Как составить психологический портрет подчиненного

Психологический портрет подчиненного – методы определения

Психологический портрет подчиненного - методы определенияСегодня при приеме на работу большинство руководителей помимо профессиональных способностей особое внимание уделяет психологическому портрету соискателей.  В психологии есть очень много методик, для определения психологического портрета. Среди них существуют наиболее эффективные, такие:

Оценка по невербальному общению.

Жесты, мимика, контакты глаз – это всё визуальные знаки, которые передают определённую информацию, а также отображают человеческие эмоции. Их количество очень большое, так как люди могут использовать более 10000 различных комбинаций движений, по которым можно полностью прочитать человека, его мысли. Но нужно быть профессионалом в данной области, чтобы полностью понимать все аспекты.

Оценка по невербальному поведению.

Здесь психологический портрет можно определить по особенностям построения предложения, интонации, темпе речи, количестве двойных сообщений, противоречий и других словесных оборотов.

Графологический анализ.

Графология – это наука, которая изучает почерк человека. Такой анализ является очень точным, не зря данную науку используют в органах КГБ, а почти все мировые спецслужбы уже не видят свою работу без этого раздела психологии. Специалист в данной области может легко описать характер по почерку и рассказать о человеке, написавшем текст, буквально всё. Сам же человек никогда не догадается, откуда у незнакомых людей информация, о которой никто кроме него самого не знает. Также эта наука может человеку помочь разобраться в себе, поможет понять свой психологический потенциал. характер по почерку

Определение по одежде.

Этот метод является очень быстрым в построении психологического досье, но он не даёт стопроцентной гарантии о том, что информация будет соответствовать действительности. Именно по этой причине нужно использовать данную технику вместе с другими техниками для получения более точных результатов, или же наблюдать за человеком регулярно, хотя бы на протяжении нескольких недель. Эту технику отлично использует женская половина автоматически, сама этого не понимая. Часто женщины могут определить очень многое о человеке именно по его одежде. Развитие данной техники очень полезно, потому что понимать человека основываясь на его внешний вид – очень нужное умение.

Анализ по чертам лица.

Физиогномика является очень древней наукой. Ей уже более двух тысяч лет. С давних времен мыслители, философы, научные деятели пытались прочитать судьбу и характер по чертам лица человека. Постепенно данные в этой области объединили и сформировали на основании этого данную науку. В эффективности и правдивости данных на основании этой науки можно не сомневаться, так как они уже не раз подтверждали свою правдивость.

Dobrolog.com
Dobrolog.com

“Зачем его вообще составлять ?” – спросите Вы. Есть должностная инструкция, есть заработная плата – работу работает, деньги получает.

Все не так просто, как кажется.

Компания заинтересована в том, чтобы сотрудники работали максимально эффективно, выкладывались на все 100%, а как это сделать ?

Нужно изучить сотрудника изнутри:

1. Какими он обладает качествами ?

2. Что им движет в жизни и на работе ?

3. Каких ценностей он придерживается ?

все это и многое другое позволяет понять, как хорошо сотрудник вольется в коллектив, сможет ли он полностью раскрыться и проявить по максимуму все свои таланты, как долго он проработает в компании и какие перспективы для него будут открыты.

Для определения психологического портрета обычно используют тестирование или нанимают опытного HR-а, который при проведении интервью, за 40 минут может рассказать о человеке все, также я знаю случаи, когда использовалась соционика, астрология и нумерология.

Методов много.

Вот те, которыми пользовался я:

1. Тест Кейрси – определение типа темперамента по Юнгу.

2. Синди Дейл – определение мотивации человека.

3. Ведическая астрология – натальная карта.

4. Арийская и ведическая нумерология.

По ряду причин самыми эффективными методами оказались астрология и нумерология:

1. Можно проводить анализ без участия сотрудника, не нужно его мучить тестами и устными вопросами. Существенно сокращается время для анализа сотрудника.

2. Получаешь более объективную информацию. Сотрудники склонны приукрашивать свои качества и достижения, да и рассказывают не все.

Как составить психологический портрет сотрудника ?

