Как составить психологический опрос

Правила составления анкет для психологического исследования

Основные принципы построения анкеты состоят в следующем:
Первый принцип: учет особенностей восприятия респондентом текста анкеты. Это ведущий принцип, из которого следуют все другие требования к ее построению.

Второй принцип: непременный учет специфики культуры и практического опыта опрашиваемой аудитории. Это требования, касающиеся общей структуры опросного листа. Например, при опросах рабочих вряд ли разумно пространно объяснять научные цели проводимой работы. Лучше подчеркнуть ее практическую значимость. Опрашивая же экспертов, следует указать и практические, и научные цели исследования.

Третий принцип: вытекает из того, что одни и те же вопросы, расположенные в разной последовательности, дадут разную информацию. Например, если сначала поставить вопрос об уровне удовлетворенности какой-то деятельностью и ее условиями (труда, быта и т.п.), а затем – вопросы на оценку частных особенностей деятельности (удовлетворенность содержанием работы, заработком, бытовым обслуживанием и прочее), то общие оценки будут влиять на частные, снижая (или, напротив, повышая) их независимо от специфики того или иного аспекта общей ситуации.

В таком случае следует частные вопросы ставить первыми, обобщающий – в конце соответствующего «блока», предваряя фразой: «А теперь просим Вас оценить в целом, в какой мере вы удовлетворены …чем-либо» и т.д. Оценка частных условий труда, быта и прочее предваряет общую, заставляет респондента более ответственно подойти к итоговой оценке, помогает разобраться в собственных настроениях.

Четвертый принцип: смысловые «блоки» опросного листа должны быть примерно одного объема. Доминирование какого-то «блока» неизбежно сказывается на качестве ответов по другим смысловым «блокам». Например, в анкете об образе жизни, детально расспрашивая об условиях труда, а затем, уделяя 2-3 вопроса условиям быта, мы заведомо даем понять респонденту, что первое важнее, и тем самым оказываем на него давление. Несогласные с такой позицией исследователей, возможно, неумышленно будут снижать оценки по блоку «работа», а заодно – и по другим аспектам тематики опроса.

Пятый принцип: касается распределения вопросов по степени их трудности. Первые вопросы должны быть более простыми, далее следуют более сложные (желательно событийные, не оценочные), затем – еще сложнее (мотивационные), потом – спад (снова событийные, фактологические) и в конце – наиболее сложные вопросы (один-два), после чего следует завершающая «паспортичка» (информация о поле, возрасте и т.п.).

Расположение коммуникативных блоков анкеты. Под коммуникативными блоками имеются в виду такие составляющие анкеты, которые направлены не непосредственно на сбор ответов, а на его организацию. Речь идет об обращении к респондентам, преамбуле к анкете, инструкции о ее заполнении, выражении благодарности и некоторых других.

  • Эпиграф к анкете. Эпиграф, как известно, выполняет «настраивающую» функцию, задает определенное направление мыслям читателя. Так, несколько лет назад были отпечатаны анкеты о труде. На их титульном листе были помещены высказывания о роли труда, принадлежащие знаменитым людям. Совершенно очевидно, что выполняя роль определенных ориентиров, эти эпиграфы создают впечатление о тенденциозности анкеты. Они навязывают опрашиваемым определенное отношение, заставляют их отвечать в соответствии с духом тех высказываний, которые напечатаны на титуле. Поэтому употребление эпиграфов, касающихся содержания исследования, неприемлемо.

Другое дело, если эпиграфы подчеркивают роль общественного мнения, важность мыслить самостоятельно, необходимость участвовать в обсуждении общественно важных проблем. Такие эпиграфы активизируют респондентов, и их роль в формировании мотивации к участию в опросе чрезвычайно положительна (надо отметить, что случаи, когда анкету снабжали каким-либо эпиграфом, пока крайне редки).

  • Обращение к респондентам. Ни у кого не вызывает сомнения, что любой текст, предназначенный для восприятия кем-то помимо автора и побуждающий к каким-либо действиям, должен быть снабжен обращением. В анкетах обычно используются такие обращения, как «молодой человек», «девушка», «уважаемый …» и т.п. Поскольку работа с анкетой должна осуществляться одним человеком, естественно, что обращение формулируется в единственном числе.
  • Паспортичка (или объективка). Объективку можно назвать, конечно, не столько чисто коммуникативным, сколько содержательным блоком вопросов о социально-демографических характеристиках респондентов. В то же время это как бы визитная карточка респондента, его схематичный автопортрет, и полное отсутствие объективки нередко воспринимается участниками опроса как существенный недочет в организации общения с ними. Поэтому о ней правомерно говорить наряду с другими коммуникативными блоками.

