Как составить психофизиологический портрет

Приветствую, дорогие читатели!

Поведение человека, его мимика, манеры и жесты могут рассказать о нём гораздо больше, чем он сам. Даже если вашему собеседнику совершенно нечего скрывать, умение видеть подобные сигналы поможет лучше понимать его. Профессиональный психолог, используя эти едва заметные сигналы, может составить подробный психологический портрет личности, но кое-что доступно и обычным людям. Сегодня мы разберемся, что такое психологический портрет и как составить его для знакомого или для себя. Начнем.

Что такое психологический портрет?

Психологический портрет – это подробное описание характерных особенностей психики конкретного человека. Данная характеристика позволяет достаточно точно прогнозировать реакцию на определенные ситуации и события. Для составления всестороннего портрета личности применяются комплексные методики, включающие тесты, опросы и наблюдения.

Психика каждого человека представляет собой уникальное сочетание тысяч разных характеристик, обусловленных генами, воспитанием, жизненным опытом, привычками и множеством иных факторов. Именно благодаря этим характеристикам все по-своему реагируют на разные события. Хорошо зная человека, можно предсказать, как он поведёт себя в определенной ситуации. И с помощью психологического портрета можно добиться наибольшей точности.

Существует ещё одно значение термина «психологический портрет», которое на данный момент устарело и практически не используется. Раньше так называли портрет человека на холсте, выполненный особым образом: художник старался передать характерные черты личности, отражая их во внешности. Популярной вариацией психологических портретов являются шаржи, в которых художники в гротескной форме передают специфические особенности внешности и характера.

Для чего нужен психологический портрет?

Эта характеристика позволяет понять человека лучше, чем годы близкого общения. Причина в том, что наше представление о собственном характере сильно искажено. Мы что-то думаем о себе, своих вкусах и способностях и рассказываем это близким людям. Но психологический портрет человека содержит гораздо более точную информацию, скрытую от него самого.

Психологический портрет – это мощный инструмент, который позволяет:

  1. Лучше понять себя. Наши представления о собственном характере бывают ошибочными. В кризисных ситуациях мы часто обнаруживаем, что ведём себя не так, как планировали. Мы не понимаем многих особенностей собственного поведения. И данный инструмент позволяет разобраться со всеми этими несоответствиями.
  2. Выбрать профессию или хобби. Тесты на профориентацию придумали не просто так. Это разновидность психологического портрета, направленная на определение интересов, склонностей и способностей человека. Подобные тесты можно проходить и в 30, и в 40 лет. Даже если вы не готовы менять профессию, возможно, найдёте интересное хобби.
  3. Определить совместимость с партнером. Каждый из нас старается быть лучше для своей «половинки». Но отношения будут более стабильными и предсказуемыми, если сразу учесть все особенности характеров. Сопоставление психологических портретов позволяет оценить перспективность отношений и заведомо продумать тактику решения конфликтных и спорных ситуаций.
  4. Определить лучшего кандидата на должность. Большинству работодателей нужны не просто первоклассные специалисты, но и хорошие, общительные и неконфликтные люди. В определенных сферах важно умение справляться с кризисными ситуациями и прочие способности. Поэтому полезно изучить психологический портрет кандидата при приеме на работу.
  5. Эффективнее общаться с клиентом или партнером. Хорошее понимание клиента или партнера позволит выбрать более точную тактику ведения переговоров или проведения презентации.

Как составить психологический портрет личности

Существуют разные подходы к составлению психологического портрета. Одним из наиболее эффективных считается анализ 10 ключевых свойств личности. Рассмотрим их подробнее.

1. Темперамент

Данное свойство считается самым важным в психологическом портрете личности, поскольку именно темперамент определяет тип и интенсивность реакции на внешние раздражители. Одни люди реагируют бурно и эмоционально, другие – спокойно.Существует 4 типа темперамента, для определения которых разработаны специальные тесты. Но даже при обычном общении можно достаточно точно определить, каким типом темперамента обладает собеседник. Достаточно знать характерные особенности каждого из них:

  • Флегматик. Спокойный и невозмутимый человек, редко демонстрирующий эмоции. Это самый спокойный и эмоционально стабильный из всех типов.
  • Холерик. А этот типаж наиболее неуравновешен. Для него характерны эмоциональные вспышки и резкие перепады настроения. Он склонен скорее к негативным эмоциям, чем к позитивным.
  • Меланхолик. Впечатлительный и ранимый человек, болезненно воспринимающий любые негативные события. При всей своей эмоциональности данный типаж весьма пассивен.
  • Сангвиник. Данный тип темперамента считается самым положительным. Сангвиники очень подвижны и эмоциональны, а их эмоции практически всегда имеют позитивный оттенок.

2. Характер

Характер личности состоит из устойчивых индивидуальных особенностей, формирующихся под воздействием превалирующего типа темперамента, воспитания, жизненного опыта и прочих факторов. Психологи разделяют черты характера на четыре группы:

  • отношение к себе (способность любить себя, скромность, самокритичность, тщеславие, вера в себя, эгоизм и прочее);
  • отношение к окружающим (общительность, отзывчивость, чуткость);
  • отношение к труду (наличие творческих способностей, трудолюбие, инициативность, добросовестность);
  • отношение к вещам (опрятность, бережливость).

3. Мотивация

Многие воспринимают мотивацию как некое абстрактное понятие, но это важный психофизиологический процесс, оказывающий сильнейшее влияние на поведение человека. Мотивация может быть внешней и внутренней.

4. Способности

Под способностями подразумевают совокупность свойств личности, позволяющих осуществлять различные виды деятельности. Подразумеваются не приобретенные навыки и знания, а способность получать их и овладевать новыми видами деятельности. В данном контексте рассматривают также склонности (мотивационный компонент деятельности) и одаренности (врожденное или полученное в детстве сочетание способностей).

5. Эмоциональность

Эмоции – это ответ нервной системы на внешние события. Эмоциональность человека напрямую зависит от темперамента, но определяется и другими факторами.

6. Интеллектуальность

Это совокупность психических процессов, позволяющих человеку максимально точно оценивать ситуацию и принимать рациональные решения. Интеллектуальность – очень сложная характеристика с большим количеством составляющих. Часто человек, выглядящий глупым, может принимать достаточно точные и взвешенные решения.

Ученые, исследующие когнитивные способности человека, выделяют несколько типов интеллекта: логический, математический, телесно-кинестетический, межличностный, внутриличностный, натуралистический и прочие (список регулярно пополняется). Если человек кажется вам глупым, потому что не умеет красиво говорить, это свидетельствует лишь о том, что у него плохо развит вербальный интеллект, но ничего не говорит об остальных компонентах.

7. Умение общаться

Коммуникативные навыки по-разному развиты у всех людей. Они оказывают сильное влияние на личные отношения и работу в коллективе, поэтому это важная составляющая психологического портрета.

8. Волевые качества

Данный показатель отражает то, насколько рассудок человека способен управлять его действиями. Чем сильнее разум, тем легче человеку контролировать собственные действия, не предаваясь лени, соблазнам и слабостям. Волевой человек может продуктивно работать, потому что знает, что это ему нужно. Слабовольный же потакает сиюминутным слабостям.

9. Уровень самоконтроля

Каждый человек в разной степени способен контролировать собственные эмоции и мысли. Высокий уровень самоконтроля позволяет противостоять негативным раздражителям и навязчивым мыслям, концентрируясь на важной деятельности. Данный показатель напрямую связан с волевыми качествами.