В начале у меня тоже было много скептицизма по отношению к этим методикам, и когда я увидел результаты, я был впечатлен, всегда 100% попадание.

Всем сомневающимся, готов продемонстрировать результаты на примере их кейсов – пишите в личку.

Напишите в комментариях, какие Вы используете методы по формированию психологического портрета ?

Подписывайтесь на канал

я пишу статьи каждый день

и раздаю подарки,

ставьте лайки 🙂

Психология подчиненного

Поведение подчиненного в организации – это пересечение его внутриличностных особенностей и внешних условий труда. Внешние условия практически полностью контролирует руководитель или коллектив, но также и часть внутренних особенностей могут усиливаться и развиваться или, наоборот, не активизироваться из-за поставленных руководством задач.

К основным внутриличностным особенностям можно отнести:

  • исполнение определенной социальной роли;
  • соответствующий статус в организации;
  • степень эмоциональной близости с окружающими;
  • предшествующий жизненный и профессиональный опыт;
  • принадлежность к определенной культуре и субкультуре;
  • конкретная ситуация и тема разговора;
  • настроение в данный момент.

К внешним условиям можно отнести:

  • социальное окружение в лице конкретных сотрудников как по «вертикали», так и по «горизонтали»;
  • ожидание определенного поведения от сотрудника;
  • ориентация на определенные стереотипы поведения, одобряемые в организации.

Социализация личности, регулирование ее социального поведения осуществляется посредством системы социальной регуляции поведения и деятельности. Она включает следующие основные компоненты:
• менталитет;
• социальная позиция;
• социальная роль;
• социальные нормы;
• социальные ожидания (экспектации);
• социальные ценности, выраженные в ценностных ориен-тациях личности;
• социальные установки; приемы и методы:

  • прямые или непосредственные (убеждение, принуждение, внушение, требование поведения по образцу, основанного на подражании, т. е. реализация принципа «Делай, как…»);
  • косвенные или опосредованные («личный пример», «ориентирующая ситуация», «изменение или сохранение ролевых элементов», «использование символов и ритуалов», «стимулирование»).

Способы перевода требований внешней среды на уровень внутренних регуляторов:
1. Ориентирующая ситуация. Человек сам выбирает способ поведения, но его выбор сознательно направляется руководителем, организующим соответствующие условия. В чем преимущества этого метода? Во-первых, человек, включенный в ориентирующую ситуацию, хотя и действует согласно логике обстоятельств и условий, однако конкретные способы действия и поведения выбирает сам. Это повышает самостоятельность и ответственность. Во-вторых, всегда сохраняется возможность для творчества личности и коллектива. Ситуация направляет действия, но не диктует способы их выполнения. В-третьих, метод позволяет каждому стать на место другого, т. е. менять роли.
2. Изменение ролевых характеристик. Этот метод основан на использовании роли и связанных с ней ожиданий как факторов, регулирующих деятельность и поведение человека (исполнение подчиненным функций отсутствующего руководителя). В большинстве случаев это стимулирует иное отношение к делу, повышает ответственность и исполнительность на своем участке работы.
3. Стимулирование. Главное правило при использовании этого метода – стимулирование должно быть заслуженным и в то же время некоторым «авансом». Стимулирование должно быть построено таким образом, чтобы личность осознавала перспективы служебного и профессионального роста. К числу важнейших стимулов деятельности подчиненного относят:

  • материально-денежное стимулирование;
  • создание возможностей для отличия, завоевания престижа и личного влияния;
  • поддержание хороших условий деятельности (чистота, спокойная доброжелательная обстановка или наличие отдельного кабинета, компьютера и др.);
  • гордость за профессию, за принадлежность к данной организации, за статусное место, занимаемое в этой организации;
  • удовлетворенность отношениями с коллегами по организации;
  • чувство сопричастности к большим и важным делам организации.

4. Использование ритуалов и символов. К числу проверенных временем форм работы относят:

  • ритуал введения в специальность молодых сотрудников, посвящения их в члены организации;
  • ритуал награждения передовых сотрудников;
  • поздравления с днем рождения;
  • совместное проведение спортивных мероприятий и отдыха и др.

