В статье автор представляет социально-психологическую характеристику лиц пожилого возраста.
Ключевые слова:
пожилой человек, стадия жизни, старение.
Согласно данным Всемирной организации здравоохранения пожилой возраст или возраст старения представляет собой — 60–75 лет [1].
Ученые разных специальностей имеют разное представление на возрастные границы жизни человека, в основе классификации лежат физиологические и психологические особенности человека, национальные особенности, личные убеждения, исследовательский опыт и другое. Один из представителей российской геронтологии И. В. Давыдовский полагал, что «никаких календарных дат наступления старости не существует» [11].
Американский психолог в сфере психологии развития, представитель направления психоанализа эго-психологии Эрик Эриксон выделил восемь стадий психосоциального развития личности или стадий жизни человека [7].
К категории «пожилого человека» можно отнести стадию «поздняя зрелость».
Поздняя зрелость или старость. Целостность эго / отчаяние. Последняя психосоциальная стадия от 65 лет и до смерти; завершается жизненный путь человека. На этой стадии человека охватывают нужды физического здоровья, ухудшается финансовое состояние с учетом выхода на пенсию, необходимо научиться справляться с психологическими трудностями в связи с адаптацией к смерти супруга, родственников, друзей, перестройкой повседневной жизни с учетом отсутствия трудовой деятельности, иждивенцев. Круг интересов сдвигается в прошлое, оценивается предыдущий опыт, успехи и неудачи, достижения и их значимость, переосмысление пройденного жизненного пути. От удовлетворенности прожитой жизнью обуславливается завершающий этап жизненного цикла [3]. Позитивный вариант: человек доволен своей жизнью, видит себя в продолжении своих потомков, творческих трудах [3]. Неотвратимость смерти становится частью жизни и воспринимается с пониманием. «Только у того, кто каким-то образом заботился о делах и людях, кто переживал триумфы и поражения в жизни, кто был вдохновителем для других и выдвигал идеи — только у того могут постепенно созревать плоды семи предшествовавших стадий. Я не знаю лучшего определения для этого, чем эго-интеграция (целостность)» [7]. Тем, кому прожитая жизнь кажется чередой упущенных возможностей, несбыточных надежд и желаний, наступает понимание невозможности прожить жизнь заново, отсутствием перспектив на улучшение в будущем из-за нехватки и ограниченности ресурсов — физических сил, времени, денежных средств. У данной категории лиц возникает страх смерти, эмоции неудовлетворения проецируют на внешний мир, попадают во власть отчаяния и безнадежности, что в итоге только ухудшает психофизиологическое состояние человека и даже способствовать или ускорить процесс старческого слабоумия, депрессии, старческой агрессивности и другие. Благоприятным разрешением периода считается мудрость [5]. Мудрость — это не только приобретенные знания и опыт на протяжении жизни, но и отсутствие лишних эмоций, затуманивающих разум, позволяющее адекватно оценивать сложившуюся обстановку.
В процессе проживания каждой стадии жизни, в данном случае стадии поздней зрелости, присутствует конфликт развития, который либо преодолевается, либо не разрешается и в дальнейшем оказывает влияние на последующее преобразование личности.
Таким образом, возрастные рамки пожилого человека будут обозначены в промежутке 60–75 лет.
Пожилые люди представляют собой социально-демографическую группу, отличительными чертами которой являются:
— Разнородность внутри группы по таким основаниям как религия, финансовое благополучие, социальный статус и другие;
— Наличие жизненного опыта, богатого стажа трудовой деятельности;
— Ослабление физиологических функций, наличие заболеваний;
— Устоявшееся мировоззрение, самооценка, ценности;
— Изменение социального положения и статуса в связи с выходом на пенсию;
— Мудрость, пересмотр прошедшего опыта и осознание подлинных ценностей [10].
Исследователи предлагают рассматривать старение с трехсторонней позиции:
- Биологическое или физиологическое старение — процесс постепенной деградации организма человека, которая происходит постепенно по мере естественного развития от младенчества до старости. Старение человека происходит для каждого индивидуума в своем темпе и интенсивности [8];
- Социальный компонент — изменение социальных ролей, моделей поведения. В связи с выходом на пенсию меняется социальная роль, условия жизни, статус пожилого человека. Как отмечает Т. И. Сапожникова в своей работе: «На успешный процесс адаптации оказывает влияние активная жизненная позиция и творчество. Доказано, что у людей, ведущих плодотворную жизнь, не наблюдается дряхлость» [10];
- Психологическое старение — процесс изменения высших психических функций человека; набор психологических установок, меняющихся с течением времени в отрицательном ключе, например, «мне поздно что-либо менять в своей жизни»; данный процесс характеризуется нарастанием психических нарушений, выбором способов адаптации и преодоления трудных ситуаций.
Через физиологическое старение, а именно ухудшение биологических функций организма, оказывается влияние на психологический компонент старения. Психологическое старение представляет собой ощущение старости, как человек относится к процессу своего старения и сравнивает себя с другими людьми. Физиологическое старение способно ускорить психологическое и наоборот [8]. Поэтому очень важно какой образ жизни и мыслей ведет человек на протяжении всей своей жизни, вырабатывая свой оригинальный путь старения.
Существуют некоторые особенности стиля жизни и поведения пожилых людей присущие большинству. Одно из самых распространённых скрытых желаний пожилых людей это желание любить и быть любимыми [6]. Причем под словом любовь подразумевается широкий спектр чувств заботы и внимания, доброты и ласки со стороны семьи, друзей, лиц другого пола. Нехватка добрых взаимоотношений происходит в связи с потерей близких в силу времени, выходом на пенсию. Ослабление или утрата социальных связей ведут к снижению интереса к жизни.
Наступление пожилого возраста приносит не только душевные переживания, но и перемены в привычном жизненном укладе. В частности, в трудовой период человек занимал высокую должность, был поглощен работой, в нем нуждались, с выходом на пенсию, не имея других интересов, ему трудно воспринимать себя в другой социальной роли. Быстрее адаптируются те, кто не связывали свое благополучие только с одной жизненной направленностью, работой, а выполняли и другие функции. Подтверждено, что у людей, ведущих продуктивную, содержательную жизнь, не наблюдается значительная потеря умственных способностей [12]. Наоборот, при снижении физических способностей, не утрачиваются эмоциональные, когнитивные функции, приобретенные в процессе жизни.
Среди отрицательных проявлений в пожилом возрасте можно выделить скептицизм в отношении своих сил и возможностей, страх перед дряхлостью, пессимистичность, подозрительность, обидчивость, раздражительность, нетерпимость к мнению отличного от собственного, ухудшение способности к установлению социальных контактов и другие [2]. У пожилых людей снижается способность воспринимать новое, концентрируясь на минувших временах, они перестают развиваться как личности [6]. Неуверенность в своих силах увеличивает тревожность, а бездействие приводит к скуке и апатии. Из чего следует, называя психологические особенности пожилого человека чаще всего приводятся отрицательные характеристики. Такие проявления старости встречаются нередко, однако немало пожилых людей с позитивным взглядом на свою жизнь и окружающий мир.
