Психологический портрет любой социальной группы — это всегда собирательный образ, который содержит в себе самые яркие и типичные черты представителей этой группы. Предлагаем проанализировать основные свойства современных студентов и создать их психологический портрет.
Психологический портрет личности студента
Студенты вузов — это молодые люди в возрасте от 18 до 25 лет, учащиеся высших учебных заведений. В России численность этой социальной группы составляет 4 миллиона человек.
Согласно теории У. Штрауса и Н. Хоува, современные студенты — это представители поколения Z.
Для современных молодых людей характерны:
- «клиповое» мышление, когда любая информация усваивается быстро, но маленькими порциями;
- слабо развитые коммуникативные способности по сравнению с другими поколениями, что объясняется активной виртуальной жизнью;
- гиперактивность;
- независимость мнений;
- склонность к постоянному саморазвитию и получению новых знаний.
Эти качества сформировались в современном поколении студентов не случайно. Их развитию способствовала цифровая эпоха, в которую молодым людям было суждено родиться. Ни одно из предыдущих поколений не получало информацию в таком объеме, как поколение, появившееся на свет после 2000-х.
Дополнить портрет современных учащихся вузов помогает статистика. Известно, что:
- Каждый 10-й студент в России живет в общежитии.
- 94% студентов не связаны семейными узами.
- У 81% студентов нет личного транспорта.
- 72% учащихся вузов предпочитают интеллектуальный труд физическому.
- Больше половины студентов предпочитают совмещать учебу с работой и выбирают заочное обучение.
- Количество студентов, обучающихся на бюджетном отделении меньше, чем учащихся на коммерции.
- Самыми популярными интернет-ресурсами у современных молодых людей остаются социальные сети.
Каким должен быть идеальный студент, какими качествами обладать
Независимо от принадлежности к тому или иному поколению, представление об идеальном студенте с годами не меняется. Вот список качеств, которыми должен обладать успешный студент и перспективный молодой специалист:
- Самостоятельность. Программа подготовки в вузе в отличие от колледжа нацелена на развитие у молодых людей именно этого качества. Самостоятельно нужно изучить большой объем информации, самостоятельно приходится готовиться к семинарам, докладам и выступлениям. Это не всем учащимся дается легко, однако у современных работодателей наличие данного качества у сотрудников имеет огромное значение.
- Стремление постоянно развиваться. Это скорее личное качество, которое трудно приобрести. Но если оно есть, считайте, что получили подарок свыше. Желание развиваться и познавать новое, помимо личного удовлетворения, обещает постоянное профессиональное развитие и достойное вознаграждение за свой труд.
- Правильное отношение к критике. Это качество, необходимое в жизни не только студентам. Самое важное в критике — понимать суть претензий и использовать их для личного роста и самосовершенствования.
- Выявление своих сильных сторон. Важное свойство для любого человека. Реальная оценка своих возможностей помогает максимально эффективно проявлять себя сначала в учебе, а затем и в работе.
- Развитие своих талантов и способностей. Просто принять свои сильные стороны как данность — недостаточно. Чтобы добиться настоящего успеха, свои таланты и способности необходимо постоянно развивать.
- Способность к командной работе. Вуз лишь отчасти может воспитать это свойство в человеке. В учебе командная работа встречается не часто, зато в профессиональной сфере — ежедневно.
- Ответственность. Важное свойство состоявшейся личности — нести ответственность за свои поступки/работу/результаты. Даже в случае неудовлетворительных и провальных результатов. Перекладывание ответственности на других и желание найти виноватых ведет к деградации личности.
- Умение слушать. Это мегаполезное качество как для студентов и молодых специалистов, так и для остальных категорий людей. Оно позволит комфортно чувствовать себя в любом коллективе.
Как написать портрет современного студента
Чтобы написать портрет студента 21 века, необходимо четко понимать, что это за люди, чем они живут, что любят, чем увлекаются и как относятся к жизни, каков их характер и темперамент.
Сегодня исследованиями портрета студента занимаются сразу несколько наук: статистика, социология, психология.
Вот некоторые результаты этих исследований, которые помогают лучше узнать современную молодежь:
- Лишь немногие молодые люди готовы заниматься волонтерством и общественно-политической деятельностью, заниматься в студенческих клубах и кружках.
- Всего 45% учащихся вузов читают классические произведения хотя бы один раз в неделю.
- В музыке молодежь предпочитает рок, хип-хоп, электронную и классическую музыку.
- Из кино им нравятся боевики, голливудские комедии и зарубежные сериалы.
- Примером для подражания студенты предпочитают выбирать успешных людей из близкого окружения.
- Степень магистра большинство из учащихся считает достаточным фактором для построения карьеры в будущем.
Чем отличается от студентов времен СССР
Помочь в создании психологического портрета может сравнение двух поколений. Например, советского и современного в силу их контрастности. Ведь студенты СССР и современной России — если люди не с разных планет, то из разных стран точно. У них абсолютно другие образовательные стандарты, общественные ценности, жизненные планы и личные желания.
Перечислим эти отличия:
- Советские студенты жили под опекой государства, что позволяло им чувствовать себя в относительной безопасности от внешних факторов. Зато современная молодежь свободна от обязательств и привыкла полагаться на свои силы и силы своей семьи.