Ниже представлены типы подчиненных, наиболее часто встречающиеся на практике.
1. Наставник. Чаще всего это самый опытный, самый старший из коллектива работников. Он с радостью делится своим опытом с новичками, учит, помогает, но не навязывает помощь.
2. Разведчик. Проще говоря, это ябеда, «шестерка». Такой человек постоянно «вынюхивает», выслеживает, кто плохо работает, кто отвлекается, кто крутит любовь на рабочем месте и докладывает обо всем начальству.
3. Доводчик. Этот работник любит доводить чужую работу до конца, исправляет ошибки своих коллег, не требуя и не ожидая благодарности. Но и со своими обязанностями он справляется отлично. Все успевает.
4. Рассказчик. Такой человек, приходя на работу, рассказывает своим коллегам, даже если те не желают его слушать, буквально обо всем: как он спал ночью, что он ел, что смотрел и читал, всякие сплетни. С «рассказчиком» не следует откровенничать, иначе на следующий день он выдаст вашу тайну на рабочем месте, раструбит ее на весь коллектив.
5. Бунтарь. Такого работника не устраивает абсолютно все: рабочий распорядок, план, правила поведения, трудовые нормы. Он становится зачинщиком забастовок, стачек, позволяет себе пьянство на рабочем месте и подговаривает коллег совершить что-то аналогичное.
6. Хвастун. Название говорит само за себя! Этот человек не приступит к работе, пока не похвастается, какой он молодец и сколько сделал в прошлый раз, и как его хвалило начальство. Когда он израсходует свой запал, выскажется, сразу превратится в отличного исполнительного подчиненного.
7. Ломака. Такой работник хочет, чтобы его уговаривали, упрашивали сделать что-либо. Особенно он капризничает, если от него требуется быстрое принятие решения. Он ждет, что начальство встанет на колени и будет уговаривать поскорее уже решение принять.
8. Нытик. Этот человек, придя на работу, начинает жаловаться коллегам на все: на начальство, на условия работы, на плохое настроение, на головную боль. Пообщавшись с нытиком, рабочий коллектив волей-неволей впадает в уныние, всех охватывает пессимизм и чувство безысходности.
9. Миротворец. Из названия понятно, что этот человек стремится уладить все конфликты в коллективе, умеет погасить на корню зарождающуюся ссору.
10. Ударник. Такой человек трудится как проклятый, он чувствует себя счастливым лишь на работе, а все потому, что у него либо нелады в семье, либо дома его никто не ждет и ничто не радует.
11. Доморощенный психолог. Такой работник за всеми тайно наблюдает, составляет в уме характеристику на каждого (психологический портрет), делает далеко идущие выводы, раздает советы направо и налево, даже когда его не просят об этом.
12. Человек со скрытыми планами. Такой работник часто приглашает своих коллег на неофициальную встречу, на обед, начинает выказывать свое дружеское расположение и потихоньку выуживает из коллег нужную информацию, которую потом может использовать против них.

Ключевые слова: Кадры

Источник: Полюшкевич О.А., Введение в психологию управления

РАЗДЕЛ 3. ПСИХОЛОГИЯ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКА ОВД

Глава 4. Методика составления психологического портрета личности

Люди отличаются друг от друга своей внешностью (ростом, цветом глаз, волос и кожи, телосложением и другими признаками). К настоящему времени накоплено немало наблюдений, свидетельствующих о связи внешности человека с особенностями его характера. Еще в античные времена возникло учение, называемое физиогномикой, которое позволяет описать характер человека, руководствуясь его внешним обликом: чертами лица, фигурой, осанкой, манерами.

Эта система знаний, не лишенная научной обоснованности, и в наше время широко используется в практике работы криминалистов, психиатров, психологов.

Умение определить характер человека по его внешности и манерам поведения немаловажно как в процессе трудовой деятельности, так и в повседневной жизни.

§ 1. Понятие психологического портрета и техника его составления

Никто не будет оспаривать то обстоятельство, что к каждому человеку необходим индивидуальный подход. В противном случае сотрудник, работающий с людьми, обрекает себя на постоянные конфликтные ситуации. Для того, что бы понять человека, необходимо сначала его изучить. Только это обстоятельство позволит обеспечить индивидуальный подход.

