Памятка «Как правильно провести родительское собрание и оформить протокол»
Групповое родительское собрание – это основная, традиционная форма работы с семьей, позволяющая установить связь с родителями всей группы, дающая возможность донести важную информация сразу до всех участников родительского собрания и установить обратную связь с родителями в форме вопросов, передачи положительного семейного опыта и т.д.
Этапы подготовки и проведения родительского собрания.
Подготовительный этап
- Выбор темы (учет образовательного запроса родителей; целевых ориентиров жизнедеятельности группы; закономерностей развития личности дошкольника; особенностей протекания процессов воспитания, обучения и развития)
- Определение целей родительского собрания.
- Изучение литературы по рассматриваемой проблеме (глубокое и детальное рассмотрение вопросов).
- Определение вида, формы, этапов родительского собрания, способов и приемов совместной работы его участников (организационное, тематическое, итоговое; «классическое» собрание – донесение информации до родителей, педагогическая мастерская, круглый стол, вечер вопросов и ответов и др.)
- Разработка решения собрания, памяток или рекомендаций родителям (решение – обязательный элемент родительского собрания)
Основные цели родительских собраний: |
Задачи: |
Особенности организации и проведения: |
|
|
|
- Можно за неделю до собрания провести анкетирование родителей по теме собрания. Анкеты заполняются дома, до собрания и их результаты используются в ходе его проведения.
- За две недели до собрания разместить в вестибюле группы (сайте учреждения) объявление (приглашение) с указанием темы, даты и времени его проведения.
- Для активизации родителей и для обеспечения их явки на собрание желательно изготовить индивидуальные приглашения, соответствующие теме собрания. В оформлении которых принимают участие дети.
- Изготовить оригинальные памятки с советами. Содержание памяток должно быть кратким.
- Предложить родителям подготовить выступление на определенную тему. Организовать присутствие на собрании заведующего, заместителя заведующего по основной деятельности, специалистов, представителей УЗ «ЦРБ», РОЧС, ЦГиЭ, чтобы придать мероприятию значимость.
- Общение должно носить неформальный, доброжелательный характер. Родители на собрании – активные участники и партнеры в обсуждении проблемы. Приветствуется диалог, а не монолог педагога.
- Педагоги группы должны с уважением относиться к родителям, принимать во внимание авторитет семьи и опыт семейного воспитания.
- Обязательно наличие обратной связи, обсуждение итогов собрания.
Непосредственно перед собранием необходимо:
- Подготовить мебель, на которой родителям было бы удобно располагаться. Можно расставить столы и стулья по кругу.
- Подготовить ручки и листы бумаги, чтобы родители могли записать интересующую их информацию.
- Продумать, кто и как обеспечит присмотр за детьми во время собрания.
Основной этап:
Проведение родительского собрания
1. Вводная часть призвана организовать родителей, создать атмосферу доброжелательности и доверия, сконцентрировать их внимание, замотивировать на совместное решение проблем. Это можно сделать путем сообщения темы, формы собрания или с помощью коротких игр и занятий.
2. Основная часть собрания может быть разделена на два – три этапа. Как правило, эта часть начинается с выступления воспитателя группы или других специалистов учреждения дошкольного образования, освещающих теоретические аспекты рассматриваемой проблемы. Сообщение должно быть коротким, так как к концу рабочего дня устойчивость внимания снижается.
Главное, чтобы родители не являлись только пассивными слушателями. Нужно задавать вопросы, приводить примеры из практики воспитания детей в семье и детском саду, анализировать педагогические ситуации, предлагать родителям просмотр видеофрагментов занятий с детьми, игр, прогулок и т.д.
Для иллюстраций своих идей можно использовать видеозаписи, фотографии, мультимедийные презентации, схемы и графики. Все это будет способствовать лучшему восприятию темы собрания.
3. В третьей части родительского собрания – «разное» – обсуждаются вопросы содержания ребенка в учреждении дошкольного образования, проведения досуга, организации совместных мероприятий семьи и учреждения дошкольного образования.
Собрания можно проводить в форме вечеров вопросов и ответов, лекций, родительских конференций, круглого стола и др. Несмотря на различия этих форм, их объединяет одно значение – дать родителям знания о воспитании их ребенка, заинтересовать проблемами воспитания, стимулировать к пересмотру своей воспитательной позиции.
По окончании собрания необходимо подвести итог встречи, перечислив принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов, зафиксированные в протоколе.
Заключительный этап
- Обсуждение итогов собрания с родителями перечислить принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов.
- Рефлексия.
Рекомендации по выбору темы родительского собрания
– приоритетные задачи, стоящие перед системой дошкольного образования в Республике Беларусь (см. Инструктивно-методическое письмо к началу 2019/2020 учебного года);
– годовые задачи, стоящие перед учреждением образования на текущий учебный год;
– специфику группы (санаторная, разновозрастная, группа интегрированного обучения и воспитания и др.);
– возрастные особенности воспитанников группы.
Протокол родительского собрания — это письменный документ, в котором отражается ход ведения собрания. Он необходим для фиксации всех принятых решений, которые должны быть реализованы.
Как правильно оформлять протокол
Для ведения протокола родительского собрания из числа присутствующих следует выбрать секретаря.
В каждом учреждении дошкольного образования должен быть единый шаблон с соответствующей структурой.
Заголовок включает:
- номер протокола;
- данные учреждения дошкольного образования и группы;
- дату проведения и номер самого протокола;
- тему родительского собрания;
- количество присутствующих;
- список приглашенных.
В списке приглашенных указывается фамилия, инициалы и должность.
Повестка дня
Представляет собой следующее:
- перечень вопросов, которые будут слушаться на собрании;
- перечень выступавших с описанием содержания их выступлений (форма изложения, должность, инициалы, фамилия докладчика);
- Результаты голосования.
Оформлять повестку дня можно несколькими способами:
- сначала указать весь план проведения собрания, а потом описать его ход;
- указывать каждый вопрос и ход его обсуждения по отдельности.
Обязательно нужно указывать должность выступавшего.
Если обсуждаемый вопрос не предполагает принятие коллективного решения, этот пункт не нужно включать в протокол.
Далее аналогично расписываются все последующие вопросы.
Решение
Об этом этапе оформления протокола нужно подумать еще во время подготовки к родительскому собранию. В соответствии с повесткой дня следует составить предварительный проект решений. Затем в ходе собрания в данный проект вносятся корректировки, дополнения, изменения и формулируется окончательный вариант принятых решений.
Если упустить этот момент, то могут возникнуть серьезные трудности в своевременном оформлении протокола, что отразится на результативности всего собрания.