Важная составная часть личности — самооценка, определение человеком своего «Я». Продолжительные исследования в области самооценки пожилых людей принадлежат отечественным ученым О. Н. Молчанова, Л. В. Бороздиной, которые пришли к заключению, что самооценка пожилого человека лишь слегка отличается от самооценки на его предыдущем жизненном этапе [4]. Что позволяет выявить зависимость благоприятной старости от представления человека о значимости себя и своей деятельности, формирующейся на протяжении всей жизни.
Русский биолог И. И. Мечников в своем труде выделил два момента, которые позволяют человеку с годами стать счастливее. Прежде всего, пожилой человек обладает опытом и знаниями жизни, которые позволяют ему быстрее ориентироваться и адаптироваться в окружающей среде. Вместе с тем, в решениях и мыслях присутствует сдержанность, позволяющая избежать эмоциональных порывов в отличие от молодого поколения [9].
Подводя итог, пожилой возраст как этап жизненного цикла является совокупным влиянием биологических, социальных и психологических факторов на индивидуума с учетом его индивидуальных особенностей, жизненных ценностей, социального положения, степенью социальной активности и других субъективных и объективных признаков. В этот период происходит переоценка жизненного опыта и осознание подлинных ценностей.
Литература:
- Возрастная классификация. — Текст: электронный // Официальный сайт. Всемирная организация здравоохранения: [сайт]. — URL: https://www.who.int/ru (дата обращения 16.05.2021).
- Денисова, Е. А. Особенности социально-психологической адаптации пожилых людей / Е. А. Денисова, Е. В. Фатхуллина. — Текст: непосредственный // Концепт. — 2015. — № 28. — С. 1–5.
- Емалетдинов, Е. М. Возрастная динамика смысла жизни человека / Е. М. Емалетдинов. — Текст: непосредственный // Вестник Башкирского университета. — 2007.
- Ермак, Н. А. Личность человека пожилого возраста / Н. А. Ермак. — Текст: непосредственный // Известия высших учебных заведений. СевероКавказский регион. Общественные науки. — 2007. — № 2. — С. 103–106.
- Зеер, Э. Ф. Психологические основы профессиональной деятельности. / Э. Ф. Зеер. — М: ПЕР СЭ; Логос, 2007. — 855 c. — Текст: непосредственный.
- Каменских, В. Н. Социально-психологический портрет пожилых людей / В. Н. Каменских. — Текст: непосредственный // Педагогика и психология образования. — 2011. — С. 61–64.
- Карегмазова, Л. Ц. Электронный учебник «Возрастная психология (психология развития)» / Л. Ц. Карегмазова. — Текст: электронный // Возрастная психология: [сайт]. — URL: https://chukotkabezsirot.chao.socinfo.ru/media/2019/01/25/1274339953/Vozrastnaya_psixologiya_uchebnik.pdf (дата обращения: 16.05.2021).
- Ксенда, О. Г. Старение через призму социальных, психологических и биологических изменений / О. Г. Ксенда. — Текст: непосредственный // Психолог. — 2018. — № 2. — С. 55–65.
- Мечников, И. И. Этюды о природе человека / И. И. Мечников. — СПб: Азбука, 2016. — 320 c. — Текст: непосредственный.
- Сапожникова, Т. И. Социогеронтологическая характеристика пожилого возраста и старения как этапа жизненного цикла / Т. И. Сапожникова. — Текст: непосредственный // Ученые записки Забайкальского государственного университета. — 2015. — № 4. — С. 166–171.
- Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И. В. Шаповаленко. — М: Гардарики, 2005. — 349 c. — Текст: непосредственный.
- Яцемирская, Р. С. Социальная геронтология / Р. С. Яцемирская, И. Г. Беленькая. — М: Владос, 1999. — 223 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): пожилой возраст, пожилой человек, жизнь, физиологическое старение, жизненный опыт, жизненный цикл, поздняя зрелость, психологическое старение, социальная роль, социальное положение.
К сожалению, каким бы здоровым человек не был, избежать процесса старения не получится никому. У многих людей старость довольно продолжительный этап его жизни, и, самое главное в этом возрасте – постараться как можно дольше избежать социальных, психологических и физиологических проблем. Но сам пожилые люди вряд ли справятся с ними без помощи близких людей. Как мы можем им помочь?
Основные возникающие проблемы пожилых людей
Итак, пожилой человек может столкнуться с тремя видами проблем:
- физиологическими;
- социальными;
- психологическими.
Физиологические связаны со здоровьем пожилого человека: зрение уже не то, трудно подниматься по лестнице, тяжело сгибаться, мучает высокое давление, «барахлит» сердце. С возрастом большинство заболеваний становятся хроническими, человек с каждым годом теряет свою физическую активность, чувствует постоянный дискомфорт.
Социальные проблемы. К ним можно отнести снижение уровня жизни (у пенсионеров доход значительно ниже, чем у работающих граждан), плохую организацию досуга, у пожилых увеличивается количество свободного времени, но, зачастую, они уже не так востребованы среди окружающих, таким образом снижается и их социальная активность.
Среди психологических проблем особо выделяются следующие:
- Одиночество. Сверстники один за другим уходят в мир иной, детям и внукам постоянно некогда, ходить на какие-то занятия по интересам – тяжело физически. Человек остается наедине с собой.
- Неуверенность в себе. Старики все чаще прислушиваются к своему физическому нездоровью, многие начинают находить в себе излишнюю немощность, неуклюжесть, боятся лишний раз напомнить о себе и попросить помощи. Либо наоборот, постоянно просят помощи даже при самых простейших манипуляциях.
- Депрессия, переходящая в апатию. Старики перестают ухаживать за собой, могут часами сидеть, уткнувшись в телевизор, а если спросить, что они сейчас смотрели – ответить непонимающим взглядом.
- Замкнутость, переходящая в полную отрешенность.
Психика пожилых людей имеет свои особенности, среди которых:
- Снижение либо полное отсутствие интереса к чему-то незнакомому, с чем раньше человек не сталкивался. Часто доходит до того, что старики отказываются смотреть новые фильмы, новые музыкальные композиции для них непонятны и неинтересны, современная мода их пугает. Кто не слышал известной фразы: «А вот в наше время…»?
- Значительное ухудшение памяти. Больше страдает краткосрочная, то есть, человек прекрасно помнит, что происходило с ним пятьдесят лет назад, но, придя на кухню, забывает, за чем он шел. Как следствие – ему трудно научиться каким-либо новым манипуляциям, он просто забывает порядок действий.
- Некоторые старики становятся излишне подозрительными, но большинство проявляет противоположные качества: у них повышается внушаемость, они слишком доверяют незнакомым людям, особенно если те представляются сотрудниками каких-либо государственных социальных служб.
- Появление различных комплексов. Суть их возникновения в следующем: у стариков частично снижаются физические возможности, они вынуждены чаще обращаться за помощью к более молодым членам семьи или соседям, посторонним людям, становятся более зависимыми, комплекс налицо. Осознание этого не делает существование пожилого человека более счастливым.
Резюмируем: чем старше человек, тем сложнее ему сохранять свое эмоциональное и психическое равновесие, особенно когда он остается один, часто возникают финансовые сложности, подвижность падает, память слабеет.
