Как составить психолого педагогическую характеристику на коллектив

Психолого-педагогическая характеристика группы.

Количество учащихся первого курса математического факультета группы 2.2 – восемь человек. Из них двое юношей и шесть девушек. Возраст студентов – семнадцать-восемнадцать лет. Ребята знают друг друга недолго, так как учатся вместе один месяц, кроме того, все приехали из разных городов. Поэтому устоявшиеся традиции пока в группе выражены слабо.

Группа довольно активна, полна творческой энергии. Преобладают положительные духовные запросы, стремление к учебе. Все члены группы стремятся сотрудничать и помогать друг другу. Вместе с тем, у некоторых наблюдается потребность в самоутверждении и самореализации, стремление выделится. Более всего уважают коллективистов, делающих все ради группы, как, например, старосту.

Большинство студентов группы живут в общежитие, что сильнее сближает их, они стремятся постоянно общаться друг с другом, а также поддерживают дружеские отношения со студентами других групп.

В группе существует справедливое отношение ко всем членам, стремление поддержать слабых в общей деятельности, чувство защищенности каждого.

В группе имеются органы самоуправления в лице старосты, который поддерживает связь с деканатом математического факультета и ставит в известность всех членов группы о требованиях деканата. Староста активен, легко сходится с людьми, не испытывает трудностей в общении. Также все члены группы помогают старосте и поддерживают его. Он пользуется доверием и авторитетом у своих одногруппников.

 Студенты могут сами выбрать своих представителей по различным видам деятельности, например, деятельности профсоюза, организации праздников: «Первокурсник» и т. п.

Группа доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоится.

Учащиеся легко, свободно, быстро, с высокой результативностью согласуют свои действия. Имеющиеся отдельные группировки активно взаимодействуют друг с другом, поддерживая общегрупповое единство.

Способные организаторы группы являются ее авторитетными и полномочными представителями. Группа умеет регулировать и контролировать свои эмоциональные состояния. Ребятам нравится быть вместе, участвовать в совместной деятельности.

Студенты заинтересованы своей будущей профессией. Никто не сожалеет о сделанном выборе, все очень рады, что учатся на математическом факультете в ВГУ. На вопрос, «на какой факультет вы бы сейчас хотели поступить?», все ответили, что снова выбрали бы математический факультет.

Чтобы выявить структуру межличностных отношений в группе, основанную на симпатиях и эмоциональных связях, я провела социометрическое исследование.

Первый вопрос: с кем бы вы пошли на день города?

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Белых Ольга

2

3

1

2.

Куприн Георгий

2

1

3

3.

Малеева Юлия

1

2

3

4.

Никитина Дарья

2

1

3

5.

Попова Юлия

1

2

3

6.

Соболева Ирина

1

2

7.

Трухачев Сергей

1

2

8.

Швецова Наталья

2

1

3

Количество выборов

5

1

1

3

4

0

3

5

Второй вопрос: с кем бы вы готовились к контрольной работе по математическому анализу?

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Белых Ольга

1

2

2.

Куприн Георгий

1

3.

Малеева Юлия

1

2

3

4.

Никитина Дарья

2

3

1

5.

Попова Юлия

1

2

3

6.

Соболева Ирина

1

7.

Трухачев Сергей

1

8.

Швецова Наталья

2

1

3

Количество выборов

1

4

0

4

4

0

4

0

          – 5 и более баллов – лидеры;          

           – 3-4 баллов – «предпочтительны»;

           – 1-2 балла – «пренебрегаемые»;

           – 0 баллов – «изолированные».

По первому вопросу определилось два лидера, один человек оказался «изолированным». Я думаю, это связано с тем, что девочка очень застенчива и стеснительна. Но, тем не менее, она стремится общаться с одногруппниками, Один из лидеров – староста группы.

По второму вопросу лидеров не оказалось, так как практически у всех ребят одинаковые способности к математике. Все заинтересованы в получении знаний и стремятся разобраться с новым материалом. Те, кто оказался в группе «изолированных» просто не успели проявить себя.

Из моих наблюдений за группой можно сделать вывод, что характер общего «эмоционального климата» в коллективе бодрый, жизнерадостный. Группа очень дисциплинирована.

Для студентов первого курса очень важно постараться как можно быстрее привыкнуть, втянуться в студенческую жизнь и учебу. Поэтому им следует как можно больше общаться друг с другом, проводить экскурсии в природу.

Психолого-педагогическая характеристика учащихся 11 «А» класса МБОУ «Гимназия»

г. Черногорска республики Хакасия 2021-2022учебный год.

  1. Общие сведения о классе.

В классе обучаются 26 человек, из них 21 парень и 5 девушек. Классный коллектив существует второй год и сформирован на базе трех классов. Ребята осваивают программу технологического профиля, по которой углубленно изучают математику, физику, химию. Зачисление в 10-й класс осуществлялось на основе рейтинга, учитывались отметки по предметам углублённого уровня и достижения детей в конкурсах, олимпиадах по математике, физике, химии. С аттестатами особого образца за 9 класс обучается 5 детей. У остальных детей по предметам профильной направленности стоят отметки 4 или 5. По итогам 10 класса на отлично успевают трое ребят: Халевина Екатерина, Дороганов Денис и Арикулов Максима, качество обучения составило 69%, трое ребят в «резерве» ударников и двое в «резерве» отличников. Большая часть класса мотивирована на учебу, познавательный потенциал – выше среднего. За период обучения в 10-м классе ребята адаптировались и хорошо знают друг друга.

19 обучающийся 2044 г.р., 4 человека – 2003 г.р., 3 человек – 2005 г.р. Большинство семей (19) – полные. В 2 семьях воспитывают мама и отчим, в 3 семьях воспитывает ребёнка мама, в двух – отец. Многодетных семей нет. В двух семьях девушек сложные взаимоотношения между родителями и дочерями.

76% родителей имеют высшее образование, 24% – средне-специальное. Все родители относятся к учёбе детей заинтересованно, осуществляют систематический контроль. Интересуются успехами и сложностями в учебе детей, поддерживают связь с классным руководителем.

Все обучающиеся класса владеют проектными технологиями, по итогам 10 класса каждый ученик защищал учебный проект по одному из выбранных предметов. Все ученики класса планируют в дальнейшем обучение в высших учебных заведениях.

Семьи детей имеют различный уровень материального положения, но это не имеет решающего значения для их общения. Бессменной старостой класса остается Барашкова Анна. Многие дети имеют сильный характер и задатки лидеров. Почти все обучающиеся имеют активную позицию, ярко выраженное чувство справедливости. Класс как коллектив более работоспособен на тех уроках, где четко организован учебный процесс и загруженность учеников максимальная. В этом случае, как правило, отсутствуют проблемы с дисциплиной.

  1. Характеристика учебной деятельности класса.

Основная часть детей высокомотивирована. У большинства ребят сформированы познавательные мотивы: им нравится учиться, приобретать знания. Эти дети хорошо организуют учебную деятельность, проявляя самостоятельность в суждениях и приобретении знаний. Основной целью является успешное окончание 11 класса и поступление в ВУЗ. Однако трое ребят в классе не проявляют активного интереса к учению, пассивны и невнимательны на уроках. Это связано с тем, что основные интересы лежат вне академических знаний. А обучение в старшей школе – это больше желание родителей. Дима увлекается гитарой, много играет, сочиняет. Никита увлекается вольной борьбой. У него серьезные достижения в спорте. У Карима неглубокие знания по предметам, не сформированы волевые качества, нет ориентира на дальнейшее обучение. С этими ребятами проводится постоянная индивидуальная работа, систематический контроль успеваемости, выполнения домашних заданий, оказывается помощь со стороны учителей предметников.

Кроме того, в классе организована взаимопомощь ребят. По основным предметам есть консультанты, к которым ребята с удовольствием обращаются при возникновении вопросов. Многие ученики занимаются дополнительно на подготовительных курсах, элективных курсах, у репетиторов. Делятся друг с другом информацией, обсуждают на переменах интересные решения задач. Ребята отличаются исполнительской дисциплиной, не пропускают школу без уважительной причин, стараются не опаздывать на уроки. На уроках и переменах отсутствуют проблемы с дисциплиной, ребята уважительно относятся друг к другу и окружающим.