С решениями, отраженными в протоколе, должны быть ознакомлены все заинтересованные лица.
Завершение
Полностью оформленный протокол должен быть подписан председателем собрания и его секретарем.
Рекомендации
1. Необходимо познакомить отсутствующих на собрание с решением родительского собрания через объявление в родительском уголке или индивидуально.
2. В протоколе следует указывать конкретные фамилии родителей и их вопросы, предложения, возникающие в ходе обсуждения вопроса.
3. Воспитатели дошкольного образования не должен навязывать свое мнение родителям. Идет совместное обсуждение вопросов повестки.
4. На собрании следует обсуждать и решать педагогические вопросы, касающиеся вопросов воспитания, обучения и развития детей.
5. Решения принимаются по каждому вопросу отдельно, путем
голосования. Секретарь записывает количество голосов: сколько человек – за и против.
6. Формулировка решения должна быть четкая и конкретная.
7. Протокол родительского собрания является документом, входящим в номенклатуру дел учреждения дошкольного образования, оформляется своевременно и хранится до выпуска детей.
11. К протоколу родительских собраний должны прилагаться тексты выступлений, консультаций воспитателей дошкольного образования и других специалистов, которые выступали на родительском собрании.
Протокол оформляется воспитателем дошкольного образования в течение пяти дней после его проведения на основании рукописных или других записей хода родительского собрания, а также документов, подготовленных для него. В протоколе фиксируется ход обсуждения вопросов на родительском собрании и принятые по нему решения.
Протокол может оформляться рукописным способом или с помощью технических средств.
Текст протокола должен излагаться простым и ясным языком с соблюдением норм официально-делового стиля литературного языка.
Протокол может оформляться на белорусском и русском языке.
Требования к оформлению с помощью технических средств.
Гарнитура шрифта Times New Roman, в обычном начертании, размер шрифта не менее 13пт; цвет текса –черный. Параметры абзаца: выравнивание текста – по ширине страницы, отступ первой строки – 12,5 мм, межстрочный интервал-полуторный; поля- верхнее и нижнее поля-20 мм, размер левого поля 30 мм, правого-15 мм.
Примерный образец протокола родительского собрания
https://content.schools.by/sad10vileyka/library/гиперссылка_Образец_протокола_родительского_собрания.docx
Источник:
1.Постановление. Об утверждении Положений о педагогическом совете учреждения дошкольного образования и родительском комитете дошкольного образования №65 от 11.07.2011.
2.Инструкция по делопроизводству в государственных органах, иных организациях , утвержд. постановлением Министерства юстиции РБ от 19.01.2009 № 4.
Когда нужно беседовать с учеником
Это один из самых известных методов обучения и воспитания, применяемых в процессе обучения. Основная задача — побудить ученика уделять больше внимания учебному процессу или внеклассным мероприятиям.
Беседа бывает:
- вводной;
- дающей новые знания;
- закрепляющей;
- контрольно-корректирующей.
Используемая в воспитательных целях, она носит название этической. Задача — оценить поступки, события, факты жизни и на их основе выработать определенное отношение к окружающему миру, к собственным нравственным, гражданским обязанностям учащегося.
Когда нужна встреча с родителями
Родителей приглашают на встречу, когда для корректировки поведения или успеваемости ребенка необходимо объединить усилия школы и семьи. Работая совместно с родными ребенка, учитель решает задачи:
- организации педагогической помощи в воспитании;
- контроля успеваемости;
- получения помощи в организации и проведении школьных мероприятий.
Индивидуальный разговор — наиболее эффективный способ работы. В его процессе можно наладить контакт и совместно найти способы влияния на ребенка. Протоколы бесед с родителями учащихся фиксируют процесс общения, возникающие вопросы и ответы на них.
Правила
Индивидуальное общение — сложный вариант, ведь в процессе решаются проблемы, связанные с нарушениями дисциплины, конфликтами. Метод делится на этапы:
- Педагог обосновывает тему для обсуждения.
- Предоставляется материал для обсуждения (выписка из журнала, рассказ о происшествии).
- Вопросы педагога, помогающие высказывать свое мнение, обобщать и делать выводы.
- Формулировка решения проблемы.
Правила проведения следующие. Беседа:
- должна носить проблемный характер;
- помогать искать ответы на проблемные вопросы;
- не превращаться в лекцию, когда говорит только учитель;
- давать возможность честно обозначать свое мнение;
- выявить имеющиеся мнения;
- помочь сделать правильный вывод.
Целесообразно проводить встречи вне уроков.
Кто и когда их составляет
Протокол индивидуальной беседы с родителями неуспевающего ученика и другие становятся документом:
- первичным, помогающим требовать воплощения упомянутых в нем мероприятий;
- оправдательным — в конфликтных ситуациях.
Оформляется в свободной форме. Нужно отразить информацию о:
- вопросах, которые обсуждались;
- предложениях;
- выработанных решениях.
Составляет протокол учитель, который проводит встречу.
Как составлять
Составить образец заполнения протокола беседы с учащимися или родителями — несложно. Строгой формы законодательно не установлено. Учитель может писать на листах А4 от руки или заполнять документ на компьютере.
«Шапка» включает информацию о:
- наименовании учебной организации;
- наименовании мероприятия;
- дате и месте проведения;
- ФИО участников как со стороны школы, так и со стороны семьи.
Раздел «Содержание беседы» включает сведения о вопросах, обсуждаемых на встрече, и выработанных предложениях. Сюда же включается информация о запланированных шагах.
Заключительная часть состоит из:
- подписей участников мероприятия;
- информации о лице, записавшем ход процедуры;
- сведения о количестве страниц и экземпляров.
Готовый документ подписывают представитель учебного учреждения и представитель семьи.
Как и сколько хранить
Приказ Минкультуры России от 25.08.2010 N 558 (пункт 18 перечня) устанавливает необходимость хранить протоколы постоянно.
Их оформляют в отдельную папку, брошюруют, сшивают. Располагаются они снизу-вверх, то есть по датам – новые будут находиться сверху.
Необходимо оформить титульный лист с наименованием папки, указанием числа листов в ней.
В течение учебного года протоколы хранит учитель, по окончании оформляет в один документ, который заверяется печатью и подписью директора.
Образец протокола беседы с учеником
Образец протокола беседы с неуспевающим учеником
Индивидуальная беседа
с учащимся ________ класса
Ф. И. __________________________________________________________
Дата _________________ Классный руководитель ____________________
Тема беседы
Отсутствие успеваемости по основным учебным предметам: на уроках не работает, не имеет тетрадей для работы на уроке, не выполняет домашние задания, учебников на уроке не имеет.
