Как составить психологический портрет героя фильма

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая
Язык: Русский
Дата добавления: 11.01.2019
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы узнаете сколько должно быть страниц в курсовой работе:

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

Психологический тип личности проявляется в манере поведения, стиле одежды, образе мышления человека.

У каждого человека существует базовый психотип тот, с которым он рождается и который определяет поведение в сложных ситуациях. Базовый психотип дает информацию о главных ценностях человека и его жизненных приоритетах.

В процессе наблюдения за поведением других членов общества человек интуитивно присоединяет к себе черты поведения прочих психотипов. Это позволяет ему лучше адаптироваться, стать более эффективным и разносторонним. То есть у каждого человека есть явные черты примерно 3−4 психотипов, но базовый все же остается определяющим и сохраняется на протяжении всей жизни.

Основные критерии для определения психотипа:

  • доминирующие черты характера;
  • поведение в стрессовых, конфликтных ситуациях;
  • мимика и жесты;
  • манера одеваться;
  • манера разговаривать (тип речи, акценты в речи);
  • манера общения с другими людьми.

Каждый психологический тип в крайней точке проявления находится на грани между нормой и патологией, во всех прочих случаях психотип – лишь особенность личности.

Фильм «Пианист» снят Романом Полански в 2002 году. Этот фильм получил три «Оскара» в 2003 году и «Золотую Пальмовую ветвь».

Фильм «Пианист» снят по мотивам жизни Владислава Шпильмана, известного польского пианиста, который родился в 1911 году и являющийся по национальности евреем. Владислав Шпильман живет со своей семьей, играет на польском радио.

Начало Второй Мировой войны приходится как раз на самый расцвет его популярности. Вся семья Владислава попадает в гетто, где им запрещают работать, унижают, заставляют носить специальные повязки, а через некоторое время отправляют в концлагерь. В последний момент Шпильману удается спастись с помощью давнего друга. Однако его семью уже не спасти-поезд увозит их в сторону концлагерей.

Вернувшись в Варшавское гетто, Шпильман некоторое время прячется под сценой ресторана, где он раньше работал, со своим знакомым. Затем они попадают на стройку под надзором нацистов. Несколько раз зрителю кажется, что смерть Владислава неминуема, но что-то его все время спасает.

В один день, на улице он видит свою старую знакомую, в последствии он находит способ связаться с ней и с её мужем и бежит со стройки. Они прячут Владислава в одной из квартир, но там он прожил недолго, так как допустил осечку и выдал себя, уронив тарелки. Соседи тут же устроили переполох, узнали, что он еврей, и ему с трудом удалось бежать.

Он обращается за помощью по адресу, который ему дали его друзья. Шпильмана снова селят в квартиру, только в этот раз прямо напротив Варшавского гетто. В этой квартире он прожил дольше, чем в предыдущей, но бед пережил не меньше. Один знакомый, который носил ему еду и воду, приходит все реже и реже, а потом и вовсе пропадает с деньгами, которые для Шпильмана собрали его друзья и поклонники его таланта. Кроме того, Владислав отдал этому знакомому свои часы, которые он не снимал с руки в течение всей жизни в гетто.

Спустя некоторое время его друзья пришли попрощаться с ним, потому что они уезжали в более безопасный район Польши, они нашли его умирающим. В доме не было ни воды, ни еды, ни лекарств. Один врач соглашается помочь ему и Шпильману в скором времени становится лучше.

Далее вовсе разворачиваются военные действия прямо под его окнами, потому что жители Варшавского гетто убивают одного из немцев. Владислав Шпильман прямо из окон своей квартиры наблюдает за тем, как один из домов гетто сначала сжигают, а потом и вовсе расстреливают жителей. Поднимается бунт с привлечением армии, все дома начинают сжигать, в том числе и дом, в котором живет Владислав. Который раз за войну ему удается чудом спастись, и он прячется на чердаке одного недогоревшего дома. Он нашел банку с огурцами и в попытках её открыть спускается на один из этажей дома, где встречается с немецким офицером. Немец настроен на удивление доброжелательно и, узнав, что Шпильман-пианист, просит его что-нибудь сыграть. После своего отъезда немецкий офицер передал Шпильману хлеб, варенье и консервный нож. Так Владислав и жил на чердаке до того, как пришли русские войска. Перед отступлением из Варшавы немецкий офицер еще раз навещает Шпильмана, передает ему еще еды и отдает свою зимнюю шинель.

После вступления русских войск в Варшаву Шпильман, вернувшись к мирной жизни, продолжает играть на пианино.В конце фильма зрители узнают, что Владислав Шпильман жил в Варшаве до конца своей жизни, где умер в возрасте 88 лет.

Психологический портрет героя фильма

Владислав Шпильман имеет очень интересную и сильную личность и был открыт для зрителей различными способами на протяжении всего фильма.