Ребята активно принимают участие в предметных олимпиадах и конкурсах. В прошлом году Арикулов Максим стал призером Всероссийской олимпиады школьников на муниципальном уровне по математике, Дзержко Ярослав – призером Всероссийской олимпиады школьников на региональном уровне по физической культуре, Одегов Андрей – призером Всероссийской олимпиады школьников на региональном уровне по английскому языку, а коллектив класса стал призером на республиканском уровне в конкурсе «Россия – загадочная страна» в рамках проводимых мероприятий ЮНЕСКО. Кудряшов Вадим стал победителем Всероссийского конкурса «Большая перемена», был приглашен в Российский центр «Океан».

  1. Характеристика вне учебных интересов учащихся.

Большая группа детей занимаются активно спортом. Дзержко Ярослав, Иванов Денис, Хорунжин Кирилл и Руденко Роман давно занимаются волейболом, являются победителями городских и республиканских соревнований. Макаров Никита является победителем и призером российских, республиканских соревнований по дзюдо. Аткнин Алексей, Дороганов Денис занимаются вольной борьбой, Селин Захар много лет играет в футбольной команде. Кроме этого, Каюмова София закончила художественную школу, двое парней играют на гитарах. Барашкова Анна входит в городской отряд волонтерского движения. Одегов Андрей и Учайкин Данил являются организаторами и модераторами школьного сообщества в сети интернет. Сообщество GNews/Новости Гимназии пользуется популярность не только у учащихся, но и у учителей. Ребята много читают, увлекаются не только точными науками, но изучают углубленно английский язык.

  1. Организационная структура класса.

В классе есть староста – Барашкова Анна, которая организует процесс дежурства по классу, отслеживает поздравления именинников. При планировании и организации внеклассных мероприятий создается инициативная мини-группа. Так как все ученики старшего школьного возраста, большинство уже пережили подростковый возраст, поэтому атмосфера в коллективе спокойная, дружественная, доброжелательная, теплая. Здесь нет каких-либо бурных всплесков эмоций, агрессии, зависти, вражды. Ребята с удовольствием принимают участие в коллективных делах.

  1. Особенности межличностных отношений в классе, традиции.

Взаимоотношения в классе уважительные, доброжелательные. Большинство детей обладают чувством юмора, но и чувством меры. Они не навязывают своего мнения друг другу, умеют слушать, обсуждать, принимать другую точку зрения. Со взрослыми проявляют уважение, являются примером для младших школьников.

Классный руководитель в общении с детьми придерживается демократического стиля общения. Проводит беседы с детьми доброжелательным, спокойным тоном. Часто предлагает самим ребятам проанализировать создавшуюся ситуацию, прислушивается к принятым решениям. Поощряет выражение собственного мнения со стороны учащихся, стимулирует деятельность учащихся. постоянно поддерживает учащихся в положительном эмоциональном настрое.

В коллективе имеется традиция поздравлять именинников, а также устраивать вечера по поводу предстоящих праздников с конкурсами играми и познавательной частью. В условиях пандемии частично классные часы, познавательные мероприятия проводятся дистанционно.

  1. Характеристика родительского сообщества.

В классе все семьи ведут социально благополучный образ жизни: родители работают, заботятся о своих детях, отслеживают успехи. Но в семье одной из девочек очень сложные отношения с мамой. У мамы с дочерью авторитарный стиль общения, девушка ничем не делится с родителями. Родители категоричны в оценках дочери. В прошлом году девушка посещала психолога школы, с которой у нее возникли доверительные отношения. Много прошла тренингов. К сожалению родители не видят проблемы. Не меняют стиля взаимоотношений с ребенком. Поэтому с этой девушкой необходимо особое ежедневное теплое общение, одобрение и поддержка классного руководителя. Сложный парень есть и среди ребят. Не смотря на чрезмерную любовь и опеку со стороны родителей, молодой человек часто обманывает и родителей, и классного руководителя, ленится учиться.

Большинство родителей активно принимают участие в коллективных собраниях, инициативны. Для своих детей являются авторитетом и надежной опорой.

С учетом данной характеристики ставлю перед собой как классный руководитель следующие задачи воспитательной работы:

  1. Организовать подготовку учащихся к успешному прохождению Государственной итоговой аттестации (сдаче ЕГЭ).

  2. Воспитание чувства патриотизма и уважения к истории Родины.

  3. Воспитание в учениках правовой культуры, профилактика правонарушений и асоциального поведения.

  4. Формирование здорового образа жизни.

Министерство здравоохранения Республики Башкортостан

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение Республики Башкортостан

«Стерлитамакский медицинский колледж»

(ГАПОУ РБ «Стерлитамакский медицинский колледж»)

Психолого-педагогическая характеристика

группы

Куратор Габитова Т.Н.

2019-2020 уч. год

Психолого-педагогическая характеристика
группы

1.Общие
сведения о группе

Группа:__301 А      31.02.02 
Акушерское дело Стерлитамакский
медицинский колледж

Количество обучающихся _23_____________________        

Возраст обучающихся:

18 лет

19 лет

20 лет

21 лет

22 лет

23 лет

24 лет

8

13

1

1

Районы
прибытия:

Район

Количество
человек

1.Стерлитамакский 
район

2

2.Архангельский 
район

2

3.Аургазинский 
район

2

4.Гафурийский
район

3

5.Ишимбайский
район

1

6.Кугарчинский
район

2

7.Зианчуринский
район

1

8.Мелеузовский
район

1

9.Стерлибашевский
район

3

10.г.Ишимбай

2

11.г.
Стерлитамак

4

Проживание
иногородних:

Общежитие

Живут дома (снимают
квартиру)

Живут у родственников

9

4+9

1

Состав
семьи:

Полных

Неполных

Многодетных

Малообеспеченных

Неблагополучных

семей
из числа беженцев 

19

4

11

3

Актив
группы:

Староста 
группы
ФИО

Зам.
старосты   ФИО

Учебный
сектор ФИО

Физорг
ФИО

Редколлегия
ФИО

Бригадир 
№ 1 ФИО

Бригадир
№2  ФИО

Культсектор
ФИО

2. Характеристика
совместной деятельности в группе

Студенческий
коллектив характеризуется недостаточной сплоченностью. Имеются общие интересы,
организуется совместная деятельность. Функции в коллективе распределены
равномерно. Согласно проведенному тестированию на определение коммуникативных и
организаторских способностей, с учетом пожелания обучающихся, был выбран актив группы;
почти все получили поручения с учетом их интересов.

Традиции группы: в
обязательном порядке проводятся классные часы, ген. уборки; проводятся
подготовки к внеклассным мероприятиям.

Практикуются
совместные посещения культурно-массовых мероприятий (посвящение в студенты, Шежере,
концерты).

3. Структура студенческой группы, внутригрупповые
процессы

В группе, как и в большинстве формирующихся коллективов,
наблюдается наличие микрогрупп по интересам и по месту жительства (по районам
проживания). Между обучающимися группы сложились не очень ровные, доверительные
и доброжелательные отношения. Наблюдается взаимовыручка, уважение друг к другу.
В группе имеются лидеры. Их авторитет основан на проявлении их организаторских
способностей при проведении различных конкурсов, соревнований и игр, в которых
они принимают участие, а также на успеваемости.

В
течение первого года обучения происходил процесс адаптации к новым условиям
обучения и проживании. В конце поменялся состав группы (исключена
  ФИО, переведена ФИО). В начале
второго курса  
выбыли ФИО, из академ. отпуска ФИО. Все привыкли к
обстановке, требованиям, соблюдению правил внутреннего распорядка колледжа.

. 