Регулярные опоздания, пропуски занятий по неуважительной причине.
Рекомендации
Получить консультативную помощь преподавателей, дополнительные задания по указанным предметам в течение двух учебных дней.
Установить со стороны родителейй контроль качества учебной деятельности, обеспечить контроль систематического выполнения домашних заданий.
С данной информацией ознакомлены:
Учащийся: _________________________
Родители _________________________
Скачать
Образец протокола беседы с родителями
Образец заполнения протокола индивидуальной беседы с родителями
Протокол
Беседа с родителями ученика _______ класса МБОУ СОШ №_______
Иванова Ивана
ФИО родителей: Иванов Иван Иванович
Беседа состоялась (подчеркнуть) – в присутствии администрации школы;
Беседа состоялась (подчеркнуть) – в присутствии ребёнка;
В присутствии (подчеркнуть) третьих лиц; _____________________________
Основные вопросы беседы:
- нарушение дисциплины на переменах и после школы;
- грубое отношение к одноклассникам;
- неуважительное отношение к учителям;
- часто нет школьных принадлежностей (учебников, ручки, дневника, линейки);
- нет спортивной формы (черных шорт и белой футболки).
Принятые решения:
- провести беседу с Артемом о правилах поведения в учебном коллективе;
- контролировать готовность ребенка к школе;
- приобрести спортивную форму.
Подпись родителей учащегося:
Мать __________________________________роспись ____
Отец __________________________________ роспись ____
Подпись классного руководителя/_______________ /
Дата:
Скачать
Об авторе статьи
Иванова Наталья
Специалист по кадрам, юрист
В 1996 г. закончила СГПИ по специальности преподаватель английского и русского языков. В 2003 г. закончила Московскую Академию права и управления по специальности юрист. В 2007 г.закончила РАНХиГС по специальности менеджмент в управлении
Другие статьи автора на gosuchetnik.ru
Образец протокола беседы в школе с родителями и учеником — это пример документа, где описана проблема и зафиксированы решения, к которым пришли в ходе общения. Такая бумага нужна, чтобы отразить все детали, вопросы, и ничего не упустить из вида. А в случае конфликтной ситуации она подтверждает факт разговора с ребенком, его матерью и отцом.
Правила составления протокола
Документ составляют в свободной форме. Главное его назначение — отобразить суть проблемы. Бумагу составляет учитель, который подготавливает и проводит встречу с родителями и учениками.
Какую информацию содержат протоколы бесед с родителями учащихся и учениками школы:
- вопросы, которые обсуждал учитель с родителями;
- предложения по решению проблемы;
- к каким решениям пришли в ходе беседы.
Как составить
Бумагу заполняют на листе формата А4 от руки или заполняют его на компьютере, распечатывают и подписывают.
Как составляют:
- в шапке документа указывают название образовательной организации;
- ниже указывают название мероприятия, дату и место его проведения;
- указывают, кто участвовал в обсуждении со стороны школы, кто — со стороны ученика;
- указывают, беседовали в присутствии ученика или без него.
В основной части прописывают вопросы, которые обсуждали на встрече, указывают, какие вносились предложения по решению проблем. Описывают результаты встречи и планы по реализации принятых решений.
В заключительной части указывают:
- кто записал ход обсуждений;
- подписи участников с расшифровкой;
- при необходимости указывают количество страниц и экземпляров документа.
Учитель хранит протокол беседы в течение учебного года в отдельной папке. По окончанию учебного года протоколы оформляют в один документ, на котором ставит печать и подпись директор образовательного учреждения.
Образцы протоколов
Примерный образец протокола беседы с родителями неуспевающего ученика (чистый бланк).
Протокол
Беседа с родителями ученика _______ класса МБОУ СОШ №_______
_________________
(фамилия, имя ученика)
Ф.И.О. родителей: ________________________________________________
Беседа состоялась (подчеркнуть) в присутствии администрации школы.
Беседа состоялась (подчеркнуть) в присутствии ребенка.
В присутствии (подчеркнуть) третьих лиц _____________________________
Основные вопросы:
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Решения:
1.________________________________________________________________
2.________________________________________________________________
3.________________________________________________________________
________________________________________________________________
Подпись родителей учащегося:
Мать __________________________________подпись ______
Отец __________________________________ подпись ______
Подпись классного руководителя _______________ /
Дата:
Скачать чистый бланк протокола
Заполненный образец протокола беседы с учеником, нарушающим дисциплину, и его законными представителями:
Протокол
беседа с родителями ученика 5-А класса МБОУ СОШ № 1
Сидоровым Иваном
(фамилия, имя ученика)
Ф.И.О. родителей: Сидоров Петр Петрович, Сидорова Анна Анатольевна
Беседа состоялась (подчеркнуть) в присутствии администрации школы.
Беседа состоялась (подчеркнуть) в присутствии ребенка, Сидорова Ивана.
В присутствии (подчеркнуть) третьих лиц _____________________________
Основные вопросы:
- грубое неуважительное отношение к одноклассникам;
- неуважительное отношение к учителям;
- нарушение дисциплины на переменах и после школы;
- ученик часто не приносит на уроки нужные школьные принадлежности (учебники, ручки, карандаши, дневник, линейку);
- нет спортивной формы (черных шорт и белой футболки).
Решения:
- Провести дополнительное разъяснение о правилах поведения в учебном коллективе с привлечением школьного психолога.
- Контролировать его готовность к школе и выполнение домашней работы.
- Купить спортивную форму ребенку.
Скачать образец заполнения протокола индивидуальной беседы с родителями ученика, нарушающего дисциплину
Пример документирования работы с неуспевающими учениками:
ПРОТОКОЛ
беседы с обучающ(___ )ся и его родителями (законными представителями)
_____класса, ____________________________________________________________________
Присутствовали законные представители ребенка: _______________________
_________________________________________________________ , ________ г. р.
Адрес проживания: ____________________________________________________
______________________________________________________________________
Слушали:
_________________________________ — заместителя директора по УВР,
_________________________________ — социального педагога,
__________________________________— классного руководителя ___ «__» класса
Присутствовавшие педагоги: _____________________________________________
С законными представителями несовершеннолетнего(ей)
______________________________________________________ проведена беседа.
(фамилия, имя ребенка)
До сведения родителей доведена информация о проблемах в обучении ребенка.
Родители (Ф.И.О. родителей)________________________________________________________________
ранее проинформированы, что по результатам 20___/ 20___ учебного года
________________________________________________
(Ф.И.О. ребенка)
переведен(а) с академической задолженностью в ____ класс условно.