Где расположить объективку? Так как ее вопросы являются, как правило, для респондентов нетрудными, ее располагают либо в начале, либо в конце анкеты. Так, в первом случае это объясняется необходимостью подготовить респондента к ответам на более сложные вопросы, во втором, наоборот, предполагаемой усталостью от работы с анкетой. В пользу того, чтобы размещать ее в конце анкеты, говорит и тот факт, что сопряженность актов доверия распространяется и на объективку, поэтому при размещении в конце респонденты ее обычно и заполняют. Если же с нее анкета начинается, у респондента могут возникнуть сомнения в анонимности опроса, особенно если речь идет о выяснении знаний и внутренних состояний. Когда же основной целью является сбор сведений о фактах, не затрагивающих интимных или острых вопросов, то начало анкеты с объ-ективки незначительно влияет на нежелание респондентов участвовать в опросе и в конечном счете на их качество.

Если же решено объективкой анкету начать, то не следует сразу задавать социально-демографические вопросы. Целесообразным и более вежливым будет вставить преамбулу, например: «Для того чтобы быть уверенными, что мы опросили все основные группы молодежи, просим Вас сначала сообщить самые общие сведения о себе».

Чем закончить анкету? Для любого вежливого человека естественно в конце общения, происшедшего по его инициативе и удовлетворившего как-то его интересы, выразить благодарность. Желательно в конце анкеты помещать высказывания: «Большое спасибо за ответы», «Спасибо Вам за помощь», «Благодарим за участие в исследовании» и т.п. Однако нередко прежде чем закончить общение, социолог интересуется у опрашиваемых, насколько интересным, полезным или своевременным считают они опрос («Насколько важным считаете Вы проведение данного опроса?»). Кроме того, некоторые анкеты заканчиваются предложением участвовать в последующих опросах («Если Вам представляется полезным проведение опросов и Вы хотите принимать в них участие, оставьте, пожалуйста, свои данные»). Наконец, некоторые исследователи считают необходимым, прежде чет попрощаться с респондентом, предоставить ему еще одну возможность высказаться или дописать то, что он не сообщил в своих ответах. Поэтому встречаются и такие предложения: «Ваши замечания, предложения, соображения по поводу опроса Вы можете изложить на свободном месте» (в таких случаях респонденты имеют возможность написать что-либо на полях, на обложке анкеты, что некоторые и делают).

Обычная последовательность смысловых разделов анкеты такова:

  1. Введение, в котором указано: кто (организация или научное учреждение, но ни в коем случае не авторы анкеты, ибо это может быть неверно воспринято респондентом) и для чего проводит опрос, как будут использованы данные; если требуется по содержанию вопросов, гарантия анонимности информации, инструкция по заполнению анкеты и прочие организационные моменты.
  2. Вступительные вопросы (контактные вопросы).
  3. Основные вопросы.
  4. Заключительные вопросы (см. выше: чем закончить анкету?).
  5. «Паспортичка» (сведения о демографических данных опрашиваемого).
  6. Благодарность за сотрудничество в проведении опроса. Часто это повторная благодарность, так как во введении пишут: «Заранее благодарим Вас за сотрудничество».

Ключевые слова: Опрос

Источник: Киреева З.А., Методы психологического исследования

29 июля 2021 г.

Исследовательская психология является важным аспектом выявления нежелательного поведения в области психического здоровья и разработки эффективных методов лечения для его смягчения. Психологи часто просматривают тематические исследования психологии и другие опубликованные отчеты, чтобы собрать относительную информацию о симптомах пациента. Знание актуальности тематических исследований психологии в области медицины может помочь вам понять потребность в них в будущем. В этой статье мы рассмотрим, что такое кейс-стади по психологии, почему важно проводить эти исследования, типы кейсов и как написать кейс-стади по психологии с полезными советами.

Что такое психологический кейс?

Психологический кейс — это тщательное исследование одного человека, сообщества или события, основанное на наблюдениях, фактах и ​​экспериментах для сбора информации. Психологи собирают информацию для тематического исследования с помощью психометрического тестирования, наблюдения, интервью, экспериментов и архивов тематических исследований. Эти исследования обычно изучают психологические процессы и поведение, чтобы предоставить информацию для будущих исследований состояния или поведения. Иногда в тематическом исследовании могут наблюдаться все стороны жизни и поведения человека.

Почему кейсы по психологии важны?

Психологические тематические исследования важны, потому что они могут помочь поддержать психологические теории и помочь в разработке методов лечения или подтверждении диагнозов. Они также могут позволить будущим психологам провести дополнительные углубленные эмпирические исследования для обзора, чтобы расширить свои собственные тематические исследования. Наличие предварительных тематических исследований для сравнения информации также может помочь в процессах разработки исследований в будущем.

Типы психологических кейсов

Вот шесть типов тематических исследований, которые психолог-исследователь может решить провести:

  • Коллективные тематические исследования: психолог изучает группу людей или сообщество в определенных условиях.

  • Описательные тематические исследования: это включает в себя наблюдение и изучение человека с использованием описательной теории и сравнение данных исследований с существующими теориями.

