Как составить психологический анамнез

Общая характеристика психологического анамнеза

Для постановки верного клинико-психологического диагноза, необходимо собрать психологический анамнез, или сведения о пациенте. Составить и систематизировать информацию его можно двумя способами исследований:

  • психобиографическим;
  • клинико-психологическим.

Такой расспрос считается основой рационально-собранной сводки информации. Зачастую это помогает:

  • определить объективные данные о возникновении и развитии болезни;
  •  определить объективные данные о жизни пациента в момент недуга;
  • выяснить внутреннюю модель болезни;
  • сделать анализ полученной информации;
  • определить психологические методы исследования психических процессов, состояний, свойств.

В обязанности клинического психолога входит аккуратный, но одновременно не застенчивый сбор информации. В процессе опроса психотерапевт должен расположить к себе пациента и завоевать его доверие. Когда больной чувствует, что ему хотят помочь, он более подробно рассказывает жалобы и другие данные, касающиеся разных сторон жизни. Начинающим психологам стоит быть аккуратным в разговоре. Они не должны приводить примеры из собственной жизни, из жизни родственников, литературы и т.д. Для пациента болезнь кажется уникальной и присущей только ему. Также начинающие клинические психологи должны понимать, что сбор информации не должен напоминать «замочную скважину». Помимо этого психотерапевту необходимо сопротивляться попыткам пациента «завербовать» его в союзники против врачей, которые, по его мнению, плохо понимают и недооценивают состояние.

Хороший анамнез включает в себя следующую информацию:

  • причина возникновения болезни;
  • характерные черты развития симптомов, которые отражают процесс механизмов недуга;
  • внутренняя модель;
  • психологический дискомфорт в период болезни.

Чаще всего в основе возникновения клинического диагноза лежат психологические причины.

Пример 1

ФИО: Хараченко С.В.

Год рождения: 1970 г.

Образование: среднее специальное

Профессия: медицинская сестра

Диагноз: нарушение функции зрения III—VI степени, сахарный диабет после психологической травмы. В ходе сбора психодиагностики выяснилось, что изменение зрения было последствием сахарного диабета, который появился в 1983 году из-за психологической травмы – смерть четырехлетнего брата (утонул).

В психолого-анамнестические сведения входят:

  • жалобы;
  • субъективные и объективные данные о причине, порядке возникновения и развития болезни;
  • информация о биологическом, психологическом, социальном развитии человека до болезни;
  • информация о семейном анамнезе;
  • детальная информация о биологическом, психологическом, социальном состоянии пациента в период болезни;
  • информация о работе, о разных обстоятельствах жизни (социальные/личные).

Нужно выяснить:

  • изменение местожительства с точки зрения географии;
  • выявление наличия краевой патологии;
  • участие в военных действиях;
  • участие в ликвидации аварий на атомных АЭС;
  • участие в ликвидации аварий в местах стихийных бедствий;
  • и т.д.

Характерные черты сбора анамнеза

Информация о первичных симптомах психотерапевты получают от больных, а сведения о поведении пациента – от родственников, проживающих с ним. Эта информация носит дополнительный характер. Ее собирают после объективного исследования. Чаще всего дополнительные сведения собираются:

  • при травмах нервной системы;
  • при черепно-мозговых травмах;
  • после инсульта.

Стоит отметить, что психотерапевт не должен увлекаться сбором большого количества дополнительной информации. Лучше всего собрать хороший анамнез при первой встрече, который несет в себе большую психодиагностическую ценность, чем при дополнительном сборе. Детализация анамнеза связана с возникновением диагностической гипотезы. Она проводится после составления психолого-анамнестических сведений с результатами объективного обследования пациента.

Беседу с пациентом надо начинать со знакомства, при котором психотерапевт должен представиться и объяснить цель нахождения клиента в данном кабинете. Обращение к больному должно быть официальным по имени и отчеству. Для того, чтобы наладить контакт с пациентом, можно спросить его о настоящем/прошлом местожительстве, о проведенном отпуске и т.п.

Для получения информации о жалобах применяют следующие методы, которые чаще всего используются вместе:

  • самостоятельный рассказ пациента;
  • наводящие вопросы.

