Способствуйте снижению социальной враждебности, выражающейся в асоциальном поведении, путём проведения индивидуальных и групповых занятий на соответствующие темы.
Поддерживайте сформированные положительные взаимоотношения Максима со своими младшими братьями и сестрой.
Будьте последовательны в санкциях к подростку, наказывайте за конкретные поступки, объясняя причину и характер санкций.
Способствуйте снижению психоэмоционально напряжения путём включения в коллективную деятельность, в том числе групповые спортивные игры, групповые познавательные настольные игры.
Демонстрируйте модель неагрессивного поведения. Контролируйте собственные негативные эмоции. Давайте возможность ребёнку высказаться, проясняйте ситуацию с помощью наводящих вопросов, признавайте чувства ребёнка.
Проявляйте своё негативное отношение к воровству. Объясняете Максиму, что если он будет очередной раз уличен в краже либо совершении какого-либо другого противоправного деяния, то это повлечёт за собой расследование и привлечение его к ответственности.
Не оставляйте личные вещи без присмотра, не соблазняйте данным поведением ребёнка.
Помогайте Максиму осваивать конструктивные способы преодоления препятствий, разрешения проблем; покажите, что есть более эффективные и безопасные для всех способы, чем воровство и враждебность.
Отрабатывайте навык реагирования в конфликтных ситуациях. Возможность направить в социально-приемлимое русло собственные негативные эмоции. Обучайте Максима адекватным способам выражения гнева, а также ответственному отношению за своё поведение.
Улучшайте отношение к общественному мнению, способствуйте повышению авторитета взрослых путём личного примера.
Используйте имеющиеся лидерские качества в социально-приемлимом неформальном управлении на группе, давайте поручения и возможность руководить бытовыми процессами среди сверстников на группе. Способствуйте развитию саморегуляции и ответственного поведения.
Проблема |
Р.учителям |
Р.родителям |
Р.ученику |
Заниженная самооценка Сверхчувствительное отношение к неудачам Повышенная тревожность |
Создавать ситуацию успеха на уроке посредством выполнения учеником посильных для него заданий Публично выделять достижения ученика, чтобы ребенок старался раскрываться Поощрять за старание, даже если результат выполнения работы на невысоком уровне путем высказываний «Молодец», «Умница», «Старание налицо» Избегать публичной критики Корректно указывать на ошибки, желательно в беседе один на один.При невысокой оценке указывать на конкретные пробелы Подсказывать стратегию общения с другими учителями, одноклассниками Относиться мягко, не обсуждать и не осуждать способности ученика Не требовать немедленного включения в деятельность |
Обратить внимание на психологический климат семьи Уделять больше времени совместной деятельности с ребенком, поддерживать в его начинаниях Создавать ситуацию успеха во внеучебных видах деятельности (бытовой, творческой, спортивной и т.п.), ориентируясь на способности и возможности ребенка Давать посильные ответственные поручения, подкрепляя похвалой и не рассчитывая на идеальное выполнение. Оценивать не результат, а активность, старание Включать в процесс обсуждения и принятия семейно-бытовых решений, повышая значимость мнения ребенка Снизить уровень требовательности, ценность школьных отметок, уделяя внимание знанию и пониманию Не пугать грядущими проблемами, не рисовать картинки с негативным разрешением ситуации, подбадривать и убеждать в позитивном исходе любой проблемной ситуации Снижать значимость травмирующих событий (критика учителя, невнимание одноклассниц) Научиться справляться со своим раздражением на ребенка или окружающих, общаться более спокойно Хвалить и одобрять за конкретные поступки, действия Предоставлять свободный режим, поощрять для активизации инициативы Находить позитивные моменты в негативных ситуациях Учить воспринимать промахи как руководство к самоизменению, а не как неудачи. Разрешать ребенку ошибаться Не торопить естественное развитие интеллектуальных способностей |
Хвалить себя за малейшие достижения. Можно завести «Дневник достижений» Престать критиковать себя по пустяковым поводам Позволять себе ошибаться, ведь на ошибках учатся Ставить перед собой достижимые цели, поэтапно приближаясь к ней Записаться в театральный кружок, творческую студию, в которой можно будет перевоплощаться Посещать подростковые клубы Оказывать помощь слабоуспевающим Стремиться проявлять инициативу, выступать с предложениями Воспринимать неудачу как очередной урок, стимул к развитию |
Низкий групповой статус, замкнутость |
Включать в общественные внутриклассовые мероприятия Включать ученика в подгруппы для выполнения самостоятельных групповых домашних проектов Развивать постепенно лидерские качества, поощряя активность, веря в ученика Показывать публично свое доверие ученику |
Развивать постепенно лидерские качества Предоставлять самостоятельность Включать в обсуждение множества вопросов дома, принимая в расчет мнение ребенка, повышая его статус Приглашать в гости семьи с детьми |
Согласно интересам заниматься в социально-актуальных секциях, кружках, активно проявляя себя во внешкольном коллективе Интересоваться деятельностью классного коллектива, его интересами Самому доброжелательно относиться к классу |
Неадекватно завышенная самооценка |
Объективно оценивать возможности и способности ученика, приводить в пример других учеников Ставить заслуженные оценки Включить в группу для выполнения проекта, хвалить всех участников Включить в группу более способных учеников Не допускать вседозволенности Не выделять часто в классе Строго относиться Конструктивная критика |
Не следует перехваливать ребенка. Перестать восторгаться по малейшему поводу. Заменить воспитательную установку «Ты-лучше других» на «нет людей лучше или хуже, все мы разные и все достойны уважения». Объяснять, что подобная точка зрения характерна для настоящих лидеров, уверенных в себе людей Указывать на ошибки, недостатки поведения, пробелы в способностях Создавать ситуации, в которых приходилось бы отказываться от своих поверхностных потребностей, отказываться от желаемого в пользу других Давать задания сделать приятное кому-то из близких, но инкогнито. |
Учиться ставить себя на место других Начать заботиться о ком-либо Критично подходить к своим поступкам Находить общие интересы с одноклассниками, самому идти им навстречу Реалистично оценивать свои силы Меньше хвастаться Помогать в выполнении малоприятных работ (уборка территории, мусора) |
Внимание Слабая концентрация Отвлечения Легкость выполнения заданий + отвлекаемость |
