Главная » Документы » Постановления » 2016 » Об утверждении Порядка составления и Порядка направления на рассмотрение протоколов об административных правонарушениях
Об утверждении Порядка составления и Порядка направления на рассмотрение протоколов об административных правонарушениях
Администрация Филинского сельсовета
Вачского муниципального района Нижегородской области
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
От 07 октября 2016 года №158
Об утверждении Порядка составления и Порядка направления на рассмотрение протоколов об административных правонарушениях
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Кодексом Российской Федерации об административных правона-рушениях, Кодексом Нижегородской области об административных правонарушениях, в целях установления единой процедуры по составлению и направлению на рассмотрение протоколов об административных правонарушениях должностными лицами администрации Филинского сельсовета Нижегородской области, в должностные обязанности которых входит осуществление контрольных функций, администрация Филинского сельсовета постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок составления протокола об административном правонарушении.
2. Утвердить прилагаемый Порядок направления протокола об административном правонарушении в соответствующие органы для рассмотрения.
3. Обнародовать настоящее постановление и разместить на официальном сайте администрации Филинского сельсовета.
Глава администрации А. Е. Аверьянов
УТВЕРЖДЕН
постановлением администрации Филинского сельсовета
Вачского района
Нижегородской области
от 07.10.2016 года № 158
Порядок
составления протокола об административном правонарушении
1. Общие положения
1.1. Настоящий порядок разработан в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и определяет правила составления административных протоколов об административных правонарушениях.
1.2. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
1.3. Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
1.4. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения, а также материалов, содержащих такие данные.
2. Протокол об административном правонарушении
2.1. О совершении административного правонарушения составляется протокол (ч. 1 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Под протоколом об административном правонарушении понимается такой документ, в котором отражаются сведения, связанные с фактом деяния и характеризующие личность нарушителя.
2.2. Согласно ч. 1 ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения (в случае непосредственного обнаружения должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения).
В соответствии с ч.2 ст. 28.5 КоАП РФ в случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
2.3. Протокол об административном правонарушении должен составляться в присутствии лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении.
В случае неявки лиц (в случае поступления данных о совершенном административном правонарушении от иных лиц), в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие, о чем делается соответствующая запись в протоколе. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
2.4. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП Нижегородской области, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
2.5. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные ст. 24.2, 24.4, 25.1, 25.4, 25.6, 25.12, 25.13, 28.2 КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе.
2.6. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, в нем делается соответствующая запись.
2.7. Лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Они вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
2.8. Копия протокола об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, либо направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола. Дальнейшее производство по делу осуществляется в соответствии с КоАП РФ и КоАП Нижегородской области.
2.9. Должностные лица органа местного самоуправления, имеющие право составлять протоколы об административных правонарушениях, в течение трех суток с момента составления протокола об административном правонарушении направляют материалы проверки в орган, уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушениях.
2.10. Недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях.
Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются в орган, уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушениях, в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков.
3. Обстоятельства, по которым не может быть начато производство по делу об административном правонарушении
3.1. Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств (ч. 1 ст. 24.5. КоАП РФ):
– отсутствие события административного правонарушения;
– отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);
– действия лица в состоянии крайней необходимости;
– издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
– отмена закона, установившего административную ответственность;
– истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
– наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
– смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
УТВЕРЖДЕН
постановлением администрации Филинского сельсовета
Вачского района
Нижегородской области
от 07.10.2016 года № 158
Порядок
направления протокола об административном правонарушении в соответствующие органы для рассмотрения (далее – Порядок)
1. Настоящий Порядок определяет единую для администрации Филинского сельсовета Нижегородской области (далее – администрация) процедуру направления в соответствующие органы протоколов об административных правонарушениях (далее – протоколы) для рассмотрения.
2. Направлению в соответствующие органы для рассмотрения подлежат протоколы, составленные должностными лицами администрации Филинского сельсовета Кодексу Нижегородской области об административных правонарушениях (далее – КоАП Нижегородской области), совершенных на территории Филинского сельсовета Нижегородской области.
3. Протоколы, составленные должностными лицами администрации Филинского сельсовета по КоАП Нижегородской области направляются мировым судьям Вачского муниципального района Нижегородской области по месту совершения административного правонарушения в соответствии с территориальной подсудностью.
4. Протоколы, составленные в связи с совершением административных правонарушений, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, направляются в соответствующие органы, уполномоченные рассматривать дела о данных административных правонарушениях с сопроводительным письмом, в котором указывается:
– наименование органа, в который передается дело, фамилия и инициалы руководителя данного органа, либо наименование суда, в который передается дело, фамилия и инициалы мирового судьи и судебный участок;
– номер протокола и сведения о лице, в отношении которого оно возбуждено;
– информацию о получателе административного штрафа в соответствии с правилами заполнения расчетных документов.
В сопроводительном письме, администрация Филинского сельсовета Нижегородской области вправе ходатайствовать об участии ее представителя в рассмотрении дела.
5. Все имеющиеся фото-, видео- и иные материалы, являющиеся доказательством совершения административного правонарушения, указанного в пункте 2 настоящего Порядка, также направляются в соответствующие органы, уполномоченные рассматривать дела о данных административных правонарушениях, как приложение, о чем указывается в сопроводительном письме.
6. Протоколы, составленные в связи с совершением административных правонарушений, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, направляются в соответствующие органы, уполномоченные рассматривать дела о данных административных правонарушениях в течение трех суток с момента составления протокола об административном правонарушении.
7. Протокол, возвращенный соответствующим органом, уполномоченным рассматривать дела о данных административных правонарушениях, в администрацию _Филинского сельсовета Нижегородской области, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков, возвращается указанному судье с сопроводительным письмом.
Недостатки протокола и других материалов дела устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от соответствующего органа, рассматривающего дело.