  • Объяснительные тематические исследования: исследователь исследует определенные условия или события, чтобы найти объяснение явления.

  • Исследовательские тематические исследования: психолог собирает крупномасштабную исследовательскую информацию, чтобы получить глубокие знания по предмету, прежде чем разрабатывать исследовательскую гипотезу и методологии. Эти исследования полезны при попытке доказать, что исследование до разработки методов имеет важное значение для тематического исследования.

  • Инструментальные тематические исследования: это включает изучение взаимосвязи между переменными, чтобы понять или получить представление о явлении.

  • Внутренние тематические исследования: исследователь изучает один личный субъект и то, как его опыт может повлиять на его психическое здоровье и поведение.

Преимущества психологических кейсов

Вот некоторые общие преимущества тематического исследования психологии:

  • Это позволяет исследователям анализировать поведение и условия, которые трудно воспроизвести в лабораторных условиях.

  • Исследования дают исследователю дополнительную информацию о явлении, чтобы лучше понять его.

  • Это может позволить исследователям собирать и документировать информацию о редких состояниях или случаях.

  • Это может предоставить новые доказательства в поддержку соответствующих психологических теорий.

  • Это может помочь исследователям разработать гипотезу, которая может быть полезна для других психологических исследований в будущем.

Как написать кейс по психологии

Если вы думаете о написании собственного тематического исследования, рассмотрите следующие восемь шагов, которые помогут вам начать работу:

1. Соберите информацию для создания профиля субъекта

Важно понять как можно больше о предмете исследования, прежде чем разрабатывать методы исследования и гипотезу. Вы можете использовать предыдущие тематические исследования для получения дополнительных данных, которые могут помочь вам провести и понять теории или информацию, чтобы улучшить ваше исследование для тематического исследования. После сбора информации из предыдущих исследований соберите информацию по этому вопросу из следующих четырех областей:

  • Официальные или государственные записи: сюда входят трудовая книжка, академическая история и медицинские записи.

  • Личные вещи: Сюда входят дневник субъекта, фотографии, личные заметки для себя и официальные клинические записи или отчеты.

  • Интервью: это включает в себя прямые беседы с субъектом, а также с его друзьями, семьей, коллегами, преподавателями, соседями и работодателями.

  • Наблюдения: это включает в себя наблюдение за субъектом, когда он выполняет повседневные дела.

2. Выберите метод тематического исследования

При разработке тематического исследования по психологии можно выбрать один из двух методов: проспективный метод и ретроспективный метод. Подумайте, что исследует тематическое исследование и какое исследование вы надеетесь обнаружить, чтобы выбрать правильный метод. Перспективное тематическое исследование включает наблюдение за человеком или группой, чтобы определить и понять психологические результаты. Ретроспективные тематические исследования используют историческую информацию, такую ​​как диагноз субъекта, чтобы определить, какие факторы на протяжении всей его жизни могут повлиять на психологическое здоровье субъекта и его предыдущее поведение.

3. Соберите информацию о прошлом субъекта

Первый раздел тематического исследования включает историю или предысторию субъекта. В этом разделе психолог-исследователь собирает следующую информацию:

  • Возраст

  • Пол

  • Статус занятости

  • Статус здоровья

  • Члены семьи

  • Семейное положение

  • История здоровья семьи

  • История наркотиков и алкоголя

  • Проблемы в жизни

  • Жизненные цели

  • Навыки совладания

  • Сильные стороны

  • Слабые стороны

4. Опишите симптомы или проблемы субъекта.

Включите любые эмоциональные, физические или сенсорные симптомы, которые может испытывать субъект, чтобы разработать надлежащее лечение. Мысли, чувства или опасения, связанные с симптомами, которые испытывает субъект, также ценны для документирования в вашем исследовании. Если субъект проходит какое-либо тестирование, опишите все баллы и оценки, относящиеся к тематическому исследованию.

5. Проанализируйте данные и поставьте диагноз

Этот шаг включает в себя использование данных вашего исследования для анализа и выбора соответствующего диагноза для субъекта. Чтобы предоставить доказательства в поддержку вашего диагноза, объясните каждый шаг ваших методов исследования и включите симптомы субъекта. Симптомы также могут оказать поддержку и показать, насколько субъект соответствует диагностическим критериям определенного расстройства.

6. Выберите подход к лечению

Следующим шагом в написании тематического исследования по психологии является выбор подхода к лечению после постановки диагноза. Вот четыре подхода к лечению, которые вы можете использовать:

  • Когнитивно-поведенческий подход: этот подход позволяет психологу предлагать лечение с использованием терапевтических сеансов и позволяет субъекту развивать когнитивно-поведенческие механизмы преодоления. Когнитивно-поведенческая терапия может помочь людям скорректировать свой образ мышления и создать более здоровые модели мышления для улучшения своего психического здоровья.