Психотерапевт при сборе информации должен начинать с наводящих вопросов:

  • Что заставило Вас обратиться к психотерапевту? (при условии, что приход к психологу было желанием самого пациента)
  • Как Вы думаете, почему Ваш врач направил Вас к психотерапевту? (при условии, что приход к психологу было требованием врачей)

Часто пациент говорит об ухудшении состояния, на что психотерапевт должен объяснить, почему он «не лечит и не выписывает лекарства». При такой ситуации позиция психолога должна быть однозначной, так как проблема больного психологического характера, он должен сам желать решить ее. Задача психотерапевта – выяснить направленность проблемы. Если после этого пациент начал излагать жалобы, то прерывать его не следует. Вопросы задаются в момент растерянности клиента, алогичности рассказа и неумения подобрать необходимые слова. Во время опроса психотерапевт должен тактично задать несколько главных вопросов с профессиональной точки зрения.

Психолог должен уметь быстро находить уточняющие вопросы, которые не должны быть утверждающими, например:

  • У Вас плохая память?
  • Часто ли Вы испытываете слабость?
  • и т.п.

Уточняющие вопросы задаются после получения ответа. Например, ответ о плохой памяти – уточнение психолога: периодичность, глубина и частота забывчивости и т.д.

В процессе описания неврозов и стрессовых состояний необходимо аккуратно выявить их причину, принимая во внимание индивидуальные реакции пациентов на эти сведения. Необходимо помнить: длительное эмоциональное перенапряжение и интеллектуально-эмоциональное напряжение могут быть причинами развития неврозов. К долгому эмоциональному перенапряжению относят:

  • заботы;
  • неуверенность в себе, в близких;
  • нарциссизм;
  • неудача семейной жизни;
  • нелюбовь к работе;
  • и т.п.

К интеллектуально-эмоциональному напряжению относят:

  • работу водителем;
  • работу учителем;
  • и т.п.

Клинический психолог должен быть осторожен при разговоре с пациентом, который принимал участие, например, в войне. Такие люди очень ранимы и разговор о воспоминаниях может подавить их психологическое состояние.

Замечание 1

Если больной, по словам, например, родственников, не коммуникабелен, плохо рефлектирует на окружающих и т.п. психотерапевт не должен отказываться от контакта с ним. Нельзя подменять полученную информацию на данные родственников. Язык общения можно найти всегда, например, ответ можно получить при помощи движения головы, записи на бумаге и т.д. Задача психотерапевта – найти подход к каждому больному.

Пример 2

ФИО: Фомин В.В.

Год рождения: 1964 г.

Образование: незаконченное среднее

Место работы: безработный

Диагноз: частичная атрофия зрительных нервов, гипертрофическая симптоматия сетчатки глаз.

Социальный анамнез: пациент в статусе безработного с 1995 года. Он считает себя нетрудоспособным. Живет с женой, но при этом они находятся в разводе. Имеет 2 детей – 9-ти и 14-ти лет, которые оказывают ему помощь. По словам пациента, жена хочет избавиться от него, а ему некуда идти: мать умерла, отец живет далеко в маленькой квартире. Имеет пристрастие к алкоголю. Его часто навещают друзья.

Психодиагностический анамнез:

  • в процессе анализа проявлял агрессию;
  • наблюдалась резкая смена настроения;
  • отрицал психодиагностического исследование;
  • затруднение обследования заключалось в невозможности использования визуальных методик;
  • из-за предпоследнего пункта исследование строилось на словесном варианте работы, например, «Сравните понятия», «Экстраинтроверсия» и т.п.;
  • отказ от изучения письма.

Для того, чтобы детализировать психодиагностический анамнез, в дополнение использовалось заявление, написанное пациентом.

Подготовка гипотезы диагноза

Анамнез данных о жизни является важной частью подготовки гипотезы диагноза. Они фиксируются в психологической карте для выявления патогенной роли условий жизни, особенно, которые имеют весомое значение для установления этиологии заболевания.

Также большую роль играют данные о профессиональной специфике работы приблизительно во временном промежутке – последние 10 лет. При этом необходимо выявить и оценить:

  • характер работы;
  •  ее напряженность;
  •  разнообразие в заданиях;
  • нарушение ритма отдыха;
  • перенапряжение внимания;
  • длительность интеллектуального напряжения;
  • имеет ли работа опасность для жизни клиента.

Исследование биографии и поведения пациента помогает психотерапевту сформировать представление по поводу:

  • интеллекта;
  • характера;
  • психического состояния.
Вывод

Принцип сбора психолого-анамнестических сведений совершенствуется с ростом психологического опыта, с развитием логического мышления. Результат целостности психотерапевта, его рост, способность к расширению принадлежности пациентов являются его деловыми и профессиональными качествами. Благодаря этому возможно равновесие между принадлежностью другим людям и собственной индивидуальностью.