Дата создания: 09-11-2016
Дата последнего изменения: 09-11-2016
Об утверждении административного регламента о Порядке составления протоколов об административных правонарушениях на территории муниципального образования Соловьевский сельсовет Княгининского муниципального района Нижегородской области
АДМИНИСТРАЦИЯ СОЛОВЬЕВСКОГО СЕЛЬСОВЕТА
КНЯГИНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
21 апреля 2021 года № 47
Об утверждении административного регламента о Порядке составления протоколов об административных правонарушениях на территории муниципального образования Соловьевский сельсовет Княгининского муниципального района Нижегородской области
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с главой 3 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях от 20.05.2003 года № 34-З, статьями 6, 12 Закона Нижегородской области от 10.09.2010 года № 144-З «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области», Уставом Соловьевского сельсовета, администрация Соловьевского сельсовета Княгининского муниципального района п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить административный регламент о Порядке составления протоколов об административных правонарушениях на территории муниципального образования Соловьевский сельсовет Княгининого муниципального района Нижегородской области, согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Обнародовать настоящее постановление в соответствии с Уставом Соловьевского сельсовета Княгининского муниципального района Нижегородской области и разместить на официальном сайте администрации Княгининского муниципального района в разделе «Администрация Соловьевского сельсовета».
3. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Глава администрации
Соловьевского сельсовета
Княгининского муниципального района М.В.Долгов
УТВЕРЖДЕН
постановлением администрации
Соловьевского сельсовета
Княгининского муниципального района
Нижегородской области
от 21.04.2021 № 47
Административный регламент о Порядке составления протоколов об административных правонарушениях на территории муниципального образования Соловьевский сельсовет Княгининского муниципального района Нижегородской области
1. Общие положения
1.1. Настоящий регламент устанавливает Порядок составления протоколов об административных правонарушениях должностными лицами Соловьевского сельсовета Княгининского муниципального района Нижегородской области уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях (далее – должностное лицо администрации).
1.2. Должностные лица администрации назначаются нормативным правовым актом администрации Соловьевского сельсовета.
1.3. Понятия и термины, используемые в настоящем административном регламенте, применяются в значениях, определенных действующим законодательством.
1.4. Протокол об административном правонарушении составляется должностным лицом администрации в случаях нарушения статей 2.2, 2.3, 2.5, 2.8, 2.9, 2.11 – 2.12, главы 3 (за исключением правонарушений, предусмотренных статьей 3.10, в части парковок (парковочных мест), расположенных на дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения), 4.2, 5.3 – 5.6, 5.8, 5.10, 5.16, 5.18, 7.1, 7.2, 8.6, (в части объектов, находящихся в муниципальной собственности), частью 1 статьи 9.1, 9.3, 9.4, 9(1).1, 9(1).2 и 9(1).3 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях.
1.5. Должностное лицо вправе составлять протоколы об административных правонарушениях при осуществлении:
– муниципального жилищного контроля – об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.21 – 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
– муниципального земельного контроля – об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.1, частью 1 статьи 7.2, статьей 7.10 (в части самовольной уступки права пользования землей и самовольной мены земельного участка), статьями 7.34, 8.6 и 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
– муниципального лесного контроля – об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.2 (в части или повреждения лесоустроительных и лесохозяйственных знаков), статьей 7.9, статьей 7.10 (в части самовольной уступки права пользования лесным участком), статьями 8.25, 8.26, 8.27, 8.28, 8.29, 8.30, статьями 8.31 и 8.32 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
– муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения – об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 11.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
– муниципального контроля в области торговой деятельности – об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 2.9 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях.
1.6. Должностные лица органов местного самоуправления, перечень которых устанавливается законами субъектов Российской Федерации, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.4.1, частью 1 статьи 19.5, статьи 19,7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при осуществлении муниципального контроля.
1.7. Должностное лицо администрации действует на основании распоряжения администрации Соловьевского сельсовета в соответствии со статьями 28.1, 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
1.8. Протокол об административных правонарушениях составляется должностным лицом органа местного самоуправления на бланке, утвержденном постановлением администрации Соловьевского сельсовета.
1.9. Настоящий Административный регламент разработан с целью обеспечения условий надлежащего исполнения обязательств физическими и юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и индивидуальными предпринимателями в сфере внешнего благоустройства и санитарного содержания территорий муниципального образования Соловьевский сельсовет Княгининского муниципального района Нижегородской области.
2. Основные мероприятия, проводимые при осуществлении полномочий по составлению протоколов на территории муниципального образования Соловьевский сельсовет Княгининского муниципального района Нижегородской области
2.1. Проведение мониторинга (систематического наблюдения) состояния чистоты, порядка, благоустройства, внешнего вида на территории муниципального образования Соловьевский сельсовет Княгининского муниципального района Нижегородской области, с целью своевременного обнаружения данных, указывающих на наличие события административного правонарушения и принятия мер по пресечению административных правонарушений и возбуждению дел об административных правонарушениях.
2.2. К объектам мониторинга состояния чистоты, порядка, благоустройства и внешнего вида на территории муниципального образования Соловьевский сельсовет Княгининского муниципального района Нижегородской области относятся здания, строения, сооружения, их элементы, территории (в том числе прилегающие), места размещения мусора, элементы инфраструктуры, инженерные сети и коммуникации, водные объекты, зеленые насаждения, технические средства и устройства, земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования Соловьевский сельсовет Княгининского муниципального района Нижегородской области и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, а так же другие объекты к состоянию и содержанию которых федеральным законодательством, законами Нижегородской области, муниципальными правовыми актами установлены определенные требования.
2.3. Мониторинг (систематическое наблюдение) состояния чистоты, порядка, благоустройства и внешнего вида на территории муниципального образования Соловьевский сельсовет Княгининского муниципального района Нижегородской области осуществляется должностными лицами органов местного самоуправления Соловьевского сельсовета.