10. Самооценка

Умение адекватно оценивать собственную важность и способности также является важной составляющей психологического портрета. Самооценка бывает завышенной или заниженный. Но наилучший вариант – это адекватная самооценка, позволяющая человеку точно оценивать собственные способности, чтобы действовать с максимальной продуктивностью.

Заключение

Психологический портрет – это важный инструмент, позволяющий очень хорошо понять внутренний мир человека и определить его способности, чтобы выбрать оптимальный вид деятельности. Мы рассмотрели 10 ключевых свойств личности, которые необходимо проанализировать, чтобы составить психологической портрет. Учитывайте, что здесь важна объективность, независимо от того, составляете вы данный портрет для себя или для знакомого. Только в таком случае готовая характеристика получится достаточно достоверной.

Дети выражают свою индивидуальность посредством письма и рисования. Психографологи изучают письмо ребенка и составляют психологический портрет, который может помочь предотвратить возможные расстройства личности и исправить конкретные проблемы в обучении чтению и письму, такие как дислексия. Графология — это техника письменного анализа, основной целью которой является расшифровка личности человека и определение общих характеристик его характера, его интеллекта, его профессиональных способностей и даже состояния его физического и психического здоровья. В материалах этой статьи пойдет речь о психологическим портрете личности, а так же рассмотрим, как составить такой портрет самостоятельно и разберем готовый образец его написания. Тем более, что составлять психологический портрет личности можно не только детям, но и взрослым. Попробуем?

Что представляет собой методика

Поведение людей может быть разным. Иногда предположить возможные реакции и намерения человека крайне необходимо. Прием нового сотрудника на работу, выбор партнера для близких отношений – это лишь малая часть ситуаций, в которых понимание психологического портрета человека будет хорошей помощью в принятии важного решения.

Методика, о которой идет речь, включает в себя комплексную характеристику человека с точки зрения психологии. Портрет позволяет распознать привычную линию поведения личности, предугадать на что способен исследуемый оппонент.

Для чего нужен психологический портрет

Анализ помогает понять: можно ли положиться на человека или лучше держаться от него подальше, доверчив ли он или закрыт от других и прочее. К составлению подобной картины прибегают в работе многие специалисты: психологи, сотрудники полиции, учителя и другие. Этот метод актуален и для простого обывателя, который хочет разобраться в обстоятельствах и сделать верный шаг в отношении выбора общения с тем или иным человеком.Психологический портрет личности образец написания

Одним из пионеров этой дисциплины в Испании является графопсихолог Мария Пилар Бесуман, которая более тридцати лет посвятила себя своей практике, начав обучение в Школе юридической медицины Мадридского университета Комплутенсе и расширив обучение во Франции и Германии.  Он также получил многочисленные признания за свою работу по содействию распространению этого вопроса.

Ключевые моменты составления психологического портрета

Структура портрета состоит из несколько основных элементов.

Темперамент

Люди проявляют себя по-разному. Некоторые индивиды активны, импульсивны, склонны к бурным реакциям. Другие наоборот спокойны и невозмутимы. Темперамент демонстрирует работу психики человека в динамике.

Существует четыре основных типа:

  1. Холерик – подвижный, необузданный; характерна резкая смена настроения.
  2. Сангвиник – энергичный, жизнерадостный; стремится к частой смене впечатлений.
  3. Флегматик – спокойный, медлительный; эмоционально устойчив к обстоятельствам.
  4. Меланхолик – застенчивый, тревожный, впечатлительный; глубоко переживает разные события.

Стоит учитывать, что в человеке могут совмещаться сразу несколько видов темперамента, один из которых преобладает.

Характер

Индивидуальные свойства поведения человека в жизни отражают характер. Помимо этого, он проявляется в демонстрируемом отношении индивида к действительности, которое выражается в поступках. Основные черты характера закладываются уже в раннем возрасте, однако происходящие события и жизненные обстоятельства влияют на личность и могут привести к изменениям, иногда кардинальным.

Способности

Каждый человек наделен индивидуальными свойствами. Если взять нескольких людей, которые живут в одних и тех же условиях, совсем не обязательно, что они одинаково добьются успеха в одном и том же деле. Способностями можно назвать возможность заниматься определенной деятельностью и приходить к высоким результатам в этой области.

Направленность

У каждого человек существует желание, которое выходит на первый план. Своего рода приоритет. Настрой на конкретный выбор создает направление для движения и действий людей. Невозможно идти к двум противоположным деятельностям одновременно; повернуть и налево и направо. Направленность можно сравнить с конкретным выбранным путем.

Эмоциональность

Это способность человека отображать свои чувства: переживания, тоску, радость, удивление и другие. Эмоциональность характеризуется как ответная реакция на окружающий мир.

Интеллектуальность

Данное качество личности подразумевает накопление человеком знаний, и способность выражать их в жизни. Основные возможности интеллекта закладываются при рождении. Один индивид может уже в детском возрасте хорошо считать и писать. Другому же изучение базовых наук может даваться труднее. Но при желании человека, на интеллектуальность можно влиять и улучшать результаты в любом возрасте.

Умение общаться

Жизнь в социуме предполагает общение. Однако коммуникативные навыки у людей развиты неодинаково. Кто-то имеет способности к легкому выстраиванию диалога с окружением. Для кого-то подобная задача становится проблемой. Тем не менее, данный навык можно развивать. Коммуникабельность важна практически в любой сфере. Отличия лишь в специфике работы и количестве необходимого общения.

Самооценка

Люди имеют представление о самих себе. Подобное личное сформированное мнение называется самооценкой. Она может быть заниженной, завышенной и нормальной. К первой относится принижение своих способностей. Характеризуется склонностью к самобичеванию и желанием всем угодить. Завышенная самооценка подразумевает переоценивание индивидом собственного потенциала. Проявляется в нездоровом эгоизме и высоких требованиям к другим. Последний тип выражается в адекватном восприятии человеком самого себя.

Волевые качества

Возникающие препятствия на пути людей иногда заставляют их проявить силу воли по отношению к ситуации. Внутренний стержень, решимость не сдаваться во благо достижения цели помогают преодолевать трудности и характеризует волю как нельзя лучше.

Самоконтроль

Когда необходимо сдержаться и не выпустить лишние эмоции наружу, люди прибегают к навыку самоконтроля. Пример ситуации – активная провокация конфликта посторонним человеком. Как бы сильно агрессор не шел на скандал, важнее будет внутренне отстраниться от токсичного процесса и пройти мимо. Такой навык позволяет легче переживать трудности и беречь нервы.

Способность к коллективной работе

Умение согласовывать задачи, формировать общий план действий совместно с разными специалистами – это залог удачной работы в команде. Но такая способность проявляется не у всех. Именно поэтому некоторые люди отдают предпочтение индивидуальной деятельности.

Мотивация

Если получение конкретного результата вызывает у человека яркий интерес, вероятнее всего у него появится настрой действовать. Так возникает мотивация. Индивид становится способным раскрыть в себе новые ресурсы и найти силы, чтобы прийти к конечной цели.

