При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам
Из этой статьи вы узнаете:
- Что такое прямой договор по 44-ФЗ
- Чем различаются прямые контракты по ВЭД и 44-ФЗ
- Кто может заключать прямой договор по 44-ФЗ до 400 тысяч
- Как заключать прямой договора по 44-ФЗ: порядок и нюансы
- Что изменится в 44-ФЗ в 2020 году
Для участвующих в закупках людей может быть актуален вопрос, что такое прямой договор по 44-ФЗ. Данное соглашение заключается с единственным поставщиком, что позволяет исключить проведение определённых процедур.
Но в каких ситуациях возможно заключение прямого договора, какие нюансы при этом следует обязательно учесть, плюс какие нововведения ожидаются в 2020-м году? Ответы на все эти вопросы вы найдёте в нашей статье.
Что такое прямой договор по 44-ФЗ
Вначале разберемся с тем, что означает прямой договор по 44-ФЗ и до какой суммы его можно заключать. Этот термин применяется к контракту, который заказчик подписывает с единственным поставщиком при небольших объемах закупки. С 1 июля 2019 года в ст. 93 закона 44-ФЗ были внесены изменения, касающиеся суммы прямого договора (Федеральный закон от 01.05.2019 № 71-ФЗ).
Раньше прямой договор можно было заключить на поставку товаров и услуг в пределах 100 тыс. руб., теперь же эта сумма выросла до 300 тыс. руб. Изменения закона не коснулись остальных ограничений, общий объем малых закупок в течение года да по-прежнему должен находиться в пределах 2 млн руб. или не превышать 5 % от совокупного объема и 50 млн руб. Лимиты при этом также не распространяются на закупки, которые идут на нужды администраций населенных пунктов сельского типа.
Одной из сторон экономической деятельности предприятий является ежедневное совершение различных сделок. Часть из них оформляется прямыми договорами между заказчиком и непосредственным исполнителем. Заказчик имеет право заключить прямой договор на монтаж оборудования либо с подрядной организацией, либо с производителем этого оборудования, не подключая к сделке генподрядчика.
Также заказчик может сам определить подрядную организацию и заключить с ней прямой договор на возведение объектов специального назначения или выполнение особых работ. В этом случае потребуется согласовать данную сделку с генподрядчиком. Такие взаимоотношения сторон являются закупкой по прямому договору по 44-ФЗ (ст. 93), то есть сделка совершается с единственным поставщиком, конкурсная процедура выбора подрядчика не проводится.
Чем различаются прямые контракты по ВЭД и 44-ФЗ
Предприятия могут вести свою деятельность не только в пределах России, но и иметь зарубежных партнеров, закупки у которых осуществляются также на конкурсной основе либо по прямым договорам. Контрагенты при этом заключают контракт ВЭД (внешней экономической деятельности). Российская фирма-импортер закупает товар у зарубежного производителя, следовательно, данная сделка подпадает под нормы таможенного законодательства, а не контрактного.
Статья 93 44-ФЗ устанавливает следующие условия для прямых закупок у единственного поставщика:
- до 300 000 рублей (по п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ);
- до 600 000 рублей (по п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).
Эти ограничения по лимиту прямых договоров по 44-ФЗ введены с лета 2019 года. По первому пункту до 01.07.2019 было 100 000 руб., а по второму до 31.07.2019 – 400 000 руб.
Если заключается прямой договор с единственным поставщиком, то у заказчика нет необходимости обосновывать целесообразность выбора исполнителя, цены и прочих значимых положений договора. Также нет необходимости размещать сведения о прямых закупках в ЕИС. Необходимо только составлять план график, в который вносится информация по общему объему закупок, дифференцированная по существенным условиям договора, в том числе по прямым поставкам. Для того чтобы удобнее было составлять финансовые отчеты, целесообразно вести отдельный реестр прямых контрактов.
Кто может заключать прямой договор по 44-ФЗ до 400 тысяч
В п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ приводится перечень организаций, для которых установлена максимальная сумма прямого договора по 44-ФЗ в 400 тыс. руб.:
- федеральные и муниципальные учреждения культуры, деятельность которых связана с сохранением объектов культурного наследия;
- зоопарки;
- планетарии;
- парки отдыха;
- цирки;
- музеи;
- библиотеки и архивы;
- научные организации;
- организации для сирот;
- физкультурно-спортивные организации и др.
Кроме того, закон вводит дополнительные ограничения на подобные прямые закупки: их общий объем должен быть не более 50 % от годовой суммы закупок или не выше 20 млн руб.
Как заключать прямой договор по 44-ФЗ: порядок и нюансы
Нововведения в 44-ФЗ с 1 июля 2019 года отменили необходимость размещения информации в ЕИС при закупках у единственного поставщика при заключении прямых контрактов. Каких сроков следует придерживаться при подписании такого рода прямых договоров? Закон отводит от 5 до 30 дней на заключение прямого договора по 44-ФЗ. Обоснование этому содержится в положениях 44-ФЗ, где говорится, что прямой контракт не может быть подписан ранее 5 дней, и ст. 528 Гражданского кодекса РФ, устанавливающий тридцатидневный срок для заключения договора.