2.4. Поводами, являющимися основанием для осуществления контроля, являются:
– непосредственное обнаружение должностными лицами, в рамках исполнения своих должностных обязанностей, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
– поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
– сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
3. Процессуальные документы, составляемые по результатам проведения мониторинга
3.1. По результатам проведения мониторинга состояния чистоты, порядка, благоустройства и внешнего вида на территории муниципального образования Соловьевский сельсовет Княгининского муниципального района Нижегородской области следующие документы:
– акт проверки, в котором отражаются все выявленные нарушения, по форме согласно приложению 1 к настоящему Административному регламенту;
– акт обследования объекта (территории) со схемой и приложением фотографий, по форме согласно приложению 2 к настоящему Административному регламенту;
– предписание об устранении выявленных нарушений, по форме согласно приложению 6 к настоящему Административному регламенту.
3.2. В случае выявления достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения в установленной сфере деятельности, должностные лица администрации немедленно составляют протокол об административном правонарушении. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
При отсутствии на месте совершения административного правонарушения виновного лица, лицу в действиях (бездействии) которого выявлены признаки совершения им административного правонарушения, направляется уведомление о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении по форме согласно приложению 3 к настоящему Административному регламенту.
3.3. В случае отсутствия нарушений действующего законодательства РФ в установленной сфере деятельности, должностные лица администрации выносят определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (далее – Определение) по форме согласно приложению 6 к настоящему Административному регламенту.
3.4. Должностные лица администрации не позднее чем по истечении трех рабочих дней с момента составления протокола об административном правонарушении, направляют материалы проверки в орган уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушениях.
4. Протокол об административном правонарушении
4.1. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого составлен протокол, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей, если имеются свидетели, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых составлен протокол, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
4.2. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых составлен протокол об административном правонарушении, а также иным участникам по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе.
4.3. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых составлен протокол об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
4.4. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
4.5. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом администрации, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, в нем делается соответствующая запись.
4.6. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Дальнейшее производство по делу осуществляется в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ, Кодексом Нижегородской области об административных правонарушениях от 20.05.2003 № 34-З.
Приложение 1
к Административному регламенту о порядке
составления протоколов об административных
правонарушениях на территории муниципального
образования Соловьевский сельсовет Княгининского
муниципального районаНижегородской области
Администрация Соловьевского сельсовета Княгининского муниципального района Нижегородской области
__________________________________
(место составления акта)
« ___» 20 года часов минут
(дата составления акта) (время составления)
Акт проверки № __________
По адресу/адресам: _________________________________________________
__________________________________________________________________
(место проведения проверки)
На основании: ______________________________________________________________________________
(вид документа с указанием реквизитов (номер, дата)) была проведена проверка в отношении: (наименование лица, фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) в отношении которого составлен акт)
Дата и время проведения проверки:
“__” ___ 20__ г. с __ час. __ мин. до __ час. __ мин.
Продолжительность 1 час
“__” ___ 20__ г. с __ час. __ мин. до __ час. __ мин.
Общая продолжительность проверки : ____ рабочих часа (рабочихдней/часов)
Акт составлен:
_____________________________________________________________________
(наименование уполномоченного органа) (фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии), должность должностного лица (должностных лиц)
При проведении обследования (проверки) присутствовали:
гражданин __________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, лиц присутствовавших при проведении мероприятий по проверке)
В ходе проведения проверки: выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами (с указанием положений (нормативных) правовых актов):
В ходе проведения обследования выявлены нарушения:
___________________________________________________________________
(указывается характер нарушений)
Выявлены факты невыполнения предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля (с указанием реквизитов выданных предписаний):________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
нарушений (выявлено/ не выявлено)
__________________________________________________________________________________
(подпись проверяющего) (подпись лица (уполномоченного представителя) в отношении которого составлен акт)
Прилагаемые к акту документы: _____________________________________
__________________________________________________________________
Глава администрации Соловьевского сельсовета
Княгининского муниципального района
Нижегородской области __________________________________________
(подпись) (Ф.И.О.)
С актом проверки ознакомлен(а),
копию акта со всеми приложениями получил:_______________ гр.__________
(подпись) (Ф.И.О.)
_________________________
Пометка об отказе ознакомления с актом проверки: _________________________
(подпись уполномоченного должностного лица (лиц)
Приложение 2
к Административному регламенту о порядке
составления протоколов об административных
правонарушениях на территории муниципального
образования Соловьевский сельсовет Княгининского
муниципального района Нижегородской области
Администрация Соловьевского сельсовета Княгининского муниципального района Нижегородской области
Акт обследования
_________________________
(место проведения обследования)
«__» года часов минут
Время проведения обследования:
По адресу: ___________________________________________________________________
Мной, ______________________________________________________________
____________________________________________________________________
(Ф.И.О., должность)
совместно с гражданином ___________________________________________
(наименование лица, в отношении которого составлен акт, Ф.И.О.)
На основании ________________________________________________________ проведено обследование, на предмет_____________________________________
При проведении обследования присутствовали:_________________________________
(должность, Ф.И.О.)
В ходе проведения обследования выявлены нарушения:
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
(указывается характер нарушений)
Возражения лица (уполномоченного представителя) в отношении которого составлен актимеются/не имеются
_______________
(подпись)
Прилагаемые к акту документы: __________________________________________________________________________________
Подписи лиц, проводивших обследование:
Глава администрации Соловьевского сельсовета
Княгининского муниципального района _________
(подпись) (Ф.И.О)
С актом ознакомлен(а),
копию акта со всеми приложениями получил:__________ __________________
(подпись) (Ф.И.О)
Пометка об отказе ознакомления с актом обследования:
______________________________________________________________________________
(подпись уполномоченного должностного лица (лиц), проводившего обследование)
Приложение 3
к Административному регламенту о порядке
составления протоколов об административных
правонарушениях на территории муниципального
образования Соловьевский сельсоветКнягининского
муниципального района Нижегородской области
гр. ____________________________
______________________________
_____________________________
Уведомление (извещение)
о времени и месте составления протокола
об административном правонарушении
_____________
« » 20 года часов минут
По результатам обследования земельного участка ___________________
_______________________________________________________________
Выявлены нарушения правил содержания территории, а именно: статьи 12, 144-З «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области»от 10.09.2010, что в соответствии с частью 2 статьи 12.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях (далее – КоАП НО) является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях (предварительная квалификация), в отношении (физического лица, должностного лица, индивидуального предпринимателя, юридического лица): гражданина __________________________________________________
В порядке ст. 25.15 КоАП РФ уведомляю, что составление протокола об административном правонарушении в отношении
___________________________________________________________________________________________________________________________________
На основании изложенного предлагаю Вам лично или Вашему законному представителю прибыть к назначенному времени по указанному адресу для составления и подписания протокола об административном правонарушении (при себе иметь паспорт, документы, подтверждающие полномочия законного представителя лица, в отношении которого проведена проверка) либо письменно уведомить о невозможности прибытия.
Лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, имеют права, предусмотренные статьей 51 Конституции РФ, статьей 25.1. КоАП РФ.
Одновременно сообщаю, что к участию в производстве по делу может быть допущен защитник, при наличии доверенности, с указанием полномочий на участие в конкретном административном деле, в том числе с правом подписания протокола, дачи объяснений, заявления ходатайств и т.д.
Приложение: ________________________________________________________
_______________________________________________________________
Глава администрации
Соловьевского сельсовета
Княгининского муниципального района
Нижегородской области
(подпись) (Ф.И.О)
Копию уведомления получил
(подпись) (Ф.И.О)
Приложение 4
к Административному регламенту о порядке
составления протоколов об административных
правонарушениях на территории муниципального
образования Соловьевский сельсовет Княгининского
муниципального района Нижегородской области
ПРОТОКОЛ № ___
об административном правонарушении
« » 20 г. _________________
(место составления: город, село, район)
Я, ________________________________________________________
________________________________________________________________
(должность, фамилия и инициалы должностного лица администрации, составившего протокол)
.
руководствуясь ст.____________________Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях ______________________________________________
(указываются номера статей и законодательный акт, в соответствии с которым составлен протокол)
составил настоящий протокол в том, что гражданин
1. Фамилия, имя, отчество
2. Дата и место рождения ___________________________________________
3. Место жительства (регистрации) и телефон_________________________
4. Место фактического проживания, телефон __________________________
5. Место работы __________________________________________________
6. Занимаемая должность
7. Заработная плата (иной заработок)
8. Семейное положение, количество иждивенцев _______________________
9. Документ, удостоверяющий _______________________________________
наименование и номер документа, кем и когда выдан)
10. Привлекался ли ранее к административной ответственности:__________
(да, нет, если да, то когда именно и по какому административному правонарушению)
« » 20 года в часов минут при обследования земельного участка, расположенного по адресу: ______________________________________ выявлены нарушения правил содержания территории, а именно:
законодательные и (или) нормативные акты, требования которых были нарушены)
1. Допустил складирование и (или) временное хранение мусора (в том числе
за что предусмотрена административная ответственность ___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
(указываются конкретная часть, статья и законодательный акт, предусматривающий ответственность, в отношении должностных лиц дополнительно ст.2.4)
Мне разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. Конституции РФ, ст. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях _____
___________________________________________________________________
____________________________________________________________________
(указываются статьи и законодательный акт)
Статья 51 Конституции РФ – никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется Федеральным законом,
Статья 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
2. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
3. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство по делу.
При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.
4. Несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на указанное лицо.
Права и обязанности, предусмотренные ст.51 Конституции РФ и ст.25.1 КоАП РФ мне разъяснены и понятны
_____________( ___________________)
(подпись лица, в отношении которого составлен протокол)
Дело об административном правонарушении будет рассмотрено административной комиссией Соловьевского сельсовета Княгининского муниципального района Нижегородской области.
О времени рассмотрения вам будет сообщено дополнительно
_____________( ________________)
(подпись лица, в отношении которого составлен протокол)
I. Свидетелям:
1.
(фамилия, имя, отчество)
2.
(фамилия, имя, отчество)
разъяснены их права и обязанности, предусмотренные ст. 17.7, 17.9, 25.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
(указываются статьи и законодательный акт)
___________ ( _______________ ) _____________ ( )
подпись ФИО подпись ФИО
II. Потерпевшим:
1. _____________________________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
2. _____________________________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
разъяснены их права и обязанности, предусмотренные ст. 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
(указываются статьи и законодательный акт)
___________(_________________) __________(__________________)
подпись ФИО подпись ФИО
III. Законному представителю физического лица__________________________________
(при составлении протокола на лицо, указанное в ч.1 ст.25.3 КоАП РФ)
______________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
документ, подтверждающий родственные связи или полномочия _____________________________________________________________________________________________
(наименование документа, серия, номер, кем и когда выдан)
разъяснены его права и обязанности, предусмотренные ст. 17.7, 17.9, 25.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
(указываются статьи и законодательный акт)
_________________(__________________)
подпись ФИО
Объяснения лица, в отношении которого составлен протокол:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________( __________________)
Иные сведения, необходимые для разрешения дела: __________________________________________________________________
К протоколу прилагаются:
- Акт обследования территории от года.
Протокол прочитан |
||||
Замечания к протоколу |
||||
Наличие события административного правонарушения не оспариваю _____________( _______________) |
||||
С содержанием протокола ознакомлен, копию протокола получил.
_____________(____________________)
Должностное лицо, составившее протокол ____________( ____________)
Протокол и материалы переданы на рассмотрение: _____________________
_________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
(______________)
фамилия, имя, отчество судьи, наименование суда и его адрес; наименование и адрес уполномоченного органа; должность, фамилия, имя, отчество должностного лица, наименование органа и его адрес) дата, подпись принявшего протокол
Приложение 5
к Административному регламенту о порядке
составления протоколов об административных
правонарушениях на территории муниципального
образования Соловьевский сельсоветКнягининского
муниципального района Нижегородской области
Администрация Соловьевского сельсовета Княгининского муниципального района Нижегородской области
Определение
об отказе в возбуждении дела
об административном правонарушении
«_____»_______________20___ г. ________________
Руководствуясь Кодексом Нижегородской области об административных правонарушениях, я, __________________________________________________
_____________________________________________________________________
(должность, Ф.И.О.)