Психологические портреты пожилых людей
Каждый человек имеет свой психологический портрет, не являются исключением и пожилые граждане. Такой портрет напрямую зависит от убеждений старика (политических, религиозных, социальных и др.), его уровня жизни и окружения. Сюда же можно добавить опыт работы и образ жизни человека до того, как он вышел на пенсию.
Активная творческая личность
Такие люди, несмотря на преклонный возраст, активно участвуют в общественной жизни, постоянно стремятся узнать что-то новое, у них есть хобби, которому они посвящают значительную часть своего времени.
Они всегда оптимистично смотрят на жизнь, активно отдыхают, путешествуют, посещают выставки и концерты. Нередко участвуют в художественной самодеятельности либо посещают кружки по интересам.
Социально и психологически приспособленная личность
Не такая активная личность, как первая. Всегда имеет четкую установку: достичь материального и духовного комфорта. Всю энергию направляют на обустройство своей жизни: отдых, развлечения, благополучие, материальные блага. Такие люди как бы добирают все то, на что у них раньше не было времени.
Личность, недовольная своим положением
Обычно это люди, недовольные своим положением на работе, в семье, в обществе, разочаровавшиеся во всем. Такие старики всегда ворчат, раздражаются по любому поводу (и даже без повода), любая критика для них болезненна. В социуме они насторожены, недоверчивы, скрытны, часто завистливы. С трудом находят друзей.
Женский тип старения
Этот психологический портрет подходит не только женщинам, но и некоторым мужчинам. Люди такого психотипа полностью посвящают себя семье, внукам, заботе о своих близких. Они постоянно копошатся в саду или огороде, кому-то что-то вяжут, что-то мастерят, постоянно хлопочут. Такая пенсионерка не будет часами сидеть возле телевизора или на лавочке с соседями, ей всегда некогда. Наверное, самый счастливый тип стариков: им некогда хандрить и скучать, их жизнь насыщена событиями.
Противоположный женскому – мужской тип старения. Здесь пожилой человек получает моральное удовлетворение не от заботы о близких ему людях, а о своем здоровье, своем самочувствии. Нередко такие люди даже выдумывают себе мнимые заболевания, чтобы было о чем поговорить, и на что обратить внимание своих близких.
Как понять пожилого человека
Множество различных геронтологических исследований показывают, что после шестидесяти лет у пожилого человека появляются психологические проблемы. Кто-то замыкается в себе, другой постоянно чем-то недоволен, ворчит по пустякам, третий все время жалуется на здоровье, но кто-то становится более мудрым, осторожным и рассудительным.
Присущие человеку с молодости черты характера постепенно усиливаются, в некоторых случаях становятся даже гипертрофированными. Часто возникают различные фобии, страхи, любые изменения в жизни пугают, заставляют нервничать и даже паниковать. Некоторые становятся излишне религиозными.
Особенно тяжело стареть одиноким людям. Такие легко становятся жертвами мошенников, потому что они ищут общения, рады получить в собеседники любого человека.
Наши старики нуждаются в понимании и поддержке, именно в такие моменты не нужно оставлять их одних. Нужно помочь им осознать, что старость – это еще не конец жизни, а один из ее этапов, что именно на этом этапе человек может найти новых друзей, уделять больше времени своему любимому хобби, познать себя, проводить больше времени с семьей.
Нужно приложить все силы к тому, чтобы выход на пенсию и последующее старение не пугали вашего родственника. Им в это время особенно требуется ваша поддержка, ваше внимание. Не нужно придумывать что-то особенное: простое общение, немного больше внимания, чуточку терпения, и у вас все получится.
Как общаться с пожилыми людьми: 10 простых правил
Не каждая семья может похвастаться, что ее старшее поколение имеет ясный ум и они полностью здоровы в психологическом плане. Чаще бывает наоборот: с возрастом люди становятся резкими, упрямыми, надоедливыми, многие превращаются в настоящих деспотов, ведут себя просто непозволительно. А ведь когда-то они были милыми и доброжелательными, ваши любимые старики. Жить рядом с такими родственниками непросто, особенно в психологическом плане. Тут уж впору искать психолога для себя.
Чтобы сохранить собственное достоинство, сберечь нервы (и свои и ваших любимых стариков), психологи разработали несколько простых правил. Конечно, они не являются догмой или панацеей, они только дают направление, в котором нужно идти, чтобы сохранить в семье здоровые отношения, спокойствие и радость от общения друг с другом.
- Готовьтесь к худшему, но всегда надейтесь на позитивные моменты. Да, вы ждете очередной тягостный вечер рядом с престарелой бабушкой, с ее повторяющимися длительными воспоминаниями и сетованием на «современную молодежь». А вдруг она вас приятно удивит? Нет? Тогда позитивным моментом пусть станет ваша сдержанность, ведь вы не допустите, чтобы ваша любимая бабуля расстроилась?
- Сами станьте активнее. Вспомните, когда ваши родители были молодыми и активными, как много времени они уделяли вам, тогда еще детям. А теперь все изменилось – ваши родители становятся большими детьми, нуждающимися в вас. А что если вы вспомните ваши старые семейные традиции? Или придумаете новые? Да, ваши любимые старики сейчас нуждаются в вас так же, как когда-то вы нуждались в них. Подарите им свою любовь.
- Не стоит пытаться перевоспитать пожилого человека, особенно если вы намереваетесь противопоставлять им некую мифическую бабушку, которая молча варит кашу и не пристает с разговорами, или мифического деда, который тихонько сидит в углу и читает газетку. В ответ вы получите только обиду, замкнутость и море негатива. Спокойнее и счастливее вы от этого точно не станете. И ваши престарелые родители – тоже.
- Будьте в курсе переживаний ваших стариков. Обязательно поинтересуйтесь – чем они занимались, пока вас не было, с интересом выслушайте их рассказ, обязательно вставляйте какие-то позитивные комментарии. Покажите, что вам интересна их жизнь, их мысли, их заботы. И, конечно, обязательно проводите пожилого человека в больницу, если ему необходимо посетить врача, подвезите, куда он попросит, если ему нужно навестить заболевшего старого друга или попить чайку с подругой детства. Подарите им свое внимание, они в нем очень нуждаются.
- Ни в коем случае не конфликтуйте со стариками. Это бесполезно: пожилые люди в таких случаях часто становятся агрессивными, не слышат оппонента, в гневе могут довести себя до гипертонического криза или сердечного приступа. Не пытайтесь что-то доказать или переубедить пожилого человека – в тот момент это бесполезно. Просто пропустите мимо ушей обидное слово, в пылу ссоры сказанное в ваш адрес, попытайтесь поменять тему разговора, как-то отвлечь старика.
- Сострадание, но ни в коем случае не жалость. Да, эти слова не имеют ничего общего. Сострадание делает того, к кому оно обращено, сильнее, увереннее, жалость – унижает, делает человека слабым, разрушает самоуважение.