Применять приемы активизации внимания на уроке, руководить процессом управления внимания класса посредством грамотно построенного урока Задавать вопросы, требующие размышления, давать индивидуальные интересные задания, к концу урока составлять опорный конспект Давать установки: «Здесь стоит быть особенно внимательным», «Пока я считаю до 5, настраиваемся слушать, понимать, запоминать», а также «Обратите внимание», «Обведите в рамку, поставьте рядом с абзацем «!,?» и т.п. Давать отдельные короткие задания, постепенно увеличивая сложность и время выполнения Учитывать тип темперамента и модальность восприятия информации (аудиальный, визуальный, кинестетический) Индивидуальные усложненные задания для проявления своей сообразительности. Задания должны быть в меру сложными и выполнимыми Предложить составить опорную схему урока, параграфа |
При выполнении д/з устранять отвлекающие факторы – телевизор, радио, компьютер и т.п. Возможно, тихая мелодичная музыка Устанавливать сроки для работы Совместно с ребенком играть в развивающие игры, шахматы, головоломки Обратить внимание на развитые способности ребенка, приобщать к достижению серьезных целей в учебе, спорте |
На уроке задавать вопросы учителю по теме занятия, принимать активное участие на уроке Выполнять интересные упражнения для развития внимательности Выделять в окружающих явлениях, предметах детали Ставить для себя цель и сроки перед выполнением задания При выполнении домашних заданий учитывать время переключения внимания и подстраиваться под свой мозговой ритм (30 минут работы-5-7 перерыв) |
Неграмо-тность Небогатый словарный запас |
Давать возможность высказаться, выражать свои мысли, помогать подбирать слова Помогать довыразить мысль, чтобы не терялась нить ответа Предлагать интересную для чтения литературу, пользуясь педагогическим авторитетом воспитанников |
Приобщать к чтению познавательной, художественной литературы. При отсутствии мотивации «рекламировать» произведения, книги, ориентируясь на интересы ребенка Показывать на примерах плюсы развитой, грамотной речи Приводить комичные примеры неграмотности из литературы, анекдотов Стимулировать речевую активность Употреблять в речи синонимы общеупотребительных слов, объясняя их значение Играть в развивающие речь игры Помогать в работе с текстами, учить выделять главное Возможно обращение к репетитору по русскому языку и культуре речи |
Описывать в дневнике свой день, подробно, как будто пишешь увлекательный рассказ Учить стихотворения и поэмы Читать познавательную и художественную литературу Читать тексты вслух, проговаривая слова, пересказывать их Обращаться к энциклопедиям и словарям за помощью |
Податливость чужому мнению |
Практиковать диалогический стиль взаимодействия с классом Относиться с уважением к мнению ученика Создавать ситуации для собственного выбора и выражения мнения |
Проводить больше времени с ребенком, интересоваться его потребностями, отношениями с друзьями Давать проявлять свое мнение, не диктуя своего Воспитывать лидерские качества Подталкивать и поощрять за проявление инициативы, самостоятельности Создавать ситуации для самостоятельного решения и выбора Говорить об опасности следования чужому мнению, желанию угождать и отказу от своей позиции Выявить способности ребенка и помочь обнаружить хобби Увлечь глобальной идеей, распланировать предстоящую работу, фиксировать сроки Не допускать слепой веры в чей-либо авторитет |
Не поддаваться на провокации, позволяя манипулировать собой Чаще спрашивать себя «Действительно ли я с этим согласен?», «Чего Я хочу на самом деле», «Почему я позволяю другим людям руководить моими мыслями и действиями?» Следовать собственным интересам, не боясь быть отвергнутым друзьями, т.к. появятся, которые будут уважать твое мнение, если ты сам уважаешь свои потребности |
Недисципли-нирован- ность |
Разработать правила поведения в классе Приобщить хулигана следить за их выполнением, фиксировать нарушения Предлагать дополнительные задания, н-р, составить опорную схему урока, параграфа Направлять эмоциональность, демонстративность в творческом направлении Поискать причину в методе преподавания, возможно ученику скучно на этих уроках |
Поощрение хорошего поведения на уроке Наказания за систематические нарушения дисциплины |
Стремиться находить для себя познавательную выгоду в занятии |
Неорганизо-ванность |
Управлять вниманием на уроке Предлагать план занятия При поручении составлять совместный поэтапный план, со средствами его реализации Ставить сроки для и выполнения заданиям Контролировать выполнение, давая конструктивную оценку результата |
Приучать к планированию времени Следить за распорядком дня ребенка Периодически вести хронометраж распределения времени, помогать упорядочивать его Следить за объемом и посильностью нагрузки ребенка в школе, секциях, студиях Обсуждать минусы и последствия неорганизованности на доступных примерах Предлагать художественные произведения, в которых описываются организованные люди, например, великие полководцы Суворов, Кутузов, Наполеон |
Ставить перед собой достижимые цели и намечать средства их реализации Составлять список посильных дел на день, разбивать дела на этапы Обдумывать последствия своих действий |
Сложности в запоминании информации |
Обратить внимание на ведущий тип запоминания информации Рекомендовать разбивать на смысловые части, пересказывать своими словами |
Помогать упражнения, развивающие память |
Упражнения для развития памяти Практиковать мнемотехнические методы запоминания Материал разбить на смысловые части, составить план, запомнить опорные слова, пересказать текст своими словами Придавать запоминаемому материалу эмоциональную окраску |
Резкость и грубость в общении Вспыльчи-вость |
Не отвечать агрессией на грубость Конструктивная критика резкости по типу здесь и сейчас Постараться вывить причину грубости, что он хочет этим показать (возможно не умеет выражать чувства конструктивно) Конструктивно, один на один, призывать контролировать свои эмоции. Спросить, как бы он себя чувствовал, если окружающие бы «выливали» на него свое недовольство или плохое настроение В индивидуальной беседе указать на минусы этого качества Провести беседу или тренинговое занятие с психологом «Бесконфликтное общение» Рассмотреть с психологом приемы саморегуляции Рекомендовать просмотр фильма «Управление гневом» Возможны занятия с подростковым психологом |
Оценить свое поведение. Допускаете ли Вы сами грубость и резкость в общении с ребенком? Самим учиться конструктивно выражать свои эмоции Разобраться в причинах грубости. Возможно, она кроется в протесте, обиде, желании обратить на себя внимание Поговорить с ребенком как со взрослым, помочь ему разобраться в своих чувствах. Говорить о чувствах других людей, по отношению к которым ребенок ведет себя грубо Спросить, что он чувствует при подобном отношении Красочно описать последствия грубости-окружающие отвернутся, будут негативно отзываться, перестанут воспринимать как нормального человека Спросить у него совета, как следует себя вести с резким в общении сослуживцем Выражать свою любовь и оказывать поддержку ребенку Объяснить, что в порыве гнева можно сильно ранить чувства другого человека и самому потом испытывать за это чувство вины Показать на примерах, что гораздо выгоднее быть добродушным и спокойным, что с такими людьми приятнее общаться, что их уважают окружающие Показать личным примером, что любую конфликтную ситуацию можно решить мирным путем |