Заключая прямой договор по 44-ФЗ, следует придерживаться нижеприведенного регламента:
- Руководство издает приказ, в котором содержится решение об осуществлении прямой закупки.
- Отдел, ответственный за контрактную работу, проводит расчеты по цене, составляет ее обоснование и разрабатывает проект договора.
- Предприятие выбирает поставщика, после чего отправляет ему документацию, содержащую условия сделки, и предложение о заключении прямого контракта.
- Потенциальному подрядчику (поставщику) направляется проект договора.
- Стороны подписывают прямой договор. Если его условиями предусмотрено обеспечение исполнения контракта, исполнитель должен внести необходимую сумму.
Что изменится в 44-ФЗ в 2020 году
1. С января 2020 года вступают в силу изменения в 44-ФЗ. В таблице ниже приводится перечень новых норм с комментариями.
Дата вступления изменений в силу |
Суть изменений |
Нормативный акт |
01.01.2020 |
Для всех закупок (в том числе прямых) обязательно нужно указать страну происхождения товара. |
Федеральный закон № 449-ФЗ от 27.12.2019 |
01.01.2020 |
В течение 2020 г. и планового периода 2021-2022 гг. при исполнении федерального бюджета будет уменьшаться сумма субсидий для регионов. При этом субсидия сокращается в зависимости от полученной регионами экономии при заключении контрактов за счет федеральной субсидии. Регионы должны ежеквартально (или чаще) передавать в Минфин отчеты по этой деятельности. Сэкономленные средства будут направляться в резервный фонд правительства, из которого в дальнейшем планируется финансировать ряд региональных программ. Фактически, если при заключении контракта исполнители предложат цену поставки ниже НМЦК, то именно на эту разницу регионы будут получать меньшую субсидию. |
Постановление Правительства № 1803 от 24.12.2019 |
01.01.2020 |
Начинает работу ГИС «Независимый регистратор». Ранее ее ввод в действие планировался с 01.10.2019, но этого не произошло. Система отслеживает все действия и бездействие участников контрактной системы в ЕИС. |
Федеральный закон № 71-ФЗ от 01.05.2019 |
01.01.2020 |
Изменилось содержание перечня ЖНВЛП и дорогостоящих лекарств. |
Распоряжение правительства № 2406-р 12.10.2019 |
01.01.2020 |
Электронные площадки будут предоставлять заказчикам не только сведения о регистрации потенциальных поставщиков, но и о фактах их привлечения к административной ответственности в соответствии со ст. 19.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях за получение незаконного вознаграждения. Новые положения 44-ФЗ дают возможность заказчикам проверить добропорядочность потенциальных подрядчиков в соответствии с п. 7.1 ч. 1 ст. 31 44 ФЗ. |
Постановление правительства № 917 от 18.07.2019 |
01.01.2020 |
Общественное обсуждение закупок будет проводиться по новым правилам. |
Постановление правительства № 1635 от 05.11.2019 |
01.01.2020 |
Указывать страну – производителя товара необходимо также и в реестре контрактов. |
Постановление правительства № 1400 от 11.12.2019 |
01.01.2020 |
Юридические лица могут делать закупки по 223-ФЗ у предприятий малого и среднего бизнеса (МСП) в размере не менее 20 % от общего объема в год. А доля стоимости договоров с СМСП в закупках, в которых участвовали только эти субъекты, вырастет до 18 %. |
Постановление правительства № 1001 от 01.08.2019 |
01.01.2020 |
Нормы 223-ФЗ предусматривают уменьшение срока, в течение которого заказчики должны рассчитаться со своими поставщиками по выполненным договорам. Теперь на это отводится не более 15 рабочих дней. |
Постановление правительства № 1205 от 18.09.2019 |
04.01.2020 |
Если предметом поставки являются лекарства, то начальная (максимальная) цена контракта определяется по новым условиям. Приказ Минздрава № 871н от 26.10.2017 утратит силу. |
Приказ Минздрава № 1064н от 19.12.2019 |
05.01.2020 |
В реестр договоров необходимо вносить следующую информацию: 1. Конкретный признак, на основании которого заказчик попадает под перечень по п. 2 ч. 8.2 ст. 3 223-ФЗ (если такой есть). 2. Календарное число, с которого юридическое лицо числится в реестре МСП (для субъектов МСП). Для получения этих сведений достаточно указать ИНН и КПП предприятия, и информация подтянется из реестра МСП автоматически. Если договор предусматривает несколько исполнителей или субподрядчиков, то в реестр вносятся сведения по каждому из них. |
Приказ Минфина № 92н от 10.06.2019 |
06.01.2020 |
При закупке лекарственных средств или ветеринарных препаратов контракт в обязательном порядке должен содержать типовые положения. |
Приказ Минсельхоза России № 501 от 26.08.2019. |
08.01.2019 |
В дополнение к положениям Постановления Правительства № 1087 от 28.11.2013 вводится норма, допускающая при закупках новых машин и оборудования возможность заключать контракт жизненного цикла. |
Федеральный закон № 449-ФЗ от 27.12.2019 |
2. Нововведения в закон о контрактной системе с апреля 2020 г.
