Дети выражают свою индивидуальность посредством письма и рисования. Психографологи изучают письмо ребенка и составляют психологический портрет, который может помочь предотвратить возможные расстройства личности и исправить конкретные проблемы в обучении чтению и письму, такие как дислексия. Графология — это техника письменного анализа, основной целью которой является расшифровка личности человека и определение общих характеристик его характера, его интеллекта, его профессиональных способностей и даже состояния его физического и психического здоровья. В материалах этой статьи пойдет речь о психологическим портрете личности, а так же рассмотрим, как составить такой портрет самостоятельно и разберем готовый образец его написания. Тем более, что составлять психологический портрет личности можно не только детям, но и взрослым. Попробуем?
Что представляет собой методика
Поведение людей может быть разным. Иногда предположить возможные реакции и намерения человека крайне необходимо. Прием нового сотрудника на работу, выбор партнера для близких отношений – это лишь малая часть ситуаций, в которых понимание психологического портрета человека будет хорошей помощью в принятии важного решения.
Методика, о которой идет речь, включает в себя комплексную характеристику человека с точки зрения психологии. Портрет позволяет распознать привычную линию поведения личности, предугадать на что способен исследуемый оппонент.
Для чего нужен психологический портрет
Анализ помогает понять: можно ли положиться на человека или лучше держаться от него подальше, доверчив ли он или закрыт от других и прочее. К составлению подобной картины прибегают в работе многие специалисты: психологи, сотрудники полиции, учителя и другие. Этот метод актуален и для простого обывателя, который хочет разобраться в обстоятельствах и сделать верный шаг в отношении выбора общения с тем или иным человеком.
Одним из пионеров этой дисциплины в Испании является графопсихолог Мария Пилар Бесуман, которая более тридцати лет посвятила себя своей практике, начав обучение в Школе юридической медицины Мадридского университета Комплутенсе и расширив обучение во Франции и Германии. Он также получил многочисленные признания за свою работу по содействию распространению этого вопроса.
Ключевые моменты составления психологического портрета
Структура портрета состоит из несколько основных элементов.
Темперамент
Люди проявляют себя по-разному. Некоторые индивиды активны, импульсивны, склонны к бурным реакциям. Другие наоборот спокойны и невозмутимы. Темперамент демонстрирует работу психики человека в динамике.
Существует четыре основных типа:
- Холерик – подвижный, необузданный; характерна резкая смена настроения.
- Сангвиник – энергичный, жизнерадостный; стремится к частой смене впечатлений.
- Флегматик – спокойный, медлительный; эмоционально устойчив к обстоятельствам.
- Меланхолик – застенчивый, тревожный, впечатлительный; глубоко переживает разные события.
Стоит учитывать, что в человеке могут совмещаться сразу несколько видов темперамента, один из которых преобладает.
Характер
Индивидуальные свойства поведения человека в жизни отражают характер. Помимо этого, он проявляется в демонстрируемом отношении индивида к действительности, которое выражается в поступках. Основные черты характера закладываются уже в раннем возрасте, однако происходящие события и жизненные обстоятельства влияют на личность и могут привести к изменениям, иногда кардинальным.
Способности
Каждый человек наделен индивидуальными свойствами. Если взять нескольких людей, которые живут в одних и тех же условиях, совсем не обязательно, что они одинаково добьются успеха в одном и том же деле. Способностями можно назвать возможность заниматься определенной деятельностью и приходить к высоким результатам в этой области.
Направленность
У каждого человек существует желание, которое выходит на первый план. Своего рода приоритет. Настрой на конкретный выбор создает направление для движения и действий людей. Невозможно идти к двум противоположным деятельностям одновременно; повернуть и налево и направо. Направленность можно сравнить с конкретным выбранным путем.
Эмоциональность
Это способность человека отображать свои чувства: переживания, тоску, радость, удивление и другие. Эмоциональность характеризуется как ответная реакция на окружающий мир.
Интеллектуальность
Данное качество личности подразумевает накопление человеком знаний, и способность выражать их в жизни. Основные возможности интеллекта закладываются при рождении. Один индивид может уже в детском возрасте хорошо считать и писать. Другому же изучение базовых наук может даваться труднее. Но при желании человека, на интеллектуальность можно влиять и улучшать результаты в любом возрасте.
Умение общаться
Жизнь в социуме предполагает общение. Однако коммуникативные навыки у людей развиты неодинаково. Кто-то имеет способности к легкому выстраиванию диалога с окружением. Для кого-то подобная задача становится проблемой. Тем не менее, данный навык можно развивать. Коммуникабельность важна практически в любой сфере. Отличия лишь в специфике работы и количестве необходимого общения.
Самооценка
Люди имеют представление о самих себе. Подобное личное сформированное мнение называется самооценкой. Она может быть заниженной, завышенной и нормальной. К первой относится принижение своих способностей. Характеризуется склонностью к самобичеванию и желанием всем угодить. Завышенная самооценка подразумевает переоценивание индивидом собственного потенциала. Проявляется в нездоровом эгоизме и высоких требованиям к другим. Последний тип выражается в адекватном восприятии человеком самого себя.
Волевые качества
Возникающие препятствия на пути людей иногда заставляют их проявить силу воли по отношению к ситуации. Внутренний стержень, решимость не сдаваться во благо достижения цели помогают преодолевать трудности и характеризует волю как нельзя лучше.
Самоконтроль
Когда необходимо сдержаться и не выпустить лишние эмоции наружу, люди прибегают к навыку самоконтроля. Пример ситуации – активная провокация конфликта посторонним человеком. Как бы сильно агрессор не шел на скандал, важнее будет внутренне отстраниться от токсичного процесса и пройти мимо. Такой навык позволяет легче переживать трудности и беречь нервы.
Способность к коллективной работе
Умение согласовывать задачи, формировать общий план действий совместно с разными специалистами – это залог удачной работы в команде. Но такая способность проявляется не у всех. Именно поэтому некоторые люди отдают предпочтение индивидуальной деятельности.
Мотивация
Если получение конкретного результата вызывает у человека яркий интерес, вероятнее всего у него появится настрой действовать. Так возникает мотивация. Индивид становится способным раскрыть в себе новые ресурсы и найти силы, чтобы прийти к конечной цели.
Простыми словами – это образованная в течение какого-либо времени линия поведения человека, на основе которой он принимает решения как поступать. Если не видеть повторяющихся ошибок и не влиять на изменение убеждений, человек может всю жизнь следовать одному и тому же сценарию; попадать в похожие ситуации.
С помощью этой системы можно изменить поведение детей, сделав их в конечном итоге добрее, менее бунтарскими и агрессивными. Например, этот метод позволяет обнаруживать угловое письмо, тип каллиграфии, который обычно характерен для детей, подвергшихся злобным, эгоистичным и очень агрессивным реакциям.
Как составить правильный психологический портрет любого человека
Для того, чтобы получить результат, можно обратиться к специалисту или попробовать сделать это самостоятельно. При составлении портрета следует быть предельно внимательным и ответственно относиться к процессу изучения личности. Важно избегать собственной оценки человека и основываться на фактах; использовать разные методики.
Что нужно учесть при составлении психологической характеристики?
- Цель составления портрета.
- Персональные данные: возраст, пол, охарактеризовать внешность.
- Социальное положение: занимаемая должность, полученная специальность, семейный статус. (для составления психологического портрета ребенка учитываются такие характеристики: к какому возрасту относится (дошкольник, школьник, студент), проживание в полной или неполной семье, увлечения и прочее)
- Основная биография: место рождения, значимые события жизни.
- Анализ ключевых моментов.
- Вывод.
Пример:
Федор Михайлович Достоевский – русский писатель XIX века, автор известных литературных произведений. Анализ произведен на основе общедоступных биографических данных.
Цель составления – узнать, как повлияла линия поведения индивида на его творчество.
- Пол мужской. Внешне выглядит серьезным и сосредоточенным. Судя по многим фотографиям – редко улыбается.
- Особенности характера: в детстве это живой и впечатлительный ребенок. Проявляет интерес к окружающему его миру людей. Имеет множество идей. С возрастом появилась импульсивность. Помимо этого, под влиянием жизненных обстоятельств, становится скрытным и замкнутым.