4.Характер
общения и взаимоотношения обучающихсяв группе

В группе сложились не очень
ровные,  иногда и конфликтные отношения. Девочки не всегда стараются помогать
друг к другу, часто обосабливаются, общаются не со всеми, а в своём узком
кругу. 

Группа не проявляет особого желания участвовать во
внутриколледжных мероприятиях. Обучающиеся группы по-разному относятся к учебе,
кто-то старается приобретать новые знания, профессиональные навыки, а некоторые
не проявляют таких способностей.

Некоторые члены группы нарушают внутренний распорядок
колледжа, допускают пропуски занятий без уважительной причины.

5.Преобладающие ценности группы

Группа (не все) ценит честность, справедливость.
Некоторые стараются  успевать на «хорошо» и «отлично».

6.Творческий потенциал и творческая активность обучающихся

Группа (ФИО)
принимала участие в конкурсе «Алло, мы ищем таланты». Они же неоднократно
участвовали в мероприятиях колледжа и за его пределами. ФИО помогает в создании
презентаций на разные темы, сценариев мероприятий. ФИО выступали в роли ведущих
во внутриколледжных мероприятиях. ФИО принимали участие в городском форуме
«Медиа Волна». А также многие из группы принимали участие в мероприятиях «День
акушерки», «День пожилого человека»…

7 .Общие
выводы

Обучающиеся
группы адаптировались к новым условиям обучения, стараются соблюдать правила
внутреннего распорядка, многие, за исключением некоторых, не нарушают
дисциплину. В группе стараются  пропускать учебные занятия по уважительной
причине. Но некоторые пропускают занятия и  без уважительной причины.

Коллектив
не отличается сплоченностью, наблюдается общение в отдельных группировках.

В группе появились
лидеры, сформировался актив группы. Уровень самоуправления в группе недостаточно
высок. Не все проявляют требовательность к себе и товарищам, прислушиваются к
общественному мнению. Могут поступать в своих интересах.

Уровень
воспитанности в группе невысок. Ребята стараются уважительно относиться  к преподавателям
и членам коллектива. Но иногда возникают спорные ситуации.

Общий эмоциональный
климат в коллективе благоприятный. На дисциплину в группе никто из
преподавателей не жалуется.

Необходимо проведение
в группе воспитательных мероприятий, направленных на развитие системы ценностей
каждого обучающегося.

8.Постановка проблем и задач

Приступив
к работе с обучающимися третьего курса, я, как куратор, поставила перед собой
следующие задачи:

1.Продолжение изучения
личностных особенностей обучающихся совместно с педагогом-психологом.

2.Определение обучающихся
«группы риска» для дальнейшей индивидуальной работы по профилактике правонарушений
и асоциальных явлений (совместно с социальным педагогом).

3.Проведение
воспитательных мероприятий, направленных на формирование коллективизма,
уважения к профессии и ответственного отношения к учебной деятельности.

4.Создание благоприятных
условий для развития творческих способностей, самореализации.

5.Формирование активной
гражданской позиции и интернационализма.

6.Стимулирование
формирования гармонично развитой личности с разносторонними интересами.

7.Формирование культуры
ЗОЖ.

Содержание

(кликните, чтобы открыть)

  1. Образец составления психолого-педагогической характеристики коллектива 4 класса

  2. Состав класса

  3. Структура класса

  4. Руководство и лидерство

  5. Особенности развития класса, как отдельной группы

  6. Психолого-педагогические выводы

  7. Метод для исследования коллектива №1

  8. Метод исследования. Анкета для учащихся

  9. Метод исследования коллектива №2

  10. Исследовательский метод 4 класса №2

  11. Исследовательский метод №3

  12. Пример краткой характеристики класса

Как написать объективно о своем классе? Не всякий опытный педагог сможет быстро составить такой документ. Помогут быстро сориентироваться образцы готовых характеристик, которые уже не раз использовались в педагогической деятельности педагогами со всей страны. Мы лишь систематизировали материал по ФГОС и предлагаем им воспользоваться. В целом, характеристика класса начальной школы, допустим, 2 класса от классного руководителя и педагогическая характеристика классного коллектива основной, предположим, характеристика класса 7 года обучения, мало чем отличаются по структуре друг от друга.

Характеристика на 4 класс

Состав класса

В классе обучается всего 17 человек, из них в классе 8 мальчиков и 9 девочек. Практически все дети 2007 года рождения. Все ребята обучаются с 1–го класса, за исключением небольших изменений. Имеющаяся характеристика классного коллектива 2 класса положительная. Характеристика 4 класса — в том же ключе. Класс идет ровно.

За лето выбыло два ученика: Сергеев Михаил и Михайлов Эдвард. Также в класс поступили четверо новых учащихся: Вергунов Святослав, Иванова Александра, Глазунов Дмитрий, Степанова Олеся. За все четыре года классный руководитель не менялся. Что касается взаимоотношений, которые царят в классе, то характеристика группы может звучать так: отношения построены на взаимопонимании и уважении друг к другу.

Некоторые ребята из класса проживают в неполных семьях, имеются и дети из многодетной семьи. Классный руководитель постоянно проводит беседы с учителями-предметниками, на основании чего был сделан вывод, что все учащиеся школы находятся в нормальных отношениях с другими учителями. Общая картина класса показывает, что ребята воспитываются в семьях, где уделяется достаточно внимания родителями своим детям. Из всего коллектива нет таких детей, которые могут быть склонны к правонарушениям. Успеваемость класса, в среднем, на достаточном уровне.

psihologo-pedagogicheskaya-harakteristika-klassa

Структура класса

Старостой класса был выбран Петруновский Захар. Мальчик отлично справляется с поставленными задачами, умеет поддержать коллектив и дисциплину в классе, среди ребят пользуется авторитетом. Главное поручение, которое он должен выполнять – следить за посещаемостью и успеваемостью всех ребят обучающихся с ним в одном классе. Также, Захар активно оказывает помощь классному руководителю – организовывает дежурства в кабинете. Отдельно существует в классе учебный сектор, в который входят ребята, осуществляющие контроль над успеваемостью, и которые способствуют своевременному исправлению плохих отметок.

Весь стиль общения в классе выстроен таким образом, что присутствует спокойный, и даже, в какой-то степени, партнерский настрой.

Все ребята находятся в дружеских отношениях друг с другом, и между ними нет никакого разделения на лучших и худших. В классе обучается Смирнов Сережа, который по характеру очень скрытный, и тихий, но ребята с помощью классного руководителя смогли найти и к нему индивидуальный подход.

Из всего коллектива в классе выделяются и «звезды» – это Семенова Мирослава и Духонович Владимир, которые сами по себе веселые и харизматичные, но в тоже время, учащиеся не позволяют себе нарушать дисциплину на уроках. В классе ребят все очень любят. К «звездам» можно отнести Богодухова Егора, он также веселый мальчик, но в успеваемости у него имеются проблемы, что вызывает периодически агрессию его одноклассников.

В коллективе имеются свои аутсайдеры – это Максимова Лиля и Старков Даниил. На все шутки своих одноклассников ребята реагируют агрессивными выпадами, что только вызывает смех среди других детей. Новенькие ученики, которые прибыли в класс, показывают себя как дисциплинированные и спокойные. Все учащиеся нормально их приняли в коллективе и подружились.

Что касается групповой дружбы, то она выражена слабо. Большинство учащихся в основном дружат со своими соседями по парте, за пределами уроков, ученики не делятся на группы, а общаются вместе. Отношения между всеми членами коллектива складываются при непосредственном контакте, взаимодействии и общении. Преимуществом коллектива является то, что каждый сможет прийти на помощь в самый необходимый момент.