- Никогда не спорьте с пожилым человеком, даже если вы априори правы, вы ему ничего не докажете, а микроклимат в семье будет испорчен. Бабушке или дедушке просто не хватает вашего внимания, они хотят стать хоть чуточку более значимыми для вас, они хотят, чтобы на них обратили немного внимания, пусть и по такому негативному событию. Если вы будете почаще говорить им ласковые слова, выслушивать их, пусть на ваш взгляд и несерьезные, пустые жалобы, ваши старики будут чувствовать себя намного спокойнее.
- Не давайте своим пожилым родственникам скучать. Пусть у них будет больше позитивных впечатлений. Однако, не нужно забывать, что многие люди в пожилом возрасте становятся лакомой добычей для разного рода мошенников, поэтому, собирая дедушку в парк погулять, постарайтесь найти время для совместной прогулки. Да и совместное посещение концерта или спектакля вам никак не повредит.
- Никто не виноват, что ваши старики стали такими. Не они, не вы сами. Поэтому не стоит испытывать чувства вины за то, что вы не смогли чем-то помочь, так же как и не стоит обвинять их в неуклюжести, даже если они по слабости или неумению что-то сломали или разбили. Даже если это «что-то» очень ценное. Им осталось совсем немного. Успейте сказать им что-то очень важное, покажите им, как вы их любите.
- Научитесь прощать. Прощать всех, а особенно пожилых людей. Не оставляйте на «завтра» обиду и разочарования, помните, в жизни есть и более важные вещи, чем неудачно сказанное слово. Не откладывайте примирение: у пожилого человека «завтра» может уже не наступить, а вы потом всю оставшуюся жизнь проживете с чувством вины, что не успели, не сказали, как вы их любите.
Не все могут уделять много внимания своим пожилым родственникам. Кто-то по роду службы должен часто уезжать в командировку, и пожилой родственник остается дома один, у кого-то маленькие дети, которые тоже требуют много сил и времени, кто-то сам болеет и нуждается в помощи – обстоятельства бывают разные. Как поступить? Оставить старика одного? Не выход. Нанять сиделку? Не всегда это лучший из вариантов, пожилой человек может и обидеться.
Выход есть. Вы можете обратиться за помощью в частную организацию «Добро» и мы обязательно поможем вам устроить вашего пожилого родственника в один из наших комфортабельных пансионатов, предназначенных для пациентов преклонного возраста. Каждый наш пациент получает квалифицированную медицинскую помощь и уход. Вам будет достаточно позвонить по указанным номерам или оставить заявку на сайте организации, и мы устроим все наилучшим образом.
Психологические особенности пожилого человека проходят в 6 этапов:
1 этап: по-настоящему важными остаются воспоминания из прошлой жизни, а реальные события отодвигаются на второй план;
2 этап: постоянно идет ухудшение памяти;
3 этап: теряется объективная оценка реальной жизни;
4 этап: беспомощность становится причиной апатии к миру, что впоследствии приводит к дезориентированию в происходящих событиях.
5 этап: появляется возрастная бесчувственность сознания, теряется контроль за функциями мышц.
6 этап: наступает состояние глобальной беспомощности.
Психология пожилых людей носит индивидуальный характер. Особенности протекания старости находятся в зависимости от наследственных факторов, соматических заболеваний, сильных психологических стрессов и других моментов.
***
Материал 2.pdf
Комитет по социальной
защите населения Ленинградской области
Психологические особенности пожилого человека
Процесс старения в
каждом человеке протекает индивидуально. Старение – процесс продолжительный,
начинающийся с постепенного снижения функциональных возможностей человеческого
организма. Выделяют три стадии этого периода: пожилой возраст – мужчины: 60-74
г., женщины: 55-74 г.; старческий возраст – 75-90 лет и долгожители – свыше 90
лет. С возрастом отмечается потеря психологической гибкости и способности к
адаптации, мужчины и женщины становятся менее податливыми, любовь к новому,
неизвестному сменяется стремлением к устойчивости и надежности. Важно понимать,
что старение не является болезнью, патологией, хотя в этот период происходят
сложные изменения в строении и функционировании всех систем организма.
Что же может представлять собою жизнь человека в этот период
?
Распад, угасание,
болезни, немощь, потерю трудоспособности и т.п.?
Или же напротив, возможность вести полноценную (с учетом
изменившихся реальностей), интересную жизнь: трудиться в меру своих сил,
стараться быть нужным своим близким, друзьям, приняв собственную старость как
очередной этап жизни, в котором есть свои радости и свои проблемы (как и на
предыдущих этапах жизни)?
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПОЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА
Исследования и повседневная практика показывают, что
существуют некоторые характерные особенности стиля жизни, поведения пожилого
человека. Прежде всего, теряется социальная полнота жизни, ограничивается
количество и качество связей с обществом, порой возникает самоизоляция от
социального окружения. Именно в этом возрасте происходит потеря друзей и
родных. Уходят из жизни старые друзья, дети начинают жить своей жизнью, часто
отдельно от пожилых родителей.
Все эти моменты могут обречь человека преклонных лет на
одиночество. Он лишается возможности общения, посильной помощи, постоянного
движения и действия.
Равнодушие к себе и окружающему миру пагубно влияет на
пожилого человека.
Отсутствие социальных контактов ведет к снижению жизненного
интереса. Явно проявляется психологическая защита, сковывающая разум, чувства,
жизнедеятельность людей «третьего» возраста.
Психологическая защита как свойство личности позволяет
человеку организовывать временное душевное равновесие.
Но для пожилых людей
порой такая защита приносит отрицательный эффект, т. к. приводит к стремлению
избежать новой информации, иных обстоятельств жизни, отличных от сложившихся
стереотипов.
У старого человека
своеобразное ощущение времени. Пожилой человек всегда живет в настоящем. Его
прошлое, вспоминания, также как и будущее всегда с ним, в настоящем. Отсюда
появляются такие черты, как осторожность, бережливость, запасливость. Бег
времени становится более плавным. Заблаговременно планируется то или иное
действие: сходить в аптеку, магазин, к друзьям, в больницу. К ним пожилой
человек готовится морально. Духовная старость связана с неспособностью к
восприятию нового.
Пожилые люди пытаются создать из своей юности нечто вроде
утраченного рая, переживая и сожалея о ней. Концентрируются на прошлом, не
замечая настоящее. Постоянно находясь в прошлом, человек теряет будущее,
перестает развиваться как личность. У пожилых людей часто ярче проявляются
отдельные черты характера, которые в молодости маскировались, не проявлялись
отчетливо. Такие черты как обидчивость, раздражительность, капризность,
сварливость, жадность, вспыльчивость и др. Развивается эгоцентризм.
К 60-ти годам взгляды и принципы костенеют, следствием чего
является нетерпимость, фанатизм. Поэтому человек может проявлять некоторую
агрессию, защищая свои принципы. Часто болтливость и некоторая навязчивость
говорят о нехватке общения. Старых друзей не осталось, родные живут отдельно,
да и все рассказы уже знают наизусть. Ухудшается способность личностных
контактов, к установлению социальных связей. Из-за снижения эмоциональной
окраски в общении, усиливается роль стереотипов и навыков общения, накопленных
в жизненном опыте, что ведет к стандартизации общения в обычных условиях.
К возрастным
изменениям можно отнести повышенную серьезность ко всему, обидчивость.
Неуверенность в своих силах рождает тревожность и мнительность.