- Студенты СССР — наивные романтики, верящие в добрые советские идеалы, современные учащиеся вузов — рациональные прагматики, следящие за курсом рубля на валютном рынке.
- Советские люди воспитывались в совершенно другой системе ценностей, где во главе угла стояли отношения между людьми, а не материальные ценности. В современном обществе человек человеку — конкурент, а главной целью каждого видится достижение материального благополучия.
- У советских студентов не было доступа к огромному количеству источников информации, который имеют современные молодые люди. В СССР новости дозировали, негатив и вовсе скрывали. Современные молодые люди с детства поглощают огромное количество негативной информации, что способствует развитию их личности в негативном ключе.
- Система образования СССР давала студентам более прочные, фундаментальные знания, нежели современная система российского образования. В советское время знания были ценны, в обществе был культ знаний. У современных студентов знания не особенно в почете, куда большего уважения удостаиваются врожденные или приобретенные таланты сокурсников.
Несмотря на огромную разницу во взглядах, воспитании и жизни двух поколений студентов, нельзя сказать, что современные студенты хуже советских или же наоборот. Каждому поколению суждено пройти свой путь в жизни, который сильно зависит от общественно-политических и социальных условий. Советские студенты верили в людей, пропагандировали гуманизм и, пожалуй, были чуточку счастливее современного, независимого и уверенного в себе поколения прагматиков.
Готовый образец написания портрета в психологии
Любой психологический портрет стоит писать по специальному шаблону, разработанному психологами:
А мы предлагаем такой, несколько шуточный, портрет современного студента:
Все еще не представляете, с чего начать написание портрета? Не получается с психологией или другим вузовским предметом? Не беда! На помощь всегда придут специалисты нашего образовательного сервиса ФениксХелп!
Чем современные студенты отличаются от своих коллег 30 лет назад, и каков вообще портрет современного студента. Мы решили немного поразмыслить на эту тему и заодно выяснить, кто, зачем и как сейчас учится в России. А каков портрет современного студента вуза на ваш взгляд? Пишите в комментариях, нам интересно узнать ваше мнение!
Свежие новости и полезные материалы для студентов – каждый день на нашем телеграм-канале.
Студенты России: кто они
Студенчество – социальная группа, отражающая интеллектуальный потенциал современного общества. Если вы читаете это, являясь студентом, знайте, какую ответственность несете!
Студент – учащийся высшего или среднего учебного заведения. С латыни слово studens переводится как «усердно работающий человек, занимающийся работой и учебой».
В основном это молодые люди от 18 до 25 лет, поступившие в вуз или колледж сразу после школы. В 2019 году в России обучается около 4 миллионов студентов (мы говорим именно о студентах вузов). При этом, менее 30% людей в нашей стране работают по специальности.
Большинство современных студентов относится к поколению Z.
Согласно теории поколений, разработанной Уильямом Штраусом и Нилом Хоувом, к поколению Z относятся люди, родившиеся после 1995 года.
Для поколения Z характерно «клиповое» мышление, при котором информация перерабатывается быстро, но небольшими порциями. Другими словами, типичный представитель поколения Z предпочтет «Войне и миру» короткий текст, помещающийся на экран смартфона. Такой тип мышления преобладает не случайно, так как люди из поколения Z родились в цифровую эпоху и c раннего детства сталкиваются с большими объемами информации.
Коммуникативные способности человека из поколения Z развиты слабее, чем у представителей более старших поколений, так как живое общение все активнее замещается виртуальным.Также для этого поколения свойственна гиперактивность и умение быстро анализировать информацию.
Вот еще несколько фактов, с помощью которых можно составить социальный и психологический портрет студента:
- каждый десятый студент проживает в общежитии;
- самые популярные интеренет-ресурсы среди студентов: социальные сети;
- 94% студентов никогда не женились и не выходили замуж;
- 81% студентов не ездят за рулем, по крайней мере регулярно;
- 72% студентов предпочитают интеллектуальный труд ручному и работе с инструментами;
- студенты предпочитают домашнюю еду и не тратят деньги в дорогих ресторанах. Однако и знаменитые бич-пакеты не так популярны, как может показаться;
- все больше студентов совмещают работу с учебой, выбирая заочное отделение;
- количество иностранных студентов в России увеличивается;
- а вот количество бюджетных мест сокращается.
Средний студенческий возраст в мире сейчас увеличивается, все больше людей идет получать образование в более зрелом возрасте.
В советское время на очное отделение можно было поступать до 35 лет. Теперь таких ограничений нет. В 2016 году Кирилл Петрович Патрахин, например, поступил в Пермский педагогический университет, когда ему было 89 лет.
Мотивация современных студентов при выборе вуза
Многоуважаемый дедушка Фрейд вообще считал, что в основе мотивации всех людей лежит секс. Но этот ответ вряд ли подошел бы Кириллу Петровичу, если бы у него спросили, почему он решил поступать в Пермский педуниверситет. Что же движет студентами при выборе вуза?
- Осознанное желание освоить ту или иную профессию.
- Советы родственников и знакомых.
- Желание поступить лишь бы куда, только бы конкурс был поменьше.
Среди опрошенных в ходе социальных исследований студентов большинство выбрали первый вариант.