Творческий аспект личности: Владислав Шпильман сосредоточился на своей любимой музыке. Она сопровождает, где бы он ни был. В начале, когда в городе начинается битва, вы увидите, как Владислав играет на пианино по польскому радио. Впервые мы заметили нашу особую приверженность делу. Владислав Шпильман уходит с радостью и бросает инструменты только тогда, когда опасность достигла предела. Музыка сопровождает Шпильмана во время военных действий, связанных с проживанием в гетто и различных квартирах и прогулками по чердаку. Часто он слышит это на расстоянии, и даже в одной из квартир он даже снова играет на пианино. Его любовь к музыке и бесспорный талант пианистов спасают его жизнь. Немецкие офицеры оставлят его в живых только потому, что «Владислав Шпильман – отличный пианист».

Но в то же время его страсть к музыке повлияла на отношения главного героя и его брата. Младший брат не понимал и разделял любовь к пианино, что часто вызывало ссоры.

Не конфликтность. Снова Владиславу Шпильману в данном аспекте противопоставлен его брат, который все время пытается его задеть. Сам Шпильман не реагирует на выпадки окружающих, не обижается на колкие слова, а молча для себя делает выводы. Это во многом помогает ему заводить верных друзей, на которых всегда можно положиться в будущем. Когда Владислав сбегает из Варшавского гетто ему понадобились его знакомства, которые он завел благодаря своему смиренному характеру.

Упорство и бесстрашие. На эти черты его характера влияет также его удивительное умение держать себя в руках в любой ситуации, например, когда его семью увезли в концлагерь. На протяжении всего фильма зритель замечает, что Владислав Шпильман часто выживает благодаря умению трезво оценивать ситуацию и мыслить,не обращая внимания на условия.

Неравнодушие. Зрители фильма могут отметить, что Владислав Шпильман не безраличный человек, он очень переживает за то, что происходит в его стране. Он не из тех людей, которые спокойно смотрят на смерти других. Несколько раз нам показывается сцена, в которой Владислав плачет, видя гибель своих соотечественников.

Мотивы поведения героя фильма:

  1. Одним из главных мотивов поведения Владислава Шпильмана является, конечно же, война. Война предопределяет многие из его поступков.
  2. Он защищает свою жизнь, защищается в гетто от нападок немцев. Старается не выделяться из общей толпы, чтобы не получить плетьми.
  3. Он подстраивается под условия стройки, когда им разрешаю привозить только хлеб и картошку, он достает крупы.
  4. Владислав Шпильман старался жить как можно тише в квартирах, в которых его прятали, чтобы скрыть свое существование.
  5. Мотивацией являлось также голод, ему приходилось искать остатки еды, пить грязную воду, потому что у него не было другой возможности.
  6. Когда он встречает немецкого офицера, сохранившего ему жизнь, мы понимаем, что одной из его мотиваций является желание продолжать играть на пианино на польском радио, потому что в этом он видит весь смысл своей жизни. Когда нет пианино рядом -он не может дышать полной грудью.

В заключение хотелось бы добавить, что этот фильм был снят по мемуарам самого Владислава Шпильмана. В переиздании эта книга получила название «Пианист: необычайная и подлинная история о выживании одного человека в Варшаве 1939 – 1945». Это поистине необычайная история, ведь жизнь этого человека зачастую висела прямо на волоске. Его существование в этом мире обусловлено его миссией-музыкой. Его песни были известные и до военных лет, а особенно после. Ведь это действительно удивительно, как человеку удалось выжить в таких условиях. Это подтверждает, что у Владислава Шпильмана был сильный характер и стойкий дух, который нельзя было просто так сломить. Он не поддался и не пошел за своим знакомым в отряды, которые убивали евреев. Его совесть была чиста, что позволило ему в дальнейшем продолжать творить.

Психологический анализ героев художественных фильмов ‘Жить’, ‘Как я провел этим летом’, ‘1+1’, ‘Снайпер’

1.Фильм «Жить» (Сигарев).

Фильм “Жить” -это своеобразный фильм, три печальные истории из жизни людей, которые потеряли своих близких. Если жизнь после смерти близкого человека? И нужно ли отвечать на этот вопрос, нужно просто жить. Главные герои фильма – обычные люди в силу обстоятельств потеряли близких им людей. Эмоции этих людей очень сильны, потому что они способны создать новый мир человека. На зрителя выбрасывается огромное количество негатива, после которого возникает вопрос : ” А нужна ли жизнь после смерти близкого человека?” На этот вопрос есть один правильный ответ – нужно жить при любых ситуациях и при любых испытаниях.

Мать-алкоголичка (мощная роль Ольги Лапшиной), вступившая на путь исправления, с нетерпением ждет близняшек-дочерей, которых уже отправили к ней маршруткой из детдома. Ждет, да не дождется. Молодая проблемная пара (Яна Троянова и Алексей Филимонов) едет в электричке из церкви после венчания: кажется, что даже ВИЧ-инфекция, которой страдает парень, теперь не так страшна. Но это только кажется. Мальчик, к негодованию матери и отчима, норовит сбежать из дома, чтобы встретиться с непутевым отцом, фанатом игровых автоматов (Евгений Сытый). Все эти мечты если и осуществятся, то не здесь, а в царстве мертвых, куда во второй половине фильма мы переносимся вместе с его героями, оказавшимися по ту сторону черты.