  • Гуманистический подход: этот подход описывает методы лечения, связанные с поведением, чувствами и самооценкой субъекта. Психолог может использовать гуманистическое лечение, чтобы помочь субъекту реализовать свой потенциал и улучшить общее самочувствие.

  • Психоаналитический подход. Психоаналитические методы лечения используют разговорную терапию для понимания аспектов бессознательного и того, как оно может влиять на поведение. Этот подход может помочь выявить любые подавленные переживания или воспоминания, которые могут спровоцировать симптомы психического заболевания.

  • Фармакологический подход. Психиатры, использующие этот подход, обычно назначают лекарства для лечения симптомов психического заболевания, а не терапевтическую терапию. Поскольку в этом лечении в основном используются лекарства, очень важно документировать каждое лекарственное лечение и его эффективность.

7. Опишите цели и процессы лечения

После определения подхода к лечению определите цели использования этого лечения, как вы собираетесь использовать лечение и любые результаты, которые вы ожидаете получить после лечения. Некоторые цели могут включать полное устранение симптомов или использование лечения для уменьшения некоторых симптомов и реализации стратегий выживания, чтобы субъект мог вернуться к нормальной жизни. Важно документировать ваши методы лечения и следить за тем, как субъект реагирует на лечение, чтобы предоставить дополнительную информацию о диагнозе для будущих исследований.

8. Напишите раздел обсуждения

Последним разделом в тематическом исследовании по психологии является раздел обсуждения. В этом разделе вы описываете все процессы, результаты и факторы тематического исследования, включая любые ограничения и то, как исследование поддерживает предыдущие исследования. В этот раздел также включены любые психологические выводы или идеи, которые могут потребовать дальнейшего изучения. Раздел обсуждения дает вам возможность просмотреть все аспекты вашего исследования и определить его точность, преимущества, которые оно может предоставить для будущих исследований, и подходы к лечению, которые психолог может использовать с другим субъектом, имеющим аналогичную историю и симптомы.

Советы по написанию кейса по психологии

Вот четыре совета, которые следует учитывать при написании тематического исследования по психологии:

  • Не забывайте использовать правила форматирования APA.

  • Используйте вымышленные имена вместо того, чтобы обращаться к пациенту как к клиенту.

  • Обратитесь к предыдущим примерам, чтобы понять, как форматировать и стилизовать свое исследование.

  • Проверьте и отредактируйте свой отчет перед его отправкой.

Анкетирование как метод исследования

Содержание:

  • Что такое анкетирование

    • Что дает такой способ исследования
  • Основные задачи
  • Разновидности
  • Формы анкетирования
  • Как составлять анкету, план

    • Типы вопросов в анкете
    • Какие вопросы нельзя использовать
  • Примеры методики анкетирования в современных условиях

В настоящее время анкетирование является самым популярным способом проведения опросов.

Что такое анкетирование

Анкетирование — эмпирический метод исследования, который строится на опросе определенного числа респондентов с помощью анкет.

Анкета — растиражированный, структурированный список вопросов, созданный с определенной исследовательской целью.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Основоположником этого метода исследования считают Ф. Гальтона, который первым в истории опросил сто человек при помощи анкеты.

Особенность данного метода опроса заключается в его анонимности (личность опрашиваемого в анкете не фиксируется, значение для исследования имеют только ответы).

Что дает такой способ исследования

Анкетирование проводится в тех случаях, когда необходимо выяснить мнение большого количества людей по каким-либо вопросам в короткий срок.

У этого метода есть ряд плюсов по сравнению с другими формами опросов:

  • возможность проведения действительно массовых исследований;
  • оперативность в получении результатов;
  • минимальные трудозатраты в подготовке, проведении и обработке результатов исследования;
  • беспристрастность к личности опрашиваемого;
  • отсутствие необходимости в обучении интервьюера;
  • отсутствие особенных требований к человеку, проводящему опрос. 

Из минусов можно выделить недостаточную достоверность и скудность полученных данных. 

Основные задачи

В зависимости от цели исследования задачи анкетирования могут заключаться: 

  • в получении теоретической информации (такие опросы часто проводятся среди экспертов);
  • в получении данных о целевой аудитории (это касается маркетинговых исследований);
  • в получении отзывов о событии, объекте, товаре (такие опросы часто проводят производители, чтобы узнать объективную оценку о своей продукции и при необходимости доработать ее);
  • в проверке уровня знаний (встречается редко, предпочтение для решения этой задачи обычно отдают тестированию);
  • в понимании точки зрения (уточняющие анкеты уменьшают недопонимание, устанавливают эффективное общение между исследователями и аудиторией);
  • в установлении позитивной связи с аудиторией (респонденты знают, что их мнение ценят и лояльнее относятся к организатору исследования.

Разновидности

По количеству опрашиваемых анкетирования бывают:

  • индивидуальные;
  • групповые. 