Прежде чем что-либо сказать грубое, представить себя на месте этого человека Позитивно относиться к окружающим Учиться прощать людям недостатки поведения, характера Учиться регулировать свое состояние Проявлять больше терпимости и сдержанности Обсуждать с близкими людьми жизненные ситуации, школьные проблемы Отслеживать проявления вспыльчивости и наблюдать в этот момент за своими чувствами Направлять негативные эмоции в другую деятельность-зарядка, уборка Стремиться сначала обдумать последствия проявления агрессии перед тем как что-либо обидное сказать и сделать |
Несамостоятельность |
Давать задания, поручения для самостоятельного выполнения, сначала легкие, постепенно повышая уровень сложности и ответственности |
Стимулировать активность ребенка Видеть в подростке взрослого человека Снизить до разумных пределов контроль |
Проявлять инициативу Ставить интересные цели и стремиться их постепенно достигать без помощи взрослых |
Пассивность |
Заинтересовать в выполнении заданий, применять групповые методы обучения, включая его в группу успевающих учеников, чтобы он ощутил успех в группе и возможно перенес и индивидуальный план действий |
Наблюдать за способностями и стимулировать их |
Быть инициативным на уроках, чтобы заработать авторитет |
Неформальный лидер |
Не давать диктовать свои условия одноклассникам Спрашивать не только мнение ученика, но и класс, давая другим выразить свое |
Прислушиваться к чужому мнению Учиться слушать и уважать мнение другого |
|
Безответствен- ность |
Давать поручения, от которых будет зависеть деятельность класса При систематическом невыполнении заданий, временно отказать во внимании |
Показывать образец ответственности на своем примере Подбирать мотивационные стимулы для следования обещаниям, согласно особенностям ребенка Давать почувствовать дискомфорт от нарушения обещаний, невнимательного отношения родителей к его просьбам Подарить домашнее животное, чтобы он заботился о нем Показывать значимость мнения ребенка в семье для повышения его самооценки, таким образом, показывая свое доверие и уверенность в выполнении обязательств |
Участвовать в общественных делах класса, школы Добросовестно относиться к порученным делам Выбирать для выполнения только достижимые задания |
Приоритет зубрежки |
Предлагать задания в форме, где «зубрежка» будет исключена из средств выполнения, например, задания для развития мышления. привлечения ранее полученных знаний, конкретного применения на практике Научить ребят различным способам запоминания информации |
Следить за способом подготовки домашних заданий Показывать непродуктивность зубрежки, предлагая другие формы запоминания информации |
Не ограничиваться только чтением учебника, не стараться дословно заучивать материал Практиковать пересказ Освоить и практиковать смысловые способы запоминания информации или ассоциативные |
Стремление угодить учителю |
Выявить мотивы такого поведения Не поощрять подобных действий ребенка Не выделять из классного коллектива без заслуженного повода Сказать, что вы его цените и принимаете таким, какой есть. «Ты можешь мне помогать, если есть искренняя потребность, я ценю помощь, но на оценки это не влияет» |
Одобрять и хвалить ребенка, отмечая ценность его достижений Выражать свою поддержку и любовь Принимать его таким, какой он есть, почаще говорить об этом, чтобы желание заслуживать любовь окружающих ослабевало Перестать подавать подобный пример самим Снизить ценность отметок Беседовать о целях ребенка, его планах, школьных делах, обсуждая продуктивные стратегии достижения цели вместо стремления угождать |
Разобраться в себе, ответить на вопрос «Почему я стремлюсь угождать учителю», «Есть ли другие способы достижения своих целей?» |
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
Проблема |
Рекомендации педагогам |
Рекомендации родителям |
Рекомендации ребёнку |
Заниженная самооценка Сверхчувствительное отношение к неудачам Повышенная тревожность |
Создавать ситуацию успеха на уроке посредством выполнения учеником посильных для него заданий Публично выделять достижения ученика, чтобы ребенок старался раскрываться Поощрять за старание, даже если результат выполнения работы на невысоком уровне путем высказываний «Молодец», «Умница», «Старание налицо» Избегать публичной критики Корректно указывать на ошибки, желательно в беседе один на один.При невысокой оценке указывать на конкретные пробелы Подсказывать стратегию общения с другими учителями, одноклассниками Относиться мягко, не обсуждать и не осуждать способности ученика Не требовать немедленного включения в деятельность |
Обратить внимание на психологический климат семьи Уделять больше времени совместной деятельности с ребенком, поддерживать в его начинаниях Создавать ситуацию успеха во внеучебных видах деятельности (бытовой, творческой, спортивной и т.п.), ориентируясь на способности и возможности ребенка Давать посильные ответственные поручения, подкрепляя похвалой и не рассчитывая на идеальное выполнение. Оценивать не результат, а активность, старание Включать в процесс обсуждения и принятия семейно-бытовых решений, повышая значимость мнения ребенка Снизить уровень требовательности, ценность школьных отметок, уделяя внимание знанию и пониманию Не пугать грядущими проблемами, не рисовать картинки с негативным разрешением ситуации, подбадривать и убеждать в позитивном исходе любой проблемной ситуации Снижать значимость травмирующих событий (критика учителя, невнимание одноклассниц) Научиться справляться со своим раздражением на ребенка или окружающих, общаться более спокойно Хвалить и одобрять за конкретные поступки, действия Предоставлять свободный режим, поощрять для активизации инициативы Находить позитивные моменты в негативных ситуациях Учить воспринимать промахи как руководство к самоизменению, а не как неудачи. Разрешать ребенку ошибаться Не торопить естественное развитие интеллектуальных Способностей |
Хвалить себя за малейшие достижения. Можно завести «Дневник достижений» Престать критиковать себя по пустяковым поводам Позволять себе ошибаться, ведь на ошибках учатся Ставить перед собой достижимые цели, поэтапно приближаясь к ней Записаться в театральный кружок, творческую студию, в которой можно будет перевоплощаться Посещать подростковые клубы Оказывать помощь слабоуспевающим Стремиться проявлять инициативу, выступать с предложениями Воспринимать неудачу как очередной урок, стимул к развитию |