- Моменты биографии: был женат дважды. От второго брака у писателя появилось четверо детей. В середине жизни, литературного деятеля приговорили к смертной казни, но позже этот приговор изменили на каторжные работы. Данный этап сильно сказался на Ф.М. Достоевском. Он испытал сильный стресс, вследствие чего произошли изменения в характере.
- Интеллектуальные качества: психика отличается большой подвижностью и восприимчивостью. Способности к абстрактному мышлению. На фоне своих интеллектуальных возможностей склонен к истерии.
- Эмоционально-волевая сфера: повышенная чувствительность к обстоятельствам, амбивалентность чувств, тяжелое переживание неудач. Склонен к самобичеванию. Подозрителен.
- Коммуникативная сфера: жизненные неудачи делают его злым и несдержанным, особенно в отношении «коллег» по перу. Эти качества в совокупности с самоуверенностью и большим талантом позволили Федору Михайловичу оставаться в кругу самых известных литераторов даже после долгого периода молчания.
Заложенные природные данные писателя и его поведение, безусловно, повлияли на его жизнь и профессиональную деятельность. Сложные периоды привели к внутренним изменениям. Но благодаря этому, творцом были созданы крупные, ныне известные во всем мире произведения. Сама по себе личность сложная. Такой человек тяжело уживается с другими людьми, но индивидуальная работа для него лучший выбор. В данном случае, творчество. Его успех тому подтверждение.
Одной из относительно простых проблем, которые можно обнаружить с помощью этой системы, является проблема дислексии.
Пример и образец написания
В основе примера для составления образца портрета будет некий молодой человек 25 лет, который устраивается работать менеджером в офис.
- Цель – узнать, стоит ли принимать на работу данного индивида.
- Особенности характера: открытость, общительность. Принимает решения быстро, склонен к импульсивности и вспыльчивости. Предпочитает активное времяпрепровождение. Не боится рисковать. Нуждается в новых впечатлениях.
- Интеллектуальная сфера: по результатам пройденного юношей теста, способности в плане интеллекта значительно выше среднего. Сообразительный, имеет склонность к быстрой реакции и восприятию новой информации, собранный. Есть мотивация на достижение успеха. В тоже время, имеет склонность к нравоучениям.
- Социальный статус: не женат. Живет один в собственной однокомнатной квартире.
- Эмоционально-волевая сфера: не всегда спокоен и уравновешен, что говорит о средней степени эмоциональной стабильности. Не провоцирует конфликты, но и не умеет уходить от скандалов. Восприимчив. Часто неуступчив. Прослеживается эгоцентричность.
- Коммуникативная сфера: довольно коммуникабелен, общителен и активен. Идейный и инициативный. Однако при любой нестыковке, достаточно быстро способен выходить из себя. При этом отходчив. Самостоятелен, склонен к лидерству. Умеет принимать решения. В нужный момент готов прийти на помощь. На него не всегда можно положиться.
- Вывод. Испытуемый может достигать успехов в трудовой деятельности, но вспыльчивость приводит к проблемам. Из-за эмоциональных всплесков личность перестает мыслить рационально, в чем проигрывает перед внутренне устойчивыми людьми. Тем не менее, высокий интеллект и находчивость дадут результаты. Ко всему прочему, ценность такого человека в его истинных чистых помыслах по отношению к другим. Рекомендация для личности – работать над внутренним самоконтролем.
Вместо заключения
Роль составления психологического портрета человека велика. Он применяется во многих областях жизни: в профессиональной, личной, общественной. При грамотном подходе, расшифровка помогает в решении различных спорных вопросов, касаемо конкретной личности. Подобную технику можно выполнять и по отношению к себе, что позволит выявить новый подход в решении сложных задач.
Особенности развития детей 10-11 лет.
Марк Твен вспоминал: Когда мне было четырнадцать, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его; но когда мне исполнился двадцать один год, я был изумлен, насколько этот старый человек поумнел за последние семь лет.
Четвертый класс. Выпускники начальной школы. Именно 10-11 лет психологи называют окончанием детства. Начинается переходный возраст или, как его еще называют, пубертат.
“В этот период у подростков может возникнуть неуклюжесть, так как им сложно контролировать быстро меняющееся тело и его габариты, — рассказал РИА Новости психолог Станислав Иванов. — Также может появиться ломота и зуд в мышцах и костях, гипертонус мышц. В связи с тем, что гормоны начинают бурно “атаковать” организм, возникает частая усталость, перепады настроения, головные боли, трудности с сосредоточенностью и усвоением материала. Обычно в период 12-14 лет проседает учеба, но это нормально”.
Всемирная организация здравоохранения определяет пубертатный периос с 10 до 19 лет.Подростковый возраст — это переходный этап между ребенком и взрослым.
“Кризис перехода” — это этап перехода человека из статуса ребенка в статус взрослой личности внутри определенного социума. В этот период личность лишается определенных привилегий и ограничений и получает ряд обязанностей и прав. Из-за этого у подростка возникает сильный внутренний кризис в вопросе своей роли. Это выливается в подростковый бунт, отрицание и сложное социальное поведение. Для успешного прохождения данного кризиса родителям важно вводить четкие условия прав и обязанностей для подростка начиная с 8-10 лет. У ребенка должны формироваться четкие границы переходов, и понимание, где заканчивается попечительство и начинается ответственность и привилегии свободы.
На период полового созревания приходится самый активный рост тела. У девочек он начинается с 10-11 лет, а мальчиков позже — после 14-ти. На этот процесс воздействует гормон соматотропин, который вызывает деление клеток в организме, за счет чего он увеличивается в размерах. На то, какого роста будет человек, влияет, в основном, генетика. Активный рост завершается в возрасте 16-18 лет у женского пола и до 18-ти — у мужского.
Внешность — не главный показатель пубертата. Важнее психологический аспект. Поэтому следует постоянно разговаривать с ребенком, чтобы он не допустил ошибок в этот переходный момент.
Психологические признаки пубертатного периода можно назвать:
У мальчиков Психологическая составляющая в разы сильнее и ярче, чем может показаться. Какие перемены в характере юношей возникают с наступлением пубертатного периода? Вот основные проявления: замкнутость; агрессивность; неуверенность в себе; озлобленность; вспыльчивость.
У девочек Нельзя сказать, что только мальчики меняются по характеру в этот переходный период. Избыток гормонов сказывается и на поведении девочек. Только в эти годы они становятся далеко не самыми милыми и прекрасными! Гормональный сбой оказывает колоссальное влияние на поведение. Они склонны к колебаниям в эмоциональной сфере. Сейчас девочка смеется, а через несколько минут — безудержно плачет.
Пубертатный период — сложное в эмоциональном плане время как для самих подростков, так и для родителей. Обычно все проблемы связаны с тем, что мамы и папы оказываются неготовыми к переменам во внешности и характере своих чад. Ситуация усугубляется тем, что вчерашние милые крохи могут вести себя крайне противоречиво. Для них крайне важно мнение посторонних людей. Многие мальчики и девочки стремятся быть максимально модными или просто непохожими на окружающих. Поэтому на их теле появляются пирсинг, татуировки и т.д. Многие подростки экспериментируют с радикальными прическами и нестандартным окрашиванием. Меняются вкусы в одежде. Особенно остро подростки реагируют на отзывы людей касаемо своей внешности. Вся критика (даже в самой мягкой и доброжелательной форме) воспринимается в штыки. Также проявляются: постоянные перепады настроения; самонадеянность; легкомысленность; максимальное стремление к свободе; резкие суждения окружающих. Неудивительно, что во многих семьях назревают проблемы, которые часто вытекают в скандалы.
Психологи рекомендуют родителям подростков подготовиться морально к таким сложностям в становлении новой личности. Учитывайте, что к 14-15 годам эмоциональная нестабильность уйдет полностью. Конечно, крайне сложно сдержать собственные эмоции и погасить личные амбиции, то нужно запастись терпением. Не стоит остро реагировать на выходки подростка.