Простыми словами – это образованная в течение какого-либо времени линия поведения человека, на основе которой он принимает решения как поступать. Если не видеть повторяющихся ошибок и не влиять на изменение убеждений, человек может всю жизнь следовать одному и тому же сценарию; попадать в похожие ситуации.Психологический портрет личности готовый образец

С помощью этой системы можно изменить поведение детей, сделав их в конечном итоге добрее, менее бунтарскими и агрессивными. Например, этот метод позволяет обнаруживать угловое письмо, тип каллиграфии, который обычно характерен для детей, подвергшихся злобным, эгоистичным и очень агрессивным реакциям.

Как составить правильный психологический портрет любого человека

Для того, чтобы получить результат, можно обратиться к специалисту или попробовать сделать это самостоятельно. При составлении портрета следует быть предельно внимательным и ответственно относиться к процессу изучения личности. Важно избегать собственной оценки человека и основываться на фактах; использовать разные методики.

Что нужно учесть при составлении психологической характеристики?

  1. Цель составления портрета.
  2. Персональные данные: возраст, пол, охарактеризовать внешность.
  3. Социальное положение: занимаемая должность, полученная специальность, семейный статус. (для составления психологического портрета ребенка учитываются такие характеристики: к какому возрасту относится (дошкольник, школьник, студент), проживание в полной или неполной семье, увлечения и прочее)
  4. Основная биография: место рождения, значимые события жизни.
  5. Анализ ключевых моментов.
  6. Вывод.

Пример:

Федор Михайлович Достоевский – русский писатель XIX века, автор известных литературных произведений. Анализ произведен на основе общедоступных биографических данных.

Цель составления – узнать, как повлияла линия поведения индивида на его творчество.

  • Пол мужской. Внешне выглядит серьезным и сосредоточенным. Судя по многим фотографиям – редко улыбается.
  • Особенности характера: в детстве это живой и впечатлительный ребенок. Проявляет интерес к окружающему его миру людей. Имеет множество идей. С возрастом появилась импульсивность. Помимо этого, под влиянием жизненных обстоятельств, становится скрытным и замкнутым.
  • Моменты биографии: был женат дважды. От второго брака у писателя появилось четверо детей. В середине жизни, литературного деятеля приговорили к смертной казни, но позже этот приговор изменили на каторжные работы. Данный этап сильно сказался на Ф.М. Достоевском. Он испытал сильный стресс, вследствие чего произошли изменения в характере.
  • Интеллектуальные качества: психика отличается большой подвижностью и восприимчивостью. Способности к абстрактному мышлению. На фоне своих интеллектуальных возможностей склонен к истерии.
  • Эмоционально-волевая сфера: повышенная чувствительность к обстоятельствам, амбивалентность чувств, тяжелое переживание неудач. Склонен к самобичеванию. Подозрителен.
  • Коммуникативная сфера: жизненные неудачи делают его злым и несдержанным, особенно в отношении «коллег» по перу. Эти качества в совокупности с самоуверенностью и большим талантом позволили Федору Михайловичу оставаться в кругу самых известных литераторов даже после долгого периода молчания.

Заложенные природные данные писателя и его поведение, безусловно, повлияли на его жизнь и профессиональную деятельность. Сложные периоды привели к внутренним изменениям. Но благодаря этому, творцом были созданы крупные, ныне известные во всем мире произведения. Сама по себе личность сложная. Такой человек тяжело уживается с другими людьми, но индивидуальная работа для него лучший выбор. В данном случае, творчество. Его успех тому подтверждение.

Одной из относительно простых проблем, которые можно обнаружить с помощью этой системы, является проблема дислексии.

Пример и образец написания

В основе примера для составления образца портрета будет некий молодой человек 25 лет, который устраивается работать менеджером в офис.Психологический портрет личности готовый образец написания

  • Цель – узнать, стоит ли принимать на работу данного индивида.
  • Особенности характера: открытость, общительность. Принимает решения быстро, склонен к импульсивности и вспыльчивости. Предпочитает активное времяпрепровождение. Не боится рисковать. Нуждается в новых впечатлениях.
  • Интеллектуальная сфера: по результатам пройденного юношей теста, способности в плане интеллекта значительно выше среднего. Сообразительный, имеет склонность к быстрой реакции и восприятию новой информации, собранный. Есть мотивация на достижение успеха. В тоже время, имеет склонность к нравоучениям.
  • Социальный статус: не женат. Живет один в собственной однокомнатной квартире.
  • Эмоционально-волевая сфера: не всегда спокоен и уравновешен, что говорит о средней степени эмоциональной стабильности. Не провоцирует конфликты, но и не умеет уходить от скандалов. Восприимчив. Часто неуступчив. Прослеживается эгоцентричность.
  • Коммуникативная сфера: довольно коммуникабелен, общителен и активен. Идейный и инициативный. Однако при любой нестыковке, достаточно быстро способен выходить из себя. При этом отходчив. Самостоятелен, склонен к лидерству. Умеет принимать решения. В нужный момент готов прийти на помощь. На него не всегда можно положиться.
  • Вывод. Испытуемый может достигать успехов в трудовой деятельности, но вспыльчивость приводит к проблемам. Из-за эмоциональных всплесков личность перестает мыслить рационально, в чем проигрывает перед внутренне устойчивыми людьми. Тем не менее, высокий интеллект и находчивость дадут результаты. Ко всему прочему, ценность такого человека в его истинных чистых помыслах по отношению к другим. Рекомендация для личности – работать над внутренним самоконтролем.

Вместо заключения

Роль составления психологического портрета человека велика. Он применяется во многих областях жизни: в профессиональной, личной, общественной. При грамотном подходе, расшифровка помогает в решении различных спорных вопросов, касаемо конкретной личности. Подобную технику можно выполнять и по отношению к себе, что позволит выявить новый подход в решении сложных задач.

Психологический портрет

Психологический портрет – это комплексная психологическая характеристика человека, содержащая описание его внутреннего склада и возможных действий в определенных значимых обстоятельствах. По сути, психологический портрет имеет сходства с портретами умелых художников. Последние пытались передать даже не столько внешнее соответствие, сколько внутреннее, стремились при помощи мимики и позы дать зрителю намек о том, что именно за человек изображен на полотне.

Поэтому если вы хотите составить психологический портрет (свой или другого человека), то уже много в чем похожи на художника или писателя. Нужно собрать определенную информацию, тщательно ее проанализировать и сделать соответствующие выводы о внутреннем мире.

Зачем нужно составлять психологический портрет?

  • Он играет значительную роль при выборе профессии. Особенно если вы не знаете, в какой ВУЗ пойти или на какую работу устроиться. Как известно, если человек расположен для конкретной деятельности и достаточно мотивирован, он добьется больших успехов.
  • Помогает лучше понимать человека и его эмоции, анализируя поведение, мимику, жесты и речь. Глобально этому учит профайлинг.
  • Выявить ложь. Если вы составили психологический портрет личности человека, то сможете замечать, когда он ведет себя неконгруэнтно – то есть, когда язык тела противоречат словам.
  • В том случае, если вы бизнесмен, портрет поможет понять, что из себя представляет ваш типичный клиент. Это позволит принимать правильные стратегические и тактические решения.

Составление психологического портрета – это не занятие на пару минут. Требуется много времени, терпения и имеются подводные камни. Тем не менее, если вы настроены серьезно, то сможете освоить эту методику за несколько недель. Можете начать со своих знакомых или известных личностей.