Индивидуальное анкетирование проводится с одним респондентом. Групповое, соответственно, — с группой людей, которые находятся в одном помещении.

По полноте охвата анкетирование может быть:

  • сплошное;
  • выборочное. 

Сплошным называют такое анкетирование, когда происходит опрос всех представителей выборки. Выборочным — когда опрос проводится среди части представителей выборки.

Формы анкетирования

По способу взаимодействия с респондентами анкетирование бывает:

  • очным;
  • заочным.

Очное анкетирование подразумевает ответы на вопросы анкеты при личном контакте интервьюера и респондента. Заочное предполагает заполнение опросника самостоятельно.

К заочным типам анкетирования относятся:

  • компьютерное;
  • телефонное;
  • почтовое;
  • адресное вручение по месту жительства, работы или учебы.

Компьютерное — один из самых удобных способов для опрашиваемых (анкету можно заполнить в любое время) и дешёвых для организатора исследования. В этом случае анкета отправляется респондентам по электронной почте.Телефонное анкетирование проводится по телефону. Это не самый удачный способ получить ответы на вопросы, так как большинство людей негативно реагирует на телефонные опросы. Анкетирование по почте — дорогой и не всегда эффективный способ. Нет никаких гарантий получить заполненную анкету в ответном письме. Адресное вручение ещё один недешевый способ проведения анкетирования. Он предполагает личное посещение исследователем квартиры или места работы опрашиваемого с целью раздать, а затем и собрать анкеты.

Как составлять анкету, план

Независимо от цели анкетирования опросник обычно состоит из 3-х частей:

  • вводной;
  • «паспортной»;
  • основной.

Вводная часть содержит обращение к респонденту, сведения о компании, просьбу ответить на вопросы по заданной теме, гарантии конфиденциальности, благодарность за участие в анкетировании. «Паспортная» часть должна раскрывать статистические данные респондентов: пол, возраст, город проживания и т.п. Её советуют располагать в конце опросника. Основная часть состоит из тех самых вопросов, ради которых анкетирование и проводят. Анализ этой части анкет дает ту самую, необходимую исследователю, информацию.

Простые правила составления анкеты:

  1. Вопросы, задаваемые в анкете, должны отвечать задачам исследования.
  2. Язык анкеты должен быть максимально простым и понятным каждому, близок к разговорному.
  3. В анкете должна быть такая последовательность вопросов, которая удержит внимание респондента до конца.

Типы вопросов в анкете

По содержанию вопросы в анкете бывают:

  • о событиях;
  • об оценках этих событий.

По функциям вопросы делятся на:

  1. Основные, ради которых и проводится исследование.
  2. Контрольные, с их помощью проверяется достоверность ответов на основные вопросы.
  3. Буферные используют для переключения внимания респондента на новый блок в опросе, для устранения влияния предыдущих вопросов.
  4. Фильтрующие, которые отсеивают неподходящих респондентов.
  5. Вопросы-ловушки выявляют правдивость и добросовестность опрашиваемых.

В анкетах можно встретить следующие виды вопросов по структуре:

  1. Открытые (те, на которые участник анкетирования может ответить развёрнуто, своими словами).
  2. Вопросы с выбором ответа.
  3. Дихотомические (да, нет).
  4. Матричные вопросы (вопрос в виде таблицы, где нужное значение необходимо отметить «галочкой»).
  5. Масштабные вопросы (ответы по шкале от 1 до 10).
  6. Дополнительные вопросы (вопрос, к которому переходят только в том случае, если респондент дал конкретный ответ в предыдущем пункте).

По форме вопросы могут быть:

  • прямыми;
  • косвенными.

Прямые вопросы обращены лично к респонденту, косвенные задают в безличной форме. Последние особенно предпочтительны в тех исследованиях, которые направлены на выявление мнений, сильно разнящихся с общепринятыми.

Какие вопросы нельзя использовать

Психологи рекомендуют в анкетах избегать следующих видов вопросов:

  1. Гипотетических. Вопросы должны быть чёткими и конкретными.
  2. Смущающих, вызывающих неловкость. Неуместно спрашивать о каких-то личных моментах, это приводит к потере доверия.
  3. Резких в оценке. Вопросы должны быть нейтральными. Эмоционально окрашенные формулировки могут негативно сказаться на объективности респондента.

Примеры методики анкетирования в современных условиях

Исторически анкеты использовали в научных целях сначала в психологии, затем в социологии. В настоящее время широкое применение метод анкетирования получил во многих сферах. Им пользуются общественные организации, статистические отделы, работодатели, педагоги, производители товаров и услуг. Но чаще всего анкетирование по-прежнему используется в психологии, социологии и еще маркетинге.

