоровому образу жизни детей младшего школьного возраста» противоречие может быть таким — противоречие между необходимостью воспитания здорового ребенка и недостаточно сформированной мотивацией к здоровому образу жизни у младшего школьника.
Только выявив существующее противоречие, можно сформулировать проблему как главный вопрос конкретного исследования.
Проблема – это объективно возникающий в ходе развития научного познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес.
В этом смысле проблема выступает как осознание, констатация недостаточности достигнутого к данному моменту уровня знаний, что является либо следствием открытия новых фактов, связей, законов, обнаружения логических изъянов существующих теорий, либо следствием появления новых запросов образовательной практики, которые требуют выхода за пределы уже полученных знаний, движения к новым научным знаниям.
Таким образом, проблема исследования логически вытекает из установленного противоречия. Из него вычленено то, что имеет отношение только к науке и переведено в плоскость познания, сформулировано на языке науки.
Чаще всего проблема формулируется в виде вопроса, например: «какова взаимосвязь того-то и того-то…?», «при каких условиях формируется…?», «при каких условиях эффективно…?», «каковы механизмы воздействия на …?» и т.п.
В приведенном выше примере с темой ВКР про здоровый образ жизни младших школьников, проблема исследования может быть сформулирована так: «При каких условиях у младших школьников формируется мотивация к здоровому образу жизни».
Стоит отметить, что благодаря верно выявленному противоречию и корректно сформулированной проблеме, намного проще определить цель исследования, проводимого в ВКР.