Бездеятельность
и пассивность приводят к угнетенности и скуке. В таком состоянии подчеркиваются
негативные черты характера — консерватизм, переоценка прошлого, стремление
поучать, ворчливость, недоверчивость. Процессы мышления затормаживаются, что
приводит к трудностям социальной адаптации, и здесь большую роль играет
отсутствие мотивации саморазвития, личностного роста.
Для современных пожилых
людей характерно чрезмерное погружение в болезни. Подобное поведение влечет за
собой негативные эмоции и депрессивное состояние (около 60 % людей после 55 лет
находятся в состоянии депрессии), сопровождающиеся чувством ненужности и
одиночества.
Многим старым людям свойственно ощущение одиночества. Одиночество
как психологическое явление связано с особенностями мышления. У членов семьи из
разных поколений представление о различных сферах жизни разное, соответствующее
каждому возрасту. Но пожилым людям труднее сориентироваться в представлениях
детей и внуков, труднее найти взаимопонимание, а друзей становится все меньше.
Не находя единомышленников, старики не могут выразить все свои мысли и чувства,
а если и могут, то часто остаются непонятыми.
Таким образом, характеризуя психологические особенности
людей пожилого возраста, чаще всего называются негативные, отрицательные
характеристики, из которых мог бы получиться вот такой «психологический
портрет»:
• снижение самооценки,
неуверенность в себе, недовольство
собой;
• опасение одиночества, беспомощности, обнищания, смерти;
• угрюмость, раздражительность, пессимизм;
• снижение интереса к новому — отсюда брюзжание,
ворчливость;
• замыкание интересов
на себе — эгоистичность, эгоцентричность, повышенное внимание к своему телу;
• неуверенность в завтрашнем дне — это делает стариков
мелочными, скупыми, сверхосторожными, педантичными, консервативными,
малоинициативными.
Однако исследования отечественных и зарубежных ученых
свидетельствуют о многообразных проявлениях положительного отношения старого
человека к жизни, к людям, к себе. И.С. Кон выделяет следующие благополучные
социально-психологические типы старости.
Первый тип — активная творческая старость, когда ветераны,
уходя на заслуженный отдых, продолжают участвовать в общественной жизни, в
воспитании молодежи — живут полнокровной жизнью, не испытывая какой-либо
ущербности.
Второй тип старости характеризуется тем, что пенсионеры
занимаются делами, на которые раньше у них просто не было времени:
самообразованием, отдыхом, развлечениями и пр. Для этого типа стариков
характерны хорошая социальная и психологическая приспособляемость, гибкость,
адаптация, но энергия направлена главным образом на себя.
Третий тип, а это преимущественно женщины, находит главное
приложение своих сил в семье. Поскольку домашняя работа неисчерпаема, то
женщинам, занимающимся ею, просто некогда хандрить, скучать. Однако, как
отмечают психологи, удовлетворенность жизнь у этой группы людей ниже, чем у
первых двух.
Четвертый тип — это люди, смыслом жизни которых становится
забота о собственном здоровье. С этим связаны и разнообразные формы активности,
и моральное удовлетворение. Вместе с тем обнаруживается склонность (чаще у
мужчин) к преувеличению своих действительных и мнимых болезней, повышенная
тревожность.
ПРОФИЛАКТИКА СТАРЕНИЯ
Основными факторами, способствующими старению можно считать:
– отсутствие четкого жизненного ритма;
– сужение сферы общения;
– уход от
активной трудовой деятельности;
– синдром «опустошения гнезда»;
– уход человека
в себя;
– ощущение одиночества;
– ощущение дискомфорта от замкнутого пространства
и многие другие жизненные события и ситуации.
Многие из этих факторов можно
предупредить или относительно безболезненно преодолеть за счет изменения
отношения к процессу старения в целом.
Здоровый образ жизни как фактор долголетия
Человеческий организм как совершенный механизм рассчитан на
длительную жизнеспособность и продолжительность жизни, что во многом
определяется тем, как человек сам себе ее строит,- сокращает или продлевает ,
как заботиться о своем здоровье, т.к. именно здоровье является главной основой
долголетия и активной творческой жизни.
Продолжительность
жизни и здоровья на 50% зависят от образа жизни, который человек создает себе
сам, на 20% от наследственно обусловленных биологических факторов, еще на 20%
от внешних экологических факторов, и лишь на 10% от усилий медицины.
Медицина не может гарантировать человеку сохранение
абсолютного здоровья и долголетия, если у него нет установки на
самосохранительное поведение и желание как можно дольше быть здоровым и
трудоспособным.
Здоровый образ жизни – определенный фактор здоровья и
долголетия, требует от человека определенных усилий, а большинство людей
пренебрегает его правилами. Здоровый образ жизни как система складывается из
трех основных взаимосвязанных и взаимозаменяемых элементов, трех культур: Культуры питания, культуры движения и
культуры эмоций.
Отдельные оздоровительные методы и процедуры не дадут
стабильного улучшения здоровья, потому что не затрагивают целостную психосоматическую
структуру человека.
Культура питания
Нерациональное питание – один из важнейших факторов риска
преждевременного старения.
Питание должно быть разнообразным, умеренным и
соответствовать возрастным потребностям и энергозатратам. В пожилом возрасте,
когда энергозатраты ограничены, калорийность пищи должна составлять 1900-2000
ккал, для мужчин 2200-3000 ккал. Режим питания целесообразно установить не
менее 3-4 раз в сутки, последний прием пищи – за 2-3 часа до сна.
Не должны
употребляться жирные сорта пшеницы, субпродукты, богатые холестерином (печень,
мозги, вымя, икра). Шире должны включаться в рацион питания овощи и фрукты.
Больше должны потребляться зелень, лук, чеснок, петрушка, укроп. Ежедневно
необходимо включать в пищу продукты моря и морскую рыбу, консервы из морской
рыбы. Они отличаются наиболее удельным содержанием разнообразных
микроэлементов, например, йода, брома, фтора и благодаря этому способны
компенсировать неполноценности нашей диеты.
Культура движения
Возрастные изменения в организме физиологически неизбежны,
но каждый человек способен их отдалить. Для этого уже с 40-летнего возраста
необходимо начинать борьбу за свое здоровье и сохранение активного долголетия.
Движения являются пищей для половины нашего тела,
составленной мышцами. Без этой пищи мускулатура атрофируется, регулярное
разнообразное и продолжительное движение – это биологический императив,
неподчинение которому влечет за собой не только дряблость и отвратительность
телесных форм, но и сотни тяжелых болезней.
Органы человека отличаются большим резервом функций. В
обычной повседневной деятельности участвуют лишь от 35% его абсолютных
возможностей. Остальные 65% без тренировки будут атрофироваться, будут теряться
резервы. Это дорога к дезадаптации. Если не заниматься физической тренировкой,
то сердечно-сосудистая и дыхательная система начинают стареть уже с 12-13 лет.