Резко усиливается негативные эмоциональные проявления в домашнем поведении детей 10-12 лет, особенно 11 лет. На 11 год жизни приходится пик эмоциональной нестабильности. Поведение, похоже, распадается на куски. По отношению к родителям, особенно к матери, ребёнок ведёт себя грубо и вызывающе. В выражении эмоций одиннадцатилетние впадают в крайности. Тревоги и страхи у этих с виду наглых мальчиков и девочек довольно сильны и могут стать источником внутреннего чувства несчастливости.
Ведущей деятельностью для ребят становится общение. Задачами развития личности в этот период является успешная социализация в среде сверстников, ощущение себя полноправным членом референтной группы. Успешным можно считать то воспитание, которое даст ребёнку средства этой социализации, поможет выделить эффективные для общения стороны растущей личности и поможет скорректировать недостатки, ведущие к межличностным противоречиям. В противном случае, неудачное самоутверждение ребёнка спровоцирует развитие одного из следующих типов характера: • жестокий, сильный, агрессивный (утверждался жестокостью в ответ на жестокость: «все люди – гады!»;
• жестокий, сильный, циничный ( утверждался на бессердечном использовании человеческих слабостей: «люди – мусор», «на дураках воду возят»);
• слабый, лицемерный, подлый (утверждался за счёт подлости, лживости, лицемерия, интриг: линия поведения строится в зависимости от обстоятельств и характера партнёра, сильному уступает сразу, со слабым нагл и жесток);
• слабый, потерявший достоинство («шестёрка»). Вынужден искать покровителя и приспосабливаться под него. Способен на любое преступление, лишь бы не вызвать гнев «хозяина». Утрачены представления о нравственном и безнравственном.
В этом возрасте поведение ребёнка определяется двумя ведущими потребностями:
1. Потребность в общении, которая проявляется в неделовом общении на уроках, дети долго не расходятся после школы, пишут друг другу записки, ведут дневники друзей, заполняют всевозможные анкеты.
2. Потребность в самоутверждении, которая проявляется в выборе одежды, украшений, причёски, наличии поклонников у девочек, видеотехники, компьютера, престижных игр у мальчиков.
Поэтому родителям очень важно суметь в этом возрасте перестроить свои отношения от отношений авторитета – послушания, к отношениям партнерства с ребёнком. Иначе семью ждут бои и нарастание враждебности. Со стороны взрослых нужна чуткость и предупредительность в своих действиях.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:
Если вы хотите остаться друзьями с вашими детьми, не потерять их доверие в этот непростой период их жизни, выполняйте следующие заповеди семейного воспитания:
1. Любовь долготерпива. Как часто мы говорим: «Сколько же можно терпеть дурной характер моего ребёнка?» Ответ: «Беспредельно».
2. Приходите на помощь детям в трудных для них жизненных ситуациях. Но помогая, не ругайте обидчиков, а помогите ребёнку разобраться, почему он оказался в такой ситуации.
3. Не завидуйте тем родителям, у кого дети, на ваш взгляд, лучше, чем ваш ребёнок. Зависть рождает агрессию по отношению к вашему ребёнку. Бог подарил вам такого ребёнка, принимаете этот дар с благодарностью.
4. Не укоряйте ребёнка тем, что вы очень много для него делаете. Это оскорбляет. Часто на ваши напоминаниях о своих вложениях в ребёнка дети отвечают: «А кто тебя просил?»
5. Не лишайте ребёнка свободы выбора. Пусть сам решает, что носить и с кем дружить. Все запреты объясняйте, мотивируйте ребёнка думать не только о своих желаниях, но и о ваших.
6. Не ставьте себя выше своих детей. Избегайте в общении с ребёнком высокомерия и чванства.!
7. У ребёнка есть не только обязанности, но и права. Он иметь право не слышать оскорблений и унижений со стороны родителей, имеет право выражать свое мнение и быть услышанным.
8. Не раздражайтесь. Не снимайте своё раздражение на ребёнке. Когда мы выходим из себя, то теряем контроль над собой и теряем всё. Раздражительность – самый страшный враг семейного воспитания.
9. Умейте прощать и забывать. Не стоит корить ребёнка за те ошибки, которые он совершает. Развитие – драма, и наша задача не усугублять эту драму, а помочь пережить с наименьшими травмами для психики.
Использованы материалы:
(https://ria.ru/20210119/pubertat-1593744376.html)
(https://vsezdorovo.com/2019/10/pubertatnyj-period/)
(https://proza.ru/2013/01/05/1093)
Ребенок, когда ему исполняется 10 лет, вступает в особый этап развития. Именно в этом возрасте особенно важно своевременно проводить психологическую диагностику, чтобы выявить наличие проблем, и составить схему полноценной помощи.
Психологические особенности развития
Десятилетние дети, по мнению психологов, начинают путь подросткового развития. Это связано с физиологическими особенностями, а также с полученным опытом и накопленными знаниями. Ребенок в 10 лет примеряет на себя роль взрослого человека, он анализирует поступки окружающих и может смоделировать разные ситуации, где он становится главным героем.
10-12 лет считается средним возрастом у ребенка. Психологическая диагностика, специальные тесты, определение типа акцентуации характера – это обязательные шаги при работе с детьми этого возраста.
Во время бесед и тестирования необходимо учитывать психологические особенности развития:
- Развитие рефлексивного оборота. Это означает, что при решении проблем ребенок начинает ориентироваться на собственные качества, дает им адекватную оценку.
- Появление чувства взрослости. Психологи определяют это свойство как развитие потребности в осознании уважения со стороны взрослого. При этом ребенок остро реагирует на признаки неравноправия. Поставленные перед ним требования, которые не имеют логики, по его мнению, вызывают негатив с его стороны.
- Появление рационально структурированной внутренней позиции. Это значит, что подросток начинает анализировать мотивы собственного поведения, выделяет закономерности, а затем принимает или ищет новую модель поведения.
- Самооценка. Появление адекватной самооценки означает умение ребенка самостоятельно наблюдать за сверстниками и взрослыми, оценивать их реакции и делать выводы.
- Склонность к экспериментированию. Подростку важно изучать что-то новое, прикладывая к этому собственные усилия.
- Идентификация в полоролевой сфере. Это важная часть осознания себя. Ребенок начинает обращать внимание на детали поведения родителей, девочка стремится подражать матери или старшей сестре, мальчик равняется на отца.
Перечисленные особенности влекут за собой изменения в поведении:
Положительные изменения | Негативные изменения |
Развитие чувства ответственности | Протестные мысли |
Проявление самостоятельности | Перемены настроения |
Построение планов на будущее с конкретными примерами | Появление комплексов из-за физиологических изменений |
Расширение круга интересов, появление новых увлечений или хобби | Желание свободы, отрицание требований со стороны взрослого |
Каждый ребенок индивидуален, особенности могут проявляться не в полной мере или иметь более яркие черты.
В это время многие родители совершают одни и те же ошибки. Некоторые взрослые стараются не замечать происходящих изменений, ведут себя по-прежнему. Другие поступают наоборот. Они заявляют ребенку, что теперь он стал взрослым, и начинают оценивать его по более жестким критериям. Оба варианта могут сформировать комплексы у ребенка и препятствовать его естественному развитию.
Специфика воспитания
Ребенок 10 лет, психологическая диагностика которого должна быть обязательно проведена квалифицированным психологом, нуждается в том, чтобы взрослые осознавали его потребности и учитывали их при построении схем воспитания.
Чек-лист потребностей ребенка 10 лет:
- Дети нуждаются в положительной оценке собственного «Я» при условии нормального взаимодействия со своими сверстниками или взрослыми.
- Младшим школьникам необходимо иметь возможность выражать себя во время взаимодействия с другими членами общества.
- Особое значение приобретает возможность общаться со сверстниками одного пола.
При построении схемы общения с ребенком необходимо учитывать его пол и особенности развития.
Воспитание мальчика
На рубеже десятилетия мальчики начинают беспокоиться о том, что они растут медленнее девочек. Мальчики часто задирают сверстниц, хотят выглядеть более взрослыми, поэтому идут на необдуманные поступки. Некоторые дети в этом возрасте начинают употреблять нецензурную лексику, могут пробовать курить. При этом мальчики стараются держаться ближе к сформированным компаниям и занимают в них определенные позиции.