Автор статьи

Валентина Николаевна Норина

Эксперт по предмету «Психология»

преподавательский стаж — 38 лет

Задать вопрос автору статьи

Понятие «психологический анамнез»

Определение 1

Психологический анамнез – это получение сведений из истории жизни пациента, непосредственно касающихся психологических аспектов проблем со здоровьем и индивидуальных психологических особенностей.

Термин анамнез имеет греческое происхождение и является медицинским термином. В переводе он означает «воспоминание».

Сведения о больном и его заболевании получают во время опроса самого пациента. Данная информация необходима для выбора оптимального лечения и профилактики.

Первоначально понятие психологический анамнез использовалось в медицинской психологии, и специалисты выделяли объективный и субъективный анамнез. Для получения объективного анамнеза сведения о больном получали от окружающих его людей, а сведения, которые давал сам больной, относились к субъективному анамнезу.

Логотип baranka

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе

Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Получить скидку 3 000 ₽

Сегодня понятие психологический анамнез вышло за рамки медицинской психологии, и не имеет обязательную связь с процессом болезни. Специалисты употребляют этот термин как синоним понятия «история индивидуального развития ребенка». Собирается информация о причинах нарушений в обучении, развитии ребенка, его воспитании, о потенциальных возможностях, направленности его интересов для того, чтобы ответить на практический запрос, для этого выдвигается целый ряд гипотез.На основании выдвинутых гипотез психологи применяют различные методы обследования ребенка и пути коррекции психического развития.

Замечание 1

Значение анамнестического метода особенно велико в детской психиатрии.

При установлении умственной недостаточности, важной частью диагноза, например, является точный и детальный анамнез. Надо сказать, что термин анамнез, заимствованный из медицины, не означает переноса в психологию принципов сбора и анализа анамнестических данных.

«Примеры психологического анамнеза» 👇

В интересах медицины и психологии лежат разные стороны развития ребенка даже при одних и тех же фактах. На первый план, с точки зрения психологии, выступает процесс усвоения ребенком социального опыта. Важными для анализа являются первые годы жизни ребенка, состояние матери во время беременности – это дает возможность выдвинуть гипотезу об особенностях родительско-детских отношений. Отдельные факты позволяют сделать предположения о характере развития малыша, предположить точки и зоны девиаций этого развития. При сборе этих данных можно строить само обследование уже на уровне диагностической гипотезы.

Психологический анамнез предполагает также выявление семейной и социальной ситуации, в которой происходило развитие ребенка.Если по той или иной причине собрать психологический анамнез невозможно, то подробно описываются жалобы лиц, которые обратились за консультацией, и их наблюдения за ребенком.

Каждый вариант отклоняющегося развития имеет свои специфические особенности психологического анамнеза. Об этом должен знать психолог, работающий в коррекционном учреждении определенного вида и уметь отражать эти особенности в диагностической гипотезе. Он должен так же уметь собирать соответствующие анамнестические данные.

Составление психологического анамнеза и его принципы

При составлении психологического анамнеза существенной трудностью является то, что данные, на которые приходится опираться психологу, сохраняются только в памяти родителей. Как правило, наиболее ярко они помнят особенности поведения, черты характера, занятия, т.е. отдельные эпизоды из жизни малыша.

Очень ограниченными являются характеристики психического развития ребенка, специфические для каждого возрастного этапа и хотя бы косвенно свидетельствующие о каких-либо новообразованиях. Психолог далеко не всегда может установить реальную динамику определенных сторон развития ребенка. При сборе анамнестических данных психолог должен руководствоваться следующими принципами:

  • принцип структурности, т.е. оценки каждого явления через сумму общих сведений;
  • принцип комплексности предполагает учет и анализ всех, полученных в ходе анамнестического исследования, данных;
  • принцип детерминированности или причинной обусловленности проявлений психики личности;
  • принцип целенаправленности.

Анамнестическое исследование оказывает помощь в постановке психологического диагноза для дальнейшей коррекции и развития ребенка.

Содержанием анамнестического метода являются все сферы психики ребенка – интеллектуальная, познавательная, эмоционально-волевая, сфера мотивации, коммуникативная и др.

Нормативные показатели описываются в рамках возрастной психологии, опираясь на которую решаются две задачи:

  • во-первых, уровень развития психики на том или ином этапе, сравнивается с нормой, которая опирается на особенности социальной ситуации развития, психологические новообразования, ведущую деятельность;
  • во-вторых, схема анамнестического исследования составляется с опорой на схему возрастной периодизации.