Федеральный закон от 01.05.2019 № 71-ФЗ с 1 апреля 2020 года вводит в 44-ФЗ новые правила, по которым будет проводиться контроль за процедурами закупок.
- Функции контроля возлагаются на Единую информационную систему в части правильного использования информационных кодов закупки (ИКЗ). ЕИС также будет контролировать, чтобы сумма обеспечения контрактов не превышала заявленную в документации – планах-графиках, извещениях об осуществлении закупок, протоколах, условиях проектов контрактов.
- Вся вышеуказанная информация, аккумулированная в ЕИС, будет передаваться на рассмотрение вновь созданному органу контроля, в качестве которого Правительством РФ будет определен федеральный орган исполнительной власти. Предметом контроля будет правильность применения ИКЗ и недопущение превышения сумм финансового обеспечения. То есть объём финансового обеспечения, указанный в извещениях, не должен быть больше того, который отмечен в планах-графиках.
Следующие этапы контроля – отсутствие превышения данных сумм в протоколах по отношению к извещениям, в проектах контрактов по сравнению с условиями протоколов. Порядок контрольных мероприятий также будет устанавливаться Правительством РФ.
3. Нововведения в закон о контрактной системе с июня 2020 года.
Новые положения 44-ФЗ с 01.07.2020 приведены в таблице ниже.
Суть изменений |
Нормативно-правовой акт |
Нюансы |
Процедура электронного запроса котировок подвергнется большим изменениям: – Процедура возможна при НМЦК не более 3 млн рублей. – Отменяется максимальная планка в 100 млн рублей. – Предельный срок подачи заявки сокращается до 4 рабочих дней начиная со следующего после публикации извещения дня. – Опубликованные извещения нельзя корректировать, но отменить закупку можно не менее чем за час до окончания приема заявок. – Участник конкурса по требованию заказчика должен предоставить документы, помимо декларации, доказывающие, что он вправе быть поставщиком или подрядчиком (п. 1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ). – Заказчик не должен требовать от участника предоставления документов, которые производитель передает вместе с продукцией. – Потенциальный поставщик должен предъявить решение об одобрении крупной сделки, если для него такой сделкой является не только сама сумма договора, но и обеспечение его исполнения. – По результатам процедуры оформляется только итоговый протокол. Его содержание остается таким же, как и до нововведений. Обязательно указываются данные об увеличении цены из-за предоставления преимуществ организациям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов, а также отмечается факт признания процедуры запроса котировок несостоявшейся. – Рассматривать заявки с целью их ранжирования и присваивать порядковые номера с учетом роста цены предложения участников будет закупочная комиссия. По старым правилам эта функция возлагалась на электронную площадку. Результаты ранжирования включаются в итоговый протокол. – После того как в ЕИС опубликован итоговый протокол, заказчик обязан в течение 3 часов разместить проект контракта в ЕИС и на электронной площадке. Затем в течение одного рабочего дня победитель должен подписать договор и опубликовать его. Заказчику после этого дается еще один рабочий день на то, чтобы самому подписать контракт. Таким образом, окончательная процедура заключения договора не может занимать менее 2 дней после публикации извещения в ЕИС. – Протокол разногласий будет упразднен. – Если на конкурс будет подана единственная заявка или только одна заявка допущена, то можно будет заключать прямой контракт с этим единственным участником без необходимости продлевать процедуру и принимать дополнительные заявки. |
Федеральный закон № 449-ФЗ от 27.12.2019 |
|
Если договор заключается с единственным поставщиком следствие того, что конкурсная процедура не состоялась, корректируются правила согласования с ФАС этих сделок. |
||
Установлен лимит для малых закупок в форме электронных процедур в размере 3 млн руб. Вот пошаговая инструкция, как они будут проходить: Шаг 1. Потенциальный поставщик размещает на электронной площадке свою заявку на участие в закупке. В ней должно содержаться: – название и характеристики товара; – товарный знак, если имеется; – страна – производитель товара; – при применении правил национального режима документальное подтверждение страны происхождения товара (оригинал или копия); – стоимость одной единицы продукции; – максимальный объем поставки; – период актуальности предложения (максимально 1 месяц с даты подачи заявки); – информация о заявителе; – документы, подтверждающие, что заявитель соответствует требованиям закона о контрактной системе; – декларация, подтверждающая соответствие участника требованиям 44-ФЗ; – решение об одобрении крупной сделки. Шаг 2. Заказчик размещает в ЕИС извещение, в котором приводится цена договора и ее обоснование. Далее в течение одного часа оператор электронной площадки рассматривает поступившие предложения и отбирает 5 из них, которые не противоречат установленным заказчиком требованиям и содержат минимальную цену за единицу товара. Если на конкурс поступает менее 2 заявок, оператор площадки обязан проинформировать об этом заказчика и опубликовать извещение о признании конкурса несостоявшимся. При этом поступившая заявка заказчику не передается. Шаг 3. Заказчику дается один рабочий день для рассмотрения заявок, отобранных оператором площадки. По результатам этой процедуры формируется и публикуется на электронной площадке итоговый протокол. В нем необходимо указать решение по каждой заявке, в том числе причины их отклонения. Шаг 4. Стороны подписывают договор, используя упрощенную процедуру, принятую при проведении нового запроса котировок в электронной форме. С 01.01.2021 процедуры электронных малых закупок будут отражаться в ЕИС. |
В этом году прямые закупки по 44-ФЗ набирают популярность из-за коротких сроков проведения и сумм сделки до нескольких миллионов рублей. Но у таких процедур есть особенности проведения.