Если мальчик хорошо учился до достижения этого возраста, то после рубежа в 10 лет его успеваемость может значительно снизиться. Это связано с тем, что рейтинг обучения в глазах младших подростков резко падает.
Советы родителям при воспитании мальчика 10 лет:
- Важно показывать пример. Это значит, что значимый для мальчика мужчина должен совершать поступки, которые достойны уважения.
- Важно предоставить мальчику больше самостоятельности. Он должен учиться принимать самостоятельные решения и понимать логику развития событий.
- Важно воспитывать в мальчике ответственность. Необходимо говорить ему, анализируя конкретные примеры, как через некоторое время может выглядеть поступок с отрицательной динамикой, какие последствия за собой повлечет.
При этом необходимо заострять внимание не только на отношениях с отцом, но и выстраивать правильную модель поведения с матерью или сестрой.
Мамам психологи советуют отказаться от чрезмерной опеки, постоянного контроля и переизбытка заботы о будущем мужчине.
Иногда матери сложно ограничивать себя, но ради успешного будущего ребенка следует заняться своими чувствами, провести анализ и скорректировать поведение при необходимости.
Воспитание девочки
Девочки в этом возрасте начинают резко взрослеть. Они переживают из-за внешности, у многих в этом возрасте начинает формироваться комплекс неполноценности из-за неприятия себя.
Мамам советуют быть особенно внимательными к девочкам:
- Следует научить дочь понимать собственные эмоции, не стесняться говорить о них и принимать себя.
- Девочкам важна оценка окружающих, поэтому потребуется много терпения и такта, чтобы помочь дочери правильно воспринимать оценочные суждения.
- Для многих детей становится особенно важной учеба. Девочки стремятся быть первыми, получать как можно больше хороших оценок. Родители должны донести до ребенка, что обучение измеряется не хорошими оценками и грамотами, а полученными знаниями. Важно слушать себя, принимать свои потребности и не гнаться за дешевой популярностью среди сверстников.
Диагностика
Ребенок 10 лет, психологическая диагностика которого обязательно проводится по запланированному графику в образовательных учреждениях, должен правильно относиться к процессу обучения. Существует целый комплекс диагностических тестов, которые определяют наличие мотивации к обучению и указывают на пробелы или возможные ошибки. Кроме того, психологи оценивают свойства личности, а также анализируют межличностные отношения в коллективе подростков.
Мотивации к обучению
Одной из самых востребованных методик является диагностика мотивации обучения. Целью распространенной диагностики становится оценка познавательной активности и мотивации достижений. Кроме того, обработка результатов позволяет обнаружить возможные негативные чувства, возникающие по отношению к обучению. Это такие чувства, как тревожность или гнев.
Характеристика диагностики:
- возрастной диапазон от 9 до 14 лет;
- форма: письменный опрос;
- оценка по шкале от 1 до 4 баллов;
- опросник из 40 вопросов;
- ограничено время работы.
После обработки результатов баллы суммируются, рассчитываются по специальной формуле.
В результате выставляется уровень мотивации обучения:
- Первый уровень. Это продуктивная мотивация с выраженным познавательным вовлечением.
- Второй уровень. Продуктивная мотивация с позитивным отношением к учителю. Второй уровень выражает общепринятую социальную норму.
- Третий уровень. Средний показатель, которому свойственно снижение мотивации познания.
- Четвертый уровень. Сниженная мотивация с элементами отрицания процесса обучения.
- Пятый уровень. Это резко отрицательное отношение к обучению.
Познавательного развития
Одним из вариантов характеристики познавательного развития стала классическая методика комплексной оценки внимания ребенка. Методика включает в себя выполнение заданий на специальном бланке. Участнику исследования предлагают соотнести друг с другом числа, которые выставлены напротив запутанных линий.
Взрослый оценивает логику мышления, правильность данных ответов, а также рассчитывает время, затраченное на выполнение всего задания. Во время работы должны быть зафиксированы все остановки испытуемого. Продуктивность оценивают в баллах, с их помощью высчитывают проценты. Хорошими показателями, отвечающими стандартам, считают результаты от 70 до 98 %.
Свойств личности
Одним из самых интересных диагностик является исследование типа личности младшего школьника.
Психологическая диагностика детей в возрасте 10 лет включает методику «Пиктограмма» (автор Лурия). Это вариант исследования памяти и последующего анализа характеристики ассоциаций. Испытуемому предлагают изобразить на листе бумаги с помощью карандаша возникшую с озвученными словами ассоциацию. Слово или выражение зачитывается вслух. Рисунок, изображенный на листе, должен помочь испытуемому запомнить его.
Исследователи оценивают результаты по специальному каталогу образцов. Для анализа используют разные приемы: сопоставляют размеры каждого рисунка, определяют четкость линий, приводят ассоциативный ряд. Эта методика показана для проведения у детей от 6 до 11 лет. С ее помощью психологи выделяют личностные особенности и находят различные проблемы.
Межличностных отношений
Ребенок 10 лет, психологическая диагностика которого включает анализ межличностных отношений, относится к категории младших школьников.
С помощью специальных тестов психологи определяют следующие свойства:
- коммуникативные действия школьников;
- коммуникативно-речевые действия;
- социометрический статус учащихся.
Для диагностики используют различные варианты. Ниже приведен самый распространенный метод, используемый в социометрии. Этот тест проводится для определенной группы или целого класса. Каждому из детей нужно назвать фамилии или имена тех, кого он выбирает в предложенной ситуации. Школьникам предлагают определить, с кем он пошел бы в кино, кого бы он предпочел в качестве соседа на контрольной работе и так далее.
После обработки данных, где определяют положение каждого участника опроса, составляется карта групповой дифференциации. Она позволяет понять, как протекает внеурочное общение детей. Психологи выделяют лидеров, предпочитаемых, а также изолируемых детей. С каждой группой работают отдельно по мере необходимости.
Показатели групповой сплоченности по методу Сишора – прием, основанный на изучении психологического климата в коллективе. Групповую сплоченность определяют с помощью анализа ответов на 5 вопросов. Вопросы озвучивают заранее, дают время на обдумывание. Ответ на каждый вопрос оценивается определенным количеством баллов. Максимальная сумма баллов – 19, минимальный порог составляет 5 баллов. Подобная методика относится к категории социометрических индексных тестов и позволяет понять, насколько комфортным остается климат внутри группы.
Советы психологов
Десятилетние дети часто испытывают кризисы отрочества. Это предподростковый кризис, который возникает в возрасте 9 — 11 лет. Известный психолог В. Выготский считает этот возраст началом подросткового периода. Божович и его последователи относят десятилетие к части критического подросткового возраста в целом. Зигмунд Фрейд рассматривает десятилетие как окончание детского возраста и переход к взрослению.
Учитывая особенности возрастной категории, можно сделать вывод, что наступление десятилетия – это особенно важный этап как в развитии личностных особенностей ребенка, так и в изменении воспитательных методов со стороны родителей и взрослых товарищей.
Психологи дают специальные советы о том, как можно воспитывать ребенка 10 лет. Безусловно, каждый из детей имеет свои особенности, но любой родитель может почерпнуть для себя что-то полезное, изучая рекомендации специалистов.
Рекомендации:
- Первое, что необходимо учитывать, это наличие собственного мнения у ребенка. Чтобы продемонстрировать уважение к мнению дочери или сына, следует чаще задавать вопросы, которые начинаются со словосочетаний: «Как ты думаешь, что ты будешь делать…?»
- Несмотря на то, что в 10 лет ребенок становится более самостоятельным, родителям рекомендуют научиться обращаться к нему мягче, чем раньше. Следует избегать резких и категоричных фраз, которые могут вызвать отторжение и неприятие.
- Важная часть воспитания – отсутствие сравнений с другими детьми: сыновьями и дочерьми родственников, соседей или знакомых. Подобные сравнения приводят к появлению комплексов и неприятию себя.
Психологи советуют чаще разговаривать с детьми на отвлеченные темы. Можно интересоваться их мнением, слушать и оценивать их позицию по разным вопросам, можно вести споры, но при этом не настаивать на собственном мнении. Родителю важно в этот период найти определенный баланс. Необходимо давать больше свободы, иметь возможность стимулировать самостоятельность, но при этом обозначать рамки ответственности.