Кроме субъективного и объективного анамнеза, изучается дополнительная информация – медицинская карта, дневник успеваемости, характеристика, имеющиеся образцы деятельности ребенка.

Замечание 2

Главной задачей психолога является установление факторов, определяющих значимые обстоятельства жизни и степень их влияния на развитие психики ребенка.

Значительное место в анализе истории развития ребенка должно отводиться установлению стрессовых или психогенных факторов и факторов риска, например, разлука с матерью или с семьей в целом.

Важным принципом является установление характера и степени влияния на ребенка объективных условий и обстоятельств его жизни.

Постоянно действующие факторы, являющиеся уже хроническими, требуют особого внимания и среди них, прежде всего, виды неправильного воспитания.

Схема психологического анамнеза

Схема психологического анамнеза строится по возрастному принципу.

Первые три раздела включают сведения общего характера, к ним относятся анкетные данные ребенка и сведения о семье, особенности перинатального периода развития ребенка, перенесенные заболевания и состояние здоровья к моменту его обследования, наличие травм, операций, хронических заболеваний.

Далее собирается информация, кто воспитывал ребенка с момента его рождения, кто ухаживал в течение первых 2-х лет жизни.

Посещение детского дошкольного учреждения, с указанием типа – дневное, круглосуточное, специальное. Каковы отношения ребенка в детском коллективе, наличие перемен в обстановке, где рос ребенок, например, частые переезды и реакция на них.

Развитие ребенка до 3-х лет – особенности развития моторики, первые сенсомоторные реакции – когда начал сидеть, стоять, ходить. Сроки появления первых слов, фраз, активность к окружающим предметам, любопытство.

Время овладения предметными действиями, т. е. начало самостоятельного потребления пищи, умение одеваться, раздеваться. Наблюдающиеся трудности в поведении, любимые занятия и игры.

Развитие в дошкольном возрасте – любимые занятия, игры, кому отдает предпочтение среди взрослых и сверстников, знает ли стихи, смотрит ли телевизионные передачи.

Домашние обязанности, совместные формы деятельности с взрослыми, отношения к членам семьи, типичные конфликты и их частота.

Наказания и поощрения в семье, актуальные запреты, досуг, проявляется ли инициатива и в чем. Наличие страхов и нежелательных проявлений.

Следующий этап – младший школьный возраст, когда ребенок пошел в школу, насколько быстро адаптировался, какое учебное заведение посещает – общеобразовательная школа, спецшкола, интернат и др.

Успеваемость, любимые предметы, отношения с одноклассниками и учителями, участие в школьной жизни.

Круг внешкольного общения – кружки, спортивные секции, досуг ребенка. Развитие ребенка в предподростковом и подростковом возрасте – физическое развитие, изменения в поведении и интересах, взаимоотношения в семье, тенденции к самостоятельности, участие в неформальных организациях.

Данные вопросы являются схемой для составления истории развития ребенка и, естественно, отдельные пункты необходимо конкретизировать в зависимости от конкретных условий.

Данная схема не содержит каких-либо указаний на их диагностическое и прогностическое значение. Психолог-консультант с помощью родителей получает информацию для того, чтобы оценить уровень развития ребенка, определить природу его трудностей, их сложность и глубину, выделить факторы, которые способствовали появлению этих трудностей, и определить сферу воздействия с целью их устранения.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

АНАМНЕЗ И НАБЛЮДЕНИЕ КАК МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ  ДИАГНОСТИКИ

Анамнез — совокупность сведений, которые собирают от больного для установления диагноза и прогноза. Медицинский анамнез включает расспрос о проявлениях (жалобы больного) и течении болезни, а также о прошлой жизни. Последний включает сведения о прошлых заболеваниях, наследственно­сти, о семье, профессиональной деятельности, об условиях жизни, вредных привычках и др.

Психологический анамнез отличается от медицинского тем, что его задачей является получить от больного сведения для оценки его личности как сложившейся системы отношений к самому себе и, в особенности, отношения к болезни и оценки того, насколько болезнь изменила всю эту систему. Медицин­ский анамнез в субъективных жалобах больного призван рас­крывать объективные проявления болезни. Психологический анамнез в данных о течении болезни и жизненном пути при­зван выявить, какое отражение болезнь получает в субъек­тивном мире больного, как сказывается на его поведении, на всей системе личностных отношений. Внешне медицинский и психологический анамнез как методы исследования весьма сходны — расспрос может идти по одному плану, но их цель и использование полученных данных совершенно отличны. Пси­хологический анамнез также делится на анамнез болезни и анамнез жизни.