Однако в указанные сроки академическая задолженность не ликвидирована, т. к. диагностические работы выполнены с результатом «неудовлетворительно». Родители предупреждены, что на основании вышеуказанного (Ф.И.О. ребенка) остается на повторный год обучения в _____ классе.
Решение:
- Родители несовершеннолетнего(ей) поставлены в известность, что на основании неудовлетворительных результатов по (указать учебные предметы) на конец 20_____/ 20_____ учебного года и непогашения академической задолженности по указанным учебным дисциплинам (Ф.И.О. ребенка) остается на повторный год обучения в ______ классе.
- Родителями несовершеннолетнего(ей) дано согласие на перевод ребенка на повторный год обучения в ______ класс, т. к. академическая задолженность по вышеназванным предметам в указанные сроки не ликвидирована.
- Родители несовершеннолетнего предупреждены об обязанности обеспечить получение детьми основного общего образования. За неисполнение и ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей законодательство РФ устанавливает юридическую ответственность (КоАП РФ, статья 5.35. Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних).
Педагоги: _____________ /_______/ _____________________/ _____/
______________ /______/ _____________________/______/
Подпись родителей учащегося:
Мать __________________________________подпись ______
Отец __________________________________ подпись ______
Скачать образец протокола беседы с неуспевающим учеником и его родителями
Пример документирования беседы с учеником:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №_____
г.____________
ПРОТОКОЛ
индивидуальной беседы
от 04.09.2022
Ф.И.О. собеседника Сидорова Дарья Петровна
Дата рождения 11.12 2007
Дом. адрес Санкт-Петербург, ул. Далекая, д. 1, кв. 2.
Цель беседы: донести необходимость уважительного отношения к одноклассникам и детям из параллельных классов.
Содержание беседы:
Дарье объяснили необходимость уважительного обращения к другим девочкам из ее класса, рассказали о недопустимости оскорблений других людей.
Предложения: Дарья подтвердила, что осознала неправомерность своего поведения, но для закрепления результатов решено провести профилактическую беседу со школьным психологом. Дарье объяснено, что она вправе обращаться за консультацией к психологу в трудных для нее ситуациях.
Беседу проводили: классный руководитель Отзывчивая Вероника Павловна/________
Подпись собеседника_________/Сидорова Д.П.
Скачать образец заполнения протокола беседы с учеником
Если проводят встречу не с отдельным учеником, а со всем классом, пользуются такой формой:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №_____
г.____________
ПРОТОКОЛ БЕСЕДЫ С УЧАЩИМСЯ
«____»______________ 2022-2023 учебный год
уч-ся_____ класса _______
Классный руководитель______________________________________
Тема беседы, причины беседы с учащимся
___________________________________________________________
____________________________________________________________
Кто выступал
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Решение
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Подписи:
Классный руководитель________/________
Учащиеся:
________/________
________/________
________/________
Скачать протокол беседы с классом учителя
Только правильно составленный и оформленный протокол в полной мере может обеспечить юридическую силу решений, которые принимаются на основе принципа коллегиальности. Мы подробно объясняем, как следует оформлять каждый реквизит этого документа. Отмечаем, что в оформлении протокола является обязательным, а что факультативным. Демонстрируем множество примеров.
Общий алгоритм составления и оформления протоколов заслуживает самого внимательного и подробного изучения не только секретарями, ведущими делопроизводство, но и руководителями, специалистами, организующими процедуры корпоративного управления.
Данная статья – наглядное методическое пособие по оформлению протоколов. Она поможет вам правильно и быстро создать протокол. Она пригодится и когда вы решите научить этому своих коллег, чтобы избавить себя от необходимости исправлять допускаемые ими ошибки.
Название вида и принадлежность к системам и подсистемам документации
Протокол – документ, фиксирующий ход заседания и порядок принятия решений коллегиальным органом.
Обязательному протоколированию подлежат:
- заседания постоянно действующих коллегиальных органов государственной власти и управления, муниципальных органов управления, органов управления предприятиями и организациями (общие собрания учредителей, акционеров, заседания советов директоров, правлений комитетов, комиссий, дирекций и др.) и
- разовые или периодически созываемые конференции, собрания, совещания.
Отражение в цели создания документа управленческого принципа коллегиальности, коллегиального принятия решений позволяет говорить о протоколе как о самостоятельном виде документа.
Протокол является документом, относящимся прежде всего к системе организационно-распорядительной документации. Протоколы являются управленческими распорядительными документами (относятся к подсистеме распорядительной документации), которые выполняют управленческую и правовую функции, причем правовая функция протокола является приоритетной и выступает на первый план.
Но документ с названием вида «ПРОТОКОЛ» применяется в процессе документирования и многих других видов деятельности.
В учебных и научных учреждениях протоколы фиксируют научные достижения и открытия, прием на обучение, открытие специальностей, стандарты образования, присвоение профессиональной квалификации, ученых степеней и званий, избрание на должности и другие вопросы. Подобные протоколы относятся к системам научно-исследовательской или учебно-методической документации (к определенным их подсистемам в зависимости от цели создания протокола и его содержания).
В практике бизнеса составляются протоколы деловых встреч, протоколы о намерениях, протоколы передачи конфиденциальной информации, протоколы разногласий и другие, в которых фиксируются не управленческие решения, а договоренности и достигнутое сторонами (т.е. коллегиальное, коллективное, а не «комиссионное», как иногда неправильно говорят) согласие в решении вопросов взаимной заинтересованности. Подобные протоколы возможно отнести к подсистеме информационно-справочных документов системы организационно-распорядительной документации или к подсистеме гражданско-правовой договорной документации этой же системы, т.к. в них закрепляется ход исполнения договоров и соглашений, подтверждается заинтересованность и возможные сферы сотрудничества, а также фиксируются основные условия для заключения в дальнейшем конкретных сделок.
Протоколы, создаваемые с целью подтверждения расчетов, входят в состав подсистемы по кассовым операциям системы банковской документации.
По некоторым функциям управления персоналом составляются протоколы заседаний аттестационных и квалификационных комиссий, которые входят в специальную подсистему кадровой документации.
Протоколы общих собраний акционеров (и документы к ним), обязательный состав информации которых устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об акционерных обществах», требованиями регулятора – Федеральной службы по финансовым рынкам, образуют подсистему организационных документов, на основе которой уже сформировалась специальная подсистема учредительной документации, а в настоящее время можно говорить о процессе формирования подсистемы/системы документации, обеспечивающей процедуры корпоративного управления.