Команда профессиональных педагогов-психологов сформулировала краткий свод советов для родителей, которые попали в сложную ситуацию и не знают, как общаться с собственным ребенком.
Главные советы:
- не ругать, а объяснять;
- не наказывать, а разбираться;
- не унижать, а поддерживать.
Особую роль в становлении доверительных отношений между родителем и ребенком имеет организация общего досуга. Чем больше времени семья проводит вместе, тем больше шансов для сближения и сплочения.
Самыми распространенными вариантами становятся:
- пикники на природе;
- совместный просмотр фильмов;
- шопинг;
- посещение каких-то мероприятий.
Когда ребенку исполняется 10 лет, для него особенно важной становится поддержка со стороны взрослых. Общение с родителем – это своеобразная психологическая диагностика, которая включает поиск проблем и определение путей их решения.
Несмотря на кажущееся равнодушие или сопротивление авторитету родителей, дети нуждаются в том, чтобы с ними как можно чаще разговаривали о чувствах, эмоциях, поступках и решениях. Это не значит, что необходимо анализировать каждый шаг. Эксперты предлагают выделять определенное время и анализировать все, что произошло за неделю или за 5 дней.
Видео на тему: психологическая диагностика 10 летнего ребенка
Психологическая диагностика ребенка 10 лет:
Родители оглянутся не успевают, как ребёнку исполняется 10 лет. Новый человек растёт как на дрожжах: он чаще проявляет самостоятельность, больше времени проводит в кругу друзей, меньше — с родителями. Десятилетки полны энергии и желания общаться. Ведь кризис семи лет уже миновал, а кризис одиннадцати только предстоит. Кто же такой десятилетний ребёнок? Что он может? Как развивается? И чем родители могут ему помочь? Давайте обо всём по порядку.
Содержание:
- Возрастные особенности детей в 10-11 лет
- Девочки
- Мальчики
- Физиологические особенности развития ребёнка 10 лет
- Что должен знать и уметь ребёнок в 10 лет?
- Психологические особенности ребёнка в 10 лет
- Половое развитие
- Развитие внимания
- Развитие памяти
- Развитие мышления
- Воспитание десятилеток
- Основные рекомендации по воспитанию ребёнка 10 лет
- Почему дети в 10 лет огрызаются, воруют, врут?
- Режим дня и питания: сколько должен спать и есть ребёнок в 10 лет?
- Тревожные признаки для родителей
- Как помочь ребёнку развиваться?
- Переходный возраст
Возрастные особенности детей в 10-11 лет
Prostock-studio/Shutterstock.com
Физически дети десяти-одиннадцати лет могут за год вырасти на шесть сантиметров и набрать до трёх килограммов веса.
Дети становятся эмоционально нестабильными — это первый звоночек надвигающегося подросткового возраста. У них формируется своя система ценностей, а ведущий тип деятельности смещается с учебы на общение.
Родителям может показаться, что они перестают быть авторитетами в глазах ребёнка — у него появляется своё мнение, он не слушается, становится скрытным, перестаёт делиться своими планами, мыслями и чувствами.
Девочки
Prostock-studio/Shutterstock.com
Девочки в этом возрасте страдают от избытка эмоций, причём, как правило, негативных. Это в первую очередь связано с непониманием своего состояния из-за гормональной перестройки организма.
Девочки могут начать комплексовать из-за своего внешнего вида, лишнего веса (даже если его нет).
В этот период ребёнок как никогда нуждается в поддержке родителей, в первую очередь мамы, которая разъяснит дочери, что именно с ней происходит, почему меняются тело и характер, а главное, как регулировать свои эмоции.
Мальчики
Prostock-studio/Shutterstock.com
В этот период мальчики растут медленнее девочек, поэтому часто начинают беспокоиться о своём росте и даже комплексовать из-за этого. Ребёнок жаждет самоутвердиться в классе, и, конечно, учеба не является лучшим способом продемонстрировать свою «крутость». Поэтому не удивляйтесь, если хороший мальчик начинает ругаться, хулиганить и вести себя странным способом — объясните, что авторитет зарабатывается другими способами, а настоящего уважения заслуживают смелые и добрые поступки.
В этом возрасте папа становится примером для подражания, поэтому так важно, чтобы в жизни ребёнка присутствовала «фигура отца», если не в лице родного папы, то в лице тренера или учителя.
Prostock-studio/Shutterstock.com
Физическое развитие ребёнка 10 лет относительно спокойное и равномерное. Пропорционально увеличиваются рост, вес, мышечная масса и выносливость. Объёма сердца хватает, чтобы хорошо снабжать организм кровью, объём лёгких развит пропорционально телу, что позволяет качественно снабжать головной мозг кислородом и непосредственно влияет на трудоспособность. Дети 8–10 лет реже болеют, чем дети младшего возраста и подростки.
Совершенствуется нервная система — процессы торможения усиливаются, развиваются. Но пока этого недостаточно, поэтому дети 10 лет всё ещё легко возбудимы и импульсивны. Для здорового развития им необходимо выплескивать свою энергию в движение — важно давать детям возможность побегать на улице после уроков и подвигаться на переменках.
Вес девочек в 10 лет составляет от 28 до 40 килограммов, а рост от 134 до 146 сантиметров. Мальчики в этом возрасте чуть меньше девочек: их вес колеблется от 28 до 38 килограммов, а рост от 135 до 145 сантиметров. В основном рост и вес ребёнка сильно зависят от генетической предрасположенности — комплекция и рост родителей определяют параметры ребёнка — от качества питания, физических нагрузок, психологической ситуации вокруг ребёнка в семье, школе, кругу друзей.
Что должен знать и уметь ребёнок в 10 лет?
Prostock-studio/Shutterstock.com
Конечно, ребёнок должен знать школьную программу и программу кружка или секции, которую он посещает. Однако помимо этого необходимо обучить ребёнка базовым основам бытовой жизни:
- Дети вполне могут начать осваивать кулинарию, ведение домашнего хозяйства. Не бойтесь научить их варить макароны, каши, супы, резать салаты — все эти навыки пригодятся им в дальнейшем, а вы будете спокойнее за своих школьников в дневное время — голодными не останутся.
- Привлекайте ребёнка к наведению порядка в квартире. Доверьте ему пылесос, научите мыть полы, протирать поверхности от пыли. Покажите, как включается стиральная машина и как ее правильно загружать. Несмотря на наличие бытовой техники, научите стирать небольшие вещи руками. Это может пригодится в поездке, например, в лагерь.
- Доверьте детям уход за домашним питомцем и помощь с младшими детьми.
- Научите поддерживать порядок в личных вещах и своей комнате. Чтобы ребёнку было проще справится с этой задачей, продумайте удобные системы хранения.
Помимо бытовых навыков обратите внимание на коммуникативные и личностные умения. Они позволят выстраивать здоровые отношения с другими людьми и успешно учиться.
- Тайм-менеджмент. Обучите ребёнка рассчитывать время, необходимое для выполнения тех или иных задач, научите составлять расписание и распределять задачи в течение дня. С каждым годом учебная нагрузка будет только увеличиваться и умение планировать своё время станет полезным помощником по жизни.
- Навыки коммуникаций. Ребёнок постепенно учится принимать критику и реагировать на неё, оценивать своё поведение и менять его в зависимости от ситуации, аргументированно отстаивать свою позицию, решать конфликтные ситуации и находить выход из сложных ситуаций.
- Обращение с деньгами. Учите десятилетнего ребёнка обращению с деньгами на небольших суммах, расскажите про планирование бюджета. Например, какая из выделенных ему средств должна пойти на питание, какая — на проезд, а какая — на оплату занятий. Оставшиеся деньги — карманные. Первое время у ребёнка будет велик соблазн потратить деньги на свои желания, однако постепенно он начнет понимать ответственность за нецелевое расходование средств. Так, к совершеннолетию вы получите ответственного человека, который умеет управлять своими финансами.
- Покажите, как правильно совершать покупки в магазине, научите детей распознавать маркетинговые уловки и не вестись на яркие упаковки и кричащие лозунги.