Общие положения
Прямые госконтракты по 44-ФЗ регулируются статьей 93. В этой статье указано, на какую сумму можно заключить договор без проведения торгов по 44-ФЗ:
- до 600 000 руб. (п. 4, п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ);
- до 3 млн руб. (ч. 12 ст. 93 44-ФЗ).
Подробнее:
- закупки у единственного поставщика по 44-ФЗ;
- классификатор госзакупок у единственного поставщика;
- как проводить госзакупки малого объема до 3 млн рублей с 01.04.2021: новые разъяснения Минфина;
- до конца 2022 года будут действовать дополнительные случаи госзакупок у единственного поставщика.
При проведении малой госзакупки специалист не составляет обоснование для прямого контракта по 44-ФЗ. Не составляется ни обоснование невозможности (нецелесообразности) иных способов определения поставщика, ни обоснование цены контракта и иных существенных условий. Размещение информации в ЕИС о такой госзакупке не является обязательным, но заказчику рекомендуется вести журнал регистрации договоров и хранить всю документацию.
С 01.03.2019 заработал единый агрегатор торговли для закупок малого объема и госзакупок лекарств по решению врачебной комиссии. Название этой платформы — ЕАТ «Березка». На ней заключают прямые контракты органы исполнительной власти федерального уровня, в том числе и казенные учреждения, которые находятся в их ведении. Что касается силовых ведомств, то они попали под исключения и проводят закупки по-старому.
Региональные и муниципальные заказчики обязаны использовать агрегатор, если это предписано специальными актами регионального или местного уровней.
«Березку» посадили на домен agregatoreat.ru. Наряду с контрактами до 600 000 (в рамках п. 4, п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ), на «Березку» перенесли закупки лекарств с суммой договора по 44-ФЗ без конкурса до 1 000 000 руб. — по п. 28 ч. 1 ст. 93.
Подробнее:
- как настроить ЕАТ для госзакупок: пошаговая инструкция;
- как зарегистрироваться в ЕАТ «Березка»: пошаговая инструкция;
- как работать в ЕАТ «Березка»: пошаговая инструкция;
- как провести закупочную сессию и как создать прямой контракт на площадке по закупкам ЕАТ «Березка».
Еще одна из популярных платформ для проведения прямых закупок — портал поставщиков.
Особенности заключения прямых госконтрактов
В п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ указано, на какую сумму можно заключать прямые договоры по 44-ФЗ в 2023 году, — до 600 000 рублей. А годовой объем закупок по этому основанию — не выше 2 млн руб. или не превышает 10% от СГОЗ и составляет не более 50 млн руб. Эти ограничения годового объема недействительны для процедур, проводимых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.
Еще одно основание для заключения прямого госконтракта — п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. По этому основанию проводят закупки заказчики, которые являются государственным или муниципальным учреждением культуры, основная деятельность которых — сохранение и популяризация объектов культурного наследия и иные государственные или муниципальные образовательные учреждения и иные учреждения. Сумма одного договора не должна превышать 600 000 рублей, а максимальная сумма закупок по прямым договорам не должна превышать 50% от СГОЗ и составлять более 30 млн руб.
Образец прямого контракта
Вот пример государственного контракта без торгов, который заключен на ЕАТ «Березка».
Герценберг Анастасия
Другие статьи автора
Если вы нашли ошибку в тексте, нажмите Ctrl+Enter или Cmd+Enter. Мы узнаем о ней и сможем все исправить
Материалы, которые могут вас заинтересовать
Из нашей статьи вы узнаете:
Среди описанных в действующем законодательстве видов организации закупки отдельной строкой идёт прямой договор по 44 ФЗ. Следует тщательно изучить, что это за способ заключения контракта и в чём его особенности.