Как составить психологический портрет

Существует несколько разных способов составить психологический портрет. Один из самых популярных и в то же время эффективных – при помощи анализа свойств личности.

Основных свойств личности десять:

  • характер;
  • темперамент;
  • мотивация;
  • способности;
  • эмоциональность;
  • интеллектуальность;
  • умение общаться;
  • волевые качества;
  • уровень самоконтроля;
  • самооценка.

Рассмотрим каждое отдельно.

Темперамент. Это свойство личности является наиболее важным для составления психологического портрета (и самым заметным проявлением), потому что оно в общем и целом отображает работу психики – заторможенную или более подвижную. Одни люди медлительны, спокойны, невозмутимы – их эмоциональные состояния сменяются очень редко. Другие же порывисты, быстры, склонны к бурным эмоциональным реакциям. Как правило, достаточно понаблюдать сравнительно небольшое количество времени за человеком, чтобы практически безошибочно определить, какой у него тип темперамента.

Канонической считается следующая классификация темпераментов:

  • Флегматик: невозмутим, неспешен, внешне скуп на проявление эмоций, имеет устойчивое настроение.
  • Холерик: порывистый, быстрый и вместе с тем неуравновешенный. У него стремительно меняется настроение и возникают эмоциональные вспышки.
  • Меланхолик: склонен в постоянному переживанию и пережевыванию событий своей жизни и остро реагирует на внешние факторы. Он эмоционально раним и повышено впечатлителен.
  • Сангвиник: горячий, живой, подвижный, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него. Если он мотивирован, то достаточно продуктивен, однако не может пересилить себя, если работа ему кажется неинтересной и скучной.

Характер. Это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности.

Выделяют четыре группы черт характера:

  • Отношение к труду: аккуратность, трудолюбие, добросовестность, склонность к творчеству, инициативность, лень, недобросовестность, пассивность.
  • Отношение к другим людям: чуткость и отзывчивость, общительность, уважение к другим людям, черствость, замкнутость, грубость.
  • Отношение к вещам: бережливое или халатное отношение, опрятность или неряшливость.
  • Отношение к самому себе: самокритичность, скромность, чувство собственного достоинства, эгоизм, заносчивость, тщеславие.

Мотивация. Это психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его активность, направленность, устойчивость и организацию.

У каждого человека должен быть мотив к чему-либо – обобщенный образ материальных или идеальных предметов, представляющих для него ценность.

Также важно знать, внутренне или внешне мотивирован человек, по которому вы составляете портрет.

Способности. Это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Они не сводятся к навыкам, умениям и знаниям, а, скорее, к глубине, быстроте и прочности овладения приемами и способами деятельности.

Также есть понятие склонности и одаренности. Первая представляют собой мотивационный компонент деятельности. Вторая – это качественное сочетание способностей, данное от рождения или развитое в детстве.

Эмоциональность. Это способность личности отображать содержание переживаний, настроения, характера. Также – ответная реакция на окружающий мир.

Эмоциональность тесно связана с темпераментом. Например, холерики молниеносно сменяют эмоции, в то время как флегматики очень медленно, а меланхолики склонны к апатии и депрессивному состоянию.

Интеллектуальность. Это система психических процессов, обеспечивающих реализацию способности человека оценивать ситуацию, принимать решение и в соответствии с этим регулировать свое поведение.

Однако, это сложный параметр. Зачастую вам может показаться, что человек невыносимо глуп, однако позже вы удивитесь, когда он проявит свой интеллект в другой сфере жизни. Все потому, что его видов очень много: пространственный, телесно-кинетический, пространственный, логико-математический, музыкальный, натуралистический, внутриличностный. Словом, если человек не способен вести грамотный диалог, это необязательно говорит о его ограниченности.

Умение общаться. При разных взаимодействиях человек может проявлять себя по-разному по той причине, что у него меняются внутренние установки, убеждения, а также эмоциональное состояние, когда, к примеру, во время диалога в комнату входит третий человек.

Поэтому умение общаться стоит рассматривать с разных сторон, учитывая внутренние установки человека.

Волевые качества. Это способность человека принимать решения на основе мыслительного процесса и направлять свои мысли и действия в соответствии с принятым решением.

Составляя психологический портрет, вы должны понять, умеет ли человек принимать сложные решения, не отступает ли от своего слова и насколько успешно может себя дисциплинировать и быть терпеливым.

Уровень самоконтроля. Это способность контролировать свои эмоции, мысли и поведение. Очень тесно связан с волевыми качествами и с понятием психической саморегуляции.

Если говорить просто, то вам нужно понять, умеет ли человек жертвовать сиюминутными удовольствиями для достижения большего успеха в жизни.

Самооценка. Это представление человека о важности своей личности, деятельности среди других людей и оценивание себя, собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков.

Самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной, что вам и необходимо выяснить.

После того, как вы детально описали человека (или самого себя) по всем пунктам, приступайте к составлению психологического портрета. Сделать это можно при помощи разных опросников:

  • Уровень субъективного контроля Дж. Роттера.
  • Индивидуально-типологический опросник Л.Н. Собчик.
  • Опросник Р. Кеттела.
  • Характерологический опросник Леонгарда.

Впрочем, вы можете составить психологический портрет, исходя из своих собственных соображений. Когда имеется достаточно информации, можно сделать некоторые выводы о том, как этот человек будет реагировать в той или иной ситуации. Желаем вам удачи!

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook

Для начала определим, что такое психологический портрет человека. Психологический портрет личности – это описание внутреннего мира индивида. Рассматривается тип личности, темперамент, характер, интересы, способности и многое другое. Описание психологических особенностей человека – это сложный процесс, который предполагает несколько этапов. Каждый из них имеет свои нюансы и значение, ни один из них нельзя пропускать. Давайте разберемся, как и для чего можно составить психологический (социально-психологический) портрет личности.

Содержание

  • Для чего нужен психологический портрет личности
    • Можно ли составить по внешности
  • Составляющие психологического портрета личности
  • Как составить психологический портрет личности
    • Тест Айзенка на определение темперамента
    • Тест Айзенка на IQ
    • 16 факторный опросник Кеттелла
    • Тест Айзенка «Самооценка психических состояний»
    • Самооценка стрессоустойчивости (Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова)
    • Тест С.В. Ковалева на самооценку
    • Методика ПИК (показатели индивидуализма – коллективизма, автор Л. Г. Почебут)
    • «Иерархия потребностей» в модификации И.А. Акиндиновой
    • «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН) опросник А.А. Реана
    • Анализ социальных сетей
    • Беседа с родственниками и друзьями
    • Изучение продуктов деятельности
  • Пример написания психологического портрета личности: образец
    • Пример №1
    • Пример №2
  • Вопросы для определения своего психологического портрета
  • Заключение

Для чего нужен психологический портрет личности

Для чего нужен психологический портрет личности

Анализ личности помогает в работе психолога, социального педагога, психиатра, криминалиста, учителя. С его помощью можно найти подход к любому человеку, предугадать его реакции и действия, подобрать оптимальный план реабилитации или другой работы с личностью.

Кроме этого, психологический портрет составляют при отборе кадров, в брачных агентствах. Умение анализировать составляющие портрета пригодится в бизнесе для анализа покупателей, партнеров, клиентов. А также изучение личности используют в профориентировании.