рассмотрев акт (проверки) обследования соблюдения законодательства в сфере (благоустройства, жилищно-коммунального хозяйства, санитарного содержания территорий, земельного контроля и т.д.) и приложенные к нему материалы, содержащие данные, указывающие на наличие признаков события административного правонарушения,
в отношении: гражданина ____________________________________________
(наименование лица (уполномоченного представителя) в отношении которого проведена проверка)
УСТАНОВИЛ:
« » ________20___года в часов минут при обследования земельного участка, расположенного по адресу: ____________________________________
________________________________________________________________, выявлены нарушения правил содержания территории, а именно: ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ (законодательные и (или) нормативные акты, требования которых были нарушены)
- _______________________________________________________________
- _______________________________________________________________
Основание: статья 12, 144-З «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области».
Однако входе рассмотрения материалов проверки, установлено, что данный земельный участок ___________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
(описание содержания акта и основания отказа в возбуждении дела)
На основании вышеизложенного и руководствуясь ч. 5 ст. 28.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях
ОПРЕДЕЛИЛ:
В возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ___________________________________________________________________
(наименование лица (уполномоченного представителя) в отношении которого проведена проверка)
отказать по ст. 28.1Кодекса об административных правонарушенияхРФ.
Копию определения направить гр. _______________________________
(отметка о вручении определения)
Копию определения получил ____________________________________
Приложение 6
к Административному регламенту о порядке
составления протоколов об административных
правонарушениях натерритории муниципального
образования Соловьевский сельсоветКнягининского
муниципального района Нижегородской области
Администрация Соловьевского сельсовета Княгининского муниципального района Нижегородской области
ПРЕДПИСАНИЕ №
по устранению нарушений обязательных требований
гр. _________________________________________________________.
« » 20 года в часов минут при обследовании земельного участка, расположенного по адресу: _____________________________________
____________________________________________________________________
выявлены нарушения правил содержания территориив Нижегородской области
Проверку проводил: __________________________________________________
____________________________________________________________________
При обследовании (проверки) присутствовали: гр. ________________________
___________________________________________________________________
(указываются должности, фамилии, имена, отчества лиц, участвующих в проверке)
В соответствии с положениями Федерального закона РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003«Об общих принципах организации местного самоуправления» и Закона Нижегородской области от 10.09.2010 № 144-З «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области» Вам необходимо устранить следующие нарушения обязательных требований, выявленные в ходе обследования:
№ п/п |
Вид нарушения, с указанием конкретного места выявленного нарушения |
Пункт (абзац пункта) и наименование нормативного правого акта РФ и (или) нормативного документа которого (ых) нарушены |
Срок устранения нарушения |
Отметка (подпись) о выполнении (указывается только выполнение) |
1 |
||||
2 |
Устранение указанных нарушений обязательных требований в установленный срок является обязательным для руководителей организаций, должностных лиц, юридических лиц и граждан, на которых возложена в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по их устранению.
При несогласии с указанными нарушениями обязательных требований и (или) сроками их устранения физические и юридические лица в трехмесячный срок вправе обжаловать настоящие предписания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для оспаривания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц.
Глава администрации Соловьевского сельсовета
Княгининского муниципального района
Нижегородской области ___________________ _______________
(подпись) (Ф.И.О)
« __ » ______ 20 ___ года
Предписание для исполнения получил: _________________________________
(подпись) (Ф.И.О)
« __ » ______ 20 ___ года
Протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, служащим основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении, поскольку в данном документе фиксируется факт совершения соответствующего нарушения.
В соответствии с требованиями ч.2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются следующие сведения:
• дата и место его составления;
• должность, фамилия и инициалы лица составившего протокол;
• сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
• фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;
• место, время совершения и событие административного правонарушения;
• статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение;
• объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;
• иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Протокол составляется практически во всех случаях совершения правонарушений. Кодексом установлены исключения из этого общего правила. Во-первых, дела о некоторых категориях административных правонарушений возбуждаются только прокурором, который выносит соответствующие постановления (ст. 28.4 КоАП РФ). Во-вторых, предусмотрены случаи, когда административное наказание в виде предупреждения или штрафа назначается на месте совершения правонарушения, где и происходит процессуальное оформление соответствующих действий, не требующих составления протокола (ст. 28.6 КоАП РФ). В-третьих, Федеральным законом от 24.07.2007 N 210-ФЗ в ст. 28.6 КоАП РФ введена часть 3, которая устанавливает, что протокол не составляется при выявлении правонарушения в области дорожного движения (гл. 12 Кодекса), зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.
В протокол заносятся сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело. Применительно к физическому лицу помимо его фамилии, имени и отчества необходимо фиксировать дату его рождения, поскольку административная ответственность наступает с 16-летнего возраста, а к лицам в возрасте от 16 до 18 лет применяются меры воздействия, предусмотренные федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.
В протоколе об административном правонарушении указываются фамилии, имена, отчества, адреса потерпевших и свидетелей в случае, если таковые имеются. Важно обратить внимание на то, что наличие свидетелей не является обязательным условием при составлении протокола.
Подробное описание события совершенного правонарушения необходимо для его правильной квалификации, т.е. определения статьи Особенной части Кодекса или статьи закона субъекта Российской Федерации, которой предусмотрена административная ответственность за подобные действия (бездействие).
В протоколе указывается статья Особенной части Кодекса или статья закона субъекта Российской Федерации, устанавливающая ответственность за совершенное нарушение.
В протоколе фиксируются и иные сведения, необходимые для разрешения дела. Это касается, например, описания нанесенного ущерба, который является одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу.
Важной гарантией полноты и достоверности сведений, содержащихся в протоколе об административном правонарушении, является то, что физическому лицу и законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом. При этом указанные лица наделены правом представить свои объяснения и замечания по содержанию протокола, которые затем прилагаются к протоколу в качестве материалов дела.