Низкий групповой статус, замкнутость |
Включать в общественные внутриклассовые мероприятия Включать ученика в подгруппы для выполнения самостоятельных групповых домашних проектов Развивать постепенно лидерские качества, поощряя активность, веря в ученика Показывать публично свое доверие ученику |
Развивать постепенно лидерские качества Предоставлять самостоятельность Включать в обсуждение множества вопросов дома, принимая в расчет мнение ребенка, повышая его статус Приглашать в гости семьи с детьми |
Согласно интересам заниматься в социально-актуальных секциях, кружках, активно проявляя себя во внешкольном коллективе Интересоваться деятельностью классного коллектива, его интересами Самому доброжелательно относиться к классу |
Неадекватно завышенная самооценка |
Объективно оценивать возможности и способности ученика, приводить в пример других учеников Ставить заслуженные оценки Включить в группу для выполнения проекта, хвалить всех участников Включить в группу более способных учеников Не допускать вседозволенности Не выделять часто в классе Строго относиться Конструктивная критика |
Не следует перехваливать ребенка. Перестать восторгаться по малейшему поводу. Заменить воспитательную установку «Ты-лучше других» на «нет людей лучше или хуже, все мы разные и все достойны уважения». Объяснять, что подобная точка зрения характерна для настоящих лидеров, уверенных в себе людей Указывать на ошибки, недостатки поведения, пробелы в способностях Создавать ситуации, в которых приходилось бы отказываться от своих поверхностных потребностей, отказываться от желаемого в пользу других Давать задания сделать приятное кому-то из близких, но инкогнито. |
Учиться ставить себя на место других Начать заботиться о ком-либо Критично подходить к своим поступкам Находить общие интересы с одноклассниками, самому идти им навстречу Реалистично оценивать свои силы Меньше хвастаться Помогать в выполнении малоприятных работ (уборка территории, мусора) |
Неграмо-тность Небогатый словарный запас |
Давать возможность высказаться, выражать свои мысли, помогать подбирать слова Помогать довыразить мысль, чтобы не терялась нить ответа Предлагать интересную для чтения литературу, пользуясь педагогическим авторитетом воспитанников |
Приобщать к чтению познавательной, художественной литературы. При отсутствии мотивации «рекламировать» произведения, книги, ориентируясь на интересы ребенка Показывать на примерах плюсы развитой, грамотной речи Приводить комичные примеры неграмотности из литературы, анекдотов Стимулировать речевую активность Употреблять в речи синонимы общеупотребительных слов, объясняя их значение Играть в развивающие речь игры Помогать в работе с текстами, учить выделять главное Возможно обращение к репетитору . |
Описывать в дневнике свой день, подробно, как будто пишешь увлекательный рассказ Учить стихотворения и поэмы Читать познавательную и художественную литературу Читать тексты вслух, проговаривая слова, пересказывать их Обращаться к энциклопедиям и словарям за помощью |
Внимание Слабая концентрация Отвлечения Легкость выполнения заданий + отвлекаемость |
Применять приемы активизации внимания на уроке, руководить процессом управления внимания класса посредством грамотно построенного урока Задавать вопросы, требующие размышления, давать индивидуальные интересные задания, к концу урока составлять опорный конспект Давать установки: «Здесь стоит быть особенно внимательным», «Пока я считаю до 5, настраиваемся слушать, понимать, запоминать», а также «Обратите внимание», «Обведите в рамку, поставьте рядом с абзацем «!,?» и т.п. Давать отдельные короткие задания, постепенно увеличивая сложность и время выполнения Учитывать тип темперамента и модальность восприятия информации (аудиальный, визуальный, кинестетический) Индивидуальные усложненные задания для проявления своей сообразительности. Задания должны быть в меру сложными и выполнимыми Предложить составить опорную схему урока, параграфа |
При выполнении д/з устранять отвлекающие факторы – телевизор, радио, компьютер и т.п. Возможно, тихая мелодичная музыка Устанавливать сроки для работы Совместно с ребенком играть в развивающие игры, шахматы, головоломки Обратить внимание на развитые способности ребенка, приобщать к достижению серьезных целей в учебе, спорте |
На уроке задавать вопросы учителю по теме занятия, принимать активное участие на уроке Выполнять интересные упражнения для развития внимательности Выделять в окружающих явлениях, предметах детали Ставить для себя цель и сроки перед выполнением задания При выполнении домашних заданий учитывать время переключения внимания и подстраиваться под свой мозговой ритм (30 минут работы-5-7 перерыв) |
Податливость чужому мнению |
Практиковать диалогический стиль взаимодействия с классом Относиться с уважением к мнению ученика Создавать ситуации для собственного выбора и выражения мнения |
Проводить больше времени с ребенком, интересоваться его потребностями, отношениями с друзьями Давать проявлять свое мнение, не диктуя своего Воспитывать лидерские качества Подталкивать и поощрять за проявление инициативы, самостоятельности Создавать ситуации для самостоятельного решения и выбора Говорить об опасности следования чужому мнению, желанию угождать и отказу от своей позиции Выявить способности ребенка и помочь обнаружить хобби Увлечь глобальной идеей, распланировать предстоящую работу, фиксировать сроки Не допускать слепой веры в чей-либо авторитет |
Не поддаваться на провокации, позволяя манипулировать собой Чаще спрашивать себя «Действительно ли я с этим согласен?», «Чего Я хочу на самом деле», «Почему я позволяю другим людям руководить моими мыслями и действиями?» Следовать собственным интересам, не боясь быть отвергнутым друзьями, т.к. появятся, которые будут уважать твое мнение, если ты сам уважаешь свои потребности |
Недисципли-нированность |
Разработать правила поведения в классе Приобщить хулигана следить за их выполнением, фиксировать нарушения Предлагать дополнительные задания, н-р, составить опорную схему урока, параграфа Направлять эмоциональность, демонстративность в творческом направлении Поискать причину в методе преподавания, возможно ученику скучно на этих уроках |
Поощрение хорошего поведения на уроке Наказания за систематические нарушения дисциплины |
Стремиться находить для себя познавательную выгоду в занятии |
Неорганизо-ванность |
Управлять вниманием на уроке Предлагать план занятия При поручении составлять совместный поэтапный план, со средствами его реализации Ставить сроки для и выполнения заданиям Контролировать выполнение, давая конструктивную оценку результата |
