Елена Александровна Булахова
Эксперт по предмету «Педагогика»
Задать вопрос автору статьи
Определение 1
Психолого-педагогическая характеристика – это документ, в котором отражены наблюдения специалиста за конкретным школьником или классом.
Назначение психолого-педагогической характеристики и принципы ее составления
Психолого-педагогическая характеристика ученика представляет собой важный документ в работе классного руководителя, социального педагога, педагога-психолога. При составлении психолого-педагогической характеристики школьника необходимо максимально точно учитывать все личностные особенности ребенка, особое внимание следует уделить психологическому состоянию ученика. Значение данного вида характеристики крайне велико, ее данные учитываются во время учебно-воспитательного процесса. Психолого-педагогическая характеристика дает возможность педагогам познакомиться с особенностями конкретного ребенка и составить правильную учебно-воспитательную стратегию. Следует так же отметить, что этот документ может потребоваться при переводе в другое учебное заведение, а также вне стен школы, например, для органов опеки, ПДН.
Существует ряд определенных правил, которыми необходимо руководствоваться при составлении психолого- педагогической характеристики. В первую очередь характеристика должна носить обязательный объективный характер, необходимо учитывать факторы, которые оказывают влияние на формирование личности ребёнка, а также его индивидуальные особенности. Во время общения с ребёнком ни в коем случае нельзя на него давить, беседа должна происходить в доброжелательном ключе.
Данные, представленные ниже, являются примером психолого-педагогической характеристики ученика. В образце отражены следующие пункты:
- Общие сведения об учащемся
- Состояние здоровья и физическое развитие
- Условия семейного воспитания
- Учебная деятельность учащегося
- Трудовая деятельность учащегося
- Особенности психических процессов и эмоции
- Положение ребенка в детском коллективе
- Особенности познавательной деятельности
- Общие психолого-педагогические выводы
Психолого-педагогическая характеристика ученика (примерное содержание)
Сведения для составления данной психолого-педагогической характеристики ученика были собраны в период с 22.03.2018 г. по 05.04.2018 г. При сборе данных применялись методы наблюдения за учениками во время учебного процесса и перемен, была проведена беседа с учеником и классным руководителей, было проведено тестирование, так же были изучены оценки учащегося из классного журнала и его личное дело.
«Готовая психолого-педагогическая характеристика ученика (образец)» 👇
Общие сведения об учащемся
Фамилия, имя, отчество: Степанов Виктор Александрович
Дата рождения: 09.05.2004
Школа, класс: 45 школа города Москвы, 6 «б»
Состояние здоровья и физическое развитие
Ученик состоит во второй группе здоровья, физкультурная группа основная, болеет не часто, ОРВИ в легкой форме, хронические заболевания отсутствуют, стабилен в проявлениях настроения.
Условия семейного воспитания
Виктор Степанов проживает в полной семье, отец — Степанов Александр Геннадьевич — работает в ОАО «Газпром» мать — Степанова Татьяна Михайловна — домохозяйка. В соответствии с информацией, полученной от классного руководителя в семье созданы все условия для благоприятного развития ребенка, ребенок имеет свою комнату, имеет ряд домашних обязанностей, родители регулярно посещают родительские собрания, мама является членом родительского комитета. Родители интересуются успеваемостью сына, консультируются с классным руководителем по поводу развития способностей своего ребенка.
Учебная деятельность учащегося
Виктор Степанов имеет хорошую успеваемость, по некоторым предметам отличную, добросовестно относится к процессу обучения, на уроках внимателен, отвлекается редко, но иногда допускает некоторые ошибки по невнимательности.
При заучивании учебного материала всегда изначально разбирается в структуре и смысле материала, хорошо разобранный материал запоминает быстро.
Ученик усваивает материал достаточно быстро, иногда выполняет задания быстрее остальных учеников, получает дополнительный материал для отработки навыков. Наиболее хорошо Виктор Степанов проявляет себя в алгебре, геометрии, физике, химии, информатике. Общий средний бал 4,8.
Трудовая деятельность учащегося
Виктор Степанов посещает так же внеклассные занятия: шахматы, робототехнику, компьютерную графику, плавание. Виктор принимает участие в общественных делах по просьбе классного руководителя, однако сам инициативу проявляет редко. Всю порученную работу ученик старается выполнить хорошо, к делу подходит ответственно. Уважительно относится как к одноклассникам, так и к учителям.
Особенности психических процессов и эмоции
Виктору Степанову присущи такие психоэмоциональные качества как целеустремленность и упорство, по темпераменту ученика можно отнести к сангвиникам и флегматикам. Школьник уравновешен, общителен, обладает хорошей работоспособностью.
Школьник старается не выставлять на показ своих достижений, редко хвастается. Задания учителей практически всегда выполняет сам, но, если испытывает трудности в редких случаях может обратиться за помощью к одноклассникам.
На критику и замечания Виктор Степанов реагирует спокойно старается учитывать замечания преподавателей. Обладает такими волевыми качествами как самообладание, решительность: чаще всего удачно справляется с проявлением своих эмоций, берет на себя ответственность в принятии важных решений.
Ребёнок в меру активен в большинстве сфер школьной жизни.
Положение ребенка в детском коллективе
Виктор Степанов пользуется авторитетом в классе, в большей степени у учеников с хорошей успеваемостью и поведением. Пользуется авторитетом в кружке по шахматам и робототехнике.