Классификация протоколов
Все виды и разновидности протоколов, независимо от принадлежности к системе или подсистеме документации, классифицируются по двум основаниям – способу документирования и степени полноты записи хода заседания, которые действуют одновременно. Так, по степени полноты записи протоколы подразделяются на краткие и полные.
Полные протоколы могут быть подробными текстовыми (текстовый способ документирования), стенографическими (текстовый способ с использованием специальных условных обозначений, которые должны быть расшифрованы при оформлении протокола), фонографическими (звукозапись), видеопротоколами (применяется видеозвукозапись, особенно при проведении видеоконференций). Они содержат запись всего заседания, включая реплики, вопросы, замечания, выступления и справки по ходу заседания, шум, аплодисменты и т.п. в зависимости от способа документирования.
Краткий протокол последовательно фиксирует только фамилии председателя, секретаря, состав присутствовавших, перечень рассмотренных вопросов и принятые решения. Разновидностью краткого протокола является протокол, составленный по сокращенной форме, которая предусматривает краткое последовательное изложение рассмотренных вопросов по схеме «вопрос – принятое решение».
Протокол ведется во время заседания специально выбранным или назначенным лицом или секретарем постоянно действующего коллегиального органа по должности, а протоколы оперативных совещаний, которые проходят под председательством руководителей, ведут и оформляют секретари или помощники руководителей.
Секретарь заседания при оформлении протокола использует заранее подготовленные к заседанию документы: повестку дня, списки приглашенных, списки членов коллегиального органа, тексты докладов, выступлений, информационные справки, проекты решений и др.
Составляемый непосредственно на заседании протокол является черновиком. Он должен быть уточнен, сверен со стенограммой или фонограммой (если на заседании велась стенограмма или производилась запись на диктофон), отредактирован и оформлен не позднее 3 или 5 дней с даты заседания. Эти сроки или другие стандарты сроков подготовки протокола к подписанию – «в день заседания», «не позднее следующего рабочего дня» и т.п. – обычно регламентируются положениями о соответствующих коллегиальных органах и должностной инструкцией/должностным регламентом секретаря конкретного коллегиального органа.
Формуляр протокола
Протокол является основным распорядительным документом коллегиального управления и почти всегда оформляется как многостраничный документ. Поэтому при оформлении первого листа протокола необходимо использовать общий бланк организации или предприятия, а если общий бланк отсутствует, протокол оформляется на листах бумаги формата А4 с расположением реквизитов по образцу общего бланка.
Если бланк для оформления первого листа протокола не используется, реквизиты оформляются обычно продольным способом (вдоль верхнего поля листа бумаги) центрованно.
В типовой формуляр протокола входят следующие обязательные реквизиты:
- полное наименование организации или предприятия;
- название вида документа (ПРОТОКОЛ);
- дата;
- индекс (в протоколах, которые относятся к распорядительным документам);
- место составления;
- заголовок;
- текст;
- подписи.
Дополнительными реквизитами протокола являются:
- наименование структурного подразделения;
- гриф утверждения;
- отметка о наличии приложений;
- место (помещение, офис) и время проведения заседания;
- фамилия и инициалы председательствующего на совещании, заседании;
- дата подписания протокола;
- способ голосования (открытое, тайное, заочное).
Особенности оформления обязательных реквизитов протокола, а также наличие, количество и правила оформления дополнительных реквизитов, особенности формуляра определяются требованиями действующего законодательства, обычаями делового оборота или конкретной управленческой ситуацией. Но все особенности оформления базируются на общем алгоритме, который исторически сложился в процессе составления и оформления протокола как одного из основных видов распорядительных документов.
Заголовочная часть протокола
Для обеспечения юридической силы протокола необходимо правильно оформить полное наименование организации или предприятия, в качестве которого признается зарегистрированное в Едином государственном реестре юридических лиц наименование юридического лица в соответствии с его учредительными документами и уставом, (т.е. с обязательным указанием организационно-правовой формы):
Пример 1
Общество с ограниченной ответственностью «Ваш партнер»
Пример 2
Закрытое акционерное общество «АБВГД»
Наименование структурного подразделения (дополнительный реквизит протокола) обычно оформляется на документе в следующих случаях:
- протоколом фиксируются все виды коллегиальной деятельности в обособленном подразделении предприятия (см. Пример 3);
- протоколом оформляются заседания (прежде всего оперативного характера), которые проводятся в одном из внутренних структурных подразделений предприятия (см. Пример 4).
Пример 3
Общество с ограниченной ответственностью «Компания «Пятый элемент»
Филиал «Северо-Западный»
Пример 4
Открытое акционерное общество «Реммеханизация»
Департамент бухгалтерского учета и налоговой отчетности
Названия структурных подразделений в протоколе должны соответствовать точным названиям, закрепленным в схеме организационной структуры, штатном расписании или других внутренних документах организации.
Название вида документа (ПРОТОКОЛ) всегда оформляется прописными буквами и располагается одной-двумя строками ниже наименования предприятия или структурного подразделения (при продольном расположении реквизитов – центрованным способом).
Дата протокола является датой заседания, а не окончательного оформления и подписания документа. Если заседание коллегиального органа продолжалось несколько дней, то в протоколе указывают дату его начала и дату окончания. Способы оформления даты могут быть различными. Например, цифровой способ:
Пример 5. Цифровой способ оформления даты
Пример 6. Цифровой способ оформления даты заседания, продолжавшегося 2 дня
Цифровой способ используется преимущественно при оформлении дат оперативных заседаний и совещаний.
При оформлении даты в протоколах коллегиальных органов (высших органов управления и исполнительных) преимущественным является буквенно-цифровой способ.
Пример 7. Буквенно-цифровой способ оформления даты
Пример 8. Оформление даты заседания, продолжавшегося 2 дня
Дата располагается одной строчкой ниже названия вида документа или над специальной ограничительной линией в общем бланке.
Индекс (номер) протокола оформляется на той же строке, что и дата заседания над ограничительной линией в общем бланке или в пределах общей площади, отведенной для даты и индекса в заголовочной части документа. Индекс протокола является порядковым номером заседания в пределах календарного года или в пределах срока полномочий коллегиального органа. Следует заметить, что при оформлении индексов с № 1 по 9 необходимо использовать минимум два знака. Например, самые простые индексы правильно обозначать: «№ 01», «№ 07» и т.п. (см. Примеры 7 и 8).
Реквизит «место составления или издания» оформляется на отдельной строке ниже даты и индекса (при продольном расположении реквизитов – в центре следующей строки).