В конце концов, составляемая картина пригодится каждому, кто хочет без труда находить взаимопонимание с людьми. По составленному портрету можно улучшить отношения со своими близкими и родными. Определить и узнать свой психологический портрет полезно для саморазвития.

Можно ли составить по внешности

Некоторые люди уверены, что психологи, взглянув на человека, могут составить полноценный портрет личности. На самом деле это не так. Нельзя судить только по внешности, особенно если речь идет о фотографии.

Однако есть направления, которые занимаются именно этим:

  • физиогномика – наука о связи психологических и анатомических особенностей личности;
  • кинесика – наука, изучающая невербальное общение (жесты, мимика, положение тела, движения и прочее).

И все же, чтобы написать портрет, лучше обратить внимание на изучение внутреннего мира, а не на внешность. Некоторые исследователи до сих пор считают физиогномику псевдонаукой.

Составляющие психологического портрета личности

Составляющие психологического портрета личности

Рассмотрим, как составить психологический портрет человека. Встречаются разные модификации портрета, но чаще всего в его структуру входят следующие элементы:

  • темперамент человека (тип нервной системы);
  • IQ и предрасположенность к интеллектуальному труду;
  • ведущие черты характера;
  • направленность личности;
  • уровень самооценки;
  • способности;
  • ценности;
  • коммуникативные навыки;
  • эмоционально-волевая сфера;
  • мотивационная сфера;
  • индивидуализм-коллективизм;
  • другие.

Во время диагностики важно сохранять объективность, четко разделять факты и домыслы, исключить личное отношение к обследуемому. Поэтому лучше доверить это профессиональному психологу. Однако и он в ходе диагностики использует разные методы: наблюдение, тесты и опросники, беседы со знакомыми испытуемого и прочее.

У каждого специалиста свой арсенал средств. Кроме этого, набор диагностических методик зависит от конкретного случая. Всегда используются универсальные тесты, например, для определения темперамента и направленности личности, а методики более узкого спектра подбираются индивидуально. К примеру, в одном случае важно оценить мотивацию человека (вид и уровень), в другом случае – уровень тревожности или невротизации, в третьем – выраженность лидерских качеств и т.д.

Помимо этого, важно учитывать возраст обследуемого. Например, для определения психологического портрета личности ребенка лучше выбирать проективные тесты: «Несуществующее животное», «Дом, человек, дерево», «Незаконченные предложения».

Важно! Рекомендуется составлять психологический портрет профессионально, то есть довериться психологу.

Как составить психологический портрет личности

Как составить психологический портрет личности

Для составления портрета нужно попросить человека пройти несколько тестов. Однако это не единственный способ. Рассмотрим популярные методы и алгоритм составления психологического портрета.

Тест Айзенка на определение темперамента

Тест Айзенка на определение темперамента

Испытуемому предлагается ответить на 57 вопросов. По итогам опроса составляется график, который показывает долю каждого типа темперамента (в чистом виде не встречается ни один вид).

Тест выявляет не только тип темперамента (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик), но и направленность личности: экстраверсия, интроверсия, амбиверсия. А также тест показывает эмоциональную стабильность или нестабильность клиента.

Тест Айзенка на IQ

Определяет не только интеллектуальное развитие, но и креативность, умение мыслить логически. Испытуемому предлагают решить несколько задач. Потом подводят итоги. Средний показатель IQ – 100-120 балов. Балл выше 150 указывает на гениальность, меньше 80 – на отсталость.

16 факторный опросник Кеттелла

16 факторный опросник Кеттелла

Испытуемому предлагают ответить на 187 вопросов. Методика позволяет оценить сразу несколько важных психологических характеристик:

  • замкнутость – общительность;
  • конкретное – абстрактное мышление;
  • эмоциональная стабильность – нестабильность;
  • привычка подчиняться – привычка доминировать;
  • сдержанность – экспрессивность;
  • следование нормам и дисциплине – низкая нормативность поведения;
  • робость – смелость;
  • реализм – чувственность;
  • подозрительность – доверчивость;
  • практичность – мечтательность;
  • наивность – проницательность;
  • спокойствие – тревожность;
  • консерватизм – радикализм;
  • конформизм – нонконформизм;
  • слабый самоконтроль – высокий самоконтроль;
  • расслабленность – эмоциональная напряженность.

Уже только на основе этого можно составить развернутый портрет личности. А если еще и оценить парные сочетания показателей, то можно узнать следующее:

  • лидерский потенциал;
  • коммуникативные навыки и потребность в общении;
  • отношение к другим людям;
  • интеллект;
  • гибкость и скорость ума;
  • эмоциональная чувствительность;
  • склонность к риску;
  • уровень самодисциплины и следования морали.

Если провести этот тест полностью, рассмотреть все трактовки, то можно только при помощи одной этой методики составить полноценный портрет человека. Например, для отбора кадров этого будет вполне достаточно.

Тест Айзенка «Самооценка психических состояний»

Методика позволяет выявить и оценить степень выраженности тревожности, фрустрации, агрессивности, ригидности. Примечательно, что результаты опроса описывают субъективное ощущение клиента. Этот тест часто используют психологи и психиатры.

Самооценка стрессоустойчивости (Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова)

Испытуемому предлагают ответить на 18 вопросов. По итогам опроса можно определить уровень стрессоустойчивости: от очень низкого до очень высокого. Результаты теста пригодятся при выборе профессии и работы, отборе кадров, на консультациях у психолога. А также этот опросник подходит для самодиагностики и работы над саморегуляцией, своими эмоциями.

Тест С.В. Ковалева на самооценку

Испытуемому предлагают ответить на 32 вопроса. По итогам опроса можно определить тип самооценки: адекватная высокая, адекватная средняя, неадекватная заниженная. К сожалению, тест не определяет неадекватную завышенную самооценку.

Методика ПИК (показатели индивидуализма – коллективизма, автор Л. Г. Почебут)

Испытуемому предлагают ответить на 30 вопросов, а точнее выбрать одно из утверждений в 30 группах. Ответы сравниваются с ключом, за каждое совпадение начисляется один балл. Потом определяется общий балл и выявляется направленность личности обследуемого: индивидуализм или коллективизм.

«Иерархия потребностей» в модификации И.А. Акиндиновой

Зная потребности личности, можно многое сказать о приоритетах, ценностях, убеждениях и интересах. Испытуемому предлагают дополнить фразу «Я хочу…», даются 15 вариантов продолжения. Нужно расставить всех их в порядке убывания значимости. Тест позволяет выявить доминирующую потребность и определить степень удовлетворения следующих потребностей:

  • материальные блага,
  • безопасность,
  • межличностные связи,
  • уважение со стороны других людей,
  • самореализация.

Иерархия потребностей помогает понять мотивацию поступков конкретного человека.

«Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН) опросник А.А. Реана

Испытуемому предлагают ответить на 20 вопросов, ответы сравниваются с ключом. Общий балл показывает тип мотивации: страх неудачи, надежда на успех или нейтральный показатель. В трактовке результатов описан не только тип мотивации, но и смежные черты личности, характерные паттерны поведения.

Анализ социальных сетей

Анализ социальных сетей

Современный метод написания социального портрета человека. Специально обученные психологи анализируют записи, группы, фотографии, музыку, видео, список друзей и другие данные со страницы конкретного человека. Специалист даже может отличить истинную информацию от ложной, отделить желаемый образ (который человек пытается показать в сети) от реального. К этому методу часто прибегают в криминалистике.