Ребята прекрасно понимают модель взаимоотношений учитель–ученик. Со всеми предметниками складываются хорошие отношения, которые больше можно назвать доброжелательно–деловыми. Мальчики больше взаимодействуют друг с другом, но дружат и с девчонками.

psihologo-pedagogicheskaya-harakteristika-klassa-5-klass-primer-gotovyj

Руководство и лидерство

По итогам проведения социометрии были выделены следующие лидеры: староста класса – Петруновский Захар, Семенова Мирослава и Духонович Владимир. Каждый из этих ребят влияет на класс по–своему. Захар воспринимается всеми ребятами, как ответственный и дисциплинированный ученик, к которому можно обратиться за помощью не только в решении конфликтов, но и по успеваемости. Мирослава и Вова, заслужили свое лидерство с помощью своей активной жизненной позиции. Оба ученика активно занимаются спортом, при этом каждый из них имеет свои достижения и медали, именно это играет важную роль в легкости общения с другими сверстниками и учителями. Они представляют собой, своего рода, «батарейки» класса.

find_in_page Статьи по теме

(кликните, чтобы открыть)

Руководство в классе на протяжении четырех лет осуществляет спокойная и доброжелательная женщина, которая направляет все свои силы на выработку дружественной атмосферы в коллективе. При помощи специальных мероприятий и бесед, ученики класса осознают все жизненные ценности и не позволяют себе оскорбить или обидеть таких же, как и они ребят. Также классная руководительница строго ведет контроль и учет успеваемости и посещаемости своего класса, активно сотрудничает с каждым родителем, обучающегося в классе, ребенка.

Каждое мероприятие классным руководителем составляется таким образом, чтобы были учтены интересы каждого ученика, для этого распределяются роли между ребятами, с учетом их индивидуальных качеств. Коллектив класса любит классного руководителя, стараются во всем ей помогать и не огорчать, об этом говорят и результаты анкетирования, которые были проведены психологом школы. На вопрос хотели бы ребята видеть другого классного руководителя, все ответили отрицательно.

Что касается стиля общения с детьми в классе, то классный руководитель придерживается демократии. Это позволяет направить свою работу на развитие активности каждого ребенка, также можно привлечь всех учеников коллектива к решению разных задач, которые поставлены перед классом. В данном случае, основной упор делается на коллектив класса, что способствует сплочению, каждый ребенок боится подвести остальных. В классе нет учеников, которые могли бы пойти на конфликт с учителями.

harakteristika-klassa-nachalnoj-shkoly

Особенности развития класса, как отдельной группы

Из наблюдений за учащимися можно сделать следующие выводы: группа не выделяется особой активностью, так как в равном количестве в классе присутствуют те, которые полны энергии, а есть такие, которые предпочитают вести пассивный образ жизни. Исходя из этого – класс средней активности. В группе пользуются авторитетом коллективисты, которые привыкли все делать для коллектива. Учитывая возраст каждого ребенка можно отметить, что их интересы быстро меняются, поэтому иногда проявляется несправедливое отношения к некоторым участникам группы.

Иногда можно проследить, что сильные ученики могут подшучивать над слабыми, что вызывает у последних агрессию. Но на уроках, коллектив проявляет себя, как единый работающий механизм. Во время совместной работы ребята стараются помочь друг другу. Что касается новеньких, то они были приняты всеми учениками должным образом. Уровень сплоченности был проверен с помощью известной методики под названием «Лесенка», это помогло сделать выводы о коллективе, как о дружном. Несмотря на то, что иногда у ребят возникают спорные вопросы, их легко можно разрешить, это помогает каждому чувствовать себя неотъемлемой частью одного целого.

Дети, обучающиеся в этом классе, связывают свой успех с совместной деятельностью, они положительно относятся к учебе, стремятся уйти от механического заучивания к осмысленному запоминанию, обладают своим собственным стилем поведения.

У класса уже имеются свои собственные традиции, такие как: поздравления именинников, мальчиков и девочек с тематическими праздниками. Далеко не все ребята способны использовать по отношению к себе самокритичность, но большинство из них умеют оценить свою работу, проведя самоанализ. Практически все, могут анализировать работу своих товарищей.

Все ребята класса переживают удачи и неудачи коллектива и болеют за него. Во время открытых мероприятий, все стараются держаться вместе. После уроков многие из детей посещают кружки не только в школе, но и за ее пределами. Все свои навыки и знания, каждый ученик использует в работе на уроках, в разнообразных конкурсах и соревнованиях.

harakteristika-2-klassa-ot-klassnogo-rukovoditelya-gotovaya

Психолого-педагогические выводы

Проведя анализ полученных результатов, после некоторых методик, наблюдений и бесед с коллективом и учителями–предметниками, а также с классным руководителем, можно сделать следующие выводы.

Класс можно считать достаточно способным, со сплоченным коллективом, который подготовлен к учебе и готов решать, все проблемы, которые возникают на пути к достижению целей. При посещении уроков можно отметить, что все дети в классе достаточно активны, дисциплинированы, внимательны, с уважением относятся к взрослым. Коллектив дружный, ребята не позволяют себе открыто конфликтовать, а наоборот, готовы прийти на взаимовыручку.

К общей характеристике можно отнести и отличительные черты класса, такие как общительность, умение находить общий язык с незнакомыми людьми. Каждый ребенок имеет свое мнение и не боится его открыто высказывать. Ученики с большим удовольствием участвует во внеклассных мероприятиях. Классный руководитель справляется со своими обязанностями на высоком уровне, тщательно следит за учебным процессом и успеваемостью своих подопечных, отслеживает внешкольную жизнь и постоянно поддерживает контакт с родителями.

В перспективе рекомендуется больше проводить открытых мероприятий, которые будут направлены на духовно – нравственное воспитание, что позволит сформировать особую систему ценностей. В целом, все необходимое для класса, классный руководитель уже внедряет в своей работе.

Метод для исследования коллектива №1

Метод исследования. Анкета для учащихся

Фамилия, имя ____________________________________________ Класс __________ Возраст ________________

  1. Интересно ли тебе на уроках?

______________________________________________________________

  1. Помогает ли тебе учитель, если ты что-то не понял?

______________________________________________________________

  1. Обращаешься ли ты к учителю, если тебе что-то не понятно?

______________________________________________________________

  1. Стараешься ли ты вести себя так, чтобы получить одобрение учителя?

______________________________________________________________

  1. Водит ли вас учитель в театр, на экскурсии? _______________________________________________________________
  2. Разъясняет ли учитель, как готовить домашние задания?

_______________________________________________________________

  1. Помогает ли тебе учитель разобраться в ссоре с одноклассниками? _______________________________________________________________
  2. Хотел(а) бы ты другого учителя? _______________________________________________________________
  3. Подчеркни те слова, которые по твоему мнению подходят к твоему учителю:
    • чуткая – равнодушная;
    • заботливая – невнимательная;
    • строгая – мягкая;
    • добрая – злая;
    • справедливая – нечестная.
  1. Нравится ли тебе в твоем классе? _______________________________________________________________

С помощью заполнения таких анкет можно выяснить насколько ребята позитивно относятся друг к другу и к классному руководителю. В анкетировании принимали участие все участники коллектива 4 класса, и по результатам можно отметить, что все имеют высокую степень позитивного отношения, как к сверстникам, так и к учителю. Анкеты могут заполняться анонимно, все зависит от того, какая обстановка в классе преобладает, также на анонимность может влиять то, какие именно цели преследует психолог. Актуально проводить анкетирование в начальном и среднем звене, учитывая возрастные особенности учеников.

Обработка данных.

Ответ «да», кроме 8 вопроса оцениваются в 1 балл, это значит, что ответы «нет» по тем же вопросам должны оцениваться, как 0 баллов. Вопрос 8 с ответом «нет» оценивается в 1 балл, «да» в 0 баллов. До вопроса под №9 подсчитывается сумма полученных результатов, если дети выбрали в задании, где необходимо осуществить подбор антонимов «мягкая», то ставиться 1 балл.

По максимальному количеству баллов можно говорить о позитивном отношении ребят друг к другу и к учителю. Если получилось минимальное количество, то, скорее всего в отношениях присутствует негатив.

Метод исследования коллектива №2

Тест Тетерского (Дерево с человечками)

Данное тестирование поможет определить эмоциональное состояние каждого ученика и осознать его статус в коллективе.