Психологический анамнез болезни. Эта часть психологиче­ского анамнеза состоит из выслушивания жалоб больного и расспроса о влиянии болезни на различные отношения боль­ного.

Жалобы больного важны не столько тем, на что больной жалуется, сколько в какой манере и какими словами эти жа­лобы предъявляются. Уже по тому, как высказываются жа­лобы, можно бывает получить первое представление об осо­бенностях личности больного, даже о базисе этой личности — характере. При эпилептоидной акцентуации характера больные жалуются неторопливо и, казалось бы, немногословно, но при этом обнаруживают чрезмерную склонность к детализации, по­требность рассказать о всех самых несущественных мелочах, не имеющих непосредственного отношения к сути дела подроб­ностях. Такие больные не выносят, когда их перебивают, в тре­бовании кратких и четких ответов по существу они видят не­внимательность к себе, желание поскорее от них отделаться. Они склонны заподозрить неблагожелательное отношение к себе и тогда замыкаются, угрюмо отмалчиваются или огра­ничиваются лаконичными неохотными ответами сквозь зубы, не дающими спрашивающим почти никакой информации. В случаях истероидной акцентуации характера выступают претенциозность в предъявлении жалоб, чего бы они ни касались, театральная манера высказывания, излишняя аффектация. Больной своими жалобами, красочным описанием своих стра­даний и переживаний стремится произвести впечатление не­обычности, исключительности, сосредоточить на себе особое внимание. При сенситивной и шизоидной акцентуации харак­тера нередко приходится встречать излишнюю сдержанность в предъявлении жалоб, многое раскрывается только при наво­дящих вопросах. Скупость высказываний у сенситивных чаще всего бывает обусловлена застенчивостью, а у шизоидных — тем, что у них самих уже сложилось свое собственное четкое пред­ставление о болезни и они сообщают по своей инициативе лишь те сведения, которые им самим представляются важными. При психастенической акцентуации характера сразу вслед за жа­лобами, а иногда и вместо них можно услышать пространные рассуждения о природе болезни, о ее причинах, закономер­ностях течения, изложение собственных гипотез больного и т. п. Но за всем этим обычно стоят тревожная мнительность, опа­сения наихудшего, хотя и маловероятного, и все эти рассуж­дения нередко служат для самоуспокоения. Иллюстрацией сказанного могут послужить два типа жалоб, встречающиеся у больных неврозами сердца [Балонов Л. Я., 1959; Кургановский П. П., 1965]. Одни больные в ярких выражениях и с боль­шой эффектацией расписывают, как «сердце хочет выскочить из груди», то сжимается, то разбухает, то поет, то сверлит, то замирает, «вот-вот остановится». Другие скрупулезно перечис­ляют частоту пульса в разных ситуациях, число перебоев и т. п., сразу же добавляя свое суждение о причине того и дру­гого. Не менее чем тип акцентуаций характера в жалобах боль­ного может раскрываться его отношение к болезни [Личко А. Е., Иванов Н. Я., 1980]. При ипохондрическом типе отношений больные ищут ситуации, где можно излить жалобы, при апа­тическом типе отношения уклоняются от их предъявления, даже когда это необходимо. При эргопатическом типе отно­шения к болезни («бегство от болезни в работу») больные строго отбирают, о чем сказать и о чем лучше умолчать, чтобы не возникло препятствий для продолжения работы. При сен­ситивном типе отношения больные своими жалобами боятся произвести неблагоприятное впечатление, а при обсессивно-фобическом, наоборот, страшатся «забыть», не сказать чего-либо, что, по их представлению, способно предотвратить воз­можные неправильные и даже опасные для них действия врача. При неврастеническом типе отношения к болезни нередко в тоне, которым предъявляются жалобы, сквозит несдержи­ваемое раздражение, что до сих пор от этих неприятных ощу­щений больной не избавлен, а при паранойяльном типе — оз­лобление на всех и на все.

валидность – предыдущая | следующая – психологический катализатор

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание

1. Понятие психологического анамнеза

2. Способы сбора психологического анамнеза

1.
Психологический
анамнез
в
психологическом консультировании
понимается как получение максимального
количества информации о
клиенте и его проблемах. Сбор
психологического анамнеза для начального
этапа понимания проблем клиента начинает
осуществляться уже с первой встречи, а
в некоторых случаях для этого отводятся
специальные сессии в рамках процесса
кон­сультирования. Сбор анамнеза
осуществляется
в процессе всего консультирования и
помогает консультанту создавать “потрет”
личности клиента
в динамике изменений, каждый раз добавляя
все новые и новые штрихи.