После составления протокола об административном правонарушении его копия вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, а также потерпевшему.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъясняется, какие недостатки протокола следует считать существенными или несущественными.
К существенным недостаткам относятся отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, а также отсутствие иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела (например, данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело, языком, на котором ведется производство).
К несущественным недостаткам протокола относятся:
• те, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу;
• составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело, если ему было надлежащим образом сообщено о времени и месте составления протокола, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или эти причины были признаны неуважительными.
Протокол об административном правонарушении и особенности его составления
Протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, служащим основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении, поскольку в данном документе фиксируется факт совершения соответствующего нарушения.
В соответствии с требованиями ч.2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются следующие сведения:
• дата и место его составления;
• должность, фамилия и инициалы лица составившего протокол;
• сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
• фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;
• место, время совершения и событие административного правонарушения;
• статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение;
• объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;
• иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Протокол составляется практически во всех случаях совершения правонарушений. Кодексом установлены исключения из этого общего правила. Во-первых, дела о некоторых категориях административных правонарушений возбуждаются только прокурором, который выносит соответствующие постановления (ст. 28.4 КоАП РФ). Во-вторых, предусмотрены случаи, когда административное наказание в виде предупреждения или штрафа назначается на месте совершения правонарушения, где и происходит процессуальное оформление соответствующих действий, не требующих составления протокола (ст. 28.6 КоАП РФ). В-третьих, Федеральным законом от 24.07.2007 N 210-ФЗ в ст. 28.6 КоАП РФ введена часть 3, которая устанавливает, что протокол не составляется при выявлении правонарушения в области дорожного движения (гл. 12 Кодекса), зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.
В протокол заносятся сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело. Применительно к физическому лицу помимо его фамилии, имени и отчества необходимо фиксировать дату его рождения, поскольку административная ответственность наступает с 16-летнего возраста, а к лицам в возрасте от 16 до 18 лет применяются меры воздействия, предусмотренные федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.
В протоколе об административном правонарушении указываются фамилии, имена, отчества, адреса потерпевших и свидетелей в случае, если таковые имеются. Важно обратить внимание на то, что наличие свидетелей не является обязательным условием при составлении протокола.
Подробное описание события совершенного правонарушения необходимо для его правильной квалификации, т.е. определения статьи Особенной части Кодекса или статьи закона субъекта Российской Федерации, которой предусмотрена административная ответственность за подобные действия (бездействие).
В протоколе указывается статья Особенной части Кодекса или статья закона субъекта Российской Федерации, устанавливающая ответственность за совершенное нарушение.
В протоколе фиксируются и иные сведения, необходимые для разрешения дела. Это касается, например, описания нанесенного ущерба, который является одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу.
Важной гарантией полноты и достоверности сведений, содержащихся в протоколе об административном правонарушении, является то, что физическому лицу и законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом. При этом указанные лица наделены правом представить свои объяснения и замечания по содержанию протокола, которые затем прилагаются к протоколу в качестве материалов дела.
После составления протокола об административном правонарушении его копия вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, а также потерпевшему.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъясняется, какие недостатки протокола следует считать существенными или несущественными.
К существенным недостаткам относятся отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, а также отсутствие иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела (например, данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело, языком, на котором ведется производство).
К несущественным недостаткам протокола относятся:
• те, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу;
• составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело, если ему было надлежащим образом сообщено о времени и месте составления протокола, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или эти причины были признаны неуважительными.
В настоящее время имеется устойчивая тенденция к ужесточению административной ответственности, проще говоря, размер штрафов за различные административные проступки постоянно растет. Например, многие статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), устанавливающие ответственность в области предпринимательской деятельности, дополнены примечаниями, указывающими, что индивидуальные предприниматели несут ответственность как юридические лица. Это увеличило сумму штрафа для предпринимателей в десятки раз.
Ранее многие считали, что даже если с наказанием
и вообще фактом совершения нарушения они не согласны, то все же проще, быстрее
и дешевле заплатить штраф в 500-1000 рублей, чем заниматься его оспариванием.
Теперь же, когда размер штрафа вырос многократно, ситуация, согласитесь, уже
иная, имеет смысл пытаться оспорить постановление о назначении наказания. Кроме
того, любой из нас не застрахован от необоснованного привлечения к
административной ответственности во всех сферах жизнедеятельности — от
дорожного движения до отдыха и рыбалки.
В этой связи каждому полезно знать базовые
правила поведения при составлении протокола об административном правонарушении.
Протокол — это документ, который составляет
должностное лицо (сотрудник полиции или иного контролирующего или надзорного
органа), после выявления (обнаружения) административного правонарушения. С
момента составления протокола, в подавляющем большинстве случаев, и начинается
собственно производство по делу об административном правонарушении. Здесь важно
понимать, что протокол — это документ, который только фиксирует событие
правонарушения, наказание за проступок (штраф или иное) при его составлении не назначаются.
Протокол и иные доказательства будут в дальнейшем рассматриваться судьей или
иным уполномоченным административным органом и по итогам этого рассмотрения и
принимается документ — постановление по делу об административном правонарушении
(в арбитражном суде — решение суда), которым может быть или назначено наказание
или прекращено производство по делу.
В большинстве случаев протокол составляется сразу
— там, где имело место событие правонарушения (на месте ДТП, на рабочем месте,
дома и т.п. — в зависимости от существа
нарушения). Однако нередки и ситуации,
когда нарушителя вызывают на другой день и в другое место для составления
протокола, а сразу после обнаружения нарушения вручают лично или направляют по
почте (иным образом) только уведомление о времени и месте составления протокола
(это характерно для нарушений выявленных позже, чем их фактически совершили, в
рамках контрольных или надзорных мероприятий и при длящихся нарушениях —
например, вы не подали декларацию).
Закон разрешает отложить составление протокола до 2 суток с момента выявления
административного проступка, однако несоблюдение этого срока, на практике
случается часто и не считается грубым нарушением (не позволит вам
ответственности избежать).