Особенности познавательной деятельности
Виктор Степанов имеет достаточно хорошую память, внимательность и реактивное мышление, внимание школьника распределяется равномерно, он без труда переключает его с одной деятельности на другую. У Виктора в одинаковой степени хорошо развита как визуальная, так и слуховая память, в ходе исследований коэффициента, выяснилось, что в обоих случаях он составляет 80. Механическая память развита немного меньше, коэффициент равен 70.
Ученик достаточно хорошо работает с учебным материалом, способен хорошо систематизировать, обобщать, проводить анализ большого объёма информации. У ребенка правильно сформирована речь, предложения строит четко и понятно. Умственное развитие на высоком уровне.
Общие психолого-педагогические выводы
Из всего вышеизложенного можно сделать заключение о том, что ученик 6 «б» класса 45 школы Виктор Степанов является всестороннее развитой личностью, заинтересован в учебе, занимается так же дополнительными видами деятельности, проявляет себя активно в коллективе, в конфликтах замечен не был, в большей степени имеет склонность и проявляет интерес к точным наукам.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
МИНИСТЕРСТВО
ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КАФЕДРА ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Психолого-педагогическая
характеристика учащегося
Направление «Педагогическое образование»
профиль «Начальное образование»
Выполнила студентка
4 курса ЗФО
ППФ,
НО, 1 группа
Бабенкова Наталья Николаевна
Научный руководитель:
Доцент кафедры общей и педагогической психологии, к. пед. н.
Колосова Е.В.
Воронеж – 2021
Психолого-педагогическая
характеристика учащегося
1.Анкетные
данные
Змеёва
Дарья Николаевна
Дата
рождения 05.07.2010г.
10
лет
МБОУ
“Среднеикорецкая СОШ” имени Героя Советского Союза Д.М.Яблочкина
4
«А» класс
2.
Факторы развития и жизненные условия
Физическое развитие ученицы соответствует
возрасту. Хронических заболеваний и отклонений в физическом развитии не имеет. Внешний
вид всегда опрятен. Школьные принадлежности в порядке.
Ребенок
из приёмной семьи. Семья считается благополучной ребёнку уделяется много
внимания. Приёмные родители Ольга Викторовна и Николай Васильевич всегда
интересуются успехами девочки.
Родители посещают все родительские собрания. У Даши есть в приёмной
семье родной брат Андрей 9лет. Всего в семье 7 приёмных детей. Девочка посещает
школу искусств и вокальный ансамбль, находится в окружении своих сверстников.
Друзей выбирает себе таких же, как и она, спокойных девочек, в основном по
интересам. В свободное время много читает и любит гулять. В классе очень тесно
общается с двумя девочками, но отношения со всеми хорошие, приятельские.
3.Отношение
школьника к учению
Девочка
добросовестно относится к выполнению всех заданий и поручений. Учится на 4 и 5.
Очень дисциплинированна. Во внеурочное время посещает школу искусств,
занимается вокалом, игрой на фортепиано, так же девочка посещает хор
«Славяночка» в сельском ДК.
4.Особенности
познавательной сферы:
–
Замедленное восприятие
и осмысление нового учебного материала. Иногда требуется организующая
помощь учителя в виде наводящих вопросов, опора на наглядный материал.
Осознаёт принадлежность воспринимаемых элементов
одному предмету. Высокий уровень осмысленности и обобщённости воспринимаемой
информации.
–
Устойчивость внимания во время урока
средняя. В ходе исследования уровня развития внимания были выявлены средние
показатели. Переключаемость внимания между объектами высокая. Распределение и
концентрация внимания средняя.
–
Память
девочки на высоком уровне. Запоминает факты, события, абстрактные символы,
различные знаки и при необходимости оперативно извлекает из памяти нужную
информацию. С удовольствием рассказывает басни, стихи, импровизирует. Она очень
выразительно и эмоционально выступает со стихами и песнями на сцене.
–
У девочки
хорошо развито мышление, она легко обобщает материал, систематизирует и
анализирует его. У Даши хорошо развита речь, в большинстве случаев она
правильно формулирует свои мысли. В целом, уровень общего умственного развития
достаточно высокий.
–
У девочки очень живое воображение, большая
выдумщица. Творческий характер личности.
–
Речь выразительна и понятна. В речи
дефектов не наблюдается. Качество звукопроизношения достаточно развито. Большой
словарный запас. Речь разнообразна, нет слов паразитов.
5.
Учащийся в различных видах деятельности и общении
К
учению и труду Даша относится без сильного энтузиазма, но при этом
добросовестно выполняет все задания. Участвует в делах класса добросовестно,
охотно, но редко бывает их организатором, не требует ответственного отношения к
общественным поручениям от других, разделяет позиции коллектива, но слабо их
отстаивает. К успехам и неудачам относится критично, даже при успехе найдет, за
что себя раскритиковать. Девочка достаточно организованно и дисциплинированно.
В классе у девочки со всеми отношения хорошие, приятельские, дружит с двумя
девочками. При необходимости общается с мальчиками по учебным вопросом, но в
основном относится к ним отстранённо.
6.
Направленность личности
У
девочки творческая направленность личности. Любит петь, танцевать и рисовать.
Девочка стремится хорошо учится, гордится всеми своими успехами. Мечтает
окончить музыкальную школу на отлично, что бы поступить в музыкальный колледж и
стать музыкантом.
7.