Кстати, тем, кто сейчас как раз терзается выбором, будет интересно почитать:
- Топ самых дорогих вузов России и Москвы в 2019 году: рейтинг столицы и других городов.
- Думаем, куда поступать, или где в России жить хорошо: топ-7 студенческих городов.
- Вузы с самыми низкими проходными баллами на бюджет в Москве и Спб.
Проблемы современных студентов
Мы уже когда-то написали целую статью о том, какие у студента есть проблемы и как с ними бороться. Помимо этого, одной из важных проблем студенчества и системы образования вообще является динамично меняющиеся реалии современного мира: многие профессии стремительно устаревают, так же стремительно появляются новые востребованные специальности.
В такой ситуации классические вузы, программы которых не меняются годами, могут просто не успевать за рынком труда и отправлять выпускников вместо работы по специальности прямиком за свободную кассу в Макдональдсе.
Так что, современному студенту нужно не только успешно сдавать сессию, но и постоянно самосовершенствоваться, фильтруя огромное количество информации.
Кстати, некоторые российские вузы уже начали внедрять ИОТ (индивидуальные учебные траектории). Эта система уже давно работает в западных странах и позволяет студентам самостоятельно выбирать курсы и направления обучения.
Трудности в учебе? Профессиональный студенческий сервис поможет решить их быстро и эффективно.
Иван Колобков, известный также как Джони. Маркетолог, аналитик и копирайтер компании Zaochnik. Подающий надежды молодой писатель. Питает любовь к физике, раритетным вещам и творчеству Ч. Буковски.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА
Аннотация
В данной статье рассматриваются типология и социально-психологический потрет современного студента, изучаются особенности развития юношеского периода, раскрываются психологические особенности студентов и студенческого возраста.
Ключевые слова: юношество, молодежь, студенческий возраст, современные студенты, духовная потребность, ценности.
Бұл мақалада осы заман студентінің типологиясы мен əлеуметтік-психологиялық портреті қарастырылады, жасөспірімдік кезеңдегі даму ерекшеліктері зерттеледі, студенттер мен студент тік жастың психологиялық ерекшеліктері ашылады.
Түйін сөздер: жасөспірімдік, жастық шақ, студенттік жас, осы заман студенті рухани қажеттілік, құндылықтар.
Annotation
This article discusses the typology and socio — psychological rubs of modern student, special features of youth development period are studied, the psychological characteristics of students and the student’s age are revealed.
Keywords: adolescence, youth, student age, current students, spiritual needs and values.
роблема изучения личности современного студента рассматривается как одна из самых сложных и важных вопросов. Так как именно в студенческие годы происходят важные события, которые оказывают огромное влияние на его будущую жизнь и профессиональную карьеру.
Студенческий возраст − это уникальный период жизни человека. Именно этот возраст характеризуется юношеским периодом развития человека это начало самостоятельной, взрослой жизни.16-17 лет − 20–21 год, – это, в широком смысле, юношеский этап развития личности. Наряду с этим, в данном возрасте выделяются следующие возрастные периоды: 16-17 лет − ранняя юность, 17-20 лет − собственно (в узком смысле) юность, 20-21 год − поздняя юность[5]. Эти возрастные периоды имеют свою специфику, но, при этом, обладают многими общими характеристиками.
По мнению многих ученых, это период масштабного развития нравственности и эстетического отражения окружающей действительности, становления и укрепления черт характера, определенных привычек и установок. Особенно важно, что данный период характеризуется овладением всей системой социальных ролей взрослого человека: учебных, гражданских, профессиональных, трудовых, политических и др.[2].
В годы юности человека отличают особенно высокая динамичность, насыщенность впечатлениями, способность к усвоению огромного потока информации, стремление к активному проявлению своих способностей. В юношеском возрасте круг духовных потребностей значительно расширяется, духовная жизнь характеризуется все более глубокой потребностью нравственного и эстетического переживания. Юноши и девушки определяют для себя нравственные принципы и испытывают духовную потребность в согласовании с ними своего практического поведения. Их ведущая потребность заключается в настойчивом стремлении найти, определить свое стремятся к социальному творчеству, проявляют сознательность и обогащают себя социально ценными переживаниями, чувствами, привычками, способами регулирования поведения. Психологически она проявляется как неодолимое желание творческого проявления своей личности и индивидуальности. Духовная потребность юного человека в самосовершенствовании проявляется как состояние души, как настойчивое желание, стремление к идеалу, стимулирующее практическую деятельность[3].
М.И. Калинин, обращаясь к юношеству, писал: «Восемнадцать лет- пора юношества, это тот возраст когда у человека разбегаются глаза, не зная, куда направиться, хочется быть первым в стремлении к общему благу, хочется избрать такой путь дальнейшего жизненного путешествия, которое бы удовлетворило лучшие душевные запросы.
Это пора любопытства, желания заглянуть вперед, желание принести максимальную пользу семье, родному краю, своему народу, всему человечеству» [6].
Проблемами юности занимались такие психологи и педагоги, как И.С. Кон, Д.И. Фельдман, А.В. Толстых, И.В. Дубровина и другие. В их трудах рассматривались теоретические попытки определить возрастные особенности и черты личности юношеского возраста.
По мнению ученых, юность − более короткое время жизни, чем молодость; так как молодость включает в себя юность, но длится значительно дольше.
Итак, юношеский возраст это золотая пора молодости связанная с выбором важных жизненных ориентиров на будущее. Необходимо отметить, что невозможно рассмотреть проблему студенческого возраста без учета юношеского периода и молодости.
Такие исследователи как И.М. Ильинский, В.И. Добрынина, И.В. Бестужев-Лада, И.М. Слепенков изучали молодежь как особую социальную группу.
В своейработе И.М. Слепенков определяет молодежь как социально-демографическую группу общества которая характеризуется, во-первых, осуществлением деятельности, связанной с подготовкой и включением в самостоятельную жизнь при руководстве со стороны старших поколений, и во-вторых, социальной дифференциацией, соответствующей социально-классовому делению в обществе.
Из выше изложенного можно сказать, что молодежь это специфически социально-демографическая группа общества, включающая в себя молодых людей в возрасте от 16-17до 2021 года.
Особый интерес к проблеме студенчества как социально-психологической общности людей рассматривались в исследованиях Б.Г. Ананьева, Н.И. Кузьминой, А.В. Петровского, Н.И. Савотиной, И.П. Селезневой.
В психолого-педагогическом аспекте рассматривают студенчество И.С. Кон, В.Т. Лисовский, М.С. Яницкий. Они описывают его как второй период юности или первый период зрелости и отмечают, что этому возрасту свойственны высокий образовательный уровень, активное потребление культуры, социальная активность, относительно экономическая самостоятельность, развитие познавательной мотивации, повышенная потребность в коммуникации.
Путь в студенты начинается с осознания молодых людей стремления получить высшее образование. Для молодежи получение высшего образования является самой главной ценностью в жизни.
Студенчество как особая группа возникла в Европе в 12 веке одновременно с первыми университетами. Студенчество является не только источником пополнения квалифицированных кадров, интеллигенции, но и само составляет довольно многочисленную и важную социальную группу [9].
Согласно общепринятому определению, Студент (от лат. studens, родительный падеж studentis − усердно работающий, занимающийся), учащийся высшего, в некоторых странах и среднего учебного заведения.
В Древнем Риме и в средние века студентами называли любых лиц, занятых процессом познания. С организацией в 12 веке университетов термин «студент» стал употребляться для обозначения обучающихся (первоначально и преподающих) в них лиц; после введения ученых званий для преподавателей (магистр, профессор и др.) – только учащихся.
Понятие «студенчество» освещалось также в трудах социологов Б.Рубина и Ю.Колесникова. Студенчество по их определению это мобильная социальная группа, целью существования которой является организованная по определенной программе подготовка к выполнению высоких профессиональных и социальных ролей в материальном и духовном производстве [8].
Среди работ посвященных студенчеству особый интерес вызывают определения данные А.С. Власенко и Т.В. Ищенко. По их мнению, «Студенчество это особая социальная группа, формирующаяся из различных социальных образований общества и характеризующаяся особыми условиями жизни, труда и быта, особым общественным поведением и психологией, для которой приобретение знаний и подготовка себя для будущей работы в общественном производстве, науке, культуре является главным и большинстве случаев единственным занятием»[4].
В исследованиях, посвященных студенчеству можно выделить труды исследователей Ж.Атаянц, О. Василенко, Д. Константиновского, Ю. Колесникова, А.Котовой, А. Кушак, В.Лисовского, А. Петрова, В. Подерни, М. Шульги, и др. которые, рассматривали студенчество как специфическую субкультуру.
По мнению Мосиенко Л.В. именно студенческая субкультура способствует совершенствованию профессиональной подготовки, приобретению умений сотрудничества, приобщению к общечеловеческим ценностям через событие с другими, развитию коммуникативных, креативных умений, самосознания, то есть понимания и осознания себя черездругих, саморазвитию и самореализации, обогащению жизненного и профессионального опыта [7].
Студенты за последние годы очень сильно изменились и этих студентов можно назвать современными студентами. Современные студенты это молодые люди обучающиеся вузах для повышения своего интеллектуального и духовного развития, но основным их принципом стал принцип выживания.
Современные студенты вынуждены в ущерб учебе тратить много времени на подработки. В данное время одна треть студентов работает, потому что родители не могут обеспечить их всем необходимым. Еще одна треть работает, чтобы попробовать себя в деле и к концу учебы четко понимать, на чем они хотят специализироваться. Оставшаяся часть студентов работает, чтобы обеспечить себе трудоустройство после окончания учебного заведения.
По мнению М.В. Булановой-Топорковой современные студенты разделяются на три группы. Критерием данной типологии является отношение к образованию [1].
Первую группу составляют студенты, ориентированные на образование как на профессию. В этой группе наибольшее число студентов, для которых интерес к будущей работе, желание реализовать себя в ней – самое главное. Лишь у них отмечается склонность продолжать свое образование в аспирантуре. Все остальные факторы для них менее значимы. К этой группе относится около трети студентов.
Вторую группу составляют студенты, ориентированные на бизнес. Отношение к образованию у них совсем иное: для них образование выступает в качестве инструмента (или возможной стартовой ступени) для того, чтобы в дальнейшем попытаться создать собственное дело, заняться торговлей и т.д. Они понимают, что со временем и эта сфера потребует образования, но к своей профессии они относятся менее заинтересованно, чем первая группа.
Третью группу составляют студенты, которых, с одной стороны, можно назвать «неопределившимися», с другой – задавленными разными проблемами личного, бытового плана. На первый план у них выходят бытовые, личные, жилищные, семейные проблемы.
Можно было бы сказать, что это группа тех, кто «плывет по течению» – они не могут выбрать своего пути, для них образование и профессия не представляют того интереса, как у первых групп. Возможно, самоопределение студентов данной группы произойдет позже, но можно предположить, что в эту группу попали люди, для которых процесс самоопределения, выбора пути, целенаправленности нехарактерен.
Следующая классификация студентов основывается на типах деятельности студентов, в связи с чем, можно выделить три основных типа [1,7].
Первый тип личности отличается комплексным подходом к целям и задачам обучения в вузе. Интересы студентов сосредоточиваются на области знаний более широкой, чем предусмотрено программой, социальная активность студентов проявляется во всем многообразии форм жизни вуза. Этот тип деятельности ориентирован на широкую специализацию, на разностороннюю профессиональную подготовку.
Второй тип личности отличается четкой ориентацией на узкую специализацию. И здесь познавательная деятельность студентов выходит за рамки учебной программы. Однако, если первому типу поведения присуще преодоление рамок программы, так сказать, вширь, то в данном случае этот выход осуществляется вглубь. Система духовных запросов студентов сужена рамками «околопрофессиональных интересов».
Третий тип познавательной деятельности студентов предполагает усвоение знаний и приобретение навыков лишь в границах учебной программы. Этот тип деятельности – наименее творческий, наименее активный – характерен для четверти студентов. Таким образом, уже в результате самого общего подхода к анализу учебно-познавательной деятельности студентов выделяются три типологические группы, каждая из которых имеет свои модели поведения [1,6,7,10].
Последняя классификация, которая рассматривается в работах авторов, имеет своим основанием такой критерий, как успеваемость.
Согласно данной типологии, выделяется 4 группы студентов:
1) отличники – «зубрилы» – те, которые постоянно посещают занятия и путем труда достигают хороших результатов, они очень дисциплинированны, из них выбирают «старост»;
2) отличники – «умные» – те, которые обладают высоким интеллектом, сильной школьной базой и своими вопросами могут поставить некоторых преподавателей в неловкое положение. Они считают: «К чему ходить на каждое занятие, ведь мы и так умные», они учатся по принципу «всего понемножку»;
3) «хорошисты–труженики» – студенты, которые постоянно учатся, но в силу своих умственных способностей успехами в учебе не блещут;
4) неуспевающие – «случайные»; контингент данной группы разнообразен: девушки, желающие стать дипломированными женами, юноши, уклоняющиеся от службы в армии, часть молодежи, которых родители определили в вуз, лишь бы они чем–нибудьзанимались, и т.д.
Итак, опираясь на вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что современные студенты это та социальная группа молодежи, которая отличается высокой активностью и энергичностью. Для современных студентов присуща постоянная тяга к новому и стремление к самовыражению. Им свойственна мобильность, организаторские качества. Но, выше перечисленные данные авторов о типах студентов нам говорят, что по отношению к учебеу современных студентов проявляются различные ценностные установки.
Таким образом, можно сказать, что происходящие социально-экономические изменения в обществе у современных студентов тоже вызывают изменения в предпочтениях и ценностных ориентациях.
ЛИТЕРАТУРА
1.Буланова–Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. − Ростов н/Д: Феникс, 2002.
2.Гаджиева У.Б. Социально-психологические особенности студенческого возраста. // «Актуальные вопросы педагогики и психологии»: материалы международной заочной научно-практической конференции. − Новосибирск. 2013.
3.Ефименко (Бабкова) Е.А. Студенческий возраст как наиболее сензитивный период формирования духовных ценностей будущей профессиональной деятельности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена №88.2008.
4.Ищенко Т.В. Молодежь как общественная группа. − М.1972. − С. 52. 5 Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989.
6. Калинин М.И. О Молодежи. − М., «Молодая гвардия», 1969, − С. 21.
7.Моисенко Л.В. Студенческая субкультура в образовательном пространстве вуза. // Высшее образование сегодня, − №1. 2011.
8. Рубин Б., Ю. Колесников. Студент глазами социолога. − Ростов. 1986. − С. 365. 9 http://www/slogos.ru.
А.Д. МАЙМАКОВА, Г.Р. КАДЫРОВА
Казахский национальный педагогический университет имени Абая
г. Алматы, Казахстан amaimakova@mail.ru;
rabikovna@mail.ru
Инфоурок
›
Другое
›Презентации›Психологический портрет студента ККБМК
Психологический портрет студента ККБМК
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 389 человек из 62 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Психологический портрет и автопортрет студента ККБМК
Выполнили
студентки 4 курса
специальности
«Лечебное дело»
Группы «А – 42»
Бабасиева С.В.
Педенко Д.А.
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Краснодарский краевой базовый медицинский колледж»
Министерства Здравоохранения Краснодарского краяКраснодар, 2022
-
2 слайд
Содержание:
Введение…………………………………………………..
1.Психологический портрет личности. Принципы его составления………………………………………………..
2.Описание базы исследования и психодиагностических методик, необходимых для составления психологического портрета и автопортрета личности. Результаты эмпирического исследования……………………………………………
3.Коллективный психологический портрет студента ККБМК
Заключение…………………………………………….. -
3 слайд
Введение:
Используя различные методики можно составить психологический портрет личности человека, даже не зная его. Такие портреты личности часто используют при приеме на работу, при выборе профессии и во многих других жизненных ситуациях.
Исследуется обычно личностная сфера — особенности характера, коммуникативная сфера, интеллектуальная. На основе полученных данных можно сделать общее заключение о человеке и дать определенные рекомендации
Все вышесказанное и определило актуальность исследования -
4 слайд
.
Предмет исследования: личностные особенности студентов ККБМК.
Объект исследования: студенты ККБМК, принявшие участие в исследовании.
Цель исследования: составление коллективного психологического портрета и автопортрета студента ККБМК.
Задачи исследования:
Анализ научной литературы по исследуемой проблеме.
Описание базы и респондентов, принявших участие в исследовании.
Анализ и интерпретация полученных данных.
Составление коллективного психологического портрета и автопортрета студента. -
5 слайд
1. Психологический портрет личности. Принципы его составления
Психологический портрет личности – это комплексная психологическая характеристика человека, содержащая описание его внутреннего склада и возможных поступков в определенных значимых обстоятельствах. -
6 слайд
Составляющие психологического портрета:
Рассмотрим вкратце основные компоненты, характеризующие психологический портрет личности.
1. Темперамент;
2. Характер (акцентуация характера);
3. Способности (развитие);
4. Направленность;
5. Интеллектуальность;
6. Эмоциональность;
7. Волевые качества;
8. Коммуникабельность человека;
9. Самооценка;
10. Самоконтроль;
11. Способность к совместной работе; -
7 слайд
2. Результаты эмпирического исследования:
В исследовании приняли участие студенты ККБМК следующих групп: Лечебное дело А-42 (2021-2022), Лечебное дело Б-42 (2021-2022).
Всего в исследовании в качестве респондентов приняли участие 35 человек.
В качестве диагностических методик были использованы: методика на определение типа темперамента (тест Айзенка), тест на определение типа личности Олдхэма-Морриса, опросник Леонгарда-Шмишека, методика КОС, тест Т. Лири на определение межличностных отношений. -
8 слайд
Определение типа темперамента:
-
9 слайд
Тест на определение типа личности
Олдхэма-Морриса -
10 слайд
Опросник Леонгарда-Шмишека
-
11 слайд
Методика определения КОС:
-
12 слайд
Определение межличностных
отношений по Т.Лири -
-
-
15 слайд
Коллективный психологический портрет студента ККБМК
Таким образом, коллективный психологический портрет студента ККБМК имеет следующие черты: наличие холерического темперамента, базирующегося на сильном типе ВНД; холерик демонстрирует активность, возбудимость, импульсивность, оптимистичность, холерики являются экстравертами, т.е. людьми любящими и умеющими общаться, умеющими работать в команде и в случае необходимости охотно берут на себя роль лидера.
По типу характера студент ККБМК чаще всего является гипертимом. Приподнятое настроение сочетается с жаждой деятельности, повышенной словоохотливостью, тенденцией постоянно отклонятся от темы разговора. Характеризуется большой подвижностью, общительностью, выраженностью невербальных компонентов общения. Везде вносит много шума, стремится к лидерству. Имеет высокий жизненный тонус, хороший аппетит и здоровый сон. Трудно переносит условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество. -
16 слайд
Заключение:
В результате проведенного исследования были выполнены поставленные задачи и достигнута цель исследования – построение коллективного психологического портрета студента ККБМК.Собирательный психологический портрет студента ККБМК выглядит следующим образом:
1. Темперамент – холерик
2. Характер (акцентуация характера) – гипертим
3. Тип личности – добросовестный, деятельный, чувствительный
4. Направленность – на внешний мир
5. Интеллектуальность – стремление к саморазвитию, к получению новой информации
6. Эмоциональность – выше среднего, умеет и любит демонстрировать свои эмоции
7. Волевые качества – развиты в достаточной мере для достижения поставленных целей
8. Коммуникабельность человека – демонстрирует коммуникативные способности на среднем и высоком уровне -
17 слайд
.
9. Самооценка – адекватна или слегка завышена
10. Самоконтроль – находится на стадии формирования
11. Способность к совместной работе – большинство студентов хорошо приспособлены к работе в команде и при необходимости могут взять на себя роль лидераАвтопортрет студента ККБМК содержит в себе следующие личностные черты:
1. Стремление к доминированию
2. Дружелюбие и альтруистичность
3. Требовательность к себе и окружающим
4. Доверчивость и трудолюбие
5. Целеустремленность
6. Эмоциональную лабильность
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 263 320 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
-
Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 01.06.2022
- 380
- 18
- 01.06.2022
- 581
- 14
- 01.06.2022
- 113
- 0
- 01.06.2022
- 149
- 3
- 01.06.2022
- 131
- 0
- 01.06.2022
- 332
- 0
- 01.06.2022
- 169
- 0
- 01.06.2022
- 281
- 4
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»
-
Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере»
-
Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»
-
Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС медицинских направлений подготовки»
-
Курс повышения квалификации «Основы менеджмента в туризме»
-
Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»
-
Курс повышения квалификации «Мировая экономика и международные экономические отношения»
-
Курс повышения квалификации «Актуальные вопросы банковской деятельности»
-
Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация процесса страхования (перестрахования)»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»
-
Настоящий материал опубликован пользователем Зеленская Екатерина Дмитриевна. Инфоурок является
информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайтЕсли Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.Удалить материал
-
- На сайте: 11 месяцев
- Подписчики: 0
- Всего просмотров: 1356
-
Всего материалов:
6
Козловская Ю.П.,
Белорусский государственный экономический университет,
Республика Беларусь, г. Минск
Учебная деятельность в высшей школе – это деятельность по самоизменению, её продуктом являются те изменения, которые произошли в ходе её выполнения в самом субъекте. Эти изменения составляют: изменения в уровне знаний, умений, навыков, сформированности отдельных сторон учебной деятельности в высшей школе, в умственных операциях, особенностях личности, то есть в уровне общего и умственного развития. Учебная деятельность в высшей школе сложна по своей структуре и требует специального формирования. Как и трудовая, учебная деятельность характеризуется целями и мотивами. Абитуриент, поступивший в высшую школу должен знать, что делать, зачем делать, как делать, видеть свои ошибки, контролировать и оценивать себя.
По итогам исследований психологических особенностей мотивации учебной деятельности, самоактуализации, коммуникативной сферы, системы самоуправления, ценностных установок в системе межличностных отношений и влияния волевого самоконтроля на успеваемость у студентов первого-второго курсов разных факультетов в УО «Белорусский государственный экономический университет», был составлен психологический портрет современного студента.
Анализ мотивов учебной деятельности, социальных установок студентов на этапе их профессиональной подготовки в БГЭУ показал, что студенты, доминирующей мотивацией учебной деятельности которых является получение знаний (53%), как правило, важнейшей ценностью в своей жизни считают свободу и ориентируются на неё. Они всегда имеют своё мнение и свободно его высказывают, отстаивая свою позицию. При совершении поступков у них наблюдается проявление самостоятельности и индивидуальности.
Студенты, доминирующей мотивацией учебной деятельности которых является получение диплома (42%), как правило, ориентированы на альтруизм, свободу, труд, процесс деятельности. Это студенты, которым в большей степени нравиться процесс учебной деятельности. Они менее задумываются над достижением результата, часто опаздывают со сдачей работы, их процессуальная направленность препятствует их результативности; ими больше движет интерес к делу, а для достижения результата требуется много рутинной работы, негативное отношение к которой они не могут преодолеть. Студенты этой группы все свое время используют для того, чтобы что-то сделать, не жалея выходных дней, каникул. Труд приносит им больше радостей и удовольствия, чем какие-то другие занятия. Доминация альтруистических ценностей позволяет сделать вывод о том, что юноши и девушки этой группы часто безвозмездно помогая другим решать их проблемы, действуют в ущерб себе. Они отличаются от других высоким уровнем социальной и гражданской зрелости, независимостью в совершении поступков и выражении мыслей.
Среди студентов, доминирующей мотивацией учебной деятельности которых является овладение профессией (5%), не было отдано предпочтение той или иной изучаемой социальной установке и жизненной позиции. Среди этих студентов есть как ориентирующиеся на альтруизм, труд, свободу, процесс деятельности, достижения успеха, так и те, которые ориентируются на эгоизм, деньги, власть, результат деятельности и избежание неудач.
В процессе учебной деятельности преподавателю для развития мотивации учения и овладения профессией необходимо использовать активные методы обучения, организовывать межвузовские обмены между студентами, встречи со специалистами, достигшими успеха в профессии, формировать и развивать профессиональную компетенцию, проводить ознакомительную практику на ранних этапах обучения в высшей школе. Курс «Введение в специальность» читать с привлечением психолога, специалиста и студента- выпускника. Такой подход обеспечит всестороннее ознакомление с особенностями типичных ситуаций, возникающих в будущей профессиональной деятельности, трудностями, с которыми предстоит столкнуться будущим молодым специалистам.
Анализ уровня развития самоактуализации у студентов в БГЭУ показал, что современный студент высоко ценит себя, нравится сам себе, причем при условии, что для этого есть объективные основания, обладает способностью осмысленно связывать противоречивые жизненные явления, придерживается тех идеалов, ценностей, по которым живут самоактуализирующиеся личности.
Однако современным молодым необходимо развивать у себя стремления к приобретению знаний об окружающем мире, способность открыто проявлять свои чувства и эмоции в поведении. Им следует научиться правильно ориентироваться во времени, рассматривая его в единстве прошлого настоящего и будущего, не откладывать жизнь на завтра, не увязать в прошлом, а жить в настоящем, воспринимая его, однако, в единстве с прошлым и будущим. Учиться связывать свои цели с текущей деятельностью и учитывать свой прошлый опыт и его влияние на поведение.
Для повышения уровня социального интеллекта студентов БГЭУ необходимо включать в учебный процесс упражнения на развития познавательных способностей (память, восприятие, внимание, мышление, воображение). Проводить психологические тренинги на развитие эмоциональной сферы личности и ориентации во времени.