Сотрудник органов внутренних дел постоянно вынужден оценивать людей, используя формальные и неформальные методы. К первым обычно относят целенаправленное наблюдение и беседу, анализ документов, изучение биографии, тестирование. Ко вторым относят сложившиеся в ходе исторического развития общества различные интуитивные способы.

Если в первом случае сотрудник ставит процесс оценки под свой контроль, поскольку он протекает на уровне сознания, то во втором – этот процесс осуществляется на уровне подсознания.

Сотруднику необходимо составить психологический портрет человека, чтобы находить наиболее продуктивные способы воздействия на личность, успешно управлять конфликтами. Что же такое «психологический портрет»?

Психологический портрет – это совокупность деятельностно-значимых, характерологических, типологических особенностей и признаков личности.

Психологический портрет бывает моментальный и полный. Основными компонентами моментального психологического портрета являются:

  1. национальная принадлежность, возраст, пол, физические данные;
  2. эмоциональные состояния;
  3. идеомоторные акты, т.е. непроизвольные движения за мыслью;
  4. признаки субкультуры, т.е. привычки, слова, присущие какой-либо профессии или членам коллектива;
  5. признаки сигналов (жаргон, специальные жесты и т.п.);
  6. татуировки;
  7. специальные признаки (признаки алкоголизма, табакокурения, наркомании):
  8. информационные признаки (прическа, одежда, вещи, которые носят с собой и т.п.).

При длительном общении и при достаточной информативности можно составить полный психологический портрет. Для его создания необходимо определить:

  1. направленность;
  2. подготовленность;
  3. характер;
  4. способности;
  5. темперамент;
  6. психофизиологические особенности;
  7. моментальный психологический портрет.

Стоит признать, что подобный подход не является единственным при изучении человека. Практичным является подход Ю.В. Чуфаровского. Он предлагает схему изучения личности, позволяющую нарисовать психологический портрет:

  1. Общие данные: время и место рождения, национальность, образование, специальность, место и характер работы, должность, семейное положение, место жительства и т.п.
  2. Внешние признаки:
    • лицо (краткий словесный портрет, по возможности особенности строения лица);
    • рост;
    • вес и телосложение (худой, худощавый, полный, тучный и т.д.);
    • одежда (опрятен, за модой следит-не следит и т.д.);
    • манеры (производит впечатление приятное-неприятное);
    • голос (приятный-неприятный, сильный, гнусавый и т.д.).
  3. Жизненный путь:
    • родители;
    • детство (жизнь в семье, какой ребенок по счету, жизнь вне семьи, братья и сестры, их взаимоотношения и т.д.);
    • школа (специализация школы, любимые предметы, взаимоотношения со сверстниками, нарушения школьной дисциплины, успехи, оценка учебной деятельности);
    • учебные заведения (причины поступления, успехи, полученные знания, умения, навыки, характерные события в 16–19 лет);
    • трудовая деятельность и служба в армии (характер труда и службы, отношение к труду и службе, положение среди других людей, удовлетворенность, влияние трудовой деятельности на личность);
    • семейная жизнь (наличие детей, с кем живет в настоящее время).
  4. Жизненные сферы:
    • семья (отношение между супругами, состоял в одном браке или нескольких, отношение к детям, родителям и т.п.);
    • профессия и специальность (мотивы выбора профессии и работы, удовлетворенность работой, продвижение по работе, социальный статус на работе и т.д.);
    • политическая и общественная активность (активен-неактивен, сколько тратит времени на общественную деятельность и т.д.);
    • проведение свободного времени (спорт, азартные игры, кино, театр, выпивки с друзьями и т.д.);
    • здоровье (общее состояние здоровья, отношение к своему здоровью, наличие заболеваний).
  5. Поведение:
    • преобладающее настроение: ровное, приподнятое, угнетенное;
    • реакция на трудности: растерянность, энергичность, безразличие;
    • особенности проявления эмоций и чувств (возбуждается легко, средне, быстро; подавляет раздражение легко, с трудом; переживает неудачи заметно-незаметно, долго-недолго; помнит обиды долго-недолго; по мелочам расстраивается-не расстраивается и т.п.);
    • проявление воли (самостоятельный-несамостоятельный, дисциплинированный-недисциплинированный, решительный-нерешительный, смелый-трусливый и т.д.);
    • поведение в сложной ситуации (сохраняет спокойствие, теряется, сохраняет логичность и рассудительность речи и поступков – теряет их и т.д.);
    • поведение в состоянии опьянения (спокоен, агрессивен, теряет контроль, замыкается в себе, становится общительным, уединяется; пьет много, средне, мало, пьет много и не пьянеет);
    • нравственное поведение (соблюдение моральных норм, честность и правдивость. Проявление мужества в сложных отношениях со старшими и равными).
  6. Темперамент и характер.
  7. а)  темперамент:

    • общительность (общительный, необщительный, малообщительный, замкнутый; застенчивый-незастенчивый; осторожный-решительный; склонность к лидерству проявляет-не проявляет);
    • эмоциональность (спокойный-раздражительный, невозмутимый-ранимый, сдержанный-возбудимый, пессимистический-оптимистический).

    б) характер:

    • свойства характера, выражающие отношения к людям (доброта, отзывчивость, требовательность, заносчивость и т.д.); труду (трудолюбие, добросовестность, лень, ответственность и т.д.); вещам (аккуратность, неряшливость и т.д.), самому себе (тщеславие, честолюбие, самолюбие, гордость, самомнение, скромность и т.д.);
    • доминирующие черты характера (кардинальные, первичные, вторичные).
  8. Мотивация поведения:
    • доминирующие потребности (физиологические потребности, потребности в самосохранении, принадлежности к социальной группе, уважении своей личности, самовыражении);
    • ценности и установки:
    • а)  личностные оценки (ориентация на самосовершенствование, помощь другим людям, определенную деятельность, удовлетворение своих потребностей);

      б) социальные ценности (ориентация на принятые в обществе моральные нормы, обычаи, нравы);

      в)  материальные ценности (деньги, вещи, собственность);

      г)  политические ценности (отношение к демократии, политическим партиям, образу жизни в стране, личные политические взгляды);

      д) идейные ценности (мировоззрение, вера в бога, отношение к другим религиям и верующим и т.д.);

    • интересы (увлечения и хобби, широта интересов, степень устойчивости интересов);
    • идеалы (наличие идеала: человека, идеи, поступка человека, литературного героя и т.д.).
  9. Социальная адаптация:
    • социальное окружение (взаимоотношения со знакомыми и друзьями, степень признания со стороны окружающих, степень связи с родственниками);
    • восприятие социальной ситуации основывается на реальной оценке обстановки; в действиях преобладает логичность-нелогичность, адаптируется к ситуации быстро-медленно;
    • самооценка (реальная или нереальная оценка своей социальной роли, отношение к мнению других о своих возможностях, уровень притязаний, уверенность или неуверенность в себе).
  10. Способности:
    • общие способности (плавность или беглость речи, уровень оперирования цифрами, богатство воображения, легкость запоминания).
    • специальные способности (организаторские, педагогические и т.д.); способность знакомиться, влиять на людей, полнота обобщений, способность разобраться в людях.

Сбор информации и оценка личности на базе вышеуказанной схемы осуществляется в ходе коммуникаций. В процессе общения люди обмениваются знанием и опытом, передают друг другу различную информацию, добиваются взаимопонимания, общности переживаний, достигают общности действий и намерений, определенного единства в отношении к фактам, событиям, идеям, другим людям и самим себе.

Оценка личности при общении обычно производится на основе экспектации и эмпатии, которые функционируют в основном на подсознательном уровне. 1

Экспектация (ожидание) заключается в подсознательном формировании оценочного суждения о человеке. Наблюдавшему нередко правильно представляется, что наблюдаемый что-то хочет предпринять. Происходит как бы предвосхищение поведения наблюдаемого лица. Такая способность появляется у людей в результате длительного общения друг с другом. Практикой установлено, что лица, постоянно находящиеся в общении, безошибочно предвосхищают поведение друг друга.