Этот реквизит содержит название географического пункта, в котором реально состоялось заседание коллегиального органа. Условные сокращения, применяемые при обозначении географических названий, должны соответствовать Правилам оказания услуг почтовой связи.
Пример 9
г. Коломна Московской обл.
Пример 11
с. Малеево Коломенского р-на
Московской обл.
В качестве заголовка протокола оформляется краткая формулировка вида заседания (вида коллегиальной деятельности) в родительном падеже, которая согласуется с названием вида документа (ПРОТОКОЛ – чего?), названием коллегиального органа и начинается с прописной буквы.
Пример 12. Угловое расположение реквизитов оформляющей части протокола
Пример 13. Продольное расположение реквизитов оформляющей части протокола
Заголовок протокола как вид заседания оформляется одной-двумя строками ниже реквизита «место составления или издания» обязательно от границы левого поля или на площади, отмеченной в общем бланке ограничительными уголками в левом верхнем углу листа бумаги. Это расположение обязательно и при продольном, и при угловом расположении реквизитов (см. Примеры 12 и 13).
Содержательная часть протокола, текст
Текст протокола является самым сложным реквизитом и состоит из двух частей – вводной и основной. Вводная часть текста строго формализована. В ней оформляются сведения о составе присутствующих на заседании и повестка дня (список вопросов, вынесенных на обсуждение), которые являются вполне самостоятельными элементами текста и формулируются по стандартным правилам.
Состав присутствующих оформляется двумя строками ниже вида заседания от границы левого поля и начинается с указания председателя и секретаря заседания. Фамилии председателя и секретаря оформляются после тире, инициалы следуют за фамилией.
Пример 14
Фамилии и инициалы присутствовавших на заседании постоянных членов коллегиальных органов (избранных или входящих в состав коллегии по должности) перечисляются по алфавиту фамилий без наименования должности после слова «Присутствовали:», которое оформляется двумя строками ниже, обязательно от границы левого поля, и заканчивается двоеточием. Фамилии присутствовавших оформляются по всей ширине строки через один межстрочный интервал.
Пример 15
Если в состав членов коллегиального органа входит более 15 человек, то состав присутствующих указывается количественно, а пофамильный список прилагается к протоколу, о чем делается отметка.
Пример 16
Фамилии и инициалы приглашенных должностных лиц, которые не являются членами коллегиального органа, но присутствовали на заседании, перечисляются после слова «Приглашенные:». Оно оформляется от границы левого поля двумя строками ниже слова «Присутствовали:» и заканчивается двоеточием. Должности этих лиц принято указывать.
Пример 17
Перечень вопросов, вынесенных для обсуждения и принятия решения коллегиальным органом, оформляется после слов «Повестка дня:», которые располагаются от границы левого поля двумя строками ниже состава присутствующих и заканчивается двоеточием.
Каждый вопрос повестки дня формулируется с предлогом «O», отвечает на вопрос «О чем?» и содержит указание должности, фамилии и инициалов докладчика. Причем слово «докладчик» в протоколе не используется, правильной является речевая формула: «Доклад – (чей?) должность, фамилия, инициалы».
Вопросы нумеруются арабскими цифрами, располагаются в повестке дня по степени их значимости (или в соответствии с предполагаемым временем обсуждения) и оформляются с красной строки.
Пример 18
Пункты повестки дня должны быть сформулированы четко и конкретно, поскольку именно они и представляют собой собственно заголовки к последующему тексту протокола, который будет излагаться по пунктам в последовательности рассмотрения вопросов на заседании.
Формулировка «Разное» в повестке дня оформленного протокола считается неуместной, т.к. документ составляется после состоявшегося заседания, когда уже возможно точно сформулировать все рассмотренные вопросы.
Даже в тех случаях, когда повестка дня заседания оформляется как самостоятельный информационный документ и заранее рассылается участникам заседания и членам коллегиального органа, в текст протокола должны быть внесены формулировки всех обсужденных вопросов. Отметка в тексте протокола: «Повестка дня прилагается» недопустима, даже когда повестка дня формируется в дело вместе с протоколом как отдельный информационный документ.
Основную часть текста протокола, т.е весь ход заседания и принятые решения, секретарь заседания составляет, работая почти как синхронный переводчик, только речь «переводится» из устной формы (часто спонтанной, эмоциональной и не всегда подготовленной) в письменную форму, т.е. упорядоченную, построенную по речевым моделям, преимущественно с прямым порядком слов и использованием специальной лексики и терминов делового стиля.
Основная часть текста протокола строится в соответствии с пунктами повестки дня по разделам. Каждый раздел, отражая ход заседания, состоит из трех частей: СЛУШАЛИ – ВЫСТУПИЛИ – ПОСТАНОВИЛИ (РЕШИЛИ).
Слово «СЛУШАЛИ» нумеруется в соответствии с номером пункта повестки дня, оформляется от границы левого поля прописными буквами и заканчивается двоеточием. Далее с красной строки оформляются в родительном падеже фамилия и инициалы докладчика (СЛУШАЛИ – кого?), ставится тире, и после него кратко или подробно записывается содержание доклада. Изложение обычно ведется от третьего лица единственного числа в прошедшем времени:
Пример 19
1. СЛУШАЛИ:
Краснова А.И. – доложил об основных положениях Учетной политики предприятия на 2011 г. Отметил, что она полностью переработана в связи с изменениями, внесенными в Налоговый кодекс Российской Федерации. Предложил утвердить Учетную политику предприятия на 2011 г.
Если текст основного доклада готовился заранее и после рассмотрения вопроса был передан в секретариат/секретарю заседания, то при изложении текста удобно использовать и другой прием: кратко сформулировать тему доклада в соответствии с повесткой дня и после точки сделать отметку: «Текст доклада прилагается».
Пример 20
1. СЛУШАЛИ:
Краснова А.И. – об основных положениях Учетной политики предприятия на 2011 г. Текст доклада прилагается.
При этом заранее подготовленный доклад должен быть оформлен, подписан и датирован автором, чтобы его можно было действительно оформить в качестве самостоятельного документа-приложения к протоколу.
Слово «ВЫСТУПИЛИ» оформляется от границы левого поля прописными буквами и заканчивается двоеточием. Фамилия и инициалы каждого из выступающих оформляются с красной строки и указываются в именительном падеже (ВЫСТУПИЛИ – кто?). После тире в форме косвенной речи записывается краткое или подробное содержание выступления.
Все вопросы к докладчику и выступившим, а также ответы на них записываются в порядке их поступления и оформляются также с красной строки. Фамилию лица, задавшего вопрос, допускается не указывать.
Пример 21
Вопрос: Все ли группы учета основных средств отражены в Учетной политике?
Да, все группы, которые нужны для правильного отражения основных средств в бухгалтерском учете на нашем предприятии.
Решения, принятые коллегиально по каждому из обсуждаемых вопросов, записываются после слова «ПОСТАНОВИЛИ» или «РЕШИЛИ». Эти слова являются терминами делового стиля, отражающими принятие решения на основе принципа коллегиальности (подразумевается местоимение «мы»). В деловой практике за каждым термином закрепилась своя сфера употребления при составлении протоколов. Так, в протоколах общих собраний акционеров, учредителей, заседаний советов директоров, собраний трудовых коллективов, собраний сотрудников (в рамках самоуправления, установленного и разрешенного кодексом корпоративного поведения), инициативных групп правильным считается употребление термина «РЕШИЛИ» (оформляется деятельность высших коллегиальных органов, «власть»). В протоколах заседаний комитетов, правлений, рабочих групп, оперативных совещаний и других коллегиальных исполнительных органов (оформляется «оперативное управление») правильным считается термин «ПОСТАНОВИЛИ».
Это слово оформляется от границы левого поля прописными буквами и заканчивается двоеточием. С красной строки по пунктам кратко и точно формулируются распорядительные действия, которые должны быть пронумерованы в соответствии с номером вопроса в повестке дня. Номер принятого решения состоит из двух частей, разделенных точкой, при этом первая цифра соответствует номеру вопроса в повестке дня, а вторая – номеру решения по данному вопросу (ведь часто бывает, что по одному вопросу повестки дня принимается несколько решений, поручений). См. Пример 22.
Пункт, устанавливающий правовую норму («нормативный»), формулируется по стандартной речевой модели: что сделать – в какой (с какого или на какой) срок? См. решение 1.1 в Примере 22.
Пункт, содержащий поручение или предписание («поручительский»), строится по речевым моделям:
- кому – что сделать – к какому сроку? (см. решение 1.2 в Примере 22) или
- что сделать – к какому сроку? Ответственный – наименование должности, фамилия и инициалы конкретного исполнителя (см. Пример 23).
Пример 22
РЕШИЛИ:
1.1. Утвердить Учетную политику предприятия на 2011 г.
1.2. Начальнику отдела бухгалтерского учета и налоговой отчетности довести Учетную политику предприятия на 2011 г. до сведения главных бухгалтеров филиалов и региональных представительств. Срок – 20.02.2011
Пример 23
ПОСТАНОВИЛИ:
2.1. Провести инвентаризацию основных средств предприятия по состоянию на 01 апреля 2011 г. и представить акты инвентаризации на утверждение к 20.04.2011. Ответственный – председатель постоянно действующей инвентаризационной комиссии Сидоров С.С.
Если решение было принято путем голосования, то его результаты оформляются по форме: «За – 10, против – 0, воздержались – 2» или «Единогласно». Соблюдение этой формы обязательно, когда оформляются решения о назначении, избрании или утверждении кандидатур или о персональном составе комиссий, комитетов и т.п.
Оформляющая часть протокола
Подписи председателя и секретаря заседания оформляются на отредактированном и сверенном протоколе. Они располагаются тремя-четырьмя строками ниже текста от границы левого поля и разделяются одной строкой. В расшифровках подписей инициалы располагаются перед фамилией. Личные подписи председателя и секретаря оформляются на оригинале протокола.
Пример 24
Поскольку протокол является внутренним распорядительным документом предприятия, его удостоверения печатью обычно не требуется.
Копии (ксерокопии) оформленного и подписанного протокола или выписки из протокола, которые необходимы в процессе направления документа на исполнение, имеет право удостоверять своей подписью секретарь (секретарь заседания или секретарь коллегиального органа по должности), правильно оформляя отметку о заверении копии. Если копия или выписка из протокола используется внутри организации, то печать на нее (как и на сам протокол) не ставится. Если же выписка или копия протокола предназначена для использования вне стен родной организации, на нее стоит поставить оттиск печати.
Пример 25. Отметка о заверении копии протокола
Некоторые разновидности протоколов подлежат утверждению первым руководителем предприятия или организации. Например, утверждаются протоколы заседаний экспертной комиссии организации, экспертной комиссии по присвоению/снятию грифов ограничения доступа к информации и документам организации, протоколы заседаний проектных групп/проектных офисов в проектном управлении и т.п.
Утверждение оформляется грифом, который располагается в верхнем правом углу документа и состоит из слова «УТВЕРЖДАЮ», сокращенного наименования должности руководителя (т.к. полное наименование организации или предприятия указано в заголовочной части документа или в общем бланке), личной подписи, ее расшифровки и даты утверждения.
Пример 26
Пример 27. Пример оформления протокола
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида «Гусельки»
_____________________________________________________________
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ПРОТОКОЛОВ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ
Родительское собрание – это основная форма совместной работы родителей. Здесь обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности. Главным его предназначением является:
- согласование, координация и интеграция усилий ДОУ и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка;
- повышение педагогической культуры родителей, их роль, ответственность и активность в жизнедеятельности детского сада;
- содействие сплочению родительского коллектива, вовлечению обоих родителей в жизнедеятельность ДОУ;
- выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей;
- пропаганда опыта успешного семейного воспитания.
Результативность родительского собрания во многом зависит от целенаправленности, продуманности и тщательности подготовительной работы педагогов и членов родительского комитета. К основным элементам подготовки собрания родителей можно отнести следующие:
- выбор темы собрания;
- определение целей родительского собрания;
- изучение педагогами и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме;
- проведение микроисследования в сообществе детей и родителей;
- определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов совместной работы его участников;
- приглашение родителей и других участников собрания;
- разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям;
- оборудование и оформление места проведения родительского собрания.
Родительское собрание состоит из трёх частей:
- вступительная;
- основная;
- заключительная.
Вступительная часть. При входе в группу педагог встречает родителей и предлагает им ознакомиться с выставками литературы и творческих работ воспитанников.
Родительское собрание открывает и ведёт один педагог или председатель родительского комитета: объявляется тема, повестка собрания, называются задачи, представляются приглашённые на собрание. Это сообщение должно быть непродолжительным, но содержательным. Важно, чтобы в первые минуты собрания родители были, заинтересованы и готовы к активному участию.
Основная часть. Эта часть связана с реализацией главной идей собрания. Именно в этой части излагается наиболее важная информация, происходит коллективное обсуждение, осуществляется совместный поиск путей и способов решения рассматриваемой проблемы. Не допускается публичное обсуждение родителей, даже в виде мелких упрёков, лучше обратить внимание родителей на эти недостатки в индивидуальной беседе.
Заключительная часть. Эта часть собрания включает:
- принятие решения;
- анализ происшедшего на собрании.
В данный момент дорабатывается предварительно подготовленный проект решения собрания, затем оно утверждается. Важно, чтобы заключительный этап собрания стал прологом к дальнейшей совместной работе. Формирование сотрудничества происходит более успешно, если собрание завершается «минутами благодарности», во время которых педагоги благодарят родителей за успехи в воспитании, отмечают тех из них, кто принимал активное участие в подготовке собрания и делился опытом семейного воспитания (целесообразнее вручать медали, призы и т.д., подготовленные воспитанниками).
Разработка решения собрания.
Решение – это обязательный элемент родительского собрания. Однако о его принятии педагоги и члены родительского комитета иногда забывают. А ведь очень важно, чтобы каждое собрание имело последствие, направленное на совершенствование совместной воспитательной работы семьи и ДОУ. В противном случае трудно получить желаемый эффект даже от собрания, прошедшего с высокой явкой и заинтересованным участием родителей. Решение прописывается в виде перечня планируемых действий с обязательным указанием ответственных и сроков исполнения
Внимание!!! Сколько пунктов указано в повестке, столько же должно быть в ходе собрания и в решении.
Оформление протоколов родительских собраний
- Не писать слово «разное» в повестке дня, указывать конкретный перечень вопросов.
- Протоколирование родительского собрания, начинать с результативности выполнения предыдущего собрания.
- Писать список присутствующих, указывать председателя и секретаря.
- Темы родительских собраний должны совпадать с темами перспективного плана по взаимодействию с родителями.
- Указывать конкретные цифры и статьи расходов при описании отчётов.
- Указывать ответственных за выступление в повестке дня.
- Протоколы подписываются председателем и секретарем Родительского собрания.
- Нумерация протоколов ведется от начала учебного года и заканчивается в конце учебного года.
- Протоколы нумеруются постранично, прошнуровываются.
- Протоколы Родительских собраний группы хранятся у воспитателей группы с момента комплектации группы до выпуска детей в школу.
- Необходимо познакомить отсутствующих на собрании с решением родительского собрания через объявление в родительском уголке или индивидуально.
- В протоколе следует указывать конкретные фамилии родителей и их вопросы, предложения, возникающие в ходе обсуждения вопроса.
- Воспитатели не имеют права навязывать свое мнение родителям. Идет совместное обсуждение вопросов повестки.
- На собрании следует обсуждать и решать в первую очередь педагогические вопросы, касающиеся вопросов воспитания, обучения и развития детей.
- Результаты педагогической диагностики на общее, обсуждение не выносятся. Данные о детях даются родителю (законному представителю) только в индивидуальном порядке (конфиденциально).
- Решения принимаются по каждому вопросу отдельно, путем голосования. Секретарь записывает количество голосов: сколько человек – «за» и сколько – «против» (кто конкретно против, с указанием Ф.И.О.).
- Формулировка решения должна быть четкая, конкретная, с указанием сроков исполнения и ответственных.
- Протокол родительского собрания является документом, входящим в номенклатуру дел МАДОУ, оформляется своевременно (в течение 3 дней).
21.Ответственность за своевременное заполнение и правильное оформление протоколов родительских собраний несут:
• за общие родительские собрания – старший воспитатель МДОУ;
• за групповые родительские собрания – воспитатели.
22. К протоколу родительских собраний должны прилагаться тексты выступлений, консультаций воспитателей группы и других работников ДОУ, которые выступали на родительском собрании.
Образец оформления протокола родительского собрания
ПРОТОКОЛ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ №
______________________________________________
(тема собрания)
Дата проведения:
«____» ___________20___г.
Группа _______________________
Присутствовали_______человек. Из них:
Представители учреждения ______________человек:
1. ____________________________________________
2. ____________________________________________
Родители ______________ человек (приложение к протоколу):
Отсутствовали _______________человек.
Повестка родительского собрания:
1.
2.
3.
1. По первому вопросу слушали: (фамилия, инициалы), воспитателя
Краткий текст выступления! Только основные, важные моменты.
Выступили: (фамилия, инициалы), задала вопрос о
Выступили: (фамилия, инициалы) ответила, что_______________________________
Решили: В целях подготовки и реализации проекта на тему «Моя семья» подобрать фотографии из семейного архива и представить их воспитателям.
2. По второму вопросу слушали: (фамилия, инициалы),
Выступили: (фамилия, инициалы), задала вопрос о ____________________________
Выступили: (фамилия, инициалы), старшая медицинская сестра ответила, что_____
Решили: Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей в совместной с ребенком двигательной активности. Провести физкультурный досуг «Веселые старты».
3. По третьему вопросу слушали: (фамилия, инициалы),
Выступили: (фамилия, инициалы), задала вопрос о ____________________________
Выступили: (фамилия, инициалы), педагог-психолог, ответила_________________
Решили: Для обмена информацией между родителями и работниками ДОУ организовать работу родительской почты.
Подготовить и разместить в родительском уголке «почтовый ящик».
И так по каждому пункту!
Вопрос о чем поставлен на голосование.
Голосовали: «за»- ___,
«против» – ___ (Ф.И.О.).
Принято единогласно. (Принято решением большинства голосов).
Решение родительского собрания:
1. Для реализации проекта на тему «Моя семья» подобрать фотографии из семейного архива и представить их воспитателям.
Срок: до 15 ноября 2015 г.
Ответственные: родительский комитет
2. Провести совместное мероприятие «Веселые старты».
Срок: 20 ноября 2015 г.
Ответственные: фамилии, инициалы
3. Организовать работу родительской почты. Подготовить и разместить в родительском уголке «Почтовый ящик».
Срок: до 1 декабря 2015 г.
Ответственные: родительский комитет
Председатель:
Секретарь:
ПРИЛОЖЕНИЕ
К ПРОТОКОЛУ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ № _____ от ______________
№ п/п |
Фамилия, имя, отчество присутствующих на собрании |
Подпись |
1 |
||
2 |
||
3 |
||
4 |
||
5 |
||
6 |
||
7 |
||
8 |
||
9 |
||
10 |
||
11 |
||
12 |
||
13 |
||
14 |
||
15 |
||
16 |
||
17 |
||
18 |
||
19 |
||
20 |
||
21 |
||
22 |
||
23 |
||
24 |
||
25 |