Что такое прямой контракт по 44-фз
Кратко понятие прямого договора по 44 ФЗ подразумевает заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). То есть конкурентные процедуры при этом не нужны. Заключение контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) регламентировано статьёй 93 44-ФЗ. В отдельных случаях заключение таких контрактов ограничено суммой сделки и допустимым объёмом таких закупок.
Так, в соответствии с п.4 ч.1 статьи 93 заказчики вправе осуществлять закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 600 тысяч рублей.
При этом годовой объём закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании этого пункта, не должен превышать 2 млн рублей или не должен превышать 10% совокупного годового объёма закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 млн рублей. Указанные ограничения годового объёма закупок не применяются только в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.
Отдельные заказчики могут осуществлять закупки ТРУ по п.5 ч.1 статьи 93 на сумму, не превышающую 600 тыс. рублей. При этом годовой объём таких закупок не должен превышать 5 млн рублей или не должен превышать 50% совокупного годового объёма закупок заказчика и не должен составлять более чем 30 млн рублей.
В список таких заказчиков включены учреждения культуры, работающие в сфере сохранения объектов культурного наследия, причём как муниципального, так и федерального уровня. Сюда же отнесены зоопарки, парки отдыха, библиотеки, научные организации, цирки, музеи, архивы и пр. В пункте 5 части 1 статьи 93 ФЗ №44 чётко прописано, кто может осуществлять такие закупки.
Если закупка товара по п.4 и 5 ч,1 статьи 93 осуществляется в электронной форме с использованием электронной площадки, то заключить контракт можно на сумму, не превышающую трёх миллионов рублей. При этом годовой объём таких закупок не увеличивается.
Прямой договор по 44 ФЗ – не обязанность заказчика, а его законное право. Контрагентом является выбранное им самостоятельно физическое либо юридическое лицо.
Заключение такого контракта удобно в силу следующих причин:
- обеспечение возможности работы с уже проверенным поставщиком;
- максимально простая процедура, которую сложно нарушить;
- минимальные сроки выполнения закупки;
- отсутствие необходимости в подготовительных мероприятиях по выбору поставщика, размещению документации в ЕИС.
Полный список оснований для того, чтобы подписать этот контракт, указан в части 1 статьи 93 законодательного акта о госзакупках. Заключение контракта с единственным поставщиком разрешено в любом из указанных в статье 93 случаев, но при наличии соответствующих оснований.
Отличие прямого контракта ВЭД от прямого договора по 44 ФЗ
Компании могут осуществлять деятельность как в пределах РФ, так и за границей. Закупка также реализуется на конкурсной основе либо по прямому договору. Возникает необходимость подписать контракт ВЭД. Сделка заключается между отечественным импортёром и организацией-заказчиком. В этом случае действуют нормы таможенного законодательства вместо контрактного.
Регулирование прямых контрактов в госзакупках происходит в соответствии со статьёй 93 ФЗ №44. Здесь указаны допустимые лимиты объёма. Прямой договор с единственным поставщиком избавляет от необходимости обоснования целесообразности выбора конкретного исполнителя, цены (за исключением отдельных пунктов ч.1 статьи 93), других важных параметров договора. При этом не нужно публиковать данные о совершаемых закупочных процедурах в ЕИС. Достаточно разработать план-график с указанием информации касательно общего объёма закупок в разрезе значимых условий контракта. Для удобства рекомендуется составлять реестр прямых договоров. Здесь следует указывать данные, чтобы подготовить отчётность за финансовый год.
Для успешного участия в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ предлагаем воспользоваться комплексным решением Астрал.Торги. Вы можете подобрать как готовый набор услуг, так и конкретный необходимый сервис. Для подключения оставьте заявку на нашем сайте.
Инструкция по заключению прямого договора с поставщиком через ЕАТ
Заключение договора с единственным поставщиком возможно не только на бумаге, но и в электронной форме. Такая возможность предоставляется через единый агрегатор торговли (ЕАТ) «Берёзка». Алгоритм действий несложный.
- Для начала следует позаботиться об издании приказа о том, что закупка будет проводиться именно таким способом.
- Закупочный отдел берёт на себя задачу предварительного расчёта стоимости и обоснования НМЦК, составляет шаблон договора.
- Оператор ЕАТ берёт на себя задачу поиска поставщика. Надлежит также направить ему в цифровом формате требуемые документы по сделке вместе с предложением подписать контракт.
- Исполнитель должен получить и проект прямого договора по 44 ФЗ.
- При достижении обоюдного согласия происходит непосредственно заключение сделки.
- При наличии в условиях договора пункта об обязательном обеспечении контрагенту нужно позаботиться о внесении оговорённой суммы в установленный срок.
Инструкция по заключению прямого договора с поставщиком через электронный магазин
В соответствии с ч.12 статьи 93, кроме закупок на ЕАТ «Берёзка», заказчики имеют право покупки товаров в случаях, установленных п.4–5.2 ч.1 статьи 93 Закона №44-ФЗ у единственного поставщика с помощью электронных магазинов.