Эмпатия – это способность прочувствовать переживания другого человека. Процесс сопереживания обычно не осознается. Эмпатия дает людям возможность познавать многие невысказанные или скрываемые намерения друг друга. Способность человека к эмпатии, как и любая другая предрасположенность, зависит от специфических задатков и соответствующего воспитания. Косвенно эмпатия позволяет судить, насколько собеседник мягок или суров, спокоен или постоянно напряжен, уверен или неуверен в себе и т.д. Эмпатия воздействует на другого человека посредством жестов, внешней и внутренней речи.

Процесс оценки личности начинается с первого впечатления, которое в своей основе представляет собой общее восприятие объекта. Одни люди в условиях первоначального контакта занимаются классификацией, пытаясь отнести собеседника к знакомому им типу людей; другие составляют общее эмоциональное впечатление; третьи обосновывают свое представление о внутреннем мире другого по внешним проявлениям личности и при этом уделяют внимание то содержанию речи партнера, то подмечают его непроизвольные реакции; четвертые настолько верят своему первому впечатлению, что потом ни за что не желают от него отказаться; пятые верят исключительно собственному «прочтению» личности, в отличие от тех, которые допускают, что другие также что-то в человеке могут понять и т.д. Таким образом, первое впечатление практически не дифференцируется, оно обычно не выражено вербально и локализуется на чувственном уровне. Естественно, первое впечатление таит в себе возможность ошибки, которая связана с рядом факторов. Среди источников ошибок можно выделить следующие:

  1. Мнение других лиц. Рекомендуется использовать информацию от других лиц после составления собственного мнения об объекте. В противном случае очень легко впасть в субъективизм, обусловленный поверхностным, шаблонным суждением о человеке.
  2. Галло-эффект. Вам понравился воспринимаемый, вы оцениваете его в терминах «приятного», если же не понравился – в терминах «неприятного». Это общая оценка распространяется практически на любую черту личности. Как правило, галло-эффект имеет тенденцию размывать детали впечатления и формировать общую оценку объекта. Это явление наталкивает наблюдателя на структурирование какого-то устойчивого образа.
  3. Эффект снисходительности. Большинство людей благожелательно подходят к оценке незнакомого человека, многие склонны не замечать его явных недостатков. Однако есть люди, которые предпочитают сомневаться в положительных качествах объекта наблюдения. Иногда это выливается в стратегию: пока человек не докажет своей порядочности, его нельзя считать таковым. Когда мы встречаемся с чрезмерно выраженным эффектом снисходительности, то вполне обоснованно можем предполагать, что ошибки в оценке объекта – следствие психических отклонений у наблюдателя.
  4. Стереотипы. Если наблюдаемый отличается от наблюдающего по какому-либо характерному признаку, то это отличие, бросаясь в глаза, вызывает у последнего строго определенные стандартные образы-стереотипы. Во-первых, это будут этнические и групповые стереотипы, затем клише, связанные с внешним видом, а также шаблоны, касающиеся физической ущербности, особенностей голоса и речи, экспрессивных движений (походка, мимика, жесты). Знание стереотипов восприятия и учет их при общении с представителями различных культур в значительной степени способствуют уменьшению ошибок в интерпретации поведения. Одна из причин ошибки заключается в том, что мы ожидаем от определенного лица вполне определенного поведения.
  5. Психическое состояние. Человек в хорошем настроении всех окружающих оценивает в основном в светлых тонах, и сам вызывает у них симпатию. Человек, пребывающий в депрессии, наоборот, не только сам видит все в сером цвете, но и к себе вызывает неприязненное отношение. Поэтому психические состояние как наблюдателя, так и наблюдаемого может явиться источником ошибок в оценке личности.
  6. Доминирующая потребность. Она делает человека особенно чувствительным к предмету своей потребности: охотник лучше видит зверя, ягодник – ягоду. Следует отметить, что чем сильней потребность, тем чаще в этих ситуациях может быть подмена.
  7. Защитные механизмы:
    • а)  проекция. Суть ее состоит в наделении реальности не присущими ей качествами. Когда человеку кажется, что он в чем-то подозревается, он будет неосознанно винить в подозрении других;
    • б) подавление или вытеснение в подсознание – механизм психологической защиты, при котором происходит активное забывание психического материала;
    • в)  реактивное образование. Принятие человеком чувств и поступков, противоположных тем, что были вытеснены с прямо противоположной стратегией действий;
    • г)  отрицание. Выражается в бессознательном отказе допустить существование отдельных факторов;
    • д) замещение – замена недостижимой цели другой целью;
    • е)  сублимация. Разновидность вытеснения, которая снимает напряжение в ситуации конфликта путем трансформации инстинктивных форм психики в более приемлемые для индивида и общества;
    • ж) рационализация. Убедительные доводы в оправдание своего поведения.
  8. Упрощение. Первое впечатление, как правило, неполно. Человек очень сложен, поэтому многие склонны к упрощению при восприятии. Люди иногда по какому-то отдельному факту делают выводы. Это свойство зависит от индивидуальных особенностей людей.