Впрочем, идя по лезвию бритвы, авторы все-таки щадят зрительские чувства: они избегают крайностей некрореализма, погружая нас вместо этого в мифологический некросимволизм. Утопленник разъезжает на велосипеде, а погребенные дети и растерзанный убийцами жених оживают на руках своих близких. Здесь на грани фола было все: чуть пережмешь в музыке, в диалоге или пластическом гриме – потеряешь доверие. Но Сигарев выруливает по своему опасному маршруту к редкому в наши дни результату – современной экзистенциальной трагедии, когда даже прямые подсказки типа гаснущей на венчании свечи мы воспринимаем как перст рока.

Камера продолжает отстраненно, на дальних планах, фиксировать объективность кошмара. И постепенно сквозь него прорастает очень русский сюжет о вере в чудо вопреки всему. Но это не слепая вера, и чудо здесь не вполне божественного толка. Героиня Яны Трояновой бежит за священником с вопросом: зачем любить, если смерть хватает за горло? Ответа в словах нет, он будет дан другим способом в другое время и в другом месте, когда рассеются морок и туман. И тогда без лишних заклинаний станет нутром понятно, зачем жить в этом, казалось, навсегда и бесповоротно убитом пространстве.

Проблема в том, что, несмотря на сочетание в сюжете нескольких новелл и взаимодействие реального мира с вымышленным, потусторонним ближе к концовке, фильм, тем не менее, имеет довольно четкую нарративную структуру. Все три истории обладают точно прописанными персонажами, серьезно и вовремя (относительно общего хронометража) возникающим конфликтом, наконец, каким-никаким, но все-таки решением, обязательной переменой задействованных здесь характеров. Драматургия картины идеальна и, нет, это не расчетливость опытного сценариста, скорее это то самое мастерство, что мешает воспринимать события на экране сердцем, душой, а не пресловутой логикой.

.Фильм «Как я провел этим летом»

Фильм позиционируется как триллер, хотя, на мой взгляд, это скорее психологическая драма. А психологические фильмы я обожаю. Они на всем протяжении держат зрителя в напряге, не дают мозгу отключиться, заставляют думать.

Так происходит и с этим фильмом. Здесь все напрягает: и унылый, безжизненный пейзаж крайнего севера, и скучная, монотонная работа, которую выполняют главные герои, и то, что на протяжении всего фильма мы видим только двух человек.

Вот в этом плане главным героям действительно можно посочувствовать. Жить на необитаемом, по сути, острове. И видеть постоянно перед собой одно и то же лицо, и днем и, ночью. Да еще и большая разница в возрасте. Ведь один – начальник метеостанции Сергей-десятилетия прожил в условиях крайнего севера и годами не бывает дома, это суровый мужик, серьезно относящийся к своей работе. А второй-это городской раздолбай, стажер Павел, для которого эта практика своего рода приключение, игра. Вот скоро она закончится, и он снова окажется в привычной городской среде. К своей работе он относится несерьезно, из ушей не вынимает наушники от плеера, а это чревато, ведь вокруг бродят белые медведи.

У Сергея свой способ отвлечься. Он иногда уезжает на пару дней на рыбалку, оставляя своего стажера одного на хозяйстве. И однажды стажер принимает радиограмму о том, что с семьей Сергея произошла трагедия. Но как сказать об этом суровому мужику? Вот с этого момента и начинается психологическая драма.

Подводя итог: в фильме открыта проблема выбора – оставаться человеком или предаться всему низменному, что в нас сидит (по сюжету это сказать – не сказать своему товарищу о горе, постигшем его и, с другой стороны, – научить и подсказать, а не использовать свою власть, свой опыт, авторитет и мудрость во вред другому человеку. Григорий Добрыгин и Сергей Пускепалис сыграли в этом фильме просто блестяще, потому что очень тяжело современному зрителю смотреть на двух людей на холодном и безлюдном острове, нужна именно такая блестящая режиссура и такие две отличные актерские работы да плюс к этому красивейшие северные пейзажи, о которых уже очень много говорилось

.Фильм «1+1»

фильм выбор реальный вымышленный

В фильме 1+1 только что вышедший из тюрьмы темнокожий оказывается нанят на работу богатым аристократом, неспособным ходить после автокатастрофы. Богач, несмотря на инвалидное кресло, не собирается терять жажду жизни и сохраняет дух авантюрных приключений с помощью нового ассистента.

Филипп – состоятельный ценитель искусства, ставший в результате несчастного случая паралитиком.

Дрисс – молодой чернокожий парень из парижских трущоб, недавно вышедший на свободу из мест не столь отдаленных.

Казалось бы, что между ними общего? Один – эстет, привыкший к тому, что ему все поднесут на тарелочке с голубой каемочкой. Другой – балагур и бабник, никогда не видевший ванной больше двух метров.

Но судьба, как мы знаем, любит преподносить сюрпризы. И, порой, не такие уж плохие, как может показаться с первого взгляда. Этим двоим суждено было встретиться и, как ни странно, подружиться. А все потому, что оба они в некотором смысле отверженные, неприкасаемые (если использовать дословный перевод названия) и – потому – одинокие. Их не принимает в полной мере окружающее общество, они выглядят в нашем мире чужаками, маргиналами чуть ли не хуже бомжей или алкоголиков. Их стараются не замечать, а если это не получается, то лица окружающих сразу приобретают благостную мину или же вовсе отсутствующее выражение.

Но это все меркнет даже в подсознании при первых же кадрах фильма «1+1». Ты забываешь о том, что перед тобой история двух изгоев, так как создатели картины сразу задают повествованию верный тон: реалистично-комичный, добрый и не пошлый Филипп (Франсуа Клюзе) – богач-аристократ. У Филиппа умерла жена, он живет с дочкой и прислугой в огромном доме. Какое-то время назад с Филиппом случилось несчастье: в результате некоего инцидента во время полета на параплане Филипп оказался полностью парализованным. Теперь без посторонней помощи Филипп может разве что разговаривать и поворачивать голову, более ничего.

Впрочем, со специальными помощниками у Филиппа наблюдаются определенные проблемы. Несмотря на то что на эту работу устраиваются хорошие специалисты, обычно они не выдерживают и пары недель. Проблема в том, что Филиппа не устраивают хорошие специалисты. Они относятся к нему как к тяжелому больному, предупреждают каждое его желание, стараются максимально щадить чувства своего пациента, и от этого Филипп намного острее ощущает свое прискорбное состояние.

В результате, когда в очередной раз на собеседование приходит несколько претендентов, среди которых оказывается молодой сенегалец Дрисс (Омар Си), Филипп берет на работу именно его – несмотря на то, что Дрисс на самом деле пришел, только чтобы подписать бумажку для службы социальной помощи – мол, он был на собеседовании, поэтому теперь может получить пособие.

На первый взгляд трудно найти человека, который меньше, чем Дрисс, подходит для этой работы. Он – из бедной африканской семьи. Первоначально мальчика назвали Идриссом, но первая буква “и” впоследствии была потеряна в результате незначительности носителя имени. Парень живет в бедном предместье Парижа в семье своей тети, толком ничем не занимается, а недавно и вовсе отсидел полгода за неудачную попытку ограбления банка.

Однако Дрисс обладает чувством юмора и жизнерадостным характером, несмотря на все свои жизненные неурядицы, а к Филиппу постепенно начинает относиться не как к полному инвалиду, а скорее как к приятелю, с которым можно круто потусоваться. Филиппа это полностью устраивает, тем более что он сам обладает хорошим чувством юмора, так что, как ни странно, Дрисс остался у него надолго.

Через некоторое время они становятся хорошими друзьями, так что Филипп начинает помогать Дриссу решать его жизненные проблемы, а Дрисс, кроме обычной повседневной заботы о Филиппе, всерьез берется за решение проблемы знакомства аристократа с какой-нибудь подходящей ему, по мнению Дрисса, женщиной.

.Фильм «Снайпер» США, 2013

Мужчина по имени Берендон получил от руководства страшную информацию о том, что один дезертировавший солдат из США убил его родного отца. По этой причине герой собирает вокруг себя отряд верных товарищей и начинает охотиться за беглецом, чтобы осуществить над ним правосудие. Однако через некоторое время герой узнает, что его отец жив, а ему сообщили такую нелепую новость только потому, чтобы сделать героя приманкой в страшной операции. Теперь Брендону предстоит во всем разобраться и попытаться наказать всех виновных лиц.

Молодой парень пошел по стопам отца и стал снайпером. А в нынешнее время где больше всего работы для снайпера? Правильно… в одной из горячих точек.

Конечно, в фильме очень много стрельбы, убийств и крови. На войне, как на войне.

Для остроты сюжета, конечно, некоторых снайперов выставили как не очень метких и ловких, наверное в жизни так и есть…

Но что у меня вызвало интерес и я ниразу еще такого не видела, так это наведение установленной заранее винтовки ( или другого снайперского стрелкового оружия) с помощью сотового телефона, с помощью особой программы типа GPS. Спорить не буду, может это уже устаревший момент и настоящие почитатели жанра “боевик” уже видели ранее такое, но я такие фильмы смотрю крайне редко. Особенно, когда война прошла через жизнь и не раз…

Создатели немного поработали на зрителя, конечно… Положительная сторона (одной из противоборствующих сторон), конечно, и ловче и метче, хотя глупые потери есть.

Ну, первый, к примеру, снайпер получил пулю из-за того, что встал почти в полный рост, а не лежал в укрытии, как положено по инструкции. Другой- открыто преследовал противника и даже не думал о своей безопасности…

В общем, посмотришь такой фильм и невольно возникает мысль, что действительно люди привыкают ко всему. Для них это просто работа.

Актеры, конечно, сильные, накачаные парни и девушки. Просто любо посмотреть. Руководитель группы снайперов -чернокожий, а подчиненные все белые. Это дань, я так думаю, нынешнему главе государства. Но что положительно, то это то, что он высокий, подтянутый, не смотря на то, что то и дело ходит по террасе да указания дает по телефону. Просто любо посмотреть. А у нас, мало-мальски командирчик и уже с “трудовым мозолем”…

В заключении хочу сказать, что фильм понравился.

метки: Мальчик, Бабушка, Матерь, Антон, Темперамент, Чрезмерный, Безопасность, Собственный

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»

Факультет социальных наук

Образовательная программа «Государственное и муниципальное управление»

Домашнее задание по дисциплине «Психология»

На тему

« Психологический портрет Саши Савельева (по фильму «Похороните меня за плинтусом») »

                                                                                                                                   Выполнила

                                                                                                                                   Студентка I курса

Бойцова А. Р.

                                                                                                                         Проверила

6 стр., 2975 слов

Проверка домашнего задания 2

… рядом (в одной «толпе»). Это особо значимо для митинговой речи.   Задание 1. Впишите недостающие характеристики разных типов общения. Официальное общение Неофициальное общение Официальная … ты был для Лобышева как на американских горках: захватывало дух. (А.Битов) _______________________________________ Задание 4. Подумайте, чем будет отличаться общение в таких ситуациях: 1) Поздравление друга …

Хачатурова М. Р.

               Москва, 2017 г.

Введение

«Похороните меня за плинтусом» — нашумевший фильм о трудном детстве ребенка, снятый по автобиографической повести Павла Санаева. Кинокартина затрагивает немало психологических проблем, но главной является семейный конфликт, центром которого является восьмилетний мальчик Саша Савельев. «Похороните меня за плинтусом» — это жизненная драма о несбывшихся мечтах и упущенных возможностях.Повествование ведется непосредственно от лица мальчика, но центральное место в произведении занимает фигура бабушки Нины Антоновны.

Саша с 4-х лет вынужден жить с деспотичной бабушкой, поскольку он очень болен и нуждается в особом уходе. Нина Антоновна часто бранит внука, осыпая его различного рода проклятьями, но при этом окружает его чрезмерной заботой о его здоровье. Образ бабушки для мальчика выступаетчем-то отталкивающим и вызывающим страх, а спасением служат редкие свидания с матерью, с которой он не может жить на постоянной основе.

Почему же бабушка вытесняет агрессию на домочадцах? Возможно, обида на весь мири нелегкая судьба виной этому… Брак Нины Антоновны с дедушкой Саши Семеном Михайловичем был скоропостижным и не основанным на крепких любовных связях: дедушка тогда работал в МХАТе, и приехал в Киев на гастроли, где повстречал Нину Антоновну. Женился он на спор, а Нина Антоновна повелась на привлекательную внешность партнера и его положение: она хотела примкнуть к театральной элите и выбраться из Киева. Таким образом, она видела в Семене Михайловиче спасательный круг, но ее надежды не оправдались: муж все время был на концертах, не уделяя должного внимания супруге. Серьезным ударом для Нины стала смерть первого сына Алешеньки во время войны, которого она горячо любила. Позже на свет появилась дочь Оля, но она не стала утешением для Нины Антоновны, поскольку не оправдала ожиданий матери. Нередко браня в детстве Олю, она воспитала в ней комплексы, что позже отразилось на ее поведении: девочка всегда боялась матери и стремилась побыстрее освободиться от ее гнета, как следствие тому- неудачный и распавшийся брак, от которого появился Саша. Отношения между матерью и дочерью до конца произведения крайне напряженные, поскольку бабушка не намерена отдавать внука дочери, а Оля не теряет надежды вернуть сына обратно.

Чтобы реализовать свой потенциал, Нина Антоновна берется за внука, окружая его чрезмерной опекой. У Саши нет друзей, он вечно болен разными болезнями, а покупка мороженого является поистине праздником для ребенка.

Конец произведения трагичен: Нина Антоновна умирает после очередной ссоры с дочерью. Саша возвращается к матери и отчиму. Несмотря на то, что бабушка была в семье деспотом и тираном, накаляя отношения в семье и делая жизнь окружающих невыносимой, и дочь, и муж Семен Михайлович плачут на похоронах.

10 стр., 4797 слов

Бабушки и дедушки и их роль в социальном развитии ребенка

… пела колыбельные песни, играла, напевая потягушки, пестушки, учила ходить, говорить. Бабушка присматривала за подросшими внуками, следила, чтобы они были накормлены, одеты, здоровы, не убегали далеко … считали, что они, несмотря на физическую слабость, являются хорошими помощниками. “Баба, бабушка, золотая сударушка! Бога молишь, хлебцем кормишь, дом бережешь, добро стережешь”, – говорит …

 В своей книге Павел Санаевмастерски передал быт советского времени, атмосферу, царившую в семье Савельевых и мир, каким видит его мальчик.Он также обличил мир взрослых с его трагизмом и проблемами, непонятными сознанию ребенка.

Анализ личности героя

Темперамент влияет на характер индивида, участвует в формировании личности, а посему является неотъемлемой частью при составлении психологического портрета. Попытки описать типы темперамента были предприняты еще во времена античной Греции Гиппократом, который полагал, что существует 4 типа, детерминированные наличием той или иной жидкости в организме человека: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический. Согласно Гиппократу, в человеке сочетаются несколько типов одновременно, а чистого проявления темперамента не существует.[8]

Труды знаменитого философа ныне не используются на практике, поскольку сегодня на смену «жидкостям» пришли тесты, помогающие определить тип темперамента. Одним из них является тест Айзенка, представляющий собой круг с двумя осями: по оси ординат откладывается нестабильность процессов возбуждения (от 0 до 24, где 24- высокий показатель нейротизма), а по оси абсцисс- уровень экстраверсии и интроверсии (от 0 до 24, где 24- высший показатель экстраверсии).[7]

Каким же типом обладает Саша Савельев? Мальчик не имеет друзей, его социальные взаимоотношения не выходят за пределы собственной семьи, что определяет его замкнутость и интровертность; он раним и чувствует себя хуже других, поскольку бабушка очень часто указывает на физическое нездоровье внука и сравнивает его с другими детьми; ввиду того, что Нина Антоновна часто говорит, что Саше осталось недолго жить: «день прожил и уже хорошо» –, его посещают пессимистичные мысли о смерти: он хочет, чтобы после того, как он умрет, его похоронили за плинтусом; он боязлив, как и другие домашние, он боится гнева бабушки, а поэтому подчиняется ей, терпя унижения и ругательства; он часто болеет, обладает вялостью. Саша, как и любой другой ребенок, высказывает свое недовольство с помощью слез, а так как он живет в стрессовой и напряженной атмосфере, то впадать в истерики становится нормальным явлением (главная причина которых – невозможность видеться с матерью).

Все эти признаки выделяют в Саше меланхолический тип темперамента, однако, как уже известно, в чистом проявлении меланхоликов не бывает (или они встречаются крайне редко), поэтому ребенку присущи черты флегматика. Это выражается в спокойствии: мальчик не плачет без причины, он уравновешен в повседневной жизни; миролюбив: например, он хоронит мышонка по человеческим обычаям.

Характер героя можно раскрыть, используя теорию психопатий и акцентуаций А.Е.Личко.[3] Согласно теории, акцентуациями называются крайние проявления характера, но при этом они считаются нормой, поскольку не нарушают социальной адаптации. В нашем случае герой социально изолирован (социальная дезадаптация), его поведение одинаково проявляется при взаимодействии с окружающим миром (тотальность проявлений) на протяжении продолжительного периода времени (стабильность проявлений), что соответствует критериям о психопатии по П.Б.Ганнушкину. [3]

11 стр., 5287 слов

Теория драм1

… финалом» (или возвращением к первоначальной ситуации по кругу), поскольку не может быть разрешен в рамках представленного сюжета. … перипетиями, связанным с прямым или внутренним противоборством героев. Универсальной основой композиции драмыявляется ее членение на сценические … себя, как правило, к открытых конфликтах, противостояниях героев или их жизненных позиций, которые возникают, обостряются и …

Еще с детства мальчик застенчив и чувствителен к оскорблениям. Разумеется, бабушка отложила свой отпечаток на поведение внука: он не уверен в своих силах, а постоянные порицания вызывали у него чувство собственной неполноценности. Предполагая, что Саша является представителем сенситивного типа, можно заметить, что чувство собственной неполноценности зачастую перерастает в реакцию гиперкомпенсации. И действительно, Саша Савельев отчаянно хочет доказать своей бабушке, что он ничем не хуже других детей. Во время просмотра программы про юных мотогонщиков, бабушка ехидно заметила: «Есть же дети!»-, на что Саша ответил: «А я их обгоню!». Чтобы показать, как изменился Саша, немного отойдем от нашего героя и вспомним, что он является прототипом непосредственно самого писателя Павла Санаева. Павел реализовал себя в режиссуре, подарил немало хороших книг, иными словами, добился самоактуализации. Пусть он не перегнал тех мотогонщиков, но смог воплотить свой потенциал, став успешным человеком, тем самым, компенсировав все упреки бабушки, полученные еще в детстве.

Эмансипация у мальчика выражена слабо, в основном, он не противится наказаниям бабушки, позволяет ругать себя, не высказывая протеста. За исключением одного случая, когда маленький Саша сбегает из дома, взяв с собой деньги из копилки и отправившись на поиски мамы. Здесь мы видим проявление чрезвычайной привязанности к близкому родственнику – матери.

Помимо проявления сенситивного типа, Саша также имеет склонности и к психастеническому. Это выражается в мнительности и образовании обсессий. Так, Сашу пугают многие вещи: он боится спичек, поскольку там ядовитая сера; боится ходить задом, поскольку думает, что это вызовет смерть матери; боится, что его кто-то напугает, когда он будет делать рожицу, и он таким останется; боится увидеть слово «смерть» в книге и т.д.

Сашу беспокоит здоровье матери, даже когда ему ничего не угрожает. Однажды он увидел дубленку на заднем сидении машины, и стал обвинять бабушку и дедушку в убийстве дочери: «Вы ее убили, а дубленку себе оставили!». Сколько бы его не убеждали в обратном, мальчик долго не мог успокоиться, рыдая навзрыд.

У психастенических индивидов также имеется склонность к гиперкомпенсации, только проявляется она в те моменты, когда стоит быть осмотрительным и осторожным, а если дело заканчивается неудачей, то это делает их еще более замкнутыми и неуверенными в себе. Вспоминая случай побега из дома, можно отметить, что у Саши побег закончился неудачно: дедушка поймал его и отвел домой. Больше Саша не сбегал.Как и другим психастеническим личностям, Саше свойственна физическая неразвитость: мальчик болен многими болезнями, не занимается спортом и мало гуляет. Таким образом, наблюдается смешанный типпсихопатии, сочетающий в себе сенситивные и психастенические стороны.

     Выявим, на какой стадии психосексуального развития, согласно теории личности З.Фрейда, находится Саша. Заметим, что мальчик нуждается в удовлетворении потребности в аффилиации: он постоянно думает о матери и желает быть рядом с ней, а отчима воспринимает негативно. У мальчика выражен Эдипов комплекс, а поскольку бабушка ограничивает встречи с матерью (то есть препятствует разрешению конфликта), то происходит фиксация на фаллической стадии. [1]

11 стр., 5111 слов

Имя и безымянность героя как средство психологической характеристики …

… псевдонима, прозвища является для литературного персонажа вариантом безымянности, поскольку у персонажа отсутствует подлинное имя, оно заменяется … – созвучно с тюремной поговоркой «не верь, не бойся, не проси». Впоследствии мы узнаем, что Валентин действительно сидел … [31]. Соединение первых букв фамилии и имени героя передает стремление писателя показать ненужность современному обществу таких …

     Способности у Саши не выражены. Своей чрезмерной опекой бабушка ограничила мальчика буквально ото всех видов деятельности, что препятствует выявлению тех или иных навыков. Учится ребенок слабо, допускает ошибки в предложениях, что говорит о возможной дисграфии (трудность овладения письменной речью).

Мотивация героя

Для того, чтобы понять, какие силы движут поступками героя, обратимся к теории мотивации А.Маслоу.Абрахам Маслоу был основателем гуманистической психологии, поскольку одним из первых стал изучать психическое здоровье индивида, его ценности и способность к самоактуализации, воспринимая человека как структуру, готовую к самосовершенствованию, а не что-то заведомо данное. Согласно теории мотивации, индивид не может перейти к высшей стадии (самоактуализации) пока не удовлетворит потребности низшего уровня.[4] На какой стадии находится Саша Савельев?

Несмотря на то, что Нина Антоновна всячески опекает внука, окружая его чрезмерной опекой о здоровье, мальчик не чувствует себя в безопасности, поскольку боится собственной бабушки. Однако потребность в безопасности может быть удовлетворена, если ребенок находится наедине с матерью, поскольку, как отмечает Саша, с ней он «ничего не боится». Потребность в любви и принадлежности также удовлетворяется в обществе мамы, ребенку приятны ее объятия, он и сам хочет отдавать любовь, в то время как с бабушкой, он чувствует лишь холод, ему неприятны бабушкины поцелуи, он сравнивает их с чем-то «неприятным и мокрым». Из разного отношения к бабушке и к маме видно, почему Саша убежал в своем время из дома: он хотел освободиться от тяжелого бремени опекунства и стремился побыстрее увидеться с мамой.

Также проанализируем частые мысли о смерти. Герою постоянно внушали, что он самый больной из всех детей, что он скоро покинет этот свет, поэтому, живя в такой атмосфере, мальчик неоднократно задумывался о собственных похоронах. У него была навязчивая идея, чтобы его похоронили за маминым плинтусом, ведь так он даже после смерти мог быть поближе к матери, удовлетворяя потребности в безопасности и любви.

Согласно теории, неудивительно, почему мальчик не был самым талантливым из своих сверстников, почему не занимался споротом или не ездил на мотоциклах, как показывали по телевизору, ведь потребности низшего уровня не были удовлетворены. Нездоровые межличностные отношения с бабушкой не могли удовлетворить потребности в любви, самоуважении и безопасности, а посему не могли приблизить мальчика к психологическому здоровью, что препятствовало самоактуализации.

Рассмотрим альтруистическую мотивацию героя, когда он сбегает из дома. Саша объясняет свой поступок тем, что он хотел «спасти маму», поэтому берет деньги из копилки для нее. Это действо можно объяснить, основываясь на биологическом подходе Дж.Раштона, который предполагает, что индивид [Саша]отбирает генетически схожих людей [мама] для помощи. Это альтруистическое поведение подкреплено эгоистическими началами, поскольку альтруизм полезен для выживания вида (Саша надеется, что однажды вернется к матери).[1]

8 стр., 3751 слов

Теория личности Зигмунда Фрейда 2

… «Сверх-Я». В процессе идентификации у детей формируется также Эдипов комплекс (у мальчиков) или комплекс Электры (у девочек), то есть комплекс амбивалентных чувств, которые испытывает …

Трансформация героя на протяжении событий фильма

Чтобы посмотреть на трансформацию героя в течение кинокартины, обратимся к теории бихевиоризма, которая тесно связана с именами Д. Уотсона и Э. Торндайка.[5] Согласно этой теории, поведение человека формируется под влиянием внешней среды по формуле: стимул-реакция. Позже была добавлена переменная, вмещающая в себя ценности, нравственные установки, опыт индивида.

Помимо того, что Саша стал более замкнутым и инертным ввиду влияния бабушки (где бабушка – внешняя среда), мальчик привил себе вредные привычки. Например, наслушавшись нецензурных высказываний Нины Антоновны, которых она не стесняется в присутствии родных, Саша стал использовать подобные выражения и в своем лексиконе.Это также можно связать с когнитивной теорией динамики мотивации, согласно которой человек стремится к соответствию информационных потоков.[1] Мальчик понимает, что нецензурные слова –это «плохо» (ведь он использует их по назначению, чтобы высказать свое недовольство), но, видя, как бранится бабушка, Саша перенимает вредные слова от нее, тем самым, снижая уровень когнитивного диссонанса и убеждая себя, что материться есть норма, ведь так делает бабушка.

Действия фильма протекают всего за пару дней, поэтому значительных изменений герой не терпит.

Психологический портрет главного героя – Джима Кэрролла фильма «Дневник баскетболиста»

Автор:   •  Март 4, 2019  •  Творческая работа  •  421 Слов (2 Страниц)  •  2,086 Просмотры

Страница 1 из 2

Психологический портрет главного героя – Джима Кэрролла

фильма «Дневник баскетболиста»

Психологический портрет

Уровень интеллектуального развития – средний. Хорошо развиты филологические способности, склонность к писательству. Речь соответствует возрастному развитию.

Предположительная акцентуация характера – неустойчивый тип. Подросток легкомыслен, оптимистичен, весел, склонен к экстремальным формам поведения. Тревожен, импульсивен, неустойчив. Обладает низким уровнем самоконтроля. Уровень самооценки – заниженный.

Смел. Сам является зачинщиком различных развлечений и так же с легкостью вступает в неодобряемые виды поведения близких людей.

В кругу единомышленников ведет себя соответственно группе. Подросток мало контактирует с лицами, не входящими в его круг общения. Количество знакомых и друзей ограниченно. Общение с лицами, не входящими в зону ближайшего окружения посредственное, грубое и прямолинейное.

К лицам, не вызывающим симпатию относится предвзято, агрессивно. Для людей вызывающих симпатию готов сделать многое, даже в ущерб своим интересам и личному времени. Ценит дружбу, верность, честность. Относится неуважительно к старшим, даже к тем, с кем состоит в родственных связях.

Уровень мотивации достижения – низкий, подросток с трудом представляет свое дальнейшее будущее, хотя иногда мечтает о достижении успеха.

Подросток конфликтен, с легкостью вступает в ссоры и противостояние, как в одиночку, так и за компанию. Его не пугают последствия, которые могут возникнуть при вступлении в противостояние с окружающими.

Девиации персонажа:

– употребление спиртных напитков;

– сексуальные девиации (частая смена партнерш, мастурбация);

– девиации по отношению к школе (прогул занятий, несоблюдение правил и устава учебного заведения, не подготовка к урокам);

– курение;

– применение наркотических препаратов (легких и тяжелых);

– токсикомания;

– несоблюдение норм и правил по отношению к окружающим людям (учителей, матери, других подростков):

– проявление агрессивных форм поведения;

– участие в драках:

– экстремальные формы поведения;

– преступные формы поведения (нападения, грабеж).

Способы преодоления девиантных форм поведения:

– посещение индивидуальных психологических консультаций (с целью проработки имеющихся проблем, в том числе семейных);

– вовлечение в совместную работу и матери подростка;

Доступно только на Essays.club

Добавить комментарий