Закупки по ч.12 статьи 93 осуществляются на восьми электронных площадках, включённых в перечень, утверждённый распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р.
Алгоритм реализации закупочной процедуры выглядит следующим образом.
- Поставщику нужно подготовить предварительное предложение. В тексте следует указать описание товарной позиции с учётом КТРУ, а также минимальное и максимальное количество, цену и прочие важные условия. Это предложение действует на протяжении месяца.
- В свою очередь, заказчику нужно опубликовать в ЕИС извещение.
- Далее оператор ЭП берёт на себя отбор нескольких предложений общим числом до 5. На это отводится 1 час. Все отобранные предложения получают порядковые номера и направляются заказчику для дальнейшего рассмотрения. Однако заявок должно быть больше 2.
- У заказчика есть 1 сутки для изучения присланных заявок. Также ему нужно дать допущенным заявкам порядковые номера и сформировать протокол.
- Следующий шаг – отправка документа оператору ЭП для размещения на электронной площадке и в ЕИС.
Заключение сделки предполагает наличие ЭЦП для торгов. Необходимость соблюдения указанного условия прописана в Федеральном законе №44 и других нормативных актах.
- Заключение контракта осуществляется с участником закупки, заявке которого присвоен первый номер, в порядке, установленном статьёй 51 Закона №44-ФЗ, но с учётом особенностей, предусмотренных ч.6 статьи 50 данного закона.
- Заказчик формирует и размещает в ЕИС и на электронной площадке (с использованием ЕИС) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днём размещения в ЕИС протокола подведения итогов закупки.
- Поставщик должен подписать контракт не позднее одного рабочего дня, следующего за днём, когда заказчик разместил проект.
Следует отметить, что закупать товары через электронный магазин это не обязанность, а право заказчика. Если речь идёт о закупке по п.4 и п.5 ч.1 статьи 93 на сумму до 600 тыс. рублей, то контракт можно заключить как на бумаге, так и в электронной форме. Если нужно купить товар на сумму свыше 600 тыс., но не более 3 млн рублей, то вариант один – через электронный магазин.
В части 12 статьи 93 ФЗ №44 оговорено, что заказчику требуется сформировать проект договора и обоснование.
Важно, что обеим сторонам потребуется обозначать наименования и параметры товарной позиции из каталога ТРУ.
Что говорит об этом наш эксперт Наталья Абрамова?
С 1 января 2022 года закупки товаров у единственного поставщика по ч.12 статьи 93 обжалуются в том же порядке, что и электронные конкурентные процедуры.
Заключение
Сделать выбор в пользу неконкурентной процедуры проведения закупок заказчик может по своему усмотрению. При этом важно учитывать нормы контрактного законодательства и чётко соблюдать их. В противном случае подписанный контракт будет признан нелегальным.
Прямые закупки по 44-ФЗ или соглашения с единственным поставщиком без проведения конкурентных процедур кажутся самыми простыми процедурами, но это не так. Есть много особенностей и специальных правил для контрактов с едпоставщиком.
Прямые контракты по ВЭД и № 44-ФЗ: в чем разница
Тендерные специалисты заключают разные договоры, в т.ч. и в рамках внешней экономической деятельности (ВЭД). В этом сегменте есть понятие контракта ВЭД. Но оно отличается от общепринятого в контрактной системе. По ВЭД прямой контракт — это сделка, которая заключена отечественным импортером и организацией, которая сделала товар. Получается, что предмет такого договора относится к таможенному регулированию, а не к контрактному законодательству.
Рассказываем, что такое прямой договор по 44-ФЗ: соглашение, которое заключают госзаказчики без проведения конкурсных процедур (торгов и конкурсов). Эти договора заключают с поставщиками напрямую или с использованием функционала электронных систем.
Вот чем регулируется прямой контракт в госзаказе: такие договоры регулируются статьей 93 № 44-ФЗ о закупках у единственного поставщика, положения которой обязательны к исполнению для каждого заказчика.
Контрактное законодательство разъясняет, до какой суммы прямой договор по 44-ФЗ заключают заказчики:
- до 600 000 руб. (по п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ);
- до 3 млн руб. (по ч. 12 ст. 93 № 44-ФЗ).
Правительство постановлением № 339 от 10.03.2022 и нормативными актами региональных властей предусмотрело полномочия до 31.12.2023 устанавливать дополнительные основания для закупок у едпоставщика.
По ходу заключения прямого государственного контракта не обосновывайте невозможность (нецелесообразность) других способов определения поставщика, стоимость такого госконтракта и другие существенные условия. Сведения о прямых закупках не размещайте в ЕИС. А в плане-графе указывайте только общий объём закупок по этим пунктам. Рекомендуем вести реестр для прямых контрактов. В нем отражайте сведения, которые нужны для составления отчета за финансовый год. Например, суммы прямых договоров в бюджете и общий объём таких покупок.