Каждый человечек, которого можно увидеть на дереве, имеет свое собственное настроение, также они занимают разное положение и выполняют абсолютно разные действия. Главная задача учеников, разыскать того человечка, который больше всего похож на него и выбрать его.

Результаты тестирования:

Если ребенок выбрал позицию 1,3,6,7, то это означает, что этот человек целеустремленный, и не боится преград на своем пути. Те, кто выбрал 2,11,12,18,19, характеризуются, как общительные ребята, которые без проблем смогут прийти на помощь в любой момент. Остановив свой выбор на номере 4, человек характеризуется как имеющий определенную жизненную позицию, он желает добиться успеха, но при этом не готов столкнуться с трудностями.

Пятый номер, означает, что человек устал, слаб и у него иссякает запас жизненных сил.

Человечек под №9, обозначает, что перед вами веселый и любящий развлечения ребенок. Те, кто посчитал, что им импонирует № 13 или 21, сами по себе замкнутые, и имеют внутренние тревоги, такие люди могут избегать общения с другими. Под №8 находятся самые настоящие мыслители, которые обожают уходить в себя.

Выбрав № 10 и 15, человек характеризует себя, как нормально адаптированного к жизни, он всегда находится в комфортном состоянии. В эмоциональной пропасти находятся те, кто остановил свой выбор на №14, у таких людей чаще всего может возникать внутренний кризис.

Под №20 находятся люди с завышенной оценкой личности. В своем лидерстве, этот человек стремится к тому, чтобы ему все подчинялись. Под №16 скрывается человек, который чувствует усталость, от того, что надо кого–то поддерживать, а под №17 наоборот, находиться человек, который окружен вниманием со стороны. По результатам теста Тетерского, проведенного в 4 классе, нет детей, которые могли бы себя чувствовать отверженными в коллективе.

psihologo-pedagogicheskaya-harakteristika-klassa-primer-gotovyj

Исследовательский метод 4 класса №2

Диагностика «Краски»

Для проведения тестирования, учащиеся должны принести цветные карандаши и листы бумаги. На каждом листе, следует нарисовать 10 кружков, в каждый из них вписать предметы, которые имеют хоть какое–то отношение к школе. Например, можно писать слова: школьник, ученик, ручка, учебник и так далее. Главная задача раскрасить кружки в тот цвет, который ассоциируется с выбранным предметом. В случае, если ученик раскрашивает кружки в темные цвета, то это указывает, что у него вызывает негативные эмоции тот предмет, который записан.

Цветовая расшифровка следующая:

Красный – эмоциональное состояние, связанное с восторгом, работоспособностью, творчеством.

Синий – предмет вызывает грусть и печаль.

Оранжевый – указывает на радость.

Желтый, зеленый – уравновешенность и спокойствие.

Фиолетовый – предмет вызывает тревогу.

Черный – указывает на то, что присутствует состояние неудовлетворенности.

В 4 классе, где проводилась диагностика, все выбрали яркие цвета, что указывает на позитивный настрой к учебе всех детей класса.

Исследовательский метод №3

Методика определения сплоченности класса «Лесенка»

Цель: Выявить уровень сплоченности коллектива.

Психолог предложила ребятам поставить класс на определенную ступеньку:

«Песчаная россыпь» – означает, что каждый ребенок из класса беспокоиться сам за себя.

«Мягкая глина» – объединение происходит только тогда, когда того требует учитель.

«Мерцающий маяк» – все дети в классах объединяются в свои микро группы по интересам, и что происходит за их границей никого не интересует.

«Алый парус» – указывает на то, что класс представляет собой одну команду, которая села на один корабль.

«Горящий факел» – указывает на то, что ребята готовы достигать целей вместе не только в своем классе, но и за его пределами.

Анализируя опыт, использовалось мнение ребят. Детям было предложено написать, какие мероприятия в классе им помогают достичь большей дружбы между собой. На первое место все выдвинули коллективные формы работы, в основном она касалась проектной деятельности, подготовка праздников и мероприятия с родителями.

Результат такой работы, указывает на то, что коллектив действительно дружный, несмотря на мелкие разногласия, которые возникают в любом обществе, но они легко решаются. Каждый, кто является участником данного коллектива, чувствует себя значимым. Учитывая то, что ребятам придется еще долго учится в одном классе, можно говорить о том, что обучение будет проходить легко и приятно, как для учителей, так и для родителей.

psihologo-pedagogicheskaya-harakteristika-klassnogo-kollektiva

Пример краткой характеристики класса

Пример

Психолого педагогическая характеристика 6 класса

На первое сентября 2018–2019 учебного года, в классе на обучении находится 21 ученик, из них 11 мальчиков и 10 девочек. Все дети, в основном, 2006 года рождения, но есть и 2004, 2005, 2007 годов. В коллективе есть дети, которые воспитываются в неполных семьях (Кириллов Вадим, Сидоров Матвей, Деркач Татьяна, Цукербах Илья). Все остальные ребята воспитываются в полных семьях, из них Маркевич Елизавета и Шведлях Дарья воспитываются в многодетных семьях.

Характеристика классного коллектива 6 раз писалась за все время учебы. Из их анализа видно, что дети поступательно развиваются. Педагогическая характеристика 2 класса несколько выбивается из общего позитивного фона, поскольку тогда в класс пришли несколько детей с девиантным поведением. Это повлияло на общую успеваемость всего коллектива. Но детей этих скоро забрали в школу 8 вида и педагогическая характеристика 3 класса показывает, что без озорников дети стали учиться лучше. В 7 класс дети войдут сплоченным коллективом, а 8 класс может из-за возрастных особенностей детей разбить класс на отдельные группы.

Важное значение для организации учебной и воспитательной деятельности имеет общее состояние здоровья класса. Имеются ребята, которые страдают хроническими заболеваниями и относятся к подготовительной группе. Также в классе есть дети, которые имеют проблемы по зрению – это Снегурова Виктория, Вилова Виолетта и Коломойцев Андрей. Часто из–за плохого состояния здоровья уроки пропускает Байдин Михаил. Со стороны родителей каждого ученика уделяется достаточное внимание здоровью своего ребенка, они понимают важность этого вопроса.

Все ученики активно принимают участие в учебе. У многих из них уже сформировалась стойкая учебная позиция и мотивация, которая помогает им достигать высот в учебной деятельности и быть всегда активными на уроках. Все дети с большим интересом обучаются, получают хорошие отметки, стремятся повысить свой уровень знаний. По итогам прошлого учебного года можно говорить, что успеваемость в классе находиться на 100% уровне.

В 2017–2018 году на конец года в классе было 3 отличника: Снегурова Виктория, Маркевич Елизавета и Иванов Алексей. Эти дети получили похвальные листы за отличную учебу. В классе также есть и 10 хорошистов, все остальные закончили год на удовлетворительном уровне.

Все родители заботятся о своих детях на достаточном уровне. Особое внимание на собраниях уделяется вопросу успеваемости, занятости детей не только в школьное время, но и после уроков. В классе есть ребенок с неустойчивым вниманием – Щербаков Руслан. Из–за этого у ребенка наблюдается снижение работоспособности, познавательной активности, а также у него не сформированы навыки самостоятельной организации собственных действий. Чтобы помочь ребенку, было принято на педагогическом совете, организовать дополнительные занятия после школы.

Психологическая характеристика коллектива такова: большинство детей класса имеют расширенный кругозор и повышенную любознательность, к таким детям относятся: Снегурова Виктория, Вилова Виолетта, Цукербах Илья, Петрушенко Станислава. Эти дети пользуются авторитетом среди других одноклассников, могут спокойно высказывать свое мнение. Все остальные ребята в классе прислушиваются к их мнению, стараются получить одобрение в их глазах.

В прошлом учебном году, ребята активно принимали участие в олимпиадах по разным предметам и показали высокие результаты. В олимпиаде «Русский медвежонок» приняли участие 3 человека, в олимпиаде по русскому языку – 9, а в математике попробовали свои силы – 7 учеников. Среди всех учебных предметов, ребята больше выделяют для себя физкультуру, рисование, математику и пение. Пониженный интерес к русскому языку и литературному чтению.