Интенсивную физическую тренировку необходимо включать в обязательный режим дня
не позднее 30 лет. Именно с этого возраста у современного человека начинается
особенно бурное угасание функций и старение всех основных систем
жизнеобеспечения. Малоподвижный образ жизни приводит к общему нарушению обмена
веществ: ускоренному выведению азота, серы, фосфора, кальция. Из-за уменьшения
экскурсии грудной клетки, диафрагмы и брюшной стенки создаются предпосылки для
заболеваний дыхательной, пищеварительной и мочеполовой систем. В процессе
мышечной работы в кровь выделяются эндорфины – гормоны, снижающие болевые
ощущения и улучшающие самочувствие и настроение. Возрастает также уровень
энкефаминов, благотворно воздействующих на процессы центральной нервной
системы, психические процессы и функции. Эндорфины и энкефамины способствуют
выходу из депрессии, обретению душевного покоя, создают хорошее настроение и
даже состояние физической и духовной одухотворенности, названное древними
римлянами эйфорией. Таким образом, движение – важнейший естественный фактор
развития и поддержания здорового организма.
Культура эмоций
Если исходить не из
биологических, а социально-психологических представлений о болезни, то ее можно
рассматривать как психический срыв, психическую дезадаптацию, дезинтеграцию
личности, человеческих чувств, психологических установок, психосоматическую
дезинтеграцию. Отрицательные эмоции (зависть, страх и др.) обладают огромной
разрушительной силой, положительные эмоции (смех, радость, любовь, чувство
благодарности и др.) сохраняют здоровье, способствуют успеху и продлению жизни.
Эмоции определяют наше настроение – не столь яркое, как сами
эмоции, но зато более устойчивое эмоциональное состояние. Грустное, тревожное,
умиротворенное, торжественное или веселое настроение является не предметным,
специально направленным, а личностным и «результативным» фоновым эмоциональным
состоянием. Чувственную основу настроения часто формирует тонус жизнедеятельности,
т.е. общее состояние организма или самочувствие. Даже самое прекрасное
настроение «портится» – из-за усталости, головной боли, энергетического
истощения. Поэтому хорошая физическая форма и отличное физическое здоровье –
основа прекрасного настроения и положительных эмоций.
Для сохранения устойчивого эмоционального состояния
необходимо:
• взять под контроль свое настроение;
• уменьшить свою чувствительность к чужим словам;
• попытаться навсегда покончить с ненавистью, горечью,
завистью, которые как ничто другое ослабевают нервную систему;
• расстаться с беспокойством, снижающим нервную систему;
• не принимать равнодушно любые удары судьбы, не мириться с
нищетой и не топтаться на месте;
• не жаловаться другим, пытаясь вызвать у них сочувствие и
жалость к себе;
• не пытаться
«переделать» окружающих на свой лад;
• не сооружать грандиозные перспективные планы;
• превратить укрепление жизнеспособности и здоровья в
реальную главнейшую перспективу и ежедневно радоваться малейшим успехам в ее
достижении.
Особенности общения с пожилым человеком
Психическая
активность пожилых лиц падает. Они быстро устают. Нужно внимательно следить за
тем, как ведет себя пожилой человек и, обнаружив первые признаки усталости,
давать ему возможность отдохнуть, «перевести дыхание». Внимание стариков легко
отвлекается внешними причинами, и тогда они теряют нить разговора, часто
забывают, о чем только что шла речь. Поэтому важно при общении создать такие
условия, чтобы ничто не отвлекало их от разговора. Плохо воспринимается быстрая
речь с короткими промежутками между словами. Надо говорить достаточно медленно,
с перерывами между словами. Нельзя «проглатывать» окончания слов и говорить
«взахлеб». Выражение лица должно быть приветливым и доброжелательным. Пожилые
люди с трудом участвуют в групповой беседе, если одновременно говорят несколько
человек, они плохо понимают смысл происходящих разговоров, не сразу включаются
в разговор, отвечают на заданный вопрос. Поэтому когда медики или социальные
работники им что-то говорят и советуют, они не могут сразу запомнить данные
рекомендации и назначения и от этого начинают волноваться, раздражаться и, в
результате, еще хуже понимают и запоминают. Характерны попытки избегать
ситуаций, требующих напряженного мышления, подменять интеллектуальные усилия
различными двигательными приемами – покачиванием головы, почесыванием в
затылке, растягиванием речи.
Если пожилой человек говорит с Вами с
раздражением, ни в коем случае не отвечайте ему тем же.
В тяжелом разговоре не
думайте, что грубая правда – это хорошо.
Отвечайте мягко, постарайтесь отвести
разговор от темы, вызывающей у пожилого человека раздражение или неприятное
чувство.
Пожилые люди тяжело переживают, если заболевают. Беспокоятся, тревожатся,
паникуют, впадают в депрессию.
Боятся, что не хватит денег на лечение, что
окажутся беспомощными, зависимыми от других.
Страх увеличивается при помещении
в больницу, в которой все незнакомо, непонятно и кажется враждебным и
агрессивно настроенным.
Страх и стресс, в свою очередь, ухудшают память,
когнитивные (познавательные) функции.
Пожилые плохо адаптируются к изменениям внешних условий, не
в состоянии запомнить распорядок дня, расположение помещений, распоряжения
врачей и сестер, их имена. От этого замыкаются, уходят в себя.
В больнице важно
психологически поддержать пожилого человека, не оставлять его одного, чаще
напоминать ему, что его не оставят в беспомощном положении, показывать и
объяснять, где в отделении находится туалет, столовая и др.
Пожилые люди
нуждаются в поощрении своих действий. Желательно чаще подтверждать правильность
их действий и поощрять успехи. «Вы сегодня увереннее двигаетесь с тростью!»,
«Как Вы хорошо сегодня сели на кровати!», «Вам эта кофта очень к лицу!» и т.д.
Расспросы пожилых людей об их прошлом очень благотворно
действуют на них. Попросите рассказать пожилого человека о его, детстве,
местах, где он жил в юности, о прошлой работе, интересах. Очень хорошо вместе
рассматривать старые фотографии мест, где он родился, жил, трудился, особенно
те, на которых он изображен в силе, при исполнении социально значимой работы.
Это всегда способствует повышению самоуважения пожилого человека. Однако
пожилые люди должны чувствовать Вашу действительную заинтересованность в
рассказываемых событиях, Ваше желание пережить то, что когда-то он пережил и
перечувствовал. Если он не поверит Вашей заинтересованности, то, скорее всего,
замкнется в себе, и Вы надолго потеряете его доверие.
Пожилые люди охотно
играют в игры, в том числе простые, в какие мы все играли в детстве: мозаики,
лото, домино, пазлы. Если им организовать рабочее место, они охотно шьют,
плетут, вяжут, вырезают, рисуют и т. д. Очень любят играть вместе, друг с другом,
общаться с животными, собирать цветы, плести венки. Большое оживление в жизнь
пожилых людей, особенно тех, кто много времени вынужден проводить в постели или
кресле, вносят прогулки на кресле-каталке, пешие – с помощью ходунков или в
сопровождении попутчика – по коридорам больницы или дома-интерната, а лучше по
улице, во дворе или в саду.