Беседа с родственниками и друзьями

Универсальный способ, который дополняет любые тесты. Особенно часто его используют при диагностике ребенка или при работе с парами, семьями, коллективами.

Изучение продуктов деятельности

Метод позволяет определить интересы и способности, знания и навыки, ценности, приоритеты и многое другое. Этот способ подходит для удаленной диагностики. Для исследования используют рисунки, сочинения, поделки, отчеты, прочее. Подойдет все, что сделал (заполнил, написал, нарисовал и т.д.) сам обследуемый. Часто этот способ применяют для составления психологического портрета знаменитых и известных людей, особенно тех, что уже умерли.

Пример написания психологического портрета личности: образец

Пример написания психологического портрета личности

Рассмотрим готовые психологические портреты личности, примеры и образцы написания.

Пример №1

Клиент Иван Иванов (35 лет) имеет следующие психологические характеристики:

  1. Темперамент: сангвиник.
  2. IQ: средний уровень.
  3. Ведущие черты характера: настойчивость, обостренное чувство долга и справедливости.
  4. Коммуникативные навыки: хорошо развиты. Умеет находить общий язык с разными людьми, входить в доверие и вести переговоры.
  5. Способности: заметны лидерские наклонности.
  6. Направленность личности: экстраверсия.
  7. Самооценка: адекватная, высокая.

Сами тесты и результаты промежуточных исследований не прикладываются. Иногда указывается пол, дата рождения и образование человека, но это необязательно. Если портрет составляет психиатр, то он может расписать кратко историю жизни пациента, недавние потрясения и травмы. Педагог при составлении психологического портрета ученика может записать краткую информацию о семье.

Интересно! Не существует единого готового образца, поэтому чаще всего портрет описывают в свободной форме (если в компании, где работает диагност, не установлено другого).

Пример №2

Встречаются и другие варианты оформления. Например, так выглядит развернутый психологический портрет человека:
Обследуемый: Василий Васечкин.

Пол: мужской.

Возраст: 20 лет.

Образование: студент, учится на юриста.

Используемые методики: опросник Айзенка (на темперамент), тест Кеттелла (16 факторов личности), тест на стрессоустойчивость, тест на определение мотивации (достижение успеха или избегание неудачи).

В ходе диагностики было выявлено, что клиент имеет выраженный лидерский потенциал, но в то же время иногда боится неудач и отличается повышенной тревожностью. Эти особенности искажают типичный портрет холерика (такой темперамент был выявлен у испытуемого). Тревожность противоречиво сочетается с решительностью, а высокий уровень ответственности и развитое чувство долга уравновешивают мотивацию избегания неудачи.

Вывод-заключение и рекомендации: в целом гармоничный тип личности, но из-за низкой стрессоустойчивости и высокой тревожности могут возникнуть проблемы в профессиональной сфере (юриспруденция). Возможно, стоит выбрать другую профессию или заняться развитием слабых качеств.

Важно! В целом, алгоритм составления психологического портрета такой: краткая информация о клиенте, описание по элементам портрета, общее заключение и рекомендации.

Вопросы для определения своего психологического портрета

тест С. Деллингера

Определенных вопросов нет. Чтобы узнать и написать свой психологический портрет личности, лучше использовать простые методики, например, геометрические и проективные тесты.

Одна из популярных техник – тест С. Деллингера. Чтобы сделать описание самого себя, задайте всего один вопрос: «Какая фигура меня привлекает больше: прямоугольник, квадрат, круг, треугольник или зигзаг?».

Трактовка ответа помогает определить тип личности:

Фигура Описание психологического портрета
Треугольник Вы – прирожденный лидер, привыкли концентрироваться на главном. Вам легко удается перерабатывать большие объемы информации, находить общий язык с разными людьми. Однако чрезмерная рациональность иногда мешает межличностному взаимодействию.
Прямоугольник Вы постоянно находитесь в состоянии поиска, жаждете изменений. Поэтому время от времени вы превращаетесь в один из других типов. Прямоугольник – самый нестабильный тип личности.
Квадрат Вы не боитесь труда и привыкли всегда добиваться своего, доводить начатое до конца. Вы можете добиться успеха в любой сфере, но лучше отдать предпочтение интеллектуальному труду. Вам больше подойдет размеренная жизнь и однотипная работа, вы любите правила и порядок.
Зигзаг Самый креативный тип. Из-за нестандартного мышления вы бываете импульсивным и непоследовательным, что порой отталкивает окружающих. Однако в то же время вы умеете расположить к себе.
Круг Самый гармоничный тип. Главная ценность для вас – межличностные отношения. Вы – прирожденный психолог и дипломат.

Заключение

Алгоритм написания один, но итоговое описание может отличаться. Иногда встречается подробная расшифровка по каждой методике. Иногда психологический портрет личности расписывают в общем, а иногда по сферам. Все зависит от целей и условий написания портрета.

Стиль изложения материала тоже зависит от области. Например, если психолог намеревается составить психологический портрет, чтобы передать его психиатру, он может использовать специальные термины. Однако чаще заключение пишется простым, «человеческим» языком, чтобы каждый мог понять, о чем идет речь.

РАЗДЕЛ 3. ПСИХОЛОГИЯ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКА ОВД

Глава 4. Методика составления психологического портрета личности

Люди отличаются друг от друга своей внешностью (ростом, цветом глаз, волос и кожи, телосложением и другими признаками). К настоящему времени накоплено немало наблюдений, свидетельствующих о связи внешности человека с особенностями его характера. Еще в античные времена возникло учение, называемое физиогномикой, которое позволяет описать характер человека, руководствуясь его внешним обликом: чертами лица, фигурой, осанкой, манерами.

Эта система знаний, не лишенная научной обоснованности, и в наше время широко используется в практике работы криминалистов, психиатров, психологов.

Умение определить характер человека по его внешности и манерам поведения немаловажно как в процессе трудовой деятельности, так и в повседневной жизни.

§ 1. Понятие психологического портрета и техника его составления

Никто не будет оспаривать то обстоятельство, что к каждому человеку необходим индивидуальный подход. В противном случае сотрудник, работающий с людьми, обрекает себя на постоянные конфликтные ситуации. Для того, что бы понять человека, необходимо сначала его изучить. Только это обстоятельство позволит обеспечить индивидуальный подход.

Сотрудник органов внутренних дел постоянно вынужден оценивать людей, используя формальные и неформальные методы. К первым обычно относят целенаправленное наблюдение и беседу, анализ документов, изучение биографии, тестирование. Ко вторым относят сложившиеся в ходе исторического развития общества различные интуитивные способы.

Если в первом случае сотрудник ставит процесс оценки под свой контроль, поскольку он протекает на уровне сознания, то во втором – этот процесс осуществляется на уровне подсознания.

Сотруднику необходимо составить психологический портрет человека, чтобы находить наиболее продуктивные способы воздействия на личность, успешно управлять конфликтами. Что же такое «психологический портрет»?

Психологический портрет – это совокупность деятельностно-значимых, характерологических, типологических особенностей и признаков личности.