Есть заказы малого объёма, максимальная допустимая сумма которых 3 млн руб. Их проводят на основании ч. 12 ст. 93 № 44-ФЗ. Обязательные условия для проведения таких покупок:
- Размещение заказа с помощью ЭТП.
- Соблюдены требования по годовому объёму таких заказов. Вот на какую сумму можно заключить договор без проведения торгов по 44-ФЗ:
- не более 2 млн руб. или 10 % от годовой суммы покупок, но не более 50 млн руб.;
- не более 50 млн руб. или 50 % от годовой суммы покупок, но не более 30 млн руб.
С 01.01.2023, когда заказчик готовит извещение, он сможет видеть предварительные предложения поставщиков по соответствующему коду КТРУ на всех электронных площадках. С этой же даты закупка в электронном магазине состоится, даже если будет одна заявка, которая соответствует требованиям. Сейчас ключевое условие — наличие двух заявок.
Как заключить прямой госконтракт на ЕАТ «Березка»
Заказчики проводят заключение прямого договора без торгов по 44-ФЗ с использованием функционала:
- единого агрегатора торговли «Берёзка»;
- электронных торговых площадок (РТС-Маркет и т.п.);
- портала поставщиков;
- региональных электронных магазинов.
Агрегатор торговли «Берёзка» предназначен для госконтрактов с ценой:
- до 600 000 руб. по п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ;
- до 1 млн руб. для закупок лекарств по решению врачебной комиссии (п. 28 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ).
ВАЖНО!
Прямые закупки до 3 млн по ч. 12 ст. 93 № 44-ФЗ проводят не на ЕАТ, а на электронных площадках.
Власти федерального уровня, казенные учреждения, подведомственные им, обязаны проводить прямые закупки на этом ресурсе. Региональные и местные власти вправе выбрать другой сервис, только если нет специального указания закупаться на ЕАТ. Силовые ведомства тоже освободили от работы на агрегаторе. Они закупаются по прежним правилам. Официальный сайт для «Березки» — agregatoreat.ru.
Как заключить прямой контракт
Госконтракт по п. 4 ч. 1 ст. 93 с единственным поставщиком до 600 000 руб. подписывают, если годовой объем закупок не превышает 2 млн руб. или 10 % от СГОЗ и составляет не более 50 млн рублей. Эти рамки годового объема не распространяются для закупок, которые проводятся госзаказчиками для обеспечения местных потребностей сельских поселений. В преамбулу придется включить положение о том, что он заключается по п. 4 ч. 1. ст. 93 № 44-ФЗ.
Контрактное законодательство разъясняет, какие можно заключать договора прямые по 5 пункту статьи 93 44-ФЗ: государственные контракты по этому пункту подписывает ограниченный список госзаказчиков. К ним относят:
- госучреждения культуры, в уставе которых прописано сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия;
- зоопарки;
- планетарии;
- парки культуры и отдыха;
- заповедники;
- ботанические сады;
- национальные парки;
- природные парки;
- ландшафтные парки;
- театры;
- учреждения, которые осуществляют концерты;
- телерадиовещательные учреждения;
- цирки;
- музеи;
- дома культуры;
- дворцы культуры;
- клубы;
- библиотеки;
- архивы;
- госорганизации образования;
- госорганизации науки;
- организации для детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей, под надзором физкультурно-спортивных организаций;
- дома (центры) народного творчества;
- дома (центры) ремесел.
Сумма каждого прямого контракта по 44-ФЗ не превышает 600 000 рублей, годовой объем закупок не превышает 5 млн руб. или 50 % от СГОЗ и составляет не более 30 млн руб.
Договоры по ч. 12 ст. 93 44-ФЗ заключают с помощью функционала торговых площадок. Инструкция, как создать прямой контракт на площадке по закупкам для заказчика:
- Подготовить извещение, проект контракта, обоснование цены.
- Направить данные оператору ЭТП.
Ответственность
Если заказчик превысит лимиты, то его накажут по ч. 1 ст. 7.29 КоАП. Размер штрафа: от 30 000 рублей. Чтобы не нарушить административное законодательство, ведите реестр, фиксируйте суммы контрактов по покупкам малого объёма.
Минфин в Письме № МШ/83177/22 от 06.09.2022 разъяснил, что закупки у единственного поставщика по пп. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, в т.ч. с использованием информационных систем, которые обеспечивают их автоматизацию, подлежат возврату. А жалобы на проведение закупок малого объема по ч. 12 ст. 93 44-ФЗ, размещённые на электронной площадке или специализированной электронной площадке и поступившие в ФАС в порядке, который определен ст. 105 44-ФЗ, рассматриваются антимонопольной службой.
Это значит, что за нарушение «закупок с полки» ФАС вправе привлечь заказчика к ответственности за нарушения при проведении, а прямые контракты с едпоставщиком по пп. 4, 5 ч. 1 ст. 93 выходят за рамки компетенций антимонопольного органа.
Пример
В случае если закупаем дубовую доску по прямому контракту, то делаем это и на Едином агрегаторе торговли.
Если нашли этот товар дешевле, чем на ЕАТ, то заключаете прямой госконтракт в обычном порядке. Составляете соглашение, в котором определяете объект заказа, цену, условия.
Затем согласовываете и подписываете. После того как заключите, не забудьте внести сведения о прямом договоре в реестр на ЕАТ.
Разъяснения по теме
Основные тезисы | Реквизиты документа |
---|---|
Об определении и обосновании цены контракта при закупке у единственного поставщика |
Письмо Минфина № 24-01-08/52517 от 18.06.2020 |
О заключении контракта, условия которого применяются к отношениям, возникшим до его заключения, и основании оплаты контрактов |
Письмо Минфина № 24-03-07/81650 от 17.09.2020 |
Об авторе этой статьи
- Александра ЗадорожневаБухгалтер, эксперт проекта
-
Практикующий бухгалтер.
Работаю с начала учебы в ВУЗе. Есть опыт работы и в коммерции, и в бюджете. С 2006 по 2012 работала бухгалтером-кассиром и кадровиком. С 2012 по настоящее время — главный бухгалтер в бюджетном учреждении. Помимо прямой бухгалтерии занимаюсь закупочной и планово-экономической деятельностью. 4 года пишу тематические статьи для профильные изданий.
Другие публикации автора
1. Заключение прямых договоров
Ежедневно многие закупщики проводят заключение разного вида сделок, в основном которые находятся в рамках экономической деятельности. Прямой договор может быть заключен между заказчиком и подрядной компанией.
В права заказчика входят обязанности по заключению прямых договоров по работе связанной с монтажом оборудования, не взаимодействуя при этом с генподрядчиком, а напрямую с производителем оборудования или с подрядной организацией
С получения разрешения от генподрядчика заказчик может осуществлять заключение прямого договора для строительства объектов, которые имеют специальное назначение или на исполнение особых видов работ вместе со специализированной подрядной компанией.
Прямые закупки представляют собой заказ у единственного поставщика без организации и осуществления процедуры конкурса. Данная процедура полностью регламентирована ст 93 44 ФЗ. Наш “Центр” предоставляет услугу по комплексному сопровождению при участии в закупках на всех этапах.
При осуществлении малых закупок не требуется наличие обоснованности других способов выбора поставщика и цены контракта. Кроме того не является обязательным условием размещение на сайте ЕИС данной госзакупки.
Но все же заказчику лучше будет вносить сведения в журнал регистрации формы прямых договоров и иметь при себе всю необходимую документацию, которая может пригодиться, когда наступит момент подведения итогов финансового года. Также необходимо будет составить отчет и опубликовать его на сайте ЕИС.
Остались вопросы по заключению договора по 44 ФЗ?
Оставьте заявку у нас на сайте и наши специалисты с вами свяжутся!
Обратиться за бесплатной консультацией
2. Решение о прямых контрактах
Переход на прямые договора, сумма которых составляет не более 100 млн руб заключаются, при условии того, что сумма объема закупок за год не будет больше 2 млн руб или не превышать 5 процентов от СГОЗ и иметь размер не больше 50 млн руб.
Но имеющиеся ограничения годового объема не будут иметь значения для закупок, которые осуществляются заказчиками для обеспечения муниципальных потребностей сельских поселений. Контракт на сумму не более 100 тыс руб заключается при наличии в нем основания для совершения госзаказчиком заказа, при этом он должен соответствовать п 4 ч 1 ст 93 44 ФЗ
Госзакупки, сумма которых не будет превышать 400 тыс руб проводят заказчики, выступающие в качестве гос и муниципальных учреждений культуры, работа которых заключается в сохранности и популяризации объектов наследия культуры и иные учреждения, которые указаны в п 5 ч 1 ст 93.
3. Прямые договора порядок заключения с поставщиком
Прямые договора с поставщиком могут быть заключены между заказчиком и подрядчиком в течение 2 месяцев с момента утверждения Государственного плана развития народного хозяйства. Подрядчик занимается формированием проекта договора и всех требующихся к нему приложений. Если подрядчик самостоятельно не может справиться с данными обязанностями, тогда он может привлечь субподрядные организации, чтобы последние смогли помочь в составлении одной из частей договора, которая будет касаться их деятельности. Более подробно о том как происходит заключение договора по 223 ФЗ смотрите в этой статье.
В течение 15 дней после того как произойдет утверждение народнохозяйственного плана заказчик должен направить подрядчику ряд следующих документов:
- титульный перечень капитального строительства;
- технический проект со всеми материалами, которые прописаны в инструкции по созданию технической документации, акт об отводе земельного участка и др.
За один день после того как будет получена вся необходимая документация подрядчик обязан рассмотреть все материалы и представить заказчику проект договора.
4. Видео-инструкция контракт по 44 ФЗ: обязательные условия
Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!
Обратно к списку