Приучать к планированию времени Следить за распорядком дня ребенка Периодически вести хронометраж распределения времени, помогать упорядочивать его Следить за объемом и посильностью нагрузки ребенка в школе, секциях, студиях Обсуждать минусы и последствия неорганизованности на доступных примерах Предлагать художественные произведения, в которых описываются организованные люди, например, великие полководцы Суворов, Кутузов, Наполеон |
Ставить перед собой достижимые цели и намечать средства их реализации Составлять список посильных дел на день, разбивать дела на этапы Обдумывать последствия своих действий |
Сложности в запоминании информации |
Обратить внимание на ведущий тип запоминания информации Рекомендовать разбивать на смысловые части, пересказывать своими словами |
Помогать упражнения, развивающие память |
Упражнения для развития памяти Практиковать мнемотехнические методы запоминания Материал разбить на смысловые части, составить план, запомнить опорные слова, пересказать текст своими словами Придавать запоминаемому материалу эмоциональную окраску |
Резкость и грубость в общении Вспыльчи-вость |
Не отвечать агрессией на грубость Конструктивная критика резкости по типу здесь и сейчас Постараться вывить причину грубости, что он хочет этим показать (возможно не умеет выражать чувства конструктивно) Конструктивно, один на один, призывать контролировать свои эмоции. Спросить, как бы он себя чувствовал, если окружающие бы «выливали» на него свое недовольство или плохое настроение В индивидуальной беседе указать на минусы этого качества Провести беседу или тренинговое занятие с психологом «Бесконфликтное общение» Рассмотреть с психологом приемы саморегуляции Рекомендовать просмотр фильма «Управление гневом» Возможны занятия с подростковым психологом |
Оценить свое поведение. Допускаете ли Вы сами грубость и резкость в общении с ребенком? Самим учиться конструктивно выражать свои эмоции Разобраться в причинах грубости. Возможно, она кроется в протесте, обиде, желании обратить на себя внимание Поговорить с ребенком как со взрослым, помочь ему разобраться в своих чувствах. Говорить о чувствах других людей, по отношению к которым ребенок ведет себя грубо Спросить, что он чувствует при подобном отношении Красочно описать последствия грубости-окружающие отвернутся, будут негативно отзываться, перестанут воспринимать как нормального человека Спросить у него совета, как следует себя вести с резким в общении сослуживцем Выражать свою любовь и оказывать поддержку ребенку Объяснить, что в порыве гнева можно сильно ранить чувства другого человека и самому потом испытывать за это чувство вины Показать на примерах, что гораздо выгоднее быть добродушным и спокойным, что с такими людьми приятнее общаться, что их уважают окружающие Показать личным примером, что любую конфликтную ситуацию можно решить мирным путем |
Прежде чем что-либо сказать грубое, представить себя на месте этого человека Позитивно относиться к окружающим Учиться прощать людям недостатки поведения, характера Учиться регулировать свое состояние Проявлять больше терпимости и сдержанности Обсуждать с близкими людьми жизненные ситуации, школьные проблемы Отслеживать проявления вспыльчивости и наблюдать в этот момент за своими чувствами Направлять негативные эмоции в другую деятельность-зарядка, уборка Стремиться сначала обдумать последствия проявления агрессии перед тем как что-либо обидное сказать и сделать |
Несамостоя-тельность |
Давать задания, поручения для самостоятельного выполнения, сначала легкие, постепенно повышая уровень сложности и ответственности |
Стимулировать активность ребенка Видеть в подростке взрослого человека Снизить до разумных пределов контроль |
Проявлять инициативу Ставить интересные цели и стремиться их постепенно достигать без помощи взрослых |
Пассивность |
Заинтересовать в выполнении заданий, применять групповые методы обучения, включая его в группу успевающих учеников, чтобы он ощутил успех в группе и возможно перенес и индивидуальный план действий |
Наблюдать за способностями и стимулировать их |
Быть инициативным на уроках, чтобы заработать авторитет |
Неформаль-ный лидер |
Не давать диктовать свои условия одноклассникам Спрашивать не только мнение ученика, но и класс, давая другим выразить свое |
Прислушиваться к чужому мнению Учиться слушать и уважать мнение другого |
|
Безответствен- ность |
Давать поручения, от которых будет зависеть деятельность класса При систематическом невыполнении заданий, временно отказать во внимании |
Показывать образец ответственности на своем примере Подбирать мотивационные стимулы для следования обещаниям, согласно особенностям ребенка Давать почувствовать дискомфорт от нарушения обещаний, невнимательного отношения родителей к его просьбам Подарить домашнее животное, чтобы он заботился о нем Показывать значимость мнения ребенка в семье для повышения его самооценки, таким образом, показывая свое доверие и уверенность в выполнении обязательств |
Участвовать в общественных делах класса, школы Добросовестно относиться к порученным делам Выбирать для выполнения только достижимые задания |
Приоритет зубрежки |
Предлагать задания в форме, где «зубрежка» будет исключена из средств выполнения, например, задания для развития мышления. привлечения ранее полученных знаний, конкретного применения на практике Научить ребят различным способам запоминания информации |
Следить за способом подготовки домашних заданий Показывать непродуктивность зубрежки, предлагая другие формы запоминания информации |
Не ограничиваться только чтением учебника, не стараться дословно заучивать материал Практиковать пересказ Освоить и практиковать смысловые способы запоминания информации или ассоциативные |
Стремление угодить педагогу |
Выявить мотивы такого поведения Не поощрять подобных действий ребенка Не выделять из классного коллектива без заслуженного повода Сказать, что вы его цените и принимаете таким, какой есть. «Ты можешь мне помогать, если есть искренняя потребность, я ценю помощь, но на оценки это не влияет» |
Одобрять и хвалить ребенка, отмечая ценность его достижений Выражать свою поддержку и любовь Принимать его таким, какой он есть, почаще говорить об этом, чтобы желание заслуживать любовь окружающих ослабевало Перестать подавать подобный пример самим Снизить ценность отметок Беседовать о целях ребенка, его планах, школьных делах, обсуждая продуктивные стратегии достижения цели вместо стремления угождать |
Разобраться в себе, ответить на вопрос «Почему я стремлюсь угождать учителю», «Есть ли другие способы достижения своих целей?» |
Поле анализа
психодиагностической информации
следует этап – разработка рекомендаций,
программы психокоррекционной работы
с детьми, составление долговременного
(или иного) плана
развития способностей или других
психологических образований.