- Выдержка
- Другие работы
- Помощь в написании
Составить социально-психологический портрет пожилого человека – родственника или знакомого (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Социально-психологический портрет должен содержать следующие позиции: возраст, место проживания, образование, род занятий до пенсии, семейное положение, дети, внуки, состояние здоровья, способы его поддержки и профилактики в пожилом возрасте, отношение к статусу пенсионера, стратегия адаптации к пенсии, особенности интеллектуальной сферы — изменения памяти, творческие способности, особенности эмоциональной сферы: страхи, депрессии, обиды, ведущие потребности, изменение черт характера, тип личности, самооценка и самоотношение, отношение к смерти, характер супружеских отношений, изменение отношений с детьми, отношение к статусу бабушки или дедушки, участие в воспитании внуков, тип прародительства, отношения с друзьями.
Социально-психологический портрет
Возраст: 73 года Место проживания: г. Москва, пос. Новобратцево (с 1998 г. включен в состав города, но в микрорайоне сложились отношения, аналогичные традиционным сельским — все соседи наглядно друг друга знаю, здороваются, общаются, организованы футбольное поле и баскетбольная площадка, которые также служат объединяющим началом. Объект наблюдения, однако, в эти традиционные отношения не включен) Образование: кандидат в доктора медицинских наук с 36 лет.
Род занятий до пенсии: длительное время — преподавательская деятельность в Махачкалинском университете, затем переезд в Москву и переход на работу в детскую поликлинику в качестве врача — дерматолога, активный дополнительный заработок в сетевых компаниях по распространению косметики.
Семейное положение: вдова с 1982 г.
Дети: мать двоих детей, один из которых умер в возрасте 33 лет, второй постоянно проживает в Израиле.
Внуки: пять внуков — два ребенка от сына, живущего в Израиле (внучка, которая также живет в Израиле и внук, постоянно проживающий в Норвегии), три ребенка умершего сына (две сына и дочь, отношения фактически не поддерживаются).
Состояние здоровья: хорошее, не считая значительного превышения нормы веса и связанных с этим проблем с давлением.
Способы его поддержки и профилактики в пожилом возрасте: как медик, знающий основы здорового образа жизни, использует большую часть профилактических средств — гимнастика, водные процедуры, регулярный прием витаминов и добавок, большое количество фруктов, овощей и зелени в рационе, иные средства.
Отношение к статусу пенсионера: фактически отгораживается от осо-знания нового статуса, т.к. имеет возможность быть социально-активной — выступает на семинарах и конференциях, проходит курсы переподготовки, постоянно повышает специализацию.
Стратегия адаптации к пенсии: занята социально значимой деятельно-стью, что характеризуется оптимальным типом адаптации к возрастному фактору.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой
2.1 Психологический портрет старого человека
Что можно сказать
об изменениях в личности старого
человека? Что можно отнести к типичным
проявлениям? Чаще всего называются
негативные, отрицательные характеристики,
из которых мог бы получиться вот такой
психологический «портрет» старого
человека. Снижение самооценки,
неуверенность в себе, недовольство
собой; опасение одиночества, беспомощности,
обнищания, смерти; угрюмость,
раздражительность, пессимизм; снижение
интереса к новому- отсюда брюзжание,
ворчливость; замыкание интересов на
себе- эгоистичность, эгоцентричность,
повышенное внимание к своему телу;
неуверенность в завтрашнем дне- все
это делает стариков мелочными, скупыми,
сверхосторожными, педантичными,
консервативными, малоинициативными и
т.п.
Фундаментальные
исследования отечественных и зарубежных
ученых свидетельствуют о многообразных
проявлениях положительного отношения
старого человека к жизни, к людям, к
себе.
К.И. Чуковский
писал в своем дневнике: «… Никогда я
не знал, что так радостно быть стариком,
что ни день- мои мысли добрей и светлей».
Исследователь личностных изменений
в старости Н.Ф. Шахматов, характеризуя
симптомы психического упадка и
психических болезней, расстройств,
считает, что «представление о психическом
старении не может оказаться полным и
цельным без учета благоприятных
случаев, которые лучше, чем какие-либо
другие варианты, характеризуют старение,
присущее только человеку. Эти варианты,
будь они обозначены как удачные,
успешные, благоприятные и, наконец,
счастливые, отражают их выгодное
положение в сравнении с другими формами
психического старения».7
2.2 Классификация психических изменений в старости и типов психологического старения
Все
изменения в этом возрасте можно
классифицировать на три сферы:
1.
В
интеллектуальной
– появляются трудности в приобретении
новых знаний и представлений, в
приспособлении к непредвиденным
обстоятельствам. Сложными могут
оказаться самые разнообразные
обстоятельства: те, которые сравнительно
легко преодолевались в молодости (
переезд на новую квартиру, болезнь-собственная
или кого-то из близких людей), тем- более
прежде не встречавшиеся (смерть
одного из супругов, ограниченность
в передвижении, вызванная параличом;
полная или частичная потеря зрения.)
2.
В эмоциональной
сфере–
неконтролируемое усиление аффективных
реакций ( сильное нервное возбуждение)
со склонностью к беспричинной грусти,
слезливости. Поводом для реакции может
быть кинофильм о прошлых временах или
разбитая чашка.
В
своей теории развития французский
психолог Шарлота Бюлер выделяет
пять фаз развития; последняя, пятая
фаза начинается в 65-70 лет. Автор
считает, что в этот период многие
люди перестают преследовать цели,
которые они поставили перед собой в
юности. Оставшиеся силы они тратят на
досуг, спокойно проживая последние
годы. При этом обозревают свою жизнь,
испытывая удовлетворение или
разочарование. Невротическая личность
обычно испытывает разочарование,
потому что невротик вообще не умеет
радоваться успехам, он никогда не
доволен своими достижениями, ему
всегда кажется, что он что-то не
дополучил, что ему не додали. К старости
эти сомнения усиливаются.
Восьмой кризис
(Э.Эриксон) или пятая фаза (Ш.Бюлер)
знаменуют собой завершение
предшествующего жизненного пути, и
разрешение этого кризиса зависит от
того, как этот путь был пройден. Человек
подводит итоги, и если воспринимает
жизнь, как целостность, где ни убавить,
ни прибавить, то он уравновешен и
спокойно смотрит в будущее, так как
понимает , что смерть- естественный
конец жизни. Если же человек приходит
к печальным выводам, что жизнь прожита
зря и состояла из разочарований и
ошибок, теперь уже непоправимых, то его
настигает чувство бессилия. Приходит
страх смерти.
Психологи
утверждают, что страх смерти- это чисто
человеческое чувство, такого нет ни
у одного животного. Именно поэтому
оно и может быть преодолено . Философы,
от Платона и Аристотеля, стремились
преодолеть трагизм смерти, освободить
человека от страха перед ней.
Древнегреческий философ Эпикур
приводил простой и остроумный довод
против страха смерти: « Смерть для
человека реально не существует, он с
нею « не встречается». Покуда он есть,
смерти нет. Когда же она есть- его нет.
Поэтому ее не стоит страшиться.
Френсис Бэкон по
тому же поводу замечал: « люди страшатся
смерти, как малые дети потомок… Но
боязнь ее как неизбежной дане природе
есть слабость».
Пекк (американский
психолог), развивая идеи Эриксона о
восьмом кризисе, говорит о подкризисах
этого периода.