Психологические особенности ребёнка в 10 лет
Prostock-studio/Shutterstock.com
Дети 10-11 лет вступают в новый этап своей жизни — подростковый возраст. Кто-то только подходит к нему, а кто-то уже начинает меняться. Прежде спокойные и рассудительные дети начинают выкидывать «фокусы», напряжение в семье возрастает с каждым днём, ребёнок начинает отстаивать свои права и границы.
Этот возраст образно можно назвать концом детства. Игра всё ещё присутствует в жизни ребёнка, но появляются и элементы взрослой жизни — первые неловкие влюблённости, переживания из-за внешности, стиля одежды. Дети начинают интересоваться вопросами сексуальности и любви. Они очень ранимы и тревожны. Мальчики переживают, что растут медленнее девочек, а девочки всеми силами стараются соответствовать идеалам красоты.
У школьников появляется новая цель — привлечь к себе внимание и самоутвердится. Поскольку ребёнок ещё не разбирается в хороших и плохих способах достижения этих целей, то поведение может оставлять желать лучшего. Это вызывает недовольство и раздражение со стороны родителей и учителей. Дети отвечают взаимностью — огрызаясь, ругаясь, позволяя себе хамить. Родительский авторитет в этом возрасте как никогда уязвим. Поскольку ребёнок вошел в стадию изменений, то любое неосторожное движение родителей — перегнули палку, навесили чересчур много ответственности, поступили несправедливо — может привести к разрыву отношений.
В этом возрасте также велик риск ухода ребёнка в виртуальную реальность. Если ребёнок не адаптировался к новому классу, не нашёл себе в школе друзей, он легко может найти утешение и единомышленников в мире компьютерных игр. Поэтому так важно позаботится об окружении ребёнка заранее — отдать его в секцию или кружок, где будет возможность найти себе друзей со схожими интересами.
Читайте также Мой ребёнок — геймер? Как определить и справиться с игровой зависимостью и Танцы, рисование, роботы: выбираем кружок для ребёнка, чтобы все были довольны.
Вместе с тем, не стоит критиковать круг общения ребёнка — это только подорвет доверие к родителям, а ведь процесс воспитания ещё не закончился. Поэтому не надо ругать друзей подростка — лучше поговорите с ним о том, чем эта компания ему так нравится, какие у них общие интересы. Чаще делитесь своими воспоминаниями и ошибочными решениями — от всех проблем это не убережёт, но о некоторых вы предупредите своего ребёнка.
Ребёнок в 10 лет — это уже сформировавшаяся личность, которая имеет свои желания, стремления и цели. Относитесь к этому с уважением. Не стоит смеяться над детскими проблемами. Со стороны они кажутся несерьёзными, но для ребёнка, который с ними только учится справляться, — это важно.
Половое развитие
Некоторые дети в 10 лет начинают активно расти и меняться. Тело ребёнка приобретает черты взрослого человека, что приводит к закомплексованности и смущению. Дети всё чаще стесняются родителей, предпринимают попытки скрыть интимную сторону своей жизни.
Особенно тяжело приходится девочкам, у которых рано начинает формироваться грудь, поскольку они опережают по развитию своих ровесников. Родителям стоит поговорить об этом с дочерьми, поддержать их и подготовить к тому, что в ближайшие 1-2 года может начаться менструация.
Расскажите детям, что такое половое развитие, почему оно происходит и что происходит с организмом в этот период. Это снизит тревогу и позволит им легче принять свои изменения.
Развитие внимания
Prostock-studio/Shutterstock.com
Внимание — является одним из важнейших факторов успешности в прохождении школьной программы. Дети в этом возрасте могут долго выполнять поставленную задачу. При этом исследования показывают, что разные свойства внимания влияют на качество освоения разных школьных предметов. Так для математики важен объем внимания, для русского языка — точность распределения внимания, а для чтения — устойчивость. Поэтому важно развивать все свойства внимания.
Однако в возрасте 10 лет можно заметить, что ребёнок концентрирует своё внимание на всём, только не на учебном процессе. Скорее всего, проблема кроется в отсутствии мотивации к обучению.
Ребёнок не хочет учиться и делать уроки: что делать родителям?
Развитие памяти
Prostock-studio/Shutterstock.com
У детей 10 лет активно развивается произвольная память, школьники учатся ставить перед собой задачу выучить определённый материал, и у них это получается. Постепенно формируются навыки и осваиваются приёмы запоминания.
Основной самоконтроль запоминания происходит на уровне узнавания. Ребёнок думает, что он выучил материал только потому, что он ему кажется знакомым. В основе всё ещё лежит образная память.
Иногда у ребёнка возникают проблемы с запоминанием. Не потому, что он ленивый, а потому, что у него просто отсутствует возможность сохранять, накапливать и использовать полученную информацию.
На практике нередко наблюдаются случаи, когда у ребёнка происходит нарушение памяти. Это состояние характеризуется невозможностью и неспособностью ребёнка сохранять, накапливать и использовать информацию, полученную при взаимодействии с окружающим миром. Основными причинами такого патологического состояния могут быть:
- Постоянные стрессы и переутомление, которые влияют на психофизическое состояние ребёнка.
- Нехватка витаминов, соматические заболевания.
- Черепно-мозговые травмы.
- Поражение структур головного мозга, в том числе опухоли.
- Задержка речевого и общего развития.
- Нарушение кровообращения в головном мозге.
Если вы заметили, что ребёнок с трудом запоминает даже интересные для него вещи, обратитесь к неврологу.
Развитие мышления
Prostock-studio/Shutterstock.com
Примерно в 10 лет начинает активно развиваться теоретическое и словесно-логическое мышление. Ребёнок использует творческий подход к решению задач, да и в принципе мышление начинает оказывать сильное влияние на другие познавательные процессы.
Советский психолог Д. Б. Эльконин так говорил про особенности этого возраста: «Память становится мыслящей, а восприятие думающим».
У ребёнка формируются самооценка и собственное представление о себе как о личности. Появляется внутренний план действий, в соответствии с которым он может регулировать своё поведение.
В этом возрасте у детей обостряется чувство справедливости, они требуют правды и ответов. Вместе с тем они начинают всё лучше понимать себя, стараются отследить свои чувства и эмоции — появляется рефлексия.
Развитие процессов мышления улучшает чувство юмора, шутки становятся более сложными и интересными. Школьники хорошо ориентируются во времени, могут соблюдать правила, однако всё чаще ставят их под сомнение — это первые звоночки подросткового возраста.
Воспитание десятилеток
Prostock-studio/Shutterstock.com
Десятилетние дети находятся на рубеже детского и взрослого возраста. Они смутно понимают, что именно они испытывают и что их ждет впереди. Поэтому важно стать мудрым наставником и помощником для своего ребёнка, а не надсмотрщиком или дрессировщиком. Чаще беседовать и делиться переживаниями, вместе искать выходы из сложных ситуаций, с которыми сталкивается ребёнок. Если ребёнок пришёл с проблемами сам — помогите ему, не ругайте. Иначе в следующий раз он побоится обратиться за помощью, а ситуация может оказаться гораздо сложнее.
Родительский авторитет в этом возрасте начинает проходить проверку на прочность. Детям уже недостаточно фразы: «Я взрослый, и это мое решение». В них тоже зарождается взрослый человек, который требует объяснений, желательно четких и понятных. Чем конкретнее и обоснованней будут ваши договоренности, тем проще ребёнку будет их соблюдать.
Родителям важно не перегнуть с контролем и опекой в желании обезопасить своего ребёнка. Для этого можно воспользоваться современными технологиями. Например, приложением «Где мои дети». Без навязчивых звонков и СМС вы всегда будете знать, где находится ваш ребёнок, что происходит вокруг него и всё ли с ним в порядке.
Основные рекомендации по воспитанию ребёнка 10 лет:
Prostock-studio/Shutterstock.com
- Уважайте его точку зрения. Ребёнок учится отстаивать свои позиции — не мешайте ему развивать этот навык, в будущем он станет его преимуществом.