Цель проведения маркетинговых опросов заключается в получении объективной информации от пользователей о компании, продукте или услуге. Эти сведения позволяют лучше узнать целевую аудиторию, ее потребности и желания. Целью социологического анкетирования является исследование социальных событий и процессов, протекающих в обществе. Например, статистических данных о рождаемости, уровне безработицы, рейтинге президента. Анкетирование в психологии применяют для оценки профессиональных, психологических и моральных качеств личности. Анализ опросов подобного рода может быть использован при приеме на работу и аттестации персонала. 

Одним
из основных заданий в курсе психологического
практикума является
самостоятельная разработка и проведение
анкетирования. Представленные
в данном разделе основные теоретические
вопросы помогут понять основные принципы
проведения анкетирования.

Общая характеристика метода

Анкета
(от
фр. enkuete
– список вопросов) – система
вопросов, объединенных
единым исследовательским замыслом,
направленных на выявление
количественно-качественных характеристик
объекта и предмета анализа.

Анкета

это структурно организованный набор
вопросов, каждый из которых
логически связан с центральной задачей
исследования. Вопросы анкеты
могут касаться профессиональной
направленности (мотивов, интересов,
увлечений),
моральных и психологических качеств
личности, стиля общения и поведения,
характерологических особенностей и
др.

Анкета
– метод исследования, предусматривающий
письменные ответы на систему поставленных
вопросов, каждый из которых связан с
центральной задачей
исследования.

Данный
метод обладает следующими достоинствами:

  • высокой оперативностью
    получения информации;

  • возможностью
    организации массовых обследований;

  • сравнительно
    малой трудоемкостью процедур подготовки
    и проведения
    исследований, обработки их результатов;

  • отсутствием
    влияния личности и поведения опрашивающего
    на работу
    респондентов;

  • невыраженностью
    у исследователя отношений субъективного
    пристрастия
    к кому-либо из отвечающих.

Однако,
анкетированию свойственны и недостатки:

    • отсутствие личного
      контакта не позволяет изменять порядок
      и формулировки вопросов в зависимости
      от ответов или поведения респондентов,
      как, например, в беседе;

    • не
      всегда достаточна достоверность
      подобных «самоотчетов», на итоги
      которых влияют неосознаваемые установки
      и мотивы респондентов
      или их желание выглядеть в более
      выгодном свете, сознательно приукрасив
      реальное положение дел.

В
современной психологии анкетирование
считается вспомогательным методом
исследования, в таких науках как
социология или демография – одним из
основных.

Разновидности метода анкетирования

Известно несколько
типов анкет.

  • Анкеты,
    основанные на самооценке опрашиваемыми
    своих свойств
    и качеств. Форма ответа – оценка в баллах
    степени выраженности того или
    иного личностного свойства, черт
    характера (инициативности, общительности,
    тревожности, самостоятельности и пр.).
    При использовании данного
    метода необходимо учитывать его
    существенный недостаток; высокую
    степень
    субъективности ответов вследствие
    стремления человека показать себя с
    лучшей стороны и скрыть недостатки.
    Используя закрытую форму вопросов с
    несколькими
    вариантами ответов (например, ранжированных
    по степени согласия:
    «Нет, это совсем не так», «Пожалуй, так»,
    «Верно», «Совершенно верно»), можно
    повысить информативную ценность
    ответов.

  • Оценка
    социально-психологических, личностных
    качеств может проводиться группой
    экспертов. Достоинство этого метода
    анкетирования заключается
    в большей объективности получаемых
    данных, поскольку в состав группы
    экспертов включаются люди, давно и с
    разных сторон знающие человека.
    Однако опрос нескольких человек является
    трудоемким и порой сложно
    определить компетентность экспертов.

  • Еще
    одной разновидностью метода анкетирования
    являются анкеты,
    вопросы которых направлены на оценку
    опрашиваемыми своих действий
    в конкретных жизненных ситуациях. В
    результате обработки данных
    специалист-психолог
    делает вывод о наличии и уровне развития
    у опрашиваемого
    индивидуально-личностных свойств.

ОСНОВНЫЕ
ТРЕБОВАНИЯ К ВОПРОСАМ

  • Вопрос должен
    быть сконцентрирован на одной проблеме.

  • Вопрос должен
    быть коротким, сложные вопросы
    отвлекают внимание.

  • Вопрос должен
    быть четким, все должны понимать его
    одинаково.

  • Термины должны
    быть понятны отвечающему.

  • Респондент
    должен иметь возможность ответить
    на вопрос.

  • Вопрос не должен
    оценивать проблему.

  • Не следует
    задавать вопросов, которые наталкивают
    на ответ.

  • Избегайте
    «синдрома жадности», не задавайте
    лишних вопросов.

  • Чем меньше
    вопросов, тем больше шансов получить
    ответы!

Виды
анкет определяются формой содержания
вопросов, а проверка их валидности
и надежности составляет одну из
трудностей. Подбор вопросов должен быть
правдив по отношению к проблеме и
логически связан с задачами исследования.
Фразы вопросов должны быть короткими,
однозначными, ясными.