Практическую
психодиагностику следует рассматривать
в неразрывном единстве с задачами
психического и личностного развития
ребенка или коррекции этого развития.
Д. Б. Эльконин
считал, что в
отношении всех детей, как отстающих в
развитии, так и опережающих своих
сверстников, стоит вопрос о своевременной
диагностике для предупреждения возможных
отрицательных последствий в развитии
личности, своевременной педагогической
коррекции.
Программы коррекции
и развития обычно включают психологическую
и педагогическую
части.
Психологическая часть
развития и коррекции планируется и
осуществляется психологом.
Педагогическая часть
составляется на основе психологических
рекомендаций совместно психологом и
воспитателем, учителем, классным
руководителем, директором образовательного
учреждения, родителями — в зависимости
от того, кто будет работать с ребенком,
и выполняется педагогами и родителями
с помощью и под постоянным наблюдением
практического психолога.
Рекомендации, даваемые
психологом педагогам, родителям, детям,
Должны быть конкретными и понятными
тем, кому они предназначены. С.
Выготский совершенно
справедливо предупреждал: «Такие
стереотипные формулы педагогических
назначений, как индивидуальный подход
или вовлечение в коллектив, решительно
ничего не говорят педагогу, ибо,
во-первых, они не указывают, каким
способом это осуществить, а во-вторых,
не говорят ничего о том, какое конкретное
содержание должно быть вложено в
индивидуальный подход Или вовлечение
в коллектив. Педагогическое назначение,
если оно хочет быть выведенным из
научного исследования и само составлять
его наиважнейшую практическую часть,
которая одна только и может доказать
истинность исследования в целом, должно
быть конкретным содержательным, давать
совершенно определенные, четкие, ясные
указания относительно мероприятий,
применяемых к ребенку, и явлений, которые
должны быть устранены у ребенка этими
мероприятиями».
Работа психолога по
глубокому изучению психического и
личностного развития ребенка
осуществляется в разных формах:
психологической консультации, беседы
(одноразовой, многоразовой — в зависимости
от обстоятельств), психологического
обследования (постановка психологического
диагноза), более или менее продолжительных
наблюдений за детьми в разнообразных
ситуациях. При этом всегда преследуется
одна цель — на основе полученных фактов
дать конкретную рекомендацию. Словами
К. Роджерса
можно сказать, что
работа практического психолога
направлена на изучение психических
феноменов в реальных жизненных ситуациях
и в неэкспериментальных формах.
Содержание и адресат
рекомендаций зависят от сложности
вопроса и области его разрешения.
Психолог всегда несет полную
ответственность за осуществление
рекомендации и конечный результат. Еще
раз подчеркнем, что сделать выводы о
возможных педагогических мероприятиях,
стимулирующих развитие детей, психолог
имеет право только в том случае, если
он не ограничивался лишь констатацией
уровня развития ребенка, а получил,
проанализировал достаточно полную
психологическую информацию о нем.
Рекомендации воспитателям, учителям,
родителям по работе с детьми можно
давать лишь в контексте понимания
целостной личности, в совокупности
всех ее качеств и свойств. При этом
необходимо иметь в виду, что стержнем
личности является ее мотивационная
сфера. Строение и характер любых
психических качеств зависят от
направленности личности человека, от
их связи с остальными его свойствами
и от той функции, которую эти свойства
исполняют в общей системе поведения
человека. Всякая черта приобретает
другое содержание в зависимости от
связей структуры личности, от ее общей
направленности и от возрастных
психических особенностей ребенка
(Божович Л. И.). Г. И.
Челпанов подчеркивал,
что самая главная ошибка современной
индивидуальной психологии заключается
в том, что она исходит из предположения
атомистического
характера душевной
жизни.
Диагностико-развивающее
(коррекционное) направление в работе
детского психолога занимает одно из
ведущих мест. Психолог практически
постоянно находится в ситуации, которая
вынуждает его искать, определять
психологические причины, основания
того или иного поведения детей и
школьников, их отношения к игре, учению,
товарищам, взрослым, труду, их успехов
или неуспехов в какой-либо Деятельности,
осуществлять коррекцию выявленных
недостатков, составлять перспективную
программу развития каждого ребенка и
многое другое. Можно сказать, что
психологическая служба — это постоянный
процесс решения проблем. Не случайно
специальные принципы и техники решения
проблем в работе школьного психолога
обсуждаются и разрабатываются очень
многими авторами.
Почти все исследователи,
работающие в области практической
психологии, отмечают роль личности
самого психолога,
осуществляющего
диагностико-коррекционную,
диагностико-воспитывающую деятельность.
Ширина и глубина, а также правильность
психологического заключения являются
не только функцией удачно подобранных
и валидных психодиагностических
методов, но и до определенной степени
результатом успешного личного
взаимодействия психолога с ребенком,
которое требует терпения, находчивости,
умения контролировать свое поведение,
способности вызывать положительное
отношение к себе, чувство симпатии и
доверия. Психолог развивает в себе
особое состояние эмпатического
сопереживания с установками, чувствами,
опытом и поведением другого человека.
Эффективность работы
психолога (подчеркнем
это еще раз) зависит
прежде всего от уровня его профессиональной
квалификации, которая
помимо безусловного знания детской и
педагогической психологии предполагает
соответствующий уровень владения
самыми разнообразными психологическими
методами обследования ребенка, достаточно
высокое собственное интеллектуальное
и личностное развитие. Только все вместе
взятое позволяет ему грамотно
интерпретировать полученные
диагностические данные, делать заключения
на основании анализа этих данных о
невидимых психических процессах,
состояниях и признаках, об условиях,
необходимых для дальнейшего развития
ребенка и т. п. Й.