Первый–переоценка
собственного «Я» независимо от
профессиональной карьеры. То есть
человек должен прежде всего для себя
определить, какое место он занимает
в жизни после ухода на пенсию, когда
за ненадобностью отброшены мундиры,
звания и должности.
Второй–
осознание факта ухудшения здоровья
и старения тела, когда приходится
признать, что молодость, красота,
стройная фигура, крепкое здоровье
остались далеко в прошлом. Для мужчины
труднее преодоление первого подкризиса,
а для женщины-второго.
Отечественный
ученый В.В. Болтенко выделил ряд этапов
психологического старения, которые
не зависят от паспортного возраста.
На первом
этапе
сохраняется связь с тем видом
деятельности, который был ведущим
для человека до выхода на пенсию. Как
правило, этот вид деятельности был
непосредственно связан с профессией
пенсионера. Чаще это люди интеллектуального
труда (ученые, артисты, учителя, врачи).
Эта связь может быть непосредственной
в форме эпизодического участия в
выполнении прежней работы, может и
опосредованной, через чтение специальной
литературы, написание специальной
литературы, темы. Если же она обрывается
сразу после ухода на пенсию, то человек,
минуя первый этап, попадает на второй.
На втором
этапе
наблюдается сужение круга интересов
за счет выполнения профессиональных
привязанностей. В общении с окружающими
уже преобладают разговоры на бытовые
темы, обсуждение телевизионных передач,
семейных событий, успехов или неудач
детей и внуков. В группах таких людей
уже трудно различить, кто был инженером,
кто врачом, а кто профессором философии.
На третьем
этапе
главенствующей
становится забота о личном здоровье.
Любимая тема для разговора- лекарства,
способы лечения, травы… И в газетах, и
в телепередачах на эти темы обращается
особое внимание. Наиболее значимым
в жизни человеком становится
участковый врач, его профессиональные
и личностные качества.
На четвертом
этапе
смыслом жизни становится сохранение
самой жизни. Круг общения сужен до
предела: лечащий врач, социальный
работник, члены семьи, поддерживающие
личный комфорт пенсионера, соседи
самого ближнего расстояния. Для приличия
или по привычке -редкие телефонные
разговоры со старыми знакомыми-
ровесниками, почтовая переписка, в
основном чтобы узнать, скольких еще
осталось пережить.
И, наконец, на
пятом этапе
происходит снижение потребностей
чисто витального характера (еда, покой,
сон). Эмоциональность и общение почти
отсутствуют.
Один из основателей
отечественной психологии Б.Г. Ананьев
8
объяснял, что парадокс человеческой
жизни заключается в том, что у многих
людей «умирание» происходит гораздо
раньше, чем физическое одряхление.
Такое состояние наблюдается у тех
людей которые по собственной воле
начинают изолироваться от общества,
что ведет к «сужению объема личностных
свойств, к деформации структуры
личности». По сравнению с долгожителями,
сохраняющими личность, «некоторые «
начинающие» пенсионеры в 60-65 лет
кажутся сразу одряхлевшими, страдающими
от образовавшихся вакуумов и чувства
социальной неполноценности . С этого
возраста для них начинается
драматический период умирания личности.
И вывод, который делает ученый: «
Внезапное блокирование всех потенциалов
трудоспособности и одаренности
человека с прекращение многолетнего
труда не может не вызвать глубоких
перестроек в структуре человека как
субъекта деятельности, а потому и
личности».
Психическое
старение многообразно, диапазон его
проявлений весьма широк. Обратимся к
основным его типам.
В
типологии Ф.Гизе выделяются три типа
стариков и старости:
1)
старик-негативист, отрицающий у себя
какие-либо признаки старости;
2)
старик- экстравертированный, признающий
наступление старости через внешние
влияния и путем наблюдений за изменениями
(выросла молодежь, расхождение с нею
во взглядах, смерть близких, изменение
своего положения в семье, изменения-новшества
в области техники, социальной жизни и
т.д.);
3)
интровертированный тип, для которого
характерно острое переживание процесса
старения. Человек не проявляет интереса
к новому, погружается в воспоминания
о прошлом, малоподвижен, стремится к
покою и т.п.
И.С. Кон выделяет
следующие социально-психологические
типы старости9:
Первый
тип– активная
творческая старость, когда ветераны,
уходя на заслуженный отдых, продолжают
участвовать в общественной жизни, в
воспитании молодежи и т.д.- живут
полнокровной жизнью, не испытывая
какой-либо ущербности.
Второй тип
старости характеризуется тем, что
пенсионеры занимаются делами, на которые
раньше у них просто не было времени:
самообразованием, отдыхом, развлечениями
и т.п. Т.е. для этого типа стариков
характерны тоже хорошая социальная
и психологическая приспособляемость,
гибкость, адаптация, но энергия направлена
главным образом на себя.
Третья тип
( а это преимущественно женщины) находит
главное приложение своих сил в семье.
А поскольку домашняя работа неисчерпаема,
то женщинам, занимающимся ею, просто
некогда хандрить, скучать. Однако, как
отмечают психологи, удовлетворенность
жизнь у этой группы людей ниже, чем у
первых двух.
Четвертый тип-это
люди, смыслом жизни которых становится
забота о собственном здоровье. С этим
связаны и разнообразные формы
активности, и моральное удовлетворение.
Вместе с тем обнаруживается склонность
(чаще у мужчин) к преувеличению своих
действительных и мнимых болезней,
повышенная тревожность.
Наряду с выделенными
благополучными типами старости И.С.
Кон обращает внимание и на отрицательные
типы развития:
а)
агрессивные, старые ворчуны, недовольные
состоянием окружающего мира, критикующие
все, кроме самих себя, всех поучающие
и терроризирующие бесконечными
претензиями;
б)
разочарованные в себе и собственной
жизни, одинокие и грустные неудачники,
постоянно обвиняющие себя за
действительные и мнимые упущенные
возможности, делая себя тем самым
глубоко несчастными.
Довольно
оригинальную трактовку дает А.Качкин,
социолог из Ульяновска. Он разделяет
пожилых людей по типам в зависимости
от интересов, главенствующих в их
жизни:
1.
Семейный тип- нацелен только на семью,
ее благополучие.
2.
Одинокий тип. Наполненность жизни
достигается главным образом за счет
общения с самим собой, собственными
воспоминаниями (возможен вариант
одиночества вдвоем).
3.
Творческий тип. Не обязательно должен
заниматься художественным творчеством,
этот тип может реализовать себя и
на садовом участке.
4.
Социальный тип-пенсионер- общественник,
занятый общественно-полезными делами
и мероприятиями.
5.
Политический тип заполняет свою жизнь
участием (активным или пассивным) в
политической жизни.
Религиозный
тип.
7.
Угасающий тип. Человек, который так и
не смог или не захотел компенсировать
былую полноту жизни каким-то новым
занятием, не нашел применения своим
силам.
8.
Больной тип.
Люди такой
направленности заняты не столько
поддержанием собственного здоровья,
сколько наблюдением за протеканием
своих болезней.
Многие старики
становятся девиантами, т.е. людьми
отклоняющегося поведения (пьяницы,
бродяги, самоубийцы).
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #