Психолого-педагогическая характеристика ученика.
1. Общие сведения об учащемся
Федосов
Егор Сергеевич — ученик 4 «А» класса МОУСОШ № 13 города Серпухова, проживающий
по адресу
ул. Подольская, д. 105, кв. 17. Родился 05 июля 2006 года. По результатам
медицинского
обследования он относится ко 2-ой группе здоровья. Медицинская группа — основная.
2. Условия семейного воспитания
Егор проживает с бабушкой. Хотя мама не проживает с
ребенком, но психологическая обстановка в семье способствует развитию мальчика.
Дружеские взаимоотношения между членами семьи играют основополагающую роль в
полноценном развитии мальчика. Бабушка и дедушка уделяют достаточное внимание
обучению внука, при необходимости помогают в подготовке домашних заданий. Для
Егора созданы все условия для нормального развития. У мальчика имеется
отдельное место, где он может спокойно выполнять домашние задания. У мальчика
также имеются и обязанности по дому: ходить в магазин, мыть посуду, выносить
мусор. Это свидетельствует о том, что в семье прививают своему ребенку
трудолюбие, аккуратность, любовь к порядку.
Бабушка Егора регулярно посещает родительские собрания,
участвуют в общественной жизни класса. Она также интересуются успехами внука,
консультируются у классного руководителя по вопросам воспитания, развития тех
или иных задатков Егора. Немаловажно также и то, что у мальчика регулярно
просматривается дневник, что свидетельствует об ответственности и активной
родительской позиции.
3. Учебная деятельность учащегося
Первое, что необходимо отметить у Егора — это
добросовестное отношение к учёбе. Но у него низкий уровень внимания: он не замечает
ошибки, допущенные при выполнении заданий, медленно реагирует на вопросы при устной
работе. У мальчика слабо развито мышление, он с трудом обобщает материал,
систематизирует и анализирует его. У Егора средняя успеваемость по всем
предметам. Имеет «3» по русскому языку, математике, английскому языку. Егору
нравится учиться, но в то же время он хотел бы учиться лучше.
4. Трудовая деятельность учащегося
Федосов Егор проявляет заинтересованность не только в
учебной деятельности, но в различных видах внеурочной деятельности. Особенно
увлекают мальчика занятия спортом. В свободное время Егор также любит поиграть
в компьютерные игры или провести время на улице с друзьями. Если мальчику
поручают общественное дело, то он выполняет его добросовестно.
5. Психологические особенности личности учащегося
В результате наблюдений за Егором установлено, что у него
недостаточно развиты такие качества эмоционально-волевой сферы, как
целеустремлённость, настойчивость, самостоятельность, активность. Преобладающие
типы темперамента — сангвинический (65%) и холерический. Эти типы соответствуют
таким характеристикам ученика, как высокая трудоспособность, но в то же время
неустойчивость в интересах и склонностях; оптимизм, общительность,
отзывчивость; средний уровень силы нервных процессов, высокая уравновешенность
нервных процессов, высокая подвижность нервной системы. Егору присущи
скромность, доброта, аккуратность, искренность, отзывчивость. Егор переживает,
если совершает ошибки и старается их исправить.
Мальчик очень общителен, в классе ни с кем не конфликтует,
имеет много друзей. Хочется отметить также высокую культуру общения Егора: он
всегда вежлив, тактичен, уважительно относится к своим родственникам, учителям,
старшим.
6. Особенности познавательной деятельности
Как уже было сказано, Егор обладает не высоким уровнем
внимания (часто допускает ошибки и не видит их). У мальчика наиболее развиты
такие типы памяти, как моторно-слуховая и комбинированная. Менее развит
слуховой тип памяти. У Егора слабо развита речь, в большинстве случаев
он не может правильно сформулировать свои мысли.
Директор школы К.
В. Шаров
Классный
руководитель
А.М. Подгорная
Департамент образования города Москвы
Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение города Москвы
«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»
109383, г. Москва, ул. Полбина, д.72, стр.1 Телефон/факс: (495) 354-90-29
e-mail.ru: mokvt@edu.mos.ru
www.mok.mskobr.ru
ОГРН 5147746103588 ИНН/КПП 7723920242/772301001
Психолого-педагогическая характеристика
на ученицу 1 «Б» класса —————,2008 г.р.,
проживающую по адресу: —————
—————поступила в школу 1 сентября 2015 года.
За время обучения показала себя как ученица со слабыми способностями. Обучается по программе «Школа России». До поступления в школу ————— детский сад не посещала. По результатам психологического тестирования при поступлении у Лены наблюдались мотивационная, интеллектуальная, эмоционально-волевая готовность к школе, произвольность поведения. Имеет хороший уровень мотивации и адаптации. Подобный уровень мотивации является средней нормой. Преобладающий мотив обучения не сформирован. Наблюдается уровень ниже среднего образного мышления и средний уровень логического мышления. Хороший фонематический слух. Хорошо ориентируется на систему задач, указания взрослого. Плохо ориентируется на образец, слабо развито пространственное восприятие, моторика. Наблюдается низкий уровень памяти, объема внимания (не может делать несколько дел одновременно, работать в системе многозадачности). Посещала психологические коррекционно-развивающие занятия, направленные на коррекцию объема внимания.
На уроках низкая активность внимания, быстро переключается, устает, память снижена. Воспринимает учебную инструкцию, но работать по ней самостоятельно не может, приходится несколько раз повторять инструкцию. Не может найти и исправить самостоятельно ошибку в своей работе. Ребенку трудно высказать своё элементарное суждение, делать простой логический вывод. Программный материал усваивает с трудом, задания выполняет медленно. Самостоятельная учебная деятельность затруднена. У ученицы низкая работоспособность, способность к волевому усилию снижена, часто не доводит начатое до конца, до сих пор не может правильно оформлять запись в тетрадях.
По математике не усвоила: названия компонентов при сложении и вычитании, не может решать составные задачи, задачи в косвенной форме, не может переводить дециметры в сантиметры. Математические диктанты и контрольные работы самостоятельно выполнять не может. Операции сложения и вычитания проводит с опорой на наглядность, простые задачи решает с внешней помощью, существенно затрудняется в счете при переходе через десяток.
По русскому языку не может дать характеристику согласных звуков (парные, звонкие, глухие, твердые мягкие). Не может самостоятельно делить слова на слоги, выполнять перенос слов, пользуясь правилом. При списывании пропускает буквы и слова, не соблюдает начало и конец предложений, имена собственные пишет с маленькой буквы, допускает ошибки на сочетания жи-ши, ча – ща, чу- щу,чк, чн. При письме под диктовку не соблюдает границы предложений. Всю работу выполняет механически.
По состоянию здоровья ————— часто пропускает уроки, что сказывается на усвоении школьной программы. В течении года по болезни было пропущено 157 уроков.
В классе никогда не создавала конфликтные ситуации, выдержана как в общении с ровесниками, так и со старшими. К критическим замечаниям, советам относится внимательно, старается исправить недостатки.
Внешний вид в школе всегда опрятный. Родители следят за готовностью ребенка к школе.
Родители постоянно интересуются школьной жизнью —————, каждый день встречаются с учителем, приводя девочку в школу и забирая ее после занятий, всегда готовы оказать учителю необходимую помощь, посещают родительские собрания.
Девочка воспитывается в приемной семье.
Руководитель структурного подразделения 6 |
И.И. Жалыбина |
Классный руководитель |
О.А. Иванова |
Социальный педагог |
Е.А. Ракитина |
Педагог-психолог |
Е.А. Кудрявцева |
Исполнитель:
Учитель начальных классов
Иванова О.А.
тел.: 8 (495) 348-83-11
Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст совпадает с периодом обучения ребенка в начальной школе (с 6-11 лет). Этот период характеризуется дальнейшим физически и психофизиологическим развитием ребенка, обеспечивающим ему систематическое обучение в школе.
Начало обучения в школе ведет к изменению социальной ситуации развития ребенка. Он теперь имеет социально значимые обязанности, становится общественным субъектом.
Учебная деятельность ребенка оценивается. В психологии взаимоотношений с окружающими также появляются изменения. Авторитет взрослого постепенно утрачивается, и к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, сильно возрастает роль детского сообщества.
Психология младшего школьного возраста формируется под влиянием обучения. В итоге у детей развивается память, усиливаются словесно-логические и смысловые запоминания. А завершается младший школьный возраст умением вполне самостоятельно рассуждать, сопоставлять, делать выводы, анализировать и устанавливать простые закономерности.
Психология детей младшего школьного возраста имеет следующие особенности: импульсивность, желание действовать быстро и незамедлительно, часто не подумав, не взвесив все обстоятельства. В любых начинаниях, трудностях или намеченных целях у детей хорошо выражена возрастная слабость волевой регуляции поведения. Возрастная психология школьного возраста часто проявляется появлением упрямства и капризности, что может представлять собой своеобразную форму протеста против требований со стороны школы[1].
Недостаток семейного воспитания может значительно усугубить появившуюся проблему. В этом возрасте ребенка уже волнуют не только успехи в школе, но и взаимоотношения с одноклассниками, товарищами, учителями и родителями. Моральное состояние ребенка влияет на уровень его успеваемости, где похвала и мнение учителя играют не последнее место. Ведь за время обучения у детей должен появиться новый, более качественный «взрослый» тип отношений с учителями и одноклассниками.
В младшем школьном возрасте ведущей становится учебная деятельность. В психологии ребенка появляются различные новообразования, такие как развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения.
Как известно, обучение в младших классах имеет одну особенность – обучение младших школьников ведет один педагог, который имеет очень сильное воздействие на своих учеников.
Особенности младших школьников – детей 7-9 лет состоят в том, что они нуждаются в покровительстве взрослых, поэтому для них вполне естественно следовать указаниям учительницы. В принципе, учебная деятельность младшего школьника и состоит в том, чтобы слушаться педагога и выполнять все его указания.
Эти особенности детей (доверчивая исполнительность, подражание, вера в истинность получаемых знаний) являются довольно важными предпосылками обучения в младшей школе. Деятельность младшего школьника во многом связана с тем, что ребенок (за чрезвычайно редкими исключениями) любит посещать школу: его привлекает возможность быть в положении ученика и сам процесс обучения привлекает.
Учебная деятельность школьников младших классов сопровождается активной реакцией на непосредственные впечатления. А так как дети подобного возраста еще и весьма импульсивны, то занятия зачастую становятся стремительными, насыщенными и напряженными. Ни в коем случае нельзя, чтобы дети заскучали – нужно довольно часто менять характер упражнений, не затягивать паузы и держать внимание детей в напряжении. При этом следует понимать, что такие малыши не могут концентрировать свое внимание на одном деле дольше 20 минут. Очень показательным является тот факт, что младшие школьники уже не столь заинтересованы в выяснении причин и смысла той информации, которую им преподносит учитель, в отличие от школьников с их вопросом «почему?»[2].
Другая особенность психологии ребенка в младшем школьном возрасте заключается в том, что память школьника приобретает произвольность, становится сознательно регулируемой и опосредованной.
Еще одним новообразованием в психологии младшего школьника является развитие произвольного поведения, планирование результатов действия и рефлексия. Школьник становится самостоятельным, у него формируются моральные ценности, которым он старается следовать. Более отчетливо в младшем школьном возрасте выступает мотив достижения успеха, иногда – мотив избегания неудачи.
Важным аспектом в психологии ребенка становится его смысловая ориентировка в своих действиях, что связано с боязнью изменения отношения с окружающими.
Развитие личности ребенка в младшем школьном возрасте во многом зависит от школьной успеваемости, оценки взрослыми. Психология школьника в этом возрасте сильно подвержена внешнему влиянию, он эмоционален, подвержен перепадам настроения.
В младшем школьном возрасте дети переживают свою уникальность, осознают себя личностью, стремятся к совершенству, лидерству. Школьники ищут новые групповые формы активности, занятий, стараются принадлежать к какой-либо детской общности.
Младшие школьники внушаемы и податливы, они доверчивы, восприимчивы, склонны к подражанию. Учитель является для них авторитетом, поэтому он должен создать благоприятные условия для формирования высоконравственной личности.
У младших школьников преобладает наглядно-образный тип мышления, поэтому они обращают внимание на все яркое, поэтому при обучении младших школьников должны учитываться эти психические особенности.
Учеба, будучи ведущим типом деятельности, ставит ряд требований к младшему школьнику: происходит изменение режима его дня, ритм школьной жизни способствует развитию умений и навыков, которые необходимы для успешного обучения.
Младший школьник учится правильно распределять своё время, взаимодействовать с коллективом, общаясь с большим количеством сверстников и преподавательским составом.
Ребёнок начинает меньше двигаться, его основные нагрузки связанны теперь с умственной деятельностью, но у него по-прежнему остаётся потребность в игровой деятельности. В младшем школьном возрасте игра занимает не так много времени, как в дошкольном периоде, но, все же, играет немалую роль в психическом развитии ребенка[3].
В итоге у детей развивается память, усиливаются словесно-логические и смысловые запоминания. Психология детей младшего школьного возраста имеет следующие особенности: импульсивность, желание действовать быстро и незамедлительно, часто не подумав, не взвесив все обстоятельства. В любых начинаниях, трудностях или намеченных целях у детей хорошо выражена возрастная слабость волевой регуляции поведения.
Возрастная психология младшего школьного возраста часто проявляется появлением упрямства и капризности, что может представлять собой своеобразную форму протеста против требований со стороны школы.
Недостаток семейного воспитания может значительно усугубить появившуюся проблему. В этом возрасте ребенка уже волнуют не только успехи в школе, но и взаимоотношения с одноклассниками, товарищами, учителями и родителями. Моральное состояние ребенка влияет на уровень его успеваемости, где похвала и мнение учителя играют не последнее место. Ведь за время обучения у детей должен появиться новый, более качественный «взрослый» тип отношений с учителями и одноклассниками.
Деятельность ребенка во многом связана с тем, что ребенок любит посещать школу: его привлекает возможность быть в положении ученика и сам процесс обучения привлекает.
Учебная деятельность школьников младших классов сопровождается активной реакцией на непосредственные впечатления. А так как дети подобного возраста еще и весьма импульсивны, то занятия зачастую становятся стремительными, насыщенными и напряженными. Ни в коем случае нельзя, чтобы дети заскучали – нужно довольно часто менять характер упражнений, не затягивать паузы и держать внимание детей в напряжении[4].
При этом следует понимать, что такие малыши не могут концентрировать свое внимание на одном деле дольше 20 минут. Очень показательным является тот факт, что младшие школьники уже не столь заинтересованы в выяснении причин и смысла той информации, которую им преподносит учитель, в отличие от школьников с их вопросом «почему?». Другая особенность психологии ребенка в младшем школьном возрасте заключается в том, что память школьника приобретает произвольность, становится сознательно регулируемой и опосредованной.
Еще одно новообразование – развитие произвольного поведения, планирование результатов действия и рефлексия. Школьник становится самостоятельным, у него формируются моральные ценности, которым он старается следовать. Более отчетливо в младшем школьном возрасте выступает мотив достижения успеха, иногда – мотив избегания неудачи.
Важным аспектом в психологии ребенка становится его смысловая ориентировка в своих действиях, что связано с боязнью изменения отношения с окружающими.
Развитие личности ребенка в младшем школьном возрасте во многом зависит от школьной успеваемости, оценки взрослыми. Психология школьника в этом возрасте сильно подвержена внешнему влиянию, он эмоционален, подвержен перепадам настроения. Дети переживают свою уникальность, осознают себя личностью, стремятся к совершенству, лидерству, ищут новые групповые формы активности, стараются принадлежать к какой-либо детской общности. А завершается данный возраст умением вполне самостоятельно рассуждать, сопоставлять, делать выводы, анализировать и устанавливать простые закономерности.
Таким образом, младший школьный возраст является ответственным этапом в психологии развития ребенка. Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения способствуют дальнейшему успешному развитию личности школьника, его субъектности и учебной деятельности.
1.2. Начальная школа как фактор формирования личности ребенка
Основу обучения и воспитания подрастающего поколения составляет начальная школа, именно здесь дети учатся читать, писать, считать, слушать, слышать, говорить, сопереживать.
Учебно-воспитательный процесс начальной школы является одним основополагающих составляющих формирования личности младшего школьника.
Огромную роль в данном процессе оказывает личность учителя, ведь именно он является эталоном для младших школьников. Ученики младших классов стараются во всём походить на учителя. Им кажется, что все его поступки носят положительную направленность.
Именно в школе ребёнок проводит основную часть своего времени. Поэтому формирование личности ребёнка младшего школьного возраста происходит в школьном учреждении.
Процесс личностного становления детей младшего школьного возраста непосредственно связан с «развитием волевых качеств, учебной мотивацией, формированием рефлексии»[5].
Формирование личности младшего школьника непосредственно зависит от учебной деятельности, второстепенное значение личностного становления ребёнка оказывают отношения со взрослыми, их образцами и оценками, следование правилам, приобретение научных понятий.
Именно в учебно-воспитательном процессе у ребёнка усваиваются знания, формируются интеллектуальные силы, ориентировка в новом предметном мире, происходит процесс социализации личности ребёнка. Именно в учебной деятельности у ребёнка происходит формирование всех психологических процессов, интеллектуальное развитие школьника.
Успехи детей в учебном процессе самым прямым образом оказывают влияние на становление личности школьника. Это личностное становление вначале происходит в классном коллективе. Дети, получающие положительные оценки, как правило, являются лидерами.
По мнению В.В. Давыдова, Л. Бережной, Л.И. Божович, М.В. Максимова, В.С. Мухиной, Е.Ю. Федоренко и др., сначала у учащихся младших классов внутренняя позиция имеет познавательную и социальную направленность, что в дальнейшем переходит в учебно-познавательные мотивы и более зрелые формы социальных мотивов. В.П. Ильина утверждает, что у учеников 1-го и 2-го класса на совершение волевых действий влияют взрослые, но к 3-му классу дети способны совершать волевые действия руководствуясь собственными мотивами. В практике современной образовательной системы помощь младшему школьнику реализуется через психолого-педагогическую поддержку. Ребёнок младшего школьного возраста приходит в школу и погружается в новую для себя сферу деятельности, реализация которой происходит через решение определённых задач, через реализацию индивидуальной цели психического и личностного развития. Адаптация ребёнка в данной сфере происходит в условиях психолого-педагогической поддержки учителя. Эта поддержка направлена, прежде всего, «на создание благоприятных социально-психологических условий для его успешного обучения, воспитания и психологического развития»[6].
Г.С. Остапенко определяет психолого-педагогическую поддержку как длительный процесс, направленный на всестороннее развитие личности школьника. Данная поддержка младшего школьника создаёт условия для его благоприятного развития.
В современной практике образовательного процесса ученые выделяют различные направления психолого-педагогической поддержки младших школьников:
– воспитательное направление психолого-педагогической поддержки;
– направление поддержки как защиты;
– психолого-педагогическая поддержка школьника как индивидуализация, заключающаяся в перманентной готовности взрослого адекватно отреагировать на запрос ребенка о взаимодействии, утверждение собственной его состоятельности.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что психолого-педагогическая поддержка младшего школьника направлена, прежде всего, на «создание условий для развития младших школьников, складываемых из атмосферы физической и психологической безопасности учащихся, обеспечения их интересов и условий индивидуально-личностного развития».
Таким образом, мы определили, что становление личности младшего школьника происходит, главным образом, в процессе учебной деятельности. Данная деятельность у ребёнка младшего школьного возраста является одной из главных. Именно, при изучение школьных предметов, у школьника развиваются интеллектуальные способности, что способствует развитию его познавательной сферы, совершенствуется волевая сфера деятельности ребёнка. Успеваемость ребёнка по учебным предметам, в первую очередь, способствует его личностному развитию[7].
Школа оказывает помощь в становление личности школьника через психолого-педагогическую поддержку. Последняя нацелена на создание благоприятных социально-психологических условий для его успешного обучения, воспитания и психологического развития.
Становление личности младшего школьника формируется через его нравственное воспитание.
В основе нравственного воспитания лежит нравственное развитие ребёнка с опорой на положительные представления ребёнка о себе.
Младший школьный возраст является преднравственным уровнем развития, когда поступки определяются внешними обстоятельствами, а точки зрения других людей в расчет не принимаются.
При этом реализуется вторая стадия данного уровня- ориентация на поощрение. Суждение о поступке выносится в соответствии с той пользой, которую из него можно извлечь. Для этого возраста характерны конформное, согласное с нормами поведение, направленное на то, чтобы в результате получить поощрение; ожидание ребенком того, что в ответ на его положительные поступки к нему будут относиться так же хорошо.
Рассмотрим некоторые нравственные новообразования младших школьников в соответствии с этапами обучения.
– Ребенок 6-7 лет. «К концу первого года обучения дети имеют определенный опыт взаимоотношений, совместной работы на уроках».
– Ребенок 8-9лет. Второклассниками оценка различных событий, людей, природы осуществляется уже не только по принципу «хороший или плохой для меня», «добрый или злой по отношению ко мне» — «доброе» или «злое» осмысливается по отношению ко всем людям. Однако в 1-м и 2-м классах, по исследованиям Н. М. Трофимовой, мало детей умеют наблюдать за внешними предметами и действиями увидеть отношение человека к деятельности и другим людям.
– Ребенок 8-10лет. Ребенку уже не нужна ежеминутная опека учителя, поэтому возникающие в классном коллективе конфликты дети пытаются разрешить сами. Большую роль в этом играет развитие самоуправления детского коллектива. Но детям свойственно видеть только внешнюю сторону конфликта или то, что задевает их лично, нравственный смысл во многих случаях они не осознают. Часто ребенок знает, как нужно поступать тому или иному герою, а в реальной жизни не уступит и в малом, полагая, что все хорошие качества человека проявляются только в особых случаях и в героических поступках.
Н.В. Лещенко выделяет внутренние (физиологические, психологические), и внешние (педагогические) предпосылки эффективного нравственного воспитания в процессе начального обучения[8].
К внутренним предпосылкам относится сензитивность психики детей данного возраста к нравственному воспитанию, обусловленная повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность нравственных норм; бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим, непосредственностью в поведении; активным формированием гуманистических отношений, побудительным мотивом которых является потребность в положительных поступках; неустойчивостью отрицательных качеств личности, пластичностью нервной системы, восприятием учителя референтной личностью; повышенной конформностью, которая может служить опорой учителю для развития умения ребенка подчинять свои интересы интересам коллектива и т. д.
Педагогическими предпосылками эффективного нравственного воспитания в процессе начального обучения могут:
– значительное расширять круг общения и виды деятельности ребенка, которые воспринимаются им как общественно значимое явление;
– быть более разнообразными по сравнению с дошкольным детством жизненные обстоятельства, в которых ребенок должен сам решать, как надо поступать в том или ином случае, не нарушая предъявленного к нему требования;
– развивать существующие в начальной школе благоприятные условия для успешной установки контактов с родителями школьников;
– благодаря длительному общению с учеником начальных классов в процессе обучения могут позволять учителю наблюдать его в большом числе ситуаций, изучать его индивидуальные особенности, целенаправленно и систематически воздействовать на его развитие;
– развивать эмоциональность младших школьников.
Перечисленные предпосылки начального обучения в школе представляют собой залог нравственной воспитуемости младших школьников. Именно в данном возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного развития детей.
Таким образом, к младшему школьному возрасту каждый ребенок достигает своего «рубежа» нравственного развития; у него «накапливается определенный нравственный опыт, формируются черты индивидуального характера, вырабатываются определенные привычки». Все эти факторы отражаются на процессе нравственного воспитания, которое самым непосредственным образом оказывает влияние на становление личности ребёнка[9]. Начальная школа самым непосредственным образом участвует в личностном становление ребенка. Этот процесс формируется под непосредственным сопровождением учителя, который является для детей образцом во всех начинаниях. Именно в начальной школе формируются зачатки личности ребёнка.
[1] Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., 2011. – С. 47.
[2] Сарыгин Ю.Н. Проблемы первоклассника. 2012 // Электронный ресурс. http://www.kszn.ru /Shkolnoe_obrazovanie /p2_articleid/4562 (дата обращения 05.11.17).
[3] Сарыгин Ю.Н. Проблемы первоклассника. 2012 // Электронный ресурс. http://www.kszn.ru /Shkolnoe_obrazovanie /p2_articleid/4562 (дата обращения 05.11.17).
[4] Сахарова Е.А. Некоторые аспекты влияния соц.-псих. и медико-биол. факторов на выраженность возрастного псих. кризиса 7 лет / Практическая медицина.2014, – №3(8). – С. 13.
[5] Максакова, В Л. Организация воспитания младших школьников: метод, пос. для учителя / В.И. Максакова. – М.: Просвещение, 2013. – С. 77.
[6]Формирование доверительных отношений. // Электронный ресурс, режим доступа: http://nvobrazovanie.ru/M2009/Sem180309(дата обращения 05.11.17).
[7] Битянова, М.Р. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова, Т. Азарова и др. – М.: Генезис, 2013. – С. 127.
[8] Лещенко Н.В. Особенности нравственного развития младших школьников [Текст] / Н.В. Лещенко // Интеграция образования. – 2007. – №3/4. – С. 122.
[9] Приходько, Ю.А. Детская психология: очерки становления и развития: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ю.А. Приходько. – Изд. Второй, доп. – М.: Миллениум, 2014. – С. 71.
1. Общие данные
Фамилия, имя
__________________________________________________
Школа ______________ класс ______________ возраст
______________
Краткий словесный портрет
______________________________________
Состав семьи
___________________________________________________
2. Общая характеристика деятельности
ребенка в школе
Сформированность учебных навыков.
Учебная мотивация.
Сформированность понятия учебной
задачи.
Интеллектуальная активность.
Работоспособность.
3. Особенности развития психических
функций
Общая осведомленность (кругозор).
Память.
Мышление.
Речь.
Произвольность деятельности.
Моторика.
-
Личностные характеристики.
Направленность.
Эмоциональная сфера.
Общительность.
Освоение норм поведения.
2.6. Памятка по составлению психолого-педагогической характеристики младшего школьника
Главная задача при составлении
психолого-педагогической характеристики
младшего школьника – увидеть и понять
индивидуальность ребенка. Большее
количество показателей по различным
методикам не всегда обеспечивает
целостность видения личности. Нельзя
делать выводы только на основе показателей
по психодиагностическим методикам,
необходимо учитывать широкий контекст
развития ребенка. Следует обратить
внимание на специфические особенности
деятельности и поведения ребенка на
уроках и во внеурочной деятельности,
характер взаимоотношений с одноклассниками
и учителем.
Психолого-педагогическая характеристика
составляется как на основе наблюдения
за ребенком в процессе всей практики,
так и на основе использования специальных
психодиагностических методик, вошедших
в комплект экспресс-диагностики.
Пункты |
Содержание и уровни |
Способы выявления |
Общие данные |
||
Краткий |
Описание |
Наблюдение. |
Состав семьи |
Состав семьи |
1. Ознакомительная 2. Анализ |
Общая |
||
Сформированность |
Оформление, |
Анализ |
Учебная |
|
1. Беседа с 2. Изучение школьной (задание |
Сформированность |
|
Изучение |
Интеллектуальная |
|
1. Наблюдение 2. Наблюдение |
Работоспособность |
|
1. Наблюдение 1. Наблюдение |
Особенности развития психических |
||
Общая |
|
Ознакомительная |
Память |
Уровни развития зрительной и речевой |
Изучение кратковременной (задания |
Мышление |
Уровень развития обобщений,
|
Изучение (задания |
Речь |
|
1. Наблюдение 2. Задания |
Произвольность |
|
1. Наблюдение |
Моторика |
Мелкая моторика:
Крупная моторика:
|
1. Наблюдение 2. Задание |
Личностные характеристики |
||
Направленность |
Доминирующие мотивы и цели деятельности, |
Изучение (задание |
Эмоциональная |
Повышенный или пониженный фон Эмоциональная возбудимость. Эмоциональная холодность. Склонность к аффектам в ситуации |
1. Наблюдение 2. Наблюдение |
Общительность |
|
1. Наблюдение |
Освоение |
|
1. Наблюдение |
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Психолого-педагогическая характеристика школьника:
структура и содержание
В психолого-педагогической литературе существует множество различных рекомендаций и схем составления характеристик ученика. У каждой из них есть свои плюсы и минусы.
Проанализировав существующие на сегодняшний день критерии составления характеристик, мы выделили несколько основных требований, которым эти характеристики должны соответствовать.
1. Характеристика ученика должна максимально полно отражать индивидуально-психологические особенности конкретного ребенка, проявляющиеся в его общении, поведении, обучении.
2. Характеристика ученика должна быть легко “читаемой” и понятной для других специалистов, не знакомых с характеризуемым ребенком.
3. Характеристика ученика должна составляться по стандартной схеме, этот процесс не должен быть трудоемким.
4. Структура характеристики должна включать 5 основных блоков:
1) общие сведения о ребенке;
2) особенности познавательной деятельности ребенка;
3) особенности личности ребенка;
4) особенности поведения ребенка;
5) выводы и рекомендации.
Грамотно составленная психолого-педагогическая характеристика ученика помогает воспитателю и педагогу получить представление о личностных качествах ребенка, наладить с ним контакт, выстроить план дальнейшей педагогической и воспитательной работы, создать оптимальные условия для развития школьника.
Шаблон составления характеристики ученика и подробное содержание отдельных разделов, вызывающих наибольшие трудности в описании представлены ниже (см. табл. 1). Дополнительно мы приводим шаблон характеристики класса в целом (ее цели и задачи связаны с определением направлений развивающей профилактической работы с классом).
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ученика (ученицы) ___ класса
(название школы)
Ф.И.О. ребенка __________ дата рождения_______________
РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ
Ф.И.О.
Дата рождения.
Дата поступления в учреждение.
Родственные связи ребенка (родители, братья, сестры, ближайшие родственники).
Сведения о состоянии здоровья (наличие хронических заболеваний, группа здоровья).
РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА
Успеваемость (отличная, хорошая, удовлетворительная).
Школьная мотивация (отношение к школе, наличие интереса и желания учится).
Особенности усвоения отдельных учебных предметов (уровень усвоения программы, трудности в усвоении материала, любимые предметы).
Особенности внимания (концентрация, переключение, устойчивость внимания).
Особенности восприятия и осмысления информации (понимание инструкций к заданиям, понимание содержания картин, рассказов выделение главного в тексте).
Особенности мышления (умение сравнивать предметы, обобщать материал, делать выводы).
Особенности памяти (быстрота и точность запоминания, вид памяти: слуховая, зрительная, моторная).
Особенности речи (словарный запас, полнота и связность речи, дефекты произношения).
Темп деятельности (скорость выполнения заданий, переключения, утомляемость).
Поведение на уроках (понимание и соблюдение школьных норм и правил поведения).
РАЗДЕЛ 3. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Направленность интересов ребенка (учебная, художественно-эстетическая, спортивная или др. виды деятельности).
Отношение к делам, поручениям (нравится ли ученику учиться, что побуждает его к учению, отношение к различным учебным предметам, отношение к успехам и неудачам):
– общественная активность-пассивность;
– трудолюбие-леность;
– ответственность-безответственность;
– организованность–неорганизованность;
– аккуратность;
– стремление к успеху, лидерству;
– решительность;
– настойчивость.
Отношение к людям (взаимоотношения с классным коллективом, учителями, отношение класса к ученику):
– положение ребенка в классе (авторитет в классе, отношение учеников в классе).
– особенности отношений со взрослыми (вежливость, чувство дистанции, открытость, отношение к критике и похвале – самокритичность).
– особенности отношений со сверстниками (общительность, коллективизм, бескорыстие, честность, правдивость, справедливость).
Отношение к себе (самооценка и самоконтроль):
– скромность или, наоборот, рассказывает, хвастается о своих достижениях, достоинствах
– уверенность в себе, т. е. выполняет ли задания, поручения без помощи других или нуждается в одобрении и помощи других
– самоконтроль, эмоциональная уравновешенность.
В заполнении второго и третьего раздела характеристики может помочь таблица 1 “Содержание отдельных разделов психолого-педагогической характеристики ученика”, представленная ниже.
РАЗДЕЛ 4. ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА
Соблюдение социальных норм и правил поведения.
Реакция на неудачи и промахи.
Поведение в конфликтных ситуациях.
Вредные привычки.
Склонность к асоциальным формам поведения (обман, воровство, бродяжничество и др.)
РАЗДЕЛ 5. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Общее впечатление о ребенке.
Выводы (сильные стороны ученика, которые следует развивать и слабые стороны, которые необходимо корректировать).
Рекомендации (направления воспитательной работы с ребенком).
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
___ КЛАССА
(название школы)
Общие сведения о классе (количество детей, возраст, состав класса, состояние здоровья детей).
Формальная структура класса (актив класса).
Цели и задачи класса как коллектива (основные направления воспитательной работы с классом).
Успеваемость и отношение к учебной деятельности (количество отличников, ударников, троечников, любимые предметы и т.п.).
Внеурочная деятельность (интересы детей, вовлеченность в кружковую деятельность, участие в мероприятиях, конкурсах).
Состояние дисциплины в классе (понимание и соблюдение социальных норм и правил поведения).
Взаимоотношения класса с классным руководителем, другими учителями.
Межличностные отношения в классе (неформальная структура класса, роль положительных и отрицательных лидеров класса, психологический климат в классе).
Сплоченность класса (умение коллективно трудиться, ценности учеников класса).
Достижения класса (учебные, спортивные, литературные и т.п.).
Выводы и рекомендации (общее впечатление от класса: сильные, и слабые стороны, направления развивающей и профилактической работы).
Таблица 1
Содержание отдельных разделов психолого-педагогической характеристики ученика
Параметры оценки ребенка |
Возможные варианты развития изучаемых параметров ребенка |
РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА |
|
Внимание |
Всегда легко и быстро сосредотачивает свое внимание на объяснении учителя. Никогда не отвлекается на уроке, ошибок по невнимательности на уроке не делает |
Не всегда внимательно слушает объяснение учителя. Периодически отвлекается, часто делает ошибки из-за невнимательности, но при проверке исправляет их |
|
Слушает достаточно внимательно только в том случае, когда ему интересно. Часто отвлекается. Постоянно делает ошибки из-за невнимательности, при проверке не всегда исправляет их |
|
Как правило, медленно и с трудом сосредоточивает свое внимание на уроке, мало что усваивает из объяснений учителя из-за постоянных отвлечений. Делает много ошибок по невнимательности и не замечает их при проверке |
|
Память |
При заучивании всегда разбирается в структуре и смысле материала. Но и материал, требующий механического заучивания, запоминается им легко |
При заучивании может запомнить лишь то, в чем предварительно разобрался, понял. Материал, требующий механического заучивания, дается с трудом |
|
Материал, требующий механического заучивания, усваивается очень легко, достаточно 1-2 раза посмотреть его |
|
Для запоминания материала многократно механически повторяет его, без разбора и осмысления, делает смысловые ошибки |
|
Мышление |
Быстро схватывает суть материала, всегда в числе первых решает задачи, часто предлагает собственные оригинальные решения. |
Удовлетворительно понимает материал после объяснения учителя, решает задачи в среднем темпе, обычно собственных оригинальных решений не предлагает |
|
В числе последних улавливает суть объяснений преподавателя, отличается медлительным темпом обдумывания и решения задач |
|
Понимает материал только после дополнительных занятий, крайне медленно решает задачи, при решении задач слепо использует известные «шаблоны». |
|
РАЗДЕЛ 3. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА |
|
Отношение к делам, поручениям |
|
Общественная активность |
Активно участвует во всех общественных делах. |
Не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет. |
|
Редко принимает участие в общественных делах. |
|
Трудолюбие |
Любое поручение ребенок выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать ее хорошо. |
Дела по дому и поручения взрослых выполняет. |
|
Часто уклоняется от дел и поручений, выполняет их недобросовестно. |
|
Ответственность |
Всегда хорошо и в назначенные сроки выполняет любое порученное ему дело. |
Часто выполняет в срок порученное ему дело. |
|
Редко доводит до конца порученные ему дела. |
|
Организованность |
Умеет правильно распределить и в срок выполняет свою работу. |
Правильно распределяет и в срок выполняет свою работу только под контролем взрослого. |
|
Не умеет распределять свою работу во времени, тратит время зря. |
|
Аккуратность |
Всегда содержит свои вещи в идеальном порядке. Одет опрятно, подтянут – и за партой, и у доски. Бережет общественное имущество, всегда старается привести его в порядок. |
Содержит в надлежащем порядке собственные и одолженные ему вещи (книги, конспекты). Помогает приводить в порядок общественное имущество (парты, инвентарь и т.п.) скорее по обязанности. |
|
Не проявляет большого стремления к поддержанию порядка вокруг себя. Не заботится о своем внешнем виде. Не бережет общественное имущество. |
|
Стремление к успеху, первенству |
Всегда и во всем стремится быть первым (в учебе, спорте и т. п.), настойчиво этого добивается. |
Стремится в чем-то одном, особенно его интересующем, добиться признания, успеха. |
|
Очень редко стремится к успеху в какой-либо деятельности, легко довольствуется положением «середняка». |
|
Решительность |
Всегда самостоятельно, без колебаний принимает ответственное решение. |
Иногда колеблется перед ответственным решением. |
|
Редко решается принять какое-либо ответственное решение |
|
Не в состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное решение |
|
Настойчивость |
Всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия, не отступает перед трудностями. |
Доводит до конца задуманное, лишь, если трудности его выполнения незначительны или требуют кратковременных усилий. |
|
Редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями. |
|
Столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное. |
|
Отношение к людям |
|
Положение ребенка в классе |
|
Авторитет в классе |
Пользуется безусловным авторитетом практически среди всех одноклассников: его уважают, считаются с его мнением, доверяют ответственные дела |
Пользуется авторитетом только у части одноклассников, у какой-то группировки, только среди мальчиков, или среди девочек и т.п. |
|
В классе авторитетом не пользуется. |
|
Симпатии одноклассников |
Является любимцем класса, ему прощаются отдельные недостатки. |
Пользуется симпатией только у части одноклассников. |
|
В классе его не любят. |
|
Отношения со взрослыми |
|
Вежливость, тактичность |
Всегда проявляет должное уважение к другим людям. |
Иногда бывает невежлив и нетактичен. |
|
Часто бывает слишком резок, затевает ссоры, оскорбляет других, грубит. |
|
Самокритичность |
Адекватно воспринимает критику, прислушивается к советам, старается исправить свои недостатки. |
Часто прислушивается к справедливым замечаниям, старается их учитывать. |
|
Отвергает любую критику. Отказывается признавать свои очевидные промахи, ничего не делает для их исправления |
|
Отношения со сверстниками |
|
Общительность |
Всегда охотно и с удовольствием вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими. |
Общается с ограниченным кругом людей. |
|
Предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха. Замкнут, необщителен. |
|
Коллективизм |
Всегда помогает товарищам в трудной работе и в тяжелые минуты жизни. |
Как правило, помогает товарищам, когда его просят. |
|
Очень редко помогает товарищам: если его попросят, может отказать в помощи. |
|
Бескорыстие |
В своих поступках всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей, а не собственной выгодой. |
Почти всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей. |
|
В своих поступках руководствуется собственной выгодой, а пользой дела. |
|
Честность, правдивость |
Всегда правдив по отношению к учителям и воспитателям, товарищам. Говорит правду даже тогда, когда это ему «невыгодно». |
Редко обманывает, почти всегда правдив по отношению к другим людям |
|
Часто говорит неправду ради собственной выгоды |
|
Справедливость |
Активно борется с тем, что считает несправедливым. |
Редко выступает против того, что считает несправедливым. |
|
Совершенно равнодушен к проявлениям несправедливости. |
|
Отношение к себе |
|
Скромность |
Никогда не выставляет напоказ своих достоинств, заслуг. |
Иногда, рассказывает о своих действительных достижениях и достоинствах. |
|
Часто хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными достоинствами или еще не сделанными делами |
|
Уверенность в себе |
Очень уверен в себе. Редко советуется с другими, не ищет помощи даже тогда, когда это следовало бы сделать. |
Уверен в себе. Все задания выполняет без помощи других. Обращается за помощью только в случае необходимости. |
|
Часто при выполнении заданий, поручений просит помощи, поддержки других, даже если сам может справиться. |
|
Самоконтроль |
Всегда умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления. |
Как правило, умеет справиться со своими эмоциями. Случаи противоположного характера единичны. |
|
Часто не может подавить нежелательные эмоции. Плохо владеет своими чувствами, легко выходит из себя. |