Из изложенной общей схемы, есть несколько
исключений:
— прокурор, который имеет право возбуждать дела
об административных правонарушениях, составляет документ, который называется не
протокол, а постановление. Но иное тут только название, суть (назначение)
документа и содержание — одинаковы с протоколом, это название —
«постановление»- не должно вас смущать, прокурор, вынося его,
виновным вас не признает, наказание не назначает. Все нижеследующие правила
поведения верны и для случаев составления постановления прокурором.
— в некоторых случаях допускается проведение административного расследования, о чем выносится определение (прокурором опять же — постановление), а протокол составляется только после окончания такого расследования. Это допустимо по категориям правонарушений, перечисленных в ст. 28.7 КоАП РФ в случаях, когда необходимо проведение экспертиз или иных процессуальных действий, требующих временных затрат. По фактам побоев (ст. 6.1.1 КоАП РФ) и мелкого хищения (ст. 7.27 КоАП РФ) расследование проводится обязательно
— иногда стадия составления протокола отсутствует
в принципе, сразу выносится постановление с назначением наказания. Это
возможно, если лицо, выявившее нарушение, имеет полномочия и на рассмотрение
дела, а наказание назначается в виде предупреждения или штрафа. Если лицо,
привлекаемое к ответственности, оспаривает событие нарушения или не согласно с
наказанием, то составляется и протокол.
— не составляется протокол и в случае выявления
правонарушений в области дорожного движения (глава 12 КоАП РФ), зафиксированных
с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических
средств
Протокол, согласно КоАП, является доказательством
по делу (иногда даже единственным), все что там записано, может использоваться
против вас.
С другой стороны, грубые нарушения, допущенные
должностным лицом при составлении протокола, могут являться основанием для
прекращения дела судом или иным органом административной юрисдикции, даже если
административное правонарушение вы совершали.
Таким образом, понятно — в зависимости от того,
что и как отражено в протоколе, как проходила процедура его составления, во
многом и решится дальнейшая судьба всего вашего дела, и именно поэтому важно
знать, как правильно действовать.
Итак, что важно помнить, если вы находитесь в
ситуации составления в отношении вас протокола об административном
правонарушении.
1. Не
имеет никакого смысла отказываться от подписания протокола или не являться по
вызову для его составления (если протокол составляется не сразу).
Административный орган прекрасно обойдется без вашей подписи и явки (в КоАП
есть соответствующие процедуры) и никаких особых сложностей вы не создаете и
себе ничем не помогаете.
2. До составления протокола вам должны разъяснить
ваши права, факт разъяснения удостоверяется письменно отметкой в протоколе.
Если права вам не разъяснили, просить это сделать — не надо, скромно молчите,
потом в разделе протокола «замечания» пишем: «мои права мне не
разъяснили». Надо учесть, что в случаях составления протокола позже, а не
сразу на месте нарушения, описательная часть уже, скорее всего, будет заполнена
заранее. Если нарушение многоэпизодное, сложное, должностное лицо подготовится
заранее, а не будет строчить весь текст при вас. Это нормально. В этом случае
«до составления» — означает, что это первое, что делает должностное
лицо применительно к протоколу с момента вашей явки и удостоверения личности.
3. Основные моменты процедуры такие — составление
протокола должностным лицом, ваше ознакомление с протоколом, подписание вами
протокола, внесение вами замечаний по его содержанию и письменных
объяснений. Именно в такой
последовательности. Вы должны быть последним лицом, которое знакомится с
протоколом и что-то в нем пишет. Если вам передают протокол для ознакомления и
подписания, то прочитав его, задайте
вопрос: будут ли вносится в протокол еще какие-либо сведения (изменения)
составившим его лицом. Если да — верните, пусть сначала все заполнит, если нет
— смело во всех незаполненных местах бланка протокола (пока — кроме разделов с
вашими замечаниями и пояснениями) ставьте Z. Это нужно для того, чтобы после вашего
ознакомления с протоколом там ничего нового не появилось.
4. Если вы
видите, что в протоколе указаны понятые — попросите их предъявить (они
возможны при составлении протокола «на месте») и проверьте
правильность их данных в протоколе . Если указаны свидетели — аналогично при
протоколировании «на месте». Если у вас есть свидетели, которые могут
подтвердить вашу невиновность (даже близкие родственники) и они не указаны —
просите это сделать, если отказывают — укажите на это в разделе
«замечания», а их данные напишите в разделе «объяснения».
5. Вы имеете право сделать замечания по
содержанию протокола. Помимо уже упоминавшейся пометки о том, что права вам не
разъяснили или не указали ваших свидетелей, здесь можно и нужно отметить все
иные недостатки протокола. Он должен содержать указание на место его
составления, должность, фамилию и инициалы лица, составившего протокол,
сведения о вас, место, время совершения и событие правонарушения, статью
закона, предусматривающую административную ответственность за данное
административное правонарушение.
Укажите, если есть ошибки в описании события нарушения (неправильное
место, время, иные обстоятельства — количество, продолжительность чего-либо и
т.п.). Если такие ошибки есть, а вы подпишите без замечаний – значит вы
согласились с написанным. Опровержение будет возможно только с помощью других
достоверных доказательств. Также
отметьте отсутствие нужных сведений, непонятный почерк, наличие исправлений. Если замечаний у вас нет или осталось
свободное место — ставьте Z.