Психологический портрет бывает моментальный и полный. Основными компонентами моментального психологического портрета являются:

  1. национальная принадлежность, возраст, пол, физические данные;
  2. эмоциональные состояния;
  3. идеомоторные акты, т.е. непроизвольные движения за мыслью;
  4. признаки субкультуры, т.е. привычки, слова, присущие какой-либо профессии или членам коллектива;
  5. признаки сигналов (жаргон, специальные жесты и т.п.);
  6. татуировки;
  7. специальные признаки (признаки алкоголизма, табакокурения, наркомании):
  8. информационные признаки (прическа, одежда, вещи, которые носят с собой и т.п.).

При длительном общении и при достаточной информативности можно составить полный психологический портрет. Для его создания необходимо определить:

  1. направленность;
  2. подготовленность;
  3. характер;
  4. способности;
  5. темперамент;
  6. психофизиологические особенности;
  7. моментальный психологический портрет.

Стоит признать, что подобный подход не является единственным при изучении человека. Практичным является подход Ю.В. Чуфаровского. Он предлагает схему изучения личности, позволяющую нарисовать психологический портрет:

  1. Общие данные: время и место рождения, национальность, образование, специальность, место и характер работы, должность, семейное положение, место жительства и т.п.
  2. Внешние признаки:
    • лицо (краткий словесный портрет, по возможности особенности строения лица);
    • рост;
    • вес и телосложение (худой, худощавый, полный, тучный и т.д.);
    • одежда (опрятен, за модой следит-не следит и т.д.);
    • манеры (производит впечатление приятное-неприятное);
    • голос (приятный-неприятный, сильный, гнусавый и т.д.).
  3. Жизненный путь:
    • родители;
    • детство (жизнь в семье, какой ребенок по счету, жизнь вне семьи, братья и сестры, их взаимоотношения и т.д.);
    • школа (специализация школы, любимые предметы, взаимоотношения со сверстниками, нарушения школьной дисциплины, успехи, оценка учебной деятельности);
    • учебные заведения (причины поступления, успехи, полученные знания, умения, навыки, характерные события в 16–19 лет);
    • трудовая деятельность и служба в армии (характер труда и службы, отношение к труду и службе, положение среди других людей, удовлетворенность, влияние трудовой деятельности на личность);
    • семейная жизнь (наличие детей, с кем живет в настоящее время).
  4. Жизненные сферы:
    • семья (отношение между супругами, состоял в одном браке или нескольких, отношение к детям, родителям и т.п.);
    • профессия и специальность (мотивы выбора профессии и работы, удовлетворенность работой, продвижение по работе, социальный статус на работе и т.д.);
    • политическая и общественная активность (активен-неактивен, сколько тратит времени на общественную деятельность и т.д.);
    • проведение свободного времени (спорт, азартные игры, кино, театр, выпивки с друзьями и т.д.);
    • здоровье (общее состояние здоровья, отношение к своему здоровью, наличие заболеваний).
  5. Поведение:
    • преобладающее настроение: ровное, приподнятое, угнетенное;
    • реакция на трудности: растерянность, энергичность, безразличие;
    • особенности проявления эмоций и чувств (возбуждается легко, средне, быстро; подавляет раздражение легко, с трудом; переживает неудачи заметно-незаметно, долго-недолго; помнит обиды долго-недолго; по мелочам расстраивается-не расстраивается и т.п.);
    • проявление воли (самостоятельный-несамостоятельный, дисциплинированный-недисциплинированный, решительный-нерешительный, смелый-трусливый и т.д.);
    • поведение в сложной ситуации (сохраняет спокойствие, теряется, сохраняет логичность и рассудительность речи и поступков – теряет их и т.д.);
    • поведение в состоянии опьянения (спокоен, агрессивен, теряет контроль, замыкается в себе, становится общительным, уединяется; пьет много, средне, мало, пьет много и не пьянеет);
    • нравственное поведение (соблюдение моральных норм, честность и правдивость. Проявление мужества в сложных отношениях со старшими и равными).
  6. Темперамент и характер.
  7. а)  темперамент:

    • общительность (общительный, необщительный, малообщительный, замкнутый; застенчивый-незастенчивый; осторожный-решительный; склонность к лидерству проявляет-не проявляет);
    • эмоциональность (спокойный-раздражительный, невозмутимый-ранимый, сдержанный-возбудимый, пессимистический-оптимистический).

    б) характер:

    • свойства характера, выражающие отношения к людям (доброта, отзывчивость, требовательность, заносчивость и т.д.); труду (трудолюбие, добросовестность, лень, ответственность и т.д.); вещам (аккуратность, неряшливость и т.д.), самому себе (тщеславие, честолюбие, самолюбие, гордость, самомнение, скромность и т.д.);
    • доминирующие черты характера (кардинальные, первичные, вторичные).
  8. Мотивация поведения:
    • доминирующие потребности (физиологические потребности, потребности в самосохранении, принадлежности к социальной группе, уважении своей личности, самовыражении);
    • ценности и установки:
    • а)  личностные оценки (ориентация на самосовершенствование, помощь другим людям, определенную деятельность, удовлетворение своих потребностей);

      б) социальные ценности (ориентация на принятые в обществе моральные нормы, обычаи, нравы);

      в)  материальные ценности (деньги, вещи, собственность);

      г)  политические ценности (отношение к демократии, политическим партиям, образу жизни в стране, личные политические взгляды);

      д) идейные ценности (мировоззрение, вера в бога, отношение к другим религиям и верующим и т.д.);

    • интересы (увлечения и хобби, широта интересов, степень устойчивости интересов);
    • идеалы (наличие идеала: человека, идеи, поступка человека, литературного героя и т.д.).
  9. Социальная адаптация:
    • социальное окружение (взаимоотношения со знакомыми и друзьями, степень признания со стороны окружающих, степень связи с родственниками);
    • восприятие социальной ситуации основывается на реальной оценке обстановки; в действиях преобладает логичность-нелогичность, адаптируется к ситуации быстро-медленно;
    • самооценка (реальная или нереальная оценка своей социальной роли, отношение к мнению других о своих возможностях, уровень притязаний, уверенность или неуверенность в себе).
  10. Способности:
    • общие способности (плавность или беглость речи, уровень оперирования цифрами, богатство воображения, легкость запоминания).
    • специальные способности (организаторские, педагогические и т.д.); способность знакомиться, влиять на людей, полнота обобщений, способность разобраться в людях.

Сбор информации и оценка личности на базе вышеуказанной схемы осуществляется в ходе коммуникаций. В процессе общения люди обмениваются знанием и опытом, передают друг другу различную информацию, добиваются взаимопонимания, общности переживаний, достигают общности действий и намерений, определенного единства в отношении к фактам, событиям, идеям, другим людям и самим себе.

Оценка личности при общении обычно производится на основе экспектации и эмпатии, которые функционируют в основном на подсознательном уровне. 1

Экспектация (ожидание) заключается в подсознательном формировании оценочного суждения о человеке. Наблюдавшему нередко правильно представляется, что наблюдаемый что-то хочет предпринять. Происходит как бы предвосхищение поведения наблюдаемого лица. Такая способность появляется у людей в результате длительного общения друг с другом. Практикой установлено, что лица, постоянно находящиеся в общении, безошибочно предвосхищают поведение друг друга.

Эмпатия – это способность прочувствовать переживания другого человека. Процесс сопереживания обычно не осознается. Эмпатия дает людям возможность познавать многие невысказанные или скрываемые намерения друг друга. Способность человека к эмпатии, как и любая другая предрасположенность, зависит от специфических задатков и соответствующего воспитания. Косвенно эмпатия позволяет судить, насколько собеседник мягок или суров, спокоен или постоянно напряжен, уверен или неуверен в себе и т.д. Эмпатия воздействует на другого человека посредством жестов, внешней и внутренней речи.