Выделяют три
блока информации о клиенте:

демографическая
информация:

– возраст;

– пол;

– семейное положение;

– профессия;

– образование;

актуальные
проблемы и нарушения:

– время
возникновения нарушений;

– события, которые
повлияли на возникновение нарушений;

– события, ставшие
следствием нарушений;

– попытки клиента
(если имелись) самостоятельно справиться
со своими проблемами, результаты этих
попыток;

– случаи обращения
клиента к другим специалистам (если
имелись);

– событие, причина,
непосредственно подтолкнувшие клиента
обратиться к консультанту;

– семейный анамнез
(алкоголизм, наркомания, психические
на­рушения у родителей, родственников);

психосоциальный
анамнез (значимые личностные отношения):

– особенности
пренатального периода (процесс протекания
бе­ременности у матери) — окружающая
обстановка (доброжела­тельная,
конфликтная), нагрузки, отношения с
отцом ребенка; употребление алкоголя,
курение, попытки аборта данного пло­да
(если имели место), общее состояние
здоровья в этот период;

– особенности родов
(имелись ли осложнения);

– младший школьный
возраст — динамика развития, учеба,
от­ношения со сверстниками;

– отрочество и
юность — отношения со сверстниками
обоих по­лов, период полового созревания,
учеба, значимые события;

– взрослый период
— степень реализованности клиента,
отноше­ния на работе, в семье, значимые
события, жизненная пози­ция, планы на
будущее.

2. Выделяются следующие способы сбора психологического анамнеза:

• беседа с клиентом;

• наблюдение за
поведением клиента,
особенностями реагирова­ния,
невербальными проявлениями;

• изучение отчетов,
мнений других
специалистов, если клиент пришел на
консультацию по направлению;

• психодиагностика,
в которую, в
зависимости от запроса клиен­та и
локуса жалобы, могут
входить следующие методики:

– тесты способностей,
интеллекта,
познавательной сферы;


личностные
тесты, выявляющие
особенности
различных сфер личности клиента:
эмоционально-волевую, мотивационную,
характерологические и темпераментные
особенности и т. п., самооценку, уровень
социального интереса и т. п.;


ситуативные
тесты, выявляющие
актуальное
состояние кли­ента на
момент тестирования;


проективные
методики: рисунки,
сны, сочинения и т. п., по­зволяющие
оценить и понять
личность как ситуативно, так и в целом.

Вопрос 20. Оценка проблем клиента

1.
Понятие оценки проблем клиента

2.
Критерии принятия решения о консультировании

3.
Причины отказа от проведения
консультирования

1.
В конце первого этапа процесса
консультирования консуль­тант
должен решить, будет ли осуществляться
консультиро­вание данного клиента.

Это решение должно
быть взвешенным и адекватным, и
кон­сультант обязан
оценить и проанализировать многие
факты.

2. Выделяют
следующие критерии принятия решения о
консульти­ровании:

• глубина
и характер проблем, с
которыми пришел клиент, и их
соответствие компетенции консультанта;

• сила
дезадаптации, стресса и напряжения, в
котором находится клиент, вызванных
конфликтом между его потребностями и
требованиями среды;

• мотивация
клиента, причины,
по которым он обратился к кон­сультанту,
и его потребности;

• уровень
психического дискомфорта, вызванного
проблемой, конфликтом клиента;

• результаты
диагностических процедур;

• адекватная
оценка консультантом своих профессиональных
возможностей и способности
помочь клиенту решить его трудности;

• социальное
окружение клиента: возможность
прогресса вне ситуации консультирования
может
повышаться или понижаться в зависимости
от того, какая обстановка сопровождает
клиента в
повседневной жизни, как его домашние
относятся к его проблеме и т. п.;

индивидуальные
особенности клиента.

– возраст (от 10 до
60 лет);

– социальное
положение;

– образование;


интеллектуальная сохранность и отсутствие
органических
нарушений
в этой области;

– уровень интеллекта;

– знания клиента
в области психологии;

качества
личности клиента:


способность
к рефлексии;

– устойчивость;

– способность к
адекватному мышлению;

– определенный
уровень самоконтроля.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Добавить комментарий