Вопросы
анкеты классифицируются по следующим
основаниям:

содержанию
(или направленности):

  • о фактах сознания
    (направлены на выявление мнений, планов
    на будущее, мотивов, ожиданий, оценочных
    суждений отвечающих);

  • о фактах поведения
    (выявляющих реальные поступки, действия
    и результаты деятельности людей);

  • о
    личности респондента (касающихся его
    пола, возраста, образования,
    профессии, семейного положения и т.д.).
    Их наличие позволяет
    в дальнейшем обрабатывать результаты
    анкетирования в пределах
    той или иной группы людей, при необходимости
    сопоставляя
    сходную информацию с другими группами.

форме:

    • закрытые;

    • полузакрытые;

    • открытые.

Закрытые

это
такая форма вопросов, на которые в анкете
даются заранее
сформулированные варианты ответов.
Такой вопрос предусматривает полный
набор ответов, из которых испытуемому
предстоит только выбрать. У исследователя
появляется возможность не только
выяснить содержание суждений,
но и измерить интенсивность оценок,
шкалируя их по каждому варианту.
Преимуществами закрытых вопросов
являются: возможность исключить неверное
понимание вопросов, сопоставимость
ответов, сравнительно более легкая
форма заполнения ответов и обработка
полученных данных.
Этот вариант построения вопросов
целесообразно использовать при изучении
некоторых групп населения (например,
солдат (матросов)), а также когда
исследователь четко представляет себе,
какие могут быть ответы на предлагаемый
вопрос.

Существует
несколько способов предъявления
вариантов ответов для закрытого
вопроса:

а) дихотомическая
форма, предполагающая противоположные,
взаимоисключающие
ответы (типа «да —
нет», «согласен —
не согласен» и т.д.);

б) поливариантная
форма, предусматривающая несколько
вариантов ответов.
Например: «Какие лекции Вы посетили на
этой неделе?


психологию,

социологию,

философию,

эстетику»;

в)
шкальная форма, используемая в тех
случаях, когда необходимо выразить
интенсивность отношения, переживания
и т.п. Ответы могут выглядеть
следующим образом:


полностью
согласен, —
не
знаю,
— совершенно не согласен;

г)
табличная форма. Например:

Достаточно ли у
Вас времени на:

ДА

НЕТ

НЕ ЗНАЮ

…..

…..

При
обработке данных от больших контингентов
респондентов используют
кодирование ответов закрытых вопросов.
При этом все ответы сопровождают
трехзначными цифрами, в которых первые
цифры служат для обозначения
порядкового номера вопросов, а третья
обозначает порядковый номер
ответа.

Использование
в анкете закрытых вопросов позволяет
эффективно сопоставлять
результаты респондентов. Однако, в них
отсутствует выражение индивидуальных
оценок.

Полузакрытый
вопрос
используется либо если исследователь
не знает всех
возможных вариантов ответа, либо когда
намерен более полно выяснить индивидуальные
мнения обследуемых. Кроме готовых
вариантов в перечне ответов
содержится графа «другие ответы» и
определенное количество пустых строк.

Открытый
вопрос предполагает, что опрашиваемый
свободно отвечает на предложенный
вопрос без каких-либо ограничений,
например, при заполнении биографической
анкеты. Открытый вопрос дает возможность
испытуемому строить свой ответ как по
форме, так и по содержанию. Достоинства
открытых вопросов в том, что они не
содержат подсказок, не навязывают чужое
мнение, дают возможность собрать более
полную информацию. Данная форма вопросов
предпочтительнее, когда психолог не
знает, каковы могут быть оценки изучаемого
явления, хочет
получить откровенные самостоятельные
ответы. При использовании открытых
вопросов затруднена сопоставимость
ответов. Поэтому такие вопросы используют
либо на ранних стадиях анкеты, либо
тогда, когда имеется необходимость
выражения всех имеющихся в группе
индивидуальных мнений. Неуместны
такие
вопросы в анонимных анкетах.

По способу
формулирования:

  • прямые;

  • косвенные.

В
прямом
вопросе
предусмотрен ответ, который следует
понимать в том
смысле, в каком его понимает опрашиваемый.
Прямой вопрос направлен на непосредственное,
открытое получение информации от
респондента.

Однако,
иногда, когда требуется дать критический
ответ по поводу себя или
других, многие респонденты склонны
ограничиваться социально желаемыми
и одобряемыми ответами. В таких случаях
целесообразно использовать
косвенные вопросы.

Косвенный
вопрос
обычно связан с использованием какой-либо
воображаемой
ситуации, маскирующей реальную информацию.
Косвенные вопросы предусматривают
перенос на что-либо другое; ответ на
него предполагает
расшифровку в ином, скрытом от испытуемого
смысле. Например,
вместо вопроса студенту: «Почему вы
так часто пропускаете лекции?»,
можно задать вопрос: «Не секрет, что
часть студентов вашего курса крайне
редко посещает лекции. Как Вы думаете,
почему?».