Самооценка и уровень притязаний
Даша
очень самокритична по отношению к себе, самооценка средняя, даже если получает
оценку отлично всегда найдет, где она сделала что-то не так и подметит что
могла бы выполнить задание лучше. На все замечания учителя реагирует
адекватно. Сразу старается исправить допущенные ошибки. Все поручения выполняет
в срок и добросовестно.
8.Темперамент
Особенности
проявления темперамента: по результатам тестирования было выявлено что девочка
меланхолик. Ребёнок физически активен. Инициативу проявляет редко в каких либо
поручениях, но если предложить она с радостью возьмётся за дело и может
организовать групповую деятельность и встать на место лидера. Работоспособность
у девочки на среднем уровне, не умеет распределять энергетический и физический
ресурс, берётся за много дел разом, но до конца доводит не всё. Утомляемость
повышенная. Повышенная эмоциональность, при утомлении эмоционально нестабильна,
может заплакать на уроке, иногда злится, но без проявления агрессии. Выразительные
признаки характера: в поступках Даши прослеживается доброжелательность, всегда
готова помочь. В речи дефектов не наблюдается. Качество звукопроизношения
достаточно развито. Большой словарный запас. Речь разнообразна, нет слов
паразитов. Внешний облик девочки аккуратный, чистый, опрятный. Ходит на
занятия всегда в школьной форме, волосы опрятно собраны в косички. Внешний вид
всегда ухоженный, обувь, одежда, руки и лицо всегда чистые. Так же девочка
относится к школьным принадлежностям, в портфеле всегда всё аккуратно сложено, книги
и тетради в обложках.
9.
Характер
Общительность
ребёнка на среднем уровне. Умеренный интроверт. Первая редко начинает диалог,
застенчива, но если кто-то начнёт с ней беседу, девочка будет активно
поддерживать разговор. К лжи не склонна. Может быть не тактична, проявляется
при утомляемости. Девочка добросовестно относится к выполнению поручений,
трудолюбива. Скромная и очень самокритична. Даша бережлива и аккуратна.
10.
Степень выраженности различных эмоциональных состояний: присутствуют
проявления тревожности. Проявления астенической, проявляется в подавленности,
неуверенности и боязни при постановке целей и их достижении. Очень сильно
переживает из-за неудач, смена эмоций может произойти в один момент с радости
на слёзы. Доброжелательна, добра, но при этом возбудима и несдержанная в
эмоциях. Проявляются аффективные реакции, резкие перемены эмоционального
состояния, неадекватные поведенческие реакции при утомлении или во время
дискуссий и споров.
11.
Волевые черты характера
Даша
очень настойчива, свою точку зрения будет доказывать до последнего, даже если
она не права. Девочка самостоятельна. Не решительна, не инициативная, но если
ребёнка направить в нужное русло и дать указания, то работа будет выполнена.
Руку на уроках сама не поднимает, но если спросить всегда знает ответ.
К
трудностям ребёнок подходит самоуверенно, мгновенно принимает решение, но не
всегда правильное. Проявляет настойчивость, если не знает ответ на вопрос,
найдёт его в учебнике или узнает у учителя.
Девочка
достаточно дисциплинированна, осознанно воспринимает себя и окружающую среду, в
которой находится в данный момент.
12.
Общие психолого-педагогические выводы и рекомендации.
В
структуре личности девочки не требуется коррекционное воздействие, лишь наблюдение
за режимом отдыха и дозированием рабочей деятельности.
За
время учебы в школе не имела замечаний со стороны учителей и старших.
Отличительными
чертами являются: воспитанность, опрятность, соблюдение «Устава школы».
Отрицательным
влияниям не поддается, всегда имеет свое мнение.
Девочка
может заблаговременно подготовиться к какой-то работе, что-то без напоминаний
доделать до конца, но это ещё не стало образом её жизни; для формирования
необходимых навыков самоконтроля родителям нужно помогать Даше в планировании,
продумывании важных вопросов.
В
межличностных отношениях проявлениями сильных сторон личности можно обозначить
высокую значимость собственных целей и ценностей в решении спорных вопросов. Но
при этом присутствует эмоциональная неуравновешенность и сдержанность при
взаимоотношениях с окружающими; при решении проблем и в учёбе может проявить
хорошие творческие способности.
Необходимо
провести работу с ребёнком по формированию уверенности в своих силах и
повышению самооценки.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Тест креативности Вильямс (в обработке
Туник Е. Е.)
Протокол:
Обработка
результатов: суммарный бал тестирования 85.
Беглость
–развито хорошо, ребёнок работает продуктивно.
Гибкость
– мышление не фиксировано, а подвижно.
Оригинальность
– выявлена высокая креативность, ребёнок синтезировал и объединял пространства
как внутри, так и снаружи заданной фигуры.
Разработанность
на низком уровне.
Названия
в основном состоят из одного слова без определения
Вывод:
развитость творческого мышления у девочки на среднем уровне.
2. Методика «Заучивание 10 слов» (А.Р.
Лурия)
Протокол:
Обработка результатов:
При первых двух
повторениях ребёнок назвал не все слова-названы в разброс, к третьему 10 слов-в
правильном порядке. Далее количество названных слов уменьшилось, и порядок стал
хаотичным, но спустя 30минут девочка воспроизвела все слова в правильной
последовательности
Выводы: в
ходе исследования у ребёнка выявлено высокий уровень развитости памяти, но при
этом неустойчивое внимание и выраженная утомляемость.
3. Тест «Моя семья»
Протокол:
Обработка результатов: Рисунок
расположен в нижней части листа, что говорит о низкой самооценке.
Минимум деталей в рисунке
свидетельствует о замкнутости ребёнка.
Мама и папа изображены
одинакового размера (адекватного). Оба родителя очень значимы для ребёнка.
Ребёнок видит между родителями равноправие. В рисунке ребёнок расположил себя
ближе к маме. Это говорит о том, что эмоциональная связь с мамой сильнее.
В семье у ребёнка два
брата и четыре сестры( все дети приёмные). Их ребёнок не изобразил. Это
говорит о том, что у ребёнка отсутствует эмоциональная связь с другими детьми в
семье. Ребёнок хочет ощущать себя самым любимым ребёнком.
В целом рисунок говорит
о благополучном состоянии ребёнка. Фигуры изображены в пропорциональном
соотношении. Штриховка отсутствует, заполнение цветом проведено плавно и
аккуратно. Фигуры расположены на одном уровне, руки членов семьи направлены
друг к другу. Ребёнок выбрал яркие, насыщенные тона. Все изображённые
нарисованы с улыбками. Ребёнок передает настрой , который он испытывает в кругу
мамы и папы. Так же на рисунке изображен любимый питомец. Яркие, светлые,
насыщенные цвета указывают на высокий жизненный тонус ребёнка и его оптимизм.
Девочка подражает маме, берёт с неё пример (для одежды выбраны одинаковые
цвета).
В целом рисунок
получился позитивным и хорошо отражающим психологический климат в семье.
Выводы:
следуя из результатов тестирования можно сделать вывод что климат в семье
положительный, ребёнок окружён вниманием и заботой родителей, но при этом
отношения с братьями и сёстрами напряжённые, что достаточно характерно в таком
возрасте. Ребёнок жизнерадостен и оптимистичен. Так же можно отметить
замкнутость и низкую самооценку это указывает на тип темперамента Даши –
меланхолик.
4. Методика
диагностики типа темперамента
с помощью опросника Айзенка (подростковый
вариант)
Протокол:
Обработка результатов:
1) +7
-2
2) +21
3) +2
-1
Выводы: по результатам
исследования у ребёнка была выявлена умеренная интроверсия. Очень высокая
эмоциональна нестабильность. Показатель лжи в норме. Из тестирования можно
сделать вывод, что тип темперамента у Даши – меланхолик.
5.Графическая методика «Кактус»
(М.А.Панфилова)
Протокол:
Обработка результатов:
Цвет зелёный- постоянство и уверенность.
В декоре кактуса нарисованное сердце, на
плошке, символизирует оптимизм.
Кактус изображен в цветочном горшке
-ребёнку важна защита в семейном кругу, ценит домашний очаг, семейное тепло и
общность семьи.
Маленький рисунок в низу листа
символизирует о низкой самооценке, слабой уверенности в собственных силах и
способностях.
Смещение картинки влево символизирует о
характере интроверта и погруженности во внутренний мир и уход в прошлое.
Вывод: Девочка
интроверт. Даша оптимистична, уверенна в себе, но при этом присутствует низкая
самооценка. Ценит домашний очаг, семейное тепло и общность семьи.
Примерная схема психолого-педагогического портрета учащегося
1.
Общие сведения об учащемся
Ф.И.О.,
национальность, возраст, физическое
развитие, состояние здоровья, условия
жизни в семье, взаимоотношения членов
семьи и отношение их к учащемуся, наиболее
существенные факты биографии, повлиявшие
на его развитие.
2.
Направленность личности ученика
Общественное
лицо школьника: его стремления и идеалы,
их влияние на учебную и общественную
работу, чувство долга и ответственности.
Интересы
и склонности учащегося:
основной круг его интересов, учебные
интересы, читательские интересы, их
глубина и устойчивость, способы их
проявления и удовлетворения.
Отношение
к учению: любит
ли учиться, что побуждает его учиться;
понимает ли общественный смысл учения;
отношение к различным учебным предметам,
глубина, прочность знаний.
Отношение
к труду:
участвует ли в домашнем и общественном
труде, как относится к своим трудовым
обязанностям, трудовые навыки, прилежание,
аккуратность, добросовестность.
Взаимоотношения
учащегося и школьного коллектива:
отношение к жизни класса, к успехам
коллектива, участие в общественной
жизни, правдивость, искренность в
отношениях с людьми, отношение коллектива
к учащемуся, авторитетен ли он для
товарищей, влияет ли на коллектив и как
именно, имеет ли друзей и на какой основе
сдружился, проявляет ли внимание к
товарищам, оказывает ли помощь и какую,
отношение к учителям, к родителям.
Оценка
собственной личности:
переоценивает или недооценивает себя,
отличается скромностью или самомнением,
отношение к своим успехам и неудачам,
как реагирует на поощрения и взыскания,
осознает ли свои недостатки.
3.
Волевые качества учащегося
Активность,
инициативность, отношение к трудностям
и способы их преодоления. Самостоятельно
ли выполняет домашние задания, часто
ли обращается за помощью. Выдержка и
самообладание, умение управлять своими
чувствами, настроением. Настойчивость,
склонность к упрямству. Обдуманность
и обоснованность решений. Умение
заставить себя выполнять принятое
решение. Дисциплинированность.
4.
Особенности познавательной деятельности
Особенность
внимания: когда
и в чем проявляются внимательность или
невнимательность учащегося, развитие
произвольного внимания, устойчивость
внимания, отвлекаемость, наблюдается
ли рассеянность.
Особенности
памяти:
осмысленность и прочность запоминания,
точность воспроизведения, приемы
заучивания.
Особенность
мышления и речи:
как учащийся понимает материал, излагаемый
на уроке. Проявляет ли самостоятельность
в суждениях и выводах. Умеет ли
анализировать и обобщать материал.
Культура речи. Умеет ли правильно
выражать свои мысли в устной или
письменной формах.
5.
Способности ученика
К
какому виду деятельности проявляет
способности.
6.
Режим жизни и деятельности школьника
Посещает
ли учреждения дополнительного образования
(музыкальная школа, художественная
школа, спортивная секция и т.д.), как
использует свободное время.
7.
Друзья школьника в школе и вне ее
Много
ли друзей у школьника, какое влияние
они на него оказывают.
8.
Педагогические выводы и рекомендации
о преодолении недостатков и дальнейшем
развитии личности школьника
Приложение
7
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Семинар – практикум
Тема:
Психолого-педагогический портрет
выпускника начальной школы.
Цель:
1. Сопоставление модели выпускника начальной школы по стандартам 2004 года и ФГОС 2011года.
2. Показать на практике приемы формирования показателей умения учиться по старым стандартам с учетом новых стандартов
Каким должен быть выпускник начальной школы, какие качества необходимо у него сформировать, чтобы сохранить его стремление учиться, развить потребность самостоятельно учиться и творчески решать различные познавательные задачи, обеспечить условия для успешного обучения в основной школе?
Изучив на МО ФГОС, мы решили сопоставить уже сложившийся стандарт портрета выпускника начальной школы, который основан в основном на приобретениях ЗУНов по предметам, и пришли к следующим выводам, который сегодня вам и представим. Данный вопрос является на сегодня актуальным, так как на следующий год мы переходим на новые стандарты обучения и нам необходимо увидеть что же мы уже умеем и что нам необходимо учесть при переходе, чем мы владеем и как накопленный опыт сможем реализовать в будущем.
Но для начала представлю вам портрет выпускника начальной школы по ФГОС, именно его мы взяли за основу, чтобы составить свой портрет выпускника, так как мы работали по старым стандартам, соответственно и портрет выпускника возможно отличается от нового, нам стало интересно, а как наш выпускник вписывается в новый стандарт, что общего и в чем различие:
1. Портрет выпускника начальной школы по ФГОС:
- Любознательный, активно познающий мир
- Владеющий основами умения учиться
- Любящий свой край и свою Родину
- Уважающий и принимающий ценности семьи и общества
- Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки
- Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, аргументировать свою позицию, высказывать свое мнение
- Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни
Данный портрет складывается из результатом освоения образовательной программы учащимися.
2. Результаты освоения образовательной программы в соответствии с ФГОС:
- Личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)
- Метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные)
- Предметные (опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению; система основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе научной картины мира).
Личностные и метапредметные – это и есть универсальные учебные действия, которыми должен обладать выпускник нового поколения.
Какие могут быть уровни освоения планируемых результатов?
3. Уровни освоения планируемых результатов
(метапредметные и предметных или УУД) (ФГОС):
- Базовый («Выпускник научится…)
Освоение опорного материала на уровне актуальных действий, задающих исполнительскую компетентность учащихся
- Повышенный («Выпускник получит возможность научиться..»)
Освоение опорного материала на уровне перспективных действий, составляющих зону ближайшего развития.
Чтобы успешно реализовать эти задачи, необходимо их определить.
4. Задачи педагогической деятельности учителя:
1.Ориентирование на результаты:
- предметные результаты;
- метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования;
- личностные результаты;
Таким образом, модель выпускника начальной школы, как общие требования к конечной цели начального образования.
2. Планирование содержания начального образования основано на:
- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Таким образом, главная цель ФОГС – формирование универсальных учебных действий.
Это те требования, которые требует ФГОС. А теперь сопоставим старые стандарты (ЗУНы) и новые стандарты ФГОС.
Что же у нас получилось, какая есть связь между новыми и старыми стандартами!
Мы поставили перед собой задачу: сформировать личность выпускника в соответствии с требованиями нового поколения, но на основе старого стандарта.
5. Проанализируем старые стандарты.
У выпускника начальной школы, к концу его обучения в начальном звене, должны быть сформированы следующие основные компоненты его ведущей деятельности – учебной:
- достаточно высокий уровень овладения учебными навыками и действиями;
- развитие познавательной сферы должно соответствовать уровню актуальному возрастным нормам;
- обладать достаточно развитым мышлением и нормальным уровнем интеллектуального развития
- нормальный или высокий уровень учебной мотивации, сформированные учебно-познавательные мотивы;
- наличие сформированного контроля и самоконтроля
- наличие положительной самооценки
- хорошо развитую и в соответствии с возрастом стабильную эмоциональную сферу.
Таким образом, главная цель старых стандартов – формирование приемов умения учиться.
Проведя сравнение, мы увидели сходство данных моделей выпускника. Исходя из этого мы попробовали составить свой психолого – педагогический портрет выпускника начальной школы совместно с психологами.
6. Психолого – педагогический портрет выпускника начальной школы.
Особое место в портрете нашего выпускника занимает формирование его коммуникативной компетентности, так необходимо помнить, что при переходе в среднее звено ведущей деятельностью становится общение. Поэтому важно, чтобы выпускник начальной школы владел способами общения на уровне соответствующим требованиям основной школы, должен иметь опыт успешных коммуникативных действий и развитую способность к рефлексии.
Важнейшей линией в портрете выпускника являются и социально значимые качества, прежде всего присущие гражданину: уважение к родной стране, своему народу, его истории, осознание своих обязанностей перед обществом, другими людьми, самим собой. Т.е. уже на этапе младшего школьного возраста мы стремимся заложить первые “кирпичики” высших чувств – патриотизма, гуманизма, трудолюбия, так как без этих кирпичиков полноценное становление личности невозможно.
Вся работа педагогов начальной школы и психологической службы направлена на формирование именно такого ученика, что определяется стремлением к достижению сформированного нами “портрета выпускника начальной школы”
7. Представляем психолого – педагогический портрет выпускника начальной школы в сопоставлении с ФГОС (пирамида – портрет выпускника начальной школы предлагаемый нами, рядом портрет выпускника начальной школы по ФГОС.
Психолого – педагогический портрет
выпускника начальной школы
(сопоставление с ФГОС)
Что же мы вкладываем в понятия этих показателей?
Показатели психолого – педагогического портрета выпускника начальной школы.
1. Ориентированность на постоянное образование (способность к самообразованию, самоанализу, самооцениванию, самоконтролю и самокорректировке)
2. Способность работать в современных информационных системах (телефон, факс, компьютер, Интернет, электронная почта)
3. Владение навыками абстрактного и поискового мышления (умение добывать, осмысливать, прорабатывать и использовать информацию из разных источников)
4. Умение быстро действовать в нестандартных ситуациях (кризисные ситуации – несчастный случай, авария, предотвращение вреда от мошенников, противостояние психологическому давлению)
5. Владение основами этики и этикета (тактичность, умеренность, умение принимать на себя ответственность, делать собственный выбор, толерантное отношение к другим людям, умение вести себя среди людей)
6. Коммуникативность (умение общаться устно и письменно, родной и иностранный языки, ораторские навыки, решение конфликтов)
7. Патриотизм (знание истории Родины, почтительное отношение к символам Российского государства)
8. Ответственное отношение к собственному здоровью, избегания вредных привычек
9. Владение навыками производительной творческой деятельности (поисковая, исследовательская работа над ученическими проектами, самореализация в художественном творчестве)
Таким образом, мы можем сделать следующие выводы, что портрет выпускника начальной школы по ФГОС совпадает с нашими представлениями о нем, предлагаемый нами портрет соответствует новым стандартам.
Как решаем поставленную перед нами задачу?
8. Формы педагогической деятельности.
Формы педагогической деятельности которые мы используем в своей работе по формированию показателей развития личности выпускника начальной школы мы представляем во второй части нашего семинара..
1. Предметное обучение.
2. Предметные кружки.
Общая цель: развитие интереса к предмету, подготовка к обучению в профильных классах.
Математика (Довбня С.В.)
“Смекалка”
Цель: развитие математического образного мышления.
Русский язык (Сапогина С.Ю.)
1. «Путешествие по страницам родного языка».
2. «В мире русского языка».
Цель: развитие интереса к родному языку, коммуникативности,
Окружающий мир (Комолова Е. Н.)
“Земля – планета жизни”
Цель: содействие удовлетворению детской любознательности.
2. Психологическое сопровождение учащихся.
3. Внеурочная деятельность.
4. Воспитательная работа с учащимися.
Психолого-педагогическая характеристика школьника:
структура и содержание
В психолого-педагогической литературе существует множество различных рекомендаций и схем составления характеристик ученика. У каждой из них есть свои плюсы и минусы.
Проанализировав существующие на сегодняшний день критерии составления характеристик, мы выделили несколько основных требований, которым эти характеристики должны соответствовать.
1. Характеристика ученика должна максимально полно отражать индивидуально-психологические особенности конкретного ребенка, проявляющиеся в его общении, поведении, обучении.
2. Характеристика ученика должна быть легко “читаемой” и понятной для других специалистов, не знакомых с характеризуемым ребенком.
3. Характеристика ученика должна составляться по стандартной схеме, этот процесс не должен быть трудоемким.
4. Структура характеристики должна включать 5 основных блоков:
1) общие сведения о ребенке;
2) особенности познавательной деятельности ребенка;
3) особенности личности ребенка;
4) особенности поведения ребенка;
5) выводы и рекомендации.
Грамотно составленная психолого-педагогическая характеристика ученика помогает воспитателю и педагогу получить представление о личностных качествах ребенка, наладить с ним контакт, выстроить план дальнейшей педагогической и воспитательной работы, создать оптимальные условия для развития школьника.
Шаблон составления характеристики ученика и подробное содержание отдельных разделов, вызывающих наибольшие трудности в описании представлены ниже (см. табл. 1). Дополнительно мы приводим шаблон характеристики класса в целом (ее цели и задачи связаны с определением направлений развивающей профилактической работы с классом).
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ученика (ученицы) ___ класса
(название школы)
Ф.И.О. ребенка __________ дата рождения_______________
РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ
Ф.И.О.
Дата рождения.
Дата поступления в учреждение.
Родственные связи ребенка (родители, братья, сестры, ближайшие родственники).
Сведения о состоянии здоровья (наличие хронических заболеваний, группа здоровья).
РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА
Успеваемость (отличная, хорошая, удовлетворительная).
Школьная мотивация (отношение к школе, наличие интереса и желания учится).