Исследуя коммуникативную сферу современных студентов, мы пришли к выводу, что студентам с низким уровнем потребности в общении свойственен очень высокий уровень организаторских склонностей, стремление к цели и продуктивной работе, низкий уровень коммуникативных склонностей (46%). Студенты со средним уровнем потребности в общении обладают низким уровнем организаторских (40%) и коммуникативных (50%) склонностей.
Современный студент предпочитает благоразумный стиль в общении, доброжелательно относится к деловой критике, критически относятся к высказываниям других людей. Однако ему необходимо избегать поспешных выводов, не заострять внимание на манере говорить, не притворяться, не искать скрытый смысл в словах собеседника [1].
Для развития коммуникативных навыков и умений у студентов следует в учебном процессе использовать следующие активные методы обучения, способствующие установлению диалога или обратной связи между студентом и преподавателем, между студентами: 1) лекция-беседа; 2) лекция-дискуссия, лекция с интенсивной обратной связью; 3) лекция с применением элементов «мозгового штурма»; 4) лекция с разбором микроситуаций; 5) лекция-консультация, групповая консультация; 6) пресс – конференция.
Формирование умений и навыков целесообразнее реализовывать путем: 1) анализа и обсуждения конкретных ситуаций; 2) решения ситуационных (производственных) задач; 3) рассмотрения конфликтов, событий; 4) разбора деловой документации; 5) разыгрывание ролей; 6) деловых имитационных игр; 7) игрового проектирования [3].
На начальном этапе профессиональной подготовки в высшей школе необходимо выявлять уровень развитии коммуникативных навыков и умений и по результатам диагностики организовывать в студенческих группах тренинги общения.
Изучая влияние волевого самоконтроля на успеваемость студентов на этапе профессиональной подготовки в БГЭУ, было выявлено 62% студентов с высоким уровнем самоконтроля, которых можно охарактеризовать как эмоционально зрелых, активных, независимых, самостоятельных, уверенных в себе, ответственных, способных контролировать свои действия людей. Среди студентов этой группы 86% имеют высокую успеваемость учебной деятельности. Студенты с низким уровнем самоконтроля (38%) характеризуются как эмоционально неустойчивые, ранимые, неуверенные в себе, импульсивные, с неустойчивыми намерениями. Среди студентов этой группы только 7% имеют высокую успеваемость.
В ходе исследования были выявлены студенты с высоким уровнем самообладания (72%) и настойчивости (54%). Они хорошо владеют собой в различных ситуациях, иногда внутренне напряжены, озабочены, стремятся завершить начатое дело. У 92,8% студентов с высоким самообладанием высокая успеваемость и у 78,6% студентов с высокой настойчивостью высокая успеваемость. Студенты с низким уровнем самообладания (28%) и настойчивости (46%) характеризуются как спонтанные, импульсивные, обидчивые, консервативные. 83,3% студентов с низкой успеваемостью имеют низкий уровень настойчивости. 50% студентов с низкой успеваемостью имеют средний и выше уровень самообладания.
Исследуя ценностные установки современных юношей и девушек, мы пришли к выводу, что 70 процентов девушек считают духовное для них важнее материального. Однако больше половины юношей предпочли материальное. Это, скорее всего, обусловлено тем, что в нашем обществе мужчина по-прежнему воспринимается как «кормилец семьи» и мальчики с ранних лет настраиваются на то, что они должны, просто обязаны работать и зарабатывать.
Чтобы более подробно выявить структуру приоритетов молодёжи, опрашиваемых попросили ранжировать такие понятия как «семья», «любовь», «деньги», «карьера» и «дружба».
Большинство девушек на первое место поставили любовь (более 50%), на вторе место – семью (40%). Таким образом, большинство девушек предпочли духовное материальному, почти 50% девушек поставили деньги на самое последнее, пятое место.
Юноши же противоречили сами себе: деньги 75% из них поместили на 4 место, предпочтя им семью, любовь и дружбу. Выходит, что и они больше места в своей жизни отводят духовным её аспектам, но боятся признаться в этом даже самим себе, ибо такая система ценностей не вписывается в современные модели поведения, где предпочтение следует отдавать деньгам и карьере. Причём карьера, оказавшаяся на третьем месте, как у юношей, так и у девушек, сейчас всё больше рассматривается не как самореализация в деле, которое тебе нравится, а как продвижение по служебной лестнице с соответствующим увеличением заработка. И успешность карьеры соизмерятся как раз количеством нулей в зарплате, а не личной удовлетворённостью проделанной работой. Однако, как мы видим из результатов, у подрастающего поколения роль денег снижается. В отличие от старшего поколения они воспринимают их не как цель, а лишь как средство [1].
Организация учебно-воспитательного процесса в высшей школе должна основываться на знании психологических особенностей личности студента на разных курсах обучения, к изучению которых необходимо подходить комплексно, исследуя разные сферы: мотивационную, волевую, эмоциональную, познавательную и другие.
Список литературы
-
Бобнева, М.И. Нормы общения и внутренний мир личности / М.И. Бобнева Проблема общения в психологии / под ред. Б.Ф. Ломов. М. – 1981. – С. 241–264.
-
Тренинг развития жизненных целей / М. А. Алиева [и др. ] ; под ред. Е. Г. Трошихиной. – СПб, 2001. – 216с.
-
Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании: учеб. пособие. Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. / Н.И. Шевандрин. – М: ВЛАДОС, 1995. –544с.