Все перечисленные источники ошибок встречаются в деятельности сотрудников ОВД. Надо, хотя бы кратко, рассмотреть причины ошибок восприятия и оценки личности:

1) особенности личности воспринимаемого;

2) непреднамеренное или преднамеренное влияние воспринимаемого на воспринимающего;

3) особенности личности воспринимающего.

Индивидуально-психологические особенности воспринимаемых коррелируют со степенью открытости личности. Люди воспринимаются по-разному. Одни как бы открыты для восприятия, о них всегда легко составить первое впечатление. Другие закрыты, о них часто трудно сказать что-либо определенное. Условно выделяют несколько типов людей.

Есть категория людей, плотно скрытых под своим «панцирем» личности, что очень затрудняет доступ к их внутренним переживаниям. Они могут быть интеллектуалами, застенчивыми, недалекими и т.д., но догадаться об этом нелегко. Другие что-то всегда подозревают, чем-то встревожены. Они отовсюду ждут неприятностей, от этого постоянно напряжены и враждебно ко всему настроены. Третьи постоянно в движении, их внутренний мир скрыт за цепью действий и операций. Они субъективно ощущают свое превосходство над другими и гордятся им.

Когда человек осознает, что за ним наблюдают, он незамедлительно старается применить различные уловки, позволяющие выглядеть так, как ему хочется, чтобы его восприняли. Визуально это выражается в искажении или подмене экспрессивных движений (мимики, жестов и т.д.). Следует отметить, что обман может быть преднамеренным и непреднамеренным.

Лицо, тело, руки, голос и речь объекта, являющиеся показателями его внешних реакций, как бы ускользают от нашего внимания. Между тем лицо генерирует мимические движения, ослабляя или усиливая их соответствующим выражением глаз. Тело, имея соответствующие формы, принимая характерные позы, производит благоприятное или неблагоприятное впечатление. Определенная жестикуляция рук вызывает у нас чувство симпатии или антипатии к человеку. Голос с присущим ему диапазоном звуковых частот, резонансом, темпом и другими факторами создает у нас притягательное или отталкивающее ощущение. И наконец, речь, отражающая уровень интеллекта, заставляет нас восхищаться, удивляться или разочаровываться в изучаемом лице.

Исследования психологов нацеливают нас на изучение невербальных коммуникаций – экспрессивных реакций лица, движений глаз, телодвижений, позы, походки, жестов, голоса, речи.

Думается, что сотруднику органов внутренних дел следует иметь как можно больше информации о чертах личности людей, с которыми приходится работать.


1 См.: Губин А.В., Чуфаровский Ю.В. Общение в нашей жизни. М., 1992.




Перед многими руководителями встает вопрос оценки сотрудников для принятия дальнейших управленческих решений. Самому руководителю это сделать довольно сложно: не хватает информации, недостаточно знаний для проведения такого рода оценки, опасения  необъективно оценить человека.

Поэтому, очень часто прибегают к помощи внешнего специалиста: коуча, бизнес-тренера.