По
функции
:

  • информационные
    (основные);

  • вопросы-фильтры
    и контрольные (не основные или уточняющие).

Основные
вопросы
направлены на сбор информации о содержании
исследуемого
явления от каждого респондента.

Вопросы-фильтры
используются
тогда, когда необходима информация
только
от части из всей совокупности респондентов.
Это своеобразная «анкета
в анкете». Начало
и
окончание фильтра обычно четко обозначены.

Например:

«Следующие
два
вопроса только
для
студентов
психологов.

Каково
качество практических занятий по
психологии общения?

Как
полученные знания могут помочь Вам в
работе по специальности? Внимание!
Вопросы для всех».

Наличие
вопросов-фильтров, которые ограничивают
круг респондентов, позволяет не допустить
искажений информации, которые могут
возникнуть при ответах
недостаточно компетентных лиц.

Контрольные
вопросы
дают возможность уточнить правильность
и достоверность сведений, сообщаемых
респондентами.

Контрольные
вопросы бывают двух разновидностей.
Первые представляют
собой повторение информационных
вопросов, только другими словами. Если
ответы основного и контрольного вопроса
диаметрально противоположны,
то они исключаются из дальнейшего
анализа. Другие контрольные
вопросы служат для выявления лиц,
склонных давать социально одобряемые
ответы. В них предлагается множество
ответов там, где на практике
может быть только однозначный ответ.

Например:

«Случалось
ли Вам капризничать в детстве?

Бывали ли в прошлом
случаи, когда Вы лгали людям?»

Вероятность
получения на такие вопросы честного,
но не распространенного
ответа очень мала.

Существует
несколько требований повышения
эффективности контроля при
составлении вопросов в анкете:


анкете
основной и контрольный вопросы не
следует размещать рядом, иначе будет
замечена их взаимосвязь;

— ответы
на прямые вопросы лучше контролировать
косвенными;


контролю
необходимо подвергать лишь наиболее
существенные вопросы
анкеты;


необходимость
в контроле, как правило, снижается, если
значительная часть вопросов допускает
уклонения от ответов, выражения
неопределенности
мнения (такие как «не знаю», «когда как»
и т.п.).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
Метод опроса в психологической диагностике

Важным этапом психологической работы бывает диагностика с помощью психологического опроса…

Психологи в диагностическом процессе нацелены не столько на выявление патологии, сколько на сбор информации о личностной структуре человека. Для достижение данной цели подходят проективные методики, психологические тесты и опросы.

Как проводится психологический опрос

При опросе собирается базовая информация о человеке, его отношении к некоторым аспектам жизни. Это может производиться в нескольких формах:

  • устной;
  • письменной (анкетирование);
  • дистанционно (смешанным способом)

Никакие ответы при психологической диагностике не могут считаться ошибочными: они лишь подсвечивают одну из граней личностного отношения к жизни, близким, друзьям, ситуациям. На базе получаемых данных составляется психологический портрет респондента.

О чем спрашивает психолог на сессиях

Для точной диагностики обычно бывает нужно ответить на целый ряд вопросов. Их цель может быть:

  • явно выраженной;
  • скрытой;
  • представленной в образе третьего лица

Психолог следит за апперцептивными особенностями человека, выявляет его способы совладания со стрессом, особенности темперамента, оценивает адекватность восприятия, скорость и правильность протекания психических процессов.

Самые распространенные виды опросов среди психологов

Чтобы получить правильно выстроенную психологическую помощь, необходимо пройти опрос в кабинете психолога. В какой форме проводятся опросы рассмотрим ниже.

Тестирование

Преимуществом психологического тестирования является экономия времени за счет одновременного получения данных сразу о группе респондентов. Недостатки заключаются в невозможности отмечать невербальные сигналы, детализированную информацию.

Интервью

Здесь клиент может почувствовать себя настоящей знаменитостью с уникальным набором личностных качеств, к которым хотят присмотреться. Ему это может импонировать и поднимать настроение, что способствует созданию доверительных отношений с психологом.

Метод опроса в психологической диагностике

Анкетирование

Заполнение анкет также сокращает время получения знаний о людях, применимо в группе для общей оценки психологического климата в коллективе, душе отдельного человека.

Метод социометрии и полярных баллов

Оценивает только особенности взаимодействия членов группы. Метод малопродуктивен для всестороннего анализа личности. Чаще применим в сфере статистики.

При любом методе психологического опроса психолог обращает внимание больше не то КАК респонденты отражают действительность, а не то, ЧТО они говорят. Способ преломления действительности через призму собственных ценностей, переживаний и установок позволяет составить психологический портрет опрашиваемого. Для чего бывает нужна такая услуга? Для подбора кадров, брачного партнера, оценки возможности построения доверительных отношений с деловыми партнерами.

Всего прочитали 185 , Сегодня прочитали 5

Добавить комментарий