Особенности усвоения отдельных учебных предметов (уровень усвоения программы, трудности в усвоении материала, любимые предметы).
Особенности внимания (концентрация, переключение, устойчивость внимания).
Особенности восприятия и осмысления информации (понимание инструкций к заданиям, понимание содержания картин, рассказов выделение главного в тексте).
Особенности мышления (умение сравнивать предметы, обобщать материал, делать выводы).
Особенности памяти (быстрота и точность запоминания, вид памяти: слуховая, зрительная, моторная).
Особенности речи (словарный запас, полнота и связность речи, дефекты произношения).
Темп деятельности (скорость выполнения заданий, переключения, утомляемость).
Поведение на уроках (понимание и соблюдение школьных норм и правил поведения).
РАЗДЕЛ 3. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Направленность интересов ребенка (учебная, художественно-эстетическая, спортивная или др. виды деятельности).
Отношение к делам, поручениям (нравится ли ученику учиться, что побуждает его к учению, отношение к различным учебным предметам, отношение к успехам и неудачам):
– общественная активность-пассивность;
– трудолюбие-леность;
– ответственность-безответственность;
– организованность–неорганизованность;
– аккуратность;
– стремление к успеху, лидерству;
– решительность;
– настойчивость.
Отношение к людям (взаимоотношения с классным коллективом, учителями, отношение класса к ученику):
– положение ребенка в классе (авторитет в классе, отношение учеников в классе).
– особенности отношений со взрослыми (вежливость, чувство дистанции, открытость, отношение к критике и похвале – самокритичность).
– особенности отношений со сверстниками (общительность, коллективизм, бескорыстие, честность, правдивость, справедливость).
Отношение к себе (самооценка и самоконтроль):
– скромность или, наоборот, рассказывает, хвастается о своих достижениях, достоинствах
– уверенность в себе, т. е. выполняет ли задания, поручения без помощи других или нуждается в одобрении и помощи других
– самоконтроль, эмоциональная уравновешенность.
В заполнении второго и третьего раздела характеристики может помочь таблица 1 “Содержание отдельных разделов психолого-педагогической характеристики ученика”, представленная ниже.
РАЗДЕЛ 4. ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА
Соблюдение социальных норм и правил поведения.
Реакция на неудачи и промахи.
Поведение в конфликтных ситуациях.
Вредные привычки.
Склонность к асоциальным формам поведения (обман, воровство, бродяжничество и др.)
РАЗДЕЛ 5. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Общее впечатление о ребенке.
Выводы (сильные стороны ученика, которые следует развивать и слабые стороны, которые необходимо корректировать).
Рекомендации (направления воспитательной работы с ребенком).
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
___ КЛАССА
(название школы)
Общие сведения о классе (количество детей, возраст, состав класса, состояние здоровья детей).
Формальная структура класса (актив класса).
Цели и задачи класса как коллектива (основные направления воспитательной работы с классом).
Успеваемость и отношение к учебной деятельности (количество отличников, ударников, троечников, любимые предметы и т.п.).
Внеурочная деятельность (интересы детей, вовлеченность в кружковую деятельность, участие в мероприятиях, конкурсах).
Состояние дисциплины в классе (понимание и соблюдение социальных норм и правил поведения).
Взаимоотношения класса с классным руководителем, другими учителями.
Межличностные отношения в классе (неформальная структура класса, роль положительных и отрицательных лидеров класса, психологический климат в классе).
Сплоченность класса (умение коллективно трудиться, ценности учеников класса).
Достижения класса (учебные, спортивные, литературные и т.п.).
Выводы и рекомендации (общее впечатление от класса: сильные, и слабые стороны, направления развивающей и профилактической работы).
Таблица 1
Содержание отдельных разделов психолого-педагогической характеристики ученика
Параметры оценки ребенка |
Возможные варианты развития изучаемых параметров ребенка |
РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА |
|
Внимание |
Всегда легко и быстро сосредотачивает свое внимание на объяснении учителя. Никогда не отвлекается на уроке, ошибок по невнимательности на уроке не делает |
Не всегда внимательно слушает объяснение учителя. Периодически отвлекается, часто делает ошибки из-за невнимательности, но при проверке исправляет их |
|
Слушает достаточно внимательно только в том случае, когда ему интересно. Часто отвлекается. Постоянно делает ошибки из-за невнимательности, при проверке не всегда исправляет их |
|
Как правило, медленно и с трудом сосредоточивает свое внимание на уроке, мало что усваивает из объяснений учителя из-за постоянных отвлечений. Делает много ошибок по невнимательности и не замечает их при проверке |
|
Память |
При заучивании всегда разбирается в структуре и смысле материала. Но и материал, требующий механического заучивания, запоминается им легко |
При заучивании может запомнить лишь то, в чем предварительно разобрался, понял. Материал, требующий механического заучивания, дается с трудом |
|
Материал, требующий механического заучивания, усваивается очень легко, достаточно 1-2 раза посмотреть его |
|
Для запоминания материала многократно механически повторяет его, без разбора и осмысления, делает смысловые ошибки |
|
Мышление |
Быстро схватывает суть материала, всегда в числе первых решает задачи, часто предлагает собственные оригинальные решения. |
Удовлетворительно понимает материал после объяснения учителя, решает задачи в среднем темпе, обычно собственных оригинальных решений не предлагает |
|
В числе последних улавливает суть объяснений преподавателя, отличается медлительным темпом обдумывания и решения задач |
|
Понимает материал только после дополнительных занятий, крайне медленно решает задачи, при решении задач слепо использует известные «шаблоны». |
|
РАЗДЕЛ 3. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА |
|
Отношение к делам, поручениям |
|
Общественная активность |
Активно участвует во всех общественных делах. |
Не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет. |
|
Редко принимает участие в общественных делах. |
|
Трудолюбие |
Любое поручение ребенок выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать ее хорошо. |
Дела по дому и поручения взрослых выполняет. |
|
Часто уклоняется от дел и поручений, выполняет их недобросовестно. |
|
Ответственность |
Всегда хорошо и в назначенные сроки выполняет любое порученное ему дело. |
Часто выполняет в срок порученное ему дело. |
|
Редко доводит до конца порученные ему дела. |
|
Организованность |
Умеет правильно распределить и в срок выполняет свою работу. |
Правильно распределяет и в срок выполняет свою работу только под контролем взрослого. |
|
Не умеет распределять свою работу во времени, тратит время зря. |
|
Аккуратность |
Всегда содержит свои вещи в идеальном порядке. Одет опрятно, подтянут – и за партой, и у доски. Бережет общественное имущество, всегда старается привести его в порядок. |
Содержит в надлежащем порядке собственные и одолженные ему вещи (книги, конспекты). Помогает приводить в порядок общественное имущество (парты, инвентарь и т.п.) скорее по обязанности. |
|
Не проявляет большого стремления к поддержанию порядка вокруг себя. Не заботится о своем внешнем виде. Не бережет общественное имущество. |
|
Стремление к успеху, первенству |
Всегда и во всем стремится быть первым (в учебе, спорте и т. п.), настойчиво этого добивается. |
Стремится в чем-то одном, особенно его интересующем, добиться признания, успеха. |
|
Очень редко стремится к успеху в какой-либо деятельности, легко довольствуется положением «середняка». |
|
Решительность |
Всегда самостоятельно, без колебаний принимает ответственное решение. |
Иногда колеблется перед ответственным решением. |
|
Редко решается принять какое-либо ответственное решение |
|
Не в состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное решение |
|
Настойчивость |
Всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия, не отступает перед трудностями. |
Доводит до конца задуманное, лишь, если трудности его выполнения незначительны или требуют кратковременных усилий. |
|
Редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями. |
|
Столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное. |
|
Отношение к людям |
|
Положение ребенка в классе |
|
Авторитет в классе |
Пользуется безусловным авторитетом практически среди всех одноклассников: его уважают, считаются с его мнением, доверяют ответственные дела |
Пользуется авторитетом только у части одноклассников, у какой-то группировки, только среди мальчиков, или среди девочек и т.п. |
|
В классе авторитетом не пользуется. |
|
Симпатии одноклассников |
Является любимцем класса, ему прощаются отдельные недостатки. |
Пользуется симпатией только у части одноклассников. |
|
В классе его не любят. |
|
Отношения со взрослыми |
|
Вежливость, тактичность |
Всегда проявляет должное уважение к другим людям. |
Иногда бывает невежлив и нетактичен. |
|
Часто бывает слишком резок, затевает ссоры, оскорбляет других, грубит. |
|
Самокритичность |
Адекватно воспринимает критику, прислушивается к советам, старается исправить свои недостатки. |
Часто прислушивается к справедливым замечаниям, старается их учитывать. |
|
Отвергает любую критику. Отказывается признавать свои очевидные промахи, ничего не делает для их исправления |
|
Отношения со сверстниками |
|
Общительность |
Всегда охотно и с удовольствием вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими. |
Общается с ограниченным кругом людей. |
|
Предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха. Замкнут, необщителен. |
|
Коллективизм |
Всегда помогает товарищам в трудной работе и в тяжелые минуты жизни. |
Как правило, помогает товарищам, когда его просят. |
|
Очень редко помогает товарищам: если его попросят, может отказать в помощи. |
|
Бескорыстие |
В своих поступках всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей, а не собственной выгодой. |
Почти всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей. |
|
В своих поступках руководствуется собственной выгодой, а пользой дела. |
|
Честность, правдивость |
Всегда правдив по отношению к учителям и воспитателям, товарищам. Говорит правду даже тогда, когда это ему «невыгодно». |
Редко обманывает, почти всегда правдив по отношению к другим людям |
|
Часто говорит неправду ради собственной выгоды |
|
Справедливость |
Активно борется с тем, что считает несправедливым. |
Редко выступает против того, что считает несправедливым. |
|
Совершенно равнодушен к проявлениям несправедливости. |
|
Отношение к себе |
|
Скромность |
Никогда не выставляет напоказ своих достоинств, заслуг. |
Иногда, рассказывает о своих действительных достижениях и достоинствах. |
|
Часто хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными достоинствами или еще не сделанными делами |
|
Уверенность в себе |
Очень уверен в себе. Редко советуется с другими, не ищет помощи даже тогда, когда это следовало бы сделать. |
Уверен в себе. Все задания выполняет без помощи других. Обращается за помощью только в случае необходимости. |
|
Часто при выполнении заданий, поручений просит помощи, поддержки других, даже если сам может справиться. |
|
Самоконтроль |
Всегда умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления. |
Как правило, умеет справиться со своими эмоциями. Случаи противоположного характера единичны. |
|
Часто не может подавить нежелательные эмоции. Плохо владеет своими чувствами, легко выходит из себя. |