- Не кричите, избегайте резких высказываний. Ваша манера общаться — пример для ребёнка. Спокойные слова, доверительная беседа смогут донести до него больше смысла, чем резкие окрики «Запрещаю тебе!!!» или «Ты должен!!!». Объясняйте свою позицию и выслушивайте контраргументы. Старайтесь искать компромисс.
- Будьте искренними. Не надо скрывать свои чувства страха и переживания за ребёнка. Сообщите ему о своём беспокойстве, договоритесь о правилах безопасного поведения, которые устроят обе стороны.
- Доверяйте ребёнку. В 10 лет самостоятельность выходит на новый уровень. Не бойтесь отдать ребёнку часть ответственности за его жизнь. Самостоятельности невозможно научить, её можно только дать. Как правило дети с благодарностью принимают доверительные отношения со стороны родителей и отвечают взаимностью.
- Не пытайтесь переделать своего ребёнка. Принимайте его таким, какой он есть: он уже имеет представления о себе и своей жизни. Помогите развить то, что уже сформировано, помогите принять себя.
- Поддерживайте интересы ребёнка. К началу подросткового возраста важно, чтобы ребёнок определился со своими увлечениями — это позволит легче пережить кризисный период. Вы сможете направить энергию подростка в мирное русло.
Почему дети в 10 лет огрызаются, воруют, врут?
Prostock-studio/Shutterstock.com
В этот непростой период некоторые дети начинают себя вести особенно плохо — проявляют агрессию, могут стащить деньги из маминого кошелька и скрыть правду от родителей. Родителям стоит проявить терпение и выдержку. Ребёнок ищет границы дозволенного и проверяет степень родительской любви. Спокойно проведите беседу, установить чёткие границы дозволенного, проговорите наказания и поощрения. Не давите ребёнка авторитетом, старайтесь найти компромиссные решения.
Если ребёнок стал подворовывать деньги, не спешите кричать и ругать его. Выясните причину такого поведения. Возможно, ребёнок хочет вашего внимания, а может, ему нужно показать свой статус в классе. Но, возможно, у него в школе существуют проблемы, и эти деньги он крадет не для себя. Узнав причину такого поведения, принимайте соответствующие меры. Проводите больше времени с ребёнком, договоритесь о карманных деньгах. Если же его шантажируют, прибегните к помощи администрации школы и полиции.
Дети врут, когда боятся сказать правду. Если вы стали замечать, что ваш ребёнок слишком часто вам врет и недоговаривает, проверьте свои реакции на его слова. Если за любое действие вы ругаете и наказываете, школьник начнёт утаивать от вас свою жизнь, а через пару лет вообще поднимет бунт. Проведите ревизию своих отношений с детьми и сделайте их доверительными.
Если вам кажется, что вы уже всё перепробовали, а результата нет, не бойтесь обратиться за помощью к психологу. Лучше начать решать проблему в 10 лет, чем в пик подросткового кризиса.
Больше советов психологов на тему девиантного поведения детей:
- Как отучить ребёнка врать?
- Детское воровство: что за ним стоит и как отучить ребёнка красть?
- «Ваш ребёнок матерится!»: как родителям отучить ребёнка ругаться матом?
- Чем опасна подростковая депрессия и как помочь ребёнку с ней справиться?
- Агрессивное поведение у ребёнка: что делать родителям?
Режим дня и питания: сколько должен спать и есть ребёнок в 10 лет?
Prostock-studio/Shutterstock.com
Важно продолжать соблюдать режим дня. Ребёнок в 10 лет нуждается в качественном отдыхе — ночной сон, как правило, составляет 10 часов.
Необходимо обеспечить ребёнку правильное регулярное питание. Прежде всего соблюдать интервалы и есть каждые 3,5–4 часа. Для школьников рекомендовано четырёх- пяти- разовое питание. Необходимо соблюдать баланс белков, жиров, углеводов, пищевых волокон, витаминов и минералов.
Также в режим дня необходимо включить активный отдых на свежем воздухе. Это позволит легче переключатся между учебными и бытовыми обязанностями, а также даст возможность ребёнку выплеснуть накопившуюся за день энергию.
Старайтесь соблюдать режим труда и отдыха, не перегружайте ребёнка дополнительными занятиями. Если вы заметили признаки переутомления — сонливость, раздражительность, вялость — пересмотрите активности своего ребёнка.
О школьных нагрузках: как не допустить переутомления у ребёнка?
Тревожные признаки для родителей
Prostock-studio/Shutterstock.com
Будьте внимательны к своим детям, зачастую они кричат о помощи, сами того не замечая. Обращайте внимание на:
- Самоповреждения. Дети могут грызть ногти, кутикулу, наносить порезы на коже, увлечься опасными видами развлечений. Всё это свидетельствует о внутренней боли, которую ребёнок переживает и пытается хоть немного заглушить с помощью боли физической.
- Вредные привычки. Если ребёнок «покурил за гаражами» с друзьями и показал свою взрослость, это, конечно, плохо, но не страшно. Но если вы замечаете, что ребёнок употребляет алкоголь, курит или употребляет наркотики не с целью социализироваться, срочно обратитесь за помощью к специалистам
- Отсутствие какого-либо увлечения. Если нет хобби у ребёнка, который в силу возраста должен быть активен и бодр, а вместо этого пребывает в апатии и весь день проводит в квартире, — это также серьёзный повод поискать причину такого упадка сил.
- Демонстративная неуспеваемость. Дети могут начать специально получать плохие отметки и замечания от учителей, чтобы обратить на себя внимание родителей. Ведь негативная реакция — это тоже реакция. Начните уделять детям позитивное внимание, и вы заметите, как необходимость в плохих отметках пройдёт сама собой.
- Одиночество. У ребёнка нет друзей, он практически всё время один. Обратите на это внимание — как правило, проблема не в одноклассниках. Скорее всего, ребёнку не хватает навыков выстраивания дружеских отношений. Это довольно легко поддаётся коррекции. Если же в основе одиночества лежит травля, немедленно ставьте в известность администрацию школы и начинайте активные действия по спасению ребёнка.
- Отсутствие эмпатии. Если вы заметили, что ваш ребёнок проявляет жестокость по отношению к животным или младшим детям, что он не выказывает сочувствия и эмпатии к окружающим, обратитесь к специалистам. Всё это — признаки более серьёзных психических расстройств, в том числе шизофрении.
Как помочь ребёнку развиваться?
Prostock-studio/Shutterstock.com
Для ребёнка в этом возрасте важно, чтобы родители воспринимали его как равного, интересовались его мнением, учитывали его желания и потребности. Поэтому чаще проводите время вместе, играя и развлекаясь. Если ребёнок читает книгу, поинтересуйтесь, что ему нравится, как он относится к персонажам, согласен ли он с автором. Это даст ребёнку приятное ощущение важности его мыслей, а следующую книгу он прочтёт с ещё большим удовольствием.
Проводите вечера увлекательно. Поиграйте с ребёнком вечером в настольные игры, тем более что сейчас существует огромное множество игр с карточками, фишками, кубиками для любого возраста и на любой вкус. Весёлое времяпрепровождение поможет ребёнку почувствовать себя важной частью семьи.
Для развития ребёнка в 10 лет очень важную роль играют головоломки. Они развивают логическое мышление и учат искать нестандартные решения.
Выходные проводите активно — яркие воспоминания остаются на всю жизнь, а вечера проведённые на диване у телевизора забываются навсегда. Сводите детей в поход или соберите друзей и устройте семейный футбольный матч. Может быть, это будет воскресный вечер пиццы, которую вы испекли совместно — любые позитивные впечатления сделают вас ближе, а ребёнка счастливее!
Переходный возраст
Prostock-studio/Shutterstock.com
Дорогие родители, вы стоите в самом начале сложного пути сквозь тернистый подростковый период. От того, как вы сделаете первые шаги, будет зависеть вся дальнейшая дорога. Будете ли вы идти вместе с ребёнком, или вам придётся наблюдать за ним со стороны, зависит только от того, какие отношения вы выстроите на этом этапе. Станьте соратниками и опорой для своих детей, и они ответят вам тем же!
Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту
Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик
Тот самый переходный возраст, когда в период от 8 до 10-11 лет — уже не маленький ребенок, но и еще не подросток В чем особенности этого возраста? Как родители могут помочь своему ребенку подготовиться к нему, чтобы это не стало стрессом для него и окружающих? Какие основные этапы физиологического и психологического развития?
Ребенок в 8 лет, его психология — довольно деликатный объект исследования. Это еще не переходной возраст, но уже следует быть особо внимательным к изменениям в поведении ребенка. Он уже не задает столько вопросов, как раньше, становится более задумчивым, но остается таким же непоседой, как и раньше.
- С каждым днем он все больше расширяет свой кругозор, заводит новых друзей, попадает в смешные ситуации. Он уже привык к школьному распорядку, к учительнице, освоился в классе. Иногда мальчик такого возраста нередко решает конфликты дракой, но не со зла. Ему просто не хватает терпения доказать свою правоту. Вспыльчивость в таком возрасте вполне естественна.
- Пока мальчики доказывают свою точку зрения, восьмилетняя девочка постепенно начинает превращаться в маленькую женщину. Она любит проходиться мимо зеркала, изучая черты своего лица. Кроме того, она интересуется маминой косметикой, нарядами, туфлями на каблуках. Девочка мечтает поскорее вырасти и стать похожей на мать.
- Дети этого возраста очень любят учиться, им хочется быть первыми в классе. Поэтому очень обижаются, когда учительница спрашивает не их. Они много читают, много рассказывают. Учеба для таких детей интересна. Они часто засиживаются над тетрадками.
- Ребенок подвижный, жизнерадостный. Его интересуют все занятия взрослых. Поэтому его часто можно заметить как с мамой на кухне, так и с папой в гараже. Немало времени он проводит и со сверстниками. Он любит самоутверждаться за счет родителей («а вот мой папа…», «а вот у моей мамы..»).
- Дети восьми лет очень чувствуют всю ответственность порученных им заданий. Даже если мама просит свою дочь просто прибрать в комнате, она со всей присущей ей деловитостью возьмется за это важное поручение. В отличие от мальчиков, внимания и терпения у девочки больше.
Психологическое развитие 9 лет
В этом возрасте уже четче проявляется различие между мальчиками и девочками как в физическом, так и в психологическом развитии.
- Мальчики заметно подрастают и иногда становятся выше девочек на 8-10 см. Увеличивается объем грудной клетки. Мускулатура динамично развивается благодаря регулярным физическим нагрузкам. У девочек начинают понемногу округляться формы.
- Психическое развитие детей мужского пола заметно ускоряется. Мальчики такого возраста много читают. Поэтому их активный лексикон вмещает много сложных слов. Но, в отличие от девочек, им трудно сконцентрироваться как на уроках, так и дома. Они достаточно рассеяны, витают в своих мечтах.
- Нежелание делать домашнее задание нередко выводит родителей из себя. Кроме того, мальчик часто получает двойки за свою невнимательность. Но оценки его мало волнуют. Ребенок то чересчур уверен в себе, то испытывает что-то вроде депрессии, потеряв веру в свою значимость.
- Огромную роль играет мнение друзей мальчика. Если кто-то вдруг надумает немного подшутить над ребенком, он может даже устроить истерику, не в силах управлять своим гневом. Перепады настроения в этом возрасте — вполне естественное явление. Ребенок то скачет от радости и воодушевления, то закрывается в себе по непонятным причинам.
- Что касается девочек, то им с учебой намного легче. Они спокойны и внимательны на уроках. Воспитание девочек на этом этапе не создает каких-либо неудобств. Они любят посещать уроки рисования, пения, танцев, тонко чувствуют прекрасное и с радостью к нему тянутся.
- Среди девочек не замечается резких скачков в росте. Их время придет с началом менструального цикла. А пока их организм бережет силы до этого часа. У кого-то «взрослая жизнь» начнется уже через год. Современные дети развиваются намного быстрее предыдущих поколений.
Возраст 10-11 лет
- Дети 11 лет уже начинают чувствовать изменения в своем теле. Начинается период полового созревания. В этом возрасте у детей присутствуют резкие перепады в настроении. Эмоции бывают самыми разными. Ребенок то смеется, то плачет.
- На любую критику или замечания очень остро реагирует. Никогда не угадать, когда он взорвется от гнева. Поэтому нужно быть очень аккуратным в высказываниях, тщательно подбирая слова. Не следует кричать на свое чадо, иначе он закроется в себе и из него уже нельзя будет вытащить и слова.
- В учебе тоже могут проблемы проблемы. Ребенок переходит в среднюю школу. Новые учителя, новые требования. Каждый преподаватель ждет повышенного внимания к своему предмету. Зачастую дети просто не успевают учить все.
- Поэтому следует отслеживать успешность детей. Не надо предъявлять им массу требований. Также к этому времени уже ясно видно, к чему у него больше способностей. Важно не упустить этот момент и подталкивать ребенка в том направлении, которое ему нравится.
- Одиннадцатилетние дети все больше времени проводят со сверстниками. У них много совместных увлечений, интересов. Не стоит ограничивать их в этом общении. Ведь коммуникация на данном этапе важна в том плане, что детям нужно одобрение со стороны им подобным. Родители уже не играют настолько важной роли, как прежде.
- Психология ребенка 11 лет мало чем отличается от ребенка 10 лет. Но разница все же есть. Она состоит в том, что у первого уже более нестабильная и более ранимая психика, чем у второго. И если родители не установили доверительную связь до 10 лет, то в 11 это практически невозможно. С наступлением подросткового возраста ребенка как будто меняют. Он все время раздражительный, злой и неуправляемый.
- Часто он и сам не знает, что с ним происходит. Внезапные вспышки гнева на окружающих сменяются ненавистью к самому себе. В такие моменты нужно просто обнять ребенка, даже если он против. Дети не любят признавать свою слабость и неравноправность со взрослыми. Поэтому нужно проявлять больше ласки и нежности такому ребенку.
Советы родителям ребенка 8-11 лет
Восьмилетний возраст характеризуется и особым интересом к учебе. Поэтому родителям следует внимательно составлять рабочий распорядок дня ребенка. Ведь его нервная система еще недостаточно окрепла. Рекомендуется чередовать учебу, посещение секций с прогулками на свежем воздухе.
Ребенок должен спать не меньше 9 часов в сутки. За это время его организм успевает полностью восстановиться. Также стоит позаботиться и о питании. В его рационе должно быть много овощей, фруктов, орехов. Употребление сладкого следует ограничить, но не исключать полностью из рациона.
И мальчики, и девочки 8 лет очень активны. Чтобы хотя бы немного истратить энергию, их следует записать в спортивную секцию или на танцы. Это также хорошо влияет на их физическое развитие. Таким молодым организмам требуются нагрузка на все виды мышц.
Активные занятия, особенно спорт, содействуют как гармоничному развитию, так и формированию стойкого характера. Ведь любой вид спорта не терпит слабых. Нужно прикладывать много усилий, чтоб быть лучшим. В дальнейшем развитии ребенку будет легче справляться с трудностями.
Нередко восьмилетние школьники капризничают. Это случается в 2 ситуациях: в семье появился еще один ребенок, и старший ревнует, требуя к себе внимания; у него какие-то неразрешенные проблемы, и он, переживая из-за них, становится раздражительным.
Нужно больше разговаривать с ним о делах в школе, в секции или даже просто так. Чем больше он будет общаться с родителями, тем больше будет им доверять. Ни в коем случае нельзя смеяться над его мыслями, даже если они по-детски наивны. Ведь пройдет еще совсем немного времени, и он станет подростком, до которого будет очень сложно достучаться.
Если ребенок становится неуправляемым, не стоит поспешно браться за ремень. Может, он с чем-то не согласен или от него слишком много требуют. Обычное бунтарство не следует наказывать. Иначе можно потерять доверительные отношения с ребенком.
Воспитание детей в возрасте 8-11 лет — нелегкое, но вполне выполнимое занятие. Детская психология в этот период довольно деликатна. Поэтому не нужно чересчур давить на детей. Следует как можно искренней и чаще разговаривать с ними. Ведь нужно обязательно поддерживать доверительные отношения с сыном или дочерью.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.