Как составить противоречие для проекта

Правильно формируем противоречия и проблему диссертационного исследования

С чего начинается любая работа? Конечно же, с определения цели и задач, а также наиболее важных моментов, требующих решения. Данное правило действует как в науке, так и любой иной отрасли, сфере деятельности.

При выполнении научно-исследовательской работы важно не просто изучить теоретические аспекты в рамках выбранной темы, но и определить проблему: что нужно решить, как это отразится на развитии науки/отрасли или объекте и пр. Именно проблема исследования подчеркивает актуальность вопроса, новизну и значимость проекта в целом.

Курсовая и дипломная работы являются среднемасштабными материалами, которые призваны закрепить пройденный курс и продемонстрировать умение пользоваться полученными знаниями и навыками. Написание кандидатской и докторской диссертации преследует иную цель: совершить открытие урегулировать значимый вопрос, решить актуальную проблему новыми, более эффективными способами. Здесь выявление и конкретизация проблемы играет немаловажную роль.

Постановка проблемы предопределяет дальнейшие действия автора: что именно он будет изучать и анализировать, какую литературу использовать, какими методами пользоваться и пр. Поэтому при написании любого научно-исследовательского проекта грамотно определить «уязвимое место», которое не нашло окончательного решения до настоящего времени.

Сегодня специалисты ОЦ Disshelp готовы помочь в грамотной постановке и формулировке данного критерия.

Противоречие и проблема исследования: одно и то же?

При выполнении научно-исследовательской работы автору предстоит колоссальная работа: поиск информации, ее изучение и анализ, обработка и систематизация пригодных для раскрытия темы данных. На протяжении всего проекта автор разбирается в определенной ситуации, поднимает конкретный вопрос и пытается его решить новыми методами с учетом эффективности.

Проведение научного исследования

Постановка противоречия и проблемы исследования

В студенческой и научной среде принято считать, что для постановки и конкретизации и проблемы необходимо выявить противоречие. Отчасти, так оно и есть. Но далеко не каждое обозначенное противоречие может быть переквалифицировано в проблему научной работы.

Противоречие представляет собой выявление определенных нестыковок, критики, различных позиций в отношении одного и того же вопроса. К примеру, одна и та же теория может быть интерпретирована с разных ракурсов, по-разному, но при этом ее смысл должен быть в любом случае одним и тем же. Если авторы преподносят концепцию по-своему и придерживаются отличных друг от друга позиций, это должно вызвать подозрение относительно надежности материалов. Доказательства теории у разных исследователей должны разниться, но исход (результат, тенденция) совпадать (с учетом небольших погрешностей).

Изучая конкретную тему без учета различных факторов, можно выявить массу противоречий, но перерастет в проблему только одно из них или небольшая комбинация нескольких противоречий. Для постановки проблемы недостаточно выявить недостаток или нестыковку, необходимо также учесть: тему и ключевые слова, цель и задачи проекта, предмет и объект, методологию. Указанные параметры в разы сократят «поисковую зону» и позволят отметить детально наиболее сложный момент, критерий, требующий решения, оказывающий воздействие на объект и пр.

Что такое противоречия?

Что можно отнести к противоречиям в научной работе?

Определить проблему исследования можно только на основе действующих, современных трудов. Актуальность и нерешенность – ключевые параметры данного элемента. Проследить «деформации» проблемы, ранее предпринимавшиеся попытки по ее решению можно на основе ранних научных и иных работ. Таким образом, раскрытие и конкретизация данного элемента будет очевидна в теоретической части, а в практической – продемонстрировано реальное действие и значение, необходимость оперативных мер по ее решению.

На основе диагностированной проблемы автор должен выдвинуть собственную гипотезу (предполагаемое решение и результат), подлежащую доказательству/опровержению. Она будет проверяться на протяжении всей работы и в конечном итоге приведет к определенному результату: решение или невозможность решения противоречия.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Правила формулировки противоречия и проблемы исследования

Противоречие в научной работе подчеркивает наличие уязвимого места, а проблема – конкретизирует это «слабое звено». Для грамотной формулировки указанных параметров автору диссертационного исследования необходимо придерживаться следующего плана действий:

  • Собрать максимальное количество достоверных и обоснованных материалов в рамках изучаемой темы. Важно перепроверить все ресурсы и убедиться в их качестве подлинности, уместности;
  • На основе изученных первоисточников выявить существующие противоречия. Данный параметр легко выявить при ознакомлении различных обзоров и мнения критиков, сравнении материалов из разных источников, сопоставлении старых и новых правил;

Проблема диссертационного исследования

Как определить проблему научного исследования?
  • Определить границы изучаемого явления: что именно следует осветить, на каком примере показать действие проблемы и пр.;
  • Конкретизировать проблему необходимо, ориентируясь на цель, предмет и объект исследования, выявленные противоречия, опираясь исключительно на проверенные первоисточники.

Противоречия и проблема должны подчеркивать актуальность, новизну и значимость выбранной темы диссертационной работы. Проблема научного проекта призвана отметить наличие пробела между доказанными фактами и предположениями автора, доказать необходимость его ликвидации, акцентировать внимание на ее влиянии на объект исследования в текущих условиях и спрогнозировать перемены после ее решения.

При постановке проблемы исследования важно располагать необходимыми знаниями и представлениями по теме. В частности, автору необходимо:

  • учитывать «симптомы», которые подчеркнут наличие слабых мест у объекта научной работы;
  • собрать доказательную базу, которая обоснует предположения автора;
  • хорошо владеть русским (или иностранным) языком для грамотной формулировки мыслей, ключевых моментов исследования.

Роль проблемы при написании диссертации

Проблема в любом проекте играет первостепенную роль. Именно она задает ориентир следования автора, предопределяет область изучения: какие первоисточники пригодятся, что именно следует исследовать, какие меры и методы применять и т.д.

Ни один труд (будь то курсовая, дипломная или диссертационная работа) немыслим без конкретизации проблемы и выдвижения соответствующей гипотезы (предполагаемого решения). При отсутствии данного элемента научно-исследовательский проект превратится в банальный пересказ существующих трудов, реферат.

Решение проблемы исследования

Конкретизация проблемы исследования

Решение проблемы – это поэтапный и сложный процесс, который раскрывается на протяжении всей научной работы. В теоретической части автору предстоит рассказать о существующих теориях и стандартах, способах ее ликвидации, показать снижение их эффективности и целесообразность перемен. В практической части он демонстрирует собственные навыки по диагностике проблемы, предлагает новые комбинации и алгоритмы ее решения на конкретном примере (объекте) и прогнозирует результат (доказывает или опровергает собственное предположение).

Фактически, выявление противоречия и конкретизация проблемы является центральным звеном научной работы, которое позволяет определить целесообразность новшеств и компетентность специалиста. Грамотная формулировка данного параметра – залог успеха при выполнении и защите диссертации. Конкретизация проблемы в тексте должна быть краткой и емкой.

Обратите внимание, что одна и та же проблема может подниматься в разных исследованиях, находить уникальные методы решения, приносить разные результаты. Главное, чтобы автор смог доказать, что полученные им итоги являются эффективными и достижимыми по сравнению с предшественниками. Для этого необходимо владеть достаточной доказательной базой, достоверными и обоснованными прогнозами и результатами апробации.

Команда образовательного центра Дисхелп готова помочь авторам в постановке проблемы исследования и выполнении курсовых, дипломных и диссертационных работ по всем направлениям. Нашим экспертам посильна любая задача, независимо от уровня сложности. У нас трудятся теоретики и практики, педагоги лучших ВУЗов страны, кандидаты и доктора наук, доценты и профессора.

Дисхелп гарантирует каждому клиенту высокое качество услуг, конфиденциальность данных индивидуальный подход, безупречное выполнение заявленных требований. Оформить заявку можно на нашем сайте.

Что такое противоречия в курсовой работе

Противоречие – это взаимодействие между взаимоисключаемыми, но при этом связанными в единую систему противоположностями внутри единого объекта. Научное противоречие является логической формой развития научного познания. Противоречие в курсовой работе – основа для формулирования проблемы, которую и будет решать студент в курсовой работе.

Пример формулировки противоречий в курсовой

Рисунок 1. Пример формулировки противоречий в курсовой

Зачем нужны противоречия

При выполнении курсовой работы важно определить проблему: что нужно решить, как это решение будет влиять на объект, область научного исследования и науку в целом. Актуальное противоречие – это научная новизна и значимость курсового проекта. Если студент грамотно определил ключевое противоречие, то у него есть шанс предложить инновационное и практически значимое решение.

Требования к формулировке противоречий

К формулировке противоречия предъявляются следующие требования:

  • актуальность и новизна: противоречие должно быть значимым для развития изучаемой области.
  • конкретность выявленных противоположностей: должны быть четко обозначены те аспекты объекта, которые взаимодействуя друг с другом, затрудняют развитие объекта.
  • уникальность: автор курсовой работы должен обозначить противоречие таким образом, чтобы показать уникальность своей работы. Нужно доказать, что в этом аспекте тема и проблема еще не изучалась и не решалась.

Как обозначить противоречия в курсовой работе

Обозначение противоречия это формулировка выявленных определенных нестыковок, различных позиций в отношении одного и того же вопроса. При изучении источников по теме можно увидеть различия во взглядах ученых на одну и ту же проблему. Это может стать отправной точкой для поиска и формулирования противоречия.

Для правильного формулирования противоречия нужно учитывать ряд факторов: тему, цель курсовой, предмет, методологию исследования. Одной нестыковки в теориях будет недостаточно.

На первом этапе нужно изучить источники и выявить нестыковки в теориях, интерпретациях, взглядах на один и тот же объект.

На втором этапе проводится выявление причин обозначенных трудностей и их конкретизация. Далее необходимо определить актуальность выявленных противоречий. Анализ фактов позволит определить масштаб выявленных противоречий и сформулировать поисковую проблему для курсовой работы.

Как оформить противоречия в курсовой работе

Противоречия должны быть сформулированы в введении, непосредственно перед формулированием проблемы. Оформляются они аналогично требованиям к оформлению основного текста работы. Специальных выделений в тексте не требуется. Тип шрифта. кегль и форматирование стандартное.

Где обозначаются противоречия

Противоречия должны быть сформулированы во введении, перед формулировкой проблемы и более подробно и обоснованно раскрыты в теоретической главе. Причем важно проследить взаимосвязь: в теоретической главе обозначено реальное значение противоречия, его содержание, а в практической главе описаны практические меры по его разрешению.

Объем и количество противоречий

Для курсовой работы и постановки проблемы достаточно выявить одно фундаментальное противоречие. Достаточно, если оно будет сформулировано в 2-3 предложениях.

Типичные ошибки при описании противоречий

Выявление противоречий – важный этап постановки проблемы, которую студент будет решать в курсовой работе. Если противоречие сформулировано с ошибками, то проблему будет сложно диагностировать и решить.

К типичным ошибкам относят:

  1. Противоречие более не актуально для современных реалий развития темы.
  2. Противоречие уже решено в рамках другого исследования.
  3. Противоречие является «надуманным», в реальной жизни фактами не подтверждается.

Примеры противоречий в курсовой работе

На рисунках представлены варианты противоречий для курсовых работ различной тематики.

Пример противоречия в курсовой по педагогике

Рисунок 2. Пример противоречия в курсовой по педагогике

Пример противоречия в курсовой по педагогике и методике преподавания

Рисунок 3. Пример противоречия в курсовой по педагогике и методике преподавания

Пример противоречия в курсовой по психологии

Рисунок 4. Пример противоречия в курсовой по психологии

Ответы на вопросы

Сколько должно быть выявлено противоречий для темы курсовой работы?

Достаточно одного актуального противоречия, чтобы плодотворно раскрыть тему курсовой работы.

С чего начать поиск противоречия для курсовой работы?

Лучше всего начать с анализа тематической литературы и актуальных научных статей: нужно сравнить взгляды авторов на тему, изучить обозначенные ими проблемы и постараться выявить нерешенные вопросы.

Допустимо ли решать в курсовой работе несколько небольших проблем, основанных на нескольких противоречиях?

Вероятнее всего, большое количество противоречий запутает работу, сделает ее не структурированной и такую работу не примут к защите. При большом количестве противоречий стоит построить их иерархию с точки зрения причинно-следственных связей. Тогда можно будет выявить главное противоречие, оно и станет основой для решаемой в курсовой проблемы.

Тема: Виды проблемных ситуаций и подходы к их решению

Домашнее задание: сделать в рабочей тетради конспект урока и привести несколько проблемных ситуаций и их решение из конспекта.

Ход урока

Началом работы над проектом, побудительным стимулом к деятельности является наличие проблемы.

Проблема (от греч. problema – задача) – в широком смысле – сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке – противоречивая ситуация, проявляющаяся в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для её разрешения.

Проблемы принято разделять на научные, практические, мировоззренческие.

Не всякая проблема заставляет человека действовать. Процесс пойдет, когда исходная проблема проекта приобретет личностную окраску. Это может стать житейский случай, взаимоотношения, учебные интересы, хобби, личные проблемы и т.п. Из этого должны появиться первые очертания будущей работы, ее неявно сформулированная цель.

Из проблемы проекта следует его тема, которая часто является краткой формулировкой исходной проблемы. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы – учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения.

Рекомендации:

  • Подумай и запиши проблемы, которые тебя интересуют.
  • Попробуй задать себе следующие вопросы:
  1. Что мне интересно больше всего?
  2. Чем я хочу заниматься в первую очередь.
  3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
  4. Что из изученного в школе хотелось бы узнать глубже?
  5. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

Ситуация может приобрести проблемный характер, если:

    • имеются те или иные противоречия, которые необходимо разрешить,
    • требуется установить сходства и различия,
    • важно установить причинно-следственные связи,
    • необходимо обосновать выбор,
    • требуется подтверждение закономерностей примерами из собственного опыта и примеров из опыта — теоретическими закономерностями,
    • стоит задача выявления достоинств и недостатков того или иного решения.

Постановка проблемы – это выявление в существующей ситуации задачи, для которой еще не создано средств её решения.

Действия для постановки проблемы:

  1. собрать информацию и различные мнения о современном состоянии дел в той области, которая выбрана для работы;
  2. определить, какие существуют взгляды на развитие существующей в этой области ситуации;
  3. определить, с каких позиций обосновываются эти взгляды;
  4. проанализировать, в чем состоит противоречие между этими позициями;
  5. предложить вариант разрешения существующего противоречия.

В проекте должно быть учтено разное видение существующей проблемы, т.е. видение с разных профессиональных позиций: конструктора, экономиста, юриста, ученого и т.д.

При решении любой проблемы необходимо рассматривать ее с разных сторон, т.е. учитывать ее разные аспекты: технический, экономический, исторический, географический, социокультурный и др. За каждым из аспектов стоит определенная деятельностная позиция.

В основе проблемы, как правило, лежит противоречие.

Противоречие — логическая ситуация одновременной истинности двух взаимоисключающих определений или высказываний (суждений) об одном и том же.

Виды противоречий:

1. Между тем, что должно быть и тем, что есть в реальности.

Тема: Быстрый и полезный завтрак для подростка

Правильный завтрак оказывает большое влияние на сохранение здоровья школьника, однако на практике большинство подростков не знают, как правильно питаться, пренебрегают завтраками, экономя время для сна или сборов в школу. Возникает противоречие между необходимостью регулярно и правильно завтракать и неумением подростков организовать свое питание по утрам.

Проблема: Какие блюда наиболее подходят для завтрака подростка?

2. Между имеющимся потенциалом и его реализацией на практике.

Тема: «Семь бед — один ответ» (Разработка платья-трансформера для девушки-подростка)

За время обучения в школе девушка посещает множество праздничных мероприятий. Настоящая модница не может себе позволить ходить на них в одном и том же наряде, а покупать для каждого мероприятия новый костюм весьма накладно. Проблему позволяет решить платье-трансформер. Меняя аксессуары, отдельные элементы на базе одного платья, можно получить множество разных образов. Однако в продаже таких платьев практически нет. Возникает противоречие между большими возможностями платьев-трансформеров для создания образа современной девушки-подростка и недостаточным использованием этих возможностей на практике.

Проблема: Какое платье позволит на одной основе создать различные образы девушки подростка?

3. Между противоречивыми требованиями в рамках одного объекта:

Тема: «Разработка проекта школьной формы»

Школьная форма, с одной стороны, должна быть единой, с другой стороны – выражать индивидуальность каждого ученика, быть комфортной для него, в том числе и с психологиче-ской точки зрения.

Проблема: Какой должна быть школьная форма современного школьника?

Проблема сформулирована, далее проведите анализ проблемы, выделяя причины и последствия ее существования, определяя, решаема ли она для вас, заинтересован ли кто-то, кроме вас, в ее решении.

Помните! Между проблемой, целью и задачами прочная связь.

Пример 1. При сооружении башни рассматривали проблему, как сделать сооружение максимально возможной высоты из листового материала.

Цель проекта, вытекающая из этой проблемы, — придумать конструкцию устойчивую, жесткую.

При этом задачи формулировались так:

  1. придумать форму и способ изготовления жестких, легких и максимально длинных деталей, из которых можно было бы соорудить башню;
  2. придумать конструкцию башни, изготовленную из выбранного типа деталей, с максимально возможной устойчивостью;
  3. сделать макет придуманной конструкции из двух листов писчей бумаги формата А4 с помощью ножниц и клея;
  4. подготовить и сделать устное сообщение-презентацию с демонстрацией макета и обоснованием того, что предлагаемая конструкция решает проблему проекта.

Пример 2. В проекте «Реклама и мы» проблема формулируется так: «Нужна ли реклама, и если нужна, то какая?». Когда эта проблема рассматривается с позиции потребителя рекламируемых товаров, то возникает формулировка подпроблемы: «Какая нужна потребителю реклама?»

Целью этого проекта будет: «Сформулировать психологические, этические, эстетические требования к содержанию рекламы и способам ее подачи».

Задачи могут вытекать из перечисления различных видов требований к содержанию рекламы, которые мы собираемся формулировать.

  1. сформулировать этические требования и нормы к содержанию рекламы в средствах массовой информации;
  2. сформулировать нормы и требования к эстетическому облику такой рекламы;
  3. сформулировать требования к содержанию рекламы в средствах массовой информации как метод психологического воздействия на сознание потребителя;
  4. выработать правила (закон) для города или страны о способах подачи рекламы в средствах массовой информации.

Пример 3.

Проблема ‒ ребёнку нужно оборудованное личное место в малогабаритной квартире.

Тема – Моё рабочее место

Цель ‒ изготовление макета рабочего места

Пример 4.

Тема – Взаимоотношения людей

Проблемы:

  • что делать, когда нас не понимают;
  • чего боятся современные люди и как им помочь;
  • кого и как я могу защитить
  • кому и как я могу помочь

Цель – разработка рекомендаций, помогающих улучшить взаимоотношения с близкими людьми, одноклассниками и др.

Типичные ошибки в формулировании проблемы

  1. подмена проблемы вопросом (как убедить маму завести котенка?);
  2. подмена проблемы трудностью (большая нагрузка в школе не позволяет заниматься спортом);
  3. подмена формулировки проблемы указанием на область существования проблемы (есть проблема с уборкой квартиры);
  4. проблема недостаточно детализирована (цветы в моей комнате растут плохо);
  5. «напрашивающееся решение» (старые вещи хранятся дома и не используются для полезных целей).

Схема формулирования проблемы состоит в кратком описании ситуации, которая требует изменения. Возможно применение фраз-клише:

  • До сих пор ничего не сделано для того, чтобы…
  • Все меры оказываются малоэффективными…
  • То, что делалось до сих пор, не принесло результатов…
  • Данный вопрос не изучен (недостаточно изучен) и требует основательного рассмотрения…
  • С одной стороны…, но если посмотреть на… с точки зрения…

Проблемы различаются масштабом. Одни проблемы возникают в жизни конкретного человека, другие проблемы возникают у школы, третьи проблемы – проблемы страны, народа. Существуют и проблемы всего человечества, например, связанные угрозами его существованию из космоса.

Умения учащихся разрешать проблемные ситуации включают:

1) умения видеть проблемы и ставить их самостоятельно;

2) умения создавать гипотезу решения, оценивать ее, переходя к новой в случае непродуктивности первоначальной;

3) умения направлять и изменять ход решения в соответствии со своими интересами;

4) умения оценить свое решение и решения собеседников.

        1. Формулировка противоречий исследований

«Воронка» плавно
перетекает в формулировку противоречия,
которое понимается как рассогласование
между желаемым и реальным результатом.

Используются слова
– переходы (вместе с тем, несмотря на
то, что…, в науке отработано…, однако,
наряду, анализ литературы и практики
позволяет утверждать, что …и т.д.).

Противоречие –
это только одно предложение.

4.3.2.3. Формулировка проблемы исследования

Из второй части
противоречия вытекает проблема, которая
формулируется в одном из двух вариантов:

а)
проблема ориентируется на недостаток;

б)
проблема ориентирована на позитив.

Термин
«проблема» в работе может повторяться,
но каждый раз студент должен иметь в
виду только ту проблему, которая вытекла
из противоречия.

Нельзя употреблять
слово «проблема» в бытовом значении
(например: «Проблема в недостатке
литературы»).

        1. Формулировка цели

От формулировки
научной проблемы и доказательства того,
что та часть этой проблемы, которая
является темой данной работы, еще не
получила своей разработки и освещения
в специальной литературе, логично
перейти к формулировке цели предпринимаемого
исследования, а также указать на
конкретные задачи (3-5 задач), которые
предстоит решать в соответствии с этой
целью. Это обычно делается в форме
перечисления (изучить, описать, установить,
выявить, вывести формулу, разработать
методику).

Требования:

а) цель
напрямую связана с темой;

б)
цель формулируется в форме глагола в
отличие от темы (тема формулируется в
форме существительного);

в)
цель показывает в самом общем виде какой
результат предполагается достичь в
ходе исследования.

Часто цель
представляет собой обобщённую формулировку
задач.

        1. Формулировка объекта

Требования:

а)
объект формулируется в виде процесса,

б)
объект всегда противостоит познающему
субъекту, то есть не зависит от него.

        1. Формулировка предмета исследования

Требования:

а)
желателен плавный переход от объекта
к предмету;

б)
предмет всегда является частью объекта;

в)
предмет может совпадать с темой
исследования и представлять несколько
адаптированный её вариант.

        1. Формулировка гипотезы

Гипотеза
– это предположение, которое напрямую
связано с группой задач.

Существует
2 способа постановки гипотезы:

а) гипотеза
по формуле: если (задачи), то (цель),

б) гипотеза
формулируется дедуктивным путем.
Например, цель будет достигнута при
условии (задачи).

Гипотеза
в процессе исследования проходит 3
стадии:

  • предварительная
    формулировка;

  • рабочая
    формулировка;

  • окончательная
    формулировка.

        1. Формулировка задач

Формулировки задач
необходимо делать как можно более
тщательно, поскольку описание их решения
должно составить содержание разделов
научной работы. Это важно также и потому,
что заголовки разделов рождаются именно
из формулировок задач предпринимаемого
исследования.

Требования:

а) каждая
задача должна быть сформулирована
оперрационально, что позволяет
спланировать для её решения перечень
конкретных мер и мероприятий;

б)
задачи могут быть сформулированы в
одном из двух вариантов:

  • временной
    (логический) – студент как формулирует
    задачу, в такой последовательности и
    раскрывает её;

  • задачи
    решаются параллельно

в)
независимо от выбранного варианта
выделяют 5 групп задач:

  • задачи,
    связанные с теорией вопроса

    (напр., раскрыть сущность понятия,
    изучить состояние проблемы … в теории
    и практике).

Наиболее
часто используемые глаголы – изучить,
обобщить, проанализировать, выявить,
описать и т.д.

  • задачи,
    связанные с изучением состояния практики
    и проявлением предмета исследования.

Наиболее
используемые слова: изучить, установить,
выделить, оценить, описать, охарактеризовать
и т.д.

  • задачи,
    связанные с созданием новых идей, путей
    решения проблемы.

Наиболее
используемые слова: смоделировать,
спроектировать, систематизировать,
обобщить, создать, классифицировать,
сформулировать и т.д.

  • задачи,
    связанные с экспериментом.

Наиболее
используемые слова: экспериментально
проверить и установить, опытно –
экспериментальным путём проверить …,
выполнить экспериментальную проверку
и др.

Эта группа задач
напрямую связана с гипотезой.

  • задачи,
    связанные с разработкой рекомендаций,
    формулировкой выводов.

Используются
слова: разработать, описать, сформулировать,
выработать, составить (схемы, карты,
модели)

        1. Формулировка
          теоретико-методологической основы
          исследования

Необходимо указать
идеи, теории и т.д., которые составляют
основу исследования с указанием фамилии
ученых.

Например,
теоретико – методологическую основу
исследования составили:

  • идеи
    непрерывного образования – С.Г.
    Вершиловский, Л.М. Зеленина и др.

  • теории
    социального управления – В.Н. Садовский,
    А.А. Денисов и др.

        1. Формулировка
          методов исследования

В
курсовой работе могут быть использованы
различные методы исследования:

а)
теоретические методы: анализ и синтез
литературы, сравнение, обобщение,
классификация;

б)
эмпирические методы: наблюдение,
анкетирование, обобщение опыта,
эксперимент (творческий), моделирование.

        1. Формулировка
          научной новизны исследования

Необходимо
подчеркнуть то, что нового было разработано
в рамках проводимого исследования.

Например,
впервые было выявлено…; дано определение

        1. Формулировка
          теоретической значимости исследования

Уточняется
направление теоретического исследования
выпускной квалификационной работы. При
этом нужно ответить на вопрос: что
осуществлено, или обосновано, или
определено, или установлено в ходе
исследования.

        1. Формулировка
          практической значимости исследования

В
данном разделе уточняется кому работа
может быть полезна, где могут использоваться
ее результаты.

        1. Положения,
          выносимые на защиту

Положения,
выносимые на защиту, соотносятся с
поставленными задачами, с гипотезой
исследования. Это может быть два – три
положения.

        1. Структура
          работы

В конце вводной
части желательно раскрыть структуру
работы, то есть дать перечень ее
структурных элементов и обосновать
последовательность их расположения.
Указывается название всех структурных
частей курсовой работы. Например,
курсовая работа состоит из введения,
двух разделов, заключения, списка
использованной литературы и приложений.

Объем
введения в курсовой работе обычно не
более 4 страниц машинописного текста.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Одним из этапов в написании дипломной работы будет выявить актуальность темы и противоречия. Вы уже определились с названием своей ВКР и вопрос выбора темы уже не стоит для вас. Если тема утверждена научным руководителем, значит пора  переходить к непосредственному написанию всей работы. Однако перед  этим необходимо проделать небольшое предварительное исследование. В частности, нужно описать актуальность темы диплома.

При определении актуальности  проведите небольшой поиск самой необходимой информации. Изучите свой вопрос досконально. Это этап накопления и поиска книг, статей в научных журналах и интернете. Наверняка вы и сами понимаете, что изучаемая проблема актуальна, так опишите свои измышления простыми словами — для себя и руководителя, как рабочий вариант. 

Далее пройдитесь по основным документам, принятым на уровне государства. Какие законы, указы, новые поправки говорят о необходимости проводить исследования, подобные вашим? Это будет прямым указанием на то, что тема исследования своевременна. Вообще актуальность темы означает, что поставленные в работе задачи необходимо решать немедленно, уже сейчас. Не исключено, что тема вашей ВКР будет решать проблемы, потенциально возможные в будущем.

Приведем несколько примеров для различных областей науки.

  • Науки о человеке (педагогика и психология). Здесь нужно указать на архиважные на сегодняшний день потребности человека и общества (сегодня нам нужны люди толерантные, патриоты, коммуникабельные и т.п.)
  • Технические науки. Обоснуйте, что данная техническая задача или технологическая проблема должна решаться именно сейчас. Свяжите это с энергозатратами, экономикой, наличием сырья, ресурсов, экологией и т.п.
  • Экономика. Свяжите актуальность с законами и проектами законов, политической и экономической обстановкой в стране и мире.
  • Гуманитарные науки. Ваша разработка актуальна, потому что направлена на изучение явлений, несущих вклад в развитие культурной сферы человека и общества в целом.

Далее в ходе изложения укажите конкретно, почему изучение вашей темы важно. Здесь появляются противоречия, то есть факторы, которые не способствуют достижению идеальных результатов.

К примеру, закон гласит о том, чтобы снижалось количество вредных выбросов при производстве чугуна. Однако существующая технология не позволяет добиваться таких результатов без экономических и ресурсных затрат. Поэтому мы и собираемся разрабатывать новый технологический процесс.

Как правило противоречие описывается словами:

«В результате анализа данной проблемы было выявлено противоречие между потребностью/требованием/необходимостью чего-то там в чем-то  и недостаточным уровнем/отсутствием готовности того-то удовлетворять эти потребности/требования»

или

«… между одним процессом и другим процессом».

Усвоили? Противоречие всегда должно иметь сравнение, сопоставление, даже противопоставление первого и второго.

В завершении предлагаю взять на заметку план описания актуальности темы и противоречия:

1. Начните немного из далека. Опишите актуальность объекта исследования, т.е. в широком плане. Ссылайтесь на фамилии известных ученых и исследователей (одного абзаца достаточно).

2. Перейдите к уточнению, конкретизируйте объект (к примеру, от навыков в декоративном творчестве к навыкам в лепке).

3. Приведите доводы в пользу своей точки зрения, сославшись на ученых.

4. Перейдите к обширному описанию противоречия («Однако сегодня мы наблюдаем, что данная проблема сложна в решении…»)

5. Напишите, каким образом этот вопрос может быть разрешен и почему он предпочтителен. Тоже со ссылкой на авторитетные мнения.

6. Сформулируйте противоречие, как в примере («Таким образом, противоречие исследования состоит между… и…»)

 Конечно, не стоит принимать все описанное, как жесткую схему описания актуальности, вы можете что-то менять, переставлять местами, но общий принцип написания является таковым. Старайтесь привязать в описании важности исследования все стороны своей темы, то есть если в названии присутствуют школьники 6-х классов, значит и здесь о них пойдет речь (ответьте на вопрос: почему именно они?).

Всегда советуйтесь со своим руководителем. От правильной актуализации темы во многом зависит успешность всей работы!

Появились вопросы? Задавайте их в комментариях, «Все могу — Всё знаю» будут рады помочь! Ждите продолжения!!

Читайте также на эту тему:

Friend me:

Добавить комментарий