Шванцара специально
обращает внимание на то, что интерпретация
является прежде всего функцией
синтетических способностей психолога
и никогда не может вытекать из всего
процесса в виде некоего механического
продукта постоянной диагностической
схемы.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.
Учитывая результаты
психодиагностики, проведенной с детьми с целью изучения их психологической
готовности к школьному обучению, я предлагаем психолого-педагогические
рекомендации, направленные на организацию помощи в подготовке данной группы
детей к школе. Выполнение данных рекомендаций поможет детям преодолеть
трудности, связанные с началом систематического обучения.
Данные рекомендации направлены на
развитие мелкой моторики, внимания, памяти, воображения, мышления и коррекцию
тревожности у детей.
Для
развития внимания можно использовать следующие упражнения:
1. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ
КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ.
Для проведения занятий необходимо
подготовить две пары картинок, содержащих по 10 –15 различий; несколько
неоконченных рисунков или рисунков с нелепым содержанием; несколько наполовину
раскрашенных картинок.
В первом задании ребенка просят
сравнить картинки в предложенной паре и назвать все их различия.
Во втором задании ребенку показывают
последовательно неоконченные картинки и просят назвать, что не дорисовано, или
же показывают картинки нелепого содержания и просят найти соответствия.
В третьем задании нужно раскрасить
вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина.
По всем трем заданиям оценивается
результативность – число правильно названных различий, число названных
недостающих деталей и нелепостей, а также число деталей, правильно
раскрашенных.
2. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ
ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ.
Ребенку дают чистый лист бумаги,
цветные карандаши и просят его нарисовать в ряд десять треугольников. Когда эта
работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть
внимательным, так как инструкция произносится только один раз: «Будь
внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый
треугольники». Если ребенок спрашивает, что делать дальше, – ответить, что
пусть он делает так, как понял.
Если ребенок справился с первым
заданием, можно продолжить выполнение заданий, придумывая и постепенно усложняя
условия.
3. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ
К ПЕРЕКЛЮЧЕНИЮ ВНИМАНИЯ.
Называйте ребенку различные слова:
стол, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, книга, воробей, вилка и т. д. Он
должен по договоренности, отреагировать на определенные слова. Ребенок
внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово,
обозначающее, например, животное. Если ребенок сбивается, повторите задание
снова.
Во второй серии можно предложить,
чтобы ребенок вставал каждый раз, когда, как условлено, услышит слово,
обозначающее растение.
В третьей серии можно объединить
первое и второе задания, т. е. Ребенок хлопает в ладоши при произнесении
слова, обозначающее животное, и встает при произнесении слова, обозначающего
какое-либо растение.
Такие и подобные упражнения
развивают внимание, быстроту распределения и переключения внимания, а кроме
того, расширяют кругозор и познавательную активность ребенка.
Особенно интересно проведение
подобных игр с группой детей, когда проявляется соревновательность между
детьми.
Развить мышление и сообразительность
у детей можно при помощи следующих игр.
1. ИГРА: « КАК ЭТО МОЖНО
ИСПОЛЬЗОВАТЬ».
Предложите ребенку игру: найти
возможно большее число вариантов использования какого-либо предмета.
Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает. Как можно
использовать этот предмет. Называет такие варианты: рисовать, писать,
использовать как палочку, указку, балку в строительстве, градусник и т. д..
2.ИГРА: «ГОВОРИ НА ОБОРОТ»
Эта игра способствует расширению кругозора
и сообразительности ребенка.
Предложите ребенку игру: «Я буду говорить
слово, ты тоже говори, но только наоборот, например: большой – маленький».
Можно использовать следующие пары слов:
Веселый – грустный
Быстрый – медленный
Красивый – безобразный
Пустой – полный
Худой – полный и т. д.
3. ИГРА: «БЫВАЕТ – НЕ БЫВАЕТ»
Называете ребенку какую – нибудь
ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если
названная ситуация бывает, а если – нет, то мяч ловить не нужно. Например, вы
говорите: «Кошка варит кашу» и бросаете мяч ребенку. Он не ловит его. Затем
сам ребенок придумывает что-нибудь и бросает мяч вам. И так далее.
Ситуации можно предлагать разные:
Папа ушел на
работу. Почтальон приносит письмо.
Поезд летит по
небу. Зайчик пошел в школу.
Кошка хочет есть. Дом
пошел в школу.
Человек вьет
гнездо. Девочка рисует домик и т. д.
Для развития разных видов памяти мы
можем предложить следующие упражения:
1. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ОБЪЕМА
КРАТКОВРЕМЕННОЙ СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ.
Заранее подготовить список из 8 –
10 слов, которые хорошо знакомы ребенку.
Попросите ребенка повторять за вами
слова. Начинайте с одного слова, затем называйте два слова, ребенок обязательно
повторяет в той же последовательности, три слова и т. д. (интервалы меду
словами – 1 секунда). Когда ребенок не сможет повторить определенный словесный
ряд, зачитайте ему такое же количество слов, но других (для этого следует
подготовить другой список слов).
Если во второй попытке ребенок
справился с этим словесным рядом, то переходите к следующему ряду, и так до тех
пор, пока и во втором прочтении ребенок не сможет воспроизвести заданное
количество слов.
1.огонь
2.дом, молоко
3.конь, гриб, игла
4.петух, солнце, асфальт, тетрадь и т. д.
То количество слов, которое ребенок
может повторить за вами, есть объем его слуховой кратковременной память на
слова.
Ребенок 6 – 7 лет правильно
воспроизводит ряд из 5 – 6 слов.
2.УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ
ПАМЯТИ.
Разложите на столе перед ребенком
палочки, из которых сделайте какую – либо простую фигуру (домик, квадрат и т.
д.). Попросите ребенка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение 2 секунд,
затем закройте эту фигуру и попросите ее повторить, сложить так же.
Усложнять это упражнение можно,
складывая эту фигуру из палочек разного цвета. Ребенок должен запомнить
расположение палочек по цвету и затем сложить фигуру самостоятельно.
Другой вариант: вы просите ребенка
сосчитать палочки, из которых сделана фигура, и затем сложить фигуру из такого
же количества палочек.
Это упражнение тренирует не только
зрительную память, но и умение считать.
Развивающие упражнение на
воображение могут быть следующими:
1. ИГРА «ПАНТОМИМА»
Эта игра предназначена для развития
воображения и творческих способностей.