6. Не
торопитесь в разделе «объяснения» писать что-то о признании или не
признании вины или изложенных в протоколе фактов, это вы успеете сделать и на
стадии рассмотрения дела по существу. Чтобы вам ни говорил сотрудник,
составляющий протокол, (как правило, они говорят именно так, мол, пишите — признаю
или нет) вы НЕ ОБЯЗАНЫ на этой стадии выражать свое отношение к обвинению. Дать
объяснения — это ваше право. Тем более это не следует делать, если вы не
уверены, совершили вы нарушение или нет. Приемлемый вариант — в графе пояснения
написать «Объяснения дать не могу, так как сильно волнуюсь. Нужна
юридическая помощь.» Или «Объяснения дам при рассмотрении дела,
необходима помощь защитника». Это
правильно с практической точки зрения, так как составление протокола в любом
случае стрессовая ситуация. Вы должны помнить, что протокол — доказательство, и
чем меньше вы напишите про себя и свое отношение, тем проще потом
скорректировать позицию, а адвокату (защитнику), если вы прибегнете е его
помощи — лучшим образом отстоять ваши интересы. Потом, в спокойной обстановке,
вы уже внимательно изучите протокол, если требуется — обратитесь за правовой
помощью и сформируете свою позицию по делу. Если в этом разделе протокола
осталось свободное место — обязательно ставьте Z.
7. Вам обязаны вручить копию протокола. Если он
составляется сразу, то как правило, это вариант протокола на бланке, который
заполняется «под копирку». После того, как вы внесете все нужные
отметки в протокол — просто забираете второй экземпляр. Если протокол
составляется позже, то скорее всего вам будут предоставлены 2 экземпляра
протокола, распечатанные на компьютере. В этом случае, первый экземпляр у вас
заберут в целях его направления для рассмотрения по существу. Если заполнение
происходит не под копирку, вам придется заново и точно так же все написать в
своем экземпляре, или как минимум, сфотографировать первый экземпляр протокола.
Не уходите, не имея при себе полного и окончательного варианта протокола, так
как, например, если вы обратитесь за помощью к юристу, он должен знать, как в
точности выглядит протокол, который будет рассматривать суд или иной орган
административной юрисдикции.
Также вы должны знать, что лицо, привлекаемое к
административной ответственности, вправе пользоваться юридической помощью
защитника (адвоката или иного лица по доверенности). Такая помощь может оказываться не только при
рассмотрении дела по существу, но и на стадии составления протокола. По нашему
опыту явка для составления протокола об административном правонарушении с
адвокатом способна существенно поменять позицию административного органа. Явка
с адвокатом означает, что лицо будет отстаивать свою позицию и скорее всего — в
дальнейшем обжаловать постановление по делу. В случае проигрыша дела расходы на
адвоката будут взысканы с административного органа, и этот факт заставляет
соответствующих должностных лиц в сомнительных случаях прекращать производство.
Надеемся, что эти несложные правила помогут вам выйти из ситуации с административными наказаниями с наименьшими потерями и, как минимум, не навредить самим себе.
Если вам нужен адвокат — примерная стоимость наших услуг.
© Лилия Мищук
К составлению протокола предъявляются следующие требования: его может составить только уполномоченное должностное лицо. Перечень таких лиц приведен в ст. 28.3 КоАП РФ. Какое должностное лицо должно составить протокол, будет зависеть от совершенного правонарушения;
1) за одно правонарушение должен составляться один протокол. Это правило следует из ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ, согласно которой за одно и то же правонарушение никто не может нести административную ответственность дважды;
2) он должен быть составлен при совершении административного правонарушения, однако в некоторых случаях он не составляется (ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ).
В протоколе должны содержаться:
1) обязательные сведения. К ним относятся (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ):
– дата и место его составления;
– фамилия и инициалы лица, которое составило протокол, и его должность;
– сведения о правонарушителе;
– Ф.И.О. свидетелей и потерпевших (если они имеются), а также адреса их места жительства;
– место, время совершения и событие административного правонарушения;
– реквизиты статьи Кодекса об административных правонарушениях РФ или закона субъекта РФ, которая предусматривает ответственность за совершенное нарушение;
– объяснение физлица или представителя организации, в отношении которого возбуждено дело.
Отметим, что сведения о правонарушении должны быть в протоколе конкретизированы. Все обстоятельства, необходимые для разрешения дела, должны быть выявлены и отражены в протоколе (ч. 4 ст. 1.5, ст. 24.1 КоАП РФ).
Например, если совершено правонарушение, предусмотренное ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в протоколе должны указываться, в частности, обстоятельства въезда и проживания иностранца на территории РФ, срок, в течение которого он имел право пребывать (проживать) на территории РФ (Постановление Верховного Суда РФ от 17.09.2018 N 18-АД18-48);
2) иные сведения, которые нужны для разрешения дела (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ). Например, это могут быть сведения о том, владеет ли нарушитель русским языком, необходимо ли предоставить переводчика при составлении протокола (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5);
3) сведения о разъяснении нарушителю (иным лицам, участвующим в деле) его прав и обязанностей (ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ);
4) подписи уполномоченного должностного лица, которое составило протокол, и правонарушителя. Если вы откажетесь подписать протокол, то в нем будет сделана запись об этом (ч. 5 ст. 28.2 КоАП РФ);
5) замечания лица, которое привлекли к ответственности, по содержанию протокола, если таковые у него имеются. Такие замечания прилагаются к протоколу (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).
Протокол составляется в следующие сроки (ст. 28.5 КоАП РФ):
- сразу после того как выявлено административное правонарушение – по общему правилу;
- в течение двух суток с момента выявления правонарушения – если нужно дополнительно выяснить обстоятельства дела или данные о правонарушителе;
- по окончании административного расследования – если проводилось административное расследование. Оно должно быть проведено в течение одного месяца, но в исключительных случаях может быть продлено (ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ).
Верховный Суд РФ разъяснил, что нарушение срока составления протокола об административном правонарушении – это несущественный недостаток протокола, поскольку такой срок не является пресекательным и его нарушение не исключает производство по делу при составлении протокола в пределах срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5, Постановление Верховного Суда РФ от 17.05.2021 N 81-АД21-6-К8).
Вас должны ознакомить с протоколом и выдать его копию под расписку (ч. 4, 6 ст. 28.2 КоАП РФ).
Если вы не присутствовали при составлении протокола, но были извещены в установленном порядке, его оформят без вашего участия. В этом случае в течение трех дней с момента его составления вам должны направить копию протокола (ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ).
ПО МВД по Кабардино-Балкарской Республике