Как проходит оценка? Виды оценки персонала:

  • Коуч лично беседует с сотрудников, обсуждает его сильные и слабые стороны, фиксирует зоны роста.
  • Сотрудник заполняет тесты, на основании которых, психолог или коуч делает заключения о психологических особенностях личности.
  • Бизнес-тренер проводит оценку персонала в процессе обучения, на тренинге.

Плюсы и минусы каждого метода оценки:

  • Дискуссия или коучинг. Очень эффективный метод, но довольно дорогой. Нанять для каждого сотрудника персонального коуча — это затратно. Также, сотрудник может сообщать о себе ложную информацию, пытаясь скрыть какие-то факты.
  • Тестирование — быстро, дешево. Минус заключается в том, что сотрудники могут давать социально одобряемые ответы и «картина окажется с искажениями». Не всегда можно доверять данному методу.
  • Оценка в процессе обучения — наиболее распространенный и удобный метод.

Помимо того, что сотрудники обучаются, бизнес-тренер делает пометки и отслеживает интересующие его позиции. Этот метод очень эффективен, т.к. тренер имеет возможность наблюдать за сотрудниками в течение дня в разных ситуациях, при взаимодействии с другими сотрудниками. А также, искусственно создавать ситуации, в которых будут проявляться интересующие его черты.

При составлении психологического портрета сотрудника, я как правило, использую несколько методов. Например, я прошу заполнить анкету до тренинга (смотрю уровень квалификации, мотивацию к обучению), провожу сам тренинг (где подмечаю основные черты и способы реакций), провожу тест после тренинга. Иногда, беседую лично с сотрудниками. Такой подход дает наиболее полное представление о сотруднике.

Также, один из распространенных методом, к которому все чаще прибегают работодатели — это оценка социальной жизни соискателя в соцсетях. HR специалисты просматривают сети: Facebook, ВКонтакте и др., смотрят на образ жизни кандидата, оценивают его интересы, увлечения, иногда даже окружение.

Такой способ оценки кандидата дает иногда исчерпывающую информацию, также, очень удобен.

Смотрите об этом методе подробнее в моем интервью 1 каналу.

Как найти сотрудника через соцсети

Записаться на консультацию к бизнес-психологу Ольге Костюхиной +7(926) 534-22-74

Какие компетенции оценивают у сотрудников?

  • Профессиональные навыки.
  • Эмоциональный интеллект (для менеджеров и руководителей).
  • Способность работать в команде.
  • Готовность брать на себя ответственность.
  • Лидерские качества.
  • Коммуникативные навыки.
  • Способы мотивации сотрудников.

Если вы хотите оценить своих сотрудников, составить их психологический портрет, обращайтесь к нам, мы подберем оптимальный способ оценки ваших сотрудников.

Психологический портрет личности даст вам возможность более глубоко понять причину поведения и способы мотивации сотрудников, а также, оценить потенциал и необходимые зоны развития.

Закажите оценку ваших сотрудников. Мы проведем аудит работы и составим рекомендации.

Автор статьи: Ольга Костюхина, бизнес-тренер, коуч.

Позвоните мне по тел +7(926) 534-2274 и я лично отвечу вам и проконсультирую. 

Ольга Костюхина

бизнес-тренер, коуч

Бизнес-тренинги в Москве

  • Статьи
  • Новости
Свежие записи

  • Обучение любых менеджеров компании в 2023
  • Тренинг по продажам в Москве в 2023
  • Бизнес тренинг по продажам в 2023
  • Почему клиенты уходят?
  • Корпоративные бизнес-игры
Популярные материалы

  • Тайм менеджмент упражнения для тренинга 20 993
  • Психологический портрет личности сотрудника 10 295
  • Колесо баланса в коучинге 9 577
  • Коучинг стоимость сессии 9 040
  • Инструменты коучинга 8 941
  • Разминки для тренинга на командообразование 7 596
  • Стрела коучинга 7 449
  • Чек лист тайного покупателя 7 415
  • Шкалирование в коучинге 7 301
  • Стоимость тренинга по продажам 7 056

Добавить комментарий