Попросите ребенка изобразить
жестами, мимикой, звуками какой-нибудь предмет (поезд, машину, чайник, самолет)
или какое-либо действие (умывание, расчесывание, рисование, плавание).
Если с первого раза не получается,
покажите сами, как это нужно делать.
Поиграйте в «угадайку»: ребенок угадывает,
что вы изобразили, а затем наоборот – вы должны догадаться, что изображают
жесты и мимика ребенка.
Старайтесь придумывать смешные варианты.
2. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО
ВООБРАЖЕНИЯ
Предложите ребенку рисунок с разными
незнакомыми изображениями и попросите его нарисовать что-нибудь интересное,
используя эти изображения.
Когда ребенок сделает рисунок, попросите
его рассказать о том, что он изобразил.
Особое внимание следует уделить
развитию мелкой моторики пальцев рук у детей. Для этого можно использовать
предлагаемый гимнастический комплекс.
1.Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы
и медленно сжимать их в кулак. Поочередно выполнять каждой рукой.
2. Руку плотно положить на стол ладонью
вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец
безымянный, Выполнять поочередно каждой рукой.
3.Выпрямить кисть и поочередно
присоединять безымянный палец к мизинцу, средний к указательному.
4.Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в
разных направлениях. Сначала поочередно каждой рукой. Затем – двумя руками
одновременно.
5. Сгибание и разгибание пальцев. Пальцы
разомкнуть как можно шире, затем сомкнуть и так продолжать дальше. Поочередно
каждой рукой, затем сразу обеими.
6.Положить руки ладонями вверх. Ребенок
поднимает по одному пальцу сначала на одной руке, потом на другой. Повторить
эти упражнения в обратном порядке.
7. Ладони лежат на столе. Ребенок
поочередно поднимает пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.
8.Ребенок зажимает карандаш средним и
указательным пальцами. Сгибает и разгибает эти пальцы.
9.Положите на стол десять – пятнадцать
карандашей или палочек. Ребенок одной рукой пытается собрать все карандаши
(палочки). При этом нельзя помогать другой рукой и надо стараться брать
карандаши по одному. Вместо карандашей предложите ребенку собрать пуговицы,
горошинки и другие мелкие детали.
10. Ребенок зажимает карандаш между
средним и указательным пальцами. Далее выполняют движения так, что сначала
сверху оказывается средний палец, а потом указательный.
11.Дайте ребенку два небольших шарика или
два грецких ореха и попросите покатать их между ладонями (пальцы прямые) в одну
и другую сторону.
А теперь пусть ребенок попробует их
перекатывать пальцами одной руки, вращая то в одну, то в другую сторону.
12. Покажите ребенку такое упражнение:
быстро касаться кончиками пальцев большого пальца. В одну сторону, начиная с
мизинца, и в другую сторону – с указательного пальца. На одной руке, на другой,
на обеих.
Эти и другие развивающие упражнения
можно найти на страницах книги. Для коррекции детской тревожности можно
использовать следующие игры.
ИГРА «ИСПРОЛЬЗОВАНИЕ РОЛИ»
Детям предлагают ярко представить
себе образ для подражания ( например любимого мультипликационного или
киногероя), войти в эту роль и действовать как «бы в его образе». Эта игра
оказывается особенно эффективной для мальчиков.
ИГРА «РЕПЕТИЦИЯ»
Педагог проигрывает с детьми
ситуации, вызывающие у них тревогу. Например, школьник отдыхает у доски,
педагог исполняет роль «строгого учителя», «насмешливого одноклассника»,
детально отрабатывая способы действия учащегося. Полезным оказывается также,
когда педагог не предупреждая об этом заранее ребенка, меняет тон разговора с
ним – становится нетерпеливым, прерывающим собеседника, недовольным слушателем.
ИГРА «НАСТРОЙКА НА ОПРЕДЕЛЕННОЕ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ»
Детям предлагается мысленно связать
взволнованное, тревожное эмоциональное состояние с одной мелодией, цветом,
пейзажем, каким-либо характерным жестом; спокойное, расслабленное – с другим, а
уверенное, «побеждающее» – с третьим. При сильном волнении сначала вспомнить
первое, затем второе, затем переходить к третьему, повторяя последнее несколько
раз.
Приведенные игры больше подходят
для детей младшего школьного возраста, но при умелом подходе со стороны
воспитателей, эти игры могут быть использованы и для детей старшего дошкольного
возраста.
СПИСОК ЛИТРАТУРЫ.
1. Абрамова Г. С. Возрастная
психология: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект;
Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 624 с.
2. Безруких М.М. Каких детей называют
медлительными и отчего им трудно учиться. – Тула: Арктоус, 1996. – 48 с. –
(Библиотека «Поможем детям учиться).
3. Безруких М.М. Упражнения для
занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму.- Тула: Арктоус, 1996.
– 88 с.: илл. – (Библиотека «Поможем детям учиться»).
4. Бугрименко Е. А. Готовность детей
к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных
вариантов. Москва: 1992. –128 .
5. Буре Р. С. «Готовим детей к
школе»: книга для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 1987. – 96 с.
6. Давыдова М. А. Мы поступаем в 1
класс. – М.: Гольф, 2000. – 224 с., с илл.- (Внимание – дети !).
7. Дубровина И.В. Руководство
практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы. – 2 – е
изд. – Москва: Издательский центр «Академия», 1995. – 128 с.
8. Ковалева Е.К. Готовим ребенка к
школе. – М.: Лист – Нью, 2000. – 336 с.
9. Матвеева Л. Г. Практическая
психология для родителей, или что я могу узнать о своем ребенке. – М.: АСТ –
ПРЕСС, Южно – Уральское книжное издательство, 1999. 320 с.: ил.
10. Немов Р.С. Психология:учебник для
студентов высших пед. учеб.заведений: В 3-х кн. Кн. 3: Психодиагностика.
Введение в научное психологическое исследование с элементами математической
статистики», 3-е изд.- М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 1998. – 632 с.
11. Спок Б. О воспитании детей.- М.:ООО
«Фирма» Издательство АСТ;1998.-464 С.
12. Спок Б. Проблемы родителей. МН.:
ООО «Попурри», 1999.- 480 с.
13. Тесты для детей, сборник тестов и
развивающих упражнений. Составители М.Н. Ильина, Л.Г. Парамонова и др. – СПб.:
«Дельта», 1998.- 384 с., с ил.