Процесс оценки личности начинается с первого впечатления, которое в своей основе представляет собой общее восприятие объекта. Одни люди в условиях первоначального контакта занимаются классификацией, пытаясь отнести собеседника к знакомому им типу людей; другие составляют общее эмоциональное впечатление; третьи обосновывают свое представление о внутреннем мире другого по внешним проявлениям личности и при этом уделяют внимание то содержанию речи партнера, то подмечают его непроизвольные реакции; четвертые настолько верят своему первому впечатлению, что потом ни за что не желают от него отказаться; пятые верят исключительно собственному «прочтению» личности, в отличие от тех, которые допускают, что другие также что-то в человеке могут понять и т.д. Таким образом, первое впечатление практически не дифференцируется, оно обычно не выражено вербально и локализуется на чувственном уровне. Естественно, первое впечатление таит в себе возможность ошибки, которая связана с рядом факторов. Среди источников ошибок можно выделить следующие:

  1. Мнение других лиц. Рекомендуется использовать информацию от других лиц после составления собственного мнения об объекте. В противном случае очень легко впасть в субъективизм, обусловленный поверхностным, шаблонным суждением о человеке.
  2. Галло-эффект. Вам понравился воспринимаемый, вы оцениваете его в терминах «приятного», если же не понравился – в терминах «неприятного». Это общая оценка распространяется практически на любую черту личности. Как правило, галло-эффект имеет тенденцию размывать детали впечатления и формировать общую оценку объекта. Это явление наталкивает наблюдателя на структурирование какого-то устойчивого образа.
  3. Эффект снисходительности. Большинство людей благожелательно подходят к оценке незнакомого человека, многие склонны не замечать его явных недостатков. Однако есть люди, которые предпочитают сомневаться в положительных качествах объекта наблюдения. Иногда это выливается в стратегию: пока человек не докажет своей порядочности, его нельзя считать таковым. Когда мы встречаемся с чрезмерно выраженным эффектом снисходительности, то вполне обоснованно можем предполагать, что ошибки в оценке объекта – следствие психических отклонений у наблюдателя.
  4. Стереотипы. Если наблюдаемый отличается от наблюдающего по какому-либо характерному признаку, то это отличие, бросаясь в глаза, вызывает у последнего строго определенные стандартные образы-стереотипы. Во-первых, это будут этнические и групповые стереотипы, затем клише, связанные с внешним видом, а также шаблоны, касающиеся физической ущербности, особенностей голоса и речи, экспрессивных движений (походка, мимика, жесты). Знание стереотипов восприятия и учет их при общении с представителями различных культур в значительной степени способствуют уменьшению ошибок в интерпретации поведения. Одна из причин ошибки заключается в том, что мы ожидаем от определенного лица вполне определенного поведения.
  5. Психическое состояние. Человек в хорошем настроении всех окружающих оценивает в основном в светлых тонах, и сам вызывает у них симпатию. Человек, пребывающий в депрессии, наоборот, не только сам видит все в сером цвете, но и к себе вызывает неприязненное отношение. Поэтому психические состояние как наблюдателя, так и наблюдаемого может явиться источником ошибок в оценке личности.
  6. Доминирующая потребность. Она делает человека особенно чувствительным к предмету своей потребности: охотник лучше видит зверя, ягодник – ягоду. Следует отметить, что чем сильней потребность, тем чаще в этих ситуациях может быть подмена.
  7. Защитные механизмы:
    • а)  проекция. Суть ее состоит в наделении реальности не присущими ей качествами. Когда человеку кажется, что он в чем-то подозревается, он будет неосознанно винить в подозрении других;
    • б) подавление или вытеснение в подсознание – механизм психологической защиты, при котором происходит активное забывание психического материала;
    • в)  реактивное образование. Принятие человеком чувств и поступков, противоположных тем, что были вытеснены с прямо противоположной стратегией действий;
    • г)  отрицание. Выражается в бессознательном отказе допустить существование отдельных факторов;
    • д) замещение – замена недостижимой цели другой целью;
    • е)  сублимация. Разновидность вытеснения, которая снимает напряжение в ситуации конфликта путем трансформации инстинктивных форм психики в более приемлемые для индивида и общества;
    • ж) рационализация. Убедительные доводы в оправдание своего поведения.
  8. Упрощение. Первое впечатление, как правило, неполно. Человек очень сложен, поэтому многие склонны к упрощению при восприятии. Люди иногда по какому-то отдельному факту делают выводы. Это свойство зависит от индивидуальных особенностей людей.

Все перечисленные источники ошибок встречаются в деятельности сотрудников ОВД. Надо, хотя бы кратко, рассмотреть причины ошибок восприятия и оценки личности:

1) особенности личности воспринимаемого;

2) непреднамеренное или преднамеренное влияние воспринимаемого на воспринимающего;

3) особенности личности воспринимающего.

Индивидуально-психологические особенности воспринимаемых коррелируют со степенью открытости личности. Люди воспринимаются по-разному. Одни как бы открыты для восприятия, о них всегда легко составить первое впечатление. Другие закрыты, о них часто трудно сказать что-либо определенное. Условно выделяют несколько типов людей.

Есть категория людей, плотно скрытых под своим «панцирем» личности, что очень затрудняет доступ к их внутренним переживаниям. Они могут быть интеллектуалами, застенчивыми, недалекими и т.д., но догадаться об этом нелегко. Другие что-то всегда подозревают, чем-то встревожены. Они отовсюду ждут неприятностей, от этого постоянно напряжены и враждебно ко всему настроены. Третьи постоянно в движении, их внутренний мир скрыт за цепью действий и операций. Они субъективно ощущают свое превосходство над другими и гордятся им.

Когда человек осознает, что за ним наблюдают, он незамедлительно старается применить различные уловки, позволяющие выглядеть так, как ему хочется, чтобы его восприняли. Визуально это выражается в искажении или подмене экспрессивных движений (мимики, жестов и т.д.). Следует отметить, что обман может быть преднамеренным и непреднамеренным.

Лицо, тело, руки, голос и речь объекта, являющиеся показателями его внешних реакций, как бы ускользают от нашего внимания. Между тем лицо генерирует мимические движения, ослабляя или усиливая их соответствующим выражением глаз. Тело, имея соответствующие формы, принимая характерные позы, производит благоприятное или неблагоприятное впечатление. Определенная жестикуляция рук вызывает у нас чувство симпатии или антипатии к человеку. Голос с присущим ему диапазоном звуковых частот, резонансом, темпом и другими факторами создает у нас притягательное или отталкивающее ощущение. И наконец, речь, отражающая уровень интеллекта, заставляет нас восхищаться, удивляться или разочаровываться в изучаемом лице.

Исследования психологов нацеливают нас на изучение невербальных коммуникаций – экспрессивных реакций лица, движений глаз, телодвижений, позы, походки, жестов, голоса, речи.

Думается, что сотруднику органов внутренних дел следует иметь как можно больше информации о чертах личности людей, с которыми приходится работать.


1 См.: Губин А.В., Чуфаровский Ю.В. Общение в нашей жизни. М., 1992.




Добавить комментарий