Большая часть родителей, поддерживает учителей, имеет позитивный настрой к школе. Это проявляется в их отношении к учебе ребят, их контролю. Каждый родитель без всяких проблем отзывается на просьбы о помощи, принимают участие в ремонте класса школы, подготавливают праздники, помогают классному руководителю в организации открытых мероприятий. Взрослые, стараются мотивировать детей на хорошую учебу, всячески способствуют их личностному росту и развитию как умственных, так и физических качеств.

Дисциплина в классе на достаточном уровне. Эмоциональный фон устойчивый, ровный и спокойный. К 6 году обучения количество конфликтов значительно уменьшилось, дети научились уступать друг-другу, и готовы прийти на помощь в любой ситуации своим одноклассникам. Основная проблема остается в неумении анализировать свои поступки. Бывает ребятам трудно оценить свои возможности, из–за чего возникает повышенная требовательность к другим.

Практически все дети из класса занимаются в кружках и секциях после школы. С большим удовольствием все принимают участие в общешкольных мероприятиях, ставятся сценки и литературные инсценировки, проводятся соревнования, экскурсии и походы. В классе каждый ребенок задействован в каком–то поручении, которое и старается обязательно выполнить. Высший орган самоуправления – классный совет, на котором ученики планируют и обсуждают дальнейшую направленность в своей работе. Такая организация позволяет каждому из детей почувствовать себя важным звеном в одной цепочке, учит проявлять самостоятельность и ответственность.

Главная роль в организации деятельности класса отводится классному руководителю. Работа в данном коллективе построена таким образом, что и родители, и дети, направляют все свои силы на достижение одного результата – хорошей учебы и усвоение жизненных ценностей. Вместе с родителями классный руководитель организовывает разные мероприятия.

В этом учебном году, вся работа родителей, детского коллектива и классного руководителя будет направлена на развитие и сплочение. Также будет продолжена работа со слабо адаптированным учеником – Щербаковым Русланом. Будут проводиться мероприятия, которые помогут повысить интерес всего класса к русскому языку и литературному чтению.

Подпишитесь на свежие новости

Содержание

(кликните, чтобы открыть)

  1. Пример №1

  2. Исследование класса по методу №1

  3. Обработка данных анкет учащихся 

  4. Исследование класса по методу №2

  5. Расшифровка результатов теста:

  6. Исследование класса по методу №3

  7. Исследование класса по методу №4

  8. Пример характеристики класса №2

В статье рассмотрим как составляется психолого-педагогическая характеристика класса, образцы и примеры ее написания.

Пример №1

Психолого-педагогическая характеристика 4 «А» класса

Состав класса

В классе учатся 17 человек, из них 10 мальчиков и 7 девочек. Большинство детей 2007 года рождения. Учатся вместе с 1-го класса за исключением небольших изменений.

За лето выбыло 2 ученик: Борщевский Владислав, Мухаматзакирова Фарангиз.

Прибыло 4 ученика: Воронин Егор, Лютиков Прохор, Иванова Анна, Алипатова Алина.

Смена классного руководителя за 4 года не производилась. Взаимоотношения с классным руководителем строятся на взаимном доверии и уважении.

Ни все ученики живут в полных семьях, есть дети из неполных семей, а так же есть дети из многодетных семей. Из беседы с учителями-предметниками можно сделать вывод о том, что почти все учащиеся находятся в хороших отношениях с учителями.

В целом большинство учащихся воспитываются в хороших семьях, где родители уделяют должное внимание своим детям. Из всего классного коллектива нет учащихся склонных к правонарушениям. В целом у класса успеваемость выше среднего.

Структура класса.

Старостой класса является Хохлов Ярослав. Мальчик с ролью старосты справляется хорошо. Старается поддерживать дисциплину в классе, ведет контроль над посещаемостью и успеваемостью, помогает классному руководителю в организации дежурства в классном кабинете.

Учебный сектор класса помогает старосте в контроле над успеваемостью и своевременном исправлении неудовлетворительных отметок одноклассников.

В классе преобладает спокойный, деловой, доброжелательный настрой. Все учащиеся в дружеских отношениях друг с другом. Мальчики и девочки дружат между собой, исключение составляет Серёжа, который сам по себе является «тихоней» и ему не всегда интересно общаться с одноклассниками.

К «звездам» класса можно отнести Рому, Лизу, потому что они являются весельчаками класса, но дисциплину на уроке они нарушают редко. В классе к ним относятся хорошо, но никакого плохого влияния они не оказывают. К «звездам» можно отнести еще Егора, он присоединяется к категории весельчаков, но ввиду плохой успеваемости он нередко срывает дисциплину на уроке. Часто вызывает некую агрессию со стороны учащихся, так как он мешает слушать учителя на уроке.

К «аутсайдерам» можно отнести Даниила, Максима. Их часто подтрунивают и они относятся к этой группе по причине того, что реагируют на шутки в их сторону агрессивно, что вызывает смех у других учащихся. Что же касается новеньких учащийся, они неконфликтные, поэтому никаких проблем с вливанием в коллектив не произошло.

Как таковые, группы выражены слабо. Большинство учащихся, объединены по своим группкам, в основном это сосед по парте. За пределами урока группы не прослеживаются, все учащиеся контактируют друг с другом. Отношения между членами коллектива устанавливаются при непосредственном контакте, взаимодействии, общении и не зависят от ценностей групповой деятельности.

Имеют место взаимовыручка и взаимопомощь между учащимися. Они понимают и принимают статус «ученика» и «учителя». Взаимоотношения с учителями-предметниками – доброжелательно-деловые. Отношения между полами имеют ситуативный характер, так как коллектив в основном «мальчишеский». Мальчики в основном взаимодействуют между собой, но встречаются случаи, когда мальчики тесно взаимодействуют и с девочками.

Руководство и лидерство.

В классе есть несколько учащихся, претендующих на роль лидера. К ним можно отнести действующего лидера, старосту класса, Ярослава. А так же Лизу и Романа.

Влияние на класс у них принципиально разное. Если Ярослав выбрали на должность старосты за ответственность, добросовестное отношение к учебе и умение помогать с успеваемостью, то Лиза и Рома являются лидерами по причине своей активной жизненной позиции. Они активно занимается спортом, легко находят общий язык, как со сверстниками, так и с учителями. Они являются «батарейками» класса.

Классный руководитель спокойная, доброжелательная женщина, старается поддерживать в классе дружественную атмосферу, организует в классе различные мероприятия, ведет контроль посещаемости и активно сотрудничает с родителями учащихся.

При организации мероприятий обращает внимание на интересы каждого учащегося в отдельности и в соответствии с ними распределяет роли. Учащиеся в свою очередь любят классного руководителя, стараются ее не огорчать, что видно из проведённого анкетирования. По пункту «Хотел(а) бы ты другого учителя» имеется наивысший показатель удовлетворенности.

Стиль руководства, классный руководитель, выбрала демократичный, так как он ориентирована на развитие активности учащихся, привлечение каждого к решению задач, поставленных перед всем классом. Основу управления в данном случае составляет опора на коллектив класса. И класс ее, как видно было из наблюдений, не подводит. Учащиеся, за исключением пары мальчиков, «понимают с полуслова» классного руководителя, они достаточно дисциплинированны и не конфликтуют с учителем.

Особенности развития класса как группы.

Из наблюдения за учащимися могу сделать следующие выводы. Группа в целом не выделяется особой активностью. Есть учащиеся, которые полны энергии, есть и пассивные ребята, но большинство обладает средним уровнем активности.

В группе более всего уважают коллективистов, делающих все ради других. Как отмечалось выше, учащиеся тесно взаимодействуют, как друг с другом, так и с учителями-предметниками. В силу своего возраста, у ребят отмечается быстрая смена интересов. Мною было отмечено, что существует немного не справедливое отношение к некоторым членам группы.

Четко прослеживается подтрунивание слабых учащихся, особенно на переменках. Хотя на уроке эти учащиеся активно сотрудничают с другими. Также хочется отметить, что группа доброжелательно относится к новым членам, старается помочь освоиться и «прижиться» в коллектив. Уровень сплоченности коллектива я проверила с помощью методика «Лесенка» и вывила, что класс является дружным , конечно бывают разные ситуации, но мы стараемся их разрешать. Каждый чувствует себя частью доброго, сильного, сплочённого целого классного коллектива.

Следовательно, учащиеся связывают успех своей совместной деятельности, прежде всего с положительным отношением к учебе и с собственным стилем поведения и деятельности и в меньшей мере – с учебно-организационными умениями класса.

К традициям класса можно отнести поздравление каждого учащегося с днем рождения, поздравление мальчиков и девочек с тематическими праздниками, а также поздравление учителей мелкими, но приятными подарками. Критическое отношение к своим недостаткам проявляется далеко не всегда, но большинство может оценить свою работу. Дети умеют оценивать и деятельность своих товарищей.

Учащиеся переживают удачи и неудачи своего класса, болеют за свой коллектив. При проведении общественных мероприятий стараются держаться вместе. Большинство учащихся занимаются в различных кружках, как в школе, так и за ее пределами. Используют полученные знания, умения и навыки на уроках, в разнообразных конкурсах и соревнованиях проводимых в школе.

Психолого-педагогические выводы. 
На основании методик исследования, наблюдения и бесед с классом и учителями-предметниками, а также с классным руководителем могу сделать следующий вывод.

Класс является достаточно способным, сплоченным коллективом, подготовленным к учебе и готовым к преодолению трудностей различного характера. На уроках учащиеся, как правило, активны, почти всегда дисциплинированны, внимательны, всегда относятся к учителям с уважением. Класс достаточно дружный, активный, открытых конфликтов, как правило, не наблюдается. Учащиеся всегда готовы прийти на помощь своим товарищам.

Отличительные черты учеников класса: общительность, умение легко сходиться с новыми людьми, дружелюбие. Учащиеся имеют свою точку зрения и не стесняются высказать, доказать её. Ученики участвуют в учебном процессе и внеклассных мероприятиях с удовольствием. Классный руководитель внимательно следит за процессом обучения своего класса, за внешкольной жизнью своих учеников, находиться в постоянном контакте с родителями.

В перспективе необходимо проведение мероприятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся с целью формирования у них системы ценностей, с позиции которых они будут оценивать свои действия и поступки. В целом все необходимое для класса классным руководителем уже предусмотрено.

Исследование класса по методу №1

Метод исследования. Анкета для учащихся

Фамилия, имя ____________________________________________ Класс __________ Возраст ________________

1. Интересно ли тебе на уроках?

______________________________________________________________

2.  Помогает ли тебе учитель, если ты что-то не понял?

______________________________________________________________

3.  Обращаешься ли ты к учителю, если тебе что-то не понятно?

______________________________________________________________

4.  Стараешься ли ты вести себя так, чтобы получить одобрение учителя?

______________________________________________________________

5.  Водит ли вас учитель в театр, на экскурсии? _______________________________________________________________

6.  Разъясняет ли учитель, как готовить домашние задания?

_______________________________________________________________

7.  Помогает ли тебе учитель разобраться в ссоре с одноклассниками? _______________________________________________________________

8.  Хотел(а) бы ты другого учителя? _______________________________________________________________

9.  Подчеркни те слова, которые по твоему мнению подходят к твоему учителю:

    • чуткая – равнодушная,
    • заботливая – невнимательная,
    • строгая — мягкая,
    • добрая – злая,
    • справедливая – нечестная.

10. Нравится ли тебе в твоем классе? _______________________________________________________________

Анкетирование учащихся помогает выяснить степень позитивного отношения учащихся 4 «А класса к классному руководителю. Результаты опроса показали в целом высокую степень позитивного отношения к учителю со стороны учеников.

Анкетирование может проводиться анонимно в зависимости от обстановки и целей исследования для начального и среднего звена школы. Желательно учитывать возрастные особенности опрашиваемых.

Обработка данных анкет учащихся 

Ответ «да» по всем вопросам, кроме № 8, оценивается в 1 балл (соответственно ответ «нет» по ним оценивается 0 баллов). По № 8 за ответ «нет» ставится 1 балл, за ответ «да» – 0 баллов. По № 9 подсчитываем сумму первых (позитивных) подчеркиваний (кроме пары антонимов «строгая-мягкая» – по ней позитивным ответом для детей считается выбор «мягкая»). Если она равна 3 и более, то ставим 1 балл напротив № 9.

Таким образом, максимальное среднее показателя позитивности отношения к учителю и к классу равно 1,0 баллу, минимальное – 0 баллов. Также по каждому вопросу подсчитываем групповое среднее по данным всех детей класса, в том числе и по общим суммам по всем вопросам каждого ребенка.

Исследование класса по методу №2

Тест Тетерского (Дерево с человечками)

Тест помогает ученику определить его настоящее и желаемое эмоциональное состояние и даже в какой-то степени осознать свое положение в коллективе

psihologo-pedagogicheskaya-harakteristika-klassa

У каждого из этих человечков на дереве разное настроение, и они занимают различное положение. Для начала определите, какой из них больше всего похож на вас. После этого выберите человечка, на которого вы бы хотели быть похожи.

Расшифровка результатов теста:

Если вы выбрали позицию № 1, 3, 6 или 7, то это характеризует вас как целеустремленного человека, который не боится никаких препятствий и преград.

Если ваш выбор пал на один из следующих номеров: 2, 11, 12, 18 или 19, то вы общительный человек, который всегда окажет любую поддержку друзьям.

Выбор человечка под номером 4 определяет вас как человека с устойчивой жизненной позицией и желающего добиться всевозможных успехов без преодоления трудностей.

Номер 5 — вы часто бываете утомлены, слабы, у вас небольшой запас жизненных сил.

Выбор пал на человечка под номером 9 — вы веселый человек, любящий развлечения.

Номер 13 или 21 — вы замкнуты, часто подвержены внутренним тревогам и избегаете частого общения с людьми.

Номер 8 — вы любите уходить в себя, размышлять о чем-то своем и погружаться в собственный мир.

Если вы выбрали номера 10 или 15 — у вас нормальная адаптация к жизни, вы находитесь в комфортном состоянии.

Номер 14 — вы падаете в эмоциональную пропасть, скорее всего, подвержены внутреннему кризису.

Позицию номер 20 обычно выбирают люди с завышенной самооценкой. Вы прирожденный лидер и хотите, чтобы люди прислушивались именно к вам и ни к кому другому.

Выбор пал на человечка № 16? Вы ощущаете себя уставшим от необходимости поддерживать кого-то, но, возможно, вы увидели на этой картинке, что номер 17 вас обнимает — в таком случае вы склонны расценивать себя как человека, окруженного вниманием.

По результатам теста Тетерского (Дерево с человечками) 16 человек  выбрали позицию —  комфортно, дружит; 3 человека – проблемный лидер, 2 человека – наблюдатели, 2 человека– в подвешенном состоянии, 2 человека – стремящиеся.Радует то, что нет детей, которые бы выбрали позицию – не хочет быть в коллективе, отверженный, падающий.

Исследование класса по методу №3

Диагностика «Краски»

У учащихся должны быть цветные карандаши, а также листы для диагностики. На каждом листе нарисовано по 10 кружков, в каждый кружок вписаны следующие предметы, связанные со школой: звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, школа, урок, домашнее задание, тетрадь. Задача учащихся – раскрасить кружки в тот или иной цвет.

Если ребёнок окрашивает предметы в тёмные цвета, это говорит о том, что он испытывает негативные эмоции по отношению к этому предмету.

Цвет и настроение

Красный – восторженное, работоспособное, творческое.

Синий – грустное, печальное.

Оранжевый – радостное.

Жёлтый, зелёный – спокойное, уравновешенное.

Фиолетовый – тревожное.

Чёрный – мрачное, крайне неудовлетворённое.

Судя по данной диагностике ребята в основном выбрали яркие цвета, что говорит о позитивном настроении. Раскраска некоторых слов в диаграммах.

Исследование класса по методу №4

Методика определения сплоченности класса «Лесенка»

Цель: Выявление уровня сплоченности классного коллектива.

Предложила  ребятам поставить наш класс на определенную ступеньку: «Песчаная россыпь» – каждый в классе сам по себе;

«Мягкая глина» – мы объединяемся только на время под воздействием учителя;

«Мерцающий маяк» – ребята общаются только в «своих» микрогруппах, всех вместе нас объединяют общие дела и переживания, но это случается не всегда;

«Алый парус» – мы все дружны и сплочены, как команда, плывущая на одном корабле;

«Горящий факел» – мы нужны не только друг другу, но и другим — в школе и за ее пределами.

1 человек выбрал ступеньку – «Мягкая глина», 10 человек –«Мерцающий маяк», 13 человек – Алый парус», 1 человек-  «Горящий факел».

Обобщая свой опыт, мне было интересно и мнение ребят. Я попросила детей написать, какие мероприятия, дела в классе помогают нам стать более дружными. Первое место дети в основном отдали коллективным формам работы: работа над проектами, подготовка и проведение праздников, мероприятия с родителями.

Результат работы – дружный коллектив, в котором, конечно, как и в любом коллективе, бывают разные ситуации, но мы стараемся их разрешать. Каждый чувствует себя частью доброго, сильного, сплочённого целого классного коллектива. Ребята будут учиться вместе ещё много лет, чтобы процесс обучения был легче и приятнее, надо чтобы их окружали родные и близкие люди.

Пример характеристики класса №2

Психолого — педагогическая характеристика класса.

На 1 сентября 2018/2019 учебного года в классе обучается 21 ребенок: 9 девочек и 11 мальчиков. Дети разного возраста: 2004, 2005, 2006, 2007 года рождения.

Трое детей воспитываются в неполных семьях (Зотов Вадим, Кадейкина Виктория, Щербаков Платон ). Все остальные воспитываются в полных семьях. Алёшкина Наталия, Кабилова Мафтунахан, Шевякова Дарья из многодетных семей.

Важное значение для организации учебно-воспитательной работы и жизнедеятельности класса имеет состояние здоровья учащихся. Все обучающиеся физически здоровы. Есть дети с хроническими заболеваниями: Зотов Вадим (подготовительная группа). У группы ребят ослабленное зрение: Никонова Лиза, Кадейкина Вика, Кадомцев Андрей, Мангушев Женя, Халдеева Анна. К часто болеющим детям можно отнести Кабилов М. Все родители проявляют пристальное внимание к здоровью своих детей и понимают его важность.

Все обучающиеся класса активно участвуют в учебной деятельности. У большинства обучающихся сформирована стойкая учебная мотивация, выраженная высокой активностью на уроках. Они с желанием учатся, хотят учиться лучше, получать хорошие отметки, стремятся выполнить все задания учителя и с радостью откликаются на его просьбы.

Успеваемость в классе – 100%. В 2017- 2018 учебном году на конец года было 2 отличника (Зотов Вадим, Меньшов Леша), Они награждены Похвальными листами за отличную учебу. 10 хорошистов (Алешкина Наташа, Кадейкина Вика, Кадомцев Андрей, Кирсанов Максим, Кортушова Алена, Мангушев Женя, Никонова Лиза, Паршин Семен, Решетников Богдан, Сафиуллин Артем). Большинство родителей заботятся о детях, волнуются за их учебу, интересуются достижениями своих детей в учебной и внеклассной деятельности. У Щербакова Платона наблюдается неустойчивость внимания, снижены работоспособность и познавательная активность, не сформированы умения и навыки самостоятельной организации своих действий. С ним проводится индивидуальная работа, дополнительные занятия.

Среди обучающихся расширенным кругозором и повышенной любознательностью отличаются Халдеева Аня, Меньшов Леша, Алешкина Наташа, Мангушев Женя, Шевякова Даша. Эти ребята пользуются авторитетом в классе, к их мнению прислушиваются, с ними хотят дружить остальные обучающиеся класса. В прошлом году 2 человека приняли участие в олимпиаде — «Русский медвежонок», а 13 человек попробовали свои силы в олимпиаде по русскому языку, 21 – по математике. Преобладающий учебный интерес обучающихся к таким предметам как физкультура, изо, математика, чтение. Снижен интерес к русскому языку и литературе.

Большинство родителей позитивно настроены в отношении школы: помогают детям в учебе, контролируют их, отзываются на просьбы о помощи в уборке, ремонте школы, кабинета, подготовки праздников, проведении мероприятий. Родители поддерживают в детях учебную мотивацию, способствуют их личностному росту, развитию их умственных и физических качеств.

Поведение, в целом, в классе хорошее. Общий эмоциональный фон класса – ровный и спокойный. К 6 году обучения уменьшилось количество ссор. Дети сдружились между собой, стали терпимее друг к другу, готовы прийти на помощь. Самокритика развита недостаточно. Обучающимся бывает трудно оценить свои возможности, они более требовательны к другим, чем к себе.

Все дети класса занимаются в кружках, секциях, клубах дополнительного образования. Ребята нашего класса принимают активное участие в общешкольных мероприятиях. Обучающиеся с удовольствием готовят литературные инсценировки, соревнуются, ходят на экскурсии и походы. Каждый ученик имеет индивидуальное поручение и старается ответственно его выполнять. Высший орган самоуправления – классное собрание, планирующее, обсуждающее и оценивающее работу. Такая организация дает почувствовать каждому ребенку свою принадлежность к коллективу класса, учит самостоятельности и ответственности.

Ведущую роль в организации жизнедеятельности класса на данном этапе играет учитель, а дети и их родители являются активными и надежными помощниками. Родители оказывают помощь в организации внеклассных мероприятий. Исходя из вышеизложенного, в предстоящем году необходимо работать над развитием, сплочением детского коллектива, вести работу с неадаптированными детьми (Кабилова Мафтунахан), а также повышением интереса к русскому языку.

Подпишитесь на свежие новости

Статьи по теме:

  • Как составить характеристику на вожатого летнего лагеря: образец и примеры
  • Как составить характеристику на учителя начальных или старших классов
  • Характеристика 1 класса от классного руководителя: готовые примеры
  • Характеристика для военкомата: образцы и примеры написания
  • Готовая характеристика на ученика 4 класса от классного руководителя: примеры написания
  • Как написать характеристику на врача: образцы
  • Пример характеристики на главного бухгалтера для награждения: пример
  • Как составить характеристику на медсестру, образец
  • Как написать характеристику на опекаемого ребенка от классного руководителя
  • Характеристика на ПМПК 2 класс от классного руководителя: примеры и образцы
  • Что представляет собой характеристика на слабого ученика
  • Что такое характеристика на спортсмена
  • Как составить характеристику на студента проходившего практику в ДОУ воспитателем
  • Как написать характеристику на студентку, проходившую практику в начальной школе
  • Для чего нужна и как составляется характеристика на трудного ученика?
  • Характеристик на слабого ученика 1 класса (ПМПК): примеры
  • Как написать характеристику на ученика 1 класса?
  • Характеристика на ученика 2 класса от классного руководителя: подборка примеров
  • Как написать характеристику на ученика 3 класса
  • Готовая характеристика 4 класса от классного руководителя: примеры написания
  • Как написать характеристику на ученика 8 класса, образцы
  • Готовая характеристика на ученика 11 класса от классного руководителя: примеры написания
  • Правила написания характеристики на учителя начальных классов, математики для награждения грамотой
  • Как правильно написать характеристику с места работы в полицию: образец
  • Как составляется характеристика себя: что важно знать
  • Что такое психологическая характеристика личности

Добавить комментарий